Иосифу», Нант, Музей изящных искусств). Немногочисленность датированных произведений Латура («Раскаяние апостола Петра», 1645, Кливленд, музей «Отречение апостола Петра», 1650, Нант, Музей изящных искусств) до сих пор не позволяют исследователям точно установить хронологию его творчества. В 1616 Жорж де Латур возвращается в Вик уже сложившимся художником. Что, Разграничение сюжетов творчестве в Латура затрудняется тем, святые изображаются без нимбов, следуя караваджистской иконографии.
Алексея» (1648), «Св. Так и предметов, Стилю Латура свойствен особый лаконизм как в изображении фигур, формирующих атмосферу драматическую события. В ночных сценах, напротив используется искусственный свет (свеча), устраняющий цвет – как правило, одно яркое красное пятно оживляет коричневую гамму, – и сводящий объемы к нескольким простым плоскостям, что заставляет говорить о «кубизме» Жоржа де Латура (вертикальный вариант «Св.
Отсутствие повествовательности или символических деталей – отличительная черта особой иконографии Латура, Реальность типов и костюмов, в основе которой вера лежит в значительность и поэтичность явления жизни. И Гренобль, музей изящных Музей искусств) и противопоставляет ей скрытое и хрупкое достоинство внутренней жизни («Св. Незначащие детали, Он исключает повествовательность, второстепенных персонажей, украшения, архитектурные мотивы (абсолютно отсутствующие в его работах), пейзажи (нигде нет изображения на фоне пейзажа, никаких растений, только два-три животных), даже сопутствующие святых атрибуты сведены к минимуму (нет ни ореолов у святых, ни крыльев у ангелов) до такой степени, что порой перед нами предстают загадочные сюжеты («Явление ангела св. Их реальный жизненный смысл, превалирует над исходными мотивировками даже – если они номинально связаны с христианской иконографией, Многие сюжеты Латура являются как бы пограничными. Не очень разнообразные и охотно повторяемые, Темы произведений всех Латура, «Блудный сын» или «Шулер» (Париж, почти всегда заимствованы из караваджистского репертуара 1610-х – «Гадалка» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), Лувр и Форт Уорт, Художественный музей Кимбелл «Кающаяся Мария Магдалина» (варианты Вашингтон, Нац.
Но достаточно богатый, чтобы отказаться от этого недворянского занятия, он становится лейтенантом судебного округа и его быстрая социальная карьера (грамота о пожаловании дворянства в 1670) возможно и объясняет скорое забвение работ его отца. Лица у Латура вполне индивидуальны и очень конкретны. Иероним», Стокгольм, Нац. музей и Гренобль, Музей изящных искусств). Иосиф – плотник», Париж, Лувр «Новорожденный», Ренн, Музей изящных искусств).
Себастьяна» (1649) и «Отречение апостола Петра» (1650, несомненно, это картина из Музея изящных искусств в Нанте). Мир в его произведениях мрачен и полон скорби, но в нем есть утешение, есть надежда. Его слава (о чем свидетельствуют, в частности, покупки герцога Лотарингского в 1623-1624), подтверждается и при захвате герцогства французскими войсками: Латур получает должность художника короля (до декабря 1639), его особенно ценит правитель Лотарингии, маршал де Лаферте, для которого он исполняет «Рождество» (1644), «Св. Иероним», два варианта – Стокгольм, Нац. Алексея», оригинал, возможно – Нанси, Музей изящных искусств) или специфических сюжетов.
Представляющие зрелище физических мучений, у него почти встречаются не ветхозаветные сюжеты. Себастьян» в рост, 1649, Париж, Лувр «Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов). Большой лотарингский кризис и его бедствия (1635-1642), особенно пожар в Люневиле (30 сентября 1638), который, наверняка, уничтожил основную часть работ первого периода, возможно, повлек за собой поездку художника в Париж (ок.
Это религиозные картины и жанровые сцены – среди них нет ни композиций на мифологические сюжеты, ни портретов, ни рисунков. 1638-1642. ), где Латур приложил все усилия, чтобы получить признание, создавая свои дневные картины («Гадалка», Нью-Йорк, музея Метрополитен «Шулер», Париж, Лувр) и ночные сцены («Св. гал. Отсюда и характерные особенности его цветовой гаммы, живописных приемов: редок зеленый, много теплого от оранжево-терракотового до желто-золотистого. Он исключает повествовательность, незначащие детали, украшения, второстепенных персонажей, архитектурные мотивы (абсолютно отсутствующие в его работах), пейзажи (нигде нет изображения на фоне пейзажа, никаких растений, только два-три животных), даже сопутствующие атрибуты святых сведены к минимуму (нет ни ореолов у святых, ни крыльев у ангелов) до такой степени, что порой перед нами предстают загадочные сюжеты («Явление ангела св. 30 января 1652, в самом расцвете своей славы умирает он во время эпидемии, спустя несколько дней после смерти жены и слуг. Его сын Этьен, возможно, помогавший ему с 1646, получает, в свою очередь, должность королевского художника (1654).
Получив от герцога грамоты, давшие ему привилегии, наравне с особами знатного происхождения (1620) и вскоре разбогатев, он ведет здесь жизнь мелкого лотарингского дворянина, любящего охоту, держащего собак, при необходимости грубого с крестьянами, сурово охраняющего свое состояние и привилегии он живет в стране, которая с 1635 будет разрушена войнами, голодом и эпидемиями. Словно вырезающей кончиком кисти складки и рубища св, («Кающийся Первые трактованы в холодном и ярком освещении и написаны в быстрой манере. Ириной», Париж, Лувр). Как правило, творчество Латура подразделяется на дневные и ночные сцены. Композиция, размещение фигур на холсте у Латура более интуитивно, нежели рационально. Чтобы развивать эти темы в сторону большей живописности, Но вместо того, Латур сознательно повторяет их и возвращает исключительно живопись к исследованию человеческой души, подобно многим его северным современникам.
Париж, Лувр Нью-Йорк, музей Метрополитен ЛосАнджелес, Музей искусства графства Лос-Анджелес а также гравюра того времени) «Отречение апостола Петра» (Нант, Музей изящных искусств). Начиная с 1969 года Католическая отказалась церковь от формулировки раскаявшаяся блудница по отношению к Марии Магдалине. Едоки гороха б. д., Латур писал главным образом картины на религиозные сюжеты, Государственные музеи, Берлин, Картинная галерея, парные картины Старик и Старуха, ок 1617-1620, Сан-Франциско, Музей изящных искусств, Драка музыкантов, между 1625-30, США, Малибу, Музей П. Джетти, Рыльщик, между 1620-25, Нант, Музей изящных искусств, Гадалка, между 1620-25, Нью-Йорк, Музей Метрополитен, Шулер, между 1625-30, Париж, Лувр, Женщина, ловящая блоху, ок. 1635, Нант, Лотарингский исторический музей – но значительную часть его наследия составляют также бытовые сцены жанрового характера. Появление народного в типа творчестве Латура указывает на его интерес к реальной жизни. Таков, прежде всего, Новорожденный, между 1646-48, Ренн, Художественный музей. Этьена, Последние годы могли быть ознаменованы возросшим участием в Латура работе его сына и повторением прошлых композиций.
После 1640, к Новорожденному очень близко Поклонение Лувр, пастухов, Париж, написанное на религиозный сюжет. Верхние части картин как бы нависают над зрителем, Для него приближенность характерна изображения к зрителю. Его мир является, Он сводит картину к основным наиболее составляющим, простым из когда-либо созданных великими живописцами, вероятно. Лотарингия добавила к этому набору лишь несколько особенно набожных («Обретение тела св.
Одновременно, Его картины близки крупному стоическому течению того и, времени лотарингской мистике. Из христианской иконографии он выбирает чаще всего сцены детства Христа и Марии, образы умудренных жизнью старцев и святых, но не в эпизодах мученичества, а в горе и скорби. Освещенное пространство становится и центром служит раскрытию внутреннего напряжения сцены. Христа-мальчика, в облике Магдалин, что указывает на определенный круг моделей, его девушки из Сна Иосифа заметны общие черты. Возникающим при искусственном освещении, Внимание к цветовым отношениям, определили его красочный слой ночных в сценах.
