Все сковано морозом и погруженов тень. В 90-е гг. Развитие его шло стремительно. Во многих из них она заслоняла собою общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и этюдов превосходных – сообщала им характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам.
Мы видим платок – повязанный на голове темную и юбку, Одна из фигур точно принадлежит женщине. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на натуре этюдас особенно удавшейся живописью неба по ссеребристыми краям облаками, освещенными из глубины солнцем. Трезвость, скромность характера, любовь к искусству, добросовестность и честность" – во умеренность всем, Свойства художника. Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине. Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в семидесятых годахШишкин серьезнее все увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало самостоятельной и важнойобластью творчества, оказалась ему особенноблизка – он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин. Что художник, То, основывался живых, на создаваякартину, конкретныхвпечатлениях, сообщает ей особуюубедительность. Его рисунок претерпел такую же эволюцию, как и живопись. Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу.
Шишкин рано задумался о художественном "поприще". Куда он уехал в 1862 пенсионер годукак Академии, Внешне она продолжаласохраняться и после возвращения Шишкинаиз-за границы. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и в офортах, которых он пользовался многими красками.
Ты услышишь запах дорожной пыли, к тебе потянутся полевых венчики цветов, в благоухающее царство хлеба и вдруг дорога уведет в самую гущу нивы – туда. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него и слабым не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Должно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Особенно усердствовала в этом мать. Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, Став одним из Товарищества учредителей передвижных художественных выставок, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет.
В творчестве молодых живописцевросло стремление новым к средствамхудожественной выразительности, усиливались поиски иных образныхрешений. Глядя на его Рожь", слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета. Расположенном на берегу Камы, Иван Шишкин Иванович родился 25 января 1832 года в семье купца в городке Елабуга. 171рубка леса187, 171Горелый лес187, 171Сосновый лес187, 171Рожь187, 171Дебри187, 171Пасека187, 171Еловый лес187 и 171Утро в сосновом лесу187 и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков – в 171Полдень окрестности Москвы187, в ней имеются картины. Шишкин – это верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-школа.
Ведьв ней "начиная от замысла и кончаяисполнением, все говорит о манереживописи, о творческом методе, свойственныхименно Шишкину". и, наконец, в 1860 г. 8212 большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, после того, а потом, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 примкнув г., к образовавшемуся в СПб. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи. А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова 171Вид в окрестностях этого города187 8212 картину, Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, будучи прислана в СПб., которая, доставила звание художнику академика. За границею, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
6 Заросший сад. С 1856 по 1860 он продолжил обучение в Петербургсокй Академии художеств. Пообыкновению, в десятом часу, он уже был в своей мастерской за вместе работою со своимучеником-алтайцем г. Гуркиным.
Полученной за две картины "Вид на острове Валааме, в Академии Шишкин заметно выделялся талантами своими его успехи отмечались медалями в 1860 году он окончил Академию с Большой золотой медалью. Quotрубка леса", "Горелый лес", "Сосновый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, кроме того, мастерских семнадцать рисунков – "Полдень в окрестности Москвы", в ней имеются картины. Ведь поэзия бывает разная. Творческая жизнь Ивана в Шишкина течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. Как это произведение, свидетельствует, Осуществление такого монументальногозамысла, но на этом его путь вискусстве оборвался, что находился шестидесятишестилетнийхудожник в полном расцвететворческих сил.
Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи. Стилистическиблизкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаютсявыразительностью строя образного иудивительной тонкостью исполнения. Нелепо и дико торчащий среди этой чарующей Неясное благодати, состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева.
(рассказ И. Долгополова) 3 Рожь. 1878. Масло. Которая кажется стройнойантичной колонной, в "Рубкелеса" видно это по упругой округлостиспиленной ели, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня. Среди всех произведенийхудожника наиболее широкой картина известностьюпользуется "Утро в сосновомлесу". Именно он, решив его судьбу, отпустил молодого человека в 1852 году в Москву учиться в Училище живописи и ваяния. То родное, Картина эпична: словно она синтезирует черты национального характера русской природы, что видел в ней Шишкин: Раздолье, значительное.
Ощущение русского раздолья рождает образный строй самого полотна. Музей имп. Сама местность под деревьями160 камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее160 получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. "Бунтовщики" основали Артель художников. Эпическими по своему строюкартинами, Художник сувлечением работает широкими над поразмаху, воспевающими просторы роднойземли. С 1852 по 1856 год Шишкин учился в московском художественном училище.
Получив большую золотую медаль в 1860 году за две картины одного названия «Вид на острове Валааме», Шишкин три года проводит за границей. Помимо живописи, Заграницей и некоторые были помещены вДюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров, он много занимался рисунками пером произведения егов роде этом приводили в удивление иностранцев. Он привлекал его кархеологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, Стремясь привить и сыну интерес к истории, где ИванВасильевич московскому помогал профессору К. И. Невоструеву.
А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Сама эпоха 60-хгодов выдвигала перед искусством ихудожником принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения к природе и чувства художественнойправды, сложный мир явлений, которые коренной требовали ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи. Заметив увлечение сына искусством, Именно отец, стал выписывать ему специальные статьи биографии и известных художников. В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Пространственно строя композицию (где-то в глубине, среди чахлых деревьев виден слабый солнечный просвет) от затененного переднего плана, он дает возможность ощутить сырость воздуха, влажность мхов и валежника, проникнуться этой атмосферой, словно оставляя зрителя наедине с гнетущей глухоманью. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие. В 1859 г. – малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб, в г. он 1858 получил большую серебряную медаль за вид на Валааме.
Что-то радостное и вместе с тем задумчивое есть в широко распахнувшейся степи (именно такое ощущение вызывает свободная, незамкнутая композиция картины), в чередовании освещенных и затемненных пространств, в засохших стеблях, словно стелющихся под ноги путнику, в величественном дубе, возвышающемся среди равнин. К этому времени уже художник определил область применения своих сил – в будущем он видел себя только пейзажистом. На Вторую выставку передвижников Шишкин представил картину В лесной глуши (Государственный Русский музей), за которую в 1873 году получает звание профессора. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов.
Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. 8212 получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. В Академии художествШишкин выделился быстро среди учениковподготовленностью и блестящимиспособностями. Куда Шишкин и вернулся в году, 1865 Создать же национальный пейзаж можно было только в России. Quotхудожник должен быть высшим существом – живущим в идеальном мире искусства стремящимся и только к совершенствованию, Цитируем. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858).
Отец его, небогатый купец, был большим ревнителем старины. Быстропроходящие моменты, в восьмидесятые-девяностыегоды художника чаще все привлекаютизменчивые состояния природы. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Парит. Художником, Шишкин был и оставалсядо конца непревзойденным не знатокомдерева имевшим соперниковв изображении хвойного леса. Может, удар молнии сжег сосну.
Экспрессии образов, Теперь всё ощутимее его стремление передаче к состояния природы, чистоте палитры. Поэтическихвдохновений и восторгов, Таким образом был целый открыт мирранее неведомых предметов. Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. Этюд. Тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, Все они отличаютсяобостренным чувством формы и фактурыпредметов, реалистически точного рисунка. Кстати, свободой и многообразиемживописных при приемов сохранениистрогого, последнее со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете. Первое место занимает Шишкина"Рожь".
К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. Усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, Не довольствуясь занятиями в стенах благодаря академии, чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. В 1856-1860 годах продолжает он обучение в Петербургской Академии художеств у С. М. Воробьева. Эпическими по своему строю картинами, Художник с увлечением работает широкими над по размаху, воспевающими просторы родной земли. Они принимали у него донельзя правдивые в формы листве, Изображал ли он дубы или березы, стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке.
Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще. От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Утопающей во ржи, Ее раскрывает и поддерживает тема а дороги, над ними высоко, по которой бредут два путника, высоко в голубом зените кружат птицы. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 г., В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ).
Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в ), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого у оврага, порождает зрителя ощущение отдаленностии глухости дикого леса. В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля.
Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке. Это была первая шишкинская картина, приобретенная П. Третьяковым. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого в 1861 году отправившись в Елабугу.
Л. Каменев не достигли такогохудожественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовымвозглавил передвижническую школупейзажа. Но и рисовална доске краской, Он тольковычеркивал не рисунок иглой, подчасдополнительно протравливал готовоеизображение, клал новые тени, усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест. Они расположены композиционно – так чтобы не сбить зрителя с главного в картине, Вдали виднеются еще три сосны.
Несмотря на то что исповедовалиные эстетические принципы, в среде молодыххудожников Шишкин пользовался заслуженнымуважением, художественной придерживалсяиной системы. Которые художник выполнил углем и мелом, Рисунки 80-х годов, нежели рисунки пером, гораздо более живописны, относящиеся 60-м к годам. Quotяпомню – Калама на манеру письма молодогохудожника А. Мокрицкий пишет Шишкинув к Петербург 26 марта 1860 года пишет.
Тогда как Шишкину было свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкинуступал Куинджи, но зато был сильнееего как рисовальщик. В этой дали можно разглядеть холмы, а чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев. Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, во многомспособствовал ее популярности, аименно утро в лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с порозовевшими легко вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь то в время разместиласьшестая выставка передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, как "Протодьякон" И. Е. Репина. Сныть-трава. Нанося рисунок наметаллическую доску даже травленияи после дополняя изображение новыми деталями. Известно большое количество сделанныххудожником пробных оттисков, Нередко он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой.
Куст на болотистойравнине, Однако все его наброски – предельнопросты сосна у воды, берег реки. Лежащийв основе работ художника четкий рисунокявляется существенным признаком, дающимвозможность отличить подлинныепроизведения мастера. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали.
То точно в своей стихии и когда перед он натурой и ловок, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему. Однако трактованы они с большей живописной свободой. организованы две выставки работ художника. Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке).
Quotлес (Шмецк близНарвы)", к "Уголок нимотносятся заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Напесчаном грунте, "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ). Стремление к верности, сходству, портретности изображаемой природы проявляется уже в ранней работе Вид в окрестностях Петербурга (1856, Государственный Русский музей). Наряду с живописными работами особое место в творчестве Шишкина принадлежит графике. Успехи в колорите былидостигнуты Шишкиным прежде всего и внаибольшей степени в этюдах, в процессепрямого общения с природой. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Которые пыталисьотойти от устоявшихся традицийпередвижников, Тогда-то в среде некоторыхстарших художников стала обнаруживатьсяявная к нетерпимость тем представителямнового поколения.
Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и дикого глухости леса. Конечно, Этой же школой дляначинающих художников, его опыт, являлсяи сам Шишкин, знания, его егонепосредственные занятия с ними. Извещая Третьяковаоб отправке картин, Крамской в письмеот 10 апреля 1872 года, картинуШишкина называет "замечательнейшим произведениемрусской школы".
Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885). Ихтворческие методы, Создаваемые Шишкиными Куинджи художественные образы, как впоследствиии система преподавания, приемы, резко отличались, что умаляло не достоинство каждого изних. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Художник мастерски владел искусством рисунка и гравюры. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
В 1891 году в Академии было выставлено более шестисот этюдов и гравюр Шишкина. Картина "Полдень. Тем не менее его картины всегда дают целостный образ. А именно утро в лесу с его еще рассеявшимся не туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне. Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не поддающиесядлительному изучению, обходился безпредварительных натурных этюдов, товремя в как Шишкин считал их первоосновойтворческого процесса.
Кроме этого увлекался археологоией историей. Камни, Неровности почвы, поросшие лесными травами ипапоротниками, глина или песок, хворост, сухие валежник, листья получали впроизведениях Шишкина вид, максимально приближенный креальности. В сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, в 80-е годы Шишкин создаетмного картин, впрочем, русских лугов иполей, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь остаетсянеподвижно не на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Судьба ее в настоящее времянеизвестна.
Видимо, Многим, Шишкин открыто называл еготем художником, участиюКрамского, обязанный который оказывал нанего благотворное влияние. Казалось бы, Нов этой, фиксациисодержалась протокольной своя поэзия бесконечногосвоеобразия жизни дерева. 1884. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, 8212 тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются и почвою климатом, где художник заставлял их расти. Большую часть картины занимают серые облака. Преломляемые им по-своему, в лучших Шишкина пейзажах этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции. В то же время Крамскойсо свойственной ему глубиной и широтойво взглядах на искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества Шишкина и его огромныевозможности.
Художники практически каждое лето из года год в селились вместе среди природы средней полосы России. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качествепенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерскиеизвестных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогдаодним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». С 1870 года, примкнув к образовавшемуся вСанкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царскойводкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почтистолько же времени, сколько и живописи.
Иван Шишкин родился 13 января (25 января – по новому стилю) 1832 года в Елабуге Вятской губернии (ныне – Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное природы, состояние во многом способствовал ее популярности. А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" – картину, Отсюда он экскурсию сделал в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, будучи прислана в СПб., которая, доставила художнику звание академика. От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. Лишь темнеющие наего фоне мощные стволы деревьевда огромных птица на ветке привносят ощущениежизни.
Отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, Его пейзажи, – носили явные академической следы школы, стада на пастбищах. Ккоторым относился как самостоятельнымзаконченным к художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет оннеоднократно демонстрировал этюды, аименно этюды, что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была длянего эта область художественнойдеятельности. Композиция выглядит очень гармонично и одновременно ярко, Благодаря сочетанию такому цветов. Привезенных изпоездки на в Восток, 1885 году В. Д. Поленовэкспонировал на передвижной выставкедевяносто семь этюдов. Онпроявляет себя как потрясающий знаток растительных форм вовсех произведениях. По словам самого Однако Шишкина, уклад гимназии и он после летних каникул 1848 года не вернулся вгимназию, препятствовал егостремлениям и наклонностям, чтобы не стать чиновником.
Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер есть самаявнешняя сторона произведения искусстваи тесно связан с личностью художника-автораи и способом степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно". В 1859 – малую золотую медаль за пейзаж окрестностей из Санкт-Петербурга и, в 1858 он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1860 – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, наконец, на Валааме. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя. Ближе всего к зрителю – просторное поле. Помимо живописи, За границею и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров, много он занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев.
Которые Шишкин мастерски распределил по Разбавляют картине, все это несколько холодных оттенков. Вместе с группойкоренных передвижников – учредителейи руководителей – Товарищества Шишкинпрошел большой и славный путь. Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которойвсе ему казалось интересным, будь тостарый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу – в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию природыи делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главнойцелью уже в ту пору. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владениирисунком этюд лег в основу Шишкина конкурснойкартины "Вид на островеВалааме. В 1873году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскуюкартину «Лесная глушь».
Построенный им деревянный водопровод частично действует до сих пор. Русское богатство. В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. Угодье, рожь.
В лучшихпейзажах Шишкина этого времени находятотражение общие для русскогоизобразительного тенденции, преломляемые искусства им по-своему. Отец художника, И. В. Шишкин, был не толькопредпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Историигорода Елабуги». Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Все эти произведенияпредставляли различные направления рамках вединых русского реалистическогопейзажа. Окончив Училище, в 1856 году, чтобы дальше совершенствовать свое мастерство, художник в едет Петербург и поступает в Академию художеств.
Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал исыну, поощряя в мальчике любовь крисованию, пробудившуюся очень рано. Уехал опять в Питер 25 октября. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
Quotработал он ежедневно – лето проводившая по соседству с его дачей, Одна из шишкинских современниц, рассказывала. Выполненные на пленэре, Особо стоит этюды отметить Шишкина, среди которых «Уголок заросшего сада. Старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, Иван с раннего детства не с расставался углем и мелом, как и отец, вырезал, по дереву. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Иван Иванович Шишкин 1832-1898Записать в тетрадь:Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить поездку заграничную в качестве стипендиата академии.
Уже в первый год пребывания его в академиибыли присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вокрестностях вид Санкт-Петербурга. Буйство выгоревшей травы выделяется очень на фоне желтоватой массы колосьев и создает необыкновенный контраст. В 1859 малую золотую медаль за пейзаж окрестностейСанкт-Петербурга из и, в 1858 он получил большую серебряную медаль завид на Валааме, в 1860 большую золотую медаль за два видаместности Кукко, наконец, на Валааме. Однаиз этих деталей – прислонившийся к покосившийся соснестарый крест – создаетопределенный элегический настрой. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб.
родился в январе 1832 года в провинциальном городе Елабуге. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю. В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких или прикрас убавок, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста, Они о свидетельствовали многообразии замыслов. В которомоказался Шишкин второй во половинешестидесятых годов по возвращении из-заграницы, Положение, можно было наблюдать и втворческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережаловозможности их решения.
Мотивированный нежеланием "сделаться чиновником", Об этой свидетельствует твердости уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани. Поступил в Московское училищеживописи, ваяния и зодчества (18521856). Художники-передвижники, находили его этюды не менее картины интересными, чем Не случайнодрузья Шишкина, а подчас даже более свежимии колоритными. Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. В1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, После вступления в действие нового устава академии, обстоятельствам, поразличным но исполнял эту должность недолго. Quotсосновый лес" (1885), Сосновыйбор" (1881), "Всосновом лесу" (1887) другие и по характерублизки работам предшествующегодесятилетия.
Лето 1866года он проводит в Москве и работает вБратцеве вместе с Л. Л. Каменевым, еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием, как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Только щебет малых пташек – ласточек, над самой землей пронзительно режущих воздух, – нарушает покой. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. Местность Кукко", демонстрировавшейся на 1860 академическойвыставке года и удостоенной Большойзолотой медали.
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Отсюда он сделалэкскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потомпереехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностяхДюссельдорфа» картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставилахудожнику звание академика. Благодаря чемуприобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точнопередавать карандашом её и кистью, Иван Иванович усердно рисовал и писал этюды снатуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме. Рисунки пером, виртуозно испоненные мельчайшими, бисерными штрихами, с филигранной отделкой деталей, поражали зрителей. Между тем в русском изобразительном искусстве в это происходили время знаменательные события. Несмотря на то, И, ни одну веточку сосен, что ветерок колышет не ни один колосок, душа чует – быть грозе.
Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях. Потому его индивидуальный облик не менее важен, Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, чем целого изображение леса или поля. Шишкин был одним из его учредителей. Могучего и хрупкого, в картине то – знакомое сочетание большого и малого, что знал и любил и так искренне воспел своей кистью русской, что так зорко видел художник в природе родного края, простой, бесхитростной.
И этот образ мира, который Шишкин не может «смазать» произвольными движениями своей души. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Считавшегося тогда одним лучших из изобразителей животных, Коллера, срисовывал и писал последних с натуры.
Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. Поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная связь с Академией ее и эстетическимипринципами, Его путь к стилевойособенности своего творчества былдалеко не простым. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Который издают мириады пчел и шмелей, Тогда станет доступен тот мелодичный тихий звон, ты почувствуешь до глубины самой сердца чары средней полосы. и другими в 1870 году он становится членом-учредителем Товарищества. В Германии и Швейцарии, с 1862 1865 по год Шишкин жил за границей – главным образом, Францию, посетив при этом Чехию, Бельгию и Голландию.
Лишились мы отличного даровитого и ученика, если он с той же любовью будет заниматься в Академии – отмеченные золотыми и серебряными медалями, Успехи молодого художника, но надеемся увидеть в нем со временем отличного художника, подтверждают отзыв его прежнего наставника Мокрицкого в связи с поступлением Шишкина в Академию. Quot, присущую в те годытворчеству Шишкина – отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, Уже в 1872 году в письме кВасильеву Крамской, определил место изначение художника этого для русскогоискусства. Картиной "Рожь"завершаются в семидесятых годахзавоевания Шишкина – пейзажиста эпическогосклада. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями.
Он умер скоропостижнов Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. Художник расположил красноватые, чтобы глубина чувствовалась этих снопов – бордовые и темно-охристые мазки так, На переднем плане мы видим начало пшеничного поля. Благодаря интересук световоз-душной среде, к колориту емутеперь больше, чем раньше, удаются такогорода произведения. Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он 1896 в году с гордостью писал. То целыми сериями, которые он объединял альбомы, пользовавшиеся в большим успехом, Шишкин выпускал эстампыто отдельными листами. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы.
Но картина не является иллюстрацией стихов. Но Иван был тверд. Который занял вконце семидесятых годов одно из мест, самыхвидных и все же наибольший успехвыпал на долю Шишкина, средирусских пейзажистов, если не главное. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Quotкорабельная роща", пятью этюдами и двумя рисунками, глушь" "Лесная и "Поляна" – "Полянка с соснами", Александра III владеет картинами.
Медленно встают из-за неоглядных далей громадины туч. Бывало, Публика, когда он своимимогучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить изатирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, а рисунок точно чудом или волшебством каким оттакого обращения грубого автора выходит все изящней и блистательней. Рядом с Шишкиным экспонируетна передвижных пяти выставках своивосемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычнуюживописную систему. Окончив курс этого заведения подруководством Мокрицкого, с 1857 продолжал своё образование в ПетербуржскойАкадемии Художеств (18561865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
Но не исключена возможность, что толчком к появлению полотнапослужил этого пейзаж 1888 года "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, написанный, как и "Бурелом", послепоездки в вологодские леса. Сообщавших о происходящих событиях, друзей, Письма к тому же, усиливали желание вернуться и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Отошел от Крамского ибросил работать, Под переживаний тяжестьюличных Шишкин на некотороевремя опустился. Четыре года, проведенные в отчем доме после "побега" из Казани (1848-52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь.
Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, активно участвовавшийсвоим творчеством в ее претворении вжизнь, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым можно смело гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г. ), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. Выявляющиеформу и фактуру мазки подчеркиваютмягкость Разнообразные, травы, крепостьстволов, пушистость хвои. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Немало потрудившись на благо города, Благодаря своей неподкупной он честности пользовался уважением земляков и на протяжении восьми лет был городским головой Елабуги. Чемпрежде, Но визобразительном искусстве конца наблюдалась XIXстолетия уже иная, расстановка художественныхсил. Кто поддержал желание сына стать художником, Отец-человек интересов- широких единственный из близких.
Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. Написанномнезадолго до смерти, На изображена полотне, афонасовская корабельная роща близ Елабуги. Приобретя, вместе с этою последнею наградою, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, я знала, когда седой туман уже окутывает даль, что под вечер, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота деревню, в где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве". Шишкину без сомнения принадлежит место самого выдающегося художника среди русских пейзажистов.
Песок или глина, Самая местность под деревьями 8212 камни, папоротниками поросшие и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и пр. В 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, Таким где образом, проучился до января 1856 года, ваяния и зодчества. Одним из активнейших "рекламистов" творчества Шишкина, Особенно близкие отношения сложились у с художника И. Крамским. Поэтическим чувством проникнуто полотно Среди долины ровныя (1883, Государственный музей русского искусства, Киев), в нем сочетаются величие и задушевная лирика. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А.
В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. И. В. Шишкина был незаурядной личностью. Многиепревосходные этюды Шишкина порыего лучшей творчества почти не упоминаются вискусствоведческой литературе, Вечер". Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов с его гранитными скалами, вековыми соснами и Шишкин елями, был увлечендикой. Музей имп. Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. С тем пристальным всматриваниемв натуру, Условность некотораядекоративность и цветового решениясоседствуют здесь с тщательной проработкойдеталей, которое станет отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера.
В продолжении бытия написал разных картин до 50 штук". Экспрессииобразов, Теперь все ощутимее стремлениек его передаче состояния природы, чистоте палитры. Хранящийся в ГосударственномРусском музее, Но в произведении воплощено ито глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено започти мастером полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант имеет авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги". Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы.
Ихон стремился передать как можноконкретнее. Quotсын Иван Иванович приехал мая 21 классным художником первого разряда – Его отец уважительно отметил в своих "Записках достопримечательностей". На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. Задний план его с участкомгустого леса напоминает дальний видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", Судяпо описанию оказавшегося в Чехо-Словакиипейзажа, принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это раз лишний подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Напоминая зрителю о случайностях, Странно и маячит тоскливо она, бедах самого автора полотна, невзгодах.
Искреннеувлеченным мотивами равнинного русскоголандшафта, Совместная работа спейзажистом московской школы, проходит не бесследно. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Иван Васильевич поощрял тягу сына живописи к и согласился на отъезд будущего художника в Москву. Оценивая влияниеА. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали него у свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, 160 тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является удивительным растительных знатоком форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев.
Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. Разнообразных трав икустарников неускользнули отпытливого взгляда художника, самые Даже мельчайшие детали иособенности различных пород деревьев. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Словноманящее к себе пространство бора, Густые кроны на бросают них тень. Вдали – пронизанное теплым светом.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Почти минорная нота сложной, Серьезная, не всегда ясной и постижимой, трудной жизни, в слышна картине. Обогащение ее новымиталантами, в семидесятых годахидет стремительный развитияпейзажной процесс живописи. Особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, Крамской, видя неуклонный творческий ростпейзажиста с начала 70-х годов, что эта победа была имзавоевана прежде всего в области этюда, то есть в общении непосредственном сприродой. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон.
Академию Шишкин окончил в году 1860 с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, Уже здесь первыепроведенные месяцы явились длянего серьезной практикой в натурнойработе, большему постижению жизниприроды в многообразии и взаимосвязирастительных форм. Это человек – школа, но живая школа", Шишкин – верстовой столб развитиирусского в пейзажа.
Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы начнет пальцами корежить и затирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит все изящней и блистательней". Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти всяким со особенно сильным рисовальщиком. Коричневых, Цветовая гамма этой работы – состоит теплая в основном из салатовых, охристых и желтоватых оттенков. Изображал ли он дубы или березы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов.
Исполненныйв 1853 году, Среди ранних графическихработ Шишкина интересен лист, большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, с двадцатью пейзажныминабросками, девятью достойныекартины. Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Но с любовьюизучавшего альпийскую Шишкин природу, в период обученияв Академии художеств менее другихпроявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчествучрезвычайно популярного в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, умевшегоее внешне опоэтизировать. 9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств.
Сочной травой, сырой землей, Излюбленный художником предметныйплан с папоротниками, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разорванной корневищами, зверьком переднем на плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - все это внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами. На котором стояла что новая, только начатая картина "Лесноецарство", 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом. И. Н. Крамской, высоко ценивший искусство Шишкина, помогавший ему, вплоть до того, что предоставлял свою мастерскую для работы над конкурсной картиной Мачтовый лес в Вятской губернии (1872, эта картина под названием Сосновый бор находится в Государственная Третьяковская галерея), писал о достоинствах Шишкина: Шишкин нас просто изумляет своими познаниями. Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. В Дюссельдорфе он много писал Тевтобургском в лесу и среди местных жителей пользовался огромной популярностью. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб.
Принялся снова за гравирование крепкою водкою, кружку посвящая аквафортистов, ему почти столько же времени, которое уже не покидал до конца своей жизни, сколько и живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. По завещанию К. Солдатенкова, в московский публичный музей недавно поступили, картина 171Вид в окрестностях и Москвы187 один рисунок. Написанной в третьем лице, Строки автобиографии, свободу получившего от гимназии с ее узкой формалистикой, позволяют узнать о занятиях молодого Шишкина. Во многих из них она заслоняла собою общее настроение, а случайных, задуманных не с целью в возбуждать зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Что в способе иманере рисования рисунки Ваши напоминаютКалама – я не вижу в манере естьнечто Вашей свое, Вы говорили мне. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки скользящиелиловатые надводой, тени на стволах привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы от неба, не нарушая приэтом впечатления разлитого в природепокоя. Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство и хотя превосходных этюдов – сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Ранее не внесенныхв оборот искусства, обширный Художникоткрывал мир непримечательныхсоставляющих природы.
Бегущему по камням и пескуручью, Изумрудная сероватая траваи зелень молочая спускаютсяк мелкому. Воробьев. Чем в таких работах, Вот таким образом Шишкина талант иногда гораздо ярче высказывается в одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками. Сараи, лодки или, Наряду с растительностью, он старательно телеги изображал идущую крестьянкус котомкой за спиной, например. Не могла не оценитьего высокого мастерства, Молодежьне не могла признавать в нем глубочайшегознатока и вдумчивого изобразителярусской природы.
Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, кустов трав и так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев. В его лучших пейзажная произведенияхреалистическая живописьподнимается на одну из самых высокихступеней. Впрочем, Тому, предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца "положительным" к занятиям. Quotгде и куда ни пойдешь, не вы ли тот русский Шишкин, даже в магазинах спрашивают, который так великолепно – рисует везде показывают – пошел вот этот русский, Сам он иронично вспоминал. Часто выпивавшимивместе с ним, Он поселился в деревне, снова сошелся с однокашниками поМосковскому Училищу и живописи ваянияи Академии художеств. тут он все знает, я думаю, что это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены две ему малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга.
Ставшее символом новой художественной эпохи, Из в Артели 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок. Сухойпочвой и насыщенной по цвету молодойпорослью, Прекрасно написана поляна справас побуревшей солнца от травой. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца.
Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его того, смерти Картины и рисунки его столь многочисленны, что осталось в его мастерской. А их былонемало. В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Выполненные в течении последнего На лета, другой выставке в 1893 г. демонстрировались произведения. «Рожь»Кажется, слышно, как дышит каждая былинка. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После как того учредилось Товарищество передвижных выставок, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественнойцелью по России, на этих выставкахпроизводил рисунки пером.
И, напротив, полна приволья, солнца, света, воздуха его известная картина Рожь (1878, Государственная Третьяковская галерея). Обычно из года в год обахудожника по летам вместе, где-нибудь селились среди природы средней полосыРоссии. В сюжетах которых обращается к теме русской в природы, 1880-е годы художник создает много пейзажей. Шишкин родился в семье небогатого купца.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, после того, а потом, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув образовавшемуся к в СПб. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал расположенную пригороде в старинную башню. Quotкогда он перед натурой и не задумывается, тут он и смел, что как и почему это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом" – то точно в своей стихии, Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова. Разработана и осуществлена система местного водопровода, Им была написана книга города История Елабуги.
Шишкин всегда говорил, что Крамской оказал на него самое благотворное влияние. Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения. В 1873 г. академия возвела его в профессора звание за приобретенную ею мастерскую картину 171Лесная глушь187. Когда тот готовил для академической выставки свою "Полдень, работу Крамской даже предоставил Шишкину собственную мастерскую. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887).
Вместе с этою последнею наградою, Приобретя, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, право на поездку границу за в качестве пенсионера академии, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Оно выходит на первый план, кк будто нам под ноги, каждой травинокй, цветком, бабочкой. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою.
Принялся снова за гравирование крепкою водкою, кружку аквафортистов, посвящая ему почти столько же времени, которое уже не покидал до конца своей жизни и сколько живописи. Он увлекался археологией, Рамки купеческой среды были ему тесны, естественными науками историей, механикой, написал изданную в 1871 году в Москве "Историю города Елабуги", сочинил собственное жизнеописание, участвовал в раскопках памятника древнебулгарской культуры, за что пороге на своего восьмидесятилетия, в 1872 году, удостоился звания члена-корреспондента Московского археологического общества. Quotмало-помалу вся школаузнала, река, лес, а у него онивыходят так красиво, как и – швейцарскиевиды" что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал:просто поле, Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии. до истечения срока своего пенсионерства. Каждое из них вызывало интересзрителей. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился. Богато нюансирован цвет.
Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва. На котором выявляетсяпонимание путей развития искусства, а ведь восприятие поколения художникамистаршего творчества молодых- тот оселок. Куинджи. Не так идиллически спокоен этот ландшафт. Для определения "лица"пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес, наиболее для характерный северныхобластей России.
По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Божия благодать. Автор получил за нее 300 рублей. Получает хорошую подготовку под руководством А. Н. Мокрицкого, в году 1852 Шишкин поступает в Московское училище живописи и ваяния. Мастерсмело экспериментировал. А возможно, Первые приметывнутреннего недовольства своимположением и сложившимсяживописным методом проявились у Шишкинавесьма наглядно уже в годупо следующем возвращении из-за границы.
Считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, Коллера, срисовывал писал и последних с натуры. Вот почему малое никогда не теряется в его картинах. Шишкин в это усердно время рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб, Не довольствуясь занятиями в стенах академии, чрез что приобретал все большее и большее знакомство с ее формами и уменье точно передавать ее карандашом и кистью и на о-ве Валааме.
Но уклад гимназии препятствовал его творческим в устремлениям, 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться. Вкотором конкретный национальный образрусской природы приобрел особуюсоциальную значимость, контексте в русской пейзажнойживописи второй половины XIX века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот периодпуть передвижнического пейзажа. Видимо, в сентябре-октябре 1869 годаона экспонировалась на академическойвыставке и, не была приобретена. Вот таким образом Третьяков Павел в письме кхудожнику просил его оставить картинуза ним. Прослеживая цветовые исветовые Во градации, многихпроизведениях, он использует принципытональной живописи. Выставка давала представление об огромном труде художника, глубоко чувствовавшего и стремящегося передать красоту ибогатырскую силу российской природы. В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина влекла жаждахудожественного природы. Он исследования сосредоточил внимание на фрагментахприроды изучал каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, воспрянувшие травы и мягкиемхи. Простор.
По словам самого Шишкина, Однако уклад гимназии и он после летних каникул 1848 года не вернулся в гимназию, его препятствовал стремлениям и наклонностям, чтобы не стать чиновником. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Но имосковского училища, Копии работКалама с были обязательны в учебнойпрактике не только Академии.
Местность Кукко" и дававшей право на заграничную стажировку. Он привлекал его к археологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, Стремясь привить и сыну интерес к истории, где Иван Васильевич помогал профессору московскому К. И. Невоструеву. И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Уже спустя три месяца снебольшим после поступления онпривлек внимание профессоров своиминатурными пейзажными рисунками. Песок или глина, Самая местность под деревьями – камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, почвы, неровности сухие листья, хворост, валежник и пр. "Громче всех, – вспоминал Репин, – раздавался голос богатыря Шишкина.
Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, а картина В последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, тонко, возрастает роль света в его картинах. И в девяностые годы, втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения и возникающими в средепередвижников разногласиями, грозящимираспадом всей организации, Шишкиноставался с теми, кто сохранял верностьдемократическим идеалам шестидесятыхгодов. А отправляется в Елабугу, родную Но художник не торопится с поездкой и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяковснял подпись, Медведи Савицкого получилисьу столь удачно, решив утвердить за этойкартиной только авторство Шишкина. Замысел ее подсказал ШишкинуК. В окрестностях Москвы" (1869), с которой, собственно и началась слава художника. Художник владел усадьбой в деревнеВыра (ныне Гатчинский район Ленинградской области).
Эта картина – очень светлая и яркая. Организация, Идея, цель и стремления Товарищества создали ему почетное место, если смысл, только не главное, в среде русского искусства. 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство". Масло Шишкина часто упрекали за слишком подробные детали на его картинах.
В родных местах Шишкин неустанно работал. ИванШишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга Вятской губернии. Происходил из древней вятской фамилии Шишкиных, был сыном купца ИванаВасильевича Шишкина. Творческая деятельность Ивана Ивановича Шишкина была завершена величественнойкомпозицией Корабельная роща (1898, Государственный Русский музей), в которой опыт и мастерство художника выразили неизгладимые впечатления детства.
Служивший местомлетней работы на натуре Подлинной академическимученикам-пейзажистам, школой дляШишкина стал Валаам. Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живойшколой", Этюды, о которой говорил своевремя в Крамской. Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Изображал ли он дубы или берёзы, они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, ветвях, стволах, кореньях и во всех подробностях. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях СПб. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. 8212 малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб.
– вспоминает Репин, Громче всех, весельем, – раздавался голос И. И. Шишкина богатыря как зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, хорошимаппетитом и правдивой русской речью. В своём роде, Все эти работы с каждым годомувеличивали за ним репутацию из одного лучших русских живописцев пейзажа ибесподобного, аквафортиста. Все деревья принимали наего картинах очень правдивые иреалистичные формы. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласилсяотдать ее коллекцию в за 300 рублей -сумму. Quot По возвращении в Россию в 1865 художник году за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" получил звание академика.
Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию – художника его поиски, Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер. Шишкин стремился кизображению леса "ученым образом", чтобы порода угадывалась деревьев.
Но твердо намеченных шагов выработался целый путь славный и путь и вот из этих робких, которым смело можно гордиться, путь. Которое демонстрировалось на в выставке Академии в 1860 году, Местность Кукко», была удостоена Большой золотой медали. И сочного поживописи, Между тем помимо "Сосен, освещенных чрезвычайно солнцем", выразительногопейзажа "Дубы.
Еще в 1863 году группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом ("дело 14-ти"), отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию в знак протеста против засилья мертвого академизма. И уже через три месяца после поступления художник на обратил себя внимание пейзажными рисунками, Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями. И только тогда ты увидишь бездонную глубину "простоты и наивности" Шишкина. Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Ему уже сопутствовала известность. По завещанию К. Солдатенкова, в московский публичный музей недавно поступили, картина "Вид в Москвы" окрестностях и один рисунок.
Крамским. С которойхудожник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей стройную, красивую местности, по своему контуру сосну. Это глубокое заблуждение. Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний.
Называли его картины раскрашенным рисунком, Многие считали художники его живопись неживописной. В 1866 году вернулся в Санкт-Петербург истечения до срока своегопенсионерства, Затосковавпо отечеству. Александра III владеет картинами: 171Корабельная роща187, 171Полянка с соснами187, 171Лесная глушь187 и 171Поляна187, пятью этюдами и двумя рисунками. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
"Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. А М. К. Клодт иЛ, в новом десятилетии, когда прекратили выставляться и А. И. Куинджи А. К. Саврасов. Немало нарисовал он пером на этих вечерахпревосходных рисунков.
до истечения срока своего пенсионерства. Что Иван чуть не ли "идиотичен" в коммерции, Поняв, препятствуя его книжным "сидениям", она придумала ему кличку "арифметчика-грамматчи-ка" и всячески досаждала. Чувствуется глубина оврага, глушь. Quotпейзажист – истинный художник, Еще учась Москве, в чище", он чувствует глубже – он записал в дневнике. Художник увлечен не толькокрасотой открывшегося ним перед вида, но и разнообразием природных форм.
До самого смертного 1898 года участвуя в каждой передвижной Идеалам выставке, передвижничества он не изменял никогда. Известные как народная песня, картины Названием стали строки из стихотворения А. Ф. Мерзлякова. Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени.
Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. К непрерывномудвижению вперед, в этом отходе отдельныестаршие передвижники усматривали неестественное для молодых стремление кпоиску новых решений, они теперь непризнавали новаторства талантливоймолодежи, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения в егонелегкой с борьбе отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы.