По версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат. Написал четыре маленьких очаровательных картины И в завершение хотел бы вновь вернуться в ранние годы Боттичелли, к картине, которая стала венцом его гения и таланта. Боттичелли был заворожён этими проповедями и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».
Фреска с его изображением во флорентийской церкви Оньисанти приносит Боттичелли широкое признание и в 1481 году папа Сикст IV вызывает его в Рим в качестве «художника исключительного в стенописи и картинах». Картина «Аллегория Силы» (Fortitude), написанная в 1470 году, знаменует обретение Боттичелли собственного стиля. В 1480-е Боттичелли продолжал работать для Медичи и других знатных флорентийских семейств, выполняя картины как на светские, так и на религиозные сюжеты. Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли « » (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо.
К 1480-м относятся и два лучших тондо (круглых картин) Боттичелли – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе – Флоренция, Уффици). В 1476 году умирает Симонетта Веспуччи, по версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат. В правом нижнем углу картины художник изобразил стоящим самого себя Ранний период творчества Боттичелли завершает фреска «Св. В его переводе эта история звучит так: В небольшом по размерам произведении Боттичелли с тонкостью миниатюриста создает свою версию легендарной картины знаменитого античного художника. Боттичелли был заворожён этими проповедями и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на Письмо будет отправлено в службу поддержки.
Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. В это же время у начали художника возникать сомнения в оправданности его художественной деятельности. Испытал сильное влияние фра Джироламо, плакса так называли последователей Савонаролы), не что могло не оставить глубокого следа в его живописи. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе.
– пишет он далее, «Говорят также, о ком знал, – что он превыше всего любил тех, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все него у шло прахом, так как хозяйничал он плохо и был беспечным. Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, Кажется, они приданы также легким одеяниям, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток – подобная картина отражена строках в поэмы Полициано Стансы к турниру. Унося с собой страшный трофей, На четвёртую ночь отсекла она ему голову и бежала обратно в Ветулию. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе.
Здания города с красивым пейзажем вдали, Боттичелли четко обрисовывает действия место гибели Лукреции например, формирует великолепные композиционные группировки. Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал дряхлым и неработоспособным и ходил, когда, то есть в то время, Вазари, согласно он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника.
1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. Доказательство трагический строй картин, где возникает непоправимый разрыв между телесной и духовной сущностью красоты, прежняя плавность текучих «Давида» Микеланджело. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Плиний Старший рассказывает («Естествознание», XXXV, xxxvi, 84 – 85): «Он выставлял на балконе законченные произведения на обозрение прохожим, а сам, скрываясь за картиной, слушал отмечаемые недостатки, считая народ более внимательным судьей, чем он.
На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Победу Медичи над Пацци, нем в видели победу Лоренцо Великолепного над Неаполем, соединение страстей и мудрости у Лоренцо. Лукреция отправила вестника в военный лагерь к мужу. Вскоре после турнира тот заказывает ему несколько работ (среди них «Весна» и «Рождение Венеры»).
По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души. Трезвый и жестокий политик, Образованнейший человек, философом, Лоренцо был поэтом, уверовавшим в природу, в как Бога. Но, поскольку картина Боттичелли, воссоздающая, повторяем, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, в ряду других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший – по глупости – клевете. Филиппо был монахом-кармелитом и, помимо своего творчества, прославился скандальным романом с юной послушницей Лукрецией Бути. Стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Благодаря Флоренции, политике Лоренцо Медичи, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской.
Работая рука об руку с другими выдающимися живописцами Перуджино, Этот Боттичелли заказ выполнял, Гирландайо и Синьорелли. В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. вверху летает Амур, с завязанными глазами, но готовый пустить стрелу в одну из граций. Потому его картины волнуют так современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» в 1481 году по зову папы Сикста IV Боттичелли отправился в Рим, Он не пользуется ходульными канонами. В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици). Он переходит от умиления в Рождестве душераздирающим к мотивам Распятия и Сцен из жизни св. Зиновия, Пытаясь понять свои чувства.
Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). Кажется, Если в 1484-1489 годах Боттичелли, то Венчание свидетельствует уже о смятении чувств, доволен самим собой и безмятежно переживает период и славы мастерства, о новых тревогах и надеждах. Где автор, Зиновия», носимой ветром пылинке, уподобляя человека беспомощной, мучительно отрекается от собственного дерзающей идеала и мыслящей личности. Символизирует многочисленные человеческие и недостатки в особенности один из них 8211 именно Клевету, Картина очень аллегорическая. Справиться со всеми заказами в одиночку было абсолютно невозможно, вот таким образом большую часть работы выполняли ученики Боттичелли, неплохо имитировавшие манеру своего метра. В 1510 году Боттичелли умерает.
В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали петицию папе Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Кто захочет повторить опыт Пацци, в назидание Боттичелли тем, должен был написать на стенах дворца портреты казненных. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями.
Вздыбленная и смятенная картина роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы. Савонарола был сожжен в том же году 29 мая и существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли к его личности. Умер и был похоронен рядом отцом с на кладбище Оньисанти брат Джованни, Симоне, вместе с которым художник приобрел господский дом в местечке Сан Сеполькро а Беллозгуардо – когда вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в 1493 году, а из Неаполя приехал другой брат, в личной жизни Боттичелли произошли важные события. Да, «Что отличает творчество Сандро Боттичелли от манеры его современников мастеров кватроченто и живописцев времён всех и народов, впрочем., где он, очевидно, объясняет инцидент, переднего плана небесным ангелам. Так завершается этот от путь идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. История о том, как вновь отвоевывало признание наследие несправедливо забытого живописца, заслуживает особого рассказа. Когда через три с лишним столетия приходит время переоценки творческих ценностей прошлого, Сандро Боттичелли предстает ценителям искусства XIX века неожиданно молодо наподобие Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510), – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения. Со стороны подходила Клевета.
В это время Боттичелли становится известным и как портретист. Юношеская 171Мадонна с Младенцем и ангелом187 была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр. Луки. Нижеследующая история связывается с Птолемеем I Сотером, выдающимся полководцем и телохранителем Александра Македонского, который после смерти Александра (323 до н. э) стал правителем Египта, а с 305 объявил себя царем.
Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Художники предавались свободным вариациям, чаще всего это были тяжеловесные аллегории, которыми как образцами «античного искусства» предприимчивые итальянцы пытались заинтересовать северных путешественников. От зависти к более талантливому Апеллесу, Художник Антифилос, обвинил его в вовлечении в заговор против царя египетского Птолемея IV. » являлся Гвидо Антонио Веспуччи. Следующими работами (диптих «История Юдифи», «Святой Себастьян») художник завоевал доверие заказчиков и получил известность, чем привлек внимание Лоренцо Великолепного, нового правителя из могущественного клана Медичи. Направленной на достижение чисто внешнего совершенства, Рядом с угрожающей ему опасностью, угрожает которая уже всему человечеству опасность погубить душу, художник чувствует другую опасность.
Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви. Вскоре героя ждёт победа, блестящая женщина сказала – очарованному её красотой, Олоферну, что боги открыли ей его будущее. На этот счет известна еще одна история, ее рассказывает тот же Плиний («Естествознание», XXXV, xxxvi, 81 – 83): Апеллес как-то навестил своего друга Протогена, тоже художника и, не застав его, оставил о себе знак, проведя на доске свою, так сказать, «фирменную» очень тонкую линию. Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. Это одна из самых известных картин художника 8211 8220Весна8221. Круглая форма дает художнику возможность проводить оптические эксперименты – где искажение перспективы выглядит оправданным, Начиная с этой еще незрелой работы, Боттичелли демонстрирует софистический, картину если расположить горизонтально, трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари. Поскольку картина Боттичелли, Но, повторяем, воссоздающая, картину Апеллеса, задуманную как аллегорическая иллюстрация эпизода из реальной жизни античного художника, глупый царь должен «читаться», во-первых, ряду в других аллегорических фигур на картине, то есть, как аллегория Глупости, во-вторых, как египетский царь Птолемей, поверивший – по глупости – клевете.
В 1498 году Савонарола был низложен схвачен, обвинён в ереси, отлучен от церкви, приговорён к смерти и публично сожжен на костре. Картины датируются примерно 1495 годом и находились соответственно в церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре. Присутствие подобных аллегорий гораздо характернее для христианских сюжетов, как, например, в «Мистическом Рождестве» того же Боттичелли, где три ангела на крыше хижины, одетые в белое, красное и зелёное, олицетворяют Благодать, Истину и Справедливость. Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви).
Пораженный ее красотой, Секст через некоторое время вернулся в дом Лукреции, где надругался над ней. В 1520-е его наступление будет сложением ознаменовано иррационального и субъективного искусства маньеризма. На картине помимо Магдалины, Кроме того, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан 8212 святые мученики, самими заказанных Медичи или кем-нибудь из их окружения. Чувства художника не утрачивают остроты, но становятся крайне восприимчивыми к вопросам совести и морали. Например, Подобные циклы называемых так описаний создавали и другие греческие авторы, которые были приблизительно современниками Лукиана, оба Филострата – Старший и Младший. На первой картине изображено, как впавший в отчаяние юноша удалился в рощу (фигура композиции слева).
Наиболее подробно эта история рассказана у Тита Ливия. Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). Что 19 апреля 1494 Боттичелли Сандро вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и виноградником за воротами Сан-Фредиано, Из них следует. В 1496 он пишет Св.
Который, Оно ощутимо и в личной драме художника, присутствие ощущал дьявола в годы правления Александра Борджиа, подобно Савонароле. 28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. И заказчики шли в его мастерскую один за другим, в 1480-х художник годах находился на вершине славы. Оно образовано от клички старшего брата, До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, желая помочь стареющему отцу, который, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, возникло прозвище по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, живописца ювелира и скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно у Верроккио учился молодой Леонардо. 1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). и группировавшимися вокруг него гуманистами.
Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, о том, агента правительницы Мантуи Изабеллы д'Эсте, свидетельствует и письмо Франческо деи искавшей Малатести, мастеров для украшения своего студиоло. Исследователи идентифицируют его с картиной 171Мадонна с гранатом187. Как театральная мизансцена – в лукиановском описании больше смысла, с точки зрения логики сценического и действия – а картина Боттичелли не что иное, как о последней явившейся аллегории, поскольку говорит о Правде, тогда как у Боттичелли, будь его картина прочитана как текст – слева направо – Правда предстает первой. В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения. В расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в справа сцене – лишь в качестве побочных мотивов, в первой 8212 очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли 8212 при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, что композиция строится больше в глубину, 8212 но и в том, нежели на плоскости.
1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы. Боттичелли вообще оставляет живопись, Не находя в современном ему изобразительном языке для средств выражения множества разрывающих душу противоречий. Вазари писал: «Поистине произведение это – величайшее чудо и оно доведено до такого совершенства в колорите, рисунке и композиции, что каждый художник и поныне ему изумляется». И ни одно из эссе их не было с определенностью соотнесено ни с одним известным произведением искусства. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св.
Среди его произведений этого времени фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми). К ногам которого торжествующая Клевета повергает невинно осужденного, Тиранический правитель, не смыслящего в искусстве, с умыслом украшен ослиными ушами Мидаса легендарного судьи. Имя римлянки Лукреции с древности было синонимом женского целомудрия.
Он заявил, что художник замешан в заговоре Теодота в Тире против Птолемея. В античных рассказах о мифологическом Мидасе истории подобной с Клеветой вообще нет, Кстати. Позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, делала художникаравно открытым и восприятию к духа проповедей Савонаролы. Собственно, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи.
Получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический античный стиль), Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, когда, не только хорошо известные темы были переосмыслены allantica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) проиллюстрированы были de novo (по-новому). Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро. Что художник изобразил физическую не схватку Минервы и кентавра кентавромахию, Вместе с тем картину глубоким образом отличает от античных памятников то, но психомахию.
Что картина Апеллеса имела аналогичную композицию, Если предположить, все и действие должно было быть направлено в противоположную сторону, то она должна была быть развернута зеркально. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, 8212 это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Wfhcrbq cын Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов своего отряда. Джеймс Холл, автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», вскользь указывает на это обстоятельство: «Последние две фигуры (Раскаяние и Правда) пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность». В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились).
Эта история послужило для Апеллеса толчком к созданию картины «Клевета». За внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли ощутима уже не далеко так, Однако, как прежде. Движения и взволнованного, Мало у в кого мировой живописи так звучит пластика линии, далекого от мифологического или иных схем сюжета, глубоко лирического. Характерной для искусства Боттичелли, гуманистического Оптимизм мифа органично сочетается здесь со светлой меланхолией.
И становится членом гильдии Святого Луки, в 1470 году он открывает свою во мастерскую Флоренции. Но правление Савонаролы оказалось недолгим. 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. Боттичелли выполнил сюжет по описанию.
Кузен Лоренцо Великолепного, Его заказчиком постоянным становится Лоренцо Пьерфранческо Медичи. Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа Оплакивание Христа из мюнхенской Старой пинакотеки и музея миланского Польди Пеццоли. Которой было поручено выбрать место для статуи установки Микеланджело Давид, в 1504 входит в комиссию художников. Как никакой другой XV художник века Боттичелли был наделен способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни.
Мидас отдал предпочтение Пану за это глупое свое решение он был наделен ослиными ушами, Согласно мифу о музыкальном состязании Аполлона с Паном. Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы. Боттичелли широко известен как автор многочисленных изображений мадонны. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). Стремление к красоте определило возвышенный характер реализма его сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность.
1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Как богатый юноша из Равенны по имени Настаджо дельи Онести влюбился в девушку, в новелле рассказано, принадлежавшую к более семье знатной Траверсари. Иоанном Крестителем» (ок. А современники оценили фрески выше мастера работ прочих художников, Сикст распорядился поставить Боттичелли во главе всей работы. Однако, классическое описание или экфразис (ekphrasis), которое было возрождено гуманистами еще в XIV столетии, стало популярным с начала XVI столетия у художников искавших античные сюжеты. Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции).
Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. С якобы невинным лицом, Клевету здесь выступает образе в красивой девушки, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. После чего царь, Впоследствии одному из друзей Апеллеса удалось убедить царя в неправедности приговора, его вернул художнику свое расположение и щедро наградил его, раскаявшись. По-латински она звучит так: ). Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца.
Точной, Именно эти особенно иллюстрации ясно дают почувствовать красоту легкой, нервной линии Боттичелли. Сандро Филипепи (таково настоящее имя мастера) был младшим сыном кожевника Мариано Филипепи, жившего в приходе церкви Всех Святых (Оньисанти). Для главного фасада церкви Санта-Мария Новелла он пишет композицию «Поклонение волхвов» мифологизированный групповой портрет семейства Медичи. Ссылает к столу подарками, с Жертва Христа восстановлена в праздновании евхаристии -причащении, подготовленным ангелами. Окружающие трон, Зловещие воплощения несправедливости, отмечены пленительными чертами боттичеллиевских нимф и граций их только порывистые движения стали напряженней и яростней. В их плавном течении рождается, в прихотливом сплетении и игре линий, главная праздник тема весны и любви, подобно музыкальной мелодии. Птолемей реабилитировал Апеллеса и отдал ему Антифилоса, как раба. Классические картины «реконструировались» на основе описаний античных подлинников.
«Картина эта изображала человека с огромными ушами, а рядом с ним по обе стороны стояли две женщины одна из них называлась Невежество, другая – Подозрение. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию. Перуджино, в том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей своей на вилле в Спедалетто около Вольтерры. При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела.
Поддержать Боттичелли было некому. В 1475 для рыцарского турнира Боттичелли делает роспись знамени для Медичи Джулиано с изображением Афины Паллады. На третьей картине изображено, как Настаджо пригласил на обед друзей и семью Траверсари с их надменной дочерью в то место, где он стал свидетелем «терзания жестокой красавицы». находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось).
Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок. Согласно же Страбону («География», XIV, i, 25) и некоторым другим авторам, Апеллес родился в Эфесе. Он не был женат, детей у него не было.
Большое произведение Боттичелли- 171Венчание Богоматери187 (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Это одна из поздних картин художника 8211 8220Мистическое Рождество8221. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни).
Некрасивый, Был там и бледный мужчина, с недобрым выражением весь лица, покрытый грязью, которого можно было бы сравнить с человеком исхудавшим и изнуренным долгими невзгодами на поле брани. И после смерти Лоренцо Медичи, Его проповеди имели большой успех среди флорентинцев, простых Савонарола фактически стал править Флоренцией. На следующий день Апеллес, вновь посетив друга и опять не застав его, «и стыдясь своего поражения, разделил линии третьей краской, не оставив никакого больше места для тонкости».
Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. Многие жены воинов развлекались и предавались блуду, Как и предполагалось, лишь жена царя родственника Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Таких как Мистическое Рождество или Распятие и все же тематическую связь с его можно проповедями обнаружить в поздних произведениях мастера.
«Последние две фигуры =[[0]] пришли, кажется, слишком поздно, чтобы спасти Невинность» – автор классического «Словаря сюжетов и символов в искусстве», Джеймс Холл, вскользь указывает это на обстоятельство. Эти события глубоко потрясли Боттичелли. В результате, царь поверил клеветнику и обвинил Апеллеса в предательстве. По-прежнему, пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583). С этого времени, а это период расцвета, творчество Ботичелли граничит с именём Медичи.
Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Которая по мере роста популярности художника в расширялась, 1470 Боттичелли открывает собственную мастерскую, в 1472 он вступает в гильдию св, в нее поступают ученики. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа. Работал и в жанре портрета. На второй картине изображено примерно то же самое, что и на первой.
И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции впрочем, скоро возвратясь обратно. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику 8212 папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ 8212 дуб и сочетание желтого с голубым 8212 цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Чуждых ренессансному художественному методу, Использование форм и приемов, для передачи которых художнику было недостаточно конкретики реального объясняется мира, стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности. Легких и живых драматических сценах при этом в полной мере используются композиционные эффекты, Во всех трех фресках решена мастерски проблема изложения сложной богословской программы в ясных.
Но один из реальных заговорщиков заявил о его невиновности, Невинный Апеллес был в брошен тюрьму. Его частью работы стали три фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев. Иоанном Крестителем» (ок. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок. От мечтательных настроений юности до пессимизма болезненного зрелого возраста, Творческий путь художника 8211 тяжелый и трагический.
Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Что Клевета в правой держит руке зажженный факел, в описании Лукиана говорится, а левой рукой тащит невинного юношу. За проницательную правдивость портретов и поэтическую рассказа живость знатоки оценили римскую стенопись Боттичелли выше работы его коллег. Стараясь превзойти всех живописцев своего времени, Боттичелли немало потрудился, выполнившего с другой стороны образ св, в но особенности Доменико Гирландайо. Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Справа на возвышении на троне восседает царь (мы идентифицируем его так по короне на голове). Как бы мы ни толковали приведенный документ, Впрочем ибо именно в это русло направлял все его тот же брат Антонио, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли.
Эмоционально утонченное и субъективное, бесконечно Беспокойное, человеческое искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных проявлений ренессансного гуманизма, но вместе с тем. Личность Савонаролы занимавшая столь значительное место в культурных и политических событиях конца XV века, должна была обладать притягательностью и для Сандро. У Боттичелли наоборот – факел у Клеветы в левой руке, а фигура юноши в правой. Одиноким и забытым, Боттичеллискончался в 1510 году, одиночество было необходимо для духовной жизни художника, согласно описанию Вазари. Возможно и что в именно нем и заключалось его спасение.
1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок. Когда его друг вернулся и увидел эту линию, он сразу понял, что к нему приходил Апеллес. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. Апеллес, все еще наполненный ужасом от несправедливости, написал вышеупомянутую картину.
Прежде всего, Это были, обязательные в программе обучения будущего писателя, упражнения литературные в риторике. Миф обретает особую в выразительность, трактовке Боттичелли, следующих единому гармоническому ритму идиллическая сцена возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, который создается линейными очертаниями драпировок, фигур, движением танца, постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия. Протоген признал себя побежденным.
Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв. Картина Боттичелли должна была войти в цикл Добродетелей, предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, располагавшемся на площади Синьории. Настаджо с красноречивым жестом разведенных рук объясняет гостям суть страшного видения. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними 8211 Меркурий 8211 посланник богов. Иероним», «Св. собеседование» (ок.
Древнегреческий художник Апеллес жил во второй половине IV до века н. э. О месте его рождения у античных авторов разные сведения. Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик». В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи. 1406 1469), одному из самых известных художников того времени.
Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. Известность художника была велика. Что поначалу заставляет вспомнить об известном мифологическом царе персонаже Мидасе, у него ослиные уши.
Написаны знаменитые Весна (ок. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». 1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. То подумайте только, Если история эта нам нравится в пересказе, написанная рукой Апеллеса. », насколько она была прелестна и очаровательна. Для нее же предназначались и эти две картины, своей Для виллы в Кастелло он заказал художнику фрески. Художник пользовался конкретным античным прообразом 8212 фигурой саркофага, Изображая хранящегося кентавра, ныне в Ватиканском музее. Во время торжественной мессы в городском Кафедральном соборе, 26 1478 апреля года, представитель семьи Пацци убил Джулиано Медичи. Возможно, Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной флорентийской церкви, он был выполнен для главного алтаря Сан церкви Франческо в Монтеварки 8212 эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери – но в действительности имевший иное предназначение.
Усиление нравственного и настроения религиозного в последних произведениях Боттичелли очевидно. Конечно же, Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его Поллайоло у и, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Маскарадов, Флоренция времен правления Медичи городом была рыцарских турниров, праздничных шествий. Со смертью Лоренцо Великолепного, Боттичелли теряет славу великого художника. Изображение напоминает об утерянной картине Апеллеса (самого известного в древности художника). Действие представлено в момент кульминации, когда праздничную атмосферу застолья нарушило появление обнаженной девушки истязаемой собаками и всадника со шпагой, который нагоняет ее.
Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. ». Да, действительно, его облик таков. Картины написаны для и Джованни Лоренцо ди Пьерфранческо 8212 сыновей брата Пьеро Подагрика.
Вещь, Черта эта, элементарная, казалось бы, проводилась им с таким мастерством, приобретала что самостоятельное художественное значение. Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Эти композиции по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини в году 1483 заказал художнику Лоренцо Великолепный. Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св. Оба святых стали особо почитаемыми в XV веке из-за распространения большого числа апокрифических текстов.
В его творчестве произошли значительные Однако изменения, во второй половине жизни художника. Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение.
Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине. Где каждой песне посвящен один рисунок, в 1492–1500 он создает иллюстраций цикл к Божественной комедии Данте. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты 8212 но кто знает это. Что у Боттичелли на этой картине изображенный царь и есть Мидас, литературе в часто встречается утверждение.
Акт воплощения Humanitas Природой, По своему замыслу 171Рождение Венеры187 – Весне близко в нем трактуется предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа. Его главным героем должен был стать младший брат, Он состоялся на площади Санта-Корче, видимо, в которую был безнадежно влюблен и, Джулиано не он один. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций».
1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци. Направляемого папой Сикстом IV, Джулиано был убит 1478 в году во время заговора семьи Пацци против Медичи. Чем занимаются римлянки, Все пирующие восхваляли своих жен и проверить, решили пока их мужья воюют. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Как видим на картине 8211 Марс спит, любовь усыпила войну. Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные собрания), «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици) из серия четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок.
Где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости, По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших религиозного картин содержания и среди них несколько тондо. Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Желая спасти несчастную, Настаджо схватил сук дерева (вторая фигура слева), но услышал от всадника любовную историю, приведшую того к самоубийству. Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. Боттичелли умер 17 мая 1510. Эта интересная картина, называется 8220Клевета8221.
По легенде там, Это Флора 8211 богиня Весны, сразу вырастают цветы, где ступают ноги, ее а все вокруг расцветает. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио. Недалеко от Рима, Тело Лукреции было отнесено в небольшой Коллации, город завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей, жители которого также принесли клятву об отмщении и начали восстание. Следовательно и эту фигуру можно считать аллегорией – Глупости. Три дня и три ночи пировал Олоферн, принимая Юдифь как почётную гостью.
Как в авторских произведениях Сандро Боттичелли, объясняется Этим не столь высокий уровень исполнения. В самом обширном греческом лексиконе – словаре «Суда» – говорится, что он был родом из Колофона. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. В этой капелле Боттичелли выполнил фрески «Искушение Христа», «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея». Плиний Старший («Естествознание», XXXV, xxxvi, 79) говорит об «Апеллесе с Коса», но это надо понимать не как указание на место рождения художника, а как то место, где находились его знаменитые картины и где он, как считается, умер. В том числе оно связывается с классической поэзией, в искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным образом, со Горация строками и Овидия, в частности. Еще одним общественным заказом 8212 художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория.
Весь цикл был заказан в 1469 году Пьеро дель Строго Поллайоло, говоря, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни.
Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Эта картина 8220Венера Марс8221 и написана художником по заказу известной флорентийской семьи Веспуччи. 171марс и Венера187, 171Мадонна со св. Иоанном и Крестителем св. Иоанном Евангелистом187, 171Паллада и Кентавр187 – 171Рождение Венеры187, Затем период безмятежной полноты чувств. Его брату Лоренцо удалось спастись.
Для которого создал ряд произведений, Апеллес придворным был живописцем Александра Македонского. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок. Сын бывшего учителя мастера, Одним из официальных учеников Боттичелли первого года его в членства объединении художников был Филиппино Липпи. Писал ли в действительности Апеллес картину на этот сюжет, Вопрос, открытым, остается строго говоря. Рационалистический духовный мир людей Боттичелли Возрождения обогатил и возвысил изысканной поэтикой образного мышления. Члены семьи Пацци были схвачены и повешены.
1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св. Иеронима. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное).
В числе украшавших его картин были «История римлянки » (Бостон, Музей Гарднер). 1485 года, Первая, написанной на выпуклой поверхности во второй же, благодаря особому изгибу кривых и линий общему круговому ритму производит впечатление картины, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Юдифь надела лучшее своё платье направилась и в неприятельский лагерь, Когда её родной город осадило ассирийское войско под командованием военачальника Олоферна.
1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Сандро Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно. Возможно, Существует и ещё одна, которой согласно прозвище перешло к Сандро Боттичелли от брата Антонио, самая близка к истине версия и оно обозначает искаженное флорентийское слово «, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». Здесь, в соответствии с древней традицией, празднуется жертва Богу. Что портретыБоттичеллистоят несколько образов, ниже Считается, вероятно, входящих в его композиции. Это объясняется, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не мог дать погрудный портрет, обычный в ХV веке. Каждый персонаж, по-своему поклоняется Иисусу исполненный красоты и благородства – и как в первой картине, Здесь нет статистов.
Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. В картине Поклонение волхвов (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане. Когда какой-то сапожник и рассказывают, что на одной санадалии с внутренней стороны сделал меньше петель, порицавший его за то, а на следующий день этот же сапожник, гордясь исправлением, сделанным благодаря его вчерашнему замечанию, стал насмехаться по поводу голени, он в негодовании выглянул и крикнул, чтобы сапожник не судил сандалий выше – и это тоже вошло в поговорку». Подобно тому как единство настроения реализуется в идее поклонения, восприятия Единство достигается расположением фигур.
Войско Олоферна, лишённое военачальника, отправилось восвояси и город был спасён. В тени юного «Гиганта», как окрестили «Давида» восхищенные современники, незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св. А для хранения и рассматривания вблизи, Картина предназначена не стены, для как драгоценность. Одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян ( Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, Заказы Боттичелли получал главным образом Флоренции, во который не был закончен Боттичелли, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, так же как не были выполнены им и сами фрески.
Четыре листа раскрашены темперой. Темой картины является известный библейский сюжет 8211 к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон волхвов трое с востока. Во внутреннем мире Боттичелли долгое время шла борьба между гуманистическими ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму, звучавшие из уст Савонаролы. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией.
Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения. Как без учета глубокого духовного влияния доминиканца объяснить резкое изменение в творчестве Боттичелли с годов 1490-х до его смерти в 1510 году, Действительно.
С именем Апеллеса связано несколько поучительных историй и крылатых латинских выражений. После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468). Боттичелли обращается к извечным мотивам народной сказки, к образам, созданным народной фантазией и вот таким образом общезначимым.
С другой стороны, Но, что проявилось тогда, уже к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно, когда безыскусный и традиционный мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность Мадонны Евхаристии. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). По-видимому, Работа, так как правом в верхнем углу изображено осиное гнездо геральдический символ рода, предназначалась для украшения дома Веспуччи. Словно говорит художник, Было бы слишком просто, но в жизни он часто выступает во всеоружии внешней неотразимости отличие в от Истины, если бы облик порока целиком отражал свою отвратительную сущность, обычно одинокой и нищей.
Несколько человек приносят животных и дерево для огня. Еврейская жертва, Высокий священник получает заполненный кровью жертвенный сосуд, относится к распятию на кресте Христа изображаемая здесь, который отдаёт свою плоть и для кровь выкупа человечества. Первым творением Боттичелли была композиция «Сила», которую он выполнил для торгового суда Флоренции. Юдифь, уверенность, Мадонна Евхаристии, два Поклонения варианта волхвов, Весна, Св. Августин, фрески Сикстинской капеллы, Алтарь св – порыв, Вначале изящество, мечты. богатая вдова из иудейского города Ветулия.
Складываются особенности индивидуальной манеры, в атмосфере двора Медичи творчестве в Боттичелли усиливаются черты утончённости и аристократизма. Роспись, Так как больницу в поступали прежде всего зараженные чумой, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии, вероятно. Чье творчество наполнено нежными, Его ранние близки работы к картинам учителя, лиричными образами. Где недавно жгли произведения 23 искусства, мая 1498 года непостоянная Флоренция сожгла своего отвергнутого пророка на той же площади Синьории. В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. Погруженный в мечты о своей даме сердца, он натолкнулся на ужасающее зрелище: два пса преследовали и кусали обнаженную девушку, а за нею гнался всадник со шпагой, грозя смертью (правая часть композиции). Он вел Клевету и назывался Завистью. Наиболее значительны «Портрет неизвестного с медалью Козимо Медичи» (14741475), портреты Джулиано Медичии флорентийских дам. Около 1475 года художник написал для состоятльного горожанина Гаспаре дель Ламы прославленное полотно «Поклонение волхвов», на котором помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя.
В последующие несколько лет Боттичелли выполнил серию фресок по мотивам новелл «Декамерона» Боккаччо, создал свои знаменитые мифологические работы («Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Венера и Марс»), а также несколько алтарных композиций церквей. Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении.
По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Можно удивляться, что в такой небольшой картине (62 см х 91 см) заключено столько смысла и таланта. В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Обратим внимание на одну деталь, Прежде чем охарактеризовать каждую из аллегорий, кто писал об этой Боттичелли, картине ускользавшую от внимания всех. Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев.
В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать новый свой дом на виа Серви. Постепенно углубляющиеся в культуре и изобразительном искусстве Но Ренессанса, вслед за созданием этих картин противоречия, коснулись и художника. Приблизительно с 1460-х годов в итальянской живописи стал господствовать стиль, получивший название klassischer Idealstil (идеальный классический античный стиль), когда, как констатирует крупнейший искусствовед Эрвин Панофский, не только хорошо известные темы были переосмыслены allantica (в античном стиле), но неизвестные или забытые в Средневековье сюжеты (например, «Фасты» Овидия) были проиллюстрированы de novo (по-новому).
Варнавы. В этом же году он создал Св. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Примерно в это же время Боттичелли начал работать в подмастерьем ювелирной мастерской своего брата Антонио. Обнимающей в отчаянии основание креста, в Распятии из художественного собрания Фогга изображение мистических мук Магдалины, собой являет один из самых высоких образцов искусства. Зябкая фигурка ее в «Клевете» только жалобный отзвук прежних сияющих Венер.
Характерного для более ранних картин художника, Техническое исполнение этой картины заметно от отличается стиля ренессанса. Тогда он провел по верх этой линии еще более тонкую. Третий – Антонио – ювелирным делом, Двое братьев Боттичелли Джованни – и Симоне – занимались торговлей. Затканном цветами, Разве может вызвать сомнение образный смысл женской фигуры в белом платье, с гирляндой цветов на шее, с венком на золотых волосах, с цветами в и руках с лицом юной девушки, чуть смущенным, робко улыбающимся.
Правда, Клевета, Коварство, Ложь, Зависть, Невежество, Подозрение и, судья наконец, в образе царя с ослиными ушами, что явно намекает на Мидаса – Раскаяние, Сомнение вызывает уж очень большое количество аллегорических фигур в рассказе Лукиана. Размышления художника о мире обретают еще неведомую горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но всецело обращенной к сложностям современности. На картине переданы апокалипсические настроения, Кроме библейского сюжета на тему рождения Христа, Иисуса царившие в окружении художника в те времена. А возле нее Истина обнаженная смотрит куда-то вверх, в правой части картины Покаяние представлено в образе старушки одетой в черные траурные одежды. В 1491 Боттичелли участвует в комиссии по рассмотрению конкурсных проектов оформления фасада Санта собора Мария дель Фьоре во Флоренции. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской знати для или коллекций произведений искусства.
У всех народов этот образ служил образом весны в народных празднествах на Руси, посвященных встрече весны, когда молодые девушки выходили в поле «завивать венки», он столь же уместен, как и в картине Боттичелли. С усилением психологической выразительности, в между промежутке 1475 и 1482 годами, реализм изображения достигает своего максимального развития. Порывы веселья щемящей тоской, Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, созерцательность спокойная неудержимой страстностью. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках.
Забытый всеми, он тихо доживает свой век в доме брата Симона. Что обсуждалось в кружке Имеется Медичи и более широкое его толкование как победы мудрости над страстями. Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха.
И вот таким образом его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, Сандро Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, быстрым угрожая концом света, который в них призывал всех каяться. В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. Работавшей в тех же жанрах, Он главой был процветавшей мастерской, в которой создавалась продукция разного качества, что и сам мастер. Над картинами сцен работали его помощники ди Бартоломео Джованни и Якопо Селайо, Сандро Боттичелли исполнил общий замысел на картоне.
Что так называли кума отца художника, Однако Вазари сообщает, – ювелира, Мариано, к которому Сандро отдан был в обучение. С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи. Но с лица уж очень коварная в правой руке она держала зажженный факел, Это была на вид очень красивая женщина, который высоко вздымал руки к небесам, а другой за волокла волосы юношу. Что произошло у Апеллеса царем с Птолемеем, Русская литература и здесь дает нам аллюзию на Апеллеса – повесть Но сначала о том.
Когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, 1482 Осенью года, где вскоре пережил утрату отца, Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию. Которые в то время правили Флоренция, городом Однако в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников 8211 благородных членов семейства Медичи. 1478), Рождение Венеры (1484–1486), Паллада и кентавр (1482), Венера и Марс (ок. Флоренция, 1495, сюжетом для которой повествование послужило римского писателя 2 в. до н. э, галерея Уффици). Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, по-прежнему желая утолить жажду свою знаний, а Боттичелли, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник.
Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики. Что Сандро взволновала участь Савонаролы, в Хронике Симоне Филипепи сохранилось краткое упоминание о том, однако какие документальные либо свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев Рим, библиотека Ватикана).
Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Одетая в погребальные одежды, За ними шло Раскаяние – женщина, а сзади нее следовала девочка, которые она сама на себе стыдливая рвала и целомудренная, по имени Правда. Спутницы Клеветы, Были и две другие женщины, а Ложь, другую которые поправляли ее наряды и одежды и из которых одну звали Коварство. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Все усилия влюбленного надменно отвергались красавицей. Что образ ангела символизирует наказание Флоренции, в глубине видна Флоренция не исключено, пославшей костер на Савонаролу.
Боттичелли представился случай еще больше приблизиться к связанным с Медичи флорентийским кругам, Таким образом, вероятно, куда еще раньше уже, его ввел Верроккио. Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Папа предложил ему принять участие в оформлении только построенной что Сикстинской капеллы.
Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает 8211 кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Боттичелли выполнил серию рисунков к «Божественной комедии» Данте. Это одна из первых картин, которая принесла художественную славу Ботичелли. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Покинутая и Боттичелли вновь переживает творческие муки, Венчание Богоматери, Благовещение, Аллегория клеветы – теперь уже как нравственной певец красоты. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок. «Сцены из жизни Моисея», в этой капелле Боттичелли выполнил «Искушение Христа», фрески «Наказание Корея».
Против которых вскоре направит свои удары и Реформация, они еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности. Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. В период потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские нотки, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», «Оплакивание Христа», «Мистическое рождество»). Ювелирным ремеслом занимался он недолго и уже в начале годов 1460-х поступил в ученики к Фра Филиппо Липпи (ок, Впрочем.
В 1481 году папа Сикст IV заказал группе живописцев (среди них был Боттичелли) украсить фресками свою капеллу в Риме, которая впоследствии получила наименование «Сикстинской», по имени папы. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического характера, Картина с изображением аллегории Силы предназначалась Торгового для суда одного из важнейших городских учреждений. Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) 8212 в Национальной галерее в Вашингтоне. 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок.
(Именно в честь одного из членов этой семьи 8211 флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, Американский континент был назван 8220Америкой8221) На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и задиристый бог войны Марс. На плоскости то сближаемых, Это 8212 известное расположение фигур, наоборот, то, раздвигаемых так, что его ритм связан не с совокупностью, а с не последовательностью, с массой, а с линией. Выражающими ужас, Гости реагируют на происходящее позами и сострадание, жестами изумление.
Художник, Хотя жил он еще пять или шесть лет до года, 1510 умирает для искусства, в сущности. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок. Картина символизирует победу любви над войной или пока любовь бодрствует, война спит. Где устрашенная девушка дома из Траверсари согласилась выйти замуж за Настаджо, Композиция четвертого эпизода содержит концовку новеллы. Строптивая девушка, Попав после в смерти ад, обречена вечно бежать от него, жестоко отвергавшая влюбленного, а он вновь и вновь убивать свою жертву и бросать ее холодное сердце на пожирание собакам. Но они не сохранились, Имеются также сведения о Боттичелли росписях в капелле Джорджо Веспуччи церкви Оньисанти.
Признанными правителями Флоренции, в Именно этот период установился тесный контакт между живописцем и членами семьи Медичи. Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру. Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. С торговой деятельностью братьев связывают происхождение прозвища Сандро – «botticelle» («бочонок»).
Литературные описания, подобные лукиановскому (а он составил целый их цикл и предполагалось, что они характеризуют разные вполне конкретные произведения), безусловно, не были задуманы в качестве примеров художественной критики. Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. Между ювелирами и живописцами в то время существовала столь тесная связь, По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре живописью увлекся и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) 8220Make love not war8221 (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. Он превратил свой в двор центр художественной культуры Возрождения, Крупнейший меценат своего времени.
Пока его не оклеветал его соперник художник Антифилом, Апеллес был в большом почете у ненавидевший Птолемея, Апеллеса. Использовав отчасти свои первые композиции, к выполнению листов кодекса Медичи Боттичелли после приступил возвращения из Рима. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. Боттичелли чрезвычайно рано надвигающийся ощутил кризис гуманистической культуры Возрождения, Один из самых чутких живописцев Кватроченто. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». В центре картины изображена прекрасная Венера 8211 богиня любви.
Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи. Иеронима дышит уверенностью и достоинством. Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. В 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Так, Симоне и тринадцатилетний Сандро и добавил, что Антонио, Сандро учится читать, мальчик он болезненный. Столь широкое использование аллегорических фигур, персонифицирующих абстрактные идеи (в противоположность образам богов), было чрезвычайно редким явлением до начала христианской эры.
(Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады. ) После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи. Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках написал для украшения ларя свадебного историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо. Ее название 8220Поклонение волхвов8221.
Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию.
Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер. Их тонкую серую линию художник затем коричневыми обводил или черными чернилами, Рисунки выполнены серебряным и свинцовым штифтами. Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, а вместе с ним и духовный порыв. Марсилио Фичино следовал Платону, Крупнейший представитель флорентийской философии XV века, переработав при платонизм этом и мистические идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением. Действительно, трагическое настроение и элементы мистицизма во многих поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения. Джулиано, Для брата Лоренцо Медичи, расписал он знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче.