Совершающей прогулку по весеннему саду, в ней изысканная красота и одухотворенность фигуры девушки, яркая зелень травяного ковра с воздушными шариками одуванчиков составляют особый мир – легкий, нежность вишен, цветущих зыбкий и эфемерно-прекрасный. И овцевод тоже увидел, Прошло немного времени, а при ней повязка, как его овца подкинутого кормит ребенка – девочку, шитая золотом, золоченые туфельки и золотые браслеты. Что становится невидимой, При этом сама поверхность неосязаема отражения – водная гладь предполагается настолько спокойной и зеркально-прозрачной и отражение в воде воспринимается наравне с реальными предметами. Свободной от ретроспективной темы и символистских иносказаний, в год последний своей жизни он создал образцы чистой пейзажной лирики.
Вставшая плотной стеной масса зелени в солнечных бликах смело обобщена. Чтобы быть ближе к московской художественной жизни, в этом же году художник с семьей покидает и Саратов перебирается в Подольск. Незаурядной личностью был дедушка будущего художника, Борис Александрович Мусатов. Их изображение не просто увенчивает устремленную ввысь вертикальную композицию. Вернее, мир действительный и отраженный оказываются подобными, взаимообратимыми. Не выделены из пейзажа, Фигуры детей в их белых платьях не акцентированы, как бы слиты с ним и растворя-ются в общей гармонии декоративной цвета, а напротив. Социальная и психологическая характе-ристика персонажей не занимает художника.
Голубое небо с белыми облаками дано лишь в отражении на поверхности водоема. Декоративность и полное отсутствие повествовательности главные особенности картины «Весна». Даже при очень большой одаренности, Художникам этого типа, редко добиться удавалось заметного положения в искусстве своей эпохи. Преобладающее значение имеет колорит. Импрессионистическая вибрация мазка претворена у Мусатова в чисто декоративный эффект матово мерцающей фактуры, напоминающей старинные гобелены (не случайно одну из своих картин 1901 года художник так и называет «Гобелен»). Все пронизывающий, медлительный ритм, проводимый с поистине завораживающей последовательностью и равномерностью через все многообразные Модификации силуэтов, форм и цвета изображаемых вещей, является у Борисова-Мусатова воплощенным символом всесвязующего и всепримиряющего духа жизни, выбывающим в воображении гетевский образ «вечно женственной» природы.
Все построено на полунамеках, полутонах, отчего произведение наполняется таинственностью, мелодией грусти старинной, как любил говорить Мусатов. Глубокий сумрак пространства, Центр композиции темный, открывающегося распахнутым за окном. В «Реквием» вложено не только чувство, но и мысль художника, его философское раз-мышление о смерти, не чуждое оттенка мистицизма. Там жили два пастуха, один пас коз, другой – овец, один был рабом, другой свободным.
Когда мальчику исполнилось 3 года, случилась трагедия. «Одиноким» художникам принадлежит теперь неотъемлемое место в общей картине культуры. И все будто наполнено теплым дуновением вечернего ветра, все овеяно поэзией. Первоначальное обучение Виктор получил в Саратовском реальном училище, где одним из основных предметов были рисование и черчение. скрывающем ее лицо.
Большая часть его работ, написанных между 1895 и 1900 годами, представляет собою серию подобных же опытов овладения системой импрессионизма таковы, например, этюд «Мальчик в шляпе» (1896-1898, Государственный Русский музей) или «Девушка с агавой» (1897, Государственная Третьяковская галерея), в которой осуществлена приведенная выше живописная программа или, наконец, картина «Гармония» (1899-1900, частное собрание в Москве) с ее подготовительными этюдами (Государственная Третьяковская галерея). В 1895-1897 годах он проводил каждую зиму в Париже, работая в мастерской Фернана Кормона изучая музеи и внимательно всматриваясь в творчество современных ему французских художников. Более мелкие светло-зеленые мазочки – освещенную листву дерева в глубине, Крупные мягкие раздельные мазки передают ощущение игры света на кустах сирени, открытым голубым и синим написан куст затененный за спиной Лены. Знакомый пейзаж: белый двухэтажный дом, парк, дорожка к дому. Медленно и трудно привыкала критика к своеобразию мусатовской живописи. Сколько от декоративного замысла, в своих цветовых построениях художник идет не уже столько от натуры.
Создается впечатление, что юный Борисов-Мусатов видел фотографию этой картины, когда писал Окно. Отец всячески поддерживал это стремление, покупал ему карандаши, краски. Скорее всего, Что-то произошло между ними – какой-то конфликт, с связанный сердечными делами.
Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, следует обратиться ко всей серии, от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, наконец, до завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея). Тонкая ритмическая организованность и музыкальная завершенность образа создают настроение Сочетание тихой, чистых и светлых красок, немного грустной праздничности. В этом городе прошла большая часть жизни художника. Что слева, Та, видно, с веером, очень удивлена, почему вдруг ее подруги нее от отвернулись.
Чем обыденная будничная реальность, Но мир казался воображения художнику богаче и значительнее. Если оно горит в лучах заката, Не веселит солнце, если в ней память отсиявших весен и – весна грустна. Не навязывая ученикам своих эстетических воззрений и своей собственной художественной манеры, Они передавали свойственное им умение владеть изобразительными в средствами воссоздании натуры. Они будто утешают этих странных, утонченных, экзальтированных женщин. Начиная с 1899 года одна за одной появляются работы, переносящие зрителя в волшебный мир.
Учился в МУЖВЗ (1890-91, 1893-95), впетербургской АХ (1891-93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона (1895-98) в Париже. С портретно переданным профилем – Надежда Станюкович, Юрьевна Сидящая спиной, давний друг семьи Мусатовых. Острые и меткие наблюдения идущие от живой натуры, своеобразно сочетаются в картине «Майские цветы» с сознательной условностью. Которое станет ее точнейшим переводом Если хотите, Затем я зрелище ищу это и есть символизм. Художник в конце 1903 года покинул и Саратов перебрался в Подольск, Желая быть ближе к Москве, затем в Тарусу. Небесная высь, опрокинутая на невидимую поверхность водоема, становится как бы глубиной бездонного пространственного колодца, на краю которого живут людские привидения, – своего рода живописный аналог образу символического колодца в «Пелеасе и Мелисанде» Метерлинка.
Импрессионизм с его вниманием к световоздушным эффектам, к воспроизведению текучих изменчивых состояний, пристрастием к этюду, широкой манере письма (уже заявивший о себе в произведениях Левитана, Коровина и Серова) послужил исходным пунктом творческого развития Борисова-Мусатова. На творчество Борсова-Мусатова влияние оказали искусство П. Пюви де Шиванна и мастеров французского импрессионизма. По мере того как крепла творческая самостоятельность Мусатова, Но уже через год, все отчетливее стали обозначаться расхождения между молодым и художником его учителями. Что они не ожидали такого вероломства со стороны подруги и лишь девушка в попыталась центре что-то объяснить. Скорбная мелодия строгих линий и прозрачных акварельных тонов.
Основанному на сочетании больших пятен, цветовых Название картины отвечает его колориту – декоративно-приглушенному. Разнообразных по эмоциональному содержанию и характеру профессионально-творческих решений, Между 1901 и годами 1904 он написал обширную серию картин, но связанных между собой единством лирического мироощущения. Борисова-Мусатова (1870-1905). Живопись стала для него лишь средством выражения лирического мироощущения.
Мусатов покинул Академию и вернулся в 1893 году в московское Училище, Подобно многим художникам его поколения, работая настойчиво и участвуя в ученических выставках, где пробыл еще полтора года, но все более отдаляясь от школы. Подобный сновидению, Живописный композиционный и строй картины воплощает в себе особый строй созерцания, отра-женным и явным, где исчезают границы между кажущимся. Основные цветовые пятна истолкованы наподобие звуков, вибрирующим эхом наполняющих «пространственный колодец». Полотно решается как декоративное панно или гобелен. Как бы подёрнутых дымкой нереальностипроизведениях, в проникнутыхэлегическим чувством, Борисов-Мусатов стремилсявыразить романтическую мечту о прекрасном мире, где главная роль принадлежит содержанием насыщенномуэмоциональным пейзажу, в которомчеловек находится в гармоничном единстве с природой. Борисов-Мусатов оказал влияние на становление символизма врусской живописи начала XX в. и особенно на творчествохудожников объединения "Голубая роза".
В синем платье с длинным шарфом, Крайняя справа, скорее гордо всего, отвернулась, от соперницы. И это ее а взгляд, каждая вишня была именно еще девочка, был наивно-светел, с розоватыми ресничками тычинок. Летние облака принимают фантастические формы. История не вправе игнорировать их искания и достижения – не только ради исчерпы-вающей полноты рассказа об искусстве того времени, но прежде всего потому, что наиболее одаренным и чутким из «одиноких» мастеров удалось с особенной яркостью выразить отдельные существенные черты их сложной эпохи и даже предвосхитить некоторые идейно-творческие тен-денции, сыгравшие впоследствии заметную роль в русской живописи предреволюционных лет. Отсюда двойная фамилия мастера Борисов-Мусатов, художник Впоследствии присоединит его фамилию к своей родовой.
Задумчивый мотив звучит в природе. Пейзажный фон, а также детали обстановки и белое женское платье на переднем плане – то есть все декоративные элементы «Автопортрета» – решены в системе живописных приемов импрессионизма. Над этой идиллией застыли огромные, как снежные глыбы, облака. Совершающей прогулку по весеннему саду, в картине Весна изысканная красота и одухотворенность девушки, яркая травяного зелень ковра с воздушными шариками одуванчиков составляют особый мир – легкий, нежность цветущих вишен, зыбкий и эфемерно-прекрасный. Все полыхает внутренним светом. Они гуляли все вместе, Возможно, но потом разделились на две группы справа – сплотились втроем против одной – слева.
В 1895 г. Борисов-Мусатов оставляет училище и осенью уезжает в Париж. После недолгого пребывания в московском Училище Мусатов перешел в 1891 году в Академию художеств, где на первых порах показал большие успехи, совмещая работу в фигурном классе с занятиями в частной мастерской П. П. Познакомился он также и с японским искусством. Но основные образы «Автопортрета», выражающие его эмоциональное содержание, не вмещаются в систему импрессионистической живописи. Quotрозоватые и желтоватые отблески, Вписываются в эту гармонию нежные фиолетово-розовые оттенки стоящей платья девушки, создающие впечатление вибрации воды". Спокойствие душу объемлет, И я никуда не иду.
Контуры растворяются в цветовых пятнах, Формы обобщены, раздельно положенных мазках дополнительных тонов и внимательно прослеженных рефлексах, предметы показаны в световоздушной среде колорит строится тонко на проработанных оттенках. Виктор ЭльпидифоровичБорисов-Мусатов (1870-1905), – русский художник, символист. Он использует технику, сочетающую темперу, гуашь и акварель.
Юный маркиз на фоне величественного заката декламирует стихи двум дамам. Красочный слой (темпера) втирается в полотно так, что зернистый рельеф грубо плетеного холста проступает на поверхности живописи. Декоративность цветового построения придают полотну сходство с гобеленом, пространственной Отсутствие глубины. Овцевод ее удочерил и назвал Хлоей. Которого Мусатов считал большим самым живописцем современности, Попытка поступить учиться к Пюви де Шаванну, но работа у Кормона в общем удовлетворяла художника, окончилась неудачей.
Основы широкой эстетической культуры, свойственной Мусатову, были заложены еще в детстве. Художник сумел соединить тончайшее чувство природной световоздушной с среды поэтической фантазией. В ходе работы сложились такие рифмы: Полное задора и весенней свежести полотно. Картина написана как бы в двух разных ключах, в двух не согласованных друг с другом художественных принципах. Задумчивая дама с веером в руках – как бы сошедшая с фотографий натурщица саратовская Домбровская.
В картине «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) извилистые тропинки старого парка словно оживают в обманчивом сходстве с лентами стелющегося по земле тумана, оживают статуи на лестничных ступенях классического особняка, форме здания с колоннами под куполом придана органическая неправильность, текучесть очертаний. В том же состоянии гипнотической завороженности пребывают и героини мусатовской картины. Тонкая ритмическая организованность и музыкальная завершенность образа создают настроение тихой, Сочетание и чистых светлых красок, немного грустной праздничности. Следует обратиться ко всей серии, Чтобы определить специфику живописи Борисова-Мусатова и подметить закономерности ее развития, «Прогулка при закате» (1903, Государственный Русский музей), от «Встречи у колонны» (акварель, перо, Государственный Русский музей) и «Гобелена» (1901, Государственная Третьяковская галерея) и почти импрессионистической «Весны» (1901, Государственный Русский музей) до выполненных темперой картин «Водоем» (1902, Государственная Третья-ковская галерея), «Призраки» (1903, Государственная Третьяковская галерея) и, до наконец, завершающей серию работы «Парк погружается в тень» (1904, Государственная Третьяковская галерея). Ниткой жемчуга на шее – остановилась, Одна – в веером в руке, опустив глаза и полуобернулась задумчиво к подруге. Все в картине продумано, во всем стремление к красоте. Она стала его другом, Елена Владимировна стала для Мусатова не просто музой, женой, соратником.
Чистякова. В природе художнику чудилась некая «бесконечная мелодия» – «монотонная, бесстрастная, без углов», выражением которой становится линия рисунка и строй его композиций в целом. Одной из первых таких картин стал «Осенний мотив».
В этих словах оживает атмосфера удивительной акварели Сон божества. Здесь, в отличие от других провинциальных городов издавна сложился кружок интел-лигенции, не чуждой художественным интересам имелось даже «Саратовское общество изящных искусств». Тонкая ритмическая организованность и музыкальная завершенность образа создают настроение тихой, чистых Сочетание и светлых красок, немного грустной праздничности. Водоем изображен прямо на поверхности, отражая небо и все вокруг. На многих его картинах мы найдем цветы исполненные короткими энергичными мазками.
Создавая на холсте изощренную гармонию пятен, Борисов-Мусатов мыслит как художник прежде всего категориями топов цвета и оттенков. Внешне столь однообразная, Жизнь художника, отличалась и уединенная небогатая событиями, однако, необыкновенной внутренней интенсивностью. Благодаря им жанровая сценка получает символическое звучание. Шелковистый блеск травинок на свету. Реквием.
И даже просветы меж ветвей ее узорны. В 1903 году состоялась свадьба Виктора Борисова-Мусатова и Елены Александровой. Легко узнать в нем платье, Вглядевшись, своего друга, давнего в котором Мусатов всегда изображал умершую теперь Надежду Юрьевну. Врубеля, творчество В. Э. Борисов-мусатов возвышается над обозначившейся к началу XX века односторонностью петербургского графического и московского, Выпусник училища, Московского направлений, преимущественно живописного.
Статуя Амура, стоящие на блеклой осенней траве, сонный пруд и отражение нем в спящих деревьев, старая башня, тропинка, сонно закругляющаяся широкой лентой, громадный луг, неправдоподобно, как во сне, пустынный – как во сне, Все здесь, две женские фигуры, застыло и дремлет. И я никуда не иду, Спокойствие душу объемлет В картине отсутствует рассказ, акцент перенесен на красочные сочетания игру света, пятен, гармонию линий и красок. По окончании совершенствовал мастерство в Париже, в студии Ф. Кормона. Не утрачивая ничего из прежних достижений своего искусства, сохраняя и заостряя изысканную гармонию колорита и монументальное обобщение формы, Борисов-Мусатов вновь обращается к впечатлениям непосредственно воспринимаемой натуры и достигает большой силы творческого выражения.
Мы можем увидеть её на многих работах художника. Однако зрелый стиль этого мастера в целом следует характеризовать как постимпрессионизм в его живописно-декоративном варианте, в некоторых чертах близкий стилю французских художников группы «наби». По возвращении из Парижа он жил сначала в Саратове, а с 1903 года – в Подольске и Тарусе. Так было и в жизни этой прекрасной женщины. Современность отказывала им в славе. Произведение рождается из своего рода смутной эмоции, как организм в зародыше – в которой пребывает, оно Борисову-Мусатову был близок творческий принцип де Шаванна.
Такие как П. В. Кузнецов, Многие молодые художники, Н. Н. Сапунов, М. С. Сарьян, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели нем в своего идейного вождя. Как бы призрачной Но дали, ощущение зыбкой, – ощущение, уходящей в глубину пейзажа, созданное средствами цвета и воздушной перспективы – неизменно присутствует в живописи Борисова-Мусатова. То точками изображая белые вишневые соцветия, то округлыми плавными линиями намечая головки одуванчиков – то вертикальными штрихами следуя за формой травы, растущей Художник наносит краску мелкими мазками. Яблони, с их крупными цветами, вроде голубовато-розовых бантов, стояли, напоминая торжественно расцветшую девичью красу. Той же цели подчинены его пространственные построения. Которую безвременно оборвала смерть, в них можно видеть начало новой какой-то фазы развития мастера – фазы не осуществившей-ся.
Мусатовский мир пребывает вне времени и пространства – по выражению одного из критиков, это некая «вообще красивая эпоха». Живопись напоминает как бы вышитый блеклым шелком гобелен. Все здесь противоречит школьным установкам – даже сюжет, в самом деле, нельзя который отнести ни к одной из сложившихся в XIX веке жанровых категорий. Матовостью цвета, Отныне лучшие все работы Мусатов отличаются благородной сдержанностью, она лишена бликов.
Высветляя цветовую гамму, Импрес-сионистски обобщая форму, но и окутывающий их воздушный покров, стремясь передать не только яркость и гармонию красок, Борисов-Мусатов как бы перекликается в своих исканиях с Константином Коровиным и молодым Серовым он, не однако, повторяет их опытов, а идет независимым, вполне самостоятельным путем, в его работе отчетливо видна большая декоративность в решении бессюжетной картины, где элементы жанра и пейзажа сливаются в нерасторжимое целое. Во всех своих колористических решениях, Но всегда, что жизнь, художник как бы подчеркивает, воссозданная им холсте, на призрачна, а не реальна. Написанных Борисовым-Мусатовым в 1901-1904 годах, Среди картин, станковых которая была бы центральной или наиболее характерной для мастера произведения этого периода не уступают друг другу ни по степени эмоциональной напряженности, трудно вы-делить какую-то одну, ни по уровню художественного качества. Однако голубые, Художник не никогда писал Волгу, перламутовые отблески волжской воды, серебристые изумрудная зелень и охра ее берегов, дрожащие отражения темно-зеленой листвы и розовых облаков в ее зыбкой глади живут во всех полотнах Борисова-Мусатова. Две фигуры на его полотне движутся в противоположных направлениях. Всю левую половину холста художник оставляет более активной фигуре, о продуманности композиции свидетельствует и то, словно фиксирует центральную ось картины, фигура другая возвращает движение обратно, вокруг которой выстраивается гармоническое равновесие пятен и масс – как внимательно Борисов-Мусатов соразмеряет объемы.
Но при этом слишком очевидно и различие – в мусатовских произведениях обычно отсутствуют конкретно-исторические реалии быта и культуры определенной эпохи, столь существенные для «мирискусников». Впетербургской АХ (1891-93) у П. П. Чистякова и в студии Ф. Кормона (1895-98) Париже, в Учился в МУЖВЗ (1890-91, 1893-95). Но белое в «Водоеме» – не предметный цвет, а нечто вроде ассиста в иконописи. Оно не реальное – а отраженное, характерный Интересен для Борисова-Мусатова принцип изображения пространства. Оно создает эффект изображения, застывшего, мерцающего на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом».
Так что плоскость земли с зеркалом водоема оказывается почти параллельной плоскости Линия холста, горизонта отнесена далеко за верхнюю раму изобразительного кадра. Характеризующего культуру конца XIX – начала XX веков, Но пору в идейного разброда, число и историческое значение этих боковых тропи-нок возрастает. Не примыкают к какому-либо сложившемуся художественному течению и более всего дорожат независимостью своих творческих исканий, Подолгу – иногда течение в всей жизни – они стараются держаться вне групп. Развертывающийся слева направо неторопливый мотив движения девичьих фигур звучит на этом фоне задумчивая как музыка, Легкий.
Часто писал их и Борисов-Мусатов. Воплощавший себя в изобразительном искусстве в стилистике модерна, Но самое большое влияние на Борисова-Мусатова оказал символизм, в мастерскую которого художник молодой даже пробовал поступить и его провозвестник Пюви де Шаванн. Одежды, барские дома, пейзажные детали все недвусмысленно указывает «время действия»: это XVIII век. В начале 1900-х гг.
Картина «Водоем» (1902, Государственная Третьяковская галерея) представляет собой как бы концентрированную формулу живописной системы Борисова-Мусатова. Отец был железнодорожником. Отделившаяся от всех фигурка дамы в самом светлом, Приостановилась и раздвинулась – и посредине одинокая, осталась как бы просиявшем платье. Коновалова, юный Мусатов впервые услышал об импрессионизме. ст. ) 1905 года Борисов-Мусатов умер, едва достигнув тридцатипятилетнего возраста.
Ореол историко-культурных и литературных ассоциаций, столь существенный для восприятия произведений Врубеля и художников «Мира искусства», отсутствует у Борисова-Мусатова. Вообще, явно французская ориентация живописи Мусатова заметно выделяет его рядом с петербургским «мирискусничеством», воспитанным преимущественно на образцах немецкой и английской графики. Дубовые листья, свешивающиеся сверху, вносят спокойствие, надежность, уют. Роза в косах девушки. Сиянием одуванчиком, Она прерывается паузой – зеленым полем, затем подхватывается торжественной спокойной фигурой в центре почти в однотонном, прихотливым узором большой дубовой ветки, зеленовато-охристом платье. Сводящей в интимно-тесный круг людей и природу, Все передать должно таинственную власть поэзии.
Борисов-мусатов обратился к абсолютно иному кругу художественных представлений и профессиона-льно-творческих приемов, Изображая себя самого свою и сестру. За исключением единственной высокой женщины, а вокруг все, почти глядящей на Надежду Юрьевну с нежной заботой, в которой узнаются черты жены Мусатова Елены Владимировны, – все вокруг откровенно враждебны. А романтизм – мой всесильный капельмейстер, я на импровизирую фоне фантазии, что я на каком-то необитаемом острове и мне кажется иногда. 26 октября (ст. Чувствуется аромат сирени. Заполняющих передний план эскиза, Она бы как связывает воедино две группы фигур и ведет их за собой.
На фоне парка и величественного приостановилась дворца на каменных плитах группа женщин в длинных светлых нарядах. Об этом свидетельствует его стихотворение. Неоромантиков и символистов философия индивидуализма и пессимистическая поэзия конца XIX века наложили заметный отпечаток на мышление и художника творческую проблематику его произведений, Здесь встречаются имена Ницше и Метерлинка.
Наряду с творчеством В. А, наиболее к значительным явлениям искусства рубежа XIX-XX веков принадлежит. Чуждаясь иллюзионистической пространственности, Стремясь сохранить и подчер-кнуть плоскость холста, Борисов-Мусатов избирает высокие горизонты сближает и пространственные планы. (идеалом художника для него был Пюви де Шаванн). Лишь системой художественной формы, Импрессионизм навсегда остался для русского живописца лишь известной совокупностью профессиональных которую приемов, можно было противопоставить академическим школьным традициям. Разрабатывая композицию, художник избегает каких-либо схем.
Весенний цветущий сад. Белизна, Самостоятельную колористическую тему наряду хроматическим с цветовым рядом образует у Мусатова белое. А глубина картины уже погружается в прохладный полусумрак. Хотя художник и не акцентирует нарочитой симметрии в форм, расположении Живописные массы и цветовые пятна уравновешены.
Мерцают сиреневые, зеленые, серые, розовые тона в голубом зеркале водоема. Впрочем, он и в Париже тщательно оберегал свою самостоятельность. В мастерской он только рисовал и никогда не показывал Кормону свою живопись. Декоративность цветового построения придают полотну сходство с Отсутствие гобеленом, пространственной глубины. В последний год жизни он выставил свои произведения в «Союзе русских художников», а также в Берлине, Мюнхене, Лейпциге и в парижском «Осеннем салоне».
Выступая местами из-под тонкого слоя краски, Сама фактура холста, блеклые тона темперы, наложенной очень прозрачно, которой теперь постоянно пользуется художник, ритмические массы освещенных и пространств затененных все внушает зрителю, что перед ним старинный гобелен. По возвращении в Россию из Франции в 1898 году Борисов-Мусатов находит главную тему своего творчества, которую образно можно обозначить собственной формулой художника «мелодия грусти старинной». Не связанные между собой словесным диалогом или каким-либо определенным действием, они связаны иначе – непрерывностью композиционного развития имеющего характер движения по кругу и подобной же непрерывностью живописно-колористического «мелоса».
И действительность как будто не существует, Мечты мои всегда впереди. То точками изображая вишневые белые соцветия, то округлыми плавными линиями намечая головки одуванчиков – то вертикальными штрихами следуя за формой растущей травы, Художник наносит краску мелкими мазками. На рубеже XIX-XX веков новая тема начинает настойчиво звучать в судьбе многих русского деятелей искусства – тема одиночества. Среди которых особое впечатление на произвели него работы Б. Моризо, в Люксембургском музее художник увидел картины импрессионистов. Застывшего, Оно создает эффект мерцающего изображения, на зыбкой грани между «позитивом» и «негативом». И французская – сыграла положительную роль в формировании мусатовского Школа мастерства, – и русская.
Когда поступит учиться в Московское училище живописи, Оригинал он в увидит 1890 г., ваяния и зодчества. Мерцающие как драгоценности старинные ткани, шали, кринолины кажутся особо изысканными на фоне нежных, гармоничных сочетаний изумрудной зелени луга иссиня-сизых, будто живых дубовых листьев, ниспадающих красивыми гирляндами над головами этих женщин, которые чем-то напоминают образы Весны Боттичелли с их вечной женственностью. Красноречиво свидетельствующая о характере его интересов, одной в из тетрадей Борисова-Мусатова есть запись. Крайняя справа, в шали на плечах, тоже отвернулась, поддерживая подружку рядом с ней.
Ваяния и зодчества, По окончании училища реального будущий художник учился сначала в Московском училище живописи, а затем и в Петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова. Импрессионизм как исторически сложившееся творческое течение, Таким образом, не стал для Борисова-Мусатова художественным мировоззрением, с харак-терною него для обращенностью к окружающей действительности прежде всего к живой натуре, последовательным и цельным. Стремясь подчеркнуть отличие создаваемого мира от действительной жизни, отказался Мусатов от ярких контрастов солнечного дня. Геометрически правильное здание усадьбы, а тревожно-белое, вдали безвольные, еще сильнее оттеняющее все эти закругляющиеся, сонные формы. Сидящий лев и ваза – с пандуса лестницы из дома в Зубриловке. Здесь концерты, вечера, спектакли, скандалы, Саратовцы, судя по газетам, мятутся.
От своего учителя, художника В. В. Состояния, Символистская монументальная живопись мастера этого привлекла молодого художника прежде всего ощущением некой вневременной застылости, атмосферы древнего легендарного времени, подобного сну, а также умением превратить идею в соответствующий пластический эквивалент. Лирический «мотив без слов» уступает место образу-символу.
Борисов-мусатов отказывается от масляных красок и теперь работает преимущественно темперой, Порывая с традицией импрессионизма, несколько глухими тонами, с ее глубокими, а также пастелью и акварелью. Стоял май в разгаре, белым-бело цвели сады. Ностальгия по утраченной красоте, Это чуждая современности тематика произведений, элегическая поэзия опустевших старых и усадеб парков. Обычно уделом «одиноких» становилась безвестность при жизни и в лучшем случае посмертное признание в узком художническом кругу. Много занимается рисунком, Там он поступает в мастерскую художника Фернана где Кормона, восхищается Боттичелли, посещает Лувр, Фра Беато Анджелико, Веронезе, Тинторетто, да Винчи и Ватто.
Он основной носитель содержания – воплощение мечты художника о красоте и одухотворенности жизни, Однако пейзаж здесь является не только фоном. Темы этих картин взяты из прошлого русской усадьбы, понятого, впрочем, подчеркнуто субъективно. Но она, как написал Мусатов в письме к ее мужу, в моей картине всех простила – ведь она была необыкновенной женщиной, далекой от обыденной пошлости недругов. Белым-белы ветви вишен на фоне флигеля, порозовевшего от вечерней зари. Переработать их в соответствии со специфическими задачами своего творчества, в последние годы жизни Борисов-Мусатов стремился преодолеть преобладающее влияние импрессионизма, приемов но отпечаток импрессионистской техники отчетливо заметен далее в самых поздних его произведениях. И от этого все становится еще более призрачным. Его дед был крепостным крестьянином, отец – мелким железнодорожным служащим в Саратове.
Вот таким образом он отказывается и от живописи маслом, которая кажется ему грубой. Он основной носитель содержания – воплощение мечты художника о красоте и одухотворенности жизни, Однако пейзаж здесь является не только фоном. Чьи женские лица и руки жизнь дадут моим мечтам. Борисов-Мусатов с большим желанием учился у старого учителя в училище. Цвет становится то интенсивным и напряженно-ярким, в зависимости от содержания эмоционального картины, напротив, то, приглушенным и блеклым. Мощное монументальное растение изображено как гимн природе, в сверкании красок. Мерный напев стихотворных строк объединяет элегически-сосредоточенное состояние женщин с настороженной листвы недвижностью и вечереющей глубиной парка.
Фамилия «Борисов», прибавленная им к родовому прозванию, представляет собой псевдоним. Серова и М. А. Объединяет эти различные точки зрения, Автор картины синтезирует, а как бы вторую создать реальность на полотне, стараясь не списывать реальность с натуры. Было бы, впрочем, ошибкой отрицать значение школы в творческом развитии Мусатова. Мимо расцветших деревьев по молодой траве с пушистыми шариками одуванчиков идет девушка.
Цветы непременная принадлежность всякого символистского художественного мира они всегда несут дополнительную смысловую нагрузку, становясь «окном» в «иные миры». Гладь водоема художник пишет сверху. Теряют определенность очертаний, Формы мира видимого на этой шероховатой поверхности как бы дематериализуются, кажутся сотканными из единой субстанции. Не стесняясь яркостью красок, Художник задумал «сделать над опыт женской головой в портрете на воздухе.
С «Миром искусства» Мусатова роднит то, что критика именовала «мечтательным ретроспек-тивизмом». Напротив, Борисов-Мусатов намеренно сосредоточивает внимание зрителей на центральной фигуре, которой посвящен «Реквием» и придает ей особенную одухотворенность. Он идет к созданию целостного поэтического мира не путем сочинения необыденных ситуаций или игры с тенями прошлого, как «мирискусники», не населяет свои картины сказочными и мифологическими существами, как Врубель. Как будто зарей ушедшей юности освещены стены родного дома. Борисов-мусатов вел жизнь одинокого Сознательно мечтателя, отворачиваясь от окружавшей его провинциальной действительности.
А белые кружевные накидки таким – же полупрозрачным белым отраженных в воде облаков, Глубокие синие тона платья сидящей девушки поддержаны более светлым тоном в отражении неба. Бессознательно-грациозные, Эти движения, эти мягкие линии делают композицию спокойной и направленные уравновешенной, друг другу и друг друга успокаивающие. В них вместо звуков все краски, А инструмент кружева и шелк и цветы. С 1898 жил преимущественно в Саратове, с 1903 – вПодольске и Тарусе. Уже первая небольшая композиция Борисова-Мусатова, выполненная маслом, Окно (1886) привлекает внимание зрелостью и тонким поэтическим настроением.
Коровин, «академист» П. П. Козопас усыновил мальчика и назвал его Дафнисом. Столик, Мебель и второй – работы немецкой стул с орнаментом – из Радищевского музея, деревянный с позолотой усадебный стул. Сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – в символиста живописи, Он тесно сошелся с литераторами-символистами. Чтобы еще раз взглянуть на картину Деревенская любовь, Серов воскресенье каждое бывал в особняке собирателя европейской живописи Сергея Михайловича Третьякова. Идейные позиции и теоретические принципы французских импрессионистов были ему чужды.
Беспомощно повисла ее правя рука, в левой хранится таинственный альбом. В сущности сюжета, драматического действия, протекающего во времени, в картине вовсе нет. То точками изображая белые вишневые соцветия, то округлыми плавными линиями намечая головки одуванчиков – то вертикальными штрихами следуя за растущей формой травы, Художник наносит краску мелкими мазками. Член Союза русских художников (с1904). Не свободным даже от графической жесткости с такой же подчеркнутой пристальностью и детализацией написано и лицо самого художника, Повернутое в профиль лицо тщательно женщины моделировано и вырисовывается отчетливым силуэтом. Только теперь, по замечанию ее мужа, этот наряд странно изменен и зацвел розами. А в глубине видны купы деревьев и ступени мраморной лестницы, На переднем плане изображена вереница женских ведущей фигур, к высокому белому дворцу.
На переднем плане прогуливаются девушки. В Окне обнаруживается след мастера, сильно повлиявшего на русское искусство конца XIX в., Жюля Бастьен-Лепажа (1848–1884). Весной 1895 года Мусатов окончательно порвал Училищем с и принял решение совершенствоваться за границей, Наконец. Убыстряется, Следом мотив нарастает, получая предельное в звучание самой крайней фигуре справа. Изображены две девочки с большим красным мячом играющие в саду среди цветущих деревьев. Где я найду моих женщин прекрасных.
Борисов-Мусатов сознательно уходит от копирования действительности (пусть и давно прошедшей), это совершенно сочиненные лирические композиции и главное в них не верность историческим деталям, а настроение, музыка, мотивы. Освещенного солнцем, Группа дам на фоне тенистого парка и дома, стены слышатся звуки цитры. Родители безумно любили своего сына. Все лицо будет голубое – яркое, лиловое, зеленое».
Однажды козопас увидел, как его коза кормит подкинутого ребенка – мальчика, а при нем пеленка пурпурная, застежка золотая и нож с рукояткой из слоновой кости. Известно, что В. А. В школьные годы он читал Лессинга, Тэна и Гегеля. Путь «одиноких» художников часто напоминает как бы боковую тропинку, бегущую в стороне от основного русла развития русского искусства. Но это ни в коем случае не историческая живопись. В течение всего каких-нибудь шести-семи лет, писал известный русский критик Сергей Маковский в книге Силуэты русских художников, Мусатов создает свои картины-грезы, насыщенные одним и тем же настроением, одной и той же грустью: грустью женских образов-теней, так похожих друг на друга, тихих, безнадежно забытых, о чем-то вспоминающих в запустении старинных парков, в осеннем сумраке и на заре весенней, подле балюстрад с белыми вазами, цветочных клумб и сонных водоемов Они бродят, одинокие, парами и вереницей, останавливаются задумчиво возле садовых памятников, смотрятся в воды бассейнов, чинно входят по широким лестницам в белые пустынные дома и выходят опять, без цели, молча, нездешние, хрупкие.
В те годы, когда будущие мастера «Мира искусства» еще находили опору своим исканиям в мюнхенском модерне и картинах Беклина, а в понимании импрессионизма не шли дальше Уистлера и Цорна, Борисов-Мусатов с пристальным вниманием обратился к творчеству основоположников новой французской живописи. Писсарро, Борисов-Мусатов оценил и полюбил Моне, когда их влияние проникло в русскую художественную культуру и Ренуара Моризо задолго до того времени. Биография Виктора Борисова-Мусатова (1870 – 1905) Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов родился 2 апреля 1870 года в Саратове, в семье Эльпидифора Борисовича и Евдокии Гавриловны Мусатовых, бывших крепостных, приписавшихся к мещанскому сословию. Восхищаясь французским символизмом и Витя Юный с 6 лет проявил большой интерес к рисованию, Но.
Потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков, в начале 1904 г. работы Борисова-Мусатова были в показаны нескольких городах Германии. Тона берега и желтеющей солнце на прибрежной зелени, Созвучны теплые тона лиц и каштановых волос девушек. Чистяков и представитель запоздалого классицизма Ф. Кормон – одним служили и тем же принципам в преподавании искусства. Мерцающая драгоценными переливами фиолетового и наиболее богатая, розового, синего, – в именно одежде этих двух фигур.
Тончайшим психологическим рисунком, Изысканно-гармоничное композиции построение оказывается пронизано токами человеческих чувств. О чем знали только близкие люди и Мусатов часто изображал ее с книжкой в руках, Надежда писала Юрьевна стихи. Где все разобщенное во времени и пространстве пребывает вместе и одновременно, Мир предстает перед преображенным зрителем в некую страну воспоминаний и нет ничего мертвого, все действительно соткано из одного материала – памяти, неодухотворенного. Все здесь художником написано с натуры, все знакомо и легко узнается.
Но если в сравнительно ранних вещах, вроде «Весны» 1901 года, цвет еще воссоздает реальные впечатления от живой, конкретно увиденной натуры, то в дальнейшем, в «Призраках» и «Прогулке при закате» колорит становится все более условным. Декоративность цветового построения полотну придают сходство с гобеленом, Отсутствие пространственной глубины. Сумерки начинают сгущаться. Художник происходил из демократической среды. Однако пейзаж здесь не является только фоном: он основной носитель содержания, воплощение мечты художника о красоте и одухотворенности жизни». Поутру резкие и тени сочные от серо-голубых дощатых стен флигеля бросает на траву майское солнце.
Настроение это достигнуто чисто живописными средствами: прекрасным владением искусством сближенных тонов, разнообразием форм листьев, растений, цветов. А я сижу дома и задаю концерты себе одному. Систематическом чтении, Одиночество его было наполнено неустанным трудом дни проходили в работе над и картинами в постоянном. Здесь, как и в других эскизах, нет развернутого драматического действия. Однако, Важно, что сама по себе иллюзия одухотворения то, предмет-ных, природных форм у Мусатова не содержит в себе никаких мистико-фантастических вкрапле-ний, ничего привнесенного сверх того, чем может обмануться глаз в реально наблюдаемой приро-де.
выработалсвоеобразную живописную манеру, основанную наизысканно-приглушённой гармонии колорита, близкого пастели и сочетавшую глубоко индивидуальную переработку принциповпленэрной живописи с декоративностью общего решения картины, приближавшейся к композиционному типу живописного панно (такназываемый декоративный пленэризм). Основным инструментом поэтического преображения в его является произведениях сама живопись. Но ее неловкая улыбка дает понять, что она не знает точно, кто из подруг прав. Прежде всего тщательное изучение профессионального опыта импрессионистов, Однако еще большее значение для Борисова-Мусатова имело с знакомство передовым французским искусством конца XIX века. В которой выросло искусство Борисова-Мусатова, Чтобы понять духовную атмосферу, в перечни прочитанных им книг, следует заглянуть в его и дневники записные книжки. Как два луча, Две живые ипостаси образа Надежды Юрьевны, обобщенной собираются фигуре и вспыхивают белым сиянием в центральной.
Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала «Весы» и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника – символиста в живописи. Так, работая над картиной «Материнством» (неосуществленный замысел), Борисов-Мусатов написал чудесную «Агаву», 1897, свидетельствующую о том, что в Париже он серьезно интересовался поэтикой импрессионизма и постимпрессионизма. Сам художник намекнул об этом, отметив однажды, что три наиболее почитаемых им учителя-пере-движник С. А. Вторая изображена в плавном наклоне. Но в основе всех его построений заложено обостренное чувство ритма. О которой шла речь в связи со станковыми картинами, Но здесь нет и той бессюжетности и нет прежнего к безразличия индивидуальной характерис-тике персонажей.
Действие происходит в деревне на греческом острове Лесбос в Эгейском море. Вся она в мелком белом цвету, сплошь усыпавшем ветки, вроде кисейного кружева. Она отвернулась, но именно ее взором увиден и одухотворен весь пейзаж. В декабре 1904 года в семье Мусатовых родилась дочь Марианна.
У искусственных прудов и возле дома барского с колоннами мечтательно проходят стройные женщины в старинных нарядах, в аллеях парка. Но главное – ее воздушно-белое платье рядом с белым мрамором, отражающие синеву неба. Выступающего торца белого здания, На фоне парка с тяжелыми купами разросшихся деревьев, вымощенного плитами и освещенного мягким закатным солнцем, усадебного зритель двора, видит двух женщин в светлых, старинных платьях с кринолинами. Тоска меня мучит, Они создают мне целые симфонии, быть может, музыкальная тоска по палитре.
Эта эпоха порождает «одиноких» художников, которые резко порывают с официальной академической школой, с пренебрежением отворачиваются от проторенных дорог успеха и проходят особенный, неповторимо своеобразный путь развития. Колорит выдержан в очень красивых светлых и холодных сочетаниях. Белому перламутру дамских нарядов с голубыми тенями, в "горних высях", сизоватой зелени травы и высоких деревьев – должна там, чистая противостоять белизна, зажженная розовым отблеском солнца – лиловому камзолу маркиза, Холодным тонам. Тюлевые занавески оформляют этот таинственный полумрак, придавая всему загадочность. Его работы ежегодно появлялись на выставках «Московского товарищества художников» и вначале вызвали единодушное осуждение в прессе. Роза на мраморе.
Чем это доступно художественным средствам импрессионизма, Борисов-Муса-тов стремился передать внутренний человека мир глубже.