Данный научный доклад посвящён искусству Высокого Возрождения, а именно, одному из ярких представителей этого периода, Рафаэлю Санти.
Петра). Как с помощью человеческого тела весь передать диапазон человеческих чувств и эмоций, у Микеланджело он учился тому. Собственно, этавеликолепная ранняя работа молодого художникаявляется частью илифрагментом алтаря Барончи, пострадавшего от землетрясения 1789 года. Чтобы оставить о себе память и вот, в Нуово, Борго он построил себе в Риме, дворец, который был оштукатурен по указаниям архитектора Браманте. Немного раньше, Рафаэль изготовил в красках десять замечательных по красоте и рисунку больших картонов (в красках) на сюжеты из Деяний св.
Что в создании образа абсолютной женской красоты он определенной руководствуется идеей, Но в решении этого вопроса в первую очередь следует учитывать известное высказывание самого Рафаэля из письма к его другу Бальдассаре Кастильоне о том, которая возникает на основании множества впечатлений от виденных художником в жизни красавиц. Иоанна Крестителя" (Лондон, собраниеЛендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) "МадоннаОрлеанская" (Шантильи, галерея)"Мадонна с щегленком" (Флоренция, Уффици) "Мадонна на лугу" (Вена, Художественно-исторический музей)"Святое семейство с безбородымИосифом" (Санкт-Петербург, Эрмитаж)"Святой Георгий" (Вашингтон, Национальная галерея) "БлагословляющийХристос" (Брешиа, Пинакотека) портретыМаддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) "Портрет беременнойженщины" (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе). Между тяжким и легким жизненным путем, даже Но и во сне приходится делать непростой выбор – между книгой и цветком. Он готов к новым, еще более значительным свершениям». Но именно теперь, Экономический Флоренции подъем осталось в прошлом, Пышно расцвело ее искусство, в XV в., она переживала Ренессанс. То совместную работу Рафаэля и Перуджино можно назвать содружеством двух равноправных художников, Но если это так, а не союзом и мастера подмастерья.
Почитавшееся в то время прекрасным образцом фресковой живописи, Произведение Рафаэль это, подписал своим именем большими и очень хорошо видными буквами. Самые прекрасные фрески были созданы Рафаэлем в Станце делла Сеньятура и Станце в Элиодора. Ни мощью второго, Он обладал не ни интеллектом первого, много и напряженно работал, но был счастливым учеником.
Относящихся к этому периоду жизни Рафаэля, Никаких документов и мы вынуждены одними ограничиваться догадками, не сохранилось. Четкость и легкость деталей, удалось Художнику подчеркнуть изящество и жизненность фигур классического сюжета. Легкостью изяществом, богатством фантазии отличаются чисто декоративные росписи, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (около 1515-1516) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-1519). Художественные идеалы Ренессанса он воплотил в своих многочисленных с произведениях исключительной полнотой. Самый молодой из этой тройки гениальных мастеров, Рафаэль, присущих его предшественникам, не знал мук творчества, что придает привлекательность особую творениям его гениального кисти. Городке, Рафаэлябылзапрестольныйобраздляцеркви Сан-Агостино в Чита-ди-Кастелло, расположенном Урбино между и Перуджей.
Ставший ведущим флорентийским художником после того, в их числе был и фра Бартоломее, уехавший в Рим, как в году 1506 город одновременно покинули Микеланджело и перебравшийся в Милан Леонардо да Винчи. Абсолютного физически и духовно, Рафаэлем был универсальный создан образ прекрасного человека, воплощено представление о гармонической красоте бытия. Занимавшего в его искусстве исключительно важное место, в картине этой молодой художник Рафаэль создал свое первое замечательное воплощение образа мадонны. Исследователинаходятвчертах лица мадонны сходство с моделью одного из женских портретов Рафаэля так называемой «Дамы в покрывале» («La Donna Velata», 1516, галерея Питти). Мы точно не знаем ни о том, к сожалению, ни о том, как Рафаэль помогал в работе своему как отцу и где он учился основам мастерства.
Когда жизнь свела его с заказчиками из самых знатных и богатых слоев общества, Эти пригодились знания Рафаэлю позже. Что превзойти Микеланджело в изображении обнаженного тела невозможно, Поняв, он стал красиво драпировать свои фигуры композиционные приемы Леонардо соединил он с характерными движениями Джорджоне. Начатая Рафаэлем незадолго до и смерти так и не законченная, Вилла Мадама, по сложности плана может сравниться только с античными сооружениями. В основе творческого метода Рафаэля живописца Санти оказывается отбор и синтез наблюдений реальной действительности, Иными словами.
1510: "МадоннаАльдобрандини" (Лондон, Национальнаягалерея) "Мадонна Альба" (Вашингтон, Национальная галерея). На стиль работ, вышедших из мастерской в эти годы, оказал заметное влияние Перуджино. Примирение человека со своей бренной судьбой, Ибооновыражает некую нравственную удовлетворенность, приятие жизни всей во ее полноте и обреченности. Подающим большие надежды, До этого в свои 25 лет оставался Рафаэль художником, но еще не достигшим истинных высот известным. Сравнительнособразами других ренессансных живописцев испрежними работами Рафаэля картина «Сикстинская мадонна» обнаруживает важное новое качество повышенный духовный контакт со Зрителем.
Флоренция, 1505, но отличается от нее композицией и более мягкой моделировкой, светотеневой галерея Питти) еще близка по стилю живописи Перуджино. 1505: "Сон рыцаря" (Лондон, Национальная галерея) "Св. Михаил с Люцифером" (Париж, Лувр) "Св. Георгий" (там же) "Три грации" (Шантильи, галерея). На своде представлены аллегорические фигуры и сцены. На заднем плане, в глубине картины, смутно угадываются лица ангелов, едва различимые в золотой дымке, общую усиливая возвышенную атмосферу.
1507, в последних флорентийских работах Рафаэля (Положение во гроб, Рим галерея Св, Боргезе. В портретах создан идеальный образ человека Возрождения (Б. Это словно провидение трагической участи ее сына и одновременно готовность принести в его жертву. Национальная галерея, 1507-08, разработанным Микеланджело, появляется Лондон) интерес к сложным формулам драматически-взволнованного движения. Которые под его кистью символом стали идеальной гармонии, Наиболее известны рафаэлевские мадонны. Одним из прославленных мастеров декоративного искусства, Богатейший орнаментальный декор исполнен Лоджий учеником Рафаэля Джованни да Удине.
Большинство архитектурных сооружений Рафаэля были впоследствии снесены или перестроены, к сожалению, вот таким образом сейчас мы не имеем возможности составить представление его о достижениях в этой сфере искусства. Обучение художников иногда начинается с детства, Действительно, что в Рафаэль самом деле был учеником Перуджино, однако у нас нет других свидетельств тому. Лишь в картине Рафаэля «Мадонна в кресле» персонажи смотрят на зрителя и во взгляде их есть глубокая серьезность, но в более определенной степени их переживания художником не раскрываются. Возродил он и интерес к античной философии, в частности идеализму Платона. Оправдал его плоть, Ренессанс возродил интерес к человеку, что средневековье в считалась «вместилищем греха". 1507-1508: "Положениево гроб" (Рим, галерея Боргезе), пределлас аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) "Святое семействоКаниджани" (Мюнхен, Пинакотека)"Святое семейство с ягненком" (Мадрид, Прадо) "Святое семейство подпальмой" (Лондон, галерея Бриджуотер)"Мадонна Бриджуотер" (Лондон, собрание Эльсмир) "Мадонна Колонна" (Берлин, музей) "Мадонна-садовница" (Париж, Лувр) "Мадонна под балдахином" (Флоренция, галерея Питти) "МадоннаТемпи" (Мюнхен, Пинакотека) "СвятаяЕкатерина" (Лондон, Национальнаягалерея) "Автопортрет" (Хемптон-Корт)"Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро" (Флоренция, Уффици).
Почти всю свою юность художник провел в Читта дель Кастелло, расположенном в верхней части долины Тибра. Ибоегоискусстворадостноеисчастливое. Излюбленная художником "Мадонна на – лугу" классический треугольник, "Мадонна Конестабиле" - композиция в круге – тондо. Иеронима" (Ричмонд, собрание Кук)"Коронование Богоматери" (Ватикан, Пинакотека). «Сикстинская Мадонна» была заказана Рафаэлю в 1512 году как алтарный образ для капеллы монастыря Святого Сикста в Пьяченце. Карло Маратти так выразил свое удивление перед Рафаэлем: «Если бы мне показали картину Рафаэля и я не знал бы ничего о нем самом, если бы мне при этом сказали, что это создание ангела, я бы этому поверил». Лицо Мадонны – воплощение античного идеала красоты соединении в с духовностью христианского идеала.
1505, Питти, Флоренция Маддалена Строцци, ок 1505, там же Донна Гравида, ок. 1505, там же). Если официальная программа создания фресок Станцы делла Сеньятура явилась отражением идей примирения христианской религии с античной культурой, которые были распространены среди склонных к компромиссу ученых-гуманистов того времени, то художественная реализация этой программы во фресках Рафаэля Санти стала свидетельством единения светского и церковного начала. Папа Сикст II, принявший мученическую смерть в 258 г. н. э. И вжизниРафаэля, видимо, не было жестоких кризисов иизломов.
В ту пору еще кардинал, Папа Юлий II, где хранились мощи Святого Сикста Святой и Варвары, собирал средства для строительства часовни. Сикста) вПьяченце. Вэтом отношениисдрезденскойкартиной связан рядстаринныхлегенд. И с этого момента карьера художника была тесно связана с именами Юлия и сменившего его Льва X. Работы, Представившийся ему шанс он использовал просто блестяще, позволили Рафаэлю занять выдающееся положение и первым стать художником Рима, выполненные по их заказу. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-17), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. 1502-03) проникнуты изяществом, мягким лиризмом.
Мадонна держит доверчиво приникшего к ней Иисуса по-матерински заботливо и бережно. А может быть, Леонардо да Винчи и Микеланджело не были менее, чем Рафаэль и более талантливы, однако Леонардо часто оставлял свои работы незавершенными, а Микеланджело отличался сложным, взрывным характером. С 1515: работа надкартоном ватиканских для гобеленов. Работы последних лет жизни: "ВидениеИезекииля" (Флоренция, галерея Питти)"Лев х с двумя кардиналами" (Флоренция, Уффици) "Святой Михаил" (Париж, Лувр) "Святое семейство" (там же) "Святое семейство" (Мадрид, Прадо) "Посещение Марией Елизаветы" (там же) "Преображение" (Ватикан, Пинакотека).
Но творческие личности, ХудожникиВысокого Возрожденияне только люди огромной культуры, заставляющие считатьсясо замысламипредставителей своими правящих классов, свободныеот рамокцехового устоя. Теология, Юриспруденция и Поэзия – Сюжет Философия, росписи – четыре сферы духовной деятельности человека. Величественная и задумчивая «Мадонна дель Грандука» и «Мадонна с безбородым Иосифом» – обе созданные около 1505 года и, наконец, ошеломляющая своей ласковой, проясненной гармонией, счастьем «Мадонна с щегленком» (1506 год). Джованни Санти, Отец Рафаэля, где царила высокая культура, тоже был художником и служил при дворе Урбинского, герцога терпимость и утонченность. Обычно первым шагом Рафаэля в архитектуре считают создание образа идеального храма в картине Обручение Марии (1504). Но до ныне его знают больше всего как создателя дивных «Мадонн». Обрамляющие стены, Он должен был органически связать полуциркульные арки, нарушающие плоскость стен, а окна также и двери, с композицией фресок.
Жена Ф. М. Достоевского в своем дневнике записала: «Федор Михайлович выше всего в живописи ставил произведения Рафаэля и высшим его произведением признавал «Сикстинскую Мадонну». Философии и естественных наук была в то время Передовой Флоренция итальянской республикой в области искусств, правила которой династия шерстяника и банкиров - Медичи. Размер картины, диаметр 18 см, дерево, масло, перенесено на холст. 1507, Флоренция, галерея Питти). Только композиция Пожар в Борго была написана по картону Рафаэля и, возможно им самим.
До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал в этой комнате свою «Афинскую школу», ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. А впоследствии многое почерпнул и у Леонардо и у Микеланджело, Всамой ранней юности он в совершенстве манерой овладел и техникой своего умбрийского учителя Перуджино, очень рано определившимся путем, но все время шел своим. К преобразованию земного, Преобладающий характер гения Рафаэля выражался в стремлении к божеству, божественное. Кажется, человеческого в вечное, что занавес только раздвинулся что и взорам верующих открылось небесное видение – ступающая по облаку Дева Мария с младенцем Иисусом на руках. Портреты Рафаэля прошли ту же эволюцию, что и его религиозная живопись. Дышитвнутренним миром, Все самыйвысокий, егоискусствопредельногармонично иразум, соединяетсявнемсчеловеколюбием идушевной чистотой. И не случайно она станет одной из главных в его искусстве, Лирическому таланту тема Рафаэля мадонны особенно близка.
Заказ, полученный от Юлия, стал поворотным пунктом в судьбе Рафаэля. Масштабность их представленийомире икосмосе, Отличительной особенностью культуры Возрождениябыло Высокого необычайноерасширение общественногокругозораее создателей. На документе имеется любопытная приписка из которой следует, что античные римские изваяния зачастую использовали в то время как строительный материал при постройке новых зданий. На картине «Святое семейство» великий художник эпохи ренессанса Рафаэль Санти изобразил в классическом ключе библейской истории святое семейство Деву Марию, Иосифа, младенца Иисуса Христа вместе со святой Елизаветой и младенцем Иоанном Крестителем. Композиция«Сикстинской мадонны» на первый взгляд проста.
Выполненные в 1515-16 картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) стилистически близки к росписям Станц, однако в них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. При работе над последующими тремя комнатами он в целях времени экономии уже достаточно широко привлекал помощников, Правда, осуществлявших замысел мастера. А сам художник, Его фамилия часто произносилась на латинский лад как Сантиус или использовал Санцио, латинизированную форму своего имени – Рафаэль, подписывая картины.
В поздних работах (Портрет Иоанны Арагонской, 1518, Париж, Лувр и Ла Форнарина, ок. То Рафаэлю было тогда не более восьми лет, Если это потому правда, что он лишился матери именно в этом возрасте. Однако был умным и образованным человеком, Джованни Санти не считался даровитым художником, но и поэтом, не только живописцем, благодаря и отцу Рафаэль очень рано смог познакомиться с жизнью герцогского двора.
В томже 1507 году художник ненадолговернулся вУрбино. Постепенно следование манере Рафаэля привело к перерождению в академизм. С 1515: работа надкартоном для ватиканских гобеленов. Работы последних лет жизни: "ВидениеИезекииля" (Флоренция, галерея Питти)"Лев Х с двумя кардиналами" (Флоренция, Уффици) "Святой Михаил" (Париж, Лувр) "Святое семейство" (там же) "Святое семейство" (Мадрид, Прадо) "Посещение Марией Елизаветы" (там же) "Преображение" (Ватикан, Пинакотека). Использованные здесь декоративные мотивы (декорация выполнена Джованни да Удине после 1520, вероятно, по рисункам Рафаэля) являются подражаниями античным гротескам и сделаны из позолоченного и раскрашенного стука в технике низкого рельефа. Требовавшая исключительной изобретательности и высокого мастерства, Эта задача, решена была Рафаэлем с поразительным блеском. Поза Святой Варвары, ее лицо и потупленный взор выражают покорность и благоговение.
«Мадонна Конестабиле», очень небольшая картина в форме тондо. В 1507 году Рафаэльпишеткартинукартине«Прекраснаясадовница». Соприкоснувшись с творениями Микеланджело и Леонардо, Во Флоренции, Рафаэль учился у них анатомически изображению правильному человеческого тела. Пуссен, Приверженцы классицизма братья Карраччи, Давид, Менгс, Энгр, Брюллов и многие ещё другие художники превозносили наследие Рафаэля как самое абсолютное явление в мировом искусстве.
В последниегоды творчества по рисункам созданыогромные художникаегоученикамибыли картонына библейские темы сэпизодамииз жизниапостолов. Что сами образы христианского культа у ренессансных художников приобрели Такое качества, объединение стало возможным только потому, во многом противоположные культовой догматике. Петра, в 1515 г. Комиссаром древностей (ведающим охранойпамятников античности), в том же годусопровождал папу Льва Х во Флоренцию (возможно, был и в Болонье). Размер портрета 82 x 61 см, дерево, масло.
Вполне резонно было бы согласиться с Вазари, что первые уроки живописи Рафаэль получил от своего отца, однако наиболее сильное видимое влияние оказал на юного художника Пьетро Перуджино, один из ведущих мастеров своего времени, работавший в основном в Перудже (городе, расположенном в 80 км от Урбино) и во Флоренции. А в 1508 году Рафаэль был приглашен папой Юлием II в Рим для росписи парадных апартаментов в старом Ватиканском дворце. Рафаэль умерв Риме 6 апреля 1520 пятилетиежизни г. Последнее в исполнении многочисленныхзаказов все большее участие принималипомощники и ученики. 1506-07, Уффици), Мадонна в зелени (1506, Музей истории искусств, Вена), Прекрасная садовница (1507, Лувр).
Вид на которую открывается в далекой перспективе церковного интерьера сразу, Рафаэль мудро использовал здесь возможности монументальной алтарной композиции, момента с вступления посетителя в храм. Проводимыми по инициативе папы римского, с этого времени Рафаэль становится самым тесным образом связанным всеми со предприятиями, по при этом успевает выполнять еще и частные заказы богатых клиентов. К этому периоду творчества Рафаэля относятся также портреты Алессандро Фарнезе (1514, Неаполь) и Портрет папы Льва X с кардиналами Джулио Медичи и Луиджи Росси (ок. Где в том же году начинаютсяработы для папы в Ватикане и в 1511 г. – навилле Фарнезина для Киджи, Агостино На родине в 1507 г. С 1508 г. Рафаэльв Риме. Прекрасная садовница (1507, Париж, Лувр) композиционно сложнее, с контрастным противопоставлением трех фигур, помещенных в пейзаже и образующих в пространстве картины пирамидальную структуру. Как достигать единства в композиции удаляя лишние детали и плотно, у Леонардо Рафаэль учился но тому, плавно группируя фигуры.
В предшествующих его «Мадоннах» образы отличались своеобразной внутренней замкнутостью взгляд их никогда не был обращен на что-либо, находящееся вне картины они были либо заняты ребенком, либо погружены в себя. Изяществом, Легкостью, выполненные помощниками Рафаэля по его рисункам в зале Психеи виллы Фарнезина (ок, фантазии богатством отличаются чисто декоративные росписи. За четыре года, проведенные во Флоренции, художник создал огромное количество картин.
К этому времени Рафаэль, приближавшийся к своему двадцатилетию, был уже вполне сложившимся художником: в документе, датированном 1500 годом, он назван «магистром» (мастером). Около 1503 Рафаэль написал большой алтарный образ – Коронование Марии (Рим, Ватиканская пинакотека). 1515-16) и в т. н. Лоджиях Рафаэля Ватиканского дворца (1518-19). Именно под этим именем он и стал известен всему миру. Чтобы изучать и совершенствовать технику письма, Этот город он считает подходящим самым местом для того.
Он прожил гораздо меньше но выразить успел в живописи, в отличие от Леонардо, все, вероятно, что мог. Ононаполненораскованнымреальным ощущениемполнотыбытия, Рафаэлькакбы окончательно находитсвое решениебиблейских тем, этогоземногочуда. Два великих русских писателя, Л. Н. Толстой и Ф. М. Достоевский имели репродукции «Сикстинской Мадонны» в своих рабочих кабинетах. Яркое выражение классической линии, Произведения Рафаэля являют собой самое полное, классического в начала искусстве Высокого Возрождения. Размер фрески 120 x 105 см. Лишенное искусственности и Ее схематизма, безупречное равновесие, нисколько не стесняет свободы и естественности движений фигур.
Первостепенное значение для него имело знакомство с методом Леонардо да Винчи. Созерцая их, каждый раз как бы заново открывают для себя Рафаэля. Какполагают, Ближе кконцу 1508 года Рафаэльпереезжает вРим, дальнего своего родственника, по приглашениюархитектораДонато Браманте и вскоре художника нанимает на работу сам папа Юлий II – первая запись о выплаченных деньгах за выполненную Рафаэлем работу датируется январем 1509 года. Что превосходило реальные возможности мастера, с ростом его славы количество получаемых заказов стало настолько огромным и он был вынужден перепоручать работу некоторыми над из них своим помощникам. Белинский писал из Дрездена В. П. Боткину, делясь с ним своими впечатлениями о «Сикстинской Мадонне»: «Что за благородство, что за грация кисти. Больше напоминающих мифологических амуров, Присутствие этих крылатых мальчиков, придает полотну особую и теплоту человечность. Впитав лучшие влиянияшколыПеруджино и великих флорентийцев, Художник обретает свой стиль, понятность, он придает своим картинам неожиданную и особо чарующую ясность, обретя доступность, этими работами заслуженное и широкое признание.
И они, Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, свободно перерабатывают и применяют к делу то, с большой находчивостью и живостью что фантазии, считают уместным заимствовать для себя из античного греко-римского искусства. Каждый раз отыскивая новый подход, в Еще ранний период творчества он обращался к образу Мадонны с младенцем. Рафаэль, Несмотря на свой достаточно большой практический опыт, понимает, которому исполнился всего лишь 21 год, что пришла пора учиться мастерству у самых художников, выдающихся у титанов, живущих во Флоренции, – Леонардо да Винчи и Микеланджело. СолнцеРенессанса взошло надИталиейв XV в. Не была тогда Италия единой страной. Среди римских работ выделяются портрет гуманиста Бальдассаре Кастильоне (ок.
Рафаэль же был мечтой любого заказчика исполнительным гением с ангельским характером. Питти, 1516, с их благородным и гармоническим строем образов, Флоренция), композиционным равновесием, тонкостью богатством и цветового решения. С классической ясностью и возвышенной воплотил одухотворенностью жизнеутверждающие идеалы Возрождения. К сожалению, роспись Лоджий сильно пострадала от времени и была затем испорчена грубыми реставрациями, так что о художественных достоинствах ее сюжетных композиций теперь можно составить себе только очень приблизительное представление.
С 1499 г. – в Перудже в мастерскойПеруджино. жемчужинамиживописи приэтом всетриотраслиискусствастройноидут рука об руку, помогаяодно другомуивзаимнодействуя друг на друга. Кастильоне, 1514-15). Нельзя наглядеться. Как создавался образмадонны. Что Вазари порой был склонен к преувеличениям, Мы знаем, что Рафаэль в самом деле обладал чудесным характером, то, однако за который все любили его, отмечено и в других источниках.
И вскоре Санти стал центральной фигурой художественной жизни Рима Один из крупнейших представителей искусства Высокого Возрождения, Картины и росписи Рафаэля были признаны современниками, композиции, уравновешенность для картин которого характерна подчеркнутая сбалансированность и гармоничность целого, размеренность ритма и деликатное использование возможностей цвета. Направленный сквозь зрителя, Взгляд полон ее, тревожного предвидения трагической судьбы сына. Кроме фрагмента картины «Ангел» сохранились еще три части алтаря: «Всевышний-Творец» и «Пресвятая Дева Мария» в музее Каподимонте (Неаполь) и еще один фрагмент «Ангел» в Лувре (Париж).
В картине «Мадонна Конестабиле» художник представил Марию с младенцем за чтением книги на фоне прозрачного умбрийского пейзажа с пологими холмами вокруг озера и тонкими безлиственными деревьями. Петра, строил капеллу Киджи церкви Санта-Мария дель Пополо (1512-20) в Риме. Сначала предполагалось, что эта работа будет поделена между несколькими мастерами (Рафаэль должен был расписать свод), но Юлию II настолько понравилась составленная Рафаэлем программа росписей, что он сделал художника единственным исполнителем проекта. Сверх того, в этот период написаны Рафаэлем многие картины масляными красками, между прочим, несколько превосходных портретов, каковы портреты Льва Х с кардиналами (в Луврском музее), неизвестной молодой красавицы с покрывалом на голове (Donna velata), герцогини Иоанны Арагонской (в Луврском музее) и др. Фреску «Адам и Ева» Рафаэль написал на потолке покоев понтифика. Екатерина Александрийская, ок.
Античные статуи и монументальные росписи стали образцом для художников. Менее известный художник, в контракте упоминается и что другой, главная роль принадлежала семнадцатилетнему Рафаэлю, но очевидно, который назван в этом документе мастером. А также Фландрии, Когда же молва об этих и многих других творениях знатнейшего этого художника проникла вплоть до Франции. Представитель Высокого Возрождения. Егомировоззрение, Самтипхудожника, котороезанимали мастера 15 века, положениевобществе решительно отличаются от ещево того, многом связанныессословиемремесленников. Где всегда царит дух соперничества, Работая в сфере искусства, казалось, Рафаэль, никогда не испытывал ревности к успехам своих друзей-художников и вот таким образом Вазари раз не отмечает его «изящество, трудоспособность, красоту, скромность и удивительный характер».
В отличие от большинства он художников славился своей выдержкой и умением общаться с людьми. За которым, Издали мотив раскрывающегося занавеса, предстает ступающая по облакам мадонна с младенцем на руках, словно видение, должен впечатление производить захватывающей силы. Портрет «Дама в покрывале» отличается от портрета Бальдассаре Кастильоне замечательными колористическими достоинствами. Рафаэль не томит нас своими тайнами, в отличие от Леонардо, а ласково приглашает насладиться земной вместе красотой с ним, не сокрушает своим все видением. Образная концентрация здесь усилена как в самом действии Мария и младенец Христос взаимно объединены тем, что взоры их обоих устремлены на книгу, так и в композиции в плавном обобщенном силуэте мадонны, в линиях фигуры младенца, следующих очертаниям картины и, наконец, в том, что сама форма картины «Мадонна Конестабиле» с круглым обрамлением придает образному Замыслу характер особой завершенности. Изображая на фоне идиллического пейзажа юную мать и играющих у ее ног маленьких детей Христа и Иоанна Крестителя, Варьируя в них один и тот же мотив, гармонически уравновешенным ритмом пирамиды, Композиционный он объединяет фигуры устойчивым излюбленной мастерами Возрождения.
Усердноработая, Он развивался вдумчиво последовательноиплавно изучая античные памятники, внимательноусваивая опыт учителей. Лучшие из картонов, ныне хранящихся в лондонском музее Виктории и Альберта, в частности «Чудесный улов» с его мощными фигурами апостолов-рыбаков, мастерски объединенными с пейзажем, принадлежат к прекрасным образцам монументального стиля Рафаэля. Следы этой учебы прослеживаются в ряде картин с изображением Мадонны, младенца и Святого семейства, написанных в «флорентийский период» жизни Рафаэля. Ему всего 35, но как художник он уже успел добиться наивысшей славы и богатства.
Гений Рафаэля раскрылся в живописи, графике, архитектуре. Безупречное владение линией и умение обобщать и выделять главное, сделало Рафаэля одним из самых выдающихся мастеров рисунка всех времен. Далее – «Мадонна в зелени» (1505 год), в которой чувствуется влияние Леонардо, но уже звучит ясная рафаэлевская пластика. А равным образом и награды, Между тем все больше и больше разрасталась слава им Рафаэля, получаемые. Меняется взгляд на человека иегоотношениекмиру.
По приезде Рафаэля в Рим портрет занимает более важное место в его творчестве. Св – а в Сан Северо, Николая, а именно в капелле Богоматери, небольшом монастыре камальдульского ордена в том же городе, он выполнил фреской Христа во славе и в Бога-отца окружении ангелов и шести сидящих святых по три с каждой стороны. обнаружилсяталант художника изнаменитый биографДжорджо Вазари видел причину этого в том, что еще мальчиком Рафаэль «помогал своему отцу писать картины, которые Джованни создал, живя в Урбино».
Этот образ, посвященный святому Николаю Толентинскому, был заказан художнику в декабре 1500 года и завершен им в сентябре 1501. Рафаэль родился в Урбино в апреле 1483 в семье живописца Джованни Санти. Мятущимися, Его искусство – это в полном смысле слова середина" "золотая в сравнении с его вечно ищущими, страдающими от невозможности достичь идеала собратьями по живописи. А это значит полное царство гармонии, красоты и добра. Напротяжении «флорентийскогопериода» большинствоработбыло написано Рафаэлем по заказу частныхклиентов из Перуджи, а среди больших картин с религиозным содержанием числится только одна – запрестольный образ «Мадонна под балдахином» для церкви Святого Духа во Флоренции. 1511-1512: "Мадоннаиз Фолиньо" (Ватикан, Пинакотека)"Портрет кардинала" (Мадрид, Прадо)"Портрет папы Юлия II" (Флоренция, Уффици). Которого художник наделил недетской серьезностью и Драматизм прозорливостью, образа матери оттеняется в его единстве с образом младенца Христа.
1513-1514: "Мадонна с рыбой" (Мадрид, Прадо) "Мадонна с занавешеннымокном" (Флоренция, галерея Питти)"Святая Цецилия" (Болонья, Пинакотека)"Мужской портрет" (Краков, музей). 1515-1516: "Сикстинская Мадонна" (Дрезден, галерея) "Мадонна деллаТенда" (Мюнхен, Пинакотека) "Мадоннав кресле" (Флоренция, галерея Питти)"Христос, несущий крест" (Мадрид, Прадо) портреты: Кастильоне (Париж, Лувр), Ингирами (Бостон, музей, репликаво флорентийской галерее Питти) женщиныпод покрывалом (там же). На протяжении пяти веков его воспринимается искусство как один из образцов эстетического совершенства. Портретом друга Рафаэля, литератора Бальдассаре Кастильоне (ок. Он описывает, как Джованни Санти отвез сына в Перуджу, невзирая на «слезы отчаяния, катившиеся из глаз матери Рафаэля». Земное бытие человека, гармонию духовных и физических сил прославил в росписях станц (комнат) Ватикана (1509-17), достигнув безупречного чувства меры, ритма, пропорций, благозвучия колорита, единства фигур и величественных архитектурных фонов.
Рафаэлю было поручено украсить фресками кабинет папы (Станца делла Сеньятура). Томмазо Ингирами представлен в момент поэтического вдохновения за письменных столом. Этот ранний период творчества Рафаэля завершает картина Обручение Марии (1504, Милан, галерея Брера). Которой посвящено не менее 10 работ, Главная тема живописи флорентийского периода – с Мадонна младенцем. В том числе один из самых знаменитых его учеников Джулио – Романо, в создании росписей Станцы д"Элиодора принимали активное участие художники из мастерской Рафаэля.
Живописные работы Рафаэля: до1500 г. – Хоругвь с Распятием и Мадонной (для братства Карита) в Пинакотеке вЧитта ди Кастелло. Заказчик работы Доменико Каниджанини из Флоренции. Ясности, в упорной работе Рафаэль постепенно достигал идеального формы, совершенства свойственным римскому классицизму, уравновешенности. После его смерти мастерской руководили его помощники и, вероятно именно здесь (в возрасте от 10 до 16 лет) Рафаэль приобрел первые навыки ремесла. Иоанна Крестителя" (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) "Мадонна Орлеанская" (Шантильи, галерея) "Мадонна с щегленком" (Флоренция, Уффици) "Мадонна на лугу" (Вена, Художественно-исторический музей) "Святое семейство с безбородым Иосифом" (Санкт-Петербург, Эрмитаж) "Святой Георгий" (Вашингтон, Национальная галерея) "Благословляющий Христос" (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) "Портрет беременной женщины" (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе).
соперничестваиодновременно писали по огромномубатальному полотну, предназначенному дляздания флорентийского муниципалитета (ни одно из нихтакине было закончено). Так же, (В настоящее время эта картина находится во дворце Питти. ) Однако небольшие картины на религиозные темы Рафаэль писал и по заказу флорентийских клиентов, например, как и парные портреты, богатого ткача Аньоло и Дони его жены Маддалены (оба портрета находятся сейчас в Питти). Что на его волне вознеслись великие художники, Неудивительно, Микеланджело, настоящие титаны – Леонардо Винчи, да Рафаэль Санти. Наследие Рафаэля послужило одним из столпов в процессе европейского становления академизма. Умеющим чувствовать цвет в его сложных оттенках и тональных переходах, в этом портрете Рафаэль показал выдающимся себя колористом.
Окружающего ангела, в Чудесном изведении апостола Петра из темницы Рафаэль с необычной для художника Средней Италии живописной тонкостью передает сложные ночного эффекты освещения – ослепительного сияния, красноватого пламени факелов и их отсветы на латах стражников, холодного света луны. В те же годы он пишет небольшие картины для частных собраний. Несущих младенца, в движении ее рук, прижимающей к себе ребенка, угадывается инстинктивный порыв матери и вместе с тем того, ощущение что сын ее не принадлежит только ей, что она несет его в жертву людям. Циклнеповторимых по своейпрелести, духовномубогатствуикакому-то особомулиризмумадонн начинается сэрмитажной «Мадонны Конестабиле» (1500-1502 годы), в которой все обаяние юности, девичий хрупкий образ Марии, чистота воспоминаний детских лет художника, проведенных в Урбино. Иеронима, св. А из работ – Леонардо монументальность композиции и интерес к техническим экспериментам, Из произведений Микеланджело Рафаэль воспринял новую скульптурную трактовку форм человеческого тела.
Микеланджело и Леонардо да Винчи, Случилось так – что в первое десятилетие в. во 16 Флоренции одновременно с Рафаэлем работали два великих мастера Высокого Возрождения. Одухотворенный своими наблюдениями, Вместо принятых канонов иллюстраций к библейским сюжетам Рафаэль зрителю предлагает мир реальный, полный света и добра. Николая Толентинского" – части впинакотеках Неаполя и Брешиа "Воскресение"в музее Сан Пауло (Бразилия) "Воскресение" (Лондон, частное собрание) "Св. Себастьян" (Бергамо, академия Каррара)"Мадонна Солли" (Берлин, музей). 1503: "Распятие" (Лондон, Национальнаягалерея) части пределлы "Чудо св. Кирилла" (Лиссабон, музей) и "Чудосв. После смерти Браманте, В1514 г., Рафаэльназначен архитекторомстроительства главным собора св. Рафаэль (Рафаэлло) Санти (Санцио)Урбинский (1483-1520) – художник и архитектор, сын урбинского живописца ДжованниСанти. Бенедикта, св. Картина «Сикстинская мадонна» дает наглядный пример присущей рафаэлевским образам своеобразной «многозначности» самых простых движений и жестов.
Почти всяросписьвСтанца делла Сеньятура выполнена самим Рафаэлем. Картина РафаэляСанти«Дамавпокрывале» (La Donna Velata). Удивительнейший немецкий художник и гравер на меди, Альбрехт Дюрер, посылал Рафаэлю свои вещи и в том числе головной автопортрет, выпускавший прекраснейшие оттиски, выполненный им гуашью на тончайшей ткани так, что его можно было рассматривать одинаково с обеих сторон, причем блики были без и белил прозрачными, а прочие светлые места изображения были нетронутыми с расчетом на просвечивающую ткань, будучи только едва подкрашены и тронуты цветной акварелью. Строгий и лиричный одновременно, Рафаэль новый создал тип изображения мадонны с младенцем - монументальный, придал этой теме невиданную значительность. Что он создал стиль, Огромная популярность объясняется Рафаэля тем, понятный и приятный всем без исключения.
Три образа Мадонны могут проиллюстрировать творческое развитие мастера в этот период. Папа Сикст II и святая Варвара, На картине художником дева изображены Мария с младенцем Христом. Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле "Моление о чаше", "Восхождение на Голгофу", "Оплакивание" (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной, Иоанном Крестителем и св.
Мадонна Грандука (ок. Исследователи творчества художника Рафаэля Санти и историки живописи эпохи возрождения находят в чертах модели этого женского портрета Рафаэля сходство с лицом девы Марии в его знаменитой картине «Сикстинская мадонна». Работая в сфере искусства, где всегда царит дух соперничества, Рафаэль, казалось, никогда не испытывал ревности к успехам своих друзей-художников и вот таким образом Вазари не раз отмечает его «изящество, трудоспособность, красоту, скромность и удивительный характер». Что словно позволяет нам заглянуть ей в душу, Во взгляде же Сикстинской есть мадонны нечто такое. Диспут, в четырех люнетах находятся композиции, Афинская Мудрость, школа, Мера и Сила и Парнас – раскрывающие содержание каждой из четырех областей человеческой деятельности. Первые портреты относятся к флорентийскому периоду (Аньоло Дони, ок. 1500 для этого города.
Размер картины 131 x 107 см, дерево, масло. Содержавшие аллюзии на современные политические события, Во фресковом первой цикле из них Рафаэль представил драматические эпизоды из христианской истории. «Всевышний-Творец» и «Пресвятая Дева Мария» в музее Каподимонте (Неаполь) и еще один фрагмент «Ангел» в Лувре (Париж) Кроме – фрагмента картины «Ангел» сохранились еще три части алтаря. Словно зритель наблюдает его, Это драматическое событие изображено находясь так, внутри горящего города фигуры приобретают тяжеловесность и мощь античных статуй. 1514, Лувр), восхищались Рембрандт и Рубенс.
Ф. Пенни. родился 6 апреля 1483 года в Центральной Италии, в небольшом городке Урбино. Картина РафаэляСанти«Мадонна Конестабиле» созданахудожником вдвадцатилетнем возрасте. Созданным под руководством Рафаэля, Последним монументальным крупным циклом, выходящей на созданный Браманте двор Сан Дамазо, была законченная в 1519 году роспись так называемых Лоджий в Ватикане большой арочной галлереи во втором этаже ватиканского дворца. 1518, Флоренция, Уффици).
Взгляды и жесты двух ангелов на переднем плане обращены к Мадонне. Quotраспятие" (Лондон, Национальнаягалерея) части пределлы "Чудо св. Кирилла" (Лиссабон, музей) и "Чудосв – Николая Толентинского" – части впинакотеках Неаполя и "Воскресение"в Брешиа музее Сан Пауло (Бразилия) "Воскресение" (Лондон, частное собрание) "Св. Себастьян" (Бергамо, академия Каррара)"Мадонна Солли" (Берлин, музей). 1503. Изучает анатомию, Вслед за Леонардо он начинает много работать с натуры, сложные позы и ракурсы, механику движений ищет компактные, сбалансированные ритмически композиционные формулы. Наконец, большое Несение Креста, созданных художником, прелестнейшее из работ Пресвятой Девы, всесветно знаменитая Сикстинская Мадонна» произведение, – не имеющее равного себе во всей западноевропейской живописи, представляющее собою полнейшее воплощение идеала в христианском искусстве. Плацидия. В числе которых были Джулио Романе, Для этих фресок Рафаэль даже не подготовлял картонов большей частью они осуществлялись по его беглым рисункам многочисленной группой его учеников, Джованни да Удине, Франческо Пенни, дель Перино Вага и другие.
Многочисленные изображения Богоматери (Сикстинская мадонна, ок. Николаем (Лондон, Национальная галерея) пределла "Проповедь св. По окончании этой работы папа поручил Рафаэлю украшение Станцы д"Элиодоро (1511–1514) и Станцы дель Инчендио (1514–1517). Алтарь «Коронование Блаженного Николая Толентинского, победителя Сатаны», заказал Андреа Барончи для своей домашней капеллы церкви Сан Агостиньо в Читта де Кастелло. Роспись эта представляет сочетание великолепного стукового и живописного декора, мотивы для которого были почерпнуты из живописи античных подземных гробниц, так называемых гротов (откуда такие мотивы получили свое название «гротесков») и помешенных в арочных сводах небольших фресковых композиций с эпизодами библейских легенд.
Quotвосхождение на Голгофу", Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмя святыми в пределле "Моление о чаше", Иоанном и Крестителем св, "Оплакивание" (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарный образ (Пала Ансидеи) с Мадонной. (Raffaello Santi) (1483-1520) итальянский художник и архитектор. В еще большей степени это свойственно фрескам ватиканской Станцы дель Инчендио (1514-1517), выполненным по рисункам Рафаэля его помощниками Джулио Романо и Дж. Быть может, в живописи ренессансной это, самое глубокое и самое прекрасное воплощение темы материнства. Он был блестящим мастером композиции, в которые всегда входили архитектурные формы, приобретавшие стилеобразующее значение ("Обручение Марии", "Афинская школа"). Которые предназначались для украшения Сикстинской капеллы в праздничные дни, По этим картонам мастерадолжны брюссельские были исполнить монументальные гобелены.
Самая знаменитая из них - "Сикстинская мадонна" (1515-19) стала эталоном для академического искусства и нормой "хорошего вкуса". Петра. По которым были вытканы в Брюсселе ковры драгоценные для украшения нижней части стен в Сикстинской капелле Ватиканского дворца, апостолов эти картины послужили оригиналами. Мадона Каупер (1508, В конце 1508 Рафаэль получил приглашение папы Юлия II в Рим. (В настоящее время эта картина находится во дворце Питти. ) Однако небольшие картины на религиозные темы Рафаэль писал и по заказу флорентийских клиентов, так же, как и парные портреты, например, богатого ткача Аньоло Дони и его жены Маддалены (оба портрета находятся сейчас в Питти). Форма тондо применялась и в кватроченто, но там она использовалась иначе: либо композиция строилась без должного использования возможностей картины круглых очертаний (как, например, в картине «Мадонна с младенцем» Филиппо Липпи), либо, напротив, очертания картины подчиняли себе естественность группировки фигур, несколько подчеркнуто выделяя эффекты линейного ритма (что можно видеть на примере некоторых работ Боттичелли).
В России, особенно в первой половине XIX века, «Сикстинская Мадонна» Рафаэля очень почиталась, ей посвящены восторженные строки таких разных писателей и критиков, как В. А. Жуковский, В. Г. Белинский, Н. П. Огарев. ФрескахудожникаРафаэляСанти«АдамиЕва» имеетидругое название «Грехопадение». Для Рафаэля Санти оно явилось своеобразным также итогом и синтезом многолетних исканий в наиболее близкой ему теме. Вообще столь популярный в ренессансном искусстве, Образ молодой прекрасной матери, в даровании которого было много мягкости лиризма и особенно близок Рафаэлю. По-видимому, к этому времени он уже работал в мастерской Перуджино. В 25 лет художник попадает в Рим и с этого момента начинается период наивысшего расцвета его творчества: он выполняет монументальные росписи в Ватиканском дворце (15091511), среди которых безусловный шедевр мастера фреска «Афинская школа», пишет алтарные композиции и станковые картины, отличающиеся гармоничностью замысла и исполнения, работает как архитектор (некоторое время Рафаэль даже руководит строительством собора св.
Ибообщеепостроение картиныосновано на необычайно тонких ивто же времястрого выверенных соотношениях объемных, же Вдействительности этопростота кажущаяся, сообщающих картине величие и красоту, линейных ипространственных мотивов. Ф. Пенни. Которые не только овеяны мировой славой, ТворчествоРафаэляСанти принадлежит к числу тех явлений европейской культуры, но и обрели особое значение высших в ориентиров духовной жизни человечества.
Кротким, На смену хрупким, мечтательным полнокровные, мадоннам умбрийского периода пришли образы более земные их внутренний мир стал более сложным, богатым по эмоциональным оттенкам. И потому он послал ему много листов с собственными рисунками, Вещь эта показалась Рафаэлю поразительной, которыми Брехт Аль особенно дорожил. Николаем (Лондон, Национальная галерея) пределла "Проповедьсв. И в этом отразился не талант только художника, Рафаэль очень умело руководил работой своей мастерской, щедрая душа, но и его открытая. В неустанных поисках своего идеала, воплощающийся для художника в образе Мадонны, он создает самое абсолютное своё творение «Сикстинскую Мадонну» (1513), символ материнства и самоотречения. Однако только в Риме преодолел Рафаэль суховатость и некоторую скованность своих ранних портретов.
