Антонио Каналь родился 7 октября 1697 г. в Венеции. Так начинается завоевание «феноменологического» света, более эффективного при точной передаче непосредственной действительности. Что всю свою жизнь он посвятил исключительно живописи, Богатство творческого его наследия свидетельствует о том. Один из них – Оуэн Максуини. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым. Тогда же он создал 31 офорт некоторые из них носят «идеальный» характер, другие более «реальный», но все они изображают лагуну и виды Венеции.
Продолженное английскими пейзажистами XVIII в. и Констеблем и завершившееся в XIX в. светлым романтизмом Коро, Так творчество завершилось Каналетто. В них художник достигает прозрачности и чистоты атмосферы. На смену искрящейся атмосфере пришли выписанные скрупулезнейше венецианские достопримечательности. Сэр Хью Смитсон попросил Каналетто написать вид на Лондон через арку нового моста.
В новом жанре приходилось работать более формально. Во многом определявшееся ранее посреднической активной торговлей, Венецианская республика окончательно потеряла свое влияние. Первой известной исследователям работой Каналя с авторской подписью является «Архитектурное каприччо» (1723). В Лондоне Каналетто провел девять лет (за вычетом краткой поездки в Венецию в 1750 году). В 1755 Каналетто возвращается в Венецию, где обнаруживает изменение как художественного рынка, так и вкуса (показательно, что Академия вплоть до 1763 не принимала Каналетто в свои члены). Все остальное – его картины. Уже обретший мировую известность, в году 1763 шестидесятилетний художник, был удостоен чести стать членом Академии художеств Венеции. Об этом громко говорили недоброжелатели живописца.
Знакомство с английским пейзажем открыло новые возможности для в совершенствования манере тональной живописи. Его работы сохранили блеск, но им не хватало былой уверенности. Продавая картины английским аристократам, в Венеции он на зарабатывал жизнь, традиционно навещавшим Венецию. Как поэтическое воспоминание о Венеции воскресают в памяти полотна Каналетто с изображением самых живописных уголков города церкви Санта Мария делла Салюте на острове или Джудекка построенной Палладио церкви Сан Джорджо Маджоре.
Последняя дошедшая до нас работа Каналетто – рисунок пером и тушью. Горизонт теперь служит неба, стыком испещренного облаками и водной глади, отдельные участки которой ритмизованы расположенными в разных местах лодками – напротив, в конце 1750-х Каналетто уменьшает размеры зданий и силуэтов и, насколько возможно, увеличивает, пространство. Четыре «Вида Венеции» (Монреаль, собрание Пиллоу) исполненные в 1725- 1726, свидетельствуют о глубоком интересе художника к эффектам светотени свет падает на потрескавшуюся поверхность штукатурки или на розовые расщелины в кирпиче, создавая великолепную живописную картину.
В 1730-е годы к нему приходит известность в связи с исполнением серий для ведут английского консула в Венеции Дж. А в пейзаже «Замка Варвик» (Варвик, собрание лорда Варвика) преобладает очарование английской деревни, Перспектива центральной аллеи разворачивается в «Виде Сент-Джеймского парка» (1749, собрание лорда Малмебери) и тихой спокойной. Жизнь на родине не радовала. Создание точной ведуты («veduta esatta») отвечало стремлению к объективной передачи реальности, что было неотъемлемой чертой искусства века Просвещения.
Выпущенный альбом позволил освоить манеру популярного художника тем, кому не давали покоя его лавры. Работал в Риме (17171720), где писал городские виды и познакомился с произведениями римского ведутиста Дж. П. Это изменение стиля особенно заметно в двух больших сценах из собрания Креспи в Милане – «Прием посла Боланьо во Дворце дожей» и «Отъезд венецианского дожа для обручения с морем», густая пастозность светотеневого периода заменяется здесь более плавной и тонкой манерой, придающей виду характер словно «после дождя». Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию. В делах Смит выступал замечательным профессионалом. «Этот капризный парень, – однажды заметил Максуини в письме к одному из своих клиентов, – ежедневно меняет цены на свои картины». После этого начал писать свои знаменитые виды Венеции. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса.
