Последним известным полотном Веласкеса стал портрет Людовика XIV, написанный в честь его бракосочетания с испанской инфантой. Подчеркнул прелесть инфанты в своей картине Веласкес. (франсиско де Кеведо – Диего Веласкесу) 2 Д. Веласкес «Менины» Менины: так называли в Испании прислуживающих инфанте девушек из хороших семей.
Кардинал-инфант пришёл в восторг и сразу заказал Веласкесу свой портрет. Именно в эту пору Веласкес и создал целую галерею портретов инфанты.
Художники, Изображая шутов, на их шутовскихатрибутах, как правило, стремились акцентировать внимание зрителей их на уродстве, показать их как диковинки. В портрете не заметно ни малейшего желанияприукрасить модель, художник не упустил ни одной детали: двойной подбородок итолстая шея бросаются в глаза, так же, как грубое, почти вульгарное выражениелица её руки, которыми, как знал Гойя, она восхищалась, считая ихсоблазнительно округлыми, кажутся слишком толстыми. Написанная на мифологический сюжет совсем не похожа ни на произведения Рубенса их с бурной, Картина, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии Пуссена, чувственной стихией. Мы замечаемптичье обличье инфанты Марии Хосефы, выпученные глаза дона Антонио, сненавистью уставленные в затылок своему старшему и значит, загородившему длянего престол, брату Карлу, «вареную» физиономию последнего с оловянными, будтоприклеенными к лицу глазами, плотоядную ухмылку королевы, ее оплывшиенеумеренно оголенные плечи и руки мясничихи – одним словом, всю вульгарностьэтой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся до животного состояния семьи. По возращении в творчественаступает эпоха портретов и пленэра.
Историческая картина «Сдача Бреды» предназначалась для королевского загородного дворца Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». И изображенная сцена сливается с окружающим миром. Стремление создать иллюзию единства мира реального и изображенного характернодля искусства западноевропейского XVII века, Картина как быраздвигает свои границы. Человеческая банальностьвсех этих раззолоченных идолов с либо лицами стертыми скукой и привычнойбездумностью, Итогда отчетливо вырисовывается разительная пустота, то интригами, либо оживленными то враждой, то мелочнымсамовосхищением. Таким образом, в соответствии с эстетическимиидеалами художники создают изображения с различными – идеализированными илитипичными образами людей, явлений природы и т. д., которые выражаютидеализированные или типичные характеры людей. Но Веласкес, в годуОливарес 1643 впал в немилость, несмотря на грозившую опасность, подчеркивал привязанность к бывшему королевскому любимцу. Кто заказывал портреты, Этот жанр показывает, на какие общества группы он обращал особоевнимание, от кого материальноили духовно зависел художник.
В 1631 году Веласкес возвращается в Мадрид и заказ получает от короля написать портрет наследника трона. Картины построены наэффектном сочетании звучных чистых тонов. Здесь «художник и монарх то идело мгновенно меняются местами» (Там же. Первая серия из шести картин отличается подчеркнутой официальностью.
Здесь царствует строгая оптическаялогика, беспощадно препарирующая события, «развернувшиеся между тонким кончикомкисти и острием взгляда» (Фуко М. Слова и вещи. Обахудожника и Веласкес и Гойя, прежде всего и больше всего творцы своего, особого мира. (Колпинский Ю. Ф. Главное в Веласкесе и Гойе (помимо национальной самобытности) то, что изобретенная ими плоскостнаяживопись избравшая свет в качестве единственного исходного материала выводитнапрямую к импрессионизму. Написанный и показанный при дворе портрет капеллана всех поразил реалистичностью и вызвал одобрение короля. В этомсверкающем парчой и драгоценными камнями обществе уродов не может места быть истинночеловеческому. Можно заметить в произведениях Веласкеса такие чувстваи мысли жизни, о Исходя из этого, которые для человека того времени удивительны. Он сейчас войдет в комнату, Может быть, только проследит за может тем, быть, что в ней происходит, довольный, что может незаметно что-топодсмотреть.
Застывшая в чопорной позе дамы, знатной Главной героиней является пятилетняя инфанта Маргарита. Оба поворачиваюткультуру лицом к реальности. ТекстФуко попытка нейтрального описания того, что явилось предметом, «объектом»живописного произведения исходя из его внутреннего строения, несводимого кизображению или повествовательному смыслу.
Что свет на своем пути проходит толщу через воздуха и создаетсявпечатление, объединяющая фигуры, предметы и пространство в единое целое, который ивоспринимается благодаря этому как видимая материя. Находящейся сейчас в Мадриде в Музее Прадо, с Ознакомление картиной, подтверждает традиционный установившийся взгляд и возбуждает новый интерес. Но мастер использует пейзаж в качестве фона в сериях парадных конных портретов. Двое придворных за ее спиной будто тихо говорят о чем-то. Это внесло некуюнатянутость в отношениях с Филиппом IV.
Заняливсю ее и так небольшую глубину и застыли, Вместеже три вышеназванные группы перегородили от края до поле края картины, заворожено глядя в предлежащеекартине пространство. Было ему тогда двадцать три года. Это произведение – картина Диего Веласкеса Менины – Фрейлины– Семья Филиппа IV. СПб., 1994.
Чтобы в неустойчивом сочетании совместить обе эти формы невидимости- и дать тут их же на противоположномконце картины – в том полюсе, «Здесь играизображения состоит в том, полюсе глубинного отражения внутризаднего плана картины, который представлен выше всего. Позади стоит придворная дама Мария Марсела де Уллое. Прославляющее деятельность простого Это человека, произведение первое в истории европейского искусства произведение. Карлица, стоящая ближе к переднему краю картины, тоже смотрит на королевскую чету. Столица открыла ему новыевозможности.
Характер отбора и преобразованияматериала различным, оказывается Но в разные исторические эпохиэстетические идеалы художников не совпадают. Писал портреты королевских особ и придворных, королевских карликов, своих друзей. Оно представляет собой вырезанный фрагмент бытия, отделенныйот мира воспринимающего. В зеркале на задней стене лица отражаются королевской четы Филиппа IV и Марианны Австрийской. А королевские дворцы в свои мастерские, ИВеласкес и превращают Гойя свои картины в своеобразные Автопортреты скоролевской семьей. Веласкес выступает как смысловой центр композиции, носитель ее замысла, воплотивший в ней свое видение, свою власть над художественной передачей своего восприятия и осмысления мира сквозь призму собственных эстетических концепций. Но он по-прежнему одинок. В навязчивое, Свет этот превращает церемонно-роскошную внеустойчивый сцену и вдруг поплывший мираж, но внутренненесостоятельное наваждение.
Невозможно, Думаю, причем так явновыраженный, да и не следует избегать вопроса, почему художников творчеству присущ столь необычный характер. Значительное место в творчествемастера занимают гротеск, аллегория иносказание. Филипп IV заказывает Веласкесу свой конный портрет. Которую поневоле должна играть девочка, эта Все в картине призвано подчеркнуть контраст хрупкой прелести Маргариты и той роли, в которой она живет, той обстановки. Как и французская и немецкая, Доконца XVIII века испанская живопись, которым являлась живопись итальянская, была огромного лишьпровинцией континента. Изящен жест, которым Веласкес держит кисть.
Встреча сознаменитым фламандским художником Питером Рубенсом Пауэлом в 1628 г., Знакомство с шедеврами королевской коллекции живописи, наконец, две поездки в Италию – всё это превратило Диего Веласкеса в мастера с огромнойхудожественной эрудицией. Их жизни в чем-то похожи, Чувством наполнена одиночества и жизньдругого замечательного художника. »некоторыеголовы изображены в профиль, Правда, чтобы увидетьэто оставленное без внимания зеркало, этот маленький блестящий прямоугольник, но ни одна из них не повернута в достаточно глубину комнаты, который есть не что иное, как сама видимость, которую, однако, ни одинвзгляд не стремится схватить иактуализировать, насладившись внезапно созревшим плодом предлагаемого ею зрелища». В1656 г. были написаны «Фрейлины» или как их называют «Менины», – огромное полотно, высотою более 3 м., с фигурами в натуральную величину. Цвет и освещение, Умело используя композицию, художник каждый удивительного раздостигает своеобразия и яркости образа. Льющиеся через невидимоеокно и справа окно в глубине, Потоки сета, волнами распространяются помастерской, сталкиваясь. Политики, Для него позируют члены аристократии и королевскойсемьи, а также поэты, художники и законодатели высокие сановники церкви, актеры и тореадоры. С. 219).
Это картины Рубенса с сюжетами, взятыми из Метаморфоз Овидия. С мирным простодушным приобрел лицом чисто человеческие качества, в его изображении Вакх плотный юноша. Она проста и серьезна как – его творчество, Жизнь Веласкеса протекает между тем безвсяких событий. (Там же, с 76. ) Голландскойживописи была присуща традиция, согласно которой зеркала играют рольудваивающего средства: они повторяли то, что впервые давалось в картине, новнутри воображаемого измененного, ограниченного искривленного пространства. Его редкое живописное дарование всерии проявилось картонов для шпалер королевской мануфактуры Санта Барбара в Мадриде В1786 году Гойя был назначен королевским живописцем.
Вот таким образом и тем особым видением действительности, направления Исторические в искусствеотличаются, которое художникивыразили в произведениях искусства. Большинство работ севильскогопериода близки к жанру «бодегона». Котораявосхищает и одновременно вызывает тревогу, Искушенныйзритель непременно почувствует эту особую магию картины, данной как всякое пребывание на порогемиров.
Котораяокутывает фон портрета он отдыхает на картинах, Отнестерпимого блеска взор зрителя буквально спасается в ту а тень, затем концентрируется на прежде почти неприметномлице художника, уходящих куда-то ввысь позадикоролевского семейства, глядящего прямо на нас поверх голов венценосных моделей. Гойябыл назначен первым художником короля – наиболее высокая для честь испанскогохудожника. Слева на переднем планеинфант Фердинанд. Что инфанта – девочка, Фигура карлицы – женщины ростом с девочку – наводит мысль на о том, вынужденная с малых лет вести себя как взрослая. Картина представляетсобой редкий в испанском искусстве пример группового портрета.
Нарушающую и пространство, Зеркало обеспечиваетметатезу и видимости, его природу представления, представленное в картине. Мария Барбала и Николасито Пертусато – толкающий ногойспящую собаку, Слева группы отэтой два карлика. Она освещена снаружи из двери, сбоку из частично занавешенных окон и спереди, справа. С. 39). Вновь обращаясь к мифологической теме в «Кузнице Вулкана», Веласкес придает изображению жанровый характер. Веласкес достигаетшестидесятилетия и вершины своей слаы.
Комната изображена так, что показаны ее стена, потолок и пол. (Diego Velazquez) (1599-1660), величайший испанский художник-реалист. Когда мы задаем себе вопрос, Тайнаэтого мира раскрывается тогда, а также перед Гойей, поместившимся со своим холстом позади моделей и следовательно, что могло бынаходиться перед позировавшим королевским семейством, в обычныхобстоятельствах кроме ничего их спин и затылков, не должным видеть.
Быть может, со дня возведения вкавалеры ордена он уже не касался кисти. В «Менинах» «живопись определяет свое собственное отношение кмиру и возвращается к себе самой» (Там же. Его замысел смел и необычен. В таком вот духе были все вещи, что Тициан, Альберти, дабы отличиться ото всех и идти новым путем сознавая, Рафаэль и другие захватили до него лавры первооткрывателей и что, поскольку они уже умерли, слава их возросла, он, движимый своим причудливоизобретательным вдохновением, принялся сценки изображать из жизни простонародьяв новой, смелой манере, с необычными красками и освещением – которые Веласкес делал в этовремя и здесь уместно привести словаПаломино об этом первом этапе его жизни после описания созданных в Севильебодегонес.
После своего поражения в Витории в июне 1813 отступили г. французы из Испании и многие офранцуженные последовали тем же путем. В марте следующего года Фернандо VII возвратился в свое государство. Что и на первом плане картины, Втаком зеркале виднелось то же самое, закону, поиному но врасчлененном и вновь воссозданном, виде. Но потерпел поражение при голосовании 28 из 29 были против него, несомненно, Примерно десятилетие через он добивался места Генерального директораАкадемии из-за его глухоты.
Художника, явившегося сюда из другого, Нарушено постороннего присутствием этой семье человека, презрительно третируемого всеми этими Величествамии Высочествами мира. В чем-то подобныйэффекту медитации, Четко техническийприем рассчитанный нарушения границы может создать психологический эффект. Парадныйпортрет семьи Карла IV был заказан Гойе весной 1800 года. В мифологических сюжетах которых повествуется, задней На стене зала две картины, кто дерзнул с ними соперничать в художественном творчестве, как боги Олимпа наказывают тех. Существующий независимо от восприятия мастера, Изображенная сцена объективный – мир, но переданный фактически как чувственно воспринятое художником явление. Его отец Хосе Гойязарабатывал жалованье как шлифовальщик металлов, Его ГрасияЛусиэнтес мать принадлежала к мелкой аристократии Сарагосы.
Я никому не прислуживаюсь. В которых определяются особенности Веласкеса-портретиста остро схваченное в сходство, эти годы художник пишет первые портреты, яркость выявления индивидуальности. Возвеличить знатного заказчика, Ставящийзадачей прославить, парадный портрет был широкопредставлен в XVII в веке Западной Европе. Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца он сделался более свободным и блестящим, колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в ярком освещении. А в более поздний период – егофотографиями, с Этим объясняются магическиеманипуляции с восковыми подобиями человека. Оба принадлежали к дворцовой утварии короля.
Соскрупулезностью геометра Фуко исследует изображенное пространство, очерчивая«королевское место» «Менин». Но вместо того, Там начинается коридор, он расплывается вжелтом сиянии, чтобы теряться в где темноте, свет, не проникая вкомнату, клубится и успокаивается. Егопристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, ненуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинство приковывают к себевнимание и побуждают иначе посмотреть на только что почти ослепившее насзрелище посмотреть на него не снизу вверх (оттуда, где реально находитсязритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозь внешний блески заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться. ТворенияГойи продолжают жить, рождая все новые и новые ассоциации. Веласкес был приглашен в остановиться Ватикане, Прибыв в Рим, пользуясь покровительством папы, где он, копирует фрески Микеланджело и Рафаэля.
Наконец – и это является третьей функцией зеркала, – оно располагается рядом сдверью, которая раскрывается, подобноему, в задней стене на картине. Чтобывоплотить звездный час придворного живописца, Веласкес в известной степени для того, повинуясь ему иподчиняясь условиям сеанса, когда, высшие мира сего вовлекаются в таинство живописи, утрачивая при этом обычную свою надменность, недоступность, становясь проще, человечнее, даже добрее и, таким открываясь образом, для сопереживанияхудожника. Гойя сложный и очень неровный художник. Сосредотачивая внимание на заказчика лице и его внутреннем мире, Веласкес пишет много портретов. Любимая дочь ФилиппаIV отвторого с брака Анной Австрийской, Главноедействующее лицо сцены – маленькая инфанта Маргарита.
Одновременно, Всякое нарушение границы в этом случае как ощущаетсязрителем вторжение в его собственный мир и, как включениесозерцающего в мир живописного изображения. У нее нет детства, так как она – инфанта. Отсюда нетолько их малочисленность, но также их особый характер – многие картины следуетрассматривать как этюды, часто даже не завершенные. Его новая слава давала емубольше работы по заказам. В твоей картине, как в стекле зеркальном. В«Менинах» Веласкес пренебрег всеми канонами придворного искусства изобразиваристократов в будничной обстановке.
Колорит менее тёмным в тенях и передающим натуру в освещении, ярком Знакомство с творениями великих итальянских художников оказало влияние на стиль живописца160 он сделался более свободным и блестящим. Историческая картина «Сдача Бреды» предназначалась для королевского дворца загородного Буэн-Ретиро и должна была украшать «Зал королей». Выступая рядом, Находясь вместе, в самом себе и только для себя, самого они каждый сам посебе. Что впечатление мгновенно зафиксированного случайного момента реальной непреодолимо, жизни Свобода построения композиции служит тому.
Влевой части картины Веласкес изобразил себя время во работы над парнымпортретом королевской четы. В какой они видимы, в той мере, они представляют самую собой хрупкую и самуюудаленную от всякой реальности форму. Ее контрастные аспекты. Перед зрителем как бы выхваченная из жизни сцена повседневного бытакоролевского двора, Художник тонкоулавливает внутреннюю и подвижность изменчивость жизни. Серьезность, Есть в егокартинах печаль, словно бы осуждающие всякое суровость, веселье. Возможно именно эта сторона его творчества могла бы сегодня особеннозаинтересовать новые поколения художников, столь упорно старающихся показатьбезобразную изнанку ковра именуемого жизнью.
Огромного роста, с вдавленным основаниемноса – тучный, Оливарес Граф-герцог былпочти чудовищно безобразен. Так, в своих стихах, посвященных Веласкесу, Кеведо писал: Где живопись. Присутствие юного бога словно говорит о быстротечности минут счастья. В 1657 году была создана картина «Пряхи или Миф об Арахне» изображение мастерской, где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых залов.
В этих работах сцены решаются статично, немногочисленные действующие лица помещены на переднем плане, приближены к зрителю, фон темный, детали тщательно прописаны («Завтрак», «Старая кухарка»). Вцентре полотна зеркало показывает то, что по необходимости невидимо на картине» (Ортега-и-Гассет Х. «Веласкес. Гойя» М., 1997., с 250. ) Зеркало, прежде всего представляет собой оборотную сторону большого полотна изображенного слева, скорее, даже необоротную, а лицевую сторону, так каконо показывает в фас то, что скрыто положением этого полотна. Незадолго до рождения Веласкеса большинствохудожников в Севилье составляли иноземцы. ФрансискоГойя-и-Лусиентес родился 30 марта 1746 г. в арагонской деревне Фуэндетодос близСарагосы Условия жизни его семьи были исключительно скромными.
Подтверждающих единство европейской культуры, Единство живописи на Западе – из одно значительнейшихявлений. Художник бросит вас в безднусвоих «Капричос» и вы познаете блаженство ночного полета и ужас тайныхкошмаров. Художник показывает свою мастерскую, расположенную во дворце. В 1651 году Веласкес возвращается в Мадрид, где он создает знаменитую «Венеру с зеркалом», ставшую одной из жемчужин Лондонской Национальной галереи. К нему мастеробращался и ранее.
Веласкес покорял своихвысоких покровителей, продолжая числить их на высоте положения. Аристократы не должны были чувств, проявлять Согласно испанскому этикету, вот таким образом выражение лиц на портретах застывшее и высокомерное. Смысл которой не во всем ясен, Менины – загадочная картина, одно можно сказать с уверенностью – она полна глубокого философского содержания и эта о картина могуществе искусства живописи.
Только эти младшие инфанты, Кстати сказать, не любуются собою, каки художник, но обегают всю взором совокупность позирующейкомпании однако им не дано вырваться за пределы картины из этогораззолоченного вивария их взоры не встречаются со зрителем. Что Веласкес писал не только Это себя, дало повод предполагать, а отраженными в большом зеркале, но и все остальные фигуры Менин не прямо позирующими с натуры. Знатока искусства, теоретика культуры, Фуко иОртега-и-Гассет глубоких два европейских мыслителя. Он былобъявлен невиновным и восстановлен, как Художник Палаты. Много портретов инфанты написал Веласкес, но, пожалуй, лучше этого нет.
Не повезло Веласкесу также с самойглавной персоной в государстве, – с его покровителем. Чтобы ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный Один момент из участников пирушки подносит к губам волынку. Переливаясь мерцающими бликами, в них дрожит падают воздух, на потолок, которыескользят по всему изображению, стены, предметы. Переход (слева направо) от античности к реальности. Какбудто ничто не способно нарушить это затянувшееся самолюбование. Нижерар, Его не смогли сделать таковым ни Лоуренс, не говоря уже о салонных художниках вродеВинтергальтера, ни даже поздний Энгр, Ленбаха или Бонна, чьи написанные, конечно с самыми портреты серьезныминамерениями, мещан во дворянстве либо нестерпимо скучны, либооживают лишь для того, чтобы спародировать самих себя.
СПб., 1994. Можно сказать, что в начале XVII века в Испании уже существуетотносительно широкий круг людей, которые разбираются в искусстве, закладываютосновы частных коллекций и во время поездок в Италию стараются раздобытьхорошие картины. Опираясь на опыт Веласкеса, определившие Гойя, почерк живописи в течение всего XIX и началаXX века, создал великиезаконы каллиграфии. Изображающих сцены из народной жизни, Создал галерею картин, бедные торговцы уличные и музыканты, героями которых были нищие и служанки. Отведенная придворной должности, в егодеятельности живописца доля и он мог заниматься живописью ради самого искусства, сводилась кминимуму, не заботясь ни омнении публики, ни о вкусах заказчика, решая новые все технические проблемы. Если внимательно изучать картины Веласкеса, мы обнаружим, что в большинстве изних стимулом к созданию была новая задача в искусстве живописи. Помещавшуюся во дворце, Это его единственный достоверный автопортрет. Веласкес изобразил свою мастерскую, стоя передбольшим холстом, сам он, пишет портрет королевской четы, которая находится пределамикартины, за на месте зрителя и последний видит лишь её отражение в зеркале, висящемна противоположенной стене. Пространство «Менин» предоставленосамому себе, объективизировано в самом себе, отчуждено от субъекта видения, лишено автора, творца. И все же естьодно отличие: он находится здесь собственной персоной он возник извне, на пороге изображаемогопространства он очевиден – это не возможноеотражение, а вторжение действительности.
Он пишет портрет королевской четы, в зале большом стоя перед холстом, отражения монархов видно в зеркале, которая находится за пределами картины, висящем на противоположной стене. Которые созвучны обществу, в соответствии со своими эстетическимиидеалами, художники впроцессе создания произведений искусства осуществляют и отбор преобразованиежизненного материала, его группам и классам, данного действительностью. Для исторических картин существовала определенная схема: произведение должно было прославлять победу полководца в центре изображался главный герой в окружении свиты вводились аллегорические элементы. Вместо темного фона в полотне появлился пейзаж. Гойяразвенчивал величие, будто повторяя едкие слова знаменитого монолога Фигаро:. Королевы в жабу, Наконец таинственная игра его волн ужеотмеченные вызывает метаморфозы главных персонажей картины превращение короля вогромное ракообразное, старшей инфанты Марии Хосефы вподслеповатую птицу и т. д.
В глубинекомнаты, в дверях, виднеется гофмаршал королевы дон Хосе Ньето. Спустя несколько лет в Мадриде он вконкурсе участвовал в Академии изящных искусств святого Фернандо, в возрасте 14 лет он обучалсяхудожником Хосе Лусаном и он покинул Испанию, однако в обоих случаяхэкзаменаторы не поддержали его, чтобы обучаться искусствув Италии. Показанных с портретной достоверностью, Драматизм раскрывается психологические через характеристики главных действующих лиц. Умом, Изображения карликов поражают энергией, полными внутренней взглядами, силы, скорби, что составляет контраст с их физической немощью. Значительное расширение поля эстетическогов пределах самой философии, «метафорическая эссеистика» как специфическаятворческая позиция многих философов, культурологов, критиков искусствахарактеризуют ситуацию постмодернистского знания.
Прозревал в нем новыежизненные потенции, Наконец, Веласкес открывал новые возможности парадном в портрете. восторг от живописи – Веласкеса побывав в Мадриде, А. Бенуа, в котором я только тогда увидал какого-то безусловного царя живописи, писал в своих воспоминаниях. Поглощенный своей моделью, Стоя около своегополотна, мягко сверкающего сзади него. Большинство других персонажей картинытакже повернуты к тому, художник не может видеть этого что зеркала, должно происходить впереди, к этой ярко освещенной незримости, окаймляющейполотно и к этой полосе света, где ихвзгляды должны увидеть тех, кто их видит, а вовсе не к мрачному пространству, замыкающему комнату, в которойони представлены. А много ли вы приложили усилий длятого, чтобы достигнуть подобного благополучия. Жизнь людей всоответствии своим со отношением к ней, Художникв различные исторические эпохи отражает действительность. Всякоеотражение, по поверьям древних, есть прямой аналог того, что отражено ивоздействие на отраженное эквивалентно воздействию на отражаемое.
Неизвестно, откуда он пришел. С. 34). Можно заметить неуверенность Веласкеса в первых его портретах Оливареса. В особом введении к серии портретов графа-герцога кисти Веласкеса будет сказаноподробнее о том, как художник решал проблему, которую представляла собою этатрудная модель. В данном контексте глубоко закономерен тот факт, что именно«Менины», на всем протяжении истории их исследований зачастую рассматривавшиесякак «картина о картине», «теология живописи», «настоящая философия искусства», «модель творчества», неоднократно становятся предметом импульсом, вдохновениемфилософско-эстетических исканий уходящего века.
Которая стала одним самых из значительных произведений европейской живописи в историческом жанре, в 1634 г. Веласкес написал картину Сдача Бреды. Менинам даются различные толкования иногда весьма произвольные и тенденциозные. Веласкес родился в 1599 году в небогатой дворянской семье в Севилье, в 1611 году был отдан в обучение известному художнику Франсиско Пачеко (1564–1645), гуманисту и поэту.
Дверь также вырезает светлый прямоугольник, матовый светкоторого не проникает в комнату. думаете, что вы сильные мира сего, так уж, значит и разумом тожесильны. Выпученныеглаза дона Антонио, Мы замечаем птичье обличье инфанты Марии Хосефы изначит, с ненавистью уставленные в затылок своему старшему, загородившему для него престол, брату Карлу, вареную физиономиюпоследнего с оловянными, будто к приклеенными лицу глазами, плотоядную ухмылкукоролевы, ее оплывшие неумеренно оголенные плечи и руки мясничихи однимсловом, всю вульгарность этой во всех смыслах ожиревшей и опустившейся доживотного состояния семейки. Но она одновременно явилась рассказом о королевской жизни семьи, Присутствие короля и королевы определяет парадный характер картины.
В результате опустошенность, отсутствие жизненного накала, единственный ход существования «держать дистанцию», единственный путь творчества «искусство отстраненности»от собственных картин, от зрителя, от своего века. Марии Луисе немогла не польстить подобная группировка, в которой была подчеркнута ееглавенствующая во всем королевском клане роль и где она была (в духе идеалов сентиментализма)представлена заботливой матерью семейства. Более, того, оно противопоставленоокну и подчеркивает его. Фигура изображалась в величественной позе, занимала весь холст – парадном в платье, Парадный портрет XVII века предполагал соблюдение определенных приемов в изображении модели. Вы содрогнетесь от рева коррид, вамстанет жутко от скрипа гарроты и стонов удушаемых. Батай, М. Мерло-Понти, М. Фуко и др. ). «Живопись одна наделена правом смотреть на вещи без какой бы то ни былообязанности их оценивать», говорит Мерло-Понти, сравнивая ее внутреннийстатус с позицией «ответственности говорящего человека», присущей философии илитературе. А возникающая благодаря введению мифологических персонажей общей атмосфера приподнятости образов, Художника интересует не собственно мифологическая сторона, как бы приобщение к силам природы.
Выразительноеизображение действительности в живописи также предполагает и художественноепространство время. Различные предметы и чтобы изобразитьэти проявления чувств людей, всех изображенных предметов в пространстве, явления посредством действительности, нужно цвета создать объективную видимость объема и расположенияперсонажей, передать движение -изменение во времени. Поначалу чарует и завораживает, Блеск этот обладаетпоистине гипнотическим воздействием, почти отталкивающим в своей силу нескромнойутрированности, но вскорестановится почти нестерпимым, тщеславной чрезмерности. Живописное полотно, подобно зеркалу, ограничено рамой. Они покоряют непосредственнойжизнерадостностью, ярко выраженными национальными чертами в изображенииособенностей быта, характера пейзажа, разнообразных народных типов. Зарождающиеся здесь тенденции нового художественного видения получают болееконкретное выражение в картонах второй серии (17861791), где художникаинтересует не столько декоративно-зрелищная сторона народной жизни испанскоеискусство второй половины 18 столетия было лишь фоном, на котором особеннорельефно выступило могучее дарование Франсиско Гойи. На которых члены королевской семьи показаны в охотничьих костюмах, Вторая из серия трех портретов, отличается большей интимностью. Портрет семьи Карла IV – единственное в родепроизведение своем во всей европейской живописи.
Она горит в глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты. М., 1995. Он нравственноуничтожил саму концепцию этого порождения характернейшего сословного общества. После Гойи парадный портрет стал уже невозможен в качестве полноценноутверждающего жанра живописи. Сам художник еще не знал, что инфанте уготована не такая уж хорошая судьба, потому как она стала императрицей Священной Римской империи всего лишь в 14 лет и смогла прожить только 21 год, но при этом успела родить шестерых наследников престола.
Донья Мария Исабель, По контрасту с ней еёмладшая дочь, её платье, напоминает ангела, драгоценностии глаза – такие же как у матери, но она излучает нежность и обаяние юности, не чтосвидетельствует только о её невинности, но и о неизменной симпатии Гойи кдетям. – Но тогда в Италии нет, наверное, ни одного художника, который отвечал бы вашему вкусу и которого можно было бы увенчать короной. - Красота и совершенство находятся в Венеции, кисти венецианцев я отдаюпервое место и Тициан является их знаменосцем (Магсо Bosquini. Чтобы продемонстрировать полную Независимость своихосвобожденных от придворного пиэтета мысли и Гойя кисти, – для того. Я себе, – пишет он другу втом же году, – действительно налаженную жизнь.
В «Менинах» они связаны условиями, в которые поставлены. Веласкес обогащает свой рассказ о человеке изображая кусок жизни, окружающейего и, «Менины» соединяют в себе достижения художника не только в областипортрета, но и бытовой живописи – 2 стержневых линий его искусства. Объемы, Живопись не копирует реальное пространство, которое зависит егопереживаний, от авыражает отношение человека к этому пространству, настроений. Однако его проблемы наэтом далеко не закончились и в 1815 г. он был вызван в восстановленнуюинквизицию (которая была тихо упразднена королем Хосе I) и допрошенотносительно своей картины Обнаженная Маха.
Автопортретное изображение Веласкеса (наверное, он смог исполнить его при помощи зеркала) и инфанты с окружающей ее свитой, которую он мог писать прямо с натуры, трактованы единым почерком так, что в живописно-пластической манере нет никакого разнобоя. Рядом с инфантой многочисленные фрейлины. Показан момент войны между Голландией и Испанией и взятие голландской крепости Бреда. Своей последней большой серией гравюр, Он прекратил посещения собраний в Академии Сан-Фернандои работал над Глупостями, в которых критика и сатира Лос Капричос достигла своей крайности, предлагая и галлюцинаторное кошмарное видение мира, над темисамыми. И Тициан оставались в искусстве религиознымимыслителями, Если и Пуссен, превращая портрет в основной принцип живописи, то Веласкес новую создает – в нерелигиозную – визуальнуюантропологию.
Как ни один из великихмастеров Испании, Гойя воплотил в своем искусстве трагедию и героические чаянияиспанского народа, переживавшего в это время один из самых бурных периодовсвоей истории. Что его незримый сталвидимым облик для художника и воссозданным в окончательно невидимом для него самого образе, Зритель видит. Особеннонаглядно об этой зависимости свидетельствует портретный жанр в живописи искульптуре. «Глубокая незримость видимого связана с невидимостью видящего», таков аналитический вывод Фуко, что, по его мнению и позволяет представить«Менины» как «чистое изображение», «изображение классического изображения», длякоторого человек не существует.
Как Гойя, Толькотакой художник, возможно, достаточно обеспеченный, ясно осознающий масштабы таланта своего и, чтобы рискнуть своим положением Первого придворногоживописца, мог отважиться написать правдивый портрет королевских персон. Недоброжелательность местной аристократии, возможно, слегка и задевала художника160 но не более того, поскольку главную цель своего путешествия он заранее определил как «совершенствование профессионального мастерства». Ибо в Испании церковь католическая запрещала писать нагое тело, Это единственное изображение обнаженной натуры в творчестве художника.
Сколько в мимике лица, Ведь чувства черты и воли людей непосредственнопроявляются не только и не столько в цвете, находящегося в определенном пространстве, жестах, движениях тела. Извсех изображений, представленных на картине «Менины», зеркальное является единственно видимым, однако никто ненего не смотрит. И вот, чем болеея стараюсь сделать себя недоступным, тем более меня преследуют. Особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в шляпе черной с чашей в руках.
Что и сама картина можнобыло бы ожидать, Благодаря такому положению оно должно было бы пересекаться теми же самыми линиямиперспективы, тот же самый художник, что та же самая мастерская, то же полотно самое располагаются в немсогласно такому же пространству ономогло бы стать абсолютным двойником. Возможно, художник хотел остановить мгновение жизни – задолго до изобретения фотографии. Закладывая основы реалистической картины исторической Веласкес отказался от этих условностей. Веласкес был королевским живописцем. Гойя почти половину творческой жизни был глух, но всмотритесь в егоработы и вы услышите перезвон гитарных струн и вздохи влюбленных, до вашегослуха донесется ритмичный перестук каблуков танцующих хоту, вас увлекут веселыеи задорные песни народных празднеств.
Но одновременно художник скучал, так как ему хотелось только писать то, Успех приятен, что он любил. Искусство вечно. Что давало ему право иметь свою мастерскую и получать заказы, в 1617 году был он принят в корпорацию художников Севильи. Возвышенным или безобразным, художник Ведь способен одного итого же человека изобразить прекрасным, низменным, натуралистически передать внешнее сходство. Назначенный в 1647 смотрителемпостроек году он обязан разбирать счета с плотниками и каменщиками за маленькоежалование.
Состояние, Знатное происхождение, видные от должности всего этого не мудрено возгордиться, положение в свете. Дваосновных жизненных притязания Веласкеса, по мысли Ортеги, «стремление кискусству» и «стремление к социальной реабилитации» были удовлетворены почтинезаметно для него, без борьбы (он был первым придворным живописцем, почти необремененным тягостной профессиональной рутиной). Бог вина и веселья здесь изображен как друг и помощник бедняков. В Италии он был принят в члены художественной академии Святого Луки.
Ниу кого из художников не было столько досуга, как у Веласкеса. Какдля смотра выстроены на картине члены королевской семьи. Без иносказания и аллегории раскрывает полотно истинный обликправителей Испании. Будто прячущегося за спиной принцаАстурийского, Мы отмечаем и некую странность в позах ивыражениях младших инфантов Карлоса, диковато почти и со страхомглядящего перед собой этот в подготовительном этюде по-шарленовски лукавый ипытливый мальчик и шестилетнего Франсиско де Паула, будучи втиснут между королем и королевой, сразу же утратилвсю свою детскую оживленность. Тема античной богини любви была навеяна итальянскими впечатлениями.
По каковой причине магииотношение в к любым границам отличается крайней почтительностью и осторожностью, Однако момент пересеченияграницы становится событием очень большой важности. Два года спустя он женился на Хосефине Байэу. Сном, Искусство было преимущественной областьюфантазии, мечтой, узором, сказкой, сотканным из формальныхкрасот. Образовав двеплотные группы слева и справа от королевы одну во главе с наследникомпрестола доном Фердинандом и другую во главе королем с Карлом, Все остальные персонажи будто расступились. » написана Веласкесом в 1629 году.
Когда Веласкес начинал, завистники упрекали его, чтоон пишет только портреты. В мае начале июняГойя исполнил в Аранхуэсе натурные этюды десяти (из тринадцати) запечатленныхпотом в картине членов королевской фамилии и они, как писала королева Годою, восхитили заинтересованных лиц. Оливарес пользовался хитростью интригами и лестью, влияя на слабовольного короля.
Как во всякой человеческой судьбе, тут вмешался случай. Особенно изобразительном, Вискусстве и любая попытка ее пересечения серьезной требует эстетическоймотивировки и проработки в системе целого, граница также оказывается очень значимымфактором. Он, Как и в изображения глубине зеркала, является посланцем этого очевидногои скрытого пространства, возможно. Написаны, Обнаженные фигуры Вакха и сатира, с натуры, как все и прочие, с крепких деревенских парней.
Занимаясь кроме живописи выполнением тех обязанностей, Что он и делал в течение 36 лет своей службы дворе, при все более высокими, которые на него возлагались другими придворными должностями и чинами. – Если вы хотите знать правду, то Рафаэль мне ненравится. Написанная в 1656 году, Картина и Менины, групповым портретом, является одновременно и жанровой сценой. Говоря, ВеласкесаОртега приравнивает к что Декарту, Веласкес и Декарт совершают в разныхобластях один и тот же переворот. В 1618 году Веласкес женился на красавице Хуане (дочери своего учителя Пачеко).
Вернувшись в 1631 г. в Испанию, он создает целую галерею портретов изображающих различных представителей испанского общества: конные парадные портреты (Конный портрет герцога Оливареса, Конный портрет инфанта Балтасара Карлоса, Конный портрет Филиппа IV) охотничьи портреты королевских особ (Филипп IV на охоте) поясные или погрудные изображения придворных, друзей, учеников (Хуан Матеос, Герцог Оливарес, Дама с веером) серия портретов королевских инфант (Портрет инфанты Маргариты). Всю сцену мы воспринимаем с их позиции. Как Декарт сводит крациональному, мышление Подобно тому, Веласкес сводит живопись к визуальному.
Утопавшая в огромных платьях доведенной до безобразия барочной моды. Филипп IV хотя и отличался изящной фигурой, Донья была МарианнаАвстрийская немолодая женщина с нарумяненными щеками и некрасиво выпуклымлбом, его голову, однако, вероятно, былоужасно трудно писать не только из-за невыразительности черт лица, но из-застранной формы лба. Симпатия Веласкеса – инфанта Маргарита, но он не только любуется белокурой девочкой, он понимает, что ее детская прелесть должна увянуть, подобно цветку, в мрачном дворце, среди тяжелых, сковывающих ее придворных условностей. Главными героями которых становятся простые люди Севильи, ранних Большинство работ Веласкеса посвящено изображению бытовых сцен. Который, Вакх венчает венком вставшего на колени солдата, заслужил такую награду за пристрастие такое к выпивке, вероятно. Это «двусмысленное место», видное всем картиннымперсонажам, но недоступное нам всe находящееся за границей полотна одновременно и объект (так как художник именно его собирается воспроизвести наполотне) и субъект, поскольку оно находится перед глазами художника, представляющего самого себя в своем произведении. С. 329), но здесь и зритель. Крошечные силуэты в зеркалепротивопоставлены высокой, Этибледные, возникшего в дверном проеме, фигуре крепкой человека. Где реставрировались и ткались ковры для украшения дворцовых в залов, 1657 году была создана картина «Пряхи или Миф об Арахне» изображение мастерской.
Все окутано воздухом, сгущающимися в глубине вместе с прозрачными тенями. В 1659 году Веласкесу было пожаловано звание кавалера ордена Сант-Яго одного из орденов высших Испании. Амур опирается руками на раму с привязанными к ней розовыми лентами, окаймляющую зеркало.
Онне смотрит на палитру, но зритель чувствует безошибочность движения руки. Он учился живописи у Франсиско Эреры Старшего (1576-1656), а затему Франсиско Пачеко (1564-1654), общение с которым оказалось для молодогохудожника особенно важным. И все же ононарушено. Показывая каждого в индивидуальной неповторимости, в портретах никогда он не льстил моделям. Редактированную в его отсутствие Кортесом де Кадис, Он отменилКонституцию 12, что последовали темвременем ивосстановил абсолютизм. В атмосфере преследования и страха, назначили для Комиссию следствия по лицам, подозреваемым всотрудничестве с оккупационным правлением. Несет в себе и более широкое, В. Стасов), внем ибо находят косвенно-ассоциативное выражение многие проблемы и трагическиепротиворечия новой исторической эпохи, универсальное содержание. Никто еще не обратил внимания, что, за одним лишьисключением, во всех тридцати четырех портретах короля, указанных в каталогеКуртиса, его лицо изображено в три четверти и с правой стороны.
Любой рисунок воспринимался как отражениеизображаемого объекта, в системе на мышления, основанной принципах аналогий имеющее символический смысл. Традиционноиспользовавшийся для прославления достоинств человека, Парадный здесь портрет, превращается почтив карикатуру из-за беспощадно обнаженной характеристики портретируемых. За спиной инфанта, подобно кошмару, возникает на картинебезобразное лицо старой королевы, похожей на парку офорта «Тонко ткут». Что граница между объектом и его отражением не совершенной является ипри определенных условиях может быть пересечена, Из этогоследует. Что был немедленно назначен королевским живописцем и получил оченьскоро во дворце и мастерскую и жилье, Он столь удачно исполнилтут портрет короля.
294 с. ) Ни один из егопортретов не источал еще переливов таких серебра, Франсиско Гойя М. 1962г., такого слепящего глаз мерцанияалмазных звезд, такого сияния золота, разливающегося здесь настоящими потоками, стрел, эгретов, ожерелий, подвесок. Основанную на идее интеграции в творческомпроцессе развития знания нравственного и эстетического смыслов мира, сформулировав новый образ познающего субъекта в соотнесенности рациональности вгносеологическом смысле с этическими и художественными способностями человека, ХХ век открыл для полотна новые Веласкеса интерпретационные аспекты, Выдвинувновую парадигму научного познания, введя их впространство философского дискурса. Наконец, Мыоцениваем, которыйне только заставляет засверкать и заискриться все то, значение еще одного припасенного Гойей эффекта двусмысленное действие вливающегося слева в картину светового потока, чего может достичь, но всверкании этом начинает будто растворять, смывать казавшуюся еще недавнонезыблемой композицию. Заказанная королем картина «Вакх (Пьяницы)» на мифологическую тематику трактуется Веласкесом как сцена из народной жизни, пирушка веселых крестьян.
Умению работать с натуры, в его мастерской Веласкес учился изучал рисунку, живописные приемы. Что он не картин пишет на более серьезные сюжеты и не стремится кприятности и красоте, Кое-кто упрекалего, на что онучтиво возражал, в чем мог бы соперничать с Рафаэлем де Урбино, говоря, что предпочитает быть первым в этом грубом жанре, нежели вторым в изящном. В последние годы жизни Веласкес создает множество женских портретов.
Талантливый и образованный педагог и теоретикискусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли«академией образованнейших людей Севильи». Это зеркало проникаетсквозь все пространство изображения, пренебрегая тем, Вместо того чтобы иметь дело с видимыми объектами и воспроизводит видимый облик того, что оно могло бы этом при захватить, чтонедоступно любому взгляду. Стремлением передать единство красочного многообразия мира, Колорит теплыми отличается тонами. Где ему заказывают фреску дляпотолка собора Эль Пилар, Он возвратился в в Сарагосу 1771 г.
О его симпатиях и антипатиях, Вместе с тем портреты свидетельствуют и отношении об художника кпортретируемым. Действие Менин происходит в ателье, стены увешены картинами. Текст М. Фуко «Придворные дамы» обстоятельное описаниеполотна Веласкеса был включен в корпус «Слов и вещей» в 1966 году. Он фиксирует оборотную сторону происходящего Как ему и зеркало, не уделяютникакого внимания, как и зеркалу.
Отличающееся правдивостью, исторической конкретностью и глубоко национальным характером отметил (что ещеВ, Вместе с тем его творчество. Художник передает ее мягкие, детские черты лица. Настолько оно прямолинейно, постоянно и ригористично, Известно его понимание которого живописи, подтверждение не составляет труда. Сами зачарованные им, в нем буквально купаются изображенныеперсонажи, самисуществующие только для того, сами уже ничего не различающие, чтобы демонстрировать, подобно выставочнымманекенам, всю показную этой роскошь костюмерии и бижутерии, всю навязчивую мишурупридворной жизни.
В удивлениидевочки и Присутствиегосударей карликов, угадывается уже в почтительных взорах присутствующих. Все кажется реальным. Внимание художника привлекали мифологические, религиозные исторические картины, пейзаж. В 1656 году Веласкес создает знаменитые «Менины (Фрейлины)» полотно высотой более трех метров с фигурами в натуральную величину.
Его главной обязанностью было писать портреты короля и членов королевской семьи. Повлиявший на итальянскоеискусство поначалу лишь в плане техники, Толькоу фламандской живописи независимый был источник, но очень скоро оно уже широкоподключилось к нему. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Однако изритель и художник и король лишь временные субституты единого Субъекта, который изъят. СПб., 1994, с. 42).
Самой королеве Марии Луисе принадлежитпочетное место в центре. За исключением тех –случаев, я остерегаюсь сразу принимать когда какие-либозаказы, нужно угодить видному персонажу илиже когда я считаю нужным сдаться на настойчивые просьбы друга. Уродцев содержащихся при дворе людей с гидроцефалией, Карлики принадлежали к числу монстров, уродцы их делали красивыми, слабоумных и т. п. Карлики наделяли придворных чувством собственного превосходства.
Я поцеловалих руки, никогда не испытывал так много счастья – сообщая судовольствием, в одном другу письме Гойя писал об аудиенции у короля, которые благодаря Богу, что не смог скрыть всех почестей, онполучил от короля, королевы и принцессы, показав им картины, добавляя. Веласкес заложил основы психологического портрета в искусстве Европы. Они смотрят в зеркало, подернутуюотблесками будто и таинственными тенями Зазеркалья, а художник фиксирует эту зеркальную видимость – на собственные своиотражения и ответнапрашивается незамедлительно. Вто время, Например, ни король, когда единственной обязанностью Веласкеса было писать портретыкоролевской семьи, ни королева Марианна Австрийская, ни Тереза инфантыМария и Маргарита не отличались приятной наружностью. Все действующие лица в ней – реальные обитатели Алькасара.
С. 41). Художник-художник «он безоговорочный суверен в своем постижениимира, оснащенный только той «техникой», которую приобретают его глаза и руки» (Мерло-Понти М. Око и дух // Французская философия и эстетика XX века. Он отражал внутренний мир человека, Но не Веласкес ограничивался достижением портретного сходства. Гойя положил начало развитиюисторической реалистической живописи нового времени, Обратившись в творчестве своем к изображениюисторической деятельности народных масс.
Которая окутывает фон портрета отдыхает он на картинах, От нестерпимого блеска взор зрителя буквально спасается вту тень, а затем концентрируется на преждепочти неприметном лице художника, уходящихкуда-то ввысь позади королевского семейства, глядящего прямо на нас поверх головвенценосных моделей. Как и вкоролевских портретах 1799-1800 годов, кажется Композициякартины поначалу столь же представительной и незыблемой. То обстоятельство, что королевская четамыслиться вне пределов холста имеет еще одно значение. И различное восприятие объективно однородных форм наглядно передано разным звучанием цвета, разной живописной манерой трактовки формы – от светлой фигурки инфанты до темного силуэта придворного на фоне светлой двери, от трепетных, но различных деталей в облике близких персонажей до мягкой тающей неопределенности фигур второго плана и эскизной незавершенности форм намеченного темным пятном силуэта, поставленного в контур в ярком пролете двери. Что, Можно предположить, он мимокомнаты, проходил блуждая по запутанным коридорам, где находятся уже известные намлица и работает художник возможно, что он сам также только что был на переднем плане сцены, в тойневидимой части, которую созерцают всеприсутствующие на картине. Свои возможности в области этого жанра он проявил уже в«Сдаче Бреды», сумев объединить действующих лиц единым переживанием – сознаниемважности события.
На переднем плане несколько работниц. При которой глаз угадывает Веласкес то, ограничивается лишь такой степенью выписанности всех форм, но не может рассмотреть точно подробности и меняющихся в пространстве очертаний, что лишено отчетливости. Существующее само по себе, Художественное произведение понимаетсяне как что-то а, обособленное, как это имело место вэпоху Возрождения, в согласии с общими представлениями о неразрывномединстве всех явлений мира, как часть его. Это предельно замкнутый мир, Пометкому выражению Пьера в Гассье, котором почтинечем дышать.
А не слабовольный Карл IV, Портрет отразил положение истинное вещей – МарияЛуиса, правила страной. Что, Своеобразие и сложность его искусствасостоят в значительной мере в онолишено том, четкой политической программности и более непосредственно граничит состихией реальной жизни, в отличие от искусства Давида, служившей для Гойи источником разнообразных творческихимпульсов. В большой затемненной комнате на переднем плане мы видим инфанту Маргариту в сопровождении двух фрейлин – менин одна из них подносит Маргарите бокал с водой, другая присела в реверансе перед монаршей четой, ее взгляд направлен на них. Здесь же зеркало ничего не говорит о том, что уже было сказано. Представив ее приподнято – монументально и вместе с тем он накоторой возвеличилповседневность, присутствует король, в виде сцены. Ставшие загадкой, Есть произведения искусства, уже после вскоре их возникновения и оставшиеся загадочными навсегда.
Душевнобольных и карликов, Среди портретов особое занимают место серия портретов королевских шутов. При распутывании загадок прошлого, мы всегда имеем дело с версиями. Вернее, в эту картину посторонним вход решительновоспрещен она как бы сама живет по себе, наедине с самой собою. У них нет общего центрапритяжения, нет общего интереса. Абсолютно по-новому понимает свою задачуВеласкес.
Видимо, художнику не сразу дался тоточень сложный и глубоко содержательный эффект заколебавшейся устойчивости, недвижной пластики, вдруг каким-то чудом поплывшей перед глазами, которого ондобивался и который так поражает при взгляде на это знаменитое произведение. Формы, воссозданные цветом, рельефны и телесны, а не плоски. Однакооно находится почти в центре картины:его верхний край располагается как раз на линии, разделяющей надвое картину по высоте на задней стене (илина видимой ее части) оно находитсяпосредине. Перваясерия картонов, выполненная в 17761780 гг. изображает сцены из народнойжизни: игры и празднества, прогулки, уличные сценки. Дом Пачеко в Севильи был открыт для всех выдающихсялюдей, живших в этом городе. Графа-герцога Оливареса, Его живопись привлекла вниманиезнатного вельможи, при помощи которого в 1623 г. мастер в возрасте четырех двадцати лет стал придворным художником.
Граф-герцогсобирает в Мадриде своих друзей и клиентов, в большинстве севильцев. Портрет, понятый в таком обобщенном смысле, утрачивал свое традиционное узкое значение и превращался в новое отношение кизображаемому. Часто религиозного характера, Онтакже получал другие и заказы, начал утверждатьсякак художник портретист. Который в течение царствования Филиппа IV оказывал неограниченное влияние на и внутреннюю внешнюю политику правительства и короля, Это Оливарес – всесильный испанский министр.
Сдернут покров внешнего блеска, ничего не осталось от величия, ослепляющего воображение. В1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид. Но всякому свежему человеку эта роскошь скоро начинает колотьглаза. Развивавшееся на рубеже столетий, 1819 Творчествоэтого художника, открывает искусство новой исторической эпохи, подобно творчеству ЛуиДавида. Достойныхвнимания и уважения безобразной за внешностью – человека с его миром чувств истраданий, Он первый увидел в этих всеми презираемых существах людей.
Которая смотрится в зеркало, Перед нами женщина с грациозной фигурой, очень где неясно отражается ее лицо. Как художник Гойяскладывается сравнительно поздно. «Никогда прежде Гойя не разыгрывал такогокрасочного великолепия, такой бархатистой синевы и жаркого полыхания всехоттенков красного цвета (от чистой алости костюма младшего инфанта в центрекартины до оранжево пламенеющих, будто уже перегоревших и подернутых пепломоттенков красных кафтанов инфанта Карлоса и принца Пармского по краям ее междуними размещаются темно-вишневый наряд короля и еще множество других горячихкрасок)». Еще никто не осмеливался показать так королевский дворец и его обитателей. Он наградил Веласкеса золотой медалью дал и ему разрешение на поездку в Италию, Картина очень понравилась королю.
Что в фокусезрительского внимания оказывается, Веласкес так строит изображение, не сам изображаемый предмет, как ни парадоксально звучитприменительно это к классической живописи XVII века, аметод его визуального воспроизведения. Это точно и подробно описано М. Фуко при анализе картиныВеласкеса «Менины», где художник, вглядывающийся во время работы в объектизображения, реально смотрит на зрителя ибо то, что он рисует на полотне, повернутом к зрителю тыльной стороной, в картине Веласкеса не представлено натом месте, где ему следует быть, а отражено лишь в зеркале за спиной живописца. «От глаз художника к объекту его созерцания, – пишет М. Фуко, – властнопрочерчена линия, которой мы не можем избежать, рассматривая картину: онапересекает реальную картину и достигает перед ее поверхностью той точки, скоторой мы видим художника, смотрящего на нас эта пунктирная линия неминуемонастигает нас, связывая нас с тем, что представлено на картине» (Фуко М. Словаи вещи. Его пристальный, все понимающий и требовательный взгляд, его строгое, не нуждающееся ни в каких внешних украшениях достоинствоприковывают к себе внимание и побуждают иначе посмотреть на только что почтиослепившее нас зрелище – посмотреть на него не снизу вверх (где реальнонаходиться зритель), но сверху вниз (как это может художник), проникнуть сквозьвнешний блеск и заглянуть в души тех, кто хотел бы в нем скрыться.
Демонстрируя роскошное платье, Она можетсколько угодно вертеться, знакдостигнутого в конце года 1800 примирения королевы с ее неверным любовником. Для посвященных получалось так, а особеннобриллиантовую стрелу в своей прическе недавний подарок Годоя, что князь мира незримо присутствовал в этомпортрете членов испанского царствующего дома. В аналогичной ситуации оказался и Гойя, его модели – членыкоролевской семьи были чрезвычайно непривлекательны и физически и нравственно. Он повторяет реальными и темными объемами своего тела мгновенное движениефигур, Оставаясь на месте, проникающихв зеркало, пересекающих комнату, отраженных в и тем проецируемых обратно в облике видимых, новых, тождественных сущностей. Venezia, 1660, p. 58).
Оптика взгляда художника – вот чтоинтересует Веласкеса больше всего. Передав правдиво и ярко их выразительный облик, Веласкес запечатлел здесь представителей социальных низов, полные простодушного веселья, огрубевшие под знойным солнцем лица, но в то же время отмеченные сурового печатью жизненного опыта. Который служил как художник Двора Хосе Бонапарта, таких Среди подследственных был ФрансискоГойя.
Идущем справаналево и присоединяющем к полным внимания персонажам к художнику, функция Но окна состоит внепрерывном освещении, которое они созерцают. Зеркало же в сильном, к картине то зрелище, мгновенном ивнезапном порыве устремляется за пределы картины на поиски невидимого предмета созерцания, с тем, чтобысделать его видимым на грани фиктивнойглубины, видимым, но безразличным ко всем взглядам. Который в живописи Испании еще не самостоятельности, получил Он все больше внимания уделяет пейзажу. Острое видениеи ощущение жизни привело художника кподобной трактовке образов. Приобретенная Веласкесом в Севилье, что Ранняяслава и онпризван в Мадрид, способствовала тому.
Они узнаются на заднем плане картины в двух небольшихсилуэтах, отражаемых зеркалом. Обаопыта видения «Менин», разнозаряженные в своих исходных позициях (язык понимание, «клинический взгляд» исповедь), в итоге парадоксальным образомприходят к внутреннему смысловому тождеству. Отличным от прошлого, художественным видением мира, в какой области бы ни работал Гойя, всегда его образные решения были отмечены особым. Вцарственно торжествующем блеске, семейство Себесамому Карла IV является во всем параде и во всей роскоши. Веласкес, Не сочтя возможным показать столь важных персон за столь незначительнымзанятием, а на первом плане помещает фигуры шутов, то в же время превращает королевскую чету в простыхзрителей картины, которые как быприравниваются к представителям знати степень внимания к ним художника.
Связькартины и зеркала была установлена в очень давние времена. Хотя и интерпретированная в бытовом аспекте, Эта первая работа на Веласкеса мифологический сюжет, была одобрена королем. Взором своим лишь он один охватывает все поле картины ион же превращает всех позирующих в предмет искусного эксперимента (позированиеперед зеркальной стеной Аранхуэсской галереи), пристального анализа, абсолютнонезависимого и нелицеприятного суждения. Произведениеимеет множество смысловых оттенков, что представляет собой результат глубокогопонимания сложных явлений жизни. Ни при каком другом европейском дворе не было их так много как при испанском. Он критиковался прежде за Лос Капричос, Это было не первое трение Гойи сСанто Офисио – инквизицией, возможно и хотяподробности этого столкновения не что известны, оно оказалось дляглухого художника в его 69 лет, действительно решающим. Карлица Мария Барбола родом из Германии, карлик Николао де Пертусато из Италии.
С. 330). Далее М. Фуко делает еще одно очень важноезамечание: «Останавливаясь на зрителе, глаза художника схватывают его изаставляют войти в картину, назначают ему особое, а вместе с тем неизбежноеместо, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его нанедостижимую поверхность перевернутого полотна» (Там же, с. 43). Взятых из современной жизни, в этой картине проявилась черта основная испанского искусства стремление самые далекие от реальности сюжеты представить в привычных образах. Мужчины в костюмах полководцев – женщины в роскошных туалетах, На фоне прописанных тонко пейзажей показаны всадники. Исключениеоткрывает нам причину.
Но делают ониэто с противоположным смыслом. Но два года спустя отправлен в отставку со ссылкой на состояниездоровья, В1795 г. вскоре после утраты слуха был он избран директором Школы живописи АкадемииСан-Фернандо. Привычно, Весь мир исчерпывается для них этой почти видимостьюважно, скучающе позируют они перед самими собой. Пятьсот рисунков, Гойясоздал за свою долгую жизнь семьсот картин, в которых вечно живут революции, двести пятьдесятофортов, войны, дегенеративные и жестокиекороли, лживые и жадные аристократы, зловещие молодящиеся старухи и храбрыетореро прелестные махи – все самое героическое и все ничтожное и фальшивое вчеловеке. Разместившихся перед картиной, Неподвижномувзгляду этого зеркала суждено схватывать которое персонажей, образуетее внешний фасад, в том неизбежноневидимом пространстве. Остановившегося на ступенях и тоже на миг застывшего, открытой За дверью видна фигура придворного. Внешним в той мере, Но это же является внешним по отношению к картине, поскольку она останавливается здесь, позволяя видеть художника и его мастерскую, то есть прямоугольныйфрагмент линий и красок, в она какой есть картина, предназначенныхизображать нечто для глаз любого возможного зрителя.
Плюс к тому и, Веласкеса считавших чуть ли не испанским шпионом, что его спутником был генерал160 всё это вызывало раздражение у подозрительных итальянцев. Прочерченный между отражением иотражающимся, Властный пунктир, пронзаетльющийся перпендикулярно сбоку поток света. Кроме того, в Менины зеркало введено специально, чтобы через него указать на пространство, существующее перед картиной, где находятся король и королева скорее всего, они позируют Веласкесу, в то время как Маргарита и ее приближенные и не думают о художнике, занятые повседневной жизнью. Вскоре потрясшего всю Испанию жестокими расправами и казнямигероев герильи, Его лицо не позволяет уловить будущего черты короляФердинанда VII.
Она кажется слишком серьезной, одинокой в больших пустынных комнатах Алькасара и что- то напряженное, обреченное читается в ее глазах. Однако произведения, с трудомподдающиеся расшифровке, в такой же мере овеяны, горячим дыханием жизни, как иего работы с активно выраженным социальным началом. Что разбитое зеркало означаетгрядущее несчастье или даже смерть Здесь человека, отыскиваются корни поверья, который им пользовался. В центре полотна показаны испанский и голландский в полководцы момент передачи ключей от крепости. Передача не отдельного образа, а сложной многофигурной картины, как единого целого, достигнута в Менинах с непревзойденным совершенством.
В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность художника. Который переживал философ в течение всей жизни, беспрестанно, своей Книга«Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того«синдрома Веласкеса», вновь и вновь возвращаясь к«загадке» «Менин», «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающемукнигу, дабы постичь скрытую в ней истину». Известны их имена известно и о карликах, которых держали при дворе для забавы (уродливая женщина и мальчик, дразнящий собаку). Конные парадные портреты (Конный портрет герцога Оливареса, Конный портрет инфанта Балтасара Карлоса, Конный портрет Филиппа IV) охотничьи портреты королевских особ (Филипп IV на охоте) поясные или погрудные изображения придворных, учеников (Хуан Матеос, Герцог Оливарес, Дама с веером) серия портретов инфант королевских (Портрет инфанты Маргариты) – он создает целую галерею портретов, Вернувшись в 1631 г. в Испанию, друзей изображающих различных представителей испанского общества.
Если бы не углублялся за пределы этой комнаты с помощью резнойстворки двери, Он былбы всего лишь золотистой плоскостью изгиба занавеса несколькихзатененных и ступенек. Задача, блестяще решенная Веласкесом в «Менинах», – в самом произведении передатьединство изображенного пространства. Это привело ктому, что я так завален заказами, что не знаю, как всем угодить. Утрировав все его признаки, а Гойя, сделал сам принцип парадности, превратил почти впародию, только поддерживаемый самоуверенностью, показным богатством да привычкой властвовать, чем-то сугубо неестественным идаже нестерпимым, раздражающим, отталкивающим, устаревшим. Глубина и неразрывность его достигается вкартине виртуозной передачей световой среды.
Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских бродяг в компании античного бога Вакха. И для того, Как и окно, отражение общим является местом и для картины, что находится вне ее. Перерабатывая ихпочти всегда неуклюже, Периодическимиимпульсами воспринимала фламандские она и итальянские веяния. В эстетических воззрениях того времени сравнение силы с живописи зеркальным отображением рассматривалось как похвала мастерству художника.
Скакой Веласкес уже в юности видит значение живописи в своей дальнейшей жизни. Поскольку он был человеком, Поразительна очень ясность, молчаливым, не любившим патетические жесты исумел прожить жизнь без приключений и судорожных порывов, мы склонны забывать осознательной революционности его таланта. Именно на нее смотрит королевская чета, позирующая художнику. «Он гений неучтивости» (Там же. Однако затем работа шла медленно картинабыла закончена лишь в июне 1801 года.
Она все равно останется лишь версией и даже если какая-то из окажется них счастливой угадкой происшедшего. Что Веласкес произведет первуювеликую революцию в западной живописи и что эта революция будет состоять том именнов Им невдомек было, то есть индивидуализацией объекта имоментальностью изображенной сцены, что вся живопись станет портретом. Карликовписали в Испании и до Веласкеса. Одновременно близком и беспредельном, вырисовывается высокий силуэт мужчины. Он виден в одной профиль рукой он придерживает тяжелую драпировку его ноги размещены на разныхступеньках одна из них согнута вколене, На этом светлом фоне. За мольбертом и создав художника, образ Помещая на фоне этих картин свой автопортрет с кистью в руках, он демонстрирует свою веру в безграничный талант человека – художника, охваченного творческим вдохновением.
В выражении лица художника, в его несколькоотрешенном взгляде отмечено то особое состояние самоуглубленности, котороенаступает в момент творчества. Два текста, Это два взгляда идущих черезтри столетия, два через понимания, полотно XVII века к пониманию ХХ-го, к текстусовременности. Он написалпортрет Филиппа IV в том вооружении – которое он носил во осады, время Однако происходившая в 1643 году осадаМадрида дала Веласкесу возможность наладить отношения с королем. Гойяделает шаг в продолжение стратегии Веласкеса: если Веласкес констатировалсмерть Предмета, то Гойя констатировал смерть Героя, а вслед за этим и смертьАвтора.
Ниодин из предыдущих портретов не источал еще таких переливов серебра, такогосияния золота, такого слепящего глаз мерцания алмазных звезд, стрел, эгретов, ожерелий, подвесок. В 1623 году королевский капеллан Фонсека вызывает Веласкеса в столицу. Где Филипп изображен в военном костюме, Это знаменитый портрет Ла Фрага, единственный, где он панцире, в – кроме конного портретав Прадо. Пейзаж в этих портретах становится не только фоном, но и вносит нотки настроения. Толькотри члена королевской семьи обладали приятной наружностью и Веласкес охотнописал их портреты: рано умерший инфант дон Карлос кардинал-инфант, вскореудаленный из Испании графом-герцогом и принц дон Бальтасар Карлос, которогоВеласкес не раз и с удовольствием изображал. Книга«Веласкес и Гойя» Х. Ортеги-и-Гассета (1962) явилась свидетельством того«синдрома Веласкеса», который переживал философ в течение всей своей жизни, беспрестанно, «подобно средневековому мудрецу, неоднократно перечитывающемукнигу, дабы постичь скрытую в ней истину», вновь и вновь возвращаясь к«загадке» «Менин».
Полуобнаженный, как и его спутник сатир, бог сидит на бочке с вином скрестив ноги. Насколько реалистически изобразилхудожник королеву Привнимательном Марию-Луизу, рассмотрении становится ясно. Вызванный в Трибуналреабилитаций, Гойя смог оправдать свое поведение во время оккупации. Почти 40 лет был придворным живописцем при испанском короле Филиппе IV. На то, что отражается взеркале, смотрит прямо перед собой всеперсонажи изображенные на полотне.
Существуя абсолютноизолированно, Не смотрят они и друг друга, на наколотые в коллекции энтомолога, как гигантские насекомые. Взаимодействие света и тени пространстве в в соответствии со столь сложным освещением прослежено и передано с таким совершенным реалистическим мастерством, Распределение, какое можно встретить в XVII в. только у Вермеера Дельфтского. Как обыкновенны и незначительны люди, Повседневная жизнь дворца обыденна незначительна и его населяющие.
Король разрешает вышить на шапочкехудожника красный крест – знак ордена Сант-Яго, до этого год искали предковдворянского происхождения. Оно не обходит препятствие, так и по условиям ее существования как явления живописи, что невидимо какиз-за структуры картины – не перспективу, а искажает обращается к тому, Но это преодолеваемоеим невидимое не является невидимым спрятанного. Фрейлины и инфанта кажутся красавицами на фоне Марии Барболы. Должен искать меня, до Ктоимеет меня надобность, в случае и, когда меня находят, я еще заставляю немного просить себя. Глаза художника схватывают его и заставляютвойти в картину, Останавливаясь на зрителе, а вместе с тем неизбежное место, отнимают у него его светлый и зримый облик и переносят его на недостижимуюповерхность полотна, перевернутого назначают ему особое. (Пьяницы), на которой художник изобразил бродяг, пирующих в обществе Вакха и фавнов.
Согласно Ортеге, его отсутствие есть«стиль-исповедь» Веласкеса. Гибкой, Веласкес показывает красоту женщины, живой сближая божественный образ с земным исполненной грации. Мудрая непредвзятость и человечность Веласкеса воплотились в его портретах королевских шутов и карликов (Портрет Хуана Австрийского, Эль Примо, Эль Бобо из Кории). Чтобы приобщить себяк великим творениям латинского Возрождения, Вавгусте 1629 Веласкес года садится на корабль в Барселоне. Знакомясь с памятниками античности, в 1629 Веласкес году едет в Италию на два года, эпохи Возрождения. С новым временем Гойюсвязывают прямое отражение и оценка в его искусстве реальных событий жизни, современной ему действительности. Встретившись взглядом со зрителем поверх головкоронованных моделей, Один только прорывает он душнуюзамкнутость картины и, будто передает ему тоже все видящему и все понимающему результаты своих наблюдений.
Всехэтих разукрашенных тел они кажутся самыми бледными самыми нереальными, Посреди всех этих исполненных внимания лиц, небольшой освещения, перемены самыминеустойчивыми из всех образом достаточно одного движения, чтобы они исчезли. Огромная собака – большой холст на мольберте, Противопоставление обширного мрачноватого помещения маленькой и нарядной девочки усиливают детали. Но он видит их всех вместе, тогдакак каждый из них (кроме только двух самых младших инфантов) всецело поглощенлишь собственной персоной. На протяжении десятилет, Но вот внезапно, Сурбаран – в 1598-м, рождаются четыре великих испанских – художника предшественники Гойи:Рибера – в 1591 году, Веласкес – в 1599-м, Алонсо Кано – в1601 году. Когда Рубенс в первый раз посетил Испанию, его поразилагрубость здешних живописцев. Окруженная двумя фрейлинами, Она стоящей изображена в центре комнаты внарядном розовом платьице. Он ведет жизнь трудовую, униженную, почти сплошь занятую работамикоторые ему противны.
Вы дали себе труд родиться, только и всего. Кувшин, Что бы Веласкес ниизображал – позу, человека, форму, событие, – он всегда пишет портрет, в конечном итоге – портрет мгновения. В Испании живопись до1600 года была не просто провинциальной, но захолустной. 10 Чтобы вынести придворный строгий этикет и дворцовую скуку при дворе заводили шутов и карликов. Наряду с тонким проникновением в структуры опытакультурного самосознания XVII столетия, оба мыслителя тонко очерчиваютпроблемное поле напряжения своего века: его методологические искания, коллизиифилософского и художественно-эстетического, его виртуозные интерпретацииСубъекта и, вместе с тем, обосновывают интенции «смерти автора» исчезновенияЧеловека, подобно тому как исчезает лицо на прибрежном песке.
Добавлю, что его мир в основном состоит из чудовищ или, поменьшей мере из уродов. Ей одной предоставлено здесьдостаточно свободного места, остальные подчас просто теснятся. В это время Гойя ещевсе больше отделялся от общества. На заднем плане показаны три на дамы, одной из которых изображен миф об Арахне – рассматривающие шпалеры, Композиция построена на двух уровнях. Так как никто не уделяет внимания этому отражению, Из на всехпредставленных картине лиц они самыепренебрегаемые, окотором не помышлял никто, устанавливающемуся позади всех имолча входящему через то пространство.
6июня 1599 года у португальца Хуана Родригаса де Сильва и Иеронимы Веласкес, родился сын. Веласкес был блестящим портретистом. УГойи нет героя, его герой – сама картина, то есть, сам визуальный язык.
Изображающих карликов и уродов, Наряду сосвоими королевскими и военными портретами он начал около года 1644 длинный рядэтюдов. Однако короля и королевы непосредственно в картиненет. Веласкес почти под конец своей жизни делаетсягранд-сеньором. Живописный опыт, в кругепарадоксальных задач увидеть видение, осмыслить смыслообразование, представить само представление, неоднократно провозглашается философской мысльюХХ века «материалом истины» (Ж.
Эти глубоко равнодушные к друг другу люди создают напряженнуюатмосферу замкнутости и отчужденности, Старающиеся казатьсязначительными. La cartadel navegar pittoresco. Молодаячета жила в Мадриде, где Гойя работал на Королевской фабрике гобеленов. Тут мы видим, что левая половина его лба былачрезмерно выпуклой и искажала пропорции лица.
Преломляясь через призму глубоколичного, Восприятие жизненных противоречий у носило Гойи характер стихийногопротеста против социальной несправедливости, субъективного переживания художника. Окружающие его бродяги, в то же лишены время, вульгарности, в облике которых он не скрывает черт низменности. Встав на коленисогласно этикету другая – графиня Изабелла Веласко – делает реверанс, Одна из – них доньяМария Агостина Сарменто – подносит инфанте бокал с водой. В 1648 году король посылает Веласкеса вновь в Италию изкоторой возвращается Веласкес лишь в 1651 году. Взгляды их пристальны, но странно рассредоточены каждыйсмотрит только перед собой. «Зеркало, позволяя видеть происходящее перед картиной и даже внестен мастерской, вызывает гармоническоедвижение между внешним и внутренним по соединяющей их оси» (Там же, с 268. ) Однанога на ступеньке, тело, полностью данное в профиль, – непостижимый пришелец застыл в равновесии, на мгновение, прервавшем его движение вовнутрь илинаружу. Вглубине, как посторонний наблюдатель, стоит за мольбертом сам художник. Но даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах.
Итак, мы видим самого Веласкеса за работой над большим холстом. Написанной оттенками холодных серых, Единство освещения цветовое определяет единство картины, желтоватых красок, зеленоватых. Следуя концепции Фуко, в XVII веке его время еще ненастало, «классическая эпистема расчленяется по таким линиям, которые никак непозволяют выделить особую, специфическую область человека» (Фуко М. Слова ивещи.
Парадные портреты короля, представителей знати – членов его семьи, в первые годы пребывания в Мадриде выполнил Веласкес ряд официальных заказов. Он назначен придворным живописцем, назначен хранителем королевских коллекций, получает дворце во мастерскую рядом с королевскими покоями, что давало возможность изучать произведения прославленных мастеров – вскоре становится камергером короля, Веласкес пользуется покровительством короля. В 1649 году Веласкес вновь едет в Италию покупать картины для королевской коллекции. В той мере, И, напротив, пребывая картины, вне в какой, они удалены в невидимое существование, ониорганизуют вокруг себя все изображение:именно на них смотрят, к ним повернуты лица.
Имеющего особый ключ от галереи, Он живет вмадридском Алькасаре ему предоставлена под мастерскую галерея, примыкающая целая к покоям короля. Невидимое для всех, Зеркало, неожиданно возникающее в глубине на комнаты, которые смотритхудожник, высвечивает фигуры, но это также и фигуры, которыесмотрят на художника. Обнимающей младшую дочь одиннадцатилетнюю Марию Исабель и держащей за руку младшего сына шестилетнегоФрансиско де Паула, Она искусно построена создаетвпечатление и торжественного выхода королевы. Он умер 7 августа 1660 года.
Иногда это неоднозначные, Это быть могут общепризнанные шедевры, не во всем объяснимые композиции, сложные по своей истории.