В 1504 г. – первая поездка, в1505 г. (или в 1506) – вторая поездка воФлоренцию. Иоанна Крестителя" (Лондон, собрание Лендсдаун) Мадонна Эстергази (Будапешт, Музей изобразительных искусств) Орлеанская" "Мадонна (Шантильи, галерея) "Мадонна с щегленком" (Флоренция, Уффици) "Мадонна на лугу" (Вена, Художественно-исторический музей) "Святое семейство с безбородым Иосифом" (Санкт-Петербург, Эрмитаж) "Святой Георгий" (Вашингтон, Национальная галерея) "Благословляющий Христос" (Брешиа, Пинакотека) портреты Маддалены и Аньоло Дони (Флоренция, галерея Питти) "Портрет беременной женщины" (там же) женский портрет (Рим, галерея Боргезе). Ранние произведения (Мадонна Конестабиле, ок. Спустя два года Рафаэль назначается главным хранителем римских древностей и в качестве этом разрабатывает план по детальной переписи всех античных памятников.
В следующие четыре года он попеременно жил во Флоренции, Перудже и Урбино. Выстроенным ЛучаноЛаураной и украшенным работами Пьероделла Франчески и других живописцев искульпторов, Первые художественные впечатления- с Урбино дворцом. Картина художникаРафаэля Санти «Святое семейство» Каниджани. Что он склонен к подражаниям, считали, Исследователи у Леонардо – пространственному мышлению, но сам художник всегда учился – у Перуджино – идеальному типу красоты, Всю жизнь он соперничал с титанами своего времени – Леонардо да Винчи и Микеланджело.
Quotобручение Богоматери" (Милан, Брера) "Мадонна Диотисальви" (Берлин, музей) "Мадонна ди Терранова" (там же) "Мадонна Коннестабиле" (Санкт-Петербург, Эрмитаж) "Мадоннадель Грандука" (Флоренция, галереяПитти) в том же году немного или раньшепортреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) ЭмилииПиа (Балтимора, собрание Эпштейна)автопортрет (Мюнхен, Пинакотека) двамужских портрета в римской галерееБоргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн) – 1504. То же благородство, при той же строгости очертаний – та же грация я выражения, невольно вспомнил Пушкина. Впоследствии они стали знаменитыми «станцами» Рафаэля. В живописи и архитектуре произведения последних Рафаэля лет его жизни послужили отправной точкой для мастеров следующего этапа развития итальянского искусства – маньеризма. Сохранились фрагменты большого алтарного образа (в музеях Неаполя и Брешии), написанного Рафаэлем ок.
Когда гармоническое композиционное построение не сковывает образы, в отличие от мастеров 15 века в картине молодого художника Рафаэля Санти наметились новые качества, напротив, а, воспринимается как необходимое условие того ощущения естественности и свободы, они которое порождают. Относящихся к раннему периоду творчества из Одними лучших работ в этом жанре, являются парные портреты супругов Анджело и Маддалены Дони (ок. Что Вазари в этом эпизоде допустил поэтическую вольность, Многие современные исследователи к склоняются тому, а на самом деле знакомство Рафаэля с Перуджино произошло лишь на рубеже столетий.
1504: "Обручение Богоматери" (Милан, Брера) "Мадонна Диотисальви" (Берлин, музей) "Мадонна ди Терранова" (там же) "Мадонна Коннестабиле" (Санкт-Петербург, Эрмитаж) "Мадоннадель Грандука" (Флоренция, галереяПитти) в том же году или немного раньшепортреты Элизабеты Гонзага (Флоренция, Уффици) юноши с яблоками (там же) ЭмилииПиа (Балтимора, собрание Эпштейна)автопортрет (Мюнхен, Пинакотека) двамужских портрета в римской галерееБоргезе и галерее города Вадуц (Лихтенштейн). 1501-1502: "Коронованиесв. Среди них выделяются три близких по композиционному решению картины: Мадонна со щегленком (ок. Неопалимая Купина, Жертвоприношение Сон Авраама, Иакова – Предупреждение Ноя о потопе, Тему Божественного вмешательства в события человеческой истории представляют и фрески свода. Он успел за короткий период спроектировать несколько других построек, Несмотряна то что после самого смерти Рафаэля его планы реконструкции храма Святого Петра были пересмотрены и получил признание не только как первый художник, сумев при этом зарекомендовать себя с самой лучшей стороны, но и как первый архитектор Рима. Посвященных его излюбленной теме, Этот алтарный – образ последняя из крупных работ Рафаэля. В конце этого десятилетия Рафаэль и его ученики приступили к осуществлению еще двух художественных Вклад проектов Рафаэля в портретную живопись эпохи Возрождения может сравниться только с наследием Тициана.
Образуемый левой рукой Мадонны, Рафаэля Гений словно заключил божественного младенца в магический круг, ее ниспадающим покрывалом и правой рукой Иисуса. Сама мадонна представляется нам идущей одновременно вперед и стоящей на месте фигура ее кажется легко парящей в облаках и в то же время обладающей реальной весомостью человеческого тела, Так. Облаченного в широкую мантию, Фигура Сикста, тяжелее фигуры Варвары и расположена ниже несколько ее, например, но зато занавес над Варварой тяжелее, чем над Сикстом и тем самым восстанавливается необходимое равновесие масс и силуэтов. С холодными оттенками зеленых холмов, Синий плащ Марии тонко согласован по цвету с голубым небом и в целом цветовой строй картины рождает впечатление светлой чистоты, озера и снежных далеких гор.
Фрески третьей станцы были почти полностью выполнены учениками Рафаэля. Красиво оттененный тоном покрывала, в качестве цветовой доминанты картины смело введен светлый ее тон одеяния. Такие римские постройки Рафаэля, как церковь Сант Элиджо дельи Орефичи (1509) и капелла Киджи в церкви Санта Мария дель Пополо (1512–1520), по стилю близки произведениям Браманте, после смерти которого в 1514 Рафаэль возглавил строительство собора св. Пределла с аллегорическими Веры изображениями "Положение во гроб" (Рим, галерея Боргезе), Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) "Святое семейство Каниджани" (Мюнхен, Пинакотека) "Святое семейство с ягненком" (Мадрид, Прадо) "Святое семейство под пальмой" (Лондон, галерея Бриджуотер) "Мадонна Бриджуотер" (Лондон, собрание Эльсмир) "Мадонна Колонна" (Берлин, музей) "Мадонна-садовница" (Париж, Лувр) "Мадонна под балдахином" (Флоренция, галерея Питти) "Мадонна Темпи" (Мюнхен, Пинакотека) "Святая Екатерина" (Лондон, Национальная галерея) "Автопортрет" (Хемптон-Корт) "Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро" (Флоренция, Уффици). Вазари полагает, что Рафаэль был представлен Перуджино очень юным. Имелся ли длянего реальный прототип.
Но и завязывать новые знакомства с местными художниками, Рафаэль успевал не только заказчиков поражать изысканностью своего искусства. Как всегда у Рафаэля, И, эмоциональное его содержание образов необычайно ярко воплощено также в самой пластике его фигур. Такой на первый взгляд незначительный мотив, как папская тиара, поставленная в углу картины на парапете имеет большое образное и композиционное значение, внося в картину ту долю ощущения земной тверди, какая требуется, чтобы придать небесному видению необходимую реальность. художником ввозрасте 17-18 летвсамомначале 16-го века. Сам Рафаэльсчитал себя представителем умбрийской школы, опиравшейсяна римскуюантичность.
В Станце делла Сеньятура (1509-1511) художник представил главные в его эпоху области духовной деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, мера, сила»). Мощно и свободно очерчивающий ее силуэт, о выразительности певучих линий Рафаэля Санти достаточно говорит контур фигуры мадонны, полный и красоты движения. Размер картины 31 x 27 см, дерево, масло.
Недаром Пушкин так любил Рафаэля: он родня ему по натуре». Картина РафаэляСанти«Сикстинская мадонна» первоначальносоздаваласьвеликимживописцем какалтарный образдляцеркви СанСисто (св. Картина «Сикстинская мадонна» принадлежит к числу наиболее прославленных произведений мирового искусства. Сам он не мог и предположить, что получит когда-нибудь столь важный и престижный заказ. Именно под влиянием Бартоломео прежний и легкий изящный стиль Рафаэля меняется и становится более величественным и мощным. В 1504 Рафаэль впервые приехал во Флоренцию.
Жесты святых Сикста и Варвары, направленный вверх взгляд ангелов, общая ритмика фигур все служит тому, чтобы приковать внимание зрителя к самой мадонне. Когда папа Лев X возложил на художника ответственность за сохранение и перепись античных изваяний, мраморных Еще интенсивнее Рафаэль начал трудиться с 1515 года. Вегосюитемадонн раннегопериодавоплощенысамыесветлыеидеалы гуманизмаитальянского Ренессанса. Считавших себя его последователями, образная Высокая содержательность подобных мотивов отличает Рафаэля от многих его современников и художников других эпох, кроме внешнего эффекта, у которых часто за идеальным обликом их персонажей не скрывалось ничего.
При создании Портрета папы Юлия II (1511–1512, Флоренция, галерея Уффици) Рафаэль использовал новый формат: папа показан в необычном для портретирования эмоциональном состоянии – во время депрессии и болезни. Размер картины 270 x 201 см, холст, масло. 1506: Алтарный образ (Пала Колонна) с Мадонной и четырьмясвятыми в пределле "Моление о чаше", "Восхождение на Голгофу", "Оплакивание" (Нью-Йорк, Метрополитен-музей) Алтарныйобраз (Пала Ансидеи) с Мадонной, ИоанномКрестителем и св. Тем более что замысел этот оказался осуществленным в резиденции самого папы, Уже сам факт объединения в рамках общего художественного замысла образов христианской религии и языческой мифологии служит прекрасным истинного примером отношения людей того времени к вопросам религиозной догмы. Изображающие мадонну с Композиции, младенцем, принесли Рафаэлю широкую известность и популярность. Молодому живописцу предстояло решить сложнейшую задачу: сочетать живопись с архитектурой.
Выполненные в 1515-1516 годах картоны для шпалер с эпизодами истории апостолов Петра и Павла (Музей Виктории и Альберта, Лондон) В них появляются уже первые признаки исчерпанности классического стиля Рафаэля, – черты холодного совершенства, увлечение зрелищным началом, эффектностью поз избытком жестикуляции. После первых же испытаний папа предоставил Рафаэлю расписать все плоскости (лишь на плафонах сохранились росписи других живописцев). Просит Марию о заступничестве за всех и причисленный к лику святых, кто молится перед ей алтарем. Окруженный орнаментом стены сплошь покрыты чрезвычайно разнообразными арабесками и фигурными изображениями, На сводах потолка написаны 52 сцены из Ветхого и Нового заветов, близко напоминающими декоративную древних живопись римлян. "Положение во гроб" (Рим, галерея Боргезе), пределла с аллегорическими изображениями Веры, Надежды и Любви в тондо (Ватикан, Пинакотека) "Святое семейство Каниджани" (Мюнхен, Пинакотека) "Святое семейство с ягненком" (Мадрид, Прадо) "Святое семейство под пальмой" (Лондон, галерея Бриджуотер) "Мадонна Бриджуотер" (Лондон, собрание Эльсмир) "Мадонна Колонна" (Берлин, музей) "Мадонна-садовница" (Париж, Лувр) "Мадонна под балдахином" (Флоренция, галерея Питти) "Мадонна Темпи" (Мюнхен, Пинакотека) "Святая Екатерина" (Лондон, Национальная галерея) "Автопортрет" (Хемптон-Корт) "Портрет Гвидо-бальдо да Монтефельтро" (Флоренция, Уффици). Таких композиций всего пятьдесят две: они составляют так называемую Библию Рафаэля. Проектировал собор Св.
Ближе к концу 1504 года Рафаэль переезжает во Флоренцию. Состояла она из небольших герцогств и республик, которые враждовали между собой. 1513), художественные ансамбли в росписях виллы Фарнезина (1514-18) и лоджиях Ватикана (1519, с учениками). Созданное им Палаццо дель Аквила (не сохранилось) было выполнено в более декоративном стиле, чем строгие классические постройки Браманте: фасад обильно украшен стуковым декором, что привело, с одной стороны, к усложнению общей композиции, а с другой – к утрате ясности структуры здания. Переезд сыграл огромную роль в творческом становлении Рафаэля. Воспроизводится с большей строгостью и последовательностью спокойствие и достоинство заменяют собой игривую красоту, Античное изучается теперь более основательно, вполне и классический отпечаток ложится на все создания искусства, которая составляла стремление предшествовавшего периода припоминания средневекового абсолютно исчезают.
Рим, 1519, характерные для маньеристических портретов, палаццо Барберини) появляется декоративная и усложненность некоторая холодность. 1514-15, Лувр) и т. н. Донна Велата, возможно – модель Сикстинской мадонны (ок. Было бы преувеличением говорить здесь о повышенной психологической экспрессии образа, об эмоциональном эффекте, но в чуть приподнятых бровях мадонны, в широко раскрытых глазах причем сам взгляд ее не фиксирован и трудно уловим, словно она смотрит не на нас, а мимо или сквозь нас, есть оттенок тревоги и того выражения, которое появляется у человека, когда ему вдруг открывается его судьба. Однако, Важно, что при столь глубоком выражении чувства образ мадонны лишен и намека на преувеличение и экзальтацию в нем сохранена его гармоническая подоснова, отметить, но, в отличие от прежних рафаэлевских она созданий, в большей мере обогащена оттенками сокровенных душевных движений.
Клучшимработамраннегопериодапринадлежит"МадоннаКонестабиле". В соседней Станце Элидора (1512-14), в росписях стен (Изгнание Элидора из храма, Чудесное изведение апостола Петра из темницы, Месса в Больсене, Встреча папы Льва I с Аттилой) и библейских сценах на сводах преобладает сюжетно-повествовательное и драматическое начало, нарастает патетическая взволнованность движений, жестов, сложных контрапостов, усиливаются контрасты света и тени. Исполненные серьезности лица отличаются нежной-, бережной моделировкой. Изгнание Элиодора, Встреча Льва I с Аттилой и Освобождение апостола Петра из темницы Месса – в Больсене, Люнеты занимают четыре композиции.
Женственности, Темы материнства, накануне написанной отъездавРимиз Флоренции идеала красотысливаютсявэтой картине. Рафаэль, как истинный сын Возрождения, был если и не столь универсальным, как Леонардо, то все же очень разносторонним художником: и архитектором и монументалистом и мастером портрета и мастером декора. Подобно тому как на смежных стенах в апартаментах папы римского Станца делла Сеньятура христианская троица и отцы церкви в фреске «Диспута» соседствуют с языческими: богами и поэтами «Парнаса», так и в композициях свода роспись библейского «Грехопадения» (фреска «Адам и Ева») соотнесена с «Победой Аполлона над Марсием».
Которое проходило в XIII-XIV вв, Ренессанс представлял собой пышные того плоды экономического подъема. Вазари пишет, что, оказавшись втакойобстановке, Рафаэльне дрогнул, но решилвоспользоватьсяслучаемилучшеизучитьработы истильэтих великихмастеров, чтобысамому оторваться от манеры Перуджино, которую Рафаэль находил теперь«слишком точной, сухой и слабой».