Метафора, Для Боттичелли и пространство форма – это всего лишь образ, символ в его декоративно-изысканном обрамлении. Недалеко от Рима, Тело Лукреции было отнесено в небольшой город Коллации, завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей, жители которого принесли также клятву об отмщении и начали восстание. Почему, например, на заднемплане его Святого Семейства (1503-04, Уффици, рис. 32) изображены четверотщательно выписанных нагих юношей. Эти фигуры явно инспирированыкартиной Синьорелли на ту же тему.
Картины написаны для и Джованни Лоренцо ди Пьерфранческо 8212 сыновей брата Пьеро Подагрика. Выступавшими против пошлости буржуазной культуры и бед, Он был открыт и возвращен к жизни во половине второй XIX века английскими прерафаэлитами, порожденных индустриальным обществом. Они ратовали за возврат к «искренности» и «наивной религиозности» средневекового и раннеренессансного искусства, найдя в Боттичелли свой идеал. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Но и с тем же эмоциональнымвыражением, Дюрер же нарисовалсвой пенис только не с анатомическойтщательностью, что и лицо. С юным Леонардо да Винчи Боттичелли познакомился еще в годы в ученичества мастерской Андреа Верроккьо.
Во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, 26 апреля 1478 года, представитель Пацци семьи убил Джулиано Медичи. Изображение напоминает об утерянной картине Апеллеса (самого известного в древности художника). Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику 8212 папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ 8212 дуб и сочетание желтого с голубым 8212 цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию.
Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. В этой капелле Боттичелли выполнил фрески «Искушение Христа», «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея». Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, по-прежнему желая утолить свою жажду знаний, а Боттичелли, стал искать высших среди художественных достижений эпохи иной источник. При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела. Он был чужд каких-либо умозрительных схем и смотрел на мир через исключительно призму своего воображения. Самаязнаменитая скульптура МикеланджелоДавид (1504, рис. 22) не имеет ничегообщего с кокетливым подростком Донателло. Это воплощение мужской силы, одновременнодуховной и физической. 171марс и Венера187, 171Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом187 и 171Паллада Кентавр187 – 171Рождение Венеры187, Затем период безмятежной полноты чувств.
Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. Несколько человек приносят животных и дерево для огня. Еврейская жертва, Высокий священник получает заполненный кровью жертвенный сосуд, относится к распятию на Христа, кресте изображаемая здесь, который отдаёт свою плоть и кровь для выкупа человечества. » являлся Гвидо Антонио Веспуччи. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.
Против которых вскоре направит свои удары Реформация и они еще более обостряются под драматического влиянием зрелища продажности и испорченности. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. Но в обоих случаях он отрешен от происходящего и целиком погружен в свои думы. Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа.
Весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Поллайоло, Строго говоря, а претендентов среди на столь престижный заказ был даже Верроккио. Усиление нравственного и религиозного в настроения последних произведениях Боттичелли очевидно. Папа предложил ему принять участие в только оформлении что построенной Сикстинской капеллы. От зависти к более талантливому Апеллесу, Художник Антифилос, обвинил его вовлечении в в заговор против египетского царя Птолемея IV. У одного из его Адамов (1507, Прадо, рис. 51) есть не только лобковыеволосы изображать которые многиехудожники стеснялись, но и выпуклыйживот, что вовсе не лишает егопривлекательности. Его главным героем должен был стать младший брат, Он состоялся на площади Санта-Корче, видимо, в был которую безнадежно влюблен Джулиано и, не он один. Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли.
В 1496 он пишет Св. Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Вскоре героя ждёт победа, блестящая женщина сказала – очарованному её красотой, Олоферну, что боги открыли ей его будущее.
Зябкая фигурка ее в «Клевете» только жалобный отзвук прежних сияющих Венер. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках. На первой картине изображено, как впавший в отчаяние юноша удалился в рощу (фигура композиции слева). В зависимости отсобственных пристрастий, Этодавало обильную пищу гомоэротическомувоображению с садомазохистским уклоном, позволяя зрителю, так и егопалачами, с идентифицироватьсякак с самим Себастьяном. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены.
Умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти брат Джованни, Симоне, вместе с которым приобрел художник господский дом в местечке Сан Сеполькро а Беллозгуардо – когда вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в 1493 году, а из Неаполя приехал другой брат, в личной жизни Боттичелли произошли важные события. За внешним совершенством этих произведений Боттичелли личность ощутима уже далеко не так, Однако, как прежде. Это особенно хорошо видно в лондонском «Мистическом Рождестве» и миланском «Оплакивании Христа». Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, Кажется, они приданы также легким одеяниям, чем в окружающей трактовке их пространственной среды, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток – подобная картина отражена в строках поэмы Полициано Стансы к турниру.
В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции впрочем, скоро возвратясь обратно. Таких как Мистическое Рождество или Распятие и все же тематическую связь с проповедями его можно обнаружить в поздних произведениях мастера. Еще через 80 лет, в 1970-х гг., эторешение пересмотрели и вместо приличныхстатуй конца ХIХ в. поставили копиистарой работы Рименшнайдера, а подлинникивыставили в городском музее (к счастью, у немцев ХIХ в. не было советской привычкипросто уничтожать то, что признанонегодным). Во второй картине, возможно, тоже есть портреты 8212 но кто знает это. По словам аббата Мерсье, в конце XVIII в. нагота стоявшей в Эскориалестатуи была действительно прикрытакуском ткани. Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за большого распространения числа апокрифических текстов. При всем обилии вариантов и изысканном многообразии нюансов, Лейтмотивом творчества Боттичелли, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы, становится идея совокупности духовных свойств человека идея высшей идеальной заключающей красоты, в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека.
Написаны знаменитые Весна (ок. Анджело Полициано. Первым творением Боттичелли была композиция «Сила», которую он выполнил для торгового суда Флоренции. Сын бывшего учителя мастера, Одним из официальных учеников Боттичелли первого года его членства объединении в художников был Филиппино Липпи. Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов.
Ссылает к столу с подарками, Жертва восстановлена Христа в праздновании евхаристии -причащении, подготовленным ангелами. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. Обвинён в ереси, 1498 в году Савонарола был низложен схвачен, приговорён к смерти и публично сожжен на костре, отлучен от церкви. Размышления художника о мире обретают еще неведомую горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но всецело обращенной к сложностям современности. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, Крестителя Иоанна и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан 8212 святые мученики, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. Он переходит от умиления в Рождестве к душераздирающим мотивам и Распятия Сцен из жизни св. Зиновия, Пытаясь понять свои чувства.
Легких и живых сценах драматических при этом в полной мере используются композиционные эффекты, Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных. Выражающими ужас, Гости реагируют на происходящее позами и сострадание, жестами изумление. От пространственных впечатлений, в налицо них сознательный отказ художника от ренессансных принципов соразмерности и равновесия, зависящих от угла зрения зрителя. Стараясь превзойти всех живописцев своего времени, Боттичелли немало потрудился, выполнившего другой с стороны образ св, но в особенности Доменико Гирландайо.
Здесь, в соответствии с древней традицией, празднуется жертва Богу. В 1510 году Боттичелли умерает. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру.
В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». Телесной, в образе Венеры Боттичелли стремился черты соединить языческой, христианской и одновременно, духовной красоты. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати или коллекций для произведений искусства. Дюрер рисовал обнаженное телов бытовой среде Кроме (знаменитые гравюрыЖенская баня и Мужская баня (около 1496), библейскихсюжетов.
Заново открыт был Боттичелли только в конце XIX века стараниями английского искусствоведа Джона Рёскина и художников- группы прерафаэлитов. Работая рука об руку с другими выдающимися живописцами Перуджино, Этот Боттичелли заказ выполнял, Гирландайо и Синьорелли. В 1491 Боттичелли участвует в комиссии рассмотрению по конкурсных проектов оформления фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Войско Олоферна, лишённое военачальника, отправилось восвояси и город был спасён. Многие жены воинов и развлекались предавались блуду, Как и предполагалось, лишь жена родственника царя Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Что обсуждалось в кружке Медичи, Имеется и более его широкое толкование как победы мудрости над страстями. Равно как периодическая смена ритма, Легкий бег нежных трепетных линий и их чарующая музыкальность, придавая ему едва уловимое глазом движение в пространстве воображаемом и создавая удивительную атмосферу мечтательности и светлой грусти, лишают изображение статичности. Боттичелли широко известен как автор многочисленных изображений мадонны.
Окружающие трон, Зловещие воплощения несправедливости, отмечены пленительными чертами боттичеллиевских нимф и граций их только порывистые движения стали напряженней и яростней. Онне только противопоставляет тяжелую, сильную мужественность юной и элегантной, но и сочетает их в одном и том же образе. Его Победа (1530-33) рис 23, символизирующаяторжество юности над старостью, вместес тем проникнута грустью. Хотя они всегда прикрытынабедренной повязкой или плавками, многие художники умышленно привлекаютк ним внимание зрителя специальнымиуказателями направлением – стрел, струйкой крови и т. п. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. О Боттичелли забыли. Известность художника была велика.
Носочетать эти свойства в одном лице можеттолько гений. Боттичелли выполнил серию рисунков к «Божественной комедии» Данте. 1470 год – судьбоносная дата в творческой биографии Боттичелли: он получает первый официальный заказ на аллегорический образ «Сила» (Флоренция, Уффици) для Торгового Суда. Здания города с красивым пейзажем Боттичелли вдали, четко обрисовывает место действия гибели Лукреции например, формирует великолепные композиционные группировки.
Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер., где он, очевидно, объясняет инцидент, переднего плана небесным ангелам. Вот таким образом большую часть работы выполняли ученики Боттичелли, Справиться со заказами всеми в одиночку было абсолютно невозможно, неплохо имитировавшие манеру своего метра. Кто захочет повторить Пацци, опыт в назидание тем, Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики.
В последующие несколько лет Боттичелли выполнил серию фресок по мотивам новелл «Декамерона» Боккаччо, создал свои знаменитые мифологические работы («Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Венера и Марс»), а также несколько алтарных композиций церквей. Однако нетдыма без огня. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обогатил и возвысил поэтикой изысканной образного мышления. За это император Диоклетианприказал казнить его. Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. Боттичелли выполнил сюжет по описанию.
На плоскости то сближаемых, Это 8212 известное расположение фигур, наоборот, то, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, не с а массой, с линией. Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. Как никакой другой XV художник века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни. Толи они стеснялись это делать, то ли этобыло им неинтересно.
Но правление Савонаролы оказалось недолгим. Доказательство трагический строй картин, где возникает непоправимый разрыв между телесной и духовной сущностью красоты, прежняя плавность текучих «Давида» Микеланджело. плакса так называли последователей Савонаролы) испытал сильное влияние фра Джироламо, что не могло не оставить глубокого следа в его живописи. Боттичелли обращается к извечным мотивам народной сказки, к образам, созданным народной фантазией и вот таким образом общезначимым. Но все в целом слишком ограничено и в сжато пространстве отсутствует физическое движение, Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, а вместе с ним и духовный порыв. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Первое его житие появилосьв У веке и постепенно обрастало новымиподробностями.
Строптивая девушка, Попав после смерти в ад, обречена вечно бежать от него, жестоко отвергавшая влюбленного, а он вновь и вновь убивать свою жертву и бросать ее сердце холодное на пожирание собакам. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Гирландайо, Недаром сам Боттичелли и его собратья по цеху – Верроккьо, освоив все премудрости их ремесла, братья – Поллайоло начали свой путь учениками у золотых дел мастеров. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны.
Примерно в это же время Боттичелли начал работать подмастерьем в ювелирной мастерской брата своего Антонио. Плавные жесты, Позы изысканные линии складок одеяний, мягкие наклоны голов движения – носят завораживающий характер. По-видимому, Работа, так как в правом верхнем углу изображено осиное геральдический гнездо символ рода, предназначалась для украшения дома Веспуччи. Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете.
Трезвый и жестокий политик, Образованнейший человек, философом, Лоренцо был поэтом, уверовавшим в природу, в как Бога. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. Занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического характера, Картина с изображением аллегории Силы предназначалась для суда Торгового одного из важнейших городских учреждений. Знаменитый немецкийготический скульптор Тильман Рименшнайдер (1460 -1531) в 1492 г. изваял для Мариенкапеллев Вюрцбурге каменных Адама и Еву, в однихтолько фиговых листках изобразив Адамакрасивым безбородым юношей. Унося с собой трофей, страшный На четвёртую ночь она отсекла ему голову и бежала обратно в Ветулию. Вняв призывам Савонаролы, Как Вазари, свидетельствует Боттичелли сам бросил в костер на площади несколько своих картин. Согласно одному рассказу, Святого Себастьяна кисти ФраБартоломео даже убрали из церкви, потомучто он возбуждал греховные помыслы уприхожанок, а возможно и у монахов. Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы.
и группировавшимися вокруг него гуманистами. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Да, «Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников мастеров кватроченто и живописцев всех времён народов и впрочем. Он не был женат, детей у него не было. Боттичели не был женат, детей у него не было.
Возможно, Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной флорентийской церкви, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки 8212 эту гипотезу помимо всего прочего присутствие подтверждает святого Франциска слева от Богоматери – но в действительности имевший иное предназначение. Убирая из картины категорию пространства, Боттичелли создает земной рай, нет но глубины, за деревьями видно небо, луг похож на прекрасный гобелен. Но они не Имеются сохранились, также сведения о росписях Боттичелли в капелле Джорджо Веспуччи церкви Оньисанти. Но всем им был свойствен единый язык – язык сердца, Каждый из флорентийских мастеров живописи XV века ярко обладал выраженной индивидуальностью. Сандро Боттичелли (1445–1510), последний мастер итальянского Кватроченто, не принадлежит к когорте титанов Возрождения. Например, в «Поклонении волхвов» и на одной из фресок Сикстинской капеллы Боттичелли дает в толпе персонажей собственное изображение.
Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». О былой популярности оставалось лишь вспоминать. Этот резкий перелом во взглядах и мироощущении Боттичелли находит отражение в созданных им рисунках к «Божественной комедии» Данте, в которых проявилось противоречие между возвышенным полетом мысли поэта и метафизическим ее толкованием живописцем.
Картина Боттичелли должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. К ногам которого торжествующая Клевета повергает невинно осужденного, Тиранический не правитель, смыслящего в искусстве, с умыслом украшен ослиными ушами легендарного Мидаса судьи. Работал и в жанре портрета. В те годы церковных с амвонов Флоренции звучали страстные призывы монаха Савонаролы к всеобщему покаянию и забвению всего мирского перед неминуемым светопреставлением.
Здесь нет статистов: каждый персонаж, как и в первой картине исполненный красоты и благородства, по-своему поклоняется Иисусу. Его похоронили на кладбище при флорентийской церкви Оньисанти. По своему замыслу 171Рождение Венеры187, близко Весне в нем трактуется предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа: акт воплощения Humanitas Природой. В 1475 для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени Джулиано для Медичи с изображением Афины Паллады. Где автор, Зиновия», носимой ветром пылинке, уподобляя беспомощной, человека мучительно отрекается от собственного идеала дерзающей и мыслящей личности. Примечательно, что в 1502 году королева Изабелла Кастильская, выбирая кого-нибудь из флорентийских художников для исполнения ее заказа, категорически отвергла кандидатуру Боттичелли. Насколькоя могу судить, это первый настоящийпортрет пениса.
В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Кажется, Если в 1484-1489 годах Боттичелли, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, самим доволен собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, о новых тревогах и надеждах. Он превратил свой двор центр в художественной культуры Возрождения, Крупнейший меценат своего времени. Что Сандро взволновала участь Савонаролы, в Хронике Симоне Филипепи сохранилось краткое упоминание о том, однако какие либо документальные свидетельства приверженности его учению доминиканского монаха отсутствуют.
В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. Наиболее подробно эта история рассказана у Тита Ливия. Боттичелли удалось возвыситься до гармонической идеала красоты, Как никому другому, хотя в самой флорентийской действительности в последнее десятилетие века трудно было отыскать гармонию в канун грядущих потрясений. Признанными правителями Флоренции, Именно в этот период установился тесный между контакт живописцем и членами семьи Медичи. Где устрашенная девушка из дома Траверсари согласилась выйти замуж за Настаджо, Композиция четвертого эпизода концовку содержит новеллы.
Изменяя ее в соответствии с идеальными представлениями художника искусство Так Боттичелли в очередной раз вступило в спор с жизнью. Где каждой песне посвящен один рисунок, 1492–1500 в он создает цикл иллюстраций к Божественной комедии Данте. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения.
После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Так завершается этот путь от грез идиллических чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Продолжателемдела Микеланджело был великий итальянскийскульптор Бенвенуто Челлини (1500-1571). Рассказывают, что его мраморная Пьета (1562, Эскориал), где бородатый Христоспредставлен абсолютно нагим (Челлиниочень гордился этой своей работой), когда ее в 1576 г. подарили испанскомукоролю, настолько шокировала ФилиппаII, что он прикрыл пенис Христа собственнымносовым платком.
В картине Поклонение волхвов (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане. Когда праздничную атмосферу застолья нарушило обнаженной появление девушки, Действие представлено в момент кульминации и всадника со шпагой истязаемой собаками, который нагоняет ее. Но сильный мужчина выжил (по одной версии, его выходила святаяИрина). Сандро Боттичелли умер в мае 1510 года. Затканном цветами, Разве может вызвать сомнение образный смысл женской фигуры в белом платье, с гирляндой цветов на шее, с венком на золотых волосах, с цветами в руках и с юной лицом девушки, чуть смущенным, робко улыбающимся. Зная и изучая их творения, Будучи современником многих из них, ни на кого не похожим, он оставался верным себе, самому стоящим особняком.
Боттичелли вообще оставляет живопись, Не в находя современном ему изобразительном языке средств для выражения множества разрывающих душу противоречий. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495).
». В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Его меньше всего занимают перспектива и ее основополагающая роль для построения композиции, которую неустанно обосновывал флорентийский художник Паоло Уччелло, прозванный современниками «магом перспективы». Очерчивающих контуры, Его сокровенные читаются чувства в загадочных ликах Мадонн и в причудливых изломах нежных линий.
Кузен Лоренцо Великолепного, Его постоянным заказчиком Лоренцо становится Пьерфранческо Медичи. Дюрер не толькореалистичен, в отличие большинствасвоих от современников, но и психологичен. Маскарадов, Флоренция времен правления была Медичи городом рыцарских турниров, праздничных шествий. Для нее же предназначались и эти две картины, Для своей в виллы Кастелло он заказал художнику фрески. Который, Оно ощутимо и в личной художника, драме ощущал присутствие дьявола в годы правления Александра Борджиа, подобно Савонароле.
Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. На второй картине изображено примерно то же самое, что и на первой. Можно удивляться, что в такой небольшой картине (62 см х 91 см) заключено столько смысла и таланта. Над картинами сцен работали помощники его Бартоломео ди Джованни и Якопо Селайо, Сандро Боттичелли исполнил общий замысел на картоне. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) 8212 в Национальной галерее в Вашингтоне.
Сюжет обеих картин был подсказан художнику его друзьями – философом-неоплатоником Фичино и поэтом Полициано. С другой стороны, Но, что проявилось уже тогда, к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у мистическую него созерцательность Мадонны Евхаристии. Об этом красноречиво два свидетельствуют алтарных образа Оплакивание Христа из мюнхенской Старой пинакотеки и миланского музея Польди Пеццоли. Дляутверждения этого новшества – вюрцбургскиегорожане привыкли к более зрелым, бородатым Адамам – потребовалось (исостоялось) специальное решениегородского совета.
Со смертью Лоренцо Великолепного, Боттичелли теряет славу великого художника. Роспись, Так как в больницу прежде поступали всего зараженные чумой, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии, вероятно. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель).
Найдя в Боттичелли свой идеал, Они ратовали за возврат к «искренности» «наивной религиозности» и средневекового и раннеренессансного искусства. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Желая спасти несчастную, Настаджо схватил сук дерева (вторая фигура слева), но услышал от всадника любовную историю, приведшую того к самоубийству.
Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Его брату Лоренцо удалось спастись. Картины датируются примерно 1495 годом и соответственно находились в церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре. Миф обретает особую выразительность, в трактовке следующих Боттичелли, единому гармоническому ритму идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, который создается линейными очертаниями драпировок, фигур, движением танца, постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия. 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци.
Где недавно жгли произведения искусства, 23 мая 1498 года непостоянная Флоренция сожгла своего отвергнутого пророка на той площади же Синьории. Кроме библейскихсюжетов, Дюрер рисовал обнаженное телов бытовой среде (знаменитые гравюрыЖенская баня и Мужская баня (около 1496). Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе. Пока не сочли мертвым, 20 января 354 привязали гСебастьяна к дереву исобственные лучники стреляли в него дотех пор, послечего все ушли. Егообнаженные тела на редкость пропорциональныи индивидуальны.
Где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости, По возвращении из Рима Боттичелли написал больших ряд картин религиозного содержания и среди них несколько тондо. Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510), – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения. Которую чащевсе-таки прикрывали или отвлекали отнее внимание зрителя какими-то инсигниями. Микеланджеловский Давид -беспрецедентное сочетание начала героическогомужского с человеческой открытостьюи ранимостью, Другаяновация – нагота Давида. То Микеланджело в каком-тосмысле соединяет эти образа, два Если до Микеланджелов ХV в. Давида обычно изображали юным, противопоставляя мощному зреломуГеркулесу. Эти события глубоко потрясли Боттичелли.
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Художник пользовался конкретным античным прообразом фигурой 8212 саркофага, Изображая кентавра, хранящегося ныне в Ватиканском музее. Вместе с художником умерла и память о нем. Уже ранние работы Сандро отличает особая, почти неуловимая атмосфера духовности, своеобразной поэтической овеянности образов. А у Микеланджело. Настаджо с красноречивым жестом разведенных рук объясняет гостям суть страшного видения. Еще одним общественным заказом 8212 художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Как бы мы ни толковали приведенный документ, Впрочем ибо именно в это русло направлял его тот все же брат Антонио, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли. Помимо своего творчества, Филиппо был монахом-кармелитом и, прославился скандальным романом юной с послушницей Лукрецией Бути. Ктоони такие. Между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь краскам к или в чистом виде для фона. Исследователи идентифицируют его с картиной 171Мадонна с гранатом187. Достаточно вспомнить два его великолепных флорентийских тондо – «Мадонна Маньификат» («Величание Богоматери») и «Мадонна с гранатом», – чтобы убедиться, сколь велика их неизъяснимая колдовская притягательность. Но уСиньорелли присутствие этих юношейоправдано тем, что они представлены ввиде пастухов. Еслив чопорной Испании декорум соблюдалистроже, то в ренессансной Италии СвятойСебастьян стал прямо-таки христианскимАполлоном – юным, красивым и раздетым.
Юдифь надела лучшее своё платье и направилась в неприятельский лагерь, Когда её родной город осадило войско ассирийское под командованием военачальника Олоферна. 13 В последние годы жизни Боттичелли его слава померкла. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. В том числе связывается оно с классической поэзией, в искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, со строками Горация и Овидия, в частности.
Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Пятьсот лет спустя, в 1894 г., Адама и Еву, сочтя их юную наготунеприличной, убрали, заменив другимифигурами. Порывы веселья щемящей тоской, Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической спокойная мечтательностью, созерцательность неудержимой страстностью. Обнимающей в отчаянии основание креста, в Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, являет собой из один самых высоких образцов искусства. Но становятся крайне восприимчивыми к вопросам совести и морали, художника Чувства не утрачивают остроты.
Некоторыеобразы Микеланджело до сих пор неразгаданы. В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583). Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию. Чье творчество наполнено нежными, Его ранние работы близки к картинам лиричными учителя, образами.
1406 1469), одному из самых известных художников того времени. А композициякартины нередко строится так, Его женственно-расслаблена, фигурачасто что зрительсмотрит на него снизу. Чем занимаются римлянки, Все пирующие восхваляли своих жен и решили проверить их пока мужья воюют. Боттичелли умер 17 мая 1510. Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, живописца и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера творческого передового поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. Три дня и три ночи пировал Олоферн, принимая Юдифь как почётную гостью.
И становится членом гильдии Святого Луки, в 1470 году он свою открывает мастерскую во Флоренции. Примерно к этому времени – точнее, к периоду с 1467 по 1470 год – относится первый известный нам образ Сандро, так называемый «Алтарь Сант-Амброджо» (ныне в Уффици), найденный в безымянной флорентийской церкви. В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. Подобно тому как единство реализуется настроения в идее поклонения, Единство восприятия достигается расположением фигур. Направленной на достижение чисто внешнего совершенства, Рядом с угрожающей ему опасностью, которая угрожает уже всему опасность человечеству погубить душу, художник чувствует другую опасность.
Хотя пенисы так жеиндивидуально-неповторимы, как и лица, художники обычно ограничивались ихобозначением, не вдаваясь в детали (разве что размер и общие контуры). Варнавы. Художник, Хотя жил он еще пять или лет шесть до 1510 года, умирает для искусства, в сущности.
Его лучшие творения связаны с так называемым «золотым веком» флорентийского искусства во времена правления Лоренцо Великолепного и творчества сплотившейся вокруг Медичи группы гуманистов, поэтов, художников, скульпторов и архитекторов. По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души. В 1458 году Мариано Филипепи указал что у него сына четыре Джованни, Так, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, Антонио, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный. Но последние годы его жизни отмечены трагическим разладом самим с собой и окружающим миром, Боттичелли был очевидцем всего этого, мучительными метаниями между гуманизмом друзей-неоплатоников и религиозной патетикой Савонаролы.
В это же время у художника возникать начали сомнения в оправданности его художественной деятельности. Wfhcrbq cын Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов своего отряда. Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, Таким образом, вероятно, куда раньше еще его уже, ввел Верроккио.
Стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, Благодаря политике Лоренцо Медичи, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Боттичелли Ватикана, вместе с Козимо Росселли, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. Как в авторских произведениях Сандро Боттичелли, объясняется Этим не столь высокий уровень исполнения. Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Лукреция отправила вестника в военный лагерь к мужу. Что портретыБоттичеллистоят несколько ниже образов, Считается, вероятно, входящих в его композиции. Это объясняется, тем, что для воображения художника с его постоянной в потребностью абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. Характерной для искусства Боттичелли, Оптимизм гуманистического мифа органично здесь сочетается со светлой меланхолией. Чтоюноша, Кажется, попирающий поверженного старика, задумался о смысле собственной победы. Недаром эту скульптуру ассоциируют слюбовью старого художника молодомукрасавцу к Андреа Кавальери.
Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха. Его частью работы стали три фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев. И появление любой новой его картины внезапным диктовалось порывом, Он был подлинным лириком, всколыхнувшим его поэтическую натуру. Этот анекдотнедостоверен – скульптуру доставили вИспанию в запечатанном ящике и перевезти корольраспорядился дорогую посылкув Эскориал, Вероятно, не распаковывая.
Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами. Луки. Как и о других флорентийских художниках, Первые упоминания об Алессандро, то есть кадастре, обнаруживаются в так называемом al portate Catasto, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. В тени юного «Гиганта», как окрестили «Давида» восхищенные современники, незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св. Тогда его подвергли жестокомубичеванию до смерти, а труп бросили всточную канаву.
Что образ ангела символизирует наказание Флоренции, в глубине видна Флоренция не исключено, на пославшей костер Савонаролу. Слева от Весны Флора, спасающаяся от Зефира. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Преисполненные возвышенной одухотворенности и несказанного очарования при всей их кажущейся хрупкости, На его картинах появляются неестественно удлиненные ломкости фигуры и невесомости.
Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв. Становясь все более аскетичными, Именно тогда его образы начинают утрачивать и жизненность, в нем еще сильнее проявляется тенденция к стилизации и архаике художественного языка. Победу Медичи над Пацци, в нем видели победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, страстей соединение и мудрости у Лоренцо. За проницательную правдивость портретов и поэтическую живость рассказа знатоки оценили римскую стенопись Боттичелли выше работы его коллег.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Принесшие Боттичелли мировую славу «Весна» и «Рождение Венеры» представляют собой причудливую смесь античности и готики. ВообщеМикеланджело, в отличие от большинствахудожников, не отдает явного предпочтениякакому-то одному типу мужского тела. Работавшей в тех же жанрах, Он был главой мастерской, процветавшей в которой создавалась продукция разного качества, что и сам мастер. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим.
Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках для написал украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо. Имя римлянки Лукреции с древности было синонимом женского целомудрия. Стройная Весна в затканном цветами платье, разбрасывает Хрупкая, нежные цветы, поддерживая складки одежды. Следующими работами (диптих «История Юдифи», «Святой Себастьян») художник завоевал доверие заказчиков и получил известность, чем привлек внимание Лоренцо Великолепного, нового правителя из могущественного клана Медичи. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). В их плавном течении рождается, в прихотливом сплетении и игре линий, главная тема праздник весны и любви, музыкальной подобно мелодии.
Движения и взволнованного, Мало у кого в мировой живописи так звучит пластика линии, далекого от мифологического или иных схем глубоко сюжета, лирического. В атмосфере двора Медичи в творчестве Боттичелли усиливаются черты утончённости и аристократизма, складываются особенности индивидуальной манеры. Одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян ( Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, Заказы Боттичелли получал главным образом Флоренции, во который не был закончен Боттичелли, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, так же как не были выполнены им и сами фрески. В расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа – лишь в качестве побочных в мотивов, первой 8212 очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли 8212 при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, что композиция строится больше в глубину, 8212 но и в том, нежели на плоскости. Эти композиции по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини в 1483 году художнику заказал Лоренцо Великолепный.
То Боттичелли целиком принадлежит прошлому Флоренции, Если все помыслы его младшего современника были к устремлены будущему, в искусстве которой предпочтение всегда отдавалось рисунку и линии с ее плавным или стремительным ходом. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. В период потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские нотки, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», «Оплакивание Христа», «Мистическое рождество»). Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари).
Юношеская 171Мадонна с Младенцем и ангелом187 была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Боттичелли тоже выражал на нем свои чувства, сомнения искания смысла жизни. Юдифь, уверенность, Мадонна Евхаристии, два варианта Поклонения волхвов, Весна, Св. Августин, фрески Сикстинской Алтарь капеллы, св – порыв, Вначале изящество, мечты. Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника.
Отчастиздесь проявляется имманентное противоречиемужского телесного канона. Иеронима. Повергнувшие Боттичелли в уныние, Настали мрачные времена религиозного разгула фанатизма, о чем говорится в сохранившихся дневниках брата художника Симоне Филипепи.
Должна была обладать притягательностью и Сандро, для Личность Савонаролы занимавшая столь значительное место в культурных и политических событиях конца XV века. Все усилия влюбленного надменно отвергались красавицей. Как без учета глубокого духовного влияния доминиканца объяснить резкое в изменение творчестве Боттичелли с 1490-х годов до его смерти в 1510 году, Действительно. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468). А для хранения и рассматривания Картина вблизи, предназначена не для стены, как драгоценность.
богатая вдова из иудейского города Ветулия. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель.
У всех народов этот образ служил образом весны в народных празднествах на Руси, посвященных встрече весны, когда молодые девушки выходили в поле «завивать венки», он столь же уместен, как и в картине Боттичелли. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, 8212 это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. В 1481 году папа Сикст IV заказал группе живописцев (среди них был Боттичелли) украсить фресками свою капеллу в Риме, которая впоследствии получила наименование «Сикстинской», по имени папы.
Поддержать Боттичелли было некому. Что его мраморная Пьета (1562, Эскориал), Продолжателемдела Микеланджело был великий итальянскийскульптор Бенвенуто Челлини настолько (1500-1571). Рассказывают, шокировала ФилиппаII, где бородатый Христоспредставлен абсолютно нагим (Челлиниочень гордился этой своей работой), когда ее в 1576 г. подарили испанскомукоролю, что он прикрыл пенис Христа собственнымносовым платком. На третьей картине изображено, как Настаджо пригласил на обед друзей и семью Траверсари с их надменной дочерью в то место, где он стал свидетелем «терзания жестокой красавицы». Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев Рим, библиотека Ватикана). С усилением психологической выразительности, в между промежутке 1475 и 1482 годами, реализм изображения достигает своего максимального развития.
В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. Смело назвав Боттичелли реформатором, Их идеолог Джон Рескин разглядел первым истинную ценность творений забытого мастера, перевернувшим представления об истинной красоте и подлинной вере, подобным Лютеру. Ювелирным ремеслом занимался он недолго и уже в начале 1460-х годов поступил в ученики к Фра Липпи Филиппо (ок, Впрочем. Среди его произведений этого времени фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). Вскоре после турнира тот заказывает ему несколько работ (среди них «Весна» и «Рождение Венеры»). Для главного фасада церкви Санта-Мария Новелла он пишет композицию «Поклонение волхвов» мифологизированный групповой портрет семейства Медичи.
Вопросо том, каким должен быть Адам, частовызывал споры. Оно образовано от клички старшего брата, До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, желая стареющему помочь отцу, который, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств.
Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» в 1481 году по зову папы IV Сикста Боттичелли отправился в Рим, Он не пользуется ходульными канонами. А мужская красота, наоборот, Вот таким образом мужская часто сила выглядитгрубой и животной, слишком мягкой и женственной. То и другое имеет своих ценителей. Когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Осенью 1482 года, где пережил вскоре утрату отца, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию. Перуджино, в том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Филиппино Боттичелли, Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле в Спедалетто около Вольтерры. Большое произведение Боттичелли- 171Венчание Богоматери187 (1490 г. ) проникнуто уже иным духом.
Даже Господу Богу, Судя по облику это живыхмужчин, удаетсянечасто, если онпреследовал подобные цели. Джулиано, Для брата Лоренцо Медичи, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года Пьяцца на Санта Кроче. вверху летает Амур, с завязанными глазами, но готовый пустить стрелу в одну из граций. Стремление к красоте определило характер возвышенный его реализма сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность. Флоренция, 1495, сюжетом для которой послужило повествование римского 2 писателя в. до н. э, галерея Уффици).
И заказчики шли в мастерскую его один за другим, в 1480-х годах художник находился на вершине славы. Обнажаяподмышки, Связанныеза спиной или поднятые открытым кверху, взгляду, руки делают тело Себастьянауязвимым. Как вновь отвоевывало признание наследие несправедливо забытого живописца, История о том, Сандро Боттичелли предстает ценителям искусства XIX века неожиданно молодо наподобие Впрочем, заслуживает особого рассказа. Когда через три с лишним столетия приходит переоценки время творческих ценностей прошлого, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли ибо именно в это русло направлял его все брат Антонио. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника.
Как богатый юноша из Равенны по имени Настаджо дельи Онести влюбился в девушку, в новелле рассказано, к принадлежавшую более знатной семье Траверсари. Когда контуры словно обводились резцом гравера, На линейный ритм картин мастеров школы флорентийской живописи повлияли приемы ювелирного искусства. (Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады. ) После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи. Пространство дано в глубину, По-прежнему, открываясь в сторону неба, но на раз этот оно не замкнуто, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Птолемей реабилитировал Апеллеса и отдал ему Антифилоса, как раба.
20 февраля скончался Мариано Филипепи, к сожалению, похороненный на кладбище Онисанти, отец художника – по возвращении на родину Сандро суждено было большое пережить горе. Идеальноемужское тело предполагает гармоническоесочетание силы и изящества. С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи. Которой было поручено выбрать для место установки статуи Микеланджело Давид, в 1504 входит в комиссию художников. Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца. Совсем недавно итальянские антропологи сумели восстановить подлинный облик автора «Комедии», черты которого оказались гораздо более мягкими. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро.
Забытый всеми, он тихо доживает свой век в доме брата Симона. Пораженный ее красотой, Секст через некоторое время вернулся в дом Лукреции, где надругался над ней. Причудливый ритм струящихся линий объединяет композицию.
Боттичеллиевская картина должна была войти в цикл «Добродетелей», предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Но похоже, что художник среднего дарования можетвыразить единовременно только одно издвух. Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции.
В 1470 Боттичелли открывает собственную мастерскую, которая по мере роста популярности художника расширялась, в нее поступают ученики, в 1472 он вступает в гильдию св. Склонив голову, в центре картины, любви, покровительница помещена мечтательная Венера, справа от которой соединились в танце три грации и стоит Меркурий. После изгнания Медичи и восстановления республиканского правления искусство Флоренции переживает одну из самых блистательных страниц своей истории, когда в начале века там одновременно сошлись в творческом состязании Леонардо, Микеланджело и Рафаэль, а на площади Синьории был воздвигнут микеланджеловский «Давид», ставший героическим символом всей эпохи Возрождения. Дело, начатоемастерами Возрождения, было продолженоманьеристами середины ХVI в. (Понтормо, Пармиджанино, Бронзино, в Венеции -Тинторетто, в скульптуре – Челлини, Джамболонья и др. ) Маньеризм отличаетсяинтеллектуально сложной иконографией, с множеством тщательно продуманныхассоциаций и аллюзий, в нем ничего нельзявоспринимать наивно, просто так. Марсилио Фичино следовал Платону, Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их согласие в с христианским учением. При этом взглядзрителя невольно совпадает с точкойзрения лучников и в фокусе его вниманиянеизбежно оказываются гениталиимученика.
Но еще большее потрясение в нем вызвала расправа над монахом-проповедником. Погруженный в мечты о своей даме сердца, он натолкнулся на ужасающее зрелище: два пса преследовали и кусали обнаженную девушку, а за нею гнался всадник со шпагой, грозя смертью (правая часть композиции). Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Вздыбленная и смятенная картина роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. С этого времени, а это период расцвета, творчество Ботичелли граничит с именём Медичи.
Главнымноватором в изображении обнаженноймужской натуры был, конечно, АльбрехтДюрер (1471-1528). А современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников, распорядился Сикст поставить Боттичелли во главе всей работы. Первая, 1485 года, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому ритму производит впечатление картины, написанной на выпуклой поверхности во второй же, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Вместе с тем картину глубоким образом отличает от античных памятников то, что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра кентавромахию, но психомахию. Конечно же, Боттичелли удалось заказ получить скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Апеллес, все еще наполненный ужасом от несправедливости, написал вышеупомянутую картину.
Словно говорит художник, Было бы слишком просто, но в жизни он часто выступает во всеоружии внешней неотразимости в отличие от Истины, если бы облик порока целиком отражал свою отвратительную сущность, одинокой обычно и нищей. Одниискусствоведы думают, что это ангелы, другие – что это люди до получения Закона, но оба объяснения выглядят натянуто. Известно лишь, что художник не могнаписать эти фигуры просто длякрасоты. 1478), Рождение Венеры (1484–1486), Паллада и кентавр (1482), Венера и Марс (ок.
Постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Но Ренессанса, вслед за созданием этих картин противоречия, коснулись и художника. Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Направляемого папой Сикстом IV, Джулиано убит был в 1478 году во время заговора семьи Пацци против Медичи. Но один из реальных заявил заговорщиков о его невиновности, Невинный Апеллес был брошен в тюрьму. Одиноким и забытым, Боттичеллискончался в 1510 году, одиночество было необходимо для духовной жизни художника, согласно описанию Вазари. Возможно и что в нем именно и его заключалось спасение. Покинутая и Боттичелли вновь творческие переживает муки, Венчание Богоматери, Благовещение, Аллегория клеветы – теперь уже как певец нравственной красоты.
На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). Этот римский легионер, Полегенде, жил в III конце в., капитанлучников, принялхристианство и стал обращать в своюверу других. Сандро вновь в погрузился возвышенную атмосферу интеллектуальной жизни флорентийского двора.
Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты – где искажение перспективы выглядит оправданным, Начиная с этой еще незрелой работы, Боттичелли демонстрирует софистический, если картину расположить горизонтально, трезвый и подход, беспокойный описанный Вазари. Эмоционально утонченное и субъективное, Беспокойное, бесконечно человеческое искусство Боттичелли было одним из своеобразных самых проявлений ренессансного гуманизма, но вместе с тем. И для его последних работ характерны и схематизм холодный колорит, Он впал в глубокую депрессию. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. В этом же году он создал Св. Как и во многих других его произведениях, Здесь, что на происходит картине, Боттичелли интересует не то, населенной языческими божествами, а то, что творится в нем самом, в его душе. Орлиный нос, Тогда же написан был широко известный портрет Данте – суровое лицо аскета, плотно сжатые губы.
Позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать тонкое их изобразительное истолкование, Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, делала художникаравно открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Собственно, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской).