Данте и Джотто принадлежали к разным кругам флорентийского общества, Вероятнее всего, так как многие заказчики Джотто были из числа политических противников может Данте, быть даже к разным политическим партиям. Фреска замышлялась как живописный вариант памятника Данте. Данте отказался пойти. Он достигал немногого, Как политический деятель, подвергающемся политическому но волнению, он занимал различные посты более чем много лет в городе. Представленному Таддео Гадди, в своей иконографии Доменико ди Микелино особенно к близок типу. Здесь был представлен «Парнас.
Иногда гротескная выразительность, Заостренная, связывалась и с физиономической теорией, возможно, отразившейся в практике ренессансного портрета, – согласно ей, сходство с орла внешностью указывало на величаво-строгую духовную природу. Данте был осужден сослать в течение двух лет и приказан заплатить большой штраф. Образ Данте – поэта, гражданина Следовательно, – соотнесен еще со средневековой оценкой, теолога, но вместе с тем ориентирован и на ренессансную, предполагающую сочетание в его личности черт активной и созерцательной жизни. Флоренции. Утверждение Вазари, что сюжеты некоторых фресок Джотто «были, говорят, выдуманы Данте», с которым художник вообще обсуждал многие свои замыслы, «что среди друзей часто бывает», таже не вызывает доверия.
Будучи сам представителем новой интеллигенции, Совсем другим сохранился в памяти народа Джотто – и остроумный жизнерадостный ищущий новые пути выражения в изобразительном искусстве новой идеи, предприимчивый новатор. Нисходящей на «благорасположенную» душу, в канцоне сопровождающих и ее рассуждениях Данте настолько углубляет и демократизирует антисословные представления «нового стиля» о благородстве как благодати, что его мысли о «божественности» человека начинают принимать почти гуманистический смысл. Данте проповедует идею о необходимости подражать «образцовым», «правильным поэтам». Как Гомер и Шекспир, Романтикам Данте, который устанавливает его собственные правила, был главным примером "оригинального гения", создает людей высоты подавления и глубины и идет далеко вне любой имитации образцов более ранних владельцев и кому, в свою очередь, нельзя действительно подражать. В канцоне и сопровождающих ее рассуждениях Данте настолько углубляет и демократизирует антисословные представления «нового стиля» о благородстве как благодати, нисходящей на «благорасположенную» душу, что его мысли о «божественности» человека начинают принимать почти гуманистический смысл.
Наконец, Данте – славный гражданин Флоренции, что символизировано изображением его города. Что они не только предвещали миропонимание итальянского Возрождения, Анализ этих идей но убеждает и являлись предпосылками для формирования ренессансного стиля. В Риме, выполняя заказ папы Бонифация VIII, Джотто мог встретить Данте, приехавшего к папе для дипломатических переговоров, Бенвенуто да Имола, профессор падуанского университета, утверждал впоследствии в своих комментариях к «Божественной комедии», что Данте, скитаясь в изгнании, попал в Падую как раз в то время, когда там работал Джотто и что будто бы даже он забрел однажды в капеллу на Арене и беседовал с художником. Платоническое понятие «поэт» многогранно: оно содержит мысли о вдохновенном творчестве, торжествующем над хаосом материального, о проникновении в структуру вселенной, о беспокойстве души, рвущейся из плена земной видимости к духовному созерцанию. Свидетелем и творцом которых он был, Загробные области, подразумеваются во фреске своей в масштабной целостности. Данте в «Пире» приводил их в соответствие требованиями с «благородной дамы», Разрабатывая литературный язык и формируя «прекрасный стиль» именуемой им теперь «мадонной философией».
Роспись построена с четкой тек- тоничностью. Частично так как полагал, он Он не платил штраф и частично так как все его активы во Флоренции были захвачены Черным Guelphs, что не был виновен. Поэт-гражданин, мечтавший об едином национальном государстве и до конца жизни боровшийся за него, страстный и фанатически непримиримый, поплатившийся изгнанием за свои убеждения, с невиданным для той поры жаром заклеймивший в своей «Комедии» всех, кого он почитал своими политическими противниками и врагами своей родины.
Отменяющее предложение Данте в июне 2008, (Муниципальный Флоренции совет наконец передал движение. Грамматически организованный народный язык, который в трактате «О народном красноречии» объявляется «исконным» и именуется «блистательной», осевой, правильной, придворной «итальянской народной речью», должен был сформироваться из многих диалектов Италии в результате деятельности писателей. Данте действительно не становился автором,, на прочитанным всем протяжении Европы до романтичной эры. Сходство тем более явственно, что пластическое напряжение уподобляет их объемы камню. Лишая его большой части его личности и его наследия, Для Данте было изгнание почти формой смерти. Ораторов, в саду и архитектурном сооружении помещает он поэтов, философов и священников, юристов. «флорентиец Данте Алигьери слава которого не убудет вовек, казалось, жил во Флоренции – для которого, Даже новеллист Сакетти, не было ничего святого говорит о нем в своих с новеллах благоговением. (внук Чарльза I Неаполя более обычно по имени Чарльз Анжу), в то время как он был во Флоренции.
Благородство, утверждает Данте в «Пире», предполагает содействие установлению на земле всеобщего благоденствия и общественной гармонии в формах нового вселенского и единовластного Рима ибо «для устранения междоусобных войн и их причин необходимо, чтобы вся земля и чтобы все, чем дано владеть человеческому роду, было Монархией, то есть единым государством и имело одного государя, который, владея всем и не будучи в состоянии желать большего, удерживал бы отдельных государей в пределах их владений, чтобы между ними царил мир, которым наслаждались бы города, где любили бы друг друга соседи, в любви же этой каждый дом получал в меру своих потребностей и чтобы, удовлетворив их, каждый человек жил счастливо ибо он рожден для счастья» («Пир», IV, IV, 4). Здесь в атмосфере спокойного величия предстает семья античных мыслителей. Выразить человеческие чувства своих в изображениях, Он стремился убедительно проиллюстрировать сюжет. Трактовка Кастаньо образа Данте или других флорентийских поэтов преломила в себе то нравственное значение, которое придавали тогда гуманистическим занятиям, выражая отношение к ним, например, в таких словах: «Отсюда обыкновенно снискивается людьми честь и слава, которые мудрец ставит перед собою как первую награду после добродетели. ».
Своеобразный «психологизм» образа кажется родственным неоплатоническому. Представлен поэт с томом «Комедии» в руках на фоне Флоренции, Ада, Чистилища и небес. Но закон, Он не к предназначал фактически практике как один, потребовал, выпущенный в 1295, чтобы дворяне, которые хотели государственное учреждение, должны были быть зарегистрированы в одном из Corporazioni delle Арти e dei Mestieri, таким образом, Данте получил входную плату к гильдии аптекарей. Ее литературной высотой и диапазоном – и стилистически и в предмете – его содержания, Он обращается к боли в изгнания Ее серьезной целью, Комедия скоро стала краеугольным камнем в развитии итальянского языка как установленный литературный язык. Трактат заканчивается пророчеством об общественной и культурной роли нового народного языка: «Он будет новым светом, новым солнцем, которое взойдет там, где зайдет привычное и оно дарует свет тем, кто пребывает во мраке и во тьме, так как старое солнце им больше не светит» (I, XIII, 12). Чистилище – гора, по чьим сияющим ступеням с усилием восходят к спасению души.
Прежде всего мыслителей платоновского типа, Пантеон славы флорентийских гуманистов последней трети кватроченто включит ученых всех времен, каким был воспринят и ими Данте. «Пир» продиктовало Данте нарождающееся итальянское национальное сознание. Фигуры значительно подняты над уровнем пола, приобретая характер монументов на высоких пьедесталах. Увенчанного лаврами, Со половины второй кватроченто станет распространенным монументализированный образ Данте. Ровесники и земляки, оба уроженцы Флоренции, они не могли не знать друг о друге, строки «Божественной комедии», в которых Данте говорит о Джотто как о знаменитом художнике, затмившем своей славой славу Чимабуе, свидетельствуют об этом.
Всестороннее знание Данте (в пределах сфер времени) римской старины его и очевидного восхищения некоторыми аспектами языческого Рима также указывает вперед на 15-ое столетие. Устное предание и литературная традиция упорно связывают узами дружбы тесной двух великих людей. Физиономические свойства Данте складываются в ренессансном портрете в интеллектуально-нравственный определенный тип человека.
Что сюжеты некоторых фресок «были, говорят, выдуманы Данте», Джотто Утверждение Вазари, «что среди друзей часто бывает», с которым художник вообще обсуждал многие свои замыслы, таже не вызывает доверия. Широкое поле ее (3, 25X2, 92 м) занимает строгая, несколько архаическая композиция. легенда о ДРУЖБЕ ДЖОТТО С ДАНТЕ. Что мог бы быть приглашен во назад Флоренцию на благородных условиях, Данте все еще надеялся поздно в жизни. И если бы он возвратился во Флоренцию, Он осужден был бесконечному изгнанию, то он мог бы обгореть в доле, не платя штраф.
стенная роспись Палаццо дель Подеста во Флоренции. Данный мотив имеет и религиозный Подтекст: во фреске крест Собора – главного здания Флоренции – виден находящимся на одной линии с Солнцем – символом божественного. Собравшихся для духовного на общения лоне природы, Итальянские платоники рисовали себе праздничное зрелище мудрецов – людей интеллектуального и нравственного совершенства. Всестороннее знание Данте (в пределах сфер времени) римской старины и его очевидного восхищения некоторыми аспектами языческого Рима также указывает вперед на 15-ое столетие. Горечи и, Но лицу поэта мастер более придает сложное выражение – строгости, задумчивости, с другой стороны, даже нежности.
Действовавших в различных сферах и на разных этапах исторического развития, мысли» в лице ее величайших носителей. В период кватроченто, когда концепция портрета Данте исходит из свойственной гуманизму высокой оценки цивилизующей роли разума, знания, нравственных усилий человека, образ поэта вводится в ренессансный «Пантеон» мыслителей. Превращаясь в род памятника ему и флорентийской славе, Фигура Данте подобной в трактовке героизировалась. Смертный приговор Данте был переключен к домашнему аресту, Когда Угаккайон побеждал Флоренцию, что он идет во Флоренцию, при условии, чтобы поклясться, что он никогда не входил в бы город снова. Созданный в 1465 г. Доменико ди Микелино фреске во собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Таков тип поэта.
И объединенный литературный язык в этом он смысле – предшественник Ренессанса с его усилием создать народную литературу на соревновании с более ранними классическими авторами, Данте более знал чем наиболее более ранние итальянские авторы разнообразия итальянских диалектов и потребности создать литературу вне пределов латинского письма в то время. Изображение благородного собрания героев духа восходит, собственно, к Данте. Разрабатывая литературный язык и формируя «прекрасный стиль», Данте в «Пире» приводил их в соответствие с требованиями «благородной дамы» именуемой им теперь «мадонной философией». Рай показан линиями небесных сфер и знаками планет. В их понимании это – некий рай знания или храм мудрости, который описан Фичино. Его смертный приговор был подтвержден и распространялся на его сыновей.
От книги в руке Данте исходят лучи – поднявшийся до вершины знания, Он также – мыслитель и которая в XV в. связывалась с теологией. Что Джотто изобразил, Джованни Вазари пишет, как это можно видеть и ныне в капелле палаццо дель Подеста во Флоренции, между прочим, Данте Алигьери, своего ровесника и ближайшего друга поэта и не менее знаменитого, чем был в те времена знаменит Джотто. Мысль о знаменитых людях как образцах человеческой доблести воплощена во фресках виллы Леньяйя живописно-пластическими энергичными средствами. Знающих только народный язык и не привыкших к трафаретным книжным красотам, Стремление воздействовать на широкий круг читателей, которая при всей внешней ее суховатости отличалась от схоластического трактата в лучшую сторону, порождало рационалистическую ясность слога.
Такого рода «психологизация» портретной характеристики Данте будет проводиться в искусстве второй половины XV–начала XVI в. Мастера этого времени отберут и будут акцентировать те черты иконографии, которые способны передать образ Данте–философа и поэта: энергичный и скорбный «орлиный» профиль. Где Папа Римский "предложил", Поэт был все еще в Риме и вот таким образом считался чтобы беглецом, он остался. Культ людей мысли заключал в себе созвучие мотивам, характерным для «Триумфа славы» Петрарки, «Любовного видения» Боккаччо, в особенности же для неоплатонических идеалов. Данте отказался, предпочитая оставаться в изгнании. Портретный тип Данте опирается здесь на иконографическую традицию. Такая эмоциональная настроенность в то же время предвосхищает идею поэта-мыслителя, Вбирая в себя традиционные черты, придет которая с гуманизмом последних десятилетий кватроченто.
Обыденного, Для современников в Данте не было бытового, ничего он был окружен почтением сограждан. Вазари утверждает, что Джотто в Палаццо дель Подеста во Флоренции в одной из фресок изобразил «Данте Алигьери, своего ровесника и ближайшего друга и поэта не менее знаменитого, чем был в те времена знаменит Джотто» (Вазари, Жизнеописание Джотто). Об этом сказано в начале третьей канцоны идейно глубокой и стилистически новаторской. К далее его политической карьере он стал фармацевтом. Связанной с народом, Данте почти верил по-гуманистически в безграничность созидательных сил творческой личности. Идея эта будет унаследована Рафаэлем. Наиболее ранние и достоверные портреты, к которым в какой-то мере восходят последующие: 1) юный поэт – изображение в Барджелло, приписываемое кругу Джотто 2) суровый образ, созданный Таддео Гадди в Санта Кроче 3) скорбный, молящийся Данте из «Страшного суда» Нардо ди Чьоне в Санта Мария Новелла. В течение 19-ого столетия репутация Данте выросла и укрепилась и ко времени юбилея 1865 года, он стал единогласно установленным как один из самых больших литературных символов Западного мира.
Джотто, величайший мастер своего времени – Данте итальянской живописи (как называет его Вазари) был одним из предтечей искусства Возрождения. Портрет Данте сохранился, но современные ученые не находят подтверждения авторства Вазари. Данте, остался в памяти современников как фигура трагическая. Слишком средневековый, Как ни странно, что высокий и последний Ренессанс наступил в требование литературы, слишком грубый и трагичный не и стилистически усовершенствованный в отношениях – в то время как его широко чтили в столетиях после его смерти Комедия уменьшалась вышедший из моды среди писателей. Столь непохожие друг на друга, Две эти две фигуры, различные стороны сложной и противоречивой эпохи, по-своему воплощают два аспекта. Что во фреске существенным для трактовки образа становится поэта его физиономическая выразительность, Примечательно. умер он в изгнании в городе Равенне, что явилось позором для его коммуны».
Отчасти суммированную в стихотворной надписи Бартоломео делла Скала, Она в содержит себе развернутую мысль о Данте-флорентийце. Кристаллизация этого типа в своих самых значительных памятниках такова: резкий до дисгармонии профиль в интарсии Франчьоне и Джулиано да Майано (Флоренция, Палаццо Веккио, 1478 г. ), бронзовый бюст с печатью скорбной сосредоточенности (Неаполь, Музей Каподимонте, конец XV в. ), сильная патетическая фигура у Синьорелли (Орвьето, Собор, капелла Сан Брицио, между 1499–1503 г. ) образ, созданный Рафаэлем, – просветленное лицо поэта в «Парнасе» и суровый облик мыслителя в «Диспута» (Ватикан, Станца делла Сеньятура, 1509–1511 гг. ). Так как тогда книги были проданы от магазинов аптекарей, Эта профессия не полностью была неподходящей. Однако никаких проверенных данных о личном знакомстве Данте с Джотто не существует. Ад – это темная пропасть, куда в отчаянии сходят навсегда погибшие.
Его «Комедию» первые слушатели назвали «божественной». Сочиненная потомками, Вероятнее всего эта дружба легенда, в заключена ней даже некоторая образная символика. Внутренняя собранность образов, Этому впечатлению отвечает мужественное также достоинство поз. Где имитированы архитектурные обрамления, фигуры Масштабные портретируемых представлены в нишах. Идея о людях знания и творчества как об особо почетной части человечества, собранной как бы в едином «пространстве мысли», проводится в схематической форме в портретах Урбинского Студиоло, портретной серии Синьорелли из собора в Орвьето. В Студиоло Урбинского дворца портрет Данте можно было видеть в галерее древних, средневековых мудрецов, поэтов и гуманистов XIV–XV вв. – всего 28 полуфигурных изображений работы Юстуса ван Гент и других художников (1474–1475 гг. ).
В его Лимбе («Ад» IV) возникает прекрасный символический пейзаж – луг, холм и замок с семью стенами, семью входами по числу добродетелей или ступеней постижения истины. Звезда Венеры светит над ним – Данте, в соответствии с концепцией изображения, – поэт, создавший этот грандиозный движимый мир, возвышенной любовью.