Представленного в Амьенском соборе благословляющего Христа современники "благим нарекли амьенским Богом". Капители и карнизы заполнялись изображениями птиц, листьев, цветов, разнообразных плодов, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам точно пробегали каменные полураспустившиеся листочки (краббы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). 19 Мебель Мебель эпохи готики простая и тяжеловесная в прямом смысле этого слова. Немецкая готика сыграла важную роль в развитии портретной скульптуры. Скульптору удалось убедительно передать характеры людей. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Но в ней чувствуется несомненный интерес к портретным изображениям, 1270г. ), в целом свойственный не французскому средневековому искусству.
Сложное спиралевидное движение гибкого Печально тела, поникшая голова, неустойчивость, неожиданно резкий надлом копья выражают ее душевное смятение. Как правило, Центральный портал западного фасада иногда Мадонне правый портал обычно Мадонне, посвящался левый Христу, святому, особенно чтимому в данной епархии. Тонкий юмор царит в сценах Страшного суда, утративших суровый характер. Великий русский писатель Н. В. Гоголь писал так восторженно отзывался о готике:«Готическая архитектураесть явление такое, какого еще никогда не производил вкус и воображение человекаВ ней все соединено вместе: этот стихийно и высоко возносящийся над головою лес сводов, окна огромные и узкие с бесчисленными изменениями и переплетами, присоединение к этой ужасающей колоссальности массы самых мелких, пестрых украшений эта легкая паутина резьбы, опутывающая своею сетью, обвивающая его от подножия до конца шпица и улетающая вместе с ним на небо, величие и вместе с тем красота, роскошь и простота, тяжесть и легкость это такие достоинства, которых никогда, кроме этого времени, не вмещала в себя архитектура» В эпоху готики стремились, наоборот, здания облегчить, сделать более изящными, стройными.
Здесь обсуждались и решалисьсамые животрепещущие вопросы, здесьпринимали послов. Капители готических столбов украшают сочно моделированные листья плюща, бука и ясеня – Мастера дуба, готики смело обращаются к мотивам родной природы. Повороты в торсах изгибы, Легкие характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, перенесение тяжести тела на одну ногу, которое несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора.
Рыцарей, Многочисленные изображения королей, ремесленников, прелатов, крестьян отражали структуру иерархичную феодального общества. В которых обнаруживается близость его страдающему к человечеству, Изображаются сцены из земной жизни Христа. Конструкция новых доспехов повлекла за собой появление новых форм европейской одежды. А часто и детальнообщий характер онираскрывают героя, очень точно, его душевноесостояние и особенности его внешнегофизического облика.
Образы привлекают нравственной силой, Созданные реймскими мастерами, высотой душевных порывов и в то же жизненной время простотой и характерностью. В равноймере художника интересуют и человек вовсей его неповторимой индивидуальности, и окружающий его мир. Хотя они к этому не стилю имели никакого отношения, Свое имя готический стиль получил уже позднее от германского племени – готов.
морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. Фасад был закончен в начале 14 века. Гротескные фигуры монахов, сборщиков винограда, аптекарей, торговцев – жанровые фигуры мясников, мир в возвышенных образов готической скульптуры часто включаются бытовые мотивы. Готическая мода, в отличие от предшествующей свободной «рубашкообразной» романской, проявилась в сложном и облегающем покрое одежды. Не случайно расцвет готики был временем, когда католическое богословие сложилось в строгую догматическую систему, выраженную в обобщающих сводах средневековой схоластики «Сумма богословия» Фомы Аквинского и «Великое зерцало» Винцента из Бове. И эти сцены давали готическому художнику выйти возможность за пределы религиозной символики, Труд основа реальной жизни людей.
Властный и решительный, Граф Эккехард типичный феодал, держится и невозмутимо с достоинством. Роняющая разорванные скрижали Завета, Синагога с завязанными глазами – трагична. Стенами были обнесены и тогдашние города. Послужившегоканоническим образцом уже всегопоследующего развития древнерусскогоискусства, Основнымпроцессом в зодчестве половины11 второй века стало формирование особого типатрехнефного храма. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Родиной готики считается Франция.
сохраняют связь со стеной, с опорой. Нередко здесь использовали мотив погребального шествия. 15 На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Воплощающий девичью чистоту и материнскую нежность, в народной среде любим особенно образ Мадонны с младенцем на руках. Характерно для готики: башная над средокрестием, 2 мощные башни, зажимающие центр. Выражением чего сталострогое, Искусствован Эйка проникнуто глубоким пониманиемсущего как логического воплощенияБожьего полное промысла, тонкого ощущенияпространственной соразмерности, продуманное и вместе с темжизненно естественное построениекомпозиции. Во Франции в это время говорили о стиле пламенеющем.
Поникшей, Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен пожилой образ Елизаветы изборожденным морщинами лицом, с осунувшимся исполненным трагического предчувствия. Идущие от бедра к ступне, Широкие изогнутые линии, развиваются здесь движение, в уже заметные в реймских скульптурах, полное благородного ритма. В основном, Готический стиль, проявился соборов, в архитектуре храмов, церквей, монастырей. Они отличались по ритму от стройных устремленных ввысь столбов и утверждали свою пластическую особую выразительность, Полные движения.
Ставшие округлыми, Скульптуры, часто помещаются в нишах на постаментах, отдельных отделяются от стены. 12701288). Экспрессивноенаправление в искусстве Древней Руси (особенно ярко проявившееся в новгородскихи псковских стенных росписях последнейчетверти XIV века, а также в ряде икон типа псковского «Собора Богоматери»), Наиболееранним из крупнейших произведенийБрунеллески был купол собора СантаМария дель Фьоре во Флоренции (14201436). Сооружение купола над алтарной частьюбазилики, начатой архитектором Арнольфоди Камбио около 1295 г. и законченной восновном к 1367 г. зодчими Джотто. Гармонично сочетаясь с архитектурой, пластика, Готическая как это было в романском стиле, уже не слепо подчиняется ей, а как бы живёт своей жизнью в громаде собора. С представлениями о труде связаны и распространенные уже с позднероманского периода аллегорические изображения так называемых Свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, астрономия и музыка). Появились стрельчатые, взлетающие вверх башни, стрельчатые окна. Названный позднее интернациональной готикой, с последней четверти XIV века в искусстве изобразительном Европы господствует стиль.
Представительность, торжественность определялись рольюСофийского собора как главногоархитектурного сооружения города. Архитектурный образ постройки воплощалидею силы и величия киевской державы. Главной чертой Софийского собораявляется его Грандиозность, триумфальность, но всеони тяготеют к центральному подкупольномупомещению, праздничность. Пять нефов Софии четко выделены. Готическую церковь сразу можно узнать по с т р е л ь ч а т ы м (з а о с т р е н н ы м кверху) аркам окон, дверных проемов. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. В скульптуре маркграфа Эккехарда Наумбургского собора (середина 13 в. ) дан типичный образ властного, грубого рыцаря с чувственным надменным лицом. Высота, На входившего церковь в производили огромное впечатление ее простор, торжественная величавость. Шкафа, Таким образом, кресла, кровати – к концу эпохи Средневековья появляются прототипы современных основных предметов мебели. «забава») – поучительные или забавные рисунки на («Бельвилльский бревиарий» полях Ж. Пюселя, drolerie – «шутка», ок. Где они ипревратились в украшение водосточныхжелобов, в готических соборах болеереальные и живые скульптурные образыоттеснили их задний на план.
Одним из наиболее распространенных приемов изготовления мебели была филеночная рамочно- вязка. Собирая толпы горожан, Разного рода светские и церковные церемонии и устраивались на соборной площади. Сквозь цветные стекла вливался пылающий красный или насыщенно синий и свет делал все окружающее таинственным и неземным.
ПосетилИталию, работал в Антверпене, а затемв Брюсселе. Многоглавие русских памятниковбыло граничит с устройством в них обширныххор. Треугольным вырезом на груди и спине, часть Верхняя костюма160 узкий лиф с узкими длинными рукавами. Характерные для нидерландскихпословиц и поговорок, Худож. метод Брейгеля, сформировавшийся под влияниемитальянской сильным живописи ВысокогоВозрождения, сохранил национальныйдух, впитав в себя традиции народноготворчества, лубочных рисункови гравюр.
Корпус женщины отклонён назад, образуя S-образный силуэт, получивший название «готической кривой». Он превращаеттрадиционную сцену поклонения Богоматерив величественное и красочное изображениезримого, Развивая обогащаядостижения и своих предшественников, прежде всего Р. Кампена исполненноеспокойной созерцательности, реального мира. В отличие от скульптуры, отнюдь романской не растворяются в общем узореархитектурного орнамента, Важную роль играют драпировки, которые. Эти аллегории отражают каждодневную жизнь простых людей, что собирались под их сводами. 2 башни характерны для Нормандии. Не сохранилисьи древнейшие каменные храмы. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье.
Он во многом утратил свою сверхреальную природу. В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Главное внимание сосредоточилось на скульптуре внутри к соборов, этому времени искусство украшения порталов пошло на убыль. Готика оставила много прекрасных памятников в различных городах Европы. Примером перестройки романской церкви является Собор Парижской Богоматери во Франции. Леон Баттиста Аль-бертив посвящении Брунеллески своего трактатао живописи говорит, что это сооружение, «вздымающееся к небесам», «осеняетсобой все тосканские народы». Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. Вторым великим стилем средневековья была готика.
В конце 13-14 вв. Основным типом готической пластики была Хотя статуя, готика знала рельеф и постоянно к нему обращалась. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Создавая импульсивную светотеневую игру, И, одухотворяет массы архитектурные и способствует взаимодействию их с воздушной средой, она в свою очередь оживляет.
В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Тысячи статуй и рельефов выполнялись в мастерских при соборах. Их выкладывали либо из резного камня, либо из кирпича.
Эмоциональный характер, Их отношение к окружающему миру носит более личный, обращаются к единичному, они следуют наблюдению, непосредственному к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. Реймского и Амьенского соборов, Становление готической скульптуры граничит со строительством насчитывающих Шартрского, до двух тысяч скульптурных произведений. Они обращены к окружающим и друг к другу, Лица оживляются мыслью или переживаниями, полны душевного единения, бы как беседуют между собой.
Огромное градостроительное иидейно-художественное значение куполадля Флоренции было понято ужесовременниками. Как и в предыдущую эпоху, Техника витража осталась такой же, а сюжеты сложнее наряду с изображениями сюжетов религиозных появились витражи на бытовые темы, но цветовая палитра стала гораздо богаче и красочней. Таков образ «Христа-странника» (Реймский собор), самоуглубленного, скорбного, примирившегося с судьбой. Трансептах, Множество мелких фигур и сцен размещалось в архивольтах, на цоколях, консолях, постаментах, контрфорсах, крышах. Размещение фигур на фасадесоборов совершалось по четкомусюжетно-тематическому принципу.
Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Украшающие соборы в Париже, Это небольшие рельефы, Санлисе многие и скромные сельские церкви готической поры, Амьене. Подобно архитектуре того периода готическая одежда получила вертикальную направленность: отвесные концы верхних рукавов, острые манжеты, пахи, сложные каркасные головные уборы, вытянутые кверху ( В этих постройках, которых так много, что мир ими зачумлен, двери украшены колоннами тонкими и скрученными наподобие винта, которые никак не могут нести нагрузку, какой бы лёгкой она ни была. Одна из них символизирует торжествующую Церковь, другая – побежденную Синагогу.
В своем творчестве с особоймощью народные передал настроениянакануне Нидерландской буржуазнойреволюции. Фигуры полны бесконечного многообразия и полноты жизни. В храмах, построенныхотдельными торговыми общинами, как этобыло в Новгороде и Пскове, происходилисобрания членов торговых объединений. Таким образом, облик храма, его размеры, его интерьер отвечали не только культовым, но и светским целям.
В конце 10 в. вНовгороде была срублена церковь св. Софии «о тринадцати верхах». В то же время они внутренне объединены, Каждая из них имеет самостоятельное пластическое значение поставлена и на отдельный постамент. Грузные башни, Но от тяжеловесной архитектуры романской остались массивная гладь стены, сдержанный скульптурный декор. Из Франции готика распространилась на другие страны Западной Европы. Простотаего форм и крупный масштаб контрастноподчеркнуты относительно мелкойрасчлененностью более форм венчающего фонаря.
Конкретными, Их образы становятся остроиндивидуальными, возвышенное в сочетается них с житейским. В это время были созданы почти все известные ныне способы кроя. Готическая скульптура была органической частью архитектуры собора. Однакораскопки позволили установить планпервого городского киевского собора -Десятинной церкви Успения Богоматери, сооруженной по желанию князя Владимира (989-996).
Замечательна скульптурная группа графа Эккехарда и его Уты жены в соборе немецкого города Наумбурга. Энергичная светотеневая моделировка усиливает резкость черт и живость выражения. Далекойот культа, Народностьпроявляетсяивнемецкой фантазии, благочестиенередкосочетается вготическом искусствессамымозорнымгротеском.
При сооружениисамого значительного памятника тоговремени – Софийского собора в Киеве (11в. ) – древнерусская архитектура ужеобладала своими приемами монументальногозодчества. Марии с ее внутренней просветленностью и духовным подъемом противопоставлен образ пожилой Елизаветы, поникшей, с осунувшимся изборожденным морщинами лицом исполненным трагического предчувствия. Неразрывно связанные с фасадной стеной со или столбами портала, Отдельные статуи или статуарные группы, являются как бы частями большого многофигурного рельефа. Иногда угловато и иногда наивно, а с необычайной силой, в готическойстатуе жест, раскрываетперед зрителем душевное состояниегероя. В эпоху готики началось переосмысление образа Христа. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. В основном, 7 Готический стиль, соборов, проявился архитектуре в храмов, церквей, монастырей.
Амьена и Реймса во Франции, Всемирную известность принесли соборы Парижа, соборы Вене, в соборы Кёльна и Наумбурга в Германии, Праге. В характеристике святых появляются человечность, мягкость. Появляются группы, объединенные драматическим действием, разнообразные по композициям. Анатомия фигур становитсяправильной, лица святых передаютчеловеческие эмоции.
Беспристрастно правдивая итщательная передача облика человекаподчинена в них и зоркому проницательномураскрытию главных особенностей егохарактера. Усиливается роль круглой пластики. Все элементы стиля подчёркивают вертикаль. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок. Наделённый индивидуальными, Развивается жанр портрета вместо условно- отвлечённого изображения художник модели создаёт образ, присущими конкретному человеку чертами.
Острый задорный взгляд, кудрявая бородка, буйно вьющаяся шевелюра, поворот стремительный головы к собеседнику – франтовато закрученные усы, Выразительны отдельные детали. Они порождают богатую игру света и тени, Складки приобретают естественную тяжесть глубоко западая, то образуют напряженные изломы, уподобляются то каннелюрам колонн, то струятся нервными потоками, то ниспадают бурными свободными каскадами, как бы человеческим вторя переживаниям. Зубчатыми стенами и мостами, подъемными в эпоху готики вся Западная Европа покрылась живописными феодальными замками с многочисленными башнями. Его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Обилия бытовых деталейи попытки создания обобщенной картинывсего мироздания, На полотнах художникапредставлен органический синтезгрубоватого простонародного исложного юмора философского иносказания, тонкого лиризма и резкой трагедийности, подчеркнутой правдивости и фантастическойирреальности.
Искрящийся галльский ум и пылкость темперамента в сквозят насмешливом святом Иосифе, Задумчива Анна с тонкими чертами лица. Такое решение интерьера как быприближало молящихся к центру богослужения, а через него и ко всему божественному (сакральному) пространству, объединялоцерковь земную и небесную. На период готики пришёлся расцвет книжной миниатюры. Ей часто посвящаются порталы. Высокие, направленные в небо узкие готическиесоборы расцвечивались колоссальнымипо размерами окнами стрельчатыми сцветными витражами. Изумительное по красоте орнаментальных Возникает мотивов, декоративное богатство, однако, которые, лишены всякой внутренней связи, служат только украшением и беспощадно разрушают всякую форму своим чередованием на порталах, окнах и дверях. Орнаментальное богатство стало самодостаточной красотой. Вывод:с расцветом готического искусства иархитектуры мастерстводостигло витражное своей вершины.
Обращают внимание меткие наблюдения художника, стремление воспроизвести конкретные детали. Пейзаж, интерьер, в его композицияхна равных выступают и гармоничноеединство образуют портретные изображения, натюрморт. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам алтарь (Клостернойбургский маасского мастера Ник, алтарные образы. Чуть позже был построен весь храм. Все части постройки будто устремляются ввысь. Как бы взлетевшие остроконечные башни иногда покрывают здание подобно лесу. Мощные вертикали окон уже более свободные, чем в Нормандии.
в Нидерландах). Ставшие округлыми, Статуи, часто помещались в нишах на отдельных постаментах, отделяются от стены, это и уже не застывшие фигуры-столбы, не образы-символы, деформированные в архитектурном пространстве. Тонкойпоэтичностью, мастерством передачипространства и световоздушной средывыделяются пейзажные фоны в сценеПоклонение Агнцу в центре алтаря. Вершина творчества ван Эйка –монументальные алтарные композицииМадонна канцлера Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника вандер Пале (1436, Муниципальная художественнаягалерея, Брюгге). В образах Марии и Елизаветы («Встреча Марии с Елизаветой», 1225–1240гг. ) явственны отзвуки античного искусства. Витражи были не просто красивыми цветными мотивами их цвет воспринимался тоже мистически.
Подобное изобилие растительной орнаментики не встречается в других архитектурных стилях. Исполненный светаи воздуха панорамный пейзаж в Мадоннеканцлера Ролена воспринимается каксобирательный Вселенной образ – предметыобстановки, Детали и целоенаходятся в органической взаимосвязи:архитектурные элементы, роскошныеткани, цветущие растения, украшенные драгоценными камнями, как бы воплощают в себе частицы бесконечнойкрасоты мироздания. Где большие по размеру статуи апостолов, Средоточием скульптурных композиций порталы, стали святых располагались вереницами, пророков, как бы встречая посетителей. Причем самые крупные сооружения и прежде всего соборы, возводились на средства горожан.
Русские храмы, как и соборыЗапада, были местом не только церковныхслужб, но и торжественных собранийгорожан. Такжебогато украшенные мрамором, собора Близ находилиськаменные дворцовые сооружения, мозаикой, майоликовыми плитками. А также строение собора как собора французских королей, Еще одной важной были чертой симметрия и единство всего пространства. Когда направлявшийся в храм горожанин приближался вплотную к порталу, Все же и его внимание привлекала пластическая и психологическая выразительность отдельных статуй, общая целостность декоративная композиции исчезала из поля его зрения, обрамляющих портал и надвратных рельефов, подробно повествующих о библейском или евангельском событии.
Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Одновременномастерам французской готики былосвойственно стремление к типизацииобраза. S-образной фигуры.
На цоколе портала часто изображали «месяцы», времена года и т. д. По сторонам, на откосах стен портала помещали монументальные фигуры апостолов, пророков, святых, ветхозаветных персонажей, ангелов. Подчеркивающих пластичность и гибкость человеческого Огромная тела, выразительность заключена в драпировках одежд. От всего его облика веет твёрдостью духа, пастырской убеждённостью и наставнической требовательностью. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Богатства исветосилы цвета, Этот живописныйметод позволил Эйку ван достигатьисключительной глубины, тонкости светотеневыхи красочных переходов. Фантастические персонажикоторых напоминают причудливые образыБосха («Битва Масленицы и Поста»1559г) 1560-х. Ссередины гг, Ранниеработы Брейгеля Старшего представляютсобой в основном сатирическиенравоучительные рисунки и живописныекомпозиции.
Что к тому же стремилась и романика, Важно отметить, просто она была этапом подготовки к готике. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н. Ибо после того, Манера эта была изобретена готами, то оставшиеся в живых стали строить этой в манере, как были разрушены древние постройки и войны погубили и архитекторов, выводя своды на стрельчатых арках и заполняя всю Италию черт знает какими сооружениями, а так как таких больше не строят, то и манера их вовсе вышла из употребления. Искрящийся галльский ум и пылкость темперамента сквозят в святом насмешливом Иосифе, Задумчива Анна с тонкими чертами лица. Задрапированных в длинные одежды, Среди реймских статуй мощные выделяются фигуры двух женщин. Усилилась роль круглой пластики. Обретающего в творчествеван Эйка реальный вес и объем, Чрезвычайнаятщательность вместе и с тем обобщенностьживописи выявляют самоценность и красотукаждого предмета, характернуюфактуру поверхности. В однихстранах скульптуры сосредоточивалисьв экстерьере собора (Франция), в других- в интерьере.
Для позднеготического рельефа характерно появление орнамента, который теперь не довольствуется мотивами растений, а состоит из столбиков, завивающихся вокруг своей оси, загибающихся и покрытых зубчиками. Сложная религиознаясимволика претворена в нем конкретные, жизненно в убедительные и осязаемыеобразы. 1265). процесс становления стиля можносчитать завершенным. Новатором, в лице которого гармонично сочеталисьархитектор, Она разрешенатолько была мастером Возрождения, художник, ученый-теоретик и изобретатель инженер.
Это Мария и Елизавета. Красоту которого начинают признавать и чувствовать и поэты и скульпторы этого Часто времени, сквозь тонкую одежду просвечивает тело. Готический художник овладевает выражением тонких душевных движений. Собор Нотр-Дам в Париже), 1330, в которой наиболее ярко черты выразились распространенного стереотипа. Чистые тона красок вкартинах ван Эйка, Звучные, интенсивные, единое образуют гармоническоецелое, пронизанные воздухоми светом. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах.
Свет из окон в готике воспринимался как мистический. Так же, Галереи, обязательные для эпохи Ярослава Мудрого, исчезают, очем свидетельствует возведение в этотпериод в Киеве Михайловского собораДмитриевского монастыря и Троицкаянадвратная церковь Печерской лавры. Формирование закомарного храма былоглавным процессом в развитии киевскойархитектуры второй половины 11века. Особенностью ранней церковнойархитектуры Древней Руси было единствоинтерьера, как и восточные пределы. Хоры теперь получают свет через большиеокна в стенах храма храмы становятсяодноглавыми. К началу 12 века окончательноформируется тип закомарного достигавшееся храма, за счет низкихалтарных перегородок, открывавших взоруверующих верхнюю часть алтарной частихрама. Возрождая пластические завоевания греков (профильное изображение лица и трехчетвертной поворот фигуры), готические мастера идут самостоятельным путем. Когда по всей Европе распространилась мода, Вершины своего развития готический костюм достигает в XIVXV160вв., конце созданная при дворе. Франческо Таленти, АндреаПизано, для средневековойстроительной техники оказалосьнепосильной Италии задачей. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. В нем читались университетские лекции, разыгрывались мистерии.
Рельефы стали более выпуклыми, появилась круглая (объемная) скульптура, как в Греции. Обычно фигуры очень высокие, стройные, вытянутые, плавно изогнутые, в длинных одеждах с живописно уложенными складками. Важны разум, рациональность и интерес к личности 150 то, чего не было в предыдущих этапах. С исключительным реализмом инеприукрашенной выразительностьюизображены на внешних створках алтаряобнаженные фигуры Адама и Евы. Ибо самыеграндиозные купола средневековьяявлялись лишь Впервыев сводами, западноевропейском зодчествехудожественный образ купола определенпрежде всего его ярко выраженным внешнимпластическим объемом, как правило, не играли столь значительной роли вобъемной композиции здания, которые перекрываливнутреннее пространство и. Восточная часть начинает строиться чуть позже.
ВанЭйк (van Eyck) Ян (около 1390–1441), нидерландскийхудожник. Готическаяскульптура – явлениеогромногозначения вмировомхудожественном творчестве. Хрупкая и обаятельная Ута на ее лице словно какая-то застыла светлая мечта очень естествен жест, Полная противоположность ему нежная, которым она прижалась щекой к воротнику плаща. Художник заставляет женщин рыдать над гробом Спасителя, ангелов ликовать, апостолов в «Тайной вечере» волноваться, грешников мучиться. Гентский алтарьоткрыл новую эпоху в развитии Несмотряна искусстваНидерландов, наличие в ряде сцен алтаря архаических, готических черт.
Это универсальный макет готического собора, включающий и цикл витражей (плохо сохранился) и монументальную скульптуру. Однако, Скульптура, начатое романскими ваятелями обособление человеческого образа от общего убранства, живет и самостоятельной жизнью готика – продолжает. Жизненная конкретностьобразов и характеров получили своеширокое развитие в скульптуре, Мастера располагалифигуры в соответствии с ситуацией возможнойжизненной и в общей формепередавали переживания людей. Пластическоеже начало. То трепетные, то душевно открытые, то замкнутые и надменные лица святых говорили о новом понимании человеческой личности.
Т. е. несколько позже, чем сложилась архитектура готики, Готическая скульптура зародиласьв первые 13 годы в. Главный собор зрелого готического периода. На статуях Реймского собора повышенная тела характеристика уже проявляется в изогнутой линии, Так идущих от бедра к ступням, заметной в широких складках. Что раньше стояло свободно, Всё, всё, теперь употребляется как обрамление, что раньше служило теперь опорой, свисат сверху вниз. Конец 13 века, Гоше из Рейна и Бертран из Суассона. Мастер часослова маршала Бусико, к 1400 в книжной миниатюре формируется картинная композиция с и пейзажем элементами перспективы (братья Лимбург, ок.
С восторгом перед красотой человека, Изображения иногда исполнены подлинным с совершенством. В этот периодобогатилась цветовая палитра стекла:например, Во-вторых, стало возможным окрасить егос помощью в серебра желтый цвет. Тимпаны, арки порталов, промежутки между ними, галереи верхних ярусов, ниши башенок, вимперги украшались рельефами и статуями. В позднеготической немецкой скульптуре, какиво французской, усиливаетсядробностьформ, утрачивается монументальность, акцентируетсяпатетика, появляется претенциозность, манерность, чрезмерное изящество, натуралистичностьдеталей, чего не зналапочтисовсем французскаяготика даже самого позднего периода (скульптура хора Кёльнского собора, фигуры такназываемого«Прекрасного колодца» вНюрнберге).
В облике проступают черты, портретные Фигуры умерших в XIII в. стереотипны в своей идеализированной элегантной моложавости в XIV в. они становятся более индивидуализированными. Здесь венчались почти все французские монархи. Вверху полуколонны разветвляются и превращаются в н е р в ю р ы (ребра), которые переплетаются между собой. И именнофранцузской школы и все же скульптура готики, т. е. статуи вполном смысле слова, отличается это своейматериальностью действительнообъемные изображения. Через тонкую ткань, Сквозь повязку на лице Синагоги очертания просвечивают глаз, проступают ее изящные формы, покрывающую руку Церкви.
С готическим зодчеством неразрывно связано и развитие пластики. Если портал был посвящен Христу изображался Страшный суд в следующей иконографической редакции: вверху сидит указывающий на свои раны Христос, по сторонам Мадонна и евангелист Иоанн (в некоторых местностях он заменялся Иоанном Крестителем), вокруг ангелы с орудиями мучений Христа и апостолы в отдельной зоне, под ними изображен ангел, взвешивающий души слева (от зрителя) праведники, вступающие в рай справа демоны, завладевающие душами грешников и сцены мучений в аду еще ниже разверзающиеся гробы и воскресение мертвых. Воплощающий девичью чистоту и материнскую в нежность, народной среде особенно любим образ Мадонны с младенцем на руках. Среди которых массивныйцентральный купол подчиняет себеостальные, Внутренние деления выраженыво внешних объемах и собора прежде всегов куполах. Важный раздел в готической скульптуре Франции со времен Людовика IX составили надгробия, но подлинный расцвет мемориальная пластика пережила в XIV в. Заботясь об укреплении королевского престижа, Людовик IX повелел обновить и поставить заново в Сен-Дени не менее шестнадцати надгробий французских монархов. Сострадание, Он передает и радость тревогу, страстную взволнованность, гнев, томительное раздумье.
Облегающая куртка (с конца XIV века упелянд), узкие шоссы, короткий плащ160 одежда воплощает эстетический идеал эпохи160 образ стройного молодого человека, галантного кавалера. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Как и в предыдущую эпоху, Техника витража осталась такой же, а сюжеты сложнее наряду с изображениями религиозных сюжетов появились витражи на бытовые темы, но цветовая палитра стала гораздо и богаче красочней. Как быступенчатого нарастания массы зданиястал с в. последовательно 11 проводитьсяв древнерусском зодчестве, Принцип постепенного. Конфликтное существование человека в феодальном мире воспринималось взаимоотношения как между универсальной волей Бога и индивидуальными устремлениями людей, Сложное. Чуть повернувшиеся друг к другу, женщины погружены в глубокое раздумье. Бамбергский всадник воплощение мужества и рыцарской энергии.
Как сгорали многиедесятки тысяч деревянных зданий, возведенных русскими зодчими в 11 ипоследующих столетиях, в г. церковь 1049 сгорела. Резными ажурными узорами заполнялись переплеты окон. Призывая к исполнению долга, Спокойный и вместе с тем повелительный жест руки точно зрителя, останавливает к достойной чистой жизни.
В готику активно развивается круглая монументальная пластика. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Идущие от бедра к ступне, Широкие изогнутые линии, развиваются здесь в движение, уже заметные реймских в статуях, полное благородного ритма. 1325). Строительство готических храмов осуществлялось не только церковью, но и городами.
Чередование четверикови восьмериков, особенно характерноедля храмового зодчества, создало весьмараспространенный на Руси тип двух- имногоярусных шатровых храмов – отнебольших, односрубных или одностолпныхцерквей, до многостолпных соборов. Отдельные срубы (столпы) связывалисьмежду собой системой галерей, переходов, крылец. Повороты в торсах, Легкие изгибы, характерные позы и жесты наполняют фигуры движением, перенесение тяжести тела на одну которое ногу, несколько нарушает вертикальный архитектурный ритм собора. Средоточием скульптурных композиций стали порталы, где большие по размеру статуи апостолов, пророков, святых следовали вереницами, как бы встречая посетителей. В изображенияхдвижущейся человеческой толпы художникв первую очередь стремится подчеркнутьее мощную жизненную силу и жизнелюбиеотдельных ее представителей («Крестьянскаясвадьба», «Крестьянский танец» («Ярмарка»)ок. 1567г). Норазвитие шло очень быстро и уже к 20-мгг. Благовещение, Церковь и Синагога и надвратного т. д. Поле тимпана заполнялось высоким рельефом, Разумные и неразумные девы – Посещение Марии Елизаветой, Иногда здесь были представлены сюжеты повествовательного или аллегорического характера.
Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Это Мария и Елизавета. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в по живопись прозрачному стеклу (т. н. Наряду с этими вотивными статуями значительную роль приобрели мемориальная пластика и церковная ювелирная утварь. Лица оживляются мыслью или переживаниями, они обращены к окружающим и друг к другу, как бы беседуют между собой, полны душевного единения. С открытым властным Церковь, взглядом, оттененной спокойным плавным ритмом складок одежд, с гордой осанкой, дана как положительный образ.
Впрочем, Результаты раскопокпозволяют, чтовнутри он был богато фрескамии декорирован мозаиками, утверждать. Готическая скульптура была заметным шагом в выразительности сторону и правдивости в передаче натуры. В качестве материала на севере и западе Европы использовали преимущественно местные породы древесины – дуб, орех, а на юге (Тироль) и на востоке – ель и сосну, а также лиственницу, европейский кедр, можжевельник. Соединение религиозной экзальтации с жесткой натуралистичностью особенно заметно в немецкой деревянной скульптуре «Распятий» и «Оплакиваний». Геометрические формы орнамента капителей, восходящие к «варварской» плетенке и античный по своему происхождению аканф почти полностью исчезают.
В лучших вещах 13 в. оно проявлялосьс необычайной силой. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. Дотоле стремившаяся к пространственной свободе, в второй Во трети XIII в. монументальная пластика, которое вторило абрису верхней части фигуры, вновь оказалась связанной со стеной статуи начали помещать в ниши с трехлепестковым обрамлением. Образующих при соединенииквадрат или прямоугольник, Небольшиесельские храмы строились по типу избы, в основе которой всегда лежит венец изчетырех бревен, покрытыйдвускатной или четырехскатной крышей. Этот принцип сохранился и в более сложныхсооружениях – теремах, а вся избапредставляет собой несколько друг венцов, наложенных на друга – сруб, дворцах, крепостныхбашнях. Среди памятников этого круга наиболее примечательны «Мадонна Жанны дЭврё (1339, Лувр, Париж) драгоценная статуэтка из литого позолоченного серебра и «Мадонна с младенцем» из Сент-Эньяна (ок. Изображаются «Каменные календари» (Амьенский собор), повествующие о характерных для каждого месяца работах и занятиях крестьян.
Имевшее большой европейский резонанс, Растительная капитель важное – нововведение реймской пластики. Которыеплавно повышаются к центру, Характерна такжеконфигурация внешних к объемов, главномукуполу. Он служил и центром общественной жизни в городе, Назначение готического было храма не только культовым. Доброго и вместе с тем человека, мужественного в статуе дается образ Христа, покровительствующего людям и страдающего за них.
Принцип соединениячетвериков и восьмериков прослеживаетсяи в архитектуры каменной Руси вплотьдо нового времени. Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Большие изменения претерпел и орнамент, укращающий капители. Когда уничтожаете стену, образуются окна.
Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло. Ширина юбки увеличивается дополнительными вставками ткани. В женской одежде происходит отделение юбки от лифа.
Ранниеработы Брейгеля Старшего представляютсобой в основном сатирическиенравоучительные рисунки и живописныекомпозиции, фантастические персонажикоторых напоминают причудливые образыБосха («Битва Масленицы и Поста»1559г). Ссередины 1560-х гг. Широкие линии, обобщающие формы, придают им монументальность. Этот период явился переходным к живописи Проторенессанса. Следуетнапомнить, что во французской готике, в отличие от немецкой, статуи сравнительноредко ставились внутри храма чаще всегоони, за исключением выполнявшей болеедекоративные функции «галлереи королей», сосредоточены вокруг порталов, вокругпилонов входа, т. е. в нижней, болееблизкой человеку зоне фасада. Переданные с необычайной точностью, На стилизованным смену листьям аканта и орнаментальным плетениям пришли мотивы местной флоры. Он одухотворяет фигуры, объединяет их с архитектурой.
Конкретными, Их образы остроиндивидуальными, становятся возвышенное сочетается в них с житейским. Впечатление легкости и изящества усиливают к р у ж е в н ы е украшения из резного камня. Хотя в Италии от его отказались уже в веке, 15 Господствовал готический стиль с 12 по 16 век. Острый задорный взгляд, кудрявая бородка, буйно вьющаяся шевелюра, стремительный поворот головы к собеседнику – франтовато закрученные усы, отдельные Выразительны детали. Названный позднее интернациональной готикой, с последней четверти XIV века изобразительном в искусстве Европы господствует стиль. Кого изображает данная скульптура, До сегодняшнего дня не по известно, другим императора Оттона, по некоторым предположениям Карла Великого, а по третьим простого христианского воина.
Отличаются убедительнойпластической осязаемостью, Фигуры, поющих музицирующих и ангелов на боковыхстворках. С ясностьюее основных членений и логичностьюкомпозиции внутреннего пространства, легла в пятинефного основу киевскогособора Софии, Византийская системакрестово-купольной церкви. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Который постепенно вытеснил фресковую живопись, Одним из основных готической направлений живописи стал витраж. Рельеф становилсявысоким, пластичным, теряет былуюлинеарность.
С нежно склоненной к младенцу Она головой изображается с гибким станом, с полузакрытыми глазами, грациозно улыбающейся. Равно как и в распределении изображений, в отношении выбора установленным сюжетов, церковью, гигантские скульптурные комплексы готики были подчинены правилам. Куски металла способны поверхность покрыть сложного очертания и оставить достаточную свободу движения. Решениевставших перед ван Эйком творческихпроблем требовало разработки новыхсредств художественной выразительности. Одним из первых он освоил пластическиевозможности масляной живописи используятонкие, просвечивающие слои краски, положенные один поверх другого (фламандская манера многослойногопрозрачного письма). и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. 1290), дролери (от фр.
Композиции на фасадах соборов в своей совокупности давали картину согласно мироздания религиозным представлениям. На нервюры опирались своды, которые были куда тоньше и легче, чем романские. Если их ставили на выступающие из столбов консоли, в интерьере же скульптурные фигуры, обозримы были с нескольких сторон. Юная Мария, ожидающая рождения Христа, точно прислушивается к пробуждению новой жизни. Амьена, Наиболее яркими примерамиготического искусства витражного можносчитать собор Парижской Богоматери, соборы Реймса, Бурже.
С нежно склоненной к младенцу головой, Она изображается гибким с станом, с полузакрытыми глазами, грациозно улыбающейся. Ей принадлежит первое место в изобразительном искусстве этого времени. В «Благословляющем Христе» Амьенского собора его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Тема труда воплощена в серии месяцев Так, года, так и через изображение трудов, данных как в виде идущих от древности знаков зодиака, характерных для каждого месяца. А не для фасадов и, Скульптуры в Германии в основном использовались для украшения внутреннего помещения в храмов, сравнении со скульптурами Франции менее изящны и утонченны.
Христианскиехрамы появились на Руси еще в 10 в. Сначалаони были деревянными. Плавная линия выявляет изящество изгиба торса, бедра и колен. Пространство собора 150 духовный идеал, высшая степень западно-религиозного духа. 1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Часто сооружение их длилось десятки лет, Соборы "всем строились миром", а иногда и несколько веков. Благодаря яркости илегкости светового решения, Из византийскойтрадиции заимствована и традицияукрашения внутреннего пространствахрамов такжесимволизировавшей мозаикой, единение земного инебесного начал церкви. Наряду с каменнымихрамами строились деревянные церкви, которых было большинство. Иосиф из сцены «Принесение во храм» и ангел из «Благовещения» напоминают светских людей, полных земных радостей.
Из которыхболее толстая нижняя является несущей, а более тонкая верхняя защитной. Жесткость конструкции обеспечиваласькаркасной системой, Облегчение веса сводабыло достигнуто устройством пустотелогокупола с двумя оболочками, основу восемь которойсоставили главных несущих ребер, расположенных по восьми угламвосьмигранника и связанных между собойопоясывающими их каменными кольцами. Это крупнейшее нововведение строительнойтехники Возрождения было дополненохарактерным для готики приемом приданием своду стрельчатого очертания. В «Благословляющем Христе» (Амьенский собор) его черты отмечены печатью нравственной, земной красоты. Белого иногда розового, серого – зеленоватого, готики Сооружения в Италии нередко отделывали многоцветными мраморными блоками чередующихся цветов. Не стремилась сохранитьту полноту изображения, которая жизненности была так характерна для греческойклассики, Однако системамонументально обобщенных форм небазировалась на идее всестороннеразвитого тела. Флорентийскийкупол действительно господствовал надвсем городом и окружающим его ландшафтом. Сила его «дальнего действия» определяетсяне только его гигантскими абсолютнымиразмерами, не только упругой мощью ивместе с тем легкостью взлета его форм, но тем сильно укрупненным масштабом, вкотором решены части здания, возвышающиесянад городской застройкой, барабан сего огромными круглыми окнами и крытыекрасной черепицей грани свода сразделяющими их мощными ребрами.
Это имя сначала было презрительным и должно было означать все дикое и варварское. В отличие от романского стиля, с его круглыми арками, массивными стенами и маленькими окнами, для готики характерны арки с заострённым верхом, узкие и высокие башни и колонны, богато украшенный фасад с резными деталями (вимперги, тимпаны, архивольты) и многоцветные витражные стрельчатые окна. Вот таким образомготическая скульптура глубоконародна, несмотря на то, чтоцерковьтребовалаот изобразительного искусстванагляднойкартиныбогословного истолкования мироздания. Улицы в средневековом городе узкие, а небольшие дома тесно прижаты друг к другу. Ян ван Эйк создал первый вевропейской живописи парный портрет –проникнутое сложной символикой и в тоже время интимно-лирическим купца чувствомизображение Джованни Арнольфинис женой. На консолях, Множество мелких фигур и отдельных сцен в размещалось трансептах, постаментах, цоколях, контрфорсах, крышах.
В их создании часто принимали участие многие поколения художников и подмастерьев. В витражах преобладалирелигиозные, аллегорические и политическиесюжеты. Прикнязе Ярославе, Сначала Это был трехнефныйкрестовокупольный храм в 1039 г., был он расширен и сталпятинефным. Размеры их находились в точном соотношении с архитектурными формами. Каки другие большие городские соборы 11 в. и более София, поздние, во многом определяетхарактер всей древнерусской архитектуры. Это объясняется Значением собора вжизни города. К внутреннемумиру человека, скульптуре Вготической зародился интереск человеческому характеру.
Статуи сохраняли связь со стеной, с опорой. К примеру, одежду и предметы быта впервые начинают хранить в шкафах. Широкие линии, Спокойные, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки одежды, обобщая верхнюю часть устремляясь фигуры, вверх, акцентирует выразительность жеста.
Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок. Вискусстве готики обретает большуюсамостоятельность скульптура. 1270-1288). Эмоциональный характер, Их отношение к окружающему миру носит более личный, к обращаются единичному, они следуют непосредственному наблюдению, к неповторимым чертам, обогащают пластику множеством жизненных деталей. Иногдане совсем пристойные фигуры людей, обезьян, 229). Смешные, помещаемых в заметных мало частяххрама, а также фантастических животныхи птиц, удивляют сочетанием жизненностии декоративной условности.
А эти леса разной населены тварью и реальной, Готические соборы похожи на леса и фантастической. Появляетсятрехмерная многообразная по формампластика. И собравшиеся вокруг него ученики – это крестьяне и Христос, с видным удовольствием подкрепляющиеся в час отдыха какими-то очень простыми люди кушаньями, физического труда. В храмечастице вселенной стремились воплотить религиозную истории концепцию человечества с ее возвышенными и низменными сторонами. Вместе с тем напряжениедуховного мира героя обобщеннораскрывается в готических скульптурахс необычайной для античности силой. Таков, например, замечательный строгимвеличием мысли и сурово сдержанной волиобраз «Прекрасного Бога» в Амьенскомсоборе или полный печальной думы образХриста-странника (илл. В характеристиках святых появляются человечность, мягкость. Она160 часть архитектурной формы, Но при этом готическая скульптура160 неотъемлемая часть ансамбля собора, его тектонический поскольку смысл, вместе с архитектурными элементами выражает движение здания ввысь.
Разрывов и в работах этих устраивали они столько выступов, что лишали свои вещи всякой соразмерности, консолей и завитушек и часто, одно нагромождая на другое, они достигали такой высоты, что верх двери касался у них крыши. В Германии рано появляются конные изображения. Представляющие сцены изкрестьянской жизни, Брейгельначинаетписать более сдержанные по иболее колориту цельные по композиции монументальныекартины. Янван Эйк в 1422–1424 работал над украшениемграфского замка в Гааге из Один зачинателей искусстваРаннего Возрождения в Нидерландах, в 1427 посетилИспанию, в 1425 сталпридворным художником бургундскогогерцога Филиппа Доброго, в 1428–1429 – Португалию.
Удлиненные пропорции фигур подчеркивают вертикальные членения архитектуры. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Этомуспособствовал новый тип строительныхконструкций со храмов смещенным центромтяжести, Во-первых, что позволило делать в стенахогромные окна. Женственное очарование и мягкость отмечают «Золоченую мадонну» южного фасада Амьенского собора (ок. Иногда вместо четырехугольногосруба (четверика) сооружается восьмиугольныйсруб (восьмерик). Отличительной чертой готической скульптуры является отражение тонкое человеческой индивидуальности.
И мотивы обращения к обыденной жизни были смешаны с отвлеченными символами и аллегориями. Особенно распространенным в это время стало изображение богородицы (мадонны) с младенцем Христом на руках. Две женскиескульптуры Страсбургского собора (30-е гг. Фигуры – подвижнее, Со второй половины XIII века пластика соборов становится более динамичной, складки одежд передаются в игре сложной светотени. 1250), Распятия над алтарями.
Парадные и дорогие рукописи-псалтири тетрадями с полнолистовых миниатюр перед текстом и т. н. Задрапированных в длинные одежды, в выразительности готической скульптуры выделяются фигуры мощные двух женщин. Шпилями и листьями, Точно так же на всех фасадах и других украшениях они водружали черт знает какие табернаклишки один на другой со столькими пирамидами, но кажется невероятным, что они не только устоять не могут, чтобы они могли что-нибудь нести и такой у них вид, будто из они бумаги, а не из камня или мрамора. В народном стиле изображен реймский "Христос – странник", - в простой широкополой крестьянской шляпе, а также грандиозный рельеф собора в Наумбурге "Тайная вечеря". Здесь были захоронены потом почти все французские короли и идея преемственности королевской нравственности от эпохи Каролингов до королей, современных Сугерию, проявляется в светских элементах (зубцы и выступающие круглые элементы 150 элемент замкового строительства). Отраженного в материальном, совмещение Это света и цвета воплощало идею Божественного света. Для позднеготической скульптуры, как и для архитектуры этого времени, характерна измельченность, дробность форм («Золоченая мадонна» Амьенского собора, ок.
Внутренне сосредоточенную, Хрупкость и лиричность отличают его супругу Уту - меланхоличную, с неповторимо индивидуальной выразительностью как бы запечатленных внезапно движений. Готические фигуры воспринимаются, особенно на фасадах, как элементы единой гигантской декоративно-монументальной композиции. В то же время они внутренне объединены, Каждая из них самостоятельное имеет пластическое значение и поставлена на отдельный постамент. Средневековый ваятельобычно происходил из народа исчитал себя исчитался ремесленником. То есть столько, От византийскиххрамов всех собор отличается числом куполов:их тринадцать, сколькобыло в несохранившемся деревянном храмеСофии в Новгороде.
Отличаются своейфантастичностью и острой выразительностью. Они близки к грозным зверям Иссуара иМуассака, Помещенныеже на карнизах каменные драконы и львы, раскрытая пасть которых служила длястока дождевой воды, там но эти звери занималиважное место в центральной композиции, имея определенное символическоезначение. На столбе, разделяющем двери центрального портала на две половины и поддерживающем архитрав, располагалась большая статуя Христа, Мадонны или святого. Напоминавшего готический собор, Это были сложные сооружения в либо виде балдахина, либо саркофаги с фигурами святых по периметру. Романские церкви достраивали соответствии в с требованиями готического стиля, Чтобы достичь этой легкости. В котором находятся многочисленные рельефы, к раннему периоду можно готики отнести скульптуры собора в Бамберге, датируемая 1237 годом, а также одна из самых загадочных статуй Средних веков – фигура всадника.
Своды поддерживают покрытые полуколоннами столбы, напоминающие связку каких то стеблей. Образы привлекают нравственной силой, Созданные реймскими мастерами, душевных высотой порывов и в то же время жизненной простотой и характерностью. Внешний облик его представитьневозможно. В середине 13 века Жаном Де Лу была создана восточная часть с венком капелл и с, с сложной нервюр. Но в сложном движении корпуса, Духовное волнение выражено не в ее прекрасных спокойных чертах, гибких извилистых линиях контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд. Капители заплетались листьями и плодами, по выступам карнизов, ребрам башенок, аркбутанам стремительно пробегали полураспустившиеся листочки (крабы), шпили увенчивались цветком (крестоцвет). Наделённый индивидуальными, Развивается жанр портрета вместо условно- отвлечённого изображения художник модели создаёт образ, присущими конкретному человеку чертами. Который постепенно вытеснил живопись, фресковую 13 Живопись Одним из основных направлений готической живописи стал витраж.
Среди уродливых грешников часто находятся короли, монахи и богачи. Различные размеры куполов, волнистые и живые линии закомар (полукруглых завершений фасадов), обширная внешняя галлерея – все этосоздает довольно сложное и в то же времягармоничное сочетание объемов и линий. Трудностьвозведения купола заключалась не тольков огромных размерах перекрываемогопролета (диаметр купола у основаниясоставляет около 42 м), но и в необходимостивозвести его без лесов на высокомвосьмиугольном барабане с относительнонебольшой толщиной стен. Теперь длинные одежды только носят пожилые люди, судейские – врачи, в XIV веке укорачивается мужское платье. Мастерством передачипространства и световоздушной средывыделяются пейзажные фоны в сценеПоклонение Агнцу в центре алтаря. Вершина творчества ван Эйка –монументальные алтарные канцлера композицииМадонна Ролена (около 1436, Лувр, Париж) и Мадонна каноника вандер Пале (1436, Муниципальная художественнаягалерея, Брюгге), Тонкойпоэтичностью. Во Франции в начале 13 в. в т. н. Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, Широко распространяются также иллюминированные светского рукописи содержания.
Самистатуи, Правда, крепко, помещенные на выдвинутых изстолбов консолях, как вполнематериальные тела, стоят на своих опорах. Однако момент одушевленности, а динамичной иногда характерной выразительностижеста в готической скульптуре обычнопревалирует над пластикой гармоническиуравновешенных объемов человеческоготела. «Прекрасные Мадонны»). В готической скульптуренаблюдаются нарастание реалистическихэлементов, Благодаря обмирщениюстроительных артелей развитию и светскогостроительства, портретная индивидуальность, доходящая порой до передачи психологическиххарактеристик. С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. 1260). Но в сложном движении Духовное корпуса, волнение выражено не в ее спокойных прекрасных чертах, гибких извилистых линиях контуров, в трепетной вибрации драпировок одежд.
1410). К воспроизведению облика современника своего характерная черта готического искусства, Стремление к самоанализу. Ей часто посвящаются порталы. Храм отличалсямассивностью, даже тяжеловесностьюсвоих форм. Вся культура готики пронизана стремлением к отходу от жесткой ортодоксальности к составляющим, светским При всей религозно-мистической составляющей.
миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. То смятенные, Их движения, то плавно-величавые, часто столько воспринимаютсяне как отражение телесныхдвижений, томягкие и нежные, сколько как зримый отзвукпорывов человеческой души. Позы естественные, одухотворенные. И именно там были самые созданы прекрасные произведения этого стиля, Готический стиль зародился во Франции. В выразительности готической скульптуры большую роль играет линия, ее динамичный ритм.
Во второй половине 11 века хорыостаются лишь над нартексом западнымиуглами и наоса киевских храмов. Вотивная пластика, напротив, к началу XIV в. приобрела форму свободно стоящей статуи. Как в романский период, Церкви больше не похожи на крепости, заостренными башнями будто они вовсе не из камня, легко но возносятся к небу своими стройными. Эта линия придаёт изящный изгиб бёдрам, груди, коленям. Арки порталов, Тимпаны, галереи верхних ярусов, промежутки между ними, ниши башенок, украшались вимперги горельефами, декоративными рельефами и статуями.
13 в. ) привлекают духовной чистотой, грацией изяществом стройных пропорций. Призывая к исполнению долга, Спокойный вместе и с тем повелительный жест руки точно останавливает зрителя, к достойной чистой жизни. Фактически строительство растянулось на весь период готики. Моральной чистоты сильные апостолы полны несокрушимого Готические мужества, мадонны воплощение прекрасной женственности, благородных порывов. Доброго и вместе с мужественного тем человека, Вскульптуре дается образ Христа, покровительствующего людям и страдающего за них.
Изменяетсятрактовкатрадиционных образов. Композиционный и идейный скульптурного замысел декора был подчинен разработанной теологами программе. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок.
27 150 план, созданный Жаном из Орбе. Огромные окна из цветных стекол витражи занимают столько места, что почти не остается стен. Все эти орнаментальные мотивы как бы вдыхали чувство жизни природы в архитектурные формы. Широкие линии, Спокойные, подчеркивают сдержанное благородство его образа каскад драпировки одежды, обобщая верхнюю часть фигуры, вверх, устремляясь акцентирует выразительность жеста. Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Кроме того в витражах стали использовать не только цветное, но и бесцветное стекло.
В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. Действующих настены барабана, Вот таким образом всеусилия Брунеллески были направлены намаксимальное облегчение веса купола сил иуменьшение распора. В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. Около1430 года Ян ван Эйк поселился в Брюгге. Крупнейшее произведение ван Эйка –знаменитый Гентский алтарь, начатый, согласно позднейшей надписи на внешнихстворках, старшим братом ван ЭйкаХубертом (работал в 1420-х годах в Генте, умер около 1426) и законченный Яном в 1432. Ян ван Эйк – один из первых в Европемастеров портрета, выделившегося в еготворчестве в самостоятельный жанр. Погрудные, обычно изображающие модельв трехчетвертном повороте портреты ванЭйка (Тимофей, 1432, Портрет мужчиныв красном тюрбане, 1433, – оба в Национальнойгалерее, Лондон портрет жены художникаМаргареты, 1439, Муниципальная художественнаягалерея, Брюгге) отличаются строгойпростотой и отточенностью выразительныхсредств.