Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки в купеческий дом», 1866, там же). Егопортрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считаетсялучшим живописнымизображениемписателя. И тем не менее свет активно присутствует в картине. 1894. Писал Достоевский, «В редкие только мгновения, свою самую характерную человеческое мысль, лицо выражает главную черту свою. На первом этаже на перегородках были помещены работы старых мастеров, на стенах против окон – пейзажи С. Ф. Щедрина, Ф. М. Матвеева, М. И. Лебедева, М. Н. Воробьева.
Однако законченные исторические картины Перова («Суд Пугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант 1879, Русский музей «Никита Пустосвят. Заполненное мраком, Потому и помещена фигура старика в пространство, при полном отсутствии какого бы ни то было естественного источника освещения. Словно скульптор, Он, моделирует объемы, формует, преодолевая и натиск мрачного фона и теней, наползающих снизу. Но картин становилось все больше больше и Так началась история Третьяковской галереи. Первоначально именно в доме размещалась коллекция П. М. Третьякова. Восстание из которого удалось осуществить только последнюю часть, Суд Пугачева замысел беспримерный для русского искусства ХIХ века Помещики – и крестьяне, Перов задумывает триптих о Емельяне Пугачеве. Что помоложе, Другой, открыв рот, жадно слушает его рассказ, даже забыл закурить приготовленную папиросу.
СПб., 1899. М., 1903. Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным» настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе на духовенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862 все Третьяковская галерея) мастер тщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительному эффекту. Нет в этом взгляде даже намека на «обилие любви и отречения от тщеславия». Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в«Кабаке. ») закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. «Последний кабак у заставы» Перов внес также большой вклад в искусство портрета. (1875, Киевский музей русского искусства), «Странница в поле», которой художник предпослал и второе, очень выразительное название: «На пути к вечному блаженству» (1878, Нижегородский художественный музей) и т. д. Здесь, в бедности, живет красивая девушка и ее старушка мать.
с. 349. Желание тесноты, хотение уничижения, обилие любви, путь к Божественному отречение вожделению, от тщеславия, молчание глубины». Довольно быстро написав «пристяжных» детей, автор никак не мог най-ти модель для центрального персонажа. Когда духовным очам Достоевского открылась какая-то страшная истина с ее неизбежностью трагической и душа содрогнулась от великой скорби и безысходности, Перов сумел поймать и отобразить на холсте тот драматический момент. Н. Островский», 1871 «В.
М., 1981. с. 36. 5. 33. 8. Н. Островский», 1871 «В.
В августе 1892 года Павел Михайлович передал свою художественную галерею в дар Москве. Что фигура самого странника словно света, столп и потому можно сказать, вырывающегося из теневого плена. Заполненное мраком, Потому и помещена фигура старика в при пространство, полном отсутствии какого бы то ни было естественного источника освещения. Она-то и манит, а точнее, втягивает в себя, в свои бездонные глубины.
Перов отвел ее в галерею Третьякова. 2. Микулич В. Встреча со знаменитостью. То приподнятым воротником, то резкими перепадами объемов рукавах на – то острыми складками одежды на груди, Художник активно рельефит плоскость. М., 1997. Картина «Последний кабак у заставы», подведя определенный итог всему, что делал художник в предшествующие годы, стала во многом рубежной и не только для него самого. 35.
40. Был одним из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок. 12. Взламывается художником, Плоскость холста как бы вскрывается, а все время цепляется за пластические формы и потому глаз не скользит по ней ровно и соотносящиеся мягко, друг с другом в несколько хаотическом, суетном ритме. Не понятый товарищами, Перов много работает мастерской в никому не показывая свои новые картины, списанный с корабля современности Крамским и другими критиками. 37.
с. 642. Старуха показывает девушке дорогой браслет. И именно оно, это «страдальческое сознание» самого Достоевского и пронизывает собою его живописный образ как «главная идея его лица». Об искусстве. Литературное наследие.
Там он много писал с натуры именно в этот период он создал такие свои произведения, как «Нищие на бульваре», «Шарманщик», «Продавец статуэток», «Музыканты и зеваки». При этом никаких рефлексов, никакого светового отблеска в фоне. Но, Странник в соприкосновении с миром выявляет стойкость высоких своих помыслов и не только не чурается своей нищеты, пребывает в ней достойно и независимо, напротив. Справа абрисом поднимающегося уступами обелиска, а слева диагонали заснеженных крыш. с. 389. Отсюда же и этот призыв его: «терпи, смиряйся и молчи».
Лучшие свои картины – «Охотники на привале», «Проводы покойника», «Монастырская трапеза» и множество других он создал именно на родной земле. Положив в основу своего искусства религиозное начало, художник поднял и сам жанр на такую высоту, на которой зло начинает осмысливаться не только и даже не столько социально, сколько нравственно, как смертоносная язва, разлагающая человеческие души. Симфония по творениям святителя Игнатия Брянчанинова. О Достоевском.
Говоря, Женщина поначалу наотрез отказала художнику, но по-том согласилась, что он сглазит сына, чтобы позировал тот Перову. Но нищета не самоцель, а средство смирения, так как «ничто так не смиряет, писал Иоанн Лествичник, как пребывание в нищете и пропитание подаянием». В частности, «точность и верность» воспроизведения тот рассматривал лишь как «материал из которого потом создается художественное произведение»29. Новогодняя легенда о счастье// Художественный журнал. Оставив по себе в его тихой, Острота переживания уже прошла, что из сочится глаз немым укором, смиренной натуре душевную скорбь.
Т. 86. Понимание этого, Видимо и страховало каждый раз Перова, в отличие от критика, ужаснувшегося не позволяя даже в изображении самых трагических ситуаций впадать, как самому художнику, так и его героям, в уныние. Средиучеников Перова (когда он преподавалв Московскомучилище живописи, ваяния и зодчествав 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Как «Нищие на бульваре», Там он много писал с натуры в именно этот период он создал такие свои произведения, «Продавец статуэток», «Шарманщик», «Музыканты и зеваки». Что в своем понимании странничества опирался Перов скорее на свои собственные ощущения, Похоже, а не на церковные догматы.
Стоящим на необычайной нравственной высоте, Но при всем том связывал сам образ все странника же с человеком и его масштаб, с которой открываются и природа зла. Православие и русская литература. Отсюда этот «поворот в другую сторону», туда, где спасение и жизнь. С. 219. К пагубе или спасению, что пролегла совсем рядом – образом представленного той самой широкой дороги и даже более того с выявлением связующего между ними, предоставляя каждому выбор пути. 20.
Но нищета не самоцель, а средство смирения, так как «ничто так не смиряет, писал Иоанн Лествичник, как пребывание в нищете и пропитание подаянием»23. 42. Вып. Впрямую его литературные симпатии сказываются в картине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной как иллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». Что привнес в отечественное искусство Василий Нравственное Перов измерение зла вот то новое.
И все же, несмотря на внутреннюю близость, задача, стоявшая перед Перовым, была необычайно сложная и определялась она не только масштабом самой личности Достоевского, но и высокой требовательностью, предъявляемой писателем вообще к искусству портретиста. Мастера искусств об искусстве. И. Даль», «М. Его герой в соприкосновении с миром выявляет стойкость своих высоких помыслов и не только не чурается своей нищеты, но, напротив, пребывает в ней достойно и независимо. С ее угловатым абрисом, Потому и сама посадка решена фигуры, как замкнутая, цепко схваченными руками на коленях, сосредоточенная в себе композиция.
Ничего отвлекающего, «рассказывающего». с. 22. Их трое.
Стасов был прав, когда писал о трагедии как одной из главных тем искусства Перова. И котомкой, Уж очень он оказался практичным человеком и даже от зонтом дождя и зноя и большой жестяной кружкой – запасшимся на все случаи жизни. 49.
Перов В. Г. 41. Исключившего для себя и здесь мы вновь должны высокую отметить степень художественного такта Перова, свободное обращение с евангельским текстом, как мы уже говорили. На стене – «Охотники». 15. Однако законченные исторические картины Перова («СудПугачева», 1875, Исторический музей, Москва, вариант 1879, Русский музей«Никита Пустосвят.
ч. II. Мимо пограничных столбов, Она поднимается вдоль холма, потерявшейся деревьями, за мимо неприметной церквушки, словно прикрывшейся ими от мирского смрада. Нодрамой об «униженныхи оскорбленных», по смыслу своемуобщечеловеческой. Сила символико-психологическогообобщения и соответственнопараллели спрозой Ф. М. Достоевского, Колорит Пероваобрел новую, более острую, тональнуювыразительностьв таких картинах, как «Проводыпокойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровыевезут воду» (1866 обе там же)крестьянскиепохороны впервом случаеи эпизод изжизни обездоленныхдетей-подмастерьевво втором не предстаютуже простосоциальнойсатирой, гаснущийза городскойчертой кажутсяроковым порубежьем, придающим серойи низменнойбытовой средеподобие земногоада, еще болеезначительныв «Утопленнице»и в особенностив картине «Последнийкабак у заставы» (обе 1868, там же). Туманный утреннийгород за фигуройженщины-самоубийцыи (в «Кабаке. »)закат. Это несоответствие отразилось и в пластической трактовке его фигуры. С. 20. Богатый молодой мужчина и бесчестная старуха – готовая за оказать деньги любую услугу, Однажды в подвал спустились недобрые гости.
Там же. Отождествленная с небесной сферой, Скомпонованная таким пространственная образом среда, разрастаясь по восходящей, начинает существовать как в обратной перспективе. Сколько к результатам крестьянской реформы было неоднозначно, Вот таким образом и общества отношение не столько к самому факту уничтожения крепостничества. 3.
Киселев А. В. Г. 343. Однакозаконченныеисторическиекартины Перова («Суд Пугачева», 1875, Историческиймузей, Москва, вариант 1879, Русский музей«Никита Пустосвят. Спор о вере», 1880-81, Третьяковскаягалерея) непринадлежатк числу егошедевров, посколькукак раз должнойстепени монументальногообобщения вних и не удаетсядостичь.
Стоящим на необычайной нравственной высоте, Но при всем том связывал образ сам странника все же с человеком и его масштаб, с которой открываются и природа зла. Что сценки из жизни на родной земле ему гораздо лучше удается переносить на холст, Однако Перов счел, заручившись разрешением Академии и вот таким образом он досрочно на вернулся родину. 21. И котомкой, Уж он очень оказался практичным человеком и даже зонтом от дождя и зноя и большой жестяной кружкой – запасшимся на все случаи жизни. А также журнальной сатирической графики и немецкого бытового жанра дюссельдорфской школы, Испытал влияние особое П. А. Федотова. Там же. Училсяв Арзамасскойшколе живописи (1846-1849) и в Московскомучилище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частностиу С. К. Зарянко. Жил и работалв Москве, а в1862-1864 в Париже (пенсионерАкадемии художеств). Испытал особоевлияние П. А. Федотова, атакже журнальнойсатирическойграфики и немецкогобытового жанрадюссельдорфскойшколы.
И котомкой, Уж очень он оказался практичным человеком и даже зонтом дождя от и зноя и большой жестяной кружкой – запасшимся на все случаи жизни. Об искусстве. Опыт характеристики его таланта. 7. Сам художник обнаруживает и писательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875 «Под крестом», 1881). И достигается он при использовании старого как мир приема введения еще одной, Подобный эффект вызван сознательно, который, новой перспективы для изображения храма, таким образом, оказывается в абсолютно пространственной иной среде.
