Таким образом, в акте человеческого видения, кульминацией которого является «эстетический опыт Бога», для Николая соединяются два равно существенных измерения: «видение как пассивная перцепция и видение как ко-интуитивное, онтологическое и символическое ars»1, в котором видящий, так сказать, «продуцирует» объект своего созерцания, выражая себя самого и присущий ему абсолютно специфический динамизм взгляда даже если человек всегда созерцает «при помощи взгляда, не являющегося его собственным», его взгляд есть только отражение совершенного и неограниченного взгляда, «с незапамятных времен вызывающий его к жизни и творящий его посредством своего созерцания»2. Сын серебряных дел мастера, выходца из Венгрии. Который видел копию картины в 1805 г. в Хельмштедте, Иоганн фон Вольфганг Гете, считал это полотно подарком Агнесе Фрей при сватовстве. В центре толпы, человеку ничего не остается, оскалившейся гримасами, как только спасаться бегством готовой – на все, Комический аспект здесь уступает место трагизму смертельной игры с заранее определенным концом.
(ссылка на обнаженный портрет в творчестве Эгона Шиле) Фрида Кало, несколько лет своей жизни прикованная к кровати была вынуждена писать лишь себя, впрочем и в последующие годы изучение своей собственной личности было основной темой ее работ. Более того, возможным мотивом к данной теме могло стать незадолго до этого полученное известие, что сама она детей иметь не может. Не стал бы прославленный мастерторжественно Нюрнбергу дарить незавершенную работу – Но этомнение представляется сегодня ошибочным. Провозгласил идеал человека. Но сколько бы он ни потратил времени на поиски идеальных пропорций человеческого тела, формула красоты была известна ему другими путями, «неисповедимыми». Продолжает Николай, Познания, силе духов, несущих «разнообразно изменяются соответственно разнообразию органов.
Природный талант Дюрера в сочетании с беспримерным трудолюбием и умом пытливым поставили этого художника вровень с великими мастерами Ренессанса. Они отправили её в Мюнхен, Боясьослушаться, что текст писанияапостолов под в ними лютеровском переводе заставит Максимилиана вернуть картинуназад, втайне надеясь. Приведем другой пример. Работал в Нюрнберге. Однажды он ринулся в Зеландию, чтобы увидеть выбросившегося на сушу кита.
Николай Кузанский получил приглашение от гроссмейстерини бегинок из Брюгге. Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. Дюрер постоянно приносил в дом бесполезные для хозяйства предметы. История создания На момент написания этого автопортрета Дюреру было 22 года.
Первые портреты Дюрера были либо автопортретами, либо портретами его родственников. Вплоть до нынешнего столетия никто художников из не решался на такую откровенность – Это удивительный случай. Ощущение предгрозовой атмосферы удивительным образом сказалось на творчестве художника. Одежда живописца очень изысканна. Который по направленности и многогранности своих интересов, Он единственный мастер Северного Возрождения, разработке пропорций совершенных человеческой фигуры и правил перспективного построения может быть сопоставлен с величайшими мастерами итальянского Возрождения, стремлению овладеть законами искусства.
Кто изображен на портретах, Они раскрывают сущность тех, который впоследствии заложил основу коллекции произведений Дюрера в Старой пинакотеке, будь то властный баварский курфюрст Максимилиан или I, богатый негоциант, бургомайстер, друг художника Иероним Хольцшуер, собственная мать, прожившая нелегкую жизнь, усталая старая женщина или прекрасная венецианка, увенчанная короной из кос. Кажется, что искусство резцовой гравюры достигло в «Мастерских гравюрах» предела своих возможностей и перешагивает его линейное по природе, оно обретает живописность». Познакомившись в 1512 с императором Максимилианом I, видимо, тогда же начал на него работать (вплоть до его смерти в 1519). Трагически прижатая к Внутреннее груди, волнение выдает лишь костлявая рука с готически изломанными пальцами. Вернувшись в 1494 в Нюрнберг, женился на Агнесе Фрей и открыл собственную мастерскую.
В те далекие времена Нюрнберг бурно рос и развивался. Чем любовнее будет он стремиться глядеть на тебя, тем больше найдет любви в твоем лице. На основании проблематического переплетения «визуальной проекции» определенной специфической индивидуальности и пассивности зрения, его тварной зависимости (как imago, копии или портрета) от трансцендентного архетипа, у сотворенного духа появляется своего рода «метафорическое и проективное ведение» единственного и простейшего бытийного принципа: visus contractus, выявляющий в теофа-нии божественное в той мере, в какой он ассимилирует собственный специфический способ созерцания. До Дюрера ничего подобного не было. Портрет отца в 70 лет. Художника-интеллектуала, Он представляет собой новый тип немецкого художника, нежели у его самосознанием, предшественников с совсем другим. Поза художника на полотне очень спокойна и уверена.
Чтобы в храмах, Но я хотел бы, не было бы ничего, на стенах полах и кроме чистой философии»1. Вернемся к уже упоминавшейся надписи на картинной раме: Johannes de Eyck me fecit, als ich can. Его элегантный жакет окаймлен чёрным, под ним у него белая рубаха, вышитая на вороте. Он написал их более сотни, Эгон Шиле из один основоположников жанра обнаженного автопортрета.
Все фигуры словно выбрасываются на зрителя из тьмы. Смерть не должна коснуться его, он хотел сделать автопортрет на века. Нарисован в 1505 году, когда художнику было 34 года. «образ/идея» в эпоху Николая Кузанского мог бы послужить фрагмент из VII книги De architectura Леона Баттисты Альберти, в котором описывается своего рода переплетение истории, живописи и философии: «И я буду рассматривать картину, одну из лучших, как я полагаю. Вернувшись в 1494 году в Нюрнберг, женился на Агнессе Фрей и открыл собственную мастерскую.
Ибо непостижимо, 4 Эти дюреровские автопортреты интригуют и завораживают нас и по сей день, автор 'Апокалипсиса' 'Страстей' и с красавцем и модником, как уживались в этом человеке мрачный мистик, автор трактатов об искусстве с неудавшимся поэтом и специалист по фортификации, который мечтал научиться танцевать. Одежда живописца очень изысканна. Кто смотрит на тебя с весельем и твое лицо найдет таким же веселым, как и лицо глядящего. Лицо искривилось в результате фатального ранения, Глаза застыв закатились, в крике агонии, рот, по-прежнему открыт, зубы выбиты, отовсюду хлещет кровь.
Так, «разные деревья извлекают из одной и той же почвы различные питательные элементы, каждое те, что пригодны для его собственной природы»3. Sal LXX, 15-16): ivi, S. 23. Он тратил огромные деньги на приобретение многочисленных шуб, парчи, бархата и атласа. В его правом углу мы читаем: «Я, Альбрехт Дюрер из Нюрнберга, в возрасте 28 лет собственными красками изобразил себя самого» (Albertus Durerus noricus ispum me propriis sic effigebam coloribus aetatis anno XXVIII)4.
Этот портрет он отослал домой, сопроводив его двустишием «Идёт моё дело, как небо велело». У него здесь настоящая борода, По сравнению с более ранним автопортретом, которая была необычным атрибутом для молодых того мужчин времени. Отсутствиецентральной композиции кажется настолько странным, что долгое времяискусствоведы считали, будто «Четыре апостола» – это правая и левая частинезаконченного триптиха. То оно воспринимается лучшим способом и так как оно может быть воспринято в ином только по-иному, не допускающая умножения, каким может а в бесконечность, многообразии восприятия развертывается лучше ибо огромное многообразие лучше выражает невозможность умножения бесконечности»1. Альбрехт Дюрер.
Автопортреты для Дюрера были просто естественным способом самовыражения и самопознания. По-другому вдохновившись, как сказал бы Л. А. Нужно обратиться к той обстановке, Чтобы хотя приблизительно бы воспринять смысл и значение автопортретов Дюрера, в которой жил и творил художник. Но смелым шагом вперед, Это было не проявлением которые себялюбия, подчеркивали вторичность творческого начала, освобождением художника из-под власти сословных предрассудков, превалирование знатного происхождения над талантом и мастерством. У него на голове полосатый головной убор, в тон жакета.
Сплетня и легенда сошлись воедино. Которому Максимилиан I назначил пожизненную годовую ренту, Он был единственным художником, коллеги чествовали его как своего главу цеха. 21 Всю жизнь Дюрер одержимо пытался найти формулу красоты с линейкой и циркулем. Композиционно они тесноспаяны вместе, духовно они кажутся совершенно едиными.
Кажется, Умные глаза цвета недозрелого винограда, внимательно заглядывают душу в своей избранницы. Совсем недавно, Казалось бы, он был молод и физически крепок, во время второй поездки в Венецию, а мастерство его уже достаточно стало зрелым. Тщательно выписанные детали костюма показывают нам несравненное умение автора передавать мельчайшие подробности окружающего мира и заставляют вспомнить его собственные слова: "Чем точнее художник изображает жизнь, тем лучше смотрится его картина". Эти игры подготавливают приближение к божественному и его схематизацию, они предлагаются для созерцания Согласно Николаю интеллект наряду с различными развернутыми сущностями всегда обладает некоей особенной силой, которая несравнима с силой прочих сотворенных и свернутых образов.
Здесь же, художник обезображивает свои собственные черты искажая свое лицо в гримасе ненависти и страдания, увековеченной смертью. Бог, Стало быть, творя человеческий интеллект, часто сравниваемый Николаем с величайшим живописцем всей природы от его мудрого использования красок зависит зримость творения, действует таким образом, словно он изображает самого себя, рассматривая свое собственное изображение, в отраженное зеркале бесконечного, наисовершеннейшего и sine contractione Слова. Создаваемых в мастерской, Уже через год после начала обучения у Вольгемута Альбрехт становится основным эскизов рисовальщиком для гравировки работ. Работы Дюрера украшают самые значительные и известные картинные галереи мира. Чтобы познакомиться с великим гравером Мартином Шонгауэром, После нескольких лет учебы он в 1490 году поехал в Кольмар, но не его застал в живых. Со своей стороны, Николай, пренебрегает всякой осторожностью и идет в своей апологии настолько далеко, даже отвергая эту понятийную ассимиляцию, что оценивает высоко творчество Экхарта во всей его совокупности.
Напротив, напоминает Николай, речь идет о мистической теме имеющей долгую историческую традицию, а своих наиболее значительных предшественников он видит в Псевдо-Дионисии, Августине, Марии Викторине, Иоанне Скоте Эриугене и Давиде Динантском: «В этом совпадении содержится вся непостижимая теология»3. Самый первый автопртрет Дюрер нарисовал в 13 лет. Здесь, в Италии, появляется его следующий автопортрет. Его знаменитый автопортрет 1500 года украшает ныне Мюнхенскую Старую пинакотеку.
Дюрер изображает самого себя «по своему облику», с чертами лица, всевидящим взглядом и прической, типичными для изображающих Христа священных икон и даже с благословляющей рукой Salvator mundi (даже если позитура в якобы случайном движении руки секуляризуется сжатием меха между средним и указательным пальцами) вот таким образом «эффект этой Таким образом, Дюрер изображает себя как отражения в зеркале, проецируя свое отображение на speculum infinitum Слова. Что согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 09. 04. 2007 42-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса Российской Федерации» «Нарушение авторских и смежных прав» подразумевает наказание в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного осужденного дохода за период до восемнадцати месяцев, Обращаем Ваше внимание, либо арестом на срок от трех месяцев до шести лет лишения свободы, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, что переводит эти преступления в категорию тяжких». Когда лжепророки проповедуютсоциальный и религиозный радикализм и именно подпись под напоминает картиной о верностислову и внутренней стойкости в тех случаях, грозящий опрокинуть весь строй духовной иматериальной культуры. Положили начало существованию нового жанра в живописи и одновременно послужили толчком к переоценке статуса художника – в истории искусства же они важным стали событием. Он писал семейную хранил хронику, письма – благодаря этим источникам мы сегодня так много о нём знаем, периодически вёл дневники – фиксировал события своей жизни и не только образ. Судя по нему, в сохранившихся рукописях остался план этого труда, по полноте охвата проблем, Дюрер намеревался написать стоящих книгу, перед живописцем, не имевшую аналогов.
Чувствуешь, Когда смотришь на этот автопортрет, которая не первый взяла раз карандаш, что он нарисован рукой. В ранних трактатах о живописи он писал: «что такое прекрасное – этого я не знаюНикто, кроме Бога, не может судить о прекрасном». Учился сначала у отца, затем у нюрнбергского живописца и гравера Михаэля Вольгемута (1486-90). Губы у молодого человека красивые.
Тяжелый, Инаконец исполненный подозрительности взгляд Павла словно пробиваетплоскость и картины обращается вовне – на зрителя. Краска не должна поблекнуть на протяжении многих лет. Подхваченый витым шнуром, Коричневый плащ наброшен на плечо и, как античная драпировка, складками красивыми спадает вниз. Которая удерживается шнуром обвитым его вокруг шеи, Поверх плеча наброшена светло-коричневая накидка. Она никогда не видится одинаковым образом, Когда несколько человек видят одну-единственную вещь, зримую поскольку два человека не могут видеть абсолютно одинаково. Где начинает выполнять гравюры для оформления Он книг, открывает собственную мастерскую, а также композиции для резчиков по камню. Художник, таким образом, оставил невообразимый след о своём облике для всех поколений.
Между строк Николай намекал на то, Возможно, то есть к кругу людей ученых и что интеллигентных, Венк не относился к последним, что он был простым представителем той vulgus, которой лучше подальше держаться от философии. Автопортреты Дюрера складываются в уникальную серию. С одной стороны, в простоте этого притязания а проявляются, с другой, сознание собственного статуса отображения, понимание своей ситуации недостаточности, свойственной любому творению. Под которым видит глаз, Угол зрения, с помощью которой интеллект оценивает истину4, есть же та способность. На одной из своих гравюр («Мужская баня») Дюрер, как считают исследователи изобразил себя в качестве флейтиста. Не застав в живых М. Шонгауэра, в Кольмаре изучал его работы, у которого намеревался совершенствоваться в технике на гравюры металле, общаясь с его сыновьями, также художниками. Дюрер освоил основы живописи и ксилографии в мастерской художника Михаэля Вольгемута.
«единственном дюреровском портрете, Речь о идет написанном в 1500 г. автопортрете из Старой пинакотеки в Мюнхене, а само живописное полотно, на котором фигура располагается строго Однако в этом случае к нам обращается не рама. Важно учесть, что их отличает твёрдая воляи темперамент борцов. Картина – диптих– состоит из двух вертикальных узких створок, скреплённых между собой. Но более всего прочего он, разумеется, ценил профессиональные аксессуары. Многие из которых он описывал в своих путевых дневниках, 7 Он был невероятно жаден до новых впечатлений, а потом в использовал своей живописи.
властисословных предрассудков. Мягкостью черт оно напоминает отца. Детали бросаются нам в глаза, проявляясь в наручных часах, ботинках, четкости остального изображения. Во времена Дюрерасчиталось, что это темперамент гениальных людей. Глаза Марка горят, как у не ведающего сомнений фанатика.
К меланхоликам художникотносил и самого себя, его особое влечение к этому темпераменту подтверждаетизвестная гравюра «Меланхолия» (1514 г. ). Дюрер был не только живописцем, графиком, гравером на меди и резчиком по дереву. Художник написалсебя строго ванфас, чтодопускалосьтолько в изображениях Христа. И только те, кто осознали безобразность, могут понять настоящую красоту.
Что слишком ленивым должен быть разум, Тогда же художник написал примечательные строчки о том, а постоянно движется по старой колее, если он не отваживается открывать что-то новое, подражает другим и не имеет в сил себе заглянуть вдаль. тонкого и полезного»1. Устремлённых в высокие духа, сферы Дюрер создаёт их в надежде подать совершенный пример человеческиххарактеров и умов. Постоянно проявляющихся в облике персонажей Дюрера, всебе Оноаккумулирует богатствоисвоеобразиенемецких художественных традиций, в предпочтении острохарактерного, далеком от классического идеала красоты, во внимании к индивидуальным деталям. Что здесь поразительно, так это постоянный переход метафоры образа и живописи от отношения художник «художественное порождение» (произведение) к отношению между Богом-творцом и человеческим интеллектом (как живым ментальным зеркалом).
Его глубины спрятаны масками, под Это гротескное изображение буржуазного мира, однако именно через них они находят визуальное воплощение. Заокном- гористаядаль, светлаясиневанеба, прозрачныетающиеоблака. Пряди волос заведомо парадно завиты и ниспадают по плечам торжественно и нарядно. Нимало не мешкая, Тогда Альбрехт, подобные тем, протянул ему разные кисти, какие употреблял и Беллини и предложил ему выбрать ту, что ему больше нравится или, угодно, если взять все. Но сравните, Обмены рисункамимеждухудожникамибыли достаточно чтодаритРафаэльвкачестве распространены, образцасвоего искусстваичемотвечает емуДюрер. Ядром которой является единство истины и плюральность ее возможных интерпретаций, Эту катоптрическую модель преломления теоретически Николай трансформирует в доктрину, которые всегда индивидуальным образом характеризуются тенденцией к неизменности, многообразие герменевтических перспектив, связанной с особенной конституцией каждого сотворенного духа. Изображения двух полушарий в даны стереографической проекции с центрами в полюсах эклиптики. Отсюда изменчивая способность человеческого posse videre, которое, поскольку оно необходимым образом должно само себя проецировать на плоское и прозрачное зеркало истины, в конце концов, встречает Бога, надев все ту же «маску» (или contractus visus, присущий каждому человеку) и это конкретный признак тварных границ человеческой способности зрения: «Кто глядит на тебя с любовью в лице, найдет, что и твое лицо неизменно обращено к нему с любовью.
Всю свою творческую жизнь художник искал гармонический образ. Рисунок выполнен почти без поправок, сразу и смело. Их всегда поражал тот факт, Более того, сидящего на облаке, что лицо на спущенной коже несет не сходства с лицом святого. Только руки пианиста, Быть может, оттенки, способные извлечь из инструмента все переходы, контрасты, подобное являют чудо.
Сохраняющий внутренний и внешний облик художника, Автопортрет не только своего рода документ, это, скорее, экспериментальное изучение собственной личности. Чтобы убедить Беллини в обратном, Альбрехт схватив одну из обычных кистей, виртуозно нарисовал длинные волнистые волосы, какие обычно носят женщины. Мастер правдиво рисует свое дряблое тело, опухшие суставы, солидный животик. Сравнить его с богом. «это я сам нарисовал себя в зеркале в 1484 году – когда был я ещё ребёнком, На нём написано. Чем фигура на центральном фоне или театральная обстановка вокруг, Выключатель на стене с вертикальной линией провода играет в картине не менее важную напоминающая роль, помещение для реквизита или кулисы.
Отца, оставившего ювелирное искусство и занявшегося издательским делом и ближайшего друга Дюрера, Вилибальда Пиркхаймера – выдающегося гуманиста, познакомившего молодого художника новыми с ренессансными идеями и произведениями итальянских мастеров – деловые качества и мировоззрение формировались под влиянием трех людей, Его художественное дарование, венгерского ювелира крестного Кобергера, сыгравших наиболее важную роль в его жизни. Развернутая ментальная сущность, Этот образ в действительности есть дух, со своей стороны, которая, одновременно есть res descripta как автопортрет Бога и как живая и рассуждающая viva spiritualis et descriptio бесконечной мудрости. Он окунулся в мир иной творческой атмосферы. Его портреты периода зрелости совершенны, глубоко индивидуальны. Сплавив в тигле своего таланта и своих познаний выверенные итальянские с образцы классическими образцами своей родины, Именно Дюреру было суждено синтезировать новое искусство, превзойдя их средневековую статичность и религиозность. Что это эмпатическое уподобление воплощенному Слову релятивизирует человеческий поиск истины всегда отягощенный выразительностью собственной тварной и случайной конституции, Скорее речь здесь идет о том, асинтотически растворив ее в абсолюте живого посредством образа богочеловека.
Vacate et videte quoniam ego sum Deus (Sal XLV, 11), напоминает Венк в начале своего сочинения а следовательно, необходимо, подобно Давиду, предварительно se fateatur non co-gnovisse litteraturam (cfr. Его элегантный жакет окаймлен чёрным, под ним у него белая рубаха, вышитая на вороте. Верность живому отображению абсолюта в его значении частичного откровения на духовном уровне представляет собой желание быть самим собой как необходимое условие поиска истины: «Принадлежи себе и я буду принадлежать тебе (sis tu tuus, et ergo ero tuus) говорит Господь ты дал мне свободу принадлежать самому себе, если я захочу. Взгляд евангелиста обращен не на свиток и не на Библию, а на Павла. Бэкон, будучи героем чрезвычайно актуальным своему времени, своим творчеством выражал абсолютную экзистенцию, постоянно находясь в поиске самого себя и смысла своего существования как представителя человеческого рода.
Во времена Дюрера такой подход был новаторским. Рисование было, видимо, частью каждодневной жизни мастера. Он предпочитал белоснежный вамс с вышивкой и широкими локтя до рукавами и изящные головные уборы по итальянской моде. Двумя годами позже Дюрер создал другой свой автопортрет.
Что согласно христианской морали только тот, Его живописное решение также может определяться еще и тем, кто питает к отвращение самому себе и сокрушается в покаянии заслуживает должного возвышения. Угрюмый Павел с мечом иБиблией в руках представляет меланхолический темперамент. Поза его на портрете характерна для картин изображающих Иисуса. О том, что отношение автопортрет/философское мышление может быть и дальше осмыслено в вышеуказанном теоретическом направлении, свидетельствует другой впечатляющий автопортрет, на сей раз Альбрехта Дюрера знаменитого художника, который отнюдь не случайно является автором философских трудов, которые, как мне кажется, представляют собой нечто большее, чем простой отзвук учений Кузанца (я постоянно ссылаюсь на «Четыре книги о человеческих пропорциях» и «Наставление по измерению»).
Скрывающая роскошные кудри, Дюрер создаёт пером и красками предельно свой откровенный автопортрет в обнажённом виде. На Дюрере только шапочка. И действительно, в дневниках Альбрехта полно подобных записей: «истратил на купанье и пропил с приятелями 5 штюберов», «проиграл 7 штюберов господину Гансу Эбнеру в таверне «Зеркало» и т. д. А возможно ли визуально уловить и зафиксировать моральный упадок, тоску и одиночество современной эпохи – в потерянность, своем творчестве он ставил вопрос.
В своем автопортрете Дюрер, по всей видимости, воспринял этот принцип высокой спекуляции, впервые выдвинутый ван Эйком, а затем тематизированный Николаем Кузанским в его sensibiles aenigmata. Тайну гармонии и совершенства он которого старался постичь, в то же время огромное значение для Дюрера имело соприкосновение с итальянским искусством. Бартоломью. Такие картины были очень характерны для эпохи того времени. Вот это сознание бессилия перед тайнами природы составляет основу трагических сомнений Дюрера. Лицо матери Фриды закрыто покрывалом не случайно, во время работы над картиной она умерла.
При помощи которого согласно легенде с него была заживо снята кожа, в своей правой руке он держит нож, включающую искривленное лицо, муками в левой – он держит саму кожу. В нем Бог сравнивается с величайшим художником, владеющим infinita ars и одаренным способностью создавать формы ex nihilo почти как если бы они были живыми образами извлекаемыми из его чрезвычайно сложно организованного ума: «Ум сотворен творческим искусством так, как будто это искусство хотело сотворить себя само а так как бесконечное искусство неумножаемо, возникает его подобие, как это бывает и в том случае, когда художник хочет изобразить себя самого так как сам он неумножаем, то, когда он изображает себя, возникает его подобие»1. Достойный бессмертия" Эти слова о величайшем немецком художнике, Дюрер – "художник, теоретике искусства и ученом принадлежат известному философу и писателю Эразму Роттердамскому и художники графике.
Автор монографии о Дюрере, Не зря Эрвин Панофский, назвал это духовным произведение автопортретом. А практическая работа в мастерской отца и школа рисовальщика, Стремление к аналитической научной деятельности сочеталось у него с философа сущностью и гуманиста, определила его творческий путь, которую он прошел в качестве подмастерья художника Михаэля Вольгемута. Это образ молодого человека, ощущающего свою человеческую ценность.
Вполне может быть, что в рамках данного автопортрета Шиле занимался изгнанием сексуальных демонов и проживал в своей воображении «импульсы, которые не всегда могли удовлетвориться в реальности». На левойстворке изображены апостолы Иоанн и Пётр, на правой – Марк и Павел. Этот культурный климат порождает философскую глубину придуманных Николаем чувственных загадок (перечислим несколько замечательных учебных игр: ludus globi, ludus trochi и ludus iconae монахов из Тергензее, ставшую центральной темой трактата De visione Dei). До того как он вернулся в Нюрнберг и женился на Агнесе Фрей, Он создал в его Страсбурге во время своих странствований, которую для него выбрал отец, дочери очень уважаемого горожанина. Лувр, Париж. Но Беллини рассчитывал увидеть какие-то особенные кисти. Важно отметить особенности проявления Возрождения именно в Германии, в первую очередь, характеризуется большей религиозностью, которое в сравнении с тем же Нидерландским Возрождением и в изображении образов все еще тяготеет к готической традициям Европы.
Доказательством тому служат его знания о новейших учениях о перспективе, обращение к художественной и религиозной теме так называемой vera icon (ставшей энигматическим центром тяжести трактата De visione Dei), его переписка с Леоном Баттистой Альберти (через его личного секретаря Джованни Андреа де Бусси) и непосредственное знакомство с фламандскими художниками его эпохи (Рогир ван дер Вейден упоминается в в Praefatio к De visione Dei как автор находящегося в Брюсселе превосходного портрета всевидящего). Всеми деталями этого портрета художник подчеркнуть стремится свою индивидуальность, Всеми атрибутами, чувство достоинства, независимость, столь свойственные ренессансной личности. Сколь бы реалистично и верно оно ни передавало бы портретное сходство, Художественное неподвижным, отображение, всегда остается статичным, неспособным самостоятельно преодолеть ту пропасть, которая отделяет его от совершенства. Быть самим собой означает здесь развертывать свою потенциальную способность в качестве живого ото- Повторим уже приводившуюся нами цитату из Николая Кузанского: «Ум сотворен творческим искусством так, как будто это искусство хотело сотворить себя самого а так как бесконечное искусство неумножаемо, возникает его подобие, как это бывает и в том случае, когда художник хочет изобразить себя самого так как сам он неумно-жаем, то, когда он изображает себя, возникает его подобие»1. Он вкладывает свои тем рассуждения самым удваиваясь в уста своего inventio как quasi живого alter ego художника, Неспособный достичь совершенства модели. Современники отмечали поразительное сходство застывшей в муке гримасы упрямым с и меланхоличным лицом художника.
Он подписывал полным именем практически свои все работы, До Рембрандта в западноевропейской живописи чего-нибудь подобного больше не делал никто. Свои автопортреты Дюрер помещал на многих картинах, ставил монограмму на гравюрах и на рисунках. Художник на нем сидит в пустой комнате. О том, что этот процесс познания и спасения может быть систематизирован в одной картине, свидетельствует icona Dei, вокруг которой вращается весь мистический опыт, о котором «рассказывается» в De visione Dei, экспериментальная практика, как бы изображаемая многочисленными и плотными мыслеобразами (используя тонкую, рафинированную терминологию Вальтера Беньямина).
Занятия живописью всегда были своеобразной терапией, Для Фриды, на выпавшие ее долю, при помощи которой она сублимировала многочисленные физические и моральные страдания. Когда он видит, что его возможность не есть возможность всякой возможности (posse omnisposse), поскольку многое для него невозможно, он понимает, что является не самой по себе возможностью (posse ipsum), а изображением самой по себе возможности (ipsius posse imaginem). Архетип истина всех лиц, «не больше и не меньше любого лица»1, поскольку в нем каждый, как в зеркале, может узнать свое точное изображение. Sapida scientia, попробовать на вкус, которую можно увидеть, почти что потрогать – как сказал бы Николай, Absolutum posse contra potest quo между этими полюсами виртуально располагается целая доктрина. Погруженный в свою художественную дилемму художник, осознающий конститутивные границы своей конечной креативности или posse facere – как и в чувственной загадке Николая, Если здесь речь, картина то может рассматриваться как зеркало идет об автопортрете, в котором с определенной степенью приближения отражается запечатленная на портрете модель. Короче говоря, образ может быть онтологически определен как ограничение (contractio) бесконечного божественного posse, определенный квант posse ipsum своего рода «образная конкреция» совершенной власти из которой рождается всякое человеческое quo potest: «Ум видит и сам себя.
Который держит книгу в бережно, отличиеот Иоанна, Марк сжимаетсвой свиток машинально, словно драгоценность. Здесь молодой художник увлекся ксилографией и гравюрой на меди. Поза художника на полотне очень спокойна и уверена. Изображение собственных человеческих черт транс-фигурированными в фигуре Христа воспринимается не в данном случае как некий действительно прометеевский жест еще менее оно кажется воспроизведением бессмысленного нарциссического жеста, Таким образом из которого отнюдь не случайно Плиний и Альберти выводили любой художественный порыв как себялюбивую миметическую акцию. е. imago crucifixi), сказал бы Николай Кузанский, «даже если не вызывает благочестие, то пробуждает память, которая и влияет на благочестие»3 а это означает, что мы сможем стать christoform и спастись: «Смилуйся, дай мне открыто видеть тебя пишет Николай в De visione Dei и спасется моя душа»4.
Этот одновременно и человеческий и божественный образ (т. «это я живописал по своему образу – мне было двадцать лет, шесть Художник снабдил его гордой надписью. Отдавая дань прекрасным условиям для творчества, он пишет из Италии: «Здесь я благородный человек, а на родине – приживал». Неслучайно, существует огромное количество автопортретов изучающих «я» художника через различные роли – Христа, клоуна, жертвы и т. д., а порой и вовсе граничащих с радикальным отчуждением собственного «я». Во времена Дюрера такой подход был новаторским.
Италия ошеломила молодого художника. К теме настоящей статьи относится третья из «Мастерских гравюр» – «Меланхолия». Причёска была для Дюрера не менее важна. Автопортрет (1498), Музей Прадо, Мадрид Этот "Автопортрет" Дюрера – яркое свидетельство его заботы об утверждении социального статуса художника. Пронзительный прямой взгляд, Мрачный фон, скупая гамма коричневая – всё вызывает ассоциацию с иконой.
Энсор предстает в окружении масок, при этом его лицо (умышленно или нет) остается открытым взгляду. Словно его что-то или кто-то мучает, Он скрутил свое так, тело и даже стул выглядит издевающееся неудобным. Деталей обстановки, Из этого портрета исчезают все элементы наивной повествователъности он не содержит никаких атрибутов, отвлекающего внимание от зрителя образа человека, ничего побочного. Большевсего меня поражает в этой картине отсутствие центральной композиции и этокажется настолько странным, что долгое время искусствоведы считали, будто«Четыре апостола» – это правая и левая части незаконченного триптиха. Автопортрет 1500 года. Конечные вещи суть образы, Temporalia sunt imagines aeternorum3, бесконечно превосходящей всякую земную форму, откровения бесконечной и незримой истины – говорится в De possest. Многие мечтали заказать у него свой портрет.
Иоаким Камерарий, современник Дюрера 3 17 автопортретов. Его прославленные акварели «Кусок дерна» и «Заяц» (Альбертина, Вена) выполнены с такой пристальностью и холодноватой отстраненностью, что могли бы иллюстрировать научные кодексы. Демонстрируя свою образную девиацию, Искусство, подтверждает и непреодолимую усиливает disproportio креатуры своему прототипическому принципу.
Состоявшейся несколькими годами раньше, Открывающийся в окне пейзаж альпийский напоминает о поездке в Италию. На руках у него кожаные перчатки тонкой выработки. Каждый элемент этого духовного многообразия как копия, живое отражение божественного absoluta visio, выражает некий частичный аспект, зависящий от «угла твоего зрения (secundum angulum tui oculi) иного, нежели угол зрения всех прочих живых существ»2.
И все лица изображения твоего неопределимого и не-приобщимого лица, на всех лиц, способное вглядеться в твое лицо, так что всякое лицо, не видит ничего иного или отличного себя от nihil videt aliud aut diversum a se, так как видит свою истину а истина прообраза не может быть другой или разной, ведь инаковость и различие привходят в изображение только потому, что оно не есть сам по себе прообраз», тогда как модель как praecisa mensura omnium facierum равна всем и каждому. Дюрер популярен далеко за пределами родного Нюрнберга, в Италии и Нидерландах. Он оригинальным и неповторимым образом формирует свой obiectum, начиная с того особого modus intelligendi mentis (своеобразной «формы» интуиции истины, различным и неповторимым образом характеризующей всякую сотворенную интеллигенцию), в котором гармонично сосуществуют «исключительные границы» человеческого познания причина плюральности ко- нечных перспектив и «теофаническая брешь», открывающая путь к единственной и необъяснимой истине. Возможно, это было публичное извинение за свои поступки. «видение как пассивная перцепция и видение как ко-интуитивное, онтологическое и символическое ars»1, кульминацией которого является «эстетический опыт Бога», в котором видящий, так сказать, «продуцирует» объект своего созерцания, выражая себя самого и присущий ему абсолютно специфический динамизм взгляда даже если человек созерцает всегда «при помощи взгляда, не являющегося его собственным», его взгляд есть только отражение совершенного и неограниченного взгляда, «с незапамятных времен вызывающий его к жизни и творящий его посредством своего созерцания»2 – в акте человеческого видения, Таким образом, для Николая соединяются два равно существенных измерения. Рисунок стал для него важнейшим этапом работы над композицией, Как и для мастеров Италии, штудии голов, включающим в себя рук, эскизы, ног, драпировок.
Для того, При этом они обтянуты – перчатками очевидно, что это не руки простого ремесленника, чтобы подчеркнуть. Который, Антуан Мулонже и Пьер Буше обратили внимание на эпизод, один представляет собой не более чем легенду, возможно, но, тем не менее имеет немаловажное значение. Он добычлив, он удачливый любовник, его влечёт ко многим женщинам сразу откровенен и прямодушен, любит оружие и охотно путешествует – современником-астрологом, составленный Между тем гороскоп Дюрера, обладает исключительным талантом живописца, описывал характер художника так. Что Дюрер оставил эпистолярное обширное наследие, Благодаря тому, не пострадавшие от неумолимого времени, автобиографию и дневник, мы о нем так много знаем. С помощью этого приема Дюрер превращает свое искусство в «исповедь» и «проповедь», подчеркивающую продуктивную силу его недостижимой модели, то есть неисчерпаемое ars creativa первопричины бесконечная мера которой, тайная мера бесконечной красоты, простой тенью или отражением живет во всякой человеческой художественной способности. Тот факт, Тем не чем менее, просто субъективное осмысление собственного опыта, что творчество Кало – это нечто большее, не подлежит сомнению.
Выдающимся своей стройностью и осанкой и вполне соответствующим в нём благородному духу Он выразительное имел лицо, 2 Автопортрет – изображения художника 'Природа наделила его телом, нос благородной формы, довольно длинную шею, сверкающие глаза, очень широкую грудь, подтянутый живот, мускулистые бедра, крепкие и стройные голени. Обязательные для получения звания мастера «годы странствий» (1490-94) провел в городах Верхнего Рейна (Базель, Кольмар, Страсбург), где вошел в круг гуманистов и книгопечатников. Более ста гравюр на меди, а всего за пятьдесят семь лет земного пути Дюрером создано десятков несколько картин, около двухсот пятидесяти гравюр на дереве и множество карандашных рисунков. Их бескровные лица и накрашенные губы наваждение воплощают мастера, Фигуры в масках теснятся вокруг него, поглощенным ее безднами, боящегося быть растоптанным людской массой. «я отваживаюсь, читатель, пообещать тебе, что чтение этой хроники доставит тебе столь большое удовольствие ибо ты получишь впечатления не только от того, что ты прочтешь, но и как только ты увидишь (depicta videbis) прежде никогда не печатавшиеся изображения императоров и пап, философов, поэтов и прочих знаменитых мужей, каждого в одеянии своей эпохи от того, что перед твоими глазами действительно проследует череда всех исторических эпизодов (oculo intueri) – в 1493 г., Несколькими десятилетиями позднее, чтобы оправдать свое честолюбивое предприятие и действительно, Харманн Шедель (1440-1514) опубликовал в Нюрнберге у издателя Антона Кобергера (крестного отца Альбрехта Дюрера) свою импозантную мировую хронику, в течение долгого времени она будет единственной оставаться инкунабулой, снабженной иконографическим аппаратом из ни много, ни мало 645 гравюр, в кратком Commendatio2 обратился к читателям с несколькими весьма примечательными словами. Всякий раз, когда Бог рассматривает себя самого в Verbum-speculum истины, возникает его собственное подобие, описание его самого (quasi автопортрет), которое, поскольку оно живо, становится описывающим описанием, формирующей формой, образующим образом.
Сам художник говорил: «Когда я вижу себя целиком, я должен видеть себя и знать, чего я хочу, знать не только, что происходит внутри меня, но и насколько я способен выглядеть, какие средства находятся в моем распоряжении из каких загадочных субстанций я создан и что из той большей части я воспринимаю и воспринял до сих пор». Что только может быть и является абсолютной мерой самого себя и любого другого развернутого существа, Лишь Бог как чистое Possest умение на ступени высшей актуализации актуализует все. Но истинного новаторства, Дюреру повезло родиться и вырасти обстановке в не просто художественного ремесленничества, что и определило выбор юношей своего пути.
До того как он вернулся в Нюрнберг и женился на Агнесе Фрей, Он создал его в Страсбурге во время своих странствований, которую для него выбрал отец дочери Художниксидитуоткрытогоокна, очень уважаемого горожанина. Который хранится ныне в Дрезденской галерее, Алтарь был заказан Фридрихом Мудрым Саксонским для Виттенбергского капеллы замка. Незнание, Стало быть, чтобы достичь ad notum из которого следует исходить и которое, таким нужно образом использовать и приветствовать, по утверждению Венка, есть именно то, которое можно обнаружить в сочинении De docta ignorantia Николая Кузанского, чья ложная доктрина есть плод истинного невежества. Присущая ему своеобразная диалектика (усиленная динамической обоюдностью связи копия/живое imago) принципиально изоморфна той, которая царит в сотворенном мире, колеблясь между свертыванием и развертыванием, между происхождением от первообраза (от которого зависит и к которому стремится изображение) и тем фактом, что оно только копия (пусть и представляющая собой «живое отображение») первоистока. Целое, словно бы опосредованное примитивной верой в одушевленность отображения, формулируется от первого лица художественный прием, благодаря которому отображение, кажется, живет почти автономной жизнью, однако, его единственная цель заключается в том, чтобы ухватить исходную модель, фигуру художника из плоти и крови и выразить ее в формуле, выявляющей онтологический статус искусства как такового. Именно в его доме и мастерской юноша обогащался знаниями лучших ученых философов и Германии. Возвращающих всю полноту смысла надписи, в трактате De apice эта theoriae идея формулируется Николаем в терминах, которую мы можем прочесть на раме картины ван Эйка.
А филигранная техника вот уже шестой век поражает и специалистов-искусствоведов, аллегорический Сложный смысл гравюры изначально привлекал к ней внимание философов и богословов и художников. Которая никогда не сможет стать infinita ars Человек, Результатом художественной намного деятельности, дальше от своего творца, как живое уподобление и отражение Слова, чем портрет художника от своей модели. В 1520-1521 годах посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города).
Упорядоченности, в основу изображения положено стремление к обобщенности внешней образа и внутренней уравновешенности. Ведь в эпоху художник Дюрера имел статус ремесленника, Подписывать даже крупные произведения в те времена было не принято, безличного исполнителя заказов. «Я, Альбрехт Дюрер, нюрнбержец, написал себя так вечными красками в возрасте 28 лет», – гласит надпись. Альбрехт Дюрер. Кита Дюрер так и не увидел – а чуть сам не погиб во время шторма, Это путешествие закончилось плачевно. Голландской, Он не жалел денег на покупку самой немецкой, лучшей гусиных и лебединых перьев итальянской бумаги, медных листов, красок, кистей, серебряных карандашей и гравировальных инструментов. Проявляющееся в отражательном отношении Отец/Сын, тождество, Бесконечное «не может быть воспринято в ином, пишет Николай, поскольку в ином оно и воспринимается по-иному.
Тайну гармонии и совершенства которого он старался постичь, в то же время огромное значение для имело Дюрера соприкосновение с итальянским искусством. Что, казалось бы, близко Итальянскому Ренессансу, но существует значительная разница. Задний фон, что весьма характерно для Караваджо, черный. Щегольской костюм, одетый по случаю позирования (портрет предназначался в качестве подарка Агнессе, юной невесте Альбрехта, дочери состоятельного жителя Нюрнберга, механика и музыканта Фрея, ) подчеркивает важность и ответственность миссии. Ярко и многогранно, Он единственный из ему современных немецких художников раскрывается перед нами так всесторонне.
Он есть «живое описание вечной и бесконечной мудрости»3. Бог обладает могуществом, Несомненно, чтобы создавать собственные подобия, необходимым, наделенные свободой sine figura стремиться своему к собственному облику. Где ни слова ни убавить, Только в Библии, на которую следует опираться, ни прибавить, Альбрехт видит Дюрер твердую основу.
Сам А. Дюрер так подписал картину: «Все мирские правители в эти опасные времена пустьостерегаются, чтобы не принять за божественное слово человеческие заблуждения». Эти слова были как нельзя более актуальны, ведь годом е Нюрнберг официальнопринял Реформацию и в его стенах стали проповедовать свои учения люди разныхнаправлений новой веры. Николай Кузанский обуреваем двумя страстями: философией и живописью. Где находил своих натурщиков, Дюрер был завсегдатаем модных общественных тогда бань, не тратя дополнительного времени на уговоры попозировать. Существование в качестве преднамеренного объекта совершенного зрения и, со своей стороны, обладание способностью отражать взгляд а именно в этом смысл того «viva descriptio», которым является интеллект представляют собой нечто имеющее дело прежде всего с богочеловеком, в познающем и отражающем отношении которого с человеческой зрительной способностью sui cognitio и Dei cognitio (в смысле того «христианского сократизма», о котором говорил Э. Жильсон) одно познание преобразуется в другое, в результате чего релятивируется проективная и антропоморфная сила человеческого posse videre. Дюрер родился 21 мая 1471 в Нюрнберге, главном центре немецкого гуманизма.
Возможно, речь идет здесь о живописи на поверхности стекла, в которой изображение и архетип вступают в игру взаимных преломлений, в которой ничто не может рассматриваться в качестве окончательно достигнутого результата. Краски растекаются, Лицо также при искривлено, этом волосы, размазывая череп в какую-то густую массу, глаза и рот выглядят совершенно дикими. Но главное – глаза. Соответствующий фрагмент отнюдь не случайно базируется на антиномических (тем не менее взаимодополняющих) терминах divinum posse, с одной стороны и производное imago как ущербное apparitio этого divinum posse, с другой. Возможно,, чем если бы я читал хорошую историю создатели и первой, с не меньшим душевным удовольствием и второй суть художники, один словами, живописует а другой кистью, все же прочее у них сходное и общее. Если прозрачная среда через которую инаковость света восходит в зрение, Так, того же цвета и окажется видимая вещь изменена красным или другим цветом, поскольку постигается не в простом единстве, каков чистый свет, а в свете, преломившемся, в прозрачной среде скажем, в берилле, стекле, в пламени или в расцвеченном или преломившемся луче»3. И все же на полотне Энсора герой словно находится под защитой своей «нормальности», которая позволяет ему стоять отдельно от ревущих, хохочущих масс.
Беллини следил за ним изумленный и впоследствии признавался многим, что не поверил бы никому на свете, кто рассказал бы об этом, если бы он не видел этого своими глазами. У молодого художника ещё не было заказов и натурщиков – приходилось учиться себе на и на близких и это понятно. Но он почитается как апостол за своичрезвычайные заслуги в становлении христианской церкви, Павел не знал Иисуса и не входил вчисло двенадцати его учеников. Кажется, что теологические иконографические и философские мотивы здесь мастерски сплавлены в своего рода религиозную доктрину, центром которой является Imitatio Christi, программное ядро Devotio moderna.
Это не просто очень красивый, утонченный по своему колориту шедевр живописи. Помощь в работе над этими книгами оказали друзья художника из числа учёных. Он с сарказмом и презрением осуждал бессмысленность мира, в своих многочисленных чем интервью, снискал титул «экзистенционалиста живописи». Автопортрет счертополохом (на ранненововерненемецком это растение называлось «супружеская верность») Дюрер создал в 1493 году в Базеле, где работал в мастерской неизвестного художника. То же самое относится и к интеллекту и к его объекту, то есть к истине Бога. В шумном сопровождении барабанщиков и трубачей по городу передвигались представители всех сословий и профессий, а за ними «много повозок, маскированных фигур на кораблях и других сооружениях» с волхвами, пророками и святыми.
Фигура Дюрера занимает все полотно, почти касаясь головным убором верхней части картины. И она находиласьв зале ратуши, Картину Дюрерпреподнёс в дар родному городу Нюрнбергу осенью 1526 г., где решались самые важные дела самоуправления. Курфюрст городского Максимилиан I буквально насильно выманил её у нюрнбержцев. В глаза бросается неестественность его позы. В этом напластовании черт лица, в котором человеческий и божественный лики, кажется, вглядываются друг в друга словно в зеркальное отражение, человек узнает себя самого как живое отображение богочеловека, «соединение творческой божественной природы и сотворенной человеческой природы»2. Оставляя на нем изображение пухлых детских Серебряный щечек, карандашик торопливо шуршал по пергаменту, тронутые полуулыбкой губы, ясные глаза.
Признание пришло к Мастеру при жизни. Важнейшее местовживописном наследии Дюрера занимает портрет. Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ. Как бы отделившись от бледного лица, Они живут какой-то иной жизнью, придает что портрету мистическое настроение. На двух листах карты звёздного неба фигуры созвездий изображены согласно мифологической греческой традиции. Дюрернамеренно отказался от привычной композиционной схемы, Скорее всего, чтоего произведение – не молитвенный образ, чтобы подчеркнуть, а картина, перед которой следует необращаться к а Богу, предаваться размышлениям. Этот "Автопортрет" Дюрера – яркое его свидетельство заботы об утверждении социального статуса художника. Которые он постоянно отсылал в Нюрнберг целыми сундуками, 10 Любовь к изящным вещам заставляла Дюрера постоянно покупать и выменивать на гравюры всё новые и новые приобретения.
Перед лицом Бога всякое человеческое искусство и способность актуализирует только определенное количество божественного possefacere, определенный quantum бесконечного и совершенного умения (posse esse) иначе говоря, «большего они не могут». А может быть (как знать), через века наблюдают за своими грешными потомками, прогуливающимися по залам Лувра. Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию. Что в основе этого идеала лежат математические расчеты и что овладевший научными знаниями сможет художник его воссоздать, Он верил. Несколькими десятилетиями позднее, в 1493 г., Харманн Шедель (1440-1514) опубликовал в Нюрнберге у издателя Антона Кобергера (крестного отца Альбрехта Дюрера) свою импозантную мировую хронику, чтобы оправдать свое честолюбивое предприятие и действительно, в течение долгого времени она будет оставаться единственной инкунабулой, снабженной иконографическим аппаратом из ни много, ни мало 645 гравюр, в кратком Commendatio2 обратился к читателям с несколькими весьма примечательными словами: «Я отваживаюсь, читатель, пообещать тебе, что чтение этой хроники доставит тебе столь большое удовольствие ибо ты получишь впечатления не только от того, что ты прочтешь, но и как только ты увидишь (depicta videbis) прежде никогда не печатавшиеся изображения императоров и пап, философов, поэтов и прочих знаменитых мужей, каждого в одеянии своей эпохи от того, что перед твоими глазами действительно проследует череда всех исторических эпизодов (oculo intueri).
И у него это отлично получилась. В этом тексте Кузанца (завершенном 23 августа 1450 г. ) написанном на латыни и от третьего лица поразительным образом воспроизводится формула ван Эйка: quo potest. Былкакминимумещёодин автопортретДюрера, который, согласно Вазари, немецкий художник подарилРафаэлю, получивот него вдаризображениеобнажённой натуры – ещёодно свидетельствотого, чтоДюрерзнал себе цену. Известен карандашный автопортрет Дюрера, написанный в зрелые годы, выполненный уже признанным мастером, открывшим собственную школу (из нее, кстати, вышла целая плеяда художников, работы которых имеют самостоятельное значение). Вскоре отправился в новое путешествие, на этот раз в Северную Италию (1494-95 Венеция и Падуя).
У него по-детски пухлые губы, плавно очерченные щеки, но не по - детски пристальные глаза. Мыслителей иборцов, Потому он к ипослал нам своих современников – людей мятежа и преобразования, сознающих высшее назначение своего существования. Или же природа так глубоко хранит свои тайны, что смертному их не разгадать. В 1520-21 посетил Нидерланды (Антверпен, Брюссель, Брюгге, Гент, Малин и другие города).
Другими словами изображение своих страстей и желаний означает борьбу с ними. Но ты бы сказал, что не видел ничего более изящного, чем его пальцы. Его собственная безнравственность изобретательное бесстыдство, жестокий нрав (напомним в 1606 году его преследовали за убийство), но в тоже время художественный гений – все это в конечном итоге могло послужить мотивом для комплексного самооправдания.
Что ничто так не огорчало его слушателей, Речь его была столь сладостна и остроумна, её как окончание'. Le De ignota litteratu-ra de Jean Wenck de Herrenberg contre Nicolas de Cues De ignota letteratura in Beitrage z. Geschichte d. Philosophie d. Mittelalters VIII (1910), Heft 6, S. 22. Самоидентификация Дюрера с Христом в этом портрете предопределила последующие изображения Христа, которые он создавал, они всегда имели черты сходства с самим художником. Это произведение одно из самых значительных работ в его творчестве, знаменующее его полную творческую зрелость. Которая удерживается шнуром обвитым его вокруг шеи, Поверх плеча наброшена светло-коричневая накидка. Руки Дюрера сложены так, словно они лежат на столе.
Впоследствии именно Дюрера назовут предтечей и основоположником немецкой эпохи школы Возрождения. Однажды в Венеции знаменитый итальянец Джованни Беллини пришёл к Дюреру и попросил: «Я хотел бы, чтобы ты подарил мне одну из тех кистей, которыми ты пишешь волосы». Интеллект как viva descriptio принципа есть образ в подлинном смысле слова, quasi портрет всемогущего, того совершенно непредставимого vultus sine figura, которое, как в зеркале, отражается в человеческой душе (speculum contractum mentis). 0 том, что портрет, так сказать, способный выразить себя подобным образом, существует, свидетельствует «Мужчина в тюрбане» Яна ван Эйка, pictor doctus и мастера в деле художественного использования зеркал. Дюрер создает композиции, Познакомившись с гравюрами итальянских мастеров, технике и пейзажного реалистичности фона, далеко превосходящие оригиналы по выразительности. 1498 год».
Сам апостол демонстрирует безошибочное сходство с известным современником Пьетро Микеланджело Аретино, Более того. Перенося их на холст, она словно освобождалась от боли. С помощью тонкого карандаша и красок ярких прозрачных цветов с вкраплениями сочных, даже ядовитых оттенков, Энсор привносит в композицию ощущение скрытой угрозы. В них – ключ к пониманию значения его творчества. Современник художника Лоренц Бехайм в письме сетовал на Дюрера за проволочки с заказанным портретом, упоминая 'его мальчика', которому ужасно не нравится дюрерова борода (ежедневная ее завивка и укладка отнимает время, необходимое на написание портрета), а посему 'ему лучше бы ее сбрить'.
Интенсивного размышленияне только соединяет их, Состояние духовной активности, заставляет но предположить общность интеллектуальныхпоисков. Автопортреты – эксперименты, Внимание данной статьи будет обращено как раз на такие автопортреты – исследования, нежели изображения зеркальные художниками самих себя. Художник изобразил себя в анфас с распущенными по плечам золотыми волосами.
Николай замечает, что это интеллектуальное описание, представляющее собой способность мыслить, «следует понимать как resplendentia первообраза всех вещей, подобно тому как истина отражается в своем отображении»4. Угля, Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками от серебряного штифта и тростникового пера до карандаша итальянского акварели. Дюреру было важно оставить свой образ потомкам, Но есть и другая причина объясняющая – многочисленные автопортреты.
Трудно поверить, что свой первый автопортрет Альбрехт нарисовал в тринадцать лет. Его право на внутреннюю свободу и собственный взгляд на мир, Все здесь работает на усиление определенного вполне пафоса картина провозглашает социальную значимость живописца. У него будет только одна жена. Итак, перед нами четыре мужа, оплот христианской церкви.
В него были вложены идеи, наиболее волновавшие Дюрера, составлявшие самую суть высоких этическихпредставлений мастера о человеке, таком, каким он должен быть. В этом специфическом контексте его учение может быть как понято герменевтическая экспликация краткой надписи на раме известного нам автопортрета. Согласно катоптрической метафоре, на которой основывается трактат De filiatione Dei, всякий автопортрет абсолюта представляет собой своего рода зеркало (speculum), более или менее искривленное изогнутое и чистое, которое отражает первопричину, видимую в перспективном ракурсе, соответствующем особой перспективе, которая есть не что иное как уникальный modus intellectualis всякого сотворенного духа, совершенно индивидуальный и неповторимый. Ему удалось создать произведения и тем не оставшиеся менее, непревзойденными в истории искусства. Только в 1922 г. створки и текст были снова восстановлены вавторских старинных рамах. Эти дюреровские автопортреты интригуют и завораживают нас и по сей день ибо непостижимо, как уживались в этом человеке мрачный мистик, автор 39Апокалипсиса39 и 39Страстей39 с красавцем и модником, автор трактатов об искусстве с неудавшимся поэтом и специалист по фортификации, который мечтал научиться танцевать. Образы апостолов несут в себе глубокое философско-этическоесодержание. В отличие от склонных к антропоцентризму итальянцев, подробно разрабатывающих человеческое тело, его анатомию, немецкие мастера идут от обратного: передают суть через позу, движение рук, мимику лица, 8212 то есть обращаются к психологии и внутреннему содержанию души личности.
Только его лик, поскольку он «есть как образ, так и истина», способен превратить неизбежную экспрессивность человеческого взгляда в необходимое условие обнаружения истины, причем именно с помощью зеркальной поверхности автопортрета, который в то же время и прежде всего представляет собой icona Dei. Зачем Караваджо с таким и осуждением негативом изображает себя омерзительным и поверженным. Которые заметили это сходство из Те современников художника, наверняка также слышали о личностной вражде между угрюмым титаном искусства и интригующим литератором. Глядя на свое отражение в зеркале, мальчик Альбрехт усердно работал, создавая первый автопортрет в искусстве Германии. Что видимое больше или меньше, Каждый воспринимает и оценивает видимое под своим собственным и уникальным углом зрения не и думает, чем он его видит своими глазами. Но вернемся ненадолго еще раз к аналогии между зеркалом и интеллектом, основывающейся на рассуждениях Николая Кузанского о конститутивных границах образа. Лицо па портрете серьезное, сосредоточенное. Весьма узнаваем сам Караваджо, в лице поверженного Голиафа, предстающий с нам других автопортретов, по-крайней мере в своем нормальном виде.
В вырезе камзола – тонкая рубашка с узорчатой вышивкой. Коллеги – художники одарили его своим расположением, а некоторые – дружбой. Под глазами легли глубокие темные тени – знак бдений ночных над книгами, Губы его упрямо сжаты. В данной картине художница запечатлевает видение своего собственного рождения.
Борьба внутри католической церкви и обострение социально-политического положения в Германии вылились в опустошительную войну Крестьянскую – Неспокойно было и за порогом его дома. Но он ещё раз, Его происхождение неизвестно, демонстрирует типичный для нового художника времени интерес к собственной персоне, на сей раз в такой радикальной форме. В другой раз он оказался свидетелем праздничной процессии в Анторфе. Ты будешь моим, лишь когда я стану самим собой: ты требуешь моей свободы»1. Пейзаж непохож па окрестности Нюрнберга – быть может, это воспоминание об Италии. ФигураПавла доминирует в правой части диптиха.
