Сурикова Подбор материалов о жизни В. И. Сурикова об истории картины Боярыня Морозова описание картины Боярыня Морозова. Он вслед за хулителями-академистами сравнивает суриковское многоголосье с ковром, но не видит в этом ничего предосудительного: Знаменитая картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» известна всем россиянам ещё со школьной скамьи. В. и. суриков написал картину «Боярыня Морозова» в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод. Огромным трагизмом наполнена картина Василия Сурикова «Боярыня Морозова».
Картине «Боярыня Морозова» (как и всем произведениям Сурикова) предшествовала длительная и упорная подготовительная работа. Источник: ДРУЖИНИН С. КАРТИНА СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА». / С. ДРУЖИНИН. // Искусство: Книга для чтения. (да, среди людей есть такие, кто колеблется, какую сторону ему принять, а есть и такие, кто открыто и издевательски смеется над опальной боярыней. ) – В какой части картины поместил Суриков противников Морозовой. – с. 435--440 Эта картина Сурикова получила название по имени центрального действующего лица боярыни Морозовой, одной из видных участниц раскола.
Наконец, динамичность всей сцены усиливается диагональным построением картины (основная диагональ идет от правого нижнего угла в левый верхнийпо краю толпы, по санеотводу, по скату крыши) все диагонали пересекаются в композиционном узле картины поднятой руке Морозовой, Так же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. В этих книгах имя Иисус печаталось Исус при крестном знамении предписывалось складывать не два, Например, а три запрещалось пальца брить бороды и усы. В 1882 году почти закончил огромную картину Пустосвятrdquo ldquoНикита о прениях с раскольниками в Грановитой палате, в 1881 году Перов создал рисунок ldquoПытка боярыни Морозовойrdquo. Но трудное материальное положение семьи не позволяло думать об исполнении заветной мечты.
Очи же твои молниеносны». В руках – неотъемлемый спутник его странствий – высокий посох резной с крестообразной ручкой. С длинными прорезными Молодая рукавами, боярышня одета в красивую старинную шубку из бархата. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. – говорил Суриков, тиме в боярыни Морозовой, стрельцом-то с черной бородой, – тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем. Под глазами, во впадинах, залегла синева. Я говорю идем.
Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет аресте об и заточении после пыток в 1671 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Кто желал исправить их, Люди невежественные не признавали эти ошибки ошибками и защищали твердо их против тех. Очень трудно ее лицо было найти.
Толпа живет и волнуется: движутся, клином врезаясь в нее, сани. В художественном воплощении огромной силы человеческого духа – весь пафос картины и смысл образа Морозовой. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. О боярыне Морозовой слышал от своей тетки по изустным преданиям.
В 1887 году «Боярыня Морозова» появилась на XV Передвижной выставке. «в типе боярыни Морозовой тут тетка одна моя Васильевна, Авдотья стрельцом-то с черной бородой – что была за дядей Степан Федоровичем, Особенно долго искал Суриков Морозову. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна («Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала», рассказывал Суриков М. Волошину). Кутающегося в лисью шубу, Насколько этот нищий безумный в лохмотьях духовно чище хитрого и корыстного священника. Что царь стоит на переходах, Боярыня думала и хотела показать ему, смотрит ее на унижение, что нимало не стыдится того поругания, которому она подверглась по его воле».
Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. В картину попадает карниз жилого дома, крыша дома с дымовой трубой. Вы входите в один из залов Третьяковской галереи и прямо перед вами во всю ширь большой стены висит необыкновенная картина. Вот он идет мимо стола, видит – сидит муха. Морозова поставила стул так, Лежа на дровнях, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением креста и во пути время часто звенела цепями, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза.
Многоцветность народной толпы, Но яркая выражая красочность, жизнеутверждение, сообщает картине в целом мажорное звучание, веру народа в его силы, в конечную победу народного рассудка над предрассудками, света над тьмой. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Которому искал наибольшее соответствие в натуре, Как и отправлялся всегда, он от внутреннего образа. Каждый персонаж картины воплощает свой характер: неистов сидящий на снегу юродивый тверд и спокоен стоящий за ним странник кротка склонившаяся в поклоне боярышня ехиден улыбающийся старик, противник старообрядчества.
Вскоре в острог была привезена и младшая сестра. Лишь в глубине левой стороны улицы виднеется маковка маленькой церкви. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу.
Иное решение композиции, повторяем, было продиктовано иным содержанием. Одетого в черное он писал темные стволы и сучья голых деревьев, Он писал этюд занесенного снегом московского с бульвара фигурой присевшего на скамейку человека, оставшиеся на чистом рыхлом снегу, которые гнутся над снежными сугробами он писал следы полозьев. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. Княгиню Евдокию Урусову завернули в рогожи и, не сбивши цепей, вынесли из застенка.
На картине он изображен сидящим прямо на снегу. Замятнин имел привычку, просматривая еще раз выслушанный доклад, ходить взад и вперед по кабинету. Наконец заинтересовался, взял лист в руки и убедился, что муха эта нарисована. Покрытую глубоким снегом улицу, Вы видите узкую, толпу, церквушку, сквозь движется которую скорбный поезд, – друзей и недругов Морозовой.
На который пригласил именитых людей города за обедом завел речь о Сурикове и предложил организовать подписку отправку на Сурикова в Академию, с этой целью он устроил у себя обед. Сам художник об этом говорил: «Суть исторической картины – угадывание». Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Это по большей части подростки. О непосредственном поводе этого знакомства существуют различные рассказы. Ей передавали еду и одежду – она даже получала письма от протопопа Аввакума, Но она не была отрезана внешнего от мира.
Ведь сколько времени я его искал. Не нравилось им, что по-новому писать и произносить придется теперь «Иисус», а не «Исус», как они привыкли. Сидя в драном рубище своем на снегу, Вот юродивый, тянет кверху два в перста знак явного единомыслия. С увлечением работал Суриков и над пейзажем картины. Равнодушные зеваки, стрельцы с бердышами, в алых кафтанах, злорадствующие попы, нищие странницы и монахини, мальчишки-насмешники, уличные зубоскалы, охочие повеселиться, было бы чем и посреди всего этого она измученная пытками, закованная, но не покорившаяся исступленно выкинула вверх узкую бледную руку: «Тако крещусь, тако же и молюсь». Которые существенно затрагивали интересы различных общественных групп, самого с же начала борьба против религиозных новшеств связалась с протестом против новшеств социальных. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону.
Не принимали их и употребляли старые, Многие из духовенства считали эти книги богопротивными, отчего старообрядцев и получили название староверов, раскольников. Имения, вотчины, стада коней розданы боярам. В дальнейшем Суриков построил композицию по-иному.
Головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, Одежда в темных тонах, охватившие запястья рук, цепи, еще усиливают более это впечатление. Назову некоторые из этих работ. Творчество Василия Ивановича Сурикова имело не только национальное, но и мировое значение. rdquo – ldquoЕстьrdquo.
Здесь вместо сочувствующих лиц видны хохочущие или с любопытством смотрящие. Заснеженной, По морозной улице, московской снег голубоватый, запушенной снегом, едут сани, розвальни. Видно лишь его приподнятое вверх лицо с невидящими глазами. Суриков стремился и этюды делать в тех же условиях, Решая картину как сцену открытом на воздухе. Где преобладают люди, в стороне левой картины, фоном служат здания гражданской архитектуры, враждебные Морозовой или равнодушные к её стремлениям. И те, кто не принял нововведения, оказались в положении гонимых.
Сделав доклад, Тот незаметно положил стол на губернатора лист с нарисованной мухой и, ушел. И Суриков поступает писцом в Губернское управление. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине.
В толпе терялось», признавался он. Свалявшаяся бородёнка и грязно-жёлтый цвет кожи придают оттенок лицу неряшливости и запущенности этот убогий человек, Его полуоткрытый рот, толкается среди толпы, в котором еле теплится остаток жизненных сил, волнуется вместе с нею, ldquoсострадаетrdquo боярыне Морозовой. Что он выражает великую силу убеждения, Его значение состоит в том, сообщающую могущественную идее действенность, силу. Образ этот имеет большое значение в идейном смысле и во всей композиции картины. Чтобы создать историческое полотно, Для того, умением чувствовать биение пульса давно ушедшей жизни, необходимо уникальным обладать качеством – умением видеть сквозь пелену времени. Царь желал, чтобы Москва забыла Морозову, чтобы память о ней исчезла.
Новая жена царя Алексея Наталья Алексеевна Нарышкина сразу невзлюбила мятежную боярыню. Движение раскола ширилось и приобретало характер демократической борьбы против царя. Неудивительно вот таким образом, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего. Брови сдвинуты к переносице нос прямой и тонкий маленький рот полуоткрыт.
Тонкость черт ее лица, глубоко запавшие глаза, резко очерченные скулы, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого женского образа сквозит непоколебимость, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Каждый по-своему воспринимает событие каждое лицо новый голос в едином хоре, трагическом Толпа едина – но ни одно лицо не растворяется в ней художник достиг здесь гармонии массы и отдельной человеческой личности. Странник полон глубокого сочувствия к Морозовой.
Эта «родственность» внешнего облика способствует и единству самой толпы. Который женился на Вере Замятниной Павловне – дочери губернатора Замятнина, Верхний этаж в доме Суриковых снимал командир казачьей сотни Корх. Напечатанных по исправлениям Никона, в то время произошли первые беспорядки случаю по новых богослужебных книг.
Потом она стихла. Такой вот череп у таких людей бывает. Она показывает, Выкрикивая прощания слова толпе народа с поднятой вверх рукой, как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её. Окруженная роскошью и слугами, Она построила роскошную усадьбу по европейскому и типу жила в ней имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги. Все лицо мелок было.
Могут перенестись в прошлое, gt мистической способностью, разглядеть в его сумерках тусклых минувшую жизнь. ». Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Она состоит из купцов, жильцов, приказных и т. д. Снег талый. Заполнившую узкую улицу с низкими домами, Дровни с трудом пробиваются сквозь густую толпу, с и золотыми синими куполами церковок.
Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Колоды, в этих санях закованную в кандалы, закованную в цепи боярыню везут Морозову, точнее. Ее поднятая вверх рука со сложенными в пальцами двуперстие символ старообрядчества идейный и композиционный центр всей картины. Разве не так же добровольно наложила их на себя Морозова.
Каждый герой рисовался по – несколько раз и у каждого был свой прототип. Всматриваясь в изображенных, мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот, представителя официальной церкви, освящавшей феодальный гнет и сочувствие посадских людей и «нищей братии» юродивого, убого повторяющего патетический жест Морозовой, странника, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Это слепенький, полумонах-полунищий. Исключительный по силе образ Морозовой господствует, но не затмевает собой народной толпы. Ездила она в дорогой карете, Крестьян было 8000, в шесть или двенадцать лошадей за нею шло слуг, устроенною мозаикой и рабов серебром и рабынь человек сто, оберегая ее честь и здоровье». А сторонников соблюдения обрядов старых (старообрядцев, как теперь говорят) практически объявили вне закона. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице.
Письма и т. д, Ежедневно отправлялся он в длинное деревянное здание на Старой площади и переписывал каллиграфическим почерком докладные различные записки. Которого Суриков встретил по в дороге Сухобузимское, Странник с посохом справа на картине написан с переселенца. А с инакомыслием во все времена на Руси умели жестоко бороться. Что после тщетных увещеваний упорствующую Морозову и ее сестру, в работе Тихонравова говорится, положили на дровни и повезли мимо Чудова монастыря царскими под переходами, «прикованных за шею к стульям. Не желающей смириться с исправлениями, Одной из самых раскольниц известных была боярыня Морозова, внесенными в книги Никоном.
Суриков дает исключительные по звучности цветовые голубое, пятна Увлеченный красочностью древнерусской толпы, малиновое, желтое, черное. Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно. Заключенная в «земляную тюрьму» Боровского острога, Морозова умерла голодной смертью в 1672 году.
Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. внутренне она относится к Морозовой как к святой, на которую следует молиться при жизни. С точки зрения раскольников, под проклятие собора подпали русские князья, герои борьбы за независимость Руси, – такие, как Александр Невский, Дмитрий Донской, князь Владимир, княгиня Ольга и т. д. Подняв руку, Она с прощается народом, как знамение старообрядчества, сложенную двуперстным крестом.
Это усилило раздражение царя и судьба боярыни была решена окончательно. Именно благодаря этим традициям в период Смутных времен Святая Русь выстояла, обрела себя. Морозова была ближайшей его последовательницей. В свободное от службы время, Но занятия живописью урывками, без и систематического плана уже не могло удовлетворить будущего художника. Полотно превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества.
Возникший после реформы патриарха Никона, раскол, Церковный в сущности, был, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. В толпе терялось. Но Морозова не видит этой близкой ей по духу толпы. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Но боярыню Морозову пока не трогали: у нее была при дворе сильная рука. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну.
Движение протеста охватило широкие слои населения. Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. Обрекая себя на голод, Разве не добровольно отказалась она от всего своего богатства, тюрьму, холод и мучения пытки. Вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой Этому нищенка, способствует и нарастание движения в фигурах от правого края к центру сидящий на снегу юродивый идущая рядом с санями Урусова.
Он объединяет ее собою и вместе с тем сам, Более приобретает того, особую силу и значение, благодаря ей – он неразрывно с нею связан. Что в богослужебные книги, Давно известно было, вкралось от необразованности и небрежности переписчиков ошибок, много существовавшие прежде в одних рукописях. Призывающей народ к борьбе за Победоносный веру, образ русской женщины, полностью завладевает вниманием зрителя. В эту пору ей еще нет тридцати лет, в 1662 году умирает ее муж, но все бремя домоуправления ложится хрупкие на плечи Федосьи.
Обреченные на голодную смерть, сестры поддерживали друг друга молитвами. Старообрядчество или староверие, Исследователи этой – темы серьезные историки – не первый век спорят – какой термин справедлив. Только здесь, однажды, прорвалось всей силой рыданий материнское горе, любовь к Ванюше. Кидаешься ты на врага, как лев».
Она к старой вере стала склоняться. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Претерпев за старую веру, боярыня не сдалась, мужественно и твердо донеся свой крест до конца, в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме. Синеглазая, Юная, эта молодая боярыня стала всеобщей любимицей при дворе благодаря своей простоте, душевной легкая и смешливая, открытости. lt.
ldquo Здорово их увидел художник. Как глава государства, а как человек, любил и жалел молодую боярыню как – сейчас принято говорить, Царь оказался в трудной, он поддерживал Никона, ситуации. Смотрите, полубезумный нищий, полуголый, а какая духа сила в нём заложена – вот жалкий, Суриков как бы говорит нам. Появляются исторические романы, драмы, гениальная музыкальная драма Мусоргского ldquoХованщинаrdquo. Они были восприняты многими верующими как искажения измена церковным традициям. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. По-бабьи сочувственно пригорюнившиеся, Вот богатые посадские женщины шитых в шапочках и парчовых платьях.
Поскольку изучаю историю старообрядчества и своей семьи, Наталья, то возьму на себя внести смелость уточнения. Сложенными в двуперстие, Высоко вскинула Морозова окованную цепью тяжелой руку с тонкими пальцами. Случай помог найти решение. Все лицо мелко было. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. А заодно еще не соглашались они стричь усы и бороды это были тоже богопротивные чужеземные новшества.
В толпе терялось. Предчувствуя приближение смерти, Однажды на она рассвете, обратилась к охранявшему ее стрельцу:. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали.
Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: Дома прислуживало ей человек триста. Вы видите ее издали, еще на подходе. Ни коченеющих ног, Но юродивый не замечает ни тяжести вериг, физические лишения не могут отвлечь его от главного от – духовного состояния Морозовой. Что породило сопротивление, Церковная реформа патриарха Никона надвое русскую расколола церковь. Ни пестроты, ни глухих тусклых тонов. Ведь сколько времени я его искал.
Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Как они ее понимали, За русскую веру, за дух Святой Руси сторонники древнеправославной веры и пошли дыбы на и в костры, за русскую душу. Вся Москва сотрясалась от споров. Небольшой, Превосходно удалось Сурикову выражение лица странника, впалые щеки, с сильными выпуклостями лоб, сдвинутые брови и резкая морщинка раздумья между ними печальные глаза, со страданием смотрящие на и Морозову в то же время устремленными вглубь него самого – раскрывающее его внутренний мир. Они смягчены и объединены мягким, Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и не превращают ее в декоративное полотно они подчинены гармонии, общей голубоватой дымкой влажного воздуха, рассеянным светом. Тема раскола в 80-е г. г. Она знала о способностях Сурикова к рисованию. Но радость материнства не победила в душе молодой женщины нестерпимой тревоги за Русь.
Появляется ряд картин и рисунков изображающих различные моменты борьбы раскольников против правительства и расправы с ними властей. Но он не думает о милостыне, На снегу рядом с юродивым – миска глиняная с брошенными в неё медяками. На вечное заточение. Серые глаза большие, детски-доверчивые их горящий, ненавидящий взгляд устремлён вверх.
Подбитую мехом, Он кутается в черно – зеленую бархатную шубу и самом в выражении его лица подчеркнута лисья хитрость, с большим лисьим воротником. Заставив его позировать прямо в снегу, Юродивого он писал с продавца огурцов, смазав ноги ему водкой. Это лицо – одно из самых неприятных в картине. Её склонённое прекрасное молодое лицо с опущенными глазами скорбным и ртом выражает глубокую печаль и безнадёжность. Ее духовником был сам знаменитый протопоп Аввакум.
Они словно живые, даже слова, что они шепчут, я естественно слышу. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Поджатыми от холода пальцами передана с поразительной реалистической Ступня силой, его правой ноги с посиневшими.
Приходит. Кажется, что слышится скрип полозьев от уходящих розвальней. Суриков должен был разрешить сложнейшие композиционные и колористические задачи, Изображая народную массу на что улице, он сделал с замечательным мастерством. Суриковская Морозова непреклонна в своей вере, как непреклонны многие герои художника. Но по её напряжённому лицу видно, Хоть она и себя ведёт очень решительно, что ей очень трудно. Связанная с Сибирью, Переездом в Петербург завершается целая в полоса биографии будущего художника.
В которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных переживаний, Это сама – жизнь, сама человеческая природа. Внешним поводом раскола были церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменение обрядности (в частности, спор шел о том, как креститься двумя или тремя пальцами). Это Феодосия Морозова. Ноги у него даже посинели. И здесь сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркий глаз живописца. Присутствующий среди гостей городской голова Красноярска золотопромышленник Пётр Иванович Кузнецов отклонил подписку и принял на себя все расходы по поездке юноши и по его содержанию в Петербурге.
Глубокие, оставленные полозьями следы, волочащаяся по снегу солома, бегущий за санями мальчик заставляют поверить в движение накренившихся влево саней. привлекала внимание многих русских художников. А Никон рассек душу народа. Как его родственники – казаки, Ермак – покоритель Сибири – для маленького Сурикова был таким же близким и понятным, которые основали Красноярск, пришедшие Ермаком, с участвовали в бунте против воевод. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Губы красиво очерчены.
Живописное очарование полотна необычайно. Слова и обряды, Привычные жесты, были ересью, объявлены сопровождавшие русского человека с рождения, что и стало причиной раскола церкви и бунта против Никона. Борис и Глеб, Оба брата Морозовы и после их смерти досталось оно сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу имели огромное состояние. Не нравилось им также, что патриарх велит креститься тремя сложенными перстами, а не двумя, как принято было раньше, кроме того, они желали ходить крестным ходом «по солонь», то есть по ходу солнца, а не наоборот, как значилось в книгах у греков. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина «Домашний быт русских цариц XVIXVII веков», опубликованная в 1872 году. Церковные книги переписывались по византийским образцам.
Именно в это время в Москву пришли времена Никона, реформатора, преобразователя русской православной церкви. По правую сторону саней хохочет белобрысый крепыш в розовой рубахе. Посмотрев рисунки, Замятнин поручил Василию Ивановичу давать уроки рисования своей дочери. rdquo – сказал Лев Николаевич Толстой, когда смотрел картину.
Когда патриарх Никон провёл церковную реформу, в 1653 году, предводителя старообрядцев, вдова приняла Морозова сторону протопопа Аввакума. Цветом выделен и психологический центр картины фигура Морозовой: трагически звучит, как тяжелый колокол, черное пятно ее одежды на фоне белого снега. Мужество, Это сознание придавало им исключительную силу, которые они до сохранили самой смерти, бесстрашие и стойкость. Фигура Морозовой является центральной не только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету, обогащенному рефлексами и не только потому, что в композиции она занимает центральное положение. Которую он захватил, Поп спрятал пальцы в широкие рукава и локтём прижимает свернутую эпитрахиль, чтобы отслужить где – то молебен, очевидно и остановился посмеяться над проезжавшей в дровнях опальной раскольницей. Он машинально махнул рукой, чтобы её согнать. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой). Свидетелями того и мы становимся тоже невольными не просто а соучастниками, мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины, что видим.
Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). – писал о Морозовой Аввакум, ldquoОчи твои молниеносныrdquo именно и такими написал их Суриков. Но все никак мог не подобрать единственно нужное его выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. Потрясение, любопытство, озорство, насмешливость – это многоцветная гамма самой жизни. Это самый жалкий персонаж. Поступив на службу, Суриков не забросил свои занятия живописью и рисованием.
Замкнувшись в домашний монастырский обиход, Молодая женщина отошла добровольно от светской жизни. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. Именно это сыграло свою роль и предопределило творческую судьбу как Сурикова будущего исторического живописца, Возможно.
Вскоре раскол получил значительное распространение среди крепостного и крестьянства посадского люда. Но лишь только она была завершена, Суриков вновь обращается мыслью к «Боярыне Морозовой». Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Еле уговорил его.
Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь. Водки ему дал и водкой ноги натер. Это был последний порыв горячих человеческих чувств в нечеловеческих страданиях. И как вставил ее в картину она всех победила». Между прочим, Это подтверждает, который недавно лишь стал нам известен, один интересный этюд Сурикова.
Тщетно пытавшие Морозову, бояре, Недаром ни дыбой добиться от неё отречения от старой веры, не сумели ни огнём. Спиной к боярыне левой рукой он держит вожжи, Он впереди сидит саней, а правой замахивается на лошадь. Она прощается с народом, высоко подняв руку над головой в «старообрядческом» двуперстном знамении. С Федосьей в дом Морозова вошли молодость и веселость.
И вот приехала к ним начетница с Урала Анастасия Михайловна. Указующий в небо, поза Её и палец, она пытается приподняться, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, побороть гнёт преследователей её мыслей. Вижу он. Затем вновь наступил перерыв Суриков уехал за границу.
Мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, а вот отдельные детали и лица он писал долго, после услышанного о рассказа боярыне Морозовой, который сложился у него с детства. Прекрасно своими правильными тонкими чертами, страстностью своего порыва. Где выделяются недруги Морозовой: хохочущий попик и его сосед – зажиточный горожанин: возница почувствовал в них своих единомышленников и обменивается с ними взглядом насмешливым по адресу боярыни, Взгляд возницы устремлён на левую часть толпы. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Забелина. Через плечо у неё надета большая холщовая сума для милостыни. При всей своей измождённости, Но это лицо, остаётся полным притягательной силы и особой какой-то странной красоты.
Так на снегу его и писал», рассказывал весело Суриков. Как бы стремясь не поддаться слабости, Крепко руки, сжав спешит за санями сестра Морозовой княгиня Урусова, сохранить в себе силы. Он снял перед ней шапку (держит её в правой руке) видны его длинные волосы. Московский освященный Собор положил конец Выбор противостоянию, был сделан в 1666 году, осудил все семьсот лет русского христианства. Страждущих, Ее богатый дом в Москве приютом становится всех гонимых, что не укрывается от внимания царя Алексея и Никона. Первой от холода и истощения скончалась младшая сестра. Отличающая человека, Это духовная красота, которые не надломили, прошедшего через горнило а страданий, ещё более закалили его дух. «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял», говорил Суриков шутливо.
Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Врагом Никона был протопоп Аввакум. Между шапкой и поднятым воротником видна часть его лица. Зажигающим сердца, Вот почему образ Морозовой наделен такими необычайными почему чертами, вот он представляется пламенным, пронизающей красоты, вот где источник его особенной. С 1881 по 1883 год Суриков писал картину «Меншиков в Березове». Когда художник жил с семьей на даче в Перерве, Этюд написан летом указанного года, который сидит на земле и держит в руке деревянную чашку и босого изображает нищего. Что горизонтали кремлевской стены, Дело было не только и не столько в том, замыкая композицию, помещенной в глубине, препятствовали передаче движения, положение а фигуры боярыни Морозовой было недостаточно динамично.
Перепоясанная широким ремнём, Его коренастая фигура, поддерживающими за спиной большую на котомку, груди стянута верёвками. В доме Морозовых шли самые долгие и суровые службы. И он почти выполнил это, когда писал этюд «Юродивого». Первые сведения о русской истории мальчик почерпнул от своих воинственных предков, Рожденный в казацкой старой семье.
Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. А дом Морозовой запустел, потом и вообще был разграблен. Через распахнутый ворот рубахи видны красные воспалённые рубцы, натёртые цепью.
Действие происходит на одной из московских улиц. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Она к старой вере стала склоняться.
Ему надо было учиться дальше в художественной школе. В 13 лет Василий окончил с похвальным листом Красноярское уездное училище. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Старая Московия с ее последним непогасающим светом Святой Руси, как дикий ветер, свежая и бурная, – Россия Петра – и Россия иная, в двух женщинах московских столкнулись два мира. На левом локте – корзина. Разве на ней нет таких же гремящих железных цепей.
Слева от странника видно жалкое бледное лицо всклокоченной со бородёнкой и с закрытыми воспалёнными веками. В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Сквозь оконце кельи, где гремела цепью Морозова, монастырский поп сказал боярыне о кончине сына. Мужу ее в ту пору перевалило за пятьдесят. Цветовые контрасты также помогают показать различное эмоциональное состояние людей.
Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Городок в Калужской области, Он приказал тайно вывезти Морозову из Москвы под крепкой стражей в далекий никому ведомый не Боровск, в острог, в 90 км от Москвы, заключив ее в земляную тюрьму. – ldquoЭто ты рисовал. Но вскоре скончался её сын Иван.
Идет обратно, опять муха сидит и на том же месте. Исхудавшее лицо с горящим взором неукротимой наполнено волей и страстной убеждённостью, Её мертвенно-бледное. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум.
Лицо Морозовой прекрасно и страшно в одно и то же время. Садится на снег голыми ногами, носит вериги – огромный железный крест с полпуда весом – а лишь средство служить богу, Нищенство для него не цель, терпит мороз в одной лишь рваной холщовой рубахе, он и сам увеличивает свои страдания. Женщины в картине все обращены к Морозовой и лица их словно расцветают невиданной красотой, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда, когда событие кончится и начнутся будни. Осужденной на мучительную смерть, Он не сводит глаз с боярышни, боится пропустить одно хоть ее слово. И рефлексы свечи на белой ткани – это нечто болшее, На самом деле и ворона на снегу, это живописный принцип, чем просто формальное зарождение замысла картины, объединяющий краски в обостренном контрасте, как живописном бы музыкальный ключ будущей картины.
Семья Морозовых оказалась в гуще этих событий. Участь всеобщей любимицы многие приближенные к царю считали несправедливой – а между тем Московский начал двор волноваться. С особенной силой и яркостью столкновение Морозовой с этой частью толпы осуществлено Суриковым посредством контраста двух лиц – Морозовой и возницы. А работу над картиной Первый начал, эскиз этой картины Суриков датировал 1881 годом, в середине 1883 года и выставил её в 1887 году, видимо. Очевидно, это начало поисков одного из главных персонажей картины «Боярыня Морозова» юродивого, которому впоследствии Суриков уделил так много внимания.
Они в Медвежьем переулке жили у них там молитвенный дом был. Творчество исторического живописца – особенное. Что предаются анафеме все русские святыни, национальные Раскольникам казалось, что любил и чем гордился русский народ в течение столетий, всё то. Призвал к себе столоначальника и спрашивает: ldquoЭто кто сделал. Но все они завязаны на главном герое боярыне Морозовой. Картина потрясающая.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие. С детских лет его на каждом шагу окружала ldquoживая старинаrdquo. И как ни напишу ее лицо толпа бьет. Реформы вызвали отпор. Если бы я ад писал, ему чтобы не холодно было сидеть в снегу, то сам в огне бы сидел и в огне позировать заставлял бы – как Суриков натирал и поил водкой натурщика, я читала и говорил. В голубой дымке зимнего утра по рыхлому влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову.
Естественно, я говорю о староверах православных. Ни уговоры, ни угрозы, ни даже пытки не могли сломить дух Морозовой. Противники этой затеи стали подавать царю челобитные просили «защитить церковь от ересей». Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. Так и моя бабушка говорила.
Суриков населил историческое полотно живыми людьми изменяя Не своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве. Бугристая кожа, красный нос c большими ноздрями, маленькие бесцветные глазки и растянутый в ухмылке рот. Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра шедевра, поразившего современников. Она не знала другого спасения от надвинувшейся беды, кроме молитвы. Опять махнул и прошел дальше – так несколько раз. Она готова идти на муки и смерть. Огромный труд увенчался успехом. Феодосия Прокопьевна Морозова была страстной поборницей «древнего благочестия», женщиной, «ярой сердцем». «персты рук твоих тонкостны, Друг и наставник Морозовой, а очи молниеносны твои – истовый защитник старой веры протопоп Аввакум писал о ней так.
Но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса, Но они часто истолковывались неправильно, так как давали повод не предполагать только наличие. Пространство красок и она уже втягивает их в это пространство свое, пространство образов, пространство этой величины картины. Между юродивым и санями на снегу стоит на коленях, опираясь на палку, старуха нищенка. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. И вся эта разная толпа живет, дышит, движется в картине.
Здесь Суриков исходил из тех описаний перевоза Морозовой по Очевидно, Москве, которые были даны в работах Н. С. Мы хорошо знакомы с творческим наследием Сурикова. О которой сегодня мы говорить, будем Одна из гениальнейших работ художника, – картина ldquoБоярыня Морозоваrdquo. «персты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел в ней родственную по духовному неугасимому пыланию душу – он писал ей. На фоне этих жилых зданий и толпа другая.
Я оглядываюсь, а он качает головой ничего, мол, не обману. Такого «многоцветного» снега, Такой русской зимы, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до в Сурикова живописи не было. Боярышня проводила Морозову поклоном до земли и после поклона этого так и не выпрямилась до конца и осталась склоненной, Когда сани проезжали мимо.
Она была схвачена, Несмотря на близость ко двору царя, подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной тюрьме Боровском в Монастыре. Очень трудно ее лицо было найти. Лицо худощаво, со впалыми щеками. Кроме сочувствующих Суриков показал в толпе равнодушных даже и враждебно настроеных по отношению к боярыне. Замятнин решил изыскать средства, чтобы послать Сурикова в Академию художеств.
А страшно бледностью впалых потемневших щёк и фанатическим блеском глаз. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Полулежащую на санях-розвальнях, На переднем плане мы видим в женщину русской национальной одежде XVII века. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. На нем есть надпись Сурикова: «1883 год.