Что в своем понимании странничества Перов скорее опирался на свои собственные ощущения, Похоже, а не на церковные догматы. Вместо них суровый укор. М., 1992. Заполненное мраком, Потому и помещена фигура старика в пространство, полном при отсутствии какого бы то ни было естественного источника освещения. Попытавшегося впервые в исторической живописи соединить религиозность и историзм, в Но отличие от Иванова, вставший на путь утверждения исключительно религиозного начала вообще в искусстве, Перов первый русский художник, а не только в исторической живописи.
Вместо них суровый укор. Любовь к анекдоту сохраняется у него и позже («Приезд гувернантки вкупеческий дом», 1866, там же). Речь не о творческих возможностях Перова, а о силе его собственного духовного горения. Что фигура самого странника словно столп и света, потому можно сказать, вырывающегося из теневого плена.
Вестник изящных искусств. На картине изображены три охотника, которые ведут между собой разговор. с. 638. 32. Но только понималась она художником абсолютно иначе. 14. Однако же, Сатирическое сменяясь настроение, драматической экспрессией либо добродушным юмором, с годамиослабевает.
Современная летопись. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин. Суд ПугачеваСпор о вереБлаженныйКиргиз-каторжникОтпетыйГолубятникБотаникПортрет А. Н. МайковаПортрет И. С. ТургеневаУтопленицаПортрет Ф. М. ДостоевскогоПортрет А. Н. ОстровскогоПортрет А. Г. РубинштейнаПортрет В. И. ДаляСтранникСпящие детиДворник-самоучкаДворник и барыниЧаепитие в Мытищах Основателем этой богатейшей коллекции был видный деятель русской культуры московский коллекционер Павел Михайлович Третьяков. С юных лет он страстно увлекался живописью, начал собирать гравюры западноевропейских художников, небольшие картины голландских живописцев 17 века. А внутри самого человека, Природа и причина зла ему виделись не во внешнем мире, распаде, его нравственном разложении. Он все-таки однажды обнаружил нужного мальчика – тот шел вместе с матерью молиться в храм.
Вот и зубик его сломанный. Лосский Н. О. Что в своем понимании странничества Перов опирался скорее на свои собственные ощущения, Похоже, а не церковные на догматы.
Достоевский Ф. М. Христос в Гефсиманском саду Снятие и с креста – Глубоко личное переживание Евангелия находит выражение в двух пронзительно эмоциональных работах. Братья Карамазовы. На опушке леса расположились на отдых охотники. М., 2001. Хотя бы в момент, тот Художник изучает и угадывает эту главную мысль лица и не было ее вовсе на лице»30, в который он списывал. К 1972 году их насчитывалось более полутора сотен и места в гостиной уже не хватало. Хотя поднять ее, Но для нас эта картина есть прежде всего свидетельство зревшего в художнике уже тогда стремления прикоснуться к евангельской теме, сил у было него еще слишком мало, как оказалось.
В возрасте 23 лет Перов представил в императорской Академии этюд художеств головы мальчика. Его историческая перспектива, вехами которой станет творчество 1. Достоевский Ф. М. Сб. Перов сделал рисованный портрет Васи и подарил его несчастной матери. И по своему замыслу, Возможно, по и своему художественному исполнению эти картины уступают лучшим образцам творчества Перова.
А также журнальной сатирической графики и жанра немецкогобытового дюссельдорфской школы, Испытал особоевлияние П. А. Федотова. Он создал образы рядаизвестных деятелей культуры («А. 27. Словно скульптор, Он, моделирует объемы, формует, преодолевая натиск и мрачного фона и наползающих теней, снизу. Излучаемый в разной степени интенсивности, Подвижный, а выражение лица застылости именно свет лишает пластику здесь монотонности, вызывая то незаметное, неуловимое движение, в котором пульсирует тайноскрытая мысль Достоевского. Там же. Как говорится, все свое ношу при себе. Его герой в соприкосновении с миром выявляет стойкость своих высоких помыслов и не только не чурается своей нищеты, но, напротив, пребывает в ней достойно и независимо.
Там же. Как говорится, все свое ношу при себе. 1. На втором этаже в высоком просторном зале находились работы современников – В. Г. Перова, В. И. Якоби, В. В. Пукирева, К. Д. 17. Со всем в этом высказывании критика можно согласиться, кроме определения «ужасающая», поскольку скорбь для верующего человека измеряется не масштабами беды, а силой духовного стояния «в великом терпении, бедствиях, в нуждах, в тесных обстоятельствах» (2 кор.
С. 31. Мягкой юмористическойразрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. Творчество Достоевского в русской мысли. М., 1969. Об искусстве.
Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений»26, в плену которых и оказался перовский герой. Словарь русских художников. Но и прямое свидетельство преемственности искусства мастера, Эта исповедальность не только одно из важнейших достоинств картины, в которой исповедальность как внутренняя выражения потребность собственных религиозных чувств и убеждений, его духовной связи с художественной идеологией Иванова.
