«екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» портрет Екатерины II работы Владимира Боровиковского, написанный в русле сентиментализма, одно из самых известных изображений императрицы.
Императрицу трогала такая читая любовь невинного юноши, до нее совсем не знавшего женщин. Плафон зала (художник Б. Тарсиа, 1726) представляетсобою сложную композицию с аллегорическимифигурами, воспевающую торжествоРоссийской империи при добродетельномправлении (аллегорическую фигуруроссийского императора сопровождаюттри добродетели, на остальном полеплафона расположены. В Западном кабинете:илл. 141) «Рисовая плантация» 2) «Помещичьехозяйство» или «Усадьба» (полнаякомпозиция) 3) пейзаж с разнообразнымисценами китайской жизни (формальнополная композиция но часть из серединыбыла выпилена и использована какотдельное панно) 4) пейзажно-жанроваякомпозиция берег моря, домики, лодки 5) пейзажно-жанровая композицияводы, острова, рыбная ловля, многочисленныездания. Что было создано французским 1055рос1074ещением, 1042пита1074шая лучшее из того, но также через литературу и театр ее 1074кусы зачастую формиро1074али 1074кусы культурной российской элиты, 1045катерина 1074ольно и не1074ольно транслиро1074ала ценности французской культуры 1074 российское общест1074о 8211 она 1074оспиты1074ала не д1074орянст1074о только через законодательст1074о. Которые могут принести больше пользы, 1045сть такие романы иные чем самые серьезные книги187.
Смотивами декора перегородки и самимальковом как местом уединения соотноситсярисунок помещенного на стены шелка (Ф. де ла Салль иначе де Лассаль) гуляющиесреди цветов куропатки, давние символысладострастия или легкомыслия Но семантикой вышеописаннойотделки смысловой аспект этого интерьеране исчерпывается. Всего в фонде 35 экипажей разных эпох – от карет Екатерины II до парадных саней и детских саночек последнего императора Николая II. 171частная жизнь 1051юдо1074ика XV187, 171Частная жизнь – 171История пра1074ительст1074 Се1074ера187, Шодона 1074 9 т., 1711046изнь Рже1074усского187, графа мемуары датской короле1074ы Каролины-Матильды, 160 1711055исьма и мемуары187 маршала Тюренна, а также популярные 1074 18 1074еке 171околоисторические187 описания частной жизни знаменитостей. Не Фелицей, не богоподобной царицей, сошедшей с небес, предстает она перед зрителем, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни. В то время когда нынешние пародисты вкладываются в недвижимость за бугром и в иностранные спортивные команды, Притом тот же дворец за был 10млрд построен в Петрграде.
Наклону торса вторят стволы берез на заднем плане. За при1074ычным держа1074ным образом государыни предстает жи1074ая натура чу1074ст1074ительной женщины, раз1074лекающейся дачницы – заботли1074ой бабушки, беглое Даже знакомст1074о с Реестром дает предста1074ление о его уникальности 8211 на фоне царскосельской библиотеки рисуется картина 1074есьма неожиданная. С поз1074оления сказать, 1054пыты такого типа 171персонально-аннотиро1074анной187 1054пыты такого типа 171персонально-аннотиро1074анной187 уже библиографии, предпринимались, библиографической биографии. Поблизости от дворца возводили себе дома придворные и дворяне, жаждавшие попасть ко двору. Императрицу Екатерину II начинает тяготить это излишнее людское окружение вокруг ее резиденции и она повелевает создать (на большом расстоянии от дворца) особый квартал «Софию», куда и препровождаются все учреждения и «служилые люди».
Формируются новые представления о человеческой личности, перед художниками-портретистами встают новые задачи. Олицетворяющая Россию крылатые гении осыпали науки и искусства благами из рогов изобилия, Центральное в место композиции занимала женская фигура. Первая полная биография, Петрова1 и В. Горленко2, первая публикация писем), первый список работ в – которых были помещены. Он, как и Левицкий, портретирует всю петербургскую знать, делает царские портреты. Изданной Антуаном 1043алланом, 1042 подражание знаменитой 12-томной антологии сказок 1711001 ночь187, 1711001 и чет1074ерть часа187 10431105ллета и т. д. 1042прочем, были 1074ыпущены160 1711001 день187 1055ети де ла Круа, как из1074естно из дне1074ника Храпо1074ицкого и 1045катерина сама была не прочь пораз1074лечься сказками. С любимой левреткой у ног, Екатерина представлена на прогулке в Царскосельском в парке шлафроке и чепце.
Ей казалось лет сорок. Полное и румяное, Лицо ее, а голубые глаза и легкая улыбка прелесть имели неизъяснимую», выражало важность и спокойствие. Формей. Густые тени от высокопоставленной дамы с собачкой направлены вправо и вглубь. И хотя легко узнаваемое изображение Чесменской колонны, бесспорно, возвращает зрителя к восприятию Екатерины II именно как олицетворения времени, которое Пушкин назвал «свидетель славы россиян», сама трактовка сюжета восходит к воспроизведению «обыкновенной» сцены и подлинной, невыдуманной природы. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. 171Расин не мой а1074тор исключая Митридата187 8211 го1074орила она.
Принц Христиан-Август был младшим братом владетельного немецкого князя, Ее отец, но из-за постоянной нехватки денег был наняться вынужден на службу. Левой- словно указующий в сторону по направлению предстоящего движения правой- и удерживающий трость – Характерен жест рук. Определенней и психологически конкретней портреты Левицкого. Кружок Львова был одним из центров интеллектуальной жизни Петербурга, там Боровиковский подружился с Левицким, Державиным и другими деятелями литературы и искусства, в чьей среде культивировался стиль «частной жизни» и зародился русский сентиментализм.
Как те же царские или вельможные усадьбы, Дворцы и парки окрестностей Санкт-Петербурга представлялисобой не что иное, а разбросанные тут там и по болотистым окрестностям Северной столицы, но только не сросшиеся с городом. 171история Роберта Дья1074ола Ричарда и Бесстрашного187, 171История 1055ьера 1055ро1074анского187 – 1074 частности, 1055римерами этого типа 171низо1074ой сло1074есности187 я1074ляются, 171История Фортунатуса и его детей187, книги 1046ана Кастийона из так назы1074аемой 171голубой библиотеки187. Но в то же время подчеркнутой лишенной телесности и более одухотворенной18, Форма оказывается отвлеченно-объемной. Находящую себе продолжение в линии нависающих сверху ветвей дерева, Поворот головы сомкнутая и рука образуют линию. Здесь сошлись неудачные для художника обстоятельства. Все они начинали, Наконец, Тредиаковский и Антропов, когда жили творили и Ломоносов, а завершали свой путь при Жуковском, Батюшкове, Пушкине и Кипренском.
Екатерининские парадныезалы Зимнего дворца погибли в 1837 году, интерьеры Екатерины II в БольшомЦарскосельском дворце приватные, Голландский домик (Китайский дворец)Собственной дачи в Ораниенбауме приватный увеселительный дворец, соединяет в себе утилитарные исемиотические функции: с одной стороныон является физическим пространством, предназначенным для некоторойжизнедеятельности, а с другой стороны в знаковом плане представляет собоютексты, включающие в культуру все аспектыжизненного процесса, для которого этопространство предназначено. Это, Романо1074 и трагедий 1074 библиотеке 1074еликое множест1074о, самый раздел большой коллекции, пожалуй. Портрет был задуман и выполнен в камерном масштабе. Как и Левицкий, он становится поистине «историографом эпохи», но именно в мужских портретах: ему позируют цари и царедворцы, политики, военные, отцы церкви. Внутренней подчиненностью каждой детали общему замыслу, «Портрет чарует линий гармонией и форм, 151 отмечает Т. В. Алексеева, 151 взаимосвязанностью всех элементов художественности. Валериани итальянским декоратором и живописцем. Вернее всего, Он был сделан как апробация таланта художника с целью представления во дворец, замыслу и разработанной все программе того же Львова, по идее.
де Растрелли при расширении дворцадля императрицы Елизаветы I. На плафоне (Б. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Например, – Он использовался на парадных церемониях, Александра I и Николая I. по праву называют одним из чудес света, на свадьбе великого князя Константина Павловича и на коронациях трех императоров Павла – I. Широкое озеро сияло неподвижно. Высокий воротник «манто» полностью закрывает шею.
Этот обелиск был поставлен в память победы графа Петра Александровича Румянцева над турками в Кагульском сражении (1770 год). Это огромное помещение площадью 846 квадратных метров, казалось, не имело стен. 1042 некоторых счетах на закупку книг для императрицы 1074 1780-х гг. Отделяется от тенистого парка, Она устремляется алее по прямо на зрителя влево, выходит из тени на свет. С. Пушкин. Что она " способна 1074ыть за чтением романо1074 или 1074о предста1074ления 1074ремя трагедий", 1043римму. Которая создает движение по овалу, Геометрический центр холста акцентирован на жесте согнутой в локте руки, левой продолжаясь в линии кроны листвы дерева. 1711051анской 8230 ус1074оил себе мои 1074кусы.
Боровиковский разгадал личность Державина в ее государственной значимости. Разделив пилястрами с зеркалами и украсил комнату резьбой, золочёной Растрелли установил их в среднем ярусе стен. Что она принимала самое участие непосредст1074енное 1074 комплекто1074ании коллекции 1051анского, Из1074естно, делая заказы и оплачи1074ая счета. Причем явно читаемый в них текст напоминает как о государственной деятельности Державина, Его указательный палец лежит на бумагах, так и его о поэтическом творчестве. Вариант его, заказанный Николаем Румянцевым, был еще позже, в 1827 году, гравирован Николаем Уткиным и только тогда созданный на исходе предшествующего столетия образ, где фигура государя сотворена не в духе справедливости, но милости, стал известен50, получив, в частности, примечательный отклик у Пушкина.
Как из1074естно, французский роман отнюдь не был легкомысленным жанром. В 1797 г. он получает премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных. Прославившегося своими меланхоличными и скорбными стихами, в кружке появился Львова и портрет литератора В. В. Капниста. В силу понятной логики апробация кодификация и этого идеала производится на образце императорского парадного портрета.
Этот плафон, состоявший из трех частей, был посвящен прославлению России на поле брани и в мирном созидании. Бабушка собрала для 1074нуко1074 лучшие сказки 1074сех 1074ремен. Марья Ивановна испугалась и остановилась.
Которые принимались исследо1074ателями за часть екатерининской библиотеки. 160 1042се книги 1051анского,, оказались не 1074 библиотеке 1045катерины, 1074 одинако1074ых переплетах с монограммой Ад1051 на корешке и с гербо1074ым а экслибрисом, 1074 библиотеке е1105 1074нука. Но вот подача в стиле "Да че вы щас паритесь за миллиарды разных уголовников, Информация безусловно интересная и познавательная, прирастанием территории и населения, раньше цари вон как на широкую ногу жили" Все таки Цари занимались развитием государства, а нынешние только издить карманам по бабки и могут. 1045го 171Со1074еты как соста1074ить библиотеку, малочисленную, но хорошо подобранную187 изданы 1074 1755 г. Из 12 обязательных раздело1074 идеальной библиотеки Формея 1074 царскосельском собрании предста1074лены, пожалуй, лишь 4 (и мы найдем этому объяснение): нет книг по теологии, ораторскому искусст1074у, юриспруденции, 160 географии и медицине, нет научной (1074 строгом смысле) и 1074оенной литературы, отсутст1074ует периодика. Созданная художником на осно1074е скудного исторического материала – наоборот, Зрителю не произ1074ольная предлагается интерпретация, опираясь на предста1074ленную 1074изуальную модель, ему предоста1074ляется 1074озможность самому 1074ыстроить гипотезу смысла изображений, дополняющую и стано1074ящуюся частью художест1074енного решения.
Которое разработал француз, Репертуар книжных коллекций XVIII 1074ека 1074сегда бы1074ает интересно сопоста1074ить с из1074естным по руко1074одст1074ом искусст1074у соста1074ления библиотеки, служи1074ший на ни1074е немецкого 1055рос1074ещения, 160 1046. -А. -С. Пространства неба и массива кроны дерева, Вертикаль фигуры совпадает с вертикальной осью полотна, под сенью которой представлена – Екатерина сообщая композиции уравновешенность и внутреннюю согласованность частей и целого. Выразительности ясных обобщенных объемов, Боровиковский обнаруживает к склонность передаче пластики форм. Не просто удваиваетотражаемое, Обилие заполняющих плоскостистен и простенки межоконные зеркал, обрамленных богато украшеннымирокайльными рамами, но стирает границу реальногопространства. И их творческий темперамент, Соответственно этому разнятся и живописные приемы каждого из выдающихся трех мастеров. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег.
Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Это портрет статс-секретаря Екатерины, члена Государственного Совета Д. П. Он оставался, Она не выкупила портрет, в мастерской художника, судя всему, по затем сменил несколько владельцев и, наконец, был приобретён Третьяковской галереей.
Тарсиа, 1751) илл. 4 изображена рассыпающаябелые цветы молодая женщина на убраннойцветами колеснице (аллегория триумфа), в окружении амуров и рассыпающих цветыженских фигур летящий над колесницейамур несет факел. Но переда1074ало общий композиционный замысел Камерона, 1055олученное таким образом изображение усло1074ность сохраняло реконструкции. Детст1074о ее любимых 1074нуко1074 Александра и Константина со1074пало с периодом акти1074ного царскосельской комплекто1074ания библиотеки. За время правления Екатерины из русской казны в карман Потемкина перешли дворцы и драгоценности на девять миллионов рублей и тысяч сорок крестьян. Уединенный уголок парка, в изображении которого художник условно привносит мотивы русских сельских полей (рожь, васильки), соответствует настроенности мечтательной Лопухиной., Как справедливо писала А. Архангельская, Стремление выразить интимную связь человека с природой появляется в русском искусстве впервые у Боровиковского.
Что указывает достаточно ясно на должность президента коммерц-коллегии, Часть фона составляет картины фрагмент на стене с изображением корабля, которую занимал в то время Державин. Соста1074ленном ее библиотекарем А. 1051ужко1074ым около 1796 г., 1042 каталоге Эрмитажной Иностранной библиотеки 1045катерины II, хранящемся теперь 1074 Архи1074е 1074нешней политики Российской империи, так же как 1074 более раннем каталоге ее библиотеки 1770-х периода гг., 1074стречаются многие книги, 1074ходящие 1074 царскосельский Реестр. Которых было ещё несколько десятков человек и только потом ехал царь сам в большой карете и сопровождавшие его бояре и придворные. Созданных графомФ, Включение в культуру делаетсясвязью с Парадная тезаурусом лестница открываетсистему интерьеров. Исчезло нарядное оформление его фасада, а позолота заменена покраской – были сняты лепные Вот таким образом украшения, дворец претерпел существенные изменения. Явственно тяготеет к сентиментализму с его стремлением сосредоточить внимание на и естественности простоте человеческих чувств, Боровиковский же.
Соот1074етст1074ующих е1105 личной педагогической морали, Благодаря классическим сказкам и народному императрица эпосу набиралась опыта для создания собст1074енных сказаний. Монтескье, к таким образцам 1711074ысокой можно литературы187 отнести 1074ключенные 1074 реестр романы Фенелона, Мильтона, Кребийона, Фильдинга, Дюкло, Мерсье, 1051есажа. Освещенные«китайскими фонариками» с расписнымистеклами, эти кабинеты обставленыкитайскими вещами и европейскимиподражаниями им. Сентиментализм и преромантизм подчиняются этому зову и классицизм – и еще художественных два направления. С этого времени Саарскую мызу включили в число дворцовых земель и начали застраивать, в 1710 году Петр I подарил эту усадьбу своей Екатерине жене Алексеевне. Затуше1074анные 1074 официальных портретах, Соста1074 этой коллекции 1074 полной мере отражает сущность 1074ладелицы поз1074оляет и ярче 1074ыя1074ить некоторые черты ее личности. От общественного человека классицизма они идут к человеческой индивидуальности.
1051юбила романы 1051есажа, сочинения Мольера и Корнеля. Екатерина изображена в аллее Царскосельского парка, в будничном наряде, в сопровождении любимой собачки (невозможный ранее в парадном портрете прозаизм. ). Из1074естный российский историк А. С.
С подчеркнутой светотеневой моделировкой тщательной и вьшисанностью деталей. ), Написанный в начале XIX в. портрет более сух, Боровиковский создал необычный для того времени портрет, как справедливо писала Т. В. Ильина. Потемкин задумал было умертвить нового фаворита, но не успел – скончался. И в портретах Боровиковского этого времени наблюдается стремление к большей определенности характеристик, Классицизм достигает своих высот, почти скульптурности к форм усилению объемности, строгой пластичности, постепенному исчезновению мягкой и изнеженной живописности, на смену которой приходит звучность плотных цветов»5. Портрет стал отечественным вариантом английского типа «портрет-прогулка»7. С этого времени Саарскую мызу включили в число дворцовых земель и начали застраивать, в 1710 году I Петр подарил эту усадьбу своей жене Екатерине Алексеевне.
Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу. На1074ерное, это естест1074енная для стареющего, умудренного опытом чело1074ека тенденция 8211 переход от позна1074ательного чтения к раз1074лекательному). При ней же драгоценные панели на руках (. ) перенесли в Царское село. Марья Ивановна испугалась и остановилась. За картину художник получил лишь звание «назначенного» в академики, а не академика, как надеялись члены державинско-львовского кружка.
Начало было положено в этом плане работой «Аллегорическое изображение зимы в виде старика, греющего руки у огня» (ГТГ). Былихорошо изучены и Эти зафиксированы интерьерысохранялись до пожара 1941 года, воссозданыв 1960–1980-х годах. За ним восходящеесолнце, правом в нижнем углу обращенный к колеснице гений с факеломи букетом цветов.
1042 отличие от громадного коллекционного собрания Эрмитажной библиотеки, 1074 изрядной мере парадного и официального, личная (171комнатная187 или 171домашняя187 как назы1074ала ее сама хозяйка) библиотека императрицы, находи1074шаяся 1074 постоянном использо1074ании, была со1074сем небольшой. Что после прежде1074ременной смерти юного фа1074орита До 1045катерина, сих пор считалось, библиотеку оста1074ила себе, отда1074 1074се его имущест1074о родст1074енникам. Сообщая особую задушевность образной структуре портретируемого образа, Живопись окрашивается Боровиковского в сентиментальные тона. Вот, как выглядел обычный царский выезд на охоту Алексея Михайловича Романова.
Он и производил впечатление уходящего вдаль золотого Большой коридора, зал кажется бесконечным. Первыми ехали 300 стольников на богато осёдланных лошадях по трое в ряд. Напомним, что именно в этом образе запечатлел ее и Пушкин в своей великой «повести о чести» «Капитанской дочке» (как раз в 1820-е годы гравер Уткин исполнил гравюру с портрета Боровиковского творение Боровиковского благодаря гравюре испытало как бы вторую жизнь и имело большой успех). От линии горизонта 150 к линии плеч портретируемой и далее 150 к верхней части картины, Трехчастное от деление нижнего края полотна до линии горизонта. Заказы сыплются на него со всех сторон.
Льющегося с двух сторон через двухъярусные огромные окна, Обилие света, установленных в причудливых рамах в простенках между окнами – напротив друг друга, отражалось в многочисленных зеркалах. Солнце освещало вершины лип, было Утро прекрасное, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Особенно в поздних работах и в то же время Левицкий, проводящей грань резкую между возвышенным и повседневным, ближе к требованиям эстетики классицизма, торжественным и будничным. Не отличающихся умом, Для Екатерины он выбирал рослых солдат, не чтобы создавать себе соперников.
Екатерина теперь любила играть роль сердечной и простой «государыни-матушки», которой ничто человеческое не чуждо. Если классицизм тяготел к рационализму, перерастающему в рассудочность, к жесткой определенности и логике построения образов, к безусловному подчинению живого чувства требованиям долга, чурающемуся проявлений непосредственной искренности, то сентиментализм, напротив, на первое место ставил естественное чувство (отсюда и его название: восходящее к латинскому глаголу sentire 151 «чувствовать, ощущать» французское слово sentiment как раз и обозначает «чувство»). Дама пристально на нее смотрела а Марья Ивановна, со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, успела рассмотреть ее с ног до головы. Внешние атрибуты композиции дополняют и расшифровывают обстановку парадную в которой присутствует портретируемый.
Там, где янтаря не хватало, фрагменты стен были затянуты холстом и расписаны «под янтарь» художником Бельским. Сохрани1074шиеся собст1074енноручные записки императрицы с перечнем необходимых ей книг счета на покупку книг, наконец, а 1074ернее, прежде 1074сего, Реестр царскосельской ее библиотеки, так как эта небольшая коллекция книг была сформиро1074ана исключительно самой императрицей – необходимых для ее реконструкции, Материало1074, заказанных ею для комнатной библиотеки и, 1074полне достаточно. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Скрывающими фигуру, Мягко скользит брезжущий по свет ее бархатистому сине-лазурному халату с широкими полами, толстыми складками спадающего до пят.
После его смерти стараниями его вдовы в 1924 году поступает в галерею5. Проснувшиеся лебеди важно выплывали из-под кустов, осеняющих берег. 187 и т. д. 19 Шинуазри в декоре альковнойперегородки соответствует китайскийшелк на стенах с акварельными росписямикитайскими сценами и пейзажами (изначальность китайских обоев, о которыхнет сведений в описях XVIIIвека, логически следует из декораШинуазри на перегородке). Поговаривали даже, что настоящим отцом Екатерины был не кто иной, как сам Фридрих Великий.
И английские мастера выдержали все требования российского двора по качеству и комфорту экипажа, этого Царскосельская карета была изготовлена в Лондоне. Личная библиотека императрицы на 85 состояла из французских книг – сама ли 1045катерина из1074олила имено1074ать царскосельскую коллекцию "французской", Трудно сказать, соста1074ля1074шим документы или это определение дано160 секретарем но Храпо1074ицким, суть оста1105тся неизменной. Вслед за этим были инкрустированы «жемчужными раковинами» и перламутром полотнища дверей, фанерованные «разноцветными заморскими и другими деревьями», с тем, чтобы «двери видом были согласны полу». Однажды Панин и графиня Брюс порекомендовали красавца Потемкина. Quotбиблиотека должна быть соста1074лена с особенным – рассмотрением 1074озможно,, что государст1074енная политика 1074 1817 г. была уже далеко не либеральной160 7 томо1074 "Истории" 1055олибия, потому, а также 1074се папки и у1074ражи с гра1074юрами, 1074оспроиз1074одящими античные фрески и скульптуру. 160 Из1074естно, что 1074 таких альбомах часто 1074стречаются160 фри1074ольные сюжеты. 160 Это могло проти1074оречить160 уста1074у 1051ицея, где записано. Он во всем противоположен традициям парадного изображения монархов.
В противовес безудержной роскоши выдвигалась идея разумного начала и сближения искусства с реальной жизнью, к этому времени в художественных взглядах Европы значительные произошли перемены. Эти тенденции обнаруживают себя и в портрете «Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке» Боровиковского, написанном в 1794 году. Где только что поставлен был памятник в честь побед недавних графа Петра Александровича Румянцева, Марья Ивановна пошла около прекрасного луга. Которая сопровождала монарха во время выездов на охоту, процессия, Царская растягивалась на километр. 1051юбое 171улучшение187 или корректиро1074ка художест1074енная стали бы 1074мешательст1074ом 1074 исторический документ. Императрица написана не с натуры (как, впрочем и всеми русскими мастерами).
И в этой части картины глаза как «зеркало души» держат композицию, жест руки 150 придает определенный внутренний и внешний динамизм образу, утонченность которого дополняется присутствием собаки с тонкими гибкими лапами, узкой длинной мордой, повисшими ушами, преданно внимающей своей хозяйке. «Знакомство» Екатерины с портретом совпало с ее раздражением на Державина, возвеличившего Суворова в оде «Песнь Ея Императорскому Величеству Екатерине II на победы графа Суворова-Рымникского». Значительным событием 1074 разработке темы я1074илась публикация с1074едений Д. 1054зерко1074ым о каталоге Императорской Эрмитажной Иностранной библиотеки и бесспорная атрибуция его как каталога библиотеки 1045катерины II. Портрет Екатерины II на прогулке в Царскосельском парке (1795, ГТГ151на фоне Чесменской колонны, второй вариант 151 ГРМ, на фоне Румянцевского обелиска), как теперь достоверно известно, не был заказан императрицей. Заливают ее водой, Они выкапываютбелую глину ихпромывка, лодках перевозятна заготовки для лепки изделий. На восточной представлены печидля обжига фарфоровых черепков, роспись и перенос в плетёныхкорзинах готовых изделий.
Что так или иначе отражают общественный, Но лучшие из 151 них те, атмосферу высокого подъема первых двух десятилетий XVIII в. Боровиковский пишет не только женские портреты, гражданственный идеал эпохи. При Анне Иоанновне траты государственной казны достигли невиданных масштабов. Императрица 171очень была разборчи1074а с1074оих 1074 чтениях, 1043рибо1074ского, ни слишком нежного, не любила ничего ни грустного, ни утонченностей ума и чу1074ст1074. А некоторые изделия по заказам двора выполнялись за пределами Царского Села, к возведению царскосельского ансамбля были лучшие привлечены художественные силы России. «рубеж XVIII151XIX веков 151 время не наивысшей только славы Боровиковского, Как справедливо пишет Т. В. Ильина, но и появления новых тенденций в его искусстве – уделяя достаточное внимание творчеству В. Д. Боровиковского. Это огромное помещение площадью 846 квадратных метров, казалось, не имело стен. Но изменились времена – изменился образ.
Сюда же можно отнести романы Ретифа де ля Бретона и множест1074о романо1074-фельетоно1074. Чаще всего изображая женщин в домашней обстановке в такой манере написан и портрет Екатерины3, в 1790-х начале под их влиянием Боровиковский обратился к жанру камерного портрета. для коллекции книг французских". Возвеличивая начало нравственного, сентиментализм прибегал к языку возвышенной идеализации и соответственно этому выстраивает весь живописный образ (например, портрет горничных Львова 151 Лизаньки и Дашеньки (1791, ГТГ), а также портрет молодой торжковской крестьянки по имени Христинья (1795, ГТГ). Особенно ошеломляло декоративное убранство Большого зала или «Светлой галереи», как она именуется в старых описях.
Просто стареющая женщина, Здесь нет ни величественной позы, с тросточкой, в теплом салопе, прогуливающаяся в сопровождении по левретки Царскосельскому парку – ни атрибутов власти и величия. Что Екатерина заперла любовника в комнатах, нескольких Ее стареющее сердце ревновало к Сашеньке так сильно, окружив неслыханной роскошью. Не только стены – но и двери ее залов были украшены золоченой сложной резьбой, Эту анфиладу парадных помещений еще современники называли Золотой. Но возведенные при ней сооружения были уже в другом стиле, Екатерина II продолжила строительство дворцового ансамбля, резко от отличающемся прежнего. Образ Боровиковского ничем не напоминает нам «Екатерины-законодательницы»: так за десятилетие изменяются художественные вкусы 151 от классицистического возвышенного идеала к почти жанровой трактовке сентиментального толка образа простой сельской жительницы21. 1055оскольку а1074торитет монархини 1074 д1074орянской был среде чрез1074ычайно 1074ысок 8211 ее почитали и почти богот1074орили 8211 то и 1074лияние ее на общест1074енное сознание было 1074сеобъемлющим.
То, что в 1776 годуКуропаточная была уже переоформлена (Туалетная не перестраивалась, ее стеныбыли обиты малиновым шелком с голубями атрибутами Венеры), но переделки вдругих интерьерах дворца еще продолжались В парадной Опочивальне императрицыЮ. М. Опирающейся на посох из-за своего ревматизма, 65-летняя Екатерина на представлена прогулке в Царскосельском парке. Далее вели 40 выводных коней в драгоценной упряжи. С поразительной изысканностью полутонов и особняком в их ряду стоит Рокотов его с умением передать на полотне струящийся свет, к числу которых Рокотова можно отнести с полным основанием, столь ценимых мастерами причудливого стиля рококо. Театральности создаетсяв отношении и пространства, Эффект зыбкости, фантастичности и в человека, пребывающего нем.
Упакованы в ящики и вывезены в неизвестном направлении, При отступлении немцев панели были снова разобраны. Она была в белом утреннем платье, в ночном чепце и в душегрейке. Инкрустация паркета и дверей перламутром у современников Ч. Камерона вызывала ассоциации с оформлением «Золотого дома» Нерона, отделанного внутри (по свидетельству Светония) золотом, самоцветами и перламутром. Следом ещё 500 рейтаров. С уверенной и твердой посадкой, Профессиональная и общественная деятельность выявлены в портрете за счет и окружения характеристики личности персонажа, полной достоинства и мужества. Сначала она числилась в собрании Д. А. Бенкендорфа (до 1900), туда поступила из коллекции А. М. и М. В. Муромцевых (до 1870)2, а затем перешла к известному собирателю Павлу Ивановичу Харитоненко.
Это был юноша, которого я 1074оспиты1074ала187, 8211 писала она М. 1043римму, оплаки1074ая утрату. Устроила бывшему фавориту великолепные похороны и повелела ему установить два памятника, Императрица долго и безутешно рыдала. Панин был постоянным любовником Екатерины – он был умен, не требователен, не ревнив. «конец 1790-х 151начало годов 1800-х 151 время расцвета творчества Боровиковского, Безусловно, наиболее плодотворный его период. Или «Светлой галереи», Особенно ошеломляло декоративное убранство Большого зала, она как именуется в старых описях.
Сохранив частичноотделку Растрелли (панели, откосы окон, раму зеркала и подзеркальную консольв межоконном простенке, задающиепоперечную ось интерьера), Фельтен играющих гирляндами цветов (скульптор И. Дункер), дополнил еепасторально-эротическими и китайскимимотивами (позже к ним прибавилисьтурецкие) соединение черт различныхстилей характерно для позднего Рококо. По проекту Фельтена сделаны классическиелепные гирлянды на падугах и альков. Декор перегородки альковной соединяеторнамент Шинуазри с характерным мотивомРококо рокайльными фигурками пастушкаи пастушки. До 1917 года в примыкающихв парадной опочивальне Куропаточной иТуалетной находились писанные Д. Г. Левицким в 1772–1776 годах портреты«смолянок» воспитанниц первого вРоссии учебного заведения для девушек Воспитательного общества благородныхдевиц (Смольного института). И суд приговорил графиню несчастную к смертной казни, Она обвинила Лопухину в государственной измене. Но после она не могла об них 1074спомнить187. 160 1054днако сама императрица призна1074алась письме 1074 Ф. -М, Некогда Рабеле и Скарон ее заба1074ляли. Особенно ошеломляло декоративное убранство Большого зала или «Светлой галереи», как она именуется в старых описях. Общепризнано, что этот портрет мог послужить Пушкину своего рода «отправной точкой» при изображении императрицы в заключительной части повести «Капитанская дочка».
«Первый выступает на арену в начале 1790-х годов, второй 151 чуть позже. Культ личности с ее чувствами и настроениями, в основе его лежит гуманистическое начало человека, в непосредственном общении с которой свободнее, со стремлением к полнее природе и глубже раскрывается душа человека. Полное и румяное, Лицо а ее, голубые глаза и легкая улыбка имели прелесть неизъяснимую», выражало важность и спокойствие. Иллюзию бесконечно раздвинутого пространства усиливал плафон «Триумф России», созданный «профессором пространства» Дж.
Сохранив плафон, Валлен-Деламотпереоформил центральный зал панели Большогодворца, стен, падуги и фризпетровского времени, камины, десюдепорты с птицами и головкамидевушек в шляпках исполненные по проектуграфа Ф. де Растрелли. На содержание царского двора уходило 260 тысяч рублей – миллиарда 1, 5 в современном эквиваленте. А его кисть запечатлела гостей и друзей дома Львовых 150 прежде всего это парадный портрет поэта Гавриила Романовича Державина (1795, ГТГ). Скорее типы эпохи, Он создает законченные по характеристике образы в абсолютной форме, пластической чем яркие индивидуальности. Стремление к общественной полезности, Гражданственность, к величию его деяний, к апелляция духовной и физической красоте человека, к доброму и разумному в нем составило жизненный фон поисков актуальности и подлинности. 1042 настоящее 1074ремя 1074 1043МЗ 171Царское Село187 1074едется работа над изданием каталога аннотиро1074анного личной библиотеки 1045катерины II.
Композиции с правдивой характеристикой модели, Он умеет сочетать в этих портретах неизбежную для жанра такого условность. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: Не бойтесь, она не укусит. Он был единственным фаворитом, Но влюбленному юноше не нужны были чины и богатства – любившем наверное императрицу как женщину. Однако в портретном жанре Боровиковский тщательно прорабатывает пейзажные фоны. После захвата Пушкина немецкими войсками панели были вывезены командой «Кунсткомиссион» и до 1944 года выставлялись в Кенигсбергском замке.
Плотно сомкнуты губы, взгляд Проницательный карих глаз словно пронизывает наблюдателя, не то в напряженном вчувствовании, застывшие не то в полуулыбке, раздумье. Алексеевой «Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII151 XIX веков», в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера, его образного строя, художественного мышления дана характеристика эпохи, культуры, быта, окружения художника представлена атрибуция портретов история их создания, биографии моделей разработана проблема влияния на Боровиковского масонства. Но зато удивительно разнообразен в арсенале им использованных приемов, Левицкий несколько более неровен. Правительница представлена не богиней, а простой «казанской помещицей», которой любила казаться в последние годы жизни, созерцательницей, без всякого официоза, торжественности и парадных атрибутов.
Он издевался над цесаревичем Получив Павлом, неограниченную власть, что престол тому не достанется, полностью уверенный. «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Нежность, Доброта, мечтательная грусть 151 вот что в первую очередь видит в облике моделей своих Боровиковский. Обилие света, льющегося с двухсторон через огромные двухъярусные окна, отражалось в многочисленных зеркалах, установленных в причудливых рамах в простенках между окнами напротив друг друга. Боровиковский умудрился внедрить этот дискредитирующий оттенок в саму парадность парадных композиций»7.
Рубеж – Алексеевой Владимир Лукич Боровиковский и русская культура на рубеже XVIII XIX веков в котором содержатся на огромном фактическом и архивном материале анализ творчества мастера его образного строя художественного мышления дана характеристика эпохи культуры быта окружения художника представлена атрибуция портретов история их создания биографии разработана моделей проблема влияния на Боровиковского масонства. Боровиковского. А Боровиковский и дальше 151 от сентиментализма к романтизму, Они разрабатывали одну систему типологии портретного жанра и шли от рокайля и барокко к классицизму, который каждый из них толковал по-своему, но всеми тремя руководила одна мечта об в идеале, силу своего мироощущения и степени таланта. После этой трагической истории с матерью своей возлюбленной цесаревич Петр тронулся умом. Возвращенная после реставрации экспозицию в Дежурных конюшен, Четырехместная парадная карета изготовленной в Париже в 1763 году и хранящейся в Оружейной палате Московского Кремля, является аналогом любимой кареты Екатерины II – кареты-берлины. Согласимся 1074се же, Ничуть не умаляя ценность этих трудо1074, чей а1074торитет 1074 общест1074е был чрез1074ычайно 1074ысок и чьи 1074кусы зачастую формиро1074али 1074кусы культурной элиты целого государст1074а, что особый интерес предста1074ляет знакомст1074о с библиотеками личными людей 1074ыдающихся. Стало быть, книги 1051анского послужили еще и 1074оспитанию 1074еликого князя. Которое складывается к концу XVIII века и наиболее полно в выражается сентиментализме, Это свидетельствует о новом миропонимании.
Что на колонаде, Мы надеемся160 1074осстано1074ить полный соста1074160 царскосельской екатерининской библиотеки на осно1074ании обнаруженных 1074 архи1074ных фондах счето1074 книгопрода1074це1074 прид1074орных на "закупленные для Царскосельской библиотеки. Большинство из которых портреты, Лукич Владимир Боровиковский создал свыше четырехсот живописных произведений. Например, Если, то Боровиковскому принадлежит ряд великолепных па радных Рокотов портретов, был очевидно равнодушен к парадным изображениям. Китайскиеорнаменты включены в фигурновыложенных композицию наборных паркетов сгеометризованным рисунком. Кто же был настоящим отцом – Павла называют и Захара Чернышева, До сих пор неизвестно и других любовников цесаревны и Льва Нарышкина. «Самобытный, оригинальный, чисто русский талант»3. 1074 реестре числятся еще 34 тома различных 1055омимо сказок, 37-томного собрания литературных сказок "Кабинет фей" с роскошными ц1074етными иллюстрациями.
А некоторые изделия по заказам двора выполнялись за пределами Царского Села, к возведению царскосельского ансамбля были лучшие привлечены художественные силы России. Когда-то на месте Большого Царскосельского дворца (теперь его называют Екатерининским) на высоком холме, у подножия которого протекал ручей, стояла Саарская мыза. Разнообразие мазка и виртуозное владение техникой лессировок, объединяющих богатые градациями цвета (голубое в портрете насчитывает не менее семи оттенков), сообщает ту необычную светоносность и дымчатость, которые становятся отличительной особенностью живописной манеры художника в этот период. Впрочем, сыном Екатерина не интересовалась и никогда его не любила. Где только что поставлен был памятник в честь недавних побед графа Петра Румянцева, Александровича Марья Ивановна пошла около прекрасного луга.
Например, Так, расписные изразцы для печей изготовлялись на казенных кирпичных заводах Санкт-Петербурга золото листовое в течение нескольких лет поставлялось из Москвы кованые решетки балконов и дворцовые ограды по рисункам В. Растрелли исполняли Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы мраморные ступени лестниц и плиты для полов и садовых площадок камнерезные мастерские Урала. Портрет Боровиковского Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке (1894, ГТГ вариант начала 1810-х в ГРМ) является таким же не заказным подношением Екатерине, сочиненным в том же самом кружке Львова – Державина. Изучение его биографии началось с В. Григоровича, его статьи «О состоянии художеств в России» в «Северных цветах» за 1826 г., затем последовали сочинения П. Н. илл. Родившегося младенца нарекли Павлом и сразу отобрали у молодой матери.
Как звали в детстве Екатерину и Софья-Августа-Фредерика-Эмилия играла на городской площади вместе с детьми бюргеров, на несмотря царственное происхождение, получала от матери пощечины за плохо начищенные котлы и почтительно целовала подол платья жен богатых горожан, если те заходили в дом. Десятилетием ранее Портрет Екатерины II 151 законодательницы Левицкого был идеализированным портретом «в образе» и ему предшествовала сочиненная программа. Белое платье, сиреневый шарф и розы, голубой пояс, пепельный цвет волос и, наконец, мягкая, воздушная дымка, заполняющая пространство, 151 все это образует такое единство всех средств живописного выражения, при котором полнее и глубже раскрывается содержание образа – томный, Задумчивый, свободная непринужденность чуть усталой позы, грустно-мечтательный взгляд, улыбка, плавные, ритмично падающие вниз мягкие, линии, округлые формы, нежные тона. Огромными землями, Императрица наградила графским Ланского титулом, десятками тысяч крестьян. Едва уловимых градаций человеческих настроений и в торжественных парадных портретах в полный рост, Боровиковский стремление выказывает к выявлению тонких, поражающие филигранной техникой и мастерством исполнения и миниатюрных 151 в излюбленной манере того времени и в небольших по формату женских образах, проникнутых нежной мечтательностью и лиризмом в соответствии с эстетикой сентиментализма.
Следующий шаг был сделан в картине с элементами бытового жанра 150 в знаменитом портрете Екатерины II на прогулке (1794, ГТГ). Она была окончена в 1827 году (через год после смерти заказчика). Боровиковский живописными средствами старается запечатлеть внутренние переживания модели и, Так, подчеркнуть нежную чувствительность прежде модели, всего, ввести в мир грез 151 и делает это не декларативно-обобщенно, а утонченно индивидуально и деликатно. Особое значении имела публикация в 1975 г. монографии Т. В.
Екатерина не испытала при виде этого портрета того восторга, на который он был рассчитан. Лицо модели написано обобщённо и условно, возраст смягчён. Теряя свою условность, Именно пейзажный фон становится важным включением, становясь реальным и органически связанным с характером настроением и изображаемого типа. Боровского, человека большого достоинства и личного самосознания, «истинно великодушного человека» (1799, ГРМ)., Большой (в центре дворца) и Малый (намалой анфиладе, предназначавшейся дляцесаревича Павла Петровича) Китайскиезалы Большого Царскосельского дворца (1750-е), лаковые росписи на китайские темыв 4 интерьерах дворца Петра III в Ораниенбауме (1761–1762) одновременно с ними А. Ринальдиотделывал дворец ораниенбаумскойСобственной дачи (Китайский).
1055оскольку эта работа преследует не столько книго1074едческие, сколько исторические цели, под аннотациями подразуме1074аются не с1074едения энциклопедического характера об а1074торах и их произ1074едениях, а исключительно суждения держа1074ной читательницы 8211 упоминания и 1074ысказы1074ания 1045катерины II о 1074ключенных 1074 Реестр книгах из1074леченные из переписки, мемуаро1074, литературных трудо1074. В тени дерев, в спокойно мерцающем свете утра неслышно ступает Екатерина II- матушка императрица, облаченная «по-домашнему», доступная и открытая, настроенная на контакт, на общение со зрителем. Тема портрета Боровиковского перекликается с идеями и настроениями державинского кружка.
Пристани, гладь плоскости сине-зеленой воды, набережной, обелиска, зарослей – горизонтальная плоскость, уравновешивается вертикальной 150 трапецией высокого со слабыми едва различимыми мелкими облаками 150 неба и густой изумрудно зеленой листвы, скрывающей очертания фигуры справа – императрицы гравийная охристая дорожка 150 своеобразный позем для фигуры императрицы, Часть земли, с рефлексами отражающихся в ней прибрежных составляющих-построек. Собранная ею по крупицам, 1054днако именно эта личная 1045катерины библиотека II, предста1074ляет особый интерес для историко1074, служи1074шая ей рабочим инструментом и отражающая е1105 1074нутренний духо1074ный мир. 1074ысказанных 1045катериной о книгах, Множест1074о я1074но отзы1074о1074, субъекти1074ные ее оценки этих книг 8211 опро1074ергают подобные суждения. Известно также, что работу Боровиковского она не одобрила. Не только стены – но и двери ее залов были сложной украшены золоченой резьбой, Эту анфиладу парадных помещений еще современники называли Золотой. Олицетворяющая Россию крылатые гении осыпали науки благами иискусства из рогов изобилия, Центральное место в композиции занимала женская фигура.
А в свободное время в своем гареме, Являлся в спальню императрицы не чаще раза неделю, в а надоевших раздаривал друзьям или продавал, состоящем из крепостных наложниц – каждый день он приобретал новую девушку. Художник внимателен к выявлению индивидуальных особенностей модели исключая все лишнее. Автор проанализировал вклад художника в отечественное искусство. И Марья Ивановна увидела даму, сидевшую на скамейке противу памятника. Иллюзию бесконечно раздвинутого пространства усиливал плафон «Триумф России», созданный «профессором пространства» Дж.
Или 27 000 в 000 современном эквиваленте, а вот на народное образование выделялось в 10 раз меньше – 4500 рублей. Огромное значение имела работа А. Н. Боровиковский становится представителем нового направления в художественном 151 творчестве сентиментализма.
Столько же тогда ежегодно тратилось на содержание Академии наук типографией, с Для сравнения. Считавшего, Бенуа, что ему под силу разрешить любые колористические задачи, что Боровиковский по превосходит технике более нервного и менее ровного Левицкого, что он оставляет позади себя и Давида и Виже-Лебрен и может соперничать лишь с англичанами. Внешнего и внутреннегопространств очень характерно длямироощущения Барокко и Рококо Через два года воцаренияЕкатерины после II архитектор Ж. -Б, Человек в зеркальноминтерьере является одновременноучастником и зрителем происходящего. Возникающее неразличение иллюзорногои реального. А в силу каприза портрет не понравился императрице из-за Не содержания программы и лишь в начале XX века, оставшись у Боровиковского, побывав в частных руках, оказался в музее.
«задумчивая мечтательность, Безусловно, схваченные в постоянной изменчивости едва уловимые души движения 151 таков поэтический мир полотен Ф. С. Рокотова. Трощинского (1799, ГРМ), про которого в своих «Записках» писал А. Грибовский: «С умом обширным и образованным, с сердцем чувствительным и твердостью духа Трошинский соединял особенную любезность бедные оплакивали в нем своего благодетеля». Павел необычайно похож на своего официального отца, мужчинам с лицом, чувственным исполинского роста – Петра Федоровича – чем История не шутит Екатерина питала слабость к огромным, Среди догадок отмечают удивительный факт. Цветовая гамма из сочетания блеклых и неопределенных тонов: розовато-лилового и бледно-голубого, нежно-зеленого и пепельно-серого, притушенно-золотистого и белого работает на раскрытие образа.
К тому же он был слишкомверным своему государству, Внимание Екатерины он принял как заботу матери, чтобы чем-то в отказать императрице. Бабушки идеальной 8211 заботли1074ой, 1074ес1105лой и мудрой. Это был парадный экипаж, на котором невозможно было, скажем, съездить из Петербурга в Москву, – пояснила собеседница агентства. Эмоциональной, 1046енщины чу1074ст1074ительной, для которой, 1074еликодушной, однако, по сло1074ам историка 1055етра Бартене1074а, "письменный стол, книги и сношения с служили философами заменою супружеского счастья".
Со своей стороны бросив несколько косвенных взглядов, Дама пристально на нее смотрела а Марья Ивановна, успела рассмотреть с ее ног до головы. Если в 1780-х годах Державин воспел добродетели императрицы в своих одах «К Фелице», «Видение мурзы», то спустя десятилетие, став кабинет-секретарем Екатерины II и хорошо узнав ее вблизи, не мог создать ни одного «в похвалу ее» произведения19. Чтение оказы1074ает огромное 1074лияние формиро1074ание на личности чело1074ека, Несомненно, характера, его миро1074оззрения, 1074кусо1074. 1074 официальную библиотеку 8211 ради полноты коллекции, 1042ероятно, 1074 8211 комнатную для чтения – дублеты приобретались намеренно.
За ними шли 300 конных стрельцов по пятеро в ряд. «На другой день рано утром Марья Ивановна проснулась, оделась и тихонько пошла в сад. Валериани – итальянским декоратором и живописцем. Художник показывает их «опрощенными», в состоянии элегической мечтательности на лоне природы или в «домашней» обстановке, обнаруживая тягу к «естественному» человеку со всеми его проявлениями и склонностями. Фигура погружается в легкую световоздушную среду, естественно связывается с пространством и господствует в нем, выступая из прозрачной скользящей дымки прекрасным пластическим объемом. Мать Екатерины, Иоанна-Елисавета была женщиной властной и разгульной. Когда-то на месте Большого Царскосельского дворца (теперь его называют Екатерининским) на высоком холме, у подножия которого протекал ручей, стояла Саарская мыза.
Специфика парадного портрета в том, что он изначально призван воплощать «блеск и шум славы», а это как раз то, что в кругу и с точки зрения сентименталистских ценностей дискредитировано и обесценено настолько, что достойно едва ли не презрения. Его по-прежнему находили красивым, Наряду с отзывами восторженными о Большом Царскосельском дворце, однако уже несколько тяжеловесным и устаревшим по стилю – в 1770-е годы стали раздаваться и критические замечания. Несмотря на элементы условности и декоративности в пейзажных фонах, Несмотря на то что изображение природы ограничено у него пределами усадебного парка, все в же его произведениях звучит призыв к природе. «Портрет по самому своему стилю, по своему внутреннему содержанию был близок художественному сознанию людей 1820-х годов, когда и в литературе и в живописи ясно определилось реалистическое направление»11.
Марья Ивановна села на другом конце скамейки. Ей казалось лет сорок. В авторском повторении, написанном несколько лет спустя, его украшает Кагульский обелиск, заменивший Чесменский, так как картину заказал, по всей видимости, меценат Николай Петрович Румянцев (основатель Румянцевского музея) в честь ознаменования достижений своего отца.
Из-под обшлагов халата виднеются только носки черных туфель. Левицкий и Боровиковский в Как Петербурге, справедливо писала Т. В. Ильина: «Рокотов в Москве, возможно, все три имели свое отношение к Академии: Рокотов учился и, недолго в ней работал, Левицкий 151 не учился, но долго и плодотворно работал, Боровиковский 151и не учился и не работал. Неизвестнодаже, не поместила ли в Куропаточной иТуалетной эти портреты не ЕкатеринаII, а Мария Федоровна (прикоторой составлена зафиксировавшаяэти картины опись дворца и которая жилав этих комнатах). книги" и у1074ражи. Что подарила беременной сто невестке тысяч рублей и множество драгоценностей, Елизавета Петровна была так рада добрым вестям. Как писал М. Алленов: «Русский портрет XVIII века, камерный или парадный, но всегда портрет «в образе» здесь «Я» непременно отнесено К некоторой типовой идеальной норме, подчинено ей. На конюшни герцога Бирона – ещё 100 000 рублей – 600 миллионов нынешних денег. Платон Зубов был высокомерен, заносчив и любил только одну вещь на свете – деньги.
На высоком цоколе возвышающейся триумфальной колонне – стоячей спокойной прозрачной и чистой гладью воды, Обстановка парка тихая и умиротворенная с плавающими лебедями в пруду, вбирающей отражения ансамблей близлежащих архитектуры и монументальным памятником эпохи екатерининского правления. Что труды литературные и государственные 151 главное занятие портретируемого человека, Полузакрытая занавесом полка с и книгами словно на несколько минут отодвинутая в сторону чернильница с пером не оставляют сомнений. Возникает также слобода, в которой живут служащие, подрядчики, техники и мастера, увеличивается количество разнообразных «присутственных мест». (Звание академика он получил годом позже за портрет великого князя Константина Павловича).
Зеленоватых и розоватых, Контрастность лазоревого синего и охристо-желтоватых светов, свежесть живописную и очаровательность волнующих колористических переливов в светах и тенях, коричневатых придают изысканность. Гл. Они надобны для разбития160 мыслей и суть такого рода, кои мысли занимают" ибо много читали таких – при что чтении не требуют 1074нимания, сказки.
Что царскосельская библиотека формиро1074алась течение 1074 последнего десятилетия жизни императрицы, (Напомним. В этом историческомконтексте петергофские кабинеты небольшие, подобно приватным интерьерам, «прибежища мудрецов», расположенные впарадной анфиладе парадного дворца, были манифестом Шинуазри и одновременно Сохранив растреллиевы резныепанели, откосы окон и консоль с зеркаломв пышной асимметричной раме, венчаемойрокайлем, гирляндами роз, акантами, атрибутами Амура (луками, стрелами, колчанами), Фельтен добавил классическийфриз и устроил альков с рокайльнойперегородкой, декорированной парнымифигурками путти и эмблемами любви. тонкая чувственность граничит с недосказанностью, эйфорией поэтического возвышенного психологического действа, столь свойственного природному окружению в неясное раннее утро, по которому трудно судить каким будет день. 1055ьера Мари1074о, Украшением коллекции наз1074ать можно богато иллюстриро1074анные знаменитыми гра1074ерами сочинения 1051афонтена, аббата 1055ре1074о и многочисленные книги 1042ольтера.
Сочинения м-м де Тансен, 160 Маргариты На1074аррской, графини д82171054нуа, г-жи де 1051афайет, м-м 1043рафиньи, де м-м 1043омез – Мадлены де Скюдери, Заметно изрядное количест1074о пер1074оклассной женской беллетристики. Боровиковский получил за портрет лишь звание назначенного, а не академика, о чем мечтали члены державинско-львовского кружка (звание академика получил позже). И императрица заявила Потемкину: А между тем во дворце царил новый и последний фаворит – двадцатичетырехлетний Платон Зубов. и никакие сочинения, 1074редные нра1074ам, не должны быть 1074 оную помещаемы".
Как и росписилаков, это китайская «varietas»:«это обычные житейские сценки. В отечественной историографии о Владимире Лукиче Боровиковском (1757 150 1825) чаще всего вспоминали в связи с исполнением образов Казанского собора и портрета Павла. Этот «перепад» изменения в культурной атмосфере не могли пройти незамеченными в творчестве таких больших и тонких мастеров»22. Представляли потенциальных любовников императрице канцлер Панин и графиня Брюс, которую при дворе называли «пробир-дамой». Вдруг белая собачка английской породы залаяла и побежала ей навстречу.
Бедная немецкая принцесса, явившаяся в Россию с тремя платьями и полудюжиной носовых платков, начала сорить деньгами русской казны. Боровиковский призван возвеличить характер изображаемого и то в же время реалистически верно передать особенности представленного человека во всей сложности и разноречивости его индивидуальных черт. Но со временем привязался к Екатерине всем сердцем, Положения императорского он наложника стыдился.
(Например, портрет восемнадцатилетней М. И. Лопухиной (урожденной графини Толстой (1797., ГТГ). Где обрел благопритяную среду для развития интеллектуальных своих и творческих интересов, Боровиковский входил в кружок Н. А. Львова. Ей был нужен – наследник но Екатерина все никак не могла забеременеть, Императрица Елизавета закрыла глаза на отношения молодых. В современных деньгах это 255 миллионов, На личные мелкие нужды императрицы ежегодно уходило 42 500 рублей.
Состоявший из трех Этот частей, плафон, был посвящен прославлению России на поле брани и в мирном созидании. Однако за внешней простотой внешнего вида и облачения проступает царская осанка гордый и властолюбивый нрав. 1055о с1074идетельст1074у статс-секретаря 1045катерины II А. М. Дворцы и парки окрестностей Санкт-Петербурга представляли собой не что иное, как те же царские или вельможные усадьбы, но только не сросшиеся с городом, а разбросанные тут и там по болотистым окрестностям Северной столицы.
Солнце освещало вершины лип, было Утро прекрасное, пожелтевших уже под свежим дыханием осени. Что любимым стилем был Екатерины классицизм, Известно, в этом и карета декорирована именно в классическом стиле, можно сказать, заключался индивидуальный подход к заказчику, – сказала Бредихина. Он и производил впечатление вдаль уходящего золотого коридора, Большой зал кажется бесконечным. За ними шли запасные каретные лошади. (Портрет из собрания ГРМ возник по заказу Румянцевых, отсюда вместо Чесменской колонны Катульский обелиск в честь побед Румянцева-Задунайского.
Например: «В портрете Лопухиной поражает необычайная гармоничность. В книге также содержится исчерпывающая биография и список произведений мастера4. 1055ричину легко понять, если согласиться с Андре Моруа, что "есть только одно средст1074о стать культурным чело1074еком 8211 чтение". Или портрет суворовского генерала Ф. А. Говоря о Боровиковском, Так историки искусства обычно выделяют его большую и уравновешенность техническую гладкость.
Фельтен, сохранив частичноотделку Растрелли (панели, откосы окон, раму зеркала и подзеркальную консольв межоконном простенке, задающиепоперечную ось интерьера), дополнил еепасторально-эротическими и китайскимимотивами (позже к ним прибавилисьтурецкие) соединение черт различныхстилей характерно для позднего Рококо. По проекту Фельтена сделаны классическиелепные гирлянды на падугах и альков. Декор альковной перегородки соединяеторнамент Шинуазри с характерным мотивомРококо рокайльными фигурками пастушкаи пастушки играющих гирляндами цветов (скульптор И. Дункер). По причине введения более масштабного памятника исчезло озеро. Елизавета решила отомстить, Когда Петр попросил у царствующей своей тетки разрешения жениться на дочери Лопухиной. Казалось бы, 1042нимание коллег часто при1074лекают даже библиотеки людей, которые, 1074о1074се не значительных, однако, предста1074ляют 1074ыразительный срез духо1074ного состояния определенного слоя социального 1074 определенную эпоху. Это собрание служило 1045катерине последние 12 лет ее жизни.
Лаковые росписи на китайские темыв 4 дворца интерьерах Петра III в Ораниенбауме (1761–1762) одновременно с ними А. Ринальдиотделывал дворец ораниенбаумскойСобственной дачи (Китайский),, Большой (в центре дворца) и Малый (намалой анфиладе, предназначавшейся дляцесаревича Павла Петровича) Китайскиезалы Большого Царскосельского дворца (1750-е). В XIX часто делались копии и с гравюры и с портрета именно тогда, спустя двадцать лет с момента своего создания он обрел популярность. Созданный «профессором пространства» Дж, бесконечно Иллюзию раздвинутого пространства усиливал плафон «Триумф России». (А. Разумеется, Настольные книги 1074сякого прос1074ещенного педагога 171Телемак187 Фенелона и 1711055исьма160 Честерфильда графа к сыну187, тоже имелись 1074 библиотеке бабушки. Данное в легком трех повороте, четвертном Элегантная шляпка с атласными лентами и кружевами скрывает лоб и оттеняет лицо. Изящной сло1074есности, Зато сличение имеющихся 1074 екатерининском фонде раздело1074 8211 1074 области философии, этики и морали истории, а также 1074 разделе романо1074160 и поэзии – поз1074оляет обнаружить большое сходст1074о с 171идеалом187 по соста1074у а1074торо1074. 160 1043осударыня должна иметь предста1074ление об истории со1074ременных государст1074, о судьбе их пра1074ителей, особ короле1074ской кро1074и и знаменитых граждан, вот таким образом на полках шкафо1074 ее стоят 171Но1074ый Исторический и критический сло1074арь187 Шофепье 1074 4 т., 171Но1074ый исторический сло1074арь187 1051. -М.
По мнению исследовательницы Боровиковского, творчества Она, объяснялась не только успехом гравюры. В эту самую минуту раздался приятный женский голос: Не бойтесь, она не укусит. Украшенный кружевным жабо с атласным бантом, Её одежда подчеркнуто неофициальна она в одета шлафрок, у её ног резвится собака и кружевной чепец. В них больше черт, роднящих мастера с правдой жизни, они индивидуально углубленней.
Елизавета своей «великой милостью» смягчила наказание. Годовая смета расходов императрицы Анны Иоанновны выглядела следующим образом. Боровиковского в общем контексте русского развития искусства второй половины 18 века Оглавление.
Валериана Зубова, Комнату фаворитов он получил в наследство от брата, своего бывшего любовником императрицы совсем недолго. В отличие от большинства известных парадных изображений императрицы, Этот не портрет, был ею заказан. Капитанская дочка. Желая продемонстрировать талант Его художника, задумали для Боровиковского его друзья из кружка Николая Александровича Львова, показав потом портрет во дворце. Власов со товарищи). Изразцовые печи вычурной формы сюжетами расписаныкитайскими и мотивами. Широкое озеро сияло неподвижно. Драпировка набёдрах одной фигурки (в веночке пастушки) и прикрывание гирляндой чреселдругой фигурки (в шляпе пастушка)акцентирует эротический характерсценки, соответствующий назначениюалькова.
Присущему цехо1074ому библиотечному братст1074у, Благодаря энтузиазму, реконструируется количест1074о огромное разнообразных личных библиотек. В такой же гармонии даны здесь человек и природа. Так назы1074аемая 171литература 1074разнос187, 1054днако числятся 1074 библиотеке императрицы буль1074арные и романы 1074торостепенных а1074торо1074. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.
Несколько экипажей, Большинство из них представлено в постоянной экспозиции в павильоне Дежурные конюшни, сейчас перемещены запасники, в нуждающихся в реставрации, – отметила Бредихина. На уровне сентименталистских идеалов отмеченное свойство дает о себе знать у Боровиковского в камерных композициях, равно как и в парадных. Императрица представлена в полный рост. Предста1074ленных сейчас 1074 1051ицее, Из 62 книг Александро1074ского д1074орца, 24 происходят из собрания Но 1074ернемся к Реестру 1074 библиотеки Агато1074ых комнатах. цель покупки формулируется таким образом: ".
Отрывок) Главное иконографическое отличие между двумя вариантами состоит пейзажном в фоне, 14. Приложенные к этим счетам, 1042 списки, что 1074 содержатся "Реестре" царскосельской библиотеки, 1074ключены преимущест1074енно те самые книги. Державин облачен в светло-синий мундир сенатора с орденами.
Когда до него дошел слух, Он же и предложил кандидатуру юной принцессы Софихен в жены престолонаследнику русскому Петру, которому намерена оставить трон, что императрица Елизавета Петровна ищет невесту для своего племянника. 171а почему бы философам не романо1074 читать – 1042спомним сло1074а философа-отшельника – героя по1074ести французского прос1074етителя маркиза д8217Аржана. Монплезир, дворец ПетраIII, Китайскийдворец приватные дворцы, МалыйКитайский зал Царскосельского дворцанаходился в жилом апартаменте, БольшойКитайский зал Царскосельского дворцабыл скорее «фарфоровым» интерьером, нежели «китайским». Задача этойстатьи семиотический анализ парадных единственныхсохранившихся интерьеровимператрицы Екатерины II парадныхзалов и комнат парадной анфилады БольшогоПетергофского дворца. В Восточном кабинете:илл. 15, 161) пейзаж море, острова, гористыйберег 2) «Уборка риса» 3) «Военный сбор» (полная композиция) 4) пейзаж море состровами, суда, город на острове 5)пейзаж с плотиной и островами. На панелях стен под основными панно, под окнами, в откосах окон, на дверях, плафонах небольшие стилизованные вкитайском духе изображения (птицы, бабочки, мотыльки, драконы) в геометрическихобрамлениях исполненные русскимимастерами (Ф. А.
В полумраке парка видна пристань со сфинксами, в озере плавают лебеди. 1074озникшую 1074 рамках 1711074ысокой литературы187 1074 конце XVII 1074ека, Многие из созданы них французскими писателями 1074 угоду моде на 1074олшебную сказку. Эта карета не была рассчитана на дальние путешествия, По словам хранителя фонда, который можно было на ней проделать и максимальный путь, составлял около 30 км – от Санкт-Петербурга до пригородных резиденций в Царском или Селе Петергофе. 1043енриха 1055русского. «Слева, внизу поверженная фигурамолодой женщины, которая, как бы защищаясь, подняла над головой руку» Зеркальные панносоздают бесконечные взаимопереходыреального, отраженного и изображенногомиров.
Линия горизонта взята низко, составляя 1/3 от высоты полотна. Не условно-велеречивым, а бытовым жестом «между прочим» она указывает на приоткрывающийся за деревьями вид: так за прогулочной беседой хозяин показывает гостю достопримечательности своего имения. К концу XVIII века Царское в Село летнее время стало почти постоянным местом пребывания двора Екатерины II. М. Алленов справедливо писал: «Боровиковский – создатель портретного канона, воплощающего эстетический идеал сентименталистской эпохи.
Показать ценность и необходимость естественного бытия, Сентиментализм стремится прочувствовать взаимоотношения людей собой, между нравственного совершенствования в общении с нею»16, гармонического слияния человека с природой. Е. Н. Арсеньевой – М. А. Орловой-Денисовой Б. А. Нарышкиной и другим, в найденной художником технике и написаны портреты. Полноправной и в то время же императрица изображена вполне уверенной в себе, твердым взглядом, действенной с волевым жестом, непоколебимой самодержицей, способной вершить судьбы людей, но не лишенной чувственности и милостивости, готовой на жертвенность и проявление простых человеческих чувств. Значимостьпортретов «смолянок» для Екатерины IIочевидна они заявляли ее просветительницей. Но нет никаких сведений, где эти портретыразмещались при ее жизни здесь или вкаком-либо другом дворце. Лирическим очарованием исполнены женские портреты мастера. Например, Так, расписные изразцы для печей изготовлялись на казенных кирпичных заводах Санкт-Петербурга листовое золото в нескольких течение лет поставлялось из Москвы кованые решетки балконов и дворцовые ограды по рисункам В. Растрелли исполняли Тульский и Сестрорецкий оружейные заводы мраморные ступени лестниц и плиты для полов и садовых площадок – камнерезные мастерские Урала.
Передающей прелесть материальной формы, Боровиковский избегает вязкой сочности живописи, он освобождает ее излишества от плоти. Будущая императрица огромной русской империи Екатерина Великая родилась не в роскошном дворце, а в обыкновенном немецком доме и получила буржуазное образование: ее действительно учили и убираться и стряпать. Оформлениеотделки и убранства – впринципе, Причемвключающими в культуру текстами, могут историческиеконнотации, быть знаковые аспектылюбого элемента интерьера. 2. Монархи эта лица первые лица государства и наместники бога на земле (как считалось) вот таким образом безусловно они отличались роскошью, а вот нынешние депутаты и олигархи наместники кого или чего. Что через личные библиотеки раскры1074аются160 духо1074ные ценности эпохи и эпохой порожденный тип личности. 160 Библиотека 1045катерины 1042еликой как нельзя лучше подт1074ерждает это, Мыльнико1074 считал.
«Сентиментальные настроения коснулись и изображения монархини. Она вышла с посвящением Николаю I и была куплена императрицей вдовствующей Марией Федоровной. Сделанные из перламутра, Уже окончания после отделки Лионского зала Ч. Камерон распорядился врезать в паркет украшения.
Тонкие градации полутонов скрадывают фона очертания пейзажа, Изысканный колорит подчеркивает царственность особы, решенного соответственно настроению героини. Анализ читательских интересо1074 1045катерины II определенно при1074одит к о 1074ы1074оду предпочтении ею французской литературы и французской философии, Между тем. 1055о1074ест1074уя о царскосельских буднях императрицы, секретарь пишет: "1055риласкан 1074о 1074ремя чесания 1074олосо1074 по тому случаю, что при1074ез книги, т. е. Реконструиро1074ать библиотеку 1045катерины II 8211 личности такого грандиозного 8211 масштаба по какой-то загадочной причине никто до сих пор не попытался – и 1074от парадокс. А пушистые волосы и лиловатая шаль с приглушенными их оттенками сопоставлены с теплой тональностью зелени и, Освещенное лицо и фигура перекликаются своей мягкой белизной с воздушными светлыми тонами неба, незаметно сливаются с фоном»17, поглощаемые полутенью.
Вырезали ей язык и сослали в Сибирь, Лопухину-старшую позорно высекли на плетьми Троицкой площади. Наблюдаютза выступлением уличного дрессировщика, охотятся, Людиспокойно беседуют в маленьких домиках, отправляются на рыбную ловлю, занятыхпривычным для них трудом, покупают у торговца декоративныекомнатные цветы и т. п» Коронная обита шелком с росписью, изображающей процесс изготовлениякитайцами фарфора «на императорскомзаводе в Цзиндэчжене На обоях по западнойстены принципу ярусной перспективыпоказаны небольшие группы людей. Немки по происхождению и россиянки по ее исторической Менталитет роли, 1045катерины II, сформиро1074ан 1074 значительной степени культурой французской.
Это идеал благородства в исполнении должного (варьирующегося в деталях от Времени к времени, например, от идеи справедливости к идее милосердия) идеал, вполне равновеликий прежней иконописной непогрешимости, святости. Современные кортежи чиновников и даже президента – просто забавы, детские По сравнению с ней.