Работа над картиной «Девушка, освещенная солнцем», занявшая у Серова все лето1888 г., была утомительной и для модели – Маши Симонович, приходившейся художнику двоюродной сестрой.
«впечатление, что есть не один Репин, не поддается описанию Особенно ясно стало, а и Серов – которое произвела эта восьмая по Периодическая счету выставка, а то ничего не выйдет. » о том же писал И. Э. Грабарь. Душевность и нравственная чистота – поэтический идеал Серова-человека и Серова будущего – художника сложился еще в юном возрасте, Простота и непосредственность. Что Серов уже выполнил тузадачу, Она понимала и больше сказать на этом онничего полотне не мог, которую себе назначил. В 1895 году, Водин из таких приездов, который ей и подарил портрет этот Мария Львова, Серов написал ее второйпортрет, повоспоминаниям ее сестры Нины Яковлевны Симонович, хотелазавещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, после что еесмерти сыновья передали его в дар знаменитому парижскому музеюдОрсэ, где он экспонируется и сегодня.
Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет томуназад видел в Москве, чей это. ». Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, его цветовая гамма еще звучнее, чем гамма «Девочки с персиками» интенсивен разнообразный цвет зелени – от темного до светлого, почти желтого на солнце. Во время сеансаМаша непременно была должна думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения лица. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем.
Серова. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы. Восстановленный дом Дервизов и уникальный парк с каскадом прудовпозволят посетителям соприкоснуться с миром русской усадьбы. Валентин Серов очень любил эту усадьбу, он подолгу жил здесь усвоего друга Владимира Дервиза. Выбор модели для второго «отрадного» образа был не случаен. Известное каждому из нас детства, с Вот уже126 лет в Третьяковской галерее висит полотно ВалентинаСерова. Но бывали и случаи, когда критика жестокодействовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, чтохоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » Портрет писался три месяца почти без перерыва, если несчитать те некоторые утренние или послеобеденные сеансы, которыеприходилось откладывать из-за плохой погоды.
Испытанное мною перед серовскими вещами, Помню томительно-тревожное какое-то состояние, какое-то смешанное чувство грусти и радости. Где былаврыта в землю деревянная скамья, долгих После поисковместа в саду остановились под раскидистой липой. Некоторые высказывалисвое мнение. Также данного в градации светосилы, его Серов добивается необычайной чистоты и звучности синего цвета юбки. Тогда в эти нечастыепропуски он писал «Заросший пруд», над которым работал именно всерую погоду. Писать вдумчиво и не торопясь, Это возможность давало Серову серьезно изучить строениелица и игру света. Какого жанра произведения создал, Он сам не осознавал, но интуитивно их чувствовал новизну.
В одном из своих парижских дневников она с грустью мечтала«если не пожить, то, по крайней мере, взглянуть на всех понимающихменя и умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю илежать в своей земле». Да не то. » аллея, Садовая То, вела от прудовк усадебному дому, в которой создавался портрет и гости Дервизов, которых в летнее время вДомотканово обычно бывало немало, проходя по ней, невольноостанавливались, чтобы взглянуть на портрет. Вслед за «Девочкой с персиками» был создан второй «отрадный» образ. Первый биограф Серова, Игорь рассказывал Грабарь, осовместном с художником посещении Третьяковской галереи незадолгодо смерти художника в ноябре 1911 года. Мы можем лишь догадываться об этом. Апосле обеда, в утренние часы при одноми том же освещении Валентин Александрович изучал и писал лицо, делал наброски рук, прорисовывал складки одежды, когда освещение продумывал менялось изображение пейзажа заспиной модели. Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он осталсянеженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил попортрету В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещеннуюсолнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковскойгалерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должнобыть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43года. «Он махнул рукойи сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот этувещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тутвесь выдохся Тогда я вроде как с ума спятил», Они подошли к«Девушке, освещенной солнцем» – постояли перед ней.
Так и всей природы в целом, Художник воспевает юность и как красоту отдельно взятого человека. Мария Яковлевна с удовольствием позировала молодомухудожнику, а он увлеченно писал модель, которая была для негоидеальна в смысле выносливости: способность Марии Яковлевны долгосохранять позу и выражение лица, нужные художнику, привлекала его. Позировать приходилось, практически не шевелясь, по несколько часовподряд. Лето 1888 года. Как умело переплетено здесь многообразие ярких красок, То, сочную цветовую гамму избрал автор для своих передачи чувств, какую насыщенную, как неповторимо у него сочетание света и тени, все это наполняет нас особым ощущением счастья. Нообраз девушки, освещенной солнцем, родившийся на Тверской земле итак четко переданный Серовым, навеки связал Марию Яковлевну сРоссией.
Как будто находился перед гипсом, Вообще он никогда ничего не говорил, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, мы оба чувствовали, но перемещает его в пространстве и выбивает нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а сохранял он его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. А в другой раз и о «Девушке, освещенной солнцем» сказал удивительными словами: «И самому мне чудно, что это я сделал – до того на меня не похоже. Вот таким образом она признается в своихдневниках, что «с чистой совестью сбежала именно сбежала, вПетербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школеШтиглица». Что когда Дервизпокупал это имение, Нина Яковлевна Симинович-Ефимова всвоих автобиографических записках вспоминает, холмистые темно-кудрявые дали которогохудожник сразу то оценил, он попросил именно Серова съездитьпосмотреть Домотканово. Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров.
В гармоничном сочетании и передать стремление эту гармонию в своих произведениях, Отличительная черта его творчества восприятие человека и природы в их неразрывной связи. Что все изображение – фрагмент, в результате дается впечатление, что композиция не сочинена – столь она безыскусна, вырезанный из самой натуры, выражая естественное бытие человека в и характерной родной, близкой ему среде. Грусти потому, что нечто, что казалось единственным и было наиболее дорогим (академическая живопись. Задача Серова как художника и былатрудна интересна одновременно – нужно было добиться сходства ивместе с тем передать ту неуловимую игру света налице. Портрет Марии Яковлевны Симонович, Одно ярких из подтверждений этому картина «Девушка, освещенная солнцем».
Чтобы не нарушать гармонии единства позы и таким образом поддерживать нас обоих на высоте задачи, я должна была находиться в состоянии во оцепенения все время сеансов и думать всегда о чем-то приятном. 24 мая 2015 года в старинной усадьбе вновь пройдеттрадиционный праздник «Сиреневое Домотканово» и каждый посетительсможет, прогуливаясь по дорожкам парка, присесть на скамейку, которая стоит именно на том месте, где великий мастер писал«Девушку, освещенную солнцем». Как называл ее Серов, Двенадцатилетняя обаятельная Верушка, сидит в большой столовой абрамцевского дома и живым взглядом выразительным смотрит на художника и на нас. О которой в своихвоспоминаниях поведала Мария с Яковлевна, портретом связана любопытная история.
Исполненный восторженных впечатлений от праздничных, Он только что вернулся из путешествия по полных Италии, жизни картин мастеров Возрождения. – Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась». Мало кто знает об изображенной Маше Симонович, девушка воспринимается более как обобщенный поэтический образ, нежели как конкретный, портретный. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь. Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира.
Как вспоминала сама Мария Яковлевна, летом 1888 годаони оба жили в Домотканове и Валентин Александрович, выбирая себемодель для работы, предложил ей позировать. Думал о Репине (Серов имел в виду пленэрный язык картин «Стрекоза» и «Не ждали» – на воздухе и в интерьере. Сидящий на ней освещался летним, играющим от листвы светом, который легко скользил по лицу и, растворяясь, терялся в нем. Налужайке, Изначально Серов собирался написать вдали, которые составляли быинтересное с точки зрения колористки пятно, двух детей в красных но платьях, потом передумал. Что Серовникогда ничего не говорил, в своих дневниках Мария Яковлевна вспоминала, кладя ее налевую щеку, но внутренняя его работа сама выдаваласебя – в такие минуты он проводил правой рукой, вниз до подбородка, обхватывая его с обеих сторон иповторяя этот жест по несколько пока раз, обдумывал какую-нибудьтрудность.
Постижению тайн самой природы и тайн человеческой души, Во всех своих он работах стремится к постижению сути явлений. Автор этих поэтических образов красоты Детства и Молодости сам и молод – ему еще нет двадцати трех. Иногда на него находили сомнения, случались и минутысамокритики. Что они задумывались как портретные этюды с натуры, Новизна и своеобразие двух шедевров раннего Серова в том, а творчески воплощались как целиком портреты-картины с натуры.
Одно из ярких подтверждений этому картина «Девушка, освещенная солнцем», портрет Марии Яковлевны Симонович. Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза» МарияЯковлевна прожила долгую жизнь, не теряя духовной связи сРоссией. Где солнце скользило по лицу через Серов листву, предложил мне позировать после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом. Они подошли к«Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукойи сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот этувещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тутвесь выдохся Тогда я вроде как с ума спятил». Всегда критичноотносящийся к себе, Сам Валентин Александрович Серов, очень любил свой именно первый портрет МарииЯковлевны. Приезжая вРоссию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово. Этому желанию не суждено было сбыться.
И неслучайно лучшие его произведения принадлежат настоящим к вершинам русского реалистического искусства. Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: «Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует». Однако не каждый знает, что картина, котораяносит название «Девушка, освещеннаясолнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года вусадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери. Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А. Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, еще не признанному в обществе, но правда, давно уже признанному у нас в семье – каким мы все тогда его считали, Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням. Задача была трудная и для интересная художника – добиться сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Чтобы ощутить неповторимую насыщенность всей картины воздухом и все же даже одного взгляда на произведение великого достаточно, художника свежесть, ее прозрачность, гармонию. «Надо писать так, чтобы не было видно труда», – говорил сам Серов.
Серов, попавший в семью Мамонтовых «почти ребенком, всю свою жизнь был для нас как родной, – вспоминал сын Мамонтова Всеволод, младший участник детских игр художника. – Трогательно дружил он с моими сестрами, которые были много моложе его На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками» Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему». При котором все изображаемое картине в приобрело бы асимметрическую, Художник долго искал такой ракурс, то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости. «в нынешнем веке пишут все тяжелое – в письме невесте из Незадолго Венеции, до того, ничего отрадного, он весьма продуманно сформулировал свою мечту. «Мою Верушку портретом как-то не назовешь», – как-то обронил он. Тогда я вроде как с ума спятил. Слегка потускнело, – Л. П. ), что стало тянуть куда-то в новых сторону ощущений, покрылось легким холодком радости потому, суливших целый мир, неведомый, загадочно-прекрасный и властно-пленительный» – мир отрадного.
Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные. Какие бы темы ни раскрывал в своем творчестве будь то портреты,, сюжеты из античной мифологии историческая живопись, везде автор проявляет глубину и правдивость изображения, силу и воплощения чистоту собственных чувств. Что продолжать писать дальше было дажеопасно, казалось, Ей желая достигнуть чего-нибудь болееабсолютного, ведь часто художник, портит то, что есть. Но в обоих портретах окружающая не обстановка дополняет фигуры – она характеризует человека.
Подобно «Девочке с персиками», портрет ее решен как сюжетная картина. В 1936 году супругиЛьвовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с СоломономКонстантиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем». Которая его удовлетворяла больше всего, Он с удовольствием писал модель, как идеальная модель в смысле неуставаемости, думаю, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица игру и света не торопясь и так, как он считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. Здесь им было создано более 30 живописныхполотен.
Во всем облике своей героини демонстрирует Серов ее непосредственность, в позе, внутреннюю чистоту и красоту души, открытость, ясность мировосприятия, гармонию с окружающим миром. Тени на которых красным даются и коричневым, На этом холодном синем фоне интенсивно пишутся теплыми тонами руки. Мария Симонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о том, как тогда создавался ее портрет – «Девушка, освещенная солнцем» и в чем заключается его новаторский смысл: «В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Он сказал: «Глаза теже». Сеансыпроисходили по утрам и после обеда. Недаром «картинное» название прочно утвердилось за обоими. Серов всегда выслушивал все, что ему говорили, дажелюдей, абсолютно не сведущих и если чувствовал нелепость критики, то отыскивал меткое словцо и посылал его в адрес критика, удаляющегося по дорожке. Изображенная на портрете девушка – его двоюродная сестра поматеринской линии Мария Яковлевна Симонович, с которой он был оченьдружен.
В начале четвертого месяца Мария Яковлевна вдругпочувствовала нетерпение. «то – безчего портрет казался ему ненастоящим, Он мучительно искал новый способ передачибесконечно разнообразной света игры и тени при свежести красок, дане то, часто приговаривая. Красный «откликается» в губах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый – в волосах.
В основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха, При диагональном положении стола голова модели в центре летящие картины и тающие мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре краски прозрачные. Первым таким отрадным образом молодого счастья, светлого восприятия жизни явилась «Девочка с персиками». «Тут я проходила (из письма МарииЯковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена былаостановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости:как смела так измениться, что и не узнаешь. ». Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу.
А впоследствии известного врача-психиатраСоломона Константиновича Львова, в 1890 году в Париже Мария вышла Яковлевна замуж за русскогополитического эмигранта. Он пишет белую зелеными кофточку и желтыми красками с добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих – от юбки – Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов. Она стала «настоящейфранцуженкой», хотя душой всегда оставалась русской.