На которых запечатлены многолюдные сборища венецианцев по случаю торжеств, в серии для двух знатных английских заказчиков входят более полотна камерные с изображением видов города и ведуты. Паннини и голландского мастера пейзажа Г. ван Виттеля. В 1746 г. Каналетто едет в Лондон, чтобы быть ближе к каналам сбыта своих картин. Денег хронически не хватало. Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, в отличие от большинства художников того не времени, делая предварительных набросков и эскизов. С конца третьего десятилетия в творчестве Каналстто «идеальные виды» и светотеневые эффекты уступают свое место «реальным видам» Венеции или лагуны, преисполненным более яркого сияния. Антонио Канальо было суждено стать художником, ведь мальчик родился в семье художника и с самого детства его окружали холсты, краски и удивительная атмосфера живописи.
«я изображающий певчих в соборе Сан-Марко, сделал этот рисунок, возрасте в 68 лет, не прибегая к очкам – Джованни Антонио де Каналь, в нижней части листа написано. Жизнь на родине не радовала. Уже тогда, не смотря на молодость, его талант живописца не вызывал сомнений. Его работы явно потеряли свежесть из них ушло живое дыхание жизни. Но если отбросить эмоции, то, пожалуй, следует согласиться с современными искусствоведами, утверждающими, что Каналетто допустил ошибку, пытаясь «срифмовать» Темзу с венецианским Большим каналом.
Полихромия ведут с изображением торжеств в картинах с изображением будничной Венеции жизни сменяется более приглушенными красками. В последних он передает сцены выезда дожа на его галере «Бученторо» в день Вознесения или празднования обряда обручения дожа с морем, театрализованные пешие процессии («андате») в церковь Санти Джованни э Паоло на службу, регаты на Большом канале, церемонии приема послов. Более того, если верить документам, он составлял ему серьезную конкуренцию.
Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками. Чувствовалось, что художник перестал любить жизнь. Расположенных на ее набережных, Здесь он писал ведуты с изображением мостов через Темзу и дворцов, устремленных ввысь средневековых аббатств, виды парков английских с их бесконечной перспективой и неопалладианскими павильонами. В «Кортеже дожа на кампо Сан-Рокко» (Лондон, Нац. Сменилась и мода: теперь в ходу были ведуты, созданные в более свободной (почти импрессионистической) манере. Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой.
В двадцать один год художника имя начинает числиться в списке городской гильдии живописцев и скульпторов. Впрочем, эти фразы косвенно свидетельствуют и о том, насколько популярен уже в 1730-е годы был художник. В Риме он познакомился с Ванвителли и голландскими ведутистами и «бамбоччанти», внимательными наблюдателями реальности, которые научили его правильному пониманию перспективы, привили вкус к эскизности и к народной жизни, подтолкнув его к «разрыву с театром и способствовав обращению к естественным видам» (Дзанетти, 1733). Учился у своего отца, театрального художника Бернардо Каналя. Все так же скользили гондолы по тихой глади Большого канала, все так же толпились на пристанях матросы, все так же степенно прохаживались вдоль набережных купцы в роскошных бархатных камзолах. Составив из них альбом, он отослал его в Англию.
Представляющих для него художника как века Просвещения особую ценность, Каналетто тщательно фиксирует подробности исторических событий в жизни Венеции. Составив из них альбом, он отослал его в Англию. Последними годами жизни художника датируются картины «Портик палаццо» (Венеция, гал. В списке членов городской гильдии скульпторов и живописцев его имя появляется в 1720 году.
Яркие краски, которыми переданы одеяния дожа и знатных сановников республики Святого Марка, костюмы горожан, позолота резьбы «Бученторо» и гондол, сверкающие в солнечных лучах палаццо, переливающаяся гладь воды Большого канала или водного бассейна Сан Марко у Пьяцетты образуют единую нарядную и праздничную колористическую гамму полотен. Вероятно, в 1742-1743 Каналетто совершил вторую поездку в Рим, результатом которой стало несколько «дессюде-портов» (Виндзорский замок) исполненных для Смита в причудливой манере, напоминающей «каприччи» Паннини. Как прежде, гремели веселые карнавалы. Словно передвигаясь, Каналетто изображает их на фоне пространства водного с различных точек города, находя все новые ракурсы и связанные с ними нюансы освещения. Площади, каналы, набережные – весь город пронизан прозрачным светом, который скользит по предметам на первом плане, проникает всюду, выхватывает более отдаленные детали, кристаллизует кишащую венецианскую толпу. Второе (расширенное) издание сделало художника по-настоящему знаменитым.
