1 У. Хогарт «Модный брак» «Выборы» «Девушка с креветками» Ж. Б. С. Шарден «Прачка» «Медный бак» «Атрибуты искусства» Ж. А. Гудон «Статуя Вольтера» 3 Урок 1: «Зарубежное изобразительное искусство эпохи Просвещения» Эпиграф: «Моя картина – моя сцена, мои герои – актеры» У. Хогарт 10 Урок 2: «Зарубежное изобразительное искусство эпохи Просвещения» Эпиграф: «Невольно кажется, что он имел глаза, устроенные на подобие призмы, чтобы различать цвета предметов, неуловимые переходы от света к тени.
Таковы «Карьера мота» (1732 – 1735, Лондон, Музей Соуна), «Модный брак» (1743 – 1745, Лондон, Национальная галерея), раскрывающие типичные неблаговидные и подчас трагические явления действительности того времени. В борьбе с отживающими, устаревшими схемами рождались принципы реалистического портрета. Он обращается обычно к портретированию Непримиримый родственников, противник шаблона светских портретов, близких ему людей. Свое искусство он обращает к широкому зрителю, что было новым явлением в художественной жизни Англии. Нью-йорк, 1740, отличаясь удивительной цельностью натуры, Фрик) Коллекция лишены изнеженности рококо, какой-то земной полнокровностью.
«Я обратился к совсем новому жанру – к писанию картин и созданию гравюр на современные нравственные темы – области, еще не испробованной ни в одной стране и ни в какие времена». Мастер практически не писал заказных вещей в этом жанре. Знаменитый «Автопортрет с собакой» (1745, Лондон, Галерея Тейт) построен им как натюрморт, центральную часть которого занимает овальное изображение художника, расположенное на стопке книг. И вместе с тем этюд, в этом свободно и смело написанном этюде проявилось глубокое уважение художника к людям труда, дает глубокий обобщающий образ, фиксирующий своеобразные неповторимо черты. Словно многоактный спектакль разворачивает Хогарт историю взятой отдельно жизни в своих сатирических циклах. Ранние живописные произведения мастера, которые он называл «разговорными картинами», представляют собой групповые портреты, в которых на смену чинному позированию пришел занимательный сюжет, объединяющий персонажей вокруг какого-либо действия: брачная церемония в Бракосочетании Стивена Бекингема и Мери Кокс (1729, Нью-Йорк, Музей Метрополитен) прелестное представление, разыгранное детьми перед взрослыми в Сцене из «Индейского императора или Завоевания Мексики» (17321735, собрание Галуэй) многочисленное общество в салоне, разбившееся на две группы вокруг чайного и карточного столов в Семействе Вулстон (1730, Лестер, Художественная галерея) наконец, групповой портрет известных английских актеров в ролях из знаменитого в то время спектакля «Опера нищего» (17281729, Лондон, Галерея Тейт).
Хогарт первым вступил на рискованный и тернистый путь зачинателя новых жанров. Изысканность любовной игры героев картинах в Ватто и французских мастеров рококо уступает место грубости нравов, Изящество чувств и манер, откровенной развращенности завсегдатаев аристократических салонов, вульгарности поведения. А впечатлительная натура мальчика уже впитывала «крики» Лондона – царившие на его улицах быт и нравы, подмечала противоречия и парадоксы. И сам выбор моделей вновь вывели художника в новаторы – живописное решение в беглой эскизной импрессионистической манере исполнения светлыми красками подтвердили мастерство величайшее Уильяма Хогарта и этот подход к человеку.
Объединенных сюжетной линией, Это картин, серии иногда навеянных литературой, в живописной форме повествующих о судьбах персонажей различных социальных слоев. Что все персонажи с написаны подлинных лиц, Кажется их даже отождествляли с известными публике современниками. С колористическим решением, Он смело экспериментировал с композицией, разные пробовал манеры наложения мазка. Его первые живописные произведения в известной мере связаны с графическими.
Позже в трактате Анализ красоты (1753) он отвел ей основополагающее место. 1754 г., Лондон, Музей Соун) смело обнажает одну из самых темных сторон в общественной жизни Англии: борьбу партий в «гнилых» местечках и сбор голосов, приобретенных у больных и идиотов по существу, художник обличает всю продажность буржуазной выборной системы. Эта работа стала подлинным шедевром художника. Определить их вклад в мировую художественную культуру. Имевшему прочные установившиеся традиции, Высшие достижения английского искусства второй половины 18 века относятся к жанру портрета идущие от и Гольбейна национальной портретной миниатюры.
