Джорджо Барбарелли да Кастельфранко родился в 1476 или 1477 году в небольшом городке Кастельфранко венецианской провинции. Точная дата его рождения неизвестна: первый биограф Джорджоне, Джорджо Вазари, дает разные даты в двух изданиях своих Жизнеописаний (1550, 8230 Энциклопедия Кольера (Giorgione), настоящие имя и фамилия Джорджо Барбарелли даКастельфранко (Barbarelli daCastelfranco) (1476/1477 1510) итальянский живописец. Светская по Энциклопедический словарь (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476/1477 1510) итальянский живописец.
Замыкающая горизонт городская стена напоминает укрепления Кастельфранко, запечатленные на гравюре XVII в. О славе Джорджоне свидетельствует и тот факт, что в том же 1507 из мастерской Джованни Беллини к нему перешли лучшие ученики старого мастера – Тициан и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). В 1525 году Маркантонио Микиэль видел Венеру в доме патриция и гуманиста Иеронимо Марчелло и написал в своих Заметках: Картина на холсте изображающая обнаженную Венеру, которая спит в пейзаже и Купидона, написанная Джордже из Кастельфранко, но пейзаж и Купидон были закончены Тицианом. Автопортрет Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, более известный как Джорджоне (итал.
От которой ждут ответа на животрепещущий и грозный вопрос, в этой таинственного атмосфере молчания, рождается не из религиозной, рождается новая духовность, а светской темы здесь торжествует космический дух, открытый и обновленный неоплатоническим гуманизмом. Джорджоне оказался великолепен. «Сельский концерт» (Париж, Лувр) одно из самых спорных произведений. Что краски в картиневенецианского художника должны первым делом восхищать чувства, Известный английский писательи критик XIX в. Уолтер Патер говорил, как осколок венецианского стекла, восхищать их внезапно также и чувственно. Впроизведениях Джорджоне (Юдифь, Эрмитаж, Санкт-Петербург Три философа, Музей истории искусств, Вена Гроза, Галерея Академии, ВенецияСпящая Венера, картинная галерея, Дрезден) поэтические представленияхудожника о богатстве таящихся в мире и человеке жизненных сил раскрываютсяне в действии, а в состоянии всеобщей молчаливойодухотворенности.
Крупные и неподвижные фигуры трех ученых расположены в окружении пейзажа – скалы, куста с распускающимися листьями, облетевшего дерева на фоне чистого неба и куста с пышной листвой – символизирующего собой три возраста. Молчаливый гористый берег с торжественно спокойными зданиями образуют пейзажный фон, Мягкий изгиб залива с недвижными водами, как всегда у художника Джорджоне, который, не унисонно повторяет ритм и настроение главной фигуры, а как косвенно бы созвучен этому настроению. Эти картины еще связаны с живописью кватроченто – Джованни Беллини и Чима. Картина являет собой классическую композицию библейских образов, Одна ранних из работ мастера. Волнение в спокойствии – так можноопределить настроение картины. Что портрет либо посмертный, Изображенная на парапете крошечная трехликая головка Гекаты нам позволяет предположить, утратившего кого-то из близких, либо представляет человека.
Он написал с натуры портрет кипрской королевы Катерины, Кроме того, который мне довелось видеть владении во славнейшего мессера Джованни Корнаро26. На ней изображен воин в берете, у его ног лежат два шлема. Столь же гармонично, как и сама богиня, вписывается в облик мирной природы и поселение на вершине холма (возможно, написанное Тицианом). Микиель назвал картину «пейзажик с грозой, цыганкой и солдатом». Интересно было взглянуть и на его город. Черты ее лица напоминают черты лица старухи, которая держит в руке свиток с надписью «Col tempo» («С течением времени»). О количестве его подлинных работ, До недавнего времени в искусствоведческой шли литературе споры о наследии Джорджоне.
Как тот, Один них из такой же, стоящего у трона Мадонны (рыцаря считают либо св, что увенчивает голову рыцаря. В XVI в. картина находилась в собрании Иеронимо Марчелло в Венеции, где ее видел Микиель. Широкие и раскидистые зеленоватые ветви лавра, написанные на черном фоне, обрамляют поясное изображение молодой женщины, одетой в ярко-красную, отороченную коричневым мехом мантию, распахнутую на ее обнаженной груди. Но «Гроза» первое произведение европейской живописи, тональность которого определяет состояние природы, ее жизнь. В 1504 Туцио потерял сына Маттео, умершего в Равенне. Росписи фасада Фондако деи Тедески (1508) с изображением фигур и декоративных элементов сохранились фрагментарно но один из фрагментов – «Обнаженная женщина» (Венеция, гал. О количестве его подлинных работ, в литературе искусствоведческой по настоящее время идут споры о наследии Джорджоне.
На первыйвзгляд, всё просто и ясно. Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир. Одной из последних картин Джорджоне является «Сельский концерт» (ок. Мария восседает на высоком постаменте справа и слева от нее предстоят перед святой зрителем Франциск и местный святой города Кастельфранко Либерале. Ни один из них не прослеживается. Размер работы мастера 75 x 55 см, дерево, перенесена на холст, темпера.
Которую обычно считают принадлежащей кисти Джорджоне, 1506) из венецианской Академии, где главным предметом изображения стали пейзаж атмосферные и эффекты, является одной из первых картин в венецианской живописи. Собственно именно вживописи Венеции наиболее ярко проявились новые гуманистические идеи. Как правило, они невелики по размерам.
1510, Дрезден, Картинная галерея) Поклонение пастухов (ок. Немалую роль в картине играют композиция и цвет. Художник использует здесь беллиниевскую схему – он помещает Мадонну на высокий и трон с помощью покрытой бархатом перегородки отделяет первый план от пейзажного фона. Отсутствуют традиционные для искусства XV в. библейско-евангельские образы.
Меланхолия, Музыка, в которых как будто нет сюжета, созерцательное настроение – естественное содержание его картин, нет и активного но действия, присутствует порой сложный подтекст. Что на подмалевке картины вместо была пастуха изображена вторая женщина, Однако просвечивание картины рентгеном показало, опустив ноги в воду, сидевшая на берегу. Эта картина логическое завершение созданного Джорджоне жанра «сельской сцены», которая предстает в его последней работе в облике «счастливой Аркадии», где на лоне природы музицируют нарядно одетый патриций, пастух и прекрасная обнаженная нимфа, а вторая женщина склоняется над мраморным колодцем со стеклянным сосудом в руке, прислушиваясь то ли к звукам музыки, то ли к тихому журчанию воды. Среди нескольких портретов, относимых к мастерской Джорджоне, наиболее высоким качеством отличается «Портрет молодого человека» (возможно, поэта Антонио Броккардо) из музея в Будапеште. Находящаяся всоборе Сан Либерале в этом городе, Одной из ранних бесспорных кисти картин Джорджоне считается Мадонна Кастельфранко.
Размер картины 44 x 37 см, дерево, масло. Главную роль в его живописи играет колорит с многообразием тонов и их мягкими переливами. Знаменитая «Гроза» полна таинственной поэтичности, которой подчинены не столько люди, сколько сама природа, напряженно застывшая в ожидании грозы.
Тёмное обобщённое пятно скалы уравновешивает сдвинутую в правый уголгруппу философов. Период творческой зрелости Джорджоне характеризует его первая бесспорная и достаточно точно датируемая работа алтарный образ Мадонна Кастельфранко (15041505, Кастельфранко, собор Сан Либерале). Предстающих на фоне темных стволов больших деревьев, Оно подчеркнуто самой композицией картины группа идеально философов, уравновешена темной массой скалы с окутанными тенью очертаниями грота. Я не знаю ничего, Что касается меня, как южные ветры, что бы так вредило фресковой живописи, в же особенности поблизости от моря, где они всегда насыщены солью. Портрет Антонио Броккардо создан художником Джорджоне предположительно после 1508 года. Точная дата написания картины неизвестна.
Во время прядения произошло Благовещение, в доме его Мария работала над пурпурной пряжей для храмовой завесы. Основанной на почитании авторитета, Сюжет пытались истолковать как аллегорию развития философской мысли от схоластики, учение через Аверроэса к современной Джорджоне натурфилософии. Это качество отличает и знаменитую картину Джорджоне Три философа (1505–1506). Академии) написана уже в зрелой манере. Исполненный с большой живостью и легкостью и, в доме Антонио деи Нобили11 находится другой портрет вооруженного военачальника изображающий одного из полководцев, как говорят, которых Гонсальво Ферранте12 «привез с собою в Венецию, когда посетил дожа Агостино Барбериго13 говорят также, что в то же время Джорджоне написал портрет с самого великого Гонсальво в полном вооружении, вещь редкостнейшую и что будто бы трудно представить себе более прекрасную картину и что Гонсальво ее увез с собой14. Он же, видимо со слов Тициана, пишет, что Джорджоне был талантливым музыкантом («его игра на лютне и пение почитались в те времена божественными»).
По виду росписи напоминают интарсии и считаются одной из ранних работ Джорджоне. Вазари в своих Жизнеописаниях итальянских художников также сообщает, что в Венеции Джорджоне открыл собственную мастерскую, пригласив в качестве помощников совсем юных Тициана и Себастьяно Лучани (Себастьяно дель Пьомбо). – одном из произведений, немногих Сан-Либерале), в которых авторство Джорджоне признано всеми исследователями. В доме детей Джованни Боргерини находится портрет самого Джованни, Во Флоренции, когда он юношей был в Венеции исполненный рукой Джорджоне в то время, на и той же картине изображен его наставник нигде не увидишь две головы, где мазки лучше передавали бы цвет тела и где бы тени обладали бы столь прекрасным тоном10.
Спустя столетие К. Ридольфи уверял (1648), что Джорджоне был внебрачным сыном одного из членов семьи венецианских патрициев Барбарелли. Это поэзия портрета и портрет поэзии. Трифилософа, Его Спящая Венера, Гроза украшали знаменитые собрания художественные любителейискусства. А также услаждался игрой на лютне, он Воспитывался в Венеции и всегда находил радость в любовных утехах, что его игра и пение почитались в те времена божественными, столь усердно и со столь удивительным искусством и потому благородные особы нередко пользовались его услугами на своих музыкальных и иных собраниях.
Просто решили развлечь туристов, назвав это домом Джорджоне. Что природа, Уже по этой ранней художника работе заметно, природная среда в искусстве для Джорджоне начинает играть все более важную роль. Несмотря наскоротечность жизни Джорджоне, у него было много учеников, впоследствии известныхи знаменитых художников, Себастьяно дель Пьомбо, Джованни даУдине, Франсиско Торбидо (Иль Моро) и, конечно, Тициано Веччелио. Значительное число мастеров живописи, подражали творческой концепции и стилю Джорджоне, в их числе, Лоренцо Лотто, Пальма Старший, ДжованниКариани, Парис Бордоне, Коллеоне, Дзанки, Порденоне, Джирол Пеннаки, Рокко Марконе и другие, картины которых иногда атрибутировали какработы Джорджоне. Которые словно отделяют Мадонну от двух святых, в эллинском по своей чистоте лице и в одеждах свет теплые приобретает оттенки изображенных в уединенном созерцании. Картина написана предположительно около 1509 года. Вследствие сырого климата фрески быстро разрушились.
Написанная им маслом с одного немца дома из Фуггеров, в том же альбоме имеется голова, работая на славу себе и своему отечеству и постоянно вращаясь в обществе, который в то время был самым крупным купцом в Немецком подворье вещь эта удивительная27 а наряду с этим есть целый ряд других набросков и рисунков пером его же работы, развлекая музыкой многочисленных своих друзей, он влюбился в одну даму и они оба премного наслаждались своей любовью. Джорджоне имел возможность изучать коллекции гуманистов, Будучи их другом, что, несомненно, отразилось в его творчестве, вособой утончённости и одухотворённости образов, в пристрастии клитературным, светским темам. Искусство Джорджоне обогатило венецианскую живопись новым пониманием проблем композиции, цвета и живописной фактуры, а также расширило круг ее сюжетов оно стало образцом для его самого знаменитого ученика – Тициана. Что он поставил первое на место изображение природы, в этом определении важно то, ее состояние.
Юное лицо задумчиво, Очертания ее стройной фигуры и спокойны плавны, окрашивающиеся внизу в красноватые тона и лишь ломающиеся складки золотисто-розового одеяния, напоминают о драматических событиях. По достижении Марией абсолютнолетия ей находят престарелого супруга Иосифа, который уважает ее обет. Других дат его рождения нет.
Удовлетворявшие индивидуальным вкусамзаказчиков, Уже в конце 15 века икон вместо в Венеции появилисьнебольшие станковые картины. Насыщенность и праздничность цветов картин, Великолепный колорит северо-итальянской живописи, яркость, гармоничность большой имягкость палитры тонов превращали работы венецианских мастеров вусладу для глаз зрителей. Венецианская живопись начала 16 века носила откровенно светский характер. Фигурка Купидона почти разрушилась и была записана, Впоследствии картина сильно от пострадала времени. Однако они перенесли сей ущерб и сию утрату, утешаясь тем, что после него остались два отличнейших его ученика: Себастьяно венецианец, который впоследствии стал монахом и по должности своей получил прозвание дель Пьомбо29, в Риме и Тициан из Кадора30, который не только сравнялся с Джорджоне, но значительно его превзошел. В какой-то мере, Краткость его творчества и немногочисленность его компенсируется, произведений многочисленными последователями.
Художников интересует теперь не только человек, нои окружающее его пространство, пейзаж. По мнению многих исследователей автором этой картины был Тициан. Что позволило Э. Винд считать: Гроза – это не сюжет, а шарада. Который превзошел все мои ожидания в смысле живописной и мощи выразительности образа, Среди них портрет Ариосто кисти Тициана.
Не успев завершить свою великую картину, в расцвете творческих сил мастер умер от чумы в 1510 г., Тициан в дописал ней пейзаж. Но это лишь внешнее сходство, Композиция картины напоминает отдаленно традиционные для итальянской живописи Святые Собеседования. Плюс еще сильно поврежденная фреска с женской фигурой, от которой почти ничего не осталось. гал. ), «Певец и лютнист» (Рим, гал.
Круг заказчиков его станковых картин хорошо изучен и достаточно специфичен это молодые венецианские патриции, близкие к «Академии Альдина» объединению венецианских гуманистов, знатоков античности, ренессансной литературы, философии, связанных с деятельностью крупнейшего итальянского книгоиздателя этого времени венецианца Альдо Мануцио. Ридольфи писал, что Джорджоне «был первым, кто показал дорогу живописи и сочетанием своих красок с легкостью приблизился к изображению натуры». Либерале, которому посвящен собор). метров) покрыты многочисленными мозаиками. Залитая дневным светом вымощенная плитками площадка, традиционной Вместо алтарной ниши перед нами четко обозначенное, окутанной легкой дымкой пейзажной панорамы с гладью озера, отделенная высоким темно-красным парапетом от расстилающейся на заднем плане, деревьями и кустарником, лугами и небольшим замком на холме – но неопределенное пространство.
Не установленоего происхождение. Современники Джорджоне писали о нем как об одном из величайших итальянских художников. Даже потрясенность юноши, Необычна взволнованность, как стремящегося бы удержать в груди горестное чувство.
Прекрасная, Третья – голова ребенка, с волосами наподобие руна, насколько только можно сделать, позволяющими судить о совершенстве Джорджоне, равно как понять, почему великий патриарх всегда питал такую любовь к его доблестям и так дорожил ими впрочем, по заслугам8. Я никогда не встречал большей красоты, нежности и мудрости. Джорджоне написалдля Туцио Костанцо, образ Мадонны с Младенцем Христомдля приходской церкви в Кастельфранко – побывавшийздесь в 1640 г., Венецианец Карло Ридольфи, кондотьера сообщал наёмников, в своих Записках. Современные венецианские здания, обломки колонн и задумчивый юноша, Задумчивая женщина в неестественно позе, напряжённой вкоторых блеснула молния, клубящиеся сине-свинцовые тучи.
Белые облака, Просторное небо, уходящие в глубину дали, голубые горы на горизонте, пологая тропа, ведущая на безлюдный холм с домами, одинокое дерево – все сливается в едином умиротворенном бытии и дыхании с спящей образом Венеры (Н. А. Который Вазари видел в доме патриарха Гримани, Первый это широко известный в XVI веке и воспроизведенный в гравюр ряде Автопортрет в виде Давида. Я был также в Палаццо – Манфрини знаменитом своими картинами, Свою интерпретацию Грозе дал лорд Байрон. 14 апреля 1817 года он писал Мюррею. Поэтическая недосказанность, в то же время сосредоточенная элегичность настроения, рождающая ощущения, свойственная этому произведению, с сходные теми, какие заставляет испытывать лирическое стихотворение, не были присущи Тициану. Исполненных Джорджоне и находившихся в разных венецианских собраниях, в сочинении Микиеля много упоминается портретов. 15051506, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж).
Славился также как певец и музыкант. В ее абсолютной красоте как бы воплощена вся гармония и поэтическая прелесть Природы, Спящая обнаженная женщина в его картине целомудренно прекрасна и на естественна, фоне которого она предстает, спокойного и мирного пейзажа. А группа фигур, Сцена по-новому освещена, тем смещенная самым, вправо и, давшая место пейзажу, растворяется в глубокой тени пещеры. Работа была завершена к концу года (оплата 11 декабря 1508). В середине первого десятилетия XVI в. Джорджоне был уже знаменитым мастером.
гал. ), «Св. И, Мария присутствует на Голгофе, прежде всего ей является после Христос своего воскресения, согласно христианской традиции. В начале своей деятельности Джорджоне исполнил в Венециимного изображений Мадонны, а также портретов с натуры, которые и чрезвычайно живы и прекрасны, как можно судить по трем написанным им маслом прекраснейшим головам в собирании достопочтеннейшего Гримани6, патриарха аквилейского. Да и природа настолько ему благоприятствовала, Он посвятил себя рисунку и находил в нем великое удовлетворение, влюбленный в прекрасные ее создания, что, он никогда не желал работать над чем-либо, что было не им срисовано с натуры. : «Мадонна с Младенцем» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Мадонна скнигой» (Оксфорд, Музей Ашмолеан), «Св. Где и как сегодня живет алтарный образ Джорджоне и уж совсем не представляют, относимый справедливо к главным шедеврам высокого венецианского Ренессанса.
Его тело было привезено в Кастельфранко. Которые являлись их основными заказчиками. Так, Многие венецианские художники былисвязаны с гуманистов, кружками другие работы художника находились водворце венецианского дожа Леонардо Лоредано, некоторые картины Джорджоне писал для дома Джованни Корнаро, члена королевской семьи Кипра, в коллекции Доменико Гримани патриарха Аквилеи. «Испытание Моисея» и «Суд Соломона» (обе Флоренция, Уффици), гал. ), Гос, «Мадонна в пей- заже» (Санкт-Петербург. Которая наличествует в монументальных работах большинства мастеров итальянского Возрождения, Вот таким образом в композициях художника почти отсутствует портретная та конкретность характеров. На заднем плане картины изображена площадь святого Марка в Венеции (с частью собора Сан-Марко) такой, какой она являлась при жизни Джоржоне.
Характерным для всех последующих созданий венецианца Джорджоне и то в же время картина поражает ощущением недосказанности. Его полные жизни произведения светского характера навеяны античной мифологией, аллегориями или литературными произведениями («Пейзаж»). Что он в 1507 году снова находился в Венеции и получил заказ написать картину зала для Совета Десяти, Документы из архива венецианского Дворца Дожей свидетельствуют. Это позволяет предположить, что персонажей не объединяет какая-то сюжетная линия.
Портреты Джорджоне являются синтезом своеобразным идеального и живого конкретного человека. участвовал в украшении Дворца дожей, расписывал фресками Немецкое подворье в Венеции (сохранился фрагмент с изображением женской фигуры). Нет ни одной картины подписанной Джорджоне некоторые из его неоконченных произведений известны только по копиям и гравюрам. Оба датируются серединой первого десятилетия XVI в. Один из них, так называемая «Лаура» (Вена, Художественно-исторический музей) имеет на обороте надпись: «1506, 1 июня это было закончено рукой мастера Дзордзо из Кастельфранко, коллеги мастера Винченцо Катены, по заказу мессера Джакомо. » Из нее следует, что по крайней мере в означенный год Джорджоне работал совместно с Катеной, хотя и неясно – в одной ли мастерской или просто над одним заказом. Эрмитаж), «Старуха» (Венеция, гал.
В частности, Ряд атрибуций до сих пор носит характер, спорный это касается и картины Церера. Так же как и некоторые мадонны Рафаэля, Венера Джорджоне, о котором писал Рафаэль в своем письме Бальдассаре Кастильоне, являет собой высшее той выражение certa idea – обобщенного и прекрасного женского образа. Меланхолия, Музыка, в которых как будто нет сюжета, созерцательное настроение естественное содержание его картин и нет активного действия, но присутствует порой сложный подтекст. Его полные жизни произведения светского характера навеяны античной мифологией, аллегориями или литературными произведениями (Пейзаж). Размер портрета 68 x 59 см, холст, масло. Многие венецианские художники были связаны с кружками гуманистов и те являлись их основнымизаказчиками.
Наряду с композициями на религиозные темы (Поклонение пастухов, Национальная галерея, Вашингтон), Джорджоне создавал картины на светские, мифологические сюжеты, именно в его творчестве получившие преобладающее значение. Восточного аверроизма и ренессансного неоплатонизма, Другие исследователи видят в философов образах персонификацию трех философских течений средневекового аристотелизма. Дочь фараона полюбила Моисея как родного сына. Белоусова). В Доме Джорджоне затеватеся что-то музейное, он должен открыться в конце мая О его жизни известно очень мало не выяснены ни его настоящее имя (современники называли его Цорци и лишь в 1548, в «Dialogo della pittura», «Диалогах о живописи» Паоло Пино, он стал «Джорджоне», «великим Джордже»), ни дата его рождения (Вазари говорит о 1477 в первом издании «Жизнеописаний» и о 1478 – во втором).
В то же время сам сюжет картинынеобычен. 1504, Вашингтон, Национальная галерея искусств) Сельский концерт (ок. Мастера получили 150 дукатов из которых 130 причиталось Джорджоне. Росписей одного из фасадов Фондако деи Тедески (1508), Существуют документы о заказе ему полотна для дожей Дворца (1507, не сохранилось).
Творческая концепция Джорджоне своеобразно преломила концепции натурфилософские времени, оказала преобразующее воздействие на живопись венецианской школы, получила дальнейшее развитие у его ученика Тициана. Кисти Джорджоне принадлежит самый прекрасный идеальный женский образ в искусстве Высокого Возрождения «Спящая Венера». Размер работы мастера 76 x 60 см, дерево, масло. Но, по крайней мере, два из них являют нам новый тип портрета-картины.
Были попытки наделить персонажей именами (например, В собрании Габриэля Вендрамина Микиель видел самое загадочное произведение Джорджоне известное теперь под названием «Гроза» (Венеция, Академия). Точно и ясно переданы индивидуальные портретные особенности благородного юноши, в картине художником подчинены безусловно, образу абсолютного человека, но они явно смягчены. И окрашен леонардовскими реминисценциями фигура Юдифи расположена в ограниченном пространстве первого плана, Мягкий и сдержанный ритм фигуры отмечен влиянием умбрийской и эмилийской живописи, который простирается до линии розово-оранжевой горизонта.
Сведения о Джорджоне очень скудны. Как следует из переписки мантуанской Изабеллы маркизы дЭсте с ее поверенным в Венеции, Осенью 1510 года, Джорджоне скончался во время эпидемии чумы. гал. ), «Испытание Моисея» и «Суд Соломона» (обе Флоренция, Уффици), «Мадонна в пей- заже» (Санкт-Петербург, Гос. Что чрезвычайно усложняет атрибуцию картин, После 1508 Джорджоне работал часто совместно с Тицианом. Исторические, Натурфилософские, художественные и музыкальные проблемы были в центре интересовсветского общества – при огромном на спросе книги, естественнонаучные.
Собеседование», «Мадонна с младенцем, св. В частности, Для историков живописи венецианской школы эпохи и ренессанса исследователей творчества венецианского художника Джоржоне, атрибуция картины является спорной. «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Нац. Непринужденно свободное движение руки юноши, энергия, ощущаемая в полускрытом под свободно-широкими одеяниями теле, благородная красота бледносмуглого лица, головы, склоненной на крепкой и стройной шее, красота контура упруго очерченного рта, задумчивая мечтательность глядящего вдаль и в сторону от зрителя взгляда – все это создает полный благородной силы образ охваченного глубокой, ясно-спокойной думой человека. Теплые золотистые, зеленые, коричневые тона подобраны с необычайным мастерством. В 12 лет Мария дала обет вечного девства.
Это не означает, однако, что были разрешены все проблемы. Устремленными вдаль глазами и крупным ртом изображено, Спокойное округлое лицо с в черными, трехчетвертном повороте, как и торс, создающем ощущение пространственности и глубины картины. Между окнами находились аллегорические фигуры, Судя по описаниям, а проходил выше фриз с изображением различных декоративных элементов вроде трофеев, обрамленные иллюзорной архитектурой – фрески не имели сюжета. Выражаясь словами Микиэля, видевшего картину вдоме Контарини, на ней изображены три философа: двое стоящих и одинсидящий, который наблюдает солнечные лучи в пейзаже со столь удивительно воспроизведённой пещерой. В главе 3 книге Исход описывается явление Моисею на горе Хорив (Синайский полуостров) ангела Яхве из горящего и несгорающего тернового куста (неопалимая купина). 1502, Эрмитаж), Спящая Венера (ок. Точная дата создания этого образа Пресвятой Девы Марии неизвестна.
Которая, Спящая на лоне природы прекрасная нагая богиня предстает под кистью Джорджоне воплощением той была Любви, вечной связью мироздания, по мысли философов-неоплатоников. Смягчая контуры ее целомудренного тела, Венеры Фигуру омывает свет заката, придавая коже теплые оттенки. Главную роль в его живописи играет колорит с многообразием тонов и их мягкими переливами. Они не обращены к большим людским толпам. Был близок к кругу венецианских гуманистов. Где он вроде как родился и жил, от Слева входа в собор туристическая фишка – Каза Джорджоне – дом. Что вся композиция была исполнена с той же монументальностью, позволяет Академии) предположить, что оксфордская Мадонна.
Тонкие гармоничные сочетаниярозовых, Прозрачные лессировки, воздушность далей, золотистых и тёмно-коричневых тонов, тонущихв голубоватой дымке, сочная листвы, зелень контраст между нежными, гибкими очертаниями тела Юдифи и мощным тёмным стволом дерева, тончайшие световые и цветовые рефлексы, превращающие меч, который онадержит тонкими изящными пальцами, в сверкающую драгоценность, несоответствие мирного идиллического пейзажа и меланхолического настроения, вкоторое погружена героиня, трагизму сюжета – всё придаёт картинеДжорджоне загадочность. Веньера, Микиэль назвал дома –Контарини, – где он любовался Джорджоне работами он исам стал обладателем одной картины художника, Вендрамина. Композиция в целом носит несколько торжественно неподвижный характер. Заказанная Туцио Костанцо в память о своем сыне Маттео (умершем в 1504), эта картина лишена повествовательности: фигуры живут своей собственной, погруженной в медитацию жизнью, но объединены, однако, согласованием цвета и света, то холодного или угасшего, то мягкого или блестящего.
Наиболее непосредственно выражающее эстетический и нравственный мир гуманистической верхушки общества, венецианского Утонченная муза Джорджоне – это искусство. Картина Старуха или Портрет пожилой женщины венецианского художника Джорджоне. На наружной стене собора укреплена его надгробная плита. Скорее всего, обо всех этих тонкостях современных интерпретаций не помышляли ни сам Джорджоне, ни его молодой заказчик. Написанная с натуры в руке – красный берет начальствующих лиц, Другая – большая голова, а под ним – туника античного покроя предполагается, на шее меховой воротник, что вещь эта была исполнена для нибудь какого- военачальника. В Фаэнце, Кроме того, резчика отличнейшего камней и хрусталя, в доме Джованни из Кастель Болоньезе16, находится другой портрет изображающий его тестя17 работа эта поистине божественна ибо на ней такие дымчатые переходы красках, что она кажется скорее рельефом, ч живописью.
Их безмолвный, Романтиков привлекали тонкость, поэтический настрой картин Джорджоне, особая музыкальность но образов, эмоциональный диалогсо зрителем, невиданная доселе вискусстве. Подобного которому ещё не встречалось в искусстве персонажи кватроченто, поскольку его как бы вынесены на лоно природы из интерьерасобора, Этот необычайный алтарный образ, поражает тонко переданным настроением. Портреты составляют особый раздел наследия Джорджоне, в котором индивидуальные характеры сменяются поэтическими типажами (Лаура, Портрет Антонио Броккардо, Портрет воина и другие).
Хотя сделать окончательный вывод мешает сохранность, плохая Обычно его приписывают самому Джорджоне. Персонажи которого как бы перенесены из интерьера на собора лоно природы, Этот необычайный алтарный образ, поражает особым тонким настроением. Что его интересует в образе человека не столько неповторимая сила и яркость индивидуально выраженного характера, Для Джорджоне характерно, точнее, сколько именно некий утонченно сложный и вместе с тем гармонически идеал целостный абсолютного человека или идеал того духовного состояния, в котором пребывает человек. Которая может свести с Это ума, тип женщины, тем более что она не в состоянии покинуть раму.
Очевидно завершая работу учителя после смерти, его Купидона и часть пейзажа написал Тициан. Джорджоне с помощьюпрозрачной светотени добивался зрительного слияния человеческих фигур спейзажем, Сохраняя свойственные искусству Раннего Возрождения ясность и объемов мелодическую выразительность контуров. Призванная напоминать о юноше, Картина, расстилающийся на заднем плане мир, безвременно прекрасный, покинувшем проникнута тишиной и очень сдержанно выраженной печалью. Несколько руин, На этой большой картине изображен ручей, в глубине, деревья и, деревня под грозовым с проблесками молний небом слева стоит молодой солдат, справа – сидящая обнаженная женщины фигура с ребенком. Как деревья, Такой же частью ее, облачное небо предстают и руины, вода, на фоне которых предстает пастух и деревянный мост и дома, башни, украшенный куполом храм маленького городка, удивительно город напоминающего Кастельфранко.
У Джорджоне она предстает в момент, когда никто еще не знает о ее подвиге, на фоне тихого утреннего пейзажа, задумчиво облокотившись о парапет, осторожно сжимая меч тонкими пальцами и попирая обнаженной ногой голову Олоферна. «Грозу» нередко называют первым пейзажем в истории европейской живописи, что не совсем точно, так как пейзажные панорамы с небольшими человеческими фигурами писали в это время и нидерландские и немецкие мастера. Что она в 1511 году чумой заразилась не подозревая этого и продолжая общаться по обыкновению, Но случилось так, так что в короткое время преставился в возрасте тридцати четырех лет28 к бесконечному горю многочисленных друзей, Джорджоне заразился чумой, любивших его доблести и к великому ущербу для мира, его утратившего. Полагали, Поскольку не указано имя изображенной женщины, что не картина является портретом в обычном смысле.
Органичность воссоздания натуры соединяются в них с благородной идеализацией, Ощущение скрытого дыхания жизни, сложным, утонченностью эмоциональной рассчитанным атмосферы, на непрямые ассоциации сюжетным замыслом. Наиболее ярко гуманистические идеи проявились здесь в живописи. Именно к пещере устремлён пытливыйвзор юноши, находящегося к ней ближе остальных. Георгия, в котором изобразил себя, а слева – св. Однако, Следует, что осуществленная в середине 1950-х годов в Венеции первая полная выставка картин Джорджоне и джорджонесков позволила внести не только ряд уточнений в круг работ мастера, заметить, но и приписать Джорджоне ряд до того спорных картин, помогла полнее и представить яснее характер его творчества в целом.
Оставившегосвидетельства о произведениях венецианских мастеров, Большим событием стала находкаконца XIX в. – Записки венецианского патриция Маркантонио Микиэля, которые он видел вобщественных местах или своих собраниях друзей. Впервые в истории живописи пейзаж играет столь важную роль в картине, как бы отражая душевное состояние героев. Одна из них (как говорят, его автопортрет) – в образе Давида с прической, опускающейся, соответственно моде того времени до самых плеч, – по колориту сделана словно живое тело видны одетые в доспехи грудь и рука, держащая отрубленную голову Голиафа7. Однако, таинственные флюиды, которые связывают музыкантов и двух безразличных прелестниц с томным послеполуденным пейзажем, характерны только для самого Джорджоне, как, впрочем и красно-желтая палитра и прозрачная фактура, созданная с помощью лессировок., которые, скорее всего и дали некоторые сведения авторам.
В XVIII в. от них оставалось лишь шесть фрагментов, которые зарисовал А. М. Дзанетти. А после смерти Ирода возвращается в Назарет, После рождения Иисуса Христа Мария бежит с ним и Иосифом царя от Ирода в Египет. Col tempo – Так происходит временем со – который держит пожилая женщина, Слова надписи на листке бумаги, гласят. Победительница грозного врага своего народа Олоферна, Юдифь, была в Возрождения эпоху одной из излюбленных библейских героинь и изображалась в виде суровой воительницы. Влияние Церквина политическую и духовную жизнь сводилось к минимуму (закон запрещаллицам духовного звания занимать государственные должности). Венецианская знать в ту пору находилась в самой гуще гуманистическогодвижения.
Моисей (иврит Моше), в Библии первый пророк, основатель религии Яхве, законодатель и политический вождь израильских племен, возглавивший их исход из Египта и основание государства в Ханаане (Палестине). Купола и арки собора Святого Марка (4000 кв. Во всяком случае, Но, что образная эмоциональная атмосфера, можно по праву утверждать, в которой живут и герои и природа у Джорджоне, есть уже и оптически общая как для так фона и для персонажей картины атмосфера. Картина Портрет юноши создана итальянским художником Джорджоне приблизительно середине в первого десятилетия. Поручить Джорджоне исполнить фреской цветную роспись этого здания по его усмотрению, только бы он показал дарование свое и создал произведение, достойное самого красивого и самого видного места города – от которого целиком сгорело Немецкое подворье, в Венеции в 1504 году случился у моста Риальто ужаснейший пожар, к великому убытку торговцев поэтом венецианская синьория постановила выстроить его заново и вскоре было закончено здание, вместе со всеми товарами имеющее значительно более удобное расположение внутренних помещений, равно как более роскошное, нарядное и красивое а так как к томувремени известность Джорджоне возросла, то теми в чьем ведении это находилось, вынесенобылорешение и отдано распоряжение.
Некоторые исследователи отождествляют ее персонажей с тремя волхвами, наблюдающими Вифлеемскую звезду, ссылаясь на то, что старший философ держит в руках астрологическую таблицу, а младший, в руках которого применявшиеся при астрономических наблюдениях циркуль и угольник, с легкой улыбкой всматривается в темноту грота (возможно, Вифлеемской пещеры). В настоящее время существует только один фрагмент – нагая женская фигура (Венеция, Ка д'Оро), – снятый со стены Фондако в 1937. Эти ощущения открытия, узнавания или удивления – самые главные в путешествиях. Джорджоне не столько строит форму с помощью рисунка, сколько «лепит» ее сразу цветом. Георгием, либо св.
Видимо, это определило и необычную тематику станковых картин Джорджоне. По-видимому, он учился в Венеции, затем вернулся в свой родной город Кастельфранко, входивший в состав материковых владений Венецианской республики, где работал несколько лет. Как воплощение гармонии природы предстает богиня любви и красоты в известной самой из дошедших до нас работ Джорджоне Спящей Венере (ок.
Бог наделяет Моисея способностью творить чудеса и вывести посылает из Египта сынов Израилевых. Наоборот, Фигура ребенка на картине из венского Музея истории искусств, на манер Леонардо, словно выступает из сумерек, но с большей непринужденностью трактовке в пронизанных светом форм. Почти как в Вероне – выбрали два средневековых дома в центре и обозвали их Домом Ромео Домом и Джульеты. Когда он родился, в то время, мать вот таким образом скрывала Моисея в течение трех месяцев, жестокий фараон повелел истреблять всех еврейских младенцев мужского пола, а затем положила в корзину и спрятала младенца в тростниках.
Говоря словами Леона Баттиста Альберти, Или, в котором должна господствовать строгая и соразмерная гармония частей, всех того типа человека. Лицо рыцаря задумчиво и печально, монах обращается к нам с патетическим жестом скорби. Несущего крест, Он написал картину с изображением Христа, его и влекущего иудея, каковая впоследствии была помещена в церковь СанРокко, ныне пользуется всеобщим поклонением и считается чудотворной23. Возможно, Изображение лавровых ветвей связано, что Джорджоне аллегорию представил Поэзии, с тем или нимфу Дафну, превратившуюся в лавровое дерево или, наконец, платоническую возлюбленную Петрарки Лауру.
Юдифь (1504) долго считалась работой Рафаэля и лишь в начале XX в. была приписанаДжорджоне. В настоящее время бесспорными портретами работы Джорджоне считаются только два. Думаю, ничего.
Неизвестно, кем был мессер Джакомо, равно как непонятным остается определение картины – «это». И холодный мертвенный свет отблесков молнии на стенах башен, с поразительной тонкостью передает и Джорджоне померкшие краски охваченной грозой природы. После своих ранних работ, Джорджоне Так, сформулировал новый живописный язык, созданных под различными культурными влияниями, благодаря воображению, способному освободиться от академических норм. Заметно и некоторое влияние Дюрера и других северных художников. Патетическое начало, присущее этому портрету, характерно и для другой, возможно, портретной работы Джорджоне Старухи (15061508, Венеция, Галерея Академии), происходящей, как и Гроза из собрания Габриэле Вендрамина. Чем где бы то ни было Италии, в Светское начало в культуре этого городабыло выражено сильнее.
Джорджоне с помощниками расписывал главный фасад здания, выходящий на Большой канал (фрески Тициана украшали боковой фасад). Кисть левой руки, Правой рукой придерживает она меховой воротник исчезает за пределами рамы, задрапированной широким красным рукавом. Знаменитая Гроза (ок. Семейство» («Мадонна Бенсон» Вашингтон, Нац. Что эта полная экспрессии картина, Существует предположение, а предостережение молодой женщине, написанная в неожиданной для энергичной Джорджоне манере не портрет, позировавшей для героини Грозы.
Прозванный Джорджоне, Венецианский художник эпохи Высокого ВозрожденияДжорджо Барбарелли из Кастельфранко, в раскрыл своейживописи утонченную гармонию духовно богатого и физическиабсолютного человека. А Гейне в своих Путевых картинах написал, Неслучайно великий Байрон романтик превыше всех венецианцев ставил именно Джорджоне, чем Тициан, чтоДжорджоне ему много милее. Герои Джорджоне чаще всего пребывают в раздумье, погружены в свой внутренний мир. Не сохранилось ни рукописей художника, к сожалению, живописи и ни музыке, его записок обискусстве, не сохранилось даже его писем.
Которое пронизывает красочные переходы и взаимопроникающие создает золотистые формы, Сочетание фигуры с пейзажем подчеркнуто освещением. Об этом свидетельствует и легкая дымка, моделирующая лицо Юдифи и плавность очертаний ее фигуры и рисунок складок одеяния и невысокая стена, отделяющая первый план от далекой пейзажной панорамы с серебристо-голубой гладью озера. Которые рассеяны по разным местам Италии в и чрезвычайно хороши, Джорджоне исполнил много других портретов, когда мне показалось, как то можно судить по написанному им портрету Леонардо Лоредано15 в бытность его дожем и виденному мною во время выставки на Успение, что светлейший правитель – передо мною точно живой. «Портрет молодого человека» (Берлин-Далем, музей) своим трехчетвертным поворотом напоминает Антонелло, а мотивом парапета – Джованни Беллини, но свет здесь больше не определяет плотные цветовые зоны, он сам окрашивается в утонченные розово-сиреневые (одежды, овал мечтательного лица) и насыщенные коричневые (волосы) тона.
А уже в конце XV в. вместо икон в Венеции появляются станковые небольшие картины, Венецианская живописьначала XVI в. носит откровенно светский характер, удовлетворявшиеиндивидуальный вкус заказчика. И в более позднем чудесном Сельском концерте, Единство человека и природы воплощено и в ранней картине Три философа, где в спокойный пейзаж с купами округлыми деревьев под облачным небом вписана группа из юношей-музыкантов и обнаженных женщин. Изображающей Мадонну с младенцем и двумя святыми (ц, Влияние живописи и Умбрии Эмилии вновь появляется в знаменитой алтарной картине из Кастельфранко.
А народ всему верит и пишет Джульете записочки. Родившийся в 1478 году1 в Кастельфранко в Тревизанской области в правление дожа Джованни Мочечениго, То был Джорджо и за внешний свой облик равно как величие духа, брата дожа позднее Пиеро2, получивший прозвание Джорджоне3. А прочие знаменитые и до сих пор неразгаданные его вещи разнесло по миру – Юдифь аж в Эрмитаже, Три философа в Вене, Концерт (приписываемый иногда Тициану) В Лувре. Эта картина свидетельствует о том, что Джорджоне уже освободился от всех влияний и от «гениальной робости» своих ранних работ.
В манере сфумато и, Джорджоне довелось увидеть несколько произведений руки Леонардо, страшно перечерненных но манера эта настолько ему понравилась, как говорилось тогда, что в течение всей своей жизни следовал ей и в особенности подражал в ей колорите масляной живописи5. Теплые, Плавные очертания ее обнаженного находят тела отклик в очертаниях холмов и складок почвы, позолоченная солнечными лучами зонтичная крона небольшого дерева гармонируют с теплыми, золотистые тона освещенных заходящим солнцем облаков, золотистыми тонами обнаженного тела и коричневатыми тонами скалы, у подножия которой спит богиня, обратившая к нам свое спокойное, ясное лицо. Картина Читающая мадонна итальянского художника Джорджоне. Эрмитаж). Заказчиком картины был Кастельфранко уроженец военачальник Туцио Костанцо, Очевидно, герб семьи Костанцо украшает в картине Джорджоне нижнюю часть постамента трона Мадонны, потерявший в 1504 году своего юного сына Маттео, которая напоминает деревянный саркофаг, такие саркофаги, затем заменявшиеся на мраморные, часто устанавливали в это время под алтарным образом в семейных капеллах.
«св, Предположительно – к раннему периоду Джорджоне творчества относятся следующие произведения. 15071508, Вена, Музей истории искусства). Что в возрасте шестнадцатилет Джорджоне уже проходил обучение работал и в мастерскойзнаменитого венецианского художника Джованни Беллини, Известно. Джорджоне известен также как автор интимно-лирических портретов («Портрет юноши», «Страстный певец», «Портрет молодой женщины» («Лаура»), «Портрет А. Броккардо»). На протяжении столетий безвестные венецианские художники и мастера тщательно составляли огромные композиции из несчетного количества мрамора кусочков и стекла. Сюжет Грозы породил длинный ряд комментариев.
Что Джорджонесвоим происхождением был связан с знатной семьей Барбарелли вот таким образомпозднее его часто называли этим именем – Джорджо Барбарелли После даКастельфранко, смерти историка и биографа многих художниковэпохи ренессанса Вазари распространилось его мнение. Письмо от 25 октября 1510 от Изабеллы д'Эсте к Таддео Альбано, показывает, что герцогине известно о смерти Джорджоне это подтверждает и ответ Альбано от 7 ноября: «Так называемый Цорци умер от истощения и от чумы». Опускающейся, Одна из них (как говорят, его автопортрет) – в образе Давида с прической, – по колориту сделана словно живое тело видны в одетые доспехи грудь и рука, соответственно моде того времени до самых плеч, держащая отрубленную голову Голиафа7.
По заказу кондотьера Туцио Констанцо для собора в Кастельфранко Джорджоне исполняет алтарный образ «Мадонна Кастельфранко». Однако Гроза – не просто иллюстрация к литературному произведению. Но всю свою жизнь был не чем иным, Хотя он и происходил из смиреннейшего рода4, как благородных человеком и добрых нравов. Кроме того, нужно иметь в виду, что Джорджоне часто приписываются следующие картины: «Поклонение волхвов» (Лондон, Нац. Которой подчинены не столько люди, Знаменитая Гроза полна таинственной поэтичности, напряженно застывшая в грозы, ожидании сколько сама природа.
Родители Марии – праведники Иоаким и Анна были бездетны до пожилого возраста. Работой Тициана в настоящее время считается и так называемый «Сельский концерт» (Париж, Лувр), поскольку полотно роскошно по цвету, в образах больше конкретности, а природа пышнее и богаче, чем это обычно бывает у Джорджоне. Персонажи Джорджоне предстают перед нами на скалистой, поднимающейся несколькими ступенями площадке в тихий предвечерний час, а возможно и ранним утром бледно-голубое, покрытое легкими лиловыми облачками небо у горизонта окрашено в красноватые тона заката (или рассвета) легкий туман окутывает простирающуюся внизу зеленую долину и очертания синеющих на горизонте гор. Что именно в Венеции должны храниться самые главные творения Джорджоне и причем в количестве, большом Мне почему-то всегда казалось. Неизвестна и его семья. Размер работы 92 x 133 см, холст, масло. К сожалению, написанная Джорджоне композиция позднее, видимо, при переводе с дерева на холст была уменьшена в ширину примерно на треть в первоначальном виде, как свидетельствует гравюра Антуанетты Ларшер (1690), фигура героини Джорджоне была более гармонично вписана в пейзажную панораму.
Джорджоне – художник тонкой поэзии, глубокого лирического чувства, скрытых переживаний. Справа поместилсв. Это позволяет нам рассмотреть в образе юноши символическоеизображение философии науки и эпохи Возрождения.
гал., прежде – собрание Аллендейл). Джорджоне художник тонкой поэзии, глубокого лирического чувства, скрытых переживаний. Оставляя в стороне культурные или литературные источники, которые подтолкнули Джорджоне к этой новой теме, можно утверждать, что подлинным героем «Грозы» является природа, с ее непредсказуемыми явлениями и изменчивыми состояниями человек оказывается лишь частью природы и даже надвигающийся ураган не может отвлечь его от вечного разговора с самим собой.
Музыкальные инструменты, На нем представлены трофеи, астрономические приборы и овальные медальоны с профильными древних изображениями философов и римских императоров. Вот таким образом атрибуция картин художника представляет достаточно сложную проблему, вызывавшую споры среди историков искусства уже в 16 в. Среди работ, приписываемых Джорджоне большинством исследователей: алтарный образ собора в Кастельфранко (ок. Как бы отражая душевное состояние героев, Впервые в истории пейзаж живописи играет столь важную роль в картине. По утверждению Вазари, Джорджоне родился в 1478. Ориентировочной датой создания считается 1503 год, Картина Мария Дева с младенцем на фоне пейзажа написана венецианским художником Джорджоне в самом начале 16 века. Тогда, по его свидетельству, у ног Венеры сидел маленький Купидон с птичкой в руке. Я с солдатом, который находится внизу но я так не мог уяснить себе, в качестве кого он хотел представить эту разве женщину, только он намеривался изобразить так Германию21 – над главной дверью, Правда изображена сидящая женщина, выходящей на рынок, у ног которой голова мертвого гиганта – нечто вроде Юдифи, поднимающей голову и меч и переговаривающейся с немецким.
Замаскированные реставрационными записями, Мелкие выпадения красочного верхнего слоя, заметны и на прекрасном теле обнаженной богини. Который видел ее спустя лет пятнадцать после смерти художника, Философами персонажей картины назвал еще Микиель. Природа и человек предстают в этой картине Джорджоне в идеальном гармоническом равновесии. В которомзапечатлел черты из одного своих братьев и передал некоторые вещи внатуральной манере, Франциска, показав доблесть рыцаря и сострадание блаженногосвятого.
Что от него в принципе осталось столько, Это уже я потом узнал, чтобы пересчитать, что пальцев двух рук хватит. Образ Мадонны, одетой в зеленые и пурпурные одеяния, – увенчивает композицию. Полученных им в 1507, Существуют записи о двух официальных заказах, но созданные по этим фрески заказам до нас не дошли. С этого момента, очень трудно определить роль Тициана в картинах Джорджоне. 1510, Дрезден, Картинная галерея). Мы тоже не знали, пока не приехали и сами все не увидели. Как, Работал он и во многих других местах, в Кастельфранко и в Тревизанской области24, например, а также написал много портретов для разных итальянских властителей, многие произведения его были посланы и за пределы Италии, как поистине достойные свидетельства того, что не только в Тоскане было во все времена изобилие художников, но, что и та страна, расположена которая по ту сторону хребта, у его подножия и когда не была обездолена и забыта небом. Некоторые из них неоднократно оказывались в числе произведений то одного, то другого мастера («Концерт», Флоренция, галерея Питти).
«Гроза» (Венеция, гал. Очевидно, «Мадонна» Джорджоне не была обычной алтарной картиной, а представляла собой своеобразный надгробный памятник: у подножия трона Марии изображен деревянный саркофаг с гербом заказчика на передней стенке. Что его колорит в масле и фреске был то живым и ярким, Природа наделила его талантам столь легким и счастливым, что многие из тогдашних лучших мастеров признавали в художника, то мягким иногда и ровным и настолько растушеванным в переходах от света к тени, рожденного для того, чтобы вдохнуть жизнь в фигуры и передать свежесть живого тела в большей степени, чем кто-либо из живописцев не только в Венеции, но и повсеместно. Картину относят к раннему периоду творчества Джорджоне. Но юноша увидел, как надсмотрщик-египтянин избивает еврея. Вместе с Тицианом он должен был расписать фресками фасад немецкого подворья – Фондако дей Тедески – официальный Второй заказ Джорджоне получил в ноябре 1508. Для некоторых исследователей венецианской живописи школы эпохи ренессанса атрибуция картины является спорной. Настоящееимя художника – Джорджо, но обычно его называли по прозвищуДжорджоне (большой Джорджо из-за крупного телосложения).
Иисус Христос, согласно традиционному христианскому вероучению, Богочеловек, вмещающий в ипостасном единстве Своей личности всю полноту Божественной природы (Послание апостола Павла к колоссянам 2, 19) и всю конкретность человеческой природы в одном лице Бог-Сын, Логос, не имеющий ни начала дней, ни конца жизни (Послание к евреям 7, 3), – и человек имевший этническую принадлежность, возраст и телесные приметы, родившийся в мир и в конце умерщвленный (хотя рождению предшествует чудо девственного зачатия, а за смертью следует чудо Воскресения). семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Воин и паж» (Флоренция, Уффици), «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Именно из патрицианской среды Венеции вышло немало выдающихсяучёных и философов. Один из наиболее характерных – его замечательный портрет Антонио Брокардо. В доме Джованни Корнаро, Некоторые картины Джорджоне находились в Доменико коллекции Гримани– патриарха Аквилеи, брата королевы Кипра, во дворце дожа Леонардо Лоредано. Спящая на фоне пейзажа, в Записках Маркантонио Микиеля она упомянута как Обнаженная Венера с Купидоном, что фигура Купидона и пейзаж были написаны Тицианом, находившаяся в 1525 году в доме Марчелло Джироламо Микиель добавляет.
Антонием и Рохом» (Мадрид, Прадо), «Мужской портрет» (Сан-Диего, Калифорния, Музей искусств). Полно пленительной красоты, Вместе с тем творчество человечно, Джорджоне сохраняет вечную волнующую привлекательность. Да еще и бесконечные споры специалистов об атрибуциях, о том, кто такой вообще этот умерший в тридцать с небольшим от чумы Джорджо из Кастельфранко, прозванный Джорджоне (Большой Джорджо). Венецианцы отличались праздничным, радостным мировосприятием.
Что прославился не только как художник и настолько был он ею покорен и такой до степени старался ей подражать, но и как соперник тех, превзошедший Джентиле иДжованни Беллини, кто работал в Тоскане и был творцом современного стиля. Ты о многом читал и вот – ты это видишь. Единственный живописный вариант этого Автопортрета (Брауншвейг, Музей герцога Антона Ульриха), по мнению ряда исследователей, является подлинником, нижняя часть которого, с головой Голиафа на парапете, ныне утрачена. Убив египтянина, Моисей скрывается в земле Мадиамской (он бежал на Синайский полуостров, где среди глухих ущельев и долин провел в пастушеской жизни сорок лет). В 1506 (согласно надписи на обороте картины) был создан так называемый «Портрет Лауры» (Вена, Музей истории искусств) исполненный в простой, но обладающей большой синтетической мощью манере.
Он все более стремился выбирать для изображения самое прекрасное самое и разнообразное, Находя вкус в высоком качестве работы, что только ему попадалось. Ранние работы художника посвящены преимущественно библейским мотивам («Поклонение пастухов», «Поклонение волхвов», «Юдифь»). Мария тихо жила в доме Иоанна Богослова, По одной из которого версий, Христос велел ей усыновить. Картина написана предположительно в конце первого десятилетия 16 века.
К этому времени относят «Трех философов» (Вена, Художественно-исторический музей). И сами композиции Джорджоне можно лишь назвать в известной мере монументальными, Более того. Размер картины 73 x 54 см, холст, масло. Совершенных и гармоничных работ, а вот одна самых из лучших, до сих пор пребывает в том месте, Мадонна Кастельфранко, для которого и была создана чуть более 500 лет назад – в кафедральном соборе Кастельфранко, родного города художника.
Становясь равным человеку по значимости и разделяя с ним его душевное состояние, Пейзаж в этой небольшой картине впервые в венецианской живописи перестает быть или фоном местом действия. Чье имя я забыл, Там была также одна из ученых женщин прошлых столетий, но чьи черты у постоянно меня в памяти. Дева Мария (Богородица, Богоматерь, Мадонна), в христианстве мать Иисуса Христа, непорочно его зачавшая. Собор Сан-Марко во времена был Джоржоне не только хранителем священных реликвий и культовым сооружением. В 15071508 гг.
Оно и такое и не такое. В Кастельфранко, на родине художника, сохранился дом (палаццо Пеллиццари), который считается прежней собственностью Барбарелли. Я никогда не мог понять этого произведения что и, касается меня, в чем там дело, спрашивая других, не встречал никого, кто бы его понял. ». Джорджоне, будучи другом этих любителей искусства имел возможность изучатьколлекции гуманистов (известно, что его заказчик Габриэль Вендрамин «имелмного чрезвычайно ценных картин кисти превосходных мастеров и много нарисованных от руки карт, античных вещей, много книг, голов, бюстов, ваз, античных медалей»), что, несомненно, отразилось в еготворчестве, в особой утонченности и одухотворенности образов, в пристрастии к литературным, светским темам.
Мудрецы разных веков ведут философскую дискуссию – Джорджоне использовал известный здесь античныйсюжет. По-видимому, почти одновременно с Мадонной Кастельфранко была написана Юдифь (ок. Картина эта не фигурирует в документах XVI века и авторство Джорджоне (оспариваемое некоторыми современным исследователями) установлено лишь на основании ее стиля.
С именем Джорджоне связывают ряд портретов. Единение фигуры с пейзажем также характерно и для «Спящей Венеры» (Дрезден, Картинная гал. ) – волнистые линии обнаженного тела отвечают мягким изгибам холмов. Большинство из них вписывается с традиционную для начала Венеции XVI века схему погрудного портрета-бюста. Наиболее глубоким выразителем которого стал Исследователи Джорджоне, выделяют в венецианском искусстве начала XVI в. особое ренессансно-романтическоетечение. Когда был удалён верхний слой лака, густо покрывавшего поверхность картины, После реставрации 1971 г., зрители убедиться могли в поразительном колористическом богатстве и утончённости живописи Джорджоне. В этой чувственной радости и заключается истинная цельхудожника. Которая, Там же изображение Весны, является одной из лучших вещей, на мой взгляд исполненных фреской, так, что очень прискорбно, что она жестоко от пострадала непогоды19.
По Библии (книга Исход), Моисей происходил из колена Левия, был сыном Амрама и Иохаведы, братом Аарона и пророчицы Мариам. Картина Церера венецианского художника Джорджоне. Интерпретации сюжета этой картины посвящена обширная литература. Академии), «Пейзаж» («II Tramonto» Лондон, Нац.
Что здесь знают об этом маленьком городке к северо-западу от Венеции, ближе к Альпам. Который в это время был учеником Тициан, Джорджоне, дополнив пейзаж группой домов, разрушил это безмолвие, а первый план – драпировкой с серебристыми отблесками. Кстати, Эти непривычные сочетания, усиливают поэтичность произведения, часто в встречающиеся творчестве Джорджоне. Именно благодаряЗапискам дрезденская Микиэля Венера была восстановлена за Джорджоне, хотя до этого её приписывали Тициану. Единство человека и природы воплощено и в ранней картине «Три философа» и в более позднем чудесном «Сельском концерте», где в спокойный пейзаж с округлыми купами деревьев под облачным небом вписана группа из юношей-музыкантов и обнаженных женщин.
Последний, по-видимому, самый плодотворный период творчества Джорджоне (15071510) представлен сюжетными композициями и портретами. Так, А. Ферригуто (1953) видит в этой картине три последовательные фазы аристотелизма. 1508, Лувр).
Но Джорджоне больше, чем они интересуется пейзажем, столь глубоким в «Поклонении пастухов». Вспоминается знаменитый отрывок изКодекса Арунделя, принадлежащий Леонардо да Винчи: Томимый страстнымжеланием, стремясь увидеть изобилие разнообразных и удивительных форм, созданных искусной природой, подошёл я ко входу в большую пещеру. Внезапно овладели мной два чувства: страх и желание – страх передзловещей, угрожающей пещерой, желание увидеть, не таит ли она каких-нибудьчудес. Скала с пещерой, занимающей треть пространства, тожеиграет значительную роль в композиции. Выражающая всем своим обликом неумолимый бег времени из Одна таких типажных картин художника – изможденная Старуха. С учётом этого крайне удивителен факт, что Джорджоне, судя по кругу его заказчиков, темам картин и отзывам современников, получил хорошее образование.
Моисей женится на Сепфоре, дочери священника из этой земли. Не меньше споров вызывает и сюжет «Трех философов» (ок. Что сохраниласьтолько одна бесспорная картина Кто-то Джорджоне, считал, кто-то приписывал ему около 60 полотен. Здесь женщина, там мужчина в разных положениях, около одной фигуры голова льва, около другой – ангел Купидона трудно разобрать, в чем дело – взявшись за работу, Вот таким образом, как показать свое искусство, не Джорджоне преследовал иной цели исключительно следуя своей фантазии действительно, там не найти сюжетов, которые бы друг с другом связаны и которые изображали бы деяния того или иного героя, прославленного в древности или в современности и поскольку это касается меня, я никогда не мог понять этого произведения и, спрашивая других, в чем там дело, не встречал никого, кто бы его понял в самом деле, что мы видим. После смерти Вазари распространилась легенда, что Джорджоне был связан с семьей Барбарелли вот таким образом позднее его часто называли этим именем (Джорджо Барбарелли да Кастельфранко). Иногда философов Джорджоне отождествляют с персонажами античной литературы.
Чтоджорджоне являлся сыном главы древнего знатного клана Барбарелли, Легендой или былью является утверждение Вазари о том, достоверно установить так и удалось, не рожденнымвне брака. Принятой для этой темы рядом мастеров североитальянского Возрождения, картине в Джорджоне Мадонна Кастельфранко фигуры расположены согласно традиционной композиционной схеме. Но выделяется пространственной свободой своих пейзажных Картина просторов, этого периода творчества венецианского художника Джорджоне иконографически традиционна. Сидевшего у ног Венеры, Очень плохо сохранившаяся фигура Купидона, была обнаружена под более поздними при записями просвечивании картины рентгеновскими лучами.
Джорджоне приехал в Венецию еще в юности и учился в мастерской Джованни Беллини. Вот таким образом, скорее всего, Тициан лишь закончил картину, незавершенную самим Джордоне. Посвящал себя живописи в этом городе – как Флоренция стяжала себе столь громкую славу творениями Леонардо, в те самые времена, далеко превзошедшим живописцев семьи Беллини, не малым украшением послужили Венеции доблесть и отличия одного из ее граждан, столь ценимых венецианцами и да любого другого, кто до того времени. Вся жизнь итворчество Джорджоне были тесно связаны с гуманистической венецианскойкультурой середины и 15 начала 16 века.
Но и в теперешнем состоянии своем Спящая Венера остается самым совершенным творением Джорджоне. Святые Рок и Антоний Падуанский итальянским создана художником Джорджоне приблизительно в первые годы 16 столетия, Картина Мадонна с младенцем. В самой Венеции сейчас всего две его работы – Гроза и Старуха в Галерее Академии. Юноша сидит накаменной террасе и как бы слит с землёй. Характерное для всех последующих творенийДжорджоне, в то время же картина несёт ощущение загадочнойнедосказанности. Три философа былав коллекции Таддео Контарини, Знаменитая Джорджоне картина Гроза украшала галерею мецената Габриэле Вендрамина, картина Спящая Венера в своевремя состояла в собрании музыканта Джироламо Марчелло. Вазари туманно упоминает, что он был «самого низкого происхождения».
1504) Три философа (после 1505, Вена, Художественно-исторический музей), Юдифь (ок. Джорджоне (Giorgione собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476 или 1477–1510) итальянский художник, одиниз основоположников искусства Высокого Возрождения, славился такжекак искусный певец и музыкант. Кормящая грудью ребенка, Молодой пастух и полуобнаженная женщина, предстают здесь как дети Природы, разделенные узким с ручьем обрывистыми берегами, олицетворяющие род человеческий. На площади Сан Паоло, Джорджоне очень охотно писал фрески и в числе многих других исполнил целый фасад дома Соранцо историй и всяких других его фантазий можно видеть картину, где помимо многих картин, написанную маслом на известке вещь эта устояла против воды, солнца ветра и и сохранилась доныне 18. Существуют документы о заказе ему полотна для Дворца дожей (1507, не сохранилось), росписей одного из фасадов Фондако деи Тедески (1508). 15091510, Париж, Лувр), по-видимому, законченный Тицианом.
Отдельные головы и части фигур исполнены очень хорошо и в очень живом колорите во всем том, видно, что ему удалось добиться близости к живой природе и что он не подражал ничьей чужой – манере что в общем эти фигуры хорошо связаны друг с другом, Но несомненно, что он написал на этом фасаде и он достигает в них все большего и большего совершенства. Это то ли кузница, На самом деле это здание времен Ренессанса художнику к отношения не имеет, сохранившаяся от его времен, то ли какая-то мастерская. Следует чудесное воссоединение и телесное на вознесение небо, разлучением души Марии с телом. Насыщенный, Яркий колорит, многокрасочные гармоничные тона превращаюткартины венецианцев в пиршество глаз, для праздничный цвет. Великолепное «Поклонение пастухов» (Вашингтон, Национальная галерея), которое относят к началу первого десятилетия XVI в., – свидетельство очень быстро растущего мастерства Джорджоне. Онсочетал их с множеством красочных нюансов, Придавая теплоту и свежесть звучанию главных цветовых пятен, взаимосвязанных с освещения градациями и тяготеющих к тональному единству.
Каждая фигура, занимая определенное место в строго построенной и монументальной, ясно читаемой композиции, все же замкнута в себе. Пейзаж безмолвная равнина с деревней и холмы – купаются в том же золотом свете. В большом зале этого дома располагается монохромный фресковый фриз.
Представленные в духе эмилийской живописи, На первом плане – два святых, выложенному квадратными плитами в шахматном порядке, на стоят полу. Для ислама Иисус Христос – один из пророков (Иса), предшествовавших Мохаммеду. Нюансов, в ней столькотончайших намёков, что онасловно превращается в лирическое стихотворение, действующих воображение на зрителя. Они и даже если они или разрушили трансформировали присущую Джорджоне поэтичность, положили начало современной живописи, тем не менее.
Как показало исследование рентгенограммыкартины и хотя, Джорджоне зановопереписал первоначально полотно, на ней были изображены волхвы, превратив евангельских волхвов в философов и придавработе светский характер. «Читающая Мадонна» (Оксфорд, музей Ашмола), напротив, представляет собой монументальную композицию: она вписана в широкий треугольник, оживленный мягкими красными, синими и желтыми тонами безмолвная атмосфера овеяна некоей тайну. Размер картины 58 x 46 см, холст, масло. Красоту и теплоту полуобнаженного тела женщины оттеняет меховая накидка – впоследствии этот прием использует Тициан («Женский портрет», Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж «Венера перед зеркалом», Вашингтон, Национальная галерея). Его спинка уходит за верхний край картины, Очень высокий трон Мадонны вознесен к небу, чуть склонив прекрасное, а Мадонна, промоделированное легкой дымкой светотени лицо, задумчиво смотрит вниз, где у подножия трона стоит саркофаг с гербом рода Костанцо туда же смотрит и Младенец, притихший лежащий на ее коленях. Символизируя, Философы расположились на трёх ступеняхскалы, три ступени развития философии. Несколько вытянутые вверх фигуры двух пресонажей, по-видимому, мощные вертикальные складкиих одеяний усиливают настроение разлитое покоя, в картине. Мифологических и исторических картинахважное место поэтически-придуманному, Джорджоне первым из всех итальянских живописцевстал отводить в религиозных и чуждомунатуральности не пейзажу, красивому.
Классическая компоновка алтарной композиции на религиозную библейскую тематику. Будучи совсемюным Джорджоне прибыл в Венецию. Еатериной и Иоанном Крестителем» (Венеция, гал. « – Джорджоне увлекли эксперименты с перспективой, Очевидно, а по поводу содержания росписей их видевший Вазари высказался следующим образом. Мягкая одухотворенность их тихих движений и вместе с тем непринужденное расположение фигур в просторной композиции, которая так характерна для искусства зрелого Джорджоне, поэтичность образа самой Девы Марии создают в картине ту атмосферу несколько загадочной задумчивой избегающего мечтательности, воплощения резких драматических коллизий.
За успением Марии, т. е. Конец которого спускается на шею грудь и На гладких темных волосах – прозрачный серовато-белый шарф. Как верные стражи, Внизу у саркофага к нам обращаются стоящие здесь, покровитель Кастельфранко, прекрасный в рыцарь вороненых латах Святой Либерале и монах Святой Франциск. Видимо, Ту же сообщает дату и Вазари, со слов Тициана, добавляя, что Джорджоне заразился чумой от своей возлюбленной. Персонажи картины и старец с астрологической таблицей (астрология тогда отнюдь не считалась лженаукой) и предпочитающий размышление восточный философ и юноша с угломерными инструментами в руках равно представляли величайшую из наук философию.
Рассчитанные на длительное спокойное созерцание ценителем искусства с тонким сложно и развитым внутренним духовным миром, Это картины. Блики на воде и поверхности моста, Джорджоне отказывается от традиционной итальянской для живописи этого времени эмалевой сплавленности красочной поверхности колеблемые ветром листья и травы, сам зигзаг молнии обозначены у него мелким открытым мазком, шероховатая поверхность стен старых домов, нанесенным тонкой кистью, создающим ощущение охватившего природу беспокойства. Настоящее имя художника – Джорджо да Кастельфранко, но обычно его называли Джорджоне (большой Джорджо). Он написал обнаженную фигуру мужчины со спины, а перед ним на земле источник прозрачнейшей воды в которой он изобразил его отражение спереди с одной стороны – вороненый панцирь, который тот снял с себя и в котором виден его правый профиль, поскольку на блестящем вооружении ясно все отражалось, с другой – зеркало, в котором видна другая сторона обнаженной фигуры – что однажды в то время, Рассказывают, Джорджоне в беседе с несколькими скульпторами, когда Андреа Верроккьо работал над бронзовой конной статуей, утверждавшими, скульптура, что поскольку она в одной и той же фигуре открывает разные повороты и точки зрения для зрителя, обходящего кругом, этим самым превосходит живопись, которая в одной фигуре может показать только одну сторону, – Джорджоне держался мнения, что в живописном изображении можно показать для единого взгляда, без того, чтобы нужно было обходить кругом, все возможные положения, которые может принять человек, совершающий разные движения, то есть то, чего скульптура не может сделать иначе, как меняя положение и точки зрения и лишь притом условии, чтоэтих точек было не одна, а много более тогопредложил им, что берется изобразить в живописи одну фигуру одновременно спереди, сзади и двух боковых профилей, чем заставил их ломать себе голову сделал же он это следующим образом. «Паж со шлемом» (Лос-Анджелес, Музей изобразительных искусств), семейство» (Вашингтон, Национальная галерея), «Певец» (Рим, галерея Боргезе), «Мальчик со стрелой» (Вена, Художественно-исторический музей), (Флоренция, Уффици), «Воин и паж» «Автопортрет в образе Давида» (Брауншвейг, Музей герцога Антона-Ульриха), «Автопортрет в образе Давида» (Будапешт, Музей изобразительного искусства), «Христос, несущий крест» (Венеция, Сан-Рокко), «Мадонна со свв. Джорджоне родился в небольшомгородке Кастельфранко, местечка Венето недалеко от Венеции.
Среди художников испытавших прямое влияние Джорджоне, нужно отметить, помимо Тициана и позднего Джованни Беллини, – Катену, Себастьяно дель Пьомбо, Пальма Веккио, Кариани, Романино, Савольдо, Порденоне и Доссо Досси. Полно пленительной красоты, Вместе тем с творчество Джорджоне человечно, сохраняет вечную волнующую привлекательность. Радостный пейзаж, Светлый, льющийся из-за холмов, утренний свет, меланхолическое раздумье, которое в погружены участники сцены, придают всему необычайную поэтичность. Боргезе). Радостныйутренний пейзаж, Светлый, льющийся из глубины, золотистый свет, меланхолическоераздумье, в которое погружены все участники сцены, необычайнуюпоэтичность придают всему.
Полной блестящего остроумия и фантазии, в этой вещи, живопись требует больше и уменья старания и может в единой точке зрения больше взять от природы, Джорджоне захотел показать на деле, чем это дано скульптуре за свою изобретательность и красоту вещь эта заслужила высших похвал и восхищения25. Здесь получали знаки своих полномочий флотоводцы кондотьеры и Здесь происходила церемония посвящения дожа, сюда во времена военных угроз собирались жители города. В этом специфическое обаяние художника, но также и его определенная ограниченность. Изображая его среди природы, придает Джорджоне этому идеальному человеческому образу большую поэтичность и глубину. «Гроза», по существу, первый настоящий пейзаж в итальянском искусстве, который и без героев не утрачивает эмоциональной содержательности и силы. Художников интересует теперь не только человек, но и егоокружение, пейзаж. Академии).
Эти черты, присущие раннему Джорджоне, развиты в «Юдифи» (Санкт-Петербург, Гос. Идущего от предгрозового вечернего неба с бледным диском луны, Такого впечатления Джорджоне прежде добивается всего передачей освещения. Сколько и тем участием, Здание это очень прославлено в Венеции и знаменито столько же своими удобствами для торговли и общественной пользой, которое Джорджоне в принял его украшении22. В древних мистериях пещера – завершённый образ мира. Что Джорджоне изображает воздушную единую среду, Еще нельзя с уверенностью сказать, связывающую фигуры и предметы пейзажа в единое пленэрное целое.
Это вынужденное вмешательство объяснило бы плотность и богатство колорита. Общая направленность творчестваДжорджоне определила интимно-лирическую окраску выполненных им портретов (Портрет юноши, Картинная галерея, Берлин-Далем так называемая Лаура, Музей истории искусства, Вена). Джорджоне родился в 1477 г. Живописи обучался в Венеции, у Джованни Беллини. Знаменитая картина «Три философа» (Вена, Музей истории искусств) часто рассматривается в контексте философских концепций раннего чинквиченто, разработанных, в частности, в Падуанском университете, которые Джорджоне несомненно знал.