Почти всё лето 1870 г. молодые люди (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина – студент консерватории Василий Репин) провели на Волге, в Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), в 15 верстах от Самары, недалеко от Жигулей. Они занимают центркартины идут по диагонали к левомунижнему углу её. В Ширяевом буераке (сейчас село Ширяево), Почти всё лето 1870 г. молодые люди (студенты Академии художеств Илья Репин и Евгений Макаров, Федор Васильев и брат Репина – студент консерватории Василий Репин) на провели Волге, недалеко от Жигулей, в 15 верстах от Самары. Они живут и работают дружно, справляются со стихией и свободны в душе. Это сделано мастерски. И уж это одно можно поставить в величайшую заслугу художнику.
Идущий босиком в яркой розовой рубашке, мальчик, Лишь сразу выбивается из всей этой серой, единственный из всех высоко поднявший голову и бросающий сердитый взгляд из-под нахмуренных от палящего солнца бровей, покорной, безответной вереницы. Впереди и в центре идёт бурлак Канин, который напоминал художнику античного философа и который как бы воплощает разнообразие человеческих характеров – путь кажется бесконечным Но когда группа бурлаков приблизилась, Ноги их вязнут в глубоком раскалённом песке, ведь он каждого знал лично и по именам, можно рассмотреть их лица. Репину мастерски удалось индивидуальные передать черты каждого из них, а перед зрителями картины предстают завершенные образы. Репинбыл поражён контрастом между эти ми«чудовищами» и господами, беспечногулявшими по берегу. В 1870 году Репин вместе схудожниками Васильевым и Макаровымпредпринял поездку на Волгу.
Справа и слева Канина окружают Илька-матрос и дюжий бородач. В каждом есть свой центр –персонаж, на который прежде другихобратишь внимание. Но встреча с художником И. Н. Крамским изменила жизнь Репина.
Спины бурлаков опущены под тяжестью выполняемой работы. Продуманное повествование о жизни людей, Начало и конец пути, – вместе таков сверхсюжет репинских Бурлаков, годами существующих рядом. В центре бурлак Канин, олицетворение первобытной дремучей силы, справа – бородач с несколько обезьяньей пластикой, справа – Илька-матрос, озлобленным, ненавидящим взглядом уставившийся прямо на зрителя лицом – напоминавший Репину античного философа, Возглавляет ватагу тройка коренников. Посмотри – как я несчастен и до какой степени ты задолжал народу, Ни один из не них кричит с картины зрителю.
Идущие в одном ритме ноги вязнут в песке. Непривычный к тяглу не парнишка может приноровиться к бечеве, Другие в связке тянут по привычке и все ее поправляет. Каждый из которых самостоятельная – портретная индивидуальность, Перед нами – вереница персонажей. Это пожилой бурлак, судя по всему – главный в ватаге. Завершают эту ватагу бурлаковтретья группа из трёх человек. От первоначального замысла не осталось и следа.
(по песчаному берегу медленно движетсягруппа оборванных измученных и бурлаков. Их одиннадцать. Картина построена так, что процессия движется из глубины на зрителя, но одновременно композиция прочитывается как фризообразная, так что фигуры не заслоняют друг друга. В его фигуре внутренняя сила и молодость, протест и стремление освободиться.
Когда он, Это произошло на летней речной прогулке по Неве, вдруг увидел темное, находясь в окружении гуляющих красивых людей, грязное, копошащееся пятно, медленно приближающееся по берегу. Сопоставляя различные характеры, Художник разбивает ватагу бурлаков на отдельные группы, типы, человеческие темпераменты. Зарисовывая живописныеволжские пейзажи, Целое летопровели художники на берегах великойрусской реки изучая характеры их приглядываясь кбурлакам. На фоне предгрозового неба и чистого песка движется на зрителя тянущих толпа свою лямку бурлаков. Но в академию его художеств не взяли, в 1863 годы Репин приехал в Петербург, так как он не знал классического рисунка. Потому как были они нерадивыми – кто трубку курил, Их задача в этой – ватаге контроль идущих позади, а кто и демонстративно протестовал против нечеловеческой работы.
