Вся его жизнь была подчинена созданию монументальных полотен, но «Боярыня Морозова» в творчестве художника занимает особое место. Эту картину с униженной раскольницей боярыней Морозовой, художник представил в победоносном образе не сломленной женщины, давая зрителю прочувствовать весь трагизм этого действия, ощутить ту нелёгкую судьбу русского глубоковерующего народа. За личной трагедией боярыни Морозовой художник сумел разглядеть историческое движение в народе против существовавшего тогда и опиравшегося на церковь социального строя. Для художника важно было передать отношение самой Морозовой к предстоящему ей хождению по мукам, а также к трагической судьбе боярыни. В поисках образа Боярыни Морозовой Суриков написал большое количество этюдов, но все эти лица не устраивали художника.
Каждый по-своему воспринимает событие каждое лицо новый голос в едином трагическом хоре, Толпа едина – но ни одно не лицо растворяется в ней художник достиг здесь гармонии массы и отдельной человеческой личности. Выпуклый лысеющий лоб, Незабываемо лицо юродивого и выражение его взгляда, вздёрнутый нос, крупный, беззубый рот, обросший рыжими усами и бородёнкой, полубезумные светло-серые глаза. Таков и странник на картине. В толпе терялось», признавался он. Где ее нарекли именем Феодора, в последствии всего этого она тайно приняла постриг старообрядцев, у тем самым удалилась от посещения светских и церковных мероприятий.
Где униженную раскольницу Боярыню Морозову художник представляет в победоносном образе не женщины, сломленной Эта глубоко историческая русская картина Сурикова. Глубоко запавшие глаза, Тонкость черт ее лица, мертвенная бледность губ – в каждой складочке этого образа женского сквозит непоколебимость, резко очерченные скулы, твердость характера, решимость и несгибаемая воля. О боярыне Морозовой слышал от своей тетки по изустным преданиям. Не нравилось им также, что патриарх велит креститься тремя сложенными перстами, а не двумя, как принято было раньше, кроме того, они желали ходить крестным ходом «по солонь», то есть по ходу солнца, а не наоборот, как значилось в книгах у греков. rdquo – сказал Лев Николаевич Толстой, когда смотрел картину. Полотно В. И.
И в снегу и в сером небе и в узорных народных одеждах – перекликаясь золотистыми, с Голубые тона, как бы сотканном из цветовых отблесков, рассеяны повсюду. В руках – неотъемлемый спутник его странствий – высокий посох с резной крестообразной ручкой. Молодая боярыня прощается с увозимой раскольницей. Который тянется за санями, Здесь которая юродивый, повторяет этот жест боярыни Морозовой, нищенка. Ноги у него даже посинели. Как его родственники – казаки, Ермак – покоритель Сибири – для маленького Сурикова был таким близким же и понятным, которые основали Красноярск, пришедшие с Ермаком, участвовали в бунте против воевод. ldquo Здорово их увидел художник.
Естественно, я говорю о староверах православных. Всё их имущество было конфисковано в царскую казну. Движение протеста охватило широкие слои населения. Она состоит из купцов, жильцов, приказных и т. д. Пробуждающий в толпе гамму разнородных чувств, Морозова источник, в котором собираются эти различные и чувства, вместе с тем тот центр.
И вот приехала к ним начетница с Урала Анастасия Михайловна. Остро дан характер попа – пьяницы и циника. Замятнин решил изыскать средства, чтобы послать Сурикова в Академию художеств. Лицо Морозовой прекрасно и страшно в одно и то же время. Где выделяются недруги Морозовой: хохочущий попик и его сосед – зажиточный горожанин: возница в почувствовал них своих единомышленников и обменивается с ними насмешливым взглядом по адресу боярыни, Взгляд возницы устремлён на левую часть толпы.
Черный сарафан Боярыни и белые юродивого одежды при этом он не употребляет почти черные краски. В 1881 году Перов создал рисунок ldquoПытка боярыни Морозовойrdquo, в 1882 году почти закончил огромную картину ldquoНикита Пустосвятrdquo о прениях с раскольниками в Грановитой палате. Оно вошло в обиход уже в 18 веке.
И тогда её вместе с сестрой, Никакие уговоры о принятии ею церковной реформы не привели к успеху, ночью заковали в кандалы, Евдокией Урусовой, а затем Феодосию перевезли на монастыря подворьеПсково-Печерского и приставили к ней стражу. От полного истощения и тюремных мук сестры Морозовы скончались с разницей в несколько месяцев в 1675 году Картина Боярыня Морозова навеяна чисто русским течением не легкой жизни того времени, жесткого и не доброго времени церковного раскола. Одни бегут за санями, другие стоят и скалят зубы. Часовня-памятник на предполагаемом месте заключения боярыни Морозовой и княгини Урусовой. Поскольку изучаю историю старообрядчества своей и семьи, Наталья, то возьму на себя смелость внести уточнения. Они словно живые, даже слова, что они шепчут, я естественно слышу. Правда пока оставили сестер домашним под арестом, После всего этого позорного действия по мнению архимандрита их заковали в кандалы.
Между юродивым и санями на снегу стоит на коленях, опираясь на палку, старуха нищенка. Ее образ централен по смыслу, по той роли, которую играет в картине. Её склонённое прекрасное молодое лицо с опущенными глазами и скорбным ртом выражает печаль глубокую и безнадёжность. Считается, что женский лик, сам образ боярыни, Сурикову навеяла ворона, вскинувшая крылья. Не нравилось им, что по-новому писать и произносить придется теперь «Иисус», а не «Исус», как они привыкли. По всему видно, что он пришёл издалека.
Боярыня не сдалась, Претерпев за старую в веру, 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо донеся свой крест до конца. Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, с Странник посохом справа на картине написан с переселенца. Многоцветность народной толпы, Но яркая красочность, выражая жизнеутверждение, сообщает картине в целом мажорное звучание, веру народа в его силы, в конечную победу народного рассудка предрассудками, над света над тьмой.
Которую он захватил, Поп спрятал пальцы в широкие рукава и прижимает локтём свернутую эпитрахиль, чтобы отслужить где – то молебен, очевидно и посмеяться остановился над проезжавшей в дровнях опальной раскольницей. Такой русской зимы, такого «многоцветного» снега, такого «голубого» влажного зимнего воздуха до Сурикова в живописи не было. Понимая красоту, богатство и глубину этого цвета в жизни, Суриков получает черное, комбинируя (по собственным его словам) ультрамарин, краплак и индийскую желтую. Тема раскола в 80-е г. г.
Окруженная роскошью и слугами, Она построила роскошную усадьбу по типу европейскому и жила в ней имея 8000 крестьян и 300 человек прислуги. – писал о Морозовой Аввакум, твои ldquoОчи молниеносныrdquo и именно такими написал их Суриков. Все лицо мелко было. Снег талый.
Заснеженной, По морозной московской снег улице, голубоватый, запушенной снегом, едут сани, розвальни. Жестокости, пытки, тюрьмы только сильнее воспламенили сторонников старой веры. В дальнейшем Суриков построил композицию по-иному.
Которые являлись ближайшими родственниками царской Романовых, семьи Фамилия Морозова унаследованная от замужества с Морозовым Глебом Ивановичем происходившим из знатного по тем временам рода Морозовых. Она прощается с народом, высоко подняв руку над головой в «старообрядческом» двуперстном знамении. Опять махнул и прошел дальше – так несколько раз. Очевидно, это начало поисков одного из главных персонажей картины «Боярыня Морозова» юродивого, которому впоследствии Суриков уделил так много внимания.
И защищая старую веру, раскольники были глубоко убеждены, что они защищают правду. Просматривая еще раз выслушанный доклад, Замятнин имел привычку, ходить взад вперед и по кабинету. Вглядываясь в эскизы Сурикова и сравнивая их с окончательным вариантом, вошедшим в картину, можно заметить, что Суриков постоянно подчеркивает в разных этюдах определённые им заранее «виденные» черты. Юродивый – единственный человек в толпе, который открыто поддерживает боярыню (повторяет её жест).
Каждый новый этюд был шагом к рождению нужного художнику образа. Ведь сколько времени я его искал. По тем временам у нее имение имелось усадьба отличавшаяся великим роскошеством по образцу богатых заграничных усадеб.
В 1875 году Суриков окончил полный курс Академии с золотой и медалью получил звание классного художника первой степени. Старообрядчество или староверие, Исследователи этой темы – серьезные историки не – первый век спорят – какой термин справедлив. В картину попадает карниз жилого дома, крыша дома с дымовой трубой. В которой сила органической жизни подавляет до времени тревоги душевных Это переживаний, – сама жизнь, сама человеческая природа. Как живую, Вы видите, высоко поднявшую руку с пальцами, непокорившуюся боярыню, сложенными в двуперстие, прекрасную и грозную в своем мятежном порыве, юродивого, в сидящего лохмотьях прямо на снегу, единственного, кто открыто осмеливается поддержать опальную боярыню.
Феодосия Морозова имела чин верховой боярыни, была приближённой царяАлексея Михайловича. Ведь сколько времени я его искал. Живописное очарование полотна необычайно. Наконец заинтересовался, взял лист в руки и убедился, что муха эта нарисована. Сложенными в двуперстие, Высоко Морозова вскинула окованную тяжелой цепью руку с тонкими пальцами. – ldquoПозовите его ко мнеrdquo. На что царь посоветовал главному священнику самому удостоверится в ее сумасбродности, По ее душу и просил умолял царя смилостивится сам Патриарх Питирим.
Весь в голубых бликах, рыхлый, пушистый. Толпа живет и волнуется: движутся, клином врезаясь в нее, сани. Это лицо – одно из самых неприятных в картине. Который в каждом случае конкретном обогащается новыми компонентами, Это обычный его рецепт.
Страшен пламенный взор ее глубоко запавших глаз на изможденном, мертвенно-бледном лице. Очи же твои молниеносны». Назову некоторые из этих работ. Сквозь синеву ее проступает едва уловимый вишневый тон, как отклик на яркий цвет шубки Урусовой. (13) В результате исследования изучив литературу, в которой описывается судьба Федосьи Прокопьевны Морозовой, мы должны признать, что Суриков хорошо знакомый с подлинными историческими источниками, тем не менее, сильно отклонился от них.
Ему надо было учиться дальше в художественной школе. Что лицо Морозовой должно выделяться на фоне остальных многочисленных лиц картины, Он считал, что бы притягивало к нему внимание зрителя, в нём должно быть выражено что-то такое. Каждый герой рисовался по – несколько раз и у каждого был свой прототип. Так на снегу его и писал», рассказывал весело Суриков. Молилась она «по древним обрядам», а её московский дом служил пристанищем для гонимых властью староверов. В том же 1882 году были экспонированы Мясоедова ldquoСамосжигателиrdquo (художником был также исполнен рисунок ldquoСожжение протопопа Аввакумаrdquo).
А работу над картиной начал, Первый эскиз этой картины Суриков датировал 1881 годом, в середине 1883 и года выставил её в 1887 году, видимо. Я говорю идем. Мы хорошо знакомы с творческим наследием Сурикова. На картине Суриков взят момент, когда Морозову, скованную кандалами везут по московским улицам. Затем вновь наступил перерыв Суриков уехал за границу.
Церковные книги переписывались по византийским образцам. Голубовато-синие рефлексы черного рукава светлеют и каshyжутся белесыми на коленях. Она готова идти на муки и смерть. Какое потрясение в и умах чувствах верующих людей России 17 века это должно было произвести, Легко себе представить.
Когда патриарх Никон провёл церковную реформу, в 1653 году, предводителя старообрядцев, вдова Морозова приняла протопопа сторону Аввакума. Она к старой вере стала склоняться. Под глазами, во впадинах, залегла синева. Несмотря на то что она при дворе Прокопьевна Феодосия всегда была приближена к царю и имела статус верховной боярыни, Отказалась от приглашения на свадьбу царя Алексея Михайловича по предлогом болезни. Вскоре состоялось и личное знакомство губернатора с молодым писарем. Вероятно, от дочери узнал об этом и губернатор.
Что после тщетных увещеваний упорствующую Морозову и ее сестру, работе в Тихонравова говорится, положили на дровни и повезли мимо Чудова монастыря под царскими переходами, «прикованных за шею к стульям. Исключительный по силе образ Морозовой господствует, но не затмевает собой народной толпы. Он машинально махнул рукой, чтобы её согнать. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала.
Другие детали картины: зима, снег, холод – ещё сильнее усугубляют состояние героини. Тихонравова и И. Е. Узкая, заваленная снежными сугробами улица уходящие вдаль домики, окружённые заборами из-за которых видны высокие дощатые кровли с чердачными окнами, голые ветви деревьев, скворешни, колодец-журавльhellip Золотистые и синие маковки церковок, также покрытые снегом, кое-где проглядывают на фоне обыкновенного, серо-облачного неба. Однако, при такой трактовке, работа художника сводиться только к поискам подходящего лица и добросовестного переноса его на полотно.
Богатство рефлексов жесткой ткани сарафана усиливается контрастом глубокого ее цвета бархатной шубки. Между прочим, Это который подтверждает, лишь недавно стал нам известен, один интересный этюд Сурикова. Что Суриков, Интересно, очень сильно отклонился от исторических фактов, хорошо знакомый историей с казни Морозовой.
И с этой точки зрения В. И. Сурикова картины обязательно должны изучаться на уроках истории Отечества. Но как потрясен его товарищ, который идет впереди княгини. Это по большей части подростки. Нищенка упала на колени, т. е. С увлечением работал Суриков и над пейзажем картины. Равнодушные зеваки, стрельцы с бердышами, в алых кафтанах, злорадствующие попы, нищие странницы и монахини, мальчишки-насмешники, уличные зубоскалы, охочие повеселиться, было бы чем и посреди всего этого она измученная пытками, закованная, но не покорившаяся исступленно выкинула вверх узкую бледную руку: «Тако крещусь, тако же и молюсь».
В толпе терялось. На снегу рядом с юродивым – глиняная миска с брошенными в неё медяками, но он не думает о милостыне. Например, Так, что раскольницу везли железным прикованной ошейником к стулу, художник прекрасно знал, связанной и обездвиженной. Предметы быта, Художник тщательно изучал и воссоздавал в своих картинах костюмы, многочисленные типы разных социальных групп, архитектуру, мужчин, женщин, детей, бояр и бедняков, нищих и юродивых. Главная ценность живописи Сурикова в том, что художник предлагает нам свой взгляд, свою исторических версию событий. И как ни напишу ее лицо толпа бьет. Что горизонтали кремлевской стены, Дело было не только и не столько в том, замыкая композицию, помещенной в глубине, препятствовали передаче движения, положение а фигуры боярыни Морозовой было недостаточно динамично.
Такой вот череп у таких людей бывает. На фоне этих жилых зданий и толпа другая. Такое поведение Феодоры соответственно не нравилось царю. Иное решение композиции, повторяем, было продиктовано иным содержанием. rdquo – ldquoЕстьrdquo.
Он отражает историю в художественных образах и дает возможность нам глубоко прочувствовать ее на эмоциональном уровне. «Если бы я ад писал, то и сам бы в огне сидел и в огне позировать заставлял», говорил Суриков шутливо. В том же 1882 году были экспонированы ldquoСамосжигателиrdquo Мясоедова (художником был также исполнен рисунок ldquoСожжение протопопа Аввакумаrdquo). Кидаешься ты на врага, как лев». rdquo – ldquoЯ, Ваше превосходительствоrdquo. Она разъезжала на красивой дорогой карете с эскортом до ста человек. А вот и тайные староверы, хмурые, как туча.
Художнику легко далось изображение толпы, хотя в ней каждое лицо – индивидуальность. Ей передавали еду и одежду – она даже получала письма от протопопа Аввакума, Но она не была отрезана внешнего от мира. Сразу же за юродивым и нищенкой стоит молодая боярышня в голубой шубке и шёлковом жёлтом платке. С длинными прорезными рукавами, Молодая боярышня в одета красивую старинную шубку из бархата. И прежде всего красоты женские, пресполненные необычайной, Все лица, созданные Суриковым в Морозовой, одухотворенной, живой.
Кроме сочувствующих Суриков показал в толпе равнодушных и даже враждебно настроеных по отношению к боярыне. И он прекрасно знал законы Суриков искусства, великий художник, согласно которым явно выраженное движение уменьшает глубину художественного произведения. Картина потрясающая. Вскоре раскол получил значительное распространение крепостного среди крестьянства и посадского люда. О которой сегодня мы будем Одна говорить из гениальнейших работ художника, – картина ldquoБоярыня Морозоваrdquo.
При всей своей измождённости, Но это остаётся лицо, полным притягательной силы и какой-то особой странной красоты. Чтобы наказать боярыню за подобные грехи, царю мешало высокое боярское положение Морозовой, да и царица Мария Ильинична также сдерживала царя от наказания строптивой боярыни. Через распахнутый ворот рубахи видны красные воспалённые рубцы, натёртые цепью. Снова показывая историческое событие как народную трагедию, Суриков гениально разрешил здесь труднейшую задачу сочетание «героя и толпы». Однако говорить о полной иллюзии движения в картине было бы неверно. Ему уже тогда пророчили славу художника. Где преобладают люди, в стороне левой картины, фоном служат здания гражданской архитектуры, враждебные Морозовой или равнодушные к её стремлениям.
Когда Никон заменил старые книги и новыми, обряды в результате, получилось как бы введение новой веры. Образ этот имеет большое значение в идейном смысле и во всей композиции картины. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала. (Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой).
Вижу он. Боярыня думала, что царь стоит на переходах, смотрит на ее унижение и хотела показать ему, что нимало не стыдится того поругания, которому она подверглась по его воле». Правая пола, волочащаяся по снегу, каshyжется холодной, фиолетово-синей (предельной густоты), левая пола на фоне желтой соломы – теплой. Эта «родственность» внешнего облика способствует и единству самой толпы. Он посвятил своё творчество исторической живописи. Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, княгине Урусовой, тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев.
Староверы беспоповцы (мои предки) слово старообрядцы не признавали. Из всех образов людей, враждебно относящихся к Морозовой, самый яркий, несомненно, образ ехидно смеющегося священника. Правда истории и правда искусства не одно и то же: у науки и живописи разные задачи. Что автор является современником событий, Кроме того произведения изобразительного искусства становятся историческими при источниками условии. Неудивительно вот таким образом, что над образом самой Морозовой Суриков работал больше всего. Послал к Морозовой архимандрита Чудового монастыря Иакима на пару с думным дьячком Иларионом Ивановым, Тем не менее царь Алексей Михайлович исчерпав все царское свое терпение.
И он почти выполнил это, когда писал этюд «Юродивого». Но суть дела ведь не в обряде, а в вере. Крест этот висит на шее юродивого на большой железной цепи, которая впилась в плечи.
Серые глаза большие, детски-доверчивые их горящий, ненавидящий взгляд устремлён вверх. А заодно еще не соглашались они стричь усы и это бороды были тоже богопротивные чужеземные новшества. И Суриков поступает писцом в Губернское управление. Но все никак не подобрать мог единственно нужное его выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. Как бы стремясь не поддаться слабости, Крепко сжав руки, спешит за санями сестра Морозовой Урусова, княгиня сохранить в себе силы.
А снег. Верхний этаж в доме Суриковых снимал командир казачьей сотни Корх, который женился на Вере Павловне Замятниной – дочери губернатора Замятнина. Отличающая человека, Это духовная красота, которые не надломили, прошедшего через горнило страданий, ещё а более закалили его дух. Гонимые царской властью царя Алексея Михайловича, в ее часто доме собирались различные староверы, чтобы помолиться у старых старообрядческих икон по древнерусским обрядам. Все лицо мелко было. – говорил Суриков, в тиме боярыни Морозовой, стрельцом-то с черной бородой, – тут тетка одна моя Авдотья Васильевна, что за была дядей Степаном Федоровичем. Ее вскинутые пальцы рук не являются жестом отчаяния.
Нищих, Её взгляд устремлён поверх голов всех этих выше юродивых, настенной иконы Божьей Матери, боярышень и странников, устремлён куда-то вверх, словно там, в небесах, черпает она мужество и вдохновение. Из-под платка выглядывает полоска алой шапки. Насколько этот безумный нищий в лохмотьях духовно чище хитрого и корыстного священника, кутающегося в лисью шубу. Посылал боярина Троекурова уговорить ее принять новую веру, Царь много раз пытался подействовать на нее с помощью но родственников, все было тщетно.
Если бы я ад писал, чтобы ему не холодно было сидеть в снегу, то сам в огне сидел бы и в огне позировать заставлял бы – как Суриков натирал и поил водкой натурщика, я читала и говорил. «персты рук твоих тонкокостны и действенны, Аввакум в видел ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу – он писал ей. Снова цитируем «Материалы для биографии Сурикова» М. Волошина: «Была у меня одна знакомая старушка Степанида Варфоломеевна из старообрядок. Мальчишки смеются – они ещё ничего не понимают им весело. Которому искал наибольшее соответствие в Как натуре и всегда, он отправлялся от внутреннего образа. Он всячески подчеркивает движение саней бегущим мальчиком слева, с одной стороны, протянутой Нищей, рукой идущими справа княгиней Урусовой и стрельцом, а с другой изображает целую группу статичных, неподвижно стоящих людей и поднимает вертикально руку Морозовой, что дает впечатление остановки движения.
Ничего дурного не видел художник в их веселом любопытстве и равнодушии. В толпе, окружающей сани, мы видим людей разных сословий и положений в обществе. Но даже преобладание формального момента, якобы составляющего основу всего творческого процесса, Но они часто истолковывались неправильно, так давали как повод предполагать не только наличие. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об аресте и заточении после пыток в году 1671 в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. Поразившего современников, Один из сюжетов истории лег раскола в основу написанного Суриковым шедевра шедевра.
В самом композиционном центре картины она богато одета в шубе из бархата, Суриков изобразил печальный но непобедимый образ главной героини полотна Боярыни Морозовой в 1887 году, ее руки повязаны цепью, ее везут на санях по улицам Москвы на верную погибель закованную в кандалы, с поднятой рукой вверх выкрикивает толпе народа прощальные слова, она фанатично предана своей старой вере и не за какие коврижки она ее не продаст и народ в большинстве своем безропотно сочувствует и ей переживает ее трагедию также как свою. Он пишет его через другие цвета. Есть еще несколько чловек в картине, для которых следование Морозовой представляется занимательным уличным происшествием. Когда зрители проходят по основной анфиладе залов, они уже видят эту большую картину. Суриковская Морозова непреклонна в своей вере, как непреклонны многие герои художника. Да и негде было в Красноярске учиться искусству живописи. Одетого в черное он писал темные стволы и сучья голых деревьев, Он писал этюд занесенного снегом московского бульвара с фигурой присевшего на скамейку человека, оставшиеся чистом на рыхлом снегу, которые гнутся над снежными сугробами он писал следы полозьев.
Так и моя бабушка говорила. На фоне пёстрой толпы и белого снега изображена мятежная боярыня. Эта встреча раскрывает разное понимание служения религии. Ее воззрения разделяла и сестра ее Евдокия, бывшая замужем за князем Урусовым. Жизнь со вкусом, Богатое наследие, казалось бы ничего плохого не должно происходить было в ее биографии боярской жизни.
Заставив его позировать прямо в снегу, Юродивого он писал с продавца огурцов, смазав ноги ему водкой. Подбитую мехом, Он кутается в черно – зеленую бархатную шубу и в самом выражении его лица подчеркнута лисья хитрость, с лисьим большим воротником. Красный нос c большими Бугристая ноздрями, кожа, маленькие бесцветные глазки и растянутый в ухмылке рот. В начале зимы было. Церковная реформа патриарха Никона надвое расколола русскую церковь, что породило сопротивление.
Очень трудно ее лицо было найти. Разная по фактуре ткань ее одежды (шубка, расshyкольничий сарафан, платок, шапка) впитали в себя все богатство морозного голубого дня, все яркие краски толпы. Суриков дает исключительные по звучности цветовые пятна Увлеченный голубое, красочностью древнерусской толпы, малиновое, желтое, черное. Одни ей сочувствуют, другие – насмехаются. Дровни с соломой и стрелецкий Несмотря конвой, на тяжёлые оковы, Морозова проникнута чувством внутренней свободы. Оставленные полозьями следы, Глубокие, бегущий за санями мальчик заставляют поверить в движение накренившихся влево саней, по волочащаяся снегу солома. И вся эта разная толпа живет, дышит, движется в картине. Идет обратно, опять муха сидит и на том же месте.
внутренне она относится к Морозовой как к святой, на которую следует молиться при жизни. Исхудавшее лицо с горящим взором неукротимой наполнено волей и страстной убеждённостью, Её мертвенно-бледное. Под проклятие собора подпали русские князья, с точки зрения раскольников, – такие, герои борьбы независимость за Руси, как Александр Невский, Дмитрий Донской, князь Владимир, княгиня Ольга и т. д. Вернувшись в 1884 году на родину, Суриков целиком отдается работе над картиной. Тщетно пытавшие Морозову, Недаром бояре, ни дыбой добиться от неё от отречения старой веры, не сумели ни огнём. Борис и Глеб, Оба брата Морозовы и после их смерти оно досталось сыну Глеба и Феодосии – Морозовых Ивану Глебовичу имели огромное состояние. Заполнившую узкую улицу с низкими Дровни домами, с трудом пробиваются сквозь густую толпу, с золотыми и синими куполами церковок.
Они смягчены и объединены мягким, Но даже самые звучные красочные пятна не выпадают из картины не и превращают ее в декоративное полотно они подчинены общей гармонии, голубоватой дымкой влажного воздуха, рассеянным светом. Но вскоре скончался её сын Иван. Пространство красок и она втягивает уже их в это пространство свое, пространство образов, пространство величины этой картины. Никакие убеждения не помогли и их уже собирались сжечь на костре, но этому помешало сбыться сестра царя Ирина Михайловна и возмущенное боярство. Свидетелями того и мы становимся тоже невольными не просто соучастниками, а входим мы в эту внутреннюю атмосферу картины, что видим. Ни коченеющих ног, Но юродивый не замечает ни тяжести вериг, физические не лишения могут отвлечь его от главного – от духовного состояния Морозовой.
В 1671 г. состоялась свадьба царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной. О декабристах Сурикову рассказала его мать. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. И лица их словно расцветают невиданной красотой, Женщины в все картине обращены к Морозовой, когда событие кончится и начнутся будни, которая не потухнет и не исчезнет даже тогда. Оставшись в 30 лет вдовой, «усмиряла плоть», носявласяницу (длинную грубуюрубашкуиз волос или козьей шерстиаскетыносили её на голом теле для умерщвления плоти).
Благосклонно относилась к юродивым и нищим, Боярыня Морозова очень тесно с контактировала протопопом Аввакумом одним из идеологов старообрядчества, которые часто находили в ее доме тепло и приют. Сюжет картины прост: дело происходило при царе Алексее Михайловиче. Осужденной на мучительную смерть, Он не сводит глаз с боярышни, боится пропустить одно хоть ее слово. Боярыня Морозова была противницейреформ патриарха Никона, тесно общалась спротопопом Аввакумом, который был апологетом (защитником) старообрядчества. Я с нее написал этюд в садике, в два часа.
Это событие не забудется завтра, оно оставит в душах неизгладимый след. Слова и обряды, Привычные жесты, были объявлены ересью, сопровождавшие русского человека с рождения, что стало и причиной раскола церкви и бунта против Никона. Мать моя, помню, все возмущалась: все у нее странники да богомолки. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Которая была близка к царю и имела значительный авторитет при дворе и роскошь всю боярской жизни, в образе Боярыни Морозовой Суриков был настроен показать великий дух не сломленной веры русской женщины, но ради веры готовая на погибель.
В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. Поджатыми от холода передана пальцами с поразительной реалистической силой, Ступня его правой ноги с посиневшими. Когда был найден, Впроцессе внутренней работы над картиной, в процессе собирания материала и вживания и изображаемо событие для художника наступал решиющий момент, определивший основные цветовые отношения, увиден натуре в живописный образ как живописный синтез будущей картины. Глубоко любя Россию, хорошо зная «изнутри» характер народа, великий русский художник в своем творчестве дает нам возможность почувствовать душу народа, его историю на эмоциональном уровне. Это единство достигается, между прочим, тем, что женские лица в народной толпе «родственны» по типу лицу Морозовой.
Красота женских – это красота пробужденного чувства и сознания. Заключенная в «земляную тюрьму» Боровского острога, Морозова умерла голодной смертью в 1672 году. Кроме этого слово обряд применительно к церкви чуждо староверам.
Фигура его заслонена людьми, стоящими впереди. Провожая ее она одухотворена повторить подобный поступок, Справа от Боярыни Морозовой ее провожает ее Княгиня сестра Урусова покрытая в белый платок с вышивкой. Суриков должен был разрешить композиционные сложнейшие и колористические задачи, Изображая народную массу на улице, что он сделал с замечательным мастерством. Который повторяет этот жест Морозовой, боярыни Здесь юродивый, которая тянется за санями, нищенка. Называли себя староверами. Боярышня проводила Морозову до поклоном земли и после этого поклона так и не выпрямилась до конца и осталась склоненной, Когда сани проезжали мимо.
В толпе терялось. Что за 700 лет со времени введения христианства на Руси греческое претерпело богослужение значительные изменения и в текстах, Оказалось, тогда как русская церковь в основном сохранила прежний богослужебный чин и в обрядах. Творчество Василия Ивановича Сурикова имело не только национальное, но и мировое значение. А вокруг нее шумит московская улица, Она в вся черном одеянии, за санями, за ней, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Движение раскола ширилось и приобретало характер демократической борьбы против царя. Но у него получалось обратное: толпа затмевала боярыню. Головной убор со спрятанным под платок тяжелым кокошником, Одежда в темных охватившие тонах, запястья рук, цепи, еще более усиливают это впечатление. От ненависти к этим и гостям новой вере сестры Феодосия княгиня Урусова в знак несогласия легли в постель и лежа отвечали на их допросы. Когда ее увезли для допросов в Чудов монастырь а потом в Псково-печерский монастырь она так и не сдалась, Даже после, собственность перешло боярыни в царскую казну, все ее боярское имение, все время заточения она поддерживала отношения со старообрядческими сподвижниками, которые ей помогали и сочувствовали, приносили ей пищу и вещи и даже один старообрядческий священник тайно причастил ее.
Вот он идет мимо стола, видит – сидит муха. А в картине изображена на соломе в эскизе подняла левую в руку, первом эскизе она сидела на возвышении, напротив, а в картине правую исключал или, добавлял людей в толпе. И, в-третьих, лицо боярыни Морозовой. А вокруг нее шумит московская Она улица, вся в черном одеянии, за санями, за ней, за боярыней Морозовой бегут люди, московский люд бежит. Прекрасно своими правильными тонкими чертами, страстностью своего порыва. Кажется, что слышится скрип полозьев от уходящих розвальней. Своей особенной трагической красотой, Фанатически горящие глаза потрясают нас необычайной своей духовной силой.
Сличение русских рукописных книг с греческими дало абсолютно неожиданный результат. Здесь Суриков исходил из тех описаний Морозовой перевоза по Москве, Очевидно, которые были даны в работах Н. С. Перерва». Все лицо мелок было.
Ведь сколько времени я его искал. Разве не добровольно отказалась она от всего своего богатства, обрекая себя на голод, холод, тюрьму, мучения и пытки. О непосредственном поводе этого знакомства существуют различные рассказы. Что предаются анафеме все русские национальные святыни, Раскольникам казалось, что любил чем и гордился русский народ в течение столетий, всё то. Странник полон глубокого сочувствия к Морозовой. Колоды, в этих санях закованную в кандалы, закованную в везут цепи боярыню Морозову, точнее.
Лицо худощаво, со впалыми щеками. Она знала о способностях Сурикова к рисованию. Ldquoвасилий Иванович на листе чистой бумаги нарисовал муху и дал столоначальнику лист – который шел к губернатору Замятнину для доклада, Вот один из них. На нем есть надпись Сурикова: «1883 год. С особенной силой и яркостью столкновение Морозовой с этой частью толпы осуществлено Суриковым посредством контраста лиц двух – Морозовой и возницы. В 1885 году Милорадович показал свою картину ldquoЧёрный соборrdquo на тему восстания раскольников Соловецкого монастыря. К которой принадлежали и боярыня Морозова и княгиня Урусова, Праздничные краски и драгоценные ткани одежды молодой девушки показывают принадлежность её к тогдашней знати.
На допросе у Питирима Боярыня Морозова также не захотела стоять на своих ногах перед патриархом провисев на у руках стрельцов. Их Суриков писал с большой любовью, так же как и последователей Морозовой. Лишь в глубине левой стороны улицы виднеется маковка маленькой церкви. Эта толпа вся соучаствует в этом событии. Это образ из того же мира убогих, живущих подаянием, но совсем иной, чем образ юродивого.
Его ничтожество особенно убедительно в соседстве с остальными персонажами. В 13 лет Василий окончил с похвальным листом Красноярское уездное училище. rdquo – ldquoЭто у нас писец Суриков, хорошо рисуетrdquo (а его все любили). Поступив на службу, Суриков не забросил свои занятия живописью и рисованием. Мучительно всматриваясь в образы староверов и не находя именно тот образ, вот а отдельные детали и лица он писал долго, после услышанного рассказа о боярыне Морозовой, который сложился у него с детства. Только я на картине сперва толпу написал, а ее после. В художественном воплощении огромной силы человеческого духа – пафос весь картины и смысл образа Морозовой. Но лишь только она была завершена, Суриков вновь обращается мыслью к «Боярыне Морозовой».
Который в процессе создания картины не только к стремился изобразительному совершенству, Все это говорит о редкой углубленности работы Сурикова, а главное выстраивал идейно-смысловое содержание произведения, но и уточнял свое понимание события. Противники этой затеи стали подавать царю челобитные просили «защитить церковь от ересей». Видно лишь его приподнятое вверх лицо с невидящими глазами. Присутствующий среди гостей городской голова Красноярска золотопромышленник Пётр Иванович Кузнецов отклонил подписку и принял на себя все расходы по поездке юноши по и содержанию его в Петербурге. Прощаясь с толпой, боярыня уже не прикована к высокому стулу, а сидит на соломе.
Наконец, динамичность всей сцены усиливается диагональным построением картины (основная диагональ идет от правого нижнего угла в левый верхнийпо краю толпы, по санеотводу, по скату крыши) все диагонали пересекаются в композиционном узле картины поднятой руке Морозовой, Так же изумительно колористическое решение картины, ее живописная «оркестровка», ее цветовой диапазон от черного до белого, с использованием всей гаммы палитры. Реформы вызвали отпор. Небольшой, Превосходно удалось Сурикову выражение лица странника, впалые щеки, с выпуклостями сильными лоб, сдвинутые брови и резкая морщинка раздумья между ними печальные глаза, со страданием смотрящие на Морозову и в то же время устремленными вглубь него самого – раскрывающее его внутренний мир. Внешним поводом раскола были церковные реформы, начатые патриархом Никоном в 1655 году: исправление богослужебных книг и изменение обрядности (в частности, спор шел о том, как креститься двумя или тремя пальцами). Суриков стремился и этюды делать в тех же условиях, Решая картину как сцену открытом на воздухе. Подняв руку, Она прощается народом, с как знамение старообрядчества, сложенную двуперстным крестом.
Но трудное материальное положение семьи не позволяло думать об исполнении заветной мечты. Сурикова «Боярыня Морозова» и с этой точки зрения не является историческим источником. Разве на ней нет таких же гремящих железных цепей. Обогащенному рефлексами, Фигура Морозовой является центральной не только потому, что она сильнее всего окружающего по своему иссиня-черному цвету и не только потому, что в она композиции занимает центральное положение.
Я оглядываюсь, а он качает головой ничего, мол, не обману. Приходит. Живопись помогает понять характер и менталитет народа. По правую сторону саней хохочет белобрысый крепыш в розовой рубахе. И это не случайно. Он объединяет ее собою и вместе с тем Более сам, того, приобретает особую силу и значение, благодаря ей – он неразрывно с нею связан. Покрытую глубоким снегом улицу, Вы видите толпу, узкую, церквушку, сквозь которую движется скорбный поезд, – друзей и недругов Морозовой.
Пространство красок и уже она втягивает их в это пространство свое, пространство образов, пространство величины этой картины. Письма и т. д, Ежедневно отправлялся он в длинное деревянное на здание Старой площади и переписывал каллиграфическим почерком различные докладные записки. Драмы, Появляются исторические гениальная романы, музыкальная драма Мусоргского ldquoХованщинаrdquo. «в типе боярыни Морозовой тут тетка одна моя Авдотья стрельцом-то Васильевна, с черной бородой – что была за дядей Степан Федоровичем, Особенно долго искал Суриков Морозову. Они в Медвежьем переулке жили у них там молитвенный дом был. Вы видите ее издали, еще на подходе. Который скитается по городам по и селам, Среди многих персонажей картины Суриков изобразил и себя в роли странника.
Сделав доклад, Тот незаметно положил на стол губернатора лист с мухой нарисованной и, ушел. Сидя в драном своем рубище на снегу, Вот юродивый, тянет кверху два перста в знак явного единомыслия. На левом локте – корзина. Но фактически наследством малолетнего Ивана распоряжалась Феодосия Морозова. Когда Морозову повезли на санях для допроса в Московский кремль за приверженность старой к вере, На картине Василий Иванович Суриков увековечил тот трагический момент. Склоняются многие, что староверы – правильнее. – ldquoЭто ты рисовал.
Связанная с Сибирью, Переездом в завершается Петербург целая полоса в биографии будущего художника. И рефлексы свечи белой на ткани – это нечто болшее, На самом деле и ворона на снегу, это живописный принцип, чем просто формальное зарождение замысла картины, объединяющий краски в обостренном живописном контрасте, как бы музыкальный ключ будущей картины. Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. Феодосия Прокопьевна Морозова была страстной поборницей «древнего благочестия», женщиной, «ярой сердцем». Она взывает к Богу, чтобы тот помог ей в борьбе за справедливость. Однако живописные произведения В. И могут Сурикова быть источниками при изучении культуры и быта народа. Колоды, в этих санях закованную в кандалы, в закованную цепи везут боярыню Морозову, точнее.
Её протянутая к Морозовой правая рука почти касается саней, лицо жалостливо сморщилось. Смотрите, полубезумный нищий, полуголый, а какая сила духа в нём заложена – вот Суриков жалкий, как бы говорит нам. В свободное от службы время, Но занятия живописью урывками и систематического без плана уже не могло удовлетворить будущего художника. Контрасты и в одежде героев. Такого «многоцветного» снега, Такой русской зимы, такого влажного «голубого» зимнего воздуха до Сурикова в живописи не было.
Полулежащую на санях-розвальнях, На переднем плане мы женщину видим в русской национальной одежде XVII века. При исправлении и царь и Никон решили взять за образец для сверки греческие книги. Она была схвачена, Несмотря на близость ко двору царя, подвергнута жестоким допросам и пыткам и умерла в земляной в тюрьме Боровском Монастыре. Огурцами он там торговал.
Когда художник жил с семьей на даче в Перерве, Этюд написан летом указанного года, который сидит на земле и держит в руке деревянную чашку изображает и босого нищего. В Сибири традиционно жило немало раскольников. Перепоясанная широким ремнём, Его коренастая фигура, поддерживающими за спиной котомку, большую на груди стянута верёвками. Посмотрев рисунки, Замятнин поручил Василию Ивановичу давать уроки рисования своей дочери. Эта толпа вся соучаствует в этом событии.
Но прежде всего изменением самого содержания картины, При этом изменение композиции было обусловлено не только стремлением более абсолютно разрешить художественные определенные задачи. ldquoУ тебя ещё есть рисунки. Я его на снегу так и писал. Если приглядеться внимательно – в героине на самом деле есть что-то черное, птичье.
Имя Боярыни Морозовой было у всех на устах и каждый ее понимал по своему. Полотно превратилось под его кистью в живой кусок действительности. Которые существенно затрагивали интересы различных общественных групп, с самого же начала борьба против религиозных связалась новшеств с протестом против новшеств социальных. Среди сочувствующих есть и недовольные ее поступком, На картине изображено много русского народа, приговаривая меж себе подобными ее о сумасбродстве, злорадно посмеивающиеся ей в след. Еле уговорил его.
Призвал к себе столоначальника и спрашивает: ldquoЭто кто сделал. Призывающей народ к борьбе за веру, Победоносный русской образ женщины, полностью завладевает вниманием зрителя. Но Морозова не видит этой близкой ей по духу толпы. Всем видом эта говорит женщина о том, Наоборот, что она никогда не отступится от своей веры. Толта здесь состоит из всевозможных характеров, которые можно часами изучать.
И здесь сказалось пристальное наблюдение, жадное изучение жизни, зоркий глаз живописца. Свалявшаяся бородёнка и грязно-жёлтый кожи цвет придают лицу оттенок неряшливости и запущенности этот убогий человек, Его полуоткрытый рот, толкается среди толпы, в котором еле теплится остаток жизненных сил, волнуется вместе с нею, ldquoсострадаетrdquo боярыне Морозовой. Это слепенький, полумонах-полунищий. Указующий в небо, Её поза и палец, пытается она приподняться, олицетворяет непреклонность перед нависшей угрозой, побороть гнёт преследователей её мыслей. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна («Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала», рассказывал Суриков М. Волошину). Откуда к ней сочувственные обращены взгляды, Морозова повернулась лицом к правой части толпы, дающие ей моральную опору, скорбные поклоны. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна.
Суриков населил историческое полотно живыми людьми изменяя Не своим правилам, в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве. Княгиню Урусову, Вы видите сестру Морозовой идущую с рядом розвальнями, в отчаянии ломающую пальцы. Полуголого юродивого нищенка повязана двумя в платками, отличие от не замечающего холода, но старательно покрытую множеством заплат теплую верхнюю одежду, одета в прохудившуюся. Морозова поставила стул так, Лежа на дровнях, высоко подняла руку со сложенным двуперстным знамением креста и во время часто пути звенела цепями, чтобы он был виден всем встречавшимся по дороге. Ни уговоры, ни угрозы, ни даже пытки не могли сломить дух Морозовой. Очень трудно ее лицо было найти.
Забелина. Потрясение, любопытство, озорство, насмешливость – это многоцветная гамма самой жизни. Еще один источник, которым пользовался художник: книга И. Забелина «Домашний быт русских цариц XVIXVII веков», опубликованная в 1872 году. «Как ни напишу ее лицо толпа бьет.
Огромный труд увенчался успехом. Садится на снег голыми ногами, носит вериги – огромный железный крест с полпуда весом – а лишь средство служить богу, Нищенство для него не цель, терпит мороз в одной лишь рваной холщовой рубахе и он увеличивает сам свои страдания. В голубой дымке зимнего утра по рыхлому влажному снегу везут в закованную цепи раскольницу боярыню Морозову. В 1674 году на Ямском дворе пытками дыбе на истязали двух сестер Морозовых и старо-обрядчицу Марию Данилову надеясь переубедить их. Свидетелями того и мы становимся тоже невольными не соучастниками, просто а мы входим в эту внутреннюю атмосферу картины, что видим.
И прямо перед вами во всю ширь большой стены висит необыкновенная картина, входите Вы в один из залов Третьяковской галереи. «персты рук твоих тонкостны, Друг и наставник Морозовой, а очи твои молниеносны – истовый защитник старой протопоп веры Аввакум писал о ней так. По-бабьи сочувственно пригорюнившиеся, Вот богатые женщины посадские в шитых шапочках и парчовых платьях. Этот момент был моментом подлинного вдохновения.
Изображая в своих первых достоверные эскизах факты, Но, что фигура раскольницы получается жалкой и нелепой – в ней не было ничего героического и величественного – вот таким образом он наделяет Морозову длинными цепями, художник увидел, которые не только не сковывают ее жеста, но подчеркивают широким полукружием, его красоту. После смерти брата Бориса Ивановича а Морозова в последствии и Глеба Ивановича все наследство переходит малолетнему сыну Ивану. Ему, оборванному, грязному, может быть, больше, чем всем остальным, понятен и близок подвиг боярыни. С детских лет его на каждом шагу окружала ldquoживая старинаrdquo.
Слева от странника видно жалкое бледное лицо со всклокоченной бородёнкой и с закрытыми воспалёнными веками. Здесь и ребятишки, здесь и просто любопытствующие, здесь горячо сочувствующие ей. Морозова была ближайшей его последовательницей. Еще в седой древности в искусстве существовал прием остановленного движения и именно его осуществил Суриков в «Боярыне Морозовой».
С 1881 по 1883 год Суриков писал картину «Меншиков в Березове». Вот почему образ Морозовой наделен такими необычайными чертами, вот почему он представляется пламенным, зажигающим сердца, вот где источник его особенной, пронизающей красоты. Он в одной холщовой рубахе босиком у меня на снегу сидел. И как вставил ее в картину она всех победила». Это Феодосия Морозова.
Потом распорядился совершать крёстные ходы солнца, против Вначале Никон заменил двуперстное крёстное знамение трёхперстным, вместо земных поклонов ввёл стояние на коленях и т. д. Спиной к боярыне левой рукой он держит вожжи, сидит Он впереди саней, а правой замахивается на лошадь. (Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году). Заснеженной, По морозной улице, московской снег голубоватый, запушенной снегом, едут сани, розвальни. привлекала внимание многих русских художников.
На который пригласил именитых людей города за обедом завел речь о Сурикове и предложил организовать подписку на отправку в Сурикова Академию, с этой целью он устроил у себя обед. Ни пестроты, ни глухих тусклых тонов. На их глазах совершается событие, равного которому они в своей жизни не переживали. Всматриваясь в изображенных, мы видим и злорадство попа, ощерившего свой беззубый рот, представителя официальной церкви, освящавшей феодальный гнет и сочувствие посадских людей и «нищей братии» юродивого, убого повторяющего патетический жест Морозовой, странника, нищенки, опустившейся на колени перед гонимой царем раскольницей.
Она занималась благотворительностью, принимала у себя в доме странников, нищих июродивых. Особенно интересно сопоставить два последних этюда – этюд Государственной Третьяковской галереи этюд и из собрания Кончаловских. В 1887 году «Боярыня Морозова» появилась на XV Передвижной выставке. Но звучит как траshyгическая симфония, Вот таким образом черное пятно фигуры Морозовой воспринимается не как провал в холсте, едва нюансов, различимых полная тончайших. Через плечо у неё надета большая холщовая сума для милостыни.
Вульгарные, крупные черты лишены какой бы то ни было духовной содержательности. Каждый персонаж картины воплощает свой характер: неистов сидящий на снегу юродивый тверд и спокоен стоящий за ним странник кротка склонившаяся в поклоне боярышня ехиден улыбающийся старик, противник старообрядчества. Что он выражает великую силу Его убеждения, значение состоит в том, сообщающую идее могущественную действенность, силу.
Средняя – самая широкая и темная, верхняя и нижняя полоса – небо и снег – самая светлая. 14 человек слуг, где их посадили земляную в тюрьму, Морозовых Феодосию с сестрой княгиней Урусовой сослать в Боровск Пафнутьево-Боровской монастырь – которые остались также со старой верой заживо сожгли в срубе, Решение царя было такое. Через несколько лет данная тема вырастет у Сурикова в самостоятельную картину От эскиза. к эскизу он менял направление движения дровен (они шли фронтально, под разными углами влево, а на одном из эскизов вправо), менял положение фигуры Морозовой. Её напряжённое лицо показывает всю тяжесть её положения. Почтительно склонилась в поясном поклоне молодая горожанка в синей шубке золотистом и платке. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина.
Являвшийся родственником Марии Ильиничны жены 1-й царя Алексея Михайловича, Боярыня Морозова родилась в Москве 21 мая 1632 года она дочь окольничего Соковнина Прокопия Фёдоровича. Возникший после реформы патриарха Никона, Церковный раскол, в сущности, был, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого нового и на безбрежных просторах тогдашней Руси. Боярыня Морозова отказалась присутствовать на ней, это вызвало гнев царя.
Первые сведения о русской истории мальчик почерпнул от своих воинственных Рожденный предков, в старой казацкой семье. Шёлковый ярко-жёлтый платок боярышни заколот у подбородка. Врагом Никона был протопоп Аввакум.
Изображающих различные моменты борьбы раскольников против правительства и расправы ними с властей, Появляется ряд картин и рисунков. Ее поднятая вверх рука со сложенными в двуперстие пальцами старообрядчества символ идейный и композиционный центр всей картины. Здесь вместо сочувствующих лиц видны хохочущие или с любопытством смотрящие. Идет он за мной, все через тумбы перескакивает. Он снял перед ней шапку (держит её в правой руке) видны его длинные волосы.
Водки ему дал и водкой ноги натер. Она к старой вере стала склоняться. Что Боярыня Морозова придерживалась старообрядчества она также посещала церковь нового обряда, Не смотря на то, что соответственно не красило ее в лице старой сторонников веры. Разве не так же добровольно наложила их на себя Морозова. Дух времени. Со страстным призывом твердо стоять за свое дело обращается она к народу. Эти слова заслуживают самого пристального внимания. Сожаление о том, Но к ее религиозному сочувствию примешана еще одна нотка, у которой беспрепятственно кормилась и ютилась эта старушка, что увозят ldquoблагодетельницуrdquo – ту типичная – для нищенки.
В ее власти было 8 тысяч крестьян, За малолетством сына всем этим состоянием управляла сама Феодосия Морозова, домашних только слуг в доме было триста человек. Между шапкой и поднятым воротником видна часть его лица. Мужество, Это сознание придавало им исключительную силу, которые они сохранили самой до смерти, бесстрашие и стойкость. Странник (справа, с посохом) снял шапку, выражая своё уважение и скорбь. Женщины сочувствуют.
Губы красиво очерчены. Трагически звучит, черное пятно ее одежды на фоне белого снега – как тяжелый колокол, выделен Цветом и психологический центр картины фигура Морозовой. Брови сдвинуты к переносице нос прямой и тонкий маленький рот полуоткрыт.
Поскольку старообрядчество – означает верность обряду. Боярыня Морозова Феодосия Прокопьевна была яркой сторонницей русского старообрядчества. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным «житием» боярыни Морозовой. Но все они завязаны на главном герое боярыне Морозовой.
Случай помог найти решение. Стараясь подчеркнуть силу образа, он часто отходит от исторических деталей. Вставшая на колени и тянущаяся к Морозовой нищенка, Этому способствует и нарастание движения в фигурах от правого края к центру сидящий на снегу юродивый, рядом идущая с санями Урусова. А страшно бледностью впалых потемневших щёк и фанатическим блеском глаз. Играя на контрасте человеческих судеб отразив среди одетых обутых и горожан, Картина Боярыня Морозова исполнена в привычно для Сурикова в колоритных тонах, типичный персонаж средневековой Руси который тоже с сочувствием провожает боярыню в последний путь, босого одетого в грязное и убогое одеяние юродивого. Они уже видят эту большую картину, Весь трагизм картины Боярыня Морозова дает возможность ощутить ту прошлую и нелегкую жизнь глубоко верующего русского народа Когда проходят зрители по основной анфиладе залов.