Именно по совету Каналетто Максуини начал писать миниатюрные виды Венеции для богатых англичан. Возможно, они были исполнены во время второго пребывания в Риме в 1742 году. Один из них Оуэн Максуини. Воды, Краски неба, костюмов приведены в них к сплавленному звучанию, тональному архитектуры.
Этот жизнерадостный ирландец, обанкротившись, покинул Лондон. Он был не просто подсобным материалом из которого черпаются детали, но самостоятельным произведением, передающим первое впечатление от натуры, от увиденного пейзажного мотива, архитектурного ансамбля. Пейзажный рисунок отныне стал особой стороной его деятельности. В одной из ранних ведут Каналетто – «Площадь Сан-Марко» (1723, Лугано, собрание Тиссен-Борнемиса) – персонажи исполненные в эскизной манере, указывают на влияние Карлевариса, а чередование полос тени и света, переливающихся на красном кирпиче Кампанилы и на лазурной глазури стен Прокураций, напоминает манеру Марко Риччи, художника руин.
Подробной его биографии мы не знаем. Смит прекрасно разбирался в искусстве. Смит прекрасно разбирался в искусстве. Его приезд совпал с завершением строительства нового Вестминстерского моста. Впоследствии стал писать в студии, пользуясь камеройобскурой.
Города веселого и солнечного, Наперекор всяким романтическим предчувствиям поэтический язык Каналетто именно рождает эту абсолютную потребность правдивости изображения – он пишет историю Венеции, который и не подозревает о своем скором и неизбежном упадке, богатого и аристократического. Не создав уже больше произведений, По возвращении на родину Каналетто в основном повторял старые по сюжеты, художественной значимости равных ранним работам. В юношеские годы Каналетто испытал и влияние М. Риччи, работавшего в другом виде традиционного пейзажа каприччо.
Нравственный и культурный, Человек по-европейски просвещенный, которые нельзя объяснить, научно Каналетто избегает тех форм. Среди интересующихся были два иностранца, сыгравшие немалую роль в судьбе художника. В отличие от большинства художников того времени, Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов. Лондона и других городов с документальной точностью совершенством и перспективы, Он писал панорамные виды Венеции, наполняя их красочными изображениями городской жизни.
Полотна же с фантастической или искаженной перспективой в неизменно Академии приветствовались. Смита и герцога Бедфорда. Но верный Смит (зная наверняка, что не сможет продать новые полотна) упорно заставлял Каналетто работать. Маленькие площади (кампи) Венеции со зданиями церквей и филантропических братств (скуол), виды мола, вид таможни на мысе острова Джудекка, перспективы Большого канала с его легкими мостиками, под которыми проплывают гондолы, набережными с выстроившимися вдоль них палаццо из истрийского камня оживлены в его ведутах фигурками горожан, рыбаков, торговцев, гондольеров. У этого успеха была и оборотная сторона. Каналетто, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой жизнью и удивительным светом – в от отличие Карлевариса, Но есть и серьезное расхождение.
Постепенно отказываясь от изображения иллюзорного перспективного пространства, обратился Он к жанру ведуты, приемов барочной сценографии и передавая с помощью камеры-обскура все более широкие панорамные виды. В такой манере писал Франческо Гварди (1712-1793), он теперь и оказался на коне. Фантазия и пейзажное восприятие мира были объединены в нем с изысканным чувством декоративности и живописности. Случайных деловых бумагах, Кое-какая информация сохранилась в редких письмах и дневниках его современников, что Каналетто порученная работа выполнена и получена, одной или двух расписках в том. Несмотря на молодость, уже тогда его уникальный талант ни у кого не вызывал сомнений.
«Этот ненасытный человек, – читаем в другом его письме, – пользуется тем, что обожатели готовы платить за его работы любую цену». Используя прием сценографов барокко (Каналетто помогал отцу и сам работал над созданием театральных декораций), художник часто использует прием «угловой» перспективы, открывая пространство с боковой точки зрения. В Европе бушевала война и Венеция обезлюдела. Во время пребывания в Риме в 1719-1720 он создает декорации для опер Скарлатти. В них меньше поэзии и больше рассудочности, чем в ранних каприччо. Этот панорамный размах и свет, придающий цветовой гамме теплоту, делает картину «Двор каменотеса» (Лондон, Нац.
Дружба с Максуини, к сожалению, не выдержала испытания временем. Энергичными криволинейными мазками, гал. ) оживление праздничной толпы волнообразным передано ритмом, сверкающими струями света, напряженными цветовыми пятнами. Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого «багажа», часто просил художника сделать для себя ее копию. Он был учеником своего отца, театрального декоратора Б. Каналя. На самом деле появилась от детского Каналетто прозвища – уменьшительно-ласкательное от фамилии отца Канальо, Фамилия под которой сегодня художник известен всему миру.
Джованни Антонио Каналь (такова его настоящая фамилия) родился 28 октября 1697 года в семье театрального художника. Там, где Каналетто ее избегал из-под его кисти выходили замечательные картины, о которых говорили с почтительным придыханием, – такие, как великолепный «Старый Уолтонский мост» (1754). Среди интересующихся были два иностранца, сыгравшие немалую роль в судьбе художника. Передавая тонко дифференцированные градации света и тени, в соответствии с перспективными задачами художник варьирует тона, силу смягчая этим четкость планового построения ведут.
Техника перестает нравиться заказчикам, в период этот в его творчестве появляется вторичность. Хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую работу он только написал спустя два года, в 1763 году Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии. Каналетто, волшебным образом наполнял свои работы пестрой живой и жизнью удивительным светом – в отличие от Карлевариса, Но есть и серьезное расхождение. Во время двух поездок в Лондон Каналетто (между 1746 и 1753), несомненно организованных Смитом, прозрачная ясность и холодность английского неба вдохновила художника на создание пейзажей одновременно созерцательно-равнодушных, лиричных и застывших. В Лондоне Каналетто провел девять лет (за вычетом краткой поездки в Венецию в 1750 году).
Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину. ) и очень театральны по манере. Именно по совету Максуини Каналетто начал писать миниатюрные виды Венеции для богатых англичан. Придавая этим воображаемым ведутам грандиозный вид театральной декорации, в видах 1740-х годов художник иногда объединяет венецианские и римские постройки. Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание. Ранние каприччи Каналетто 17191720 годов написаны широким пастозным мазком. У этого успеха была и оборотная сторона.
Во многом картины двух художников этого времени похожи. Они очень велики по размеру (до двух метров в ширину. ) и очень театральны по манере. Вот таким образом его и прозвали Каналетто маленький Каналь. За этим заказом последовали другие. Этот жизнерадостный ирландец, обанкротившись, покинул Лондон.
С юных лет обосновавшимся в Венеции, с торговцем Джозефом отношения Смитом, у Каналетто сложились более счастливые. гал. ). Детьми он не обзавелся. По чьей вине – не ясно.
В том числе в Национальной галерее в Лондоне, Работы Каналетто можно увидеть во многих музеях мира, галерее Уффици во Флоренции, Галерее Академии в Венеции, музее изобразительных искусств в в Москве, Эрмитаже в СанктПетербурге и многих других музеях и частных собраниях. Домой он вернулся в 1755 году. Впрочем, внешних примет упадка почти не наблюдалось. На его надгробии современники, высоко ценившие его талант, оставили такую поэтичную надпись: «Антонио Каналь, венецианский ведутист, к которому по уму, по вкусу и по правдивости мало кто из старших и никто из современников не мог приблизиться».
В сущности, в Лондоне Каналетто занимался тем же, что и в Венеции, – писал подробные городские пейзажи. Вскоре после 1730 Каналетто создает серию видов Венеции для герцога Бедфорда (Вубёрн-Эбби): город в них представлен безмятежным, в обрамлении своих памятников и овеян своей неповторимой атмосферой. Топографическая точность всегда сочетается в его ведутах с декоративным, несколько приподнятым восприятием света, которым он передает красочную и театрализованную атмосферу жизни «дивного города-острова», как называли Венецию XVIII века попавшие под магию ее обаяния путешественники.