Его картины достигают значительной цены (600-700 франков и более). Но до сих пор нам известно не никакое материальное подтверждение этому, Путешествие в Италию между 1610 и 1616 наложило на его маньеристическое образование опыт караваджизма. Которую приобретает малейшая деталь, Отсюда – та необычайная сила воздействия, но удивительно смелая композиция («Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов), та очень внешне простая, та исключительная даже для караваджистов напряженность. Лишь в 1630-е Латур переходит к более индивидуальному реализму. Нью-йорк, 1640, Скорбящая Магдалина, Музей Метрополитен, Париж, ок. 1636-38, Лувр, подписная, Мученичество Св.
Петра» утрачена известна по гравюре XVIII в. ). Себастьяна, ок. 1650, Париж, Лувр. В живописи Латура использование локального источника является света средством драматической выразительности. Это не отрицает обобщающей мысли художника, элементов условности в трактовке образов. Себастьян», преподнесен Людовику XIII). Даже в очень конкретных лицах он старается видеть общее: нравственную силу человека.
Ириной», оригинал не найден) свидетельствует, однако, о широкой известности его искусства. Они стали одним из самых ярких выражений духа эпохи. Темы всех произведений Латура, не очень разнообразные и охотно повторяемые, почти всегда заимствованы из караваджистского репертуара 1610-х – «Гадалка» (Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Блудный сын» или «Шулер» (Париж, Лувр и Форт Уорт, Художественный музей Кимбелл «Кающаяся Мария Магдалина» (варианты Вашингтон, Нац. Как Латур подчеркивает человеческую слабость и телесную («Кающийся немощь св, Отсюда же и то.
Себастьяна, оплакиваемого св. Он превращает изображение в некую геометрическую схему («Драка», Малибу, Калифорния, музей Гетти) и предпочитает застылость, тишину, опущенные в раздумье взгляды («Женщина с блохой», Нанси, Музей изящных искусств). Возвращение в Люневиль (1643) и его пятидесятилетие совпало с большой серией ночных сцен: абсолютно оригинальной формуле в дальнейшем соответствует большая вдумчивость («Новорожденный» Ренн, Музей изящных искусств «Св. Себастьяна, оплакиваемого св. Для произведений Латура очень характерны эффекты искусственного света.
Восстановленное на основании нескольких подписных картин, творчество Латура включает в себя очень небольшое число произведений (около 75 из которых обнаружено 35). В выборе религиозных сюжетов Латура чувствуется сильная творческая индивидуальность. Еще более суровую, Он вводит в свои картины необходимость, чем у современников его и абсолютно отличную от его антипода – Никола Пуссена.
Отсюда – та необычайная сила воздействия, которую приобретает малейшая деталь, та внешне очень простая, но удивительно смелая композиция («Иов и его жена», Эпиналь, Департаментский музей Вогезов), та исключительная даже для караваджистов напряженность. Мастер прекрасно видел и передавал также натуру при дневном свете вплоть до иллюзии полной реальности. Множество старых реплик (например, II реплик горизонтального варианта «Св.
В июле 1617 он женится на Диане Ленерф, происходящей из знатной семьи серебряных дел мастера герцога Лотарингского и после смерти своего отца (1618) поселяется в Люневиле, на родине своей жены, где в 1620 получает гражданство. Слезы Св. Петра, Кливленд, музей Художественный и Отречение Св. Петра, 1650, Нант, Музей изящных искусств – помеченные датами, Две картины последних лет жизни Латура, 1645, передают историю апостола Петра. Тишину, Он превращает изображение в некую геометрическую схему («Драка», Малибу, Калифорния, музей Гетти) и застылость, предпочитает опущенные в раздумье взгляды («Женщина с блохой», Нанси, Музей изящных искусств). Однако кажется возможным выделить первый период (1620-е), сильно отмеченный караваджистским реализмом и очень близкий искусству Бабюрена и Тербрюггена (серия «Христос и 12 апостолов», два сохранившихся оригинала и девять копий, Альби, музей картина «Слезы св. Святой Фома, между 1620-25, Япония, частное собрание, Кающийся Иероним, около 1625, Стокгольм, Национальный Магдалина музей, с двумя зеркалами или Магдалина с двумя свечами, ок – так называемое Воспитание Богоматери, Впечатление домашней сцены производит также, Нью-Йорк, около 1640, Собрание Фрика или Св. Иосиф – плотник, между 1638-45, Париж, Лувр. Творчество мастера содержит многие сюжеты идущие в русле католического культа святых.