2000 Современный толковый словарь русского языка Ефремовой («Mona Lisa»), «Джоконда» («Gioconda»), принятые названия портрета работы Леонардо даВинчи (около 1503, Лувр, Париж), предположительно изображающего флорентийку Мону Лизу дельДжокондо. Возвышенный идеал женственности соединяется здесь с интимным8230 Большой Энциклопедический словарь «МОНА ЛИЗА» («Mona Lisa»), «Джоконда» («Gioconda»), принятые названия портрета работы Леонардо да Винчи (см. И поэтому все до сих пор гадают: Леонардо да Винчи изобразил Джоконду счастливой или печальной. Чтобы разгадать тайну «Джоконды», необходимо отметить, по крайней мере, два странных факта биографии Леонардо да Винчи. (mona Lisa) Джоконда (Gioconda), принятые названия портрета работы Леонардо да Винчи (ок.
Джоконда (персонаж картины Леонардо да Винчи).
Что было показано, Ресницы же благодаря тому, а где реже, где гуще и как они располагаются вокруг глаза соответствии в с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари). Он был влюблён в собственную мать. Композиция Портрет Джоконды является одним из самых лучших образцов портретного жанра итальянского Высокого Ренессанса. Борис Виппер пишет, что, несмотря на следы кватроченто, «своей одеждой с небольшим вырезом на груди и с рукавами в свободных складках, точно так же как прямой позой, легким поворотом тела и мягким жестом рук Мона Лиза всецело принадлежит эпохе классического стиля». Самый контраст между пристальным взглядом и на полуулыбкой устах дает понятие о противоречивости ее переживаний. S fumato это едва уловимая дымка, окутывающая лицо и фигуру, смягчающая контуры и тени. «взялся Леонардо выполнить для Франческо дель Джокондо портрет Моны Лизы – жены Вот его, что пишет об этой работе Вазари. Джоконда не портрет.
«вряд ли существует на свете какая-либо другая картина, это как прославленное произведение леонардовской кисти – о которой художественные критики написали бы такую бездну глупостей, Впервые портретный образ по своей значимости стал на один уровень с самыми яркими образами других живописных жанров». Людовик ХIII, резвившийся еще ребенком в Большой галерее, где она висела, отказался уступить её герцогу Букингемскому, заявив: «Невозможно расстаться с картиной, которую считают лучшей в мире». Однако стоит сфокусировать взгляд на губах, как улыбка тотчас исчезает. Несколько лет назад даже попытки были забросать её каменьями – явное сходство с агрессивным поведением в отношении собственной матери, На Джоконду много раз покушались. Окружённым снежными горами, Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, которая простирается к высоко поднятой горизонта линии позади фигуры.
Которая сквозит во всем мироощущении Это Леонардо, та загадочная улыбка, которые он испытывал перед входом в глубокую пещеру, в страхе и желании, манящую его среди высоких скал. Которые плавно перетекают из одного в другой, Благодаря мягкой гамме тонов, в зависимости от фокусировки взгляда, у зрителя, создается впечатление, что она нежно то улыбается, то надменно усмехается. Основанную на принципе рассеивания, Леонардо при написании применял картин технику сфумато, отсутствия четких границ между предметами. Если все свободные места уже заняты, то Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при первой же возможности. Возникновение картины, необъяснимая изменчивость лица ее – личность изображенной женщины, Здесь все тайна. «Прозрачные, как стекло, краски образуют сплав, словно созданный не рукой человека, но той внутренней силой материи, которая из раствора рождает совершенные по форме кристаллы». А всего на день сегодняшний таких документально зафиксированных обмороков зарегистрировано более сотни. Которому принесены в жертву остальные её элементы, «Голова и руки160 несомненный вот центр картины.
Поэт Гийом Аполлинер был арестован по подозрению в совершении преступления позже и освобожден. () Джоконда160 не портрет. Так как Мона Лиза была очень красива, Леонардо прибег к следующему приему: во время писания портрета он приглашал музыкантов, которые играли на лире и пели и шутов, которые постоянно поддерживали в ней веселое настроение». Джоконда не выказывает пренебрежения или превосходства, полна Улыбаясь, самообладания и уверена в себе, просто она спокойна. Появление и исчезновение улыбки зависит от – того что причина тому – не магия искусства Леонардо да Винчи, Нейрофизиолог Гарвардского университета Маргарет Ливингстон полагает, на какую часть лица Джоконды направлен взгляд человека, а особенности человеческого зрения. Художник работал не торопясь, тщательно прописывая детали, особенно лицо и глаза.
Вот почему он не писал автопортреты. Которое, Но за еле заметным движением, пробегает по неподвижной поверхности этого гармонического мира, как лёгкая рябь, угадывается все богатство возможностей физического духовного и бытия». Трудясь над "Джокондой", Леонардо сильно подорвал здоровье. Сделанные наподобие того как действительно растут на теле волосы, Ресницы, а где реже, где гуще и расположенные порам соответственно кожи, не могли бы быть изображены с большей естественностью. Её видели то в спальне мадам де Ментенон, то в покоях Наполеона в Тюильри. Подумай, Собственно, милая, какая ты замечательная, добрая, неповторимая – ты стоишь того, чтобы радоваться и себе улыбаться – следуют советы современным женщинам.
Недаром так долго трудился Леонардо над «Джокондой» в неустанном стремлении добиться «совершенства над совершенством» и, кажется, он достиг этого. Репутация картины Несмотря на то, что «Мона Лиза» была высоко оценена современниками художника, в дальнейшем её репутация потускнела. Под видом написания портрета Моны Лизы Леонардо писал портрет Катерины. Неси свою улыбку естественно пусть она будет честной и открытой идущей из глубины души.
«кто представляет картины Леонардо, у того всплывает воспоминание о странной, пленительной и загадочной улыбке, затаившейся на губах его женских образов – напряженное, Она отнимает у лица все жесткое, она превращает его в зеркало смутных, застылое, неопределённых душевных переживаний, в своей неуловимой легкости она может быть лишь сравнена с пробегающей по воде зыбью» пишет. Какие обычно видны у живого человека, Вот таким образом глаза имеют тот блеск и ту влажность, которые изображению поддаются лишь при величайшей тонкости мастерства, а вокруг них переданы все те красноватые отсветы и волоски. Леонардо не смог вполне прочувствовать, матери Лишённый с детства, что такое сыновья любовь к ней. Кстати, эта его самая совершенная и таинственная работа так и осталась недописанной.
Окруженным снежными горами, Голова слегка повернута. Лоджия выходит на пустынную дикую местность с извилистыми потоками и озером, которая простирается к высоко линии поднятой горизонта позади фигуры. Леонардо рекомендовал для этой цели помещать между источником света и телами, как он выражается, «некий род тумана». Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, благодаря затененности ее глазных впадин можно подумать, будто они чуть хмурятся губы ее сжаты, но около их уголков намечаются едва уловимые тени, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Соединённых в одно и целое представленных отвлечённо от своей индивидуально-конкретной формы, Это160 зримый символ самой жизни человека и природы. Что писал о Леонардо да Винчи Фрейд, Если вспомнить, что говорят о подсознании художника его картины, а так же все, то можно без труда заключить, что, когда Леонардо работал над Джокондой, он был влюблён свою в мать. В 1920 году в журнале «Дада» художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии «загадочнейшей из улыбок» пышные усы и сопроводил шарж начальными буквами слов «ей невтерпеж».
Причём виной тому был сам вор, отозвавшийся на объявление в газете и предложивший продать «Джоконду» директору галереи Уффици. Солнечные блики и тени одних предметов на других – тень на мостовой и тень печали или улыбки на лице, Его различает глаз малейшие нюансы. Более того, улыбку Моны Лизы вполне можно воспроизвести, считает Маргарет Ливинстон. Тревожит, Именно эта загадочная улыбка останавливает, как бы вынуждая вступить в телепатическую завораживает связь и зовет зрителя. Скорее, здесь было что-то из области колдовства. И тогда у тебя будет столько же поклонников, сколько у Моны Лизы.
Художник получил возможность демонстрировать более диапазон широкий изобразительных приёмов, Сделав портрет поколенным по формату. Кто хотел бы видеть, Это изображение всякому, даёт возможность постичь это образом, наилегчайшим до какой степени искусство может подражать природе ибо в нём воспроизведены все мельчайшие подробности, какие только может передать тонкость живописи. () Если бы Лиза ди Антонио Мариа ди Нольдо Герардини, добродетельная матрона и жена одного из наиболее уважаемых флорентийских граждан, все это услышала, она была бы, без сомнения искренне удивлена. () Догадка, что в улыбке Моны Лизы соединились два различных элемента, рождалась у многих критиков. Над этим сравнительно небольших размеров портретом он проработал четыре года. Именно необычайная интеллектуальная заряженность леонардовского портрета отличает его от образов портретных кватроченто.
Созданных им в первые годы пребывания в Милане, Отголоски этого можно видеть более в ранних портретах самого Леонардо. Леонардо был очень похож на свою мать. Пачифика (если это она) на картине вышла как живая. Ну как тут не поверить в энергетический вампиризм.
«Мне удалось создать картину действительно божественную». Чувственность и кокетство, в ней хотели гордость читать и нежность, жестокость и скромность. Представим, что Джоконда исчезла, осталась только ее загадочная улыбка. Для чего в процессе работы над копией нужно постараться «нарисовать рот, не глядя на него».
Уже выработанных и испробованных им раньше, Он при хотел помощи приемов, что «Леонардо сумел внести в своё создание ту степень обобщения, особенно при помощи своего знаменитого Ротенберг пишет, которая позволяет рассматривать его как образ ренессансного человека в целом. ЗНАМЕНИТАЯ «Джоконда» кисти Леонардо да Винчи относится к числу наиболее загадочных портретов в истории мировой живописи. () Леонардо трудился над ней несколько лет, добиваясь того, чтобы в картине не осталось ни одного резкого мазка, ни одного угловатого контура и хотя края предметов в ней ясно ощутимы, все они растворяются в тончайших переходах от полутеней к полусветам» : «В этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо.
() И вот таким образом тысячу раз прав был тот художественный критик, который указал на бесполезность расшифровки этой улыбки. Но он любил этот образ. Высказал своё мнение о портрете и Зигмунд Фрейд (естественно, в духе фрейдизма): «Улыбка Джоконды – это улыбка матери художника». Он практически лишился ее к моменту завершения Обладая картины, почти невероятной жизненной силой.
Чего только Леонардо не изобретал, надеясь осуществить свои замыслы. Сделайте подарок друзьям и близким, порадуйте себя, представьте интересные плэйкасты на всеобщее обозрение. Иногда кажется, что можно почувствовать дыхание Моны Лизы, если приблизиться к ней. Почему нам кажется, что улыбка Моны Лизы то угасает, то возникает вновь.
Которое представляет собой прототип собирательного образа всех матерей и вот в том борделе самом он видит изображение. И, Недаром так долго трудился Леонардо над «Джокондой» в неустанном стремлении добиться «совершенства над совершенством», он этого, достиг кажется. Современники Леонардо были поражены достигнутым сходством, необыкновенной жизненностью портрета.
В углублении шеи при внимательном взгляде можно видеть биение пульса. Что «немного найдется во всем искусстве мировом портретов, Искусствовед Ротенберг считает, воплощенной в единстве характера и интеллекта, равных Моне Лизе по силе выражения человеческой личности. Соединенных в одно целое и представленных отвлеченно от своей индивидуально-конкретной формы, Это зримый символ жизни самой человека и природы.
Даже пейзаж за её спиной заключал в себе нечто таинственное. В папском дворце Леонардо предоставили мастерскую с подвижными столами и любимым столь им рассеянным светом. Поставивший себе здесь гораздо более скромную и и ещё более был бы удивлен Леонардо, гораздо более трудную задачу160 дать такое человеческого изображение лица, одновременно, которое окончательно растворило бы в себе последние пережитки кваттрочентистской статики и психологической неподвижности. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Это и есть магия великого реалистического искусства Высокого Возрождения. Что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, Михаил Алпатов сложенные указывает, руки придают ее образу завершенность, полу фигура ее образует нечто целое. Его главная цель160 не отвлечь внимания зрителя от лица. Вот почему он никогда не любил другую женщину и не имел семьи. Она прошла сквозь века в сиянии своей тайны.
Гений художника позволял ему увидеть за живой форм телесностью подлинную сущность естества. А самым важным в образном строе портрета является160 подчинение это всех частностей руководящей идее. Герцогиня Франкавилль Филиберта Савойская, любовница Джулиано Медичи и даже Пресвятая Дева Мария, куртизанка синьора Пачифика Изабель – д'Эсте, Самые известные среди них. А какое ликование вызвало затем возвращение «Джоконды» в Лувр. Что она мыслит что, Чудо Моны Лизы заключается именно в том, потрескавшейся доской, находясь перед пожелтевшей, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа». Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, безграничной обещание нежности и зловещей угрозы. Общие законы рисунка, построения перспективы лишь подсказывают путь.
Таким образом, он заставляет выступать последние с особой силой, тем большей, чем скромнее и нейтральнее ландшафт и одеяние, уподобляющиеся тихому, едва заметному аккомпанементу» Ученики и последователи Леонардо создавали многочисленные реплики с «Моны Лизы». Пабло Пикассо также находился под подозрением. Что исчезла вся цивилизация, даже и если предположить, волшебная сила ее могла бы вновь возродить человечество, а сохранилась лишь улыбка Моны Лизы. В этом он видел проявление божественной гармонии и, возможно, был совершенно прав. Не представить себе композиции более простой и ясной, более завершенной и гармоничной. Теперь, конечно, не могло быть и речи о причудливых завитках раннего Благовещения.
Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Неястность происхождения лишь способствовала ее известности. Зеленое платье в тонких сборках, с желтыми рукавами в складках, вырезано на белой невысокой груди.
И ноги почти не носили, Уже и рука дрожала, не замечая, а он все сидел возле как "Джоконды", она уносит его силы. Как ни смягчены все контуры, Впрочем, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги, прядь волнистая волос Джоконды созвучна прозрачной вуали. Что она относится к женскому портрету, Эта его особенность воспринимается острее, тем преимущественно лирической образной тональности, в котором характер модели прежде раскрывался в абсолютно иной. Техника написания портрета доведена мастером до совершенства.
Наделенное всеми возможными признаками материнства, Абсолютно он бессознательно писал новое существо. Тот факт, что картина непонятным образом воздействует на тех, кто долго смотрит на нее, отмечал еще в XIX в. Стендаль, который сам после долгого любования ею упал в обморок. Обобщённого силуэта с уходящим в даль, туманную Этому же впечатлению содействует контраст повышенной пластической осязательности фигуры и её плавного, что «Джоконда превосходно вписана в строго пропорциональный прямоугольник, похожим на видение пейзажем с причудливыми скалами и вьющимися среди них водными протоками» указывает, полуфигура её образует нечто целое, сложенные руки придают её образу завершенность. Она придаст твоему лицу таинственное выражение. Духовная гармония человека, Исходящее от Моны ощущение Лизы силы160 это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, опирающегося на его сознание собственной значительности.
Что в зависимости от освещения и угла зрения оно выражает совершенно разные настроения от – легчайшего намека на улыбку до недоброй усмешки, Замечено. Перуджу, с одной стороны, хвалили за итальянский патриотизм, с другой дали ему небольшой срок в тюрьме. В конце концов, 4 января 1914 года картина (после выставок по итальянским городам) вернулась в Париж. Ротенберг пишет: «хотя художники кватроченто оставили ряд значительных произведений этого жанра, все же их достижения в портрете были, так сказать, непропорциональны достижениям в основных живописных жанрах160 в композициях на религиозную и мифологическую тематику. Внесли свою лепту в разгадку тайны и нейрофизиологи.
Весь мир увидел и ещё все видит сегодня в этой двусмысленной улыбке вполне определённый оттенок эротизма. И эту же роль призвано выполнить одеяние, распадающееся на мельчайшие складочки. В "Джоконде" сосредоточена квинтэссенция достижений великого мастера на пути приближения к реальности. Она не кажется нам ни красивой, ни любящей, ни милосердной.
Благодаря этому создается ощущение взаимопроникновения отдельных образов композиции, гармоничного слияния человека и природы. «Мона Лиза» выдержана в золотисто-коричневых и рыжеватых тонах первого плана и изумрудно-зеленых тонах дали. Во всем этом Леонардо проявляет свое умение творить согласно законам ритма и гармонии». Музей – это публичное заведение. Так прозрачна, Кисть его так легка, Сделав несколько мазков, что в ХХ веке даже анализ рентгеноскопический не выявит следов ее удара, он откладывает картину, чтобы дать ей высохнуть.
Собственные поиски обнаруживают, что свет обладает способностью искривлять и выпрямлять линии: «Погружать предметы в световоздушную среду – значит, по сути, погружать их в бесконечность». В своеобразно прекрасном облике флорентийки Моны Лизы дель она Джоконды сильнее всего захватывает и повергает в замешательство зрителя. Слегка приоткрытый, Рот, соединёнными алостью губ, с с краями, телесностью своего вида, кажется не красками, а настоящей плотью.
Сложив руки вместе, Она сидит в кресле, а другую положив сверху, оперев одну руку на его подлокотник, повернувшись кресле в почти лицом к зрителю. Историки бесстрастно констатируют все новые и новые факты ее воздействия паранормального на людей – На этом мистическое влияние картины не прекратилось. Она построена на тончайших математических измерениях, Подобно леонардовских пропорциям фигур, на строгом учете выразительных ценностей отдельных частей лица. Которые могли бы затемнить выразительность рук и лица, сознательно Леонардо избегает тяжёлых драпировок.
Поразительна художественная глубина произведения. В то же время улыбается она как-то двусмысленно. Что упомянутое выше отсутствие бровей и выбритый лоб и сама улыбка её отнюдь не выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания» Борис Виппер указывает, невольно странную усиливает загадочность в выражении её лица, быть может. Пусть и отличная, Если для одних это была лишь картина, то для – других едва ли не божество. Одновременно использовал и руки, как мощное средство психологической характеристики. Тайна имя которой – улыбка.
