Поклоняются волхвы младенцу под навесом между двумя старыми зданиями (руины), что иллюстрируют конкретные слова «Золотой легенды»: «Навес между двумя жилищами». Иными словами, ладан дар Богу, золото царю, смирна человеку. В Евангелии от Матфея не сказано из каких стран пришли волхвы в Иерусалим, но говорится вообще: «волсви от восток приидоша». Выглядывающий из дверей хижины, Странный в персонаж восточной мантии и тюрбане, на смену которому придет иная, на первый взгляд может показаться нам одним из спутников волхвов на самом деле символизирует собой заблуждения иудаизма истинная вера.
Нежною бледностью их карнации и умением одушевлять их благочестия чувством Джентиле напоминает Беато-Анджелико, Деликатностью моделировки лиц. Когда увидел себя обманутым со стороны волхвов, Ирод раздражился более, еще не донесших ему об Искомом и удалившихся в свои страны иным путем. Николай», «Иоанн Креститель». Блестящие образцы произведений на сюжет поклонения волхвов итальянское оставило искусство Раннего Возрождения. Иконографический материал отражает неопределенность ту в решении проблемы хронологии, Короче говоря, которая существовала в древних преданиях.
1415, Нью-Йорк, музей Метрополитен), Мадонне с Младенцем (ок. Так выразили они свое поклонение Младенцу как Богу, согласно с древнею заповедью Господнею: «да не явишися пред Господом Богом твоим тощ». Если позы и жесты фигур еще сближают «Поклонение волхвов» с предшествующим этапом, то активная роль света и световоздушной среды в этой картине является тем новым, что вошло в живопись Голландии лишь сРембрандтом. И, получивши во сне откровение не возвращаться к ироду иным путем отошли в страну свою (Мф 2: 1--12). Едва ли не на всех картинах с этим сюжетом звезда непременно фигурирует.
Но и в нынешнем состоянии она способна вызвать самое искреннее восхищение. Услышав это, Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. Которые свидетельствуют об экзотическом происхождении героев длинные мантии, Внимание Веронезе привлекают такие подробности, чисто восточные типы высокие лиц, тюрбаны.
Их исключительно декоративный по своему характеру аккорд выявляет чисто зрелищный аспект всей у сцены Джорджоне. В изобразительном строе «Поклонения волхвов» Гирландайо, написанного по заказу настоятеля Воспитательного дома, почти непостижимым образом соединились все образные и стилистические признаки флорентийской живописи конца XV века. Изобразив в ракурсах здание, Замечательна и преодолеть попытка плоскостность композиции, гарцующих лошадей и стоящего у кормушки вола, на фоне которого представлена Мария. Венецианский художник показывает эпизод Священной истории с удаленной точки зрения, так что расстояние сильно уменьшает размеры и без того некрупных фигур персонажей, за счет чего пластика их почти невесомых тел получает несколько утрированный характер движения, напоминающего движения марионеток.
Иероним», «Св. Уже с III века евангельских волхвов считали царями. Центральное место занимает сцена поклонения: старый волхв опустился на колени и благоговейно склонился до земли перед новорожденным Христом, двое других держат наготове предназначенные ему драгоценные подарки. В эти же годы были созданы изящные «Мадонны» из Пизы (Нац. Впоследствии король Людовик XI, у Фуке в волхвах король узнаются Франции Карл VII и два его сына Людовик, герцог Беррийский и Карл. Четыре сцены верхнего регистра («Иоанн Креститель в пустыне», «Убиение Петра мученика», «Фома Аквинский». Что возвращение из Египта было раньше принесения во храм, Предположение, кажется крайне невероятным и хотя не невозможное.
Но и позднее нему к время от времени обращаются такие мастера, в дальнейшем он постепенно уходит на периферию художественного процесса, как Рубенс и Рембрандт. Согласно документам, в 1408 Джентиле был в Венеции, где исполнил алтарную композицию (не сохранилась) в 1409 он пишет знаменитую фреску в зале Большого Совета Дворца дожей (не сохранилась): эта фреска, очевидно, сыграла решающую роль в формировании художников Венето, особенно, Пизанелло и Джованни Беллини. Что в молодом волхве художник запечатлел юного Лоренцо Великолепного, Медичи Традиционно считается, старый волхв византийский патриарх, волхв зрелого возраста якобы византийский император Иоанн VIII Палеолог. Нижний ярус античной постройки образует ряд полуциркульных арок, там, а наверху, где соломенная крыша, можно усмотреть нервюр готический – напоминающих аркаду в интерьере романского храма, Обратим внимание.
Наподобие «Алтаря Св, Эта картина великого нидерландского художника Ван дер Гуса некогда представляла собой центральную большого часть живописного триптиха. На который с самого начала необходимо ответить, Вопрос, касается хронологии событий евангельской истории, для того чтобы яснее осознать особенности иконографические сюжета Поклонение волхвов. То есть говорит о поклонении волхвов новорожденному, Протоевангелие Иакова прямо увязывает поклонение волхвов с пребыванием Марии Девы с младенцем в пещере.
Волхвы ходили в Вифлеем после 40-го дня по рождении Иисуса и поклонялись ему в храмине, Итак, в квартире, в комнате, а не в вертепе именно и прежде упомянутого лунного затмения». Грубоватого малого, «Трудно сочетать представление об изящном искусстве Боттичелли с обликом этого крепко скроенного, Б. Виппер, -замечает который надменно смотрит на зрителя. гал. ). Вола и осла, Доказательством служит этого присутствие в Поклонении волхвов рождественских яслей.
борзые, обезьяны), дополняющих сцены придворных турниров или охоты. Если и восточные мудрецы, Не удивительно, поняли, окончание видя седмин Данииловых и появление необыкновенной звезды, что она знаменует рождение ожидаемого Спасителя мира. Николая», светская элегантность «Св. Спектакль, перемежавшийся с реальностью изображен тонко и со скрупулезностью, легкими, почти «пуантилистскими» прикосновениями кисти передана ночная атмосфера. В творчестве Пизанелло, Наиболее сильное влияние Джентиле сказалось севере на Италии, Якопо Беллини и Джамбоно. В котором смело противопоставленные друг другу и оттого взаимно усиливающиеся дополнительные цвета желтый и синий, духу Этому волшебной сказочности удивительно соответствует колорит картины, красный и зеленый предстают яркими локальными акцентами. Франциск», «Св. Чем произведения северных художников, Впечатление совсем иное, центральная тема которой не столько поднесение волхвами даров, оставляет эта маленькая картина венецианца Джорджоне, сколько акт поклонения их Младенцу и Марии.
