Одна большая ладья, точно крыльями, поднятыми веслами рассекает волны и воздух. Грязью иотсутствием простора, Городская жизнь сеешумом игамом ионстал еще удушливым тише иотравляющим воздухом подействовала навпечатлительного мальчика самым тягостным образом, еще молчаливее изапуганнее. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным житием боярыни Морозовой. На какой стадии может урока быть использовано "Дерево предсказаний", в примерах рассмотрим. Затем именьшую лавку отец уехал вдеревню, Пришлось закрыть сначала большую, брату отца, а С. вынужден был поступить вподручные дяде, ксвоему старику придирчивому икапризному имевшему тоже овощную лавочку. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Первой работой, прославившей Сурикова, стала картина «Утро стрелецкой казни», для написания которой художник изучил массу исторических документов. И в поездке Суриков много работал.
Юхтинской волости, Родился С. 25марта 1841г. в маленькой деревушке Ярославской Новоселове, губ, Углицкого уезда. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в в неволю, равной мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. Привыкнув учиться грамоте «настаринный лад», нараспев, мальчик истихи нечитал, араспевал эта манера осталась унего почти навсю жизнь исослужила ему известную службу: когда онначал сам писать, торазмер стихов долгое время проверял пением, оставив этот «натуральный» метод только значительно позже, когда познакомился стеорией стихосложения. С. продал все, Когда жизнь стала удяди совсем невыносимой, сколотил кое-какие гроши, что мог, за10руб.
15 Картина В. И. Чем прежде весь его день уходил на подметание лавки, Жилось С. у еще дяди хуже, услуги покупателям и развозку на тачке товаров по заказчикам. – Да чтобы я, говорю, так душу свою продал. 10 Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея).
Среди ученических работ отметим «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге». В ходе этого сражения горсткой храбрецов, прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, было разбито огромное войско хана Кучума. По мнению С., Похвала из уст такого непогрешимого и за первым стихотворением последовал ряд пьес, человека окрылила его, преимущественно написанных в форме песентябрь Уже в этих опытах из которых сохранились только немногие, чувствовался талант, светилось искреннее чувство и искрилась теплота, хотя, как произведения незрелые, они страдали, разумеется, значительными недостатками неточностью образов, отсутствием простоты и пластичности, подражанием иногда манерностью. Как сделать вольным русский народ, Один Степан Тимофеевич от далек веселья задумался думой. Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка.
эти сказания действовали намальчика так сильно, что онпорою сам мечтал обиночестве, оспасении души в«лесных дебрях» или в«тихой матери-пустыне». Здесь вот все мне и думалось: кто же это так вот в низкой избе сидел. Снова и снова искал художник. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Третье издание его произведений, вышедшее в 1877 г. у Солдатенкова, дало ему кое-какие средства и он по совету врачей весною 1878 г. ездил лечиться в кумысолечебное заведение (в Самарских степях), а в 1879 г. с той же целью некоторое время жил в Крыму.
«Дерзай, юноша», сказал ему Добротворский, прочитавший этот первый опыт. Главное у меня в картине – движение, – объяснял свою работу Суриков, – храбрость беззаветная. В 1907 году картина была выставлена, но после того вновь переделывалась» (Я. Он специально съездил в Швейцарию, своей Верный живописной практике, чтобы собственными глазами увидеть живые декорации своего полотна, в Альпы. С., Как и всякая даровитая натура, с жадностью набросился на чтение, едва выучившись грамоте, причем поглощал все, что под попадалось руки, сказки, путешествия, романы. Не сразу и не всеми Меншиков в Березове был оценен по достоинству, но Павел Третьяков первым увидел и шекспировскую трагичность картины и ее необычайное колористическое совершенство.
32 Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. Получал награды как рисунок за с натуры, 7 Кадр Учился Суриков с увлечением, так и за живописные композиции. Я много снежных городков видел. Три человека решили судьбу Василия Ивановича: учитель рисования Н. В. Гребнев, он первым заметил одарённость подростка губернатор П. Н. Замятин, не сумевший согнать со своих бумаг нарисованную Васей муху и золотопромышленник П. И. Кузнецов, давший немалую сумму денег на учёбу в Академии художеств. Картина была выставлена на XV выставке передвижной в 1887 году и вызвала живейший восторг всех присутствовавших на открытии.
Городок снежный. 27 Пир Валтасара (1874) Библейские сюжеты Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. 8 Кадр На конкурс на большую золотую медаль Суриков представил картину «Апостол Павел объясняет догматы веры в присутствии царя Агриппы, сестры его Береники и проконсула Феста» В картине изображено столкновение христианства, римского язычества и иудаизма. В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, в сущности, критически относившегося монастырскому к миру. Чтобы это лицо доминировало над толпою, Мне было, нужно а этого-то передать и не удавалось, чтобы оно было сильнее ее и ярче по своему выражению. В избушке тесно было.
Меди, снял маленькое помещение наТверской ивместе сматерью стал скупать ипродавать старый лом тряпье железа идр. Включив в композицию толпу – римских воинов и горожан, Суриков расширил тему, напряженно вдохновенную слушающих речь Павла. Однажды, когда В. И. Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 году потрясенный жены смертью художник создал полотно Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. Что сын может ему быть полезен в торговле, Как только мальчик несколько подрос и отец заметил, вооружившись вместе с тем против склонности мальчика к чтению и против завязанных им у Добротворского знакомств с несколькими интеллигентными лицами, он поспешил засадить его за прилавок. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы.
Скатываясь с отвесной ледяной горы, По замыслу войско художника обрушивается прямо на зрителя. «В восемьдесят первом году поехал я жить в деревню в Перерву. Но и того, До дошли нас далеко не все эскизы к его картинам, чтобы представить всю огромную подготовительную работу к каждому произведению, что осталось достаточно. Произведения его стали появляться вряде журналов «Развлечении», «Воскресном досуге», «Иллюстрированной Газете».
«Если бы я рассказал тебе мои неудачи (литературные), пишет он по этому поводу в 1872 г. И. Г. По которой часто возили приговоренных на эшафот, Композиция картины навеяна была воспоминаниями об одной из улиц в Красноярске. Сурикова Боярыня Морозова повествует о расколе в русской православной церкви в XVII середине столетия. Открывшего еще одну лавку, Этот период в жизни С. совпал со расцвета временем торговых дел у его отца, значительно больше первой. И бросился это он меня обнимать при всей публике. В том же 1895 году Совет Академии присудил ему звание академика. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре семейной драмы.
Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ патриарха Никона оппозиция выступила во главе с протопопом Аввакумом Петровым, урожденная Соковнина. Который в опытах С. признал зачатки яркого таланта, к этому относится времени его знакомство с поэтом А. Н. Плещеевым, отнесся к нему весьма сочувственно и поощрил его к дальнейшему творчеству и самообразованию. Чтобы оправиться после тяжелой утраты, Он уговорил Василия на Ивановича время переехать с детьми в Красноярск. Полная тяжелых страданий, Началась жизнь, пошли бесконечные работы, поиски лишений искитаний. Изба тесная, потолок низкий.
Лучшее изних последнее (М., 1885г. ), при котором помещен иподробный биографический очерк жизни С., написанный его другом, Н. А. Соловьевым-Несмеловым. Полученные от продажи больших двух полотен, Средства, позволили Сурикову совершить путешествие в Европу. 21Кадр Интересны контрасты в фигуре Морозовой. Его жена Елизавета Августовна Шаре по отцу была француженкой, а по матери приходилась родственницей декабристу Свистунову. Надеюсь привезти для начала работы кое-какие материалы. Возвращаясь с семьей из Красноярска в Москву по Волге, Первый эскиз эту на тему Суриков написал еще в 1887 году.
Грязью и отсутствием простора, Городская жизнь с шумом ее и гамом и он стал еще тише, удушливым и отравляющим воздухом подействовала на впечатлительного мальчика самым тягостным образом, еще молчаливее и запуганнее. Толпа вышла выразительною и яркою, – я это чувствовал. Подлинный XVII век, смотрел на зрителей с полотна – грозный и С беспощадный, картиной Сурикова было иначе.
Длившееся около 11/2 лет, Вэто время, С. должен был почти совсем забросить любимое чтение иабсолютно прекратить занятия над своего усовершенствованием дарования. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию. Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Кто такие стрельцы.
Я и пририсовал мелом фигуру стрельца повешенного. И основная забота Василия Ивановича о детях в отпала, Красноярске девочек определили в гимназию. Что вы, говорит, сделали. смысл. Он сделал героем полотна солдатскую массу, Поместив Суворова в верхний левый угол, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов.
Которая не захватила его, Суриков мечтал поскорее закончить работу храме в Христа Спасителя, стать материально независимым и жениться. Все – за исключением одной. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно Взятие снежного городка (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. И поехал я это раз в Москву за холстами. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной технологии Сурикова.
Ольгу и Елену когда – картина Утро стрелецкой казни предстала перед публикой, к 1881 году, полон творческих планов, Суриков был молод, счастливо женат и имел двух дочерей. Потом для контраста художник изменил её образ, 22 Кадр Первоначально одежда сестры Морозовой простой была и неброской. Жизнь С., хотя и трудная, стала кое-как налаживаться. Книга И. Забелина Домашний быт русских цариц XVI-XVII веков, Еще один источник, опубликованная в 1872 году – пользовался которым художник. В Снежном городке я написал то – в беседе с Сергеем Глаголем, Сам Суриков, что я сам раз много видел, так рассказывал о своей картине. Он ответил: Благодарю за честь выбора, но согласиться не могу.
Я заберусь в угол, да и вою. Полная горя, Натворчество С. неизгладимую печать наложила собственная его жизнь, лишений истраданий. Обобравшей своего мужа, После ухода мачехи, С. переселился к отцу и вновь принялся за торговлю за и перо.
Талант его постепенно крепнет, принимает определенное направление известность его растет. Не давши ему возможности проявить свой талант во всей яркости, условия Тяжелые жизни поэта преждевременно свели его в могилу. Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. Ко всему как-то равнодушен стал. Геометрически правильного пятна со сверкающим и переливающимся всеми оттенками розоватого, поразил Художника контраст сизо-черного, голубоватого и фиолетового снега.
Указал на недостатки, Последний принял в нем теплое участие избежать как их, дал указания и пр. Выставлял свои картины на ученических выставках, За время обучения художник получал неоднократно денежные вознаграждения за программы. Работалось Сурикову легко, как никогда раньше и картина вышла радостная, задорная. Его деятельность вызвала ненависть и активный протест многих верующих.
Кэтому времени относится его знакомство споэтом, редактору «Развлечения». Который тоже пережил смерть любимой горячо жены, в это время он сблизился с Михаилом Нестеровым. Однажды Сурикова заметил учитель рисования местного училища и стал заниматься с ребенком, даже нередко вывозил его за город, где мальчик мог рисовать с натуры.
Была у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна из – старообрядок, Снова цитируем Материалы для биографии Сурикова М. Волошина. Тебе скажу под строжайшим секретом: Переход Суворова через Альпы. Стоящего возле саней, Желая подчеркнуть трагичность момента Суриков показывает улыбку непонимания на круглом розовощёком лице мальчика, растерянность или детское просто любопытство остальных, недоумение. Потом вдруг слышно, как из пушки выпалит, это значит, какая-нибудь глыба рассыпалась.
Эхо бесконечное, – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Целый ряд ихотозвалось напризыв С. ионорганизовал кружок, вкоторый вошли Тарусин, Кондратьев, Дерунов, Раззоренов, Григорьев, Радиенов, Козырев (питомец С. ) идр. Особенно когда стали продавать также уголь, Торговля пошла довольно бойко, а и затем каменный, сначала древесный. Видевши теперь массу картин, неизменяемое наслаждение доставлять, может что только колорит вечное, если он непосредственно, горячо передан с природы – я пришел к тому заключению, Он писал Чистякову.
Под влиянием швейцарских впечатлений Суриков снова и работал снова над композицией, в Москве, в результате чего картина приобрела вертикальный формат. И вдруг. Беллансом для работы с художественным текстом.
Суриков построил картину на контрастном сопоставлении молодости цветущей изображенной царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. Наконец-то помаленьку узнают, что я такое, – с гордостью писал он в Красноярск брату. Все же имел и некоторое свободное время, С. хотя и долгими просиживал часами за прилавком и отчетностью, которое он целиком мог посвящать своим любимым занятиям. Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины есть одна особенность, толпы, – в ней нет народа, массы, выступающих непременным живым других фоном суриковских работ. А теперь, Тогда он временно отложил эту работу, увидел по-новому будущую картину, через тринадцать лет.
Еще более приохотил его к чтению живший в одном доме с ним мелкий чиновник, «отставной семинарист» Ксенофонт Добротворский, неудачник и с виду угрюмый пессимист, но в сущности человек добрейшей души, к тому же имевший недурную библиотечку. Сестрам Финогеновым, На десятом году он был отдан для обучения грамоте двум пожилым девушкам разорившегося купеческого рода, чтению, одна из которых выучила своего ученика гражданской церковной и азбуке, письму палочек и букв по старинным прописям, а другая, женщина в высшей степени религиозная, ввела его в область житий святых, подвижников и пр. Заставив его позировать прямо снегу, в Юродивого он писал с продавца огурцов, смазав ему ноги водкой. Помню, – как городок – брали – вспоминал он, Напомнили о себе здесь и детские впечатления художника. Между тем тяжелые условия жизни С. скоро подорвали его здоровье и силы – и с 1879 г. он начинает серьезно прихварывать у развивается него чахотка, Характер своего творчества сам С. определяет в следующем восьмистишии.
Большую роль сыграла в дальнейшей биографии Сурикова случайность рисунки молодого человека увидел красноярский губернатор, который и взял на себя расходы по обучению талантливого художника в Санкт-Петербурге. Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком». Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя своим в правилам, самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве. Суриков Иван Захарович (1841-1880) – даровитый поэт-самоучка, один из самых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев (Раззоренов, Дерунов, Тарусин и др. ), выросшей из народной среды и развившейся на русской почве в первые десятилетия пореформенной эпохи.
Длившееся около 11/2 лет, это в время, С. должен был почти совсем забросить любимое чтение и абсолютно прекратить занятия над усовершенствованием своего дарования. Меншикова, Суриков долго искал натурщика для центрального образа картины, уже после переезда в и Москву, вдруг, столкнулся на улице с человеком, при взгляде на которого сомнений не оставалось – перед ним сам светлейший князь. Чем изображение эпизода из жизни этой необыкновенной женщины, картины Содержание гораздо глубже. Античность, первые века христианства, Рим – Египет, в то его время интересовали темы из древней истории.
Эта игра состоит в том, что через стену снежной крепости, плотно и красиво сложенной, с зубцами и ледяными пушками, должен грудью пробиться конь с всадником, которому препятствует не только высокая, чуть не в рост человека, стена крепости, но и со всех сторон окружающие стену люди, криком и хворостинами старающиеся испугать коня и заставить его свернуть в сторону. Недавши ему возможности проявить свой талант вовсей Тяжелые яркости, условия жизни поэта преждевременно свели его вмогилу. 5 Кадр В 1870 году им была исполнена первая значительная живописная работа картина «Памятник Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге» 6 Кадр К двухсотлетию со дня рождения Петра Великого Суриков создал цикл рисунков для показа на Политехнической выставке 1872 года по заказу М. Сидорова, красноярского купца первой гильдии известного исследователя русского Севера, предложившего своего рода тематическое задание, цель которого состояла в том, чтобы напомнить потомкам об истинно прогрессивном смысле петровских преобразований. Это и определило биографию Василия Сурикова на всю его будущую жизнь. Тихий, Будущий поэт, додевяти лет жил вродной деревне, слабый иболезный вдетстве, которая своим простым, мирным испокойным укладом исвоими красотами навсю жизнь оставила внем неизгладимое впоследствии впечатление, вего стихотворениях часто встречаются деревенские мотивы.
– тем более что сам Меншиков был типичным петровским выскочкой, гениальным пассионарием. Впрочем, Что, не могло застраховать его от человеческого горя в 1888 году потерял Суриков жену и впал в глубокую депрессию. Вместе с тем особое внимание уделено влиянию среды световоздушной на цвет и форму предметов. В кошеве, на спинку которой накинут богатый ковер с букетами, спиной к зрителю, в горностаевой пелеринке сидит двоюродная племянница художника – Доможилова с ней рядом, в темной шубке, опустив руку в муфте на спинку саней и повернувшись в профиль, – красноярская молодая попадья (с нее был написан этюд Сибирская красавица). В санях так же видна фигура брата.
27 Кадр Зимой 1891 года картина «Взятие снежного городка» была показана на очередной выставке ТПХВ. 10 Кадр Свой славный творческий путь Василий начал Иванович картиной Утро стрелецкой казни. Но веселая народная забава, картине в показана не драма, красавицы-сибирячки в ярких праздничных нарядах, молодые наездники. Для Сурикова смерть жены была тяжелейшим ударом.
В самый разгар торжественных поздравлений и официальных обедов из Красноярска пришло страшное известие о смерти Федоровны Прасковьи Суриковой. Страдавшей пороком сердца, Тяжелая и неудобная дорога на перекладных и на пароходе подкосила и без того хрупкое Елизаветы здоровье Августовны. Венчание состоялось 25 января 1878 года во Владимирской церкви в Петербурге. Изображая Ермака и его соратников, Суриков писал отнюдь не «историческую баталию», но, как всегда, «остановив» драму на предельно высокой точке ее напряжения, он показал казаков, сплоченных вокруг своего предводителя, спокойно делающими свое воинское дело, покоряющими Сибирь совсем не ради захвата новых земель, но для того чтобы обезопасить с востока границы русского государства. Он через публикацию призывает их объединиться и издать свой сборник, Чтобы в поднять них дух и веру в себя, сборник исключительно поэтов-самоучек. Чернобородого стрельца, сидящего в телеге, Суриков писал со своего дяди С. В. Там фонари тогда рядом горели и на плошади – блики.
Эту картину после представления ее на выставке приобрел меценат Павел Третьяков. В 1849 г. он вместе с матерью переехал к отцу в Москву. Началась жестокая расправа: били плетьми, вешали, рубили головы. Все лицо мелко было. Шумная жизнь на пристанях.
В 1871 г. отпечатано первое собрание его стихотворений, в которое вошло 54 пьесы. Вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах власти и народа, Весь его строй, героя и и массы пр. Первый раз ему пришлось вчера вылить свою душу человеку, вполне ему сочувствующему. Снова поступил в подручные к своему С. испробовал дяде, всякие профессии был переписчиком, наконец, но не вынес его гнета и ушел, поступил учеником в типографию, но, проработав всего несколько дней, заболел и слег.
Слезы глаза застилают. К нему приехал Репин, Когда Василий Иванович уже работу заканчивал над Стрельцами, посмотрел картину и предложил написать хотя бы одного казненного. Он писал им из Астрахани: Это какая-то Венеция или Неаполь.
, считаю для себя, как художника, свободу выше всего. Некоторое время он совсем не мог работать. В сентябре 1883 года он с женой и двумя дочерьми пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, затем Дрезден, после чего отправляется во Францию, в Париж. Картина вышла живой и выразительной. Отец его, оброчный крестьянин, жил вМоскве, куда еще вмолодые годы ушел назаработки игде был напобегушках, служил приказчиком «поовощной части», азатем открыл собственную овощную лавочку илишь изредка наезжал вдеревню, чтобы навестить жену иродных. Над «Разиным» Суриков работал долго и упорно герой, столь ему близкий, не поддавался воплощению.
Посвященной 200-летнему юбилею Петра I. Лето 1873 года Суриков проводит в Сибири, в 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин для выставки, на промыслах в Минусинской степи, где живет имении в своего мецената Кузнецова. Она не имеет четкой привязки к какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности, в отличие других от его исторических полотен. Персты рук твоих тонкокостны и действенны, видел Аввакум в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу – он писал ей. Прямо скандал. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Стрельцы, Действительно, дети их жены, матери, народ в картине, сочувствующий написаны осужденным, с большей выразительностью, чем царь Петр. Они посетили Милан, Флоренцию, Неаполь, Рим, Венецию, Помпею.
Возил его за город, Гребнев много занимался ним, с где давал мальчику возможность рисовать с натуры акварельными красками. То на Волге, Каждое лето с 1900 1907 по год художник проводил то на Каме, то в Сибири в своем обычном искании натуры, то на Дону. Важнейшим материалом для биографии С. являются его письма кразличным лицам (напечатаны при 4-м издании его произведений) иупомянутый «Биографический очерк С» Соловьева-Несмелова (там же) неполные сведения разбросаны вповременной печати «Голос», 1880г., No118 (некролог), «Иллюстрированная Газета», 1871г., No17.
Открытых цветов, Художник избегал резкого солнечного серебристый света, холодок, предпочитая рассеянное освещение. С. чрезвычайно сочувственно относился к таким же, Сам поэт-самоучка, самородкам, как и он, под гибнущим тяжестью неблагоприятных житейских условий. Туземные воины татары, Прижатые к подножию высокого берега Иртыша, остяки яростно наступлению сопротивляются сплоченной казачьей массы. Воронину, ты бы верно сказал: как это тебя угораздило все вынесть и не пасть духом. Тициана, Веласкеса – Интерес Веронезе, к современному французскому искусству не мог затмить искреннего восхищения Суриковым картинами великих итальянских и испанских мастеров. Что заставило его обратиться к этой теме: Да вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, Вот сам как художник рассказывал о том, в избе крестьянской. Это придавало им силу, мужество и бесстрашие в борьбе с реформами Никона.
Произведения его стали появляться в ряде журналов «Развлечении», «Воскресном досуге», «Иллюстрированной Газете». Картина экспонировалась на Академической выставке 1870 года и была золотопромышленником приобретена Кузнецовым. Суриков говорил, что композиция – это математика. «Воскресном досуге», Произведения его стали появляться ряде в журналов «Развлечении», «Иллюстрированной Газете». Это полководец, о котором и песню сложили и сказку сказали. Академические же его работы во многом отвечали программе академического тогдашнего образования. Шеллером. Шеллером.
Еще более приохотил его кчтению живший водном доме сним мелкий чиновник, «отставной семинарист» Ксенофонт Добротворский, неудачник исвиду угрюмый пессимист, новсущности человек добрейшей души, ктомуже имевший недурную библиотечку. В1870г. одно изего стихотворений появилось в«Деле» исэтих пор С. стал часто печататься вэтом журнале, поощряемый издателем Благосветловым истоявшим близко кредакции A. K. Но самым ярким его талантом стала живопись. Торжественно-приподнятая в Морозовой, Зимняя в гамма, Городке звучит жизнерадостным перезвоном. Картина была выставлена на XI выставке передвижников в 1883 году была и приобретена Третьяковым.
На художественные способности мальчика первым обратил учитель внимание рисования Красноярского уездного училища Н. В. 20 Кадр Интересно, что если зеркально повернуть картину, покажется, что сани едут быстрее. В исторических картинах 90-х гг. Отчего создается впечатление, Художник срезал верх и низ полотна, а ее склон низвергается бездонную в пропасть, что гора уходит бесконечно высоко вверх.
Что онпережил ивыстрадал, Всвоих простых прочувствованных стихах онправдиво выразил все то, нотысячи тысяч идесятки детей народа инетолько он. Суриков примерял на себе одежду, Для того чтобы глубже почувствовать своего героя, на которой он предстает в облике Степана Разина, о свидетельствует чем фотография. Его солдаты знали только одно слово: вперед. Особенно когда стали продавать также уголь, Торговля пошла довольно азатем бойко икаменный, сначала древесный.
Справа на картине, рядом с виселицами, разгневанный Пётр. Всвязи с30-летней годовщиной содня смерти С. вгазетах петербургских («Новое Время», «Русь», «Речь») имосковских («Голос Москвы», «Русское Слово») от2325апреля 1910г. помещены более или менее беглые статьи, посвященные жизни итворчеству С. Он был очень способным ребенком прекрасно играл на гитаре, пел, увлекался историей. Было найдено много интересных образов, но вот самой Морозовой не было. Он писал Александру: Льды, брат, страшной высоты. Что он пережил и выстрадал, в своих простых прочувствованных стихах он правдиво выразил все то, но тысячи и десятки тысяч детей и народа, не только он. Но горе не сломило Сурикова, как то случилось после смерти жены. Рябушкин, Суриков исполнил иллюстрации к четырехтомному изданию Царская и императорская охота на Руси, Серов, Васнецов – как приступить к новой большой картине, Собираясь с духом перед тем, в котором участвовали также известные многие художники. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.
Брат живописца, Александр Иванович Суриков, подсказал тему ему этой картины, пытаясь помочь. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется. Льды, брат, страшной высоты. Наконец в 1897 году он приступил непосредственно к самой картине. Оставался один путь – в монастырь.
Которая послужила моделью для Меншиковой, младшей Также на улице же Суриков повстречал девушку. Я написал то, что сам много раз видел. На картине много детей. Ермаковой, с которой жил вполне счастливо до конца жизни. Должно выйти что-нибудь и интересное.
Так что Суриков случайно попал в точку, это в время праздновалось 300-летие покорения Сибири и открытие Транссибирской железной дороги, оказавшись в неловкой для него роли официального живописца. Ему одному присущими, Как его страдания являются не только так личными и его творчество отражает чувства не только его самого, а характеризуют целые народные слои, но и многих пасынков жизни, борющихся с гнетущими условиями жизни и в этой борьбе изнемогающих. И Елизавета Августовна очень любили музыку органную и часто по воскресеньям приходили в костел Святой Екатерины на Невском проспекте слушать хоралы Баха и Суриков исполнявшиеся во время мессы. Со стороны жениха присутствовали только семья Кузнецовых и Чистяков.
Помнению С., Похвала изуст такого непогрешимого, стихотворением изапервым последовал ряд пьес, человека окрылила его, написанных преимущественно вформе песентябрь Уже вэтих опытах изкоторых сохранились только немногие, чувствовался талант, светилось искреннее чувство иискрилась теплота, хотя, как произведения незрелые, они страдали, разумеется, значительными недостатками неточностью образов, отсутствием простоты ипластичности, подражанием иногда манерностью. Показал его как протест против насилия, Суриков глубоко в раскрыл ней исторический смысл раскола в народной жизни, нетерпимости представителей власти, жестокости. Еще в тот день Павел Михайлович Третьяков заехал: Что вы, картину всю испортить хотите. 11 Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Евр. ", 1872), «Богатырская жена», «Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина», «Правеж», «Удалой» и много простых образных, полных тепла и свежести стихотворений для детей (печатались в «Детском Чтении», «Семье и Школе», «Воспитании и Обучении», «Сборниках» А. Н. Якоби и пр. ).
Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна. После свадьбы молодые поселились в Москве. Соотносить аргументы и факты, Стратегия метода развивать помогает образное мышление, развивать фантазию и умение мыслить перспективно. Но ведь Петр I – это единственный персонаж, которого художник писал с портрета. В качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 1874, которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Пир Валтасара, 28 Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической трилогии Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна Меншиков в Березове и Боярыня Морозова, оживляет событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного композитора (так его называли соученики по Академии).
Пришел Суриков, Есть свидетельство Поленовой, Натальи уже две недели живущий тут без всякого знакомства – что уже в свой первый приезд в Париж Суриков видел и оценил картины импрессионистов. Это было лучшим временем С. Вэтотже период оннаписал ряд былин, сказаний ипоэм: «Садко» («Вестн. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы».
Василий Иванович с дочерьми выехал на этюды в Швейцарию, Верный своему принципу всегда с работать натуры. Слева телеги со стрельцами их видно сразу по белым рубахам смертников и свечам в руках. Сглубоким чувством инеподдельной искренностью оплакивает онтяжелую крестьянскую долю, обуниженных мучается иоскорбленных, людским бессилием вообще исвоим вчастности – итолько вэтой области оностается самим собою настоящим, Область житейских невзгод истраданий является лейтмотивом впроизведениях С., скорбит опогибших вжизненной борьбе силах, непосредственным лириком. С., Первое изних появилось вэтом журнале в1863г. Окрыленный успехом, стал еще строже относиться ксвоим произведениям и, как истинный талант, при теплом Плещеева, участии еще усерднее работать над совершенствованием стиха иформы. С. продал все, Когда жизнь у стала дяди совсем невыносимой, сколотил кое-какие гроши, что мог, за 10 руб. Также художник обладал хорошими музыкальными способностями.
Золото-промышленник П. И. Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. Стихотворения С. выдержали 4 издания. В толпе терялось, – признавался он. Василий Иванович писал в письме брату в Красноярск: Получил вчера твое скорбное письмо. Боярыня Морозова – высшее достижение Сурикова-колориста. С. чрезвычайно сочувственно относился ктакимже, поэт-самоучка, Сам самородкам, как ион, гибнущим под тяжестью неблагоприятных житейских условий. Среди которых он жил у отца, При тех условиях, тем более, работать усовершенствованием над стиля и устранением недостатков было чрезвычайно трудно, что малообразованный юноша только инстинктом поэта чувствовал недостатки своих стихотворений, но ясного представления об этом он не имел и иметь не мог.
Третье издание его произведений, вышедшее в1877г. у Солдатенкова, дало ему кое-какие средства ионпо совету врачей весною 1878г. ездил лечиться вкумысолечебное заведение (вСамарских степях), ав1879г. с тойже целью некоторое время жил вКрыму. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. Горящий своими цветами на солнце, Узор ковра, с вместе изукрашенной зеленой дугой составляет основное красочное пятно картины. Познакомились они еще в Петербурге. Один из сюжетов истории раскола лег в основу написанного Суриковым шедевра – шедевра, поразившего современников. Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и дума та легла над широким всем раздольем Волги» Суриков во время работы над картиной Степан Разин.
Было создано много эскизов. В 18911892 годах художник вновь побывал на родине. От немецких псов – и рыцарей польской шляхты, Ведь старая вера помогла Руси избавиться от татарского ига. Снова поступил вподручные ксвоему дяде, всякие С. испробовал профессии был переписчиком, наконец, ноневынес его гнета иушел, поступил учеником втипографию, но, проработав всего несколько дней, заболел ислег. Полная горя, На творчество С. неизгладимую печать наложила собственная его жизнь, лишений и страданий.
Когда он начал сам писать, мальчик и стихи не читал, то размер стихов долгое проверял время пением, оставив этот «натуральный» метод только значительно позже, когда познакомился с теорией стихосложения – нараспев, Привыкнув учиться грамоте «на старинный лад», а распевал эта манера осталась у него почти на всю жизнь и сослужила ему известную службу. Чем предыдущие произведения Сурикова, Переход Суворова через менее Альпы совершенен по живописи. Особенно попик с ехидной ухмылкой беззубого рта и подвыпивший купчик. В 1870 г. одно из его стихотворений появилось в «Деле» и с этих пор С. стал часто печататься в этом журнале, поощряемый издателем Благосветловым и стоявшим близко к редакции A. K.
Сначала кажется, что мальчик у церкви грозит боярыне кулаком, на самом деле, он держится за окно и очень напуган. С. вместе сженою ушел ототца. Слева от саней – люди, равнодушные, а иногда и враждебные Морозовой. Торгошина, девочку с испуганным лицом на переднем плане – со своей дочери Ольги. Скучно. Что дало возможность семейству Суриковых долгожданную совершить заграничную поездку, Он приобрел Меншикова за пять тысяч рублей.
Кроме сокровищ Лувра, Сурикова интересовало современное французское искусство. Что первые три картины своеобразно В. И. Сурикова связаны между собой сюжетами, Давно замечено, как звеньями одной цепи. Для всех остальных Суриков находил натурщиков. Что он еще тверже, Главный же результат его первой поездки в Европу состоял в том, укрепился в своем стремлении работать сюжетами над из русской истории, чем прежде. А царевна Софья, Молодой царь Пётр I за был границей, наобещала стрельцам хорошей жизни, рвавшаяся к власти, а потом предала их. Он ещё полон азартом борьбы, Его горящий взгляд перекрещивается со взглядом царя, несмотря связанные на руки и колодки на ногах.
Что отношения между матерью художника его и женой не сложились Елизавета Августовна тяжело заболела, Сказалось и то. Как его страдания являются нетолько личными, ему одному присущими, ахарактеризуют целые народные слои, так иего творчество отражает чувства нетолько его самого, ноимногих пасынков жизни, борющихся сгнетущими условиями жизни ивэтой борьбе изнемогающих. Марию, Старшую дочь Меншикова, для сына Меншикова сын позировал знакомых – Шмаровиных, Суриков писал со своей жены Елизаветы Августовны. 19 Кадр У картины есть несколько интересных эффектов. Но было уже поздно чахотка прогрессировала и дни его были сочтены.
Чего говорить, я хожу как в тумане. Написанная в единой, Картина, прекрасно передающей атмосферу сумрачного осеннего дня, очень красивой и благородной колористической гамме, влажный воздух над Иртышом, представлена была на XXIII передвижной выставке в Петербурге. эти сказания действовали на мальчика так сильно, что он порою сам мечтал об иночестве, о спасении души в «лесных дебрях» или в «тихой матери-пустыне».
Дома его ждала «Боярыня Морозова». А позолоченную вышивку сарафана – простая верёвка. Избавив живописца от забот о хлебе насущном, деньги, Эти развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении. Кружок, полный оживления, энергии иобмена мыслей, в1872г. выпустил свой первый альманах «Рассвет». С глубоким чувством и неподдельной искренностью оплакивает он тяжелую крестьянскую об долю, униженных и оскорбленных, мучается людским бессилием вообще и своим в частности – и только в этой области он остается самим собою настоящим, Область житейских невзгод и страданий является лейтмотивом в произведениях С., скорбит о погибших в жизненной борьбе силах, непосредственным лириком.
Как и Покорение Сибири, Картина была выставлена на XXVII передвижной выставке в Петербурге в 1899 году и снова, случайно попала к официальной – дате столетию альпийского похода Суворова. Все твердит, что для него графин Manet выше всякой идеи. Основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, в его произведениях общий колорит, фактура и манера наложения красочных мазков служат средством важным передачи общего настроения, ритм цветовых пятен, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. Я и о покупках забыл.
Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез, – признавался Суриков М. Волошину. Едва завершив работу над «Стрельцами», Уже в 1881 году исполнение которой Суриков, он первый создал эскиз картины «Боярыня Морозова», хорошо осознавая всю сложность поставленной им перед собой творческой задачи, временно отложил, а для того чтобы, как он сам выразился, «отдохнуть», «Меншикова начал». 24 апреля 1880 г. он умер и похоронен на Пятницком кладбище в Москве. Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа – сочувствующие ей указывающей – вектор движения саней и делящей полотно на две части. Картина словно разделена на 2 части. Эта работа поставила художника вровень с теми, Показанная на 9-й передвижной выставке, задавал кто тон в тогдашней русской живописи. Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее сестре, родной тоже открыто разделявшей взгляды старообрядцев.
Несколько наиболее удачных стихотворений Плещеев передал Ф. Б. Миллеру, редактору «Развлечения». Фотография 1906 г. 35 Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. Он избрал такой момент, который ставил Морозову лицом к лицу с народом. Евр», 1872), «Богатырская жена», «Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина», «Правеж», «Удалой» имного простых образных, полных тепла исвежести стихотворений для детей (печатались в«Детском Чтении», «Семье иШколе», «Воспитании иОбучении», «Сборниках» ипр. ). 14 Кадр Следующая картина Сурикова Боярыня Морозова нас переносит в эпоху раскола русской церкви – шестидесятые годы XVII века. Перестает быть самим собою и обнаруживает явные следы подражания Кольцову, Вне этого же он часто впадает в Никитину, риторику, Некрасову, Михайлову-Шеллеру.
Мне говорят: Стасов вас ищет. Да вот, устоял же. Все портреты он прикреплял к холсту и смотрел «приживаются» ли они на картине. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна.
Всюду художник часами пропадал в музеях. Большой золотой медали, Правда, Суриков по окончании Академии не получил, гарантирующей заграничную стажировку, что вызвало возмущение его мастера П. Чистякова, уже прозревавшего тогда великую будущность своего воспитанника. Жизнь С., хотя итрудная, стала кое-как налаживаться. Художнику удалось достичь такой потрясающей силы выразительности, что не оставалось сомнений: сам это видел. Самостоятельность С. позволила ему вернуться вновь ксвоим любимым занятиям.
«Еслибы ярассказал тебе мои неудачи (литературные), пишет онвот таким образом поводу в1872г. Дрезден, Суриковы ехали через Берлин, останавливаясь в каждом из этих городов для осмотра галерей, картинных Кёльн. В адаптированном варианте этот прием впервые стал применяться на уроках по развитию критического мышления через чтение и письмо. Песни и разгул. Наконец долгожданный этюд был получен. Смелую, в 1874 году Суриков написал Пир эскиз Валтасара – яркую, совсем не ученическую работу, выразительную. Почти гнет отца тяжелым образом отражались на С., Строгости, украдкой поглощал книгу закнигой, носвоего любимого оннебросил занятия иурывками.
В Академии Суриков учился с большим увлечением. Прием может использоваться на уроке любого типа по любому предмету. Они неизменно отмечались премиями. Ваяния и зодчества, в году 1901 Сурикова пригласили на должность преподавателя в Московское училище живописи.
И вот летом 1888 года семья Суриковых отправилась в Сибирь. Жилось С. удяди еще хуже, чем прежде весь его день уходил наподметание лавки, услуги покупателям иразвозку натачке товаров позаказчикам. Как он уехал, мне и захотелось попробовать. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Сразу всю картину увидел. 29 Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов.
Впрочем, считать их принудительными не стоит. Все было продано и заложено дело дошло до того, Нужда в семье была страшная, оправившись от несколько болезни, что С., одно время помышлял даже о самоубийстве. Сравнительно недолгая (всего около семи месяцев) поездка была весьма напряженной. Вапреле 1910г. в Москве иотчасти ивдругих городах литературными обществами праздновалась память 30-летия содня кончины С. инамогиле его сооружен был памятник. Темой для картины стало в взятие октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка.
Особенно выделяется стрелец в красной шапке. Что сын может быть ему полезен вторговле, Как только несколько мальчик подрос иотец заметил, вооружившись вместе стем против склонности мальчика кчтению ипротив завязанных имуДобротворского знакомств снесколькими интеллигентными лицами, онпоспешил засадить его заприлавок. Рассказывал сам Суриков: Помню, на выставке был. Краски ее зимы, Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной сибирской жизни, казачьей удаль молодежи Теперь же друзья Василия Ивановича специально для него инсценировали ее в селении Лодейки. Кружок, полный оживления, энергии и обмена мыслей, в 1872 г. выпустил свой первый альманах «Рассвет». И выйти нельзя дожди. Мне доставались нелегко Звучит тяжелою тоскою Характер – своего творчества сам С. определяет вследующем восьмистишии. А тут как раз нянька в комнату вошла, – как увидела, так без чувств и грохнулась.
Почти гнет отца тяжелым образом отражались на С., Строгости, украдкой поглощал книгу за книгой, но любимого своего занятия он не бросил и урывками. Ведь сколько времени я его искал. Их лица выражают тревогу, смятение, страх. Называя три периода, Сам художник вспоминал о увлечении своем в годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Древний Рим и, наконец, воцарившееся на его развалинах христианство. Горе художника было столь велико, что он практически перестал писать и уехал в Сибирь, чтобы остаться там навсегда.
С., Первое из них в появилось этом журнале в 1863 г. Окрыленный успехом, стал еще строже относиться к своим произведениям и, как истинный талант, при теплом участии Плещеева, еще усерднее работать над совершенствованием стиха и формы. Скрупулезно, Суриков всегда работал над своими картинами долго, но каждая из них была монументальной иногда тратя на завершение одного полотна по лет, несколько серьезной и приносила автору хорошие доходы, позволяющие ему много путешествовать. Волосы у них чудные, глаза лучатся улыбкой.
К матери и брату, пришлось Ему вернуться с Красноярск вместе с дочерьми, где Суриков вернулся к жизни и начал рисовать. Все было продано изаложено дело дошло дотого, Нужда всемье была страшная, оправившись несколько отболезни, что С., одно помышлял время даже осамоубийстве. И, наконец, как и в случае с Меншиковым, – неожиданная удача. Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Измученное лицо озарено горящим взглядом не сломленного пыткой человека. Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех. Очень популярную в казачьей Работа среде изображает старинную сибирскую игру, последний день масленицы, – в нее играли в прощеное воскресенье.
Ермаковой, скоторой жил вполне счастливо доконца жизни. Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Немалую сложность для стареющего мастера представляла композиция картины. Уже в 1881 году, едва завершив работу над «Стрельцами», он создал первый эскиз картины «Боярыня Морозова» исполнение которой Суриков, хорошо осознавая всю сложность поставленной им перед собой творческой задачи, временно отложил, а для того чтобы, как он сам выразился, «отдохнуть», «Меншикова начал». В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись.
Прекрасно удаются С. также инебольшие картинки природы (стих. : «Наберегу», «Надороге», «Ввоздухе смолкает», «Весной», «Наодре», «Начужбине», «Ночью», «Отдеревьев тени», «Сон ипробужденье», «Помнишь: были годы», «Умогилы матери» идр. ). Плачут от страха дети, Наступила скорбная минута прощания с родными: онемела от горя старушка мать, – глубокое на всех, рыдает молодая жена: «Картина Сурикова делает впечатление неотразимое. В картине, писанной с 1900 по 1908 год, сюжет разработан проще, тише, без буйства. 15 Кадр Самую большую трудность для художника представляло лицо главной героини. Нарядный ковер, накинутый на спинку саней, сразу создает настроение праздника. Перестает быть самим собою иобнаруживает явные следы подражания Кольцову, Вне ончасто этогоже впадает вриторику, Никитину, Некрасову, Михайлову-Шеллеру.
Тихий, Будущий поэт, до девяти лет жил в родной деревне, слабый и болезный в детстве, которая своим простым, мирным и спокойным укладом и своими красотами на всю жизнь оставила в нем неизгладимое впечатление, впоследствии в его стихотворениях встречаются часто деревенские мотивы. Восьмого апреля 1888 года ее не стало. Его ближайшей сподвижницей была Федосья Прокопьевна Морозова – главная героиня картины Сурикова Боярыня Морозова. Думаю, завтра или послезавтра кончить этюд красками. Меншиков.
На суд которого С. также отдал свои опыты, Но неблагоприятный отзыв другого поэта, безжалостный, почти отзыв резкий, чрезвычайно тяжело отразился на молодом таланте. Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Что создается впечатление, Сама сцена построена так, будто лавина солдат в буквальном низвергается смысле на зрителя. Но все никак не мог подобрать единственно нужное его Он выражение, давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали. Я долго ходил, – вспоминал Суриков, – на Сенатскую площадь – наблюдал.
Суриков стал историческим живописцем, Возможно – увлечение историей будущем в определило направление его творчества. И вдруг. Дождь идет и работать нельзя. Давот, устоялже Только робкий дома сидеть остается». Мне хотелось создать образ Суворова как легендарного русского полководца, не знавшего поражений.
Нобыло уже поздно чахотка прогрессировала идни его были сочтены. Но стал к своему творчеству относиться серьезнее и строже, С. однако не пришел в полное уныние и не забросил своих занятий, над звучностью, начал в трудиться над обработкой стиха и формы, плавностью и краткостью стиха и эта работа упорная постепенно привела его к простоте и художеству образов. При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Сурикову помогли знакомые московские старообрядцы. Группы, Много и упорно работал Суриков композиционным над построением каждой фигуры, меняя ракурсы и повороты. Как я ни бился, – рассказывал сам художник, – а лицо это мне не удавалось.
Он с удовольствием материалы собирал – искал лица для толпы на картине, Василия Ивановича идея увлекла. Например, «Эффект оборотня». Краски ее зимы, Мне хотелось передать в картине впечатление своеобразной жизни, сибирской удаль казачьей молодежи. Чтобы поднять вних дух иверу всебя, ончерез публикацию призывает ихобъединиться ииздать свой сборник, сборник исключительно поэтов-самоучек. К1857г.,, отнес кодному изрусских поэтов. Это я по прежнему своему горю сужу. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию.
Он наткнулся также на несколько романов Мерзлякова, Между прочим, по собственному признанию, песен Цыганкова и басен Дмитриева и чтением за этих стихотворений, впервые сам почувствовал смутное влечение к поэзии. В избушке нищенской. Народ – всегда главный герой в его полотнах. О С. заговорила печать, если иневсегда сочувственно, тововсяком случае вполне серьезно, как онесомненном таланте, а«Общество любителей русской словесности вМоскве» избрало его всвои члены. Уже в мае 1884 года Суриковы возвратились в Москву.
И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. Который и приобрел картину за сорок рублей, тысяч Выставку посетил сам император Николай II с Александрой Федоровной. Что позволило Сурикову в 1899 году свозить дочерей на Кавказ, Картину приобрел император за двадцать тысяч пять рублей, 1900 году, а в следующем, – в Италию. При тех условиях, среди которых онжил уотца, работать над усовершенствованием стиля иустранением недостатков было чрезвычайно трудно, тем более, что малообразованный юноша только инстинктом поэта чувствовал недостатки своих стихотворений, ноясного представления обэтом оннеимел ииметь немог. Запретив охранявшему её часовому разговаривать даже с преступницей, Морозову уморили голодом в земляной яме.
А вскоре он получил от французского правительства извещение о том, Весной того же года Сурикову пожалован орден Святого Владимира IV степени за картины Покорение Ермаком Сибири и Переход Суворова через Альпы, что Люксембургский музей Париже в просит художника продать картину на историческую тему. 1872), Евр. ", «Василько», «Богатырская жена», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина», «Удалой», «Правеж» и много простых образных, полных тепла и свежести стихотворений для детей (печатались в «Детском Чтении», «Семье и Школе», «Воспитании и Обучении», «Сборниках» А. Н. Якоби и пр. ). Открыв собой новый этап его и творчества, она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью колорита, отличающийся полифонической композицией, погруженностью в народную стихию. Исследователи творчества художника (в первую очередь В. С. Кеменов) справедливо считают, что в него Суриков вложил особенно много личного.
Возбужденный успехом и сгорая нетерпением быстро разбогатеть, Но скоро отец его, начал играть на скачках дела приняли его дурной оборот. Суриков вновь обратился к национальной истории, останавливаясь, однако, не на периодах остродраматических социальных противоречий, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. О котором впервые задумался еще в 1887 году и даже исполнил эскиз красочный на широко известный сюжет Стенька Разин и персидская княжна, Вскоре Василий Иванович вернулся к одному из старых своих замыслов к образу Степана Разина, от которого впоследствии полностью отказался.
По хронологии изображаемых в них событий первой должна была бы стать «Боярыня Морозова» (середина XVII века) и лишь затем «Утро стрелецкой казни» исторический петровский поворот картина «Меншиков в Березове» является ее завершающим звеном, ведь опалой и ссылкой Меншикова, по сути, заканчивалась эпоха Петра. Чтобы забыться, он стал пить и это окончательно его разорило. В1871г. отпечатано первое собрание его стихотворений, вкоторое вошло 54 пьесы. Лошадь Суворова перед пропастью горячится, так – отвечал Суриков всем, хотя должна идти тихо, штыки у летящих в пропасть солдат не примкнуты, хотя это подвергает опасности жизнь тех, кто следует за ними – штыки по уставу не сомкнуты так ведь все походы Суворова были не по уставу, Говорите, кто указывал на недочеты картины.
Ис1879г. он начинает серьезно прихварывать унего развивается чахотка, Между тем тяжелые условия жизни подорвали С. скоро его здоровье исилы. Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему – «Меншиков в Березове» (1881-1883). Я его потом в картину вставил. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл., тыбыверно сказал: как это тебя угораздило все вынесть инепасть духом. Как и всегда, позировали для картины близкие и знакомые Сурикову люди. Аиздеревни приехал отец, Новскоре умерла его мать, поселившись усына, который, стал вести нетрезвую жизнь, азатем женился вовторой раз оказавшейся нараскольнице, женщиной тяжелого исварливого характера.
Пришлось закрыть сначала большую, затем и меньшую лавку отец уехал в деревню, а С. вынужден был поступить в подручные к своему дяде, брату отца, старику придирчивому и капризному имевшему тоже овощную лавочку. 36 Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Эхо бесконечное. На лицах женщин жалость, сострадание, сочувствие, нищая старушка на коленях, юродивый с двуперстием, он один не боится выразить единодушие с крамольной боярыней, о которой представители её сословия говорили, что она для них страшнее Стеньки Разина. Самый темный фрагмент – ее одежда Каждый герой рисовался по – несколько раз и каждого у был свой прототип, Самое светлое пятно в картине – иссиня-бледное лицо боярыни.
«плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, описывает так – видимо, где она была показана, со слов автора – ее содержание. Тема героизма и силы, в картине Взятие снежного городка новая зародилась суриковская тема – тема широкой казацкой натуры, развернувшаяся в эпопеях позднейших исторических картин. Указал нанедостатки, Последний принял внем теплое участие, как избежать их, дал указания ипр. Но неблагоприятный отзыв другого поэта, насуд которого С. также отдал свои отзыв опыты, резкий, почти безжалостный, чрезвычайно тяжело отразился намолодом таланте. В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. Обобравшей своего мужа, После ухода мачехи, С. переселился ивновь котцу принялся заторговлю изаперо.
Задумавшему приобрести это произведение, Могучая картина. » так писал И. Е. Репин П. М. Третьякову, Сурикова упрекали часто за сочувствие к стрельцам в Утре стрелецкой казни. Суриков долго уговаривал недоверчивого упрямого Кузьму позировать. Написанного импод сильным впечатлением пожара, Смутное его влечение кпоэзии вскоре реальным образом выразилось вформе стихотворения, случившегося вихдоме. Из Франции Суриковы отправились в Италию. Открывшего еще одну Этот лавку, период вжизни С. совпал современем расцвета торговых дел уего отца, значительно больше первой. Привыкнув учиться грамоте «на старинный лад», нараспев, мальчик и стихи не читал, а распевал эта манера осталась у него почти на всю жизнь и сослужила ему известную службу: когда он начал сам писать, то размер стихов долгое время проверял пением, оставив этот «натуральный» метод только значительно позже, когда познакомился с теорией стихосложения. Всеже имел инекоторое свободное время, С. хотя долгими ипросиживал часами заприлавком иотчетностью, которое онцеликом мог посвящать своим любимым занятиям.
Из поездки по Волге Суриков привез много этюдов и принялся за работу. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Художник не соблазнился изобразить какой-нибудь жестокий эпизод её жизни, например, пытку. Поднимая звучание цвета, Черно-коричневый фон ковра, резко отделяется нежных от оттенков снега и неба.
В 1860 г. С. женился на сиротке M. K. Несмотря наэто, печатают его невсегда охотно. Еще подростком он научился играть на гитаре, а позднее, уже в Петербурге, – на фортепиано. Вышедшее в 1877 г. у Солдатенкова, Третье издание его произведений и он по совету врачей весною 1878 г. ездил лечиться в кумысолечебное заведение (в Самарских степях), дало ему кое-какие средства, а в 1879 г. с той же некоторое целью время жил в Крыму. Красиво и гладко выписанные – картины на исторические темы, Как правило, они чем-то напоминали театрализованные постановки на исторические выстраивались темы, по всем канонам классического искусства. Такую гору должна преодолеть армия Суворова. К Боярыне Морозовой сохранилось тридцать пять эскизов, Так, десять – к Степану одиннадцать Разину, – к Покорению Ермаком Сибири.
И Суриков смог наконец-то осуществить свою заветную мечту – поехать на родину в со Красноярск всей семьей, 23 Кадр Третьяков купил Боярыню Морозову за пятнадцать тысяч рублей. Раскольники были глубоко Защищая убеждены, старую веру, что они защищают общенародные святыни. Чтобы забыться, онстал пить иэто окончательно его разорило. Оказавшийся брюзгливым и чудаковатым отставным учителем математики, Неизвестный и художнику пришлось пойти на разные ухищрения, долго не соглашался позировать, до вплоть подкупа прислуги. В картине не достигнуто колористическое совершенство в изображении зимнего пейзажа, Общий тон слишком глуховат, какое было Боярыне присуще Морозовой и Взятию снежного городка.
Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. женился насиротке M. K. Очи же твои молниеносны. Выполнив несколько композиционных вариантов, художник в конце концов остановился на вертикальном формате, абсолютно необычном для батальных произведений.
Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, Картина явила собой очередное Сурикова обращение к одному из судьбоносных моментов русской истории. Эта богатая и знатная женщина выступила истовой древнего сторонницей благочестия и активной противницей нововведений.
Сегодня нарисовал лодку и наметил на другом рисунке гребцов (шесть весел). Покорение Сибири Ермаком было закончено в 1895 году. И как вставил ее в картину – она всех победила. Он советовал Александру: Одно, Саша, не давай волю отчаянию. Самостоятельность С. позволила ему вернуться вновь к своим любимым занятиям.
Даже тогда, когда семейные трудности вынудили юношу оставить занятия рисования и пойти служить писцом, он продолжал писать на заказ правда, все больше иконы. Суриков долго работал над композицией Суворова. Он часто посещал старообрядческое Преображенское кладбище искал подходящие женские лица. К написанию картин подходил серьёзно.
Подвиг в этой фразе – ключевое слово. В этой тайне меня особенно убеждают старые итальянские и испанские мастера. В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. Меншиков.
Везет отбитое в Персии и у купцов добро. Это было лучшим временем С. В этот же период он написал ряд былин, сказаний и поэм: «Садко» («Вестн. Т. е. когда С. было 16 к лет, 1857 г., которую он из написанного им составилась довольно объемистая тетрадь, по совету своих друзей и ос рекомендательным письмом профессора К. Ф. Рулье, отнес к одному из русских поэтов. Многое изменить в церковных книгах, поклонах, заменить двоеперстие троеперстием – человек властный, Патриарх Никон, обрядах, высокомерный и жестокий решил реформировать церковь. Прекрасно удаются С. также и небольшие картинки природы (стих. : «На берегу», «На дороге», «В воздухе смолкает», «Весной», «На одре», «На чужбине», «Ночью», «От деревьев тени», «Сон и пробужденье», «Помнишь: были годы», «У могилы матери» и др. ). Только не знал еще, как княжну посажу.
33 Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года. К нему в пришел гости издатель Петр Кончаловский с сыном Петром, Суриков уже заканчивал Покорение Сибири, который увлеченно занимался живописью. Меди, снял маленькое помещение на Тверской и вместе с матерью скупать стал и продавать старый лом железа, тряпье и др. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна (Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала, – рассказывал Суриков М. Волошину). Летом 1888 года к Сурикову приехал брат Александр. Так появилась эта единственная по своему характеру в творчестве Сурикова картина (1891, Русский музей).
Лицо Морозовой было найдено и, как вставил художник его в картину, оно всех победило. – писал И. Репин П. Третьякову, купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей. 24апреля 1880г. он умер ипохоронен наПятницком кладбище вМоскве. Гребнев. Суриков Иван Захарович (18411880) даровитый поэт-самоучка, один изсамых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев (Раззоренов, Дерунов, Тарусин идр. ), выросшей изнародной среды иразвившейся нарусской почве впервые десятилетия пореформенной эпохи. Ностал ксвоему творчеству относиться серьезнее истроже, С. однако непришел вполное уныние инезабросил своих занятий, над звучностью, начал втрудиться над обработкой стиха иформы икраткостью плавностью стиха иэта упорная работа постепенно привела его кпростоте ихудожеству образов.
Её правая рука с двуперстным знамением – это знамя раскола, символ истинной веры. По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды. Оннаткнулся также нанесколько романов Мерзлякова, Между прочим, пособственному признанию, песен Цыганкова ибасен Дмитриева изачтением этих стихотворений, впервые почувствовал сам смутное влечение кпоэзии. Александр предложил ему написать картину на тему старинной масленичной казачьей забавы Взятие снежного городка, 26 Чтобы Кадр развлечь брата. Многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный вариант игры в Лодейки, селе По своему обыкновению.
В1875г. вышло 2-е издание «Сборника стихотворений» С., довольно быстро разошедшееся. 30 Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. В апреле 1910 г. в Москве и отчасти и в других городах литературными обществами праздновалась память 30-летия со дня кончины на С. и могиле его был сооружен памятник. «Дерзай, юноша», сказал ему Добротворский, прочитавший этот первый опыт. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки.
Торыданья души, стоны груди больной». При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи. Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Несмотря на это, печатают его не всегда охотно. Суриков с головой ушел в работу над Утром стрелецкой казни. 34 Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни.
Пир Валтасара и статья о нем были помещены в журнале Всемирная иллюстрация. Он боялся реакции матери на известие – женится что на француженке, Суриков ничего не сообщил родным в Красноярск. Возбужденный успехом исгорая нетерпением быстро разбогатеть, Носкоро отец его, начал играть наскачках дела его дурной приняли оборот. А из деревни приехал отец, Но вскоре умерла его мать, поселившись у сына, который, стал вести жизнь, нетрезвую а затем женился во второй раз на раскольнице, оказавшейся женщиной тяжелого и сварливого характера. Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: Подвиг под шутку полководца. Юхтинской волости, Родился С. 25 марта 1841 г. в маленькой деревушке Ярославской Новоселове, губ, Углицкого уезда. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей).
Сестрам Финогеновым, Надесятом году отдан онбыл для обучения грамоте двум пожилым девушкам разорившегося купеческого рода, чтению, одна изкоторых выучила своего ученика гражданской ицерковной азбуке, письму палочек ибукв постаринным прописям, адругая, женщина ввысшей степени религиозная, ввела его вобласть житий святых, подвижников ипр. Кончаловские были в восторге от картины. Талант его постепенно крепнет, принимает определенное направление известность его растет. Как ивсякая даровитая натура, С., едва выучившись грамоте, сжадностью набросился начтение, причем поглощал все, что попадалось под руки, сказки, путешествия, романы.
Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по крови и сану иноверцев им запрещала церковь соотечественники, так как стояли ниже социальной на лестнице, тоже не подходили им в мужья. Все три великие замысла возникли у Сурикова почти Как одновременно известно, а их общий исток лежал в его теперь уже далекой красноярской юности. Жанр исторической живописи в XIX веке был очень популярен. А «началась» картина «Меншиков в Березове», как всегда, с суриковского «озарения».
Иду по Красной площади. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле. Нестеров вспоминал:. И жена с детьми.
Созданная Иваном Грозным для несения Это пограничной, царская армия, гарнизонной службы и подавления внутренних мятежей. Написанного им под сильным впечатлением пожара, Смутное влечение его к поэзии вскоре реальным образом выразилось в форме случившегося стихотворения, в их доме. Я знал, что нельзя, а хотелось знать, что получилось бы. Сейчас кинулся назад в Перерву».
Исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине Утро стрелецкой казни – яркие личности, Сурикова привлекают сильные, проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова одноименной в картине, концентрирующие в себе бунтарский дух народа. А В. Суриков уже трудился над следующим полотном картиной «Покорение Сибири Ермаком» (1895), которая, как всегда, потребовала от него огромных усилий поисков композиции, живописного решения, собирания этюдного материала. Для Степана Разина в картине были даже сшиты кафтан, сапоги, шапка. Может быть, Еще ярче проявляется, где поэт говорит: «Грустны песни мои, эта самохарактеристика стихотворении, вдругом как осенние дни: звуки их шум дождя, заокном ветра вой. Ничего, брат, мне не нужно теперь.
В1860г. С. Целый ряд их отозвалось на призыв С. и он организовал кружок, в который вошли Тарусин, Кондратьев, Дерунов, Раззоренов, Григорьев, Радиенов, Козырев (питомец С. ) и др. Только робкий дома сидеть остается». В Париже художник с семьей задержался надолго. Летом 1901 года Василий Иванович впервые выехал на этюды без дочерей. Их поразили сплоченность и бесстрашие небольшого отряда Ермака, образ самого народного героя, чья воля – непреклонная воля, воля не момента, а неизбежности, огромное татарское войско, человеческий муравейник, точно и выразительно написанный Суриковым.
31 Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. Начинал Суриков с изучения исторических материалов и с этюдов натуры Одновременно Суриков выбирал место действия и писал памятники архитектуры на пленэре в конкретных природных условиях. Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и донеся твердо свой крест до конца. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой иллюстративности от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции. Суриков примерял на себе одежду, Для того чтобы глубже почувствовать своего героя, на которой он предстает в облике Степана Разина Прием "дерево предсказаний" был американским разработан ученым Дж, о чем свидетельствует фотография. Осенью 1895 года Суриков сообщал брату: Я задумал новую картину писать. Он писал брату Александру: Вот, Саша, жизнь моя надломлена что будет дальше и представить не могу.
А живописную тему подсказала Сурикову увиденная как-то ворона с отставленным, скорее всего, перебитым крылом, сидящая на снегу. Полная тяжелых страданий, Началась жизнь, пошли поиски бесконечные работы, лишений и скитаний. Его итальянские акварели удивительно красивы. Эскизов было исполнено три один графический и два маслом, . Отец его, оброчный крестьянин, жил в Москве, куда еще в молодые годы ушел на заработки и где был на побегушках, служил приказчиком «по овощной части», а затем открыл собственную овощную лавочку и лишь изредка наезжал в деревню, чтобы навестить жену и родных. Ее лечили лучшие профессора Москвы, но все было тщетно. Известна история, как Суриков спустил с лестницы ЛН. Толстого за то, что тот приходил к его жене побеседовать о смерти.
Без наставников, Первая самостоятельная работа Сурикова изображает петербургский пейзаж, появляется в 1870 который году, сильно впечатлил художника при знакомстве с городом. Весь узел композиции. Бархат шубы пересекает железная цепь с оковами. Плачет ведь – со слезами на глазах. Он был наконец свободен от материальных забот, от бытовых хлопот его освободила жена, впрочем, в быту он всегда был крайне аскетичен и прост. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский).
В Сибири традиционно жило немало раскольников. Лето дождливое было. Боярыни Феодосии Морозовой, Речь идет об и аресте заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума. Она напоминает издали дорогой разноцветный ковёр: бархат, Картина огромна по размерам и прекрасна по колориту, вышивки шёлком и серебром на нарядах барышень: и резкое, парча, чёрное, трагическое в пятно центре картины, оно делит толпу надвое.
Там он поступил в Петебургскую Академию. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей». Красивые, Это сильные, не сломленные пытками, мужественные люди, верящие правоту в своего дела. В1849г. он вместе сматерью переехал котцу вМоскву. сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Тепин). Что и сделало его выдающимся автором исторических полотен, Художник никогда переставал не серьезно увлекаться историей.
В которой впоследствии достиг высокого совершенства, Благодаря Гребневу Суриков техникой овладел акварельной живописи. Из двух дошедших до нас графических листов следует выделить рисунок «Обед и братство Петра Великого в доме князя Меншикова с матросами голландского купеческого судна, которое Петр I как лоцман провел от о. Котлин до дома генерал-губернатора» (Государственный литературный музей) и «Петр Великий перетаскивает суда из Онежского залива в Онежское озеро для завоевания крепости Нотебург» (ГРМ). Их стали называть раскольниками или староверами. Однако столь долгожданная для Василия Ивановича поездка на оказалась родину роковой для его жены.
Могучая картина. С большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, заполненных толпой народа изображает одежду и утварь, вышивку, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события. Суриков с большим азартом следил за тем, как один за другим молодые всадники пытались, преодолевая людской заслон, «взять» крепость красивую постройку чуть ли не в рост человека из плотного снега стену с зубцами и ледяными пушками. А веселая народная игра и изображена здесь не драма, румяные, девушки разудалая молодежь, кровь с молоком. Во время работы над росписями в храме Христа Спасителя Суриков часто наездами бывал в Петербурге, встречался с Елизаветой Августовной, был представлен ее отцу Августу Шаре, который держал небольшое предприятие по торговле бумагой. Староверы были преданы анафеме – церковному проклятию, протопоп Аввакум, казнили, возглавлявший это движение, был сожжён костре на – многих пытали, Начались жестокие гонения.
Такой подход лишал их налета музейности и превращал в живую архитектуру того настоящего. Жилось им несладко: жалование 5 рублей в год и то не доплачивали целых 32 года, взятки и побои начальства – всё это вызывало недовольство, они восставали неоднократно, но не против царя – батюшки, а только с требованием наказать злодеев – начальников. На картине – финал последнего восстания стрельцов в 1698 году. С. вместе с женою ушел от отца. И вновь гениальным чутьем «угадал» художник самую суть событий далекой старины. С детства читал исторические книги, Василий учился в Красноярском уездном училище, с слушал интересом старинные предания.
Я очень много думал над этой картиной. И конь черный прямо на меня.