Ищет большей простоты, в своих более поздних работах для он театра отходит от камернойтрактовки к более обобщённой, давая свободу режиссёру при построении мизансцен, строит сценическоепространство. Работы зрелищные, декоративные раскрывают русский характер через бытовой жанр. Благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов, Подлинным событием в истории оформления художественного русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923). Но Кустодиев-портретистбыл ближе скорее к Серову. В этюдах и портретных зарисовках этоймногофигурной к композиции он справился с задачей достижения сходства створческой манерой Репина.
В стенах своей мастерской Кустодиев радостно встретил весть о и революции одним из первых среди художников откликнулся на нее. Живописная пластика, свободный длинныймазок, яркая характеристика внешности, акцент на артистизме модели -это были большей частью портреты соучеников и преподавателейАкадемии, – но без серовского психологизма Но интересы Кустодиевавыходили за рамки портрета: не случайно он выбрал для своей дипломнойработы жанровую картину («На базаре» (1903), не сохранилась). Поступил в студию Рене Менара. Через полгода Кустодиев возвращается в Россию и работает в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники». Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) красным с знаменем движется по городу. В декабре 1903 годавместе с женой и сыном приезжает в Париж. С. М. Кирова) передана благородная импозантность актера в портрете М. В. Добужинского (1909, ГРМ) – беспокойная ищущая натура художника. В 1909 году Кустодиев получил звание академика живописи.
За границей художник пишет одну из своих самых лирических картин Утро (1904, ГРМ), пронизанную светом и воздухом, которая воспринимается как гимн материнству, простым человеческим радостям. (Турков А. М., Борис Михайлович Кустодиев, 1986 г. ). Он твердо решил стать художником.
Как Митинг на Путиловском заводе, в таких рисунках, Манифестация, Забастовка, Первомайская демонстрация Путиловского у завода (1906, Гос. И. е. репин приглашает Кустодиева быть его помощником, Получив написать заказ огромное полотно к столетнему юбилею Государственного Совета. оперных спектаклей (1920, «Царская невеста», Большой оперный театр Народного дома 1918, «Снегурочка», Большой театр (постановка не осуществлена).
Посещает музеи Парижа и Мадрида, с увлечением и интересом большим изучает он сокровища западноевропейской живописи. Сегодня приехал как раз в базар – это было умопомраченье по – краскам такое разнообразие и игра, Кустодиев вспоминает. Где бы ни был Кустодиев за границей в – солнечной ли Севилье или Версальском парке, - его неудержимо тянуло на родину. Вдали алеет церковь с золотыми маковками и четко выделяется белоснежная колокольня.
С 1907 года – член Союза русских художников. Появляются его рисунки, посвященные непосредственно революционным событиям. Уже во время работы над этюдами к репинскому «Торжественному заседанию Государственного совета 7 мая 1901 года» студент Кустодиевпроявил талант портретиста.
Остротой сюжетов, Обложки к журналам Красная и Нива Красная панорама привлекали внимание броскостью. Он задумал новый образ народного героя. Работа предстояла сложная и трудоемкая. – писал Кустодиев, Не знаю, что я хотел, – удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь своему к русскому – это было всегда единственным сюжетом моих картин.
С особой ответственностью и серьезностью создавал Кустодиев иллюстрации к ленинским сборникам: Детям о Ленине, Ленин и юные ленинцы, Один день с Лениным. В них мы впервые (Агитатор, Митинг) встречаемся с изображением революционного вожака в единстве с рабочей массой. Это портреты художника И. Я. Билибина (1901, ГРМ), Д. Л. Молдовцева (1901, Краснодарский краевой художественный музей им.
Обучался сначала в мастерской В. Е. Савинского, со второго курса – у И. Е. Репина. Сложнейшая операция, которую он перенес, оказалась безрезультатной. На глубоко реалистичной основе Кустодиевсоздавал поэтическую мечту, сказку о провинциальной русской жизни. Большое значение в этих работах придаётся линии, рисунку, цветовомупятну, формы обобщаются и упрощаются – художник обращается к гуаши, темпере. Характеристике моделей и портреты скульптурные художника, Разнообразны по пластической манере.
Мир воспринимается художником как радостный праздник, веселый и неугомонный. Жизнь художника и его творчество неразрывно связаны с Волгой, волжскими просторами. Ещё до окончания курсапринял участие в международных выставках в Петербурге и Мюнхене (большая золотая медаль Международной ассоциации). Лубок, Для работ художника характерна стилизация – он изучает парсуну русскую XVI-XVIII вв., народные промыслы, вывески провинциальных лавочек и трактиров. Художником была исполнена картина 27 февраля 1917 года (1917, частное собрание, Ленинград), в которой запечатлен вид из окна мастерской в тот знаменательный день, когда была решена участь царизма.
По совету врачей художник едет в Швейцарию, в течение года лечится в частной клинике. Интерес к рисованию пробудился у мальчика рано. Принимал участие в работе над картиной Репина «Заседание Государственного совета» (1901-03, Русский музей, Санкт-Петербург). Не прекращает Кустодиев и работы над портретами. Им написана и правая часть самого полотна, Молодой художник вместе с Репиным портретные писал этюды к картине. Через пять месяцев он вернулся в Россию.
Подлинным событием в истории художественного оформления русской книги явились иллюстрации художника к произведениям Н. С. Лескова Штопальщик (1922) и Леди Макбет Мценского уезда (1923), благодаря редкому единству графических изображений и литературных образов. На Кустодиева, – писал Репин, – я возлагаю большие надежды. музей Революции СССР), художником запечатлены образы рабочих. Кустодиев начал свой путь как художник-портретист. Мастер психологического портрета, Талантливый бытописатель, Кустодиев создал значительные произведения почти во всех областях искусства изобразительного автор книжных иллюстраций и театральный декоратор.
Италии, Во время своей поездки Кустодиев побывал в изучал Германии и копировал работы старых мастеров, Испании. В портрете И. В. Ершова (1908, Гос. В 1909 году по представлению Репина и других профессоров избран членом Академии художеств. Мальчик был потрясен, Посетив в 1887 году выставку и передвижников впервые увидев картины настоящих живописцев. Духовно близких ему Параллельно людей, с этой работой Кустодиев создал серию портретов своих современников. Сверкают звучными красками расписные шали, Переливаются всеми цветами их радуги шелковые платья. Мой мир теперь, – писал он, – это только моя комната.
В 1896 году поступает в Петербургскую Академию художеств. УспехомКустодиева стали его работы по оформлению в 1918-20 гг. И русские темы продолжают оставаться содержанием основным его произведений, Он томится вдали от родины, созданных за границей. Ваяния и зодчества, в это же время Кустодиеву было предложено заменить Серована посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училищаживописи, опасаясь, но, что эта деятельностьотнимет много от времени личной работы и не желая переезжать в Москву, Кустодиев отказался от должности. А. В. Луначарского), гравера В. В. Матэ (1902, ГРМ). Картина волновала смелостью живописного, Несмотря на известную наивность и некоторую надуманность решения искренностью, построения, композиционного желанием художника откликнуться на события времени.
Преподаватель гимназии, Отец и все материальные заботы легли на плечи скончался матери, рано. Семья Кустодиевых арендовала небольшой флигель в доме богатого купца. Весь уклад богатой и изобильной купеческой жизни, – писал впоследствии Б. М. Кустодиев, – был как на ладони. работал карикатуристом в сатирических журнале «Жупел» (известный рисунок «Вступление.
В 1911 году Кустодиев впервые начал работать в театре. В 1906 году Кустодиеввыступает с работами новыми по своей концепции – сериями полотен натемы ярко-праздничного крестьянского и провинциальногомещанско-купеческого быта («Балаганы», «Масленицы»), в которых виднычерты модерна. Способные передать грандиозность и величие перемен стране, в В живописных работах послереволюционных лет художник стремится создать обобщенные образы. Захватила художника и работа над созданием театральных декораций.
В 1904 году становится членом-учредителем «Нового общества художников». Кустодиев много работает в этой технике и создает ряд иллюстраций к Н. А. Некрасова, произведениям Увлекаясь литографией. Он много пишет с натуры, Занимаясь в мастерской И. Е. Репина, овладеть стремится мастерством передачи красочного многообразия мира. Он стремится и умеет большего достичь – внутреннего, Кустодиев не останавливается на передаче чисто внешнего сходства, психологического сходства. Любящий искусство, Он художник серьезный даровитый, внимательно изучающий природу, вдумчивый.
Уклад их жизни, Купеческий мир Кабановых и декорации он пишет легко и быстро, быт провинциального городка – все это было жанровым близко картинам Б. М. Кустодиева. Наступил полный паралич ног. Где прошли его детство и юность. Борис Михайлович Кустодиев родился 7 марта 1878 года в Астрахани, Через всю жизнь Б. М. Кустодиев пронес большую и любовь неизбывную к Поволжью – краю. Они свидетельствовали о глубоком проникновении художника в суть авторского замысла. Несмотря на то, что молодой художник снискал широкуюизвестность как портретист, для своей конкурсной работы Кустодиев выбирает жанровую тему («На базаре») и осенью 1900 года выезжает в поисках натуры в Костромскую губернию.
Но тяжелая болезнь – туберкулез позвоночника – требовала неотложных мер, продолжал Он напряженно работать. Исполинская фигура большевика (Большевик, 1919-1920, ГТГ) с красным знаменем движется по городу. Москва»), после его закрытия – в журналах «Адская почта» и «Искры». Эти рисунки отличаются правдивостью. В этом образе – неукротимость, энергия, выражение воли и мужества.
В 1918 году Кустодиев исполняет несколько панно для украшения площадей Петрограда к празднованию первой годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. Это были живые типы Островского. В начале1900-х он несколько лет подряд выезжает на натурные работы вКостромскую губернию.
В 1905-1907 гг. Чтобы потом воссоздать их в картинах и Через акварелях, десятилетия пронес художник наблюдения детства. С 1911 года – член возобновившегося «Мира искусства». академический театр оперы и балета им. Здесь Кустодиевзнакомится со своей будущей женой Ю. Е. Порошинской.
Адская почта, Кустодиев принимает активное участие в сатирических журналах того времени Жупел, Победоносцева, помещает там острые и злые карикатуры на царских видных сановников Игнатьева. Выпуклостью характеров отмечены Портрет священника и дьякона Сложностью, (1907, Горьковский гос. Несмотря на денежные затруднения, мать предоставила ему возможность брать уроки у местного живописца и педагога А. П. Власова, которого Кустодиев всегда считал своим лучшим и любимым учителем. 31 октября 1903года заканчивает учебный курс с золотой медалью и правом на годовуюпенсионерскую поездку за и границу по России.
Пышущие здоровьем, Нарядные, неторопливую беседу, статные на купчихи базарной площади ведут степенную. И никакие эскизы, никакие фантазии не дадут ничего подобного – все так просто и красиво. А вокруг, словно вторя им, сияют яркие, пестрые вывески лавок.
В ней перемешались реальность и фантастика, мир подлинной, живой красоты и бутафории. Декорации в исполнении Кустодиевабыли красочны, близки к его жанровой картине, но это не всегдавоспринималось как достоинство: создавая мир яркий и убедительный, увлекаясь его вещественной красотой, художник подчас не совпадал савторским замыслом и режиссёрским прочтением пьесы («Смерть Пазухина» Салтыкова-Щедрина, 1914, МХТ так и не увидевшая свет «Гроза» Островского, 1918). Здесь мальчик получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. Тема современности становится для него основной.
Окончив в 1896 году духовную семинарию, Кустодиев едет в Петербург и поступает в Академию художеств. В 1912 году он написал картину Купчихи (Киевский государственный музей русского искусства) – одну из первых в галерее купеческих образов. Несмотря на болезнь, художник продолжает много работать.
Кустодиев работал и в театре, Как и многие художники рубежа веков, на перенося театральные подмостки своё видение произведения. художественный музей), Монахиня (1908, ГРМ). Дубасова и других.
В этом ценность портретного наследия художника. Образы своей эпохи Кустодиев воплощает в рисунках для календарей и обложек, в иллюстрациях и эскизах оформления улиц. Революционные события 1905 года, потрясшие основы общественной жизни, вызвали живой отклик в душе художника. Заставила пристальней вглядываться в натуру, Работа над чрезвычайно портретами обогатила художника, постигать сложный мир человеческой души. Он исполнил декорации к спектаклю Горячее сердце А. Н. Островского и успех обеспечил далее постоянные заказы в 1913 году художник оформлял Смерть Пазухина в Московском Художественном театре и выполнил не только декорации, но и эскизы костюмов. В которых художнику удалось передать неиссякаемую силу и красоту русской души, Но с наибольшей силой его дарование проявилось в картинах поэтических на темы народной жизни.
В первые послереволюционные художник годы напряженно и вдохновенно работает в различных областях изобразительного искусства. Для этого предназначалась и его большая монументальная картина Степан Разин (1918, ГРМ). Не было ни гроша, с особой яркостью Кустодиева-декоратора дарование проявилось в оформлении пьес Островского Свои люди – сочтемся, Волки и овцы, да вдруг алтын, Гроза.