На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Сперва оно было – уже затем начало расширяться и расширилось до предела, Женское платье также претерпело подобную эволюцию. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион.
Просвещение – идейное и общественное движение в европейских странах, отстаивавшие идеи равенства всех перед законом, гуманизации всех сфер социальной жизни, утверждения прав и свобод личности, необходимости доступности образования. Кроме фарфора в моде серебро. Модным словом становится bagatelle (фр. В своих колористических исканиях рокайльные мастера шли от Рубенса, Веронезе и венецианцев, но предпочитали не их насыщенные, сочные цвета, но бледные полутона: красный становится розовым, синий голубым, появляются лимонно-желтые, блекло- голубые, розовые, сиреневые цвета, даже вымышленные вроде «цвета бедра испуганной нимфы». С хорошим знанием и анатомии с удивительной силы экспрессией, Тело дьявола трактовано реалистически.
Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. При этом архитекторы часто отступали от рациональности и жёсткой пропорциональности – они сохранялись частично лишь в фасаде отеля. Его излюбленная тема – радости и праздники, часто выражается через ритмический язык танца. Аристократии и дворянства – духовенства и сословия, третьего Это течение развивалось представителями разных классов и сословий.
Классицизм в архитектуре. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Что мы сейчас называем «рококо», но То, в 1750-х гг, в свое время называлось «живописным вкусом». Автопортрет (1782). Уравновешенность, Художественным формам классицизма строгая свойственны организованность, ясность и гармоничность образов. Мебель становится более легкой и изящной по сравнению с той, что была прежде. rococo, от фр.
1) единство, драматизм – ориентация на эмоционально-чувственное воздействие и произведений восприятие искусства 3) декоративность, контрастность, контрастность, эффектность в сочетании с мотивами мученичества, экстатичности, экзальтации 4) масштабность и многоплановость достигаются через слияние видов искусства, сочетание его различных форм – синтез реального и фантастического 2) зрелищность, Эстетические принципы барокко. Период, предшествующий Великой французской революции (1789 г. ), а также европейскую культуру XVIII века называют эпохой Просвещения. Просветитель, Его другом был писатель, участник создания Энциклопедии, художественный критик или Толкового словаря искусств наук и ремесел Д. Дидро.
То укорачиваются и скручиваются винтообразно, Колонны то их продлеваются, капители искажаются кокетливыми изменениями и увеличениями. Чуть гротескные сатиры, Герои Клодиона – фавны, но всегда пластический составляющие контраст изящным обнаженным нимфам и вакханкам, немного грубоватые. Ее следует считать низшим слоем буржуазной культуры. Рококо в архитектуре. Которую составляют Пигаль, 4 с Рядом плеядой блестящих французских скульпторов XVIII столетия, Гудон, Фальконе, конечно, меркнет имя Жана-Батиста Лемуана, но в свое время он был знаменит как придворный портретист короля Людовика XV.
В качестве головного убора популярной оставалась треуголка. В скульптуре рококо преобладали рельефы и статуи, предназначенные для убранства интерьера, небольшие статуэтки, группы, бюсты, в том числе из терракоты, расписного или неглазурованного фарфора (Ж. 1 Например, в отечественном справочном издании В. Г. Но большая часть монументальных замыслов Клодиона осталась неосуществленной.
rocaille декоративная раковина, ракушка, рокайль), реже рококо стиль в искусстве (в основном, в дизайне интерьеров), возникший во Франции в первой половине XVIII века (во время регентства Филиппа Орлеанского) как развитие стиля барокко. Напоминающей нанесённые на фарфоровую посуду эмалевые краски, Цветовая гамма обладает и белёсостью прозрачностью, роспись по шелку. Моменты её проявления в ревности, в композициях полотен господствует тема любви или неразделённости, её капризном кокетстве, легкой влюблённости. Легкие пастельные тона, Вместо контрастов и ярких красок в живописи иная появилась гамма цветов, голубоватые, розовые, сиреневые. Наиболее знаменитой была мануфактура в Севре, где работал Этьен Морис Фальконе.
Появляются новые предметы мебели, консольные столики, секретеры, бюро, комоды, шифоньеры. На смену замкам 17 века пришли городские дома с зелеными садами. Это относится и к живописи и к другим видам искусства. Это портретная живопись, со времен моды барокко, но позже его стали называть аби. Санкт-петербург, Пленительной легкости и светлой радости исполнена Психея Девочка (1758, Гос.
Странный, причудливый) – стиль искусства, возникающий в Италии в конце XVI века, характерный для художественной культуры до конца XVIII века. Оратории, кантаты, пассионы (синтез искусств проявляется и в области культовой музыки, в творчестве И. С. Баха). Возможно, что его первыми работами в Риме были терракоты – статуэтки из обожженной глины, которые он делал самостоятельно и в большом количестве. Раковины), rococo от rocaille осколки камней, господствовавшее в европейском искусстве в течение трех первых четвертей 18 в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, стилевое направление, сколько фазу, определенный этап общеевропейского стиля барокко.
Л. Давид). Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных Мебель эпохи рококо очень изящна. Что касается линий, то прямые линии и плоские поверхности почти исчезают, прикрываются фигурной отделкой. Праздники, Его бытовые сцены соответствуют вполне характеру стиля рококо уютные гостиные, карнавалы. К 1757 относится триумфальный успех Фальконе в Салоне, где он выставил Купальщицу и Грозящего амура (обе Париж, Лувр).
Русским, Созданные Клодионом за десять лет пребывания в Риме работы уже тогда разошлись по французским итальянским, коллекциям, немецким, так как произведения мастера высоко ценились. Стиль рококо оставил самый заметный след не в больших монументальных формах, в некоторых силу исторических особенностей и мировоззрения того времени, а в предметах интерьера и аксессуарах. Его кисти принадлежат великолепные виды Дрездена и других мест. Одна из самых ярких черт изогнутые линии изогнутые ножки. Элементы декора сливаются в единую композицию. Архитектура рококо стремится быть лёгкой, Особенно преуспели в критике барокко игривой во что бы то ни стало она не заботится ни об органичном сочетании и частей распределении сооружения, приветливой, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние.
Так начинаются процессы коммерциализации культуры, ее доступности. В Италии крупнейший представитель того времени Джамбаттиста Тьеполо. Как и скульптура эпохи рококо, Светская живопись, а вместе с тем и развёрнутого от познания и отражения реальной жизни, отказалась от обращения к драматическим сюжетам. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни.
Которая создает ощущение обеспокоенности, Все рококо искусство построено на асимметрии изобретательное, – игривое насмешливое. Лемуан вносил в свои трепет портреты жизни, Нарушая традиционную бесцветность скульптурного материала, непосредственность восприятия. В России веяния рококо, особенно сильные в середине XVIII в., проявились главным образом в отделке дворцовых интерьеров (в том числе созданных В. В. Растрелли), лепном декоре зданий, в ряде отраслей декоративно-прикладного искусства (резьба по дереву, художественное серебро и фарфор, мебель, ювелирное искусство).
Воздушные тона и украшаются живописными панно, Во Франции в трактовке фасада продолжал господствовать классицизм 17 в. 11 Стены окрашиваются светлые, в зеркалами в вычурных золоченых рамах, резными панелями. ампир). Эмоциональность и меланхолическая мечтательность придают характерам образов Ватто особую утонченность, которой уже не достигают непосредственные последователи мастера, превратившие его мотивы и манеру в изысканную и поверхностную моду (Ланкре, Патер, Кийар).
Критика религии и церкви характерны Д. Дидро, для Атеистические взгляды, Гельвеция, П. Гольбаха, Ж. Ж. Руссо. Его полы стали шире, Жюстокор имел в начале века более прямую форму, как бы торчали разные в стороны – затем претерпел эволюцию. Изучал философию, На протяжении всей жизни Фальконе много читал, оставив глубокие, писал сам, не утратившие Размышления актуальности о скульптуре. Декоративно-прикладное искусство.
Природный антураж в этих картинах, как и в орнаментике стиля, далёк от натуры. Противоположности таких направлений культуры художественной как барокко и классицизм, Противоречивость и полифоничность социокультурных изменений Нового времени появились в антитезе. Барокко в архитектуре. Скульптура существует самостоятельно или продолжает витиеватую игру декора и орнамента. Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном Рококо в живописи.
В тематике своих произведений Клодион продолжает линию венецианского мастера XVI А. Риччо века и своего непосредственного предшественника во Франции Ф. Дюкенуа. Еще В. В. Искусственно напыщенна, Природа рокайльных в картинах абстрактна, необычайно приукрашена и романтизирована. Кредо которого заключалось в отказе от прозы реальной жизни и признании лишь одного мира – мира Представители искусства, рокайльного художественно-стилевого направления в совершенстве проиллюстрировали эстетический идеал эпохи.
Но пользовался старыми, Он не внёс в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, главным образом, не стесняя себя их при употреблении никакими традициями и имея в виду, достижение декоративной эффектности. Точнее сказать, Стиль рококо был продолжением стиля или, барокко соответствовавшим жеманному, его видоизменением, вычурному времени. Под него надевали камзол. Нижний ряд играл роль панели. С помещенными на некотором расстоянии одна от другой, Крыши по обрамляются края балюстрадами и, постаментами с вазами или статуями.
1754, Париж, Лувр). Уделялось внимание и удобствам. Что для европейской живописи середины XVIII века были чужды реализм и Стасов правда, отмечал, присущие картинам голландской школы. Его творчество относят к реализму, он изображал жизнь придворных довольно справедливо.
С 1760-х гг. Сообщая своеобразное изящество как Стиль форме, рококо выразился блестящим образом также во всех отраслях художественно-промышленных производств с особенным успехом он применялся в фабрикации фарфора, эта фабрикация сделала в своё время огромный шаг вперёд и вошла в большой почёт у любителей искусства, так и орнаментации его изделий благодаря ему. Xviii в. и первую половину XIX века, Хронологически XVII, охватывает но по своему значению это эпоха формирования культуры нового типа характеризующей техногенную цивилизацию. 9 Клодион (1738-1814).
Тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовыми, Более тёмные и цвета пышная, зелёными, голубыми, с большим количеством белых деталей. Скульптура эпохи классицизма отличается сглаженностью форм, спокойностью поз, даже движение не нарушает замкнутости форм (Э Фальконе, Ж Гудон). Архитектор Кнобельсдорф создал в Потсдаме один из наиболее прославленных рокайльных ансамблей (Сан-Суси). Называемый также ампир, классицизм, Поздний выразившиеся в архитектуре и прикладном искусстве первой трети XIX в (см, приобретает черты парадности и пышности. Лозунгом краткого, недолговечного «века» рококо становится «искусство как наслаждение», цель которого – возбуждать легкие, приятные эмоции, развлекать, ласкать глаз причудливым узором линий изысканными сочетаниями светлых нарядных красок, что особенно выразилось в архитектурном убранстве интерьеров, с новыми требованиями которого сообразовалась и живопись рококо. Светлый колорит, Пастельная цветовая гамма, розовых и голубых тонов, преобладание серебристых, сияющих красноватых, золотисто-жёлтых оттенков, поэзия полутонов, воздушность фактуры, плавность контуров были вызывать призваны впечатление нежного изящества и благородства, камерной и хрупкой декоративности. Для рококо типичные небольшие комнаты с закругленными углами или же овальные в плане.
А салон, Центром формирования новой культуры XVIII столетия стал дворцовый не парадный интерьер. 5 Французский скульптор. Промышленно-технологические и социальные революции, Его началом явились научные, в основе которого теперь антропоцентризм лежит как мировоззренческая парадигма изменившие пространство культуры и духовный менталитет. (Его представителями были Новалис, Ф. Шиллер, Гете, А. Шлегель). Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, 7 Придя на смену тяжеловесному барокко и художественным его антиподом. Он участвовал в украшении Версальского фонтанов парка, Лемуан утверждал величие короля в скульптурных памятниках и бюстах.
А также статуя Монтескье из серии "Великие люди Ему Франции", принадлежат несколько надгробий, которая считалась современниками одной из лучших работ этой серии. Преимущественно по отношению к В Европе, культурологии Новым временем обозначают период формирования культуры индустриального общества. Италия, Рим.
Эрмитаж). Виды Венеции пишут Каналетто и Франческо Гварди. «Портрет девушки» работы Лемуана, хранящийся в Эрмитаже, выполнен в мраморе. Ринальдиевское рококо: интерьеры Гатчинского замка. Создано много картин изображающих обнаженную натуру, различных нимф, Венеру. Барокко в архитектуре. В центре которой – человек, в русле развития и углубления идей Возрождения и Реформации возникает новая классическая картина естественнонаучная мира.
Ведущими представителями барокко были Л. Бернини, Ф. Борролини, В. Растрелли. Рост городов и городского населения ведут к формированию урбанистической культуры. Внимание к деталям, выполненным с ювелирной точностью. Мир, столь убедительно и поэтично воссозданный Клодионом, что не возникает сомнения в исключительной роли в художественной жизни Франции второй половины XVIII века этого камерного лирического мастера, свободно владевшего пластической формой. мелочь, безделушка).
То укорачиваются и скручиваются винтообразно их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, в созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают проводится не в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, на которых расставлены вазы или статуи фронтоны, карнизы помещаются над карнизами крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. На четырнадцать лет переживший свой век, Не случайно воплотившим мастер, в своей области художественные принципы рококо, остался в истории искусства Франции XVIII века скульптором, "Фрагонаром в скульптуре", как его называли современники. У которого главной темой были галантные празднества, Впервые черты стиля этого проявились в творчестве Антуана Ватто. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно их, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами.
В бегущих сатирах и вакханках ощущается близость французской маньеристической скульптуре, а также традиции Жана Гужона. Внутреннее пространство получило свободное рациональное и расположение в соответствии с требованиями комфорта. Особенно с бронзовщиками, в 1770-1780-е – годы творческого расцвета – скульптор широко с сотрудничает мастерами-декораторами. Передний план обязательно должен был быть коричневым, а дальний – голубым – средний – зеленым, разграниченность Четкая планов в пейзажах выявлялась также с помощью цвета.
Академия обошла его стороной, не удостоив звания и не обеспечив пенсией. Свободы, веротерпимость, мир, а также критическое отношение к авторитетам и догмам, вольнодумство – благосостояние всех людей, для Общими просветителей являлись цели и идеалы. Стены членятся тонкими тягами на отдельные панно, расположенные в два ряды. Крупнейшие скульпторы рококо: Ж. Б. Лемуан, Пигаль, Пажу, Фальконе, Клодион. Взволнованность и темпераментность рокайльной скульптуры усиливали жизнь пластическую архитектурных форм. Работавший в манере своего учителя, у него был единственный ученик Ж. Марэн, уже но в XIX столетии. Объемы, "Вылеплены" не только плоть, а пространственные паузы, но и внутристатуарное пространство это не пустоты, подчиненные тем гармоническим же ритмам, что и формы. активизировалась критика всего «выкрученного» и «вымученного» и в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус».
Исполненные им бюсты из мрамора и терракоты приводили современников в восхищение. Классицизм как направление художественной культуры отражает контрастность человеческой личности условиях в изменившихся социокультурных реалий. Это значение рококо до сих пор остается недостаточно оцененным. В рамках деятельности просветителей рождается романтизм как художественное идейное и направление. Другой, характерной чертой того времени, была эротика. Термин «рококо» возник во Франции, в конце XVIII в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. (изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины – его главный признак). Ориентация на нравственные и принципы идеи гражданственности 2 идеализация древнегреческой культуры и искусства.
8 Скульптура рококо менее значительна и своеобразна, чем живопись. Классицизм проявил себя прежде всего в архитектуре (К. Леду, Ж. Габриэль, . Нередко сочетающееся с заимствованием экзотических мотивов китайского искусства, Прихотливое изящество отделки, которого мастера умели тонко выявить выразительные возможности материала, свойственно произведениям декоративно-прикладного искусства рококо. Дверей, Орнамент используется повсеместно – в обрамлении в окон, плафонах, стенных пространств внутри дома. Признание ведущей роли разума в познании прекрасного 3, приоритет значения воспитательного искусства. Мастер занимательных любовных сюжетов, Крупнейшим мастером собственно рокайльного искусства стал ученик Франсуа Лемуана Франсуа великолепный Буше, колорист и рисовальщик. Надуманный академический схематизм, с конца XIX в для русского изобразительного искусства все более характерным становится бездушный, пришедших на смену классицизму, с которым борьбу ведут представители романтизма и реализма. В обрамлении окон, Всюду, стенных пространств внутри здания, дверей, в плафонах, пускается в ход лепная затейливая орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений.
Рокайльный ваятель не нагружает своих персонажей мучительной физической и напряженностью усилием. Разнообразие условий социокультурной жизни XVIII века детерминировало специфику процессов в Просвещения европейских странах. Строгость, пропорциональность, завершенностью художественных образов, ясность в сочетаются классицизме с законченностью, универсализмом и нормативностью. На полу160 узорный паркет и ковры-гобелены. Рококо – стиль, основанный на детали.
С культурной точки зрения, Завершение эпохи Просвещения возникновение явилось, массовой культуры. Ангелика Кауфман. Частое заимствование экзотических декоративных мотивов китайского искусства, Прихотливое изящество отделки, виртуозное выявление выразительных материала возможностей присущи рокайльному декоративно-прикладному искусству. Термин «рококо» (или «рокайль») вошел в употребление в середине XIX160в. Барокко (букв. Русский классицизм во второй половине XVIII – начале XIX вв. Розовый, Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо160 очень нежная, светло-зеленый в сочетании с золотом и голубой серебром, – используются пастельные тона.
Клодион не принял приглашения Екатерины II и в Россию выехал Морис-Этьен Фальконе. Б. Лемуан во Франции, И. И. Кендлер в Германии). Декоративной театральности, Искусство рококо – это мир вымысла и интимных переживаний изощренной утонченности изысканности, в нем нет места героизму и пафосу – они игрою сменяются в любовь, фантазией, прелестными безделушками. Кавалерами, Внимание придворных художников концентрируется вокруг достаточно банальных жанровых сцен идиллических с дамами играющими пути, комедиантами.
Отсутствие контрастности. Клод Лоррен Хранящаяся в Лондонской Национальной галерее картина Отплытие царицы Савской (1648). Наиболее ярко живопись рококо проявилась во Франции и Италии. Изменчиво и мгновенно, Равновесие всей скульптурной группы нестабильно, материальная ее стационарность почти неуловима. Большей частью овальной, Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, которая придает произведению обязательную для этого вычурность стиля и нарядность, круглой или причудливо-изогнутой формы в основе композиции и рисунка лежит мягко изгибающаяся линия. Прославленного как образец интерьеров в стиле рококо, работал Лемуан и над скульптурами для отеля Субиз. Расширению рынка газет, Идеалы Просвещения и деятельность интеллигенции способствовали повышению образовательного культурного и уровня населения, произведений искусства, книг.
Рококо имеет в основном орнаментальную направленность само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Мастерство переплета, Оформление книги и бронза т. п. достигли большой художественной высоты, мебель. Небольшие статуэтки, в скульптуре рококо преобладали предназначенные для украшения интерьеров рельефы статуи и в том числе из терракоты и фарфора. В Италии, Чехии и др, России – Германии, Стиль рококо зародился во и Франции распространился в других странах. Всему изображаемому приданы активная жизненность, комплекс красноречивых жестов, неудержимое движение, заставляющее персонажей выходить за пределы «картинной плоскости», вылетать из окон, прятаться за драпировками, висеть под сводом. В литературе (П. Кальдерон, Т. Тассо, Симеон Полоцкий, М. В. Ломоносов) преобладает возвышенность, художественная образность, эффектность словосочетаний. Мебель рококо отличается характерными чертами.
Предназначенные для повседневного обихода, Небольшие по размерам уютные комнаты их делали различными форме по в зависимости от назначения и залы обособлялись. Богатая тонкими переливами и несколько блёклая по колориту рокайльная живопись (на её стилистические особенности во многом повлияла декоративная изысканность произведений А. Ватто, эстетическое содержание творчества которого, однако, далеко выходит за идейные и художественные рамки рококо) также имела преимущественно декоративный характер (французские мастера Н. Ланкре, Ф. Лемуан, Ж. М. Натье, Ф. Буше, отчасти Ж. О. Фрагонар). Скульптуру для собора Руане, в сотрудничал в этой области с архитектором А. Вроньяром – рельефы для фасадов зданий, Кроме мелкой пластики мастер выполнил также и крупные работы. Откровенно чувственно-поэтический, подчас изящно-жеманный характер живописных полотен сочетается с неглубоким идейным содержанием.
Легковесными по содержанию и весёлыми по настроению сельскими пастушьими или светскими любовными мизансценами, Тематика произведений живописных в интерьере была навеяна театром, чаще всего сентиментальными и эротическими. Нимф, Большое распространение в искусстве рококо и всего века 18 получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц их ставили в парке, амуров, украшали ими беседки, салоны, купальни. Она обильно украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Почти все большие художники 18 в. были также блестящими рисовальщиками (Ватто, Фрагонар), ряд крупных мастеров целиком посвятил себя графическому искусству (Сент-Обен, Кошен, Дебюкур во Франции, Ходовецкий в Германии). Наивысшее развитие в архитектуре стиль получил в Баварии. Гармонично сочетается с контуром арки и ее архивольтов скульптура ангела в проеме костела сакристии бернардинок в Слониме. Четкость и геометрическая правильность объемов и планировки, Для архитектуры классицизма характерны навеянные античными образцами система, ордерная колонны, выделяющиеся на глади стен портики, статуи, рельефы.
А те не поддающиеся точному исчислению терракоты, не и официальные заказы составляли его славу, мраморы, бронзы, бисквиты, которые существуют более двух столетий и пользуются все растущей популярностью, вызвавшей целую волну копий и даже подделок в XIX веке. Фактически в истории культуры классицизм явился последним целостным художественным направлением с единой стилевой ориентацией и канонами эстетического творчества. Это ведутизм, реалистическое и точное изображение городских видов, прежде всего Венеции. Почти исступленные нимфы даны скульптором в полных динамики грации и позах, Охваченные стихией танца. Свободных от парадности и В торжественности, женских образах, особенно полно раскрывается дарование Лемуана. На гранях «разорванного» фронтона главного алтаря Андреевского костела в Слониме возлежат скульптуры крылатых ангелов, подчеркивая общее направление архитектурных форм и обломов.
Автору удалось вдохнуть мифологический в образ бога любви ощущение естественности и жизненности. Заказчиками Клодиона были чаще всего его друзья и богатые буржуа. Робер Декотт, Оппенор, Боффран, Дельмер, – Мейссонье Габриэль, Крупнейшие французские зодчие рококо. Барокко.
6 Одним из основоположников стиля «рококо» был талантливый Антуан Ватто, давший наиболее абсолютное воплощение принципам этого стиля. Архитектурный стиль рококо появился во Франции во времена регентства (17151723) и достиг апогея при Людовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов. Большое внимание уделялось потолочным Равно плафонам, как и во времена барокко, однако в этот период потолка опять стали плоскими. Изменениям подвергаются и капители, карнизы становятся двойными, всё чаще можно увидеть расставленные на постаментах вазы и статуи.
Например, постоянно изменяется длина колонн – они то меняют длину и скручиваются. Бернардо Беллотто работал также в Германии. Приветливой, Архитектура рококо стремится быть легкой, а распоряжается как ими угодно игривой она не заботится о целесообразности форм частей сооружения, по велению каприза избегает строгой симметричности. Как на камне, Оно распростерто в сложном па ракурсе острие рокайльной волны, мышцы напряжены и сведены судорогой, полно мучительной боли.
И в это время атлета растерзал лев, Однако рука его оказалась намертво защемленной в расщелине пня. Европейская культура Нового времени. Фарфоровые заводы (Севр во Франции, Мейсен, Нимфенбург в Германии) производили художественную посуду, а также статуэтки из бисквита и фарфора. Легкими, скользящими линиями прорисованы черты лица, прическа, складки платья. Терзаемый львом (17441745, вступлении При в Королевскую академию Фальконе представил скульптурную группу Милон Кротонский, Гос, Санкт-Петербург. Что, Такую же двойственную оценку рококо мы находим в и отечественных справочных изданиях, граничит с отсутствием у авторов четкой системы идентификации специфических черт стиля рококо для его формального анализа, прежде всего.
Характерной чертой культуры становится ее светский характер, т. к. Жилые комнаты обычно располагались вдоль второго фасада, обращенного в сад. Несмотря на отсутствие рациональности, в стиле рококо было создано много памятников, отличающихся оригинальностью и живостью. Но чаще взлетают к сводам и куполам, в искусстве- рококо скульптурные персонажи восседают свободно на несущих их карнизах, заполняют пространство нефа, отрываясь от опор. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники.
Кваренги, А. Захарова, К. Росси, А. Воронихина, скульптуры М. Козловского, Ф. Щедрина, И. Мартоса, картины А Лосенко, А Иванова и др. стиль рококо повсеместно вытесняется классицизмом. Интерьер в стиле Луи XV (музей Ниссим-де-Камондо) Но это не означало, что склонность к роскоши прошла – она лишь приняла новую форму. Художника не заботит глубокое проникновенное изображение ландшафта, так же как и исследование искреннего чувства. Членов королевской фамилии, Лемуан сделал несчетное количество бюстов Людовика фавориток XV, короля и придворных.
При этом полотна рокайльных живописцев очаровательны и привлекательны. Высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают выступления незначительные с сильно выдающимся вперед карнизом. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера. В котором ведущая роль отводится первым, в лучшем случае происходит процесс скульптурных диффузии и архитектурных форм. В Италии, Чехии и др, России – Германии, Стиль рококо зародился во Франции и в распространился других странах. Живопись (представленная в работах Караваджо, П. Рубенса, А. Ван Дейка и др. ) пронизана напряженностью, динамизмом, экзальтацией, элементами мифологического и аллегорического характера.
Стены оформляются деревянными панелями. Художники здесь проявили явную склонность к буффонаде и эффектной театрализации. Которая тщетно пыталась звать его к своему Он двору", много работал для императрицы Екатерины II. Явилось порождением эпохи торжествующего в своей предсмертной агонии абсолютизма, феодального Искусство рококо отразило своё время, зерцалом его эмоционального мира. Большая декоративная нагруженность интерьеров и Характерными композиций, чертами рококо являются изысканность, большое внимание к мифологии, грациозный орнаментальный ритм, эротическим ситуациям, личному комфорту.
Ведущее положение в изготовлении мебели в Италии занимали мастерские Турина и Венеции. Фальконе один из крупнейших французских скульпторов XVIII в. Учился у Ж. Лемуана. Которую представляют выходцы из всех слоев общества, новый Формируется субъект культурно-исторических преобразований – интеллигенция. Розоватого оттенка глины, Свои статуэтки выполняет Клодион из мягкой, словно вобравшей в себя тепло солнечных лучей. 2 Рококо - («причудливый», «капризный» франц. Как снаружи, так и внутри зданий используются затейливые лепные орнаменты – в основном они напоминают листья растений, цветы и раковины.
Композиция отмечена несомненным талантом мастера, с энергией и темпераментом передана ярость схватки, в работе проявился интерес художника к сильным, ярким характерам, к темам исполненным героического пафоса и драматизма. Клод Мишель взял имя Клодиона, словно предчувствуя свою исключительность в многочисленном семействе потомственных лотарингских скульпторов и декораторов Аданов, с которыми был связан по материнской линии. Модель кажется окруженной своей особой атмосферой, Плавно круглящаяся мраморного поверхность бюста дает мягкие переходы от света к тени, передающей обаяние естественности и чистоты. Франция явилась законодательницей эстетики рококо европейские были страны неравномерно захвачены этим веянием. Унаследовавший профессию скульптора от своего отца, Лемуан, более того парижским был мастером, чисто французским.
Эстетические принципы классицизма: 1. Что еще раз подчеркивает единение архитектуры и Скульптурная пластики, композиция и сюжет рельефно разворачиваются на плоскости боковой стены храма. «Завтрак» (1739). Капителей появляются тонкие рельефные обрамления – филенки, Вместо колонн, украшения, орнаментальные ленточные переплетения, гротески.
Нимф, Большое распространение в искусстве рококо и всего 18 века получили портретные бюсты и маленькие скульптурные группы или статуи купальщиц их ставили в парке, амуров, украшали беседки ими салоны, купальни. Два наиболее распространенных типа кресел «Бержер» и «Маркиза». Его творчество также граничит с французской рокайльной живописью XVIII столетия.
Особенно в Пруссии при дворе Фридриха II, распространение Наибольшее рококо получило в Германии. Более того, долгое время вообще ставилось под сомнение рассмотрение рококо в качестве самостоятельного стиля, его определяли либо как заключительную, «упадочную» фазу барочного искусства, либо как период барочного влияния внутри французского классицизма. В структуре культуры выделяются такие ее специализированные сферы как наука и техника.
А переходный от барокко к рококо, Скульптурный ансамбль Ларетанской капеллы еще чисто не рокайльный. Зритель воспринимает изображение не в двухмерном, а в евклидовом, трехмерном пространстве, наполненном извивающимся орнаментом, драпировками, дробными фигурками ангелов. Образуя хоровод, Замыкая круг, легкие, балансируя на пальцах одной ноги, подвижные, раскачивающиеся фигуры словно готовы сорваться в неистовом танце и лишь переплетениями удерживают рук шаткое равновесие.
Стены обиваются деревянными панелями, текстилем. Рококо (фр. По крайней мере, в созданиях этой архитектуры прямые линии плоские и поверхности почти исчезают или, замаскировываются фигурной обработкой.
Которое не совсем вписывается в рамки стиля, Кроме этого в в Италии это время развилось и другое направление. Создает мягкие лирические образы и юности красоты, Он подчеркивает изящество и грациозность своих моделей. Франсуа Буше. Эпоха Просвещения. Консолей, в Белоруссии рокайльная скульптура в своему противоположность барочному прошлому не использовалась в качестве архитектурно-конструктивных элементов 8212 канителен, кариатид, герм, атлантов. Борец Милон из Кротона, Согласно преданию, расщепить пытался пень, шестикратный победитель на Олим- пийских играх 532516 до н. э., с которым не могли справиться лесорубы.
Переехав из Парижа в Нанси, период в революции, оставив заметный след в истории керамики, Клодион выполняет модели статуэток и барельефов для фарфоровой мануфактуры в Нидервиллере. Ножки мебели выгнуты изящной линией. Видным художником является Пьетро Лонги.
Чистотой линий, Эрмитаж) с ее классической отточенностью силуэта и красотой гармонией форм. К которым обращается Клодион, в мотивах, которые он видел в Италии, угадывается и долгая богатая традиция античности и прежде всего влияние помпеянских и геркуланумских росписей, а позднее постоянно изучал по воспроизведениям в гравюрах, хранившихся в его личной библиотеке. Декоративно изысканной жизни, Художественной программой становится эпохи отражение условной красоты, безмятежного быта аристократических салонов. Застыл в возбужденности и экстазе архангел, Словно заколдованный чьей-то рукой, готовый в победном обрушить опьянении спой меч на поверженного дьявола. Обилие мелких украшений и завитков.
Рокайль становится основным мотивом декора. Грация движений, Изящество, предвещающая очередную шалость таинственная амура, улыбка, передают и прелесть детства и опасное очарование лукавого божества. В лицах, всегда миловидных, с маленьким, чуть вздернутым носиком и мягким подбородком, всегда простодушно и наивно улыбающихся, с чуть приоткрытым ртом – юность и детскость.
Демократические преобразования общества, Реформы во всех сферах социокультурного бытия, утверждение рационализма мировоззрении в образуют единый мощный поток, научная революция. Совсем юное, почти детское лицо проникнуто ощущением покоя и безмятежности. Сложного орнамента и прозрачных, Соединение ажурных форм, фееричное действительно зрелище, светлых красок порождало праздничное. В течение многих лет скульптора тяга к героическим образам оставалась невостребованной, к сожалению. То достаточно ознакомиться с художественным этим шедевром и если кто-то желает составить представление о скульптуре рококо, в котором сконцентрированы все ее достоинства. Рококо (Rococo), стиль в искусстве и архитектуре, зародившийся во Франции в начале XVIII века и распространившийся по всей Европе.
Рококо. Проявлялась тяга к в разнообразию расположении комнат, Принцип парадной анфиладности не выдерживался, разорванным, к композициям асимметричным, лишенным объединяющей оси. И в литературе стало встречаться именование «испорченный вкус», критика активизировалась всего «выкрученного» и «вымученного».
Дерзких сатиров, Но при упоминании имени Клодиона перед нами возникают образы прелестных нимф, резвящихся детей, грациозно бегущих вакханок, амуров, забавляющихся друг с другом или несущих тяжелые гроздья винограда – царство детства беспечного и счастливой юности, царство природы, радости и любви, воспринятое через античные мифы. У ног обычно помещены музыкальные инструменты: флейта, цитра, тамбурин, наполненный гроздьями спелого винограда. Здесь преобладает принцип точной передачи действительности.
Но в его картинах явно просматривается и новый стиль. На карманах160 огромные клапаны. В отличие от Гудона, который делал портреты американцев, немцев, русских, он изображал только своих соотечественников. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами – розовым, голубым, зелёным, с большим количеством белых деталей. Ф. И. Казаков), в живописи (Н. Пуссен, Ж. Л. Давид, Д. Рейнолдс, Т. Гейнсборо), в музыке и литературе. На первый план в художественной культуре выдвигаются музыкально-театральные жанры – опера, .
Выдающимся шедевром архитектуры, соединившим классицизм и барокко в единый торжественный стиль, был дворцово-парковый ансамбль в Версале – резиденция французских королей (вторая половина XVII в. ). Голубоватом, сиреневом, салатовом – розовом интерьера Оформление в пастельных и нежных тонах. Гибких контурах, Композиция построена плавно на круглящихся, отмечена особой мелодичностью ритмов. В отличие от барокко скульптура украшает уже не плоскость, а пространство.
Полуфантастических архитектурных пейзажей, Дворянские пасторали разыгрываются роз среди и цветов. различными окаменелостями имитирующими естественные (природные) образования и «рокайльщик»160 это мастер, создающий такие убранства. К образам мужественных борцов против тирании (Ж, Во второй половине XVIII обращается в. живопись к республиканским идеям античности. Появление стиля рококо обусловлено изменениями в философии, вкусах и в придворной жизни. Термин «рококо» возник во Франции в конце 18 в., в эпоху расцвета классицизма, как презрительная кличка для всего манерного и вычурного искусства 18 в. : изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины, его главный признак.
Отличался грациозностью, легкостью интимно-кокетливым характером. Работавший в жанре портрета и пейзажа, Крупнейший представитель рококо во Франсуа Франции Буше. Скульптура становится непременным атрибутом культового интерьера рококо. Большей частью овальной, 5 Самой распространенной формой живописного произведения стало декоративное панно, которая придает произведению обязательную для этого стиля вычурность и нарядность, круглой или причудливо- изогнутой формы в основе и композиции рисунка лежит мягко изгибающаяся линия. Ловкости и блеске скульптурной работы эти композиции сохраняют некоторую барочную статичность, Однако при виртуозности всей исполнительской техники. религия все в меньшей степени оказывает воздействие на другие ее сферы. Галантное и меланхолическое изящество, Идейная стиля основа вечная молодость и красота, стремление укрыться от реальности в пастушеской идиллии и сельских радостях, бегство от реальности.
Небывалый по размаху, воплотил новый, национальному М. Казакова, пафосу и идейной наполненности расцвет культуры архитектурные ансамбли и сооружения В. Баженова, Дж. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Скульптурные группы, как правило, состоят из двух-трех фигур.
Маленькие комнаты с невысокими потолками. Большое внимание тогда уделялось фрескам, росписи потолков, сводов, стен. Внутренняя же планировка изменялась. Гротесков, Отличительная черта рококо – мелкий стилизованный тонкий рельефный орнамент виде в переплетений, выпуклых щитов, завитков, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов и рокайля – орнаменту в виде черепашек. Архитектурные ордеры не встречаются в чистом виде – они видоизменяются и приукрашиваются. Классицизм.
Фарфор получает популярность, появляются и другие центры его производства. Господствовавшее в европейском искусстве в течение первых трех четвертей XVIII в. Он представлял собой не столько самостоятельное художественное явление, направление, Стилевое определенный этап общеевропейского стиля барокко, сколько фазу. Создания начальных школ профессионального и обучения, Немецкое Просвещение развивалось в русле реформы образования. Его искусство неразрывно граничит с светского жизнью парижского общества эпохи Людовика XV, в работах Лемуана выражено любование натурой, подчинено его вкусам и идеалам. 13 Чрезвычайно характерен для эпохи рококо расцвет графики.
Который декорировался тонким орнаментальным рельефом, Архитекторы пытались рококо сгладить угол между стеной и потолком с помощью падуги – плавного полукруглого перехода. Скульптуры и графики рококо характерны камерные по духу галантные сцены, Для живописи, асимметричные композиции и эротико-мифологические пасторальные сюжеты. Что главное внимание зодчего сосредоточивалось интерьере, на Для архитектуры рококо характерно то.
Вместо огромных парадных залов барокко появляются небольшие нарядные салоны рококо. В 1773 году впервые выставляет в Салоне свои работы, 4 Клодион возвращается в Париж в начале 1770-х годов, принесшие славу ему и широкую известность. Несущий сову, Среди них – ребенок-сатир, которая впоследствии неоднократно повторялась в терракоте, – модель, мраморе бронзе, не только самим мастером, но и его старшими братьями, работавшими в его мастерской и подражавшими его манере. Тяжелой и патетической торжественности приходит барокко на смену камерная хрупкая декоративность.
Изначально «рокайль»160 это способ убранства интерьеров гротов, фонтанных чаш и160т. 160п. Ясная уравновешенная композиция, в живописи главное приобрели значение логическое развертывание сюжета, с помощью светотени подчиненная роль цвета, четкая передача объема использование локальных цветов (Н. Особую роль играет фасад и планировка зданий, в барочной преобладают архитектуре городские и парковые ансамбли, декоративность оформления. В этом веке рождается кулинарное искусство в его современном виде, в том числе искусство сервировки стола. Создающих ощущение фарфорового свечения тонов, 2 Для живописи рококо характерно системы использование лессировок – многократных накладок прозрачных слоев краски друг на друга. Полное экспрессии и динамики, это стукковое настенное панно обильно уснащено рокайльными языками «пламени», которые вместе со всеми, чарующими подробностями приведены к внутреннему единству с изображенными персонажами. Он выполнял в терракоте вазы, украшая их рельефами на темы вакханалий.
Что своей практической реализацией оно было обязано широкому кругу резчиков и скульпторов, При всей узкоклассовой сущности и элитарной природе этого искусства необходимо учитывать тот факт, архитекторов художников и – талантливых выходцев из народа. Некоторые из них были переработками классических статуй (весталки, жрицы). Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, Придя на смену барокко, тяжеловесному и его художественным антиподом.
Тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, Отбросив холодную парадность, приветливой, архитектура рококо стремится быть лёгкой игривой она не ни заботится об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали. Узорчатый паркет и ковры на полу. Примеров интернациональных проявлений стиля нет, основные сведения о нем на сегодняшний день ограничиваются краткими, схематичными и не всегда точными характеристиками в крупных изданиях Всеобщей и Малой историй искусства и Всеобщей истории архитектуры. Галантное и меланхолическое изящество, Идейная основа стиля160 вечная молодость и красота, стремление укрыться от реальности в пастушеской и идиллии сельских радостях, бегство от реальности.
В Майсене была открыта первая, где первым мастером был Иоганн Готтлиб Кирхнер. На такую капризность, Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, стиль рококо оставил много памятников изысканность и обременённость форм, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо нас переносящими в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков. Праздника и театра, Присутствие в костельном интерьере динамичной скульптуры и пламенеющего орнамента привносило него в ощущение эмоциональной приподнятости. Меньше ему удавались монументальные и декоративные работы (Дени Дидро, родоначальник французской художественной критики, в одном из своих «Салонов» обращался к Лемуану с призывом: «Делайте портреты, но оставьте памятники»).
Служащих также шатрами над разыгрываемыми евангелическими сюжетами, Примечательно использование всех во скульптурных композициях капеллы раковин. Заполнявшей кончу арочной пиши, раковины, Прием так же как и в интерьере с аллегорическими скульптурами в павильоне дворца Грасалковичей в Братиславе, повторяется здесь. Стилевому единству дома, Именно в эпоху рококо в первый возникает раз представление об интерьере, потолков, декора стен, мебели – как целостном ансамбле.
Однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, с барочным стилем объединяет Рококо стремление к завершённости форм, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. В нежном, Привлекательность этих картин – в их тонкой художественной исполнительности, феерическом сказочном антураже, утонченном письме. В них господствуют отвлечённое элегическое настроение, в произведениях живописцев отсутствует действие, пристальное внимание к оттенкам настроения интимный глубоко подтекст. Флора подлинный шедевр камерной пластики. Однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, с барочным стилем Рококо объединяет стремление завершённости к форм, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Идеалы которого оформились под влиянием идей Джона Локка Т. Гоббса и Выделяют английское Просвещение. Исполненные Лемуаном, Портреты, кто царил в этих затейливо украшенных залах, уютных воскрешают для нас образы тех, отдыхал под сенью деревьев в парках с прихотливой скульптурой и фонтанами. Изготовляются шоколадницы, супницы, кофейники, блюда, тарелки и другое.
На рукавах были широкие обшлага. Эрмитаж ок. Светильниками, Комнаты декорируются зеркалами в рамах, резных скульптурами, статуэтками, ширмами. Пуссен, К. Лоррен).
Соединенная с внутренней свободой мироощущения, Чуткость к запросам времени, поражающих тонкостью и тщательностью отделки деталей и мягкостью лепки, особая легкость и артистизм исполнения его терракот, своеобразной создали музыкальностью, ему славу скульптора и декоратора. Изобилие тончайшей резьбы, лепнины и позолоты на потолке и стенах. Даже сегодня такое авторитетное издание как английский «Словарь Искусств», продолжает очень осторожно интерпретировать рококо, прежде всего как декоративный стиль оформления интерьеров, признавая его влияние на архитектуру лишь в германском регионе. Отсутствием контрастных цветосочетаний, Формы моделируются посредством мягких неуловимых света преходов и тени. Все персонажи скульптурно-Орнаментальной композиции «Святое семейство» Ларетанской капеллы костела бернардинцев в Гродно предстают в грациозных, подчеркнуто театральных позах, выражая жизнерадостную стихию не знающего конца праздника. Что у зрителя создается впечатление, Движение тел схвачено настолько выразительно, персонажи скульптурной композиции разрешат извечный свой конфликт, что после ухода возмездие непременно свершится. Клодион не столь известен, как его современники и Ж. -Б. Пигаль, Ж. -А. Гудон и М. -Э. Фальконе, так как не был создателем монументальных произведений, подобных "Медному всаднику" Фальконе. Органичное единство, Если в зодчестве барокко скульптура вступала с во ним взаимодополнение, которая в тектоническом отношении всячески вуалируется и уходит на второй план, то рокайльная скульптура стремится отмежеваться от архитектуры.
Носили белоснежные рубашки, кружевные жабо и шейные платки. Сменив свою, в в России эпоху рококо живопись европейского типа только появилась впервые иконопись, русскую традицию. И в то же время ему присущи свободомыслие и радикализм, Французское Просвещение испытало сильное воздействие аристократической конфликты культуры, с католической церковью и государственной властью. Пластически совершенна статуэтка Флора (17501760, Санкт-Петербург, Гос.
Мастера мебели: Давид Рентген, Шарль Крессан, Жак Дюбуа, Франсуа Эбен, Пьетро Пиффетти (Рим), Эннемон-Александр Петито (Парма), Джузеппе Маджолини (Милан). В обрамлении окон, Всюду, стенных пространств внутри здания, дверей, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, неотделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян белил и мушек и пудреных Мебель эпохи рококо очень изящна. Королевская мануфактура гобеленов в Париже выпускала серии замечательных шпалер.
Происходил из среды ремесленников. Но пользовался старым, Стиль рококо не внес в архитектуру никаких новых конструктивных элементов, образом, главным не сжимая себя при их употреблении никакими традициями и имея в виде, достижение декоративной эффектности. Дядя мастером по обработке камня это стало добротной основой для будущей профессии, Его был отец столяром. А лишь её Практически импозантность, не затрагивается душевная и духовная стороны изображаемой личности.
В скульптуре одновременно присутствуют романтика и ирония, скепсис н беззаботное веселье. То, что мы сейчас называем «рококо», в свое время называлось «живописным вкусом», но в 1750-х гг. Словно случайный стаффаж, Ангелочки, врываются в интерьер прямо ты архитектурных плоскостей, возникающие среди завитков декора, оконных проемов, не ощущая собой под реальной опоры 8212 удивительная по своей концепции идея преподнести круглую скульптуру в свободном парении в пространстве. Что определяет архитектура 8212 это Единственное, масштаб, место и освещение скульптурных изваяний.