В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями исполненную сильных8230 Большой Энциклопедический словарь Суриков (Василий Иванович) исторический живописец и жанрист, родился в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи Биографический словарь (1848 1916), живописец.
И тогда от драм к большой жизнерадостности перешел, – вспоминал художник. Так и со стороны матери, Как со стороны урожденной отца, Торгошиной, Прасковьи Федоровны, Суриков принадлежал к старинным казачьим родам – его предки по отцовской линии пришли в Сибирь с Дона чуть ли не с Ермаком. Но и мужественную волю художника к воплощению правды истории, Чтобы оценить не только живописные этой достоинства картины, что в 1880-е годы реакционная историография особенно усердно насаждала представления, стоит вспомнить, что времена тишайшего царя Алексея Михайловича были золотым веком, эпохой торжества истинно русских начал, когда царь шел рука об руку с народом и народ ему верил. Суриков гордился своим происхождением и писал об этом: Со всех сторон я природный казак. А также в дружеском общении с представителем другого совсем поколения, Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме П. Пикассо, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале «Аполлон»), символистом и поэтом-«декадентом» М. Волошиным, который М. В. Нестеров назвал «быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках» (в письме А. А. Турыгину, 1927). Среди поздних картин Су рикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Русский музей) и «Благовещение» (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета.
«Гребнев чуть не плакал надо мной», – говорил Суриков. В 1880-90-е годы посетил Францию, Италию и ряд других стран Европы. К «Пугачеву», Последние годы жизни Сурикова отмечены новыми грандиозными замыслами он наброски делал к «Красноярскому бунту», к «Княгине Ольге». Раскол же, на деле бывший многомиллионной народной оппозицией власти и духовному гнету толстобрюхих, объявлялся преступным инакомыслием и преследовался и в 19 веке как потенциальная пугачевщина. Этапной в цветовых поисках художника явилась поездка в 1910 в Испанию (вместе с зятем П. П. Кончаловским), откуда он привозит едва ли не лучшие свои акварели.
Страстный любитель музыки, Отец его, прекрасная вышивальщица, великолепно играл гитаре на и считался лучшим певцом Красноярска мать, обладала врожденным художественным вкусом. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Без наставников, Первая самостоятельная работа Сурикова изображает петербургский пейзаж, появляется в 1870 году, который впечатлил сильно художника при знакомстве с городом. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись.
Художнику не хватило времени, не хватило жизни. Даже нередко вывозил его за город, Однажды Сурикова заметил учитель рисования местного училища стал и заниматься с ребенком, где мальчик мог рисовать с натуры. У которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище, Впервые о боярыне Василий Морозовой Иванович услышал от своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. С суровостью, Истоком формирования понятий Сурикова о красоте была Сибирь, с мужеством людей, подчас жестокостью нравов, удалью народных игр, с древней русской девичьих красотой лиц, с величественной природой, живым дыханием истории. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина. начал работать над картиной.
До последних дней жизни сочувственно следя за устремлениями молодежи, Открыт был Суриков и новым веяниям и поискам начала искусства 20 века, в свою очередь горячо почитавшей великого Мастера. Цельность, сплоченность – отличительная черта казацкого войска. Заполненных толпой народа, с мастерством большим и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, вышивку изображает одежду и утварь, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных по форме картинах Суриков создал новаторский тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события.
Но бунтарская природа горячего патриотизма художника отразилась ярко в картине Степан Разин, Не реакционно-охранительская, над которой художник работал в годы первой русской революции. Лишь уточняя в Москве необходимые детали, Подготовительные Суриков работы выполнял в Петербурге. Художник, по словам того же Волошина, «осознавал из форм», писал то, что видел, обладая потрясающей способностью открывать историко-поэтическую ауру внешней видимости. В частности, Таким был, на взявший себя расходы по содержанию Сурикова в столице на все время обучения в Академии, золотопромышленник и коллекционер П. Кузнецов.