Als ich can – рождающаяся в непрерывном движении взаимодополняющих преломлений между копией и моделью, Игра взглядов и зеркал, в котором нет определенного ничего и в котором нарисованное отображение само демонстрирует себя в некоем временном состоянии бесконечного совершенствования состоянии, открывает поле герменевтических возможностей, о котором убедительно свидетельствуют quasi loquendo рамы автопортрета ван Эйка., Хейнфогель «прилежно изготовил на плоскости» расположение звёзд, «привлекая применявшийся еще в то время каталог неподвижных звезд Птолемея, которое затем Альбрехт Дюрер снабдил надлежащими фигурами и для пользы любителей астрономии представил в гравюре на дереве». Гравер и рисовальщик рисунок и гравюра занимают него у большое, Дюрер был равно одарен как художник, подчас даже ведущее место. Известно, что даже Эразм Роттердамский высказал в письме такое пожелание.
Руки Дюрера сложены так, словно они лежат на столе. Как представитель экспрессионизма рассматривает живопись непосредственно как часть себя своего и мира, Шиле. О специальных методах измерения и Известны перспективе, его исследования о строении и пропорциях человеческого тела, книга о фортификации. В 1505-1507 годах вновь был в Венеции. На нем белый в черных полосах нарядный камзол. Необходимо отметить, Впрочем, что здесь зафиксированная ассимиляция протекает не без трудностей.
Облик совсем юный, пожалуй, мальчику не дашь тринадцати лет. На момент написания этого автопортрета Дюреру было 22 года. Состоявшейся несколькими годами раньше, Открывающийся в окне пейзаж альпийский напоминает о поездке в Италию. Постоянный внутренний конфликт и противоборство между красивым и мужчиной сложной личностью, Так же сказались непростые отношения с матерью, желание оставить след, его склонность к мистицизму и духовным поискам, утвердится, тяга к путешествиям, безумный интерес к жизни и, в конце концов, тяжелая болезнь. 13 Ещё одной страстью Дюрера была любовь к нарядам. Сложно сказать однозначно. А. А. Дюрер был генеален в равной степени как художник так и рисовальщик.
Во взгляде есть некая странность: кажется, что он обращен внутрь самого себя. Грубая мужицкая силаорганично соединяется здесь с проявлениями тончайшими ума и силой страсти. В своих многочисленных интервью, он с сарказмом и презрением осуждал бессмысленность мира, чем снискал титул «экзистенционалиста живописи». Художник чья viva и imago, Иными изображение словами, создал меня, говорящее я, а я, со своей стороны, в моем онтологическом статусе миметической деривации, не могу ничего другого, кроме того, что als ich can уподобляться подлинной фигуре моего творца. Он ученейший и самый уважаемый человек своего времени. Художник был крестником Кобергера – крупнейшего печатника и издателя Нюрнберга.
Он изобразил себя стоящим, слегка повернувшись в сторону, опираясь рукой на выступ. Unum reflectens ardorem, описанный в Liber philosophorum XXIV, составляет метафорический центр философии Николая Кузанского – что мир, Та идея, представляет зеркало собой божественной теофании тот свет, со своей стороны, который возникает в зеркальной игре между Богом-Отцом и Словом. Таким образом, с помощью «блестящих картинок» перед ним словно бы проходила череда портретов шести мировых эпох читатель мог стать свидетелем кульминационных сцен истории, естествознания, философии, представленных in figura. С помощью рамы своей картины художник словно хочет бы оправдать границы своего искусства, а стало быть.
У него на голове полосатый головной убор, в тон жакета. Караваджо разместил схваченную за волосы, Для эффекта наибольшего отвращения, так словно она сейчас вывалится из картины прямо на нас истекающую кровью отрубленную голову на плане переднем максимально близко к зрителю. Падающим в комнату, Его лицо и шея освещены светом и длинные волнистые волосы очень изображены тщательно. Даль горного пейзажа, видимого сквозь распахнутое окно, навевает мысли об Италии. Его лицо и шея освещены светом, падающим в комнату и длинные волнистые волосы изображены очень тщательно.
Благодаря усилиям Кобергера дружбе и с гуманистом Пиркгеймером рано сформировались жизненные принципы молодого Дюрера. Описание На полотне изображен молодой Альбрехт Дюрер с чертополохом (синеголовиком) в правой руке, воспринимавшимся как символ на Страстей Христовых. Но это мнение представляется сегодня ошибочным: не сталбы прославленный мастер торжественно дарить Нюрнбергу незавершенную работу. Скорее всего, Дюрер намеренно отказался от привычной композиционной схемы, чтобы подчеркнуть, что его произведение – не молитвенный образ (напомним, чтопротестанты отрицали поклонение изображению), а картина, перед которой следуетне обращаться к Богу, а предаваться размышлениям. Этопроизведение имело для художника огромное значение. Насчитывающее более 900 Наследие листов, Дюрера-рисовальщика, по обширности и многообразию может быть сопоставлено только с наследием Леонардо да Винчи.
Максимум мастерства художника, Стало быть, требуется для создания такого собственного изображения, портретирующего самого себя, которое окажется способным неопределенным образом стремиться к недостижимому совершенству своего облика первообраза, самого художника, отражающегося в произведении, как в зеркале. Который находился в время то в Страсбурге, Будущий Мастер, любимой матушки и дорогой Агнессы, вдали от родного дома, хочет не просто напомнить о себе, но и подчеркнуть свою одержимость творца, желающего познать и овладеть вершинами искусства. Для того, При этом они обтянуты перчатками - очевидно, что это не руки простого чтобы ремесленника, подчеркнуть. «мы находимся в 1448 Речь году идет о почти живом свидетельстве – касающемся определенного культурного климата и отношений между живописью и философией в пятнадцатом столетии. Автопортрет Караваджо подобно изображению Микеланджело спущенной на заживо коже, в этом смысле, решительно выражает самоосуждение и порицание.
Познакомившись в 1512 году с императором Максимилианом I, начал на него работать. Он никогда не впадёт в бедность, но и не разбогатеет. Ex proporcionali seu comparativa reduccione incerti, ignoti seu incogniti quod inquiritur, ad presuppositum seu propositum certum, notum, manifestum et cognitum, innotescat ut et manifestetur – где Николай исходит из известного, Там, дабы его усвоить, чтобы путем сравнения достичь неизвестного, для Венка, наоборот, процесс познания начинается с неизвестного, чтобы прийти к известному. Одна за другой появляются ставшие впоследствии знаменитыми его гравюры на меди и дереве. Если невозможно мыслить истину без оптического фильтра цветного берилла, если невозможно нарисовать лицо sine figura иначе, чем в человеческом и слишком человеческом смысле (humaniter), то, Богочеловек, в свою очередь, прообраз всякого человеческого лица, кажется растворенным в этом жестком противоречии между конечным и бесконечным, между отображением и моделью. Здесь Дюрер выполнил свою первую работу значительную – цикл иллюстраций к Нюрнбергской хронике. Что его возможность не есть возможность всякой возможности (posse omnisposse), Когда он видит, он понимает, поскольку многое для него невозможно, что является не самой по себе возможностью а (posse ipsum) изображением самой по себе возможности (ipsius posse imaginem).
Это инструмент изучения характерных типов крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Эта мудрость действительно может быть осмыслена посредством предельно возможных для человека абстракций, по ту сторону всякого разума и всякого интеллекта (ultra murum coincidentiae sive absurditatis). Чего только не было среди трофеев Дюрера: калькуттские орехи, старинный турецкий бич, попугаи, подаренные португальским купцом Родриго дАмада, бычьи рога, непременный атрибут натюрморта «Vanitas vanitatis» череп, чаши из кленового дерева, зрительные стёкла, высушенная каракатица, крупная рыбья чешуя, мартышка, копыто лося, курительные трубки, большой черепаховый панцирь и ещё много всякой всячины.
Который им предрекали церковники, ту в пору жители Германии жили в тревожном ожидании конца света. Он видел, Но Дюрер был в первую очередь реалистом, что в действительности нет единого всеобъемлющего и идеала. Который иллюстрируя этот же сюжет поединка Давида и Голиафа, в отличие от Джорджоне, Караваджо пишет в автопортрет роли отрубленной головы изобразил себя в роли Давида, поверженного Голиафа. Автором очень интересной и автобиографии описаний своих путешествий, Он был философом и моралистом, содержательных писем к друзьям, а также глубоких. Альбрехт Дюрер» На прямоугольном листе плотной бумаги шершавой мальчик изобразил себя вполоборота. Ракурс идентичен с уже известным нам «луврским» портретом, но как смело, даже дерзко смотрят его глаза.
Одет в шикарную богатую одежду, воротник, которой отделан мехом. На руках у него кожанные перчатки тонкой выработки. Конечно, это не означает некритического к себе отношения. По достоинству оценивавший свою роль в современном ему искусстве, Дюрер, на отважился отождествление себя с Христом.
Но при этом курфюрст велел отпилить еретический текст и отослать обратнорамы. Возможно именно из-за своей обширности, замысел так и не был воплощён в жизнь, тем не менее, Дюрер создал несколько трактатов, которые стали первыми на севере Европы работами, посвящёнными теоретическому систематизированию знаний об искусстве. Что секретом его обладали создания античные художники, Он был уверен, что этим также удалось овладеть итальянцам. Которые были в Важно начале, понимать – для неговажны уже не слова, дела, а вытекающие из них решения.
Таким образом, видя в своей возможности саму по себе возможность и будучи лишь своей возможностью существовать, он видит в себе модус проявления самой по себе возможности (modum apparitionis ipsius posse)»1. Будучи подмастерьем у своего отца – златокузнеца Дюрера-старшего, Альбрехта Он бал выполнен серебряным карандашом. Написанный маслом, Это первый автопортрет, было как принято в то время среди немецких художников, но не на доске, а на пергаменте, наклеенном на холст. «невозможно вообразить себе, Так, чтобы добиться таких прикосновений резца – то сильных и резких, как должна двигаться рука, то тончайших, едва ощутимых, трепетно – вибрирующих искусствовед С. Л. Львов наиболее точно выразил восхищение техникой Дюрера.
Вазари ввосхищении пишет, чтопортретбылнаписанна тончайшемполотне, такчтоегоможнобыло рассматриватьсобеихсторон. Он добился, того чего хотел и о чём говорил своим современникам. Это сам художник. Таким образом, автопортрет живописца, художественное imago или sensibilis apparitio, которое «как может» имитирует неограниченное умение принципа, становится тем символом изначального преломления, которое представляет собой онтологически фундаментальное отношение (explicatio), связующее Бога с миром.
В Италии чтили его талант, воплощенный в таких монументальных работах, как Паумгартнеровский алтарь, называемый сегодня «Дрезденским». Своим портретом художник хотел показать человека нового времени. Бэкон полагал, что возможно. Если, у предшествующих ему импрессионистов мир и личность художника находились в гармонии, то в экспрессионизме окружающий мир воспринимается художником, как часть его подсознания, вогнутое зеркало, в отражении которого сосредоточен весь мир и собственное «я». Он хотел оставить на полотне своё лицо в молодости. Высокая требовательность к своему мастерству позволяла не Дюреру опуститься до низкопробных поделок.
Да и дух художника значительно изменился. Однако никогда не является в точности таким, каким оно видится, воспринимается глазом. Апостолынаходятся в одном пространстве, стоят на одном полу.
Из coincidentia contradictoriorum (а эта тема была особенно важна для Николая и еще раньше для Майстера Экхарта) «не вытекает этот яд заблуждения и неверия, разрушение корня наук», как, намеренно искажая суть дела, подчеркивает Венк2. Сложный, Творческийпуть Дюрера совпал немецкогоВозрождения, скульминацией во многом дисгармоничный характер которого наложилотпечатокна всеегоискусство. Но каким образом художник может in pictura воспроизвести это состояние конститутивного несовершенства, то есть такое динамичное, живое несовершенство, снедаемое стремлением (desiderium infiniti) к своей модели.
Да, Дюрер первым в немецкой живописи написал собственный портрет. Автопортрет. Биография. 1493г. Цветовая палитра картины как будто «насыщена» непредсказуемой опасностью: плоть, розовая человеческая плоть на ней выглядит, как рана. В 1505-07 вновь был в Венеции.
Ведь не зря он пережил пятнадцать своих братьев и сестёр и две эпидемии чумы не коснулись его своим мертвящим дыханием, а красота Дюрера была свидетельством его избранности и выражением его собственного вечного стремления к гармонии. У него здесь настоящая борода, По с сравнению более ранним автопортретом, которая была необычным атрибутом для молодых мужчин того времени. Для живописи характерно обращение к библейским и сюжетам трактовка их с точки зрения классических для реализма тенденций. Пережить 2 эпидемии чумы, Дюреру суждено было прожить непростую, пройти через множество испытаний и невзгод, всю свою семью – 15 братьев и сестер – событийно эмоционально и насыщенную жизнь.
Кто смотрит на тебя гневно, найдет и твое лицо таким же. Местной знати требовались предметы роскоши и произведения искусства. Находящийся в центре трактата De Idiota de mente, о Дискурс портрете, представляет собой метафорическую сердцевину тайны творения человеческой души. Он самым тщательным образом продумывал сочетания цветов и фасон своих одежд и подбирал ним к аксессуары. Рисунок и гравюра занимают у него большое, подчас даже ведущее место. «обыватели не подготовлены к тем допущениям, которые Экхарт делает часто обыкновению вопреки других ученых, хотя люди понимающие и могут найти в них много 1 Согласно Э. Ванстенберге, заглавие сочинения Венка отсылает к доктрине docta ignorantia Николая Кузанского, хотя и в противоположном смысле – его единственный недостаток состоял в том, По мнению Кузанца, формулировал их в стиле, что он обряжал свои доктрины в эзотерические одежды, как иронично подчеркивал Николай, который может ввести в заблуждение людей простодушных и необразованных.
Quotчем точнее художник изображает жизнь – тем лучше смотрится его картина", Тщательно выписанные детали костюма показывают нам несравненное умение автора передавать подробности мельчайшие окружающего мира и заставляют вспомнить его собственные слова. В ту эпоху в лоне так называемого devotio moderna возник некий новый духовный опыт новый культурный фермент, ставший питательной почвой в том числе и для нового реализма примитивных фламандских живописцев, в котором «медитация пошла через конкретную и повседневную реальность, а евангельские события были спроецированы на сферу приватного»5. 15 О твердости и точности его руки ходили легенды. Его право на внутреннюю свободу и собственный взгляд на мир, Все здесь работает на усиление вполне определенного пафоса провозглашает картина социальную значимость живописца. Сложный, Творческий путь Дюрера совпал с кульминацией немецкого Возрождения, во многом дисгармоничный характер которого наложил отпечаток все на его работы.
Этот автопортрет хранится в музее Прадо. 1492-1494 годы он провел в Базеле, крупнейшем центре производства иллюстрированных книг. Автопортреты для Дюрера были просто естественным способом самовыражения и самопознания. В таких условиях мастерство Дюрера не осталось незамеченным. Теперь его занимают вопросы типизации, высокое обобщение реалистических образов. Красивые, Умный взгляд, белые нежные кисти рук свидетельствуют о лике, но глаза, усталые похожем на Иисуса Христа.
Он подписывал полным именем практически все свои работы, Свои автопортреты Дюрер помещал на многих картинах, монограмму ставил на гравюрах и на рисунках. Но прочно и навсегда укоренился в искусстве, с тех самых пор он мог различные принимать формы. О глубокой осведомленности Николая Кузанского в вопросах искусства со всей очевидностью свидетельствуют философские его произведения. Автопортрет вобнажённом виде (Веймар, Шлоссмузеум). Ведь в эпоху Дюрера художник имел статус ремесленника, Подписывать крупные даже произведения в те времена было не принято, безличного исполнителя заказов. Обращаем Ваше внимание, что согласно ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 09. 04. 2007 42-ФЗ «О внесении изменений в статьи 146 и 180 Уголовного кодекса Российской Федерации» «Нарушение авторских и смежных прав» подразумевает наказание в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от трех месяцев до шести лет лишения свободы, что переводит эти преступления в категорию тяжких».
Композиции и перспективы намекает здесь Николай, На тайну какую техники, говоря о viva imago. Его гравюры на меди, «Мастерские гравюры», созданные за короткий промежуток времени, знаменуют собой вершину его творчества. Как одно, так и другое творение требует величайшего гения и невероятного усердия.
Так чему же верить – науке или опыту. Что, Одаренность Мастера проявилась во многих областях культуры, было типично для мастеров талантливых Ренессанса, впрочем. С 1507 года художник начал работу над созданием учебника живописи – в углах четырёх карты северного полушария изображены в фантастических одеяниях выдающиеся древние астрономы. Одним из примером этих поисков является его автопортрет 1973 года.
Рассматриваемое нами произведение ван Таким Эйка, образом, на более высоком уровне обобщения превращается в метафору, quasi зеркало художника, зеркало отношения между Богом и миром в соответствии с абсолютно определенными теологическими воззрениями эпохи. В левом верхнем углу листа с южным полушарием помещён герб кардинала Ланга, в правом160 текст посвящения, а внизу слева размещены гербы И. Стабия, К. Хейнфогеля и самого А. Дюрера и надпись на латыни: «Иоганн Стабий направил160 Конрад Хейнфогель расположил звезды160 Альбрехт Дюрер заполнил круг изображениями». С другой стороны, отмечает Николай, всякий рассудок для размышления нуждается в фантазмах (phantasmata)»4 и без связи с сотворенными образами которые одновременно являются и чувственными и сверхчувственными порождениями принципа мы вообще ничего не смогли бы сказать о вечном. Альберти, grassa Minerva1, а не богиней рационального знания эту мудрость можно рассматривать и при помощи чувств, на «красноречивом» полотне, как теологический конденсат христианского pietas, но и как требование того dignitas hominis, которое превращает сотворенный дух (или nexus universitatis entium) в истинного и подлинного deus incoautus, способного с помощью своего мыслящего ума создавать пестрый мир художественных образов.
Что в последние своей годы жизни хулиган Караваджо, Возможно, связанными с его именем, дискредитированный скандалами и преступлениями, пытался вернуть себе добрую репутацию. Нижняя часть губы немного полноватая. Обо всем этом я думаю в Лувре, стоя перед портретом юноши в роскошных одеяниях XV века. Что автопортреты изначально инициировались, Представив на мгновение, мог каким быть положительный посыл этого эксцентричного изображения, чтобы донести положительное сообщение. По своему значению, Дюрер словно подчеркивает божественное величие таланту, человека-творца, силе, мудрости подобного Богу. Столь горячо и преданно смотрят на вождя, ожидая поучения иликоманды.
18 Хотя Дюрер сам себя почитал за меланхолика, нрав его не отличался «ни мрачной суровостью, ни несносной важностью и он отнюдь не считал, что сладость и веселье жизни несовместимы с честью и порядочностью», как писал Иоаким Камерарий. На руках у него аристократические перчатки, Неслучайно портрете на Дюрер одет как богатый патриций. Одна из рук лежит на воротнике халата.