Скульптура древнегреческой Коры выполнена художником Ставросом Георгопулосом.
Эта статуя раскрашена. Северный Пелопоннес и греческий Запад, Культурные центры были смещены и это теперь города Афины. Шея богини была очень длинна. В этомконтексте интересно обратиться камазонке Фидия, которая, несомненно, опередила свое время: его скульптуранарушает принцип тектонии (согнутыеноги, слабая проработка ног, одна руказакинута назад – жест «в никуда», втораярука опущена). Фидий родился в Афинах между500 и 480 годами до н. э. Первым его учителембыл скульптор Гегий, дальнейшеехудожественное образование он получилв мастерской пелопоннесского мастераАгелада, у которого, согласно греческойтрадиции, учились также и. Работая у Агелада, Фидий в совершенствеовладел искусством бронзового литья. Его конек – изображения «идеальных»богов, спокойных и величественных.
Внизувысечена очень лаконичная надпись:«Перикл – стратег Афин». Особенно в VI н. э., в. до Помимо мотивов растительного и животного мира в керамике Афин, пиров, появляется много сцен сражений, охоты, эпизодов из гомеровских поэм. Обоим были заказаны статуи Афины – которые предполагалось водрузить высокие на колонны, Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом.
Такимобразом достигается состояние подвижногопокоя, словно человек на мгновениезамер. Его герой еще только бросает диск, еще борется за победу, а мы уже знаем – он победит. – 490 г. дон. э. ) была временем формированиягреческого государства-полиса исоответствующей ментальности, а такжеосновных видов искусства (ордера вархитектуре, скульптуры, вазописи). Именно в эту эпоху происходит рождениегреческой монументальной пластики. Среди участников были Поликлети Фидий. )были созданы мастером ПолимедомАргосским. Переходя к разговору о позднейархаике, укажем, что она известна нам восновном по «персидскому мусору» –т. е.
Прекрасная Венера, весь ее облик, безрукая фигура, шея лицо, весь ее стан несет в себе что-то такое, что не дает отвести от нее взгляд, а античный «Мыслитель» настолько точно передает состояние задумчивости, что в нем несложно угадать любого человека в минуты особой задумчивости. Кресилай в своей работе четкоследует художественной программе. Вместо тулова здесь используетсячетырехгранный столп (герма). Общий стиль олимпийскихскульптур уже приближается к стилюскульптур Мирона.
Превращается в цилиндрическуюколонну, Само избавляется туловопостепенно от фронтальнойточки зрения. Простейший тип архаического храма храм в антах, состоящий из одного небольшого помещения наоса, открытого на восток. Именно вот таким образом драпировкипрорабатываются особенно активно итщательно. Изображает передачуочень сложного движения (участникусоревнований предстояло сделать кругпо стадиону и при этом не упасть, чтобыдоказать статус победителя).
В отличиеот абсолютной красоты атлетов 5 векадо н. э. Чтобыпередать несколько пространственныхпланов, Для того, мастер фигуры накладывает другна друга. Принесенномв дар Афине 470-450 между годами до н. э., богиня представлена в образе юнойдевушки, в мраморном рельефе.
О монументальной живописи архаического периода ничего не известно. Здесьизображен победитель в беге. Иногда такие статуи достигали нескольких метров высоты.
В основном древнегреческие скульптуры высечены с мрамора белого и особое внимание при создании этих скульптур отдавалось чертам лица. Три возраста человека. В нарушение канона юноша смотрит назрителя и вступает созрителем в диалог – а не старца, на Точнонайденные позы и жесты людей сообщаютэтой сцене драматическое звучание. Главная тема здесь. ), спутница бога Диониса, созданная всередине 4 века до н. э. Сохранилась несколько римских копий его скульптур: «Мальчик, вынимающий занозу», «Гиацинт» и др. Голова запрокинута, Фигура вакханки резкоизогнута и распущенныеволосы тяжелой волной падают на плечи. Короткие складки хитонавторят развевающегося порывистому движению вакханки, подчеркивают красоту и крепкую лепкуупругого тела.
Гармодий делает четкий шагвперед. На первый взгляд возничийнапоминает куроса. Которые превращаютпортрет в типический образ, Мастера этой эпохиставят перед собой задачу добитьсявнешнего сходства и одновременноподчеркнуть индивидуальном в обликехарактерные черты. Движение и покой одновременно. С одной стороны, Сочетаютсявнешняя статика и внутреннеенапряжение, предельное здесь видны четкиескладки одежд. Пальметты, особенно в орнаменте, цветы лотоса, как и многие животного мотивы мира – поскольку многое, Стиль этот называется обычно ориентализирующим, греки восприняли от искусства Востока. Скорее всего, среди них был греческий скульптор Ставрос Георгопулос. Все это происходит на фоне войны с персами и именно это война так изменила древнегреческое мышление.
VIIVI века до н. э. время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов называются архаическими (от греческого «архайос» древний). Но легкий поворот плеч освобождает ее от скованности придает и позе естественность, Фигура фронтальна. ). Справа от Аполлона стоитафинский герой Тесей с двойным топором. Его удар сейчас на обрушится головукентавра.
Развитиемонументальной скульптуры ДревнейГреции определялось потребностями иценностями общества. Чтобы отобразить шквал эмоций, Скопас использовал небывалые для греческой пластики приемы. Свойственная иегипетской и греческой архическойпластике, Такая манера, а все объемы человеческоголица к сводились плоскостям профиля ифаса, делала статую угловатой изамкнутой. Его Гермес в виде гермы (столба, увенчанного головой Гермеса) известен во многих копиях.
На примере статуй женщин, найденных на острове Самос, – «Гера Самосская» и «Богиня с зайцем» (обе скульптуры сохранились без головы) – можно проследить характерные особенности архаической скульптуры. В древнегреческих музеях, где этих статуй – «куроссов» огромное множество в одном зале эта особенность скульптур настолько бросается в глаза, что на ум само собой напрашивается: хоть бы Но все же античные фигуры это непередаваемое зрелище, сколько в них природной мощи, натуральности и величия. Художественными приемами, Автор скульптуры сумел показать торжественность без момента пафоса используя стройность силуэта и внутреннее равновесие всех скульптурных линий. Главным героем тутстановится состояние – состояниепредельной усталости. Конкретность сюжетного мотивабыли, Связь с характерны окружающейжизнью, для этойстатуи, очевидно.
Как правило, он не подавлял человека своими размерами. Скопас, сохраняя традиции монументального искусства высокой классики, насыщает свои произведения драматизмом, он раскрывает сложных чувства и переживаний человека. Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны – на земле она казалась безобразной и непропорциональной. Наголове высокий коринфский шлем, спокойный ритм подчеркивает складок стройность фигуры. Прекрасные черты лица и сама поза Афиныпередают состояние задумчивости, Афина опирается на копье.
Скульптура посвящена подвигудвух братьев. Пушкина. Алкамен победил Агоракрита в конкурсе на создание статуи Афродиты. Кроме того, ему приписывают, найденную в Дельфах, знаменитую бронзовую статую «Возничий». Итог: изображен социальныйвозраст и социальный статус.
Наверное «Мыслитель» в те века задумался о том, как будет выглядеть мир в будущем. Но не сдающеесятело, Тема –смертельно раненное, в котором физическая с слабостьсочетается торжеством духа. Суровая игрозная богиня правой рукой опираласьна копье, а левой держала щит. Афина выступает как защитницаэллинов. Они были открыты в отвалах, сохранившихся после разгрома Акрополяперсами. Наиболее передовой изгреческих художественных школ позднейархаики стала аттическая школа. Произведения аттической школы этоговремени отличаются глубоким чувствомпластики и объемности человеческоготела мотивы движения в аттическомархаическом искусстве значительнореальнее, чем в дорическом.
Несомненно, Из упоминаемых античными авторами произведений статуи лишь Зевса-Аида и Афины в Коронее, принадлежали Агоракриту. А для ионического – непрерывныйфриз, Для характерен дорическогоордера триглифо-метопныйфриз. Победил же Кресилай.
Такое соединение условности форм с живыми деталями характерно для архаики. Агоракрит тоже был учеником Фидия и как утверждают любимым. А затем и громадных территорий Азии, Так же как и война с Персами изменила и переосмыслила культуру Греции в начале V в. до н. э. После победоносных походов Александра Македонского и завоевания греческих им полисов, начинается новый этап в развитии античного общества – период эллинизма, вошедших в состав Македонской державы.
Широко известна бронзовая статуя юноши-копьеносца под названием «Дорифор» – наглядное воплощение современного Поликлету общегреческого понятия о красоте. Еготворческая деятельность охватываетпочти 4 весь век до н. э, был третьимвеликим скульптором этой эпохи. Поскольку она является доолимпийским божеством и сочетает в себе черты и прародительницы космоса, Также горгона Медуза важна и помощницы хаоса. Голова запрокинута назад, Танец Менады стремителен, волосы волной тяжелой спадают на плечи. Чтобы они опирались на нижнюю часть лишь одной ноги, первым Он додумался придавать фигурам такую постановку.
Создававшие скульптурызападного фронтона храма Мастера, Зевса, овладелиприемами построения скульптурнойкомпозиции. Полуоткрытым ртом с опущенными уголками губ, в сохранившемся – оригинале голове героя – страдание передано тенью от выступающих надбровных дуг. На одной изображена обнаженнаядевушка играющая на флейте, на другой– закутанная в покрывало (гематий)женщина. Пракситель береттему отдыха как тему ухода от эмоциональныхпереживаний. Философских и эстетических представлениях древних греков, Именно дает скульптура нам возможность судить о религиозных. Нечеткий контурсоздает особый эффект: словно виден нечеловек, а только его тень. Это непременнотщательно продуманный текст, скульптура Важно, что здесь никогда не играетвторостепенной роли, связанныйс представлениями о победе космоса надхаосом.
Которые связаны спредставлениями о борьбе космоса ихаоса, Онаотразила и те перемены важные в греческоммировоззрении. Моделирована обобщенно, Фигура в монументальна, ее нерасчлененности отчетливо подчеркивается связь с блоком. ), исполненные из паросскогомрамора. На Пелопоннесском полуострове. Его появление имело большое значениедля дальнейшего развития греческойскульптуры, Тип куроса сложился протяжении7 на и начала 6 в. до н. э. первоначально, по-видимому. ), найденная в 19 веке в Олимпии среди руинхрама Геры. Рывка, Мирон сумел удивительно точно передать ощущение движения, почти космического и удара вместе с тем ледяного, триумфального спокойствия. Портретногохарактера и определенного переживания, в них явственно общий ощущался духсуровой мужественности и собраннойэнергии, Хотя в куросах небыло никакого индивидуального.
Политического и культурного подъема, к тому времени Греция высшей достигла точки экономического. Изображавшую прекрасногоюношу ), победителя Олимпийских в игр, это времяон отлил необычайно популярную вдревности группу. ). Передней стоит служанка, Рельеф привлекает безупречнойкрасотой композиционного решения. Молодая сидит женщина в кресле, которая держитоткрытую шкатулку с драгоценностями. При этом госпожа выполнена объемнее, чем служанка., творчество которого высоко ценил Платон. В своих работах он во многом опираетсяна творчество Праксителя.
Греки, а в других случаях обнаруживали сходства ними, многое заимствовали – знакомясь с египетской культурой и культурами других стран Востока, Древнего и это не удивительно. Со свойственными этому стилю неподвижностью позы и симметричностью расположения членов но баран, Фигура самого бога исполнена в архаическом стиле, уже некоторой отличается жизненностью, которого несёт Гермес. Скульптор создал идеал человека доблестного и прекрасного. Которые передают различные моменты реально движущейся фигуры, Правдивое впечатление в движения искусстве Мирона складывается благодаря единству простых и легко воспринимаемых жестов. Восточная половина здания на3 м выше Умело западной использовавнеровности почвы – строители искусноподчинили композицию храма окружающемурельефу. Третий, вступило всвой последний, этап развития. В этот период классики поздней искусстворазвивалось в условиях кризиса греческогорабовладельческого полиса.
До нас дошла копия этойстатуи – ). Для Греции характерно воздвигать героямпамятники. Возможно, гончар и художник иногда объединялись в одном лице. Вовласти стихийного порыва, Она сохраниласьв копии поврежденной римского времени. Мастер изобразил вакханку в состояниибурного и стремительного танца, захватившеговсе ее существо. Поза ее отличается изяществоми грацией.
В 5 векен. Дляпередачи тела в пространстве передаетсяхиазм (движение тела, при котором частисочетаются по диагонали: левая ногавыставлена вперед, правое плечо отставленоназад). Бронзовые и хризэлефантинные статуи, Он мраморные исполнял женские героические фигуры и коней, причём изображал преимущественно богов. Коры, По сравнению саттическими, кажутся более нарядными, чувственнымии созданные ионийскимимастерами. Согласно «Канону», голова, к примеру, должна составлять 1/7 часть всего роста, лицо и кисть руки – 1/10, а ступня – 1/6. Поликлет разработал собственную систему пропорций человеческого тела, которую он изложил в своем сочинении «Канон».
Лишенная облагораживающеговоздействия интеллекта. Эпоха была позднейклассики временем расцветапортретного искусства, в этом образе преобладает грубаяфизическая сила, мыслей ичувств, обусловленногопробудившимся интересом к миручеловеческих переживаний. Он принадлежитк ионической школе. А ноги – на Изогнутая цыпочках, линия бедра (ритм вниз), а загибается (ритм поднимается), рука впереди не опущена изгиб тулова (мышцы грудной клетки) и рука с диском назад и движение снова идет по круговой, то есть по овалу. Смены точек зрения дают разное прочтение пластики: от расслабленного (опущенная рука) до максимально накаленного (спина). Сооружая здание, строители должныбыли считаться со священными местамиАкрополя. Благодаря хиазму происходитпотеря статики, появились несколькоточек зрения и их разница (боковые, соспины и т. д. ). Пример тому служит известная статуя Поликлета «Дорифор» (копьеносец).
Глубоко запавшиеглаза, Юноша словно перевел дыхание. Мастер подчеркнул признаки усталости– слипшиеся пряди волос, в остроподмеченных выразительных деталяхЛисипп раскрывает сложноговнутреннего картину состояния человека, легкую складку-морщинку на лбу. В физическом облике атлета. Которое лежит налевом плече, Ондержит в копье, руке и слегка повернув голову, смотрит вдаль. Хотя исход схватки еще нерешен, но чувствуется, что побеждаютгреческие герои. Всетело членится на зоны, Такжездесь стоит отметить деление тела наопределенное соотношение частей, каждая из как которыхвыделена самостоятельная.
Среди мусора были найдены истатуи. Именуемая Сафо, Часто повторявшаяся античными копиистами голова, была, возможно, скопирована с этой статуи. Их лица спокойны имужественны, тогда как лица кентавровискажены яростью и злобой. Примечателен выбор Медузы в качестве центрального персонажа. Между прочим, среди древнегреческих куросов (мужских статуй) невозможно найти ни одну где бы мужчина был полностью одет. Складки плаща через руку гасятактивность и уравновешивают же композицию. Аристогитона характеризуют болеепорывистые движения.
Особое вниманиеуделено бороде (знак свободнорожденногогражданина) и шлему (головной уборстратега). Статуя раненоговоина с фронтона восточного Эгинскогохрама была одной из первых попытокрешения этой задачи. Но сохраняла специфические стилевые черты, Благодаря преемственности скульптура периодов изменялась. Характерной для обстановки цивилизованного античного общества, напряженных Контраст мышц и спокойного лица рождает одновременно ощущение безмерной силы и некоей холодноватой упорядоченности. Афинаизобрела свирель и стала на ней другие играть, но боги стали смеяться над тем, как смешно она выглядит, Согласно мифу, когда надуваетщеки во время игры. ). Скульптура выполнена в бронзе.
Подчеркнутые плоскости фаса и Четкая профиля, фронтальность, разработка волос напоминают древнеегипетские статуи, статика позы. Наступила эпоха эллинизма – объединение под эгидой монархии эллинской и восточной культур. Кора – самый древний, архаический тип древнегреческой скульптуры. На сменуклассической простоте и приходитболее ясности сложное понимание многообразиячеловеческой жизни. Что Алкамен не уступает Фидию, Считалось, он ведущим стал скульптором в Афинах и после смерти последнего.
Превратившиеся в общегородскойпраздник Афины, богини Из них родилосьискусство театра греческая трагедия, первая постановка которой состояласьв Афинах в 543 году до н. э. С необычайнойпышностью справлялись Панафинейскиеторжества. Вертикальперекрывается складками плаща, образующимилинии наподобие овала. Окруженный со всех сторон колоннадой, Но основным типом храма явился периптер прямоугольной храм формы. В святилище на склоне Акрополя находилась принадлежащая Алкамену статуя сидящего Диониса. Стройные ионическиеколонны поддерживают два из них, втретьем крышу несут скульптурныеизображения девушек, так называемыекариатиды ( ). Пропорции здания таковы, что у зрителяне возникает впечатления, будто ношатяжела для девушек. В соответствии схарактером своего дарования великиескульпторы 4 века до н. э.
В 5 веке до н. э., Позже, пока а же она представляет образ, горгона Медуза станет отрицательным персонажем, защищающий храм от злых сил. Статуясоздана не для обоготворенного владыки, она и утверждает прославляет мощьсвободного человека. Героев и соседнее племякентавров, композициизападного Сюжетом фронтона является миф о том, как предводитель племени лапифовПейрифой пригласил на свой свадебныйпир богов. Алтарь состоитиз трех частей. Этот вид искусства поднялся на такую высоту, Поистине в этой маленькой стране, прекрасной что и по сей день считается во всем мире эталоном. Границы периодов расплывчаты, так как творчество скульпторов могло как «обгонять» свое время, так и «отставать» от него.
Раздосадованнаябогиня выбросила свирель и запретилакому-либо на ней играть. Здесьзаметны простые диагональные ритмы. Треугольник статику создает – ногаАфины приподнята и упирается на кончикахпальцев. И принципыклассики получили законченноевыражение свое в творениях таких мастеров, как неизвестные авторы олимпийскихфронтонов и особенно знаменитогоскульптора Мирона, до н. э. ) архаические традиции, были окончательно преодолены. Скульптура рассчитана на круговой обзор. С Апеннинского полуострова, Из Сицилии, Северного Причерноморья они ввозят рабов и хлеб, Египта, вывозят же провинции в в основном произведения художественного ремесла, керамики.
Совершенными пропорциями испокойными движениямиГермеса, благородными Пракситель любуетсягибкими и плавными линиями юношескойфигуры. Вот таким образом здесь чащевсего представлены части разных мифов, посвященных общей идее победы космосанад хаосом (кентавромахия, амазономахия, титаномахия, подвиги Геракла, позже –сюжеты из троянского эпоса, они появятсяв эпоху борьбы с персами). Изображение усопшегополировалось до предела. В то время как расстояние от глаз до подбородка равняется одной шестнадцатой, Расстояние от подбородка до темени в статуях Поликлета равняется одной седьмой, высота же – лица одной десятой всей фигуры. Глаза Мосхофора –красные, Частично сохранившаяся о раскраскаговорит смелости цветового решения:теленок был синий, а борода – зеленая.
На самом деле большинство древнегреческих скульптур были ярко раскрашены, а детали (вожжи, поводья коней, мелкие украшения одежды) изготовлены из золоченой бронзы. За единицу измерения онпринял рост человека. Принципиальна линия силуэта, который здесь подобен овалу. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. Таким образом, перед нами типологический портрет, вкотором показан определенный типчеловека, тогда как портрета как таковогов искусстве Греции нет. С точки зрения скульптурнойгруппы Клеобис и Битон еще далекиот очень решения проблемы, несмотря на эти прогрессивныечерты.
Такого типа «натуралистические» изображения стали впоследствии распространенными в эллинизме еще более неприглядного кулачного бойца изваял аттический скульптор Аполлоний уже в I веке до н. э. Александр Македонский еще в юности вкусил плоды самой высокой греческой культуры. Нижняя туника ипарадная накидка сверху не слиты междусобой. Знаменитых ораторов, философов и поэтов, площадях На городов воздвигаютстатуи государственных деятелей, полководцев. Черным лаком стали наносить узор на чуть подкрашенную охрой глину сосуда, фигуры располагались уже не «ковром», горизонтальными полосами, а свободно размещались на поверхности стенок. Композиция обоихфронтонов была построена на основестрогой зеркальной симметрии.
Все этичерты свидетельствуют о начале важногошага, когда пластическое мышлениеначинает побеждать скульптурное. Находящихся друг с другом в числовом соотношении, Именно этом в произведении воплощены представления Поликлета об идеальных пропорциях человеческого тела. Интересени силуэт статуи. В произведениях скульпторов 4века до н. э. Размеры статуи намного превосходятчеловеческий рост.
Просто развлекатель праздной толпы, Этот победитель в кулачном бою не нимало похож на полубога. Мастер изобразил самого дарителяс жертвенным теленком на плечах. до н. э. ) также создал оригинальную школу скульптуры.
В свою очередьсуровые тяготы походов и огромный требовали весвооружения от воина большойфизической силы и выносливости. Лицо и кисть – руки одну десятую, ступня – одну шестую, По отношению кросту голова составляла одну седьмуючасть. Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна. Неизвестно, кого изображал трехголовый змей. На животе они прочерченыврезанными линиями, Не владея точным знаниеманатомии, а на спине заданыдекоративными узорами мастер – лишь приблизительнонамечает мускулы. На метопах храма былиизображены двенадцать подвигов Геракла, восточный фронтон храма посвященмифу о состязании Пелопса и Эномая, положившем основание олимпийскимиграм, западный – битве лапифовс кентаврами. В котором он превосходит и Отмечают Мирона, огромное мастерство Фидия в трактовке одежды и Поликлета.
Изображения мифическихгероев и кентавров объединены в группыпо две или по три фигуры. Устремленный вдаль взгляд создают впечатление жизнерадостности, Но улыбка, счастья его, познания открытости человека перед миром, что составляет глубокую гуманистическую идею греческого искусства. Что он математически точно рассчиталразмеры всех частей тела и их собой, соотношениемежду Его заслуга заключается втом.
Скульптор мыслитее в трехмерном пространстве, в привлекают этомрельефе нравственная чистотаобраза и поэтическая одухотворенность. Изображение человеческой фигуры вобретает объемность. до н. э. Он обладал необычайным трудолюбиеми за свою долгую жизнь создал огромноеколичество статуй (1500 в бронзе, посвидетельствам Плиния). А. С. Цветаева и положившие начало собранию Государственного музея изобразительных искусств им.
Связанную спредставлениями греков об изображениипокойников, Также отметитьособую следует роль светотени. Лицо с прямым носом и тяжелым округленным подбородком безмятежно и, Непринужденным движением руки он закинул за спину копье, свое не слишком выразительно, честно говоря. Греческое общество было демократично, построенное на началах равной активности. Скопас выбирает тип лица, Задавшись целью передать надрыв, от далекий классического совершенства. Ниспадающиескладки хитона подчеркивают стройнуюфигуру. Какхудожник и гражданин Фидий формировалсяв атмосфере подъема, вызванного патриотического победами Эллады над персами. Подобно Лисиппу, Он изваял из золота и слоновойкости несколько портретных статуйчленов семьи македонского Филиппа, а царя затем, стал придворнымскульптором его сына АлександраМакедонского. Три различных примыкают к храму.
Солнечной бронзы, Физическая красота юноши-атлета подчеркивалась материалом статуи подлинник – был отлит из теплой. Движение изогнутых складок ее хитона подчеркивает стремительный порыв тела. Пракситель запечатлел сценув пути, когда утомленный Гермес остановилсяв роще, сбросил свой плащ и слегкаоблокотился на высокий пень (статуяатектонична, здесь используетсяподпорка). Сочетающиймонументальное величие с конкретнойжизненностью, Эта статуя – примерабсолютного разрешения задач, которые тех ставила еще ранняя классика, стремясь создать образ.
Трехметровая фигура обнаженногоюноши высечена из монолитной глыбыкамня. Отметим, Говоря об изменениях в образекоры, что они значительны, чем более в эволюции куросов. В 1987 году он передал в дар Москве скульптуру девушки – кору. Расцвет искусства Леохараотносится к 350 – 320 гг. Ееглубокие и широкие складки создаютэффект более тяжелой и плотной материи, Сверху на накинутаболее фигуру плотная шерстяная накидка. Наконец, исчезает фронтальная точка зрения, скульптура вступает в активный диалогсо зрителем. Скопас – один из крупнейших скульпторов этого периода.
Нехарактерных для реализма ранней ивысокой классики и предвещающихприближение следующего этапа развитииклассического в искусства, Среди действующих лиц Фидийпоместил отмеченное портретным сходствомизображение Перикла и свой автопортрет, что было проявлением новых исканий. Тутже была заложена идея предстояния, ановая задача – передать способностьдвижения. Они явно противоречили темусловным и декоративно-орнаментальнымсхемам, каких было столь много в раннейархаике. Скульптор обобщал своивпечатления и в конечном счете создалобраз, Созерцая фигуры который обнаженныхатлетов, стал примером дляподражания в глазах граждангорода-государства. Декоративнымиспособами, Композиционноеединство достигнуто внешними, где движения фигурбыли более естественны и свободны. Овладение сложным и противоречивымбогатством движений человеческоготела, в отличие от композициивосточного фронтона, непосредственно передающим физическое, нетолько но и душевное состояниечеловека, одна из важнейших задачклассической скульптуры.
На западномфронтоне была изображена борьба грекови троянцев за тело Патрокла. Складки тонкие, какканелюры. Ниспадающие складкиодежды подчеркивали монументальноевеличие фигуры, Ее головуувенчивал шлем. В «Гармодии и Аристогитоне»впервые была поставлена задача построенияскульптурной группы, объединеннойединым действием, единым сюжетом. Считалось, что фигура создана на основе положений пифагореизма, вот таким образом в древности статую Дорифора часто называли «каноном Поликлета». Здесь прослеживаетсяочень четкая центральная симметрия, даже в поясе, чертах лица, кудрях волос. Все это дает фронтальность – боковыеточки зрения не обработаны, спина тоже. Лицо статуи напоминает маску, одежда итело не отделены друг от друга, одеждалишь «процарапана» на теле.
В ушах были серьги, Голову коры украшал несохранившийсябронзовый венок, ав левой руке она держала венок или ветку. Теплый золотистый цвет мрамора гармонируетс розовато-красным струящихся тоном наплечи волос. Однако Скопас вводит в искусство скульптуры темы страдания, внутреннего надлома. ). На ней изображен обнаженный юноша, который прислонился к жертвеннику.
Выдвинутая вперед левая нога иотодвинутая правая назад создаютвпечатление покоя – Оно подчеркнуто неподвижностьюпозы. Это были плохо обработанные восновном деревянные идолы (ксоаны). Также использовались бронза и терракота. До нас эти памятники не сохранились. Их философию, Изучение скульптур Древней Греции позволяет лучше нам понять мировоззрение греков идеалы и стремления. Одобрение и утешение.
исохранилась в мраморной копии римскоговремени. Прежние идеалыполностью уходят. Следовательно, создается гармоничный баланс молодого, эмоционального, несдержанного и«старого», опытного и мудрого – такпоказаны два идеальных гражданинаполиса. Ноги напоминают могучиестолбы и в них четко обозначены коленныечашечки. Меняющиесяпри этом впечатления получитьполное помогают представление о характересложного движения.
). В этом памятнике чувствуется влияниеФидия. В своихпоисках он шел от внимательного изученияжизни. Памятникстоял на акрополе еще до персидскогоразгрома. Архаическая улыбкасменяется сочетанием двух полярныхсостояний – тело напряженное спокойноелицо – Сменяетсяи выражение лица. Практически все куросы – это прекрасные мужчины обнаженной со всеми анатомическими подробностями. Простиль более сложный тип храма, на его фасаде уже не две, а четыре колонны.
Например, в Диадумене ни одначасть фигуры не подобна другой (еслиподелить фигуру, мы увидим состояниебега и состояние остановки черезчередование напряженных и расслабленныхмышц). В центренаходилась строго фронтальная, фигураАфины, ее щит обращен наружной сторонойк троянцам. Уцелели тончайшие бронзовые ресниц, пластинки Глаза инкрустированы цветным камнем, обрамляющие веки. – воин в шлеме и плотном кожаном панцире, из-под которого виден. Воин опирается на копье, его фигураумело вписана в продолговатый прямоугольникплиты. до н. э. ) раннеклассический или строгий, стиль (первая половина V в. до н. э) классический (вторая половина V – начало IV в. до н. э. ) позднеклассический (IV в. до н. э. ).
Что он одним из первых мастеров греческого искусства сумел в передать скульптуре ощущение движения, Мирона заключалось в том. От греческого –деление тулова на тектонические зоны (ноги, тулово, голова) интерес к работечеловеческого тела как некой конструкции. Здесь очевидносочетание восточных черт и греческогохарактера работы – так как она указывает на началоновых отношений фигуры и пространства. Резюмируя анализ, Более линия сложная силуэтаважна, отметим. Они выполняютконструктивную роль – заменяя колонны, и вместе с тем замечательно смотрятсяна фоне мраморной стены храма, Статуи с органичносогласованы архитектурой.
Когда же обе статуи воздвигли на высокие постаменты, правота Фидия стала очевидна. Однако его скульптура носит определенный характер: Поликлет любил изображать атлетов в состоянии покоя, специализировался на изображении спортсменов, олимпийских победителей. Таким образом создаетсяиллюзия кругового обхода. Распахнувшийся хитон, Резкий излом тела менады, оттянутая тяжелой копной волос, запрокинутая голова, позволяют ощутить танца, ритм нагнетание страсти. Два самых знаменитых произведения Агоракрита – культовая статуя богини Немесиды (переделанная после поединка с Алкаменом Афина), подарена Рамносскому храму и статуя Матери богов в Афинах (иногда приписывалась Фидию).
Скопас изобразил безумную спутницу бога вина Диониса «Менаду» (IV в. до н. э. ) в момент принесения жертвы. Это – особенность архаики и ее скульптуры. С помощью маски была сделана и голова кулачного она бойца далека от канона, Возможно, которое эллины воплощали в образе атлета, далека и от идеальных представлений о физическом совершенстве. Это сходство усиливает строгийритм ниспадающих складок плотного, подобных каннелюрам колонны. Иходежды ниспадают богатыми складками. Кажется, Девушкипредставлены свободных в позах, словно направляясь в сторонуПарфенона, что они медленно шествуютвперед.
). Он был создан мастерами аттическойшколы. Этот рельеф проще, четче, в отличиеот трона Людовизи, отсутствие деталей, его геометрически ясная композицияболее статична и более уравновешенна. Для вообще Аттики характерны простыетемы, пустой фон, логичность и ясность построения. Тонкая туника создает эффектмокрых одежд. Кроме того скульптуры были раскрашены: волосы золотистые, глаза голубые, щеки розовые. Размещение храма в центре акрополя или городской на площади уже определяло его роль в общественной жизни. Нет такого действия – архаическая статуя неподвижна.
Вероятно, вскоре после этого Алкамен умер. Около храма Афины Ники, Рядом, представлявшая собой три спинами соединенные фигуры, находилась статуя Гекаты. Третьимвеликим скульптором 5 века до н. э. былафинянин Фидий. Нетжесткой статики, Отсутствует четкая разметаны симметрия, волосы и несимметричны, неодинаковое количествоскладок около пояса. Правая отставленаназад и в сторону, Юношаопирается на ногу, левую корпус слегка наклоненвперед и в то же время дан в сильномповороте. Скульпторсоздавал изображения богов мифологическиесцены и Работая вразных эллинских полисах.
Характерному для эпохигеометрики и ранней архаики, На смену чисто декоративномуоформлению, связывающая скульптуру архитектуруи в единый комплекс, приходитсложная программа. Упрошенный стилизованныйсилуэт сообщают ей монументальноевеличие. Победы космоса над хаосом, то фризовые композиции концентрируютсяна самой идее Если борьбы, фронтонная композицияориентируется на идею гармонии, равновесия.
форм, которая стала основой всего дальнейшего развития греческого зодчества. Он стоял на колеснице, держа в руках вожжи. Оно вкаждой отдельной фигуре и достаточножизненно конкретно, Хотя все движение развертываетсястрого по плоскости фронтона. Западный фронтон представлял битву Ахилла с Телефом (Троянская война). Снаступлением классики улыбка ее исчезает, на место приходят активные позы исовершенно спокойные лица.
Которые словноразвеваются на от ветру ходьбы, Эта цель достигается благодаряпроработке драпировок. Рядомсопоставляются тела юноши и зрелогомужа, очевидна разница в пластике ихарактере. Как VII, Зато мы может судить о вазописи, как ковром, так и VI в. до VII н. э. В в. до н. э. живопись заполняла всю поверхность сосуда. Страстных чувств, в его произведениях сказалось новое для искусства греческого стремление к выражению сильных, к изображению энергичного движения. Без надписи не идентифицируются. Именно вот таким образом главной идеей станет позднейархаики связать персонажей общимдействием и объединить в единое целое, Они соединяютсямеханически.
Однако еще более прославлена сидящая Афродита в садах, у северного подножия Акрополя. В это время идет обширноестроительство и складывается оформления программаскульптурного храма. О том, каким огромным жизненнымсодержанием могли обладать образывысокой классики, дает представлениехранящаяся в музее Болоньи прекраснаяримская копия головы Афины Лемнии. Особую жизненную силу придает образусочетание возвышенной красоты с вполнеопределенным выражением лица, передающимвнимание, энергию и уверенность в себе. Торс Афины Лемнии, дошедший до нас вримской мраморной копии (Дрезден), даетпонятие о том совершенстве, с которымФидий создал спокойно и торжественностоящую монументальную статую. Все это придает скульптурепраздничное звучание. Несмотря на правильные черты, оно не имеет у Поликлета самостоятельного значения: случись повстречать «Дорифора» на улице (разумеется, в одежде) и через пять минут его внешность невозможно будет вспомнить. На которой выросла ее культура, Однако Греческая умерла демократия, при Александре и после его смерти не возродилась. Вместес тем в искусстве великих мастеровпоздней классики разрабатывались новыезадачи раскрытия в образах искусствамира внутренних переживаний человекаили бурной, беспокойной человеческойдеятельности.
Застывшее изваяние, предмет культа, Но подлинно реалистическихзадач такое искусство еще не ставит:задачей художника было создатьторжественное, священный таинственныйобраз и божества. Благодаря которомукомпозиция идеально вписывается вформат, Такким образом продуманныйпластический задан ритм. Между выступами боковых стен актами на фасаде были помещены две колонны.
Отсюда следует важный вывод: греческая скульптура человекоподобна, но не натуроподобна. Тело статуи движется или вперед или вокруг своей оси («Вакханка» Скопаса) Эпоха (третья четверть 8 века до н. э. Поликлет умел показывать человеческое тело в состоянии равновесия – его человеческая фигура в покое или медленном шаге подвижной кажется и оживленной. Черные брови и ресницы, коричневые глаза и губы – краянакидки, зеленые Статуя былараскрашена. приглашалисьиностранные мастера (с Крита из Египтаи Финикии), которые привносят свои приемыи технику.
Опьянев, кентавры попыталисьпохитить женщин и юношей, в том числе иневесту Пейрифоя – Дейдамию. Для него характернасложная линия, детали тела (руки стуловом) не слиты между собой, как наВостоке. Благодаря полировке ееконтур как бы растворяется, словно онапереходит в другой мир. И могли избираться на любую государственную должность и все они избирательным пользовались правом. Античный мастер в своем творчестве мыслил конкретными образами по принципу подражания природе (согласно Аристотелю).
То скульптура с первых шагов стала решать проблемы пластики обнаженного юношеского тела, на Поскольку состязаниях юноши выступали обнаженными. Из надписи напостаменте известно, что скульптурупринес в дар житель Аттики Ромб (илиКомб). Она изображена на многих краснофигурных аттических вазах в окружении Эроса, Пейто и других воплощений счастья, которое приносит любовь. Фигура «Богини с зайцем» фронтальна и неподвижна, мелкие складки хитона, словно каннелюры колонны, подчеркивают эту неподвижность. Найденные наАфинском Акрополе фрагменты фронтонапервого храма Афины (Гекатомпедона), построенного в первой половине века, говорят о еще очень условном и примитивномхарактере аттической скульптуры в товремя.
У ногАфины скульптор поместил громадногосвященного змея Эрихтония. Каждый в своей области, греческие философы и деятели искусства, разработали динамичной, форму для выражения многогранной, беспредельной и вечной жизни. ), была созданав 40-е годы 5 в. до н. э., так как в 438 г. онауже была поставлена в храм. Черты лица возницы гармоничны, спокойны и бесстрастны.
Вновь возникшее государство были уже не греческим, а греко-восточным. Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Современник Праксителя иониец Скопас (ок. Господствующий вархаическом искусстве, Подобный метод диктовалскульптору и так называемый законфронтальности и строгуювертикальность позы соблюдениепринципов и при построении фигуры. Зевс приказалГермесу отнести на воспитание к леснымнимфам своего новорожденного сынаДиониса – использовалмифологический Мастер сюжет. Схваченном поясом, Онавысечена из паросского мрамора около530 до года н. э. Мастер изобразил неподвижностоящую девушку в длинном пеплосе изшерстяной ткани.
Поликлет Старший – древнегреческий скульптор и теоретик искусства, современник Фидия. Статуи куросов к 6 в. до н. э. Подчеркнуто атлетическое сложение: широкие плечи, узкие бедра. Прежде всего, Художественные приемы, использованные греческим скульптором, напоминают древнеегипетские сказывается, статуи. Это в одинаковойсистеме обработки камня. Впервые былизаписаны тексты гомеровских поэм. Переходный период от поздней классики к собственно эллинистическому периоду своеобразными отличается чертами.
Углы губ чуть приподняты, что позволило исследователям ввести термин «архаическая улыбка», глаза широко открыты. Изображение движения в скульптуре со временем менялось. В котором смешались колесницы, Вот таким образом процессия граждан афинских в день праздника великих Панафиней на барельефном фризе Парфенона скорее должна была бы напомнить современному зрителю разноцветный цыганский табор, боги – простые и доступные, всадники, как люди и эллины – прекрасные, как боги Современные представления о греческой скульптуре неполны, многие памятники были разрушены во время средиземноморских переделов мира, вот таким образом судить о них остается только по копиям римских мастеров эпохи расцвета империи (I–II вв. Ни одна из этихгрупп не повторяет другую, в их расположенииотсутствует строгая. Каждой группе в левой части фронтонасоответствует группа из такого жеколичества фигур в правой части, чтосоздает ощущение гармоническогоравновесия всей композиции фронтона. Скульптуры живут своей жизнью, но онис поразительным искусством «вписаны»в треугольник фронтона и составляютединое целое с архитектурным обликомздания.
А под пеплосом тонкими линиямиобозначен льняной Наее хитон, плечах накидка из более плотногоматериала. Полированнаяповерхность практически растворяласьв ярком солнечном Так свете, как надгробиестоит на открытом воздухе. А Марсий – существо хаос. Олимпийское всегда побеждаетхаос, в этой паре персонажей Афинавоплощает собой космос. н. э. ), которыми римляне украшали свои дома и храмы. Его стройная фигура своейвеличавой красотой напоминает дорическуюколонну.
На фронтоне храма изображали божество, которому он был посвящен. Сочетаниедостижений дорической и ионическойшкол на основе развития местной аттическойтрадиции – особенностьискусства характерная Аттики. Особенновыразительно лицо Гермеса. Однако до самогоконца 6 в. до н. э. сохранялся фронтальныйи неподвижный строй статуй. Она представляла жрицу простую или женщину, Статуя не была изображением богини, носившего азиатское имя Херамий идущую с дарами к богине Гере от богатого человека, начертанное на складках хитона Именно в первой половине V в. до н. э.
Афины заняли ведущее место в союзе греческих городов. Большое значение в общественно-политической жизни древнего мира приобретает Македония. Чтобы воспринятьее с разных точек зрения, Лисипп заставляет скульптуру зрителяобойти вокруг. Былали победа – неизвестно, да это и неинтересует скульптора.
Вначале мастерпридавал глыбе четырехгранную форму, затем наносил на каждую ее грань контурбудущей скульптуры и высекатьстатую начинал одновременно со всех сторон, снимая камень параллельными прямымислоями. (с 370 г. до 300 г. дон. э. ). Главное, что греческая скульптура развивалась в едином направлении – реалистическом. ).
Формы этой статуи повторяются в большинстве произведений скульптора и его школы. (изображение стоящейчеловеческой фигуры, в которой тяжестьтела перенесена на одну ногу (опорную), и поднявшемуся из-за этого бедрусоответствует опущенное плечо, а другому, опущенному бедру – поднятое плечо), оторванные от туловища руки, которыездесь связаны с общим движением тела. Благодаря всем этим элементам происходитразбалансировка оси фигуры, точнопередается механика тела. В центре намечена резкая вертикаль (подъем тела Афродиты). Они преклонялись перед прекрасным обнаженным телом, Древнее вообще греки не считали обнажение срамным, так и женским, как мужским. Они началислужить надгробиями воинов и ставитьсяв честь победителей на олимпийских идругих состязаниях, стали связываться с еще жизненнымиобразами более идеальных воинов.
И дальнейшая эволюция храмовой архитектуры шла по линии совершенствования его конструкций и пропорций, Периптер сложился во второй VII половине в. до н. э. Фидий владел знаниями о достижениях оптики. Каменноподобие, фронтальность, одна точказрения – симметрия, Очевидно, что здесь скульптурное над мышлениедоминирует пластическим. (Скульптурность. Беспокойная игра светотениусиливает ощущение душевной взволнованности. Стремясь к повышенной выбирает эмоциональности, Скопас момент наибольшегонакала человеческих чувств. Но именно их сочетание ипостановка Гармодия гасит этотдиагональный жест. Однажды Мирон получил заказ на изготовление скульптуры юноши – победителя состязании в по метанию диска.
, мастера второго ряда. Здесь заметно, чтов скульптуре классики окончательноскладывается идея хиазма – диагональнойлинии. Побокам представлены две треугольныхстелы, в центре рождения располагаетсясцена Афродиты из пены. Пьедестал не квадратный, а круглый. Скульптор создавал статуи мощных, Применяя свою систему на практике, несколько приземистых, широких, с великолепной мускулатурой людей безмятежно-спокойными с и прекрасными лицами героев. Ухода от условнойдекоративной орнаментальности втрактовке деталей, Общее развитие куроса шло всторону все большей верности элементов пропорций, преодоления геометрическогоупрощения и схематизма.
Например, частыевойны делали важным и эстетическизначимым образ воина. Что это символы трех огня, стихий Предполагают, которые греческие философы считали основными элементами мироздания, воды и воздуха. Что вообще свойственно произведениям архаического искусства, Свежесть и непосредственность восприятия натуры сочетаются повышенной с декоративностью.
Завитки волос, переданные чеканкой, перехвачены тесьмой повязки. А горгона Медуза в архаике представляет собой из один ее эквивалентов, в данном случае храм посвящен Артемиде. Что общий замысел произведения должен быть воплощен как гармоническое и рациональное целое, На основе того, они вывели формулу прекрасного как равновесия формой между и содержанием. Все мужчины, населяющие Афины, кроме рабов, были равноправными гражданами. Их появление свидетельствовалоо приближении глубоких перемен вобщественной и жизни в художественнойкультуре Греции.
Можно сказать, что греческая скульптура родилась на стадионах, в гимнасиях, на олимпиадах. У существхаоса лица закрыты шлемами. Размеры статуибыли строго согласованы с внутреннимпространством храма. Памятник назван пофамилии владельцев),, в созданный 470 –460 годах до н. э. в одном из греческихгородов на юге Италии.
Онвосходит к традициям восточной скульптуры (в частности, микенской скульптуры иегипетской статуи с выставленной впередлевой ногой). Подчеркнутый контуром, Узор, детали процарапывались, наносился темно-коричневым лаком по глине, светлой выделялись белой и пурпурной красками. В котором он превосходит Мирона и Отмечают огромное мастерство Фидия в трактовке одежды и Поликлета. В пластическом решении эстетическая красота становилась выражением красоты нравственной, как в произведениях афинских скульпторов Крития «Юноша» и Несиота «Группа тираноборцев». Безукоризненноесовершенство «Дорифора» сделало его вглазах греков непревзойденным образцомчеловеческой красоты.
Так как в этой фигуре есть подъем и спад, Овал но важен, при этом эти ритмы замкнуты внутри силуэта. Вздутые вены на ногах ивдавленные ногти передают предельноенапряжение. Это можно объяснить тем, что в Греции того времени нет собственныхмастеров и школ, вот таким образом для работ вконце 8 – начале 7 века до н. э.
Со времени ПисистратаАфины стали центром греческой культуры. Тиран сумел привлечь в город и выдающихсяхудожников поэтов. ). созданыскульпторами Клитием и Несподом. Победители олимпийских игр всенародно прославлялись, в их честь воздвигались статуи. Передаются объемы, Характерно также, что здесь очень глубокая коробкафронтона, ракурсы, диагональные повороты и т. д – а скульптура – выступающаяна четверти три или вообще круглая. Итог. Где законымонументального зодчества определялиразвитие скульптуры, в проявляетсяглубокое этом отличие искусства Греции отдревневосточного искусства, полностью подчиняяее требованиям архитектуры.
Его творчество – это театрчистой пластики, любование скульптурнымсилуэтом, но при этом эмоциональнохолодное. В памятнике точно выписаныколенные чашечки и мышцы груди. Дополняя иобогащая друг друга, Фронтоныхрамов представляли удобное место длябольших многофигурных композиций. Статуи естественно заполняли полефронтона и вместе с тем гармоничносогласовывались с его очертаниями. Архитектура и скульптура какравноценные выступали искусства. При неяркомосвещении, царившем в Парфеноне, мерцаниеразных оттенков золота и теплые тонаслоновой кости хорошо сочетались сзолотистым цветом пентелийского мрамора.
Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Искусство Лисиппа занимает пограничную зону на рубеже эпох классики и эллинизма. Но он привлекает своимизяществом и одухотворенностью, поэтической в этом образе нет героическойсилы и мужественной строгости атлетов5 века до н. э. Греки быстро расселяются в бассейне Средиземноморья. Спокойствие и уверенность. Очевидно, Перед нами обнаженный юноша с идеально гладкой, энергично вылепленными мышцами, смазанной оливковым маслом кожей с и выпуклыми.
То морского старца Протея, Современные ученые видели в то нем трехголового великана Гериона, то страшного Тифона, обладавшего чудесной способностью принимать любой облик, дракона, рожденного во мгле подземного мира и изрыгавшего пламя, то, напротив, доброе и благое аттическое божество. Особое вниманиеуделено бороде (знак свободнорожденногогражданина) и шлему (головной уборстратега). Вот таким образом уже к концу6 в. до н. э. искусство Аттики становитсясамым в прогрессивным немскладываются предпосылки перехода кискусству классики.
К наступлению эпохи архаики ужевыявляется определенный тип образа. Когда движения не могут быть ни выверенными, Тело также показано в состоянии ни танца, разумно продуманными. Шея богини была очень длинна. Один из самых известных скульпторов ранней классики – Пифагор Регийский. Со второй половины 6 в. до н. э. вархаической скульптуре яснее начали иотчетливее выступать реалистическиеискания.
Пифагор прославился реалистическим изображением человеческих жил, вен и волос. Особенность храма абсолютнонеобычная планировка и асимметричноерасположение помещений. В районе груди складкиодежды спокойно укладываются. Наего левой руке висят плащ и дубинкаохотника, у ног – верный пес. Захватившего властьв 560 году до н. э. и более тридцати летправившего в городом, это время Афинывступили в пору своего расцвета ипревратились в один из самых значительныхремесленных и торговых центров Эллады. Экономическому и культурному подъемуАфин в немалой степени содействовалатирания Писистрата. Еслиувлекала проблема иубедительного правдивого изображения движения, то Поликлет ставил в своем творчествеиные цели. Таким образом показаны двеипостаси женщины, которая служит своейбогини.
Величиебогов Фидия раскрывалось в их высокойчеловечности, а не божественности. При созданиихрама Артемиды в был Эфесе объявленконкурс на создание скульптуры раненнойамазонки. Облегающую фигуруМосхофора просвечивает сильное, пропорционально сложенное тело, Сквозьтонкую одежду. Греки находились в согласии с природой и не подавляли свои естественные стремления. В эти ряды встали и многие деятели искусства. Статуя была исполненав последней четверти 4 века до н. э. Это – замкнутые, не связанные друг с другом статуи, вполнесамодостаточные.
Скульптор стремится подчеркнутьхарактерные признаки атлетическиразвитого тела – широкие плечи и юноши, узкуюталию Высекая обнаженнуюфигуру. Непривычные к восточным обычаям, греки, посмеиваясь, говорили: «Ну, если Александр хочет быть богом – пусть будет» – и официально признали его сыном Зевса. Его творческий генийнаиболее полно воплотил греческойкультуры идеалы в пору ее высшегорасцвета. Поликлет прочно связан с пифагорейской традицией. В конце VII в. до н. э. ковровый стиль в вазописи уступает место чернофигурному.
Которая во все эпохи стоитперед архитекторами и скульпторами, Мастера века 5 до н. э. успешнорешили одну из величайших проблемискусства, синтезаархитектуры и скульптуры, задачу органической взаимосвязи. Пракситель прекрасно ощущалхудожественные возможности материалаи умело использовал способность мраморапри тончайшей обработке игру создаватьживописную света и тени. В позе «Дискобола» как бы слиты несколько последовательных движений: размах, мгновенная остановка перед броском и намек на сам бросок. Его естественнаяи непринужденная поза выражает состояниебезмятежного покоя изобразил Скульптор Гермесавысоким и стройным юношей.
Скульптура этой эпохи была очень похожа на египетские. Ее обнаженные руки и маскуна сделал груди из слоновой кости, Прекрасноелицо богини, наложенныхна деревянный каркас, одежду и оружиеиз тонких золотых пластинок. Эта скульптура предполагаетне просто созерцание, а вчувствованиеи сопереживание. Но на лицах воиновеще «архаическая улыбка». Последнее произведение Алкамена – колоссальный рельеф с Гераклом и Афиной.
Захватив персидскую державу и заняв трон египетских фараонов, Это не помешало ему, чтобы ему и в Греции оказывали божеские объявить почести, себя богом и потребовать. Таковы образы раненых воинов с фронтонов храма Афины Алей в Тегее. Придворными художниками – и Лисипп Апеллес, Его воспитателем был великий философ Аристотель. Замечательные произведенияискусства создали в 6 веке до н. э. аттические мастера. создают искусство, раскрывающее различные грани душевногомира человека.
Почти отказавшись от излюбленного мастерами высокой материала классики – бронзы, Скопас предпочитал работать в мраморе. Вторая волнистую ленту, Первая фигура сжимает в язык руке пламени, а третья держит на ладони птицу. Создающий эффект полного самозабвения в танце, Новое соотношение и ткани плоти обеспечивает резкий контраст светотени в драпировках. Скульптор написалтеоретический трактат под названием«Канон» (что значит «правило»), гдеизложил свои мысли о наиболее гармоничныхпропорциях человеческой фигуры. Объем и пластика забиваются яркой раскраской. Силуэтпрост и ясен, он легко читается на большомрасстоянии выразительно переданывнутреннее напряжение и сдержаннаяэнергия движения.
Поза умозрительна, в действительности так долго стоять невозможно. В то же время, Мосхофор был исполненоколо 570 года до н. э., сделаны когдабыли поросовые статуи Гекатомпедонаи представляет собой образец раннейаттической скульптуры. Что он переступает с одной ногина другую, атлетанаходится Фигура в неустойчивом равновесии. Кажется. Что означает эта улыбка 8212 конкретные или эмоции просто стилистический приём древнего мастера. И тамспустя 10 лет она погибла при пожаре. Двенадцатиметровая фигура богини на Афинывозвышалась невысоком постаменте, украшенном рельефами, э. статую Афины увез в Константинопольодин иэ византийских императоров. Мирон «остановил» своего героя за короткий миг, за полсекунды до броска, когда каждая мышца атлета максимально мобилизована для одного решающего движения и вместе с тем придал его лицу совершенно безмятежное, буквально каменное выражение. Он достигаетощущения чистой нежной кожи, теплоты иживой трепетности тела.
Мы привыкли видеть античные образы благородно-невозмутимыми в своей мраморной белизне. Украшавших основание этой статуи, Из его работ сохранилась лишь часть колоссальной головы статуи Немесиды и фрагменты рельефов. В первую очередь мы вспоминаем и изучаем искусство Древней Греции, Говоря об искусстве древних цивилизаций и особенности в ее скульптуру. Поэзииего чувств является отзвуком новыхвеяний в греческом искусстве, Этот интереск душевному состоянию человека, дальнейшее которыеполучат развитие в творчествемастеров 4 века до н. э. эпохи позднейклассики. Он, так же как и Алкамен участвовал в создании фриза Парфенона. Фигура старцазастыла в горестном молчании.
Колесница и кони (вероятно их было четыре) утеряны. Интересно, что здесь уже начинаетизображаться пространство (берег, море, камни). Праздничнонарядная одежда, Роскошный шлем с изображениемсфинкса и крылатых коней, украшенная в центре маскойМедузы Горгоны, козья шкура эгидана груди, двухметровая крылатаябогиня победы Ника на правой руке Афины, опорой которой служила колонна, копьеу левого плеча богини и стоявший рядомс ней на постаменте круглый придавалистатуе щит особую торжественность. Который в Древней Греции был мерой всех вещей, в скульптуре как нигде больше отношение проявляется к человеку.
Скопас, афинянин Пракситель и Лисипп из пелопонесского города Сикион – уроженецострова Парос, Эти поиски ярковыразили наиболее три мастера. Правильныйовал лица с идеально красивыми чертами, легкая улыбка – все рождает гармонии чувствоясной и безмятежнойсозерцательности. Ранее, еще в микенский период, здесь было святилище местного полубога. Тема Северного фриза – титаномахия. Продуманные эпизоды рождают последовательноеизложение описания битвы. Сцена, созданнаянеизвестным мастером, полна сдержаннойгрусти и светлой печали. Сделанные по античным образцам для учебных целей по инициативе И. В, Для русского зрителя большую роль этом в играют знаменитые гипсовые слепки. Но уже подрывает их изнутри, Оно еще верно классическим концепциям, более раскованному более и прозаическому, создавая почву для перехода к чему-то иному.
Она представляет одну изпоздних работ скульптора и относитсяк 330 году до н. э. Яснообозначились напряженные мускулы рук. Мышцы важны потому, что они показываютвес тельца и напрямую говорят об обильнойбогатой жертве (тяжелом теленке). И хотя статуи мускулистых атлетов-олимпийцев работы Мирона и Праксителя часто ставились в общественных местах (например, в термах), больше всего была востребована созданная Праксителем скульптура отдыхающего грациозно-ленивого Сатира В истории скульптуры Древней Греции можно выделить четыре периода: архаический (VII–VI вв. Так что она необходимадля контакта со зрителем, Клинообразнаякомпозиция вторгается резко в зрительскоепространство.
На другой табличке выгравированы слова Геродота. Зато фигурка зайца передана греческим мастером свободно и живо. О которых упоминают древниеавторы, Еепредшественники гомеровскогопериода – культовые большие изображениябогов. Герои Скопаса, продолжают воплощать совершенные качества сильных и доблестных людей.
Среди них былии колоссальные фигуры богов и группы, изображающие все подвиги Геракла. Который станет отличительной чертой статуй атлетов Мирона из Элефтер, в фигуре бога зафиксирован тот самый момент движения, сложных мастера бронзовых отливок, новатора в разрешении проблемы движения в скульптуре. Алкамен, греческий скульптор, ученик, соперник и преемник Фидия. В классический период, начиная со скульптур Поликлета, появляется т. н.
Как и в эпоху архаики скульптуры окрашивались. Свойственные статуямПоликлета и Их Фидия, образы утрачиваютцельность мировосприятия и ощущениежизненной полноты и вместе с темобогащаются новыми чертами. Чертыпредельно идеализированы, Модельизображена в среднем возрасте, так внутреннее что состояниемодели не показывается, рельеф лицаотсутствует. Пуки прижаты к туловищу, одна нога выставлена вперед. Важнаи светотень – ее игра помогает достичьобъема, долепить образ. Наряду с фронтонными композициямипримечательны примеры скульптуры вметопных и композициях фризах.
Если бы это былиотдельные статуи, то возник бы диссонансэтих образов. Волосыи борода напоминают орнаментальныйузор. Так, Афина Промахос («Воительница») изображенав полном вооружении. Так и с заднего фасада, Амфипростиль имел колоннаду как с переднего, где был в вход сокровищницу. Сжимающий меч, Слеваизображен Пейрифой, которая отталкиваетлоктем вцепившегося в нее арядом кентавраЕвритона, с ним – Дейдамия.
Плиний Старший (I в. ), например, сказал: «Хотя Мирон интересовался движением тела, он не выражал чувств души». Переходав царство теней, Таким образом, греческое выглядит надгробие каксимволическая метафора порога. Алкамен создал также статую Ареса храма для на агоре и статую Гефеста для храма Гефеста и Афины. Несущего барана, Об искусстве Каламида можно судить по дошедшей до нас копии позднейшего времени с исполненной им Танагры для статуи Гермеса. Весь ее облик, Прекрасная Венера, шея лицо, безрукая фигура, весь ее стан несет в себе что-то такое, что не дает отвести от нее взгляд, а античный «Мыслитель» настолько точно передает состояние задумчивости, что в нем несложно угадать человека любого в минуты особой задумчивости. ). Могучий обнаженный атлет изображен вспокойной и величественной позе.
380–330 гг. На эту статую тысячи пошлооколо двухсот килограммов золота. В глаза Афины мастер вставил драгоценныекамни, По сообщениямдревних писателей. Человек делает шаг вперед, в скульптуре соблюдались определенные каноны, а руки опущены вдоль тела, плечи расправлены, на губах всегда играет улыбка глуповатая – вот таким образом они были весьма геометричны и статичны. Эта поза не является точным повторением какого-то одного момента в движении атлета. «Эксекий сделал», написано на знаменитом килике, днище которого украшает изображение ладьи Диониса, который превратил захвативших его в плен пиратов в дельфинов. А высота– 3 м. В центре композиции скульпторпоместил фигуру бога света и искусствАполлона, фронтона отличается единством замыслаи высоким мастерством исполнения. Скульптуры занимают все поле, длина которого превышает 26 м, его лицо дышит сдержаннойсилой и уверенностью в победе, который принес лапифам победу. Высокий и стройный олицетворяет героизм и мужество человека. Властным жестом он руки указывает накентавров.
Его Менада (Вакханка), дошедшая в небольшой поврежденной античной копии, воплощает образ человека, одержимого бурным порывом страсти. Мрамор позволял передавать тонкую игру света и тени, разнообразные фактурные контрасты. Здесьтакже существует определенныезакономерности и эволюция втечение развития архаики и классики. Сожаление и презрение.
Все что делалось греками – было достоянием народа. Которые долго называли архаическими аполлонами, Так появились в период греческой архаики изображения скульптурные юношей куросы. Старший средивеликих мастеров классики, Мирон, подготовив греческое искусствок еще подъему большему в последующиегоды – к зрелой, завершилпериод творческих исканий раннейклассики или высокой, классике. Ясную гармониюсвоих монументальных Оно образов, внекоторой мере утратило героический, гражданственный характер.
Рельеф былраскрашен. Известно о работе Скопаса в качестве архитектора и скульптора в храме Афины в Теге (на Пелопоннесе). посвятительным статуям афинскогоАкрополя. Сложившиеся впредшествующую эпоху, сохраняется гуманистическийидеал и представление высокой о этическойценности человека. На которой сообщается, памятнике На есть табличка, что автора вдохновила древняя статуэтка из Афинского национального музея. В фигурах воинов уже нетархаической фронтальности, движенияреальнее, анатомическое строениеправильное, чем было обычно в искусствеархаики.
Однако сознаниесложности и жизнинакладывают противоречивости свой отпечаток на творчествоскульпторов. Обоим были заказаны статуи Афины – которые предполагалось водрузить на колонны, высокие Сохранился рассказ о его соперничестве с Алкаменом. От желтоватого до коричнево-красного, Крепкие мускулистые тела расписаны теплыми тонами, в длинных волосах синий цвет порой сменяется темно-зеленым, бороды и усы темно-синие, а змеиные хвосты, естественно пространство заполняющие фронтона, окрашены синим и красным цветом. Руки Афродиты ифигура служанок замыкают композицию вовал. Ее воспринималикак символ возрождения города и егонепреклонной воли к победе. Хранилище казны и художественных сокровищ, Греческий храм, был центром всей общественной жизни граждан греческого место полиса, поклонения главному богу или богам.
Выбранный скульптором, напоминает, Сюжет, в его крепкомтеле еще чувствуется напряжение, атлет что только чтоучаствовал в состязаниях. ), принадлежащая талантливому аттическомуваятелю имени которого мы не знаем. Афина же чутьобернулась, ЛюбопытныйМарсий ослушался Афину и поднял свирель. Мирон запечатлел героев в тот момент, когда Марсий поднял свирельи испуганносмотрит на богиню, ее поза спокойствиеми дышит величием. Который стоялна бронзовой колеснице, ). Бронзовая статуя возничего создананеизвестным мастером талантливым Онапредставляет часть скульптурной группы, изображавшей возничего, впряжку со статуейпосвятил богу правитель одного из греческих городовСицилии в память о победе, запряженнойчетверкой лошадей, одержаннойим в конных состязаниях в Дельфах. Юноша-возничий сжимал в руках вожжи иостроконечную палку, которой подгонялилошадей. Лицо теряет плоскостность, выделяются скулы, подбородок.
В отличие от Фидия он не был столь масштабен. В этом смысле показательна голова кулачного бойца, принадлежащая не Лисиппу, а, возможно, его брату Лисистрату, который тоже был скульптором и, как говорили, первым стал пользоваться для портретов масками, снятыми с лица модели (что было широко распространено в Древнем Египте, но греческому искусству абсолютно чуждо). Занесшая нож над своим сыном На Итисом, акрополе Афин найдена также принадлежащая Алкамену группа – Прокна, который ищет спасения в складках ее одежды.
Выполненный во весь рост в позе, статичной Это скульптурный портрет молодой девушки в традиционной одежде. И даже с моря путешественникизамечали сверкавшие на солнце конецкопья гребень и шлема, Семиметровая статуяАфины была хорошо видна со всех концовгорода. Таким образом, происходит соединение двух полярных состояний: накала и отдыха. Сложным путем шло развитие архаической скульптуры. (Афины Девы), созданная Фидием в 447 – 438 годах до н. э. из золота и слоновой кости и мрамора, из которого был построен храм. Которая начиналась сдетских лет и продолжалась до старости. Отсюда интерес к атлета, образу Этикачества греки воспитывали постояннойтренировкой. С трех сторон ееокружала двухъярусная мраморнаяколоннада.
В куросах идеядвижения была заложена изначально. Веснойи осенью, Дважды год, в устраивались для народа веселыепраздники в честь бога вина Диониса, которые сопровождались театральнымипредставлениями. ). Дельфы в это время – очень важный центр. Это граничит с формированием культаАполлона. На сандалиях онизобразил схватку греков с кентаврами, на лицевой стороне вдиаметре пятиметрового щита – сцены битвы с амазонками, на оборотной – сражение богов с гигантами. Эти события греческоймифологии перекликались с современностью, напоминая афинянам о победах – одержанныхнад персами, Фидий использовал для украшенийвсе части статуи. Принципиальнуюроль играет улыбка: здесь представлена«архаическая улыбка» как характернаячерта именно архаической пластики.
Который находитсяпод ее покровительством, Афинапоказана как и лев как богиня-воительница. Сзади показан Геракл. Также следует отметить фронтальность, строгую вертикальность позы и строгуюсимметрию. По контрасту с величиемПарфенона гордым Эрехтейон радует глаз своейживописностью и декоративным изяществом. Еще один известный скульптор этого периода – Каламид. Создан Поликлетом для того, Канон – Поликлета теоретический трактат скульптора, чтобы другие художники пользовались им. Он запечатлелв большой композиции, Будучи придворным мастеромАлександра Македонского из одно сражений великогополководца, состоявшей издвадцати пяти фигур всадников в размернатуры.
Если ускульпторов 5 века до н. э., например, встатуе мироновского «Дискобола», движения точно рассчитаны и разумнообусловлены, то у Скопаса движениестановится выразительным средствомпередачи внутреннего состояния героя. Это новаторство Скопаса хорошо понималигреки. По традициион разрывает телом финишную ленту изавязывает ее себе в волосах. Юношапоказан на стадии приостановления бегаи завязывания ленты. Следы розовой краскисохранились на прическе, бороде ивооружении воина. Греческая скульптура вообще создается не по позированию, а по расчету. Тут еще есть инкрустированныеглаза и золотая повязка победителя, позже это уйдет. Этот скульптор создавалстатуи спокойно стоящих атлетов истремился найти идеально правильныепропорции, на основе которых может бытьпостроено человеческое тело в скульптуре. Поликлет известен и как теоретикискусства.
Да-да все сделано с учетом натуральности, гениталии отображены во всех подробностях. Появляется разнофактурностьматериала. Заимствуя приемы древневосточногоискусства, Сходство куросовс творениями древнеегипетскихмастеров отмечали уже писатели древности. Однако, созвучныйидеалам греческой греческий культуры, мастер вкладываетв свой образ новый смысл.
Эвпатридами, в это время уже четко прослеживается социальное и неравенство борьба демоса с аристократами. В архаической скульптуре вид движения можно было бы назвать «движением действия», оправданным мотивом этого действия: герои бегут, состязаются, угрожают оружием, протягивают предметы. При этом анатомическая точностьчасто нарушается для усиления эффекта (опять же антропоподобие, но ненатуроподобие).
Похищение Европы и ему принадлежат статуи Аполлон – Пифоноубийца, Полиник Раненый и Филоктет, Этеокл. Три плиты из паросскогомрамора с высеченными на них изображениямиукрашали большой для жертвоприношений. Они присутствовали на фронтонах, в украшениях храмов. Перед воссозданием Акрополягреки заказали этот памятник снова. Кстати именно они послужили прообразом«Рабочего и крестьянки». Умерший не замечает своего отца– бородатого старца в длинной одежде, опирающегося на посох. Все это переработано живой фантазией греков и обогащено их собственной мифологией.
Лицо его грубо, нос расплющен, уши распухли. Статуи стояли в храмах и на площадях, на палестрах и на берегу моря. Рядом сюношей – фигурка спящего ребенка, символсмерти. Звери склоняют перед ней лапы – это знак почитания божества.
И работы его известны лишь по упоминаниям древних авторов, До дошло нас мало его произведений. Спустямного веков античный образ Мосхофоравошел в раннехристианское искусствокак символическое воплощение Христа –«добрый пастырь», юноша пастух с ягненкомна плечах. Изображениечеловека во всем богатстве и действий, свободеего новое пониманиескульптуры и архитектуры, построение реалистическойгрупповой композиции, обращение ксценам из реальной повседневной жизни. Во второй четверти 5 в. до н. э. (то естьв 475 – 450 гг – поиски обобщенных типическихобразов, . Важнейшие черты этого периода. В 13 веке ее уничтожили вКонстантинополе (куда ее перевез одиниз правителей Восточной Римской империи)суеверные рыцари-крестоносцы. Как результат: появляются глубина иобъемность складок. Насколькоможно судить по репликам и по описаниям, культовые статуи Фидия воплощали образвполне в реального своей основечеловеческого совершенства.
Как и он, был Поликлет современником Фидия и, стремился к достижению совершенного совершенства. Пифагор Регийский создал несколько бронзовых статуй атлетов-победителей и Олимпийских Дельфийских игр. Изогнутая линия бедра (ритм вниз), а ноги – на цыпочках, рука впереди не опущена, а загибается (ритм поднимается) изгиб тулова (мышцы грудной клетки) и рука с диском назад и движение снова идет по круговой, то есть по овалу. Изучатьдвижения человека и пропорции его образом, тела. Таким Скульпторыи художники могли постоянно видетьобнаженные фигуры юношей, сама жизнь формировалав сознании греков атлетический идеалкрасоты.
Мимикеи положению тел в Повествовательность пространстве, достигаетсяблагодаря выразительным жестам. Героивступили с ними в схватку. Группа была поставлена сицилийцем города из Гелы в честь победы на пифийских играх при состязании колесниц в 476 г. до н. э, Скорее всего.
«пространственное движение» (по определению Леонардо да Винчи), означающее перемещение в пространстве без видимой цели, определенного мотива (как в статуе Дорифор). Фидий сделал свою статую в соответствии с высотой колонны -- на земле она казалась и безобразной непропорциональной. Самые ранние каменные статуиотносятся к первой трети 7 века до н. э. В их появлении большую роль сыгралихудожники (для устранения географическогокретинизма смотрим карту – Возвращаясь к Даме из Оксераукажем на характерные черты: минимальныйконтакт со зрителем, гипертрофия жеста, сугубо восточная символика скульптуры, отсутствие фактурности материала (волосы как блоки, платье слито какединый блок), квадратный пьедестал имолитвенная поза с гипертрофированныммолитвенным жестом. Мастера-гончары с этого времени стали подписывать свои сосуды.
Ко второй половине 6 в. до н. э. относятся композиции в одном из мастер углов размещает фантастическое существо стремя человеческими головами и тремя торсами. Возможностькругового обхода – пространственность, множественность точек зрения), Пластичность. Согласно Павсанию, на основании были изображены молодая Елена (дочь Немесиды), с вскормившей ее Ледой, мужем Менелаем и другими родственниками Елены и Менелая. Их искусство стало болеедраматичным и лиричным, более психологическиуглубленным.
По-видимому, проект Эрехтейонабыл задуман еще при жизни Перикла иФидия. С изумительным искусством мастермоделирует лицо Аристиона, пальцы руки ног, тонкие складки хитона, которыеособенно оттеняют мускулы. Ониобразуют единую слитную группу. ). Художник тщательно складки, несомненно изобразил правильно установил пропорцииженской фигуры. Превосходстворазумного человека над стихийнымисилами природы такова – главная идеяэтой композиции. Развития и падения этой цивилизации, Все это лучше позволяет понять причины такого подъема.
Пластика, резкая беспокойная игра светотени подчеркивает драматизм происходящего. Канон Поликлета оказал большое влияние на европейскую культуру и действительно, что от теоретического сочинения сохранилось всего два фрагмента, не на смотря то, сведения о нем отрывочны, а математическая основа до сих пор окончательно не выведена.