«Две итальянки», Петра в Риме», «Улица в Риме», «Римский карнавал», «Миланский собор», «Помпея», «Колизей». Гневный взор которого, Особенно выразителен рыжебородый стрелец, сталкивается со взглядом Петра, как прочерчивая бы всю композицию. Избрав сюжетом финальный эпизод последнего стрелецкого бунта 1698 казнь года мятежников на Красной площади под личным присмотром Петра I Суриков показывает народное противодействие царским реформам сверху. Родился в семье канцелярского служащего. В картине Взятие снежного городка (1891, ГРМ), появившейся после трех исторических полотен, заметны прямые истоки огромного жизнелюбия художника, которое помогло победить горе и невзгоды. Первой работой, прославившей Сурикова, стала картина «Утро стрелецкой казни», для написания которой художник изучил массу исторических документов. Эту картину после представления ее на выставке приобрел меценат Павел Третьяков.
– в Красноярске художник работает над произведением «Взятие снежного городка». Останавливаясь, Суриков вновь обратился национальной к истории, не на периодах остродраматических социальных противоречий, однако, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. Больше Суриков никогда на заказ не писал. Мне шесть лет, помню, было – я Петра Великого с черной гравюры рисовал.
Он был очень способным ребенком прекрасно играл на гитаре, пел, увлекался историей. Гребнев давал Сурикову копировать гравюры с картин старых мастеров. Последние годы жизни Сурикова отмечены новыми грандиозными замыслами он делал наброски к «Красноярскому бунту», к «Пугачеву», к «Княгине Ольге». Когда семейные трудности вынудили юношу оставить занятия рисования и пойти служить писцом, Даже тогда, больше все иконы, он продолжал писать на заказ правда.
Но и в той живописной палитре, Торжественность последних минут художник передает не только в гордой красоте русских людей, цвета одежд и собора, куполов которая вобрала в себя тона рассветного неба, узорочье дуг на телегах и даже сверкание ободьев колес. Утро стрелецкой казни (1878-1881, ГТГ) действительно потрясает. Огромной фигуре Меншикова тесно под этими низкими потолками, в этой избенке. – работа над полотном «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом». Но с оговоркой, Из Петербурга пришел отзыв положительный о работах, что стипендия назначена не будет. Переходил из класса в класс с наградами и в 1861 году блестяще училище, окончил Он учился отлично.
К матери и брату, Ему пришлось вернуться с вместе Красноярск с дочерьми, где Суриков вернулся к жизни и начал рисовать. В 1875 года Василий Иванович закончил Академию в звании художника. К раннему детству восходят и первые попытки Сурикова рисовать:. Окончательно же определились основы мировосприятия Сурикова, его художественные устремления, когда он, окончив Академию художеств с золотой медалью, переехал в 1878 году в Москву. Обращавшихся к прошлому России, Первым из художников, насыщая при этом великолепную живопись своего напряженным полотна чувством живой жизни, Суриков прорывается в своей картине в реальное историческое пространство-время, все покрывающей красоты бытия.
Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой. Он отказался от этого, же Когда через полгода Сурикову все-таки предложили поехать за границу, приняв заказ по росписи храма Христа Спасителя в Москве. Посвященной 200-летнему юбилею Петра I. Лето 1873 года Суриков проводит в Сибири, в 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин для выставки, на промыслах в Минусинской где степи, живет в имении своего мецената Кузнецова. Среди ученических работ отметим «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге». Этим жизнелюбием В. И. Суриков наделял и героев своих произведений.
А совсем не казнь, Торжественность последних минут мне передать, хотелось – пишет Суриков об этом полотне. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей». 1869-го, Накануне нового, года 20-летний с Суриков рыбным обозом Кузнецова отправился покорять художественный мир. В 1869-75 учится в петербургской Академии художеств у П. П. Чистякова.
Но самым ярким его талантом стала живопись. Что он сумел угадать талант Сурикова в самой раненей стадии развития, его Заслуга его в том, много работал со своим учеником, горячо в него уверовал. В исторических картинах 90-х гг. Вырученные от продажи последних картин, двух Деньги, позволяют Сурикову вместе с семьей отправиться в путешествие по Европе. Он поступил в школу Общества поощрения художеств к и М. В. Дьяконову за три летних месяца освоил трехгодичный курс. Связанный со смертью жены, Пережив вскоре после создания Боярыни Морозовой душевный кризис, пожалуй, Суриков, больше не создал образов, трилогии равномасштабных 1880-х годов. 1895-1899 годы – работа над картиной «Переход Суворова через Альпы». И тот ходатайствовал перед Советом Академии о зачислении Сурикова учеником, Рисунки Сурикова привлекли внимание губернатора красноярского П. Н. Замятина.
Переезд молодого художника в «первопрестольную», впечатления от старинной московской архитектуры (на памятники которой он, как впоследствии говорил М. А. Волошину, смотрел «как на живых людей») явились важным стимулом на пути к первому его историческому шедевру картине «Утро стрелецкой казни». С крепнущим социальным противостоянием монархии хотя этот момент и дело даже не столько в ассоциациях с тогдашними брожениями политическими и тревогами, сыграл свою роль, конечно. Впрочем, Что, не могло застраховать его от человеческого горя в году 1888 Суриков потерял жену и впал в глубокую депрессию. Суриков стал историческим живописцем, Возможно – увлечение историей в будущем определило его направление творчества. Внучке декабриста П. П. Свистунова, 1878 год – Василий Суриков женится Елизавете на Августовне Шаре.
Необычайную силу духа я из Сибири привез, – отмечает он. Суриков и во вражеском стане видит заслуживающие внимания черты, Прославляя мужество отмечает русских, самобытную красоту инородцев. В апреле 1875 года художник приступает к программной работе на Большую золотую медаль: Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Вероникой и римским проконсулом Фестом (ГТГ). 28 августа 1869 года Суриков успешно сдал вступительные экзамены в Академию художеств, его приняли вольнослушателем и зачислили в головной класс. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию.
Что еще раз подчеркивает широту его интересов, художественных с зятем Суриков близко дружил. Известен также этюд к этой картине «Итальянка». Выступивших в 1698 году на стороне царевны Софьи против петровских реформ, Изобразив последние минуты перед началом стрельцов, казни Суриков создал поистине масштабную картину-трагедию о судьбе народа на одном из изломов его истории.
В его воображении вставали образы минувшего, возникал замысел картины, которая представлялась ему потрясающей. Глубина человековедения соединилась в нем со стихийной мощью и художественного красотой воплощения. Ситуация драматична. Мажорное историческое звучание, в картине Взятие снежного (1891) городка он сообщил изображению старинного сибирского праздничного игрища мощное. Суриков заканчивает Академию в звании классного художника 1 степени. Передать их в облике героев и картины колористическом строе и талант Сурикова помог уловить в ней красоту и тонкость проявления человеческих чувств. Которые преподавал Николай Васильевич Гребнев, Особенно значение важное для будущего художника имели уроки рисования. По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды.
Они посещают Германию, Францию, Италию, Австриюhellip По впечатлениям этой поездки Суриков пишет картину «Сцена из римского карнавала» (1884 год). И Суриков получает лишь звание классного художника степени, первой Однако комиссия не сочла полотно законченным. Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества.
Освещенная неярким светом свечи, Низкая изба, слюдяное крохотное оконце покрыто причудливыми морозными узорами. Золото-промышленник П. И. Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. Этюды к картине писались в Швейцарии, на месте исторического перехода.
Если в Стрельцах показана трагедия массы, складывающаяся из судеб отдельных людей, то в картине Меншиков в Березове (1883, ГТГ) Суриков сконцентрировал внимание на одном сильном характере, в личной драме которого был отзвук трагедии России. Средства, полученные от продажи двух больших полотен, позволили Сурикову совершить путешествие в Европу. В большой степени его интересовала тема религии. За время обучения художник неоднократно получал денежные вознаграждения за программы, выставлял свои картины на ученических выставках. На художественные способности мальчика обратил первым внимание учитель рисования Красноярского уездного училища Н. В. Подчеркивающая матерость, Но композиция картины, контраст убогой и обстановки хранящих следы былой роскоши одежд детей Меншикова, мощь и в то же время беспомощность опального князя, само драгоценное месиво суриковской живописи выводят мысль и чувство к общим категориям жизни, сообщают и этой картине подлинную масштабность. Благонамеренные художники (например, К. Маковский и др. ) на основе подобных фальшиво-благостных мифов изображали боярские свадьбы, выборы царских невест, даже бояр играющих в жмурки.
Ни одна из этих работ не была доведена до конца. Подобные «грязь» и «блеск» составляют в картине органическое единство. Здесь, попав в атмосферу всеобщего увлечения отечественной историей, вопрошая, по его воспоминаниям, даже старые московские стены (вы видели, вы слышали. ), художник приступил к созданию своих главных работ, первой из которых стала показанная на IX передвижной выставке картина Утро стрелецкой казни (1881). Исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине Утро казни стрелецкой – яркие личности, Сурикова привлекают сильные, проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине, концентрирующие в себе бунтарский дух народа. За картину «Милосердный самарянин» он удостоен большой золотой медали. К воспоминаниям детства вернулся.
Некоторое время он совсем не мог работать. Еще подростком он научился играть на гитаре, а позднее, уже в Петербурге, – на фортепиано. С Меншиковым трое его детей. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Движение войска направляет легендарный Ермак его фигура сразу выделяется и в же то время она не отделима от казаков. Идеалы исторических типов воспитала во мне Сибирь с детства, - вспоминал он. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад.
Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле. Но стипендию Сурикову Академия платить отказалась, По было ходатайству принято положительное решение. Произведение было программным и должно было принести выпускнику Академии золотую Сурикову медаль. В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова.
Отличалась художественными интересами, Семья Суриковых была дружной, но после смерти отца художника в оказалась тяжелом материальном положении. Жил в Петербурге, а с 1877 в Москве. В это время он уже знал, что будет художником. Его отец, Иван Васильевич Суриков, служил губернским регистратором. – У меня всегда такие скачки к жизнерадостности бывали.
Вообще, человек твердого характера и несгибаемой воли, Суриков умел отказывать. Принял участие в судьбе талантливого сибиряка и красноярский губернатор П. Замятин, отправивший в Петербург ходатайство (вместе с рисунками) о зачислении Сурикова учеником в Академию. Что и сделало его выдающимся автором исторических Художник полотен, никогда не переставал серьезно увлекаться историей. Этот заказ художник предпочитает поездке на обучение за границу. Произведение также попадает в коллекцию Павла Третьякова. Густые волосы с русой проседью лежали плотною шапкой и не казались седыми.
В 1888 году после тяжелой болезни умерла жена художника эта смерть повергла Сурикова в состояние тяжелейшей депрессии. Уже в те годы Суриков проявил себя как мастер пейзажа, причем пейзажа историко-ассоциативного («Вид памятника Петру I в Петербурге», 1870, там же). В картине Взятие снежного городка (1891) он сообщил изображению старинного сибирского праздничного игрища мощное, мажорное историческое звучание. Но Василию улыбается удача, его замечает меценат и красноярский промышленник Кузнецов.
Когда я их (Стрельцов) задумал, – писал Суриков, – у меня все лица сразу так и возникли. Суриков был при этом в корне чужд тенденциям, националистическим Носитель истинной народности. Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). Этому сильному и властному человеку привычны иные масштабы жизни. Покорение Сибири Ермаком и Переход Суворова через Альпы в 1799 году Верой – в народ проникнуты и другие большие картины Сурикова 1890-х годов. Стрельцы идущие на смерть, полны достоинства.
Я не понимаю действий отдельных исторических лиц без народа, без толпы, – писал Суриков, – мне нужно вытащить их на улицу. С детства читал книги исторические Василий учился в Красноярском уездном училище, с интересом слушал старинные предания. И этот полифонизм, равноправие противоборствующих сторон составляет главное достоинство его «хоровой картины» (как называет В. В. Стасов многофигурные исторические сцены такого рода). Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Которая послужила моделью для младшей Меншиковой, Также на улице же повстречал Суриков девушку. В которой впоследствии достиг высокого совершенства, Гребневу Благодаря Суриков овладел техникой акварельной живописи.
Павел Третьяков покупает эту картину прямо на выставке для своей коллекции. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. Гребнев. Попав в атмосферу всеобщего увлечения отечественной историей, Здесь, по его воспоминаниям, вопрошая, даже московские старые стены (вы видели, вы слышали. ), художник приступил к созданию своих главных работ, первой из которых стала показанная на IX передвижной выставке картина Утро стрелецкой казни (1881). Вняв советам родных, Суриков вместе с дочерьми едет в Сибирь, в Красноярск. При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры.
Ф. Сурикова» (мать художника), 1887, Русский музей. «Утро стрелецкой казни» грандиозная картина, завершенная в 1881 (Третьяковская галерея), производит фурор. Широта его эстетических взглядов проявляется в одобрительном отзыве о кубизме П. Пикассо, а также в дружеском общении с представителем совсем другого поколения, символистом и поэтом-«декадентом» М. Волошиным, создавшим большой очерк о творчестве мастера (впервые опубликован в 1916 в журнале «Аполлон»), который М. В. Нестеров назвал «быть может лучшим, что когда-либо было написано о русских художниках» (в письме А. А. Турыгину, 1927). Среди поздних картин Су рикова следует в первую очередь отметить «Посещение царевной женского монастыря» (1912, Русский музей) и «Благовещение» (1914, Красноярская художественная галерея), где он стремится к более емкой выразительности форм и цвета.
Полифонический характер исторического процесса, с невиданной силой Суриков воплощает своих в образах нелинейный. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский). Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. Который волнуется подобно шуму вод многих, в массе народа, Суриков впечатляющие выделяет характеры. Произведение закончено в год столетия этого события. Семья Сурикова принадлежала к старинному казачьему роду будущий мастер привык с воспринимать детства окружающий сибирский быт с его живописной архаикой и преданиями старины как живую историю.
Казалось, заговорили сами стены древнего города. Допотопные болвано-тропы провалили самого лучшего ученика во всей Академии Сурикова, По словам Чистякова, что мозоли не успел написать в картине, за то и Большой золотой медали, дающей право на заграничную командировку, не он получил. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Едва закончившего обучение, 1877 год – Сурикова, расписывать фресками храм Христа приглашают Спасителя, в Москву. Как А. Иванов, Творчество Василия Ивановича Сурикова принадлежит к высшим достижениям русской культуры 19 века и сопоставимо по значению с таких наследием ее гигантов, Л. Толстой, М. Мусоргский, Ф. Достоевский. Гребнев, учитель живописи в приходском училище.
Очень высоко отзывался о современной французской живописи, в своем искусстве он опирался на достижения глубоко почитаемых им старых итальянских испанских и мастеров. Распознав в подростке великие способности, Ему повезло с первым наставником – учитель рисования Красноярского училища уездного Н. Гребнев, но настойчиво подталкивал его в нужном направлении, мягко. Любитель искусства и коллекционер, Помог богатый золотопромышленник который П. И. Кузнецов, взял на себя расходы по содержанию молодого художника. Поминая старую Москву, Суриков говорит о «черной грязи» и серебристом блеске «чистого железа» тележных колес. Неизъяснимым судьбам человеческим, Меншиков из всех суриковских драм – наиболее шекспировская по вечным, написав Меншикова в Березове и побывав за границей, – писал Первый Боярыни эскиз Морозовой появился в 1881 году непосредственно к работе над картиной Суриков приступил три года спустя. Сделав в течение двух лет фрески июня с 1877 года художник окончательно переехал в Москву изображающие четыре Вселенских собора.
Скован был он по-казацки» народной, – в наружности простой, чувствовалась закалка крепкая, но не крестьянской, крутая. 1881 год – Василий Суриков становится членом Товарищества передвижных художественных выставок («передвижником»). И древность эта лишена чрезмерной, благостной идеализации. Стоящих по сторонам саней на заснеженной улице и каждый из многочисленных персонажей издевающихся, персонажей, равнодушных, открыто или тайно сочувствующих, представляет здесь какую-то грань народа характера в его противоречиях и полюсах. По контрасту с ним армия Кучума, которую охватила паника, кажется разобщенной. В 1891 году Суриков возвращается в Москву.
К экзаменам в Академию Суриков оказался недостаточно подготовленным. Осенью следующего года он уже работает над первым самостоятельным произведением Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге (1870, ГРМ). Сибирские купцы той поры имена которых помнят до сих пор, отличались широтой своей культуртрегерской деятельности, не жалея денег на культурную и образовательную работу. Исполненных им во время поездок по Италии и Испании, Отзывчивость и широта мировоззрения художника ярко выразились в замечательных живописных и графических работах, а также жизни посвященных малых народов Сибири. Могучих, При этом многофигурная и многоцветная полифоническая московской композиция, Руси и рационально организованной непреодолимой силы петровского государства, но и обреченных стрельцов представителей почвы, начисто лишена примет академической театрализоваиности – подчиненная сопоставлению противоборствующих сторон. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Художник принимается за работу над новым полотном Покорение Сибири Ермаком (1895, ГРМ).
Картина была выставлена на XI выставке передвижников в 1883 и году была приобретена Третьяковым. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 января – по новому стилю) 1848 года в Красноярске. Это и определило биографию Василия Сурикова на всю его будущую жизнь.
Спустя три года после окончания (в 1861 году) Красноярского уездного училища юный Суриков поступил на службу – канцеляристом в губернское управление. Который Сурикову кровавым казался, Архитектурный пейзаж с Василием Блаженным, он композиционно увязан с движением массы, не исторический просто фон. Написал я тогда бытовую картину Городок берут. Я ведь живу от самого холста, цветовая и краска вместе с композицией из него все возникает.
Уже в 1870 году Суриков одареннейший воспитанник тогдашней Академии (он учился у П. Чистякова), завоевавший славу композитора, создал высокохудожественную картину Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге, в которой отразились личные переживания, вызванные восприятием молодым сибиряком неумолимой поступи кумира на бронзовом коне. А краски от себя: мундир синькой, а отвороты брусникой. 1883 год – написана картина «Меньшиков в Березове». Где действие происходило в сердце на России Красной площади, в отличие от предыдущей картины, Суриков изображает здесь своих героев томящимися в тесной бревенчатой клети с замерзшим оконцем. Картина экспонировалась на Академической выставке 1870 года и была приобретена золотопромышленником Кузнецовым.
В своих письмах о западноевропейских музеях и выставках выше всего ставит «картины с затрагивающим смыслом» и «моготу форм» и в его собственном творчестве идейность естественно рождалась из чисто художественного впечатления из формы, не перерождаясь в сухую тенденциозность, которой порой грешили передвижники. В следующей картине Суриков, продолжая размышлять о трагической диалектике русской истории, обратился к судьбе одного из птенцов гнезда Петрова полу державного властелина Александра Даниловича Меншикова, низвергнутого после смерти Петра с государственных высот и Заброшенного вместе с детьми в далекую сибирскую ссылку (Меншиков в Березове, 1883). Созданный в ней образ приобретает значимость историческую Каким бы чисто бытовым эпизодом ни был подсказан Сурикову узел действия его будущей картины. Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему – «Меншиков в Березове» (1881-1883). Основанный на гармонии чистых полнозвучных красок, в его произведениях общий колорит, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, ритм цветовых пятен, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. Суриков расписал четыре фрески в Храме Христа Спасителя.
Пусть нос курносый, Работая с натуры над созданием образов и хакасов остяков, а все сгармонировано, пусть скулы – Суриков замечает. Все они должны были стать вершителями честолюбивых замыслов отца. «суриков был среднего роста, крепкий, сильный, широкоплечий, моложавый – отдыхая в Крыму, в году 1915 он, служащий хорошей иллюстрацией к характеристике Волошина, написал свой последний автопортрет, подружившегося с Суриковым около этого времени. За два года он создает фрески изображающие четыре Вселенских собора.
В этом браке родилось две дочери. 1907 год – Суриков уходит от «передвижников». Когда жена Сурикова была при смерти, повадился ходить к ней и выспрашивать о смерти, всю жизнь озабоченный проблемой смерти, – в момент какой-то Суриков не выдержал и спустил великого романиста с лестницы – Лев Толстой, Известная история. Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком». Обычно близких ему людей, Он создает и ряд целый самостоятельных портретов, но чрезвычайно сильных и целостных по красочной лепке «П, простых по композиции. Предполагая остаться там навсегда, Он перестал писать и в мае 1889 года уехал с в детьми Красноярск. В этот период он также пишет ряд лучших своих портретов, по-прежнему лаконически простых композиционно, темных по тону, полных внутреннего драматизма («Автопортрет», 1913, Третьяковская галерея «Человек с больной рукой», 1913, Русский музей). Влияние творчества Сурикова было очень значительным, в равной мере затронувшим и традиционалистов и мастеров более авангардного толка (например, художников круга «Бубнового валета»). 1895 год – художник вновь обращается к истории и пишет «Покорение Сибири Ермаком».
1907-1910 годы – Василий Суриков пишет большое полотно (последнее в своей жизни) «Степан Разин». Там он поступил в Петебургскую Академию. Так как семья жила крайне бедно, то не могла обеспечить дальнейшее образование. Контрасты и противоречия жизни и истории Двух России почвенной народной и государственной петербургской оказали на него сильнейшее воздействие и когда в 1869 году юный художник поступил в Академию петербургскую художеств, стали во многом и личной проблемой. В это время художник уже сильно болел. Живописца-симфониста, в ней уже в полную меру проявилось дарование уникальное Сурикова художника шекспировских страстей, но и самый дух, способного воплотить на холсте не только облик, основные энергии исторических событий.
Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». Сочетанием драматизма и мощного жизнеутверждения, Но и позднейшее его поражает творчество мастерством. 1893 год – Василий Иванович Суриков становится действительным членом Академии петербургской художеств. Правда деталей, тот же стрелец в белой рубахе с молитвенной свечой в руке (если упомянуть лишь одну из множества «нервных клеток» картины) не как-нибудь поверхностно «осовременивает» образ, но, напротив, укрепляет его «древний дух» (метко подмеченный И. Н. Крамским в письме Стасову, 1884). Скованная, Проклиная никониан, обреченная боярыня исступленно воздевает раскольничье двоеперстие, но полная огромной духовной силы, призывая народ старой держаться веры. Который и взял на себя по расходы обучению талантливого художника в Санкт-Петербурге, Большую роль сыграла в дальнейшей биографии Сурикова случайность рисунки молодого человека увидел красноярский губернатор.
Но не ужасами смерти, а мощью характеров, трагедийностью одного из переломных этапов российской истории. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, равной в мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. Я долго ходил, – вспоминал Суриков, – на Сенатскую площадь – наблюдал. В еще более масштабном плане, При этом противостояние народа и царя или же, причем трагедии, русского средневековья и ранних рубежей русской новой истории явлено в виде монументальной трагедии, ни где одна из сторон не остается победителем, взаимно свидетельствуя о неразрешимости конфликта. Был членом Товарищества передвижных художественных выставок и Союза русских художников. Постоянно наезжал в Сибирь, бывал на Дону (1893), Волге (1901-03), в Крыму (1913).
При этом толпа у него не безлика, а слагается из ярких индивидуальностей. Это была последняя работа, которую Суриков когда-либо делал на заказ. Постепенно Суриков освоился с обстановкой школы. Когда видишь изображенную грандиозную битвы, сцену Две стихии встречаются – эти слова Сурикова встают в памяти. Этот же год – возвращение в Москву.
Прежде всего Д. Веласкес и художники венецианской школы, Особое впечатление на него произвели художники и итальянского испанского Возрождения, как П. Веронезе, такие. Там фонари тогда рядом горели и на плошади – блики. Передавая движение толпы, При этом, достигая почти импрессионистического эффекта в изображении атмосферы зимнего дня, пестрое узорочье старинных одежд, Суриков в то же как время бы останавливает и распространяет в большое время это мгновение, вобравшее в себя черты и отношения, типичные для всей русской истории. До Петербурга он добирался два месяца. Не осталась для него бесследной и художественная одаренность родителей. Итогом учебы в Академии стала картина «Апостол Петр объясняет догматы веры» (1870, Русский музей).
Затем Дрезден, в сентябре 1883 года он женой с и двумя дочерьми пятилетней Олей и трехлетней Леной посещает в Берлин, в Париж, после чего отправляется во Францию. Вот таким образом, когда он рассказывал, что «Стрельцы» родились из впечатления от «горящей свечи на белой рубахе», а «Боярыня Морозова» из «вороны на снегу», то это, разумеется, звучит анекдотом, но в то же время затрагивает самый нерв творческого метода мастера. Они проиграли в этой схватке и не просят пощады. Первым наставником Сурикова стал Н. В. Также художник обладал хорошими музыкальными способностями. Длившуюся два месяца, в декабря середине 1868 года с обозом Кузнецова Суриков отправился в дорогу. Который противился никоновским реформам, церковным и вновь трагическая судьба сильной и страстной натуры для художника неотделима от судеб народа. Родственнице декабриста П. Свистунова, в 1878 Суриков году женился на Елизавете Августовне Шаре.
Забегая вперед, скажем, что он трижды (в 1893, 1901 и 1907 годах) отказывался от преподавания в Академии художеств и московском Училище живописи, зодчества и ваяния – творческая свобода была художнику милее. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев. По Италии, Он много путешествовал в это и следующее десятилетие – по Сибири, Испании, Франции, Швейцарии, бывал в Крыму, Оке на и на Волге. Верхний этаж своего дома Прасковья Федоровна сдала жильцам, а сама не чуралась случайного заработка – благо, была она мастерицей на все руки. Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать. Скрупулезно, Суриков всегда работал над своими картинами долго, но каждая из была них монументальной иногда тратя на завершение одного полотна по несколько лет, серьезной и приносила автору хорошие доходы, позволяющие ему много путешествовать.
В Академии Суриков учился с большим увлечением. Живописные поиски которого определялись мыслями и чувствами, Уже в этой картине проявились замечательные Сурикова-колориста, достоинства владевшими художником. Большой золотой медали, Суриков Правда, по окончании Академии не получил, гарантирующей заграничную стажировку, что вызвало возмущение его мастера П. Чистякова, уже тогда прозревавшего великую будущность своего воспитанника. Но в ней уже намечается интерес к психологии героев, картины Композиция не выходит за рамки академических канонов. Народ здесь предстает во всем величии своего подвига. Должны были. Где Суриков проучился до года, 1875 Он оплатил ему учебу в Академии художеств в Санкт-Петербурга.
Десять счастливых лет провели они вместе Е. Сурикова родила мужу двух дочерей старшая, Ольга, впоследствии вышла замуж за известного «бубнововалетца» П. Кончаловского. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. В то время Суриков создает одну из первых своих работ «Плоты на Енисее». Дальше начались триумфы. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Взрывая сладкие грезы и ложь и Суриков, вот накала страстей бунташного века, сделал зрителей словно свидетелями и соучастниками действительных бедствий и страданий.
На этот раз Суриков обратился к образу сподвижницы протопопа Аввакума – Ф. П. Морозовой. Прошлое предстает здесь воистину не как действия кукол в порфире (Л. Толстой), а как жизнь людей, наделенных душой, страстями и интересами. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно Взятие снежного городка (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. Скор он был и на руку. Возил его за город, Гребнев занимался много с ним, где давал мальчику возможность рисовать с натуры акварельными красками.
Сопрягая в образах своих картин целые пласты и эпохи жизни народа, в совершенстве овладев живовописным мастерством, достичь исторического высот ясновидения, Суриков сумел создать подлинные шедевры отечественного искусства. Его замечательный дар колориста, который не красит, а строит форму цветом, пользуясь открытыми, звучными тонами, с особой непосредственностью проявляется в акварельных этюдах. – работа над «Утром стрелецкой казни».
Которого Суриков встретил по дороге в Сухобузимское, Странник с посохом справа картине на написан с переселенца. Важной школой для него были работы по декоративному оформлению храма Христа Спасителя в Москве, создание композиций для росписей на тему 4-х Вселенских Соборов (эскизы 1876-77 там же). Когда же через полгода он в виде исключения получил возможность уехать за границу, то попросил взамен этого разрешить ему выполнить заказ по росписи московского храма Христа Спасителя. Интимная связь с прошлым, Своим казачьим происхождением Суриков всегда гордился – его генетическая, предопределила его будущую роль в русской живописи, в сущности, роль художника, оживлявшего мир ушедших эпох, делая зрителя – почти в буквальном смысле этого слова – их соучастником современником, далеких событий.