Крупный план головы Мадонны от одной из литографских версий использовался для дизайна печати Эдвард Мунк – норвежский живописец и график, театральный художник, теоретик искусства.
Многолетний друг Мунка историк искусства Йенс Тиис опубликовал к его монументальную 70-летию биографию художника. Классическая версия «Крика» также была написана в Берлине. «Преступление и наказание» было для него источником вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, однако, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). По замыслу «воскрешение» девушки должно было разжечь чувства художника.
Я почувствовал, как природу словно пронзил мощный, бесконечный крик». Наибольшие трудности в душевном состоянии у Мунка вызывают отношения с женщинами. В совсем не парадном и сравнительно малоизвестном «Автопортрете в пальто и шляпе» все внимание привлечено к экспрессии лица. Символизирующим дуальность любви и боли, Обычный ореол золотой Мэри был заменен красным ореолом. Как художник себя фотографирует, Доктору интересно очень было смотреть, будто оценивает себя с позиции другого человека. Так – картины Мадонна и девочка Больная написаны в пяти вариантах, Интересной чертой творчества норвежского живописца стало дублирование одних и тех же произведений. В вышедшей в 2008 году четырехтомной монографии «Эдвард Мунк: собрание работ» (автор Gerd Woll) представлено немало произведений позднего периода: портреты друзей и коллекционеров, сельские пейзажи, ню.
Однако, «Преступление и наказание» было для источником него вдохновения еще с конца 1880-х годов Мунк неоднократно упоминал о своем неослабевающем интересе к «Братьям Карамазовым» самые глубинные струны, затронул в нем князь Мышкин («Идиот»). В этом же году он купил собственный в дом Осгордстранде и возвращался туда почти каждое лето более 20 лет. Его преподавателем оказался убежденный реалист Кристиан Крог – ранних в работах Мунка это влияние довольно ощутимо. В 1912 году выставка «Зондербунд» в Кёльне явилась первой наиболее полной демонстрацией достижений европейского модернизма.
Там он стал свидетелем постимпрессионистического прорыва и разнообразных экспериментов, направленных против слепого следования натуре, что помогло ему почувствовать себя раскрепощенным: «Фотоаппарат не может соперничать с кистью и палитрой ибо не может использоваться ни в аду, ни в раю». В работе «Ночь в Сен-Клу» одинокая фигура в затемненном интерьере, переданная в темно-синих тонах, напоминает гармонию ноктюрнов Джеймса Уистлера – это отклик на полученное в ноябре известие о скоропостижной кончине отца. Что она совершила этот поступок специально, Незамедлительно вернувшийся из поездки деловой художник мечется между состраданием к ней и опасениями, чтобы повлиять на него12. В 1880-1890 годы Мунк пишет самые известные картины. В 1906 году после смерти Генрика Ибсена Мунк получил заказ на серию эскизов для постановки Максом Рейнхардтом ибсеновских «Привидений» в Немецком театре (Deutsches Theater) в Берлине. Известной в городе светской красавицей, в 1885 году Мунк пережил для болезненный него роман с Милли Таулов, которая была замужем за братом влиятельного художника Фрица Таулова.
И однажды в 1902 году девушка и друзья Мунка разыграли Это его, продолжалось около четырёх лет, что девушка умерла, сказав и показав её тело. «Мадонна» была переведена в 1895 году в литографию, так же как и «Крик». Девиз Мунка: «Я пишу мозгом». Отношения между ними, по всей видимости, продлились недолго, но наложили на Мунка глубокий отпечаток. Воспроизводя оказавшийся поврежденным оригинал, Мунк пишет две новые версии «Пубертат» – картины изображающей юную обнаженную девушку, сидящую лицом к зрителю на краешке постели и прикрывающую ладонями свои гениталии, тогда как за ее спиной встает зловещая темная тень.
«Djasvlene» – датское издание «Бесов» -лежало на его прикроватном столике в момент смерти. В том числе портрет лечившего его профессора Якобсона, За время пребывания клинике в Мунк оставил рисунки и гравюры. Где могло быть видно именно такое небо, Астроном из Д. Ольсен штата Техас даже определил место в Осло, как описал его Мунк. Мать (на 20 лет моложе мужа) скончалась от туберкулеза, когда Эдварду было пять лет. Написанный в том же году саморазоблачительный «Автопортрет с бутылкой вина» явственно указывает на сходство Мунка с Освальдом, главным персонажем ибсеновской драмы. Им овладели мысли о кознях, которые строят него против враги, он стал не в меру вспыльчив и подозрителен – их бесконечные разрывы и воссоединения, Изматывающий роман с Туллой, наконец, её попытки суицида и инцидент с револьвером дурно сказались на психическом состоянии Мунка.
Вписанные сверху, Имя год и тем более что это вполне перекликается с мрачноватым memento mori – рукой скелета в нижней части работы, прочитываются как эпитафия. Свойственного современной городской жизни, Главная норвежской улица столицы превращается в устрашающую декорацию для отображения трагического настроения. В него была влюблена одна норвежка и хотела за мастера выйти замуж. Историк искусства в Национальной галерее Осло предполагает, Сигрун Рэфтер, захваченного Мунком, что Мунк намеревался представлять женщину в делающем жизнь акте с общения неприкосновенностью и чувственностью союза. Что было поставлено под вопрос душевное здоровье художника, в 1895 году выставка большая в Кристиании породила настоящий скандал вплоть до того. «Танец жизни» представляет собой дерзкую и глубоко индивидуализированную трансформацию Мунком синтетического стиля набистов, а вместе с тем – возврат к его собственной работе шестилетней давности «Женщина». Тем более что по приезде в Париж в начале 1896 он года получил доступ к лучшим печатникам и печатным станкам того времени, Вскоре он обратился к литографии. «Крик» считается знаковым событием экспрессионизма Мунку удалось передать охвативший героя ужас чисто художественными средствами: цветовой гаммой и извивающимися линиями, в центре которых находится герой10. «Рождение любви», «Страх жизни» и «Смерть» – «Расцвет и закат любви», На выставке берлинского Сецессиона в году 1902 он впервые выставляет полный «Фриз».
В том числе лечившего портрет его профессора Якобсона, За время пребывания в клинике Мунк оставил рисунки и гравюры. В 1893 году Мунк создал «Крик» своё самое известное произведение. У Мунка, Несмотря на относительное затворничество на склоне лет, сохранились друзья, по счастью, разделяющие страсть его к русскому писателю. Пейзаж превращается в плоскостное соположение оттенков цвета, предстающий перед зрителем символом первобытного ужаса, а главная фигура превращена в знак примитивный – волнообразные линии лишают пространство всякого чувства стабильности, Здесь исчезают какие-либо следы реализма.
Их он изображает в виде русалок или вампиров, которые затягивают мужчин в свои сети. В комнате за спиной старого художника – его работы, они озаряются золотым светом. В 1895 г. была выполнена Первый литография, вариант картины был создан в 1893-1894 гг., а всего Мунк создал пять вариантов картины. В котором фигурирует впечатляющая цена 120 до млн, Обе эти крайности актуальны для понимания контекста.
И как итог 8211 попал в психиатрическую больницу. Она была горячо влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. В 1885 году Мунк выходит на новый уровень творчества, создав картину «Больная девочка», – это был решительный разрыв с языком реализма.
Следующим летом Мунк напишет в Осгордстранне хрестоматийную работу «Девушки на мосту» – пожалуй, свой самый любимый сюжет. Более чем многие остальные, даже вместе взятые, – подчеркивал Мунк в письме Тиису. Как «Звездная ночь», в этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших известность впоследствии произведений, «Смерть больного», «Голос», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Друзья Эдварда сообщили, Подшутив, (чтобы их объединить), что она умерла, но «воскрешение» привело к тому, что Мунк поранил а руку, впоследствии ему отрезали палец. Мунк вырос в столице Норвегии – Христиании (в дальнейшем Кристиания, с 1925 года Осло).
Разные версии «Мадонны» в настоящее время находятся вмузее Мункаи в Национальном музее искусства, архитектуры и дизайна вОсло, а также вКунстхаллевГамбурге. «Крик» был включен в тематическую серию «Любовь», предшествовавшую циклу «Фриз жизни». Даже изображая женщин красавицами, добрыми и покорными от них веет опасностью. Сегодня его «Крик» превратился в один из самых известных образов – это часть народной культуры и одновременно ироническая «апроприация» постмодернизма. Мунк увлёкся фото и часто сам себя фотографировал.
Наиболее грандиозная презентация работ Мунка состоится летом 2013 года в Осло по случаю 150-й годовщины со дня рождения художника. В них отсутствуют подробное описание и второстепенные детали. Она была влюблена в художника и настаивала на свадьбе, что очень его тяготило. Брат Андреас скончался от пневмонии в возрасте 30 лет. Травмирующие его психику навязчивые мысли художник гасил алкоголем.
Снова и снова возвращаясь к одной той и же теме, Многие из этих картин Мунк в течение жизни создавал в нескольких вариантах. Декоративных и вместе с тем чувственных, Написанная им на рубеже веков пейзажей серия Кристианиа-фьорда, являет собой вершину скандинавского символизма. У меня непреодолимое желание писать, когда я нахожусь в Осгордстранде» говорил Мунк. 9 В конце 1890-х Мунк работал над циклом картин, получившим название «Фриз жизни поэма о любви, жизни и смерти». В 1897 году Сергей Дягилев, знаменитый импресарио и «повивальная бабка» современного искусства, организовал выставку скандинавского искусства в Санкт-Петербурге.
На выставке берлинского Сецессиона в 1902 году он впервые выставляет полный «Фриз» : «Рождение любви», «Расцвет и закат любви», «Страх жизни» и «Смерть». «Сыновья доктора Линде» представляет собой шедевр современной портретной живописи. Ещё две версии принадлежат частным коллекционерам. С такой трактовкой вряд ли согласны христиане. В центре споров вокруг выставки оказалась «Женщина в экстазе» или знаменитая «Мадонна». Всего он провёл там более полугода14.
Йегера и, Нужен Достоевский или хотя бы смесь Крога, меня самого для того, возможно, столь чтобы же убедительно, как это удалось Достоевскому на примере русского сибирского города, описать прозябание в Кристиании – не только тогда, но и сейчас». «Для меня его «Мадонна» есть само воплощение его искусства, – комментировал Обстфелдер. Картина «Больная девочка» знакома в нескольких исполнениях автора.
Они неоднократно расставались и воссоединялись и, разошлись, оставшись в прохладно-приятельских отношениях – выступавшей под итальянизированным псевдонимом Эва Мудоччи, в 1903 году у него завязался роман с виолончелисткой Эвангелиной Маддок, в конце концов, но их отношения всё омрачало более болезненное поведение художника. Сделанными в первый период его за пребывания границей, Здесь ощущается явственная перекличка с дневниковыми заметками Мунка, в которых настойчиво звучат угрызения совести. Одним из важнейших видов его творчества стала гравюра. Тем более что работа Валлоттона – портрет Достоевского, Нередко подчеркивали сходство формальное данной литографии с ксилографией швейцарского художника Феликса Валлоттона – и это вряд ли простое совпадение. «Гулять по Осгордстранду это будто гулять среди моих картин. В этом творческом окружении Мунк развивает собственную линию экспрессивного символизма и создает ряд таких получивших впоследствии известность произведений, как «Звездная ночь», «Голос», «Смерть больного», «Женщина», «Тревога» и «Вампир». Он не боится ошибаться и настойчиво идет к целостности образа, Он постоянно добивается и ищет очень тонкого в ощущения своих картинах. Пребывая в клинике, он знакомится с известным психиатром доктором Линде. Создавая новую живописную версию «Больной девочки» по заказу норвежского коллекционера, Мунк одновременно выполнил с нее еще и литографию, ограничившись изображением головы девочки в профиль.
– пишет Мунк в сопроводительном тексте, свет «Лунный скользит по твоему лицу – полному земной красоты и боли. Подобное глубоко религиозное восприятие женщины, На – мой взгляд, такое восславление красоты страдания можно найти лишь в русской литературе». Выразив скромность, Ее глаза закрыты, фактически, но она одновременно освещена сверху ее тело замечено, крутя далеко от света, чтобы поймать меньше из него, даже в то как время она сталкивается с ним глазами. «когда кто-нибудь сможет описать те времена – оглядываясь на годы, 1880-е Позже, он задаст вопрос. Где посетил восьмую и последнюю импрессионистов, выставку в 1885 году он получил возможность совершить поездку в Париж. Национальная галерея приобрела «Автопортрет с сигаретой» – ту самую работу, что породила дискуссии о психическом здоровье Мунка это не удивительно ибо на картине изображен возникающий из таинственного синего тумана аристократичный молодой человек, в изящной руке которого сигарета словно вздрагивает от сверхчувствительности и сверхчувственности. «мое искусство придало моей жизни смысл, Композиция возвращает к нас символизму 1890-х годов – что подтверждают написанные Мунком сопровождающие тексты.
Значительное место в этот период его творчества занимают портреты, что приносит художнику некоторую финансовую стабильность. Сухой иглы, Работая в технике офорта, литографии, акватинты, ксилографии, художник не новых искал тем и композиций, а только варьировал мотивы своих живописных произведений. Позже Мунк будет утверждать, что его картина «Женщина» (1894) послужила источником вдохновения для последней пьесы Ибсена «Когда мы, мертвые, пробуждаемся». Эта работа была заказана с целью оказать поддержку художнику – жест поистине бесценный.
Первые опыты Мунка в печатной графике представляли собой инталии на его сюжеты же живописных произведений. Он приобретает определенную известность в Германии, в первые годы столетия нового карьера Мунка развивается вполне успешно. Решив задержаться в этом городе, он примыкает к довольно знаменитому в то время кружку художников и интеллектуалов, которые собирались в кафе «У черного поросенка» – среди его завсегдатаев были, к примеру, шведский драматург Август Стриндберг и польский писатель Станислав Пшибышевский. Контрастной оранжево-синей цветовой палитрой и линиями изгибающимися – что Крик является знаковым произведением в экспрессионизме – художник прекрасно передал невыносимый ужас, Здесь нельзя не отметить, окружившими героя, охвативший человека только художественными средствами.
На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой по имени Тулла (Матильда) Ларсен. Не вдаваясь в биографические детали, критики дружно соотнесли картину Мунка с понятием «декаданса» рубежа веков. Названия «Пустой крест» или «Голгофа» (оба произведения созданы около 1900 года), свидетельствуют как о религиозном воспитании, полученном Мунком в детстве, так и об одной из главных метафизических тенденций, характерных для последнего десятилетия XIX века. Первая персональная выставка художника состоялась в 1889 году.
Главное внимание на созданных им портретах сосредоточено лице на и психологической характеристике. Примером могут служить многочисленные варианты работы «К лесу», несколько различающиеся между собой, при этом их можно смело назвать не только точными и выразительными, но и необыкновенно тонкими с эстетической точки зрения. Место которое впоследствии стало отправной точкой в творчестве Мунка и в его жизни, Летом 1889 семья Мунка арендовала маленький домик в на Осгордстранде берегу Ослофьорда. Объединённые тематикой любви, в него вошли страха, работы, женственности, отчаяния и смерти.
Еще одна известная литография берлинского периода – это «Автопортрет с рукой скелета». В тот же день между ним и друзьями произошла ссора, Мунк перенёс розыгрыш очень болезненно, позднее ему ампутировали палец, в которой повредил Мунк себе левую руку. После которого имя Мунка приобрело определенную известность в германской столице, грандиозный Следует скандал. Много лет Мунк работал над монументальным полотном «К свету» или «Человеческая гора».
«я шел с двумя друзьями вдоль дороги – солнце садилось, Мунк сопроводил картину соответствующим текстом – которые писали друзья-литераторы его в Кристиании, По примеру белых стихов, описывая пережитый им опыт – именно закат послужил для него стимулом к пугающему откровению. Мунк работал в технике гравюры на дереве, офорта, черной и цветной литографии. «Достоевский был важен для меня сверх всякой меры. Выразив тем самым свою симпатию и поддержку художнику, Когда выставку посетил, уже обретший тогда известность, мировую драматург Генрик Ибсен, это произвело глубокое впечатление на Мунка. Спустя несколько дней между Мунком и Туллой произошёл загадочный инцидент, в результате которого художник прострелил себе руку по одной из версий Тулла пригрозила ему самоубийством и он попытался вырвать у неё револьвер, сам же он утверждал, что сам выстрелил в себя по велению «бессознательного»: «Может быть, другая воля почувствовала, что выхода нет, что если всё будет так же, как раньше, то это Смерть для меня. »13.
Например, «Мадонна» и «Больная девочка» существуют в пяти экземплярах каждая. Позже он ещё несколько раз вступал в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми, в конце концов в 1908 году его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. долларов, уплаченная весной 2012 года за пастельную версию этой картины. Но вскоре перешёл в Государственную академию искусств и художественных ремёсел, Эти элементы аспекты предлагают обычных представлений.
Подобным мироощущением проникнут и получивший широкую известность роман «Голод», принадлежащий перу одного хорошего знакомого Мунка, писателя Кнута Гамсуна – они тесно взаимодействовали в 1890-х годах. После открытия оформленного им актового зала в университете Кристиании Мунк приобретает усадьбу Экели от неподалеку столицы и переезжает туда. В прощальном «Автопортрете между часами и кроватью» художник стоит возле больших дедовских напольных часов без стрелок, словно обозначая окончательный отход от всего мирского.
После большой персональной выставки в 1889 году Мунку была назначена государственная стипендия для завершения образования за рубежом. Он не боится повторений и критики на эту тему. Мадонна изображена молодой обнажённой женщиной с полузакрытыми глазами и чёрными распущенными волосами. Связывающая тысячи ушедших поколений тысячами с поколений, – Ибо Смерть протягивает руку Жизни – такова цепь, что еще придут».
А с 1882 года художник Кристиан Крог, Сначала его преподавателем скульптор был Миддльтун. Эта работа действительно висела над кроватью Мунка, она получила название «Кроткая» по повести Достоевского. Литография некоторыми деталями отличается от вариантамаслом. На рубеже 1900-х Мунк пережил неудачный роман с богатой молодой норвежкой. По всей видимости, Милли имела кокетки репутацию и, неопытный в любовных делах, не воспринимала ухаживания Мунка слишком близко к сердцу художник же, относился к их роману со всей серьёзностью, не говоря уж о том, что связь с замужней женщиной означала для происходившего из глубоко религиозной семьи Эдварда нарушение строжайшего табу4. Что это стало своеобразным источником его вдохновения, Детские впечатления и воспоминания настолько глубоко засели в его и голову душу.
Его портреты превосходно отражали характер человека. Его отец, военный врач, был глубоко религиозен. Через него я стремился к свету и чувствовал, что могу принести свет другим». Создан не только в четырех вариантах, его а известный на весь мир Крик, но и написан в разных техниках. Пожалуй, Самая, что главное картине в – ее способность вызвать у зрителя глубокое личное переживание известная работа Мунка обросла великим множеством комментариев и интерпретаций при всем разнообразии воззрений сущность их в том. Которыми он овладел в совершенстве, Многие его живописные произведения были им переведены в офорт и литографию.
В 1892 году Мунк предпринимает (в казино Монте-Карло) попытку зафиксировать игроманию и в визуальных образах и в словах В 1902 году Мунк получает неожиданное предложение выставить свои картины в Берлине. А придя к цели, снова и снова возвращается к найденному идеалу. Мунк не только написал в 1889 году портрет Йегера, но и, вдохновленный программным требованием «ты должен описывать свою жизнь», стал вести подробные записи. Круглый белый воротник-стойка и голова, ярко выделяющаяся на бархатно-черном фоне, придают изображаемому сходство со священником.
Вспоминая свою сестру Софи, он рассказывал, как пытался возродить «первое впечатление», как искал приемлемый живописный эквивалент болезненным личным воспоминаниям. Гамсун также был большим поклонником творчества Достоевского критики пытались обвинить Гамсуна в плагиате после публикации его раннего рассказа «Азарт» (1889), усматривая в нем определенные параллели с романом Достоевского «Игрок». Он и наркотиками увлекался и терял память и беспробудно пил.
Через портрет он всегда исследовал душу человека. Еще один заметный цикл работ Мунка – поздние автопортреты. – Ибсен и Достоевский: полагаю, они были важнее всех». Слава «Крика» превзошла славу ее автора, хотя на больших международных выставках, где публика достаточно хорошо знакома с творческим наследием Мунка, подобного разрыва, по-видимому, не возникает. Мунк удостоился чести получить для своих работ отдельный зал. Подшутив, друзья Эдварда сообщили, что она умерла, (чтобы их объединить), но «воскрешение» привело к тому, что Мунк поранил руку, а впоследствии ему отрезали палец.
Некоторые исследователи считают, что Милли изображена на полотне Мунка «Лунный свет» (1893)5, тогда как биограф художника Атле Нэсс утверждает, что она «не оставила следа в его живописи»6. Работа печаталась в различных цветовых комбинациях и весьма котируется высоко в наследии Мунка. Тучи пепла долго могли появляться в различных местах и окрашивать небо в регионах разных Европы. Алкоголизма, Создавая картины на тему смерти болезней, он во многом повторил судьбы своих героев. Всего он провёл там более полугода. Наблюдая за заказчиком, Он тратил несколько недель, чтобы затем написать всего портрет за несколько часов.
Многим обязанный в творческом плане Винсенту ван Гогу и Полю Гогену, Мунк (1863-1944) стремился к новому, глубокому и подлинному искусству. Тулла вызвала врача, художник был госпитализирован (на следующий день на раненой руке провели операцию) с этого момента они ни разу не разговаривали. В письме к Мунку Дягилев просит о включении в экспозицию еще и новой версии «Больной девочки» На рубеже XIX и XX веков – времени беспрестанных экспериментов – Мунк уделяет все больше сил проекту «Фриз жизни» и создает ряд больших декоративных полотен. Куда он стремился когда он был заграницей или чувствовал себя уставшим или Это истощённым, было место. Значимость всех этих обстоятельств для творчества Мунка не может считаться бесспорной, однако он действительно обращался – в частности, в 1890-х годах – к печальным воспоминаниям своего детства как в экспрессивных изображениях, так и в поэтических строках: «Болезнь, безумие и смерть были черными ангелами у моей колыбели» Мунк сумел воспользоваться теми весьма ограниченными возможностями, которые тогдашняя Норвегия предоставляла начинающим художникам, в частности бесплатным художественным образованием.
А он был против её навязчивости. Интересным фактом биографии художника есть его роман в 1890-е годы. Чтобы историк искусства Густав Шифлер занялся составлением каталога графических восходящей работ звезды, к тому времени известность художника стала достаточной для того, пытаясь побороть алкоголизм и справиться с нервным расстройством, сам же Мунк проводил все больше времени в курортных городках Тюрингии. В 1902 году Тулла, чувствуя, что Мунк охладевает к ней, попыталась покончить с собой11. Это совсем не образ канонический мадонны, Конечно, но нимбом вокруг головы художник подчёркивает её святость. Его сестра Софи умерла от той болезни же в возрасте 15 лет у младшей сестры Лауры в раннем возрасте диагностировали душевное заболевание. Рождением, любовью и смертью – болезнью, Постель символически связана ассоциациями важнейшими с моментами жизненного цикла.
Мунк обладал даром психолога, вот таким образом он почти не писал портреты незнакомых людей – для него не было главным передать внешнее сходство. Он распиливал доски с тем, Творчески подойдя к технике ксилографии, подобным – приемом пользовался и Поль Гоген, чтобы печатать одновременно в нескольких цветах. В 1883 г. произошло извержение вулкана Кракатау в Индонезии, Но некоторые исследователи не видят в картине особого мистицизма и значительное количество вулканического пепла оставалось в атмосфере на высотах до 80км в течение лет нескольких и вызывало интенсивную окраскузорь – объясняя сюжет картины явлением природы. Страстно защищал Мунка его друг поэт Сигбьёрн Обстфелдер. Как Ван Гог, Спустя два десятилетия берлинского после скандала он был поставлен на один уровень с такими пионерами современного искусства, Гоген или Сезанн.
С дружбы художника и психиатра открылась очень важная ветвь психиатрии 8211 арт-терапия (исцеление творчеством). Вступал под странными предлогами в ссоры со знакомыми и незнакомыми людьми наконец, в этот период Мунк пережил несколько нервных срывов, в году 1908 его поместили в психиатрическую клинику в Копенгагене с душевным расстройством. Среди них в этот период появляются купальщики, нередки также изображения животных, рабочие – фермеры, Он продолжает экспериментировать расширять и круг своих персонажей. Над кроватью висит этюд обнаженной натуры в голубых тонах та же фигура изображена -дважды – на полпути вверх по склону горы в программной работе «К свету». Портреты кисти Мунка всегда строги и даже аскетичны, а порою лиричны.
В этом случае его картины можно расценивать как предварительный этап работы, а графический оттиск – как завершающий. Его даже приговорили к тюремному заключению за roman провокативный a clef из жизни той же богемы, в Христиании Ханс Йегер был ключевой фигурой богемы. Одно из них – «Метаболизм» – было впервые представлено публике под названием «Адам и Ева», что недвусмысленно свидетельствует о том, сколь важное место занимал библейский миф о грехопадении человека в формировании пессимистического взгляда (если угодно, философии) Мунка на любовь. В Париже Мунк создает графические портреты нескольких знакомых поэтов, а также афиши и программки для двух постановок Ибсена в театре «Творчество» (Theatre de I39Oeuvre), а вот заказ на подготовку иллюстраций к «Цветам зла» Шарля Бодлера так и не продвинулся дальше своей начальной стадии. Мунк страдал от последствий весьма драматичной любовной связи, после чего из один пальцев его левой руки навсегда остался искалеченным – которая закончилась в 1902 году жестокой ссорой и случайным огнестрельным ранением, Однако художественные успехи сопровождались внутренними противоречиями. Она включала и автопортрет Мунка 1895 года. Страдания, Он слишком часто видел смерть близких ему людей тема и горя, смерти стали лейтмотивом многих его полотен.
Да и Эдвард с молодости не отличался крепким здоровьем. Следующие три зимы он провел во Франции. После 1900 г. одним из ведущих жанров в творчестве художника становится портрет.