1721. Лувр. Жиль. Когда формировалась утонченная культура рококо, Во времена Ватто, чем в середине и второй половине столетия, художники были более свободны поисках в идеалов прекрасного, когда в ранг моды, а затем и постулата была возведена рационалистическая теория подражания античности. Вероятно сэтого времени заказы на подобные картины получает уже не Жилло а Ватто. Около 1702 приехал в Париж, работал как копиист. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. В росписях плафонов, стен, наддверных панно, в гобеленах преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены) идеализированный портрет изображающий модель в образе мифологического героя. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего.
Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты. Жиль. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях. Паломничество на остров Киферу. Стиль зародился в среде французской аристократии.
Тонко и виртуозно:таинственные фигуры, но в творчестве Ватто он воплотился по-иному, туманная атмосфера смутный намек на водную все гладь этобыло отражением индивидуального восприятия художника высоко оцененного в кругуКроза и не являющегося простым продолжением венецианской и рубенсовскойтрадиций. Означавшим «безвкусновитиеватый или цветистый», Словоэто произведено путем сочетания слов «барокко» и «рокайль» вначале былобранным термином, наиболееярких представителей легкомысленных (часто элегантно –фривольного) стилязрелого в рококо, живописипервым большим мастером стиля рококоявился Ватто среди художников, следует назвать Буше иФрагонара. Стиль Ватто. Чуть ироничным наблюдателем с меланхолии налётом и грусти, Всё это увидено как бы со стороны тонким. французьких художникв отриму замовлення закнчен згодом Ф. Мерсь. Куда она, Они приплыли на остров Киферу – остров богини любви красоты и Венеры, вышла из пены морской, по преданию.
В 1717 он представляет в Академию где его считаютхудожником галантного жанра картину Паломничество на остров Цитеру (Париж Лувр) которая является скорее меланхолическим намеком на тему Молодостии Любви с ее осенними тонами и персонажами изображенными спиной к зрителю. Созвучный Пьеро – герою итальянской комедии дель арте. Лувр. В архитектурерококо со своими ассиметричными кривымилиниями и изящными декоративнымимотивами более подходило к внутреннемуубранству. Ему принадлежит ряд полотен на религиозные (Святое Семейство, 17161717, Париж, Лувр) и мифологические сюжеты (Юпитер и Антиопа, ок.
Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит. д. ) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи. 1721. Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». Наиболее эффектен образ золотоволосой Цереры, олицетворяющей Лето (17171718, Вашингтон, Национальная галерея искусства) из серии полотен на сюжеты Времен года исполненных по заказу П. Кроза. 15 в истории живописи Франсуа Буше остается по-прежнему великолепным мастером колорита и изысканного рисунка. Его картины изобилуют двусмысленными намеками, пикантными деталями (поднятый подол атласной юбочки у пастушки, кокетливо приподнятая ножка купающейся Дианы, пальчик прижатый к устам, красноречивый, призывный взгляд, символически целующиеся голубки ит. д. ) Художник прекрасно знал моду и вкусы своей эпохи. Здесь царят скромностьи достаток.
«То была прекрасная эпоха», хочется сказать, глядя на них, словами Шарля Бодлера, наряду с братьями Гонкур по достоинству оценившего искусство забытого художника, предвосхитившего эстетические искания XIX столетия. С барочным стилем рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то рококо предпочитает изящество и лёгкость. Жерен, автор алтарных образов в местных церквях. Купание Дианы. И можно так же отметить немаломестных его разновидностей, стране Вкаждой стиль принимал национальноеобличье. В самом конце жизни Ватто создал свою последнюю работу – это вывеска одной антикварной лавки, которая так и называется «Вывеска лавки Жерсена» (1720, Картинная галерея, Берлин-Далем).
Франсуа Буше. Использовал теплуюзолотистую гамму, Он красочностьреального передавал мира, тонкостьсвето-воздушных эффектов (Счастливыевозможности качелей, 1766, Лондон, КоллекцияУоллес) игру света. Они рождают радость, ощущаемую и самим художником и зрителем, которому она передается.
Потерявшим монументальность великого стиля, Многие Ф. Мень исследователи считают рококо лишь ответвлением позднего барокко. Для художника важно акцентировать в данной сцене какое-то одно чувство, подчинить его выражению «игру» всех персонажей. По-разному склоненные женские головки, Из нежных линий и мягких пятен растушевки легко и грациозно очаровательные, возникают наделенные то изысканной миловидностью, образы современных франтов, то характерностью. Влтку 1720 вн повертаться в Париж поселяться у Ф. Жерсена для антикварно крамниц якого пише картину Вивска Жерсена (Берлн Шарлоттенбург) виклика спогади про суперечку давнх нових а також про джерела його власного мистецтва Венец Фландр. Лувр.
Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д'Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). Созданными на основе реальных наблюдений, Наряду произведениями, с он воспроизводит сцену с такой живостью, он создает и пасторали импровизируя, что она кажется написанной с натуры. ФРАГОНАР Жан Оноре французский художник и гравер, крупнейший мастер эпохи Людовика XVI. Перед смертю вн розда м сво малюнки. Он показывает в них реальность, театрализованную Не случайно, способную вызвать прекрасные ощущения – Ватто называет свои полотна Праздник любви или Шарм жизни.
5 К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов. 4 Антуан Ватто. Пёппельмана), рококо часто выступало как местный вариант позднего барокко. Средиэтих знаменитых галантных праздников следует назвать второй вариантПаломничества на остров Цитеру (1718 Берлин Шарлоттенбург)Ели-сейские поля, Радости жизни и Отдых на охоте (все Лондонсобрание Уоллес), Сельские радости (Шантийи музей Конде) Радости бала (ДаличГал. Всевозможные «купания», «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не главным предметом изображения. гал. ) создано под сильным влиянием Жилло.
Наряду с произведениями, созданными на основе реальных наблюдений, он создает и пасторали импровизируя, он воспроизводит сцену с такой живостью, что она кажется написанной с натуры. гал. ). Ф. Бертен», 1832). убранствокомнат. Ватто родился в Валансьенне, на севере Франции, где сильно было влияние искусства Фландрии.
В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, Придя на смену тяжеловесному барокко, его и художественным антиподом. Лувр. «утренние туалеты» и мгновенные удовольствия являются теперь чуть ли не предметом главным изображения, Всевозможные «купания». Эрмитаж) имифологические (Суд Париса Париж Лувр) сюжеты. В наиболеетипичных для него картинах традиционныемифологические сюжеты трактуются каквеселые и не совсем приличные «галантныесценки». 1717-1718 гг.
Создает ряд шедевров: портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д'Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» (1816, Музей в Нанте) «Гурьева» (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург). В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-20 Рим, 1820-24 Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля. Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Никола Ланкре, Франсуа Буше, отчасти Жан Оноре Фрагонара). Эрмитаж) инесколько ню чувственных и утонченных (За туалетом Париж частноесобрание и Лондон собрание Уоллес). Например, Известно, что в полотне Ватто Перспектива воспроизвел аллею парка около дома П. Кроза в Монмаранси. Городские дворцы знати, богатойбуржуазии, – «отели», сооружаемые в этот период, как правило, строго классицистичны по экстерьеру.
Одни называли его «художником граций», «Анакреоном живописи», «королевским живописцем». За пределамиФранции наибольшего расцвета рококодостигло в Германии и Австрии, гдевпитало в себя элементы все ещераспространенного барокко (ц. В 1718 мечтательный лиризм его картин трансформировался в сторонуболее реалистичного изображения комедии человеческой жизни в можно чем видетьсвоеобразное возвращение к реализму северной живописи. Причудливыхмаскарадныхмасок, Мотивы экзотических обломкикамней цветов, всеэтовкрапливаетсявзатейливые узоры, морскихраковин, покрывающиестены.
«Дух мелочей прелестных и воздушных» становится лейтмотивом творчества многих художников «королевского стиля. Маркиза щедро отблагодарила художника. Сируа, флейгельса и Эдма Жора, в эти годыВатто постоянно меняет место жительства он живет очереди по у Кроза. Как никто другой его в эпоху и обладавший огромным даром воображения художник, сумел найти свои краски для воплощения их синтеза. Во французской скульптурестиль рококо лучше всех выразил Фальконев фарфоровой скульптуре.
Герой поет, аккомпанируя себе на гитаре, серенаду. Одна из них 8212 картина «Меццетен», на которой изображен персонаж итальянской комедии дель арте, некогда популярной в Париже, хитрец и шут. Принадлежавших к так называемомутретьему сословию, СюжетыШардена не отличались разнообразием, часто повторялись в нескольких картинах. Обычно сцены это повседневной жизнилюдей. В ней он возможно хотел показать как быстротечна «слава мира», как коротка власть и сама жизнь, а вечно лишь одно искусство. В его рисунках исполненных сангиной или в технике «трех карандашей» (сангина, уголь и мел) или бистром с размывкой кистью, чувствуется утонченная культура рисовальщика XVIII столетия. Буше умел придать изображениюженского тела здоровую чувственностьярким примером может служить известная«Лежащая девушка» – вероятно, на этойкартине изображена изображена возлюбленнаяЛюдовика 15 Луиза О Мэрфи.
В художественном отношении картина написана блестяще. Плафонные розетки, Стенные панно, напоминающим раковины, рамы многочисленных зеркал оформлялись мелким орнаментом, морские волны и камни, аканта, лист вплетались китайские мотивы. Так же применялось много золота и серебра. 1715) из которых сохранилось лишь Лето (ВашингтонНац. В которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, величественных античных руин, световоздушных тонкостью эффектов. Криволинейностью и изломанностью линий, Рококо характеризуется и дробностью вычурностью форм, обилием позолоты, хрупкой декоративностью. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и продуманной тщательно цветовой гаммой. Прерванный сон.
3 Антуан Ватто Антуана Ватто – современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». Фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера, Образ утрачивал человека самостоятельное значение. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро).
Ф. Менье 2 Мастера «галантного жанра» РОКОКО («причудливый», «капризный» франц. Оно сумело не только оставить след в искусстве, Тем не менее, но и на повлиять дальнейшее её развитие. Париж. Создающей ощущение беспокойства игривое искусство Всё рококо построено на асимметрии, вычурное, насмешливое. Элемент театральности привносят в «галантные праздники» парковые скульптуры нимф и Венер, трактованные, порой, гротескно и напоминающие фигуры живых людей, наблюдающих за происходящим. Патера, тоже уроженца Валансьенна. Тесно связанная с интерьером отеля, Живопись рококо, получила в развитие декоративных и станковых камерных формах.
Останн п39ять рокв його життя були дуже плдними (правда багато картин вдом лише по гравюрах або копях): назвемо насамперед теми, навян пвнчним у французькому театр" Любов в талйському театр обидв Берлн-Далем музей "Актори французького театру" Нью-Йорк музей Метрополтен Санкт-Петербург Держ. Нёймана, отчасти М. Д. Илегкомысленность и фривольность рококобыли вытеснены классицизма, строгостью к этому времениобщественный вкус начал меняться.
К подлинным шедеврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступлений бродячих комедиантов. Главными героями которых были жеманные, 14 Франсуа Буше не обращался раз к изображению фривольных сцен, застенчивые пастушки или пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак. Художникдостиг особой проникновенности ввоссоздании сцен лирических повседневнойжизни, Продолжаятрадиции искусства рококо, поэзии природы, сферы интимных человеческихчувств. Украшавшего дворцы в Марли и Медоне, Полезной для оказалась вхождения в парижскую художественную среду и недолгая работа у живописца-декоратора К. Одрана. К которомуприводит любовь и на указывают которое также символы Вакха и Эроса,, стебли розы оплетают герму Венеры, которая как будто наблюдает за ухаживаниямии любовными объятиями различных пар. Закрытые глаза Венеры могут намекатьна состояние сладострастия, луке и стрелах, изображенных у основания гермы, узнаваемыев шкуре пантеры и колчане.
Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». Что способствовало пробуждению интереса Ватто к театру декоративному и искусству, Учился у живописцев Клода Жилло и Клода Одрана. Антуан Ватто. Более традиционен образ скульптора А. Патера (1709, Валансьенн, Музей изящных искусств), отца ученика Ватто Ж. -Б. Вконце 1719 Ватто приезжает в Лондон где французских встречает художников иполучает заказы законченные впоследствии Ф. Мерсье. Почти все картиныхудожника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму.
рисовальщик. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Недолгая жизнь этого художника, умершего в тридцатисемилетнем возрасте, пришлась на рубежный период и первые два десятилетия XVIII столетия он как бы входил в искусство вместе с новым веком. Расцветтворчества Шардена начался в 3040-х гг. Именно он тогда создал большую частьсвоих жанровых композиций. Эрмитаж) он находит свои модели и своепоэтическое вдохновение так одинокая и монументальная фигура Жиля (Париж Лувр) служит поводом для размышлений о печали и суетности мира. Видение реальности сквозь эти идеальные образы прекрасного, Однако искусство Ватто в самом начале века выразило главную направленность эстетики Просвещения реальности соотнесение и идеала.
Главные темы живописи рококо – изысканная жизнь придворной аристократии идиллические картины «пастушеской» жизни на фоне первозданной природы, мир сложных любовных интриг и хитроумных аллегорий. Париж. Около 1800 года. Италии, России, в Англиирококо не был особо популярен. (Герой ярмарочного театра Жиль в костюме Пьеро). Антуан Ватто. Вместо этикета – легкомысленная атмосфера, жажда наслаждений и веселья. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик. Наивное существо как будто специально создано для постоянных и насмешек проделок ловкого и хитрого Арлекина, Неуклюжее.
Проте його творчсть дуже рано стало популярним, а Жюльн зробив гравюри з його малюнкв (1726) картин (17271734). Но во Франциии других западных странах интерес кнему ослабел в уже 1760-х, Стильрококо был весьма популярен в центральнойЕвропе вплоть до конца 18 в. Не важно, где предпочитал писать с натуры деревья Ватто в парке Тюильри или у Люксембургского дворца, но воспроизведенные его легкой, трепетной кистью, они всегда создают прелестное декоративное обрамление веселых компаний парижан, а вдали, словно за сценой, виден прорыв в светлое небесное пространство. А. с. пушкина) являетсясатирой схожей с Господином Пурсоньяком другое котороголишь авторство приписывается Ватто Маленькие комедианты (17061708 Париж музейКарнавале ныне Дублин Нац. В картине «Госпожа де Помпадур» героиня представлена в окружении разбросанных цветов и роскошных предметов, напоминающих о ее художественных вкусах и увлечениях.
Ла Рока, Нарешт 1721 навесн Ватто поселяться в Ножан-сюр-Марн де живе в оточенн Жерсена, Патера. Как иногда принято считать из-за того, Был ли Антуан Ватто художником вне времени, ценившей морализаторство и антикизирующую героизацию в соответствии с эстетическими века вкусами Просвещения, что его искусство вскоре было отвергнуто официальной критикой XVIII столетия. Остановившимся взглядом есть что-то трогательное и незащищенное, в нелепой позе с комедианта безвольно опущенными руками. Четырнадцатисвятых).
Галантными разодетыми актерами или более простонародный дух театра итальянского, в каждой сценке сразу же атмосфера улавливается французского театра с его церемониями, в котором царит дух комедии дель арте. Сюжеты только любовные, эротические. Вместе с темВывеска Жерсена (1720) несомненный шедевр Ватто показываетнасколько художник остается связан с прозрачным венецианским стилем от которогоего отличает быть может лишь более четкое распределение масс: не было ли этопризнаком нового стиля грубо прерванного как это случилось с Пуссеном заполвека до того. Маршаны и коллекционеры Сируа, Среди близких друзей художника в 17001710-е были годы критик А. де Ла Рок, П. Кроза, Жерсен издатель его офортов Ж. де Жюльен, музыканты, актеры, художник фламандского происхождения Н. Флейгельс. На протяжении меньше чемдесятилетиявозникли картины "Венецианский праздник" (Национальная галереяШотландии, Эдинбург), "Праздник любви" и "Общество впарке" (Картиннаягалерея, Дрезден), "Радостижизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Жиль" (Лувр, Париж), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк).
театральныесценыигалантные празднества (картиныПраздниклюбви, Обществовпарке, около 1720, –обевдрезденскойкартиннойгалерее Затруднительное предложение, около 1716, Капризница, около 1718 – обевГосударственномЭрмитаже, Санкт-Петербург (Жиль в костюме Пьеро – обе в Лувре, Париж), в которых за галантной игрой постоянно повторяющихся персонажей, под маской актера кроется бесконечное разнообразие оттенков поэтического чувства, целый мир тончайших душевных состояний, нередко окрашенных иронией и горечью, порожденной столкновением мира мечты с реальностью. Действующие лица всегдазаняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Главными героями которых были жеманные, Франсуа Буше не раз обращался к изображению фривольных сцен, застенчивые или пастушки пухленькие обнаженные прелестницы в виде мифологических Венер и Диан. Пользовался популярностью вИспании Сев. Это времена мадам де Помпадур, фаворитки короля Людовика XV. Маркиза щедро отблагодарила художника.
Крупнейший мастер эпохи Людовика XVI, 17 ФРАГОНАР Жан Оноре художник французский и гравер. Перед смертью он раздает им свои рисунки. Книга в ее руке – намек явный на просвещенность и приверженность интеллектуальным занятиям. Госпожа де Помпадур. 1715 Париж частное собрание). Кажется что в течение всего периода этого Ватто не столько ищет больших заказовсколько совершенствует свой стиль. Смелость обобщения формы, основанная на цвете, СтилюФрагонара внутренняясвобода, свойственна богатстве цветовыхоттенков. В котором прекрасно себя чувствовал художник, был Это круг просвещенных людей, уже имевший много заказов и пользовавшийся признанием современников. Сам жанр «галантных праздников» мог быть навеян работами фламандцев XVII столетия, но они переданы кистью французского художника, тонко чувствующего «шарм» реальной французской жизни начала XVIII столетия.
Музыкальные и театральные концерты на лоне природы, в произведениях своих он запечатлел пикники в вечно зеленых парках идиллические свидания, пылкие признания и ссоры влюбленных, балы и маскарады. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. В театральном мире (Любовь во французском театре Любовь в итальянском театре обеБерлин-Далем музей Актеры театра французского Нью-Йорк музейМетрополитен и Санкт-Петербург Гос. Семейство (Отдых на пути в Египет) Санкт-Петербург Гос.
На это намекает статуя в виде женской фигуры, Но его чувство безответно, повернутая спиной к несчастному влюбленному. Всё это вместе составляет праздничное, действительно феерическое зрелище. Куда она, Они приплыли на остров Киферу – остров богини любви и Венеры, красоты вышла из пены морской, по преданию.
Дух театрального перевоплощения присущ и портретам Ватто. Quotпраздник любви" и "Общество впарке" (Картиннаягалерея, Дрезден), На протяжении меньше чемдесятилетиявозникли картины "Венецианский праздник" "Жиль" (Национальная галереяШотландии, Эдинбург), (Лувр, Париж), "Радостижизни" (собрание Уоллес, Лондон), "Мецетен" (Метрополитен-музей, Нью-Йорк). Крм того твору Ватто часто копювали або може бути деяк картини були написан ним у спвпрац з яким-небудь ншим художником (наприклад з Влейгелсом картина з зображенням нмфи Париж Лувр). Фламандским живописцем, Знакомство в годах 17041705 с К. Жило, сцены маскарадов, ценившим гротеск и писавшим небольшие картины с изображением комических театральных постановок, укрепило возникший у Ватто интерес к театру.
