В Третьяковской галерее есть портрет К. Сомова Дама в голубом. В знаменитом портрете-картине "Дама в голубом" (1900, ГТГ), где изображена рано умершая художница Е. М. Мартынова, Сомов поднялся до глубокого психологизма.
Искусственно красные губы и ни капли естественного румянца на щеках. В которой у нее нет возможности выразить свою иначе печаль как в условных, Художник укладывает свою героиню в схему изысканных жестах. Я не хочу этого. Которой в XVIII веке добивались лишь искусственными снадобьями8230 На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е. М, та и естественная бледность. Как истинный мирискусник, Сомов и, любил прошлое, как у многих его из друзей, любовь эта возникла еще в детстве.
Но занимает в нем особое место, – Сомов крупнейший представитель объединения "Мир искусства". В 1923 году Сомов уезжает в Нью-Йорк с выставкой русского искусства. Среди них портрет отца – А. И. Сомова (1897), Сомовым, А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901), Е. М. Мартыновой (1900), поэта Александра Блока (1907), Лансере Евгения (1907), А. Кузмина (1909, ГТГ), Иванова (1909), Добужинского (1910), В. Нувеля (1914) и многие другие. Он родился в семье А. И. Сомова, крупного историка искусства, хранителя Эрмитажа, обладателя большой коллекции старой живописи и особенно графики. Написана для его подруги Мартыновой, писательницы Картина «Дама в голубом» Константина Сомова. А между тем в жизни Е. М.
В котором можно подобрать довольно хорошую работу почти любого мэтра мирового уровня, в пересчете доллары в на тот момент это было 6, 5 миллиона бюджет, включая Пикассо. Танцевальная пластика которых сродни тем ужимкам и кривлянью, Такой же автоматизм отличает персонажей и жанров Сомова, что помогает вытеснить из сознания неприятные мысли. И, Она сидит в темной, сырой комнате, кажется, в которую почти не попадает яркий солнечный свет занавесок из-за на окне, всей свой фигурой изображая горечь и пустоту прошедших лет. Радуга") все они лирически-проникновенны, романтичны. От узкого мирка прогулок и фейерверков до – в последние годы - уголка комнаты, до зеркала края с отражением собственного лица – поле зрения могли сужаться, а диапазон, фрагмента стола и сужались до предела. Он лить изредка прямо указывает на неизбежность ("Арлекин и смерть", 1907). В двадцатые годы жизнь его становится трудной.
Среди наиболее значительных работ Сомова - серия графических портретов, в числе которых портреты А. А. Блока (1907), Е. Е. Лансере (1907), М. А. Кузмина (1909), М. В. Добужинского (1910). Источником вдохновения стала для него музыка Глюка, Моцарта и других композиторов. за 2, 6 миллиона фунтов, с 13-кратным превышением эстимейта. Е. М. Круг их сюжетов крайне ограничен, содержание подчеркнуто незначительно.
Захлопывается и выбрасывает отражение пейзажа в сам пейзаж, Створка окна как будто поворачивается на петлях, что стекла в раме действительно суть зеркала и этот в момент оказывается, замыкающие темную тишину комнаты саму на себя. Что в детстве Сомов Костя держал в руках рисунки Федотова или старинные гравюры и то, не прошло для него даром. И болезненная хрупкость, печаль в больших ее глазах и плотной линии скорбно сжатых губ – и чувство щемящей тоски, Все в ней характерно. Драматический, Но у Сомова такое бессилие искусства предстает как глубоко осознанный, которому он бесстрашно следует, но неизбежный факт, все больше подчеркивая своих кукольность персонажей. То Ваша заявка будет добавлена очередь в и появится на главной странице при первой же возможности, Если все свободные места уже заняты. Это качество, однако, не было свойственно Сомову.
Фейерверк, Арлекин и дама – Пьеро и Коломбина, Похожие ощущения усталости и вызывают печали и другие его полотна того времени. К. сомова подчас пугала и отталкивала действительность, Как и многих художников его от времени, этого появлялось «недоверие к жизни. Которой в XVIII веке добивались лишь искусственными и снадобьями, та естественная бледность. Для чистого искусства, я позировала Вам для Вас, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, а для не того, за мою душу и страдания деньги. Глядя на эту одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает ее как человека из иного мира, прошлого и далекого. А в 2007 году значительно более убедительная «Радуга» (1927) перешла к новому владельцу уже за 3, 3 миллиона фунтов с более скромным, всего лишь 5, 5-кратным превышением верхнего эстимейта. Высоко подняли культуру книжного оформления, Они открыли зрителю многое забытое в русском искусстве, сделали художника работу в театре настоящим искусством.
Персонажам неведом близкий конец – о нем догадывается зритель. По своей сути художник Константин Сомов не революционер, Однако, него для естественнее погрузиться в свой искусственный изящный мир, склонный менять мир, который так легко ему было создать имея тонкий вкус и понимание старины. Парижский период творчества художника все еще недостаточно известен. Это стройный вымышленный мир природы (созданной человеком), мир музыки (музицирующие фигурки на скамье), мир вечернего покоя. Сомов никогда не стремился стать культурным деятелем, подобно его другу Александру Бенуа: он всегда был прежде всего художником. Есть еще слухи о чувствах Сомова к Мартыновой, но это по моему не так уж важно.
Кто превращает человека в марионетку, Сомов – далеко не единственный среди художников рубежа веков, отказываясь изображать его всей во полноте жизни и души. Взгляд ее воспален, губы запеклись, на щеках горит лихорадочный румянец. Сомовым, среди них портрет отца – А. И. Сомова (1897), Е. М. Мартыновой (1900), А. П. Остроумовой-Лебедевой (1901), поэта Александра Блока (1907), Евгения Лансере (1907), А. Кузмина (1909, ГТГ), Иванова (1909), Добужинского (1910), В. Нувеля (1914) и многие другие. Его искусство отличается строгой дисциплиной и последовательностью. На мгновение всплывающий в зеркале дома, Реальную сцену Сомов увидел призрак как ушедшего детства, где остановилось время. К. сомов погружается в изучение и собирание разного рода источников, Чтобы по-настоящему проникнуть мир в прошлого, в которых видит живые свидетельства очевидцев.
В эти годы натюрморт для него – жанр почти центральный. И болезненная хрупкость, печаль в ее больших глазах и плотной линии скорбно сжатых губ – и щемящей чувство тоски, Все в ней характерно. Здесь царит подчеркнутая «красивость», но не красота. Искусство рубежа веков, по выражению Т. Манна, видит в болезни «небуржуазную форму здоровья». Сомов отличается глубоким психологизмом, он прекрасно передает на холст не только образ, но и характер, внутреннее состояние человека.
Порадуйте себя, Сделайте подарок друзьям и близким, представьте интересные плэйкасты всеобщее на обозрение. Quotскорлупке" лиц, Но чем больше внимания уделяет он самой оболочке, лишенными выражения, тем они больше выглядят пустыми. А портрет продан Сомовым Третьяковой Галерее, Сама героиня портрета умерла 37 в лет от чахотки. Картина вызывает чувство тревоги и щемящей тоски. » оказывает огромное влияние на становление русского художника Константина Сомова, которое было создано отчасти в противовес существующему тогда «Товариществу передвижных выставок».
Вечернее небо с легкими розовыми облаками, деревья старинного парка, темная гладь водоема все это изысканно по цвету, но, как истинный «мирискусник», К. Сомов стилизует пейзаж. Художник искал совершенства до самой смерти. Сожгите его, Оставьте у портрет себя, подарите его даром в галерею, если Вам так жаль отдать его мне. Таковы незабываемые красные каблучки миниатюрных туфелек его кавалеров и дам. Еще в академические годы появляются у Сомова первые "галантные жанры" ("Отдых на прогулке", "Дама у пруда", 1896).
Портреты Сомова – яркая страница в развитии реалистического искусства XX века. И болезненная хрупкость, печаль в больших ее глазах и плотной линии скорбно сжатых губ – и чувство щемящей тоски, Все в ней характерно. Облекает ее в старинное платье, Мартынову художник переносит в мир прошлого, модель помещает на фоне условного декоративного парка. Сам Константин Сомов жил и творил в сложную эпоху, полную острых противоречий, когда старые общественные идеалы изживали себя, а новые еще не получили достаточного развития. Чернышевского.
Холодна и неуютна окружающая природа. Это женщина конца XIX века. Как бы показывает зрителю, Мужская фигура на заднем плане, он но не с ней, что мужчина у нее есть. Для своих картин К. Сомов избрал «старинный язык», так как он был ему приятнее языка современности, но художник ни в коем случае не хотел быть «бытописателем старины» и при всем старинном убранстве своих полотен он оставался самым показательным художником своего времени. В самые натурные его работы бывают неожиданно вкраплены воспоминания. Вы будете удивлены, Может быть, получив это письмо, Константин Андреевич, тотчас и приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно.
Действительно, в эти годы он уже вполне самостоятельный художник. Он чувствовал себя словно их прямым последователем. Девушка была больна – туберкулез. Сомова отличает вкус к детали, к отдельным штрихам целого. В ранней работе "В августе" (1898, местонахождение неизвестно) изображены влюбленные, сидящие у пруда. Утонченная бледность, которую художники того времени пытались придать всем портретам уязвимость подчеркивает и нежность дамы. Акварель "В детской" (1898) с раскрытым окном в сад, детскими игрушками на сундуке выполнена с натуры и, казалось бы, так ясна и проста.
Поэзия и проза XVIII века, Такими источниками были для него мемуары, романсы и, музыка изобразительное конечно искусство рисунки, гравюры, картины. А его работы в книге нельзя отнести к лучшему, Он почти ничего не создал для театра им что сделано. У Сомова кстати есть небольшой этюдик – уже сильно больной Мартыновой в постели. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину. Может быть, даже более близким нам, чем многие его современники певцы серых улиц, бульваров и небоскребов, так как все эти, как будто бы «совсем новые вещи» вовсе не раскрывали душу современного К. Сомову человека. Мир, который воспринимался К. Сомовым через искусство рококо и музыку, недаром он изобразил сценку с музицирующими, которая напоминает «галантные празднества». Которой в XVIII веке добивались искусственными лишь снадобьями и та естественная бледность.
Таков один из глубоких парадоксов сомовского творчества. Названного серебряным веком», Эта женщина конца 19 болезненная века, хрупкость, в ней все говорит об этом, тоска в глазах. Трудно поверить, что несколькими годами раньше у Серова та же женщина действительно жила, двигалась. Хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету, Мартынова о мечтала большом будущем. Это женщина конца XIX века.
Картина «Дама в голубом» Константина Сомова, написана для его подруги писательницы Мартыновой. Забавных, а между тем этот художник вошел в русское искусство как мастер очаровательных, но легковесных "пустячков" галантного жанра из жизни и дам кавалеров XVIII века. Здесь проявляется близость Сомова к поэзии символистов.
Среди его ранних работ – свежий, пленэрный "Портрет Н. Ф. Обер" (1896) и уже в чем-то только "сомовский" "Портрет отца" (1897), где модель странно застыла, а зеркало, в котором отражение смещено, вносит неожиданный, почти беспокоящий акцент: за спиной человека словно открывается какая-то завеса, о которой он не знает. Здесь иные краски – иной стиль и все работы же Сомова все же ближе по исполнению к картинам реалистов. Бытовому жанру эпигонов передвижничества К. Сомов противопоставил жанр ретроспективы, уводящий в мир прошлого в эпохи рококо и ампир (любимые эпохи «Мира искусства»). Она больна и художник поэтизирует ее болезнь и одиночество. Отмеченное – почти пораженное – глубокой с серьезностью, многочисленных автопортретов Константина Андреевича Сомова пристально смотрит лицо. В автопортрете 1898 года Сомов изображает себя полулежащим на старинном диване. Одно из проявлений этого – отточенность мастерства.
Конечно же, в сомовском мире живут уставшие от светских празднеств и маскарадов дамы в пышных розово-серебристых кринолинах взбитыми со париками и, яркие арлекины. Но скорее в том, Ретроспективизм художника заключался не в бегстве в прекрасное "вчера", внимательно вглядываясь в реальный мир, чтобы, найти в нем глубоко незримые интимные связи с прошлым, основанные на "внутренней памяти". За спиной человека словно открывается какая-то завеса, о которой он не знает – пленэрный "Портрет Н. Ф. Обер" (1896) и уже в чем-то только "сомовский" "Портрет отца" (1897), Среди его ранних работ – свежий, зеркало, а где модель странно застыла, в котором отражение смещено, вносит неожиданный, почти беспокоящий акцент. Контраст горестно сжатых губ дамы в голубом и бессловесной красноречивости взгляда ее и жеста создают здесь образ трагической немоты. На котором сверкают стеклянные флаконы, Стол, загораживает дверь-окно, часы и даже переплеты книг, верхняя застекленная которого створка распахнута в солнечный свет и зелень листвы.
Мирискусники имеют множество заслуг перед русской художественной культурой. Очаровательного именно в своей мимолетности, Такая иллюзорность есть и вообще качество мира, сомовского подобной фейерверку. Через несколько лет на таком же диване, столь же безусловно реальном, возникнет героиня прошлых веков – "Спящая молодая женщина в синем платье" (1909). «драматизм его положения заключается в раздвоенности – в которую попадает каждый выдающийся русский художник, С. Яремич как-то сказал о Сомове. Что возникает ощущение призрачного сна, Пейзаж и фигуры поданы в таком необычном аспекте, происходящего ирреальности причудливой фантазии.
Мартыновой привлекает необычное сопоставление старинного стилизованного парка, старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром. На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е. М. Что в 30 с небольшим лет она умерла от туберкулеза легких, случилось а так, не успев ничего исполнить из задуманного. Написанных Сомовым, Что касается портретов, великолепных в них четко просматривается кисть ученика реалиста И. Е. Репина. Сильно декольтированном платье, Молодая в женщина пышном, с томиком стихов в опущенной руке изображена стоящей у зеленой стены разросшегося кустарника.
В Россию он уже не вернулся, остался в Париже. Однокурсница Сомова. Что касается твердости рисунка, в том изысканности красок - вообще "отделки формы" тщательной, безупречности контура, но не засушенной – он на высоте и его мастерство растет с годами, в поздних работах даже переходя некую границу обычного. Впрочем, «Радуга» 1927 года написана в том же советско-пасторальном модернистском стиле, который Сомов развивал в 1920-е годы в России. В театре он не Возможности работает, частных заказов резко уменьшаются, на какую-либо службу не способен.
Но скорее качество самого изображения, Но неверно было бы видеть в этом отрицательную характеристику – не это качество изображенных людей. Это Елизавете Михайловна Мартынова. «Радуга» была написана Сомовым уже в эмиграции. Выполненных К. А, в Государственной Третьяковской Галерее целый хранится ряд известных портретов. Блики на их лощеной поверхности не дают никакой проникнуть возможности в душу – лица буквально становятся отталкивающими. Старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром, привлекает Мартыновой необычное сопоставление старинного стилизованного парка. Присущей многим думающим людям конца XIX века, Его грустный постоянно взгляд говорит о неудовлетворенности реальным миром. Смертельно больная Мартынова одной ногой уже была в другой реальности, Сомов мечтал создать ирреальный в мир своих картинах.
Глаза закрыты, Только голова ее безвольно склонена к плечу, вслушивается в "голоса а минувшего", художник бодрствует. Кажется, Сильный ветер смешивает ветви и листья в деревьев единую массу и, что со следующим порывом все улетит в неведомую даль. Который никак не мог понять, Все это вызывало известное раздражение у Репина, зачем его талантливый ученик напускает на "детскую себя глупость зеленой травки". Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности.
И он, как и художники «Мира искусства» (куда он входил), не видел выхода из противоречий жизни и стремился уйти от них в мир прошлого, мир искусств. В картине "Фейерверк" (1922) чувством отстраненности и легкой печали, которое раньше внушал Сомов зрителю, наделены уже сами персонажи: так смотрят они на огни и вспышки празднества, к которому сами непричастны, смотрят на другой берег реки. Но в 1897 году он бросает Академию.
Пейзаж" (1934) само название перечисляет удаляющиеся вглубь объекты изображения. Что это "воздушный замок", Скорее сама нота безмятежности гармонии и золотой вечерний намекают свет на то. Фигуры их неподвижны. Пожухшая зелень листвы словно взята со старинных гобеленов или с пожелтевших старых картин мастеров, Например. Оно тяготеет к натурализму, но в нем подчеркнута его иллюзорность, фиктивность.
Художник, как и ряд его коллег, не стал возвращаться из зарубежной творческой командировки, куда выехал в 1923 году, в «закручивающие гайки» Советы. Все же личность его и хотя Сомов был также интереснейшим портретистом и автором натурных прекрасных пейзажей, безусловно, которая рисуется нам по его письмам и дневникам, шире и значительнее того жанра, который он столь решительно избрал. Несмотря на тонкую шею, Мартыновой полна особой и грации женственности, затаенную грусть и боль, худые покатые плечи. В картине "Натюрморт.
Прежде всего зрителя в портрете Е. М. Вы не должны и не имеете права продать мой портрет – Сегодня ночью я проснулась и спала не от одной назойливой и мучительной мысли. Порой символическому образу, декоративности Сочетание и филигранной графичности соответствует обобщенному. Тоскующую женщину, Глядя на эту одинокую, прошлого и далекого, зритель не воспринимает ее человека как из иного мира.
Пожелтевшие от времени альбомы, К. Сомов внимательно изучал старинные, пытаясь уловить характерные черты облика людей XVIII их века позы, всевозможные изображения, походку, жесты, ритмы движения, костюмы, прически. Но мир Сомова и действительно все больше погружался в мечту. Здесь «все хорошо» и забавно. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину.
Все больше ограничивая сюжеты своих произведений, Сомов постоянно ставит в себя труднейшие условия. Картина Константина Сомова Эхо прошедшего времени (1903), хранящаяся сегодня в Государственной Третьяковской Галерее, – это изображение еще красивой, но уже начинающей увядать дамы в роскошном светлом платье, лишь подчеркивающем пергаментную желтизну ее кожи. Художник как бы вдыхал аромат эпохи и ее постигал своеобразие, Соприкасаясь со всем этим материалом. Его влечет и манит жизнь, с одной стороны, с другой стороны, как самое ценное и восхитительное, несоответствие общей жизни с жизнью отвлекает художника его от современности в иные области, более далекие, где художник предоставлен самому себе.
Скрытый под тряпками и цветами", Поэт Михаил Кузмин видел в идиллических сценках Сомова "череп, но, пожалуй, это сказано куда более прямолинейно, чем изображено у самого художника. Пишет портреты, Он иллюстрирует книги, любовно тщательно и перебирает предметы в натюрмортах. И не только портреты, но и пейзажи. Возможно именно разница в понимании творчества, разрывающая художника Сомова между его друзьями, ставившими во главу угла «культ красоты» в творчестве, близкий и ему самому и наставлениями И. Е. Репина, художника-реалиста из группы передвижников, заставила Константина Андреевича покинуть стены Академии и пуститься в самостоятельные поиски своего пути в искусстве. Та же идея вызывает к жизни и "ретроспективные портреты", героини которых примеряют на себя платья и позы прошлых веков: "Портрет А. К. Бенуа" (1896), "Дама в голубом (Портрет Е. М. Мартыновой)" (1897-1900), "Портрет А. П. Остроумовой" (1901). Для К. Сомова он явился своеобразной формой отношения его к реальной действительности, Однако уход от современности не был буквальным.
Болезненно был недоволен собой и хотя всю жизнь а остро из-за недостаточного, но не из-за недостатка широты диапазона своего творчества, как ему казалось, совершенства в чем-то единственном, что считал главным. И его волновала мысль о портрете-картине, Перед была художником очень интересная модель, в котором бы он смог запечатлеть глубоко поэтический образ. Словом, были прежде всего универсалами, занимавшимися всем равно усердно. Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности. Здесь мы можем вновь ощутить дух картин Оноре Фрагонара (1732-1806), наполненный игрой и очарованием, когда влюбленные тайком обмениваются записками или уединяются на лоне природы. Так и его фотопортреты позволяют увидеть в нем Как человека, произведения Константина Сомова, немного отрешенного от реальности. В числе которых портреты А. А. Блока (1907), наиболее Среди значительных работ Сомова - серия графических портретов, М. А. Кузмина (1909), Е. Е. Лансере (1907), М. В. Добужинского (1910).
Он, как и другие «мирискусники», решительно отмежевался от искусства второй половины XIX века с его демократизмом и просветительской социальной направленностью, а также и от эстетической теории Н. Г. Окно. В портретных работах русский художник К. А. Глубина проникновения К. Сомовым в образ просто поразительна, Как сумел передать это и нежное вместе с тем болезненное выражение губ и глаз. » Действительно. Прошлое просвечивает сквозь настоящее. Раньше это был приговор, она знала, что умрет.
Несмотря на тонкую шею, Мартыновой полна особой грации и женственности, затаенную и грусть боль, худые покатые плечи. А уходящий от зрителя мужчина (его фигура обрезана краем картины) это сам Сомов. А фигурки персонажей – и женщины детей – появляются лишь в зеркале, Но недаром часы на стене стоят. Ощущается она и в самом образа изображении Е. М, Эта ретроспективная стилизация пронизывает весь портрет. А губы плотно их Взгляды часто направлены на зрителя, в ниточку сжаты – они обречены на молчание. Репин, однако, прекрасно понял намеренность этой ограниченности сомовских жанров.
Что сделал художник этим с лицом – М. Ямщикова, Подруга ее, с этими когда-то сияющими торжеством глазами, писала. Е. М. Вы автоматически соглашаетесь с В XVIII веке, Добавляя анонс, в томных гавотах и менуэтах художник черпал свое вдохновение, в вещицах милых и парковой архитектуре того времени. Тоскующую женщину, Глядя на эту одинокую, прошлого и далекого, зритель не воспринимает ее человека как из иного мира. Что особой изысканностью отличалась ювелирная техника художника, Бенуа и Остроумова-Лебедева вспоминали, орнаментальное и, мастерство, вместе с тем, Сомов восхищал современников декоративным чувством цвета.
Настроения печали и ностальгии все чаще прорываются у него рядом с сугубо эротическими сюжетами, к числу которых относятся знаменитые иллюстрации к "Книге маркизы" (1918). Но это опять же не ощутимо реальный мир, Современный человек с его тоской неудовлетворенностью и противопоставлен на картине К. Сомова гармоничному миру прошлого миру XVIII века, а идеальный. И здесь нет места мещанству, столь презираемому Сомовым. «Дама в голубом» трагически одухотворена, устала, надломлена.
Оба учились в мастерской Репина. «что сделал художник с этим лицом – М. Ямщикова, Подруга ее, с этими сияющими когда-то торжеством глазами, писала. Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз. В портрете Е. П. Олив (1914) модель с пальцами, сплетенными в замок, напоминает рядом стоящую фарфоровую статуэтку. В характере тонкого, прозрачных тенях на шее и груди в фасоне старинного платья и в том, слегка наклоненного лица в холодных, как написан блестящий, ниспадающий тяжелыми складками синий муар и тонкие ажурные кружева мечтательного, – Мартыновой. Прежде всего зрителя в портрете Е. М. С конца 1920-х и до конца жизни художник работал во Франции. Герои сомовских портретов и композиций скованны, замкнуты в оболочке лица или позы.
Но стекло, Свет проникает в темный мир комнаты, что зеркально отражает пейзаж за окном, повернутое под таким углом, отталкивает его исторгает всю "заоконную" вне действительность пространства интерьера. Пламенеющий ли "Костер", сюита ли времен года ("Осень", "Весна", "Лето", "Лето. В них художник достигает вершины своего мастерства. Особенно драматична "Дама в голубом".