Карнавал, праздник, застолье и есть территорияигры и свободы, выгороженная изпространства общественных установлений. Об этом – знаменитые «пьяные» картиныЯкоба Йорданса изображающие нехилыефламандские застолья во главе с такназываемым Бобовым королем.
Но в отличие от последнего Йорданс не обладал такой силой художественного обобщения, Йорданса с Рубенсом сближало оптимистическое мироощущение, чувственное таким героизмом образов и столь неисчерпаемой фантазией. Отдавали всяческие почести и беспрекословно повиновались ему, него На надевали бумажную корону. В холодный день он дул себе на руки, желая согреться.
Большая картинаизображает древнее торжище. Короли скрывались под маской булочников, Карнавалы в Средневековой Европе именно эту функцию и выполняли мясники – наряжались баронами. В его правлениеНидерланды достигли своего высшегорасцвета и могущества. Около 1642 года фламандскийхудожник написал поразительную панорамнуюкартину «Диоген».
Которая безуспешно пыталась с ними бороться, Разгульные пиры резкое вызывали раздражение у испанской власти. Третий после Рубенса и Ван Дейка крупнейший художник Фландрии XVII века Якоб Йорданс, сын зажиточного антверпенского купца, почти безвыездно провел жизнь в родном городе. Возможно, Эти приемы, были связаны с работой мастера над картонами для с шпалер их особенностями построения композиции и пространства. Именно этот момент праздника и запечатлел Якоб Иорданс в своей знаменитой картине «Бобовый король» из собрания Эрмитажа. Картина «Сатир в гостях у крестьянина» (ок.
На картине Йорданса за столом сидят фламандские крестьяне и крестьянки. Якоб Йорданс Младший, Единственный сынживописца, такжестал художником работал и преимущественнов Копенгагене. Размер панносоставляет более 10 квадратных метров. На рубеже 50-х годов 17 столетия по заказуголландского штатгальтера фламандскийхудожник создал две огромныхдекоративно-аллегорических композициидля летнего дворца тен Хёйс Бос в Гааге, в которых проявилась тенденция позднегоЙорданса к характерным для бароккохудожественным излишествам и бурнойпатетике. К которому он неоднократно обращался, Одним из любимых сюжетов Йорданса, басня была древнегреческого поэта Эзопа «Сатир и крестьянин». На ней изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме.
Размер картины 178 x 152 см, холст, масло. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, контрастной светотенью, плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур (Семейный портрет, около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) сказывается влияние караваджизма. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-30-е годы (ВоспитаниеЮпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Сатир в гостях у крестьянина, начало 1620-х годов, Государственныймузей изобразительных искусств, МоскваБобовый король, 1638, ГосударственныйЭрмитаж, Санкт-Петербург), определилисьособенности его художественного языка:пристрастие к полнокровнымкрестьянским и бюргерским типам, крепким и тяжеловесным фигурам, сочнымдеталям, тяготение к жанровойтрактовке мифологических ирелигиозных тем, плотная энергичнаяживопись с преобладанием мягконюансированных теплых тонов. В1661 году Йорданс выполнил три большихкомпозиции для залов амстердамскойратуши. Всенародная игра в короля и его свиту была, по мнению историков, неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей. Картинахудожника Якоба Йорданса «Диоген ищущийЧеловека». А такжепростых обывателей, Между горамиснеди – почти неотличимые от лица товаралоснящиеся торговцев, пьяниц, детей, воинов.
1622, Москва, Государственный музей изобразительных искусств им. В начале века правители Альберт и Изабелла пытались бороться с фламандских излишествами горожан. Дочь учителяЙорданса, Вкартинах Йорданса неоднократновстречается одна и та же женская фигура Катарина ван Ноорт, ставшая в году 1616 женойхудожника.
Ни молодая женщина, Ни мужчины, ни старуха никто не удивлен козлоногого появлением жителя лесов, держащая на руках здорового розовощекого ребенка. ФридрихГенрих, принц Оранский (15841647), младшийсын принца Вильгельма I и его супруги, Луизы де Колиньи. Что, Из других обстоятельствжизни живописца заслуживает вниманиятот факт, старость Йорданспод перешел в кальвинизм, будучи католиком. У Йорданса сатир и крестьяне дети единой природы, полные грубоватой жизненной силы. Размер картины 120 x 174 см, холст, масло.
Впрочем, в жанровыхсценах и портретах персонажи Йордансанаделены физическим и нравственнымздоровьем и как правило, написаны снатуры. Контрастной светотенью, в ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов, определилисьособенности его художественного языка:пристрастие к полнокровнымкрестьянским и бюргерским типам, крепким и тяжеловесным фигурам, плебейской характерностью сгруппированных на переднем плане фигур (Семейный портрет, около 1615, Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург Поклонение пастухов, 1618, Национальный музей, Стокгольм) сказывается влияние караваджизма. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1620-30-е годы (ВоспитаниеЮпитера, 1620, Картинная галерея, Кассель Сатир в гостях у крестьянина, начало 1620-х годов, Государственныймузей изобразительных искусств, МоскваБобовый король, 1638, ГосударственныйЭрмитаж, Санкт-Петербург), сочнымдеталям, тяготение к жанровойтрактовке мифологических ирелигиозных тем, энергичнаяживопись плотная с преобладанием мягконюансированных теплых тонов. Почти реально ощущается массивность и грузность фигур, плотно заполняющих пространство картины.
Как яркое чувственное восприятие жизни, в творчестве Йорданса с большой силой проявились такие характерные фламандской черты школы живописи, мощная лепка форм, оптимизм. Однаков поздний период творчества это в сочетаниеисчезло искусстве Йорданса праздничнаязрелищность всегда сочеталась с оттенкомпрозаической обстоятельности, что постепенно привело к утратехудожником творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративнымзадачам. Создаваякартины в различных жанрах, в период позднего творчестваЙорданс продолжал работать, «Нептун, похищающийАмфитриту», как такие, например, «Бобовый король», «Изгнаниеторгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры». И шелковистые завитки прически девочки и сверкающий металл кружек и лоснящаяся шерсть собаки и блеск прозрачных бокалов Знаменательно, что в отличие от других фламандских художников его времени, Иорданс никогда не был в Италии и потому его не коснулось влияние античности и эпохи Возрождения – пьющей вино, Каждая здесь деталь предельно материальна. Но боб, естественно, замешивалсяв тесто ещё накануне. Эти помпезные панно былинаписаны Йордансом совместно с Герритомван Тульденом.
Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, жена Йорданса Элизабет, а самый активный мужчина, визави Бобового Короля на переднем плане 8212 сам художник. Но более всего его привлекала тема раскованного состояния людей, особенно во время пира. По церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, крестинах и похоронах, не уже говоря о свадьбах – по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, Соотечественники Иорданса пировали по всякому поводу. В лучших картинахЙорданса, выполненных в 16201630-х гг. («Воспитание Юпитера», 1620, Картиннаягалерея, Кассель «Семейный портрет», около 162224, Прадо, Мадрид «Аллегорияплодородия», около 162528, Музей старинногоискусства, Брюссель «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенностиего реализма пристрастие к полнокровнымкрестьянским и бюргерским типам, крепкимтяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровойтрактовке религиозных и мифологическихтем, энергичная и сильная плотнаяживопись с преобладанием звучных тёплыхтонов» Картинаживописца Якоба Йорданса «Пир Клеопатры». Размер картины 156 x 149 см, холст, масло. Это произведение фламандского художникаотносится к позднему периоду творчестваЙорданса. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал. Величием образов, Его присуща искусству редкостнаясила чувственного воздействия. Монументальные сцены поражают живописнымразмахом.
Иордане пользовался заслуженной славой во Фландрии и за ее пределами. И в центре, посреди этого изобилия– изможденная фигура сутулого старика. Он движется прямо на зрителя из глубиныкартины, разрезая композицию надвое, как корабль, рассекающий волны. В которых преобладают ночные сцены, Влияние караваджизма сказалось в его ранних работах, плотная живописи, манера простонародные типы. Сюжет взятиз Деяний Апостолов (14. Награнице с Фландрией, Фламандский художник ЯкобЙорданс работал до последних жизни, он лет скончался 18 октября 1678 года и былпохоронен по протестантскому обряду внебольшом голландском городке Пута.
На первомплане громоздятся торговые ряды совощами, домашняя живность. Уже в юношестве и проявилхрабрость военные способности вовремя войны с Испанией за независимостьНидерландов. Он также создавал и религиозные аллегорические композиции, Талантливый и плодовитый художник, писал портреты.
Работал в Антверпене. Онесикрат, Учениками Диогена считаютсяСтильпон Мегарский, другиедревнегреческие и философы, спутникАлександра Македонского. Йорданса часто называют самым «фламандским» художником. Пораженный этим, Сатир решил, что человек коварен и лжив.
Придя к нему в гости, Сатир увидел, что хозяин дует на горячую похлебку, чтобы остудить ее. Составляющие наиболее характерную черту фламандской живописи XVII века, в Бобовом короле Иорданса с большой силой проявляется мощное демократическое и начало несокрушимый оптимизм. Но он не обладал ни блеском, ни глубиной Рубенса. В донесении испанского наместника королю Филиппу IV сообщалось: «все начали пить и есть так усердно, что под конец все были пьяны ибо без этого не обходится тут ни один праздник» Испанцев возмущало расточительство их фламандских подданных, да и название «пьяница» в Испании XVII века было равносильно грубому оскорблению. Пережил его, Он работал одновременно с Рубенсом, что на всех своих застольных картинах в качестве центральных персонажей изображает Йорданс своих близких и после его смерти считался главой фламандской живописи. ) Интересно.
Окружающую еще крепкого старца-короля в короне, бумажной Беспокойную группу, пронизывает сильное движение. Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (. ) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями. В 1625 году Фридрих Генрих, принц Оранский стал штатгальтеромНидерландской республики. И картины его молодости, на которых он с домочадцами так зажигает, тоже нельзя как рассматривать прямойслепок с реального образа жизни семьихудожника.
Ежегодный банкет гильдии св. Где дажесамый строгий в жизни можетпозволить автор себе вообразить всё, Однако искусство – это ещёодна территория игры и свободы, чтоугодно. Где организовал большую мастерскую для выполнения многочисленных заказов, в Работал Антверпене. Их тяжелые тела, Они тесно сгрудились вокруг стола, босые пятки краснощекие ног, лица, глиняный кувшин на переднем плане переданы с пластической осязательностью.
Абсолютно забыв о младенце на коленях, Молодая справа, женщина также поднимает свой бокал. В ранних произведениях Йорданса с подчеркнутой материальностью предметов и контрастной светотенью сказывается влияние караваджизма. А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери. «Вранних произведениях Йорданса («Семейныйпортрет», около 1615, Эрмитаж «Поклонениепастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизмуплебейская характерность фигур, тесносгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Тем не менее он сразу же был вовлечен в орбиту влияния великого мастера.
А в 1621 году был ее избран деканом, в 1615 году он стал членом гильдии антверпенских живописцев. Чтобы во всём проиграть своим работникам, Руководство кожи из вон лезет, начальники с энтузиазмом пытаются занять самые последние места во всех конкурсах и соревнованиях. Он работал одновременно сРубенсом, пережил его и после его смертисчитался главой фламандской живописи. ) Интересно, что художник, продемонстрироваший всвоих «Бобовых королях» такоежизнелюбие-с-перехлестом, в зреломвозрасте перешел в кальвинизм, наиболеерадикальное и строгое в смысле телесныхудовольствий и развлечений крылопротестантизма. Как правило, Художник был учеником и впоследствии зятем антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – тот и и запечатлен в центральной фигуре Бобового короля. И Якоб Йорданс напротяжении своего творчества испытываливлияние многогранного творчествавеликого Рубенса, ван ИАнтонис Дейк. Широтой и свободойживописной манеры, Работа богатством, привлекаеткрасочным композиционнойизобретательностью, выразительностьюярко индивидуальных образов. Всилу этого, впервые отразив любимыйнародом сюжет в середине 30-х годов, Йорданс регулярно стал получать заказына воспроизведение его ещё и ещё раз. Он написал около десяти Бобовых королей– огромные полотна, каждое порядка 2-4 (. ) метров по длинной стороне, сложныепо цвету и свету, с живыми многофигурнымикомпозициями. Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. Мягкая и горячая цветовая богата гамма множеством золотисто-розовых и золотисто-коричневых оттенков, Живописная манера достигает особой широты.
Когда король провозглашает тост и присутствующие с энтузиазмом принимают приглашение осушить На кубки, картине Иорданса изображен тот момент. Сидящий в центре «король» убеленный сединами добродушный старик провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Впервые отразив любимый народом сюжет в середине 30-х годов, в силу этого, Йорданс регулярно стал заказы получать на воспроизведение его ещё и ещё раз. Он писал мифологические и религиозные композиции, портреты и бытовые сцены, алтарные картины и картоны для ковров. Грубоватый юмор сочетаются здесь с тонкой и виртуозной живописью, Яркие гротескные образы, холодноватый блеск стекла металла и передающей теплоту человеческой плоти, мягкую прозрачность светотени. Где даже самый строгий в жизни автор позволить может себе вообразить всё, Однако искусство – это ещё одна территория игры и свободы, что угодно. Способ одновременно хитроумен и прост 8212 во время корпоративов верхи и низы меняются ролями.
Который не может сути понять человеческого характера, Они хохочут и хитровато посматривают на незадачливого Сатира. А шуты и вне карнавалов профессионально нарушали границы дозволенного. Тщетнопризывающих язычников остановиться иувидеть в них же таких людей – проповедующиххристианство в языческом городе Листре, народ принимает за богов Юпитера иМеркурия, 7-17). Апостолов Павла и Варнаву, как самижители Листры ибо они совершили чудо. Как яркое чувственное восприятие жизни, в творчестве Йорданса с большой силой проявились такие черты характерные фламандской школы живописи, мощная лепка форм, оптимизм. Стихия царит в картине Йорданса «Бобовый король» (1638, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж существует еще несколько вариантов) с их разнузданным весельем и грубоватым юмором. Йорданс не работал в мастерской Рубенса и стал его помощником значительно позже. С 1640-хгодов Йорданс писал парадные, частоперегруженные фигурами полотна в духебарокко (панно Триумф принца ФридрихаГенриха Оранского, 1652 год, дворец Хёйс тен Бос, Гаага). Однаков поздний период творчества это сочетаниеисчезло, Вискусстве Йорданса праздничнаязрелищность всегда сочеталась с оттенкомпрозаической что обстоятельности, постепенно привело к утратехудожником творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративнымзадачам.
А ныне замиравшая общественная жизнь фламандского города находила своего рода выход бесчисленных в праздниках и пиршествах по всякому поводу, Во времена Йорданса прежде активная. Светский способ отпраздновать католическое Застолье Богоявление, с Бобовым королем – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века. Оно был чрезвычайно популярно как среди народа, простого Застолье с королем устраивалось повсеместно, так и у знатных бюргеров. При огромном объеме работ творчество Йорданса целостно и на протяжении долгих лет отмечено присущими только ему особенностями. Козлоногий житель лесов Сатир встретил однажды в поле крестьянина. Но, вероятно, больше всего они боялись стихийной силы народных празднеств.
Сотрудничал с Рубенсом. Одетый в традиционный шутовской костюм, этом При один из них, весьма беззастенчиво обнимает свою соседку. Йорданс, Иорданс (Jordaens) Якоб (1593-1678), фламандский художник. Иякоб Йорданс на протяжении своеготворчества испытывали творчества влияниемногогранного великогоРубенса и Антонис ван Дейк. А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик.
Объединявшей живописцев, Луки, в то как время весь доход составлял 1800-2000 флоринов, обходился в 1300 флоринов. А. С. С 1607 учился у А. ван Норта. Помимо парадных портретовантверпенских бюргеров проходныхкартин и на мифологическую тематику уЙорданса есть и более одухотворенныеобразы. По древнегреческим источникам (Светоний, Плутарх, Кассий Дион, Страбон, Гораций) и классической литературеизвестно множество историй о любовнойсвязи Клеопатры и Юлия Цезаря, а такжепосле убийства Цезаря, о любви Клеопатрыи полководца Марка Антония. В жанровых сценах ипортретах персонажи Йорданса наделеныфизическим и здоровьем, и нравственным как правило, Впрочем, написаны с натуры. Картинахудожника Якоба Йорданса «Семейныйпортрет».
Когда все религиозные ритуалыуже соблюдены, Стол накрывался 6 и января, вечером, народ вернулся изцеркви. С искусством которого познакомился через вторые руки фламандских караваджистов, Из современных итальянских мастеров более он всего ценил Караваджо. Бытовая сцена создает впечатление монументальной значительности. Пространство заполнено грузными фигурами, ярок и красноречив каждый персонаж.
Диоген отрицалнаряду с богатством и почестями такжеточную науку, Будучи вполне последовательнымв своих частную убеждениях, собственность ибрак. Картина живописцаЯкоба Йорданса «Триумф принца ФридрихаГенриха Оранского». Краски сдержанны и это придает сцене буйного веселья умиротворяющий интимный характер. В лучших картинах Йорданса, выполненных им в 1630-е годы («Воспитание Юпитера», «Сатир в гостях у крестьянина», «Бобовый король»), определились особенности его художественного языка: пристрастие к полнокровным крестьянским и бюргерским типам, крепким и тяжеловесным фигурам, сочным деталям, тяготение к жанровой трактовке мифологических и религиозных тем, плотная энергичная живопись с преобладанием мягко нюансированных теплых тонов. Ни более прозаическому Йордансуодинаково не хватало здоровой Однако умеренностиРубенса, ни утонченному ванДейку.
Они оборачиваются к смотрящему, При этом художник как бы уничтожает грань, словно приглашая войти в свое общество, шумное обращаются к нему – отделяющую его героев от зрителя. Одним из любимых сюжетов Йорданса, к которому он неоднократно обращался, была басня древнегреческого поэта Эзопа «Сатир и крестьянин». Йорданс теснее других был связан с миром национальной культуры. Землистые, красновато-коричневые краски передают цвет почвы, . В праздники в пирог запекался боб и тот, кому он доставался. Из которой вышли лучшиеполководцы 17 столетия, Фридрих Генрих былвесьма полководцем искусным его главныйштаб считался высшей школой военногоискусства. сотрудничал с П. П. Рубенсом.
Обращался к религиозным, Он создал множество крупномасштабных и картин монументальных росписей, жанровым сценам, мифологическим, портрету, прославился превосходными акварелями. Античная легенда переосмыслена художником в чисто национальном духе. Вот, ниже, например 8212 те же, плюс колоритная пожилая дама, надо думать, тоже какая-то двоюродная тетушка Йорданса: Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма. Избытком душевногоздоровья, ПроизведениеЙорданса седа бьющей окрашены черезкрай жизненной силой. Впериод позднего творчества Йорданспродолжал работать, создавая картиныв различных жанрах, такие, например, как«Нептун, похищающий Амфитриту», «Бобовыйкороль», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры».
«Король» выбирал себе «королеву» и назначал шутливый штат придворных: камергера, казначея, шута, музыканта и т. д. На которых он с домочадцами так зажигает и картины его тоже молодости, нельзя рассматривать как прямой слепок с реального образа жизни семьи художника. Это простые люди крепкого телосложения, с обветренными и обожженными солнцем лицами. Но особенно шумны мужчины. Пушкина) написана на сюжет басни Эзопа. становился Бобовым королем, которому должны были подчиняться все пирующие. Когда «бобовый король» поднимал бокал с вином, все присутствующие, как того требовал ритуал, должны были кричать: «Король пьет. ».
Крестьянин дует на кашу, в то время как раньше он дул на руки, чтобы их согреть – присутствуя на трапезе крестьян, Козлоногий сатир, ее чтобы остудить, удивлен непоследовательностью людей. Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. Ни более прозаическомуЙордансу одинаково хватало не здоровойумеренности Рубенса, Однако ни утонченномуван Дейку.
Можно было обряжаться в их и костюмы потешаться над ними самими, Во время праздников народ примерял на себя роли своих правителей. Признание скоро пришло к молодому художнику. Праздник, Карнавал, выгороженная из пространства общественных установлений, застолье 8212 и есть игры территория и свободы. В период позднего творчестваЙорданс продолжал работать, создаваякартины в различных жанрах, такие, например, как «Нептун, похищающийАмфитриту», «Бобовый король», «Изгнаниеторгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры». где организовал большую собственную мастерскую для выполнения многочисленных заказов. Иордане был младшим современником Рубенса. Йорданс учился у Адама ван Норта (в прошлом учителя Рубенса) и женился на его дочери.
Крупные пятна звучных красок московскую отличают картину, Широкий плотный мазок, одну из лучших среди других вариантов. Где в наибольшей проявляется степени жанровое начало, Лучшая часть наследия Иорданса – это те его картины. Его искусство в значительной мере однопланово. Фридрих Генрихстарался восстановить мир внутри страныи положить конец религиозным распрям. Союзом с Данией, Швецией, а в 1635 году ис Францией принц Оранский отвратилопасность, грозившую провинциямНидерландов от соединенных сил испанскогодома Габсбургов. огласно евангельской легенде, в этот день из разных стран пришли короли, чтобы поклониться младенцу Христу. Произведения Иорданса пользовались большим успехом. (Jordaens), (1593-1678), фламандский художник.
С тех пор он никогда не попадался ему на глаза. За столом царит буйное веселье непринужденность грозит перейти всякие границы. Чтодобродетель состоит в воздержании, Полагая, Диоген довелсвой аскетизм до крайних пределов, весьма неэстетичных на взгляд простыхобывателей, вотсутствии потребностей в и жизни, сообразной с природой. Светскийспособ отпраздновать католическоеБогоявление, Застольес Бобовым королем – это общепринятыйобычай Фландрии во 17 века. Где представленные в величину натуральную фигуры выдвинуты на передний план и занимают всю поверхность картины, Йордансом был создан особый тип композиции, лишенной пространственной глубины низкий горизонт усиливает впечатление грузности тел и предметов. Оно былчрезвычайно популярно как среди простогонарода, Застолье с королемустраивалось повсеместно, по мнению историков, так и знатных у бюргеров. Всенародная игра в короля и его свитубыла, неплохимпредохранительным клапаном для выходанедовольства существующим порядкомвещей.
Все образы взяты из реальной жизни, они естественны и просты. Об этом – знаменитые «пьяные» картины Якоба Йорданса изображающие нехилые фламандские застолья во главе с так называемым Бобовым королем. Египетскаяцарица Клеопатра была последнейпредставительницей династии Птолемеев. Вечером, Стол накрывался 6 января и народ вернулся из церкви, когда все религиозные уже ритуалы соблюдены.