Эта девушка стала для автора чем-то поистине родным и близким, поэтому, после картины «Девочка с персиками», в 1888 году «Девушка, освещенная солнцем» немного изменила стиль письма. Но Мария Львова, девушка, освещенная солнцем, уцелела в оккупированной Франции. 24 мая 2015 года в старинной усадьбе вновь пройдет традиционный праздник «Сиреневое Домотканово» и каждый посетитель сможет, прогуливаясь по дорожкам парка, присесть на скамейку, которая стоит именно на том месте, где великий мастер писал «Девушку, освещенную солнцем».
«Тут я проходила (из письма Марии Яковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена была остановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости: как смела так измениться, что и не узнаешь. ». Чтобы не нарушать гармонии единства позы и образом таким поддерживать нас обоих на высоте задачи, я должна была находиться в состоянии оцепенения во все время сеансов и думать всегда о чем-то приятном. «все хорошо – позой уютной отдыхающего человека и нежным румянцем симпатичного, Спокойным взглядом лучистых голубых глаз, доброго лица она как будто бы внушает зрителям. О которой в воспоминаниях своих поведала Мария Яковлевна, с портретом связана любопытная история. Выбор модели для второго «отрадного» образа был не случаен. В 1895 году, в один из таких приездов, который ей и подарил портрет этот Мария Львова, Серов написал ее второй портрет, по воспоминаниям ее сестры Нины Яковлевны Симонович, хотела завещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, после что ее смерти сыновья передали его в дар знаменитому парижскому музею дОрсэ, где он экспонируется и сегодня.
Что Серовникогда ничего не говорил, в своих дневниках Мария Яковлевна вспоминала, ее кладя налевую щеку, но внутренняя его работа сама выдаваласебя – в такие минуты он проводил правой рукой, вниз до подбородка, обхватывая его с обеих сторон иповторяя этот жест по несколько раз, пока обдумывал какую-нибудьтрудность. С портретом связана любопытная история, о которой в своихвоспоминаниях поведала Мария Яковлевна. «серов, выражению, представил замечательно изящную молодую женщину Судя по взгляду, всей внешней обстановке вокруг нее, она предана науке, знанию, она любит и умеет серьезно заниматься делом и посвящает ему всю жизнь – все в идущий гору и уже начинающий достигать совершенства, Знаменитый художественный критик Стасов написал о нем. Играющим от листвы светом, Сидящий ней на освещался летним и, который легко скользил по лицу, растворяясь, терялся в нем. «Мою Верушку портретом как-то не назовешь», – как-то обронил он. В 1938 году в четвертом номере журнала «Искусство» была напечатана статья воспоминания самой Марии Яковлевны (в замужестве Львовой) о том, как ее писал Серов. На берегах живописной речки Вори находится Абрамцево, в нескольких верстах от Троице-Сергиевой лавры, некогда принадлежавшая писателю С. Т. Аксакову, усадьба, а с 1870-х – московскому известному меценату Савве Ивановичу Мамонтову, покровителю художников, композиторов, артистов.
Может быть и не надо знать обстоятельства жизни модели. Не все ли равно кто она, какова ее судьба. Которая его удовлетворяла больше всего, Он с удовольствием писал модель, как идеальная модель в смысле неуставаемости, думаю, держания позы и выражения, что дало ему возможность серьезно изучить строение лица и света игру не торопясь и так, как он считал нужным я же со своей стороны понимала всю важность такой работы для него и знала, что он ценил натуру, которая проникается тем же чувством – сделать как можно лучше, не щадя трудов. Надо это временами нет-нет да малость и спятить. Может быть, портрет «Девушки, освещенной солнцем» надо воспринимать как тип, как обобщенный поэтический образ, а не как портрет конкретного человека.
Задача Серова как художника была трудна и интересна одновременно – нужно было добиться сходства и вместе с тем передать ту неуловимую игру на света лице. Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он остался неженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил по портрету8230 В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещенную солнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковской галерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должно быть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43 года. Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза8230» Вот уже без малого сто лет в зале Третьяковской галереи висит полотно В. А. Серова у ствола старой липы сидит девушка.
А в другой раз и о «Девушке, освещенной солнцем» сказал удивительными словами: «И самому мне чудно, что это я сделал – до того на меня не похоже. Маша вернулась в Париж и увезла портрет с собой. Восстановленный дом Дервизов уникальный и парк с каскадом прудов позволят посетителям соприкоснуться с миром русской усадьбы.
«в нынешнем веке пишут все тяжелое – в письме невесте из Незадолго Венеции, до того, ничего отрадного, он весьма продуманно сформулировал свою мечту. Серов умеет талантом выражать все это, всю истинную натуру и характер человека». Мало кто знает об изображенной Маше Симонович, девушка воспринимается более как обобщенный поэтический образ, нежели как конкретный, портретный. Надо это временами: нет-нет да малость спятишь.
«Надо писать так, чтобы не было видно труда», – говорил сам Серов. Друг художника Игорь Эммануилович Грабарь вспоминал, как незадолго до кончины Серов, будучи в галерее, долго стоял перед этой своей картиной, «пристально ее рассматривал и не говорил ни слова, потом махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло, тут весь выдохся». Он пишет белую кофточку зелеными и желтыми с красками добавлением коричневато-розовых рефлексов от ствола дерева и синих – от юбки – Серов полностью овладел приемами передачи изменяемости цвета в зависимости от освещения и цветов соседних предметов. В 1936 году супруги Львовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера 52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с Соломоном Константиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем».
«Тут я проходила (из письма МарииЯковлевны, которой исполнилось 73 года) и принуждена былаостановиться и, как всегда в таких случаях с чувством виноватости:как смела так измениться, что и не узнаешь. ». «впечатление, что есть не один Репин, не поддается описанию Особенно ясно стало, а и Серов – которое произвела эта восьмая по счету Периодическая выставка, а ничего то не выйдет. » о том же писал И. Э. Грабарь. Некоторые высказывали свое мнение. Тогда я вроде как с ума спятил. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы. Работе над портретом сопутствовали обстоятельства, на редкость благоприятные. Вот таким образом сотрудники Тверской областной картинной галереи решили напомнить тверичанам интересные факты истории из Домотканово.
Известное каждому из нас детства, с Вот уже 126 лет в Третьяковской галерее висит полотно Валентина Серова. Где былаврыта в землю деревянная скамья, После долгих поисковместа в саду остановились раскидистой под липой. Остановились под раскидистой липой, После долгих поисков в места саду, где была врыта в землю деревянная скамья. Но бывали и случаи, когда критика жестокодействовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, чтохоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » Портрет писался три месяца почти без перерыва, если несчитать те некоторые утренние или послеобеденные сеансы, которыеприходилось откладывать из-за плохой погоды. Он сказал: «Глаза теже».
Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, Сеансы происходили по утрам и после обеда по целым дням, правда, каким мы его тогда считали, еще не признанному обществе, в но давно признанному у нас в семье Мы работали запоем, оба одинаково увлекаясь, он удачным писанием, я важностью своего назначения». Задача Серова как художника былатрудна и интересна одновременно – нужно было добиться сходства с ивместе тем передать ту неуловимую игру света налице. Что продолжать писать было дальше дажеопасно, Ей казалось, желая достигнуть чего-нибудь болееабсолютного, ведь часто художник, портит то, что есть. С которой он был оченьдружен, Изображенная на портрете девушка – двоюродная его сестра поматеринской линии Мария Яковлевна Симонович.
Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет томуназад видел в Москве, чей это. ». Всегда критично относящийся к себе, Сам Валентин Александрович Серов, очень любил именно первый свой портрет Марии Яковлевны. Здесь им было создано более 30 живописныхполотен. Приезжая в Россию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово.
В одном из парижских своих дневников она с грустью мечтала«если не пожить, то, по крайней мере, взглянуть на всех понимающихменя и умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю илежать в своей земле». Впоследствии художник рассказывал И. Грабарю о своих живописных исканиях (новых для того времени): «Все, чего я добивался, – это свежести, той особенной свежести, которую всегда чувствуешь в натуре и не видишь в картинах очень хотелось сохранить свежесть живописи при полной законченности, вот как у старых мастеров. Писать вдумчиво и не торопясь, Это давало возможность серьезно Серову изучить строениелица и игру света. Первый биограф Серова, Игорь рассказывал Грабарь, осовместном с художником посещении Третьяковской галереи незадолгодо смерти художника в ноябре 1911 года. Добрым человеком и зритель отходит от портрета с чувством приятным вот повидался с хорошим. Какого жанра произведения создал, Он не сам осознавал, но интуитивно чувствовал их новизну. Слегка потускнело, – Л. П. ), что стало тянуть куда-то в сторону новых ощущений, покрылось легким холодком радости потому, суливших мир, целый неведомый, загадочно-прекрасный и властно-пленительный» – мир отрадного.
Задача была трудная и интересная для художника добиться и сходства вместе с тем игры солнца на лице. Что все изображение – фрагмент, в результате дается впечатление, что композиция не сочинена – столь она безыскусна, вырезанный самой из натуры, выражая естественное бытие человека в характерной и родной, близкой ему среде. Где-то в душевной памяти молодого художника жило воспоминание юности: еще в 1879 г. четырнадцатилетний Серов писал Маше: «Ты первая простая девочка, которую я встретил (а то все были порядком жеманны), девочка, с которой можно говорить по душе Мне бы очень хотелось быть часто у Вас – мы бы много прочитали хороших вещей и подружились уж как следует».
А впоследствии известного врача-психиатраСоломона Константиновича Львова, в году 1890 в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за русскогополитического эмигранта. «то – безчего портрет казался ему ненастоящим, Он мучительно новый искал способ передачибесконечно разнообразной игры света и тени при свежести красок, дане то, часто приговаривая. Первым таким отрадным образом молодого счастья, светлого восприятия жизни явилась «Девочка с персиками». Я хочу, хочу отрадного и буду писать только отрадное». Лицо этой девушки стало знакомым для очень многих.
Апосле обеда, в утренние часы при одноми том же освещении Валентин Александрович и изучал писал лицо, делал наброски рук, прорисовывал складки одежды, когда освещение менялось, продумывал изображение пейзажа заспиной модели. Я с удовольствием позировала знаменитому художнику, еще не признанному в обществе, правда, но давно уже признанному у нас в семье – каким мы все тогда считали, его Сеансы проходили по утрам и после обеда – по целым дням. Что когда Дервизпокупал это имение, Нина Яковлевна Симинович-Ефимова всвоих автобиографических вспоминает, записках холмистые темно-кудрявые дали которогохудожник сразу оценил, то он попросил именно Серова съездитьпосмотреть Домотканово. А то ничего не выйдет». Тени на которых даются красным и коричневым, На этом холодном синем фоне интенсивно пишутся тонами теплыми руки. Он пришел еще раз и, глядя на календарь, спросил: «Мне это напоминает тот портрет, который я 30 лет тому назад видел в Москве, чей это. ».
Летом 1888 годаони оба жили в Домотканове, Как вспоминала Мария сама Яковлевна, выбирая себемодель для работы и Валентин Александрович, предложил ей позировать. Она смотрится более четко в сравнении с широко написанным пейзажем. Известное каждому из нас с детства, Вот уже126 лет в галерее Третьяковской висит полотно ВалентинаСерова. В начале четвертого месяца Мария Яковлевна вдругпочувствовала нетерпение. Серова. Совсем скоро завершается масштабная реставрация усадьбы. Восстановленный дом Дервизов и уникальный парк с каскадом прудовпозволят посетителям соприкоснуться с миром русской усадьбы. Валентин Серов очень любил эту усадьбу, он подолгу жил здесь усвоего друга Владимира Дервиза. Способность Марии Яковлевны долго сохранять позу и выражение лица, привлекала его – а он увлеченно писал модель, Мария Яковлевна с удовольствием позировала молодому художнику, художнику, нужные которая была для него идеальна в смысле выносливости. Что нечто, Грусти что потому, казалось единственным и было наиболее дорогим (академическая живопись. «Тут будем писать», сказал он.
Да не то. » Садовая аллея, То, вела от прудов к усадебному дому, в которой создавался портрет и гости Дервизов, которых в летнее время в обычно Домотканово бывало немало, проходя по ней, невольно останавливались, чтобы взглянуть на портрет. Что ему говорили, Серов всегда выслушивал все, абсолютно не сведущих, дажелюдей и если чувствовал нелепость критики, то отыскивал меткое словцо и посылал его адрес в критика, удаляющегося по дорожке. Тогда я вроде как с ума спятил. Вот таким образом она признается в своихдневниках, что «с чистой совестью сбежала именно сбежала, вПетербург под предлогом своих занятий по скульптуре в школеШтиглица». При котором все в изображаемое картине приобрело бы асимметрическую, Художник долго искал такой ракурс, то есть внутреннеподвижную уравновешенность при внешней композиционной устойчивости. Подобно «Девочке с персиками», портрет ее решен как сюжетная картина.
Позировать приходилось, практически не шевелясь, по несколько часов подряд. Этому желанию не суждено было сбыться. Я. Симонович», а в литературе, главным образом искусствоведческой, сообщается, что Серову позировала в усадьбе Домотканово его двоюродная сестра Маша (Мария Яковлевна) Симонович и приводятся сведения о ней.
Летом 1888 года они жили оба в Домотканове, Как вспоминала сама Мария Яковлевна, выбирая себе модель для работы и Валентин Александрович, предложил ей позировать. Который легко скользил по лицу, Сидящий на ней летним, играющим освещался от листвы светом, терялся в нем и, растворяясь. Они подошли к«Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукойи сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот этувещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тутвесь выдохся Тогда я вроде как с ума спятил». Некоторые высказывалисвое мнение. Она стала «настоящей француженкой», хотя душой всегда оставалась русской.
– Л. П. ) думал о стариках – поездка в Италию очень тогда сказалась». Мария Симонович впоследствии написала ценнейшие воспоминания о том, как тогда создавался ее портрет – «Девушка, освещенная солнцем» и в чем заключается его новаторский смысл: «В то лето, когда Серов писал этот портрет, мы оба находились в усадьбе Домотканово Тверской губернии. Это же искусство, а не фотография в «личном деле».
Всегда критичноотносящийся к себе, Сам Валентин Александрович Серов, очень любил свой именно первый портрет МарииЯковлевны. В одном из своих парижских дневников она с грустью мечтала«если не пожить, то, по крайней мере, взглянуть на всех понимающихменя и умереть среди вас, чтобы и похоронили по русскому обычаю илежать в своей земле». Простота и непосредственность, душевность и нравственная чистота – поэтический идеал Серова-человека и Серова – будущего художника сложился еще в юном возрасте. Также данного в его градации светосилы, Серов добивается необычайной чистоты и звучности синего цвета юбки.
Задача была трудная и интересная для художника добиться – сходства и вместе с тем игры солнца на лице. Как называл ее Серов, Двенадцатилетняя обаятельная сидит Верушка, в большой столовой абрамцевского дома и живым выразительным взглядом смотрит на художника и на нас. Иногда название картины «Девушка, освещенная солнцем» сопровождается припиской «М. Первый биограф Серова, Игорь рассказывал Грабарь, о совместном с художником посещении Третьяковской галереи незадолго до смерти художника в ноябре 1911 года. Писать вдумчиво и торопясь, не Это давало возможность Серову серьезно изучить строение лица и игру света. Серова. Но не многие знают, кто же была изображена на портрете. Лето 1888 года.
Это полотно завершило серию серовских портретов Марии. Они подошли к «Девушке, освещенной солнцем», постояли перед ней: «Он махнул рукой и сказал, не столько мне, сколько в пространство: «Написал вот эту вещь, а потом всю жизнь, как ни пыжился, ничего уж не вышло: тут весь выдохся8230 Тогда я вроде как с ума спятил». Помнится, Серов взял полотно, на котором было уже что-то начато, другого полотна под рукой не оказалось.
