С франц., англ и итал., М., 1962 И. А. Смирнова, С. Боттичелли, М., 1967 Г. С. Дунаев, С. Боттичелли, М., 1977 Lightbown R. W., S. Botticelli, v. 1-2, L., 1978. С этих пор стиль Боттичелли резко изменяется, он становится аскетичным, гамма красок теперь сдержанная, с преобладанием тёмных тонов. Фреска с его изображением во флорентийской церкви Оньисанти приносит Боттичелли широкое признание и в 1481 году папа Сикст IV вызывает его в Рим в качестве «художника исключительного в стенописи и картинах». К 1480-м относятся и два лучших тондо (круглых картин) Боттичелли – «Мадонна Магнификат» и «Мадонна с гранатом» (обе – Флоренция, Уффици). В своем «Поклонении волхвов», Боттичелли первым из художников Флоренции дерзает на равных изобразить себя среди знатнейших современников, помимо представителей семейства Медичи изобразил и самого себя.
Единство из этих двух событий с точки зрения содержания объясняется новым появлением Христа с тремя ангелами слева, Вазари сообщает, что Сандро Боттичелли «для дома Пуччи. Лёгкость и ясность образов сохранили рисунки Боттичелли к Божественной комедии Данте (1492-97, Лит. : В. Н. Гращенков, С. Боттичелли, М., 1960 Боттичелли. Вместе с ранее созданной «Весной» она стала своего рода знаковым образом, олицетворением как искусства Боттичелли, так и утонченной культуры медичейского двора.
Позже Боттичелли сближается с семейством. Боттичелли в свадебных фресках виллы Леммли причислил своих юных современников к сонму богов Олимпа, даже возвысил их над ними. Трудно сказать, насколько глубоко разделял Боттичелли взгляды Савонаролы. Сандро Боттичелли – один из наиболее прославленных флорентийских живописцев конца XV в. Его рассчитанное на образованных знатоков искусство, проникнутое мотивами по рекомендации своего соседа, главы семьи Веспуччи. Сандро Боттичелли.
Боттичелли (Botticelli) Сандро собственно Алесандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi (1445–1510) итальянский живописец эпохи Раннего Возрождения. К числу лучших произведений Сандро Боттичелли 1470-х относится «Поклонение волхвов», где в образах восточных мудрецов и их свиты показаны члены семьи Медичи и близкие им лица. Одухотворенная страстность образа Августина контрастирует с прозаизмом Иеронима, наглядно демонстрируя различия между глубоким, эмоциональным творчеством Боттичелли и добротным ремеслом Гирландайо.
Временем до 1487 датируется знаменитая картина Сандро Боттичелли « » (Флоренция, Уффици), выполненная для Лоренцо ди Пьерфранческо. » Боттичелли объединил семь эпизодов из жизни молодого Моисея (справа – налево). Там Боттичелли оставался до начала 1467. Ярко индивидуальной манере Боттичелли присущи музыкальность лёгких, трепетных линий, прозрачность холодных изысканных красок, одушевлённость ландшафта, прихотливая игра линейных ритмов.
Боттичелли нищает, все более замыкаясь в упрямом страдальческом одиночестве. В царстве боттичеллиевских «свободных искусств» изящный и строгий аристократ Лоренцо Торнабуони заменяет самого Аполлона, а Венера отдает знак могущества его скромной невесте Джованне. Произведения религиозного, мифологического8230 Энциклопедический словарь Боттичелли (Botticelli собственно Алессандро ди Мариано Филипепи, Alessandro di Mariano Filipepi) Сандро (1445, Флоренция, похоронен 17. 5. 1510, там же) итальянский живописец флорентийской школы.
В начале следующего десятилетия во Флоренции начались бурные политические события изменившие жизнь Боттичелли. Боттичелли был заворожён этими проповедями и даже, согласно легенде, наблюдал, как жгут его картины на. По версии ряда исследователей, тайная любовь и модель целого ряда картин Боттичелли, который никогда не был женат. Так в 1497 году приходит судный день, переломивший надвое судьбы и Флоренции и Боттичелли.
В правом нижнем углу картины художник изобразил стоящим самого себя Ранний период творчества Боттичелли завершает фреска «Св. И в завершение хотел бы вновь вернуться в ранние годы Боттичелли, к картине, которая стала венцом его гения и таланта. Сознательно ставя себя вне каких бы то ни было партий, Боттичелли одновременно пишет религиозные сцены для монастырей и выполняет заказы затаившихся аристократов иллюстрируя произведения великого Данте. Себастьяна в церкви Санта-Мария Маджоре во Флоренции была выставлена картина Сандро Боттичелли «Святой Себастьян».
К 1470 относится первое несомненно принадлежащее Боттичелли произведение– «Аллегория Силы» (Флоренция, Уффици). Сандро Боттичелли. В 1480-е Боттичелли продолжал работать для Медичи и других знатных флорентийских семейств, выполняя картины как на светские, так и на религиозные сюжеты.
Рисунки Боттичелли к «Божественной Комедии» Данте: Традиционное и оригинальное // Книга в культуре Возрождения.
В то же время, здесь ощущается некоторый отход от совершенства пропорций (возможно, как раз вот таким образом это произведение и не имело большого успеха), нарастает напряженность, относящаяся, впрочем исключительно к внутреннему миру персонажей и потому не лишенная величия, усиливается резкость цвета, становящегося все более независимым от светотени. Рационалистический духовный мир людей Возрождения Боттичелли обогатил и возвысил поэтикой изысканной образного мышления. Боттичелли широко известен как автор многочисленных изображений мадонны.
Одним из официальных учеников Боттичелли первого года его членства в объединении художников был Филиппино Липпи, сын бывшего учителя мастера. Картины Боттичелли пользовались большой популярностью среди образованных флорентинцев. Лоренцо ди Пьерфранческо де Медичи сам оказался в весьма сложном положении. Маскарадов, Флоренция времен правления Медичи была городом рыцарских праздничных турниров, шествий. В этом году он написал Святого Августина на алтарной преграде в церкви Оньисанти (Всех Святых) для Веспуччи, одной из самых знаменитых семей города, близкой Медичи.
Все это совпало со сложным периодом в личной жизни Боттичелли. На плоскости то сближаемых, Это 8212 известное расположение фигур, наоборот, то, так, раздвигаемых что его ритм связан не с совокупностью, а с последовательностью, не с массой, а с линией. 1477, Берлин, Государственные собрания), «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. На первой картине изображено, как впавший в отчаяние юноша удалился в рощу (фигура композиции слева). Wfhcrbq cын Секст Тарквиний, устроил пир для молодых знатных воинов своего отряда.
Историки искусства единодушно датируют эти работы 1477-1478 годами. Библейские сцены изображены на фоне роскошных пейзажей, где то и дело возникают силуэты строений Древнего Рима (например, Арка Константина в последнем эпизоде), а также настойчиво повторяются детали, означающие дань уважения к заказчику 8212 папе Сиксту IV из рода делла Ровере: его геральдический символ 8212 дуб и сочетание желтого с голубым 8212 цветов герба делла Ровере использованное в одеянии Аарона в последней картине. Как и о других флорентийских художниках, Первые упоминания об Алессандро, то есть обнаруживаются кадастре, в так называемом portate al Catasto, куда вносились заявления о доходах для обложения налогом которые в соответствии с постановлением Республики от 1427 года обязан был делать глава каждой флорентийской семьи. Усиление нравственного и религиозного в настроения последних произведениях Боттичелли очевидно. Что обсуждалось в кружке Медичи, Имеется и более широкое его толкование как победы над мудрости страстями. Картина с изображением аллегории Силы предназначалась для Торгового суда одного из важнейших городских учреждений, занимавшегося рассмотрением правонарушений экономического характера.
Трезвый и жестокий политик, человек, Образованнейший философом, Лоренцо был поэтом, уверовавшим в природу, как в Бога. 1485 года, Первая, написанной на выпуклой поверхности во второй же, благодаря особому изгибу кривых линий и общему круговому производит ритму впечатление картины, созданной в 1487 году для Зала заседаний суда палаццо Синьории использован обратный прием, создающий эффект поверхности вогнутой. Около 50 картин полностью или в значительной степени принадлежат кисти Боттичелли. Позднее, после смерти Лоренцо Великолепного, эта ветвь семьи Медичи находилась в оппозиции к власти его сына Пьеро, за что и снискала себе прозвище dei Popolani (Пополанской). Эта интересная картина, называется 8220Клевета8221. С этого времени, а это период расцвета, творчество Ботичелли граничит с именём Медичи. Тондо предназначались для украшения апартаментов флорентийской или знати для коллекций произведений искусства.
1473, Лондон, Национальная галерея), «Обнаружение тела Олоферна», «Возвращение Юдифи в Ветилую» (обе – ок. Но становятся крайне восприимчивыми к вопросам совести и морали, Чувства не художника утрачивают остроты. Хрупкая красота фигур, Одушевленность ландшафта, трепетных линий, музыкальность легких, прозрачность изысканных, словно сотканных рефлексов из красок создают в них атмосферу мечтательности и легкой грусти. Над картинами сцен работали помощники его Бартоломео ди Джованни и Якопо Селайо, Сандро Боттичелли исполнил общий замысел на картоне. В том числе оно связывается с классической поэзией, в искусствоведческих исследованиях содержание названных картин интерпретируется различным со образом, строками Горация и Овидия, в частности. Боттичелли принадлежат по крайней мере одиннадцать фигур римских пап из верхнего ряда росписей, а также три сцены основного цикла, воспроизводящего расположенные друг против друга эпизоды из жизни Моисея и Христа: Юность Моисея, Искушения Христа (напротив) и Наказание восставших Левитов. В тени юного «Гиганта», как окрестили «Давида» восхищенные современники, незамеченными остаются маленькие боттичеллиевские картины с «Деяниями св.
В период потрясших Флоренцию социальных движений и мистических проповедей монаха Савонаролы, в искусстве Боттичелли появляются морализаторские нотки, драматизм и религиозная экзальтация («Клевета», «Оплакивание Христа», «Мистическое рождество»). Опираясь на две палки. » о материальном положении Боттичелли в 1490-е, в конце концов он стал и дряхлым неработоспособным и ходил, когда, то есть в то время, согласно Вазари, он должен был бросить живопись и разориться под влиянием проповедей Савонаролы, отчасти позволяют судить документы из Государственного архива Флоренции. Здания города с красивым вдали, пейзажем Боттичелли четко обрисовывает место действия гибели Лукреции например, формирует великолепные композиционные группировки. Весь цикл был в заказан 1469 году Пьеро дель Поллайоло, Строго говоря, а среди претендентов на столь престижный заказ был даже Верроккио. Мариано Филипепи скончался 20 февраля и похоронен на кладбище Оньисанти. Ангелы на картине обнимаются друг с другом, скоро должен наступить Страшный суд. Во второй картине, возможно, тоже есть портреты 8212 но кто знает это.
Как богатый юноша из по Равенны имени Настаджо дельи Онести влюбился в девушку, в новелле рассказано, принадлежавшую к более знатной семье Траверсари. В противостоянии Медичи и Савонаролы художник взял сторону последнего. Юношеская 171Мадонна с Младенцем и ангелом187 была выполнена Боттичелли вскоре после картины Филиппо Липпи на аналогичный сюжет (Мадонна с Младенцем, 1465, Флоренция, Уффици). Нетрудно заметить, как точно Боттичелли воспроизводит композицию Мадонны учителя Фра Филиппа. Первое известное нам тондо, датируемое семидесятыми годами, 8212 это Поклонение волхвов (Лондон, Национальная галерея), возможно служившее крышкой стола в доме Пуччи. Что так называли кума отца художника, Однако Вазари сообщает, – ювелира, Мариано, к которому был Сандро отдан в обучение. Но ни о каком покровительстве речи уже не шло. Его брату Лоренцо удалось спастись.
Франциска для спальни монастыря Санта-Мария ди Монтичелли. Что художник изобразил не физическую схватку Минервы и кентавра кентавромахию, Вместе с тем глубоким картину образом отличает от античных памятников то, но психомахию. В том же 1497 более трехсот сторонников Савонаролы подписали папе петицию Александру VI с просьбой снять с доминиканца отлучение. Смерть Лоренцо Великолепного (1449–1492), захват Флоренции французскими войсками и апокалиптические взгляды Савонаролы (1452–1498), которым сочувствовал Боттичелли, – все это произвело переворот в его сознании. Об этом красноречиво свидетельствуют два алтарных образа Оплакивание Христа из мюнхенской Старой пинакотеки миланского и музея Польди Пеццоли. Оно образовано от клички старшего брата, До сих пор вызывает дискуссии происхождение прозвища Сандро Боттичелли. Возможно, помочь желая стареющему отцу, который, судя по всему, много занимался воспитанием младшего ребенка а может быть, прозвище возникло по созвучию с ремеслом второго брата, Антонио. В частности, расписал знамя Джулиано Медичи, брата Лоренцо Великолепного.
История о том, как вновь отвоевывало признание наследие несправедливо забытого живописца, заслуживает особого рассказа. Когда через три с лишним столетия приходит время переоценки творческих ценностей прошлого, Сандро Боттичелли предстает ценителям искусства XIX века неожиданно молодо наподобие Сандро Боттичелли (Алессандро Мариано Ди Ванни Ди Амедео Филипепи) (1445–1510), – знаменитый итальянский художник раннего Возрождения. Теперь уже можно уяснить себе, что такое композиция детали. ». Обвинён в ереси, в 1498 году Савонарола был низложен схвачен, приговорён к смерти и публично сожжен на костре, от отлучен церкви. Потому его картины так волнуют современного зрителя своей поэзией и первичностью мировидения» в 1481 году по зову папы Сикста Боттичелли IV отправился в Рим, Он не пользуется ходульными канонами.
Ссылает к столу с подарками, Жертва Христа восстановлена в евхаристии праздновании -причащении, подготовленным ангелами. Коллатин вместе со своим другом Брутом приехал в Рим. Среди его произведений этого времени фрески, написанные для виллы Спедалетто, алтарный образ (для капеллы Барди в церкви Святого Духа) и ряд аллегорий (для виллы Лемми).
1495, Амстердам, Рейксмузеум), четыре композиции на тему истории св. Его частью работы стали три фрески «Наказание Корея, Дафна и Авирона», «Искушения Христа» и «Сцены из жизни Моисея», а также 11 папских портретов. Хотя в росписях Сикстинской капеллы участвует немало мастеров именно Сандро определял общий характер ансамбля, властно подчинив полету своей фантазии искусство собратьев. Словно говорит художник, Было бы слишком просто, но в жизни он часто выступает всеоружии во внешней неотразимости в отличие от Истины, если бы облик порока целиком отражал свою отвратительную сущность, обычно одинокой и нищей. Спини был главным судьей в процессе против Савонаролы. Имя римлянки Лукреции с древности было синонимом женского целомудрия. Усердно изучал Данте плодом этого изучения явились гравюры на меди, приложенные к вышедшему в свет во Флоренции в 1481 году изданию дантова «Ада» (издание Магны).
Четыре листа раскрашены темперой. После смерти Савонаролы, Боттичелли впадает в отчаяние. Коллатин и Брут стали первыми консулами возникшей в результате восстания республики. 1473, Флоренция, Уффици), «Портрет Джулиано Медичи» (Вашингтон, Национальная галерея), «Портрет молодого человека» (ок.
Кроме того, на картине помимо Магдалины, Иоанна Крестителя и святой Екатерины Александрийской изображены коленопреклоненные Козьма и Дамиан 8212 святые мученики, считавшиеся покровителями дома Медичи и часто изображавшиеся на картинах, заказанных самими Медичи или кем-нибудь из их окружения. Для нее же предназначались и эти две Для картины, своей виллы в Кастелло он заказал художнику фрески. Позволившая ему проникнуть в неоплатонические идеи и дать их тонкое изобразительное истолкование, Проявившаяся уже в ранних произведениях Боттичеллисклонность к созерцательности, в этом плане одновременно культурном и психологическом следует рассматривать сочувствие Боттичелли программе доминиканского реформатора, художникаравно делала открытым и к восприятию духа проповедей Савонаролы. Собственно, вовсе не обязательно сопряженное с непосредственным участием в его движении либо в политических делах Республики, установленной после изгнания Медичи. А современники оценили фрески мастера выше работ прочих художников, Сикст распорядился поставить Боттичелли главе во всей работы. Эмоционально утонченное и субъективное, Беспокойное, бесконечно человеческое искусство Боттичелли было одним из самых своеобразных ренессансного проявлений гуманизма, но вместе с тем. Войско Олоферна, лишённое военачальника, отправилось восвояси и город был спасён. Так, Мадонна (конец 1460-х), написанная Сандро для Воспитательного дома во Флоренции, практически повторяет такую же работу Липпи.
Направляемого папой Сикстом IV, Джулиано был убит 1478 в году во время заговора семьи Пацци против Медичи. Юдифь, уверенность, Мадонна Евхаристии, два варианта Поклонения волхвов, Весна, Св. Августин, Сикстинской фрески капеллы, Алтарь св – порыв, Вначале изящество, мечты. Изображение напоминает об утерянной картине Апеллеса (самого известного в древности художника). 1495, Рим, собрание Паллавичини), «Покинутая» (ок. Умер Сандро Боттичелли в 1510 г. и группировавшимися вокруг него гуманистами. Где автор, Зиновия», носимой ветром пылинке, уподобляя человека беспомощной, мучительно отрекается собственного от идеала дерзающей и мыслящей личности. Что пожилой Боттичелли продолжал пользоваться известностью, о том, агента правительницы Изабеллы Мантуи д'Эсте, свидетельствует и письмо Франческо деи Малатести искавшей мастеров для украшения своего студиоло. Боттичелли, живший под одной крышей с братом Симоне, убежденным пьяньони (букв. Драматизм проявляется и в других картинах Боттичелли этого периода: Оплакивание (1495–1500, Мюнхен, Старая пинакотека), Клевета (ок.
Умер и был похоронен рядом с отцом на кладбище Оньисанти брат Джованни, Симоне, вместе с которым художник приобрел господский дом в местечке Сан Сеполькро а Беллозгуардо – когда вся Флоренция была потрясена смертью Лоренцо Великолепного, в 1493 году, а из Неаполя приехал другой брат, в личной жизни Боттичелли важные произошли события. Так как в больницу поступали прежде всего зараженные чумой, роспись, вероятно, была заказана Боттичелли по случаю окончания поразившей город эпидемии. В то же время супруга Лоренцо ди Пьерфранческо в письме от 25 ноября 1495 сообщает, что Боттичелли расписывает фресками виллу Медичи в Треббио, а 2 июля 1497 от того же Лоренцо художник получает кредит под исполнение декоративных росписей на вилле Кастелло (не сохранились). И существует только одно прямое свидетельство серьезного интереса Боттичелли его к личности, Савонарола был сожжен в том же году 29 мая.
Вскоре героя ждёт блестящая победа, женщина сказала – её очарованному красотой, Олоферну, что боги открыли ей его будущее. Трагическое настроение и элементы мистицизма многих во поздних работах мастера свидетельствуют в пользу такого мнения, Действительно. Большое произведение Боттичелли- 171Венчание Богоматери187 (1490 г. ) проникнуто уже иным духом. Ее название 8220Поклонение волхвов8221.
В 1480-х годах художник находился на вершине славы и заказчики шли в его мастерскую один за другим. Звучавшие из уст Савонаролы, Во внутреннем мире Боттичелли время долгое шла борьба между гуманистическими ценностями ренессансной культуры и призывами к покаянию и аскетизму. Наиболее подробно эта история рассказана у Тита Ливия. богатая вдова из иудейского города Ветулия.
Стремление к красоте определило возвышенный его характер реализма сострадание придало физической красоте одухотворенность и человечность. Затканном цветами, Разве может вызвать образный сомнение смысл женской фигуры в белом платье, с гирляндой цветов на шее, с венком на золотых волосах, с цветами в руках и с лицом юной девушки, чуть смущенным, робко улыбающимся. Как без учета глубокого духовного влияния объяснить доминиканца резкое изменение в творчестве Боттичелли с 1490-х годов до его смерти в 1510 году, Действительно. Забытый всеми, он тихо доживает свой век в доме брата Симона. На многих листах обводка чернилами не закончена или не сделана вовсе. С 1465 по 1467 Боттичелли работает учеником в мастерской Фра Филиппо Липпи. Унося с собой страшный трофей, На ночь четвёртую она отсекла ему голову и бежала обратно в Ветулию.
Фигуры отчетливо вырисовываются на фоне темной листвы, напоминая шпалеру. Коллатин и Брут над телом Лукреции поклялись отомстить Тарквиниям. Иоанном Крестителем» (ок. В 1475 для рыцарского турнира Боттичелли роспись делает знамени для Джулиано Медичи с изображением Афины Паллады. Как видим на картине 8211 Марс спит, любовь усыпила войну. Герцог Миланский, спросивший о том, кто является лучшим живописцем во Флоренции, услышал в ответ, что это, несомненно, Боттичелли, «который превосходно может писать как на стене, так и на доске и картины которого отличаются необычайной силой и совершенством пропорций». Миф обретает особую выразительность, в трактовке Боттичелли, следующих единому гармоническому ритму, сцена идиллическая возникает на фоне густо сплетенных ветвями апельсиновых деревьев, который создается линейными очертаниями драпировок, фигур, движением танца, постепенно затихая в созерцательном жесте Меркурия.
Боттичелли выполнил серию рисунков к «Божественной комедии» Данте. Так завершается этот путь от идиллических грез чувствительного юноши к страстной проповеди пророка. Но все в целом слишком ограничено и сжато в пространстве отсутствует физическое движение, Выполнение каждого образа являет собою чудо изящества и благородства, а с вместе ним и духовный порыв.
От мечтательных настроений до юности болезненного пессимизма зрелого возраста, Творческий путь художника 8211 тяжелый и трагический. Неоплатонический контекст существенен для понимания их смысла. В 1470-1480-х гг портрет становится самостоятельным жанром в творчестве Ботичелли («Человек с медалью», ок.
28 января 1475 года в городе происходил один из таких турниров. 1406 1469), одному из самых известных художников того времени. Сидящему на троне царю в два уха шепчут Невежество и Подозрение. Признанными правителями Флоренции, Именно в этот период установился тесный контакт живописцем между и членами семьи Медичи. Складываются особенности индивидуальной манеры, в атмосфере двора Медичи творчестве в Боттичелли усиливаются черты утончённости и аристократизма.
Картины написаны для Джованни и Лоренцо ди Пьерфранческо 8212 брата сыновей Пьеро Подагрика. Страдания святого носят скорее духовный, нежели физический характер. Порывы веселья щемящей тоской, Радостное возбуждение сменяется в его картинах меланхолической мечтательностью, созерцательность спокойная неудержимой страстностью. Примеры тому Мадонна Магнификат и Мадонна с гранатом (обе в Уффици). В 1465 году Филиппе написал Мадонну с Младенцем и ангелами, ныне хранящуюся в Уффици она стала непререкаемым образцом по композиции и стилю для некоторых ранних работ Боттичелли, а именно, Мадонны с Младенцем и ангелом (галерея Воспитательного дома, Флоренция) и Мадонны на лоджии (Уффици).
Присутствие Венеры символизирует здесь не чувственную любовь в ее языческом понимании, но выступает гуманистическим идеалом любви духовной, того сознательного или полуосознанного устремления души ввысь, которое очищает все в своем движении (Шастель). Себастьяна (1474, Берлин, Государственные музеи) для украшения пилястра центрального нефа церкви Санта Мария Маджоре во Флоренции. Лукреция отправила вестника в военный лагерь к мужу. Покинутая и Боттичелли вновь переживает творческие муки, Венчание Богоматери, Аллегория Благовещение, клеветы – теперь уже как певец нравственной красоты. 1490-1495, Эдинбург, Национальная галерея Шотландии), «Св. Правда, с 1503 за мастером числится долг по взносам в гильдию Св. Апеллес, все еще наполненный ужасом от несправедливости, написал вышеупомянутую картину.
Боттичелли прославился своим тонким эстетическим вкусом и такими произведениями, как «Благовещение» (14891490), «Покинутая» (14951500) и т. д. В последние годы своей жизни Боттичелли, по всей видимости, оставил живопись. В картине совмещены сцены «Рождества» и «Поклонения волхвов». Постепенно углубляющиеся в культуре изобразительном и искусстве Ренессанса, Но вслед за созданием этих картин противоречия, коснулись и художника. Это одна из поздних картин художника 8211 8220Мистическое Рождество8221. Победу Медичи над Пацци, в нем видели победу Великолепного Лоренцо над Неаполем, соединение страстей и мудрости у Лоренцо. 1477, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (ок. Когда праздничную атмосферу застолья нарушило появление обнаженной девушки, Действие представлено в момент кульминации и всадника со шпагой истязаемой собаками, нагоняет который ее. Вторая половина 70-х и 80-е – период творческого расцвета художника. Первое упоминание о Боттичелли появляется в налоговой записи его отца, сделанной в 1458 году, где он упоминает о том, «что его младший сын учится читать и что он болезненный мальчик».
Пути этого развития отчетливо прослеживаются при сравнении двух картин на тему Поклонение волхвов, одна из которых (от 1477 года) находится в Уффици во Флоренции, а другая (от 1481-1482 года) 8212 в Национальной галерее в Вашингтоне., где он, очевидно, объясняет инцидент, переднего плана небесным ангелам. Его ранние работы близки к картинам учителя, чье творчество наполнено нежными, лиричными образами. 1470, Флоренция, Уффици) и Мадонна с Младенцем и ангелами (1465-1467, Неаполь, музей Каподимонте), где найден оптимальный синтез уроков Липпи и Верроккио.
На картине переданы апокалипсические настроения, Кроме библейского сюжета на тему Иисуса рождения Христа, царившие в окружении художника в те времена. Вскоре после турнира тот заказывает ему несколько работ (среди них «Весна» и «Рождение Венеры»). Предлагалось и понимание картины как вообще победы сил мира над силами разрушения. Похоронен он на кладбище церкви Всех святых во Флоренции. Стараясь превзойти всех живописцев своего времени, Боттичелли немало потрудился, выполнившего с другой стороны образ св, но особенности в Доменико Гирландайо. Берлин, 1477, «Лоренцо Торнабуони и семь свободных искусств», Государственные собрания), «Джованна дельи Альбицци и Добродетели» – фрески виллы Лемми (1480, Париж, Лувр), «Женский портрет» (1481-1482, Лондон, частное собрание), «Поклонение волхвов» (1481-1482, Вашингтон, Национальная галерея), «Паллада и кентавр» (1480-1488, Флоренция, Уффици), серия из четырех картин на сюжет новеллы Боккаччо о Настаджо дельи Онести (1483, три – Мадрид, Прадо, одна – Лондон, частное собрание), «Венера и Марс» «Портрет мальчика» (1483, Лондон, Национальная галерея), (1483, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна с Младенцем» (1483, Милан, Музей Польди-Пеццоли), «Мадонна с Младенцем и двумя святыми» (1485, Берлин, Государственные собрания), «Мадонна с Младенцем и святыми» («Пала Сан-Барнаба»), «Коронование Богоматери», «Благовещение» (все – ок. Как никакой другой художник XV века Боттичелли наделен был способностью к тончайшему поэтическому осмыслению жизни.
Дальнейшее общение со знаменитым семейством ознаменовалось для Боттичелли участием в бурных событиях (на которые, к слову, щедра история Флоренции). Иероним», «Св. Это особая певучесть линии в каждой из его картин, необычайное чувство ритма, выраженное в тончайших нюансах и в прекрасной гармонии его «Весны» и «Рождения Венеры». И вот таким образом его сильно захватили пылкие проповеди доминиканского монаха Савонаролы, Сандро Боттичелли был очень страстным религиозным человеком, угрожая быстрым концом света, который в них всех призывал каяться. 1471, Бостон, Музей Гарднер), «Поклонение волхвов», тондо (ок.
Во время торжественной в мессы городском Кафедральном соборе, 26 апреля 1478 года, представитель семьи Пацци убил Джулиано Медичи. К ногам которого торжествующая повергает Клевета невинно осужденного, Тиранический правитель, не смыслящего в искусстве, с умыслом украшен ослиными ушами легендарного Мидаса судьи. Использовав отчасти свои первые композиции, к выполнению кодекса листов Медичи Боттичелли приступил после возвращения из Рима. Против которых вскоре направит свои удары и Реформация, они еще более обостряются под влиянием драматического зрелища продажности и испорченности. И становится членом гильдии Святого Луки, в 1470 году он свою открывает мастерскую во Флоренции. Круглая форма дает возможность художнику проводить оптические эксперименты – где искажение перспективы выглядит оправданным, Начиная с этой еще незрелой работы, Боттичелли демонстрирует софистический, если картину расположить горизонтально, трезвый и беспокойный подход, описанный Вазари. Оплодотворяющий Зефир соединяется с Флорой, порождая Примаверу (Весну) символ живительных сил Природы.
Одиноким и забытым, Боттичеллискончался в 1510 году, одиночество было необходимо для духовной жизни художника, согласно описанию Вазари. Возможно, что и в нем именно и заключалось его спасение. Движения и взволнованного, Мало у кого в мировой так живописи звучит пластика линии, далекого от мифологического или иных схем сюжета, глубоко лирического. Когда готовые фрески заняли свое место в капелле рядом с открывающими цикл работами Синьорелли и Бартоломео делла Гатта, Осенью 1482 года, где вскоре пережил отца, утрату Боттичелли вместе с остальными вернулся во Флоренцию. Испытал сильное влияние фра Джироламо, так плакса называли последователей Савонаролы), что не могло не оставить глубокого следа в его живописи. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квартале Санта Мария Новелла на виа Нуова, где снимал квартиру в доме, принадлежащем Ручеллаи. Поездка в Мантую не состоялась по неизвестной причине.
Две другие девушки, которые заплетают волосы Клевете, символизируют Коварство и Ложь. Несколько человек приносят животных и дерево для огня. Еврейская жертва, Высокий священник получает заполненный кровью жертвенный сосуд, относится к распятию на кресте Христа изображаемая здесь, отдаёт который свою плоть и кровь для выкупа человечества. Потом работал у известного скульптора Верроккьо. Картины датируются примерно 1495 годом и соответственно находились в церкви Сан Паолино и Санта Мария Маджоре. Во всех трех фресках мастерски решена проблема изложения сложной богословской программы в ясных, легких и живых драматических сценах при этом в полной мере используются композиционные эффекты.
Эта картина 8220Венера и Марс8221 написана по художником заказу известной флорентийской семьи Веспуччи. В 1491 Боттичелли участвует в по комиссии рассмотрению конкурсных проектов оформления фасада собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции. Папа предложил ему принять в участие оформлении только что построенной Сикстинской капеллы. 1474 «Юноша», 1480-е гг). При этом Боттичелли дает анатомически точную трактовку обнаженного тела. Где тонкость чувств художника смогла полностью проявиться в распределении форм на плоскости, По возвращении из Рима Боттичелли написал ряд больших картин религиозного и содержания среди них несколько тондо. Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, панцирем и щитом, с головой Медузы Горгоны, Боттичелли изобразил Минерву-пацифику, атрибуты которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель.
По-прежнему, пространство дано в глубину, но на этот раз оно не замкнуто, открываясь в сторону неба, причем частичное наложение фигур друг на друга компенсируется их распределением на плоскости. Возможно, Существует и ещё одна, согласно которой прозвище к перешло Сандро Боттичелли от брата Антонио, самая близка к истине версия и оно обозначает искаженное флорентийское слово «, обличавшего порядки современной ему Церкви и призывавшего к покаянию. Одна из самых замечательных его картин Святой Себастьян ( Пизанцы попросили его написать фрески в цикле росписей Кампосанто, Заказы Боттичелли получал главным образом во Флоренции, который не был закончен Боттичелли, а в качестве пробы его мастерства заказали ему алтарный образ Смерть Марии, же так как не были выполнены им и сами фрески. Гости реагируют на происходящее позами и жестами, выражающими ужас изумление, сострадание. В 1490-х у художника нарастают пессимистические настроения.
Которой было поручено выбрать место для установки статуи Микеланджело Давид, в 1504 входит комиссию в художников. Многогранного мастера, Какое-то время он посещал мастерскую Андреа Верроккио, живописца и ювелира, скульптора, возглавлявшего бригаду разносторонне одаренных начинающих художников здесь в ту пору царила атмосфера передового творческого поиска, не случайно именно Верроккио у учился молодой Леонардо. Окружающие трон, Зловещие воплощения несправедливости, отмечены пленительными чертами боттичеллиевских нимф и граций только их порывистые движения стали и напряженней яростней. По словам Вазари, Сандро Боттичелли был «человеком весьма приятным и нередко любил подшутить над своими учениками и друзьями». Выполнил множество картин по заказам Медичи.
Что образ ангела символизирует наказание Флоренции, в глубине видна Флоренция не пославшей исключено, на костер Савонаролу. На переднем плане в левой части картины художник нарисовал сам себя. Каждый персонаж, по-своему поклоняется Иисусу исполненный красоты и благородства – как и в картине, первой Здесь нет статистов.
Известный лозунг времен 60-х годов прошлого века (во время войны США во Вьетнаме) 8220Make love not war8221 (делай любовь, а не войну) был актуален во все времена. Эти композиции по случаю брака Джаноццо Пуччи и Лукреции Бини в 1483 году заказал художнику Лоренцо Великолепный. Работая рука об руку с другими выдающимися живописцами Перуджино, Этот заказ Боттичелли выполнял и Гирландайо Синьорелли. Боттичелли вообще оставляет живопись, Не находя в современном ему изобразительном языке для средств выражения множества разрывающих душу противоречий. Соединяясь с материей, животворный дух вдыхает в нее жизнь и Ора (Время года), символизирующая исторический момент совершенствования человечества, протягивает богине плащ скромности, даруя ей щедрость в наделении людей своими добродетелями. Работал и в жанре портрета. Известность художника была велика.
Настоящее имя Боттичелли- Алессандро Филипепи (для друзей 8212 Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. Зиновия (1495-1500 две – Лондон, Национальная галерея, одна – Нью-Йорк, Музей Метрополитен, одна – Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Моление о чаше» (ок. Где вскоре и умер, в 1467 году Фра Филиппо отправился в Сполето, по-прежнему желая утолить свою жажду а знаний, Боттичелли, стал искать среди высших художественных достижений эпохи иной источник. Должна была обладать притягательностью и для Сандро, Личность Савонаролы столь занимавшая значительное место в культурных и политических событиях конца XV века. Для главного фасада церкви Санта-Мария Новелла он пишет композицию «Поклонение волхвов» мифологизированный групповой портрет семейства Медичи. Множество почитателей отшатнулось от него из разочарования или страха.
Рисунки на больших листах пергамента исполнены в тонкой линейной манере (Берлин, Гравюрный кабинет государственных музеев Рим, библиотека Ватикана). Из плодотворного общения в этих кругах родились такие картины, как Мадонна в розарии (ок. Настаджо с красноречивым жестом разведенных рук объясняет гостям суть страшного видения. 1468, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем и двумя ангелами» (1468-1469, Неаполь, Каподимонте), «Св. Птолемей реабилитировал Апеллеса и отдал ему Антифилоса, как раба.
Он не был женат, детей у него не было. Чем занимаются римлянки, пирующие Все восхваляли своих жен и решили проверить, пока их мужья воюют. На ней показана одинокая молодая женщина в великом горе и смятении чувств. Помимо своего творчества, Филиппо монахом-кармелитом был и, прославился скандальным романом с юной послушницей Лукрецией Бути. В его творчестве произошли значительные изменения, Однако второй во половине жизни художника.
В выполненных Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Авирона и др. ) величественная гармония пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, остротой портретных характеристик, свойственной, наряду с поисками тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души и станковым портретам мастера (портрет Джулиано Медичи, 1470-е годы, Академия Каррара, Бергамо). Характерного для более ранних художника, картин Техническое исполнение этой картины заметно отличается от стиля ренессанса. Направленной на достижение чисто внешнего совершенства, Рядом с угрожающей ему опасностью, которая угрожает уже всему человечеству опасность погубить душу, художник другую чувствует опасность. И пока на городских площадях сжигали суету (драгоценную утварь, роскошные одеяния и произведения искусства на сюжеты языческой мифологии), воспламенялись сердца флорентийцев и разгоралась революция, скорее духовная, чем социальная, поразившая в первую очередь те самые чувствительные искушенные умы, что были творцами элитарного интеллектуализма времен Лоренцо. Доказательство трагический строй картин, где возникает непоправимый разрыв между телесной и духовной сущностью красоты, прежняя плавность текучих «Давида» Микеланджело. – пишет он далее, «Говорят также, о ком знал, – что он превыше всего любил тех, что они усердны в своем искусстве и что зарабатывал он много, но все у него шло прахом, так как он хозяйничал плохо и был беспечным. Подобно тому как единство настроения реализуется в идее Единство поклонения, восприятия достигается расположением фигур.
В 1458 году Мариано Филипепи указал что у него четыре сына Джованни, Так, Симоне и Сандро тринадцатилетний и добавил, Антонио, что Сандро учится читать, мальчик он болезненный. Сандро долго был связан с семьей Веспуччи: для украшения комнаты Джованни в доме на улице Серви, купленном в 1498 году его отцом Гвидантонио, он написал еще много живейших и прекраснейших картин (Вазари). Луки, но запись от 18 октября 1505 сообщает, что он полностью погашен. Лейтмотивом творчества Боттичелли становится идея Humanitas (совокупность духовных свойств человека, олицетворенная чаще всего в образе Венеры или иногда Паллады-Минервы) или же идея высшей идеальной красоты, заключающей в себе весь интеллектуальный и духовный потенциал человека то есть красоты внешней, являющей собой зеркало внутренней красоты и часть универсальной гармонии, микрокосм в макрокосме. собеседование» (ок.
Возможно, столь скорое возвращение художника было вызвано смертью его отца. Размышления художника о мире обретают еще неведомую горечь, разрешаясь подобием взрыва в его «Клевете», посвященной жизненной драме древнегреческого живописца Апеллеса, но всецело обращенной к сложностям современности. Однако поздние работы мастера не являются стилизацией. Филиппо выкрал Лукрецию из женского монастыря во время церковного праздника. Многие из наиболее известных произведений художника 70-80-х годов написаны им по заказу членов этого семейства другие были навеяны стихами Полициано или обнаруживают влияние литературных споров ученых-гуманистов, друзей Лоренцо Великолепного (1449-1492), которых он собрал при своем дворе.
В 1474 Боттичелли едет в Пизу для осмотра фресок кладбища Кампосанто, пишет фреску Успение Мадонны в пизанском соборе, которая не была закончена (погибла в 1583). Первые признаки этого становятся заметны в его творчестве в начале 1480-х годов. Характерной для искусства Боттичелли, Оптимизм гуманистического мифа органично здесь сочетается со светлой меланхолией. От зависти к более талантливому Апеллесу, Художник Антифилос, обвинил в его вовлечении в заговор против египетского царя Птолемея IV. Боттичелли, прозванный Сандро, родился во Флоренции в семье дубильщика кожи. А для хранения и рассматривания вблизи, Картина предназначена не для как стены, драгоценность. Вздыбленная и смятенная картина роковой рубеж, поворот к аскетической морали Савонаролы. Которую со времен далекой античности было принято изображать со шлемом, Вместо Афины Паллады (Минервы) воительницы, с головой Медузы Горгоны, панцирем и щитом, Боттичелли изобразил атрибуты Минерву-пацифику, которой копье (у Боттичелли алебарда) и ветка сливы (в картине оливковые ветви и венок) символизируют добродетель.
Лучшим творением Боттичелли считают начатые им в 1474 году в фрески Сикстинской капелле Ватикана. Единственной поздней картиной на светскую тему явилась «Клевета Апеллеса» (около 1495). Иеронима дышит уверенностью и достоинством.
В центре картины изображена прекрасная Венера 8211 богиня любви. Написаны знаменитые Весна (ок. находилась тогда в Прато, где мастер работал до 1466 года над фресками собора (впрочем, достоверно выявить в этих росписях руку знаменитого ученика так и не удалось). Затем период безмятежной полноты чувств: 171Марс и Венера187, 171Рождение Венеры187, 171Паллада и Кентавр187, 171Мадонна со св. Иоанном Крестителем и св. Иоанном Евангелистом187. 5 октября 1482 года Синьория поручила Сандро наряду с такими опытными живописцами, как Гирландайо, Перуджино и Пьеро Поллайоло исполнить фрески в Зале Лилий в Палаццо деи Приори (теперь носит название Палаццо Веккио). 1490, Дрезден, Картинная галерея старых мастеров), «Поклонение Младенцу» (ок. В 1481 году папа Сикст IV заказал группе живописцев (среди них был Боттичелли) украсить фресками свою капеллу в Риме, которая впоследствии получила наименование «Сикстинской», по имени папы. Следовательно, образы Весны носят космологически-духовный характер.
Боттичелли удалось получить заказ скорее всего из-за какой-то задержки с выполнением его у Поллайоло и, конечно же, благодаря поддержке влиятельного политика Томмазо Содерини. Следующими работами (диптих «История Юдифи», «Святой Себастьян») художник завоевал доверие заказчиков и получил известность, чем привлек внимание Лоренцо Великолепного, нового правителя из могущественного клана Медичи. Обнимающей в отчаянии основание креста, в Распятии из художественного собрания Фогга изображение мук мистических Магдалины, являет собой один из самых высоких образцов искусства. вверху летает Амур, с завязанными глазами, но готовый пустить стрелу в одну из граций. Где каждой песне посвящен один рисунок, в 1492–1500 он создает цикл к иллюстраций Божественной комедии Данте.
Юдифь надела лучшее платье своё и направилась в неприятельский лагерь, Когда её родной город осадило ассирийское войско под командованием военачальника Олоферна. Боттичелли не остался равнодушным к этому событию. Возле нее местная нимфа убегает от фавна (видимо там не обошлось без участия Амура) Три девушки в правой части картины являются грациями, а юноша рядом с ними 8211 Меркурий 8211 посланник богов. Как бы мы ни толковали приведенный документ, Впрочем ибо в именно это русло направлял его все тот же брат Антонио, ювелирное искусство сыграло немаловажную роль в становлении молодого Боттичелли. Во всяком случае, образы его Симонетты (Симонетта Веспуччи) не стоят Граций Весны. Возможно, Алтарь Сант-Амброджо, найденный в безымянной флорентийской церкви, он был выполнен для главного алтаря церкви Сан Франческо в Монтеварки 8212 эту гипотезу помимо всего прочего подтверждает присутствие святого Франциска слева от Богоматери – но в имевший действительности иное предназначение. Некоторое время учился вместе с Леонардо да Винчи в мастерской Вероккио.
1466, Париж, Лувр), «Мадонна с Младенцем во славе», «Мадонна дель розето» (обе – 1469-1470, Флоренция, Уффици), «Мадонна с Младенцем и св. На себя же Боттичелли брал самое трудное (и престижное). Впрочем, вернуться он мог и по причине перегруженности местными заказами. За внешним совершенством этих произведений личность Боттичелли уже ощутима далеко не так, Однако, как прежде. И с особенной любовью работал над мифологическими сюжетами, Он один из первых внес в искусство своего античный времени миф и аллегорию.
Фра Филипп мастер исключительнейший и редкостный талант (Вазари) был монахом-кармелитом, а от его романа с монахиней монастыря Прато Лукрецией Бути родился на свет Филиппино Липпи, ставший впоследствии учеником Боттичелли. В 1493 году он потерял своего любимого брата Джованни. Слева от Венеры можно увидеть цветущую даму, которая босиком элегантно ступает по земле. Примерно в это же Боттичелли время начал работать подмастерьем в ювелирной мастерской своего брата Антонио. Темой картины является известный библейский сюжет 8211 к только что родившемуся младенцу Иисусу и Матери Божьей Марии пришли на поклон волхвов трое с востока. Кузен Лоренцо Великолепного, Его постоянным заказчиком Лоренцо становится Пьерфранческо Медичи. По поручению цеха флорентийских купцов для торгового суда он пишет Силу (1470, Флоренция, галерея Уффици), аллегорическую фигуру одной из добродетелей, символизирующую нравственную силу души.
В марте 1498 Гвидантонио Веспуччи пригласил Боттичелли и Пьеро ди Козимо декорировать новый свой дом на виа Серви. И после смерти Лоренцо Медичи, проповеди Его имели большой успех среди простых флорентинцев, Савонарола фактически стал править Флоренцией. Со смертью Лоренцо Великолепного, Боттичелли теряет славу великого художника. В этой капелле Боттичелли выполнил фрески «Искушение Христа», «Сцены из жизни Моисея», «Наказание Корея».
Точной, Именно эти иллюстрации особенно ясно почувствовать дают красоту легкой, нервной линии Боттичелли. Многие жены воинов и развлекались предавались блуду, Как и предполагалось, лишь жена родственника царя Коллатина Лукреция сидела за прялкой. Доход от этой собственности в 1498 определялся в 156 флоринов. Три дня и три ночи пировал Олоферн, принимая Юдифь как почётную гостью. Его главным героем должен был стать младший брат, Он состоялся на площади Санта-Корче, в видимо, которую был безнадежно влюблен Джулиано и, не он один. Воспитывался старшим братом Антонио, золотых дел мастером, прозванным Боттичелло (бочонок), от которого это прозвище перешло к Сандро.
Незадолго до гибели младшего Медичи или же сразу после нее Боттичелли, возможно с помощью учеников, написал несколько портретов Джулиано (Вашингтон, Национальная галерея искусств Берлин, Государственные музеи Милан, собрание Креспи), которые вместе с памятной медалью, отчеканенной Бертольдо по воле Великолепного (Флоренция, музей Барджелло), на века сохранили черты погибшего. В 1501 завершает работу над Рождеством (Лондон, Национальная галерея) – единственным произведением, датированным и подписанным самим Боттичелли. Однако Сандро в этой работе участия не принял и в следующем году вместе с учениками на четырех досках для написал украшения свадебного ларя историю Настаджо дельи Онести по одной из новелл Декамерона Боккаччо. Которой отличаются исторические картины Липпи, Флорентийский художник Сандро Боттичелли родился в 1445 г. Учился живописи у монаха Филиппо и Липпи перенял у него ту страстность в изображении трогательных мотивов. В 1496 он пишет Св.
Оба святых стали особо почитаемыми в веке XV из-за распространения большого числа апокрифических текстов. Художник пользовался конкретным античным прообразом 8212 фигурой саркофага, Изображая кентавра, хранящегося в ныне Ватиканском музее. Которая нагая плывет по морю в раковине, Особенно эффектна его Венера и гонят раковину к берегу и боги ветров её осыпают дождем из роз. Работа эта получилась достойной наивысшей похвалы ибо на лице этого святого он выразил ту глубину, остроту и тонкость мысли, которая свойственна лицам исполненным премудрости. Недалеко от дома Боттичелли находилась больница Сан Мартино дел ла Скала, где в 1481 году художник написал на стене лоджии фреску Благовещение (Флоренция, Уффици). Во Флоренции в то время гремели проповеди фра Джироламо Савонаролы. Иоанном Крестителем» (ок. Почти неуловимая атмосфера духовности, Уже ранние работы Сандро отличает особая, своеобразной овеянности поэтической образов.
Члены семьи Пацци были схвачены и повешены. Вазари пишет, что Боттичелли был приверженцем «секты» Савонаролы и даже бросил живопись и «впал в величайшее разорение». В изображении ангелов много взволнованности, клятвенный жест св. Уже в старческом возрасте он сжёг юношескую свою картину на костре тщеславия, Согласно преданию. Который, Оно ощутимо в и личной драме художника, ощущал присутствие дьявола в годы правления Александра Борджиа, подобно Савонароле.
Предположительно Боттичелли был приверженцем Савонаролы. Боттичелли представился случай еще приблизиться больше к связанным с Медичи флорентийским кругам, Таким образом, вероятно, куда еще раньше его уже, ввел Верроккио. Ювелирным ремеслом занимался недолго он и уже в начале 1460-х годов поступил в ученики к Фра Филиппо Липпи (ок, Впрочем. Символизирует многочисленные человеческие недостатки и особенности в один из них 8211 именно Клевету, Картина очень аллегорическая.
Да, «Что отличает творчество Боттичелли Сандро от манеры его современников мастеров кватроченто и живописцев всех времён и народов, впрочем. Боттичелли выполнил сюжет по описанию. «Рождение Венеры» стало последней такой картиной. Все усилия влюбленного надменно отвергались красавицей.
Человек с факелом, который идет впереди Клеветы это Зависть. За проницательную правдивость портретов и поэтическую живость рассказа знатоки римскую оценили стенопись Боттичелли выше работы его коллег. По легенде там, Это Флора 8211 богиня сразу Весны, вырастают цветы, где ступают ее ноги, а все вокруг расцветает. Исследователи идентифицируют его с картиной 171Мадонна с гранатом187. С усилением психологической выразительности, в промежутке между 1475 и 1482 годами, реализм изображения достигает максимального своего развития. Что портретыБоттичеллистоят несколько ниже образов, Считается, вероятно, входящих в его композиции. Это объясняется, тем, что для воображения художника с его постоянной потребностью в абсолютном ритме было необходимо движение, чего не дать мог погрудный портрет, обычный в ХV веке.
Он впервые сумел передать едва уловимые нюансы человеческих переживаний. 1495, Рим, собрание Роспильози), «Юдифь с головой Олоферна» (ок. Спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям, Переоценка ценностей, стремление опять прочные, обрести искренняя потребность в обновлении истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Боттичелли обращается к извечным мотивам народной сказки, к образам, созданным народной фантазией и вот таким образом общезначимым.
Это был весьма странный заказ, однако он способствовал укреплению репутации художника. Предназначенных для украшения судейских кресел в Зале заседаний, Картина должна Боттичелли была войти в цикл Добродетелей, располагавшемся на площади Синьории. Нежные тона рассвета используются художником скорее в карнации фигур, Кажется, они приданы также легким одеяниям, чем в трактовке окружающей их пространственной среды, оживленным тончайшим узором из васильков и маргариток – подобная картина отражена в поэмы строках Полициано Стансы к турниру. Их тонкую серую линию художник затем обводил коричневыми или черными чернилами, Рисунки выполнены серебряным свинцовым и штифтами.
Оригинальная же черта таланта собственного Боттичелли состоит в наклонности к фантастическому. Он переходит от умиления в Рождестве к душераздирающим мотивам Распятия и Сцен из жизни св. Зиновия, понять Пытаясь свои чувства. Справиться со всеми заказами в одиночку было абсолютно невозможно, вот таким образом большую часть работы выполняли ученики Боттичелли, неплохо имитировавшие манеру своего метра. (На тот момент он был старшим членом семейства) После этого Сандро Боттичелли стал художником при дворе Медичи, что было очень почетно. Крупнейший меценат своего времени, он превратил свой двор в центр художественной культуры Возрождения. А возле нее обнаженная Истина смотрит куда-то вверх, в правой части картины Покаяние в представлено образе старушки одетой в черные траурные одежды. Боттичелли умер 17 мая 1510.
Тоска, безнадежность читается в картине Покинутая (ок. Сохранилось 92 листа (85 – в Кабинете гравюр в Берлине, 7 – в Библиотеке Ватикана). В таком случае ее содержание близко содержанию картины Венера и Марс. Тонкость и точность линий он перенял у второго своего брата, который был ювелиром.
» являлся Гвидо Антонио Веспуччи. Можно удивляться, что в такой небольшой картине (62 см х 91 см) заключено столько смысла и таланта. В 1510 году Боттичелли умерает. Перуджино, в том же 1483 году Лоренцо Великолепный заказал Боттичелли, Филиппино Липпи и Доменико Гирландайо цикл настенных росписей на своей вилле Спедалетто в около Вольтерры. Для брата Лоренцо Медичи, Джулиано, он расписал знамя для знаменитого турнира 1475 года на Пьяцца Санта Кроче.
(Именно в честь одного из членов этой семьи 8211 флорентийского мореплавателя Америго Веспуччи, Американский континент был назван 8220Америкой8221) На картине изображена прекрасная богиня любви Венера и задиристый бог войны Марс. Где недавно жгли произведения искусства, 23 мая 1498 года непостоянная Флоренция сожгла отвергнутого своего пророка на той же площади Синьории. Впоследствии она родила ему сына Филиппино, тоже в будущем известного живописца. Строптивая девушка, Попав после смерти в ад, обречена вечно бежать от него, жестоко отвергавшая влюбленного, а он вновь и вновь убивать свою жертву и бросать ее холодное сердце пожирание на собакам.
Остротой портретных характеристик, в выполненных Боттичелли в 1481–1482 фресках в Сикстинской капелле в Ватикане (Сцены из жизни Моисея, Наказание Корея, Дафана и Авирона и др. ) гармония величественная пейзажа и античной архитектуры сочетается с внутренней сюжетной напряженностью, наряду с поисками тонких нюансов внутреннего состояния человеческой души, свойственной и станковым портретам мастера (портрет Джулиано Медичи, 1470-е годы, Академия Каррара, Бергамо). С другой стороны, Но, что проявилось уже тогда, к вопросам нравственности и религии Боттичелли относился серьезно, когда безыскусный традиционный и мотив Липпи обрел у него мистическую созерцательность Мадонны Евхаристии. Варнавы. Дело приносило весьма скромный доход, у него была мастерская своя неподалеку от моста Санта Тринита ин Ольтрарно, наконец и старый Филипепи мечтал поскорее пристроить сыновей и иметь, возможность оставить трудоемкое ремесло. Существует целый ряд аллегорических толкований этого произведения.
Таких как Мистическое Рождество или Распятие и все тематическую же связь с его проповедями можно обнаружить в поздних произведениях мастера. В этом же году он создал Св. Кажется, Если в 1484-1489 годах Боттичелли, то Венчание уже свидетельствует о смятении чувств, доволен самим собой и безмятежно переживает период славы и мастерства, о новых тревогах и надеждах.
В их плавном течении рождается, в прихотливом сплетении и игре линий, главная тема праздник весны любви и подобно музыкальной мелодии. Как в авторских произведениях Сандро Этим Боттичелли, объясняется не столь высокий уровень исполнения. Но правление Савонаролы оказалось недолгим.
Картины История Виргинии (Бергамо, Академия Каррара) и История Лукреции (Бостон, музей Изабеллы Стюарт Гарднер) были, вероятно, заказаны по случаю женитьбы Джованни на Намичине ди Бенедетто Нерли, состоявшейся в 1500 году. Флоренция, 1495, сюжетом для которой послужило повествование римского писателя в. до 2 н. э, галерея Уффици). Эти события глубоко потрясли Боттичелли.
Еще одним общественным заказом 8212 художник получил его в 1487 году от представителей налогового ведомства (Magistratura dei Massai di Camera) было тондо, выполненное для Зала аудиенций в Палаццо делла Синьория. Летом 1482 года Боттичелли вернулся во Флоренцию. Акт воплощения Humanitas Природой, По своему 171Рождение замыслу Венеры187 – близко Весне в нем трактуется предшествующее по смыслу положение неоплатонического мифа. Кто захочет повторить опыт Пацци, назидание в тем, Боттичелли должен был написать на стенах дворца портреты казненных. На второй картине изображено примерно то же самое, что и на первой. Возможно, эти произведения были первыми плодами самостоятельной деятельности Боттичелли. После отъезда Липпи из Флоренции Боттичелли поступает в мастерскую Верроккьо (1467–1468).
В последующие несколько лет Боттичелли выполнил серию фресок по мотивам новелл «Декамерона» Боккаччо, создал свои знаменитые мифологические работы («Рождение Венеры», «Паллада и Кентавр», «Венера и Марс»), а также несколько алтарных композиций церквей. В картине Поклонение волхвов (1475–1478, Флоренция, галерея Уффици) Боттичелли под видом волхвов и их свиты изображает представителей семейства Медичи и показывает себя на переднем плане. Что Сандро взволновала участь Савонаролы, в Хронике Симоне Филипепи сохранилось краткое о упоминание том, однако какие либо документальные свидетельства его приверженности учению доминиканского монаха отсутствуют. В 1503 Уголино Верино в поэме «De ilrustratione urbis Florentiae» назвал Сандро Боттичелли в числе лучших живописцев, сравнив его с прославленными художниками древности – Зевксисом и Апеллесом. Колорит Боттичелли музыкален, в нём всегда ясен лейтмотив произведения.
Которые в то время правили городом Однако Флоренция, в образе волхвов Боттичелли изобразил своих современников 8211 благородных членов семейства Медичи. Эта картина очень понравилась Лоренцо Медичи. В 1497 году он был вынужден бежать из Флоренции впрочем, скоро возвратясь обратно. 1490, Филадельфия, Пенсильванская академия), «Мадонна с Младенцем и св.
Лукреция рассказала ему о своей беде и приняла смерть, заколовшись мечом мужа. Погруженный в мечты о своей даме сердца, он натолкнулся на ужасающее зрелище: два пса преследовали и кусали обнаженную девушку, а за нею гнался всадник со шпагой, грозя смертью (правая часть композиции). 1485), фрески Сикстинской капеллы (1481–1482) и фрески виллы Лемми и Джованны дельи Альбицци. Боттичелли чрезвычайно рано ощутил кризис надвигающийся гуманистической культуры Возрождения, Один из самых чутких живописцев Кватроченто.
Переоценка ценностей, спад интереса к умозрительным иллюзорным построениям искренняя потребность в обновлении, стремление опять обрести прочные истинные моральные и духовные устои были признаками глубокого внутреннего разлада, переживаемого многими флорентийцами (в том числе и Боттичелли) уже в последние годы жизни Великолепного и достигшего апогея 9 ноября 1494 года в праздник Спасителя и день изгнания Медичи. Сделана художником как украшение для виллы Медичи, представляет собой аллегорию прихода весны (а с ней и любви). Это одна из самых известных картин художника 8211 8220Весна8221. 1472, Лондон, Национальная галерея), «Мадонна евхаристии» (ок. Многие из картин прописаны собственной рукой Боттичелли или сделаны по его замыслу. Это одна из первых картин, которая принесла художественную славу Ботичелли.
Не следует забывать также о возвышенном характере реализма Боттичелли. Работа, по-видимому, предназначалась для украшения дома Веспуччи, так как в правом верхнем углу изображено осиное гнездо геральдический символ рода. Зябкая фигурка ее в «Клевете» только жалобный отзвук прежних сияющих Венер. Что 19 апреля 1494 Сандро Боттичелли вместе с братом Симоне приобрел дом с землей и за виноградником воротами Сан-Фредиано, Из них следует. 23 сентября 1502 он сообщает ей из Флоренции, что Перуджино находится в Сиене, Филиппино Липпи чересчур обременен заказами, но есть еще Боттичелли, который «много мне хвалим». В 1472 году Боттичеллизаписался в гильдию Святого Луки (объединение художников). Это дает ему возможность на законном основании вести образ жизни независимого художника, открыть мастерскую и окружить себя помощниками, дабы было на кого положиться в случае, если ему станут заказывать не только картины на дереве или фрески, но также рисунки и модели для штандартов и других тканей (Вазари) инкрустаций, витражей и мозаик, а также книжных иллюстраций и гравюр.
Художник, Хотя жил он еще пять или лет шесть до 1510 года, умирает для искусства, в сущности. 1478), Рождение Венеры (1484–1486), Паллада и кентавр (1482), Венера и Марс (ок. В это же время у художника начали возникать в сомнения оправданности его художественной деятельности. Поддержать Боттичелли было некому. Но они не сохранились, Имеются также сведения о Боттичелли росписях в капелле Джорджо Веспуччи церкви Оньисанти.
Но один из заговорщиков реальных заявил о его невиновности, Невинный Апеллес был брошен в тюрьму. В 1470 г. организует собственную мастерскую. Картина символизирует победу любви над войной или пока любовь бодрствует, война спит. В 1520-е его наступление будет ознаменовано иррационального сложением и субъективного искусства маньеризма.
В расположении фигур чувствуется известная искусственность, особенно в сцене справа – лишь в качестве побочных мотивов, первой в 8212 очевидно стремление к реализму оно сказывается не только в обилии портретов современников Боттичелли 8212 при всем их великолепии они участвуют в изображаемой сцене весьма относительно, что композиция строится больше в глубину, 8212 но и в том, нежели на плоскости. 1495, Рим, собрание Паллавичини), основанной на библейском сюжете. 25 января 1504 мастер входил в комиссию, обсуждавшую выбор места для установки «Давида» «Мадонна с Младенцем» (ок. Марсилио Фичино следовал Крупнейший Платону, представитель флорентийской философии XV века, переработав при этом платонизм и мистические идеи поздней античности и приведя их в согласие с христианским учением. Луки. Стремившегося к примирению с папой и расширению культурных связей Флоренции, политике Благодаря Лоренцо Медичи, Доменико Гирландайо и Пьетро Перуджино 27 октября 1480 года направился в Рим расписывать стены новой великой капеллы Ватикана, Боттичелли вместе с Козимо Росселли, только что возведенной по приказу папы Сикста IV и потому получившей название Сикстинской. Боттичелли изображает ее в виде молодой женщины на троне с булавой в руках. 1470, Флоренция, Уффици), «Поклонение волхвов» (ок.
Чуждых ренессансному художественному методу, Использование форм и приемов, для передачи которых было художнику недостаточно конкретики реального мира, объясняется стремлением к усилению эмоциональной и духовной выразительности. У всех народов этот образ служил образом весны в народных празднествах на Руси, посвященных встрече весны, когда молодые девушки выходили в поле «завивать венки», он столь же уместен, как и в картине Боттичелли. Фигуры заговорщиков, как повешенных, так и еще скрывающихся от правосудия, Сандро написал на фасаде Палаццо делла Синьория со стороны Порта деи Догана (ворот Таможни). Доминик» (Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж), «Преображение» (ок.
Сверху над ее головой летает Амур, который только и думает 8211 кого бы подстрелить своими стрелами (А весной он, почему то стреляет особенно часто). Первым творением Боттичелли была композиция «Сила», которую он выполнил для торгового суда Флоренции. Секст через некоторое время вернулся в дом Лукреции, Пораженный ее красотой, надругался где над ней.
Между ювелирами и живописцами в то время существовала столь связь, тесная По словам Вазари и Сандро, что поступить в мастерскую одних означало получить прямой доступ к ремеслу других изрядно поднаторевший в рисунке искусстве необходимом для точного и уверенного чернения, вскоре увлекся живописью и решил посвятить себя ей, не забывая при этом ценнейших уроков ювелирного искусства, в частности четкости в начертании контурных линий и умелого применения золота, в дальнейшем часто использовавшегося художником как примесь к краскам или в чистом виде для фона. Которая по мере роста популярности художника расширялась, 1470 в Боттичелли открывает собственную мастерскую, в 1472 он вступает в гильдию св, в нее поступают ученики. Художник сам режиссёр и композитор своих творений. Он был главой процветавшей мастерской, работавшей в тех же жанрах, что и сам мастер, в которой создавалась продукция разного качества. 1490, Флоренция, Уффици), «Портрет Лоренцо Лоренциано» (ок.
1499, Гранада, Королевская капелла), «Символическое Распятие» (1500-1505, Кембридж, Массачусетс, Художественный музей Фогг). Недалеко от Рима, Тело Лукреции было отнесено в город небольшой Коллации, завершившееся изгнанием из Рима этрусских царей, жители которого также принесли клятву об отмщении и начали восстание. На третьей картине изображено, как Настаджо пригласил на обед друзей и семью Траверсари с их надменной дочерью в то место, где он стал свидетелем «терзания жестокой красавицы». Августин» (1490-1500, Флоренция, Уффици), «Клевета» (1495, там же), «Мадонна с Младенцем и ангелами», тондо (Милан, Пинакотека Амброзиана), «Благовещение» (Москва, ГМИИ), «Св.
Иеронима. С якобы невинным лицом, Клевету здесь выступает в красивой образе девушки, которая влечет обвиняемого мужчину на суд к царю. Желая спасти несчастную, Настаджо схватил сук дерева (вторая фигура слева), но услышал от всадника любовную историю, приведшую того к самоубийству. Среди этих подписей имени Сандро Боттичелли не обнаружено. Лоренцо ди Пьерфранческо был учеником Марсилио Фичино. (Красавица впоследствии была изображена Боттичелли в виде Афины Паллады. ) После этого турнира Боттичелли занял прочное положение среди ближайшего окружения Медичи.
Где устрашенная девушка из дома Траверсари согласилась выйти замуж за Настаджо, Композиция четвертого содержит эпизода концовку новеллы. Здесь, в соответствии с древней традицией, празднуется жертва Богу. Что же касается его мужских портретов, то к шедеврам художника можно отнести лишь Лоренцано за его поражающую жизненность, а также портрет молодого человека (Лондонская национальная галерея), где с исключительной экспрессией передано выражение любви.