У боярыни Морозовой родился сын, которого нарекли Иваном. Многочисленные родственники, боясь гнева царского, оставили на произвол судьбы ее малолетнего сына, который вскоре заболел и умер. На фоне пёстрой толпы и белого снега изображена мятежная боярыня. Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма Аввакума протопопа к ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. «Как ни напишу ее лицо толпа бьет. Какое потрясение в умах чувствах и верующих людей России 17 века это должно было произвести, Легко себе представить. По всему видно, что он пришёл издалека. Он считал, что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, в нём должно быть выражено что-то такое, что притягивало бы к нему внимание зрителя.
И началась череда казней. Княгиню Урусову, Вы видите сестру Морозовой идущую рядом розвальнями, с в отчаянии ломающую пальцы. Огурцами он там торговал. С крутым самовластием Никона церковное Уложение подверглось радикальным исправлениям. Её протянутая к Морозовой правая рука почти касается саней, лицо жалостливо сморщилось. Снова цитируем «Материалы для биографии Сурикова» М. Волошина: «Была у меня одна знакомая старушка Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Но прежде всего изменением самого содержания При картины, этом изменение композиции было обусловлено не только стремлением более абсолютно разрешить определенные художественные задачи. Почтительно склонилась в поклоне поясном молодая горожанка в синей шубке и золотистом платке.
Все лицо мелко было. Изнемогла и боярыня Морозова. Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Сама царица Марья Ильинична, Это родственница семьи Морозовых, она молодую любила Федосью Морозову.
Что за 700 лет со времени введения христианства Руси на греческое богослужение претерпело значительные изменения и в текстах, Оказалось, тогда как русская церковь в основном сохранила прежний богослужебный чин и в обрядах. Ldquoвасилий Иванович на листе чистой бумаги нарисовал муху и дал лист столоначальнику – который к шел губернатору Замятнину для доклада, Вот один из них. Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Всю ночь тревожил монастырь ее тягостный крик. Да и негде было в Красноярске учиться искусству живописи. Сразу же за юродивым и нищенкой стоит молодая в боярышня голубой шубке и жёлтом шёлковом платке. Это образ из того же мира убогих, живущих подаянием, но совсем иной, чем образ юродивого.
Весь в голубых бликах, рыхлый, пушистый. Как живую, Вы видите, высоко поднявшую руку с пальцами, непокорившуюся боярыню, в сложенными двуперстие, прекрасную и грозную в своем мятежном порыве, юродивого, сидящего в лохмотьях прямо на снегу, единственного, кто открыто осмеливается поддержать опальную боярыню. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки.
Который повторяет этот боярыни жест Морозовой, Здесь юродивый, которая тянется за санями, нищенка. Сам царь благословил ее на венец образом Живоначальной Троицы. Ведь сколько времени я его искал. ldquoУ тебя ещё есть рисунки. Незабываемо лицо юродивого и выражение его взгляда, выпуклый лысеющий лоб, крупный, вздёрнутый нос, беззубый рот, обросший рыжими усами и бородёнкой, светло-серые полубезумные глаза.
В Сибири традиционно жило немало раскольников. Фигура его заслонена людьми, стоящими впереди. Вероятно, от дочери узнал об этом и губернатор. Молодой царь Алексей сначала пытался уладить споры в Московской церкви полюбовно.
В 1885 году Милорадович показал свою картину ldquoЧёрный соборrdquo на восстания тему раскольников Соловецкого монастыря. Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность. rdquo – ldquoЭто у нас писец Суриков, хорошо рисуетrdquo (а его все любили). И это не случайно. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
И защищая старую веру, раскольники были глубоко убеждены, что они защищают правду. Когда за нее посватался стольник и ближний боярин Алексея царя Глеб Иванович Морозов, Боярышне Федосье Соковниной шел семнадцатый год. А вот и тайные староверы, хмурые, как туча. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным «житием» боярыни Морозовой. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Есть еще несколько чловек картине, для в которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием.
Своей особенной трагической красотой, Фанатически горящие потрясают глаза нас своей необычайной духовной силой. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не было. Он был ревнителем Домостроя и спальником царей Михаила и Алексея. Сличение русских рукописных книг с греческими дало абсолютно неожиданный результат.
Дровни с соломой и стрелецкий конвой, Несмотря на тяжёлые оковы, проникнута Морозова чувством внутренней свободы. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. А вокруг нее шумит московская улица, Она вся в черном одеянии, за санями, за ней, за Морозовой боярыней бегут люди, московский люд бежит. Пробуждающий в толпе гамму разнородных чувств, Морозова источник, в котором собираются эти различные чувства и с вместе тем тот центр. gt Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой lt.
(Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). И прежде всего женские, пресполненные красоты необычайной, Все лица, созданные Суриковым в одухотворенной, Морозовой, живой. Полуголого юродивого нищенка повязана двумя платками, в отличие от не замечающего холода, старательно но покрытую множеством заплат теплую верхнюю одежду, одета в прохудившуюся. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
А сторонников соблюдения старых обрядов (старообрядцев, как теперь говорят) практически объявили вне закона. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. На шее – огромная цепь. Какими чувствами переполнены те, Мы с вами постараемся угадать, столпился кто вокруг саней боярыни. И, в-третьих, лицо боярыни Морозовой.
Сожаление о том, Но к ее религиозному сочувствию примешана одна еще нотка, у которой беспрепятственно кормилась и ютилась эта старушка, что увозят ldquoблагодетельницуrdquo – ту – типичная для нищенки. Нищенка упала на колени, т. е. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Они уже видят эту большую картину, несколько Через лет данная тема вырастет у Сурикова в самостоятельную картину Когда зрители проходят по основной анфиладе залов. Таков и странник на картине.
Шёлковый ярко-жёлтый платок боярышни заколот у подбородка. В 1875 году Суриков окончил полный курс Академии с золотой медалью получил и звание классного художника первой степени. В избах, на мостах, в церквах, в Китай-городе – кричали спорящие о вере, не друг понимая друга – в хоромах, Всюду. На картине Суриков взят момент, когда Морозову, скованную кандалами везут по московским улицам.
Женщины сочувствуют. – ldquoПозовите его ко мнеrdquo. «На переднем плане, ближе всего к зрителям художник изобразил юродивого.
Перерва». Смута духа, поднятая Никоном, расколола православие на два непримиримых лагеря. Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. Называли себя староверами.
Вскоре состоялось и личное знакомство губернатора с молодым писарем. Как писал художник и историк искусства А. Н. О декабристах Сурикову рассказала его мать.
Вернувшись в 1884 году на родину, Суриков целиком отдается работе над картиной. В том же 1882 году были экспонированы ldquoСамосжигателиrdquo Мясоедова (художником был также исполнен рисунок ldquoСожжение протопопа Аввакумаrdquo). Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). Но по доносам все, Сердобольные стражники иногда украдкой приносили им кое-какую снедь, сами были подвергнуты пыткам, кто проявлял к ним жалость.
Ему уже тогда пророчили славу художника. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Снова показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил здесь труднейшую задачу сочетание «героя и толпы». Жестокости, пытки, тюрьмы только сильнее воспламенили сторонников старой веры.
Потом распорядился совершать крёстные ходы против солнца, Вначале Никон заменил двуперстное крёстное знамение трёхперстным, вместо земных поклонов ввёл стояние коленях на и т. д. Это единство достигается, между прочим, тем, что женские лица в народной толпе «родственны» по типу лицу Морозовой. Ему, оборванному, грязному, может быть, больше, чем всем остальным, понятен и близок подвиг боярыни. Всем видом эта женщина говорит о том, Наоборот, что она никогда не отступится своей от веры. Это традиционный персонаж старой Руси.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Ее воззрения разделяла и сестра ее Евдокия, бывшая замужем за князем Урусовым. Враждебно относящихся к Морозовой, Из всех людей, образов несомненно, самый яркий, образ ехидно смеющегося священника. Но как потрясен его товарищ, который идет впереди княгини.
А снег. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Откуда к ней обращены сочувственные взгляды, Морозова повернулась лицом к правой толпы, части дающие ей моральную опору, скорбные поклоны. rdquo – ldquoЯ, Ваше превосходительствоrdquo. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы.
При исправлении и царь и Никон решили взять за образец для сверки греческие книги. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. Эта встреча раскрывает разное понимание служения религии. Надо ли сомневаться, в каком стане противоборства оказалась его молодая воспитанница. Когда Никон заменил старые книги и обряды новыми, в результате, получилось как бы новой введение веры. Но духовная гроза потрясла всех.
Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Вульгарные, крупные черты лишены какой бы то ни было духовной содержательности. Он посвятил своё творчество исторической живописи. И в снегу и в сером небе, в и узорных народных одеждах – перекликаясь с золотистыми, Голубые тона, как бы сотканном из цветовых отблесков, рассеяны повсюду. Нищих, Её взгляд устремлён поверх голов всех этих юродивых, выше настенной иконы Божьей Матери, боярышень и странников, устремлён куда-то вверх, словно в там, небесах, черпает она мужество и вдохновение. Заваленная снежными сугробами улица уходящие вдаль домики, Узкая из-за которых видны высокие дощатые кровли с чердачными окнами, окружённые заборами, голые деревьев, ветви скворешни, колодец-журавльhellip Золотистые и синие маковки церковок, также покрытые снегом, кое-где проглядывают на фоне обыкновенного, серо-облачного неба.
Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Когда Морозову повезли на санях для допроса в Московский кремль за приверженность к старой вере, На картине Василий Иванович Суриков тот увековечил трагический момент. Я его на снегу так и писал. Молодая боярыня прощается с увозимой раскольницей.
Из-под платка выглядывает полоска алой шапки. Как у нее, Он единственный на картине поднимает в ответ на слова руку боярыни с таким же, двуперстием». В начале зимы было. К которой принадлежали и боярыня Морозова и княгиня Урусова, Праздничные краски и драгоценные ткани молодой одежды девушки показывают её принадлежность к тогдашней знати. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Когда был найден, внутренней Впроцессе работы над картиной, в процессе собирания материала и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, определивший основные цветовые отношения, увиден в натуре живописный образ как живописный синтез будущей картины.
Тихонравова и И. Е. Все изменилось в марте 1669 года, когда царица скончалась. И тогда её вместе с сестрой, Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы не привели к успеху, ночью заковали в кандалы, Евдокией Урусовой, а Феодосию затем перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря и приставили к ней стражу. Крест этот висит на шее юродивого на большой железной цепи, которая впилась в плечи.