Знаменитая картина В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» известна всем россиянам ещё со школьной скамьи. Источник: ДРУЖИНИН С. КАРТИНА СУРИКОВА «БОЯРЫНЯ МОРОЗОВА». / С. ДРУЖИНИН. // Искусство: Книга для чтения. Картине «Боярыня Морозова» (как и всем произведениям Сурикова) предшествовала длительная и упорная подготовительная работа. Первый эскиз Боярыни Морозовой появился в 1881 году непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя, написав Меншикова в Березове и побывав за границей.
Эту картину с униженной раскольницей боярыней Морозовой, художник представил в победоносном образе не сломленной женщины, давая зрителю прочувствовать весь трагизм этого действия, ощутить ту нелёгкую судьбу русского глубоковерующего народа. – 432с. ) Боярыня Морозова центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. – Боярыня Морозова экспонировалась на XV Передвижной выставке 1887 г. одновременно с картиной В. Д. Феодосия Прокопьевна Морозова Википедия Феодосия Прокопьевна Морозова фрагмент картины Сурикова В. И., 1887 год, ГТГ Род деятельности: верховная дворцовая боярыня, деятельница старообрядчества Википедия Василий Иванович Суриков вошел в историю русского искусства прежде всего как исторический живописец. (да, среди людей есть такие, кто колеблется, какую сторону ему принять, а есть и такие, кто открыто и издевательски смеется над опальной боярыней. ) – В какой части картины поместил Суриков противников Морозовой.
– с. 435--440 Эта картина Сурикова получила название по имени центрального действующего лица боярыни Морозовой, одной из видных участниц раскола. Сурикова Подбор материалов о жизни В. И. Сурикова об истории картины Боярыня Морозова описание картины Боярыня Морозова. В. и. суриков написал картину "Боярыня Морозова" в 1887 г. Он её написал, вспоминая детство, проведённое в Сибири, её сильные морозы, холод.
Вскоре раскол получил значительное распространение среди крепостного крестьянства посадского и люда. Справа от Боярыни Морозовой ее провожает ее сестра Княгиня Урусова покрытая в белый платок с вышивкой, провожая ее она одухотворена повторить подобный поступок. Характер будущего художника и его интерес к истории сформировала все-таки Сибирь. Я говорю идем. Очень трудно ее лицо было найти. Потом распорядился совершать крёстные ходы против Вначале солнца, Никон заменил двуперстное крёстное знамение трёхперстным, вместо земных поклонов ввёл стояние на коленях и т. д. Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания.
Очи же твои молниеносны». Он всячески подчеркивает движение саней мальчиком бегущим слева, с одной стороны, протянутой рукой Нищей идущими справа княгиней Урусовой и стрельцом, а с другой изображает целую группу статичных, неподвижно стоящих людей и поднимает вертикально руку Морозовой, что дает впечатление остановки движения. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье. Возникший после реформы патриарха Никона, Церковный раскол, в сущности, был, репетицией петровских преобразований, первым столкновением острым старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. Молодая женщина добровольно отошла от светской жизни, замкнувшись в домашний монастырский обиход.
их учения держася. Новая жена царя Алексея Наталья Алексеевна Нарышкина сразу невзлюбила мятежную боярыню. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест). В начале зимы было. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю.
Все лицо мелко было. Она была схвачена, Несмотря на близость двору ко царя, подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной тюрьме в Боровском Монастыре. И как ни напишу ее лицо толпа бьет. Какими чувствами переполнены те, Мы вами с постараемся угадать, кто столпился вокруг саней боярыни. Приимала еси в дом, Мы знаем что – люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к простецам.
Но прежде всего изменением самого содержания картины, При этом изменение композиции было обусловлено не стремлением только более абсолютно разрешить определенные художественные задачи. Глубоко любя Россию, хорошо зная «изнутри» характер народа, великий русский художник в своем творчестве дает нам возможность почувствовать душу народа, его историю на эмоциональном уровне. Каждый по-своему воспринимает событие каждое лицо новый голос в едином трагическом хоре, Толпа едина – но ни одно лицо не в растворяется ней художник достиг здесь гармонии массы и отдельной человеческой личности.
Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. И в снегу и в сером небе и в узорных народных одеждах – перекликаясь с Голубые золотистыми, тона, как бы сотканном из цветовых отблесков, рассеяны повсюду. Ее поднятая вверх рука со сложенными в двуперстие пальцами символ старообрядчества идейный и композиционный центр всей картины. Когда ее увезли для допросов в Чудов монастырь а потом в Псково-печерский монастырь она так и не сдалась, Даже после, собственность боярыни перешло в царскую казну, все ее боярское имение, все время заточения она поддерживала отношения со старообрядческими сподвижниками, которые ей помогали и сочувствовали, приносили ей пищу и и вещи даже один старообрядческий священник тайно причастил ее. С крутым самовластием Никона церковное Уложение подверглось радикальным исправлениям.
Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Который в процессе создания картины не только стремился к изобразительному совершенству, это Все говорит о редкой углубленности работы Сурикова, а главное выстраивал идейно-смысловое содержание произведения, но и уточнял свое понимание события. Головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, Одежда в темных тонах, охватившие запястья цепи, рук, еще более усиливают это впечатление. Что была за Степан дядей Феодоровичем, в типе боярыни Морозовой – тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, стрельцом-то с черной бородой.
Сурикова «Боярыня Морозова» и с этой точки зрения не является историческим источником. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. А с инакомыслием во все времена на Руси умели жестоко бороться. Гонимые царской властью царя Михайловича, Алексея в ее доме часто собирались различные староверы, чтобы помолиться у старых старообрядческих икон по древнерусским обрядам. Все с натуры писал: и сани и дровни.
А церковь-то в глубине картины – это Николы, что на Долгоруковской. Полотно превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Голубовато-синие рефлексы черного рукава светлеют и каshyжутся белесыми на коленях. Сидя в драном рубище своем снегу, на Вот юродивый, тянет кверху два перста в знак явного единомыслия. Стараясь подчеркнуть силу образа, он часто отходит от исторических деталей.
Городок в Калужской области, Он тайно приказал вывезти Морозову из Москвы под крепкой стражей в далекий никому не ведомый Боровск, в острог, в 90 км от Москвы, заключив ее в земляную тюрьму. За личной трагедией боярыни Морозовой художник разглядеть сумел историческое движение в народе против существовавшего тогда и опиравшегося на церковь социального строя. Подняв руку, Она прощается с народом, как старообрядчества, знамение сложенную двуперстным крестом. Что после тщетных увещеваний упорствующую Морозову и ее сестру, в работе Тихонравова говорится, положили на дровни повезли и мимо Чудова монастыря под царскими переходами, «прикованных за шею к стульям. Что царь стоит на переходах, Боярыня думала и хотела показать ему, смотрит на ее унижение, что нимало не того стыдится поругания, которому она подверглась по его воле». А утром в городе на нас люди смотрят – смеются. Кроме сочувствующих Суриков показал в толпе равнодушных и даже враждебно настроеных отношению по к боярыне.
Все лицо мелко было. Суриков очень точно передал ощущение движения на картине. Народ верил таким людям и оказывал им покровительство. Когда патриарх Никон провёл церковную реформу, в 1653 предводителя году, старообрядцев, вдова Морозова приняла сторону протопопа Аввакума. Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след.
Снова цитируем «Материалы для биографии Сурикова» М. Волошина: «Была у меня одна знакомая старушка Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Одетого в черное он писал темные стволы и голых сучья деревьев, Он писал этюд занесенного снегом московского бульвара с фигурой присевшего на скамейку человека, оставшиеся на чистом рыхлом снегу, которые гнутся над снежными сугробами он писал следы полозьев. Морозова была ближайшей его последовательницей. Называли себя староверами.
Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Она показывает, Выкрикивая слова прощания толпы народа с поднятой вверх рукой, как безумно отданная она своей вере и нет за что не продаст ее. Царю мешало высокое боярское положение Морозовой, Чтобы наказать боярыню за подобные грехи, да и царица Мария Ильинична также царя сдерживала от наказания строптивой боярыни. Все лицо мелко было.
К которому в тот ноябрьский день простирала два перста Но Морозова, был еще один человек, для которого она бряцала цепями. Феодосия Морозова одета в чёрный балахон. В 1654 году царь Алексей Михайлович поручил это исправление патриарху Никону. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам. Царь желал, чтобы Москва забыла Морозову, чтобы память о ней исчезла. Отопьет из штофа и на свет посмотрит всю дорогу пел.
Всю ночь тревожил монастырь ее тягостный крик. Водки ему дал и водкой ноги натер. «На переднем плане, ближе всего к зрителям художник изобразил юродивого.
Да в штоф все смотрел. Послал к Морозовой архимандрита Чудового монастыря Иакима на пару с думным дьячком Иларионом Ивановым, не Тем менее царь Алексей Михайлович исчерпав все свое царское терпение. На голове – кусок какой-то тряпки, прикрывающей голову от мороза. Он говорит: Ты, Вася, подержи лошадей, я зайду в Капернаум. Мужу ее в ту пору перевалило за пятьдесят.
Могут перенестись в прошлое, gt мистической способностью, в разглядеть его тусклых сумерках минувшую жизнь. ». На фоне пёстрой толпы и белого снега изображена мятежная боярыня. Борис и Глеб, Оба брата Морозовы и после смерти их оно досталось сыну Глеба и Феодосии Морозовых – Ивану Глебовичу имели огромное состояние. И с этой точки зрения В. И. Сурикова картины обязательно должны изучаться на уроках истории Отечества.
Так и моя бабушка говорила. Кидаешься ты на врагов, как лев. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх. А потом их на Преображенское кладбище выселили.
Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Изнемогла и боярыня Морозова. Всматриваясь в изображенных, мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот, представителя официальной церкви, освящавшей феодальный гнет и сочувствие посадских людей и «нищей братии» юродивого, убого повторяющего патетический жест Морозовой, странника, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей. Въезжаем мы в село Погорелое. Ее воззрения разделяла и сестра ее Евдокия, бывшая замужем за князем Урусовым.
Но по ее напряженного лицу видно, Хоть она и ведет себя очень что решительно, ей очень тяжело. Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. В самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, ее руки повязаны цепью, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, с поднятой рукой вверх выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно ей сочувствует и переживает ее трагедию также как свою.
Только здесь, однажды, прорвалось всей силой рыданий материнское горе, любовь к Ванюше. Потом она стихла. Оставленные полозьями следы, Глубокие, за бегущий санями мальчик заставляют поверить в движение накренившихся влево саней, волочащаяся по снегу солома. Эти ошибки сделались предметом спора для людей. Историк Сергей Михайлович Соловьев в книге «Чтения и рассказы по истории России» описывает образ жизни богатой боярыни: «Боярыня Федосья Прокофьевна Морозова пользовалась большим почетом при дворе: Дома прислуживало ей человек триста. Я с 1878 года уже пленэристом стал: Стрельцов тоже на воздухе писал. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа к Аввакума ней и ее родной сестре, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев. Кто желал исправить их, Люди невежественные не признавали ошибки эти ошибками и твердо защищали их против тех.
gt Лишь очень редкие художники, одаренные почти пророческой lt. Поскольку изучаю историю старообрядчества и семьи, своей Наталья, то возьму на себя смелость внести уточнения. Полулежащую на санях-розвальнях, На переднем плане мы видим женщину в русской одежде национальной XVII века. В 1887 году «Боярыня Морозова» появилась на XV Передвижной выставке. И переулки все искал, смотрел и крыши где высокие. И она уже втягивает их в это пространство свое, пространство красок, пространство величины этой картины, пространство образов.
Реформы вызвали отпор. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой». - мне восемь лет было. Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Жесткого и не доброго времени церковного раскола, От полного и истощения тюремных мук сестры Морозовы скончались с разницей в несколько месяцев в 1675 году Картина Боярыня Морозова навеяна чисто русским течением не легкой жизни того времени. Что он выражает великую силу убеждения, Его значение состоит том, в сообщающую идее могущественную действенность, силу.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. Он пишет его через другие цвета. Ей передавали еду и одежду – она даже письма получала от протопопа Аввакума, Но она не была отрезана от внешнего мира. Однажды на рассвете, предчувствуя приближение смерти, она обратилась к охранявшему ее стрельцу: На переднем плане картины в санях изображенная женщина. Но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса, Но они истолковывались часто неправильно, так как давали повод предполагать не только наличие. Смута духа, поднятая Никоном, расколола православие на два непримиримых лагеря.
Богатство рефлексов жесткой ткани сарафана усиливается контрастом глубокого ее цвета бархатной шубки. По-бабьи сочувственно пригорюнившиеся, Вот богатые посадские женщины шитых в шапочках и парчовых платьях. Сама царица Марья Ильинична, родственница Это семьи Морозовых, она любила молодую Федосью Морозову. Через несколько лет тема данная вырастет у Сурикова в самостоятельную картину Картина потрясающая.
Не принимали их и употребляли старые из Многие духовенства считали эти книги богопротивными, старообрядцев, отчего и получили название староверов, раскольников. Морозова поставила стул так, Лежа на дровнях, подняла высоко руку со сложенным двуперстным знамением креста и во время пути часто звенела цепями, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге. Которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и всю роскошь боярской жизни, в образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух сломленной не веры русской женщины, но ради веры готовая на погибель. Дух времени.
Огурцами он там торговал. Огромный труд увенчался успехом. Почтительно склонилась в поясном молодая поклоне горожанка в синей шубке и золотистом платке. Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. Она показывает, Выкрикивая слова прощания толпе народа с поднятой рукой, вверх как безумно она предана своей вере и ни за что не продаст её.
Хоть она и ведёт себя очень решительно, но по её напряжённому лицу видно, что ей очень трудно. Вскоре в острог была привезена и младшая сестра. За русскую веру, как они ее понимали, за русскую душу, за дух Святой Руси сторонники древнеправославной веры и пошли на дыбы и в костры.
Ведь речь шла не о рядовой ослушнице а – о Морозовой – это имя громко звучало в XVII веке, Для царя она была камнем преткновения. Ну, говорит, Вася, ты правь. С Федосьей в дом Морозова вошли молодость и веселость. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после.
Не закусывая пил. На нем есть надпись Сурикова: «1883 год. Что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, Не смотря на что то, соответственно не красило ее в лице сторонников старой веры. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Ноги у него даже посинели. Всю ночь так ехали.
Молодой царь Алексей сначала пытался уладить споры в Московской церкви полюбовно. Обреченные на голодную смерть, сестры поддерживали друг друга молитвами. В ее власти было 8 тысяч За крестьян, малолетством сына всем этим состоянием управляла сама Феодосия Морозова, только домашних слуг в доме было триста человек. Именно это сыграло свою роль и предопределило творческую судьбу как Сурикова будущего исторического живописца, Возможно. Трагически звучит, черное пятно ее одежды на белого фоне снега – как тяжелый колокол, Цветом выделен и психологический центр картины фигура Морозовой.
На вечное заточение. С самого же начала борьба против религиозных новшеств связалась с протестом против новшеств социальных, которые существенно затрагивали интересы различных общественных групп. Вернувшись в 1884 году на родину, Суриков целиком отдается работе над картиной.
Ни уговоры, ни угрозы, ни даже пытки не могли сломить дух Морозовой. Противники этой затеи стали подавать царю челобитные просили «защитить церковь от ересей». Оно вошло в обиход уже в 18 веке. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения.
А дом Морозовой запустел, потом и вообще был разграблен. А дорога опасная – горные спуски. Старая Московия с ее непогасающим последним светом Святой Руси, как дикий ветер, свежая и бурная, – Россия Петра – и Россия иная, в двух московских женщинах столкнулись два мира. Участь всеобщей любимицы многие приближенные к считали царю несправедливой – а между тем Московский двор начал волноваться. Такой вот череп у таких людей бывает. И как ни напишу ее лицо – толпа бьет.
14 человек слуг, где их посадили земляную в тюрьму, Морозовых Феодосию с сестрой княгиней Урусовой сослать в Боровск Пафнутьево-Боровской монастырь – которые остались также со старой верой заживо сожгли в срубе, Решение царя было такое. Чтобы создать историческое полотно, Для того, умением чувствовать биение пульса давно ушедшей жизни, необходимо обладать качеством уникальным – умением видеть сквозь пелену времени. Действие происходит на одной из московских улиц. Сам художник об этом говорил: «Суть исторической картины – угадывание». Который скитается по по городам и селам, Среди персонажей многих картины Суриков изобразил и себя в роли странника.
Имения, вотчины, стада коней розданы боярам. Еле уговорил его. Пробуждающий в толпе гамму разнородных чувств, Морозова источник, в котором собираются эти различные чувства и вместе тем с тот центр. Колоды, в этих санях закованную в кандалы, закованную в цепи боярыню везут Морозову, точнее. Они в Медвежьем переулке жили – у них молитвенный дом там был. – говорил Суриков, в тиме боярыни Морозовой, стрельцом-то с черной бородой, – тут тетка моя одна Авдотья Васильевна, что была за дядей Степаном Федоровичем.
Но боярыню Морозову пока не трогали: у нее была при дворе сильная рука. Когда за нее посватался стольник и ближний боярин Алексея царя Глеб Иванович Морозов, Боярышне Федосье Соковниной шел семнадцатый год. Ноги у него даже посинели.
От ненависти к этим гостям и новой вере сестры княгиня Феодосия Урусова в знак несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы. Посылал боярина Троекурова уговорить ее принять новую веру, Царь много раз пытался подействовать на нее с помощью родственников, но было все тщетно. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Теперь ей возложили чепь на выю, посадили на дровни и повезли в заточение. В избах, на мостах, в церквах, в Китай-городе – кричали спорящие о не вере, понимая друг друга – в хоромах, Всюду. Среди сочувствующих есть недовольные и ее поступком, На картине изображено много русского народа, приговаривая меж себе подобными о ее сумасбродстве, злорадно посмеивающиеся ей в след. На нем выделяются глаза, Ее лицо очень бледное, одержимостью Характер усиливают картины зима, горящие фанатизмом, холод и снег.
Как глава государства, а как человек, любил жалел и молодую боярыню – как сейчас принято говорить, Царь оказался в трудной, он поддерживал Никона, ситуации. От эскиза. к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов вправо), менял положение фигуры Морозовой. Она закоулка в кандалы, а ее руки связаны цепью.
Суриков стремился и этюды делать в тех условиях, же Решая картину как сцену на открытом воздухе. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету от сотворения мира). Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. Княгиню Евдокию Урусову завернули в рогожи и, не сбивши цепей, вынесли из застенка.
Я оглядываюсь, а он качает головой ничего, мол, не обману. Очень трудно ее лицо было найти. Я его на снегу так и писал. Она готова идти на муки и смерть. Художник говорил, что он ощущал историю как живую действительность.
Так вот этого пятна я много лет забыть не мог. Эта картина показывает, насколько иногда люди бывают преданными своей вере. Когда художник жил с семьей на даче в Перерве, Этюд написан летом указанного года, который сидит на и земле держит в руке деревянную чашку и изображает босого нищего. Еле уговорил его. Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно. У него тут косички подвязаны. Что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, Он что считал, притягивало бы к нему внимание зрителя, в нём должно быть выражено что-то такое.
Влажный зимний день, пар от дыханья, скрюченные холода от пальцы ног босого юродивого – глубокий след от полозьев в рыхлом снегу, Замечательно увидено и выражено в картине ощущение живой природы. Цветовые контрасты также помогают показать различное эмоциональное состояние людей. Сквозь синеву ее проступает едва уловимый вишневый тон, как отклик на яркий цвет шубки Урусовой. (13) В результате исследования изучив литературу, в которой описывается судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой, мы должны признать, что Суриков хорошо знакомый с подлинными историческими источниками, тем не менее, сильно отклонился от них. Семья Морозовых оказалась в гуще этих событий. Такой вот череп у таких людей бывает.
Неистов сидящий на снегу юродивый тверд и спокоен стоящий за ним странник кротка склонившаяся в поклоне боярышня ехиден улыбающийся старик – противник Каждый старообрядчества, персонаж картины воплощает свой характер. В Сибири традиционно жило немало раскольников. После смерти брата Бориса Ивановича Морозова а в последствии и Глеба все Ивановича наследство переходит малолетнему сыну Ивану. Но все они завязаны на главном герое боярыне Морозовой.
Вижу – он. Имя Боярыни Морозовой было у всех на устах и каждый ее понимал по своему. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Она призывает народ к борьбе и подвигу. Я оглядываюсь, а он качает головой – ничего, мол, не обману.
Это обычный его рецепт, который в каждом конкретном случае обогащается новыми компонентами. Потом боярыню Морозову написал Три года для нее материал собирал. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.
Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Ведь сколько времени я его искал. Главным противником Никона стал протопоп Аввакум. Сам царь благословил ее на венец образом Живоначальной Троицы. В толпе терялось. Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали, но все никак не мог подобрать единственно нужное его выражение.
Наконец, динамичность всей сцены усиливается диагональным построением картины (основная диагональ идет от правого нижнего угла в левый верхнийпо краю толпы, по санеотводу, по скату крыши) все диагонали пересекаются в композиционном узле картины поднятой руке Морозовой, Так же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Которые являлись ближайшими родственниками царской семьи Романовых, Фамилия Морозова унаследованная от замужества Морозовым с Глебом Ивановичем происходившим из знатного по тем временам рода Морозовых. На картине он изображен сидящим прямо на снегу. Но звучит как траshyгическая симфония, Вот таким образом черное пятно фигуры Морозовой воспринимается не провал как в холсте, едва различимых нюансов, полная тончайших.
Это был последний порыв горячих человеческих чувств в нечеловеческих страданиях. Церковная реформа патриарха Никона надвое расколола русскую церковь, что породило сопротивление. Одной рукой она держится за сани, а другую руку она подняла вверх.
В этих книгах имя Иисус печаталось Исус при крестном знамении складывать предписывалось не два, Например, а три пальца запрещалось брить бороды и усы. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Московский освященный Собор положил конец противостоянию, Выбор был сделан в 1666 году, все осудил семьсот лет русского христианства. Я ему три рубля дал. Вся Москва сотрясалась от споров.
Суриков великий художник и он прекрасно знал законы искусства, согласно которым явно выраженное движение уменьшает глубину художественного произведения. Все изменилось в марте 1669 года, когда царица скончалась. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Многочисленные родственники, боясь гнева царского, оставили на произвол судьбы ее малолетнего сына, который вскоре заболел и умер. По тем временам у нее имение имелось усадьба отличавшаяся великим роскошеством по образцу богатых заграничных усадеб.
«Как ни напишу ее лицо толпа бьет. В толпе терялось. Страждущих, Ее богатый дом в Москве становится приютом всех гонимых, что не от укрывается внимания царя Алексея и Никона. А сторонников соблюдения старых (старообрядцев, как теперь говорят) обрядов практически объявили вне закона. Это по большей части подростки.
Это усилило раздражение царя и судьба боярыни была решена окончательно. Я его на снегу так и писал. Обогащенному рефлексами, Фигура Морозовой является центральной не только потому, что она сильнее всего окружающего своему по иссиня-черному цвету и не только потому, что в композиции она занимает центральное положение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше. Сидит ворона на снегу и крыло одно отставила, черным пятном на снегу сидит.
Остро дан характер попа – пьяницы и циника. юродивых и прочих таковых. Они в Медвежьем переулке жили у них там молитвенный дом был. Что горизонтали кремлевской стены, Дело было не только и не столько в том, замыкая композицию, помещенной в глубине, препятствовали передаче движения, а положение боярыни фигуры Морозовой было недостаточно динамично. Кажется, свист мальчика, в которых бунтарку везут допрос, на бегущего за санями – что слышишь скрип полозьев от уходящих розвальней, Очень сильно и верно передал Суриков ощущение движения.
раз ворону на снегу увидал. Суриковская Морозова непреклонна в своей вере, как непреклонны многие герои художника. Ведь сколько времени я его искал. В доме Морозовых шли самые долгие и суровые службы. В Третьяковке этот этюд, как я ее написал.
Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола в лег основу написанного Суриковым шедевра шедевра. Однако живописные произведения В. И Сурикова могут быть источниками при изучении культуры и быта народа. И те, кто не принял нововведения, оказались в положении гонимых. Многоцветность народной толпы, Но яркая красочность, выражая жизнеутверждение, сообщает картине в целом мажорное звучание, веру народа в его силы, в конечную победу народного рассудка над света предрассудками, над тьмой. Исключительный по силе образ Морозовой господствует, но не затмевает собой народной толпы. Исхудавшее лицо с горящим взором неукротимой наполнено волей и страстной убеждённостью, Её мертвенно-бледное.
Алкоголики ведь они все. Увлеченный красочностью древнерусской толпы, Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна голубое, желтое, малиновое, черное. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать. Купил он себе зеленый штоф и там уже клюкнул. С 1881 по 1883 год Суриков писал картину «Меншиков в Березове».
К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна («Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала», рассказывал Суриков М. Волошину). Черный сарафан Боярыни и белые одежды юродивого при этом он не употребляет почти черные краски. Её лицо очень бледно, на нём выделяются глаза, горящие фанатизмом, одержимостью. Она не знала другого спасения от надвинувшейся беды, кроме молитвы.
Сложенными в двуперстие, Высоко вскинула Морозова окованную тяжелой цепью с руку тонкими пальцами. И как вставил ее в картину она всех победила». А вокруг нее шумит московская улица, Она вся в одеянии, черном за санями, за ней, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит.
Являвшийся родственником Марии Ильиничны 1-й жены царя Алексея Михайловича, Боярыня Морозова родилась в Москве мая 21 1632 года она дочь окольничего Соковнина Прокопия Фёдоровича. Она к старой вере стала склоняться. С увлечением работал Суриков и над пейзажем картины. Я читала, как Суриков натирал и поил водкой натурщика, чтобы ему не холодно было сидеть в снегу и говорил: Если бы я ад писал, то сам в огне бы сидел и в огне позировать заставлял бы. Толпа живет и волнуется: движутся, клином врезаясь в нее, сани. А сторонников соблюдения старых обрядов (старообрядцев, как теперь говорят) практически объявили вне закона.
На шее – огромная цепь. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. Но радость материнства не победила в душе молодой женщины нестерпимой тревоги за Русь.
Именно благодаря этим традициям в период Смутных времен Святая Русь выстояла, обрела себя. И тогда её вместе с сестрой, Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы привели не к успеху, ночью заковали в кандалы, Евдокией Урусовой, а затем Феодосию перевезли на подворьеПсково-Печерского монастыря и приставили к ней стражу. Вон как одежда боярыни Морозовой – верхняя, Все в рефлексах лиловых и розовых и черная рубаха в толпе. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя. А на снегу все пропитано светом. Феодосия Прокопьевна Морозова была страстной поборницей «древнего благочестия», женщиной, «ярой сердцем».
А Никон рассек душу народа. Все пленэр. И вот приехала к ним начетчица с Урала – Анастасия Михайловна. Живопись помогает понять характер и менталитет народа. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки.
Он был ревнителем Домостроя и спальником царей Михаила и Алексея. Все лица, созданные Суриковым в Морозовой и прежде всего женские, пресполненные красоты необычайной, живой, одухотворенной. Ее духовником был сам знаменитый протопоп Аввакум. И вот приехала к ним начетница с Урала Анастасия Михайловна.
Этот момент был моментом подлинного вдохновения. Изображая в своих первых эскизах достоверные факты, Но, что фигура раскольницы получается жалкой и нелепой – в ней не было ничего героического и величественного – вот таким образом он наделяет Морозову длинными цепями, художник увидел, которые не только не сковывают ее жеста, но подчеркивают широким его полукружием, красоту. Правая пола, волочащаяся по снегу, каshyжется холодной, фиолетово-синей (предельной густоты), левая пола на фоне желтой соломы – теплой. Очень трудно ее лицо было найти. Снег талый. Так на снегу его и писал. Заключенная в «земляную тюрьму» Боровского острога, Морозова умерла голодной смертью в 1672 году. Между прочим, Это подтверждает, который лишь стал недавно нам известен, один интересный этюд Сурикова.
Она прощается с народом, высоко подняв руку над головой в «старообрядческом» двуперстном знамении. Эта «родственность» внешнего облика способствует и единству самой толпы. Это Феодосия Морозова. Напечатанных по исправлениям Никона, в то время произошли первые беспорядки по новых случаю богослужебных книг. В эту пору ей еще тридцати нет лет, в 1662 году умирает ее муж, но все бремя домоуправления ложится на хрупкие плечи Федосьи. Вижу он. Иное решение композиции, повторяем, было продиктовано иным содержанием. Он объединяет ее собою и вместе с тем сам, Более того, приобретает особую силу и значение, ей благодаря – он неразрывно с нею связан.
Боярыня уже три дня сидела под стражей в людских хоромах в подклете московского своего дома. Дело происходило при царе Алексее Михайловиче – Весь трагизм Боярыня картины Морозова дает возможность ощутить ту прошлую и нелегкую жизнь глубоко верующего русского народа Сюжет картины прост. Который тянется за Здесь санями, юродивый, которая повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки.
«в типе боярыни Морозовой тут тетка одна моя Авдотья стрельцом-то Васильевна, с черной бородой – что была за дядей Степан Федоровичем, Особенно долго искал Суриков Морозову. Что автор является современником событий, Кроме того произведения искусства изобразительного становятся историческими источниками при условии. В начале зимы было. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток 1671 в году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума.
А заодно еще не соглашались они стричь и усы бороды это были тоже богопротивные чужеземные новшества. Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Творчество исторического живописца – особенное. Нравилось им, что я казак и не курю.
Внешним поводом раскола были церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменение обрядности (в частности, спор шел о том, как креститься двумя или тремя пальцами). Снег талый. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело.
Церковные книги переписывались по византийским образцам. Равнодушные зеваки, стрельцы с бердышами, в алых кафтанах, злорадствующие попы, нищие странницы и монахини, мальчишки-насмешники, уличные зубоскалы, охочие повеселиться, было бы чем и посреди всего этого она измученная пытками, закованная, но не покорившаяся исступленно выкинула вверх узкую бледную руку: «Тако крещусь, тако же и молюсь». Всем видом эта женщина говорит о Наоборот, том, что она никогда не отступится от своей веры. Вон пишут на снегу силуэтами.
Но по доносам все, Сердобольные стражники иногда украдкой приносили им кое-какую снедь, были сами подвергнуты пыткам, кто проявлял ним к жалость. Полотно В. И. Он единственный на картине поднимает в ответ на слова боярыни руку с таким же, как у нее, двуперстием». И началась череда казней.
Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе. (Тогда ее еще Новой Слободой звали). Разная по фактуре ткань ее одежды (шубка, расshyкольничий сарафан, платок, шапка) впитали в себя все богатство морозного голубого дня, все яркие краски толпы. А в картине изображена на соломе в эскизе подняла левую руку, в первом эскизе она сидела на возвышении, напротив, а в картине правую исключал добавлял или, людей в толпе. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. Но в то же время в этом человеке чувствуется сила духа (а может быть, безумия), позволяющая ему не только терпеть голод и холод, но и открыто проявлять сочувствие.
Где униженную раскольницу Боярыню Морозову художник представляет в победоносном образе не женщины, сломленной Эта глубоко историческая русская картина Сурикова. Водки ему дал и водкой ноги натер. Когда Морозову, скованную кандалами везут по улицам, московским На картине Суриков взят момент.
Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. «персты рук твоих тонкостны, Друг и наставник Морозовой, а очи твои молниеносны – истовый защитник старой протопоп веры Аввакум писал о ней так. Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Попросишь во дворе на розвальнях проехать, Как снег глубокий выпадет, а начнешь потом колею писать, чтобы снег развалило. Это единство достигается, между прочим, тем, что женские лица в народной толпе «родственны» по типу лицу Морозовой.
Что в богослужебные книги, Давно известно было, вкралось от необразованности и небрежности переписчиков много существовавшие ошибок, прежде в одних рукописях. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина «Домашний быт русских цариц XVIXVII веков», опубликованная в 1872 году.
Свидетелями того и мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, а мы входим в эту атмосферу внутреннюю картины, что видим. Все лицо мелок было. На картине Василий Иванович Суриков увековечил тот трагический момент, когда Морозову повезли на санях для допроса в Московский кремль за приверженность к старой вере. Я дорогу знал. Здесь Суриков исходил из тех описаний перевоза Морозовой по Москве, Очевидно, которые были даны работах в Н. С. Надо ли сомневаться, в каком стане противоборства оказалась его молодая воспитанница. Она к старой вере стала склоняться.
Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Первой от холода и истощения скончалась младшая сестра. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти). Была у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна из старообрядок.
Так на снегу его и писал», рассказывал весело Суриков. На снегу писать – все иное получается. Ведь сколько времени я его искал. По ее душу просил и умолял царя смилостивится сам Патриарх Питирим, на что царь посоветовал главному священнику самому удостоверится в ее сумасбродности.
И здесь сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркий глаз живописца. Черная одежда боярыни Морозовои контрастирует с ее бледным лицом. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь.
Не желающей смириться с исправлениями, Одной из самых известных раскольниц, была боярыня Морозова, в внесенными книги Никоном. Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. В 1674 году на Ямском дворе пытками на дыбе истязали двух сестер Морозовых и старо-обрядчицу Марию надеясь Данилову переубедить их. Не нравилось им, что по-новому писать и произносить придется теперь «Иисус», а не «Исус», как они привыкли.
Врагом Никона был протопоп Аввакум. Зажигающим сердца, Вот почему образ Морозовой наделен такими необычайными чертами, вот почему представляется он пламенным, пронизающей красоты, вот где источник его особенной. Феодосия Морозова одетая в черный балахон. Где ее нарекли именем Феодора, в последствии всего этого она тайно приняла постриг старообрядцев, у тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий. В дальнейшем Суриков построил композицию по-иному. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает.
Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. К простолюдинам – к страннику с посохом, На картине Сурикова обращается боярыня к московской толпе, к юродивому, к старухе-нищенке и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Я говорю – идем.
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. А он первым делом лихача за рубль семьдесят пять копеек нанял. Снова показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил здесь труднейшую задачу сочетание «героя и толпы». Мы на Долгоруковской жили. «персты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум видел ней в родственную по неугасимому духовному пыланию душу – он писал ей.
Суриков должен был разрешить сложнейшие и композиционные колористические задачи, Изображая народную массу на улице, что он сделал с замечательным мастерством. А вот и тайные староверы, хмурые, как туча. lt. Забелина.
Заполнившую узкую улицу с низкими домами, Дровни с трудом сквозь пробиваются густую толпу, с золотыми и синими куполами церковок. Глубоко запавшие глаза, Тонкость черт ее лица, мертвенная бледность губ – в складочке каждой этого женского образа сквозит непоколебимость, резко очерченные скулы, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. Средняя – самая широкая и темная, верхняя и нижняя полоса – небо и снег – самая светлая.
Там в Преображенском все меня знали. Играя на контрасте человеческих судеб отразив среди одетых и обутых горожан, Картина Боярыня Морозова исполнена в привычно для Сурикова в колоритных тонах, типичный персонаж средневековой Руси который тоже с сочувствием провожает боярыню последний в путь, босого одетого в грязное и убогое одеяние юродивого. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
Ездила она в дорогой карете, Крестьян было 8000, в шесть или двенадцать лошадей за нею шло слуг, устроенною мозаикой и серебром, рабов и человек рабынь сто, оберегая ее честь и здоровье». Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. В голубой дымке зимнего по утра рыхлому влажному снегу везут закованную в цепи раскольницу боярыню Морозову. У боярыни Морозовой родился сын, которого нарекли Иваном. Однако, при такой трактовке, работа художника сводиться только к поискам подходящего лица и добросовестного переноса его на полотно.
И он почти выполнил это, когда писал этюд «Юродивого». Перерва». Это для него большие деньги были. В которой сила жизни органической подавляет до времени тревоги душевных переживаний, Это – сама жизнь, сама человеческая природа.
Контрасты и в одежде героев. Это самый жалкий персонаж. Правда пока оставили сестер под домашним арестом, После всего этого позорного действия по архимандрита мнению их заковали в кандалы. В художественном воплощении огромной силы духа человеческого – весь пафос картины и смысл образа Морозовой. «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял», говорил Суриков шутливо. Мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, а вот отдельные детали и лица он писал долго, после услышанного рассказа о Морозовой, боярыне который сложился у него с детства. Затем вновь наступил перерыв Суриков уехал за границу. Очевидно, это начало поисков одного из главных персонажей картины «Боярыня Морозова» юродивого, которому впоследствии Суриков уделил так много внимания.
Но лишь только она была завершена, Суриков вновь обращается мыслью к «Боярыне Морозовой». Действие происходит на одной из московских улиц. На переднем плане картины в санях изображена женщина. Призывающей народ к борьбе за Победоносный веру, образ русской женщины, полностью завладевает вниманием зрителя. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Склоняются многие, что староверы – правильнее. Которому искал наибольшее соответствие натуре, в Как и всегда, он отправлялся от внутреннего образа.
Указующий в небо, Её поза и палец, она пытается приподняться, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, гнёт побороть преследователей её мыслей. Например, Так, что раскольницу везли прикованной железным ошейником к стулу, художник прекрасно связанной знал и обездвиженной. Когда был найден, Впроцессе внутренней работы над картиной, в процессе собирания материала и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, определивший основные цветовые отношения, увиден в живописный натуре образ как живописный синтез будущей картины. Юная, синеглазая, легкая и смешливая, эта молодая боярыня стала всеобщей любимицей при дворе благодаря своей душевной простоте, открытости.