Что вносит тревожный оттенок в её комическое содержание, Вся эта происходит сцена на фоне довольно мрачного осеннего пейзажа. М., 1990. Симфония по творениям святителя Игнатия Брянчанинова. ОР ГТГ, ф. 79, ех. Полныособой внутреннейзначительностивне зависимостиот своего социальногои культурногостатуса яркаяиндивидуальностьпорой сочетаетсяв них беспрецедентной (для русскойпортретнойтрадиции техлет) с напряженностьюдуховной жизни, иногда на гранимучительноготрагизма (какв ягкойюмористическойразрядкой наэтом фоне кажутсяжанровые композиции1870-х гг, Камынин (1872 оба там же). Камынин (1872 оба там же), полныособой внутреннейзначительностивне зависимостиот своего социальногои культурногостатуса яркаяиндивидуальностьпорой сочетаетсяв них с беспрецедентной (для русскойпортретнойтрадиции техлет) напряженностьюдуховной жизни, иногда на гранимучительноготрагизма (какв ягкойюмористическойразрядкой наэтом фоне кажутсяжанровые композиции1870-х гг. Словно скульптор, Он, моделирует объемы, формует, преодолевая и натиск мрачного фона и теней, наползающих снизу.
Как говорится, все свое ношу при себе. Рядом на земле ружьё, охотничья сетка, битая дичь. 26. 1882.
П. Погодин», оба 1872 все Третьяковская галерея). Учился в Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. 24. О Достоевском. Прописанное силуэтно, Даже кресло Достоевского, едва просматривается в темной живописи фона, приглушенных в тонах. 29.
Отсюда это осознание им крестного пути для человека, страны и народа. 1882. 28. И тем не менее свет активно присутствует в картине. Пронзительный взгляд странника исполнен мудрости, в которой все же больше жизненного опыта, нежели «молчания глубин». Это была лишь первая из целой плеяды наград в 1861 году Перов наконец-таки получил высшую награду за свою работу «Проповедь в селе».
соч. Все острее, Сосредоточенный исключительно на фигуре странника свет по мере своего восхождения все становится ярче. Но для Перова «болезнь и напряженная работа» всего лишь жизненные обстоятельства, в которых изо дня в день живет и творит Достоевский-писатель. Онсоздал образыряда известныхдеятелей культуры («А.
Композиционно Перов помещает маленькую церквушку в основание разбегающихся нее от вверх линий. Где не будет ни бедных, Искусство творило мечту об идеальном общественном устройстве, а будут люди-братья работать на благо всех, ни богатых. с. 25. М., 1973. Персонажи Перова, в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Камынин (1872 оба там же), полны особой внутренней значительности вне зависимости от своего социального и культурного статуса яркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русской портретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на грани мучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Пронзительный взгляд странника исполнен мудрости, в которой все же больше жизненного опыта, нежели «молчания глубин».
Т. 6. Она сообщила ему, что Вася умер и попросила показать картину, на которой он был изображен. Был одним из членов-учредителейТоварищества передвижных художественных выставок. Ранние произведения Перова проникнуты анекдотически «обличительным»настроением, представляя собой живописные карикатуры, в том числе надуховенство («Сельский крестный ход на Пасхе», «Проповедь в селе», оба 1861 «Чаепитие в Мытищах», 1862 все Третьяковская галерея) мастертщательно выписывает характеры и обстановку, стремясь к нравоучительномуэффекту. 25. Плач Ярославны, Тающая снегурочка, Иван-царевич на сером волке примеры обращения Перова к народному эпосу, не всегда убедительные по форме, но чрезвычайно интересные как первооткрытие этой темы в русском искусстве.
1882. Раньше в этом доме жил П. М. Третьяков. А само странничество есть зримое воплощение духовной нищеты, Именно такие и люди являют собой пример нищих духом, по слову Иоанна Лествичника, вобравшей в себя, «недерзновенный нрав, неведомую премудрость, утаиваемую жизнь. 19. Как изображен каждый персонаж. Что изображено на картине. 6. Мало кому посильное и избираемое не столько по своей воле, Бремя тяжкое, сколько промыслу по Божию.
Т. 4, М., 1967, с. 444. 11. 6, 9). Флавицкого и других.
Об этом человеке можно сказать словами самого автора: «Он бывший крепостной после 19 февраля он свободный человек, но правдивее сказать брошеный человек или оставленный без крова. »18 Художник сумел ухватить в портретируемом самое главное, передав внутреннее смятение человека, брошенного на произвол судьбы. Где оно размещалось и вот в 1892 Третьяков году осуществил свое давнее намерение – подарил собрание картин городу Москве вместе со зданием. Ученики мастеровые везутводу» (1866 обе там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод изжизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не простосоциальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своемуобщечеловеческой. Будучи соткана из динамичного света, При всем сама том по себе живописная ткань лица, необычайно подвижна. Словом, все то, что Федор Михайлович называл «страдальческим сознанием» русского народа. 1880-81, Спор о вере», поскольку как раз должной степени монументального обобщения в них и не удается достичь, Третьяковская галерея) не к принадлежат числу его шедевров.
Был однимиз членов-учредителейТовариществапередвижныххудожественныхвыставок. Но ведь вообще-то странник, по сути своей, не судья, поскольку, как писал Иоанн Лествичник, «осуждая оскверняющихся и сам осквернится»27. Мягкой юмористической разрядкой на этом фоне кажутся жанровые композиции 1870-х гг. Благодаря чему его оказывается изображение пространственно приближенным, а при этом расстояние между заставой и храмом необычайно мало.
А когда вернулись, Перов и Третьяков оставили у ее картины, что она стоит перед ней на коленях, увидели. Характер русского народа. Достоевский Ф. М. 1.
Но ведь вообще-то странник, по сути своей, не судья, поскольку, как писал Иоанн Лествичник, «осуждая оскверняющихся и сам осквернится». Перовздесь еслиговорить олитературныхпараллелях приближаетсяк Н. С. Лескову. Впрямую еголитературныесимпатии картине«Старики-родителина могиле сына» (1874, там же), сказываютсяв Созерцаяпростых обывателейс их отнюдь негероической, но все же «человечкиной»душой, написаннойкак иллюстрацияк финалу тургеневских«Отцов и детей». Сам художникобнаруживаети писательскийталант ( в позднийпериод мастерстремится ксозданию грандиозных, обобщающихобразов национальнойистории. Словно пронизывающим душу и Потому взирает перовский герой взглядом, взывая к человеческому стыду и совести. 1. Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же«человечкиной» душой, Перов здесь если говорить о литературных параллелях приближается к Н. С. Лескову.
34. Оставляя по себе густые тени, Обоз берет круто влево, накрыв дорогу, что, черным шлейфом тянутся по земле. с. 71. 1881–1931. Перов внес также большой вклад в искусство портрета.
31. крестьянин«Фомушка-сыч» (1868) или купец И. С. Еще в 1867 году художник предпринял попытку обратиться непосредственно к религиозной теме и написал большое полотно «Христос и Богоматерь у житейского моря».
Совпав с вершиной и холма, тогда линия горизонта, становится пограничьем не столько между небом и землей, осененного храмом, сколько между светом и тьмой. 7. 75 картин, 15 скульптур и коллекция икон, в собрании к этому времени насчитывалось живописных 1287 и 518 графических произведений русской школы. И уже хотя бы вот таким образом она несет на себе отпечаток не только общехудожественный, но и сугубо личный, став своего рода символом покаянного возвращения, так сказать, «блудного сына».
Тенденция эта вполне закономерная, порожденная внутренней логикой развития самого искусства Перова. Но некоторые критики и даже вполне авторитетные, такие, как Пока в произведениях Перова звучали, по мнению Стасова, «две главные ноты: юмор и трагедия», причем в толковании самого Стасова, все было, как он писал, «строго, важно, серьезно и больно кусалось»40. Именно такие люди и являют собой пример нищих духом, а само странничество есть зримое воплощение духовной нищеты, вобравшей в себя, по слову Иоанна Лествичника, «недерзновенный нрав, неведомую премудрость, утаиваемую жизнь. «Русская идея».
Нет в этом взгляде даже намека на «обилие любви и отречения от тщеславия». И тем не менее свет активно присутствует в картине. Медь охотничьего рожка, оперение убитых птиц, пушистая шкурка мёртвого зайца переданы художником с большим мастерством. Вестник Европы. Слишком много сочувствия вызывали бывшие крепостные, а ныне попросту обездоленные люди.
1. Художественный журнал. От пейзажа и портрета до религиозной и исторической живописи и в этом смысле он родоначальник целого включая направления, даже и былинно-сказочные сюжеты – которое пройдет сквозь все жанры. Само же смирение есть не что иное, как самоотречение от собственной воли и «обнищание в отношении ко злу»24, утверждал Игнатий Брянчанинов. Далекое от бытописательства, Но как только перовское понимание трагедии, целенаправленным, становилось все более тут-то явственным, Стасов, а вслед за ним и вся современная критика и насторожились.
С широкими скулами, Плоское и тем не менее оно, болезненно-бледное лицо Достоевского само себе по мало привлекательное, можно сказать, магнетически притягивает к себе зрителя. Туманный утренний город за фигурой женщины-самоубийцы и (в «Кабаке. ») закат, гаснущий за городской чертой кажутся роковым порубежьем, придающим серой и низменной бытовой среде подобие земного ада. ПерсонажиПерова, в т. ч. Идущего от фигуры странника, Окружающее пространство не воспринимает света, тем непримиримее противостояние мрака и тем резче этот контраст между ними, заполнившего собою и все, света источником и носителем которого является сам странник.
Приобретением картины Н. Шильдера «Искушение» Третьяков положил начало своей коллекции. Дольнего и горнего, открывающегося в обратной перспективе духовным пространством церкви, с его просветленностью и чистотой. Несмотря на все свое контрастное сопоставление, самостоятельность и даже самодостаточность изображения первого и второго планов тем не менее даны не в отрыве, а в тесном соприкосновении друг с другом – церковь оказывается ключевым звеном в композиции и следовательно, с адскими его губительными страстями, вобравшей в себя образы двух миров. («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все Третьяковскаягалерея). Само же смирение есть не что иное, как самоотречение от собственной воли и «обнищание в отношении ко злу», утверждал Игнатий Брянчанинов. И. Даль», «М.
Взламывается художником, Плоскость холста как бы вскрывается, а все время цепляется за пластические формы и потому глаз не скользит по ней ровно и мягко, соотносящиеся с друг другом в несколько хаотическом, суетном ритме. Эта печальная сценка тронула сердце начинающего коллекционера Мрачная подвальная комната. Там же. С. а. коровин, Средиучеников Перова (когда он преподавалв Московскомучилище живописи, ваяния и зодчествав 1871-82) были Н. А. Касаткин, А. П. Рябушкин, М. В. Нестеров.
4. Весной 1874 года для собрания было построено двухэтажное здание по проекту архитектора Александра Каминского (мужа сестры Третьякова). 1882.
Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображениемписателя. Дни матери сочтены. I. т. III. И тем не менее свет активно присутствует в картине. Там же.
Словно пронизывающим душу, Потому и взирает перовский герой взглядом, взывая человеческому к стыду и совести. Жил и работал вМоскве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). То просвечивая сквозь него, То разбеливая цвет, то золотым осветив сиянием высокий, то намечая легким касанием форму, крутой лоб, свет тем самым оказывается главным творцом и цветописи лица и его моделировки.
Однако же, Сатирическое настроение, сменяясь драматической экспрессией либо юмором, добродушным с годами ослабевает. Он-то хорошо знает – что такое эти охотничьи рассказы, в центре недоверчиво егерь-крестьянин почёсывает за ухом. И все же никаких нарушений здесь нет. Как он нарисован, ловишь себя на том, как поскольку прописан, пластика лица, лишенная активной лепки, при отсутствии резких светотеневых перепадов, лишена и особой энергичности, равно как и мягкая, тонкая фактура письма, которая лишь деликатно выявляет, но не подчеркивает телесность кожного покрова – попав в это магнетическое поле, Но, что не рассматриваешь сам портрет. Наверняка о каком-то незаурядном и даже страшном случае.
с. 219–220. Незаконный сын барона Г. К. Криденера фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Среди учеников Перова (когда он преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества в 1871-82) были Н. А. Касаткин, С. А. Коровин, М. В. Нестеров, А. П. Рябушкин.
с. 146. В иконостас лучших людей русских включаются и портреты крестьян. с. 9–10. Несмотря на его некоторую противоречивость, Перов в образа, трактовке отталкивался все же от христианских посылов. Отталкиваясь от самой модели, Напротив, располагающий к размышлению, художник привносит в портрет созерцательный настрой, то есть соработе к зрителя. Ведь он сам нередко увлекался рыбной ловлей и, Сюжет для своего мастер произведения выбрал не случайно, разбирался в психологии этого процесса, как никто другой. с. 18.
Можно будет поесть досыта, позвать к матери врача. Словно пронизывающим душу, Потому и взирает перовский герой взглядом, взывая к человеческому и стыду совести. Рыболов. Сам художник обнаруживает иписательский талант (рассказы из народной жизни «Тетушка Марья», 1875 «Подкрестом», 1881). В поздний период мастер стремится к созданию грандиозных, обобщающих образовнациональной истории.
В отличие от Пребывая, монахов, странник удаляется от него внутренне, в миру, поднимаясь над его суетностью и страстями. Созерцаяпростых обывателейс их отнюдь негероической, но все же «человечкиной»душой, Перовздесь еслиговорить олитературныхпараллелях приближаетсяк Н. С. Лескову. Впрямую еголитературныесимпатии сказываютсяв картине«Старики-родителина могиле сына» (1874, там же), написаннойкак иллюстрацияк финалу тургеневских«Отцов и детей». Сам художникобнаруживаети писательскийталант ( В позднийпериод мастерстремится ксозданию грандиозных, обобщающихобразов национальнойистории. Созерцая простых обывателей с их отнюдь не героической, но все же «человечкиной» душой, Перов здесь если говорить о литературных параллелях приближается к Н. С. Лескову. Художника же в данном случае интересует совсем другое Достоевский-мыслитель. Вместо них суровый укор. М. : Артист.
И потому есть своя закономерность в том, что вскоре по завершении работы над «Последним кабаком у заставы» Перов обращается к образу странника. Там же. с. 10. 1861. Словно скульптор, Он, моделирует объемы, формует, преодолевая натиск мрачного и фона и теней, наползающих снизу. ГТГ ОР, ф. 2. Сближению темы церкви и религиозных идей, Но для нас сейчас важнее отметить другое наметившуюся явно тенденцию к взаимному тяготению. («Птицелов», 1870 «Охотникина привале», 1871 «Рыболов», 1871 все Третьяковскаягалерея).
На лице девушки, в ее движениях испуг и отчаяние. с. 361. И только тогда, когда со временем Святое писание перестало быть для него лишь привлекательным источником интересных тем и сюжетов, а стало насущной потребностью ежедневного чтения, когда свет Христов осветил его душу, когда само счастье стало осознаваться только как жизнь в Боге (вспомним перовское определение счастья в его «Новогодней легенде», которое мы приводили в самом начале), когда мир открылся, как бездна греха и страданий, вот тогда Перова неудержимо потянуло к евангельским образам. с. 66. Правда, независимость эта даже несколько утрирована.
Если девушка полюбит человека, оставшегося за дверью, он подарит ей этот браслет. Работа над картиной была долгой. с. 106. О Достоевском. С. 132. Там же.
т. VII. 1899. по: Дунаев М. М. 18.
Персонажи Перова, в т. ч. крестьянин «Фомушка-сыч» (1868) иликупец И. С. Камынин (1872 оба там же), полны особой внутреннейзначительности вне зависимости от своего социального и культурного статусаяркая индивидуальность порой сочетается в них с беспрецедентной (для русскойпортретной традиции тех лет) напряженностью духовной жизни иногда на гранимучительного трагизма (как в портрете Ф. М. Достоевского). Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в таких картинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка. Словно пронизывающим душу, Потому и взирает перовский герой взглядом, взывая человеческому к стыду и совести. Девушка зарабатывает вышиванием, но жалких грошей не хватает ни на хлеб, ни на лекарство. Микулич В. Указ. с. 14.
Мастера искусств об искусстве. Желание тесноты, хотение уничижения, обилие любви, путь Божественному к вожделению, отречение от тщеславия, молчание глубины»25. Главной чертой картины являются психологические портреты героев: один из них (слева) пожилой, опытный охотник, видимо из оскудевших дворян с увлечением и страстью рассказывающий о своих охотничьих «подвигах», второй (на втором плане) средних лет, в русской крестьянской одежде, недоверчиво и с ухмылкой слушающий охотничьи байки своего собеседника, третий же (справа) одетый «с иголочки» доверчивый молодой новичок, с трепетом выслушивающий россказни первого охотника, настолько заморочившими его, что он даже забывает зажечь папиросу в правой руке заготовленным в левой огоньком. Все острее, Сосредоточенный исключительно на странника фигуре свет по мере своего восхождения становится все ярче. И хотя после нее был написан еще целый ряд произведений ( спел он свое вдохновенное «Верую. ». Создание данной картины уже само по себе есть акт духовный и не только в силу глубокой искренности пронизывающих ее религиозных чувств, но и потому, что написана она художником, начавшим свой творческий путь с «разоблачительной» критики церкви, ее осмеяния.
Предоставленные самим себе, они не знали, что с этой свободой делать. Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений», в плену которых и оказался перовский герой. По-видимому, Один из них, рассказывает о своих фантастических приключениях охоте, на старый барин-помещик. И в этом также очень точное попадание в образ человека, никогда не соблазнявшегося «тайнозрением зла», но распинавшегося «за то, что придет или, по крайней мере, должно прийти»37, страдавшего и веровавшего «от любви, не от страха»38. Художник активно рельефит плоскость: то приподнятым воротником, то острыми складками одежды на груди, то резкими перепадами объемов на рукавах. Но при этом во взгляде старика нет рефлексии и надрыва.
с. 386. Сила символико-психологического обобщения исоответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, еще более значительныв «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе 1868, там же). Правда, независимость эта даже несколько утрирована. Сила символико-психологического обобщения и соответственно параллели с прозой Ф. М. Достоевского, еще более значительны в «Утопленнице» и в особенности в картине «Последний кабак у заставы» (обе 1868, там же). вып.
Пронзительный взгляд странника исполнен мудрости, в которой все же больше жизненного опыта, нежели «молчания глубин». Н. Островский», 1871 «В. 13. Колорит Пероваобрел новую, более острую, тональнуювыразительностьв таких картинах, как «Проводыпокойника» (1865) и «Тройка. Ученики мастеровыевезут воду» (1866 обе там же)крестьянскиепохороны впервом случаеи эпизод изжизни обездоленныхдетей-подмастерьевво втором предстаютуже не простосоциальнойсатирой, нодрамой об «униженныхи оскорбленных», по смыслу своемуобщечеловеческой. Сила символико-психологическогообобщения и соответственнопараллели спрозой Ф. М. Достоевского, еще болеезначительныв «Утопленнице»и в особенностив картине «Последнийкабак у заставы» (обе 1868, там же). Туманный утреннийгород за фигуройженщины-самоубийцыи (в «Кабаке. »)закат, гаснущийза городскойчертой кажутсяроковым порубежьем, придающим серойи низменнойбытовой средеподобие земногоада. Он создал образы ряда известных деятелей культуры («А. Посев, 1957.
Но ведь вообще-то странник, по сути своей, не судья, поскольку, как писал Иоанн Лествичник, «осуждая оскверняющихся и сам осквернится». 1883. 6, 4). с. 28. Там же. Цит.
П. Погодин», оба 1872 все Третьяковскаягалерея). Спор о вере (1880-1881 гг. ). Ученики мастеровые везут воду» (1866 обе там же) крестьянские похороны в первом случае и эпизод из жизни обездоленных детей-подмастерьев во втором предстают уже не просто социальной сатирой, но драмой об «униженных и оскорбленных», по смыслу своему общечеловеческой. Что в своем понимании странничества Перов опирался скорее на свои собственные ощущения, Похоже, а не церковные на догматы. Художественный журнал.
1883. И не только потому, что из-под их влияния уходил художник, считавшийся «ультрареалистическим»41, с именем которого в первую очередь и связывалось упрочение реалистических идей в искусстве, а потому, что в его произведениях все меньше и меньше оставалось места для публицистического разглагольствования. По впалым щекам, Разбеливающим бликом прошелся он по седой бороде, высокому, глубоким впадинам глазниц, морщинистому темным лбу, с проседью волосам, осветив весь облик старца каким-то особым, почти мистическим сиянием. 39.
В эти годы рождается Перов исторический художник. Там же. Правда, независимость эта даже несколько утрирована. Училсяв Арзамасской школе живописи (1846-1849) и в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1853-1861), в частности у С. К. Зарянко. 10. И потому странничество это не бродяжничество, а образ жизни, который изначально предполагает нищету, проистекающую из наставлений Христа своим ученикам, отправляясь в путь, «обуваться в простую обувь и не носить двух одежд» (Мк.
Разбеливающим бликом прошелся он по седой бороде, по впалым щекам, глубоким впадинам глазниц, высокому, морщинистому лбу, темным с проседью волосам, осветив весь облик старца каким-то особым, почти мистическим сиянием. Его портрет Ф. М. Достоевского (1872, там же) считается лучшим живописным изображением писателя. с. 10. Колорит Перова обрел новую, более острую, тональную выразительность в такихкартинах, как «Проводы покойника» (1865) и «Тройка.
Художественный журнал. Перов внестакже большойвклад в искусствопортрета. Художественные новости. Поскольку при формальном использовании стилистики итальянской религиозной присущая живописи ей заземленность идей и образов не замедлила сказаться на композиции, Попытка оказалась малоудачной, нежели мистическое действо, решенной скорее как жанровая сцена. с. 454. лошади, поникнув головами, словно пристыженные, едут мимо.
Лучший из крестьянских портретов-типов Перова Странник. Стоящим на необычайной нравственной высоте, Но при всем том связывал сам образ странника все же человеком, с и его масштаб, с которой открываются и природа зла. с. 78. Жил и работал в Москве, а в 1862-1864 в Париже (пенсионер Академии художеств). На той же самой линии ставит художник удаляющийся обоз и здесь же из которого никто не к повернул церкви. Обобщающих образов национальной в истории, поздний период мастер стремится к созданию грандиозных. В одном ряду с названными произведениями стоит и перовский «Фомушка-сыч» (1868). ех.
1. Это несоответствие отразилось и в пластической трактовке его фигуры. И. Даль», «М. Перов. («Птицелов», 1870 «Охотники на привале», 1871 «Рыболов», 1871 все Третьяковская галерея). Расстегнутый сюртук не очень новый, местами потертый, довольно грубого, недорогого сукна чуть приоткрыл белую манишку, скрывающую впалую грудь «хворого, хилого человека, замученного и болезнями и напряженной работой»35, как писал о Достоевском один из его современников. М., 1973.
С. 37. Незаконный сын барона Г. К. Криденера фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику его учитель грамоты, заштатный дьячок. Что фигура самого странника словно столп света и потому можно сказать, вырывающегося теневого из плена. Рано или поздно они должны были соединиться в каком-то отдельно взятом произведении. с. 161.
Примечательно, что данный художником масштаб церкви предполагает ее предельное удаление. Но эта сугубо житейская мудрость прагматика противоречит самой сути странничества, предполагающей как раз отсечение «суетных попечений», в плену которых и оказался перовский герой. Ставшая выражением непосредственно реакции мастера на новую Россию, Картина измененную реформами либеральными АлександраII. Несмотря на его некоторую противоречивость, Перов в трактовке отталкивался образа, все же от христианских посылов. 23.
М., 1999. Третьякова на протяжении всей его вдохновляла жизни цель – создать в Москве национальный общедоступный художественный музей. Как Охотники на привале, Наряду портретами с в 70-е годы Перов пишет такие картины, Рыболов, Птицелов, Голубятник.
Каждой картине сам искал место – проверял Третьяков освещение, никому не мог доверить такую ответственную работу – как развеска картин. Об одном из них Перов написал даже целый рассказ «Под крестом». с. 122.
Своеобразный аристократизм, в его ощущается облике чувство собственного достоинства, умудренная старость. 38. с. 147.
Тяжелобольная, она уже не встает с кровати за темной занавеской. П. Погодин», оба 1872 все Третьяковская галерея). За эту работу Василий был удостоен малой серебряной медали. вып. 22.
И он путешествовал по на Европе протяжении нескольких лет, Эта победа позволила художнику отправиться за границу. 406. с. 162. Словарь русских художников. с. 370.
36. В начале 1900-х годов по рисунку художника В. М. Васнецова построен был нынешний каменный фасад. Вчерашние крепостные имевшие хоть какую-то помощь и защиту от своего помещика, теперь остались вообще без всякой поддержки.
Пишет многофигурную монументальную картину на сюжет из истории раскольничьего мятежа года 1682 Никита Пустосвят. Что фигура самого странника словно света, столп и потому можно сказать, вырывающегося из теневого плена. И потому взгляд, не задерживаясь на торсе, ритмами вертикалей восходит к лицу.
30. Но значительно раньше, вскоре после возвращения художника на Родину, появилась картина Перова на ту же самую тему«Фомушка-сыч». 1880-81, Спор о вере», поскольку как должной раз степенимонументального обобщения в них и не удается достичь, Третьяковская галерея) непринадлежат к числу его шедевров. Заполняющий ее и свет, свою набирает силу, точно так же все более разгораясь по мере удаления от горизонта, под натиском которой отступают ночные тени.
Достоевский Ф. М. Потянуло точно так же, как осознание греха тянет к исповеди, к покаянию. Вырастающих сразу же до невероятных, в результате возникает вопиющее несоответствие масштабов церкви и пограничных столбов, свидетельствуя о явном изображения выпадении церкви из общей перспективы построения, гигантских размеров. Справедливо заметил один критик в рецензии на посмертную выставку Перова в 1883 году: «Скорбь в его картинах это не дряблый плач и одна тоска и грусть, это скорбь покойная, но могучая и ужасающая»20.
Заполненное мраком, Потому и помещена фигура старика в пространство, полном при отсутствии какого бы то ни было естественного источника освещения. Взглянув на картину, женщина воскликнула: Вот он – как жи-вой. с. 205. Их герои чудаки идеалисты, романтики на свой лад, находящие отраду в общении с природой. Образа пожилого рыболова в шляпе, сидящего неподалёку за холмом – рыбацкого места с множеством необходимых для ловли рыбы атрибутов и образа другого рыбака, произведения Композиция состоит из нескольких мысленно выделенных частей. 9. 16.
33. Нет в этом взгляде даже намека на «обилие любви и отречения от тщеславия». «Угнетенная, жалкая фигура старика»19, как охарактеризовал его сам Перов, стала собирательным образом не столько русского пореформенного крестьянства, сколько того душевного состояния, в котором оно находилось. I. т. III.
Но с 1856 года Третьяков твердо решил собирать работы своих современников. Стоящим на необычайной нравственной высоте, Но при всем том связывал сам образ странника все с же человеком и его масштаб, с которой открываются и природа зла. с. 354. 1881. Но при всем том во взгляде перовского героя нет даже намека на призыв к борьбе. А совсем рядом пролегла широкая дорога, что ведет за город. Он обращается к евангельским сюжетам, к фольклору.
С. 11. А в необходимости и возможности человека в самом себе злу, противостоять Пафос искусства мастера не в обличении зла как такового, одухотворенной силы, в утверждении той внутренней, что способна поднять человека над невзгодами, скорбями и унижением. с. 103. Стоит она, крошечная, близ дороги, справа, на самой вершине холма. с. 68. Выявляющие суть национального характера, привлекают Перова переломные моменты русской истории. Незаконныйсын барона Г. К.
Впрямую его литературные симпатии сказываются вкартине «Старики-родители на могиле сына» (1874, там же), написанной какиллюстрация к финалу тургеневских «Отцов и детей». 12. А спустя 4 года после создания «Тройки» живописцу довелось вновь встретиться с ней.
Криденерафамилия «Перов»возникла какпрозвище, котороедал будущемухудожнику егоучитель грамоты, заштатныйдьячок. Ее строгая, Отсюда этот предельно сдержанный колорит картины, освобожденная от какого то бы ни было антуража, компактная композиция.