Который стал его меценатом, На протяжении нескольких лет Каналетто был связан с англичанином Джоном Смитом, маршаном и посредником в отношениях английскими с заказчиками. Англия стала вторым центром деятельности Каналетто его пейзажи были высоко оценены англичанами и не только людьми, совершавшими свое «большое путешествие», но и теми, кто находил его простоту и рациональность близкими чисто английскому темпераменту (и сегодня в английских публичных и частных собраниях находится более 200 произведений художника, что составляет больше половины того, что выполнено им собственноручно). Хотя необходимую для показа при вступлении в нее новую он работу написал только спустя два года, в 1763 году Каналетто избрали членом только что созданной венецианской Академии. В 1720, по возвращении в Венецию (его имя появляется тогда в списках корпорации живописцев «Фралья»), он дополняет свой римский опыт знакомством с творчеством Марко Риччи и Луки Карлевариса. А когда работы оказались у него в руках, Он заказал Каналетто двенадцать небольших видов Большого канала и два масштабных полотна с изображением венецианских Антонио праздников, Висентини, попросил своего друга, сделать с них гравюры.
В XVIII веке Венеция переживала упадок. Академии) и «Интерьер собора Сан-Марко» (Виндзорский замок) – в них появляются новые для художника солнечного света вихри силуэтов и таинственные призраки в тени базилик. Не случайно свой альбом гравюр Каналетто посвятил консулу Ее Величества английской королевы в Венецианской республике, – эту должность с 1744 занимал Смит. Венецианский дож торжественно плыл на своем корабле чтобы – опустить в воду символическое обручальное кольцо, На Вознесение отмечался праздник обручения с морем. Ведуты для английских заказчиков написаны мелким точным мазком («tocco forte»), в них нет напряженной динамики красочных цветовых пятен ранних римских каприччо. Денег хронически не хватало.
В шести больших «Видах площади Сан-Марко» (1726-1727, Виндзорский замок) свет, более прозрачный, но еще теплый, обогащается глубокими тонами, а искусное обращение с перспективой позволяет художнику как бы раздвинуть пространство. Ведуты Каналетто ценились наравне с работами признанного мастера этого жанра Карлевариса. Началась война за австрийское наследство – и британцы стали реже приезжать на континент, в г. этот 1740 источник дохода исчез. Напоминавшие ему венецианские Его регаты, внимание привлекали и многолюдные сборища на Темзе в дни праздников. Где познакомился с творчеством знаменитого ведутиста Джованни Панини, Паоло в 1719 г. посетил Рим. Распределение света и тени фиксируется крупными пятнами темных и светлых тонов. Не слишком симпатичный человеческий образ сформировался Каналетто в литературе благодаря откровениям ирландца, Во всяком случае.
С торговцем Джозефом Смитом, с юных лет обосновавшимся в Венеции, отношения у Каналетто сложились более счастливые. Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут. Что приносит художнику мировую славу, в же эти годы Каналетто начинает публиковать серии офортов со своих произведений. Устал, по всей видимости и сам мастер. К концу 1730-х годов спрос на картины Каналетто упал. Менее яркой и Он бутафорской, привлек его своей более естественной красочностью, чем облик Венеции. Каналетто самый прославленный мастер венецианской ведуты сделал вид этот пейзажа высокопоэтическим искусством.
Написанных для театрального импресарио Оуэна Максвини, в 1726 художник создал несколько аллегорических композиций, первого среди многочисленных очень и важных английских заказчиков Каналетто. Во многом картины двух художников этого времени похожи. В результате на Каналетто пролился дождь новых заказов. Когда речь заходила о продаже написанной на заказ картины Каналетто, он, заботясь о цельности творческого «багажа», часто просил художника сделать для себя ее копию.
Фантастические руины оживлены фигурками людей в современных костюмах. В результате на Каналетто пролился дождь новых заказов. С 1723 года Каналетто работал в Венеции. Кому не давали покоя его лавры, альбом Выпущенный позволил освоить манеру популярного художника тем. Густая пастозность светотеневого периода заменяется здесь более плавной и тонкой манерой, Это изменение стиля особенно заметно в двух больших сценах из собрания Креспи в Милане – «Прием посла Боланьо во Дворце дожей» и «Отъезд венецианского дожа для обручения с морем», придающей виду словно характер «после дождя». Этот свет стал высшим завоеванием Каналетто.
В 1746 году художник отправился в Лондон, где его преданно любили. Домой он вернулся в 1755 году. С этой целью художники-ведутисты обратились к «камере-обскура» оптической камере, устройству, в котором рисунок переносится на бумагу с помощью линзы и зеркала.
Эти особенности живописи Каналетто сразу же привлекли к нему внимание. В течение девяти лет он живет в Англии, пишет виды местных дворцов и домов. Каналетто (то есть «маленький Каналь») уже в детстве помогал отцу. Он стремится отыскать в пространстве «истину» и изобразить ее в форме наиболее рациональной и объективно возможной.
Ею стало знаменитое «Каприччо с колоннадой», поражающее своей искусной перспективой. Рынок наводнили сотни подделок каналеттовских ведут. О биографии знаменитого итальянского художника Джованни Каналетто Антонио известно не много. Тогда же были исполнены и «Набережная Пьяццетты» и «Собор Сан-Марко» (Вашингтон, Нац. Каналетто никогда не был женат.
Заказов стало так много, что Каналетто пришлось обзавестись помощниками. гал. ) вершиной этого периода. Плодотворным периодом в творчестве Каналетто были годы его пребывания в Англии (17461750 17511756). Есть сведения, что первоначально Каналетто хотел представить в Академию панораму «Площадь Сан-Марко: вид с юга и запада» (1763), единственную свою датированную позднюю картину, однако ему подсказали, что жюри вряд ли понравится городской вид, выполненный с низкого ракурса (а именно так писал Каналетто в старости).
Театрального художника, Сын Бернарде Каналя, однако вскоре отошел от жанра декоративной живописи, Антонио Каналетто свою начал художественную деятельность в качестве театрального декоратора. Учился живописи у своего отца Бернардо Каналя, театрального художника, помогал ему оформлять спектакли в театрах Венеции. Однако его лондонские ведуты заметно уступают видам родного города. В делах Смит выступал замечательным профессионалом. В отличие от большинства художников того времени Каналетто на раннем этапе своего творчества писал свои виды (ведуты) сразу с натуры, не делая предварительных набросков и эскизов.
Сделанные во время путешествия в В Рим, каприччо этого времени он использует зарисовки античных построек. А когда работы оказались у него в руках, Он заказал Каналетто двенадцать небольших видов Большого канала и два масштабных полотна с изображением венецианских праздников, Антонио Висентини, попросил своего сделать друга, с них гравюры. Эта ассоциативность на корню уничтожала самобытность места. Перспектива центральной аллеи разворачивается в «Виде Сент-Джеймского парка» (1749, собрание лорда Малмебери), а в пейзаже «Замка Варвик» (Варвик, собрание лорда Варвика) преобладает очарование английской деревни, тихой и спокойной. Чувствовалось, что художник перестал любить жизнь.
Его работы сохранили блеск, но им не хватало былой уверенности. Пользуясь камерой-обскурой. Пейзажи того периода отличаются детально точным представлением городского вида Большое число работ Каналетто были с успехом проданы англичанам, Впоследствии стал писать в студии, например серию городских видом для лорда Бедфорда в 1730-31 гг, приезжавшим в для Венецию обучения. Многие существующие и воображаемые ведуты Каналетто создает по заказу английских коллекционеров. 1766 год». Вид «Террасы в Ричмонде» (1746, Гудвуд, собрание лорда Ричмонда и Гордона) открывает перед нами грандиозную перспективу, построенную вокруг широкого изгиба излучины Темзы и диагонали террасы южный свет высвечивает рокайльные завитки розовых и голубых силуэтов. В Венеции он зарабатывал на жизнь, продавая картины английским аристократам, традиционно навещавшим Венецию.
Несмотря на годы, взгляд художника остается по-прежнему зорким, а рука – крепкой.