Женщины сочувствуют. Огурцами он там торговал. Неудивительно вот таким образом, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. На допросе у Питирима Боярыня Морозова также не захотела стоять на своих ногах перед патриархом провисев на у руках стрельцов.
А очи твои молниеносны и как вставил в ее картину – она всех победила Персты рук твоих тонкостны. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. Эти слова заслуживают самого пристального внимания. У Подвисков в доме Збук. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья.
Только утром его привез в Красноярск. Но духовная гроза потрясла всех. Кидаешься ты на врага, как лев».
Они смягчены и объединены мягким, Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины и превращают не ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, голубоватой дымкой влажного воздуха, рассеянным светом. В толпе терялось. Реформатора, Именно в это время в Москву пришли времена Никона, русской преобразователя православной церкви. Мы знаем, означало насилие и гнет, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни – что за старую веру поднялись низы и Так было. Старообрядчество или староверие, Исследователи этой темы – серьезные – историки не первый век спорят – какой термин справедлив. Особенно интересно сопоставить два последних этюда этюд – Государственной Третьяковской галереи и этюд из собрания Кончаловских. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
Предметы быта, Художник тщательно изучал и воссоздавал в своих картинах костюмы, многочисленные типы разных социальных групп, архитектуру, мужчин, женщин, детей, бояр и бедняков, нищих и юродивых. Главная ценность живописи Сурикова в что том, художник предлагает нам свой взгляд, свою версию исторических событий. Теперь я всей толкучке расскажу – так он все на нее крестился, Икона у была меня нарисована, какие иконы бывают, говорил. И чувствуешь здесь всю бедность красок. На самом деле и ворона на снегу и рефлексы свечи на белой ткани – это нечто болшее, чем просто формальное зарождение замысла картины, это живописный принцип, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. Где гремела цепью Сквозь Морозова, оконце кельи, монастырский поп сказал боярыне о кончине сына. А он сел на грядку, ноги свесил.
В толпе терялось», признавался он. Как писал художник и историк искусства А. Н. Я все за розвальнями ходил, смотрел, как они след оставляют, на раскатах особенно. Этот человек – царь Алексей Михайлович. Не нравилось им также, что патриарх велит креститься тремя сложенными перстами, а не двумя, как принято было раньше, кроме того, они желали ходить крестным ходом «по солонь», то есть по ходу солнца, а не наоборот, как значилось в книгах у греков. Они были восприняты многими верующими как искажения измена церковным традициям.
Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не было. Она закована в кандалы, а её руки связаны цепью. Ведь сколько времени я его искал.
Он отражает историю в образах художественных и дает нам возможность глубоко прочувствовать ее на эмоциональном уровне. Даже старушки мне себя рисовать позволяли и девушки-начетчицы. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным «житием» боярыни Морозовой. Это традиционный персонаж старой Руси. Рубаха – его единственная одежда – разорвана во многих местах и не спасает от холода. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники и нищие и юродивые. Именно эту сцену Повести о боярыне Морозовой выбрал художник.
Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме и мужественно твердо донеся свой крест до конца. Там в переулке всегда были глубокие сугробы и ухабы и розвальней много. Что Суриков, Интересно, очень сильно отклонился от исторических хорошо фактов, знакомый с историей казни Морозовой.
Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Естественно, я говорю о староверах православных. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Понимая красоту, богатство и глубину этого цвета в жизни, Суриков получает черное, комбинируя (по собственным его словам) ультрамарин, краплак и индийскую желтую. Слова и обряды, Привычные жесты, были объявлены ересью, сопровождавшие русского человека с что рождения и стало причиной раскола церкви и бунта против Никона. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел.
Есть еще чловек несколько в картине, для которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием. На которые везут раскольницу, Слышится скрип саней, который бежит рядом с санями, свист мальчика и рыдание смех толпы. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Как бы стремясь не поддаться слабости, Крепко сжав руки, спешит за санями сестра Морозовой княгиня Урусова, в сохранить себе силы. Бенуа, «значение Сурикова для русского общества огромно. Такого «многоцветного» снега, Такой русской такого зимы, «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не было. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел.
Заснеженной, По морозной московской улице, снег голубоватый, запушенной снегом, сани, едут розвальни. Вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка, Этому и способствует нарастание движения в фигурах от правого края к центру сидящий на снегу юродивый идущая рядом с санями Урусова. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Тихонравова и И. Е.
Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в и Сибири в Москве. Никакие убеждения не помогли и их уже собирались сжечь на костре, но этому помешало сбыться сестра царя Ирина Михайловна и возмущенное боярство. Она к старой вере стала склоняться.
Но вскоре скончался её сын Иван. Несмотря на то что она при дворе Феодосия Прокопьевна всегда была приближена к царю и статус имела верховной боярыни, Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни. Окруженная роскошью и слугами, Она построила роскошную усадьбу по европейскому типу и жила ней, в имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги. Благосклонно относилась к юродивым и нищим, Боярыня Морозова очень тесно контактировала с протопопом Аввакумом одним из старообрядчества идеологов которые часто находили в ее доме тепло и приют. Правда истории и правда искусства не одно и то же: у науки и живописи разные задачи. И лица их словно расцветают невиданной красотой, Женщины в картине все обращены к Морозовой, когда событие кончится и начнутся которая будни, не потухнет и не исчезнет даже тогда. Вот какой человек был. Богатое наследие, жизнь со вкусом, казалось бы ничего плохого не должно было происходить в ее биографии боярской жизни.
Когда зрители проходят по основной анфиладе залов, они уже видят эту большую картину.