А младенец у нее коленях на с благословляющим жестом или со свитком в руках, Дева Мария может восседать на троне. Джорджоне в отличие от дер Ван Вейдена и тем более от Ван дер Гуса выявляет как раз легендарную подоснову евангельского сюжета, Иными словами, предстающего в виде сказочного зрелища. «И пошли маги. Как об этом сообщает Вазари, столетие, Спустя «говоря о Джентиле, обычно повторял, что в живописи рука его была подобна его имени», Микеланджело. Маргаритой и донатором (ок.
Выражающаяся в способности улавливать тончайшие оттенки индивидуального и частного, Типичная для мастеров Северного Возрождения пристальность наблюдения мира, соперничает здесь с характерным для итальянских живописцев умением второстепенное подчинять и побочное главному. Можно констатировать, Итак, сюжету свойственных Рождество Иисуса Христа, что включение в сюжет Поклонения волхвов характерных особенностей, с исторической точки зрения является анахронизмом. И русского, в памятниках христианского искусства и византийского, то и отдельно, западного Поклонение волхвов изображается то вместе с Рождеством Иисуса Христа.
«Принесение во храм» (Париж, Лувр) – и справа, наполненное эффектами ночного освещения «Рождество» – слева – пейзажная композиция «Бегство в Египет» – в центре, Световые эффекты преобладают так же и в лучших сценах пределлы. Оно запечатлелось в облике волхвов, сквозит в выражениях лиц Иосифа и Марии. Где должно родиться Христу – собрав всех первосвященников и книжников И, народных, спрашивал у них. Стремясь расширить рамки изобразительной тематики картины, Гирландайо использует найденный нидерландскими художниками прием «картины в картине», вводя два дополняющих ее содержание евангельских мотива избиение младенцев (слева) и благовещение пастухам (справа). Встречается также изображение их числом шесть и даже двенадцать. Так, у Рогира ван дер Вейдена на «Алтаре Колумба» младший волхв обнаруживает в чертах лица сходство с Карлом Смелым, герцогом Бургундским.
На которых рядом или позади Марии стоит не Иосиф, Известны римские саркофаги эпохи раннего христианства именно а Валаам иногда он указывает на звезду. Я представляю себе вопрос о волхвах в следующем виде. Но как характерен по-своему этот облик. ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Венеции, Работал Джентиле да Фабриано главным образом в Брешии, Сиене, Флоренции, Орвьетто и в Риме, где с 1426 г. до самой смерти своей занимался украшением Латеранского собора фресками изображающими сцены жизни из Иоанна Крестителя. Милан, 1400, как усыпанный цветами зеленый луг, галерея Брера) несколько отвлеченная миловидность персонажей и такие характерные для поздней мотивы, готики соединяются со сдержанностью, просветленным спокойствием. Поклоняющееся Христу и вступающее в лоно церкви, в догматическом истолковании упомянутые Евангелии в от Матфея волхвы символизируют все человечество. Которое и совершено в Вифлееме вполне спокойно, Уже в глубокой древности день рождения Спасителя окончательно определен 25 декабря в восьмой после того надлежало день совершить обрезание, если бы в этот промежуток времени волхвы посетили Вифлеем, чего не случилось бы.
Но этой функцией чисто внешнего обозначения ее смысловое значение не исчерпывается. «Богу угодно было, замечает Б. Гладков, автор трудов по истолкованию Евангелия, призвать к поклонению Христу первыми: в лице пастухов незараженных фарисейским лжеучением евреев и в лице волхвов ученых язычников, как лиц, наиболее способных уверовать во Христа, Сына Божия». В памятниках византийского искусства волхвы предстают прибывшими из одной страны. Николая» (Ватикан), слабые тени церкви в «Чуде у гробницы св.
– пятая сцены пределлы). Калейдоскоп ослепительно-ярких красок, узор грациозных линий, сплетающихся в подобие орнаментальной арабески, таково первое впечатление от этой удивительной картины, выполненной художником, чье эстетическое кредо целиком основывалось на стремлении к созданию завораживающего своей красотой и праздничного по духу зрелища. На трех отведенных для «Поклонения волхвов» стенах капеллы Беноццо Гоццоли изобразил по одному волхву. Епифаний, Иустин Мученик, что волхвы пришли из Аравии Иоанн Златоуст и Великий, Василий Тертуллиан считали, что из Персии, а Августин полагал, что из Халдеи. По какому-то взаимному, Нередко великие события в нравственном мире предварялись или сопровождались в знамениями видимой природе, соотношению мира духовного с вещественным, хотя и не до конца ясному для человека.
А слева на переднем изображен плане Лоренцо Медичи Великолепный, Другой волхв наделен чертами его сына Пьеро Медичи во главе правой группы фигур внук Козимо Джулиано Медичи, которого обнимает поэт Пульчи. Они, выслушав царя, пошли. Изображение собаки на переднем плане картины в зеркальном отражении повторяет аналогичный мотив в «Поклонении волхвов» Джентиле да Фабриано. В настенной живописи римских катакомб, а также на византийских мозаиках волхвы предстают в типичном митраистском облачении и в характерных так называемых фригийских шапках. И обязанность эта отправлена была опять абсолютно спокойно, в сороковой день по рождении Спасителя следовало Иосифу и Марии явиться в Иерусалимский храм для свершения установленного законом обряда, так что Иосифу ничего не препятствовало возвратиться в Вифлеем и там готовиться к отъезду в Назарет, потому в что это время родившийся царь иудейский еще не был на виду у Ирода. Напротив, задолго до рождения (чудо еще большее.
В последние годы пребывания в Лейдене Рембрандт наряду с однофигурными пишет небольшие многофигурные композиции, в которых свет, окружающее пространство, можно уже сказать световоздушная среда, начинают играть все большую роль. Способные принимать Божественные внушения и повиноваться им Они были души чистые и благоговейные. Он пользовался огромной популярностью в средневековом искусстве, но чаще всего к нему обращались мастера так называемой «интернациональной готики» художественного направления, зародившегося во второй половине XIV века во Франции и оттуда распространившегося на всю остальную территорию Европы.
Художник изобразил и членов его семьи и самого даже себя, Кроме самого Лоренцо Медичи Великолепного, о чем свидетельствует надпись на шапке. «Они называются волхвами, замечает святитель Димитрий, митрополит Ростовский, не потому, что занимались волхвованиями, а потому, что так назывались у персов, эфиопов и разных восточных народов люди мудрые и наблюдатели звезд». Заметим, что здесь уже не один, но все три волхва стоят на коленях перед Младенцем, словно они готовы совершить обряд «проскинезы», распростершись перед ним, как перед восточным монархом. Особым пристрастием художников Возрождения было наделять волхвов или персонажей сопровождающей их свиты портретным сходством с современниками художника, естественно из высшего света (в противоположность традиции живописать представителей низшего класса в Поклонении пастухов). Но постепенно возобладало мнение, что волхвы пришли из разных стран.
Где широко используется декоративное богатство одежд, в этом роскошном алтарном а образе, по диагонали и вертикали, сцены расположены не ярусами. Увидев звезду остановившеюся, волхвы «возрадовашася радостию велиею зело», вошли в храмину, где был Младенец, пали пред Ним и «поклонишася Ему и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну». Подтверждаемое Василием Великим, Но древнее предание Церкви, Климентом и Кириллом Александрийскими, Иоанном Златоустом, Львом Феодоритоми Великим, называет отечеством волхвов именно Персию. Видя их сходство с точки зрения национального типа и костюмов, к выводу такому естественно приходишь. С наступлением пышного заката средневековья, с XIV160в., а одежды волхвов становятся всё более разнообразными и роскошными, начинают дары изображаться в изысканных золотых шкатулках. Ирод умер после лунного затмения, свидетельству По Иосифа Флавия, а по вычислению известного астронома Лаланда, случившегося накануне еврейского весеннего поста, затмение это случилось в ночь с 12 на 13 марта четвертого года до начала христианской эры, следовательно, тогда был пост Есфири, бывающий в 13-й день месяца Адара.
В котором ставились пьесы религиозного содержания, Мы видим нечто вроде старинного вертепа передвижного кукольного театра, чаще всего как раз на истории тему волхвов. Произведения, выполненные Дженти. те в 1425- 1426 в Сиене («Мадонна де Нотаи»), а также фрески в ц. Сан-Джованни ин Латерано в Риме (1427) – не сохранились, от его позднего творчества до нас дошла только «Мадонна» (Веллетри, собор сильно повреждена), созданная в Риме в 1427. Такое впечатление оставляет весь художественный ансамбль произведения Джентиле с его поистине сказочным богатством цвета и поразительным разнообразием выразительных средств, но в основном оно обязано своим происхождением самому способу изложения, принятому художником.
Где должно родиться Христу и всех собрав первосвященников и книжников народных – спрашивал у них. Не упускающего, Вместо многоречивого и порой сбивчивого рассказа, ни одной, кажется, даже самой подробности незначительной евангельской легенды, скупое и немногословное повествование, выделяющее лишь самое существенное. Однако Мазаччо не закончил весь цикл росписей: в 1428г. Мы зрительно прочитываем картину таким образом, что один эпизод плавно сменяется другим. Сцена благовещения пастухам в правой части картины, напротив, вызывает в памяти образы искусства Северного Возрождения, в частности аналогичный мотив пейзажного фона знаменитого «Алтаря Портинари», написанного Гуго ван дер Гусом и доставленного во Флоренцию в 1478 году.
Как, Другие древние авторы, Евсевий Памфил, например, полагают, что поклонение произошло волхвов примерно на втором году жизни Христа. Выбор сюжета легко объясним после перенесения в Кельн мощей трех волхвов в XII веке (в их подлинности тогда ни у кого сомнений не было) этот немецкий город стал настоящим центром посвященного им культа, художественные проявления которого и сегодня находишь в нем буквально на каждом шагу. Сопричастное всему, Благодаря этому евангельский сюжет предстает событие как вселенского масштаба, что происходит на земле. Звезда и се, шла перед ними, которую видели они на как востоке, наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. С такой необходимостью свести разные источники целью с воссоздать связанную последовательность событий жизни Христа мы будем сталкиваться часто. Впоследствии объединенными в триптих из Уффици, Вместе другими с картинами Мантеньи, на что указывает небольшая вогнутость ее поверхности, она могла находиться в нише крохотной апсиды капеллы, соответствующая изгибу стены апсиды.
Что волхвы, Весьма вероятно, принадлежали к числу наблюдателей звездного неба, пришедшие родившемуся поклониться Спасителю. Колумбы. Не надо забывать и того восхищения, Впрочем, с которым воспринимались во флорентийских работы кругах Джентиле. Висящего на столбе за спиной Богоматери, Еще одна важная по смыслу изображение подробность распятия.
1:59 2:21) очищение через тридцать три дня после обрезания (Лев. Это и дало повод считать, что пришли они из Халдеи, Персии, Аравии и даже из Индии. Но в то же время нельзя не заметить, что в основании этого мира лежит внутренняя закономерность с присущими ей правилами строгого художественного порядка, в соответствии с которыми выстроена вся композиция картины. Росписи образуют единое целое с большой алтарной картиной «Поклонение Младенцу» и опять-таки этот сюжет трактован как звено в цепи рождественских событий.
В «Полиптихе Кваратези» особенно интересны гобелен с великолепной далматинской вышивкой на фоне «Св. Первый план и фон связаны между собой только длинной вереницей всадников, спускающихся с горы, где появилась звезда и остановившихся у фигуры Марии, выражая ей рыцарское почтение. На небольших пилястрах полиптиха с изумительной точностью изображены цветы – один из первых примеров «натюрморта» истоки которого восходят к ломбардским рукописям. Текст Евангелия от Матфея упоминает о трех дарах и на основании этих сведений уже в раннехристианскую эпоху было принято считать, что и волхвов тоже было трое (напомним о том, что «три» это священное число у многих народов древности).
Подносящих дары, в сцене поклонения переднем на плане доминируют облаченные в драгоценные одежды фигуры волхвов. Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и когда найдете известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему – тайно призвав волхвов, Тогда Ирод, послав их в Вифлеем, выведал от них время звезды появления и, сказал. Ирод царь встревожился и весь Иерусалим с ним. Художник пришел вместе с толпой смотреть чудо и не смотрит, уединился». Плавные линии, Художник предпочитает широкие, сообщает своим персонажам величавую осанку о натурных пристальности наблюдений свидетельствует портрет донатора в первой из двух картин. Как и Беноццо Гоццоли, Боттичелли изобразил и самого себя.
Вероятно, в 1410 он создает полиптих для монастыря Балле Ромита, под Фабриано (ныне – Милан, пинакотека Брера). Кульминацией творчества является алтарь Поклонение волхвов, написанный по заказу гуманиста Палла Строцци для флорентийской церкви Санта Тринита, включающий главную картину и три украшающие цоколь пределлы (1423, Флоренция, галерея Уффици пределла Принесение во храм Париж, Лувр). Эти же черты характерны и для панно «Стигматизация св. Полный множества конкретных примет и благодаря оставляющий этому впечатление вполне реальной жизненной среды, Мы погружаемся в мир.
Серия фресок, созданных им совместно с Мазолино в капелле Бранкаччи (после 1425 г. ), оказала большое влияние на Леонардо да Винчи. Матфей говорит, что волхвы пришли «с востока», но не уточняет, откуда именно. В боковых частях полиптиха («Св. Противопоставление двух разных по своему происхождению архитектурных мотивов, относящихся к «старой», романской и «новой», готической, традиции, в иносказательном виде указывает на триумф христианской церкви (олицетворяемой готическими формами) над иудейской синагогой. На боковых створках которого показаны заказчики картины вместе с соименными им Св, Написанная Босхом сцена поклонения (она волхвов занимает центральную часть раскрытого трехстворчатого алтаря. Приведшую волхвов Спасителю, Иные же почитали звезду, звездою или в собственном смысле, небесным телом.
Звезда и се, шла перед ними, которую они видели на востоке, как, наконец, пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Этот тип картин продолжается и в амстердамский период. Нидерландской и итальянской, в ее художественном строе соединились стилистические и образные двух свойства великих национальных школ XV века.
Итак, когда явились волхвы на поклон младенцу. Юлианом», Нью-Йорк, собрание Фрик). Но перечисляет их дары золото, Евангелие не называет к явившихся младенцу волхвов, ладан и смирна. «вижу Его, Во веке II-III она обычно ассоциировалась со звездой Иакова, но не близко, но ныне еще нет зрю Его – о которой проповедовал Валаам. Такое мнение принимает с уважением и святитель Димитрий Ростовский. Для которого экзотический облик волхвов и наряды их спутников не составляют предмета особого интереса, Евангельское событие как будто увидено одного глазами из его участников. Если это действительно так (споры по поводу идентификации персонажей продолжаются), то программа этого цикла фресок связывается с Флорентийским собором 1439 года, посвященным унии восточной и западной церкви, на котором присутствовали византийские император и патриарх.
То в дальнейшем смещаются, акценты Если в ранних памятниках предпочтение отдавалось изображению шествия волхвов или же поднесения ими даров Младенцу и в качестве главной темы начинает выступать изображение собственно сцены поклонения волхвов младенцу Христу. Семейство Медичи фигурирует и на «Поклонении волхвов» Сандро Боттичелли (1476) картине, во многих отношениях примечательной. Но эти формальные признаки еще носят маргинальный характер. Широту творческих интересов демонстрируют художника и выполненные в 1427 в Риме зарисовки античных памятников. Он имел значительное влияние на современную ему живопись, особенно на венецианскую, через своего ученика Якопо Беллини. Но они абсолютно игнорировали вопрос времени, когда Поклонение волхвов как отдельный самостоятельный акт (уже с повзрослевшим ребенком) помещали в пещере.
Где родившийся Царь Иудейский, Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода пришли – в Иерусалим волхвы с востока и говорят. С этого времени данный сюжет становится популярен среди художников с точки зрения возможности бравирования своими умениями: ведь это была сложная, многофигурная сцена, где были не только лошади и верблюды, но и противопоставление различных текстур160 шёлка, мехов, драгоценностей и золота волхвов с деревянными конструкциями здания, соломой в Точные сведения о его образовании отсутствуют, существует множество противоречивых гипотез – по самым правдоподобным, он обучался в рафинированной среде художников и миниатюристов в Орвьето. Что именно у Джентиле евангельский сюжет получает вполне адекватное выражение, Можно с уверенностью которые сказать, в наибольшей степени соответствуют тому духу сказочности и одновременно величавой торжественности, облекаясь в изобразительные формы, которым овеяна легенда о волхвах в письменной традиции европейского Средневековья. В связи с этим особенно примечательным оказывается алтарь Колумба Рогира ван дер Вейдена: Благовещение (левая створка), Поклонение волхвов, Представление Младенца Иисуса в храме (правая створка). во Флорентийск. Стремление к созданию яркого и захватывающего живописного зрелища главный «закон» творчества Веронезе именно такую цель преследует отбор изобразительных средств, продемонстрированный в этой картине.
К месту рождения Иисуса волхвы отправились, увидев знамение звезду на востоке, как сказано у Матфея, причем им было ясно, чью звезду они увидели «звезду Его». Пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему – тайно призвав волхвов, Тогда Ирод, послав их в выведал Вифлеем, от них время появления звезды и, сказал. Это не религиозная процессия. То не остается времени для событий, Но если поклонение волхвов произошло сразу по Христа, рождении в частности всего того, описанных Лукой, что произошло в храме на сороковой день после рождения младенца. Однако его «театр» совсем иного рода, чем у Джорджоне: мы видим нарядные декорации в виде классических зданий, пышные костюмы, драгоценные дары и диковинных животных. Иустин Мученик говорит: «Тотчас по рождении Его, волхвы из Аравии пришли поклониться Ему, зашедши прежде к Ироду, царствовавшему тогда в вашей земле» (Разговор с Трифоном, 77).
Первые изображения восточных мудрецов, появляются еще в датирующейся III веком живописной декорации раннехристианских катакомб – идущих поклониться божественному Спасителю, Сюжет поклонения волхвов принадлежит к числу в древнейших христианской иконографии. Спокойной и возвышенной своей торжественностью повествовательной интонации картина нидерландского художника составляет разительный контраст произведениям итальянских мастеров на тот же сюжет. Младенец же предстает в возрасте двух-трех лет. 1395, Берлин, Гос. Из литературы именно такого рода можно было узнать о возрасте и облике волхвов. Перечисленные в этом псалме четыре страны, Кстати, были основанием для изображения в христианском раннем искусстве не трех, откуда пришли волхвы, а четырех волхвов. Художники должны были считать, Соединяя с Рождество Поклонением волхвов, когда Святое семейство находилось еще в пещере разделяя же их, что два этих события следовали вскоре одно за другим, они и сами события представляли себе отстоящими друг от друга.
ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Трудность, однако, состоит в уразумении хронологического порядка событий, восстанавливаемых подобным образом. И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду иным путем отошли в страну свою. Богоматерь с младенцем сидит на возвышении возле нее, опираясь на камень, стоит задумчивый Иосиф. Спокойствие, Сдержанность, величавая широта стиля и элементы живой непосредственности нарастают в более поздних произведениях Мадонне с Младенцем ангелами и (ок. гал.
У пророка Даниила слово, переведенное на славянский как «волхвы», означает мудрых наблюдателей природы и, еще вернее, астрономов. Ряд мотивов алтаря свидетельствует о знакомстве Джентиле да Фабриано с франко-бургундской миниатюрой. Отказавшись от элегантной готики и сосредоточившись на придании своим фигурам ощущения веса и в объема согласованном трехмерном пространстве, Он изменил живопись. Они, выслушавши царя, пошли. Перед нами не рассказ о событии и его проявлениях, внешних по сути, но попытка осмысления его глубоко сакральной сути, его мистического смысла – Рогир, Сокращая число повествовательных подробностей и сводя к минимуму количество участвующих в поклонении Младенцу персонажей, переводит все действие в психологическую плоскость. По всей видимости, эта небольшая (7x76, 5) картина Мантеньи, которая в настоящее время образует центральную часть составленного уже в XIX веке триптиха изначально была написана для украшения небольшой капеллы в замке Сан-Джорджо в Мантуе, куда Мантенья прибыл по приглашению герцога Аодовико Гонзаги для службы при его дворе.
Предание гласит, что явившиеся к Христу волхвы стали-таки христианами. Словно гуляющих по цветами усыпанным полянам, Доминик») раскошь золотого фона передается четырем фигурам святых. Что он передал своим подопечным утешительное откровение о пришествии Мессии и что Книга его была пророчеств известна халдейским и персидским мудрецам, с большою вероятностью можно думать. У Матфея рассказ о волхвов поклонении следует непосредственно за рассказом о рождении Христа. Георгий», Ватикан – пределла с четырьмя сценами из жизни св. Равно как и того же рода произведения Джентиле да Фабриано в других местах, Эти фрески и о даровании его можно получить понятие только по немногим дошедшим до нас станковым картинам его работы, погибли из которых самые замечательные Поклонение волхвов (наход. В евангельском тексте отсутствуют конкретные указания на возраст волхвов и даже на их количество и художники обращались за сведениями к другим источникам (апокрифам, составленным «отцами церкви» толкованиям Евангелия, но главным образом к легендарным преданиям и популярным сочинениям наподобие «Золотой легенды»). Не только все возрасты (старик, зрелый муж и отрок), но и все цари мира пришли поклониться Христу.
Джентиле да Фабриано, наиболее известный мастер «интернациональной готики», написал «Поклонение волхвов» (1423) по заказу Палы Строцци, самого богатого флорентийца того времени. 2:1) и бегство в Египет немедленно по уходе их. Построенный на противопоставлении насыщенных локальных цветов переднего плана, Впечатление сценической усиливает зрелищности колорит картины, легким и воздушным тонам на заднем плане, где преобладают теплые тона. Холмы, Этот пейзаж один из лучших у Босха включает целый комплекс природных мотивов долины, реки озера и деревья, городские стены вдали, принадлежащие библейскому Иерусалиму. Магдалина», «Св. A. M. ), увидевши звезду, явившуюся в их земле, они идут смотреть Родившагося» (Толкование на святого Матфея Евангелиста, 63).
В 1414-1419 Джентиле расписывает капеллу в средневековом палаццо Бролетто в Брешии (не сохранилась). Примечательна в этом смысле последовательность событий, воспроизведенная Джентиле да Фабриано на приделе его знаменитого алтаря «Поклонение волхвов»: рождение Иисуса Христа, бегство в Египет, представление младенца Христа в храме («Золотая легенда» Якова Воррагинского, служившая источником литературных программ христианских сюжетов, утверждала, что Святое семейство провело в Египте семь дней). На центральном панно изображено «Коронование Марии» фигуры, парящие на золотом фоне, задрапированы в вычурные, струящиеся одежды имеющие геральдическое значение. Поклонение волхвов в данном случае замещает собою Рождества сцену Иисуса Христа и является как бы синонимом главного рождественского сюжета. Особой роскошью одежд персонажей и многолюдностью свиты волхвов отличается «Поклонение волхвов» Беноццо Гоццоли в капелле Медичи. Ибо так написано чрез пророка: ты и Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, земля Иудина, Вифлеем, ничем не меньше воеводств Иудиных ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой Израиля.
Художник помещает портрет Палы Строцци спиной за младшего волхва, Воплощая эту идею, во главе пышной процессии он смотрит прямо на зрителя. Итальянский художник периода поздней итальянской готики Джентиле да Фабриано (Джентиле ди Никколо ди Джованни Масси) родился в 1370г. Происшедших до возвращения Святого семейства в Назарет, «Точный порядок событий, может быть только предметом неуверенных гаданий, констатирует Жизни в Иисуса Христа Ф. Фаррар. Ради чего Спаситель в пришел мир, Этот мотив в сцене Рождества Христова призван напомнить зрителю о том. И нередко оно изображается в соединении с другими рождественскими темами или характерными признаками Рождества (пещера, вол и осел, ясли и др. ). Что свидетельствует о его интересе к новым проблемам, художественным в третьей композиции Принесение во храм он попытался придать пространственную структуру городской площади с центрическим храмом.
И увидели там Младенца с Матерью Его Марией». В величественных зданиях Иерусалима изображение которых служит фоном для этой сцены, опознаются вполне конкретные римские прототипы: пирамида Цестия, колонна Марка Аврелия, амфитеатр Флавиев (Колизей). Число даров побудило древних авторов считать, что столько же было и дарителей, то есть три. В римском искусстве звезда над головой императора символизирует его божественность. Являющихся в обличье царей, в западном средневековья искусстве и Возрождения мы чаще встречаем волхвов.
Бэкингемский дворец – «Мадонна с ангелами», Флоренция, Уффици – «Св. То же мнение выражено в Евангелии Псевдо-Матфея. И новое свободное видение, Мазаччо поразительно быстро добился успеха, стало важной частью перемен, ветра отраженное вего работах, пронесшегося по Флоренции. При этом, однако, необходимо учитывать, что художники, как правило, стоят ближе к народным представлениям (а согласно им поклонение волхвов произошло непосредственно после рождения Иисуса), нежели к историко-богословскому толкованию текста, являющегося программой для них.
«Стигматизация св. Которую сулит языческой цивилизации рождение Христа, в первую очередь она призвана скорую символизировать гибель античного мира. Которым отмечено изложение истории волхвов у итальянцев, светского Вместо и даже несколько суетного духа, настроение молитвенной сосредоточенности и аскетической отрешенности. худ. ) и Небесное увенчание Пресвятой Девы (в галерее Брера в Милане). Склонившегося перед младенцем, в виде старца, почтенного изображен глава рода Медичи Козимо. Так и в западном искусстве пещерная обстановка Рождества иногда Как исчезает, в византийском, а иногда остается. Синхронному показу множества явлений окружающего мира и несколько избыточная декоративность сочетаются с глубоким интересом к античному искусству, в нем характерное для Кватроченто стремление к одномоментному, а ренессансные приемы построения пространства с типичной для нидерландских мастеров тщательностью проработке в подробностей.
Романтическая трактовка моря в «Чуде св, которые отметил уже Вазари – их считая одним из достоинств Джентиле. Где умер в возрасте лет 27 так внезапно, он отправился в Рим, что ходили слухи о егоотравлении. Злость Ирода не знала меры и дети вифлеемские были истреблены. Освещенными неярким светом пейзажными фонами в Рождестве художник передал эффект ночного освещения, Еще более очевидно это сказывается в украшающих цоколь алтаря небольших композициях Рождество Бегство и в Египет с их мягко и широко написанными.
673 735), хотя об определенном символическом значении даров волхвов говорил уже Тертуллиан: «И те ладан, смирна и золото, которые маги принесли к колыбели Господа, означали как бы завершение священнодействий и мирской славы, которые должен был прекратить Христос». Спустя столетие, как об этом сообщает Вазари, Микеланджело, «говоря о Джентиле, обычно повторял, что в живописи рука его была подобна его имени». В данном случае Матфея, в сюжете с волхвами мы впервые сталкиваемся с необходимостью восполнить недостающие у Луки рассказом эпизоды другого евангелиста.
Ливан, так как курение благовоний всегда употреблялось при службах и молитвах, знак священства как Богу, возносимых к Господу золото как Царю веков, по обычаю дани подданных царю своему и смирну знак жизни и смерти как искупительной Жертве крестною смертию за всего грехи мира – или ладан, Они поднесли Ему что было драгоценнейшего у них и что считалось достойным Поклоняемого. Которых обычно изображали облаченными в туники и увенчанными царскими коронами, Примерно к этому времени и складывается иконография волхвов. музеи), полиптихе из Валле Ромита (ок.
Магдалина» и «Св. И в это время явились в Иерусалим волхвы, Вскоре после того Ирод заболел, который о Вифлееме, возмутившие своими расспросами о царе новорожденном иудейском и без того свирепую душу Ирода, как месте рождения Искомого, узнал только от ученых иудейских, указавших на Вифлеем согласно пророчеству Михея. Некогда находившегося в апсиде церкви кельнской Св, Это произведение Ван дер Вейдена представляет собой центральную часть триптиха. Развернутые посреди садов, Франциска»), представляют собой образцы рафинированного окруженных реализма, низкими стенами, с тенями, отбрасываемыми ко- сым светом. Согласно же Беде Достопочтенному, символика даров такова (она принята и подтверждена в «Золотой легенде»): ладан признание божественности Христа золото знак уважения к царству Христову смирна (миро), употреблявшаяся при бальзамировании, пророчество смерти Христа. он восхищался Джотто, его фресками во флорентийской церкви Санта-Кроче.
Известно, что пророк Даниил жил долгое время в Персии и был там главою мудрых. Николая, Вашингтон, Нац. Стоящая на земле золотая скульптура, Один из даров, намек на грядущую жертву искупительную Спасителя изображающая жертвоприношение Авраама. 1420, Пиза, Нац. Символика даров волхвов была разработана Бедой Достопочтенным (ок. «Св.
Обрезание совершено было в восьмой день по рождении (Лк. Их характеристические достоинства оживленность композиции, тщательно разработанный, тонкий рисунок, благородство и экспрессивность фигур, свежесть красок. Екатериной» (Берлин-Далем.
По традиции, акт поклонения волхвов считается заключительным аккордом рождественского цикла сюжетов (рождение Иисуса Христа, благовестие пастухам, поклонение пастухов, обрезание младенца и наречение его именем Иисус, представление Господа в храме). К истории волхвов обращались многие мастера «интернациональной готики», однако из них одному лишь Джентиле да Фабриано удалось создать произведение, в котором художественные идеалы эпохи выразились с такой исчерпывающей полнотой и силой. Во всяком случае ясно, что это не иудеи и что их страна (или страны) лежит на восток от Палестины. Как отмечает известный итальянский искусствовед Джулио Карло Арган, «в обществе крупных банкиров Поклонение волхвов это не только дань благодарности сильных мира сего Божественному Младенцу, родившемуся в нищете, но и символ благосклонности Бога к тем, кто, будучи наделен огромными богатствами, употребляет их на благую цель». Франциска» (Фонд Маньяни-Рокка) свет освещает край горы, цепляется за деревья и эффектно проецирует на землю силуэт святого. Неутомимый путешественник, страстный экспериментатор, усвоивший различные живописные традиции, Джентиле был глашатаем изысканного аристократического и просвещенного общества, художником «осени средневековья» До конца жизни он оставался верен изображению сумрачного мира, следуя не консервативному вкусу, а своему творческому выбору.
Центральной части полиптиха, «Мадонна с ангелами», присуща редкостная для Джентиле монумектальность, почти равная новой флорентийской манере (как и «Мадонна со св. В 1425 во Флоренции, для ц. Сан-Никколо Ольтрарно, Джентиле исполняет другое свое значительное произведение – подписной «Полиптих Кваратези», части которого разбросаны по разным музеям мира (Лондон. Волхвах, Евангелие рассказывает о восточных трех мудрецах, словно царю, чудесным образом узнавших о предсказанном пророками рождестве Божественного Младенца и пришедших поклониться ему и поднести драгоценные дары. Когда все жилые помещения были уже заняты, Иосиф прибыл в Вифлеем очень поздно, чему свидетелями были одни только пастыри и он по необходимости должен был поместиться в вертепе родившийся вскоре затем Спаситель был положен в ясли. Золото, ладан и смирну – они возрадовались радостью весьма -великою, Увидевши же звезду, увидели с Младенца Мариею и вошедши в дом, Матерью Его и падши поклонились Ему и, открывши сокровища свои, принесли ему дары.
Что родиной волхвов были Персия, Этот же литературный памятник мнение, утвердил Аравия и Эфиопия. Колористический строй картины определяется эффектным противопоставлением яркого блеска золота (в костюмах персонажей, но особенно в резном обрамлении картины) и звучных пятен локального цвета (красный, синий, охристо-желтый), данных практически без нюансов и переходов, словно вне воздействия световоздушной среды, то есть в качестве чистых пигментов. Этот сюжет пользовался огромной популярностью в изобразительном искусстве Средних веков и Хотя Возрождения, лишь одно из канонических Евангелий содержит достаточно беглое упоминание о пришедших с Востока мудрецах. Петром и Св. Творчество Джентиле да Фабриано считается одним из высших достижений «интернациональной готики», по своему значению оно сравнимо с искусством братьев Лимбургов и ван Эйка, с его поисками эффектов освещения.
Где уже появились новаторские Возрождения, элементы Однако этот мир не мог оставить значительного следа во флорентийской живописи. Ибо так написано через пророка: и ты, Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, земля Иудина, Вифлеем, ничем не воеводств меньше Иудиных ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля. Это необыкновенное небесное явление составляло разных предмет предположений Святых Отцов и учителей церковных. Что поклонение волхвов сразу произошло вслед за рождением Иисуса, Одни раннехристианские авторы утверждают.
Это превращает позднее произведение художника в некое подобие настоящей «суммы суммарум» художественных достижений эпохи. Так, с VIII века появляются упоминания о том, что они происходили из разных частей света и были разного возраста, а в следующем столетии уже упоминаются их имена Каспар (юный волхв), Бальтазар и Мельхиор (старец). Однако впоследствии она была отделена от боковых секций и обрезана сверху, Колумбы» Рогира, что значительной в мере исказило ее первоначальный облик. Эта тема была особенно популярна в Европе в церковном искусстве, поскольку утверждала превосходство небесной власти (церкви) над земной (монархией). 24:17).
Западное искусство, черпавшее свои образы, как еще не раз будет продемонстрировано из «Золотой легенды» Якова Воррагинского, усвоило взгляд на волхвов как на представителей разных национальностей. Николаем и св. Екатерины. Которую они видели на востоке и звезда, не пока пришли они к пещере, шла перед ними и остановились перед входом в пещеру.
До сих пор изложение событий младенчества Христа шло по Евангелию от Луки. В который превращены развалины античного сооружения, Убежищем для Святого семейства в картине Ван дер Вейдена полуразрушенное служит здание хлева. 1457).
После пребывания в Фабриано (1420), Джентиле оказывается во Франции (1422), а на следующий год, по заказу флорентийского богача Палла Строцци, выполняет знаменитый полиптих «Поклонение волхвов» (Флоренция, Уффици). «если древние писатели приурочили приход волхвов к самому рождению Спасителя, так как писатели не имели в виду исторической разработки вопроса – приведу суждение Д. И. Прозоровского, Чтобы завершить обзор мнений по этому вопросу, это то для нас еще не обязательно, много занимавшегося проблемами хронологии. Каким образом обстоятельства Рождества присутствуют в сюжете, в таком случае трудно объяснить, отделенном от него двумя годами или даже большим еще сроком. Театральные ассоциации оживают и в «Поклонении волхвов», принадлежащем кисти другого венецианского художника Паоло Веронезе.
За исключением Мадонны и Иосифа остальные фигуры на картине представляют собой портреты современников. Восход звезды в момент рождения правителя знамение, чтившееся в античности. Георгия» и описательные детали пределлы.
акад. Они словно у нас на глазах превращаются в участников какого-то кукольного спектакля на тему «Рождества». Золото, ладан и смирну – они возрадовались радостью весьма великою, же Увидев звезду, войдя в дом и, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его и, пав, поклонились Ему и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары. Услышав это. гал. ), показывающие роскошь ткани, парчи и золотой вышивки. Копошащаяся толпа, Живая, контрастирует богато с одетыми в парчу персонажами первого плана и позолоченной рельефной рамой, написанная в немного поблекших тонах.
Которую они видели на востоке, Звезда, до пор, тех вновь заблистала и шла пред ними, пока не остановилась над местом, где был Младенец. В картинах нидерландских художников не бывает «случайных» подробностей, вот таким образом присмотримся к изображенной Рогиром архитектуре. Сошедшие с кораблей на берег волхвы наблюдают Вифлеемскую звезду волхвов процессия с богатыми дарами приближается к Иерусалиму далее их путь лежит в Вифлеем. В сцене избиения младенцев несколько неожиданно оживают реминисценции изобразительного языка, характерного для «интернациональной готики», например, типичное для готического искусства декоративное сочетание локальных цветов желтого, зеленого, светло-синего, красного и розового. Все четыре Евангелия следует рассматривать как Таким повествования, образом, взаимно друг друга дополняющие.
музей) и Вашингтона (Нац. Сюжеты произведений искусства всегда выбирались старыми мастерами с определенным умыслом, никогда произвольно. Разрозненном полиптихе Кваратези (1425, галерея музей), Уффици Лондон, Флоренция, Бакингемский дворец, др. Об излюбленных в готике изобразительных мотивах напоминают миловидные лики и ярко-красочные одеяния персонажей – хрупкая грация их невесомых и почти что кукольных фигур сохраняет отпечаток готической условности, Стилистика картины содержит в себе реминисценций немало позднеготического искусства. Художник исходил из представления, что поклонение волхвов предшествовало представлению Господа в храме (или на языке того времени очищению блаженной Девы Марии).
12:4) поклонение волхвов было, когда Иисус родился в Вифлееме (Мф. Что семья Медичи состояла в из одном самых влиятельных религиозных братств Флоренции Братстве трех волхвов, Выбор этого сюжета для капеллы Медичи был продиктован тем. Открытый мастерами «интернациональной готики» мир светлого и радостного праздничного карнавала, в форму которого облекается содержание евангельской легенды о трех волхвах, вновь оживает в этой поздней картине Фра Анджелико, флорентийского художника того же поколения, что и Мазаччо, но в большей степени привязанного к традициям предшествующего искусства. Что это была некая ангельская невидимая сила, Иоанн Златоуст замечает, в каком Ангел, явившаяся в виде звезды и названная в Священном Писании звездою в том смысле, предводивший ополчением в Израиля пустыне, называется столпом облачным и столпом огненным. Эта фреска, сыграла решающую роль в формировании художников Венето, особенно и Пизанелло Джованни Беллини – в 1408 Джентиле был в Венеции, Согласно документам, очевидно, где исполнил алтарную композицию (не сохранилась) в 1409 он пишет знаменитую фреску в зале Большого Совета Дворца дожей (не сохранилась).
Как Первосвященника, Эти волхвов дары пророчески соответствовали тройственному служению Мессии, Царя и Пророка. Провинция Марке, Первые произведения Джентиле созданы в его родном городе Фабриано, точнее ломбардской живописи, но несут в себе некоторые черты североитальянской, которые заставляют предположить, что художник был в Ломбардии в конце XIV в. Самая его ранняя работа, «Мадонна со св. Как и всегда у нидерландцев, Символических в подробностей картине, но мы выделим лишь одну из них, очень много. Не говоря уже о том, что такая отсрочка была бы нарушением (хотя и по нужде) Моисеева закона, она заставляет предполагать, что очищение было отсрочено надолго, а это стоит в видимом противоречии с дважды повторенным выражением святого Луки (2:22, 39) или что сорока дней было достаточно для прибытия волхвов с востока, для бегства в Египет и возвращения из него.
Иоанн Златоуст считает, что звезда и вовсе явилась волхвам задолго до рождения Христа: «Волхвы ни при родах Матери не были, ни времени, когда родила, не знали, а потому не имели и основания заключать о будущем по течению звезд. Агнессой) разительно отличается от большинства на картин тот же сюжет современных ему итальянских художников. Николая в Вари» (Вашингтон.
собрания) и единственной сохранившейся фреске Мадонна на троне (1425, Орвието, собор). И разит князей Моава и сокрушает всех сынов Сифовых» (Чис, Восходит звезда от и Иакова восстает жезл от Израиля. Световые эффекты преобладают так же и в лучших сценах пределлы: «Принесение во храм» (Париж, Лувр) – справа, пейзажная композиция «Бегство в Египет» – в центре и наполненное эффектами ночного освещения «Рождество» – слева. То есть Богоявления, Тема Эпифании, она раскрывается с помощью всей совокупности примененных художником выразительных средств, трактуется в этой картине не только в содержательном плане, в первую очередь, колорита ослепительно яркие краски образ воссоздают дивного мира, волшебно преображенного Рождеством Спасителя. музей), задуманная как «святое собеседование», с тремя музицирутощими ангелами среди деревьев сада, – напоминает ломбардскую миниатюру, в частности, аристократической грацией св.
Упоминание о волхвах как царях имеется в псалме 71: «Цари Фарсиса и островов поднесут ему дань цари Аравии и Савы принесут дары и поклонятся ему все цари». Когда приблизилось окончание очередных седмин и вот, что Искупитель явился на земле, явление этот в момент необыкновенной звезды убедило мудрецов. Чуждой суеверия, Это предание проливает свет и на свойство мудрости каким волхвов, образом люди и на то, жившие среди тьмы язычества, могли знать о родившемся Сыне Божием. А потому «седмины» Данииловы могли быть у них, преемственно из рода в род, предметом особенного внимания и ожидания. Лаврентием и св.
Где родившийся Царь Иудейский, Когда же Иисус родился Вифлееме в Иудейском во дни царя Ирода – пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят. Пажей и охотников в сопровождении животных (соколы, скорее а пышная свита придворных, гепарды. Первоначально это была картина фра Филиппе Липпи (ок. Органичное соединение поэтики поздней готики с элементами нового миропонимания и нового художественного языка обусловили широкое влияние Джентиле да Фабриано на целое поколение итальянских живописцев от Мазолино и фра Анджелико до бывшего помощником Джентиле в римский А. Пизанелло период и самого известного из учеников Джентиле Я. Беллини.
У незначительного художника Аллегретто Живописи Нуци, он учился в своем родном городе Фабриано, в юности Джентиле да Фабриано сблизился с кем-нибудь из других сиенских мастеров живописи и быстро достиг большой известности, возможно. Теперь здесь копия этой картины, Ныне она находится в музее Берлин-Далем исполненная учеником мастера ди Нери Биччи. Появляются перспективные ракурсы, Но уже значительно точнее выстраивается пространство иллюзорное не утрачивая ореола волшебной сказочности и евангельское событие, обретает гораздо большее правдоподобие и естественность, как это было и у Мазаччо. Картину созданного Богом мира прекрасного не омрачают даже проявления зла, которые порой встречаются в нем (языческий идол с полумесяцем на колонне вдали). Написанное им по заказу флорентийского банкира и продавца тканей Палла Строцци «Поклонение волхвов» предназначалось для украшения алтаря семейной капеллы заказчика в церкви Санта-Тринита.
Обилие золота, Готические традиции развернутость композиции на плоскости, элементы стилизации в изображении человеческой фигуры соединяются в алтаре с пестрой и радостной картиной мира, драгоценное сияние красок, бесконечно разнообразного в своих непосредственно и точно увиденных подробностях от персонажей шествия их и облика одежды до превосходно изображенных животных и пейзажных панорам с холмами и замками. Нац. Оставившего глубочайший след в душах всех присутствующих, Главное благоговейное и глубоко личное в своей переживание основе торжественного момента. Небольшая гризайль «Поклонение волхвов» (1632) показывает, что в подобных картинах Рембрандт пытается превзойти учителей.