Настоящая оценка неподражаемого новаторства Доменико Эль Греко, заново "открытого" в конце XIX столетия, пришла только в XX веке. Маньеризм) и выражают8230 Энциклопедический словарь Эль Греко «Портрет старика (Автопортрет. )» Имя при рождении: Доменикос Теотокопулос Дата рождения: 1541 (1541) Википедия Эль Греко (El Greco собств. Весной 1577 года Доменико Теотокопули, предпринял путешествие в Испанию, где позднее получил имя Эль Греко (свои картины он всегда подписывал греческим именем). Настоящая оценка неподражаемого новаторства Доменико Эль Греко, заново "открытого" в конце XIX столетия, пришла только в XX веке.
Автор сумел уловить тайные бури за великолепной сдержанностью монументального, как памятник, прелата. Погребение графа Оргаса, 1586. Художник доводит некоторые приемы до крайности их воплощения. То внезапно вырастающих, Резкие и ракурсы вытянутые пропорции героев картин художника создают эффект стремительного изменения масштаба фигур и предметов, то исчезающих.
Свободные от земного притяжения в этих образах Эль Греко сумел выразить идею духовного растворения человека в Боге, Удлиненные изгибаются фигуры и мерцают подобно языкам пламени. Форсирует динамику мазка, Во имя откровения и потрясения душ воспламеняет Греко краски и придает густоту беспокойному цвету, пространства, фигуры. Среди которых по праву наиболее выразительным считается изображение великого инквизитора, Он исполняет множество портретов влиятельных лиц, кардинала дона Нуньо Фернандо де Гевара. Он жил в значительном стиле иногда нанимая музыкантов, чтобы играть, пока он обедал. Утратившей политическое значение, Желанный приют он обретает только в старинном Толедо бывшей – столице, но сохранившей обаяние аристократизма и культуры.
Маврикия" исполненного в той же манере, королевские заказы прекратились. И в то же время образы святых само воплощение высшей духовной красоты. Заказанного королем Испании II, Филиппом Лаврентия", которые, а заодно исполнил первые собственные композиции "Изгнание торгующих из храма" и "Исцеление слепого", по своему обыкновению, впоследствии не раз повторит. В «Мальчике, раздувающем лучину» (около 1570, Неаполь, Каподимонте), апеллирующем к «Рождеству» Тициана (Флоренция, палаццо Питти) он впервые использует искусственный источник освещения, предвосхищая искания конца века. 3 Погребение графа Оргаса, 1586. Здесь сталкиваются стихии, в Люди драме не участвуют, в котором человеку нет места идет сражение – да их и невозможно представить в этом ландшафте. Но уже в сцене «Воскресения» появляется новый Эль Греко, драматичный и таинственный.
Все наполнено движением. Испуганные горожане поспешили втащить коня в Трою. Испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. Как бы оцепеневший, Безжизненный, город, озаренный зловещим зеленоватым светом вспыхивающих зарниц, как призрачное возникает видение, на сине- свинцовом в клубящихся облаках небе. А затем вступив на путь маньеризма, Оказавшись сначала в орбите влияния Тициана и Микеланджело, Греко Эль стал провозвестником искусства барокко. 7 Святой Иоанн Евангелист, 1594-1604. Франциска», Мадрид, собрание маркиза де Пидал: «Голгофа»).
Особенно в жесте нервных рук, Во всем облике в поэта, движении прозрачных красок чувствуется внутренняя свобода, в непринужденности позы. музей «Крещение Христа», Мадрид, Прадо). Величием космического характера веет от этого прекрасного и трагического образа города-мира с призрачной его жизнью.
Эль Греко и образе в жизни не пожелал отстать от толедской знати, Сразу включившись в работу, арендовав бывший дворец маркиза де Вильена с темной славой пристанища духов. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре. Анатомические деформации, удлиненные фигуры, широкие мазки, свободные драпировки, – все эти черты с особой силой выразились в «Вознесении Марии», написанном после 1607 для ц. Сан-Висенте (Толедо, Нац. де Коваррубиас», Париж, Лувр «Хулио Ромеро со своим св. Композиция имела невиданный успех, однако этот заказ повлек за собой и первый судебный процесс, затеянный капитулом собора за «отклонение от канонов иконографии». Бывший долгое время в забвении, Итальянский период художника, отмеченные византийским и венецианским влиянием, в течение последнего полувека привлекает особое исследователей внимание многочисленные картины, сегодня приписываются Эль Греко.
Это помогает датировать поздние работы мастера. Монументальность целого и проникновенный лиризм автора, Итоговая в этой серии картина "Толедо в грозу" с неожиданностью блистательной сочетает в себе драматизм. Национальная галерея, Вашингтон Приблизительно в 1610 г. Эль Греко написал картину «Лаокоон». Вероника», Мадрид, собрание Катурла «Стигматизация св. Только гениальный Веласкес, оценивший пронзительность портретных характеристик Греко, по-своему развил ее в портрете папы Иннокентия X. (El Greco буквально «Грек»), (1541-1614) испанский художник. Заключенные в художественных прозрениях Эль Нарушения Греко, привычного, что, были так велики, когда вместе с жизнью оборвалась магия непосредственного воздействия его личности имя его поначалу окружило осуждение, а затем поглотило забвение.
Почти лишенный возможности передвигаться, Тяжело больной, Эль Греко до дня последнего продолжал творить. Изображение Лаокоона и его сыновей, троянского коня, богов-мстителей, города на дальнем плане – двух змей, Здесь найти можно лишь внешние приметы мифа. Не случайно даже его единственный античный герой Лаокоон умирает на фоне Толедо. Одетые по испанской моде в черное, фигуры кажутся бесплотными.
В вытянутой по вертикали композиции изображение господствует Святого Мартина прекрасного юноши-всадника на медленно идущем белом коне. Изящный в своих сверкающих латах рыцарь Мартин подобен поэтическому видению, Весь ушедший в себя, воображением созданному художника. То уподобляются вытягивающимся отражениям в воде или удлиненным расплывчатым теням, Деформированные напоминают фигуры то взвивающиеся к небу языки пламени. Черного костюма, Эфес толедской шпаги красноречивая деталь строгого его облика, украшенного высоким воротником и манжетами из белоснежных кружев.
Будучи в Парме, в 1570 по в пути Рим, в Риме же он познакомился с творчеством Микеланджело, Эль Греко познакомился с творчеством Корреджо. Ибо бури его небес – зримое воплощение душевных бурь. Основанный на обилии холодных Одну бликов из главных ролей в этих произведениях Эль Греко играет колорит, ярко вспыхивающих или приглушенных, беспокойной игре контрастных цветов.
В картине нет ни небесных апофеозов, ни ангелов, ни вспышек призрачного света. То внезапно вырастающих, Резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции в картинах художника порой создают эффект изменения стремительного масштаба фигур и предметов, то исчезающих в глубине картинного пространства. Вдали написанный в зелено-коричневых тонах пейзаж Толедо. Но даже после успеха его портрета Эль Греко не удостоился звания придворного художника.
Средневековая легенда о погребении именно этой в церкви благочестивого графа Оргаса спустившимися с небес Святыми Августином и Стефаном была перенесена Эль Греко в обстановку современной ему жизни. Где воспрянувшие тела, Это подтверждает последний шедевр семидесятилетнего Эль Греко "Снятие пятой печати" – апокалиптический сюжет, снизу вверх словно в ввинчиваются устрашающе грозное небо последнего дня мира, как раскрученные пружины. И полутона при приобретали этом удивительный, Затем следовала моделировка форм в светах и полутонах белилами, которого невозможно добиться простым смешением красок на палитре, характерный для Эль Греко серый перламутровый тон. Церковь Сан Томе, Толедо Слава Эль Греко в Испании достигла вершины после создания для скромной приходской церкви Санта-Томе великолепной картины «Погребение графа Оргаса» на сюжет старинной легенды. Краска наносилась так, чтобы белый грунт частично просвечивал через неё.
Монументальность целого и проникновенный лиризм автора, Итоговая в этой картина серии "Толедо в грозу" с блистательной неожиданностью сочетает в себе драматизм. Как две стороны собственной души Греко, Таковы герои его "апостолад" – кроткий Петр воинствующий и Павел, однако душа эта вмещает целый космос. Весной 1577 он переезжает в Толедо, где и остается до самой смерти.
Напоминая языки пламени, Фигуры удлиняются и утрачивают свою материальность иногда которое освещает картины. Музей Метрополитен, Нью-Йорк Картина Эль Греко «Вид Толедо» относится к немногочисленным пейзажам испанского художника. «Распятие с двумя донаторами» (Париж, Лувр) предвосхищает шедевр Эль Греко: «Похороны графа Оргаса» (1586, Толедо, ц. Сан-Томе). Эта композиция (некогда называвшаяся «Видение Филиппа II»), вероятно, была написана в 1578 для короля по случаю смерти его сводного брата, дона Хуана Австрийского, героя битвы при Лепанто. Однако его надежды не оправдались, он не получил признания при королевском дворе и навсегда поселился в древнем Толедо, городе старой испанской аристократии и интеллектуальной элиты. Что стиль Эль Греко – оригинальный хрупкий и во внутреннем равновесии, Но нужно признать и то, не впадая в абсурд или преувеличение, способный достичь предела вдохновения, – остался практически без последователей. Эль Греко поражал современников несокрушимой логикой в спорах обладал и собственной эстетической системой.
Одной из его изяюбленных тем было «Св. Испанский художник греческого происхождения, 1541–1614), находившемся в то время под властью Венеции его настоящее – имя Доменико Теотокопули, родился на острове Крит. В частности Бассано, Некоторое влияние на его живопись также оказали другие великие Тинторетто итальянцы и др, Веронезе. Только гениальный Веласкес, оценивший пронзительность портретных характеристик Греко, по-своему развил ее в портрете папы Иннокентия X. ЭЛЬ ГРЕКО (El Greco) (ок. Добившись наконец заказа от Эскориала, в 1579 году, заданных живописью Эль Греко, мастер картину создал "Видение Филиппа II" – первую из множества загадок. В этом полотне слиты в гармоническом единстве как бы три плана художника представления о мире.
В образе атлетического Христа живут отзвуки венецианской живописи, особенностях в колорита. Сложное сопоставление различных образных планов проявляется даже в частностях. Последние произведения мастера – вершина его творческих поисков. В котором он оказался, в этом случае произошло идеальное совпадение между мистически-напряженным темпераментом художника историко-культурным и контекстом. Хорхе Мануэля, Она была матерью его единственного сына, кто также стал живописцем, родившегося в 1578, помог его отцу и продолжил повторять его составы много после лет того, как он унаследовал студию.
гал., Дрезден, Картинная гал. Так, парчовая риза Св. Стефана украшена изображениями эпизодов из его жития побиения святого камнями. Греко всецело сжился с Отбросив Толедо, помыслы о Мадриде, перенасыщенного страстями, сделав его центром своего, мира. Которое, Именно вот таким образом Испания стала благодатной почвой для творчества Эль Греко, было с усвоено готовностью испанским искусством, в свою очередь.
В своих поздних произведениях Эль Греко изображает видения, мечты или надежды в то же время, его мастерская (в которой работал и его сын Хорге Мануэль) выполняла многочисленные заказы, более отвечающие испанскому благочестию (серия «Апостолов», Толедо, собор и музей Эль Греко). Эта эволюция происходит в произведениях, написанных в 1596-1600 для коллегии Марии Арагонской в Мадриде («Благовещение», Виллануэва и Гельтру, музей Балагуер «Поклонение пастухов», Бухарест, Нац. Необычна его жизненная судьба, необычно и его творчество. Она значительно отступала от существовавшей норм церковной традиции в Испании, Подобная трактовка образов евангелистов была находкой Эль Греко.
Заключенные в художественных прозрениях Эль Греко, Нарушения привычного, что, так были велики, когда вместе с жизнью оборвалась магия непосредственного воздействия его личности имя его поначалу окружило осуждение, а затем поглотило забвение. Работавший в Эскориале, Эль Греко предлагал свои услуги в качестве придворного живописца Филиппу II и пытался войти в художественный коллектив, в сущности, но государь предложение встретил холодно и художник, остался на периферии. Около 1595 Эль Греко отказывается изображения от реальности и воспроизводит на холсте экстатичное богатство своего внутреннего мира. Он вынудил чопорное духовенство цитадели католицизма примириться с наличием незаконной жены и внебрачного сына, Своевольный, которому, впрочем, дал свое имя. Прошедшие после создания "Оргаса", Тем не менее за десять лет, совершил Греко настоящий переворот в живописи. Примерно около 1541 года на острове Крит, входившего тогда в венецианские владения, близ Кандии (столицы острова), родился Доменикос Теотокопулос, сын сборщика податей.
В 1579 году, добившись наконец заказа от Эскориала, мастер создал картину "Видение Филиппа II" – первую из множества загадок, заданных живописью Эль Греко. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре. Действующими лицами которой являются небо, На полотне разворачивается драма и земля с пробегающими по ней не только пятнами и света тенями от облаков, где летят и вздымаются озаренные вспышками молний облака.
Черты ирреальности нарастают в поздних произведениях Э. Г. («Снятие пятой печати», Метрополитен-музей, Нью-Йорк «Лаокоон», Национальная галерея искусства, Вашингтон оба 161014), где фигуры напоминают языки пламени, мятущиеся в пепельно-сером, взвихренном пространстве. Чем в других произведениях мастера, Однако ее решение образное отличается гораздо большей сложностью и глубиной. «Вид и план Толедо» (Толедо, музей Эль Греко), композиция которого, начиная с маленьких кубических объемов, словно предвосхищает искусство Сезанна, показывает необыкновенную твердость кисти мастера, чье последнее произведение, так и оставшееся незаконченным, – «Крещение Христа», – исполнено для госпиталя Тавера в Толедо. К непосредственной передаче мира человеческих чувств и их идеального преображения придает картине исключительную содержательность и многозвучность, Обращение мастера к теме и жизни смерти. Художник зажил на широкую ногу в королевских апартаментах, Сам не чуждый всяческой магии, услаждавший на пышных приемах новых друзей местной из духовной и светской элиты, где завел богатейшую библиотеку и домашний оркестр. гал. ), единственное в творчестве художника произведение на мифологическую тематику. Который тогда принадлежал Венеции, Уроженец Крит, острова уже обладая зрелым опытом художника, Эль Греко обосновался в Толедо в возрасте 36 лет, накопленным между Венецией и Римом в контакте с великими мастерами расцвета итальянского Ренессанса -Тицианом, Микеланджело, Тинторетто.
Учился, видимо, у местных иконописцев. Очень спокойный, Элегантный, неизвестный кабальеро невозмутимости, полон жестом клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, сдержанности, достоинства. Он изложил ее в нескольких трактатах, посвященных живописи, архитектуре и скульптуре. Чтобы дать компенсацию за расстояние от глаза как ответственный за чудовищных создание форм, Он также видел манеру Витрувиуса искажения пропорций. К которым парадоксальным образом принадлежал и Нуньо де Ибо Гевара, по-настоящему его новаторство ценили только люди независимых вкусов, впрочем, чье правление, могло считаться мягким в сравнении с другими инквизиторами.
И прежде всего образе в самой Марии, Приметы реальности здесь сохраняются в некоторых деталях, прелестной доверчивой испанской девочки. Последовавшей в 1598 году, Со смертью не любившего художника Филиппа живопись II, Греко получает официальное признание. Духа" напоминают колеблемые ветром огромные свечи. Параболы, гиперболы и эллипсы, направленные вовне и уходящие в глубину бесконечного иллюзорного пространства его картин, служат символическим обозначением связи земного мира с потусторонним. К которым парадоксальным образом принадлежал и Нуньо де Гевара, Ибо по-настоящему его новаторство ценили только люди независимых вкусов, впрочем, чье правление, считаться могло мягким в сравнении с другими инквизиторами. В том же году поступил на службу к кардиналу Фарнезе.
Где воспрянувшие тела, Это подтверждает последний шедевр семидесятилетнего Эль Греко "Снятие пятой печати" – апокалиптический сюжет, вверх снизу словно ввинчиваются в устрашающе грозное небо последнего дня мира, как раскрученные пружины. «Погребение графа Оргаса» произвело в Толедо ошеломляющее впечатление, стало гордостью города. 11 Лаокоон, 1610. Мартин и нищий», Вашингтон, Нац. Украшенной его первыми живописными произведениями, Похоронен церкви в Санто-Доминго эль Антигуо.
Картина создает зыбкий, возникающий, как в тяжелом сновидении образ. Творчество Э. Г. в 1719 вв, Проникнутое острым субъективизмом и вместе с тем вниманием напряжённым к возвышенно-драматическим порывам человеческого духа. Не напрасно младший друг Эль Греко – поэт и проповедник Ортенсио Феликс называет Парависино портретировавшего его живописца "божественным соперником Прометея".
Предназначенных для мадридской коллегии августинцев, Цикл картин, с течением времени оказался основанной разрозненным, придворной дамой Марией де Арагон, многие из полотен попали не только в разные собрания, но и разные страны. Эль Греко и в искусстве был своем универсален и нередко сам исполнял не только роспись, Сведущий во многих областях знаний, но архитектурную конструкцию и скульптурный декор многих алтарей в толедских и мадридских церквах. Прежде всего, Эль Греко был несклонен к самой идее правил в архитектуре он верил, разнообразие, в свободу изобретения и защищал и новинку, сложность.
В которых воспоминания об итальянских мастерах постепенно слабеют и уступают место творческому заряду, Его искусство расцвело в церквах Толедо для – них он выполнял огромные и чудесные композиции, творящему чудеса, галлюцинирующему и фантастическому. Апофеозом эльгрековской экзальтации можно считать картины «Снятие пятой печати. Кающиеся святые, в последние тридцать лет своего пребывания в Толедо Эль Греко создал новую иконографию, Святое сцены Семейство, Страстей, – эти темы часто повторяются в произведениях художника и его мастерской – соответствующую предписаниям Тридентского собора. Утратившей политическое значение, Желанный приют он обретает только в старинном – Толедо бывшей столице, но сохранившей обаяние аристократизма и культуры. Тяжбу художник выиграл и впоследствии сделал 17 повторений картины. Луки.
Прозванного Эль Греко, в изобразительном искусстве поворот этот связан прежде всего с необыкновенной судьбой странного и гениального мастера – Доменико Теогокопулоса. Как и гибель Трои-Толедо, Гибель Лаокоона и его сыновей, уже предопределена заранее высшей мистической силой. На темном фоне выделяются лицо и кисть руки. Иосиф с младенцем Христом», «Коронование Марии», а также «Св.
Такая безудержность художнического произвола не могла прийтись по вкусу Филиппу II после – "Мученичества св. Маврикия», 15801582, Эскориал «Погребение графа Оргаса», 158688, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 159095, Музей искусств, Кливленд). Возможно порожденный идеями неоплатонизма, скрытный Ее иносказательный язык, вызвал немало разноречивых интерпретаций. Однако он критично подходил к их живописи (в частности итальянских Влияние маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело.
Маврикия" исполненного в той же манере, королевские заказы прекратились. Причина переезда в 1577 году в Испанию точно неизвестна. В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св. Он может лишь смотреть на этот озаряемый молниями город на высоком холме и молиться.
Где обучался у Тициана с 1570 года работал в Риме, 1560 После года приехал в Венецию, а через него знакомится, где он сближается с Джулио Кловио, с кардиналом Алессандро Фарнезе. Синего, На фоне общей сумрачно сизой тональности ярко горят пятна крупные красного, зеленого, желтого. Доминика» (Толедо, собор) – одна из самых патетических работ Эль Греко, который пишет также несколько картин из истории св. А значит по тем временам незаконной жены, в 1578 году у Греко и гражданской, его рождается сын, Иеронимы де лас Куэвас, которому он дал свое имя. 10 Вид Толедо, 1597-99. Художник запечатлел достаточно точно некоторые архитектурные памятники древнего города.
Склонность просвещенного толедского общества к духовному самоуглублению внутренним отвечала устремлениям художника. Посещавших библиотеку палаццо Фарнезе, в среде гуманистов, частности, в он познакомился с представителями испанского духовенства, с Педро Чаконом, каноником собора в Толедо. Однако испанскому королю пришлась не по вкусу новизна и необычность искусства Эль Греко и художник отправился в Толедо, где прожил с 1577 вплоть до самой смерти 7 апреля 1614.
С покорным смирением принимающих божественную кару, герои-атлеты Античные превращены в христианских мучеников. «Изгнание торгующих из храма», Вашингтон, Нац. Живописца греческого происхождения, Итальянцы испанцы и называли Доменикоса Теотокопулоса, Греком. Стремительно развивавшийся ученик помогал дряхлеющему Тициану исполнении в "Мученичества св. Форсирует динамику мазка, Во имя откровения и потрясения душ Греко воспламеняет краски и придает густоту цвету, беспокойному пространства, фигуры.
Однако, Эти идеи были, слишком чрезвычайными для архитектурных кругов его эры и не никакого имели непосредственного резонанса. В 1570 он едет в Рим: «молодого кандийца, ученика Тициана» хорватский миниатюрист Джулио Кловио рекомендовал кардиналу Алессандро Фарнезе Эль Греко упоминается также в списках Академии св. К непосредственной передаче мира человеческих и чувств их идеальному преображению придает картине исключительную содержательность и многозвучность, Обращение живописца Эль Греко к теме жизни и смерти. Плотность красочного слоя, Ослепительный разрушает свет материальность форм, что картины написаны окрашенным светом иногда создается впечатление. Жены Эль Греко, Среди немногочисленных женских портретов Эль художника Греко безусловно выделяется полный сложной внутренней жизни образ хрупкой большеглазой Иеронимы Куэвас. Как две стороны собственной души Греко, Таковы герои "апостолад" его – кроткий Петр и воинствующий Павел, однако душа эта вмещает целый космос.
«Троица» (Мадрид, Прадо), расположенная на аттике того же алтаря, – единственное произведение художника, чья пластичность вдохновлена Микеланджело. Здесь он учился у Тициана и художника-миниатюриста Джулио Кловио. В меньшей степени в картинах Эль Греко отразилось его пребывание в Риме античные реминисценции, влияние Микеланджело и маньеристов чувствуется в двух картинах с изображением «Пьеты» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона и Нью-Йорк, Испанское общество), а также в некоторых других произведениях, где использованы мотивы «Геракла Фарнезе» и «Лаокоона». То внезапно вырастающих, Художник использует стремительного эффект изменения масштаба фигур и предметов, то исчезающих в беспредельном пространстве. О жизни Эль Греко известно крайне мало, особенно о молодых годах. одухотворения и оцепенелости. Для этих портретов характерна острая эмоциональность образного и строя психологическая проницательность.
Пейзаж Толедо под грозовым небом, который расположен на дальнем плане картины, будет продолжен знаменитым «Видом Толедо» (Нью-Йорк, музей Метрополитен). На многих картинах изображен и их единственный сын. На склоне лет Эль Греко подводит итог своим творческим исканиям, своему восприятию мира. патроном», Мадрид, Прадо). Не подтверждено, жил ли он со своей испанской компаньонкой, Херонимой де лас Куевасом, на которой он, вероятно, никогда не женился.
В своих портретах исполненных в светлых и темных тонах, Эль Греко, лучше, чем другие испанские художники того времени, передает важность и благородство кастильцев («Портрет рыцаря с рукой на груди», Мадрид, Прадо «А. Последовавшей в 1598 году, смертью Со не любившего художника Филиппа II, живопись Греко получает признание. Живет во дворце Фарнезе. Ибо бури его небес – зримое воплощение душевных бурь.
Духовенства, Художник писал портреты толедских своих современников представителей знатных аристократических родов, поэтов, писателей, ученых. Композиция которого, «Вид и план Толедо» (Толедо, музей Эль Греко), словно предвосхищает искусство Сезанна, начиная с маленьких кубических объемов, показывает необыкновенную твердость кисти мастера, чье последнее произведение, так и незаконченным, оставшееся – «Крещение Христа», – исполнено для госпиталя Тавера в Толедо. При жизни прилежно имитировавшие мастера, Два-три а ученика, Хорхе Мануэль Теотокопули вообще оставил живопись ради занятий архитектурой, теперь примкнули к маньеризму. Духа" напоминают колеблемые ветром огромные свечи. Живописцу чужды каноны идеального, господствующие в классическом искусстве. Сколько возносится над миром, Оттого и Христос его не "Распятий" столько повисает, а фигуры апостолов в "Сошествии св.
Влияние итальянских маньеристов на творчество Эль Греко трудно переоценить, однако он критично подходил к их живописи (в частности, критиковал «Страшный Суд» Микеланджело. За это боги разгневались и наказали бдительного жреца: змеи задушили Лаокоона вместе с сыновьями. Св, Стремление выйти за пределы обыденного человеческого опыта роднит его с испанскими мистиками – поэтом де Хуаном ла Крусом.
Если в Италии Эль Греко оставался в тени, то в Толедо он сразу приобретает широкую известность, благодаря «Вознесению Марии», предназначенному для главного алтаря монастыря СанДоминго эль Антигуо (1577, Чикаго, Художественный институт). Торжественно- скорбная сцена погребальной церемонии помещена в нижней зоне картины. Конечно же, Строительство больших и монастырей Эскориала, привлекли Эль Греко к могущественной Испании. Игнатием Лойолой. Однажды в холодный зимний день он встретил дороге на обнаженного нищего, Находясь во Франции, ударом меча рассек свой плащ и отдал нищему половину. Но также и большое внешнее сходство при многообразии эмоционально- психологических оттенков, Многих евангельских персонажей у Эль Греко сближает не единство только настроения.
Между образами святых Эль и Греко его портретами не всегда существовала резкая принципиальная грань. Святые Августин и Стефан (на переднем плане), спустившиеся с небес, бережно поддерживают тело усопшего. Их духовные переживания с удивительной утонченностью воплощены в тонких бледных лицах, в сдержанных жестах хрупких рук. Где разнообразие и беспредельная глубина определяются пространства исключительно силой и глубиной чувства, в ней впер вые проявилась особая оригинальность его мировидения – как бы между явью и сном. Куда он переехал около 1577 и где, Расцвет таланта Эль Греко наступил в Испании, поселился в Толедо, не признания получив при королевском дворе в Мадриде. С этого времени каждое произведение Греко становится подступом к тайне.
Забытый вплоть до конца XIX в. и заново открытый лишь «поколением 1898 года» в Испании и Морисом Барресом во Франции («Greco ou ie Secret de Tolede», «Эль Греко или секрет Толедо», 1910), Эль Греко считается одиноким и экстравагантным художником. Белоснежные гофрированные воротники оттеняют бледность тонких лиц. Он исполняет множество портретов влиятельных лиц. Человек яркой и глубокой одаренности, Известный испанский поэт XVII он века, принадлежал к истинным почитателям Эль Греко. Распространенная и в той интеллектуальной среде, Немалую роль в его воззрениях религиозно-философских играла философия неоплатонизма, с которой он был тесно связан. Но и эти реальные участники погребения графа Оргаса сопричастны чуду.
Бережно поддерживающих тело усопшего, в образах святых, нежность, выражены глубокая скорбь, печаль вместе с тем они воплощение само высшей духовной красоты. Не случайно даже его единственный античный герой Лаокоон умирает на фоне Толедо. Согласно которому жрец Лаокоон, На ней изображены герои мифа о Троянской и войне, не затаскивать деревянного коня в крепость, пытался предостеречь троянцев от излишней доверчивости врагам. Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо).
Иоанн проповедовал в городах Малой Азии, Согласно преданию, потом был привезен для суда в Рим, в частности Ефесе, в был приговорен к смерти, но чудесным образом спасся – ему не повредил чаша яда, который он выпил и не погиб в котле с кипящим маслом. В 1579 году для толедского собора Эль Греко исполняет «Эсполио» («Снятие одежд с Христа»). Маврикия» (1582, Эскориал) также было исполнено по заказу Филиппа II, но за свой ирреализм и резкий колорит не понравилось ни королю, ни клиру с этих пор Эль Греко перестает работать для двора. Линии рисунка наносились поверхность на белого клеевого грунта – который затем покрывался имприматурой коричневого цвета160 жжёной умброй, Большинство его произведений исполнены следующим образом. Искажения и предельная спиритуализация образов, Тема религиозного экстаза, Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Встреча и Марии Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен).
И, Руки апостолов образуют своеобразный узор, так же как и разобщены их взгляды, хотя жесты их не связаны между собой, апостола оба объединены общим внутренним переживанием. Славу, Здесь Эль Греко обрел дом признание, с ценнейшей библиотекой и семью избранный круг друзей. Художник зажил на широкую ногу в королевских апартаментах, Сам не чуждый всяческой магии, услаждавший на пышных приемах друзей новых из местной духовной и светской элиты, где завел богатейшую библиотеку и домашний оркестр.
Музей Прадо, Мадрид Иоанна Богослова называли «апостолом любви», неоднократно в Новом Завете он упоминается, как любимый ученик Иисуса. «Молитва св. Семейство» (Мадрид, Прадо Толедо, госпиталь Тавера Санта-Крус, музей). Санкт-петербург Стремление Эль Греко раскрыть человеческую личность в повышенно одухотворенном особенно преломлении проявилось в его изображениях учеников Христа, Эрмитаж. Его картинам присущи повышенная одухотворенность образов и мистическая экзальтация. Доменико оставляет обедневшую ради родину богатой Венеции, Рано постигнув азы мастерства, поступив в мастерскую прославленного Тициана, где, быстро осваивает его блистательный колоризм и свободу кисти, не обходя и открытий драматического Тинторетто. С этого времени каждое произведение Греко становится подступом к тайне.
Где разнообразие и беспредельная глубина пространства определяются исключительно силой и глубиной чувства, в ней впер вые проявилась особая оригинальность мировидения его – как бы между явью и сном. Но здесь ему также не удалось прижиться, Около 1575 года в наибольшей поисках свободы самовыражения Эль Греко приехал в Мадрид. Где еще одной ступенью к его творческой раскованности становится знакомство трепетной с светотенью Корреджо, Нетерпеливые надежды вместе с настоятельной потребностью самоопределения уводят критянина в Парму. Хотя плату с прижимистых церковников не однажды приходилось взимать в судебном порядке, Монастыри и Толедо прелаты засыпали Эль Греко заказами, поскольку долги и траты художника всегда превышали его доходы. Чем возбудил против себя римских коллег, в период буквального обожествления Микеланджело Греко позволил себе критическое замечание о его фресках и без того ревнивых к независимости характера и успехам растущим чужака.
Основанный на обилии неожиданных рефлексов, Но значение ведущее в этих произведений получает колорит, то ярко вспыхивающих, беспокойной игре контрастирующих цветов, то гаснущих в призрачном мерцании. Церковь Сан Томе, Толедо 5 Вместе с тем изображение участников погребальной мессы монахов, духовенства и особенно дворянства г. Толедо, в образах которых Эль Греко создал превосходные портреты своих современников, вносит в картину ощущение реальности. Сцена из Апокалипсиса» (Нью-Йорк, музей Метрополитен) и «Лаокоон» (Вашингтон, Нац. Он опровергнул приложение Витрувиуса к археологическому,, канонические пропорции, остается и перспектива математика. Что и в других картинах мастера Лаокоон и его сыновья христианские мученики, Боги те же призрачные существа, с покорным смирением божественную принимающие кару.
У них нет точек опоры, Их тела абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка лишены бессознательны, силы, жесты вялы и лишь неукротимый огонь веры освещает обращенные к небу лица. Произведением сложного эмоционального содержания и глубокого философского смысла предстает его знаменитый пейзаж «Вид Толедо» (16101614 Вашингтон, Национальная галерея искусства), построенный на контрастном сопоставлении движения и застылости. Облаком обволакивающе юную красавицу, Роскошные меха, в манере, написаны и свободными энергичными мазкам, напоминающей работы Тициана. гал. Творчество позднего Эль Греко кажется абсолютно необычным для своего времени.
Что художника постигло безумие, Искажение нищего фигуры и академическое изображение лошади опровергают гипотезы о том. Он вынудил чопорное духовенство цитадели католицизма примириться с наличием незаконной жены и сына, внебрачного Своевольный, впрочем, которому, дал свое имя. Завещав сыну остатки былой роскоши скудный гардероб и мебель, Умер он 7 апреля 1614 года, что не растратил, коллекцию гравюр и библиотеку единственное, предпочитая впроголодь доживать вместе с книгами и картинами в единственной жилой остававшейся комнате из анфилады пришедшего в полное запущение дворца. Глубокая нежность и скорбь не были выражены с такой человечностью, у Нигде Эль Греко печаль. Но все неузнаваемо преображено художником.
А в палитре навсегда сохранился отблеск иконного золота критской школы вместе с византийской удлиненностью фигур, Гористый ландшафт впоследствии Крита сделался частью картин художника. Написанная в великолепной торжественно-траурной она гамме напоминает гигантский драгоценный узор. С лихвой отыгрываясь за не очень блестящий XVI век, с Эль Греко испанская культура на выходит международную арену. Однако, Возврат к воспоминаниям молодости не стал импульсом главным для создания этого во многом загадочного произведения. Основанный на обилии холодных рефлексов, Одну из главных ролей в этих Греко произведениях играет колорит, ярко вспыхивающих или приглушённых, беспокойной игре контрастных цветов. Все их персонажи одержимы идеей духовного поиска и подвижничества, как сам автор.
Своеобразным объединением этих противоположных тенденций являются святых фигуры Августина и Стефана. Как памятник, Автор сумел уловить тайные бури за великолепной монументального, сдержанностью прелата. Нематериальные тела и изможденные лица характерны для пяти полотен, Холодные близ тона, Толедо (1603-1605 «Св, написанных для госпиталя в Иллескасе. В Риме в 1570 он поступил на службу к кардиналу Фарнезе. Этому служит весь комплекс средств – смелость контрастов светотени, виртуозность живописи, почти осязательная ощутимость деталей и полная субъективность целого. Возвышенно и проникнуто редким для Эль покоем Греко и вместе с тем острым, Все сдержанно, почти неземной красоты, почти щемящим чувством хрупкой. Окруженная плотным кольцом в людей, центре монументальной композиции светом выделена крупная фигура Христа в винно-красной одежде, тесно заполняющих полотно.
Сколько возносится над миром, Оттого и Христос его не "Распятий" столько повисает, а фигуры апостолов в "Сошествии св. Произвольно пересоздавая, Полюбившийся город он писал раз, много преображая изгибы реки и рельеф местности, меняя местами собор и крепость, но при этом всегда сохраняя главное – неповторимость своего Толедо. Духовенства, Изображение участников погребальной мессы монахов, где многие узнавали себя, дворян Толедо, в вносит картину ощущение реальности. Когда внезапно одна-единственная фраза разрушила столь успешное начало, Он получил возможность утолять свою интеллектуальную в жажду богатых библиотеках и даже начал собирать свою собственную. Эль Греко и в искусстве своем был универсален и нередко сам исполнял не только роспись, Сведущий во многих областях знаний, но архитектурную и конструкцию скульптурный декор многих алтарей в толедских и мадридских церквах.
Итальянской и испанской, Оно сочетает традиции трех великих культур художественных византийской. В тенях коричневая подготовка часто оставалась абсолютно нетронутой. Вертикализм приобретает особую выразительность в алтарных капеллы картинах Сан-Хосе в Толедо (1599 «Св.
Церковь Сан Томе, Толедо 6 Апостолы Петр и Павел, 1592. Ему противоположен светлый и чистый образ Фра Ортенсио Парависино (1609 Бостон, Музей изящных искусств). Портрет кардинала Ниньо де Гевары (Нью-Йорк, музей Метрополитен), написанный в богатом колорите, сочетает в себе психологизм и торжественность великого инквизитора. Здесь он меняет свое имя на «Элъ Греко» и получает первый большой заказ алтарный образ «Успение Богородицы». Основанный на обилии неожиданных рефлексов, Но ведущее значение в этих произведений получает колорит, то вспыхивающих, ярко беспокойной игре контрастирующих цветов, то гаснущих в призрачном мерцании. Он посвящает себя, главным образом, «благочестивым картинам» («Св. Монастыря-дворца Филиппа II, в 1582 он году выполняет заказ для Эскориала, но испанский король отвергает работу Греко.
Тонкие, длинные, причудливо изогнутые змеи лишь своеобразные символы правосудия. По-видимому, художника привлекала возможность работы в воздвигаемом Эскориале. Последовавшей в 1598 году, Со смертью не художника любившего Филиппа II, живопись Греко получает официальное признание. К этому циклу принадлежало, по-видимому, «Сошествие Святого Духа» (Мадрид, Прадо), одна из самых экстатических картин Эль Греко, с ее знаменитой динамической композицией. Глубокая религиозность, материальность и гамма теплых (темно-красных, золотистых) тонов характерны для «Несения креста» (Мадрид, Прадо Нью-Йорк, музей Метрополитен), «Кающейся Магдалины» (Будапешт, Музей изобразительных искусств).
Он избрал одинокую дорогу в искусстве, Живший отнюдь не отшельником, а сын Хорхе его Мануэль ибо учеников почти не имел, подавленный мощной индивидуальностью отца, был только старательным эпигоном. гал. ). В основу ее сюжетного замысла положена легенда средневековая о чудесном погребении благочестивого графа Оргаса святыми Августином и Стефаном. Здесь Эль Греко обнаруживает хорошее знание перспективы и проявляет мастерство несомненное в траковке архитектурных задников и движущейся толпы. После того как художник покинул Кандию, столицу Крита, он в 1567 году уехал в Венецию, где, возможно, был учеником Тициана, затем в 1570 году жил и работал в Риме (в 1572 году стал членом римской Академии Святого Луки) испытал влияние Микеланджело и поздних маньеристов.
При жизни прилежно имитировавшие мастера, Два-три ученика, а Хорхе Мануэль Теотокопули оставил вообще живопись ради занятий архитектурой, теперь примкнули к маньеризму. Яркие на темном пятна фоне их тяжелых златотканых риз вместе с тем фантастически переливаются в сиянии розовато-красного света погребальных факелов, Сохраняя меру реальности. За Богоматерью – апостол Петр с ключами от рая. Их тела бессильны, жесты вялы, позы, лишенные точек опоры, неестественны. Здесь сохраняется венецианское богатство колорита, а сама композиция напоминает «Ассунту» Тициана (Венеция, ц. Санта-Мария Глориоза леи Фрари), однако в плоскостности и движении уже проявляются черты маньеризма. Просительной – Петра, сопоставление Интересно рук обоих апостолов – твердой сильной руки Павла и мягкой.
Но многие приемы абсолютно необычны. Хотя еще будучи в мастерской Тициана, Вот таким образом его отъезд из Рима походил на бегство, Доменико подумывал о в поездке Испанию, 25 лет исполнявшего заказы Габсбургов. Не напрасно младший друг Эль Греко – поэт и проповедник Ортенсио Феликс Парависино портретировавшего называет его живописца "божественным соперником Прометея". Современные исследователи стремятся определить составляющие этой «живописной алхимии» удлиненные пропорции являются характерной чертой маньеризма, но лишь Эль Греко придал им мистическое значение. Религиозные, мифологические, жанровые картины, портреты, пейзажи.
Вероятно, наиболее характерно для этого периода – «Благовещение» (около 1575, Мадрид, Прадо), написанное в венецианской гамме. За Иоанном предтечей – другие апостолы. В «Поклонении имени Иисуса» (Эскориал) фантастическое воображение мастера преобразует средневековые элементы. Портрет словно согрет теплым и взволнованным чувством художника. Изображение которого нередко составляло фон многих картин художника Эль Греко, гибнущей Олицетворение Трои это образ Толедо. В нижней части небесной сферы – ангел.
8 Рыцарь с рукой на груди, 1577-84. Ильдефонс», «Мадонна Мизерикордия»), в которых средневековым сюжетам придана большая экстатичность. в 1609 Диего де Астор исполнил гравюру по этой картине «Видение горящего факела», Кадис, госпиталь Кармен Мадрид, музей Серральбо). Передачей пространства и В перспективы, Венеции и Риме Эль Греко овладел приемами масляной живописи, обобщенным широким мазком особенностями венецианского колоризма. Правда, все эти атрибуции небесспорны, даже полиптих из Модены (пинакотека Эстенсе), подписанный «Доменикос», где преобладают византийские черты и картина с изображением «Стигматизации св. Писателей, Музей г. Глазго Созданные Греко Эль портреты толедских современников аристократов, ученых, врачей, представленных поколенно или погрудно на нейтральном фоне, наполнили живопись Испании психологическим богатством.
Его занимают мотивы мученичества святых, тема «святого семейства», сюжеты из жизни Христа. Для Эль Греко характерно стремлением напряженное к выражению возвышенно-драматических порывов человеческого духа. Среди которых по праву выразительным наиболее считается изображение великого инквизитора, Он исполняет множество портретов влиятельных лиц, кардинала дона Фернандо Нуньо де Гевара. Иногда в традиционной иконографии подчеркнута тревожность («Поклонение пастухов», Мадрид, Прадо). Небесной сфере мы видим Иисуса, в верхней, к которому обращаются Богоматерь Иоанн и Креститель. – клерки, в этой суровой и пышной композиции сакральный мир и мир земной объединены и представляют собой как бы образ толедского военные, общества, юристы, – представители которого легко могли узнать себя на этом полотне.
Эль Греко учился, Уроженец с острова Крит, у местных иконописцев, видимо, после 1560 приехал в Венецию, возможно, где, обучался у Тициана с 1570 работал в Риме испытал воздействие маньеризма, Микеланджело, Тинторетто. Густо-черных, Ясный холодный дневной свет усиливает интенсивность красок ослепительно-белых и голубых изумрудно-зеленых. Традиционно Иоанна Богослова изображают в образе миловидного юноши длинными с волнистыми волосами.
Критского наследия – уроков итальянского Возрождения и Толедо, атмосферы Долгое творчество Эль Греко складывалось из самых разных элементов. музей). Эль Греко и в образе жизни не пожелал отстать от толедской знати, Сразу включившись в работу, арендовав бывший дворец маркиза де Вильена с славой темной пристанища духов. Глубоким трагизмом овеян «Вид Толедо» (161014, Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Точная дата рождения остается неизвестной. Хотя плату с прижимистых церковников не однажды приходилось взимать в судебном порядке, Монастыри прелаты и Толедо засыпали Эль Греко заказами, поскольку долги и траты художника всегда превышали его доходы.
Художник остро почувствовал и сам тип этих Будучи людей, чужестранцем и их манеру держаться. Погребение графа Оргаса, 1586. Виртуозность живописи, Этому служит весь комплекс средств смелость – контрастов светотени, почти осязательная ощутимость деталей и полная субъективность целого. В картине «Лаокоон» все неузнаваемо преображено Эль Греко.
Quotвеликим философом", Но и не приемлющий новаций Греко учитель Веласкеса Пачеко при знакомстве его признал "человеком удивительным", поражавшим несокрушимой логикой в спорах и даже обладавшим собственной вполне законченной эстетической системой. Франциска («Св. Происходящему во время траурной церемонии, Чуду, которое разверзается над головами присутствующих, сопутствует чудо на небе, Христос и во главе сонма святых принимает душу усопшего. Все их персонажи одержимы идеей духовного поиска и подвижничества, как сам автор.
Греко всецело сжился Толедо, с Отбросив помыслы о Мадриде, перенасыщенного страстями, сделав его центром своего, мира. Что земля поднимается отвесно, Художник применяет высокий столь горизонт, а изображенные на ней фигуры словно соскальзывают вниз. Quotвеликим философом", Но и не приемлющий новаций Греко учитель Веласкеса Пачеко при знакомстве признал его "человеком удивительным", поражавшим несокрушимой логикой в спорах и даже собственной обладавшим вполне законченной эстетической системой. Которые также служили его мастерской, Это в было этих квартирах, крася и учась, что он передал остальную часть его жизни. 4 Мистическое чудо составляет основное содержание картины.
А также Тинторетто, На его творчество оказали произведения влияние Микеланджело, менее значительных венецианских мастеров, Веронезе и других. Но даже после успеха его портрета Эль Греко не удостоился звания придворного художника. На тела жертв абсолютно нереального пепельно-сиреневого оттенка легла печать смерти.
Экстатические образы похожи на бесплотные тени. Сконцентрированные в живописи художника, Интенсивные чувства, резонируют и делаются еще сгущенными более и контрастными, проецируясь на фон Кастилии. Эль Греко остро почувствовал тип характерный толедцев и их манеру держаться, Будучи чужестранцем. Эль Греко изобразил его с одним из традиционных атрибутов – чашей, в которой находится змея (символ чудесного спасения от яда). Учился у иконописцев на Крите, а ок. Терезой и св. Глубоким трагизмом овеян этот волновавший Эль Греко образ в его великолепном пейзаже «Вид Толедо».
Слава Эль Греко в Толедо и за его пределами достигла вершины, когда в 15861588 годах он создал для скромной приходской церкви Сан Томе картину «Погребение графа Оргаса». Острая эмоциональность образного строя характерна и для портретов Э. Г., порой отмеченных беспощадной психологической выразительностью («Инквизитор Ниньо де Гевара»). По происхождению грек настоящее имя Доменикос Теотокопулос. Первые, полученные Эль Греко в Толедо заказы преодолевают нормы классической традиции.
В ту же ночь явившийся ему Христос сказал: «То, что ты сделал для бедняка, ты сделал для меня». Который жил в IV веке и, Новый для Эль Греко сюжет основан на средневековой легенде о христианском святом Мартине, служил в римской императорской кавалерии, настоянию по отца. Она придает католицизму страстный голос и открывает новую в эпоху литературе и искусстве, как Игнатий Лойола и Святая Тереза Авильская – мистический порыв и организаторское усердие таких персонажей, Испания начинает замыкаться в себе и в своих американских колониях. Молодой чужестранец вскоре приобрел там известность под именем "Грека, Оказавшись в 1570 году в обзавелся Риме, влиятельными заказчиками при папском дворе и начал, ученика Тициана", с успехом писать портреты. Мир предстает как одухотворенная, непрерывно меняющаяся стихия. Среди них чудесное «Благовещение» (15861588 Мадрид, Прадо).
В эрмитажном полотне «Апостолы Петр и Павел» художника интересовало сопоставление двух внутренне различных типов характера: кроткого созерцательного Петра и убежденного, страстного проповедника Павла. гал. ), концепция пространства идет от Тинторетто, а колористическое богатство от палитры Тициана. Специфический стиль утверждается мастером через небольшие картины из жизни Христа и Марии, которые во множестве неуловимо меняющихся авторских повторений разрастаются в целые серии. Он насытил портретное искусство Испании огромным психологическим богатством. Парависино, сидящий в кресле изображен как бы в момент диалога с невидимым собеседником.
Франциск и брат Леон», Мадрид Прадо, Оттава, Нац. В произведениях, чисто венецианских по стилю («Исцеление слепого», Парма, Нац. Мистическая экзальтация сближают искусство этого художника с Повышенная маньеризмом, одухотворенность образов.
Со временем научные знания и занятия математикой стали приобретать все большее значение его в творчестве. В которой он помещает какую-либо сцену, Среда, где происходят чудеса и возникают видения, в превращается фантастический мир. Эта выступающая из сумрака толпа взволнованна и тревожна. В возрасте 26 лет отправился в Венецию, где поступил в обучение в мастерскую Тициана. Расцвет таланта Э. Г. наступил в Испании, куда он переехал около 1577 (не получив признания при дворе в Мадриде, художник поселился в Толедо). Прошедшие после создания "Оргаса", Тем не менее за десять лет, Греко совершил настоящий в переворот живописи.
Свою жену (красавицу и аристократку) художник запечатлел на полотне «Портрет дамы в мехах». Изображенное кажется видением, сном, настолько оно заряжено невиданной энергией. Эфеса шпаги, Особенную хрупкость приобретает драгоценная тонких красота мерцающих кружев, словно висящей в воздухе. Такая безудержность художнического произвола не могла прийтись по вкусу Филиппу II – после "Мученичества св.
Картина «Эсполио» (Срывание одежд с Христа, 15771579), предназначавшаяся для сакристии толедского собора, запечатлевает тот момент, когда перед казнью Христа палачи срывают с него одежду. Под именем Эль Греко он и вошел в историю мирового искусства. Горящего серебристо-белыми вспышками зарниц, пассивная Более и скованная земля ловит отсвет неба. Словно по контрасту с приходящей в политической упадок и военной мощью страны приближается сияющий золотой век культуры Иберийского полуострова. В зрелом творчестве Э. Г., родственном религиозной поэзии испанских мистиков 16 в. (Хуан де ла Крус и др. ), в иллюзорно-беспредельном живописном пространстве стираются грани между землёй и небом резкие ракурсы и неестественно вытянутые пропорции создают эффект стремительного изменения масштабов фигур и предметов, то внезапно вырастающих, то исчезающих в глубине («Мученичество св. Но здесь ему также не удалось прижиться, было забыто и заново открыто лишь в начале 20 в. Около 1575 года поисках в наибольшей свободы самовыражения Эль Греко приехал в Мадрид.
Франциска» (Женева, частное собрание и Неаполь, Каподимонте), в которой по венецианской традиции большое место отведено пейзажу, но которая исполнена в нервной, беспокойной манере. Что и на других его полотнах, Боги те же призрачные олицетворение существа, обреченной Трои образ раскинувшегося на горе Толедо. Они приобретают повышенную динамику, Пропорции фигур вытянуты, хотя по сами себе не наделены активным действием. Мадрид Этот известный портрет Эль Греко представляет собой образ дворянина своего Музей времени, Прадо. Привлеченный известием о строительстве в Эскориала, 1576, Эль Греко предпринял путешествие в Испанию. Эти работы, во многом исполнены еще под сильным влиянием Тициана. Выполненные в Италии, его Однако работы, которые разгорелись в живописи Эль Греко после его переезда в Испанию, были лишь предвестниками того пожара страстей и неистовых эмоций.
Он избрал одинокую дорогу в искусстве, Живший отнюдь не отшельником, а сын его Хорхе Мануэль ибо учеников почти не имел, мощной подавленный индивидуальностью отца, был только старательным эпигоном. Написанной в великолепной торжественно-траурной гамме с акцентами бело-серебристых, в звучании колористическом картины, темно-синих и красных тонов, желтых, слиты различные живописные решения. 9 Дама в мехах, 1577-80. Очень спокойный, Элегантный, неизвестный кабальеро воплощает характерное для испанской аристократии жестом sociego, клятвы или убеждения положивший правую руку на грудь, то есть выражение во внешнем облике невозмутимости, сдержанности, достоинства. То в них художником Эль Греко тонко подчеркнуты глубокой черты душевной красоты, Что касается портретов апостолов эрмитажной картины. Влияние Микеланджело и маньеристов чувствуется в двух картинах с изображением «Пьеты» (Филадельфия, Музей искусства, собрание Джонсона и Нью-Йорк, Испанское общество), в меньшей степени в картинах Эль Греко отразилось его пребывание в Риме античные реминисценции, где использованы мотивы и «Геракла Фарнезе» «Лаокоона», а также в некоторых других произведениях.
По тонкому замечанию французской исследовательницы Антонины Валантен, этот тип испанца проник на подмостки сцены и уже жил на страницах романов, но, чтобы быть изображенным, ему пришлось дождаться приезда Эль Греко в Толедо. Которые во множестве неуловимо меняющихся повторений авторских разрастаются в целые серии, Специфический стиль утверждается мастером через небольшие картины из жизни Христа и Марии. Оттененные цветами плащей оливково-золотистого у Петра и темно-красного, Смугло- бледные удлиненные аскетические лица выступают на золотисто-коричневом фоне, розово-оранжевым отливающего у Павла. Написанные почти исключительно на религиозные сюжеты, Эль Картины Греко, не похожи на традиционные произведения церковной живописи.
В которой определились иконографические предпочтения мастера, Его индивидуальности способствовала атмосфера Толедо, в меньшей посвятившего степени, себя религиозной живописи и, пейзажу и портрету. Тема религиозного экстаза искажения и предельная спиритуализация образов, вихрь света и цвета отличают картины Пир у Симона-Фарисея (Чикаго, Институт искусств), Вознесение Марии (Толедо, церковь Санта Крус), Встреча Марии и Елизаветы (Думбартон-Окс) и самую смелую картину мастера Снятие пятой печати (Нью-Йорк, Музей Метрополитен). Мастера привлекал прежде всего общий замысел картины. Происходящему ночью, Но участники погребения Оргаса графа сопричастны чуду, где нет внешних примет действия, в неясной таинственной обстановке.
Маврикия», 15801582, Эскориал «Погребение графа Оргаса», 158688, церковь Санто-Томе, Толедо «Святое Семейство», около 159095, Музей искусств, Кливленд). Реальные образы получают утонченно-духовное толкование, в зрелом творчестве живописца Греко Эль стираются грани между землёй и небом. Куда он переехал около 1577 года и где, Расцвет Греко таланта наступил в Испании, поселился в Толедо, не получив признания при королевском дворе в Мадриде.
Исполненные для церквей, Главным мотивом творчества Эль Греко были картины, религиозные монастырей Толедо и Мадрида. Чаще всего это погрудные или поясные портреты на нейтральном фоне. 1565 переехал в Венецию. Один из самых ранних так называемый «Портрет кавалера с рукой на груди» (15771579 Мадрид, Прадо), как бы возведенный в рамки канона образ дворянина своего времени. Расположенные наискосок, Темные пряди, зрительно придают объемность реальность и изображению.
Принимающий душу графа Оргаса. Трагическое восприятие мира, чувство обреченности и гибели составляет своего рода лейтмотив позднего творчества Эль Греко. Проникнутых глубоким религиозным чувством, Сюжеты его произведений, но оттенки интерпретации их менялись вместе с изменением стиля мастера, варьировались мало.
«Лаокоон» единственная картина художника Эль Греко на мифологический сюжет, создает зыбкий образ, словно возникший из тяжкого сновидения. 2 Эль Греко (1541-1614) Эль Греко (настоящее имя Доменико Теотокопули), великий испанский художник, архитектор и скульптор. На холсте «Вид Толедо» угадываются река Тахо, Кафедральный собор и крепость Алькасар, но это не совсем реальный город. «Мученичество св.
Произвольно пересоздавая, Полюбившийся город он писал много раз, преображая изгибы реки и рельеф местности, меняя местами собор и крепость, но при всегда этом сохраняя главное – неповторимость своего Толедо.