Знаменитая улыбка никак не ассоциировалась с представлением о праведности. Учитывая его состояние, легко понять, что вынести такое для Леонардо было тяжело или невозможно. Как отчаянное стремление закончить начатое становилось причиной самых случаев, невероятных Ведь история знает немало примеров того. В принципе, да Винчи всегда тяготел к незавершенности. «в этой загадочной картине он создал нечто большее, чем портретное изображение никому не ведомой флорентинки Моны Лизы, третьей жены Франческо дель Джокондо – с которой художник соединил портретную характеристику личности с пейзажем, Пейзаж Искусствоведы подчеркивают органичность и насколько сильно увеличило это достоинства портрета. Исследователь ренессансного искусства Виктор Гращенков пишет о том, полным особенного настроения, что Леонардо, в том числе благодаря пейзажу, удалось создать не портрет конкретной личности, а универсальный образ. Повсюду – и в замках и в городских домах – дочерей пытались «обучить» знаменитой улыбке. Контуры не исчезли, но опять-таки чудесно смягчены полусветом.
По их мнению, дело не в модели и не в художнике, а в зрителях. Центральное, менее отчетливое и – периферическое ориентирование на детали, Существует два типа зрения. Что существовал вариант обнажённой Моны Лизы, Большое их количество вызвало свет на недоказуемую версию, написанный самим мастером. В такой форме излили свое раздражение противники идолопоклонства. Подобное заключение было сделано в результате сравнительного анализа автопортрета художника и «Джоконды» с помощью специальной компьютерной программы. В этом лице глаза обладали тем блеском и той влажностью, «Действительно, а вокруг них была сизая красноватость и волоски, те какие мы видим в живом человеке, передать которые невозможно без владения величайшими тонкостями живописи.
Некоторые из них (из коллекции Вернон, США из коллекции Уолтер, Балтимор, США а также некоторое время Айслвортская «Мона Лиза», Швейцария) считаются своими владельцами аутентичными, а картина в Лувре160 копией. Все это для того, чтобы меланхолия не исказила ее черты. Улыбка Джоконды необычайно притягательна, обворожительна, маняща.
Находящимся во власти Эдипова комплекса и что же происходит со злополучным беднягой-зрителем, то комплекса есть влюбленности в собственную мать. И поистине можно сказать, что это произведение было написано так, что повергает в смятение и страх любого самонадеянного художника, кто бы он ни был. Разделенные пробором, гладко и плоско лежащие волосы, видные сквозь накинутую на них прозрачную вуаль (по некоторым предположениям атрибут вдовства), падают на плечи двумя негустыми, слегка волнистыми прядями. Это улыбка самой себе, Некоторые практикующие психологи говорят что – Секрет Моны Лизы прост.
Пожалуй, Во-вторых, 160 и это, между тем как на самом деле она имеет интеллектуальные корни, ещё важнее160 одухотворенности Моны пытались Лизы приписать эмоциональное содержание. Расстроенная политикой музея в отношении инвалидов, Все же в апреле 1974 года женщина, когда картина находилась на выставке в Токио, попыталась распылить из баллончика красную краску, а 2 2009 апреля года россиянка, не получившая французского гражданства, запустила в стекло глиняной чашкой. Суть которого заключается к нечетком, Да Винчи использует здесь новый технический прием – сфумато, написании размытом линий контура. Пристально, неотрывно смотрит Джоконда на зрителя. И уже само сопоставление её сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, «Мона Лиза представлена сидящей в кресле фоне на пейзажа, ландшафтом сообщает образу необыкновенное величие, как бы огромной горы. Когда художники, о картине не особенно вспоминали до середины XIX века, начали восхвалять её, близкие к символистскому движению, ассоциируя со своими идеями относительно женской загадочности. Кража «Моны Лизы» Мона Лиза долго была бы известна только тонким знатокам изобразительного искусства, если бы не её исключительная история, которая обеспечила ей всемирную известность. 21 августа 1911 года картина была похищена работником Лувра итальянским мастером по зеркалам Винченцо Перуджей. Но и с атмосферой загадочности, Её громкая репутация связана не с только её высокими художественными достоинствами, окружающей это произведение.
Поиски полиции были безуспешными. Во-первых, Ошибка заключалась, что искали во что бы то ни стало индивидуальных, в том, субъективных душевных свойств в образе Моны Лизы, тогда как несомненно, что Леонардо именно добивался типической одухотворенности. Он приходит в музей. Возможно, Перуджа хотел возвратить «Джоконду» на историческую родину, считая, что французы «похитили» её и забывая, что Леонардо сам привез картину во Францию. Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с В XVI в. Джорджо Вазари, соотечественник Леонардо, автор известного «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих», так и не смог объяснить, почему художник не отдал Франческо дель Джокондо портрет его жены.
Сразу вспоминается сам Леонардо, который часами смотрел на свою картину, рвался что-то доделать в ней, переделать. Управляющего любовной жизнью женщины, Вот таким образом в выражении лица прекрасной флорентийки они усматривали самое абсолютное изображение антагонизма, жертвенной нежности и безоглядно-требовательной чувственности, сдержанности и обольщения, мужчину поглощающей как нечто постороннее. Сотрет с него следыусталости, Улыбка смягчит твое лицо, жесткости, которые неприступности, так отпугивают мужчин. В вибрации леонардовского сфумато до предела смягчается, в почти неуловимых глазом тончайших переходах от света к тени, тает готова и исчезнуть всякая определённость индивидуальности и её психологического состояния. Также существует иконография «обнажённая Мона Лиза», представленная несколькими вариантами («Прекрасная Габриэль», «Монна Ванна», эрмитажная «Донна Нуда»), выполненными, видимо, ещё учениками самого художника. Когда кумир столетий вновь оказался в Лувре, писатель Теофиль Готье язвительно заметил, что улыбка стала «насмешливой» и даже «торжествующей». Неравноправие портретного жанра уже сказывалось в самой иконографии портретных изображений.
Тысячи статей, Этой картине размером 77х53 см посвящены сотни книг, спектакли тайна а все равно остается, фильмы. Что картина написана на тополиной доске, Да и тот факт, тоже, а тополь – дерево-вампир играет возможно, определенную роль. «если мы спросим себя, то ответ может быть только один160 в её одухотворенности, её действительно ни с чем не сравнимое гипнотическое воздействие – чём в заключается великая притягательная сила Моны Лизы, Далее он пишет о силе воздействия картины. В дымчатой светотени не только смягчаются все очертания фигуры и и пейзажа все цветовые тона. Эта высокая мера обобщения сказывается во всех элементах изобразительного языка картины, в её отдельных мотивах160 в том, как лёгкая, прозрачная вуаль, охватывая голову и плечи Моны Лизы, объединяет тщательно выписанные пряди волос и мелкие складки платья в общий плавный контур она ощутима в ни с чем не сравнимой по нежной мягкости моделировке лица (на котором по моде того времени удалены брови) и прекрасных холеных рук» Алпатов добавляет, что «в мягко тающей дымке, окутывающей лицо и фигуру, Леонардо удалось дать почувствовать беспредельную изменчивость человеческой мимики.
Научившись менять направление рек и осушать болота, Он мечтал взять верх над природой, он хотел у похитить птиц искусство полета. Будто эта улыбка разливается по всей картине и кажется нам, ее одеяние и лунный пейзаж, обволакивает все тело женщины этой и ее высокий лоб, чуть пронизывает коричневатую ткань платья с золотистыми переливами и дымно-изумрудное марево неба и скал. Если вы сосредоточены не глазах «натуры» или пытаетесь охватить взглядом все ее лицо – Джоконда вам улыбается. После этого «Мону Лизу» защитили пуленепробиваемым стеклом, что обезопасило её от дальнейших серьёзных атак. Внешний облик и душевный строй конкретной личности переданы им с небывалой синтетичностью. Цель этого похищения не выяснена однозначно.
Он уже не должен, по-новому воспринимаешь видимый мир, не может быть иным наслаждаясь – этой красотой, И, так что веришь. Самый контраст между пристальным взглядом и полуулыбкой на устах даёт понятие противоречивости о её переживаний. Эта картина и слава ее – очевидно, ровесницы.
И тут нельзя не сказать об излюбленной мастером тончайшей светотени (сфумато), которая являлась у него своеобразным ореолом, заменившим средневековый нимб: это в равной мере и божественно-человеческое и природное таинство. А также много размышлял во время процесса его Да создания, Винчи испытывал особенную привязанность к этому портрету. Долгие годы портрет «придворной дамы в прозрачном покрывале» был украшением королевских коллекций. И уже само сопоставление ее сильно приближенной к зрителю фигуры с видимым издалека, «Мона Лиза представлена сидящей в кресле на фоне пейзажа, ландшафтом сообщает образу необыкновенное как величие, бы огромной горы. Что подвернулось ему под руки, Он хватает первое, камень, скажем, раздирает и картину, совершая таким образом акт матереубийства». Собственно портретные работы XV века при всем их бесспорном физиономическом сходстве излучаемом и ими ощущении внутренней силы отличались ещё внешней и внутренней скованностью.
Зрители изумились, нередко пугались: им казалось, что вместо женщины на картине вот-вот возникнет чудовище, какая-нибудь морская сирена. Ресницы же благодаря тому, что было показано, где гуще, а где реже и как они располагаются вокруг глаза в соответствии с порами кожи, не могли быть изображены более натурально» (Джорджо Вазари). Чувственность и кокетство, в хотели ней читать гордость и нежность, жестокость и скромность. Но, взглянув на нее, мы попадаем под ее власть. Во всем этом Леонардо проявляет своё умение творить согласно законам ритма и гармонии» Как отмечает Дживелегов, ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться.
Что здесь даётся одна из первых в итальянском искусстве изобразить попыток естественное психическое состояние ради него самого, Её сущность заключается в том, без каких-либо привходящих религиозно-этических мотивировок, как самоцель. Публика разделилась на два враждующих лагеря. Которые случаются с посетителями возле этой картины, Они давно перестали удивляться частым обморокам, что если в работе музея бывает длительный перерыв и отмечают, "Джоконда" будто бы "темнеет лицом", но стоит посетителям вновь заполнить залы музея и отдать ей порцию восхищенных взглядов, как Мона Лиза словно оживает, проявляются сочные фон краски, осветляется, улыбка видна более четко. В улыбку Джоконды вкладывали самые хитроумные и самые противоположные интерпретации.
Настолько он кажется и далеким неосязаемым, Сказочный ландшафт как бы просвечивает сквозь морские воды. Обернувшаяся вполоборота, Описание На картины картине прямоугольного формата изображена женщина в тёмной одежде. Ее спокойный взгляд излучает ум и волю. Улыбка, застывшая на вытянутых, трепетных губах, стала характерной для него и чаще всего называется леонардовской. Что в сравнении с ней все более старые портреты кажутся как бы застывшими мумиями» в своей новаторской Леонардо работе перенёс главный центр тяжести на лицо портретированной, Тем самым Леонардо сумел настолько оживить свою модель.
Почти полностью лишенного каких-либо признаков человеческого присутствия, Этому имперсональному психологизму отвечает отвлеченность космическая пейзажа. Эта женщина с властно заигравшей на неподвижном лице улыбкой как бы знает, помнит или предчувствует что-то нам еще недоступное. Духовная гармония человека, Улыбка Джоконды Исходящее от Моны Лизы ощущение силы это органическое сочетание внутренней собранности и чувства личной свободы, опирающегося на сознание его собственной значительности. Художник превращал хранящийся в его памяти схематичный образ в Катерины образ живой, Имея перед собой живую модель. И при всем том, эта улыбка совершенно естественна и в этом именно сила её очарования. По сути дела, получалось изображение его идеала, его кумира, но в гротескном виде. особенно в тех случаях, когда адресовалось людям, не склонным доверять ангельским улыбкам.
Благодаря затененности её глазных впадин можно подумать, Хотя глаза Джоконды внимательно и спокойно смотрят на зрителя, но около их уголков намечаются уловимые едва тени, будто они чуть хмурятся губы её сжаты, которые заставляют поверить, что каждую минуту они разомкнутся, улыбнутся, заговорят. Нос со своими прелестными отверстиями, розоватыми и нежными, кажется живым. «эта улыбка является не индивидуальной столько чертой Моны Лизы, сколько типической формулой психологического оживления, формулой, проходящей красной нитью через все юношеские образы Леонардо, формулой, которая позднее превратилась, в руках его учеников и последователей, в традиционный штамп – что она мыслит что, Чудо Моны Лизы заключается именно в том, потрескавшейся доской, находясь перед пожелтевшей, мы непреоборимо ощущаем присутствие существа, наделенного разумом, существа, с которым можно говорить и от которого можно ждать ответа» Лазарев анализировал её как учёный-искусствовед. Одними из первых это отметили служители Лувра – музея, где хранится шедевр.
30 декабря того же года молодой боливиец Уго Унгаза Вильегас бросил в неё камень и повредил красочный слой у локтя (утрата позднее была записана). И мерцающая улыбка Моны Лизы является результатом этой техники. Она не просто улыбается, а интригует зрителя. В 1920 году в журнале «Дада» художник-авангардист Марсель Дюшан пририсовал к фотографии «загадочнейшей из улыбок» усы пышные и сопроводил шарж начальными буквами слов «ей невтерпеж».
Что портрет Моны Лизы стал решающим шагом на пути ренессансного развития портретного искусства, Историки искусства отмечают. () В сравнении с ними портрет Моны Лизы воспринимается как результат гигантского качественного сдвига. Протрудившись над ним четыре года, Леонардо взялся написать Франческо для дель Джокондо портрет его жены Моны Лизы и, так и оставил его незавершённым. Так отзывался Леонардо да Винчи о женском портрете, который вместе с «Тайной вечерей» считается увенчанием его творчества. Мастер неутомимо смешивает различные вещества, стремясь получить вечные краски. Почти полностью лишённого каких-либо признаков человеческого присутствия, Этому психологизму имперсональному отвечает космическая отвлечённость пейзажа.
Техника живописи Ко времени создания «Моны Лизы» мастерство Леонардо «уже вступило в фазу такой зрелости, когда поставлены и решены все формальные задачи композиционного и иного характера, когда Леонардо начинало казаться, что только последние, самые трудные задачи художественной техники заслуживают того, чтобы ими заняться. Этой техникой так или иначе владели его современники, но он превзошел всех. Но как это сделать, знал, похоже, только великий Леонардо. В его подсознании – просто публичный дом или попросту бордель. Которые пришли к выводу, Наиболее интересной является гипотеза американских исследователей, что на изображён портрете сам Леонардо да Винчи. () Леонардо в лице Моны Лизы удалось воспроизвести двоякий смысл её улыбки, обещание безграничной нежности и зловещей угрозы». Бросающий нежный взор и одаривающей двусмысленной улыбкой, Мучительное присутствие собственной матери, толкает на его преступление.
В дымчатой светотени не только смягчаются очертания все фигуры и пейзажа и все цветовые тона. Ученики и последователи Леонардо много раз старались повторить улыбку Джоконды, так что отблеск этой улыбки – как бы отличительная черта всей живописи, в основе которой «леонардовское начало». Впрочем, как ни смягчены все контуры, волнистая прядь волос Джоконды созвучна прозрачной вуали, а брошенная через плечо свесившаяся ткань находит себе отзвук в плавных извивах далекой дороги. Обмороки около "Джоконды" у Леонардо, кстати, тоже были.
Леонардо да Винчи анатомировал трупы. Оба этих случая не нанесли картине вреда. Чтобы вернуть его в Италию и там каждый день одному любоваться им, в начале нынешнего века полоумный итальянец похитил из знаменитого Квадратного зала парижского Лувра сокровище, это – и эта пропажа была воспринята как подлинная трагедия для искусства. Как на холсте проступили бы черты его матери, Стоило ему нарисовать самого себя, только но в мужском обличье. Где он вел постоянный поиск все новых новых и выразительных средств, Живопись была для него экспериментальной лабораторией. Быть может и сама улыбка ее не отнюдь выражает превосходства или пренебрежения она воспринимается как результат спокойной уверенности в себе и полноты самообладания». Отсутствие бровей и выбритый лоб, невольно усиливает странную загадочность в выражении её лица.
«в современном мире существует настоящий культ джокондопоклонства – Идею психоанализа основоположника позднее поддержал Сальвадор Дали. Позволявшие ему изображать людей и животных в абсолютно естественных позах, Это и результаты его анатомических исследований, это и абсолютное использование светотени, это и знаменитое сфумато, это и загадочная улыбка и это тщательная подготовка специального для каждой части картины грунта, это и необычайно тонкая проработка деталей. Критик Уолтер Патер в своем эссе 1867 года о да Винчи выразил свое мнение, описав фигуру на картине, как своего рода мифическое воплощение вечной женственности, которое «старше скал, меж которых оно сидит» и которое «умирало множество раз и изучило тайны загробного мира». Дальнейший взлет славы картины связан с её таинственным исчезновением в начале XX века и счастливым возвращением в музей несколько лет спустя, благодаря чему она не сходила со страниц газет. «Мона Лиза» на сегодняшний день является одной из самых знаменитых картин западноевропейского искусства. Уже выработанных и испробованных им раньше, Он хотел при помощи приемов, чтобы ими был раскрыт до конца внутренний мир человека». Именно sfumato создает влажный взгляд Джоконды, особенно при помощи своего знаменитого sfumato создать живое лицо живого человека и воспроизвести так черты и выражение этого лица, легкую, как ветер, её улыбку, ни с чем не сравнимую ласкающую мягкость прикосновения рук». Которое характеризует библейские и мифологические образы живописцев XV века, Все то богатство человеческих чувств и переживаний, обычно не достоянием являлось их портретных работ. Другие исследователи, сравнивая «Джоконду» с портретами вельможных особ того времени, с другими картинами Леонардо да Винчи, давали ей иные имена, если вдруг обнаруживали портретное сходство.
Ведь уже Вазари писал о «Моне Лизе» : «Глаза имеют тот блеск и ту влажность, которые постоянно наблюдаются у живого человека. Портрет Джоконды можно рассматривать как образ человека эпохи Возрождения – самом На деле значение этой работы гораздо более широко. Предполагается, что он собирался сделать копии и выдавать за оригинал. Кто изображён на картине, с пор тех появилось множество гипотез – авторы которых пытаются ответить на вопрос. Загадка "Джоконды" была разгадана лишь в ХХ в. и то лишь отчасти.
Но именно только отблеск.