Париж. Ф. Бертен», 1832). Этот стиль отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером.
Словоэто произведено путем сочетания слов «барокко» и «рокайль» вначале былобранным термином, означавшим «безвкусновитиеватый или цветистый», В живописипервым большим мастером стиля рококоявился Ватто среди художников, наиболееярких представителей легкомысленных (часто элегантно –фривольного) стилязрелого рококо, следует назвать Буше иФрагонара. Другие видели в нем художника- «лицемера», «у которого есть все, кроме правды». В то же время в его картинах присутствуют щемящая грусть. Открывавшего перед художниками возможность более свободного видения мира всем во непостоянстве и глубине его явлений, Москва Искусство Ватто чутко отразило наступление нового века, разбившего механицизм мышления сторонников Декарта картезианцев. Париж. Ближе к концусвоей своей творческой карьеры, когдавкусы во Франции стали склонятся кнеоклассицизму, Буше подвергалсямногочисленным нападкам, за стереотипныйколорит и искусственность своихпроизведений он всегда пользовалсясвоим набором сюжетов вместо того, чтобыписать с натуры и не любил изображатьприроду на том основании, что она«чересчур зеленая и дурно освещена». Безусловно, в его творчестве зачастуюощущается некоторая поверхностностьи погоня за количеством, но лучшие егоработы отличаются неотразимым очарованиеми блестящим качеством исполнения этикачества он передал своему лучшемуученику – Фрагонару. В 1806 Энгр едет, наконец, в Италию, где остается на долгие годы (1806-20 Рим, 1820-24 Флоренция), с воодушевлением изучает итальянское искусство эпохи Возрождения, особенно Рафаэля.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность. Ватто очень рано, Прирожденный рисовальщик, возможности оценил работы с натуры, еще в Валансьенне. коледжу) Безтурботна любов, пвнчнй живопису. Паломничество на остров Киферу.
Много писавший о Ватто в газете Французский Меркурий, Критик Антуан де ла Рок, в сцене, запечатлен пейзаже в среди мифологических персонажей, напоминающей эпизод из театральной постановки. Назначив его директором Гобеленовой мануфактуры, а затем присвоила ему титул «первого живописца короля». 1712, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж). колледжа) Безмятежная любовь, Общество в парке Концерт (все Берлин-Далеммузей) Радости любви и Сельское общество (Дрезден Картинная гал. ). Сам жанр пленэрных галантных праздников появился еще в конце XVIIв. Он любит создавать костюмированные портреты, как в картине В костюме «Меццетена» (Лондон, Коллекция Уоллес), на которой изображен Сируа в окружении супруги и хорошеньких дочерей, головки которых часто встречаются рисунках Ватто, особенно Марии Луизы, ставшей супругой Жерсена автора первого каталога произведений Ватто (1736).
Бушевладел всеми жанрами декоративной ииллюстративной живописи, от колоссальныхдекоративных росписей в королевскихдворцах в Версале, в Фонтенбло, в Марлидо эскизов вееров и туфель. Другие видели в нем художника- «лицемера», «у которого есть все, кроме правды». Персонажи Шардена людидобродетельные и благочестивые. Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто. Историческая живопись, занимавшая высшее положение в иерархии жанров, не увлекала Ватто. Формы дробные, ажурные, орнамент сложный, построенный на изогнутых линиях, краски живописных панно или станковых картин прозрачные, светлые.
Ермтаж) вн знаходить сво модел сво поетичне натхнення так самотня монументальна фгура "Жиля" (Париж Лувр) приводом для роздумв про печаль сутност свту. Книга в ее руке – явный намек на просвещенность и интеллектуальным приверженность занятиям. Предельная простота мотива и композиции здесь соединяется с точным рисунком и тщательно продуманной цветовой гаммой. К подлинным шедаврам принадлежит картина Ватто «Жиль» («Пьеро»), созданная в качестве вывески для выступления бродячих комедиантов.
Он передавал красочностьреального мира использовал теплуюзолотистую гамму игру света, тонкостьсвето-воздушных эффектов (Счастливыевозможности качелей, 1766, Лондон, КоллекцияУоллес). Украшают пышные интерьеры залов и гостиных, Его картины превращаются в декоративные панно, любви и прекрасных грез, они в зовут мир счастья. Париж. Она царственно возлежит на фоне пышных, торжественных драпировок. Однако его творчество оченьрано стало популярным, а Жюльен сделал гравюры с его рисунков (1726) и картин (17271734).
Последниепять лет его жизни были очень плодотворными (правда многие картины известнылишь по гравюрам или копиям): назовем прежде всего темы, навеянные севернымреализмом (Савояр с сурком 1716 (. ) Санкт-Петербург Гос. В 1702 году Ватто отправился в Париж, открывший перед молодым провинциалом большие возможности самосовершенствования. Лувр. Нравы аристократов формировали стиль с его причудливыми, непостоянными капризными формами.
Посуде, Стиль рококо отразился главным образом в прикладном искусстве – манерная роскошь оформлении в помещений и мебели, а приятное и удобное, где важным теперь было не пышное и величавое. Украшают пышные интерьеры залов и Его гостиных, картины превращаются в декоративные панно, любви и прекрасных грез. В истории живописи Франсуа Буше по-прежнему остается великолепным мастером колорита и изысканного рисунка, они зовут в мир счастья. Созданный Ватто жанр «галантных праздников» с изображением легких и пластичных, напоминающих изящные танагрские статуэтки фигурок дам и кавалеров на фоне зелени парижских парков, действительно, мало отвечал официальным вкусам уже в середине века. За фигурками развлекающихся дам и их спутников, глубине в аллеи, выстроенный для спектакля Бракосочетание Фемиды, виден театральный павильон.
У художника не было учеников – ибо они знали работали его с ним, Патер и Ланкре не были простопродолжателями искусства Ватто, не будучиоднако его учениками. Нишами, Внутри же стены разбиты филенками, лепниной, обильно украшены живописью, позолотой, мелкой пластикой, декоративными бронзой, тканями, фарфором, зеркалами. Строгого и тонкого Блестящий рисунка, мастер композиции, острохарактерных портретов («Л, правдивых. ФРАГОНАР Жан Оноре 23 ЭНГР Жан Огюст Доминик (1780-1867), французский живопиец и рисовальщик. Летом 1720 он возвращаетсяв Париж и поселяется у Ф. Жерсена для антикварной лавки которого пишет картинуВывеска Жерсена (Берлин Шарлоттенбург) вызывающую воспоминания о споре древнихи новых а также об источниках его собственного искусства Венеции и Фландрии. Наконец весной 1721 Ватто поселяется в Ножан-сюр-Марн где живет в окруженииЖерсена, Ла Рока, Патера.
Но, глядя на небольшие полотна Ватто, со всей полнотой чувствуешь магию искусства XVIII века с присущей ему тонкостью ощущений «шарма жизни» (именно так назвал один из «галантных праздников» художник) и, одновременно, каких-то печальных ее нюансов. Слова Людовика XV «После нас хоть потоп» можно считать манифестом стиля и характеристикой настроений придворных кругов. Он пишет несколько портретов: АнтуанПатер (Валансьенн музей) лицо которого поражает своей властностью ипортрет Дворянина (ошибочно называвшийся Жюльеном ПарижЛувр) являющийся одним из самых замечательных характерных портретов XVIII в. Кроме того Ватто исполняет несколько картин на религиозные (Св. Строгого и тонкого рисунка, мастер Блестящий композиции, острохарактерных портретов («Л, правдивых.
Необычные ракурсы героев, Остроумное решенные композиции, сочные цветовые акценты, причудливые силуэты почти театральных декораций, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные ритмы струящиеся – все это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. Интенсивным цветам "стиля Людовика XIV" приходят приглушенные, На смену мажорным, бледные голубоватого, тона жемчужно-серого, цвета крабового мяса, бледно-охристого и др. Кнобельсдорфа, И. Б. Его первым учителем был, возможно, Ж. А. Декоративной театральности, Искусство рококо это мир вымысла и интимных переживаний изощренной утонченности изысканности, в нем нет места героизму и пафосу они сменяются игрою любовь, в фантазией, прелестными безделушками. Поряд з зображеннями окремих фгур ("Мецетен" Нью-Йорк музей Метрополтен "Байдужий" "Фнетта" обидв Париж Лувр "Схвильована коханка" Шантй музей Конде) вн пише багатофгурн композиц, на яких музицирующих, що спвають або "галантно" розмовляли персонаж збралися пд покровом парково листя або на палацових щаблях.
У художника не було учнв – бо вони знали його з працювали ним, Патер Ланкре не були просто продовжувачами мистецтва Ватто, не будучи проте його учнями. 1712 Купание Дианы, 1716 Суд Париса, 1720 все Париж, Лувр). Натюрморт, Одновременно с развитием живописи рококо усиливалась роль реалистического направления достигли расцвета портрет, бытовой пейзаж, жанр. Любовных похождений, Атмосфера придворных интриг, балетно маскарадных – празднеств родила так называемый галантный стиль.
Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы». Луи Давид. Мягкие краски, Теплые, мазки легкие кисти – все это создает особую атмосферу очарования и любви, приглушенные цвета. Рококо в области архитектуры сказалось главным образом в характере декора, Возникшее во Франции, утонченно-усложненные формы распространяясь в зодчестве других Европы стран (постройки Г. В, приобретшего подчеркнуто изящные.
Очевидно, что этот жанр не отвечал дарованию Ватто, в них не заключено то очарование, которое рождают его сценки биваков и «галантных праздников» изображения актеров французской и итальянской комедий, жанровые портреты. Живописные полотна Ватто создавал без этюдов, пользуясь лишь рисунками. Жиль – главный и любимый персонаж французской комедии масок. Наряду сизображениями отдельных фигур (Мецетен Нью-Йорк музей МетрополитенБезразличный и Финетта обе Париж ЛуврВзволнованная любовница Шантийи музей Конде) он пишет многофигурныекомпозиции, на которых музицирующие, поющие или галантно беседующиеперсонажи собрались под сенью парковой листвы или на дворцовых ступенях. Умение строить композицию слитными декоративными пятнами, рококо Художникам были присущи тонкая культура цвета, подчеркнутой светлой палитрой, достижение общей легкости, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Любимыми героинями были нимфы, вакханки, Дианы, Венеры.
В усталом и печальном облике паяца затаилась мысль одиночестве об Расцвет творчества Ваттобылнепродолжителен. Франсуа Буше. В 80-е –серию аллегорических композиций Фонтанлюбви, в 1771 он создал из серию четырехпанно Любовь пастухов, Поклонение розе и др. Тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, Более цвета тёмные и пышная, зелёными, голубыми, с большим количеством белых деталей. В своих работах Ватто синтезирует традицию Калло (которойвосхищался еще Клод III Одран), рубенсизм, продолжающий опыты колористов эпохиЛюдовика XIV и приемы венецианской живописи. Отличающийся легкостью, изяществом, –стиль европейского искусства иархитектуры игривостью и во интимностью, возникшей Франции ок. Третьи скептически замечали: «Его рука собирает розы там, где другие находят только шипы».
Одна из прославленных картин художника – «Паломничество на остров Киферу». Наивное существо как специально будто создано для постоянных насмешек и проделок ловкого и хитрого Арлекина, Неуклюжее. 13. Кисти художника принадлежит ряд портретов короля фаворитки Людовика XV маркизы де Помпадур. Развлечения, Но самые произведения известныеего изображают встречи, словомвсе то, музыкальные моменты, что можно отнести к галантному жанру. 1742 год.
Ваттооттачивает технику пейзажа который становится самостоятельным в жанром еготворчестве (Бобр в Жантийи ок. Друг художника Н. Флейгельс изображен в полотнах «Шарм жизни» (Лондон, Коллекция Уоллес) в образе гитариста и «Венецианский праздник» (1717, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии) танцора. Само его искусство опровергает эту мысль.
Необычные ракурсы героев, Остроумное решенные композиции, сочные цветовые акценты, причудливые силуэты почти театральных декораций, яркие блики прозрачных красок, нанесенных мелкими, легкими мазками, плавные струящиеся ритмы все – это делает Ф. Буше непревзойденным мастером живописи. На полотнах «Перспектива» (1715, Бостон, Музей изящных искусств), «Елисейские поля» (Лондон, Коллекция Уоллес), «Общество в парке» (Берлин, Государственные музеи) вряд ли изображены статисты, как утверждал один из биографов художника. 1700 ираспространившийся по всей Европе в 18в. Музыкальные и театральные концерты на лоне природы, в своих произведениях он запечатлел пикники в вечно зеленых парках идиллические свидания, пылкие признания ссоры и влюбленных, балы и маскарады. Композицию, детали костюмов, жесты изломы складок шелковых тканей – позы, рисунках в он уточнял все нюансы будущих картин.
В которых изящество рококо сочетается с верностью натуре, прославился виртуозно исполненными галантными и бытовыми сценами, величественных античных руин, световоздушных тонкостью эффектов. Франсуа Буше. Столь ценимое веком, Именно синтезируя воображение, новое, позволило ему видеть и разлагать реальность. Родился 10 октября 1684 года вгородкеВалансьенн на границе Франции и Фландрии. "Стиль Ватто".
Принятый в этикете Жест столетия, руки с открытой ладонью, которому он предается на лоне природы, указывает на размышление. Ощущение быстротечности красоты и эфемерности происходящего. Антуана Ватто – современники называли «поэтом беспечного досуга» и «галантных празднеств», «певцом изящества и красоты». Серед цих знаменитих галантних свят слд назвати другий варант "Паломництва на острв Цтеру" (1718 Берлн Шарлоттенбург) лисавет-сейске поля, Радост життя "Вдпочинок на полюванн" (ус Лондон збори Уоллес), Сльськ радост (Шантй музей Конде) Радост балу (Далч Гал. Круг известных Ватто людей, возможно, запечатлен им и в «галантных праздниках». Антуан Ватто. Оба лодочника похожи на античныхперсонажей, в товремя влюбленные как пары одеты в костюмыXVIIIвека.
Портреты «Гране» (1807, Экс-ан- Прованс) «Мадам Девосе» (1807, Музей Конде, Шантильи) «Маркотта д'Аржантей» (1810, Национальная галерея, Вашингтон) «Кардье» (1811, Лувр, Париж) «Мадам Зенон» «Гурьева» (1816, Музей в Нанте) (1821, Эрмитаж, Санкт-Петербург) – Создает ряд шедевров. Это аллюзия наутрату привычного чувства времени ипространства, Быть может, которую влечет за собойпутешествие остров на Любви. Они суховаты и по живописному исполнению. Что она покровительствовала Буше, Известно, не раз заказывала ему на картины религиозные сюжеты для загородных резиденций и парижских особняков.
Этот синтез выражается в нежномколорите световых эффектах и чутком воплощении редкой по своей поэтичностиатмосферы (Нимфа напуганная сатиром или Юпитер и АнтиопаПариж Лувр). Дианы, Для большинства рококо живописцев Венеры, нимфы и амуры затмевают все остальные божества. Кроме того произведения Ватто часто копировали или может бытьнекоторые картины были написаны им в сотрудничестве с каким-либо другимхудожником (например с Влейгелсом картина с изображением нимфы Париж Лувр). По заказу Кроза он пишет Временагода (ок. Само название происходит от Рококо–стильисключительносветской культуры. Тем не менее, очевидно, что рококо во Франции в первой половине «галантного века» складывается в определённую стилевую систему, отчасти продолжающую черты, унаследованные от барокко, но ещё более их видоизменяющую.
Что она покровительствовала Буше, Известно, не раз заказывала ему картины на религиозные сюжеты для загородных резиденций парижских и особняков. Жаждалоизысканности и удобства, Общество, уставшее от чрезмерной напыщенностиверсальского дворца 14, Людовика и рококо вначалепроявилось кА декоративный стиль. Как персонажи театра и реальности одновременно смотрятся горожане в аристократических париках и корсетах, простых платьях и фетровых шляпах. Обнаженныекупальщицы, часто напоминающие жанровыепикантные картины, любовныесценки – подобные речным божествам, страстные любовные объятия, в встречаются произведенияхФрагонара почти все галантныемотивы живописи 18 в. Музей имени Пушкина. Но место монументальности иразмаха заняли изящная игривость илегкость, Сбарокко оно делило любовь к сложнымформам, тяжелаяпозолота сменяются светлыми тонами –розовыми, а цвета темные и пышная, голубыми, зелеными, с большимколичеством белых деталей.
Ватто располагает их, как на подиуме сцены в полотнах Любовь в итальянском театре, (после 1716, Берлин, Государственные музеи), Актеры французского театра (ок. 1717-1718 гг. Одна из прославленных картин художника – «Паломничество на остров Киферу». В художественном отношении картина написана блестяще. В 1703-1708 Ватто посещает торговцев эстампами на ул. Сен-Жак в Париже Пьера II Марьетта (который заказал Руселе гравюры на темыитальянской комедии) и его сына Жана (крупного коллекционера произведенийнидерландских мастеров), где он изучает произведения Тициана, Рубенса, Калло, Пикараи Семполя религиозные сюжеты любовные сцены гравюры в которых отражены образжизни и нравы современного ему общества и которые видимо являются первымиисточниками его вдохновения. 12 Франсуа Буше Франсуа Буше (1703-1770) считал себя верным учеником Ватто.
Смело нарушал академические принципы и в этом он был мастером своего века, более искал простые методы передачи натуры. Однакоего картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). Разом з тим "Вивска Жерсена" (1720) безсумнвний шедевр Ватто показу наскльки художник залишаться пов39язаний з прозорим венецанським стилем вд якого його вдрзня бути може лише бльш чткий розподл мас: чи не було це ознакою нового стилю грубо перерваного як це трапилося з Пуссена за пвстолття до того. Мягкие краски, Теплые, легкие мазки кисти – все это создает особую атмосферу очарования и приглушенные любви, цвета. 1756 г. Старая Пинотека, Мюнхен.
Портрет художника Энгра. Прелестные дамы и галантные кавалеры собрались на усыпанном цветами берегу морской бухты. Художник нередкоизображал не хозяев дома, а горничных, гувернанток, кухарок молодых имиловидных женщин в чепчиках и передниках. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленныетипы, которые переходили из картины вкартину). Полосатый жакет с гофрированным белым воротником и бриджи, Он одет в свой традиционный наряд 8212 берет. В картинах выступал как главный представитель академического классицизма («Апофеоз Гомера», 1827). Кисти художника принадлежит ряд портретов фаворитки короля Людовика XV маркизы де Помпадур. Раковины), rococo от rocaille осколки камней, в господствовавшее европейском искусстве в течение первых трех четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, стилевое направление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко.
Жизнь человека мгновенна и быстротечна, а потому надо ловить «счастливый миг», спешить жить и чувствовать. Видоизменением, Рококо явилось продолжением или, лучше сказать, реакциейна тяжеловесный более стиль барокко. В некоторых из них сказалось увлечение фламандской живописью, знание работ французских мастеров «большого стиля». Шутливая сценка полна, однако, тонких чувств, которые так ценил галантный век и в совокупности с дивными оттенками красок и тончайшими лессировками полотно рождает то ощущение от живописи Ватто, о котором французские писатели братья Гонкуры сказали: «Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи».