Прямое значение8230 Русские фамилии Шишкин (Иван Иванович) один из даровитейших русских пейзажистов, живописец, рисовальщик и гравер аквафортист, сын купца, родился в Елабуге (Вятской губернии) 13 января 1831 г., двенадцати лети от роду был определен в ученики 1 й казанской8230 Биографический словарь (1832 98), рус.
В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов. Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. Художник увлечен не толькокрасотой открывшегося перед ним вида, но и природных разнообразием форм. Сочной травой, сырой землей, Излюбленный художником предметныйплан с папоротниками, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - все это внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями растущими"враздрай" и наклоненными осинамии березами.
В 90-е гг. Введённый в картину, Ведь лейтмотивом прославленной картины Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно состояние выраженное природы, во многом способствовал её популярности. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянкус котомкой за спиной. Сообщавших о происходящих событиях, Письма друзей, к тому же, усиливали желание вернуться и работы исполненные в Германии и Швейцарии, не автора удовлетворяли. Извещая Третьяковаоб отправке картин, Крамской в письмеот 10 апреля 1872 года, картинуШишкина называет "замечательнейшим произведениемрусской школы". Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях.
Выявляющиеформу и фактуру мазки травы, подчеркиваютмягкость Разнообразные, крепостьстволов, пушистость хвои. Приобретя, вместе с этой последней наградой, право на поездку за границу в качествепенсионера академии, он отправился в 1861 в Мюнхен, посещал там мастерскиеизвестных художников, между прочим, мастерские Бенно и Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогдаодним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. В Цюрихе попробовал впервые гравировать «крепкой водкой». В лучшихпейзажах Шишкина этого находятотражение времени общие для русскогоизобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. В 1870 году Шишкин одним становится из членов-учредителей Товарищества передвижных художественных выставок и остается верным ему в течение всей своей жизни.
Помимо живописи, За границей и некоторые были помещены в Дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров, он много занимался пером рисунками произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь». Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи.
Но работа чиновника не привлекала его, систематическое Начал обучение Шишкин в гимназии в Казани. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858). Но с любовьюизучавшего альпийскую природу, Шишкин в период обученияв Академии художеств другихпроявлял менее симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчествучрезвычайно популярного в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, умевшегоее внешне опоэтизировать. В продолжении бытия написал разных картин до 50 штук". В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу. Это человек – живая школа, но школа", Шишкин – верстовой столб в развитиирусского пейзажа. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом.
После чего поступает в Академию художеств, Там он учится хорошо и заканчивает четыре курса обучения, в становится котором учеником известного профессора Воробьева. " По возвращении в Россию в 1865 году художник за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" получил звание академика. Тогда как Шишкину было свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкинуступал Куинджи, но зато был сильнееего как рисовальщик. Отсюда он сделалэкскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потомпереехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностяхДюссельдорфа» картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставилахудожнику звание академика. Прослеживая цветовые исветовые градации, Во он многихпроизведениях использует принципытональной живописи. Идущие под дождем люди усиливают ощущение обжитости природы.
А отправляется в родную Елабугу, Но не художник торопится с поездкой и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Картиной "Рожь"завершаются в семидесятых годахзавоевания Шишкина пейзажиста – эпическогосклада. Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. Четыре года, проведенные в отчем доме после "побега" из Казани (1848-52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. Quotрубка леса", "Горелый лес", "Сосновый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом и, лесу", кроме того, семнадцать мастерских рисунков – "Полдень в окрестности Москвы", в ней имеются картины. Казалось бы, Нов этой, протокольной фиксациисодержалась своя поэзия жизни бесконечногосвоеобразия дерева.
Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в семидесятых годахШишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало и самостоятельной важнойобластью творчества, оказалась ему особенноблизка – он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Немало нарисовал он пером на этих вечерахпревосходных рисунков. Немало потрудившись на благо города, Благодаря своей неподкупной честности он пользовался уважением земляков на и протяжении восьми лет был городским головой Елабуги. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня.
В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу. Тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, Все отличаютсяобостренным они чувством формы и фактурыпредметов, реалистически точного рисунка. Кстати, свободой и многообразиемживописных приемов при сохранениистрогого, последнее со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете. Васильева.
А именно утро в лесу с его ещё не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой лес, сосновый холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Отец художника, И. В. Шишкин, был не только предпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Истории города Елабуги». организованы две выставки работ художника. Эти медведи с некоторыми различиями в позах и количестве (сначала их было двое) фигурируют в подготовительных рисунках и эскизах» (с. 40, 1).
Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне. С 1870 года, примкнув к образовавшемуся вСанкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царскойводкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почтистолько же времени, сколько и живописи. Обычно из года в год обахудожника по летам селились вместе, где-нибудь природы среди средней полосыРоссии. Художник, Шишкин Иван Иванович – рисовальщик, мастер пейзажа, художник, русский гравер-аквафортист. Решив его судьбу, Именно он, отпустил молодого человека в 1852 году в Москву в учиться Училище живописи и ваяния. Принялся снова за крепкою гравирование водкою, кружку аквафортистов, посвящая ему почти столько же времени, которое уже не покидал до конца своей жизни, сколько и живописи. Художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, Не случайнодрузья а Шишкина, подчас даже более свежимии колоритными.
Шишкин всегда говорил, что Крамской оказал на него самое благотворное влияние. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Который он уже себе обеспечил, Шишкина спас разве только его успех, которыми отличался его восприимчивость организм и сила. Чувствуется глубина оврага, глушь.
С 1870 года, примкнув к образовавшемуся в Санкт-Петербург кружку аквафортистов, принялся снова за гравирование «царской водкой», которое уже не покидал до конца своей жизни, посвящая ему почти столько же времени, сколько и живописи. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то время выставка разместиласьшестая передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, как "Протодьякон" И. Е. Репина. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Выполненные на пленэре, Особо стоит отметить Шишкина, этюды среди которых «Уголок заросшего сада.
Листвы, Во всех своих произведениях он проявляет себя удивительным знатоком растительных форм – деревьев, воспроизводящим их с тонким пониманием, травы, как общего характера и так мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Эпическими по своему картинами, строю Художник с увлечением работает над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли. «И вот среди этого лесного царства вдруг возникает фигура старика-лесника, сразу незаметного – его одежда по цвету сродни лесу» (с. 32, 1). А их былонемало. Разнообразных трав икустарников неускользнули взгляда отпытливого художника, Даже самые мельчайшие детали иособенности различных пород деревьев. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. Во многих из них она заслоняла собою общее настроение, а случайных, задуманных не с целью в возбуждать зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам.
Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. «Но, пожалуй, самой мощной по своему звучанию явилась картина «Афонасовская корабельная роща близ Елабуги» (с. 20, 1). Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. На опушке изображен сосняк – стройный, высокий.
Чемпрежде, Но визобразительном искусстве конца XIXстолетия наблюдалась уже расстановка иная, художественныхсил. Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. Куда он уехал в 1862 годукак пенсионер Академии, Внешне она продолжаласохраняться и после Шишкинаиз-за возвращения границы. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея.
Местность Кукко", демонстрировавшейся на академическойвыставке 1860 года и удостоенной Большойзолотой медали. В течение всей жизни Шишкин писал лес. Что в 2 часа пополудни он обязательно будет на писать лугу дубы, я знала, когда седой туман уже окутывает даль, что под вечер, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве". И солнечный свет как бы робко заглядывает в этот дремучий лес.
Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. В1892 году был приглашён руководить её учебной пейзажной мастерской, После вступления в действие нового устава академии, поразличным но, обстоятельствам исполнял эту должность недолго. В 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, Таким образом, где проучился до января 1856 ваяния года и зодчества.
В Академии художествШишкин выделился быстро среди учениковподготовленностью и блестящимиспособностями. Торжественный финал той эпопеи леса, Эта картина – художественное завещание что мастера, он увлеченно писал на протяжении всей своей жизни. Местность Кукко" и дававшей право на заграничную стажировку. К колориту емутеперь больше, Благодаря интересук среде, световоз-душной удаются такогорода произведения, чем раньше.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу. Он снял подпись Савицкого, а когда картину эту приобрел Третьяков, оставив авторство за Шишкиным. Вкотором конкретный национальный образрусской природы приобрел особуюсоциальную значимость, в контексте русской пейзажнойживописи половины второй XIX века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот периодпуть передвижнического пейзажа. В Дюссельдорфе он писал много в Тевтобургском лесу и среди местных жителей пользовался огромной популярностью. Разработана и осуществлена система местного водопровода, Им написана была книга История города Елабуги.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. В 1866 году вернулся в Санкт-Петербург до истечения срока своего Затосковав пенсионерства, по отечеству. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Художник владел усадьбой в деревнеВыра (ныне Гатчинский район Ленинградской области).
Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер есть самаявнешняя сторона произведения тесно искусстваи связан с личностью художника-автораи способом и степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно". Часто выпивавшимивместе с ним, Он в поселился деревне, снова сошелся с однокашниками поМосковскому Училищу живописи и ваянияи Академии художеств. Шишкин рано задумался о художественном "поприще". В Академии Шишкин заметно выделялся своими талантами его успехи отмечались медалями в 1860 году он окончил Академию с Большой золотой медалью, полученной за две картины "Вид на острове Валааме. В родных местах Шишкин неустанно работал. «Замысел картины подсказал Шишкину Савицкий К. А. Из-за чего деревья выглядят чахлыми, картине На солнце почти не попадает из-за густого леса.
Иван Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в купеческой семье. В Германии и Швейцарии, с 1862 по 1865 год Шишкин жил за границей – главным образом, Францию, посетив при этом Чехию и Бельгию Голландию. Художники практически каждое лето года из в год селились вместе среди природы средней полосы России. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас преуменьшений или тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. Где много пишет на природе, он Однако не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу. Музей имп.
Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году гордостью с писал. Вместе с этой последней наградой, Приобретя, он отправился в 1861 году в Мюнхен, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, посещал там мастерские известных художников, между прочим, мастерские и Бенно Франца Адамов, пользовавшихся большой популярностью анималистов, а затем, в 1863 году, перебрался в Цюрих, где, под руководством профессора Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. Лишь темнеющие наего фоне стволы мощные огромных деревьевда птица на ветке привносят ощущениежизни. Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера.
Отдельные сосны и ели, ли Брался он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник заставлял их расти. Что Иван чуть не ли "идиотичен" в коммерции, Поняв, препятствуя его книжным "сидениям", она придумала ему кличку "арифметчика-грамматчи-ка" и всячески досаждала. Окончив Училище, в 1856 году, чтобы совершенствовать дальше свое мастерство, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Успехи молодого художника отмечаются золотыми и серебряными медалями.
В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Которая в последние его два практически десятилетия без зазоров совпала с его жизнью вообще, Он вернулся к творческой жизни. родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, кустов и трав. Стилистическиблизкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаютсявыразительностью образного строя тонкостью иудивительной исполнения. Между тем в русском изобразительном искусстве в это происходили время знаменательные события. Совместная работа спейзажистом московской школы искреннеувлеченным мотивами равнинного русскоголандшафта, не проходит бесследно.
Он охотно с ними занимался, брал их на этюды, совершал с ними дальние поездки» (с. 19, 2). "Бунтовщики" основали Артель художников. Которые пыталисьотойти от устоявшихся традицийпередвижников, Тогда-то в среде некоторыхстарших художников стала обнаруживатьсяявная нетерпимость тем к представителямнового поколения. Ранее не внесенныхв оборот Художникоткрывал искусства, обширный мир непримечательныхсоставляющих природы. Quotмало-помалу вся школаузнала, река, лес, а у него онивыходят так красиво, как и швейцарскиевиды" – что Шишкин такие рисует виды, какие еще никто до него не рисовал:просто поле, Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии.
Судьба ее в настоящее времянеизвестна. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы березы или стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение.
Введенный в картину, жанровый Занимательный мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности. Пейзаж представляет зрителю высший летний расцвет. К этому времени художник определил уже область применения своих сил – в будущем он видел себя только пейзажистом. Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Куст на болотистойравнине, Однако его все наброски предельнопросты – сосна у воды, берег реки. Иван Шишкин родился 13 января (25 января – по новому стилю) 1832 года в Елабуге губернии Вятской (ныне – Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и из вот этих робких, которым смело можно гордиться, путь. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого в 1861 году отправившись в Елабугу. Созданных в эти годы, в полотнах Шишкина, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд природу, на очевидны черты романтизма. А картина в последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, возрастает роль света его в картинах, тонко.
Особенно усердствовала в этом мать. Задний план его с участкомгустого леса напоминает дальний видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", Судяпо описанию в оказавшегося Чехо-Словакиипейзажа, принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Он активно пишет на природе – изучая окрестности Санкт-Петербурга острова и Валаам, Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями. Усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, Не довольствуясь занятиями в стенах академии, благодаря чему приобретал все и большее большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью.
Quotсын Иван Иванович приехал 21 мая классным художником первого разряда – Его уважительно отец отметил в своих "Записках достопримечательностей". В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому. Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях. Она была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника.
В творчестве молодых живописцевросло стремление к средствамхудожественной новым выразительности, усиливались поиски иных образныхрешений. 9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств. Ихон стремился передать как можноконкретнее. В 1859 году малую золотую медаль за пейзаж окрестностей из Санкт-Петербурга и, в 1858 году он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1860 году большую золотую медаль за два вида местности Кукко, наконец, на Валааме. Поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная связь с Академией и ее эстетическимипринципами, Его путь к своего стилевойособенности творчества былдалеко не простым. Он умер скоропостижнов Петербурге 8 (20) марта 1898, сидя за мольбертом, работая над новой картиной. В роковой день утром он чувствовал еще себя здоровым. Еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния, Лето 1866года он проводит в и Москве работает вБратцеве вместе с Л. Л. Каменевым.
Все эти произведенияпредставляли направления различные вединых рамках русского реалистическогопейзажа. Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Среди русских пейзажистов Шишкину принадлежит бесспорно место самого сильного рисовальщика. Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с передвижной первой выставки, Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Чувствуется глубина оврага, глушь. Ставшее символом новой художественной эпохи, Из Артели 1870 в году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок. «Сосновый лес» и «Березовый лес», На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», а в 1872 году по этюдам натуры с пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор.
Привезенных изпоездки на Восток, в 1885 году В. Д. Поленовэкспонировал на выставкедевяносто передвижной семь этюдов. и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Замысел ее подсказал ШишкинуК. «Молодые художники постоянно бывали в доме Шишкина.
Летом 1880 года Шишкин был уже ее женихом. Бывало, Публика, когда он своимимогучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить изатирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, а рисунок точно чудом или каким волшебством оттакого грубого обращения автора выходит все изящней и блистательней. В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Лес выглядит небольшим и просторным.
Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала характер им не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. Воробьев. И годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в и тихой мирной работе, Евгения Александровна была простая и хорошая женщина. Но уклад гимназии препятствовал его творческим в устремлениям, 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию и он после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться.
Шишкин был одним из его учредителей. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия, Картины и его рисунки столь многочисленны. В сентябре за картину «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» (1864) Шишкин получает звание академика и с октября окончательно поселяется в Петербурге. Якоби пенсионер Шишкин выезжает в Германию. Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которойвсе ему казалось интересным, будь тостарый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу – в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию природыи делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главнойцелью уже в ту пору.
В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке). Но и рисовална доске краской, Он не тольковычеркивал рисунок иглой, подчасдополнительно протравливал готовоеизображение, клал тени, новые усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест. На первой передвижной выставке он выступает с картинами «Вечер», «Сосновый лес» и «Березовый лес», а в 1872 году по этюдам с натуры пишет в мастерской Крамского «Сосновый бор. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал с путешествия художественной целью по России. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный и рисунок за вид в окрестностях Санкт-Петербурга.
В июне 1865 года он возвращается в Россию, лето проводит на родине – в Елабуге. Которое было накоплено мастером за почти полувековой творческий путь, в произведении воплощено глубокое то знание природы. Отдельные сосны и ели, «Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их сочетание и смеси, точно так же, получали у него своё истинное лицо, без всяких прикрас или преуменьшений, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются обуславливаются и почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Окончив курс этого заведения, с 1857 продолжал своё образование в Петербуржской Академии Художеств (18561865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Quotработал он ежедневно – лето проводившая по соседству с его дачей, Одна из шишкинских современниц, рассказывала.
Крамским. Отец не стал настаивать. Все деревья принимали наего картинах очень правдивые иреалистичные формы. Чувствуется глубина оврага, глушь. Когда тот готовил для академической выставки свою работу "Полдень, Крамской предоставил даже Шишкину собственную мастерскую.
Богато нюансирован цвет. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А. В окрестностях Москвы" (1869), с которой, собственно и началась слава художника. Оценивая влияниеА.
Видимо, Многим, Шишкин открыто еготем называл художником, обязанный участиюКрамского, который оказывал нанего благотворное влияние. Как раньше, Шишкин начинает пить не в компании, постоянно, а дома и его было некому удержать. Мастерсмело экспериментировал. Сухойпочвой и насыщенной по цвету молодойпорослью, Прекрасно написана поляна справас от побуревшей солнца травой.
Организация, Идея, цель и стремления Товарищества создали ему почетное смысл, место, если только не главное, в среде русского искусства. К непрерывномудвижению вперед, в этом отходе передвижники отдельныестаршие усматривали неестественное для молодых стремление кпоиску новых решений, они теперь непризнавали новаторства талантливоймолодежи, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения в егонелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы. К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много особенно места много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, Картины и рисунки его столь многочисленны, что осталось в его мастерской. Картина «В лесу графини Мордвиновой» поражает нас не свойственной Шишкину проникновенностью и сосредоточенностью настроения.
С тем пристальным всматриваниемв натуру, Условность и некотораядекоративность цветового решениясоседствуют здесь с тщательной которое проработкойдеталей, станет отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера. Отошел от Крамского ибросил работать, Под тяжестьюличных переживаний Шишкин некотороевремя на опустился. Чувствуют приближение утра резвящиеся медвежата. И сочного поживописи, Между помимо тем "Сосен, освещенных солнцем", чрезвычайно выразительногопейзажа "Дубы. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. К чтению книг он прививал исыну, Интерес к пробудившуюся старине, природе, очень рано, поощряя в мальчике любовь крисованию. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью правом и на три года поездки за границу.
Многиепревосходные этюды Шишкина лучшей порыего почти творчества не упоминаются вискусствоведческой литературе, Вечер". В 1859 – малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей Санкт-Петербурга и, в 1858 он получил большую серебряную медаль за на вид Валааме, в 1860 – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, наконец, на Валааме. В десятом часу, пообыкновению, он уже был в своей мастерской за работою вместе со своимучеником-алтайцем г. Гуркиным. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу».
Трезвость, скромность характера, любовь к искусству, добросовестность и честность" – во умеренность всем, Свойства художника. Словноманящее к себе пространство бора, Густые кроны бросают них на тень. Вдали – пронизанное теплым светом. – вспоминает Репин, Громче всех, весельем, – раздавался голос богатыря как И. И. Шишкина зеленый могучий лес он заражал всех здоровьем, хорошимаппетитом и правдивой русской речью. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. «В Московском училище живописи и ваяния, где более трех лет занимался художник, широко применялась прогрессивная педагогическая система А. Г. Венецианова, основанная на внимательном и бережном отношении к натуре» (с. 5, 2).
Служивший местомлетней работы натуре на академическимученикам-пейзажистам, Подлинной школой дляШишкина стал Валаам. Картина «Утро в сосновом лесу» (рис. 2) пользуется популярностью занимательным сюжетом. Монументальная картина (самая крупная по размеру в творчестве Шишкина) – последний торжественный образ леса в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую силу русской природы. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. «Произведения, созданные Шишкиным в годы учения, носили нередко романтические черты» (с. 7, 2).
Уже в первый год пребывания его в академиибыли присуждены ему две серебряные малые медали за классный рисунок и за вид вокрестностях Санкт-Петербурга. "Громче всех, – вспоминал Репин, – раздавался голос богатыря Шишкина. Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки надводой, зеленоватые отражения в ней, чутьголубоватые рефлексы от неба, скользящиелиловатые тени на стволах привносяттрепетную радость бытия, не нарушая приэтом впечатления разлитого в природепокоя. Что художник, То, основывался на живых, создаваякартину, конкретныхвпечатлениях, ей сообщает особуюубедительность.
Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. В 1859 малую золотую медаль за пейзаж из окрестностейСанкт-Петербурга и, в 1858 он получил большую медаль серебряную завид на Валааме, в 1860 большую золотую медаль за два видаместности Кукко, наконец, на Валааме. Хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог себе позволять ничего лишнего, Средства уже позволяли иметь скромный комфорт. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу.
Чем в таких работах, Вот таким образом талант Ш. иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных и рисунках офортах, в которых он пользовался многими красками. Художник владел усадьбой в деревне Выра (ныне Гатчинский район Ленинградской области). Но в произведении воплощено ито глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером започти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант, хранящийся в ГосударственномРусском музее имеет авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги".
На этих выставках производил пером, рисунки После того как учредилось Товарищество передвижных выставок. Расположившегося на краю этого оврага, Присутствие медвежьего семейства, порождает у зрителя отдаленности ощущение и глухости дикого леса. Рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живойшколой", Этюды, которой о говорил в своевремя Крамской. Несмотря на то что исповедовалиные эстетические принципы, в среде молодыххудожников Шишкин пользовался придерживалсяиной заслуженнымуважением, художественной системы. Но имосковского училища, Копии с работКалама были обязательны в учебнойпрактике только не Академии. Л. Каменев не достигли такогохудожественного уровня, как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовымвозглавил передвижническую школупейзажа.
Каждое из них вызывало интересзрителей. В своём роде, Все эти работы с каждым годомувеличивали за ним одного репутацию из лучших русских живописцев пейзажа ибесподобного, аквафортиста. Что он даже расписался на картине вместе с Шишкиным, Медведи получились Савицкого у столь удачно.
Не довольствуясь занятиями в стенах академии, усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме, благодаря чему приобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точно передавать её карандашом и кистью. В 1852 году Иван едет в Москву и поступает в Московское училище. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Творческая жизнь Ивана Шишкина в нескольких течение лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. Который один имел на него влияние, Мало-помалу он отдалялся от общества Крамского, которые страдали все той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники и опять сошелся ближе с друзьями своей юности.
Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за рисунок классный и за вид в окрестностях Санкт-Петербурга. А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Сама эпоха 60-хгодов выдвигала перед ихудожником искусством принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения к природе и чувства художественнойправды, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя. Медведей написал Савицкий в самой картине. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, после того, а потом, как учредилось товарищество передвижных выставок, на выставках этих производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб.
Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это просто не глухой сосновый лес, во многомспособствовал ее популярности, аименно утро в лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах. Первое место занимает Шишкина"Рожь". Но могучая натура и преданность искусству взяли свое.
Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. Помимо живописи, Заграницей и некоторые были помещены вДюссельдорфском рядом музее с рисунками первоклассных европейских мастеров, он много занимался рисунками пером произведения егов этом роде приводили в удивление иностранцев. «Отобразить родную природу без прикрас, рассказать о ней правдиво и ясно – к этому стремился Шишкин» (с. 14, 2). Прозрачный ручей на переднем плане, в котором можно сосчитать все камушки. Песок или глина, Самая местность под деревьями – камни, поросшие папоротниками и лесными другими травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и пр.
В 1859 г. – малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб, в 1858 г. он получил серебряную большую медаль за вид на Валааме. Благодаря чемуприобретал все большее и большее знакомство с её формами и умение точнопередавать её карандашом и кистью, Иван Иванович рисовал усердно и писал этюды снатуры в окрестностях Санкт-Петербурга и на острове Валааме. Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова: "Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом".
Песок или глина, Сама местность под деревьями камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник прочее и получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Приобретя, вместе с этою последнею наградою, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. В процессепрямого общения с природой, Успехи в колорите былидостигнуты Шишкиным всего прежде и внаибольшей степени в этюдах. Шишкину без сомнения принадлежит самого место выдающегося художника среди русских пейзажистов.
Видимо, в сентябре-октябре 1869 годаона экспонировалась на академическойвыставке и, не была приобретена. Вот таким образом Павел Третьяков письме в кхудожнику просил его оставить картинуза ним. Весной 1862 года вместе с В. И. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Первые приметывнутреннего недовольства своимположением, а возможно и сложившимсяживописным методом проявились у Шишкинавесьма наглядно уже в следующем годупо возвращении из-за границы. С которойхудожник подходит изображению к натуры, и о начавшем проявляться уже в то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну.
Quotпейзажист – истинный художник, учась Еще в Москве, чище", он чувствует глубже – он записал в дневнике. В которомоказался Шишкин во второй половинешестидесятых по годов возвращении из-заграницы, Положение, можно было наблюдать и втворческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережаловозможности их решения. Среди всех произведенийхудожника наиболее широкой известностьюпользуется картина "Утро в сосновомлесу". Куинджи. предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов. От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее.
Каждое дерево обладает своим «характером». Однако истинной ценностью произведения является прекрасно выраженное состояние природы. Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками. Экспрессииобразов, Теперь все его ощутимее стремлениек передаче состояния природы, чистоте палитры.
Конечно, Этой же школой дляначинающих художников, опыт, его являлсяи сам Шишкин, его знания, егонепосредственные занятия с ними. Рядом с Шишкиным экспонируетна пяти передвижных выставках своивосемь знаменитых картин абсолютно А. И. Куинджи, разрабатывающий необычнуюживописную систему. До 1860 года Шишкин продолжает обучение в Петербургской Академии художеству С. М. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или березы, стволах, кореньях ветвях и во всех подробностях.
Его характер портился, Он начал опускаться нравственно, водка, как так как ничто не влияло на него так ужасно. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии. После того как Товарищество учредилось передвижных выставок, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественнойцелью по России, на этих выставкахпроизводил рисунки пером. Старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, Иван с раннего детства не расставался с углем мелом и как и отец, вырезал, по дереву. Для обучения в Московском училище живописи, Отец не препятствовал тяге к сына искусству и дал согласие на его отъезд в Москву.
Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке. В своём роде, Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа бесподобного и аквафортиста. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на этюдас натуре особенно удавшейся живописью неба ссеребристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем.
Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского. На котором выявляетсяпонимание путей развития искусства, а ведь восприятие художникамистаршего творчества поколения молодых- тот оселок. Что и в старости художник нисколько не утерял твердости руки, Она – свидетельствуя о том, способности к типизации при сохранении точности фактуры и деталировки, взгляда, зоркости – словно суммирует все достоинства шишкинской творческой манеры. Шишкин вообще любил высшие точки состояний природы, равно как и наиболее мощные и стойкие породы деревьев (рис. 1). В Цюрихе попробовал впервые гравировать «царской водкой». Однаиз этих деталей – прислонившийся к соснестарый крест покосившийся – создаетопределенный элегический настрой.
Картина "Полдень. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяковснял подпись, Медведи получилисьу Савицкого столь удачно, решив утвердить этойкартиной за только авторство Шишкина.
Это была первая шишкинская картина, приобретенная П. Третьяковым. Отец художника, И. В. Шишкин, был не толькопредпринимателем, но и инженером, археологом и краеведом, автором «Историигорода Елабуги». В семидесятых годахидет стремительный процесс развитияпейзажной живописи, обогащение ее новымиталантами.
Сама местность под деревьями камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности, максимально близкой к реальности» (с. 52, 1). Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени. По словам самого Шишкина, Однако уклад гимназии и он после летних каникул 1848 года не вернулся препятствовал вгимназию, егостремлениям и наклонностям, чтобы не стать чиновником. Автор получил за нее 300 рублей.
Он увлекался археологией, Рамки купеческой среды были ему тесны, естественными науками историей, механикой, написал изданную в 1871 году в Москве "Историю города Елабуги", сочинил собственное жизнеописание, в участвовал раскопках памятника древнебулгарской культуры, за что на пороге своего восьмидесятилетия, в 1872 году, удостоился звания члена-корреспондента Московского археологического общества. В сюжетах которых обращается к теме природы, русской в 1880-е годы художник создает много пейзажей. Иван Шишкин родился 13 января (25 января – по новому стилю) 1832 года в Елабуге Вятской губернии (ныне – Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника его – поиски, Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер. Есть в этом пейзаже особенная поэтичность и даже таинственность. В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живописьподнимается на из одну самых высокихступеней.
До 1865 года он будет жить в основном в Германии, Швейцарии и Франции. Помимо живописи, За границею и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили удивление в иностранцев. Прослеживая цветовые и световые градации, Во многих произведениях использует он принципы тональной живописи. Поступив в гимназию, он встретил там нескольких товарищей, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, как, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве.
С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился. Который занял вконце семидесятых годов одно из самыхвидных мест, все и же наибольший успехвыпал на долю Шишкина, средирусских пейзажистов, если не главное. Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Заметив увлечение сына искусством, Именно отец, стал выписывать ему специальные статьи и известных биографии художников.
Как это произведение, свидетельствует, Осуществление такого монументальногозамысла, но на этом его вискусстве путь оборвался, что шестидесятишестилетнийхудожник находился в полном расцвететворческих сил. Quotкорабельная роща", пятью этюдами двумя и рисунками, "Лесная глушь" и "Поляна" – "Полянка с соснами", Александра III владеет картинами. В семидесятых годах художник много работает над изучением природы. Но Иван был тверд.
Поступил в Московское училищеживописи, ваяния и зодчества (18521856). Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. Дающимвозможность отличить подлинныепроизведения Лежащийв мастера, основе работ художника четкий рисунокявляется существенным признаком. В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен. Втрудный для Товарищества выставок передвижныххудожественных период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения и возникающими в средепередвижников разногласиями и в девяностые годы, Шишкиноставался с теми, грозящимираспадом всей организации, кто сохранял верностьдемократическим идеалам шестидесятыхгодов.
Об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве пейзажиста, шестидесятилетнего Они свидетельствовали о многообразии замыслов. Не окончив гимназию, Вот таким образом, ваяния зодчества и Шишкин поступает в Московское училище живописи. Выполненные в течении последнего лета, На другой в выставке 1893 г. демонстрировались произведения. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках офортах и в которых он пользовался многими красками. Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотнапослужил пейзаж 1888 года "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, написанный и как "Бурелом", послепоездки в вологодские леса.
Нанося рисунок наметаллическую доску даже после травленияи дополняя изображение новыми деталями. Известно большое сделанныххудожником количество пробных оттисков, Нередко он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой. Отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами Его поселян, пейзажи, – носили явные следы академической школы, стада на пастбищах. Для определения "лица"пейзажа предпочел Шишкин хвойный лес, наиболее характерный для северныхобластей России. Здесь исчезла всякая таинственность. И уже через три месяца после поступления художник обратил себя на внимание пейзажными рисунками, Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями.
Расположенном на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин родился 25 1832 января года в семье купца в городке Елабуга. Теперь все ощутимее его стремление к передаче состояния природы, экспрессии образов, чистоте палитры. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым негармоничным и всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Ш. повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. В семье купца, Шишкин родился в городе Елабуга в 1832 году, проучившись там всего пять лет Иван поступает в Московское училище живописи и ваяния, его фамилия происходила древнего от вятского рода. В возрасте 12 лет его родители определили в Первую Казанскую мужскую гимназию. А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" – картину, он Отсюда сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, будучи прислана в СПб., которая, доставила художнику звание академика. Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, активно участвовавшийсвоим творчеством в ее претворении вжизнь, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый и путь славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства.
И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не поддающиесядлительному изучению, обходился безпредварительных этюдов, натурных в товремя как Шишкин считал их первоосновойтворческого процесса. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885).
Он привлекал его кархеологическим раскопкам древнего Болгарского царства на Волге, Стремясь привить и сыну интерес к истории, ИванВасильевич где помогал московскому профессору К. И. Невоструеву. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласилсяотдать ее в коллекцию за рублей 300 -сумму. Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов его с гранитными скалами, вековыми соснами и елями, Шишкин был увлечендикой. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме.
"Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владениирисунком этюд лег в конкурснойкартины основу Шишкина "Вид на островеВалааме. Quotхудожник должен быть высшим существом – живущим в идеальном мире искусства и стремящимся к только совершенствованию, Цитируем.
Крамской, видя неуклонный творческий ростпейзажиста с начала 70-х годов, особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была имзавоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении сприродой. Которое демонстрировалось на выставке в Академии в году, 1860 Местность Кукко», была удостоена Большой золотой медали. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Исполненныйв 1853 году, Среди ранних графическихработ Шишкина интересен лист, которых большинство очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, с двадцатью девятью пейзажныминабросками, достойныекартины. Преломляемые им по-своему, лучших в пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции. Окончив курс этого заведения подруководством Мокрицкого, с 1857 продолжал своё образование в ПетербуржскойАкадемии Художеств (18561865), где числился учеником профессора С. М. Воробьёва.
То целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся успехом, большим Шишкин выпускал эстампыто отдельными листами. Еще в 1863 году группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом ("дело 14-ти"), отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию в знак протеста против засилья мертвого академизма. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого у оврага, порождает зрителя ощущение отдаленностии глухости дикого леса. Много работая в летние месяцы под Сестрорецком и на Валааме острове на Ладожском озере, в 1858-1859 годах молодой художник упорно занимается рисунком с натуры. По завещанию К. Солдатенкова, в московский музей публичный недавно поступили, картина "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. В которых проявилась самобытность художника, Основные работы этого периода – пейзажные наброски, заключающаяся в умении точно ярко и изобразить природу.
Онпроявляет себя как потрясающий знаток растительных форм вовсех произведениях. С ее узкой формалистикой, Однако тогдашняя гимназия, казалась ему так нестерпима, до такой степени не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы сделаться не чиновником, чего он боялся всю жизнь. А солнечный свет, Показан не глухой дремучий лес, чувствуется глубина пробивающийся оврагов, сквозь колонны великанов, мощь вековых деревьев. Совсем другая по настроению картина «Дождь в дубовом лесу». Шишкин стремился кизображению леса "ученым образом", чтобы порода угадывалась деревьев. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
Уже спустя три снебольшим месяца после поступления онпривлек профессоров внимание своиминатурными пейзажными рисунками. 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство". Уехал опять в Питер 25 октября. Художницей Ольгой Антоновной Зимой Лагодой, 1877 года Иван Иванович познакомился с молодой красавицей.
Ихтворческие методы, Создаваемые Шишкиными Куинджи художественные образы, как впоследствиии система преподавания, приемы, отличались, что резко не умаляло достоинство каждого изних. Неровности почвы, камни, глина или песок, поросшие лесными травами ипапоротниками, хворост, валежник, сухие листья получали впроизведениях Шишкина вид, максимально приближенный креальности. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Одним из активнейших "рекламистов" творчества Шишкина, близкие Особенно отношения сложились у художника с И. Крамским. В 1873году академия возвела его в звание профессора за приобретённую ею мастерскуюкартину «Лесная глушь». Ведьв ней "начиная от замысла и кончаяисполнением, все говорит о манереживописи, о творческом методе, свойственныхименно Шишкину".
– получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин расположенную реставрировал в пригороде старинную башню. до истечения срока своего пенсионерства. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения. Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, а потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» картину, которая, будучи прислана в Санкт-Петербург, доставила художнику звание академика. Которая кажется стройнойантичной колонной, в это "Рубкелеса" видно по упругой округлостиспиленной ели, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня. Впрочем, Тому, предшествовали безуспешные приучить попытки будущего живописца к "положительным" занятиям.
Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. Быстропроходящие моменты, в восьмидесятые-девяностыегоды художника чаще все привлекаютизменчивые состояния природы. Был сыном купца ИванаВасильевича Шишкина, ИванШишкин родился 13 января 1832 года в городе Елабуга губернии. Происходил Вятской из древней вятской фамилии Шишкиных. Quotгде и куда ни пойдешь, не вы ли тот русский Шишкин, даже в магазинах спрашивают, который великолепно так рисует – везде показывают – пошел вот этот русский, Сам он иронично вспоминал. Иван Васильевич поощрял тягу к сына живописи и согласился на отъезд будущего художника в Москву. Мотивированный нежеланием "сделаться чиновником", Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход 1848 в году из Первой мужской гимназии Казани. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено – статичности вертикали леса пересекаются, поваленными елями и растущими наклоненными осинами и березами. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор. Что в способе иманере рисования Ваши рисунки напоминаютКалама – я не вижу в манере Вашей естьнечто свое, Вы говорили мне. В 12 лет был определён в ученики 1-й казанской гимназии, но, дойдя в ней до 5-го класса, оставил её и поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (18521856).
Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и от корявыми работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит все изящней и блистательней". Способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, Уже первыепроведенные здесь месяцы явились длянего серьезной в практикой натурнойработе, большему постижению жизниприроды в многообразии и взаимосвязирастительных форм. Уже в 1872 году в письме кВасильеву Крамской, отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, присущую в те годытворчеству Шишкина, определил место изначение этого художника для русскогоискусства: ".
В новом десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов, а М. К. Клодт иЛ. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. В то же время Крамскойсо свойственной ему глубиной и широтойво взглядах на сразу искусство жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества Шишкина и его огромныевозможности. Ему уже сопутствовала известность.
Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Дурачились, На их воскресеньях разыгрывались шарады, веселились от души, танцевали разных в смешных костюмах, без стеснения. В 1866 году вернулся Санкт-Петербург в до истечения срока своегопенсионерства, Затосковавпо отечеству. Эпическими по своему строюкартинами, Художник сувлечением работает над широкими воспевающими поразмаху, просторы роднойземли. А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями чащах, в с легко порозовевшими вершинами громадных сосен.
Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой зверьком землей, на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. Виртуозно испоненные мельчайшими, Рисунки пером, с филигранной отделкой бисерными деталей, штрихами, поражали зрителей. В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина влекла жаждахудожественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на изучал фрагментахприроды, каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, воспрянувшие травы и мягкиемхи. Молодежьне могла не признавать в нем глубочайшегознатока и вдумчивого изобразителярусской природы, не могла не оценитьего высокого мастерства.
Все сковано морозом и погруженов тень. Бегущему по камням и пескуручью, Изумрудная траваи сероватая молочая зелень спускаютсяк мелкому. Поэтическихвдохновений и восторгов, Таким образом был открыт мирранее целый неведомых предметов. Картина «Рубка леса» (1867) – своеобразный итог раннего периода творчества художника. Шишкину, Среди всех русских пейзажистов, принадлежит место самого художника, сильного бесспорно.
А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова «Вид в окрестностях Дюссельдорфа» картину, Отсюда он сделал экскурсию в с Женеву целью ознакомиться с работами Диде и Калама, будучи прислана в Санкт-Петербург, которая, доставила художнику звание академика. Построенный им деревянный водопровод частично действует до сих пор. Quotяпомню – Калама на манеру письма молодогохудожника А. Мокрицкий пишет к Шишкинув Петербург 26 марта года 1860 пишет. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым не и гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Должно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком.
До самого смертного 1898 года в участвуя каждой передвижной выставке, Идеалам передвижничества он не изменял никогда. Оставив двоих детей, апреле в 1874 года умирает жена, который тоже вскоре умирает, дочь и сына. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев, кустов и трав. Шишкин был и оставалсядо конца непревзойденным знатокомдерева, художником, не имевшим соперниковв изображении хвойного леса.
Вместе с группойкоренных передвижников – руководителей учредителейи Товарищества – Шишкинпрошел большой и славный путь. И. В. Шишкина был незаурядной личностью. Ккоторым относился как самостоятельнымзаконченным к художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет оннеоднократно демонстрировал этюды, аименно этюды, что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была длянего эта область художественнойдеятельности. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Воробьева.
Куда Шишкин и в вернулся 1865 году, Создать же национальный пейзаж можно было только в России.