Передача про картину Босха "Корабль дураков". Макарова Инна Сергеевна МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА) // Известия РГПУ им. Герцена статьяавторМакарова Инна СергеевназаглавиеМИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА)изданиеИзвестия Российского государственного педагогического университета им. Мифопоэтический ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (анализ поэмы С. Бранта и картины И. Босха) древнейшего мифопоэтического образа создало фундамент для формирования нового мифопоэтического образа Корабля дураков. Мифопоэтический ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА).
Макарова Инна Сергеевна "МИФОПОЭТИЧЕСКИЙ ОБРАЗ КОРАБЛЯ ДУРАКОВ В ИСКУССТВЕ СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (АНАЛИЗ ПОЭМЫ С. БРАНТА И КАРТИНЫ И. БОСХА)" Известия Российского государственного педагогического университета им.
Последняя реплика, утверждающая глобальную миссию данного поэтического произведения, призванного наставить человечество на путь истинный, с самого начала указывает на высокое предназначение «Корабля» в контексте всей европейской культуры роль универсальной притчи, мифа, легенды, чем и должно было предстать творение Бранта на рубеже веков. Они все на одно лицо» 2, с. 82. Рисунок «Искушение св. Светотеневые контрасты, Крепкий рисунок, динамика все ракурсов тонко рассчитано в этих шедеврах Босха, богатство типажей.
Антония, фигура которого повторяется на листе четыре раза. Статья посвящена анализу мифопоэтического образа Корабля дураков в искусстве Северного Возрождения примере на одноименных поэмы немецкого сатирика Себастьяна Бранта и картины нидерландского живописца Иеронимуса Босха. свидетельствует и последняя глава «Мудрец». Примечательно, что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к печали, но и к размышлениям. Вместо руля сухая ветка, Мачта проросла, веслом служит огромная ложка в руках увлеченного игрой крестьянина и та оставлена присмотра, без двое грешников, погрязших в пучине порока, всячески препятствуют продвижению корабля, словно желая навеки оставить его в этой мутной стоячей воде. Последний персонаж интересен еще и потому, что именно он, лицедей, главное действующее лицо площадного фарса, на «празднике жизни», устроенном на «Корабле дураков», единственный оказывается в стороне от происходящего обществу, в котором люди превратились в шутов и предаются всевозможным глупостям, нет нужды в скоморохе. Одной из целей деятельности Братства Богородицы в Хертогенбосе было устройство таких представлений, Так, нравоучительных пантомимы, зрелищ, среди которых особым успехом пользовалось представление искушений св.
Также предоставляется широкий ассортимент рам. «Высмеять, писал он, это лучший способ осудить». gt "Что делать. На весь этот шабаш из ветвей дерева, невозмутимо взирает сова. Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые сравнивают со знаменитой гравюрой Дюрера «Меланхолия». Что содержание эскиза восходит к одноименной книге гуманиста известного Себастиана Бранта, Некоторые исследователи считают. В эту жизнь были втянуты и религиозные общины. Как и другие старые мастера, Так же, а затем покрывать их легким телесным тоном, он имел привычку рисовать фигуры на белом грунте оставляя доски, в некоторых местах грунт непокрытым».
Появившимся в эпоху Средневековья, Художник часто к обращается бестиариям сочинениям, примерно в XII веке. Силой своей, Антоний, противится шквалу порочных видений, он которую получает по милости Божьей, а сможет ли всему этому сопротивляться обычный смертный. «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их» – – определяют тему живописного этого пророчества, Начертанные на развевающихся свитках слова.
Увенчанные дурацкими колпаками, Его герои в нарядах, шутовских живут вне времени и вне пространства. Рулевой этого корабля шут в нелепом костюме и колпаке с бубенцами. Босх, по мнению Сигенсы, является единственным художником изобразившим «внутреннего человека». Штандарт со знаком Луны – крышка стола и кувшин на нем аллегория пьянства, опять Здесь появляется знакомая символика. Четыре столетия спустя его неожиданно влияние проявилось в движении экспрессионистов и позднее – в сюрреализме – Творчество Босха кажется странно современным.
С одной стороны, об этом говорят многочисленные аналогии, что проводит Брант, сопоставляя фантастические приключения царя Итаки на пути к дому и перипетии глупцов, направляющихся в вымышленную Нарраго-нию, в частности, в сорок восьмой главе «Корабль бездельников»: «Мы много сказочных созданий / Встречали на путях скитаний // Шли мимо острова сирен. Любитель книг. Так как несколькими страницами далее Гвиччардини сообщает: «Большинство здешних людей в той или иной мере владеет грамматикой и почти все, вплоть до крестьян, умеют читать и писать. ), белилами на серой бумаге. Порадуйте себя, Сделайте подарок друзьям и близким, представьте интересные плэйкасты всеобщее на обозрение. Солнечной долиной и по сравнению этой с трепетной, дерево-яйцо кажется особенно уродливым, расстилающейся до горизонта, чуждым, враждебным этой прекрасной природе.
Морально-этическая позиция Босха, пессимистическая ирония которого превращала ущербную реальность современного ему мира в предостерегающее видение будущей судьбы человечества, по сути, родственно умозрительно-философским и глубоко человечным идеям Эразма, который призывал католиков и протестантов к миру и пониманию. Несомненно, Уникальная для нидерландской живописи композиция сложилась, на которой она написана, в результате назначения специфического доски. В них выражается отношение людей того ко времени всему необычайному и причудливому как к живой реальности. Другие полагают, что это сатира на пьянство монахов.
Они предельно выразительны при лаконизме используемых мастером средств, Одетые в разнообразные самые рубища. Ведь недаром Карел ван Мандер в своей «Книге о художниках» отмечал: «Свои произведения он часто писал одним ударом кисти. Люди, животные, птицы с недоумением взирают на это чудище, приплывшее неведомо откуда.
«вот вам дурак библиофил / Он много ценных скопил книг / Хотя читать их не любил // lt – в таком культурно-историческом контексте остросатирические ремарки Бранта звучат особенно злободневно. Известный флорентийский гуманист Л. Гвиччардини, путешествовавший в те времена по Нидерландам и создавший свое «Описание всех Нидерландов», воспринимает как реальность многое странное и необычайное. Кто же именно плывет на утлой лодчонке брабантского художника. Сатира базельского поэта на передний план выдвинула целую «дурацкую флотилию», направляющуюся из Дуроштадта в Глу-пландию, предъявив миру его собственное недвусмысленное отражение. Помимо всего прочего, в пышной листве верхней кроны столь причудливого дерева-мачты зритель замечает уродливый лик, напоминающий оживший человеческий череп, на деле являющий собой голову совы птицы ночи, символ греха и неверия, которая у Босха служит «аллегорией беспросветно темной, не освещенной светом веры прошлой жизни человека» 5, с. 125, за которую ему вскоре придется понести соответствующее наказание. Наконец, Истинные ценители имеют живописи возможность, украсить свой дом любимыми произведениями.
Желая представить на страницах своего произведения всевозможные типы дураков, Брант представляет читателю не просто фантастический корабль, населенный глупцами всех сортов, но огромную флотилию разнородных судов: «Галеры, шхуны, галиоты / Баркасы, шлюпки, яхты, боты //» 2, с. 34, среди которых оказывается и сухопутный транспорт («Собрал я также экипажи / Фургоны, дроги, сани даже //» 1, с. 34. ди. Позднее персонажи его алтаря «Искушение св. С другой стороны, плавание в «Глупландию вокруг земли» 1, с. 154, в которое пустился «народ болванский» 1, с. 154, является аллегорией нравственного испытания человека лишь с достоинством пройдя через него, он удостаивается чести причалить в желанной гавани.
Антония» это выполненный пером и бистром рабочий набросок. Вместо мачты корабля растет живое дерево Майское, вместо руля сломанный сук. Правой рукой он держится за дерево-мачту, Как видит зритель, служащей столом, в то время его как левая рука покоится на доске – монах прочно обосновался на своем месте. В центре беспутства беспечно пьянствуют и монах веселятся с монахиней явный намек на нравственное падение Церкви. Даже дьявол в образе свиньи спокойно застыл рядом с Антонием, как прирученная собака.
Антония», попавшего в Лиссабон, служили образцами для театральных костюмов во время карнавалов, устраиваемых в этом городе. Образы чудищ в экспрессивных позах нарисованы свободно и непосредственно. 2 Босх Хиеронимус (около 1450/60–1516), великий нидерландский художник. Присутствие которого сатирически обличает обычаи нравы и того времени, Верховодит на корабле шут.
Заимствованная мастером у Средневековья, Символика корабля, ведущую грешные души к Царству Небесному, собой олицетворяет Церковь. Однако и современники художника восторгались мудростью и оригинальностью его искусства. Тонко подмечающий характерные детали человеческого поведения, Талантливый бытописец, на страницах своей поэмы Брант сумел создать удивительно жанровые реалистические зарисовки. Начертанные на развевающихся свитках слова: «Ибо они народ, потерявший рассудок и нет в них смысла» и «Сокрою лицо мое от них и увижу, какой будет конец их», – определяют тему этого живописного пророчества. gt Вам скажут: "А. В мифологии Босха сова представитель потустороннего мира, который изобличает зло на картине, вперив свой пристальный мрачный взор на палубу, она выступает в качестве грозного судьи веселящихся грешников.
Умение изобразить движения души человека, Яркая достоверность произведений Босха, торговца и калеку, удивительная способность нарисовать толстосума нищего и – все это отводит ему важнейшее место в развитии жанровой живописи. «Именитый мастер» – так называли Босха в Хертогенбосе, которому художник оставался верен до конца своих дней, хотя прижизненная слава о нем распространилась далеко за пределы родного города. Сутяжничество, На страницах поэмы Брант высмеивает беспощадно дурные манеры, надувательство, подхалимство. Их авторы уподобляли животных образам и понятиям религии и морали, расшифровывая их как иероглифы, противопоставляли животных, символизирующих Христа (орел, феникс, пеликан), тварям, вызывавшим ассоциации с адскими силами (жаба, обезьяна).
То есть к греховности человека, в те времена физическое уродство приравнивалось уродству к духовному. В сущности, в заключительных строфах одной из последних глав («Корабль бездельников») Брант напрямую говорит об альтернативах, открывающихся перед «пассажирами» его «Корабля»: вначале указывая на спасительную для человека возможность искоренения зла в своей душе («Бери кормило в руки и смотри / Плыви рассчитанным путем / И мудрым мы тебя сочтем //» 1, с. 157, а затем нераскаявшимся грешникам предрекая страшную гибель в морской пучине («А мы ведь горе-мореходы / Мы терпим поделом невзгоды lt. Города жили тогда карнавалами до трех месяцев в году. Но из дупла виднеются колосящиеся травы. Смелые жизненные наблюдения, Поэтические пейзажные к фоны, воплощению в гротескно- сатирической форме широкой картины народной жизни способствовали становлению творческой манеры Питера Брейгеля Старшего и других художников. Босх 3 Стиль Босха уникален и не имеет аналогий в нидерландской живописной традиции, метко схваченные художником Иеронимом Босхом народные типы и бытовые сцены подготовили почву для формирования нидерландского бытового жанра и пейзажа тяга к иронии и иносказанию.
lt. Майское Дерево и сова символы зла, Лютня аллегория женского полового органа и ереси дьявола в Средние века. корабельный» 1, с. 154, что совершил в поэме Бранта столь многочисленный «народ бездельный» 1, с. 154, подобен гомеровской «Одиссее».
На «Корабле дураков» собраны представители практический всех слоев социума. Как отмечает Паола Волкова, «Они не персоны они персонажи балаганного действа. Особенно проявившееся в народном Празднике дураков, Здесь сказалось и характерное для эпохи Босха карнавальное начало, например шутовское богослужение с ослом или употребление башмака кадила, вместо представляющем собой как бы изнанку официальной церковности. Не считавшего возможным для утверждения каких бы то ни было высоких истин прибегать к насилию, привлекал Их гуманизм Эразма.
Штрих его пера приобретает легкость и виртуозность. Присущей старому нидерландскому мастеру, этих в словах звучит восхищение глубиной мировидения. Многие художники этих направлений в живописи создавали полотна на картины сюжет Искушение святого Антония.
Босх переводит сухую символику на изобразительный язык художественных образов. Во многом сходен с этим персонажем другой «игрок с блином», написанный Босхом в самом центре картины, в отличие от его спутников он изображен с закрытым ртом и глазами, а на лице выражение полной отрешенности от происходящего. Образы животных у Босха многоликие символы, часто не поддающиеся однозначному толкованию.
Виртуозным и мы можем благодаря этой манере любоваться живым, его неповторимым рисунком, утонченным. Им настолько привычна сия наука языка, Более того ибо здесь имеется почти неисчислимое множество тех, что это достойно уважения и восхищения, кто, хотя и не бывал никогда за пределами страны, помимо своего языка материнского может говорить на разных других, главным образом на французском, который им хорошо знаком но многие говорят и на немецком, английском итальянском испанском, а другие и на некоторых более экзотических языках». " / Хоть в них не смыслю ни аза / Пускаю людям пыль в глаза // lt. Словно Мировое Древо, мачта произрастает в самом центре вселенной «Корабля» Босха и делит ее на два царства небесное и подземное, два мира праведников и грешников. Противостоящих пороку, Большинство сюжетов картин Босха граничит с из эпизодами жизни Христа или святых или почерпнуты в аллегориях и пословицах о человеческой жадности и глупости. Незавуалированное изображение Церкви (корабля), которая погрязла в грехе и моральном распутстве, но все же управляет людьми, совершенно не заботясь о спасении их душ. 4 Считается, что это ранняя работа Босха: между 1475 и 1480 годами.
Босх был одним из лучших рисовальщиков, каких знает мировое искусство. Молоком и другими продуктами позже она научилась прясть и исполнять другую работу, Эту женщину они одели и приучили питаться хлебом, выполняла также другие церковные обряды, вела себя честно и преклоняла колени алтарем, перед подражая своей хозяйке и прожила много лет, оставаясь немой». Символизирующее греховность и суетность, На переднем изображено плане сухое дуплистое дерево. Быстрое выполнение заказа безопасная и доставка порадуют каждого покупателя, Демократичная цена. То Ваша заявка будет добавлена в очередь и появится на главной странице при же первой возможности, Если все свободные места уже заняты. Труды Августина и Альберта Великого, окончивший «латинскую школу» Хертогенбоса, проповеди Дионисия Картузианца и «Зерцало вечного спасения» Яна Рейсбрука ван (XIV в. ), «Паломничество человека» Гийома де Дигюльвиля (1330 г. ), жития святых, особенно святого Антония, «Золотую легенду» Иакова Ворагинского, «Видение Тнугдала» изданное в Хертогенбосе в 1484 году – книгочей-интеллектуал Босх, Кроме Библии, мог читать следующее.
Подобная композиция может быть воспринята в качестве на аллюзии ветхозаветное деление животных Ноева ковчега на чистых и нечистых, По всей видимости. Картина буквально перенасыщена двузначными символами. Добавляя анонс, вы автоматически соглашаетесь с Особый интерес представляет картина «Корабль дураков», написанная в промежутке между 1495 и 1500 годами.
«Корабле» являются церковные служащие. По лестнице, торчащей из кувшина, карабкается обезьяна символ низменной природы человека. Кроме Библии, книгочей-интеллектуал Босх, окончивший «латинскую школу» Хертогенбоса, мог читать следующее: труды Августина и Альберта Великого, проповеди Дионисия Картузианца и «Зерцало вечного спасения» Яна ван Рейсбрука (XIV в. ), «Паломничество человека» Гийома де Дигюльвиля (1330 г. ), жития святых, особенно святого Антония, «Золотую легенду» Иакова Ворагинского, «Видение Тнугдала» изданное в Хертогенбосе в 1484 году. Очевидно, что взгляд Босха на современное ему общество лишен идеализма созданное им живописное полотно полно горького сарказма и самое большее, на что уповает художник для пассажиров своего «Корабля», для самого себя и человечества в целом, это Чистилище, где будет дан последний шанс, чтобы покаяться. И в этом проявляется двойственность мировосприятия Босха и его современников. В левую руку пятого «игрока» художник вложил один из своих излюбленных символов, непременный атрибут целого ряда аллегорических полотен, деревянную ложку (символ расточительства) невероятных размеров, которая, в данном случае используется в не свойственной ей роли весла.
Плоскость и уродливость фигур делает их схожими с гротескными масками. Разъясняющими смысл изображенного цитатами из Второзакония, Эта работа – одно из наиболее ясных и нравоучительных произведений Босха снабжено и подробными. Где цитаты из Второзакония с глубоким пессимизмом пророчествуют о судьбе человечества, Своеобразна композиция симметрично расположенных окружностей и разворачивающихся двух свитков. Результатом доступности книжной продукции становится мода на книги, однако общий уровень образованности в среде обывателей, в конце XV века оставляющий желать лучшего, зачастую приводит к бессистемному накапливанию книг, независимо от их содержания и тем более без необходимости эти книги читать. В окружностях – первое изображение Босхом Ада и существующая в единственном числе Небесного интерпретация Рая. Увещевания и предостережения сближало философа и художника, Обращение человеку к словом убеждения. Плоть до конца XV в века европейском искусстве не существовало обыкновения зарисовывать подлинные впечатления от натуры в ее реальном обличье.
Достославное плавание «Из Дуроштадта в край глупландский» 1, с. 154 возможно трактовать и как пребывание души грешника в чистилище из которого он либо отправится в рай, либо попадет прямиком в ад. Приведенное утверждение представляется весьма вероятным: ведь согласно средневековой иконографии, корабль выступал в качестве символа христианской церкви, а его пассажиры являли собой души праведников, путешествующих в предуготованный им Рай следовательно, плавание его антагониста, «Корабля дураков», т. е. «корабля грешников», символ перехода нераскаявшихся Внимание зрителя привлекает фантастическая мачта «Корабля дураков», на деле являющая собой ветвистое дерево его тонкий силуэт, разбиваемый на две равные части пышной листвой крон, становится своего рода стержнем, связывающим две половины холста. gt Я книги много лет коплю / Читать, однако, не люблю / Мозги Брант подвергает остракизму не только заядлых греховодников и невежд: «Корабль дураков» также населяют модники, негодные воспитатели, слуги двух господ, болтуны, ревнивцы, непослушные больные, врачи-шарлатаны, танцоры, нищие, злые жены, астрологи, охотники, хвастуны игроки. Искусство Босха тесно граничит с народными театрализованными представлениями. Так, повествуя о Харлеме, он сообщает: «В этот город (согласно тому, что описывают хроники Голландии и утверждает народная молва) в 1403 году доставили морскую женщину, обнаруженную в одном из голландских озер, куда, очевидно, ее забросили морские бури. Картину Босха «Семь смертных грехов», написанную в ранний период, по функциональному назначению определяют как столешницу или навершие купели.
Ставшую переходным этапом от средневековья к Новому времени и, в ренессансную эпоху, периодом культурного расцвета в странах Западной Европы, что более на важно, фоне совершающихся географических открытий, образ корабля получает свое дальнейшее развитие в лоне западноевропейского искусства. Разврат, чревоугодие, любострастие царят на неустойчивом и эфемерном корабле. Иероним Босх в своих многофигурных композициях, Один из наиболее ярких мастеров раннего Северного Возрождения, пословиц и притч сочетал изощренную средневековую фантастику, картинах на темы народных поговорок, порожденные безграничным воображением гротескные демонические образы с сатирическими фольклорно- и нравоучительными тенденциями, с необычными для искусства его эпохи реалистическими новшествами.
Учитывая негативное отношение к дискредитировавшей себя католической церкви и к ее в представителям эпоху Реформации, Подобная трактовка не удивительна. Мастерски иллюстрированная гравюрами Альбрехта Дюрера, Подобное художественное переосмысление Поэма Себастьяна Бранта, в котором образ Корабля дураков получил свое художественное стала осмысление, первым значительным произведением западноевропейской литературы. Далее следует пропойца изображенный на носу утлой лодчонки, в приступе рвоты он свесился за борт, ухватившись правой рукой за высохшую ветку символ истощенных жизненных сил, который усиливается другим атрибутом прикрепленной к сухой ветке дохлой рыбой традиционным символом христианской веры, которая на «Корабле дураков» умерщвлена и вывешена за борт. Основоположник жанра и пейзажа в европейской живописи тогда переживал зрелый период своего творчества.
Размышляющего о природе Зла, у Босха изображение внутреннего конфликта человека, о желанном и запретном, о лучшем и худшем, вылилось в весьма картину точную порока. 5 На мадридской доске Босх изобразил «земное» искушение святого Антония, когда дьявол, отвлекая его от медитации искушал земными благами. Они плоские и уродливые, Все фигуры на картине вызывают антипатию, а и неустойчивость эфемерность корабля подчеркивает бессмысленность всего происходящего, будто неумелые маски. Хосе де Сигенса, будучи в начале XVII века библиотекарем Эскориала, хорошо знал картины Босха. Напоминающее гигантскую ореховую скорлупу утлое суденышко, на борту которого пестрая компания самозабвенно предается плотским удовольствиям, написано мастером на фоне зеленой листвы и туманного пейзажа с расплывающимся горизонтом гармоничный, безмятежный природный ландшафт и бушующая гамма резких цветовых контрастов с первого взгляда, брошенного зрителем на холст, сообщают всему изображению отчетливый символизм: «Мир прекрасен, он создан богом для человека, но в нем царствует зло оно принимает форму глупости, грехов и пороков и земная жизнь человечества это путь к возмездию, к кошмарам преисподней это дорога в ад» 5, с. 18. gt А после в море разъяренном / Равно погибнуть суждено нам //» 1, с. 156-157.
Недаром «величайшим гением среди сатириков» называет его крупнейший австрийский искусствовед Отто Бенеш. Качественная репродукция одной из самых знаменитых и загадочных картин «почетного профессора кошмаров» заметно оживит любой современный интерьер. Так, великий испанский драматург Лопе де Вега называл Босха «великолепнейшим и неподражаемым художником», а его работы «основами морализирующей философии». В мировоззрении культурной среды, сформировавшей Босха, причудливо смешались традиционные народные верования и идеи гуманистов, духовная практика всевозможных братств (известно, что Босх был членом Братства Богородицы) и наставления проповедников, странствующих по городам Нидерландов.
Кто-то объедается до икоты, Кому-то плохо от чрезмерно выпитого вина, гребет что черпаком как будто веслом, а кто-то настолько отупел, пытаясь ускорить движение корабля. реди причудливых созданий, населяющих картины Босха, особое место занимают животные. Антоний для нечистой силы – вне досягаемости. Так и неизвестным нам композициям, в конце своего творческого Босх пути создает несколько вариантов «Искушения святого Ан подготовительных рисунков как к известным. Он создает гротесковый образ.
Наивное и изощренное оно завораживает людей ощущением какой-то тайны, Творчество Иеронима Босха одновременно – и новаторское традиционное известной одному художнику. Пластичность, объемность, некоторую тяжеловесность «Корабля» сменяет легкость, пространственность рисунка «Человек-дерево в ландшафте», выполненного пером и бистром. Каждый штрих, каждая деталь имеет особое значение. Лишь разогнав мрак невежества и повернувшись в сторону просвещения, На страницах изданной в 1494 году поэмы ее автор представал в роли грозного обличителя глупости, человек мог рассчитывать благоденствие на в обоих мирах – которая единственная была повинна во всех бедах человечества.
Возможно, художник также апеллировал к работам своего предшественника Питера ван дер Хейдена, чьим творчеством Босх вдохновлялся в годы обучения живописи в Харлеме и Дельфте: речь, в частности идет о «Корабле дураков» (1559 г. ) и «Паруснике» (1562 г. ) обе гравюры изображают утлую лодчонку, на борту которой, в окружении символических атрибутов, что впоследствии перекочуют на борт «Корабля» Босха, весьма разношерстная публика предается бездумному веселью. А Босх лишь расширил поле этой битвы, Природа воспринималась как арена постоянной борьбы добрых и злых сил, перенеся ее в необъятное человеческой пространство души. gt Писанья эти ничему / Теперь не учат. " думал я // И вот решил создать дурацкий флот» 1, с. 34. Художник ищет образ св. Сова на ветке символизируют ересь и зло, Розовый флаг с полумесяцем, белая лютня разврат и многие другие, блюдо с вишнями и кувшин металлический за бортом любострастие.
Примечательны предметы, поставленные на него Босхом: оловянный стакан и блюдо с двенадцатью (по одной на каждого «пассажира») вишнями оба символы похоти. Что под словом «меланхолия» тогда понималась склонность не только к печали, Примечательно, но к и размышлениям. Картину «Святой Антоний» или иначе «Искушение святого Антония» ученые сравнивают со знаменитой Дюрера гравюрой «Меланхолия». еронимус Босх (1450–1516) был одним из образованнейших людей своего времени. край глупцам обетованный рай» 1, с. 154, становится невежество (глава «О бесполезных книгах»).
Слова эти не литературный прием. Пороков и заблуждений актуальных в любую историческую эпоху, Так в карнавальном шествии читателем перед проходит длинная вереница всевозможных людских грехов. При этом именно эти герои написаны Босхом в наибольшей близости к заветному масленичному блину их глаза с жадностью взирают на близкую добычу, а рты широко раскрыты (символ алчности).
Емко характеризуя современный ему век в «Предисловии» («В ночь и тьму / Мир погружен, отвергнут богом / Кишат глупцы по всем дорогам //» 1, с. 34, Брант утверждает центральную идею поэмы обличение глупости как корня всех зол. Если внимательно проанализировать поведение каждого из участников «плавания» и атрибуты, которыми их снабдил художник, становится ясно, кому из них автор картины пророчит Чистилище и, следовательно, надежду на спасение души, а кому указывает на прямую дорогу в Ад. В дальнейшем мир причудливых Босха образов питали фантастически-романтические искания многих художников XIX–XX веков. gt А кто на тех и тех плюет / Тот угодит в дурацкий флот lt. Его круглая спина, поза, замкнутая сплетенными «в замок» пальцами рук, говорят о крайней степени погружения в медитацию.
Они, напротив, представляют сатиру на все греховное. С помощью мелких точек он передает воздушные дали, город и гавань с кораблями вдали, колокольни, нежные перистые облачка, ветви деревьев. Существует немало догадок относительно источников вдохновения Босха при создании им своего «Корабля». Одним из таких участников морского путешествия является уснувший крестьянин, укрывшийся на корме, будто бы устав от нескончаемого разгула рядом с ним художник изобразил большой медный кувшин (символ похоти), который, однако, находится не в самой лодке, а спущен за борт и наполовину погружен в воду (. ).
Кто на нее Картина смотрит, ясно дает понять всем, т. к. он никем не управляем, что будущего у этого корабля нет, люди беспокойны и рано или поздно перевернут корабль, он медленно пойдет ко дну. Публикация в 1500 г. знаменитого сборника Эразма Роттердамского «Пословицы» сразу же стала настольной книгой многих художников. Таким образом, в отличие от церковных проповедников, разделяющих весь род людской на праведников и грешников (одним возвещая небесные радости, а другим пророча адские муки), Брант высказывает просветительскую идею надежды человека на спасение, при условии познания им собственной натуры и желания ее исправить. Босх в своих листах тщательно изучает нищих, «классифицирует» их по типам уродств, темпераментам, степени агрессивности. Они даны в подчеркнуто нравоучительном ключе, Семь смертных грехов изображены в сегментах всевидящего Божьего ока центре в композиции.
Антония, оформленное не без участия Босха. Работал главным образом в Хертогенбосе в Северной Фландрии. Многочисленные исследователи его творчества пытаются проследить круг духовных его увлечений. Босх одним из первых создает натурные зарисовки нищих, бродяг и калек.
С одной стороны, активно издается гуманистическая литература с другой, по всей стране открываются типографии, в печать попадает немало книг, лишенных смысла, здравого полных темных фантазий и досужих домыслов, задача которых затуманить сознание читателя – с началом новой эпохи начинает развиваться книгопечатание, Актуальность этой проблемы в современный Бран-ту век очевидна. / И на циклопа мы наткнулись //» 1, с. 155. Не имеющий представления о средневековом христианском мистицизме, отказе Человек, от мирских благ и от мира как такового, об аскезе и тот должен почувствовать настрой святого. Отметая обвинения некоторых ортодоксов в «демонизме» его работ, он считал, что, будь его живопись еретической, король Филипп II едва ли стал бы терпеть присутствие его картин в Эскориале. Рассеянных по музеям Европы и хотя сохранилось немногим более двух десятков рисунков, его выполненный кистью, по сути вся живопись великого нидерландского мастера представляет рисунок.
Другой герой крестьянин, участник масляничной игры, воздевший левую руку к небу с закрытыми глазами взирает он на происходящее вокруг буйство плоти рядом с ним Босх поместил шест с надетым на него кувшином перевернутый сосуд в иконографии живописца является символом духовной пустоты. Главным у Босха остается безудержной соединение фантазии с жанровостью, Но каков бы ни был сюжет, несмотря на явно абсурдную ситуацию, ощущение полнейшей естественности происходящего. во имя исправления рода человеческого» 1, с. 33. Соединение сухого дерева и разбитого яйца означает бесплодие. Вынося на передний план господствующие в мире под маской добродетели глупость и зло, в работах своих Босх осуждает и осмеивает все пороки человеческого общества. «душеспасительные книжки / Пекут у нас теперь в излишке – lt популярной в последние годы пятнадцатого столетия, Собственное сочинение поэт напрямую противопоставляет литературе, свое творение полагая ее долгожданной альтернативой.
Купить изображение можно на обычной/самоклеющейся бумаге или на холсте любого формата. Что касается остальных членов экипажа «Корабля дураков», тех, кого Босх изобразил в отличном от других ракурсе их поведение и сопровождающие мореплавателей атрибуты также не лишены символического смысла, в определенной степени пророчащего их дальнейшую участь. Примечательно, что содержанием первой главы, открывающей плавание «в лен-тяйский. Заблудившегося в волнах истории, Корабль эпохи Возрождения явился своим современникам в качестве символа государства, бессмысленно прожигающих жизни, сбившегося с верного курса и готового вскоре погрузиться в пучину небытия он стал аллегорией современного общества прибежищем без глупцов, оглядки на содеянное. Во многом и на это указывает сам поэт, «путь. Не исключено и то, что, создавая столь аллегорическую сцену «плавания дураков», Босх обращался к традиционным средневековым образам корабля Господа и корабля Живописное полотно кисти Босха изображает веселую компанию дураков как «обобщенный символ земной жизни, в которой безумие и порочность людей так тесно переплелись между собой, что уже непонятно, человеческая глупость или первородный грех направляют путь их корабля» 5, с. 18. Но это не пример «темноты Средневековья», почвы, где особенно прижились фантасмагорические образы Босха.
Таких как Ян ван Эйк или Рогир ван дер Вейден, Живопись Иеронима Босха совсем не похожа на творчество других худо ж того ников времени. Композиция картины продумана до мелочей. Он демонстративно отвернулся от пьяной компании и, сосредоточенно вглядывается в даль у его левого плеча торчит шутовская маска, что держит в руке, правой выражение которой, детально выписанное Босхом, представляется весьма трагическим – неспешно отхлебывая вино из чаши, Последним из этой шестерки пассажиров является паяц. Любопытно, что из трех вишен, лежащих рядом с блюдом, две находятся у самой руки монаха и одна около монахини, словно указывая на тех, кто более остальных предается запретным удовольствиям. Рассматривается этимология понятия «Корабль дураков» изучается аллегорическое содержание сатиры ба-зелъского поэта и живописного полотна брабантского художника, приводится анализ символов и художественных деталей, содержащихся в обоих произведениях и раскрывающих заложенные в них метафоры. Стоит отметить, что изображение самого лакомства, на которое так покушаются Зритель, переводящий взгляд от монаха к его верным спутницам, отмечает, что находящаяся напротив него, обеими руками сжимает лютню, в то время как другая, стоящая поодаль, левой рукой тормошит заспанного крестьянина, правой поливая его вином из кувшина у обеих в руках предметы, символизирующие сладострастие. По одной из версий, в основе сюжета лежит стихотворение Якоба ван Остворенса «Голубой корабль» (1414 г. ), повествующее о ладье, пассажиры которой во многом схожи с героями босховского судна без руля и ветрил.