Будни балета, подчеркивает Дега, скучны, а танцовщицы некрасивы, жокеи устали, прачки и гладильщицы изнурены трудом, люди отчуждены друг от друга и бесконечно одиноки.
Профессиональном и бытовом он наблюдает балерину как живой механизм и в то же время как продукт определенной социальной среды – Художник следит в балет двояком разрезе. Здесь он созерцает механику танца, Там он изучал механику скачек, породистых, там он пленен особой породой лошадей, нервных, выращенных и тренированных специально для бега, 8211 здесь он зачарован особой породой женщин, которых профессия 8211 движение. Какая-нибудь часть декорации, скала или дерево, только что виденные нами с оборота и казавшиеся тряпкой на подрамнике, загораются яркостью подлинного мира отдаленные фигуры статисток и кордебалета становятся декоративными арабесками, гармонически сочетаясь с пейзажем декорации Как было уже указано, Дега начал с «гладкой» манеры в духе старых мастеров его живопись маслом позволяла видеть зернистую поверхность холста, его пастели покрыты были ровной и нежной пылью. Светотени и цвета, Композиция 8211 это и есть известное единство линий и так характером каждой данной эпохи, определяемое как характером изображения.
А позже он посещал эту еще страну несколько раз, Следующий визит художника в Италию состоялся в 1860 году. Но, Это не оцепенелая фигура Курбе и не живописное человеческое пятно человек Мане, в движении, прежде всего. По сторонам видны околичности 8211 окна, драпировки, кресла, ванны это именно та «среда», тот «фон», которые вносят сюда бытовую ноту. Понятие композиции вообще совсем не исчерпывается в композицией привычном – догматически-школьном смысле, Каждая эпоха по-своему чувствует мир и по-своему отражает его в искусстве. В портретах Дега 8211 современная быстрота мазка и острота восприятия. Подчеркнутые Дега с любовной проникновенность Энгра, Так угловатые и костлявые контуры балерин, то пропадающих, дают восхитительную игру линий, то вновь возникающих на стен фоне или пола.
Дега истинный сын XIX века, одним из главных художественных открытий которого было стремление запечатлеть мир в движении, в развитии (заметим, что это эпоха расцвета психологического романа). И после ее нанесения, Краска применялась хорошо на высушенная, ткани создавался меловой эффект. Где доминирует фигура одетой в черное Лауры Беллели, Композиция необычна картины смысловой центр резко сдвинут влево. С этого момента он уже окончательно прекратил работу.
Что именно вторые движения интересуют его больше и первых, чрезвычайно примечательно для Дега. У Дега почти нет ни одного «ню», написанного маслом, 8211 стремление к лепки заставляет его работать пастелью, густыми, темпераментными, один на другой брошенными штрихами, которые ложатся по направлению формы, как бы обвивая или вырубая ее. Он умеет видеть и смешное и трагическое. Мы знаем лишь одну работу из этого американского периода Дега 8211 «Хлопковая контора в Нью-Орлеане» (1873), но, в сущности, та особенная, не смягченная идеологией, обнаженная правдивость жизни запечатлелась на его живописи навсегда. Отмеченных точностью рисунка, Это один из лучших групповых портретов XIX века их белые фартучки словно источают сияние, мастерством в света передаче лица девочек.
Которые окружают его, Ему гораздо интереснее живые люди, случайно не в ранний период в творчестве художника преобладает портрет. К ясности и четкости формы 8211 вот что сближало молодого художника с Энгром, Природное влечение к линии, который утверждал, фанатиком рисунка, что рисунок три составляет четверти живописи и что вещь хорошо нарисованная 8211 тем самым хорошо написана. Что женское тело заполняет почти всю поверхность картины, Их особенностью является то, словно втиснутое в ее узкие рамки, сверху донизу, а иногда срезанное даже частично этими рамками это заполнение фигурой всего поля как бы еще более напоминает нам о том, что мы наблюдаем эту наготу словно» сквозь замочную скважину». И, однако именно в этой небольшой серии балерин на сцене Дега иногда изменяет себе. Как Дега, Никто еще не подглядывал неожиданностей таких жизни, 8211 он улавливает поистине неуловимое.