Хогарт стремился использовать искусство как большую общественную силу. Его кисть достигает необычайной виртуозности, Именно в портретах палитра Хогарта обладает особой чистотой и светоносной силой, как гранящих бы объемы, мазок варьируется от плотно наложенных слоев пигмента, до легких ударов жидкой прозрачной краской, передающих живую нежность лиц, мягкость пушистых волос, легкие ткани и кружева. Хогарт чаще всего не искажает действительности, Высмеивая пороки современного ему английского общества, но иногда прибегает к приемам гротескного что преувеличения, отличает его работы от карикатуры. Большинство моделей близкие ему люди, связанные с ним родственными или дружескими узами. В других чопорности, в одних картинах больше но уюта, в каждой царит особая индивидуальная атмосфера, некоторые окрашены мягким юмором, точно характеризующая изображаемое общество.
Основоположником реализма в английской живописи был Уильям Хогарт (William Hogarth) (1697 – 1764). Усиливая достоверность изображаемого воссозданием конкретного действия, места Художник заостряет внимание на узловых моментах повествования. Предшествующие и последующие, Остро и насмешливо наблюденные детали угадывать позволяют события. Серебристых, Гармония мягких розоватых, обреченность которого находит выражение в суматошном ритме линий, оливковых тонов способствует передаче благосостояния внешнего внутренне опустошенного мира, пронизывающем композиции. Исполненные с проникновенностью и теплотой «Автопортрет» (1745), «Портрет миссис Солтер» (1744), портреты слуг (все – в Лондоне, в галерее Тейт) утверждают образы положительных героев, поднимают значение личности вне зависимости от ее социальных рангов. Изюминка творческой деятельности Хогарта – живописные серии, обличительного характера.
Каждый из изображенных самоценен как личность. Окрашены особой симпатией и уважением художника к модели, Их полны изображения искреннего чувства. Английские портреты в своем большинстве стремлением отмечены художников к созданию полнокровных живых характеров и в то же время использованием старых традиционных схем парадного портрета. Он прибегает к неожиданно резким сопоставлениям и тяготеет к анализу. С легкостью, Девушка, несущая корзину с креветками, как роскошный головной убор, написанная беглым мазком, неподдельной полна радости бытия.
И прежде всего с Фильдингом, Это сближает Хогарта с замечательными деятелями театра и писателями-реалистами, который обличал пережитки прошлого феодального и уродства буржуазного уклада жизни. Устав от условных штампов в искусстве, Хогарт создает средствами живописи едкие, порой беспощадные комментарии к социальным проблемам дня, выполняя серии картин, каждая из которых заключает в себе историю. Очищающую силу искусства характерна была для английского Просвещения, Вера в исправительную, воздействовать на нее, призывавшего активно вторгаться в жизнь. Распространенные в гравюрах художника, эти серии имели большой общественный резонанс. В ряде работ он высмеивает ограниченность духовенства, показную сторону религии (гравюра «Спящий приход», 1736). Хищным стяжательством, Создатель общественной и политической сатиры, столкновениями буржуазных законов с феодальными предрассудками и привилегиями, социальными контрастами – он стремился глубоко осмыслить действительность своего времени с для типичными нее явлениями.
Ее улыбающееся лицо словно излучает внутренний свет. Косвенным образом отразивших компромисс между идеалами практичной развивающейся буржуазии и стареющей консервативной аристократии и в именно портретной живописи со всей очевидностью проявилась двойственность мировоззрения ее создателей. Поразившие не только «низы», Серии Хогарта вскрывали «язвы» и но «верхи» английского общества.
На полу валяется перевернутый стул, Время около полудня, а долгов сборщик в раздражении закатывает глаза, карты разбросаны по ковру. Как и в других жанрах искусства, Хогарт и здесь выступил подлинным новатором. А также художника, До XVIII века в Англии не ни было одного значительного отечественного портретиста, писавшего жанровые полотна или пейзажи. Сочетающий коричневатые, Колорит картины, что изображению придает живость и ощущение мимолетности впечатления, золотистые тона с рефлексами розового, достигает необычайной красоты. Яркость образов, Вместе с тем ясная выразительность и четкость мысли, заостренность формы изображении в основных персонажей сочетаются у Хогарта с изысканной красотой и свежестью палитры.
В конце жизни, достигший вершин профессионального мастерства, мудрый, старый и одинокий художник обращается к образам людей из народа: «Портреты слуг», «Девушка с креветками. Познакомить с произведениями Уильяма Хогарта серии картин «Брак a la mode», Жана Батиста Шардена Симеона «Прачка», «Девушка с креветками», «Возвращение с рынка», «Медный бак», «Натюрморт «Атрибуты искусства», Жана Антуана Гудона «Статуя Вольтера» – серии картин «Выборы», – задачи. – задачи: познакомить с произведениями Уильяма Хогарта серии картин «Брак a la mode», серии картин «Выборы», «Девушка с креветками», Жана Батиста Симеона Шардена «Прачка», «Возвращение с рынка», «Медный бак», «Натюрморт «Атрибуты искусства», Жана Антуана Гудона «Статуя Вольтера». 1745, Лондон, Галерея Тейт) и две знаменитые работы начала 1760-х годов Портрет слуг и Девушка с креветками (обе Лондон, Национальная галерея).
Чье общее образование ограничивалось уроками отца неоконченной да приходской школой, Для Хогарта именно Лондон стал подлинным учителем. Хогарт стал первым и самым ярким художником-просветителем Англии. Серии Хогарта вскрывали «язвы», поразившие не только «низы», но и «верхи» английского общества. 2 «Зарубежное изобразительное искусство эпохи Просвещения» в контексте тематизма программы «Художественная культура эпохи Просвещения» – цель: сформировать представление учащихся о достижениях и задачах Просветительского реализма на примере творчества У. Хогарта, Ж. Б. С. Шардена и Ж. А. Гудона. Все вместе они объединены одной идеей и дополняют друг друга, Каждая из картин – самостоятельное законченное произведение. Серия картин «Выборы в парламент» (ок.
Цикл полотен «Карьера мота» (восемь картин) рассказывает о внезапно разбогатевшем юноше, который получил наследство и растратил его в кутежах, а затем попал в дом умалишенных. В то время как их родственники оформляют брачный контракт, Со скучающим отвернулись видом друг от друга молодые. Будущий художник усвоил уроки его ремесла и сбежал с его дочерью, Поступив в к обучение Фавору. В интимной обстановке – в интерьере или на природы, лоне Он пишет свои модели чаще в кругу семьи, разговором, где персонажи объединены общим действием, событием, что придает произведению жанровый характер.
Внимание Хогарта привлекали и другие стороны жизни: с необычайным пафосом он изобличает «дно» Лондона, ужасы пьянства, приводящего бедноту в состояние полного отупления, к утрате всего человеческого (гравюры «Улица Пива», «Переулок Джина», 1751). Эффекты разложения цвета – широкая фактура живописи, же Здесь с наибольшей яркостью сказались новаторские искания Хогарта-колориста. 17431744, шесть сцен, Лондон, Национальная галерея). Картины маслом переводились в гравюру и их широкое распространение принесло художнику известность. Появившихся еще в конце 1720-х Он годов, начал свою карьеру живописца с небольших заказных портретов. Такова, например, картина Уильяма Хогарта «Утро в доме новобрачных» (из серии «Модный брак»). На улицах Лондона, в кофейнях, в домах Хогарт встречал людей разных сословий, профессий, нравов и взглядов, внимательно присматривался к ним.
С высоты времени, Теперь же, новатором и реформатором искусства изобразительного Хогарт предстает первым крупным колористом в истории английской живописи, открывателем новых жанров в живописи и графике. Выделить общие черты и особенности данных произведений. Каждая серия завершается ярко выраженной морализирующей концовкой. Ищущим красоту в многообразных формах действительности, в трактате «Анализ красоты» (1753) он выступал поборником реализма, отстаивая ведущее место бытового жанра в живописи, самой в жизни. Особой непосредственности и свежести восприятия модели полны его наброски и незаконченные вещи, такие как «Бал» из цикла «Счастливый брак» (ок. Первая живописная «пьеса» Хогарта – серия из шести картин «Карьера потаскушки» (1731) – показывает дно английского общества.
Уильям Хогарт родился в Лондоне, в семье бедного школьного учителя-неудачника. Бойкой продавщицы, Обаяние молоденькой, стремительность движения подчеркнуты свободной динамикой трепетного ее мазка искрящаяся улыбка. Фактически уподобленного торговой сделке разорившегося графского сынка и дочери богатого торговца, Открывает серию заключения картина брака. Карьера распутника (ок.
Такие «разговорные картинки» стали специфическим английским явлением. Серию завершает трагическая развязка – гибель ее героев. Юмор и насмешка в перерастают трагедию, в них критический заряд сочетается с назидательностью. Не смягчая некоторой тяжеловесности черт Свое лица изображение в этом портрете Хогарт вылепил крупно, подчеркивая открытость взгляда и волевое начало в характере по контрасту с простотой обыденного домашнего одеяния. Силой характера и цельностью натуры отличаются герои станковых портретов Хогарта.
Как бы в реальном пространстве композиции, На переднем плане, мастером названной линией красоты, помещены любимый пес Хогарта Трамп и палитра с нанесенной на нее волнистой линией. Колорит, Помимо содержания в Хогарта работах отмечали отличительный живописный характер и построение композиций. Самый живой и значительный среди них образ – «Продавщица креветок» (1760-е годы, Лондон, Национальная галерея), как бы выхваченный из потока уличной толпы. По существу, Отдельные персонажи олицетворяют здесь, целые группы социальные и их взаимоотношения. В трактате «Анализ красоты» (1753) он выступал поборником реализма ищущим красоту в многообразных формах действительности, в самой жизни, отстаивая ведущее место бытового жанра в живописи.
«Модный брак», наиболее значительная по глубине замысла серия Хогарта, состоит из шести полотен это правдивая и поучительная история брака по расчету, своего рода живописный «роман нравов». Картина «Вскоре после свадьбы» продолжает повествование в ней каждая деталь свидетельствует о бессмысленности существования супружеской четы, о безразличии молодых супругов друг к другу, о кутежах и развале дома из которого управляющий выносит пачку неоплаченных счетов. Такой подход к живописи был совершенно новым в изобразительном искусстве. Отданные пьянству и игре в карты, Бессонные ночи, траты чрезмерные денег на роскошный дом и причуды ленивой супруги служат предметом сатиры в этой картине. А, по существу, стал творцом самобытного, чисто английского искусства.
Жалкие холодные комнаты дешевых домов, Это грязные улицы вдали фешенебельного от центра Лондона, страшный образ которой жил в сознании Хогарта с детства, становившиеся нередко притоном бродяг и воров тюрьма, – его отец был арестован за неуплату долгов. Стиль и остроумие Хогарта являются чисто английскими, Хотя картины Хогарта по времени отчасти и по манере живописи близки работам художников рококо во Франции. Но в Англии у него не было достойных преемников не получил дальнейшего в развития английской живописи 18 столетия и бытовой жанр. С организацией художественных выставок, теоретическая Его и художественная деятельность тесно переплеталась с общественной, с преобразованием преподавания в художественной школе на демократических началах.
Чтобы сюжет и мораль каждой картины и серии в целом были предельно понятны зрителю, это и не случайно – Хогарт хотел. Которые он писал на протяжении всей жизни, Гуманизм демократизм и Хогарта остро проявляются в реалистических портретах. По его картинам можно писать целые рассказы. Но уже в первых своих полотнах, например, «Бракосочетании С. Бэкингема и М. Кокс» Хогарт решительно порывает с господствовавшей традицией парадных портретов. Хогарт – один из первых английских теоретиков искусства.
Даже женские и детские характеры у Хогарта Миссис Солтер (1741 или 1744, Лондон, Галерея Тейт), Дети семьи Грэм (1742, там же), Мери Эдвардс (ок. Раскрывает характеры действующих лиц, с мастерством удивительным передает Хогарт последовательность хода событий, нравы их взаимоотношения, привычки. Все это сближает картину «Девушка с креветками» с замечательными произведениями мировой живописи в этом жанре. В это время складывается его метод, основанный на наблюдениях жизни. Хогарт родился в Лондоне семье в учителя профессиональному мастерству учился у гравера самостоятельно работать начал в области гравюры и иллюстрации.
1735, восемь сцен, Лондон, Музей Соуна), промотавшего наследство, оканчивается в сумасшедшем доме, печально знаменитом «Бедламе» легкомыслие и беспутство доводит до гибели сочетавшихся браком отпрыска аристократической фамилии и купеческую дочь в серии «Модный брак» (ок. Продолжив поиски голландских и французских живописцев (в частности Ватто) в жанре «собеседований», Хогарт превратил групповой портрет в разновидность бытовой сценки, сопровождаемой массой подробностей и предметов повседневной жизни, точно характеризующих персонажей. Наиболее значительная по глубине замысла серия Хогарта, «Модный брак», рода своего живописный «роман нравов», состоит из шести полотен это правдивая и поучительная история брака по расчету. Но и вкусы, Хогарт подвергает критике не только нравы, витиевато украшенные часы мраморный и бюст, он высмеивает нелепые безделушки на камине, более похожий на поросенка, чем на римского патриция. Словно незаконченных, Главное этих, достоинство характерности, работ в их удивительной жизненности.
Его сатирические циклы получили широкий отклик в европейском искусстве 19 века. В холоде и голоде, Жить приходилось почти трущобах, в один за другим умирали братья и сестры маленького Уильяма.