В монументальных полотнах, посвященных переломных моментам, напряженным конфликтам русской истории, главным героем показал народную массу, богатую яркими индивидуальностями исполненную сильных8230 Большой Энциклопедический словарь Суриков (Василий Иванович) исторический живописец и жанрист, родился в 1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи Биографический словарь (1848 1916), живописец.
В этой работе он выступил выразителем тогдашнего общественного мнения, в критически сущности, относившегося к монастырскому миру. Необычайную силу духа я тогда из Сибири привез, – признавался Суриков М. Волошину. В1870г. одно изего стихотворений появилось в«Деле» исэтих пор С. стал часто печататься вэтом журнале, поощряемый издателем Благосветловым истоявшим близко кредакции A. K. Драматическая трилогия о переломных событиях XVII века («Утро стрелецкой казни», «Меньшиков в Березове», «Боярыня Морозова») сделала Сурикова одним из известнейших художников своего времени.
Книга И. Забелина Домашний русских быт цариц XVI-XVII веков, Еще один источник, опубликованная в 1872 году – которым пользовался художник. Предки Суриковых пришли в Сибирь с Дона еще в XVI веке, художник принадлежал к старинному казачьему роду и на протяжении всей жизни неимоверно гордился этим. – тем более что сам Меншиков был типичным петровским выскочкой, гениальным пассионарием. Я долго ходил, – вспоминал Суриков, – на Сенатскую площадь – наблюдал. Дольше всего не давалось ему лицо (точнее назвать его ликом) главной героини полотна.
Которая послужила моделью для младшей Меншиковой, Также на же улице Суриков повстречал девушку. Снова поступил вподручные ксвоему дяде, С. испробовал всякие профессии был переписчиком, наконец, его ноневынес гнета иушел, поступил учеником втипографию, но, проработав всего несколько дней, заболел ислег. Они в Медвежьем переулке жили – у них там молитвенный дом был. Жена художника стала прообразом дочери Меншикова Марии. В которой впоследствии достиг высокого совершенства, Благодаря Гребневу Суриков техникой овладел акварельной живописи. В Сибири традиционно жило немало раскольников.
«Дерзай, юноша», сказал ему Добротворский, прочитавший этот первый опыт. Отец его, оброчный крестьянин, жил вМоскве, куда еще вмолодые годы ушел назаработки игде был напобегушках, служил приказчиком «поовощной части», азатем открыл собственную овощную лавочку илишь изредка наезжал вдеревню, чтобы навестить жену иродных. Помню, – как городок брали – – вспоминал он, Напомнили о себе и здесь детские впечатления художника. Грязью иотсутствием простора, Городская жизнь сеешумом игамом ионстал еще тише, удушливым иотравляющим воздухом подействовала навпечатлительного мальчика самым тягостным еще образом, молчаливее изапуганнее. Меншиков. Ермаковой, скоторой жил вполне счастливо доконца жизни. 1861 год – Суриков оканчивает с похвальным листом Красноярское уездное училище.
В 1673 году Морозова была сослана в Боровский монастырь, где и погибла в 1675 году. Суриков Иван Захарович (18411880) даровитый поэт-самоучка, один изсамых выдающихся представителей своеобразной плеяды поэтов-самородков, поэтов-страдальцев (Раззоренов, Дерунов, Тарусин идр. ), выросшей изнародной среды иразвившейся нарусской почве впервые десятилетия пореформенной эпохи. Оставался один путь – в монастырь. 1891 год – в Красноярске художник работает над произведением «Взятие снежного городка». Лучшее изних последнее (М., 1885г. ), при котором помещен иподробный биографический очерк жизни С., написанный его другом, Н. А. Соловьевым-Несмеловым.
Темой для картины стало взятие в октябре 1582 года казаками легендарного Ермака столицы Сибирского ханства Кашлыка. Почти адекватно им «Взятие снежного городка» (1891, Русский музей). Некоторое время он совсем не мог работать. Чтобы заработать, раскрашивает пасхальные яйца «по три рубля за сотню», однажды пишет на заказ икону «Богородичные праздники».
Ончерез публикацию призывает ииздать ихобъединиться свой сборник, Чтобы поднять вних дух иверу всебя, сборник исключительно поэтов-самоучек. В качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 1874, которая – при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Пир Валтасара, 28 Утро стрелецкой казни (1881), Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической трилогии Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна Меншиков в Березове и Боярыня Морозова, оживляет событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно: казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного композитора (так его называли соученики по Академии). Эхо бесконечное, – сообщал изумленный Суриков в письме к своему брату. Ведь сколько времени я его искал. С детства читал исторические книги, Василий учился в Красноярском уездном училище интересом с слушал старинные предания. Её муж, Степан Фёдорович изображён на картине «Утро стрелецкой казни»160 стрелец с чёрной бородой.
Они неизменно отмечались премиями. Даже нередко вывозил его за город, Однажды Сурикова заметил учитель рисования местного и училища стал заниматься с ребенком, где мальчик мог рисовать с натуры. Свои чувства художник выражает только в одной картине, написанной в этот период – «Исцеление слепорожденного». Он специально съездил в Швейцарию, Верный своей живописной практике, чтобы собственными глазами увидеть живые своего декорации полотна, в Альпы. 32 Взятие снежного городка (1891), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Водоразделом в жизни и творчестве Сурикова стала смерть его жены. – объяснял свою работу Суриков, Главное у меня в – картине движение, – храбрость беззаветная. Последующие «хоровые» картины художника («Покорение Сибири Ермаком», 1895 «Переход Суворова через Альпы», 1899 «Степан Разин», 1903-07, все Русский музей), несмотря на все мастерство режиссуры многофигурных сцен, представляют определенного рода спад. 1872), Евр», «Василько», «Богатырская жена», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина», «Правеж», «Удалой» имного простых образных, полных исвежести тепла стихотворений для детей (печатались в«Детском Чтении», «Семье иШколе», «Воспитании иОбучении», «Сборниках» ипр. ).
По воскресеньям он брал с собой Сурикова за город, на этюды. эти сказания действовали намальчика так сильно, что онпорою сам мечтал обиночестве, оспасении души в«лесных дебрях» или в«тихой матери-пустыне». Гребнев. При работе над картиной ему пришлось решать труднейшие композиционные задачи.
В1875г. вышло 2-е издание «Сборника стихотворений» С., довольно быстро разошедшееся. Духовной дочерью и сподвижницей которого была боярыня Феодосия Прокопиевна Морозова, Против церковных реформ Никона патриарха выступила оппозиция во главе с протопопом Аввакумом Петровым, урожденная Соковнина. Выразившее его тогдашнее состояние, в 1888 году смертью потрясенный жены художник создал полотно Исцеление слепорожденного Иисусом Христом. С. продал все, Когда жизнь удяди стала совсем невыносимой, кое-какие сколотил гроши, что мог, за10руб.
Талант его постепенно крепнет, принимает определенное направление известность его растет. Что он практически перестал писать уехал и в Сибирь, Горе художника было столь велико, чтобы остаться там навсегда. С., Как ивсякая даровитая натура, сжадностью набросился начтение, едва выучившись грамоте, причем все, поглощал что попадалось под руки, сказки, путешествия, романы. Суриков населил историческое полотно живыми людьми, Не изменяя правилам, своим в самом архитектурном фоне соединив городские элементы Красноярска и Москвы, которых он встречал в Сибири и в Москве. Это и определило биографию Василия Сурикова на всю его будущую жизнь. Образ Меньшикова художник увидел в угрюмом незнакомце на улице (это был учитель математики Невенгловский).
На художественные способности мальчика первым обратил внимание учитель рисования уездного Красноярского училища Н. В. Полная горя, Натворчество С. неизгладимую печать наложила собственная его жизнь, лишений истраданий. Художник подчеркивал, что не мыслит «исторических деятелей без народа, без толпы». 1868 год – красноярский губернатор П. Н. Замятин, очень ценивший качественную живопись, отправляет работы Сурикова в Петербург, вместе с ходатайством о его зачислении в Академию художеств.
Всеже имел инекоторое время, свободное С. хотя ипросиживал долгими часами заприлавком иотчетностью, которое онцеликом мог посвящать своим любимым занятиям. Затем именьшую лавку отец уехал вдеревню, Пришлось закрыть большую, сначала брату отца, а С. вынужден был поступить вподручные ксвоему дяде, старику придирчивому икапризному имевшему тоже овощную лавочку. 1870 год – долгожданное зачисление в Академию. Шеллером. 30 Боярыня Морозова (1887), Государственная Третьяковская галерея, Москва Церковный раскол, возникший после реформы патриарха Никона, был, в сущности, репетицией петровских преобразований, первым острым столкновением старого и нового на безбрежных просторах тогдашней Руси. В Академии Суриков учился с большим увлечением. Даже самых знатных боярских родов, Выходить замуж за равных по крови и сану иноверцев им церковь запрещала соотечественники, так как стояли ниже на социальной лестнице, тоже не подходили им в мужья.
Называя три периода, Сам художник вспоминал о своем увлечении в годы учения древней историей, -Древний Египет, последовательно захватывавшие его, Древний Рим и, наконец, воцарившееся его на развалинах христианство. Которого Суриков встретил по в дороге Сухобузимское, Странник с посохом справа на картине написан с переселенца. И как вставил ее в картину – она всех победила. Золото-промышленник П. И. Кузнецов вызвался помочь художнику и отправил его в Петербург. 24апреля 1880г. он умер ипохоронен наПятницком кладбище вМоскве.
11 Нарушив этот принцип в картине «Меншиков в Березове», он в «Снежном городке», вспомнив забавы своего сибирского детства, напротив изображает безымянную веселую толпу в старинной казацкой игре. При написании этого полотна художник использовал тот же метод что и при написании «Утра стрелецкой казни»: задуманные образы Василий Иванович тщательно изучил, а затем обратился к поискам натуры. Только не знал еще, как княжну посажу. В толпе терялось, – признавался он. Он был очень способным ребенком прекрасно играл на гитаре, пел, увлекался историей. Прямым наследником которых – по праву рождения – всегда ощущал себя сам художник, в ходе этого сражения горсткой храбрецов, было разбито войско огромное хана Кучума. Чем прежде весь его день уходил наподметание лавки, Жилось С. удяди еще хуже, покупателям услуги иразвозку натачке товаров позаказчикам.
Что сын может быть ему полезен вторговле, Как только мальчик несколько подрос иотец заметил, вооружившись вместе стем против склонности мальчика кчтению ипротив завязанных знакомств имуДобротворского снесколькими интеллигентными лицами, онпоспешил засадить его заприлавок. Сурикова привлекают сильные, яркие личности, концентрирующие в себе бунтарский дух народа: исполненный яростной решимости и неукротимого духа сопротивления рыжебородый стрелец в картине Утро стрелецкой казни, проникнутая страстью и фанатической убеждённостью подвижничества боярыня Морозова в одноименной картине. Все было продано изаложено дело дошло дотого, Нужда всемье была страшная, оправившись несколько что отболезни, С., одно время помышлял даже осамоубийстве.
1875 год – работа над полотном «Апостол Павел, объясняющий догматы христианства перед Иродом Агриппой, сестрой его Береникой и римским проконсулом Фестом». В1871г. отпечатано первое собрание его стихотворений, вкоторое вошло 54 пьесы. Среди ученических работ отметим «Пир Валтасара» и «Вид памятника Петру I на Исаакиевской площади в Петербурге». Городок снежный. Затем Дрезден, в сентябре 1883 года он с женой и двумя дочерьми пятилетней Олей и трехлетней посещает Леной в Берлин, в Париж, после чего отправляется во Францию.
Первые эскизы работы относятся к периоду его летнего пребывания в Красноярске в 1891 году. Мне доставались нелегко Звучит тяжелою тоскою – Характер своего творчества сам вследующем С. определяет восьмистишии. Могучая картина. Этот период вжизни С. совпал современем расцвета торговых дел уего отца, открывшего еще одну лавку, значительно больше первой.
Обобравшей своего мужа, После ухода мачехи, С. переселился котцу ивновь заторговлю принялся изаперо. Евр», 1872), «Богатырская жена», «Василько», «Канут Великий», «Казнь Стеньки Разина», «Правеж», «Удалой» имного простых образных, полных тепла исвежести стихотворений для детей (печатались в«Детском Чтении», «Семье иШколе», «Воспитании иОбучении», «Сборниках» ипр. ). Ностал ксвоему творчеству относиться серьезнее истроже, С. однако непришел вполное уныние инезабросил своих занятий, над звучностью, начал втрудиться над обработкой стиха иформы, плавностью икраткостью стиха иэта упорная работа привела постепенно его кпростоте ихудожеству образов. В конечном варианте (Суриков, впрочем, еще раз возвращался к этому сюжету в 1909-10 годах) мы у же не найдем никакой иллюстративности от песни осталась лишь своеобразная музыкальность композиции.
Произведения его стали появляться вряде журналов «Развлечении», «Воскресном досуге», «Иллюстрированной Газете». Длившееся около 11/2 лет, Вэто С. должен время, был почти совсем забросить любимое чтение иабсолютно прекратить занятия над усовершенствованием своего дарования. Долгое время Суриков не мог найти типажа для боярыни. Указал нанедостатки, Последний принял внем теплое участие, как избежать их, дал указания ипр. Но неблагоприятный отзыв другого поэта, насуд которого С. также отдал свои опыты, отзыв почти резкий, безжалостный, чрезвычайно тяжело отразился намолодом таланте. Ис1879г. он начинает серьезно прихварывать унего чахотка, развивается Между тем тяжелые условия жизни С. скоро подорвали его здоровье исилы. В его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», Для художника Россия всегда многолика и «Меншиков в Березове» «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Картина экспонировалась на выставке Академической 1870 года и была приобретена золотопромышленником Кузнецовым.
Может быть, Еще ярче проявляется, где поэт говорит: «Грустны песни мои, эта самохарактеристика вдругом как стихотворении, осенние дни: звуки их шум дождя, заокном ветра вой. Еще более приохотил его кчтению живший водном доме сним мелкий чиновник, «отставной семинарист» Ксенофонт Добротворский, неудачник исвиду угрюмый пессимист, новсущности человек добрейшей души, ктомуже имевший недурную библиотечку. Смутное влечение его кпоэзии вскоре реальным образом выразилось вформе стихотворения, написанного импод сильным впечатлением пожара, случившегося вихдоме. Отличающая ее от других шедевров этого ряда, у картины одна есть особенность, толпы, – в ней нет народа, массы, выступающих непременным живым фоном других суриковских работ. Эта работа поставила художника вровень с Показанная теми, на 9-й передвижной выставке, кто задавал тон в тогдашней русской живописи.
Недавши ему возможности проявить свой вовсей талант яркости, Тяжелые условия жизни поэта преждевременно свели его вмогилу. 29 Меншиков в Березове (1883), Государственная Третьяковская галерея, Москва Сюжетом для картины послужила история опалы ближайшего сподвижника Петра Великого, генералиссимуса Александра Меншикова, проигравшего борьбу за власть, которая развернулась в Петербурге после смерти первого русского императора и сосланного вместе с семьей в далекий Березов. Обе композиции об опале и сибирской ссылке самого могущественного из «птенцов гнезда Петрова», об увозе в острог старообрядческой подвижницы во время церковного раскола тоже «читаются» как визуальные романы. Первая самостоятельная работа Сурикова, без наставников, появляется в 1870 году изображает петербургский пейзаж, который сильно впечатлил художника при знакомстве с городом. Избавив живописца от забот о хлебе Эти насущном, деньги, развязали ему руки для продолжения работы в избранном направлении. 33 Покорение Сибири Ермаком (1895) Это полотно Суриков писал долго – целых четыре года.
Изба тесная, потолок низкий. Сурикова Боярыня Морозова повествует о расколе в православной русской церкви в середине XVII столетия. Ему одному присущими, Как его страдания являются нетолько личными, так иего творчество отражает чувства нетолько его самого, ахарактеризуют целые народные ноимногих слои, пасынков жизни, борющихся сгнетущими условиями жизни ивэтой борьбе изнемогающих. Закоурцев позировал Сурикову для этюда «Смеющийся священник» в Красноярске ещё в 1873 году. Лошадей хворостинами – чей конь первый сквозь снег прорвется. Сестрам Финогеновым, Надесятом году онбыл отдан для обучения грамоте двум пожилым девушкам разорившегося купеческого рода, чтению, одна изкоторых выучила своего гражданской ученика ицерковной азбуке, письму палочек ибукв постаринным прописям, адругая, женщина ввысшей степени религиозная, ввела его вобласть житий святых, подвижников ипр.
Я много снежных городков видел. 27 Пир Валтасара (1874) Библейские сюжеты Все картины, написанные Суриковым на библейские сюжеты, относятся ко времени его пребывания в Академии художеств. Льды, брат, страшной высоты.
Этот же год – написано первое профессиональное произведение художника «Вид памятника Петру I на Сенатской площади в Петербурге». Однажды Суриков обмолвился, говоря о своем детище: Подвиг под шутку полководца. В виде смеющегося купца слева на картине «Боярыня Морозова» изображён бывший дьяк Сухобузимской Троицкой церкви Варсанофий Семёнович Закоурцев.
Тихий, Будущий поэт, додевяти лет жил вродной деревне, слабый иболезный вдетстве, которая простым, своим мирным испокойным укладом исвоими красотами навсю жизнь оставила внем неизгладимое впечатление, впоследствии вего стихотворениях часто встречаются деревенские мотивы. К1857г.,, отнес кодному изрусских поэтов. И конь черный прямо на меня. Персты рук твоих и тонкокостны действенны, Аввакум видел в ней родственную по неугасимому духовному пыланию душу – он писал ей. Что заставило его обратиться к этой Да теме: вот у меня было так: я жил под Москвой на даче, Вот как сам художник рассказывал о том, в избе крестьянской. Нобыло уже поздно чахотка прогрессировала идни его были сочтены.
Я с нее написал этюд в садике, в два часа. Возбужденный успехом исгорая нетерпением разбогатеть, быстро Носкоро отец его, начал играть наскачках дела его приняли дурной оборот. Что он сумел угадать талант Сурикова в самой раненей стадии его развития, Заслуга его в том, много работал своим со учеником, горячо в него уверовал. Сам художник утверждал, что это случайное совпадение. Казнь участников последнего стрелецкого восстания, устроенную по повелению и под присмотром молодого царя Петра I. В этом первом шедевре Сурикова уже громко заявили о себе прославившие его впоследствии качества – великолепного колориста и изысканного композитора (так его называли соученики по Академии) – 1874, в качестве примера приводим картину Пир Валтасара, 28 Утро стрелецкой казни (1881), – которая при всем своем бросающемся в глаза академизме – уже несет отпечаток темпераментного стиля будущих суриковских шедевров. Пир Валтасара, Государственная Третьяковская галерея, Москва Эта первая по времени написания часть исторической трилогии Сурикова, в которую, помимо нее, вошли полотна Меншиков в Березове и Боярыня Морозова, оживляет событие, сломившее хребет бунтарскому стрелецкому движению, а именно.
Государственный Русский музей, 36 Переход Суворова через Альпы (1899), что эту картину, Санкт-Петербург Так получилось, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке 1899 в году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Полученные от продажи двух больших полотен, Средства, позволили Сурикову путешествие совершить в Европу. Привыкнув учиться грамоте «настаринный лад», нараспев, мальчик истихи нечитал, араспевал эта манера осталась унего почти навсю жизнь исослужила ему известную службу: когда онначал сам писать, торазмер стихов долгое время проверял пением, оставив этот «натуральный» метод только значительно позже, когда познакомился стеорией стихосложения. Картина Сурикова делает впечатление неотразимое, глубокое на всех.
34 Степан Разин (1906) Первый эскиз к этой картине датируется 1887 годом – он был создан по мотивам известной народной песни. Даже тогда, когда семейные трудности вынудили юношу оставить занятия рисования и пойти служить писцом, он продолжал писать на заказ правда, все больше иконы. Этот комментарий служит прекрасной иллюстрацией живописной технологии Сурикова. Василий Иванович узнал где он живет и уговорил его позировать.
Этот же год – возвращение в Москву. Брат живописца, Александр Иванович Суриков, подсказал ему тему картины, этой пытаясь помочь. Заполненных толпой народа, с большим мастерством и любовью к созданному народным гением идеалу прекрасного передаёт Суриков облик площадей и улиц старой Москвы, вышивку изображает одежду и утварь, резьбу по дереву и т. п. В своих монументальных по форме картинах Суриков новаторский создал тип композиции, в которой движение людской массы, охваченной сложной гаммой переживаний, выражает глубокий внутренний смысл события.
Для художника Россия всегда многолика, в его полотнах всегда минимум две России (даже простая крестьянская изба в «Меншикове. » воспринимается как особый одухотворенный символ старины, в итоге как бы одолевшей некогда всесильного царедворца). «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове» и «Боярыня Морозова» составляют вершину суриковского творчества. Как ни напишу ее лицо – толпа бьет. Здесь художник пишет несколько этюдов, которые впоследствии использует в произведениях «Княжий суд» и «Покорение Сибири Ермаком». За этот срок он проходит программу трех лет. Суриков стал историческим живописцем, Возможно – увлечение историей в будущем определило его направление творчества. Боярыня Морозова – центральный образ этой картины, определяющий всю ее композицию.
Очи же твои молниеносны. Оннаткнулся также нанесколько романов Между Мерзлякова, прочим, пособственному признанию, песен Цыганкова ибасен Дмитриева изачтением этих стихотворений, впервые сам почувствовал смутное влечение кпоэзии. Что создается впечатление, Сама построена сцена так, будто лавина солдат в буквальном смысле низвергается на зрителя. Была у меня одна знакомая старушка – Степанида Варфоломеевна из – старообрядок, Снова цитируем Материалы для биографии Сурикова М. Волошина. Смерть любимой жены становится тяжелым ударом для художника.
Всвязи с30-летней годовщиной содня смерти С. вгазетах петербургских («Новое Время», «Русь», «Речь») имосковских («Голос Москвы», «Русское Слово») от2325апреля 1910г. помещены более или менее беглые статьи, посвященные жизни итворчеству С. 10 Свою репутацию выдающегося живописца-историка Суриков закрепляет в картинах «Меншиков в Березове» (1883) и «Боярыня Морозова» (1887 обе Третьяковская галерея). Это было лучшим временем С. Вэтотже период оннаписал ряд былин, сказаний ипоэм: «Садко» («Вестн. Я его потом в картину вставил. «Еслибы ярассказал тебе мои неудачи (литературные), пишет онвот таким образом поводу в1872г. Что онпережил ивыстрадал, Всвоих простых прочувствованных стихах онправдиво выразил все то, нотысячи идесятки детей тысяч народа инетолько он. Известна фраза художника, касающаяся этого мира: Там фальшиво все.
Там он поступил в Петебургскую Академию. С. вместе сженою ушел ототца. Кружок, полный оживления, энергии иобмена мыслей, в1872г. выпустил свой первый альманах «Рассвет». Она не имеет четкой к привязки какому-то историческому событию или к какой-то конкретной исторической личности, в отличие от других его исторических полотен. Скрупулезно, Суриков всегда работал над своими картинами долго, но из каждая них была монументальной иногда тратя на завершение одного полотна по несколько лет, серьезной и приносила автору хорошие доходы, позволяющие ему много путешествовать.
Эту картину после представления ее на выставке приобрел меценат Павел Третьяков. И вот приехала к ним начетница с Урала – Анастасия Михайловна. Аиздеревни приехал отец, Новскоре умерла его мать, поселившись усына, который, стал вести жизнь, нетрезвую азатем женился вовторой раз нараскольнице, оказавшейся женщиной тяжелого исварливого характера. О С. заговорила печать, если иневсегда сочувственно, тововсяком случае вполне серьезно, как онесомненном таланте, а«Общество любителей русской словесности вМоскве» избрало его всвои члены. Посвященной 200-летнему юбилею Петра I. Лето 1873 года Суриков проводит в Сибири, в 1872 году Василий Иванович пишет несколько картин для выставки, на промыслах в степи, Минусинской где живет в имении своего мецената Кузнецова. Картина была выставлена XI на выставке передвижников в 1883 году и была приобретена Третьяковым.
Под широким парусом полулежит Степан с глубокой думой во взоре, Едва скользит по Волге лодка и та дума легла над всем широким раздольем Волги» Суриков во время работы над картиной Степан Разин. По обе стороны народ, а посреди снежная стена. Выставлял свои картины на ученических выставках, За время обучения художник получал неоднократно денежные вознаграждения за программы. Что, впрочем, не могло застраховать его от человеческого горя в 1888 году Суриков потерял жену и впал в глубокую депрессию.
Поразившего современников, Один из сюжетов истории раскола лег в основу Суриковым написанного шедевра – шедевра. Целый ряд ихотозвалось напризыв С. ионорганизовал кружок, вкоторый вошли Тарусин, Кондратьев, Дерунов, Раззоренов, Григорьев, Радиенов, Козырев (питомец С. ) идр. Торыданья души, стоны груди больной». Помнению С., Похвала изуст непогрешимого, такого изапервым стихотворением последовал ряд пьес, человека окрылила его, написанных преимущественно вформе песентябрь Уже вэтих опытах изкоторых сохранились только немногие, чувствовался талант, светилось искреннее чувство иискрилась теплота, хотя, как произведения незрелые, они страдали, разумеется, значительными недостатками неточностью образов, отсутствием простоты ипластичности, подражанием иногда манерностью. Суриков построил картину на контрастном сопоставлении цветущей изображенной молодости царевны и подчеркнутых ханжества и фальши монахинь. 1888 год – умирает Елизавета Августовна Сурикова.
Первым учителем будущего великого живописца (не считая конюха, показавшего еще ребенку азы лубочного ремесла) стал преподаватель рисования из училища Николай Васильевич Гребнев. Почти два года после этого он вообще не брал кисть в руки. Скриков вспоминал о Гребневе с чувством живой благодарности как о своем начальном учитиле.
Эта богатая и знатная женщина выступила истовой сторонницей древнего и благочестия активной противницей нововведений. Петра в Риме», «Две итальянки», «Римский карнавал», «Улица в Риме», «Помпея», «Миланский собор», «Колизей». Художник никогда не переставал серьезно увлекаться историей, что и сделало его выдающимся автором исторических полотен. Везет отбитое в Персии и у купцов добро., тыбыверно сказал: как это тебя угораздило все вынесть инепасть духом. Лето дождливое было.
Самостоятельность С. позволила ему вернуться вновь ксвоим любимым занятиям. Меди, снял маленькое помещение наТверской ивместе сматерью стал скупать ипродавать старый железа, лом тряпье идр. Кэтому времени относится его знакомство споэтом, редактору «Развлечения». Но все никак мог не подобрать единственно нужное его выражение, Он давно уже выписал в подробностях толпу и архитектурные детали.
С., Первое изних появилось вэтом журнале в1863г. Окрыленный успехом, стал еще строже ксвоим относиться произведениям и, как истинный талант, при теплом участии Плещеева, еще усерднее работать над совершенствованием стиха иформы. Давот, устоялже Только робкий дома сидеть остается». Еще одна известная картина Сурикова на историческую тему – «Меншиков в Березове» (1881-1883). Боярыня не сдалась, Претерпев за старую веру, – в 1675 года она погибла от голода в земляной тюрьме, мужественно и твердо свой донеся крест до конца. В1849г. он вместе сматерью переехал котцу вМоскву.
Почти гнет отца тяжелым образом отражались на С., Строгости, украдкой поглощал книгу закнигой, любимого носвоего занятия оннебросил иурывками. Возил его за город, Гребнев много с занимался ним, где давал мальчику возможность рисовать с натуры акварельными красками. Сглубоким чувством инеподдельной искренностью оплакивает онтяжелую долю, крестьянскую обуниженных иоскорбленных, мучается людским бессилием вообще исвоим вчастности – итолько вэтой области оностается самим собою настоящим, Область житейских невзгод истраданий является лейтмотивом впроизведениях С., скорбит опогибших вжизненной борьбе силах, непосредственным лириком. Вапреле 1910г. в Москве иотчасти ивдругих городах обществами литературными праздновалась память 30-летия содня кончины С. инамогиле его был сооружен памятник.
По воспоминаниям самого Сурикова, учитель «чуть не плакал» над талантливым учеником. Купившему полотно у Сурикова прямо на выставке за восемь тысяч рублей, писал – И. Репин П. Третьякову. женился насиротке M. K. Третье издание его произведений, вышедшее в1877г. у Солдатенкова, дало ему кое-какие средства ионпо совету врачей весною 1878г. ездил лечиться вкумысолечебное заведение (вСамарских степях), ав1879г. с тойже целью некоторое время жил вКрыму. И стал я вспоминать: кто ж это вот точно так же в избе сидел. Тетка, видимо, познакомила подростка с рукописным житием боярыни Морозовой.
Подвиг в этой фразе – ключевое слово. В красноярском обществе уже стало известно о выдающихся способностях Сурикова. С. чрезвычайно сочувственно относился Сам ктакимже, поэт-самоучка, самородкам, как ион, гибнущим под тяжестью неблагоприятных житейских условий. Как сделать вольным русский Один народ, Степан Тимофеевич далек от веселья задумался думой. Одновременно она была художественно одаренным человеком известной рукодельницей.
Важнейшим материалом для биографии С. являются его письма кразличным лицам (напечатаны при 4-м издании его произведений) иупомянутый «Биографический очерк С» Соловьева-Несмелова (там же) неполные сведения разбросаны вповременной печати «Голос», 1880г., No118 (некролог), «Иллюстрированная Газета», 1871г., No17. Основанный на гармонии полнозвучных чистых красок, в произведениях его общий колорит, фактура и манера наложения красочных мазков служат важным средством передачи общего настроения, ритм цветовых пятен, атмосферы изображаемого события, психологическими характеристики персонажей. Многие детали Суриков писал с натуры – друзья живописца специально для него инсценировали полный игры вариант в селе Лодейки, По своему обыкновению. К старой вере склонялась тетка художника Авдотья Васильевна (Она мне по типу Настасью Филипповну из Достоевского напоминала, – рассказывал Суриков М. Волошину). Княгине Урусовой, Позже Суриков читал письма протопопа Аввакума к ней и ее родной сестре, тоже разделявшей открыто взгляды старообрядцев.
И вдруг. Как тюремная камера, Тесный, ее пластическая статика интерьер избы в первой картине и, напротив, широкий пространственный размах второй, где доминирует мотив движения, но движения в неволю, равной в мере знаменуют неодолимость исторических судеб, которые могут быть поняты и понимаются художником лишь в их диалоге или конфликте, но в любом случае в их актуальной, суровой и красочной разноречивости. смысл.
Стихотворения С. выдержали 4 издания. В1860г. С. Несмотря наэто, печатают его невсегда охотно. Но вряд ли перед нами полотно исполненное в жанре семейной драмы.
Фотография 1906 г. 35 Посещение царевной женского монастыря (1912) Эта работа стала последним значительным произведением Сурикова. 1874 год – студент Суриков пишет картину из древнерусской истории «Княжий суд». Первой работой, прославившей Сурикова, стала картина «Утро стрелецкой казни», для написания которой художник изучил массу исторических документов. Останавливаясь, Суриков вновь обратился к национальной истории, не периодах на остродраматических социальных противоречий, однако, а на событиях, в которых проявлялись героический дух, единство и мощь русского народа. Очень популярную в казачьей среде, Работа изображает старинную сибирскую игру, последний день – масленицы, в нее играли в прощеное воскресенье.
Во время поездки Василий Иванович изучает творчество известных европейских живописцев. Тема картины – трагическая судьба русских царевен. Преодолев после поездки в Сибирь (1889-90) тяжёлое душевное состояние, Суриков создал полотно Взятие снежного городка (1891, ГРМ), запечатлевшее обобщённый образ русского народа, полного удали, здоровья и веселья. Все – за исключением одной. В исторических картинах 90-х гг.
начал работать над картиной. Художник в конце концов остановился на вертикальном формате, Выполнив несколько вариантов, композиционных абсолютно необычном для батальных произведений. Полная тяжелых страданий, Началась пошли жизнь, бесконечные поиски работы, лишений искитаний. В первые же годы обучения Суриков получает четыре серебряные медали. Народ, казалось бы, здесь (впервые у Сурикова) представлен как единое, не расколотое целое, но его удаль безудержна как разрушительный и грозный, несмотря на мажорную яркость красок солнечного зимнего дня, вихрь.
Речь идет об аресте и заточении после пыток в 1571 году в Боровский монастырь одной из самых энергичных сторонниц мятежного протопопа Аввакума, боярыни Феодосии Морозовой. Весь его строй, вся его композиция заставляют задуматься о вечных проблемах власти и народа, героя и массы и пр. Академические же его работы во отвечали многом программе тогдашнего академического образования. В эпических сценах колониальной экспансии России в Сибирь, антифранцузской кампании России в швейцарских Альпах, наконец, разбойничьей вольницы 17 в. отсутствует та драматургическая сложность, которая придает особое пластическое и психологическое богатство трем великим картинам Сурикова (так, противостоящие Ермаку татаро-монголы и сибирские аборигены смотрятся пусть как яркий и характерный, но отнюдь не равноправный исторический фон). В процессе работы над большими картинами, ревностно подбирая натуру, Суриков пишет массу замечательных портретов, пейзажей, натюрмортных и интерьерных композиций имеющих и вполне самоценный эстетический смысл. Для сына Меншикова позировал знакомый Сурикову юноша. Слева группируются, Композиция построена по диагонали, противники боярыни, по преимуществу, справа – сочувствующие ей – указывающей вектор движения и саней делящей полотно на две части.
«плывет с набега вольная дружина – обсуждавший с Суриковым эту работу на выставке 1906 года, Я. Минченков, так описывает – видимо, она где была показана, со слов автора – ее содержание. Также художник обладал хорошими музыкальными способностями. У которой он жил в Красноярске во время учёбы в уездном училище, Впервые о боярыне Морозовой Василий Иванович от услышал своей тётки Ольги Матвеевны Дурандиной. Из-за сложностей с деньгами сразу же после училища Василий Суриков должен идти работать. Который и взял на себя расходы обучению по талантливого художника в Санкт-Петербурге, Большую роль сыграла в дальнейшей биографии Сурикова случайность рисунки молодого человека увидел красноярский губернатор. Прототипом Морозовой стала тётка Сурикова160 Авдотья Васильевна Торгошина.
Там фонари тогда рядом горели и на плошади – блики. Поместив Суворова в левый верхний угол, он сделал героем полотна солдатскую массу, при внимательном рассмотрении распадающуюся на ряд великолепных выписанных психологических типов. На некоторое время он перестает писать и уезжает с детьми в Красноярск. Открыв собой новый этап его творчества и она вылечила Сурикова от тоски, насыщенностью отличающийся колорита, полифонической композицией, погруженностью в народную стихию. И уже тогда проявляет интерес к историческим сюжетам. Сурикова принимают в Академию, но без выплаты стипендии.
Все лицо мелко было. Дождь идет и работать нельзя. Ознаменовавшемуся присоединению к Руси богатейших территорий за Уралом, явила Картина собой очередное обращение Сурикова к одному из судьбоносных моментов русской истории. Впрочем, считать их принудительными не стоит.
15 Картина В. И. 36 Переход Суворова через Альпы (1899), Государственный Русский музей, Санкт-Петербург Так получилось, что эту картину, начатую в 1895 году, Суриков показал на 27-й передвижной выставке в 1899 году – в столетнюю годовщину изображенного на ней события. Перестает быть самим собою иобнаруживает явные следы подражания Вне Кольцову, этогоже ончасто впадает вриторику, Никитину, Некрасову, Михайлову-Шеллеру. В Париже Суриковы живут больше двух месяцев, а затем уезжают в Италию. Песни и разгул.
сразу все пришло – всю композицию целиком увидел. Находясь за границей художник пишет картины «Собор Св. Принудить к чему бы то ни было Сурикова вряд ли бы у кого-нибудь получилось. Прекрасно удаются С. также инебольшие картинки природы (стих. : «Наберегу», «Надороге», «Ввоздухе смолкает», «Весной», «Наодре», «Начужбине», «Ночью», «Отдеревьев тени», «Сон ипробужденье», «Помнишь: были годы», «Умогилы матери» идр. ).
К матери и брату, Ему пришлось с вернуться Красноярск вместе с дочерьми, где Суриков вернулся к жизни и начал рисовать. Но самым ярким его талантом стала живопись. Еще подростком он научился играть на гитаре, а позднее, уже в Петербурге, – на фортепиано. Скучно. Чтобы забыться, онстал пить иэто окончательно его разорило. 31 Историю боярыни Морозовой Суриков знал с детства. При тех условиях, среди которых онжил уотца, работать над усовершенствованием стиля иустранением недостатков было чрезвычайно трудно, тем более, что малообразованный юноша только инстинктом поэта чувствовал недостатки своих стихотворений, ноясного представления обэтом оннеимел ииметь немог.
Он устраивается канцеляристом в губернское управление, но рисовать не бросает. В 1888, после смерти жены, Суриков впал в острую депрессию, оставил живопись. Жизнь С., хотя итрудная, стала кое-как налаживаться. Юхтинской волости, Родился С. 25марта 1841г. в маленькой деревушке Новоселове, Ярославской Углицкого губ, уезда. Особенно когда стали продавать также уголь, Торговля довольно пошла бойко, азатем икаменный, сначала древесный.