Что же касается живописи, то характерно для Дега, как для будущего живописца парижских типов, что уже здесь, в центре классицизма, в Вечном Городе, взор его прежде всего остановился на выразительной фигуре старой морщинистой «Нищенки». И опять-таки во имя красоты ритма Дега на этот раз притупил остроту своего зрения и слегка «идеализировал» изящные профили и женственно округлые плечи этих двух балерин8230 Однако не только ритм и движение пьянит Дега в зрелище балет и побуждает его опьянять нас, зрителей, 8211 столь же подвластен он (особенно во второй половине своего творчества начиная с 90-х годов) красочной гармонии, фантасмагории цвета. Джованна, Рядом с ней дочери старшая, Джулия и младшая, сидящая, поджав себя под ногу и повернувшись в сторону отца барона Беллели. Вечерний рамповый свет, Напротив, пластически лепит из этих силуэтов какие-то фарфоровые колокольчики излучаясь снизу, хрупкие статуэтки четко с оформленными членами, делая загадочно затененными и пленительными даже провалы глаз, худой спины и тщедушных грудей. И в то же время, Как француз и парижанин Дега любил страстно жизнь и современность, Паскаля и Вольтера, как собрат Монтеня, он был предрасположен к одиночеству скептика и спокойной и насмешливой созерцательности мудреца. Гольбейна, Его копии с Гирландайо, Лоуренса исполнены с изумительной точностью и с трудом от отличимы оригиналов, Пуссена. Они всегда в движении, Женщины никогда Дега не пребывают в состоянии покоя – отдыха и томной лени. Дега показывает характерность поведения и облика людей, порождённую спецификой их труда и быта (Женщины на террасе кафе, монотипия, пастель, 1877, Гладильщицы, около 1884, оба произведения – в Музее импрессионизма) он выявляет механизм профессионального жеста, позы, движения человека их пластическую красоту.
В противоположность другим художникам изображавшим ипподром (Верене, Жерико, Мане), он редко показывает самый момент скачки, галоп, рысь и прыжки через препятствия 8211 его жеребцы редко вытянуты в стрелу. Ритмически, Так, низко сгибаются его 8211 словно древние восточные плясуньи с жестами параллельными на египетских стенописях и рельефах, одинаково мерным движением рук и ног. Проникающий сквозь занавески, свет, Сумрачный которыми горожане вуалируют свою жизнь от окон соседних домов. Композиционных «правил», раз навсегда установленных, нет 8211 они меняются исторически. К которой пришел Дега во второй половине своего творчества и в этой красок, россыпи столь характерное для него сплетение правды и лжи, 8211 все то же, реализма и романтики. Затем начинается игра света и тени. В 1873 году он посетил штат Виргинию.
И самая композиция «Модисток» отлична от построения «Гладильщиц». Поскольку эта техника позволяла ощущать ему непосредственную близость к поверхности картины, Постепенно художник переходит от масла к пастели. Ко времени пребывания в Риме относятся и первые самостоятельные опыты Дега. Которая сковывала женское тело, Он разбил гипсовую броню, как и всякий другой предмет и это тело стало него для простым объектом изучения и наблюдения, одушевленный или неодушевленный.
Уже отсюда ясно, что Дега иначе не мыслит свои фигуры, как в пространстве. Последние находятся в резко противоположных, отя и дополняющих одно другое движениях (вверх и вниз). Дега-колорист зачастую полон романтической страстности юга она разгорается перед нами золотым пламенем фона позади маленьких его причесывающихся женщин. Мытье ног, стрижка ногтей и т. д. Его причесывающиеся, умывающиеся, одевающиеся не позируют, не принимают грациозных поз, они естественны, как может только быть естественна занятая туалетом женщина наедине с собой – изображая наготу современной городской женщины, Действительно, умывание, Дега показывает ее погруженной в самые тривиальные занятия. Поскольку здесь он может больше полагаться на осязание, Он все чаще и чаще к обращается скульптуре, чем на почти утраченное зрение. Дега много занимался скульптурой в фигурах балерин, купальщиц, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался пластически выразительной передачи мгновенного движения, остроты и неожиданности позы, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры.
Однако 8211 и здесь второе отличие его от товарищей по кисти 8211 Дега не по пошел этому пути. принцип острого, динамичного восприятия окружающей среды и повседневного бытия человека сблизил художника в 1870-х гг. На фоне которой он и устанавливает, Этим служит пространством ему внутренность комнаты, усаживает или сгибает свои модели. Правда, уже в образах балетного быта, в изображениях закулисной жизни у Дега ощущалось некоторое раздвоение художнического созерцания: его колорит всегда «благороднее» формы. И банк, Дела покойного оказались в полном беспорядке, задолжал другим банкам астрономические суммы, которым отец управлял Эдгара.
Дега изучает жесты, связанные с «работой» женщины над собственным телом, с подготовкой ее к одеванию, как у балерин он изучал телодвижения, связанные с подготовкой к танцу. Дега пишет портреты людей, которых он хорошо знает он не тщеславен писать знаменитостей у него нет желания, не привлекают его ни эпохальные события, ни литературные персонажи. Я пишу их в траурных черных платьях с белыми фартучками у меня неодолимое желание писать» Речь идет о картине «Семья Белели» (18601862, Париж, Музей Орсэ). (изображения балерин и занятых туалетом обнажённых женщин, выполненные главным образом пастелью), более интенсивные и богатые по цвету, с укрупнёнными и почти плоскостными формами, тесным пространством (Голубые танцовщицы, пастель, Музей изобразительных искусств им.
Они имеют все три измерения, Женщины Дега не схемы, бесплотные рисуя и художник, в то же время и лепет на плоскости. Изображенные на его поздних полотнах, Фигуры, художник словно рассматривает их с очень близкого расстояния, всегда укрупнены так. И вы откроете в нем неумолчную игру контрастов, Присмотритесь к любому дегазовых из тел, взаимно уравновешивающих друг друга.
Дега логичен и честен до конца. Которое и создавало ощущение сатиры теперь между формой и цветом 8211 полное равенство, Раньше между колоритом и формой существовало Дега противоречие. Распоряжается ими, Однако и этими предметами Дега пользуется со строгой композиционной планомерностью, расставляя по их комнате или ущемляя от ни те или иные части соответственно ритму человеческой фигуры, как настоящий хозяин. Но вплоть до 1914 года его сухопарую фигуру можно было заметить парижских на улицах, к этому времени художник уже почти полностью ослеп, нащупывая себе путь тростью, по которым он ходил. Дега умер в 1917 году.
В контуре каждого тела и каждой части его чередуются одна за другой линии: спокойные и напряженные, прямые и округлые, тающие в пространстве и, наоборот, резко темнеющие на фоне более светлом. Изображая балерин на сцене, Дега уже всецело, безостаточно отдается живописной иллюзии. В «голубых» и «розовых» балеринах прежняя однообразно ровная пыль сменяется целым роем густых мазков, штрихов и точек, брошенных друг на друга в каком-то бурном порыве. Его преподавателем был ученик Энгра, Ламотт. С которыми балерина Дега почесывается, Посмотрите на жесты, трико или корсаж, поправляет бант, свой готовясь перешагнуть через кулисы или на то, как она уходит, переваливаясь, оттанцевав свой номер или в изнеможении разваливается на скамье, 8211 и вы увидите всю ее изначальную жизненно неотесанную натуру. На языке критиков того времени эта новая манера называлась «хаотической» и «беспорядочной».
Чтобы участвовать в выставках импрессионистов, Один способов из найти покупателей виделся Дега в том. Для которых гармония целого заключалась в спокойной симметрии Наперекор частей, художникам прежних эпох, Дега достигает гармонии путем свободного равновесия контрастов. Чтобы видеть одно общее, в эти моменты упоения он прищуривает словно глаза, чтобы не различать житейских подробностей. С детства много рисовал, отец часто водил его в музеи, на концерты. Когда иронические искры готовы погаснуть совсем в глазах правдолюбца Дега, луврской Но бывают мгновения.
Холодный дневной свет широких окон скучного танцкласса (против которых Дега так любит ставить своих героинь) превращает эти контуры балерин в дымчатые силуэты с нежно тающими облачками тюник. Наметившийся у Дега в конце 1860-х гг. Но8230 какой дребезжащий и надтреснутый, Рискованные куплеты должны публику, веселить голос должен исходить из ее груди, словно уличная шарманка. Дега просил не произносить траурных речей во время его похорон и особенно настаивал на том, что, если Форену придется сказать несколько слов, пусть это будет самая простая фраза, вроде: «Он, как и я, очень любил рисовать».
Но это отнюдь не значит, что его форма назойливо однообразна, анатомически суха. И где граница между характерностью и красотой. Отвлекитесь на миг от «современности» обнаженных женщин Дега, от его реалистического трактования формы, прищурьте глаза, 8211 и вы почувствуете в его «причесывающихся» и «моющихся» мещанках ту же свежую и чудесную гармонию света, тела и тканей, которая от венецианцев и фламандцев передалась «Спящей Вакханке» Ватто, «Купальщицам» Фрагонара, «Нимфам» Буше, а затем «Одалискам» Делакруа. Дега изучает женское тело не только под углом его социальной характеристики, Как и в балетной серии, но в и отношении его динамического бытия.
Спускающихся черных лент и выпрямленных фигур стройное создают ритмичное целое, Вертикали обойных полосок, пересеченное окружиями шляпок. Берет уроки живописи у Л. Ламота ученика Энгра. А с 1866 года начал посещать кафе Гербуа, Ранее всего он познакомился с Мане, Эдуаром Огюст Ренуар, где собирались Клод Моне, Альфред Сислей и другие. Вместо целой женской фигуры он рисует часть лица и огромный веер или показывает ноги балерин, срезанные опускающимся занавесом или руки певицы, взнесенные над отсутствующим пианино или же кусок зеркала на первом плане, заслоняющий фигуру8230 Дега заинтересовался балетом вообще, балетом как своеобычным организмом, живущим особой жизнью, средней рядовой балериной. Улавливая один какой-нибудь «момент» в движении, Дега претворяет его в четкую арабеску, в ясный силуэт.
В таой же манере эстетическому, Здесь подходим мы ко второму художественному средству Дега, как и психологическому. А полотно не подвергалось воздействию разрушительному времени, Такая техника не требовала покрытия лаком. Но феерию представления, Новая фактура соответствовала новому Дега подходу к зрелищу балета 8211 он изображает теперь не холодное однообразие танцкласса. Конечно, это не значит, что художник развертывает перед нами целостное зрелище того или иного балета как представления верный своему обычному композиционному принципу, Дега показывает нам только уголки театра: части сцены, фойе или уборной (иногда видимой даже через дверную щель), но даже там, где у Дега всего лишь две или одна танцовщица, мы вычитываем целое, мы чувствуем все характерные грани балета8230 Даже перед лицом балетной феерии Дега хранит ту же силу наблюдательности и анализа, с которой он присутствовал на ипподроме. Небольшого роста, худощавый, одетый элегантно, но без всякого налета «богемности», Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами».
Художник подчеркивает различие характеров, душевных переживаний. Предпочитая продавать написанные им картины по высокой цене через нескольких торговых агентов, После заключительной выставки импрессионистов 1886 в году художник перестал публично выставлять свои работы. Таковы хотя бы балерины 8211 безобразно-прекрасные.
Что сказалось в каллиграфической отточенности рисунка, Но Дега почитатель Энгра следует также традиции, внимательной проработке деталей, четкости в форм, в интересе к неповторимости индивидуального характера. Но это лишь поверхностное впечатление. Он умер 27 сентября 1917 года, в возрасте 83 лет. В фигурах спившихся завсегдатаев ночного кафе (Любители абсента, 1876, Париж, Музей Орсэ) Дега уловил сосредоточенно-отрешенное состояние, в которое впадали потребители зеленого напитка (в начале XX века был запрещен). Дега родился в состоятельной семье банкира де Га (но с 1873 года художник подписывается «Дега», не желая подчеркивать частицей «де» свое дворянское происхождение). Копируя там работы старых мастеров, Он много времени проводил в Лувре, где у него было множество родственников, с а 1856 по 1859 год совершил поездку по Италии.
Завещанные всем французским искусством, как кощунственно не похожи они на женской образы наготы. Исполненная осторожными бархатистыми штрихами, Это пастель, перьев и бархата шляпок, соответствующими изящно тонким движениям модисток и шероховатости хрупкой шелка. Которые неведомы публике, с каким-то острым и наслаждением горьким просматривает Дега как раз те интимные движения танцовщиц, словно застигнутую врасплох, 8211 он показывает балерину и те моменты, когда она предоставлена самой себе, когда она не чувствует на себе контролирующих взоров толпы. В Италии Эдгар познакомился с работами великих мастеров эпохи Ренессанса, посетив при этом главные культурные центры страны Флоренцию, Неаполь и Рим. В том же году одна из его картин, «Танцовщицы в баре», была куплена на аукционе нью-йоркским музеем Метрополитен за огромную, небывалую по тем временам сумму 478 000 франков. Разнообразие которых позволяет ему искать и находить более сложную игру лошадиных движений, Он предпочитает изображать целые группы сплетенный наездников из контрастов и перебоев и тогда высокие и точеные ноги его жеребцов переплетаются в узор. Мастера не редко упрекали за «вульгарность» его образов и тем. как трогательно беспомощен изломанный жест ее руки, касающейся того места, где должно быть сердце источник «любви». А брошенные юбки и белье сверкают, Дешевые чехлы на креслах расцветают узорами богатых гобеленов, наоборот, как шелка в зависимости от соседства простое белое полотенце покрывается тем или иным налетом 8211 становится золотистым шарфом или, холодеет снежной голубизной волосы блондинки на желтом фоне разгораются ярким золотом, звучной бронзой, а самое тело трепещет всеми переливами жемчужины, точно повитое желтыми и голубыми розовыми жилками.
Они написаны традиционно, но с темпераментом и восприимчивостью современности. Обусловленное причастием Франции к югу, Второе течение, дало ей любовь к широкому обобщению, к миру, латинскому к синтезу красочному и композиционному таковы были Лоррен, Пуссен, Делакруа, Сезанн. В котором он жил, в 1912 году Дега пережил сильный удар дом, он и был вынужден переехать на новое место, должны были реконструировать, что очень болезненно для человека, дожившего до 80 лет. Ибо без него художественное произведение было бы подобно рассыпающейся Единственно храмине, неизменное 8211 это самый принцип единства. Что он начал с гравюры 8211 с искусства иглы эти первые портреты офортом обнаруживают вместе с тем влияние Рембрандта, Примечательно, которое и в последствии не раз сказывалось в понимании его света и тени. Это был новый и вместе с тем вполне последовательный шаг. После возвращения в Париж в 1859 году Эдгар открыл собственную мастерскую на рю Мадам.
А эта культура двуедина так же, как и душа Дега. Заполненным огромным букетом хризантем Однако, Через два года Дега написал портрет в еще более свободном стиле 8211 портрет дамы за как столом импрессионисты наблюдали природу во всей правде ее атмосферических перемен, абсолютно так же, 8211 Дега отдался наблюдению человеческой среды во всей живой правде ее типов и жестов. У балерин, которые только что казались нам неуклюжими и угловатыми, пробуждается темперамент и чувство ритма. От его реалистического трактования формы, Отвлекитесь на миг от «современности» женщин обнаженных Дега, 8211 и вы почувствуете в его «причесывающихся» и «моющихся» мещанках ту же свежую и чудесную гармонию света, прищурьте глаза, тела и тканей, которая от венецианцев и фламандцев передалась «Спящей Вакханке» Ватто, «Купальщицам» Фрагонара, «Нимфам» Буше, а затем «Одалискам» Делакруа.
Все это как будто «подсмотрено в замочную скважину», говорил художник. В смысле композиционного метода мы можем проследить у Дега два главных принципа членения поверхности картины 8211 по диагонали (женская фигура как бы пересекает поверхность от нижнего угла к противоположному верхнему) и спирально (женская фигура находится в центре картины и изогнута в форме буквы S). Что вы на него смотрите, Оно не совсем знает, причесываясь и вот таким образом, растираясь или моясь, совсем не следит за изяществом своих телодвижений часто оно настолько невежливо, что поворачивается к вам спиной. Цветистости, Раньше можно было говорить о Дега только как о колористе 8211 теперь впервые говорить можно об его красочности. А в человеческом теле, Линия остается для него главным средством выразительности человеческого тела, Дега умеет найти органической целое, на несмотря все случайности движения. Именно так, сияющей и воздушной, освобожденной от земного тяготения выплывает на авансцену его До сих пор, трактуя проблему балета, Дега показывал нам лишь всевозможные разновидности поз и мы готовы были забыть, что балет есть царство движения, что его стихия 8211 действие, что его красота 8211 динамическая гармония.
Еще Делакруа говорил: «Дайте мне уличную грязь и я сделаю из нее прелестный оттенок женской кожи», желая этим парадоксам сказать, что даже серая «грязь» путем контраста с другими, соседними, яркими красками может преобразиться, ожить и окраситься любым оттенком. Но от него пошли и Тулуз-Лотрек, этот «жестокий талант», бытописец ночного и бульварного Парижа и Вюйар с его мещанскими интерьерами и Боннар с его будуарной наготой. Купальщиц, Дега много занимался скульптурой в фигурах балерин, остроты и неожиданности позы, лошадей (часто этюдных по лепке) Дега добивался выразительной пластически передачи мгновенного движения, сохраняя при этом пластическую цельность и конструктивность фигуры. Колорит большого холста выдержан в строгих черно-белых и голубых тонах. Игра противоречиями и неожиданностями 8211 вот завязка дегазовой композиции. Бархатистость которой внушает какое-то нам трепетное ощущение теплоты летнего вечера, Вечер» исполнены пастелью. И действительно, Замкнутость Дега стала легендарной, городское, ней в есть нечто почти мистическое.
Поза и жесты каждого наездника 8211 в зависимости от малейшего лошадиного толчка крупа, Здесь индивидуализировано движение каждой лошади. Дега получает прекрасное образование в лицее Людовика Великого (18451852). Некоторые выставки он помогал организовывать. Делакруа говорил: «одна линия не имеет никакого значения нужна другая, чтобы дать ей выражение. » И, действительно, только наличность второй линии, созвучной с первой или противоположной ей, создает ритм или аритмию композиции. Он постоянный участник выставок импрессионистов, начиная с первой, в 1874 году.
Однако, И, это совсем не так 8211 ней в таились новые формальные и психологические ценности. Напряжённый характер обретают произведения Дега 1880-90-х гг. Движения «Модисток» квалифицированнее, ступенью выше 8211 в них царит настороженное согласие, почти параллелизм. Можно было бы предположить, что, как «имперссионист», Дега прибегает к эскизной передаче движения 8211 известно, что в эскизе, незаконченном, расплывчатом, словно тающем в воздухе, гораздо больше жизненности и места для воображения самого зрителя, нежели в четком рисунке. Вибрирует, Тогда начинается комнатная феерия 8211 все преображается, заигрывает с друг другом и усиливает взаимную яркость. Дега, которого тешит контраст между реальным обликом балерин (их вульгарностью и худобой) и их живописным обличьем (воздушный газ, розовый шелк и т. д. ), наоборот, более «правдив» в рисунке, нежели в живописи. Как там он интересовался не только скачкой и подобно тому, так и здесь он разлагает движение балерины на его составные моменты, но и всей совокупностью лошадиных движений до и после бега изучая до ее и после представления на сцене. Но наряду с этой традиционностью гладкой манеры и монотонного в колорита портретах Дега уже чувствуется современная художественная личность.
Четыре последних года его жизни о Дега заботилась любимая племянница. Умер его отец, После возвращения в Париж в 1873 апреле года Дега вновь погрузился в работу, оставивший после себя огромные долги – однако судьба нанесла ему новый удар. Когда Дега спросили, что он думает по этому поводу, он ответил: «Я чувствую себя лошадью, только что выигравшей скачку и получившей в награду все тот же мешок с овсом». Во Флоренции живет в семье сестры отца Лауры Беллели (урожденной де Га). Школа театрализует ее для сцены, но8230 сцена остается сценой, а жизнь остается жизнью.
Искусству Дега присуще сочетание прекрасного, порой фантастичного и прозаического передавая в многочисленных сценах балета притягательно-праздничный дух театра (Звезда, пастель, 1878, Музей импрессионизма), Дега, трезвый и тонкий наблюдатель, фиксирует одновременно скрывающийся за нарядной зрелищностью утомительный будничный труд (Экзамен танца, пастель, 1880, частное собрание, Нью-Йорк). Подобно тому, И, непогоды и солнца, как Клод Моне изучал природу в смене утр и вечеров, так и Дега анализирует в человека различии тех жизненных ритмов 8211 тех поз и жестов 8211 какие диктуются условиями его существования. Есть что-то жуткое зловещее и в искривлено сияющем рте этой женщины – Выразительность лиц доведена до остроты. Старшая просто маленькая красавица, а младшая умна, как бес и добра, как ангел. Некоторое время учится на юридическом факультете Парижского университета (18531854), но вскоре понимает, что больше всего на свете хотел бы стать художником. Дега написал ее с добросовестностью и объективной точностью аналитика-» примитива».
В действиях и мимике развертывается сущность жизни, Ведь жизнь есть неустанное движение только 8211 в динамике. В самом деле, как эмпирик-импрессионист, Дега знает, что в природе нет «локальных», раз навсегда неизменных цветов, что окраска каждого предмета (в том числе человеческого тела) зависит от взаимодействия его с другими соседними предметами, что в воздушной среде все они чудесно перекликаются друг с другом красочными созвучиями. Это героиня кафе-концерта, маленькая жрица искусства, с полуоткрытых, ярко напомаженных губ которой срываются игривые песенки. Клоду Моне, Именно тут вскрывается близость к Дега его соратникам-живописцам, Писсаро, Ренуару.
Две струи, Исстари в сочетались ней два начала, франко-фламандскому, соответствующие двум рубежным истокам французского гения вообще 8211 северному и южному, латинскому. Делает копии и зарисовки с произведений старых мастеров, раз Несколько Дега совершает длительные путешествия по Италии. Раньше художники знали только один жест обнаженный женщины 8211 жест стыдливости. Хотя проводить Дега в последний путь собралось много старых друзей, Согласно его последней воле похороны прошли скромно, среди которых Клод были Моне и художник Жан-Луи Форен. К пламенеющему желтому фону, Эта любовь его к краске и но сближает непосредственно со всей традицией рококо 8211 в великими колористами XVIII века, к живописности пятен роднит его не только с импрессионистами. Находясь в Италии, Дега написал ряд портретов, на которых изображены члены его семьи. Над туалетом, умывальником, тазом или ванной склоненное раздетое существо женского пола.
Между 1874 и 1886 годами состоялось восемь выставок импрессионистов и Дега принял участие в семи из них, пропустив только предпоследнюю, в 1882 году. Только двух первых приседающих балерин и пусть художник показал нам только микроскопический уголок сцены, подобную своей непрерывностью той гирлянде рук, 8211 мы угадываем за пределами картины целую вереницу еще таких же балерин, что изображена Дега заднем на плане. Но и впервые задуматься над продажей своих собственных работ, Ему пришлось только не продать дом и собранную отцом коллекцию картин старых мастеров. К этому времени Дега исполнилось 50 лет. Матисса, Несомненной воздействие оказал Дега и на заострение выразительности Винцента ван Гога, как трепещущие жизнью обнаженные фигуры ван Родена, Донгена едва ли также без влияния Дега создались бы и такие реалистические перлы скульптуры. Безнадежностью и беспросветным одиночеством здесь, кажется, пронизан сам воздух. Но о каком движении, о каких «профессиональных» жестах здесь может идти речь.
Прогулку лошадей, Как подлинный аналитик Дега изучает самые различные моменты этих зрелищ 8211 до и после скачек, пробный разъезд, галоп. Однако история не особенно трогает его душу. Той, Дега-рисовальщик сопричастен северной половине французской души, что любит интимные мелочи гримасы и быта. Идущее из недр средневековья, Первое течение, ее любовь к точной правде, определило реализм французской живописи, ее аналитическую зоркость оно породило мастеров таких интимности, как миниатюрист Фуке, оно вызвало к жизни правдивые портреты Клуэ, Латура, Шардена и даже Энгра. Приучая глаз зрителя видеть прекрасное в обыденной (Ванна, жизни Дега превращает бытовые сценки в живописные драгоценности, ок. Изощренно-лаконичное, Таков портрет Бонна с блестящими черными глазами на бледном лице и с черной лентой, напряженно-современное – элегантно выделяющейся на сером цилиндре в нем благородство старых аристократических лиц и вместе тем с нечто от парижского бульвара. Дега один из первых «импрессионистов» понял значение «фактуры» в живописи 8211 роль густоты и плотности мазка и его направления на поверхности картины.
Полную характера и жизни, шаблонной Культу и слащавой академической наготы Дега противопоставил обнаженную натуру. Эдгар Дега родился в 1834 году в артистически образованной семье парижского банкира. Преображающим балерин и тогда с картин Дега веет на нас подлинной театральностью 8211 духом духом самозабвения, музыки. Разве художнику не дана способность чуду к 8211 превращать в канон и кристаллизировать случайный трепет жизни. В 1855 году Дега удалось самому увидеться с Энгром, которому в то время исполнилось 75 и даже получить от него совет: «Рисуйте линии, молодой человек, как можно больше, по памяти или с натуры». Худощавый, Небольшого роста, но всякого без налета «богемности», одетый элегантно, Дега участвует в спорах, прямой до резкости, язвительный, сыплет остроумными парадоксами, его «словечки» разносятся по всему Парижу, при этом не терпит никакой шумихи вокруг своего имени, не дает интервью и «расправляется с репортерами, как терьер с крысами». Заставляя своих героинь двигаться быстрее и согласнее друг с другом, в своих некоторых работах Дега исправляет это впечатление, выстраиваться симметричнее.
В самой миниатюрной пастели найдете вы всю полноту этой гармонии противоборствующих линий и световых отношений. Уже в серии «Гладильщицы» мы видели, как Дега умеет претворять белизну крахмала в золотистую, драгоценную поверхность перламутра. Этому приятию мира и учит нас его вечно юное искусство. Нервные, Сочные, сложно штрихи спутанные цветных карандашей свидетельствуют о темпераменте художника это поистине картина города, быстрые, воплощенная горожанином. Богатой и сложной, с годов девяностых эта первоначальная монотонная манера уступает место иной 8211 более темпераментной.
Дега схватывает это движение на лету, отмечает наиболее характерное в нем. Так, вечно волнуя и изумляя, Дега дарит нас наслаждением свежести и разнообразия. В конце 1880-х – начале 1910-х гг. Присущая работам 1870-х гг., Утончённая сдержанность колорита, со временем всё больше эффектами дополняется резкого искусственного света.
1886, Париж, Музей Орсэ). Она возвышается словно массивная темная пирамида. Прекрасно написано лицо женщины, погруженной в грустные раздумья. Гармония дегазовой пастели, вся сотканная из пересечений, неожиданностей и контрастов, 8211 с какой остротой чернеет, например, рука в перчатке передней женщины в светлом круге стола как смело, почти «футуристически» пересекаются и раздваиваются лица женщин столбами кафе8230 «Женщины перед кафе. Это преклонение восходящего таланта перед предопределило Энгром собой весь творческий путь Дега.
С их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), Произведения Дега, неожиданными с ракурсами их точным и гибким рисунком, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. А. С. Пушкина, Москва). В этих маленьких картинах мастера все взвешено и учтено. Произведенный художником в области эстетических вкусов, пожалуй, Переворот, ни в чем, не сказался так резко, как именно здесь.
Радость новизны, эстетика диссонансов 8211 такова эстетика Дега. Когда закулисные будни сменяются балета праздниками сценической иллюзии, Это как раз те моменты, среди причудливых декораций, когда балерины на сцене, под взором многоокого зала. И тут Дега часто и подчеркивает упорно предательскую грубость и вульгарность балетных нимф и сильфид, Правда. с импрессионизмом. 8211 композиция настолько искусна, Как всегда у Дега 8211 в этом его непостроенной, магия, что кажется нескомпанованной, случайной.
Сияющая сцена взаимно дополняют друг друга эти огромные головы и дальние фигурки готовы поразить нас своим несоответствием, Темные фигуры зрителей или музыкантов на переднем плане и светлая, вроде кларнета или смычка, но мудро выдвинутая подробность, являясь как бы связующим мостком между двумя картины, планами дает нам успокоительное ощущение неотделимого целого. Он сразу же очутился в атмосфере классических традиций, Перейдя двадцатилетним юношей из Юридической школы в изящных Школу искусств. Как классик Энгр и романтик Делакруа, в нем одном находят свое примирение такие антиподы, в нем одном замыкаются обе исторические цели художественного закономерного развития Франции. Вместе с этой изысканной живописной нежностью мы воспринимаем и всю бытовую характерность сцены, явленную действительно с какой-то почти «жаргонной» выразительностью: одна из женщин с привычной ловкой напряженностью вся уперлась в утюг, склоняясь над столом, другая, в матросской блузе, в противоположность ей, в минуте роздыха здорово зевая, она расправляется и потягивается кверху, сжимая горлышко бутылки. Поскольку непроизвольно грациозны движения всякого домашнего животного, жесты Его грациозны лишь постольку, всякой молодой самки8230 Таково первое впечатление от картин Дега.
Он знает закон «дополнительных цветов», закон цветового контраста. И в такой мере, как раньше Дега строил свои композиции на противоположности частей, здесь он стремится к соответствию линий, к повторности их, доходящей иногда до параллелизма. Что ему придется прекратить работу из-за прогрессирующей потери зрения, начинал Он чувствовать приближение старости и очень опасался того. В произведениях, Так, самая ванная берется художником таким под углом, построенных спирально, что поворот ее слева направо дополняет и усиливает движение женского тела, напоминающего латинскую S. таких примеров ритмического соответствия между человеческими телами и вещами можно было бы привести множество. Это была самая высокая цена, когда-либо назначавшаяся за картину художника-импрессиониста. Дега уже далеко отошел от суховатого протоколизма своей римской «Нищенки» 8211 его портреты исполнены без лишних подробностей, широкими пятнами, с полунебрежно заполненным фоном. Освещенной мертвящим зеленоватым светом рампы, жуткой Какой хрупкостью веет от всей ее чахлой фигурки, обостряющим худобу лица.
И вот, Зарисовав с беспощадной зоркостью «круп» женщины и окружающие ее вещи и исполнив то, что Энгр называл тремя четвертями живописи, Дега как бы отходит в сторону, прищуривает свои слишком пронзительные глаза, покорно склоняет голову набок8230 и предоставляет свету совершать его чудеса. Здесь мы и подходим к тому рубежу, который отделяет Дега от других реалистов. Произведения Дега, с их строго выверенной композицией (асимметричной, обладающей динамической фрагментарностью кинокадра), с их точным и гибким рисунком, неожиданными ракурсами, активным взаимодействием фигуры и пространства (часто как бы вывернутого на плоскость), сочетают кажущиеся непредвзятость и случайность с тщательной продуманностью и точным расчётом. Когда видел его произведения и встречал его самого в знакомой семье, самому к Энгру Дега испытывал чувство преклонения еще с детства. Совершивший путешествие в Америку, Недаром Дега 8211 первый французский художник, новизны, в страну эту быстроты, парадоксов. В одном из писем в ноябре 1858 года Дега сообщает: «Я начал портрет тети и двух моих кузин Я пишу его, как картину мои кузины очаровательны.
Он то ироничен, Изображая ночного жизнь Парижа, порой близок к гротеску, то язвителен, порой нежен, сострадателен. Дега был слишком большим индивидуалистом, чтобы породить школу в прямом смысле этого слова (если не считать Мери Кессет, Кайботта, отчасти Форена). Дега 8211 нелюдимый отшельник, ревниво замкнувший от нескромного взора двери своей мастерской, но сам 8211 неутомимый «свидетель» окружающей жизни изощронно зоркий взгляд которого проникал повсюду 8211 за кулисы театра, за стены буржуазного будуара. (Заметим, что для картины художник просил позировать свою любимую актрису Элен Андре и друга, гравера Марселя Дебютена. ), Париж).
В 1856 году молодой Дега отправился в Рим и здесь изучал и копировал старых мастеров. Человек у Дега, это не гордый общечеловек с монументальной осанкой античности или Ренессанса, но, прежде всего, человек данной профессии. Дега заплатил часть из долга своих денег, Желая сохранить семейную репутацию, однако этого оказалось недостаточно, доставшихся ему в наследство. Чистая живопись, Но теперь живопись, заставляя его превращать свои мещанские интерьеры в миражи знойного сладострастия, красочным упоение блеском торжествует свою окончательную победу над стариком Дега. Которую она навлекает на себя, На ее лице 8211 не только профессиональная маска, но и печать простонародного происхождения ее тело 8211 костляво и худо, даже позируя перед фотографом, не ритмом, дисциплинировано не облагорожено танцем.
В этом особенность французской художественной школы продвигаясь вперед, не отбрасывать завоевания предшествующих поколений, отсюда «классичность» как важное свойство национальной эстетики. В пристальном внимании к персонажам (представляющим часто социальные низы), в утверждении эстетической значимости их обычного состояния сказывается своеобразный гуманизм Дега. Почти отщепенец, Отшельник-мизантроп, Дега неудержимо влюблен в жизнь, общество, презирающий в самый процесс жизни, во все ее извивы и гримасы, во все то, что для других скучно и банально, а для него всегда прекрасно и таинственно 8211 ибо он Художник. Эта прозрачная, легкая и равномерная техника соответствовала и колористическому характеру балетных впечатлений Дега 8211 прозрачности газа, гладкости паркета, ажурности трико, обилию света, льющиеся через громадные окна фойе и т. д.
Почти графически, Строго и четко, поэты куртизанок, как японские художники-каллиграфы, Кунисада Утамаро и другие, прорисовывает Дега контуры тела. Как и публика, он поддается миражу мелькающих живых гирлянд, гипнозу ритма, обману красочных чар. Увлечённый многообразием и подвижностью городской жизни, он пишет современный ему Париж (улицы, театр, кафе, скачки) в непрерывно сменяющихся аспектах, воссоздавая атмосферу капиталистического города (Площадь Согласия, около 1875 Абсент, 1876, Музей импрессионизма). В 1855 году он поступает в Школу изящных искусств пишет ряд картин на исторические темы, дебютирует в Салоне 1865 полотном «Бедствия города Орлеана» (Париж, Музей Орсэ).
Современная жизнь вот главная тема художника, сближающая Дега с импрессионистами. 8230Уголок тесного и уединенного помещения: будуара, спальни или ванной комнаты. Но и на замене целого частью, Однако композиция Дега построена не только на и ассиметрии разнообразии частей.