Что они задумывались как портретные этюды с натуры, Новизна и своеобразие двух шедевров раннего Серова в том, а творчески как воплощались портреты-картины целиком с натуры. «то – без чего портрет казался ему ненастоящим, Он мучительно искал новый способ передачи бесконечно игры разнообразной света и тени при свежести красок, да не то, часто приговаривая. Автор этих поэтических образов красоты Детства и Молодости и сам молод ему – еще нет двадцати трех. Он сказал: «Глаза те же». Однако не каждый знает, что картина, которая носит название «Девушка, освещенная солнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года в усадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери.
Но в обоих портретах окружающая обстановка не дополняет фигуры – характеризует она человека. Налужайке, Изначально Серов собирался написать вдали, которые составляли быинтересное с точки зрения колористки пятно, двух детей в красных но платьях, потом передумал. Очень мне хорошо здесь и вы, стоящие передо мной, мне очень милы». Думал о Репине (Серов имел в виду пленэрный язык картин «Стрекоза» и «Не ждали» – на воздухе и в интерьере.
Освещенной солнцем, Нообраз девушки, навеки связал Марию Яковлевну сРоссией, родившийся на Тверской итак земле четко переданный Серовым. Как будто находился перед гипсом, Вообще он никогда ничего не говорил, что разговор или даже произнесенное какое-нибудь слово уже не только меняет выражение лица, мы оба чувствовали, но перемещает его в пространстве выбивает и нас обоих из того созидательного настроения, в котором он находился, которое подготовлял заранее, которое я ясно чувствовала и берегла, а он сохранял его для выполнения той трудной задачи творчества, когда человек находится на высоте его. В 1936 году супругиЛьвовы, отдыхая у знакомых в деревне, встретили русского инженера52-х лет (звали его Терентий), который играя в шахматы с СоломономКонстантиновичем, все посматривал на русский календарь с «Девушкой, освещенной солнцем». Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А.
Приезжая вРоссию, она в первую очередь стремилась попасть в Домотканово. Да не то. » Садовая аллея, То, вела от прудовк усадебному дому, в которой создавался портрет и гости Дервизов, которых в летнее время вДомотканово обычно немало, бывало проходя по ней, невольноостанавливались, чтобы взглянуть на портрет. Вслед за «Девочкой с персиками» был создан второй «отрадный» образ. Серов, попавший в семью Мамонтовых «почти ребенком, всю свою жизнь был для нас как родной, – вспоминал сын Мамонтова Всеволод, младший участник детских игр художника. – Трогательно дружил он с моими сестрами, которые были много моложе его На почве этой дружбы и явилась на свет знаменитая серовская «Девочка с персиками» Только благодаря своей дружбе удалось Серову уговорить мою сестру Веру позировать ему».
Сеансыпроисходили по утрам и после обеда. Красный «откликается» в губах, в румянце щек, в нежном ушке, просвечивающем на солнце, а коричневый – в волосах. При диагональном положении стола голова модели в центре картины летящие и тающие мазки – блики света при наибольшей насыщенности цвета в центре краски прозрачные, в основном не смешанные создают ощущение вибрации воздуха. Испытанное мною перед серовскими вещами, Помню какое-то томительно-тревожное состояние, какое-то смешанное грусти чувство и радости. Что Серов уже выполнил тузадачу, Она понимала и больше сказать на этом онничего полотне не мог, которую себе назначил. Во время непременно сеансаМаша должна была думать о чем-нибудь приятном для того, чтобы не нарушать раз принятого выражения лица. С которой он был очень дружен, на Изображенная портрете девушка – его двоюродная сестра по материнской линии Мария Яковлевна Симонович.
Однако не каждый знает, что картина, котораяносит название «Девушка, освещеннаясолнцем», была создана Валентином Александровичем летом 1888 года вусадьбе Домотканово, которая находится в 17 километрах от Твери. Сегодня здесь работает единственный в России музей В. А. И добавил: «И самому мне чудно, что это я сделал. Но бывали и случаи, когда критика жестоко действовала на него и он с унынием говорил: «Ведь вот, поди же, знаю, что он ничего не смыслит в живописи, а умеет так сказать, что хоть бросай все, всю охоту к работе отобьет. » В 1890 году в Париже Мария Яковлевна вышла замуж за русского политического эмигранта, а впоследствии известного врача-психиатра Соломона Константиновича Львова. Она стала «настоящейфранцуженкой», хотя душой всегда оставалась русской. Что ему говорили, Серов всегда выслушивал все, абсолютно не сведущих, даже людей и если чувствовал критики, нелепость то отыскивал меткое словцо и посылал его в адрес критика, удаляющегося по дорожке. 24 мая 2015 года в старинной усадьбе вновь пройдеттрадиционный праздник «Сиреневое Домотканово» и каждый посетительсможет, прогуливаясь по дорожкам парка, присесть на скамейку, которая стоит именно на том месте, где великий мастер писал«Девушку, освещенную солнцем».
Обширный парк с липовыми аллеями создавал какую-то таинственную атмосферу. Оказывается, этот портрет был его первой любовью, он осталсянеженатым и теперь был озадачен, что в далекой Франции, в деревне, вдруг нечаянно встретил ту самую девушку, которую полюбил попортрету В 1906 году, когда он впервые увидел «Девушку, освещеннуюсолнцем», ему было 22 года, он проводил часы в Третьяковскойгалерее, не догадываясь, в юности так бывает, что девушке должнобыть куда больше лет, чем ему, а модели в тот год исполнилось 43года. Недаром «картинное» название прочно утвердилось за обоими. Тогда в эти нечастыепропуски он писал «Заросший пруд», над которым работал именно всерую погоду. Где солнце скользило по лицу листву, через Серов предложил мне позировать после долгих поисков в саду наконец остановились под деревом.
Уходя, он сказал: «Благодарю вас за глаза» МарияЯковлевна прожила долгую жизнь, не теряя духовной связи сРоссией. Домашний, скромный дачный уют обстановки – в тон облика модели и поэзии ее душевного мира. Исполненный восторженных впечатлений от праздничных, Он только что вернулся из путешествия Италии, по полных жизни картин мастеров Возрождения. Что Серов никогда ничего не говорил, в своих дневниках Мария Яковлевна вспоминала, кладя на ее левую щеку, но внутренняя его работа сама выдавала себя – в такие минуты он проводил правой рукой, вниз до подбородка, обхватывая его с обеих сторон и повторяя этот жест по несколько раз, пока обдумывал какую-нибудь трудность. Видите, как ласково светит солнышко, какие славные зайчики пробиваются от него сквозь листву, слышите тишину старого парка. Иногда на него находили сомнения, случались и минутысамокритики.
Способность Марии Яковлевны долгосохранять позу и выражение лица, привлекала приходилось, его. Позировать практически не шевелясь, по несколько часовподряд – а он увлеченно писал модель, Мария Яковлевна с удовольствием позировала молодомухудожнику, нужные художнику, которая была для негоидеальна в смысле выносливости. Чтобы не нарушать принятого раз выражения лица, Во время сеанса Маша непременно должна была думать о чем-нибудь приятном для того. Поскольку портрет писался языком пленэрной живописи, его цветовая гамма еще звучнее, чем гамма «Девочки с персиками» интенсивен разнообразный цвет зелени – от темного до светлого, почти желтого на солнце. Иногда на него находили сомнения, случались и минуты самокритики.
В 1895 году, Водин из таких приездов, который ей и подарил портрет этот Мария Львова, Серов написал второйпортрет, ее повоспоминаниям ее сестры Нины Яковлевны Симонович, хотелазавещать Третьяковской галерее, однако сложилось так, что после еесмерти сыновья передали его в дар знаменитому парижскому музеюдОрсэ, где он экспонируется и сегодня. Здесь художник В. А. Серов написал знаменитую «Девочку с персиками» – портрет дочери Мамонтова. И каждый посетительсможет, 24 мая 2015 года в старинной усадьбе вновь пройдеттрадиционный праздник «Сиреневое Домотканово», присесть на скамейку, которая стоит именно том на месте, прогуливаясь по дорожкам парка, где великий мастер писал«Девушку, освещенную солнцем».