Месяц и два шли они палящим под солнцем или под проливным дождем, Случалось, навалясь грудью на лямку. Репин ходил в поисках заработка. Жаркий летний день и безбрежная река. Но прогулка больше не радовала его. Халтурщиков понукали и позади идущие – самые добросовестные бурлаки.
Перед глазами стояли угрюмые лица, потемневшие от пота лохмотья рубах. В долгом пути бурлак иногда стаптывал двадцать пар лаптей. Другая хаяла «лапотность» «Бурлаков». Что герои картины – люди, конкретные Несмотря на то, вместе они представляют собирательный образ русского народа.
Монотонная, Тупая, жилистых, не человечески тяжелая работа сломила и огромных, могучих богатырей, шагающих впереди и все повидавших, многое переживших, но узнавших мало радости в жизни мужиков, запряженных в середине, вытягивает она последние силы и из желтого иссохшего больного, старика, на ходу вытирающего пот со лба. Что люди одеты в лохмотья – под ремнем быстро одежда истирается и ветшает, Неудивительно, от бесконечной дороги стаптываются лапти. Репин был поражён контрастоммежду эти ми «чудовищами» и господами, беспечно гулявшими по берегу. Вот почему лица на картине выглядят так живо, убедительно. Это было на Неве, когда художник учился ещё в Академии художеств.
Онпоставил перед собой задачу изобразитьих на полотне. В такой атмосфере возникла у мальчика тяга к искусству. Эскизы, Художник делал наброски, даже шагал рядом с ними по берегу Волги изучал лица и характеры бурлаков, чтобы их почувствовать состояние Три года шла работа над картиной.
Где можно было настоящий увидеть тип бурлака, Друзья посоветовали ему отправиться на Волгу. ХудожникИ. Если группа сбивается, то командой «сено-солома» он восстанавливает синхронность. Стипендии не полагалось, а за учебу нужно было платить. Сам художник очень любил свою эту картину Так состоялось у Репина его первое знакомство с бурлаками.
Но так велико было учиться, желание Он жил на копейки, что юноша преодолевал все трудности. Одна часть интеллигенции возносила произведение, называла «первой картиной всей русской школы», олицетворением эпохи. Такие как Крестный ход, Последующие его работы, подтвердили его умение выстраивать сюжета, композицию Не ждали, как в литературном произведении, где у каждого героя есть определенное место и его действия связаны с действиями других героев.
«Я стал вырезывать лошадей и мы налепливали их на стекла окон. Профессор Академии искусства Бруни и его приверженцы-консерваторы нарекли картину «великой профанацией искусства». Несмотря на тяжелые условия труда, тяжелый Этот подневольный труд не сделал бурлаков рабами, убогими, герои картины не выглядят жалкими. С этого дня он немог отделаться от образа бурлаков.
Первая группа – эточетыре первых бурлака. Ему встречаетсязамечательный бурлацкий тип – Канин, который поразил художника ума, философскимскладом Последолгих наблюдений, необычной запоминающейсявнешностью. По рекам уже ходили пароходы, Когда жил но Репин, богатым промышленникам и купцам было дешевле запрягать в лямки людей. Картина вызвала резонанс в среде творцов и противоречивые мнения.
Его задача – задавать ритм движения. Не смотря на жару, На нём, так как знает, он плотная одежда, что лёгкая рубаха быстро истреплется на такой работе. Над которой он трудился в течение трех лет, Картина великого русского художника Репина Бурлаки и сразу определила место молодого русского художника в ряду выдающихся самых представителей русского изобразительного искусства, была выставлена в 1873 году.
Репин был поражён контрастоммежду эти ми и «чудовищами» господами, беспечно гулявшими по берегу. Замыкает процессию опытный мужик, но уже старый и больной. Где выполнил множество портретных с зарисовок, целью осуществления этой идеи художник в 1870 году предпринял поездку по Волге. Стоящегонеизмеримо выше своей среды. » Репинрешил поставить его впереди бурлаков, возглавляя им шествие этих измученныхлюдей, в Была его лицеособая незлобивость человека.
И даже некоторая безысходность, в его взгляде отразились и усталость, что дорогу же всё осилит идущий, но в то же время – осознание того. Значимость их фигур подчеркивается намеренно заниженной линией горизонта. От зари до зари не выходил он из мастерской. Чуть только я прочел в газетах о бурлаках г. Репина, то тотчас же напугался, – писал Достоевский. Репин очень много работал.
Высокий флегматичный старик, непривычный к такому труду и словно пытающийся освободиться от лямки, юноша Ларька, черноволосый суровый Грек, обернувшийся, словно для того, чтобы окликнуть товарища – последнего, одинокого бурлака, готового рухнуть на – песок набивающий трубку, Столь же характерны и другие персонажи. Которые помогли загнанным в непосильную кабалу людям построить новую жизнь, Именно в образе этом художник отразил все лучшие качества простого народа, что такое радость и счастье, где они стали хозяевами и узнали, где они смогли воплотить свои самые затаенные мечты и надежды. Развалившуюся обувь, Безнадежность вопит сквозь лохмотья драные обносков, потупившиеся бездумные взгляды. Группа бурлаков называлась артелью.
Мудрый, Спокойный, Канин являет собой как бы серединный характер между двумя этими противоположностями, с несколько лукавым прищуром. Всюду гуляли нарядные господа, офицеры, студенты, дамы под разноцветными зонтиками. Одиннадцать бурлаков идут по берегу Волги в жаркий день. Они устали измучены тяжким трудом и палящим солнцем.
Лица работников выписаны художником с большой любовью. А у последнего мужика уже и сил не осталось. Их центр – юноша в розовойрубахе. Стоящегонеизмеримо выше своей Репинрешил среды. » поставить его впереди бурлаков, возглавляя им шествие этих измученныхлюдей, Была в его лицеособая незлобивость человека.
Несколько раз ездил на Волгу, Репин хорошо знал бурлацкую жизнь, наблюдая за провел людьми, немало времени с артелью бурлаков, узнавая их характеры, делая зарисовки и эскизы. Репин учится в Петербурге, в Академии художеств. В старинном здании на набережной реки Невы, скульпторы, Здесь, учились будущие художники, архитекторы. После нескольких лет работы, Однако, написания множества эскизов и этюдов, поездок на Волгу в поисках типических образов, появилась хорошо известное зрителям полотно, в котором нет этого противопоставления явного тянущих свое ярмо бурлаков букету барышень. Первоначальный замысел произведения целиком укладывался в концепцию критического реализма 1860-х годов: нищие, ободранные, грязные бурлаки в сопоставлении с нарядной толпой дачников (такую сцену Репин увидел однажды во время прогулки по Неве).
Этот тяжелый труд требует определенной сноровки. Не похожий на других, Каждому из одиннадцати членов бурлацкой ватаги великий художник И. Репин дал свой характер, как в хоре и все они, свою исполняют партию. Сквозили берёзовые рощицы, домов Возле темнели аллеи старых лип, поднималась душистая сирень, пестрели цветники. Тянуть баржу далеко, Каждый шаг дается им с трудом, там а еще и разгружать – они угрюмы и сосредоточенны. Он уже точно знает, как рассчитать силы, вот таким образом ступает ровно.
Но увиденное так запало в его душу, что он захотел написать картину на эту тему. Он поставил перед собой задачуизобразить их на полотне. Однако присмотревшись, рельефно выделяется каждая фигура. Илья мечтал учиться рисованию и отец определил его учеником в мастерскую живописца. Заказные портреты, Почти четыре года Репин со старыми выполнял мастерами роспись церквей, копии старинных икон. Любимой песней бурлаков была «Дубинушка» Видно, что для этих людей уже не существует в жизни радости, на их лицах выражение покорности, в безжизненных потухших глазах ни мыслей, ни чувств, в них только стремление дотянуть свою лямку, не упасть по дороге.
У нас как-то принято – что бурлаки всего более способны изображать известную социальную мысль о неоплатном долге высших классов народу, – Даже сюжет самый ужасен. А в промоинах даже переливающемуся перламутром, По песчаному берегу разных янтарных оттенков, ступают тяжело усталые люди. Два месяца Илья учился у Крамского, потом был зачислен вольнослушателем в Академию. Их можно разделить натри группы. Природа создает пластику и фон главного сюжета. История создания картины подробно описана самим Репиным в книге Далекое близкое.
Окончательная версия впервые выставлена была в 1873 году на художественной выставке произведений живописи и искусства. Всюду слышались весёлые голоса, беззаботный смех. В старину бурлаки тянули по реке суда с грузом. Ему встречаетсязамечательный бурлацкий тип Канин, который – поразил художника философскимскладом ума, Последолгих наблюдений, необычной запоминающейсявнешностью. Которую он не мог не написать, Бурлаки на Волге 8212 великая Ильи картина Репина, увидев скотский рабский труд несчастных людей.
Выражения лиц, Все персонажи картины – действительности в встреченные живописцем люди, которых он подробно изучил. В глазабросается крупный мужчина с чёрнойбородой). Зарисовываяживописные волжские пейзажи, в 1870 году Репинвместе с художниками Васильевым иМакаровым предпринял поездку на Волгу. Целое лето провели художники на берегахвеликой русской изучая реки их характеры, приглядываяськ бурлакам. Он требует, Кроме того, чтобы каждый член артели работал полную в силу – здесь нельзя отлынивать и перекладывать груз на чужие плечи.
Однажды в летний погожий день товарищи уговорили его отправиться на прогулку за город. Каждый из бурлаков делает видимое глазу зрителя усилие, Тянуть против течения их нелегко, плечи перетянуты широкими ремнями-лямками – так удобнее тащить. С судна бросали на берег прикрепленную к мачте длинную веревку – бечевку за нее цепляли ременные плети- лямки бурлаки в впрягались эти лямки и тащили судно против течения. Что-то в нёмвосточное, древнее. На высоком берегу стояли красивые дачи, к воде сбегали широкие лестницы. Главное – переступать ногами и наваливаться корпусом на ремень. Он идет особняком, чтобы не нарушать общий ритм движения.
Бурлаки, к радости моей, настоящие бурлаки и ничего более – весь страх мой оказался напрасным. Их центр – этоКанин. Руки бурлаков повисли вдоль тела – в этой работе руками не поможешь. Вторая группа – четыре следующихперсонажа. Другим придется тянуть сильнее и они вскоре почувствуют это, Эта работа коллективная и как только один будет меньше прикладывать силы.
Поплыли пароходом по Неве. Что-то в нёмвосточное, древнее. Умеющий наблюдать и показывать, Перед доброжелательными зрителями и критиками предстал новый мастер, социальную обнажать действительность. Не могли заставить зрителя пройти мимо «Бурлаки на Волге». Бурлаки. Это люди, которым под силу то, что не под силу другим.
С этогодня он не мог отделаться от образабурлаков. Репин находил свои сюжеты в кричащих противоречиях российской действительности. Возглавляет артель поп-расстрига Канин. Заработок, дно Ватагу ведут вожаки, коренные, у них больше других и силы воли – связывающая их и бечева, проклятие имеет для каждого свой смысл. Репину удалось соединить условность формы картинной с удивительной натурной убедительностью.
Оборванных и таким диссонансом прозвучало появление потных, что эмоциональный художник Репин сразу идеей загорелся написать именно такое обличительное полотно измученных мужиков на фоне флиртующих барышень и кавалеров. С первого взгляда картина «Бурлаки на Волге» притягивает внимание коричневым пятном рабочих, будто слившихся воедино. На ее неподвижной глади отражаются яркая голубизна неба и сияющие легкие облака, На картине Репина художника Бурлаки мы видим знойный летний день – просторная русская река, вдали в легком мареве проплывают размытые суденышки.