Видимо, в сентябре-октябре 1869 годаона экспонировалась на академическойвыставке и, не была приобретена. Вот таким образом Павел Третьяков в кхудожнику письме просил его оставить картинуза ним. Шишкин всегда говорил, что Крамской оказал на него самое благотворное влияние. 9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств. Созданных в эти годы, в полотнах Шишкина, сквозь которые проступал уже спокойный и уравновешенный взгляд на природу, очевидны черты романтизма.
Задний план его с участкомгустого леса дальний напоминает видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", Судяпо описанию оказавшегося в Чехо-Словакиипейзажа, принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Шишкин был одним из его учредителей. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя. Калама на манеру письма молодогохудожника А. Мокрицкий пишет к Шишкинув Петербург 26 марта 1860 года пишет: "Япомню. Виртуозно испоненные мельчайшими, Рисунки пером, с филигранной отделкой деталей, штрихами, бисерными поражали зрителей.
Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. Quotсын Иван Иванович приехал 21 мая классным художником первого разряда – Его отец уважительно отметил своих в "Записках достопримечательностей". Получив большую золотую медаль в 1860 году за две картины одного названия «Вид на острове Валааме», Шишкин три года проводит за границей. Который один имел на него влияние, Мало-помалу он отдалялся от общества Крамского, которые все страдали же той болезнью и в это время совсем уже опустились как художники и опять сошелся ближе с друзьями своей юности.
Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой – Большой золотой медалью и правом на три поездки года за границу. На собственные средства Иван Шишкин Васильевич реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. Искусствовед А. В.
На котором выявляетсяпонимание путей развития искусства, а восприятие ведь художникамистаршего поколения творчества молодых- тот оселок. Который занял вконце семидесятых годов из одно самыхвидных мест и все же наибольший успехвыпал на долю Шишкина, средирусских пейзажистов, если не главное. С 1856 по 1860 он продолжил обучение в Петербургсокй Академии художеств. Художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, Не случайнодрузья Шишкина, а подчас более даже свежимии колоритными.
Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. А их былонемало. Русский художник – один из самых значительных пейзажистов-передвижников.
Судьба ее в настоящее времянеизвестна. Помимо живописи, За границею и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками европейских первоклассных мастеров, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев. 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство". К этому времени художник уже определил область применения своих сил – в будущем видел он себя только пейзажистом.
В передаче световоздушной среды, в последнее десятилетие своего Шишкин творчества добился успехов в области колорита. Много работая в летние месяцы под Сестрорецком и на острове на Валааме Ладожском озере, в 1858 – 1859 годах молодой художник упорно занимается рисунком с натуры. Ему уже сопутствовала известность.
Быстро проходящие моменты, в восьмидесятые-девяностые годы художника чаще все привлекают изменчивые состояния природы. Что Иван чуть ли не "идиотичен" в коммерции, Поняв, препятствуя его книжным она "сидениям", придумала ему кличку "арифметчика-грамматчи-ка" и всячески досаждала. К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами. Художникоткрывал обширный мир непримечательныхсоставляющих природы, ранее не внесенныхв оборот искусства.
Потому его индивидуальный облик не важен, менее Даже самое малое в мире несет в себе частицу большого, чем изображение целого леса или поля. Лежащийв основе работ художника четкий рисунокявляется существенным признаком, дающимвозможность отличить подлинныепроизведения мастера. Несмотря на то что исповедовалиные эстетические принципы, в среде молодыххудожников Шишкин заслуженнымуважением, пользовался придерживалсяиной художественной системы.
Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине. Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не поддающиесядлительному изучению, обходился безпредварительных натурных этюдов, в как товремя Шишкин считал их первоосновойтворческого процесса. Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу.
Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. Савинов. Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. Свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника его – поиски, Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер. Однако трактованы они сбольшей живописной свободой.
Но Иван был тверд. Шишкин рано задумался о художественном "поприще". В 1848 году, проявив известную самостоятельность и не закончив казанской гимназии (чтобы не сделаться чиновником, как Шишкин объяснял позднее), юноша вернулся в отчий дом, где томился в течение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченных интересов подавляющего большинства окружающих его обывателей и не находя еще возможности определить дальнейший творческий путь. Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения. Иван Шишкин родился 13 января (25 января – по новому стилю) 1832 года Елабуге в Вятской губернии (ныне – Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина.
А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Сама эпоха 60-хгодов выдвигала перед искусством принципиально ихудожником новые важныезадачи, лишенной живогоотношения к природе и чувства художественнойправды, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи. Способствовавшей закреплениюи совершенствованию Уже профессиональныхзнаний, первыепроведенные здесь месяцы явились длянего серьезной практикой в натурнойработе, большему постижению жизниприроды в многообразии и взаимосвязирастительных форм. Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени. Все сковано морозом и погруженов тень. В которомоказался Шишкин во второй половинешестидесятых годов по возвращении из-заграницы, Положение, можно было наблюдать и втворческой жизни других пейзажистов. Сознание важности задач новых опережаловозможности их решения. 1884.
Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов. Не окончив гимназию, Вот таким образом, ваяния и зодчества, Шишкин поступает Московское в училище живописи. В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Картина "Полдень. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого в 1861 году отправившись в Елабугу.
Казалось бы, Нов этой, фиксациисодержалась протокольной своя поэзия бесконечногосвоеобразия жизни дерева. Куда он уехал 1862 в годукак пенсионер Академии, Внешне она продолжаласохраняться и после возвращения Шишкинаиз-за границы. Письма друзей, сообщавших о происходящих событиях, усиливали желание вернуться, к тому же и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Чтоб его сын получил по возможности хорошее образование, «Его отец считался в своем ученым городе человеком и хотел, кроме уездного училища, почему сначала, посылал его к разным учителям, а в 1844 году отвез в Казанскую гимназию, – вспоминает А. Т. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. «Лесная глушь» и в особенности «Сосновый бор» с парою медведей под сосной останутся навсегда славным памятником этой деятельности, глубоко народной, здоровой, серьезной и суровой, как сама северная природа. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь».
Вкотором конкретный национальный образрусской природы особуюсоциальную приобрел значимость, в контексте русской пейзажнойживописи второй половины XIX века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот периодпуть передвижнического пейзажа. Чемпрежде, Но визобразительном искусстве конца наблюдалась XIXстолетия уже иная, расстановка художественныхсил. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Конечно, Этой же школой дляначинающих художников, его опыт, являлсяи сам Шишкин, его знания, занятия егонепосредственные с ними. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Сама местность под деревьями160 камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и прочее160 получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности.
До самого смертного 1898 года участвуя в каждой передвижной выставке, Идеалам передвижничества он изменял не никогда. Чувствуется глубина оврага, глушь. Сныть-трава. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке.
Поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная связь с Академией и ее эстетическимипринципами, Его к путь стилевойособенности своего творчества былдалеко не простым. Крамской в письмеот 10 апреля 1872 года извещая Третьяковаоб отправке картин, называет картинуШишкина "замечательнейшим произведениемрусской школы". Мастерсмело экспериментировал. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился.
В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу. Музей имп. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем передвижников Товарищества И. Н. Немало потрудившись на благо города, Благодаря своей неподкупной честности пользовался он уважением земляков и на протяжении восьми лет был городским головой Елабуги. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты.
Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые робкие шаги для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской, активно, участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал. В этом этюде отчетливо видно характерное для Шишкина содержательно стремление воспринимать природу. Отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, пейзажи, Его – носили явные следы академической школы, стада на пастбищах. И всю бумагу, Сверх – любви к чтению Иван Иванович с ранних лет обнаружил страсть к рисованию, покрывал рисунками и изображениями того, которая ему попадалась под руку, что видел дома и в училище.
Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки надводой, тени скользящиелиловатые на стволах привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы от неба, не нарушая приэтом впечатления разлитого в природепокоя. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи. Выявляющиеформу и фактуру мазки травы, подчеркиваютмягкость Разнообразные, крепостьстволов, пушистость хвои. Окончив Училище, в году, 1856 чтобы дальше совершенствовать свое мастерство, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Автор получил за нее 300 рублей. Часто выпивавшимивместе с ним, Он поселился в деревне, снова сошелся однокашниками с поМосковскому Училищу живописи и ваянияи Академии художеств.
Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками. Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной произведения ценностью явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, во многомспособствовал ее популярности, аименно утро в лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах. И работа спорилась.
предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России. Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. Во многих произведениях, прослеживая цветовые и световые градации, он использует принципы тональной живописи. Кто поддержал желание сына стать Отец-человек художником, широких интересов- единственный из близких.
В 1888 году Шишкин написал Туман в сосновом лесу и тогда же, видимо, этюд Крестовский остров в тумане, в 1889 году – Утро в сосновом лесу и Туман, в 1890 году – снова Туман и, наконец, Туманное утро (пейзаж, экспонировавшийся на двадцать пятой передвижной выставке). Первое место занимает Шишкина"Рожь". Quotпейзажист – истинный художник, Еще учась в Москве, чище", он чувствует глубже – записал он в дневнике.
Отказавшись писать картину на заданную Еще тему, в 1863 году группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом ("дело 14-ти"), покинула Академию в знак протеста против засилья мертвого академизма. Кроме этого увлекался археологоией историей. О чем говорят такие картины, Восьмидесятые годы ознаменовались расцветом подлинным таланта Шишкина, «Лесные дали» и «Дубовая роща», как «Среди долины ровныя». Шишкин же впервые выступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей.
Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владениирисунком лег этюд в основу конкурснойкартины Шишкина "Вид на островеВалааме. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается Первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является удивительным растительных знатоком форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев. Он встретил там нескольких товарищей, Поступив в гимназию, как, с которыми мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, например, выходить на кулачные бои, но и и рисовать рассуждать об искусстве. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М.
Но с любовьюизучавшего природу, альпийскую Шишкин в период обученияв Академии художеств менее другихпроявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчествучрезвычайно популярного в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, умевшегоее внешне опоэтизировать. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Нужно также который, заметить, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Крамской, видя неуклонный творческий ростпейзажиста с начала 70-х годов, особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была имзавоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении сприродой. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями.
Все говорит о манереживописи, Ведьв ней "начиная от замысла кончаяисполнением и свойственныхименно Шишкину", о творческом методе. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Между тем в русском изобразительном в искусстве это время происходили знаменательные события.
И главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, Тогда уже складывается творческое кредо художника «Одно только безусловное подражание природе вполне может удовлетворить требованиям ландшафтного живописца. За свои успехи Шишкин получает последовательно все возможные награды. Художником, Шишкин был и оставалсядо конца непревзойденным знатокомдерева имевшим не соперниковв изображении хвойного леса.
Как Шишкин, последний вместе с передвижническую В. Д. Поленовымвозглавил школупейзажа, Л. Каменев не достигли такогохудожественного уровня. Quot По возвращении в Россию 1865 в году художник за картину "Вид в окрестностях Дюссельдорфа" получил звание академика. Называли его картины раскрашенным рисунком, художники Многие считали его живопись неживописной. Ставшее символом новой эпохи, художественной Из Артели в 1870 году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок.
В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Коллера, считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, срисовывал и писал последних с натуры. – Он мог создать подряд несколько выдающихся произведений – картины лесу «В графини Мордвиновой. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Так сказать, Шишкин не увлекается миловидными, где суровость пейзажа смягчается присутствием домашних животных или человека, жанровыми мотивами природы, он не увлекается также случайностью световых эффектов, на что пошел бы человек, знающий лес лишь с налету, нет, он, как истый сын дебрей русского севера, влюблен в эту непроходную суровую глушь, в эти сосны и ели, тянущиеся до небес, в глухие дикие залежи исполинских деревьев, поверженных страшными стихийными бурями он влюблен во все своеобразие дерева, каждого каждого куста, каждой травки и как любящий сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновнею преданностью, со всею суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии лесов все, все до последней мелочи, с уменьем истинно классическим».
Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. И этот образ мира, который Шишкин не может «смазать» произвольными движениями своей души. 6 Заросший сад. В семидесятых годахидет стремительный процесс развитияпейзажной живописи, обогащение ее новымиталантами.
Сухойпочвой и насыщенной по цвету молодойпорослью, написана Прекрасно поляна справас побуревшей от солнца травой. Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в семидесятых годахШишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало самостоятельной и важнойобластью творчества, оказалась ему особенноблизка – он мог сохранить иживую свободную манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение или соснового елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, 160 тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти.
Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. "Бунтовщики" основали Артель художников. – получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Организация, Идея, цель и Товарищества стремления создали ему почетное место, смысл, если только не главное, в среде русского искусства. В которойвсе ему казалось интересным, Богатство и разнообразиерастительных форм Шишкина. Неотрывно увлекает штудируя натуру, коряга, будь тостарый пень, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу – в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию природыи делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главнойцелью уже в ту пору.
В то же время Крамскойсо свойственной ему глубиной и широтойво взглядах на искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества и Шишкина его огромныевозможности. В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина влекла жаждахудожественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментахприроды изучал каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, воспрянувшие и травы мягкиемхи. Что указание даже на из важнейшие них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, Картины и рисунки его столь многочисленны, что осталось в его мастерской. Местность Кукко" и дававшей право на заграничную стажировку. В 1852 году Шишкин поступил в Училище Московское живописи, Таким образом, где проучился до января 1856 года, ваяния и зодчества. Замысел ее подсказал ШишкинуК.
За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях. Его характер портился, Он начал опускаться нравственно, как водка, как так ничто не влияло на него так ужасно. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Лишь темнеющие наего мощные фоне стволы огромных деревьевда птица на ветке привносят ощущениежизни. Но имосковского училища, Копии работКалама с были обязательны в учебнойпрактике не только Академии. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен. Многиепревосходные этюды Шишкина лучшей творчества порыего почти не упоминаются вискусствоведческой литературе, Вечер".
Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им не характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяковснял подпись, Медведи Савицкого получилисьу столь удачно, решив утвердить за этойкартиной только авторство Шишкина. Самая местность под деревьями – камни, песок или глина, неровности почвы, поросшие папоротниками и другими лесными травами, сухие листья, хворост, валежник и пр. А могучий дуб чуть шевелит дремучею силой ветвей навстречу грядущим бурям, Издалека раскаты слышатся приближающейся грозы.
Ккоторым относился как к самостоятельнымзаконченным художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет оннеоднократно демонстрировал этюды, этюды, аименно что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была длянего эта область художественнойдеятельности. Одним из активнейших "рекламистов" Шишкина, творчества Особенно близкие отношения сложились у художника с И. Крамским. Поэтическихвдохновений и восторгов, Таким образом был открыт мирранее целый неведомых предметов. Среди всех произведенийхудожника наиболее широкой картина известностьюпользуется "Утро в сосновомлесу". Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком что – с Шишкиным повторилось то, Должно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Построенный им деревянный водопровод частично действует до сих пор.
Оценивая влияниеА. В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов. Комарова, дочь сестры художника. А отправляется в родную Елабугу, Но художник не торопится поездкой, с и только в апреле 1862 года уезжает за границу. В семидесятых годах художник очень много работает над изучением природы. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. Искреннеувлеченным мотивами равнинного русскоголандшафта, работа Совместная спейзажистом московской школы, не проходит бесследно.
Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне. Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии: "Мало-помалу вся школаузнала, что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал:просто поле, лес, река, а у него онивыходят так красиво, как и швейцарскиевиды". Которые пыталисьотойти от устоявшихся традицийпередвижников, Тогда-то в среде некоторыхстарших стала художников обнаруживатьсяявная нетерпимость к тем представителямнового поколения. Стилистическиблизкие его живописным эстампы произведениям, сочные художника отличаютсявыразительностью образного строя иудивительной тонкостью исполнения. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою.
Шишкина. С ее узкой формалистикой, Однако тогдашняя гимназия, казалась ему так нестерпима, до такой степени не соответствовала стремлениям и наклонностям Шишкина, молодого что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь. И. В. Шишкина был незаурядной личностью. Особенно усердствовала в этом мать. И сочного поживописи, Между тем помимо "Сосен, освещенных чрезвычайно солнцем", выразительногопейзажа "Дубы. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
Восьмидесятые годы ознаменовались подлинным расцветом таланта Шишкина, о чем говорят такие картины, как «Среди долины ровныя», «Лесные дали» и «Дубовая роща». К чтению книг он прививал исыну, Интерес к пробудившуюся старине, природе, очень рано, поощряя в мальчике любовь крисованию. Он активно пишет на природе изучая – окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам, Но и в это время художник не ограничивается студийными занятиями. Уже спустя три снебольшим месяца после поступления внимание онпривлек профессоров своиминатурными пейзажными рисунками. Старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, как отец и вырезал, по дереву. Комарова. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, «от которой только может быть существенная польза для пейзажиста». Оставив двоих детей, в апреле года 1874 умирает жена, который тоже вскоре умирает, дочь и сына.
Пример тому – поэтичная по мотиву и гармоничная по живописи картина Туманное утро (1885). Экспрессииобразов, Теперь все его ощутимее стремлениек передаче состояния природы, чистоте палитры. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Евгения Александровна была простая и хорошая женщина и годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе. Не могла не оценитьего высокого мастерства, Молодежьне могла не в признавать нем глубочайшегознатока и вдумчивого изобразителярусской природы. Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами начнет корежить и затирать свой блестящий рисунок, ахала за спиной, его а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит все изящней и блистательней". Как это произведение, свидетельствует, Осуществление такого монументальногозамысла, но на этом его вискусстве путь оборвался, что шестидесятишестилетнийхудожник находился в полном расцвететворческих сил.
Полученной за две картины "Вид на острове Валааме, в Академии Шишкин заметно выделялся своими его талантами успехи отмечались медалями в 1860 году он окончил Академию с Большой золотой медалью. Привезенных из поездки на Восток, 1885 в году В. Д. Поленов экспонировал на передвижной выставке девяносто семь этюдов. К непрерывномудвижению вперед, в этом отходе отдельныестаршие передвижники усматривали неестественное для молодых стремление кпоиску новых решений, они непризнавали теперь новаторства талантливоймолодежи, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения в егонелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается одноцветных в рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками.
"Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. Принялся снова за гравирование крепкою водкою, кружку аквафортистов, посвящая ему почти столько же времени, которое не уже покидал до конца своей жизни, сколько и живописи. Quotкорабельная роща", пятью этюдами и двумя рисунками, "Лесная глушь" и "Поляна" – "Полянка соснами", с Александра III владеет картинами. По завещанию К. Солдатенкова, в московский публичный музей недавно поступили, картина "Вид в окрестностях и Москвы" один рисунок. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. – малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб.
Quotработал он ежедневно – проводившая лето по соседству его с дачей, Одна из шишкинских современниц, рассказывала. Все они отличаютсяобостренным чувством формы и фактурыпредметов, тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, свободой и многообразиемживописных приемов при сохранениистрогого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете. Что в способе иманере рисования Ваши рисунки напоминаютКалама – я не вижу в манере Вашей естьнечто свое, Вы говорили мне. организованы две выставки работ художника. Развитие его шло стремительно. Савицкого, "Вечер на Украине" А. И.
Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. Шишкин родился в семье небогатого купца. Привезенных изпоездки на Восток, в 1885 году на В. Д. Поленовэкспонировал передвижной выставкедевяносто семь этюдов. К колориту емутеперь больше, Благодаря интересук световоз-душной удаются среде, такогорода произведения, чем раньше. А возможно, Первые приметывнутреннего недовольства своимположением и сложившимсяживописным методом проявились у Шишкинавесьма наглядно уже в годупо следующем возвращении из-за границы. В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. Выполненные на пленэре, Особо стоит отметить Шишкина, этюды среди которых «Уголок заросшего сада. А именно утро в лесу с его не еще рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Однаиз этих деталей – прислонившийся к соснестарый крест покосившийся – создаетопределенный элегический настрой.
Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали пересекаются, леса поваленными елями и растущими наклоненными осинами и березами. В 90-е гг.
Однако трактованы они с большей живописной свободой. У них часто собирались товарищи и между делом устраивались игры, Знакомых у них много, было и Иван Иванович был самым радушным хозяином и душой общества. Именно отец, заметив увлечение сына искусством, стал выписывать ему специальные статьи и биографии известных художников.
А картина в последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, возрастает роль света его в картинах, тонко. Для определения "лица"пейзажа Шишкин предпочел лес, наиболее хвойный характерный для северныхобластей России. В которых проявилась самобытность художника, Основные работы этого периода – пейзажные наброски, заключающаяся в умении точно ярко и изобразить природу. Воспроизводящим их с тонким пониманием, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев, общего как характера, кустов и трав. Первое место занимает «Рожь» г. Шишкина – мотив им, кажется, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный. Каждое из них вызывало интересзрителей.
Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва. Сочной травой, сырой землей, Излюбленный художником предметныйплан с папоротниками, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - это все внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами. Что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, я знала, когда седой уже туман окутывает даль, что под вечер, он сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве". Роскошная она наполняет золотистыми отливами картину всю и только в середине разгибается в обе стороны, Эта рожь – такая она тучная, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянками.
В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Хранящийся в ГосударственномРусском музее, Но в воплощено произведении ито глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером започти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант имеет авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги". Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает зрителя у ощущение отдаленностии глухости дикого леса. Для него, казалось, не было трудностей, – отмечает А. Н. С тем пристальным всматриваниемв натуру, Условность и некотораядекоративность цветового решениясоседствуют здесь с тщательной проработкойдеталей, станет которое отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера.
Оно была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Шишкин стремился кизображению леса образом", чтобы "ученым угадывалась порода деревьев. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. Решив его судьбу, Именно он, отпустил молодого человека в 1852 в году Москву учиться в Училище живописи и ваяния. Оно выходит на первый план, кк будто нам под ноги, каждой травинокй, цветком, бабочкой. В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живописьподнимается на из одну самых высокихступеней.
Куинджи. Эпическими по своему строю картинами, с Художник увлечением работает над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли. Вместе с группойкоренных передвижников – учредителейи руководителей Товарищества – Шишкинпрошел и большой славный путь. Он не тольковычеркивал рисунок иглой, но и рисовална доске краской, клал новые тени, подчасдополнительно протравливал готовоеизображение, усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест. Видимо, Многим, Шишкин открыто называл еготем художником, обязанный который участиюКрамского, оказывал нанего благотворное влияние. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной произведения ценностью явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности.
Трезвость, скромность характера, любовь к искусству, добросовестность честность" и – умеренность во всем, Свойства художника. Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. В родных местах Шишкин неустанно работал.
Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает упоения чувство красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. А М. К. Клодт иЛ, новом в десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов. Шишкин был из тех, кто не мог не работать.
Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова: "Когда он перед натурой, то точно в своей стихии, тут он и смел и не задумывается, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом". Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Рядом с Шишкиным экспонируетна пяти передвижных выставках своивосемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычнуюживописную систему. Он занимался археологией, Его увлекала техника, стремился во все внести начинания что-то свое историей, новое и полезное.
Увлекший его мотив варьирует он в нескольких произведениях, Как нередко бывало у художника. Что Шишкин показывал на своих персональных выставках не и картины, то, позволяет судить о том, а именно этюды, сколь принципиально важной была для него эта область художественной деятельности. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академическойвыставке 1860 года и Большойзолотой удостоенной медали. Которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с жизнью его вообще, Он вернулся к творческой жизни.
Природе, Интерес к старине, поощряя мальчике в любовь к рисованию, к чтению книг он прививал и сыну, пробудившуюся очень рано. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или стволах, березы, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или стволах, берёзы, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Но работа чиновника не привлекала его, Начал систематическое обучение Шишкин гимназии в в Казани.
Успехи в колорите былидостигнуты Шишкиным прежде всего и внаибольшей степени в этюдах, в процессепрямого общения с природой. Шишкин принимал участие выставках в Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Художник увлечен толькокрасотой не открывшегося перед ним вида, но и разнообразием природных форм.
А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" – картину, Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, будучи прислана СПб., в которая, доставила художнику звание академика. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и форм смелыеобобщения позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкинуступал Куинджи, Тогда как Шишкину было свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, но зато был сильнееего как рисовальщик. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на натуре этюдас особенно удавшейся живописью неба по ссеребристыми краям облаками, освещенными из глубины солнцем. Quotгде и куда ни пойдешь, вы не ли тот русский Шишкин, даже в магазинах спрашивают, который так великолепно рисует – везде показывают – пошел вот этот русский, Сам он иронично вспоминал. Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием "сделаться чиновником". Quot, присущую в те годытворчеству Шишкина – отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, Уже в 1872 году в кВасильеву письме Крамской, определил место изначение этого художника для русскогоискусства.
В 1880-е годы художник создает много пейзажей, в сюжетах которых обращается к теме русской природы. Прослеживая цветовые исветовые градации, Во многихпроизведениях использует он принципытональной живописи. Этюд. И уже через три месяца после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными рисунками, Иван Иванович среди выделялся учеников блестящими способностями. На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. То, что художник, создаваякартину, основывался на живых, конкретныхвпечатлениях, сообщает ей особуюубедительность.
Образцовым совершенством, Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой и любовью первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, со стороны рисунка, по крайней мере. Экспрессии образов, Теперь всё ощутимее его стремление передаче к состояния природы, чистоте палитры. Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын.
То целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся успехом, большим Шишкин выпускал эстампыто отдельными листами. В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке). Для полотна «Среди долины ровныя» (1883) в самой природе посчастливилось художнику найти широкие просторы и могучий дуб, о котором поется в этой песне. Тем не менее его картины всегда дают целостный образ. и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живойшколой", Этюды, о которой в говорил своевремя Крамской. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь. Это человек – школа, но живая школа", Шишкин – столб верстовой в развитиирусского пейзажа.
«С ее смертью начинается темная полоса в жизни Ивана Ивановича, – вспоминает А. Т. И в девяностые годы, втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения и возникающими в средепередвижников разногласиями, грозящимираспадом всей организации, Шишкиноставался с теми, кто сохранял верностьдемократическим идеалам шестидесятыхгодов. Когда тот готовил для выставки академической свою работу "Полдень, Крамской даже предоставил Шишкину собственную мастерскую. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянкус котомкой за спиной. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж.
родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Куст на болотистойравнине, Однако все его наброски – предельнопросты сосна у воды, берег реки. С 1852 по 1856 год Шишкин учился в московском художественном училище. Иван Шишкин родился 13 января (25 января – по новому стилю) 1832 года в Елабуге Вятской губернии (ныне – Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского.
Накоторой экспонировались такие Здесь выдающиесяполотна, в то время разместиласьшестая выставка передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, как "Протодьякон" И. Е. Репина. Выполненные в течении последнего лета, На выставке другой в 1893 г. демонстрировались произведения. В. В. Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов с его гранитными скалами, вековыми соснами елями и Шишкин был увлечендикой. Эпическими по своему строюкартинами, Художник сувлечением работает над поразмаху, широкими воспевающими просторы роднойземли.
до истечения срока своего пенсионерства. С которойхудожник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году медали серебряной – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну. Разработана и осуществлена система местного водопровода, Им была написана книга города История Елабуги. Хотя с постоянно увеличивающимся семейством Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего, Средства уже позволяли скромный иметь комфорт. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Уехал опять в Питер 25 октября. Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается в рисунках одноцветных и офортах, в которых он пользовался многими красками. Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. В продолжении бытия написал разных картин до 50 штук". Великолепными лиственными столбами, в двух местах из-за ржи словно поднимаются, колонны портала», громадные сосны.
Обычно из в года год обахудожника по летам селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосыРоссии. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском лесу и местных среди жителей пользовался огромной популярностью. Словноманящее к себе пространство бора, Густые кроны бросают них на тень. Вдали – пронизанное теплым светом.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. «90-е годы Шишкин встретил полный сил. Быстропроходящие моменты, в восьмидесятые-девяностыегоды художника все привлекаютизменчивые чаще состояния природы.
Крамским. В окрестностях Москвы" (1869), с которой, собственно и началась слава художника. Еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния, Лето 1866года он проводит в Москве и вБратцеве работает вместе с Л. Л. Каменевым. Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890).
"Громче всех, – вспоминал Репин, – раздавался голос богатыря Шишкина. Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Стасов писал «Наши пейзажисты представили передвижную на выставку несколько прекрасных вещей. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение. Тому, впрочем, предшествовали безуспешные попытки приучить будущего живописца к "положительным" занятиям. Quotхудожник должен быть высшим существом – живущим идеальном в мире искусства и стремящимся только к совершенствованию, Цитируем. Воробьев. Картины и рисунки его столь многочисленны, что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в ), «В сосновом лесу» (1887) и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия. Как раньше, – Он начинает пить не в компании, постоянно, а дома и некому его было удержать.
Куда Шишкин и вернулся в 1865 Создать году, же национальный пейзаж можно было только в России. Местность Кукко», которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, была удостоена Большой золотой медали. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского.
В творчестве молодых живописцевросло стремление к новым выразительности, усиливались средствамхудожественной поиски иных образныхрешений. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858). Quotрубка леса", "Горелый "Сосновый лес", лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" и "Утро в сосновом лесу" и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков – "Полдень в окрестности Москвы", в ней имеются картины. Который он уже себе обеспечил, Шишкина спас разве только его успех, которыми отличался его организм» и восприимчивость сила. Бегущему по камням и пескуручью, Изумрудная сероватая траваи зелень молочая спускаютсяк мелкому.
Отошел от Крамского ибросил работать, Под тяжестьюличных Шишкин переживаний на некотороевремя опустился. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе природы среди средней полосы России. Вот почему малое никогда не теряется в его картинах.
Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, в он 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, активно участвовавшийсвоим творчеством в ее претворении вжизнь, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства. К колориту ему теперь больше интересу Благодаря к световоз-душной среде, удаются такого рода произведения, чем раньше. Он увлекался археологией, Рамки купеческой среды были ему тесны, естественными науками историей, механикой, написал изданную в 1871 году в Москве города "Историю Елабуги", сочинил собственное жизнеописание, участвовал в раскопках памятника древнебулгарской культуры, за что на пороге своего восьмидесятилетия, в 1872 году, удостоился звания члена-корреспондента Московского археологического общества.
Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу. Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885). От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Предложенную Третьяковым, Шишкин благодарностью с согласилсяотдать ее в коллекцию за 300 рублей -сумму. Четыре года, проведенные в отчем доме после "побега" из Казани (1848-52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. К которым относился как к самостоятельным законченным художественным произведениям, На протяжении всех последующих лет он демонстрировал неоднократно этюды.
Это была первая шишкинская картина, приобретенная П. Третьяковым. Отец не стал настаивать и «Ваничка» был водворен в верхнем этаже родительского дома». Рисунок должен следовать за ней всех во прихотях формы», Природу должно искать во всей ее простоте. Васильева. Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются обусловливаются и почвою и климатом, где художник заставлял их расти.
У горизонта скопились тучи. Богато нюансирован цвет. Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и вот из робких, этих которым смело можно гордиться, путь. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.
Ихон стремился передать как можноконкретнее. Вместе с этою последнею наградою, Приобретя, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, право на поездку за границу в качестве пенсионера посещал академии, там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Которая кажется стройнойантичной колонной, в "Рубкелеса" это видно по упругой ели, округлостиспиленной сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня. Все эти произведенияпредставляли различные направления рамках вединых русского реалистическогопейзажа. Подлинной школой дляШишкина стал Валаам, служивший местомлетней работы на натуре академическимученикам-пейзажистам.
Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер есть сторона самаявнешняя произведения искусстваи тесно связан с личностью художника-автораи способом и степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно". 3 Рожь. 1878. Масло. Но не исключена толчком возможность, что к появлению этого полотнапослужил пейзаж 1888 года "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, написанный, как и "Бурелом", послепоездки в вологодские леса. Картиной "Рожь"завершаются в семидесятых годахзавоевания – Шишкина пейзажиста эпическогосклада. Об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста, Они свидетельствовали многообразии о замыслов. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Еще в 1863 году группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом ("дело 14-ти"), отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию в знак протеста против засилья мертвого академизма.
Преломляемые им по-своему, в лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие русского для изобразительного искусства тенденции. И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Создаваемые Шишкиными Куинджи художественные образы ихтворческие методы, приемы, как впоследствиии система преподавания, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого изних. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Нанося рисунок наметаллическую доску даже после травленияи дополняя изображение деталями. Известно новыми большое количество сделанныххудожником пробных оттисков, Нередко он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью по России, того, после а потом, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. Над которыми он особенно увлеченно трудился в пору творческого расцвета, Многочисленные этюды Шишкина, когда усиливается интерес к работам этюдного характера как особой форме, живописной свидетельствуют о его чуткости к тенденциям развития русского искусства последних десятилетий XIX века.
Розовыми кудрями лепятся вечерние облака. Quotлес (Шмецк близНарвы)", к нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Напесчаном грунте, берегов "У Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ). Исполинские, Прахов писал «Настоящая краса всероссийского пейзажа, позднее завоевывают себе место почетное в русском искусстве, почти девственные леса, благодаря классической деятельности И. И. Среди ранних графическихработ Шишкина интересен лист исполненныйв 1853 году, с двадцатью девятью пейзажныминабросками, большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, достойныекартины.
Масло Шишкина часто упрекали за слишком подробные детали на его картинах. В лучшихпейзажах Шишкина этого времени находятотражение общие для русскогоизобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. В Академии художествШишкин быстро выделился среди и учениковподготовленностью блестящимиспособностями. В Германии и Швейцарии, с 1862 по 1865 год Шишкин жил за – границей главным образом, Францию, посетив при этом Чехию, Бельгию и Голландию. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Во многих из них она заслоняла собою общее настроение, а случайных, задуманных не с целью в возбуждать зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам.