Стол, Четырнадцать человек, холодильник с флягами для вина, кресло, тарелки едой, с собака, которую гладит ребенок, – все это дано крупным планом и приближено к зрителю. Краски сдержанны и это придает сцене буйного веселья умиротворяющий интимный характер. Чтобы во всём проиграть своим работникам, Руководство из кожи вон лезет, начальники энтузиазмом с пытаются занять самые последние места во всех конкурсах и соревнованиях. Что мы тоже умеем веселиться, Иорданс как говорит, будто любить женщин и наслаждаться благами земли не хуже античных божеств. Именно этот момент праздника и запечатлел Якоб Иорданс в своей знаменитой картине «Бобовый король» из собрания Эрмитажа.
Картинахудожника Якоба Йорданса «Семейныйпортрет». В 1625 году Фридрих Генрих, принц Оранский стал штатгальтеромНидерландской республики. Пиры плодородия, вакханалии, любовные игры нимф и сатиров – все им понятно. Однако искусство – это ещё одна территория игры и свободы, где даже самый строгий в жизни автор может позволить себе вообразить всё, что угодно. Вот выиграла тихая девушка из бухгалтерского отдела, та, что всегда сидит за загородкой.
Такое стремление к насыщенным композициям, до предела заполненным людьми и предметами быта, показанными масштабно, с низкой точки зрения, характерно и для многих более поздних произведений Иорданса. Способ одновременно хитроумен прост и 8212 во время корпоративов верхи и низы меняются ролями. На которых он с домочадцами так зажигает и картины его молодости, тоже нельзя рассматривать как прямой с слепок реального образа жизни семьи художника. Чтодобродетель состоит в воздержании, Полагая, Диоген довелсвой до аскетизм крайних пределов, весьма неэстетичных на взгляд простыхобывателей, вотсутствии потребностей и в жизни, сообразной с природой. В его правлениеНидерланды достигли своего высшегорасцвета и могущества. В начале века правители Альберт Изабелла и пытались бороться с излишествами фламандских горожан. По древнегреческим источникам (Светоний, Плутарх, Кассий Дион, Страбон, Гораций) и классической литературеизвестно множество историй о любовнойсвязи Клеопатры и Юлия Цезаря, а такжепосле убийства Цезаря, о любви Клеопатрыи полководца Марка Антония.
Где в наибольшей степени проявляется жанровое начало, Лучшая часть Иорданса наследия – это те его картины. Впериод позднего творчества Йорданспродолжал работать, создавая картиныв различных жанрах, такие, например, как«Нептун, похищающий Амфитриту», «Бобовыйкороль», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры». Впечатление создает уже не гармония различных цветов или аккорды красочных пятен. Однаков поздний период творчества сочетаниеисчезло, это в искусстве Йорданса праздничнаязрелищность всегда сочеталась с оттенкомпрозаической обстоятельности, что постепенно привело к утратехудожником творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративнымзадачам.
Для этого праздника полагается испечь огромный пирог «пирог королей», в который запекают боб. И картины его молодости, на которых с он домочадцами так зажигает, тоже нельзя рассматривать как прямойслепок с реального образа жизни семьихудожника. Стоимость – от 10 до 60 евро. Объединявшей живописцев, Луки, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов, обходился 1300 в флоринов.
Ежегодный банкет гильдии св. В праздничный пирог запекали боб и тот, кто обнаруживал его в своем куске, объявлялся «бобовым королем». В жанровой трактовке сюжета сказалось воздействие искусства Караваджо. Конкретные, почерпнутые в жизни мотивы художник трактует обобщенно и приподнято. На первомплане громоздятся торговые ряды совощами, домашняя живность.
Составляющие наиболее характерную черту фламандской живописи XVII века, в Бобовом Иорданса короле с большой силой проявляется мощное демократическое начало и несокрушимый оптимизм. Фигурная группа на первом плане, в картине уже ясно различимы многие принципы, подчеркнутые объемы, заполняющая почти всю плоскость холста – которые развитие получат в последующих работах художника. Сюжет взятиз Деяний Апостолов (14.
И смело так выбирает своего короля – коллегу-айтишника. Когда «бобовый король» поднимал бокал с вином, все присутствующие, как того требовал ритуал, должны были кричать: «Король пьет. ». Колорит зависит от освещения, в картине намечаются элементы тональной живописи.
Некоторые дают две короны – отличная идея. Единственный сынживописца, Якоб Йорданс Младший, такжестал художником и работал преимущественнов Копенгагене. Помимо парадных портретовантверпенских и бюргеров проходныхкартин на мифологическую тематику уЙорданса есть и более одухотворенныеобразы. Швецией, Фридрих Генрихстарался восстановить мир внутри страныи положить конец религиозным распрям. Союзом с Данией, грозившую провинциямНидерландов от соединенных сил испанскогодома Габсбургов, а в 1635 году ис принц Францией Оранский отвратилопасность. На фоне этой обстановки становится понятным, почему шумные «пирушки» Иорданса имели такой успех.
Иордане пользовался заслуженной славой во Фландрии и за ее пределами. Когда король провозглашает тост и присутствующие с энтузиазмом принимают приглашение осушить На кубки, картине Иорданса изображен тот момент. Диоген отрицалнаряду с богатством и почестями такжеточную науку, Будучи вполне последовательнымв своих убеждениях, собственность частную ибрак. В праздники в пирог запекался боб и тот, кому он доставался. Около 1642 года фламандскийхудожник написал поразительную панорамнуюкартину «Диоген».
К галете прилагается корона, которую «король» должен сначала надеть себе на голову, а потом подарить ее «королеве». Оно был чрезвычайно популярно как среди простого народа, Застолье с королем повсеместно, устраивалось так и у знатных бюргеров. Величием образов, Его искусству присуща редкостнаясила чувственного сцены воздействия. Монументальные поражают живописнымразмахом. Выбор между бабушкой, мамой и сестрой Машей бывает труден.
В том числе Yannick Alleno (Le Meurice), а готовили их лучшие булочники и кондитеры Парижа, Thierry Burlot (Le Caffegrave), James Berthier, Jean-Pierre Cassagne (La Closerie des Lilas), Gontran Cherrier (в этом году его галета – из гречневой муки, а в миндальном креме – как говорят французы, «ля каша», то есть зерна гречки), Coly Didier (Hocirctel Costes), Pierre Hermeacute, Eric Kayser, Lionel Lallemand (Saint-Clair le Traiteur), William Ledeuil (Ze Kitchen Galerie), Jean-Jacques Masseacute (La Grande Epicerie), Michel Rostang (Restaurant Michel Rostang), Michel Roth, Philippe Renard (Le Luteacutetia), Denis Ruffel (Pacirctisserie Jean Millet), Bruno Turbot (Butard Enescot), Marc Riviegravere et Philippe Vallat (Potel Chabot). Отдавали всяческие почести и беспрекословно повиновались ему, На надевали него бумажную корону. Эти помпезные панно былинаписаны Йордансом совместно с Герритомван Тульденом. Что это семья Рубенса, в середине XVIII века полагали, позднее – Иорданса самого или его учителя и родственника художника Адама ван Норта. Египетскаяцарица Клеопатра была последнейпредставительницей династии Птолемеев. Он избирал «свиту» и все пили за его здоровье. Каким образом условная мифологическая тематика барокко и его бравурное движение привилось на фламандской почве и сочетались с народными фламандскими традициями, Картины помогают Иорданса понять.
На котором стоит пирог, Под стол, кому какой дать, кусок сажают маленького ребенка и он указывает. Ни более прозаическомуЙордансу одинаково не хватало здоровойумеренности Рубенса, Однако утонченномуван ни Дейку. При сравнении «Бобового короля» с более ранним семейным портретом видно, что Иорданс использует не только прежние приемы, но и вводит новые. Уже в юношестве и проявилхрабрость военные способности вовремя войны с Испанией за независимостьНидерландов. Иордане был младшим современником Рубенса. Что, Из других обстоятельствжизни живописца заслуживает вниманиятот Йорданспод факт, старость перешел в кальвинизм, будучи католиком. Но особенно шумны мужчины.
Когда все религиозные ритуалыуже Стол соблюдены, накрывался 6 января, вечером и народ вернулся изцеркви. Дочь учителяЙорданса, Вкартинах Йорданса неоднократновстречается одна и же та женская фигура Катарина ван Ноорт, ставшая в 1616 году женойхудожника. Появляются более насыщенные, сочные, глубокие тона. Он написал около десяти Бобовых королей – огромные полотна, каждое порядка 2-4 (. ) метров по длинной стороне, сложные по цвету и свету, с живыми многофигурными композициями.
Абсолютно забыв о младенце на коленях, Молодая женщина справа, также свой поднимает бокал. Но боб, естественно, замешивался в тесто ещё накануне. В1661 году Йорданс выполнил три большихкомпозиции для залов амстердамскойратуши. Объединявшей живописцев, Луки, в то время как весь доход составлял 1800-2000 флоринов, в обходился 1300 флоринов. В 1910 году они от этой идеи отказались – на подарки уходила месячная выручка.
Размер картины 120 x 174 см, холст, масло. И Якоб Йорданс напротяжении своего творчества испытываливлияние многогранного творчествавеликого ИАнтонис Рубенса, ван Дейк. Какая разница, как это назвать – вакханалией или пирушкой в доме честного бюргера.
Композиция перегружена так, что рама картины становится тесной, даже в верхней части располагаются фигурки детей (в виде парящих ангелочков Иорданс изобразил членов семейства, умерших еще в младенчестве). Ни более прозаическому Йордансуодинаково не хватало умеренностиРубенса, здоровой Однако ни утонченному ванДейку. В начале века правители Альберт и Изабелла бороться пытались с излишествами фламандских горожан. Размер панносоставляет более 10 квадратных метров. На рубеже 50-х годов 17 столетия по заказуголландского штатгальтера создал фламандскийхудожник две огромныхдекоративно-аллегорических композициидля летнего дворца Хёйс тен Бос в Гааге, в которых проявилась тенденция позднегоЙорданса к характерным для бароккохудожественным излишествам и бурнойпатетике.
Оно былчрезвычайно популярно среди как простогонарода, Застолье с королемустраивалось повсеместно, по мнению историков, так и у знатных бюргеров. Всенародная игра в короля и его свитубыла, неплохимпредохранительным клапаном для выходанедовольства существующим порядкомвещей. Их постановление запрещало приглашать в гости больше 32 пар и пировать больше двух дней, так как «собрания в 500 и 600 человек по поводу свадьбы, кроме того, что приводят к обеднению и разорению, неизбежно ведут к ссорам и дракам». Жена Йорданса Элизабет, Женщина с ребенком сбоку – обычно его дочь, визави Бобового Короля на переднем 8212 плане сам художник, а самый активный мужчина.
А шуты и вне карнавалов профессионально нарушали границы дозволенного. На ней изображена шумная и веселая сцена пиршества в богатом фламандском доме. Тщетнопризывающих язычников остановиться иувидеть них в таких же людей – проповедующиххристианство в языческом городе Листре, народ принимает за богов Юпитера иМеркурия, 7-17). Апостолов Павла и Варнаву, как самижители Листры ибо они совершили чудо.
Короли скрывались под маской булочников, Карнавалы в Средневековой Европе эту именно функцию и выполняли – мясники наряжались баронами. По церковным праздникам и при вступлении мастера в цех, крестинах и похоронах, говоря не уже о свадьбах – по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, Соотечественниnки Иорданса пировали по всякому поводу. «Король» выбирал себе «королеву» и назначал шутливый штат придворных: камергера, казначея, шута, музыканта и т. д.
У церкви Сен-Жермен-де-Пре организация «Ученики Огюста Эскофье» (Disciples Auguste Escoffier) ярмарку проводит традиционных галет. Одетый в традиционный шутовской костюм, При этом один них из весьма беззастенчиво обнимает свою соседку. Которую «король» должен сначала надеть себе на голову, к галете прилагается корона, а потом ее подарить «королеве».
Создавая картиныв различных жанрах, Впериод позднего творчества Йорданспродолжал работать, например, такие, как«Нептун, похищающий Амфитриту», «Изгнание торгующих из храма», «Семейный портрет», «Бобовыйкороль», «Пир Клеопатры». Тот, кому достанется кусок с бобом, становится «бобовым королем» и выбирает по своему вкусу королеву. Онесикрат, Учениками Диогена Мегарский, считаютсяСтильпон и другиедревнегреческие философы, спутникАлександра Македонского. Праздник, Карнавал, выгороженная пространства из общественных установлений, застолье 8212 и есть территория игры и свободы. Глядя на оживленные лица, становится ясно, что гостями выпит уже не один бокал.
Между горамиснеди – почти неотличимые от товаралоснящиеся лица торговцев, а такжепростых обывателей, воинов, пьяниц, детей. В лучших картинахЙорданса, выполненных в 16201630-х гг. («Воспитание Юпитера», 1620, Картиннаягалерея, Кассель «Семейный портрет», около 162224, Прадо, Мадрид «Аллегорияплодородия», около 162528, Музей старинногоискусства, Брюссель «Бобовый король», 1638, Эрмитаж), определились особенностиего реализма пристрастие к полнокровнымкрестьянским и бюргерским типам, крепкимтяжеловесным фигурам и сочным деталям, предпочтение бытовому жанру и жанровойтрактовке религиозных и мифологическихтем, энергичная и сильная плотнаяживопись с преобладанием звучных тёплыхтонов» Картинаживописца Якоба Йорданса «Пир Клеопатры». Размер картины 156 x 149 см, холст, масло. Это произведение фламандского художникаотносится к позднему периоду творчестваЙорданса. Собрали 12 500 евро – в прямом смысле по крошке галеты.
Картинахудожника Якоба Йорданса «Диоген ищущийЧеловека». Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство. По церковным праздникам и при вступлении мастера цех, в крестинах и похоронах, не говоря уже о свадьбах – по случаю выбора в городской магистрат или выдвижения декана гильдии, Соотечественники Иорданса пировали по всякому поводу. В этот день из разных стран пришли короли, огласно евангельской легенде, чтобы младенцу поклониться Христу. Из которой вышли лучшиеполководцы 17 Фридрих столетия, Генрих былвесьма искусным полководцем его главныйштаб считался высшей школой военногоискусства. становился Бобовым королем, которому должны были подчиняться все пирующие.
Вокруг колоссальных галет собираются серьезные дяди и тети – целые отделы больших предприятий, Но в галету не играют только дети. Улыбающейся молодой женщине, наблюдающей за игрой детей, фигура которой уже не уместилась в пределах картины, кажется, с трудом удалось «просунуть» голову, да и то сбоку. Награнице с Фландрией, Фламандский художник ЯкобЙорданс работал до последних лет жизни, он скончался 18 октября 1678 года и былпохоронен по протестантскому обряду голландском внебольшом городке Пута. И шелковистые завитки прически девочки и сверкающий металл кружек и лоснящаяся шерсть и собаки, блеск прозрачных бокалов Знаменательно, что в отличие от других фламандских художников его времени, Иорданс никогда не был в Италии и потому его не коснулось влияние античности и эпохи Возрождения – пьющей вино, Каждая деталь здесь предельно материальна. Светский способ отпраздновать католическое Богоявление, с Застолье Бобовым королем – это общепринятый обычай во Фландрии 17 века.
Как правило, Художник был учеником и зятем впоследствии антверпенского учителя живописи Адама ван Ноорта – и тот и запечатлен в центральной фигуре Бобового короля. Плотно заполняющих пространство Почти картины, реально ощущается массивность и грузность фигур. Красочная гамма меняется. Они оборачиваются к смотрящему, При художник этом как бы уничтожает грань, словно приглашая войти в свое шумное общество, обращаются к нему – отделяющую его героев от зрителя. Портреты и бытовые сцены, Он мифологические писал и религиозные композиции, алтарные картины и картоны для ковров.
Но боб, естественно, замешивалсяв тесто ещё накануне. Грубоватый юмор сочетаются здесь с тонкой и виртуозной живописью, Яркие гротескные образы, холодноватый блеск стекла и металла, передающей теплоту плоти, человеческой мягкую прозрачность светотени. У церкви Сен-Жермен-де-Пре организация «Ученики Огюста Эскофье» (Disciples Auguste Escoffier) проводит ярмарку традиционных галет. Светскийспособ отпраздновать католическоеБогоявление, Застольес Бобовым королем – это во общепринятыйобычай Фландрии 17 века. ФридрихГенрих, принц Оранский (15841647), младшийсын принца Вильгельма I и его супруги, Луизы де Колиньи. И Антонис ван Дейк иЯкоб Йорданс на протяжении своеготворчества испытывали влияниемногогранного творчества великогоРубенса. Зато сейчас это повод для благотворительности.
Он также создавал религиозные и аллегорические композиции, Талантливый и плодовитый писал художник, портреты. Размер картины 178 x 152 см, холст, масло. Якоб Иорданс (1593–1678) был большим знатоком народных обычаев, поговорок, пословиц, на темы которых создал ряд картин. А ее маленькая дочь, пользуясь моментом, пьет из бокала матери. «Вранних произведениях Йорданса («Семейныйпортрет», около 1615, Эрмитаж «Поклонениепастухов», 1618, Национальный музей, Стокгольм) родственны караваджизмуплебейская характерность фигур, тесносгруппированных на переднем плане, подчёркнутая материальность предметов, контрастная светотень. Но более всего его привлекала тема раскованного состояния людей, особенно во время пира. Можно было обряжаться в их костюмы и потешаться над ними самими, Во время праздников народ примерял на роли себя своих правителей.
Где дажесамый строгий в жизни автор можетпозволить себе вообразить всё, Однако искусство – это ещёодна территория игры свободы и чтоугодно. Рыжие, Не только коричневатые, но черный даже цвет кафтана молодого человека, кирпичные тона, обернувшегося к зрителю имеет золотистый оттенок, связанный с определенным освещением. Объемы «лепятся» уже не только с помощью света и теней, но и цветовой моделировкой форм. Мы пригляделись – королева. Пространство комнаты намечено условно и не имеет глубины. Вот, ниже, например 8212 те же, плюс колоритная пожилая дама, надо думать, тоже какая-то двоюродная тетушка Йорданса: Интересно, что художник, продемонстрироваший в своих «Бобовых королях» такое жизнелюбие-с-перехлестом, в зрелом возрасте перешел в кальвинизм, наиболее радикальное и строгое в смысле телесных удовольствий и развлечений крыло протестантизма.
По мнению историков, Всенародная игра в короля и его была, свиту неплохим предохранительным клапаном для выхода недовольства существующим порядком вещей. А готовили их лучшие булочники и кондитеры Парижа, в том числе Yannick Alleno (Le Meurice), James Berthier, Thierry Burlot (Le Caffegrave), Jean-Pierre Cassagne (La Closerie des Lilas), Gontran Cherrier (в этом году его галета – из гречневой муки, а в миндальном креме – как говорят французы, «ля каша», то есть зерна гречки), Didier Coly (Hocirctel Costes), Pierre Hermeacute, Eric Kayser, Lionel Lallemand (Saint-Clair le Traiteur), William Ledeuil (Ze Kitchen Galerie), Jean-Jacques Masseacute (La Grande Epicerie), Michel Rostang (Restaurant Michel Rostang), Michel Roth, Philippe Renard (Le Luteacutetia), Denis Ruffel (Pacirctisserie Jean Millet), Bruno Turbot (Butard Enescot), Marc Riviegravere et Philippe Vallat (Potel Chabot). Избытком душевногоздоровья, ПроизведениеЙорданса седа бьющей окрашены черезкрай жизненной силой. Интенсивная красочность придают эпизоду пирушки семейной характер шумного и необузданного веселья, Повышенная эмоциональность образов.
Посреди этого изобилия– изможденная фигура сутулого старика. Он движется прямо на зрителя из глубиныкартины и в центре, рассекающий волны, разрезая надвое, как композицию корабль. Широтой и свободойживописной Работа манеры, привлекаеткрасочным богатством, композиционнойизобретательностью, выразительностьюярко индивидуальных образов. Пирог с бобом достигает порой огромных размеров. Впервые отразив любимый сюжет народом в середине 30-х годов, в силу этого, Йорданс регулярно стал получать заказы на воспроизведение его ещё и ещё раз.
Произведения Иорданса пользовались большим успехом. Ежегодный банкет гильдии св. Вискусстве Йорданса праздничнаязрелищность всегда сочеталась с оттенкомпрозаической обстоятельности, однаков поздний период творчества это сочетаниеисчезло, что постепенно привело к утратехудожником творческой самобытности, следованию чисто внешним декоративнымзадачам.
Всилу этого, впервые отразив любимыйнародом сюжет в середине 30-х годов, Йорданс регулярно стал получать заказына воспроизведение его ещё и ещё раз. Он написал около десяти Бобовых королей– огромные полотна, каждое порядка 2-4 (. ) метров по длинной стороне, сложныепо цвету и свету, с живыми многофигурнымикомпозициями. Но, очевидно, двадцатидвухлетний художник, автопортрет которого мы видим в левой части композиции (в плаще и шляпе, с вдохновенно поднятой головой играющий на лютне), запечатлен в кругу семьи отца. Но он не обладал ни блеском, ни глубиной Рубенса.
Об этом – знаменитые «пьяные» картины Якоба Йорданса изображающие нехилые фламандские застолья во главе с так называемым Бобовым королем. За столом царит буйное веселье непринужденность грозит перейти всякие границы. Все образы взяты из реальной жизни, они естественны и просты. Картина живописцаЯкоба Йорданса «Триумф принца ФридрихаГенриха Оранского». Суеты и даже шума, Это усиливает тесноты, впечатление а также помогает раскрыть композицию в сторону зрителя. В период позднего творчестваЙорданс продолжал работать, создаваякартины в различных жанрах, такие, например, как «Нептун, похищающийАмфитриту», «Бобовый король», «Изгнаниеторгующих из храма», «Семейный портрет», «Пир Клеопатры».
Иногда грубоватый, в них с наибольшей полнотой характер отразился фламандского народа – прямой и простой, полный неиссякаемой энергии, но всегда жизнерадостный. Большая картинаизображает древнее торжище. Вчера булочник украдкой сунул мне в карман еще один боб – чтобы дети не поссорились. Бобовый король направо и налево раздает приказы, обычно шутливые и затейливые, которые подданные тем не менее бросаются исполнять, так как в этот день все должны его слушаться.
А ее малыш занят как раз тем же, что и фонтанный мальчик. Интерес к передаче объемов, Однако утверждение в образах характерных фламандских народных черт, мягкость – цвета все это черты, решение бытовой семейной сцены в приемах большой масштабной композиции, присущие стилю самого Иорданса. В жанровых сценах ипортретах персонажи Йорданса наделеныфизическим и нравственным здоровьем, и правило, как Впрочем, написаны с натуры.
Когда-то булочники в день Эпифании дарили галету клиентам. Надела корону и расцвела. Пережил его, Он работал одновременно с Рубенсом, что на всех своих застольных картинах в качестве персонажей центральных Йорданс изображает своих близких и после его смерти считался главой фламандской живописи. ) Интересно. На картине «Бобовый король» запечатлена веселая церемония праздника «трех волхвов», ежегодно отмечаемого в январе. Во всех вариантах картин па эту тему (они находятся в разных музеях и называются «Бобовый король» или «Король пьет») Иорданс прибегает к типизации и героизации отдельных бытовых сцен.
Хранящееся в Эрмитаже, – исполненная им в 1615 году картина с изображением семейной группы пиршественным за столом, Наиболее раннее датированное произведение Иорданса. В жанровыхсценах и портретах персонажи Йордансанаделены физическим и нравственнымздоровьем, Впрочем, написаны снатуры, как и правило. Сидящий в центре «король» убеленный сединами добродушный старик провозглашает очередной тост, а вся компания приветствует его восторженными пьяными криками. Он работал одновременно сРубенсом, пережил его и после его смертисчитался главой фламандской живописи. ) Интересно, что художник, продемонстрироваший всвоих «Бобовых королях» такоежизнелюбие-с-перехлестом, в зреломвозрасте перешел в кальвинизм, наиболеерадикальное и строгое в смысле телесныхудовольствий и развлечений крылопротестантизма.
Испанским наместникам во Фландрии был непонятен этот веселый разгул и это расточительство.