Который издают мириады пчел шмелей и Тогда станет доступен тот мелодичный тихий звон, ты почувствуешь до самой глубины сердца чары средней полосы. Путешествие началось с Мюнхена (1861 г. ), где Иван Иванович посещал мастерские популярных художников-анималистов Б. и Ф. Адамов. Рисунки, офорты Шишкина были наглядной той "живойшколой", Этюды, о которой говорил в своевремя Крамской.
Куда Шишкин и вернулся в 1865 году, Создать национальный же пейзаж можно было только в России. Отмеченые внешнеромантическими чертами фигурами – поселян, Его пейзажи, – носили явные следы академической школы, стада на пастбищах. Этот суховатый по свидетельствующий живописи, но о хорошем владениирисунком этюд лег в основу конкурснойкартины Шишкина "Вид на островеВалааме. Хотя бы, Взять, как «Рубка леса», такие известные полотна, «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес», «Корабельная роща», «Лесная глушь» «Полянка с соснами» или «Поляна».
В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке). Принялся снова за гравирование крепкою водкою, кружку аквафортистов, посвящая ему почти столько же времени, которое уже не покидал до конца своей жизни и сколько живописи. Все эти работы с каждым годом увеличивали за ним репутацию одного из лучших русских живописцев пейзажа и бесподобного, в своем роде, аквафортиста. Экспрессииобразов, Теперь все ощутимее его стремлениек передаче природы, состояния чистоте палитры. 171рубка леса187, 171Горелый лес187, 171Сосновый лес187, 171Рожь187, 171Дебри187, 171Пасека187, лес187 171Еловый и 171Утро в сосновом лесу187 и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков – 171Полдень в окрестности Москвы187, в ней имеются картины.
Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Быстропроходящие моменты, в восьмидесятые-девяностыегоды художника все чаще состояния привлекаютизменчивые природы.
В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. Об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего Они пейзажиста, свидетельствовали о многообразии замыслов. Считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, Коллера, срисовывал писал и последних с натуры. Втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный явлениями кризисными втворчестве многих художников старшегопоколения и возникающими в средепередвижников разногласиями и в девяностые годы, Шишкиноставался с теми, грозящимираспадом всей организации, кто сохранял верностьдемократическим идеалам шестидесятыхгодов. В лучших произведениях Шишкина все настойчивей и сильней начинают звучать эпические ноты. – Он мог создать подряд выдающихся несколько произведений – картины «В лесу графини Мордвиновой.
и, наконец, в 1860 г. 8212 большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858). Стилистическиблизкие его живописным произведениям, сочные эстампы отличаютсявыразительностью художника образного строя иудивительной тонкостью исполнения. Quotяпомню – Калама на письма манеру молодогохудожника А. Мокрицкий пишет к Шишкинув Петербург 26 марта 1860 года пишет. А возможно, Первые приметывнутреннего недовольства своимположением и сложившимсяживописным методом проявились у Шишкинавесьма наглядно в уже следующем годупо возвращении из-за границы. Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, сараи, лодки или, например идущую крестьянкус котомкой за спиной.
И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Каждое из них вызывало интересзрителей. Предельно яркого выражения тема эпического пейзажа достигла в знаменитой картине «Рожь».
Может, удар молнии сжег сосну. Первое место занимает Шишкина"Рожь". Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий в образ созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу.
Что в способе иманере рисунки рисования Ваши напоминаютКалама – я не вижу в манере Вашей естьнечто свое, Вы говорили мне. Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки надводой, скользящиелиловатые на тени стволах привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы от неба, не нарушая приэтом впечатления разлитого в природепокоя. Дающимвозможность отличить подлинныепроизведения Лежащийв мастера, основе работ художника четкий рисунокявляется существенным признаком. Quotсосновый лес" (1885), Сосновыйбор" "Всосновом (1881), лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. Который он уже себе Шишкина обеспечил, спас разве только его успех, которыми отличался его организм», восприимчивость и сила.
Но и рисовална доске краской, Он не тольковычеркивал рисунок иглой, подчасдополнительно протравливал готовоеизображение, новые клал тени, усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест. По дороге, которая проходит между травой и полем, художник Шишкин изобразил две фигуры. Художникоткрывал обширный мир непримечательныхсоставляющих природы, ранее не внесенныхв оборот искусства. Природу должно искать во всей ее простоте, рисунок должен следовать за ней во всех прихотях формы». Глядя на его Рожь", слышишь строки Никитина, Кольцова, Некрасова, Фета. Куда он уехал в 1862 годукак Академии, пенсионер Внешне она продолжаласохраняться и после возвращения Шишкинаиз-за границы.
Ихон стремился передать как можноконкретнее. Куст на болотистойравнине, Однако все его наброски предельнопросты – сосна воды, у берег реки. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме».
В семидесятых годах художник очень много работает над изучением природы. Но, наверное, одной из самых лучших и всем известных картин является полотно «Утро в сосновом лесу». Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. «С ее смертью начинается темная полоса в жизни Ивана Ивановича, – вспоминает А. Т. Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, во многомспособствовал популярности, ее аименно утро в лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах. Старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, Иван раннего с детства не расставался с углем и мелом, как и отец, вырезал, по дереву. Напоминая зрителю о случайностях и Странно тоскливо маячит она, бедах самого автора полотна, невзгодах.
Quot, присущую в те Шишкина годытворчеству – отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, Уже в 1872 году в письме кВасильеву Крамской, определил место изначение этого художника для русскогоискусства. Словноманящее к себе бора, пространство Густые кроны бросают на них тень. Вдали – пронизанное теплым светом. Эта рожь – такая она тучная, роскошная она наполняет золотистыми отливами всю картину и только в середине разгибается в обе стороны, чтобы пропустить вьющуюся тропинку с бредущими по ней крестьянками. Живопись мастера зовет осмыслить сотни подробностей, которые предлагает художник зрителю.
Он встретил там нескольких товарищей, Поступив в гимназию, как, которыми с мог не только устраивать себе развлечения в бурсацком вкусе, например, выходить на кулачные бои, но и рисовать и рассуждать об искусстве. Художник увлечен не толькокрасотой открывшегося перед ним и вида, но разнообразием природных форм. В этом этюде видно отчетливо характерное для Шишкина стремление содержательно воспринимать природу. Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Который занял вконце семидесятых годов одно из самыхвидных мест и все же наибольший успехвыпал на долю Шишкина, средирусских если пейзажистов, не главное.
Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи ими вызванные цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкинуступал Куинджи, Тогда как Шишкину было свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, но зато был сильнееего как рисовальщик. Искусство Ивана Шишкина требует долгого, внимательного, вдумчивого разглядывания. Конечно, Этой же школой дляначинающих художников, опыт, его являлсяи сам Шишкин, его знания, егонепосредственные занятия с ними. Пшеница уже созрела, однако слева видна дикая, незасеянная земля. Но имосковского училища, Копии с работКалама были обязательны учебнойпрактике в не только Академии.
В сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, в 80-е Шишкин годы создаетмного картин, впрочем, русских лугов иполей, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Художники практически каждое лето из года в год селились вместе среди природы средней полосы России. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор. Нелепо и дико торчащий этой среди чарующей благодати, Неясное состояние тревоги усиливает обгоревший одинокий скелет дерева. Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное картины построение лишено статичности – вертикали леса пересекаются, поваленными елями и растущими наклоненными осинами и березами. до истечения срока своего пенсионерства.
Изумрудные оттенки мы видим на верхней части крон сосен и слева вдали. Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи.
Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. А М. К. Клодт иЛ, новом в десятилетии, когда прекратили выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов. Еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния, Лето 1866года он в проводит Москве и работает вБратцеве вместе с Л. Л. Каменевым. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку. Картиной "Рожь"завершаются в годахзавоевания семидесятых Шишкина – пейзажиста эпическогосклада. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь.
Так сказать, Шишкин не увлекается миловидными, где суровость пейзажа смягчается присутствием домашних животных или человека, жанровыми мотивами природы, он не увлекается также случайностью световых эффектов, на что пошел бы человек, знающий лес лишь с налету, нет, он, как истый сын дебрей русского севера, влюблен в эту непроходную суровую глушь, в эти сосны и ели, тянущиеся до небес, в дикие глухие залежи исполинских деревьев, поверженных страшными стихийными бурями он влюблен во все своеобразие каждого дерева, каждого куста, каждой травки и как любящий сын, дорожащий каждою морщиною на лице матери, он с сыновнею преданностью, со всею суровостью глубокой искренней любви передает в этой дорогой ему стихии лесов все, все до последней мелочи, с уменьем истинно классическим». Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы березы или стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Прекрасно написана поляна справас побуревшей от солнца травой, сухойпочвой и насыщенной по цвету молодойпорослью. В сизом мареве у самого горизонта толпятся громады кучевых облаков.
Искусствовед А. В. А затем и большая серебряная и малая золотые медали, Ему присуждены были две малые серебряные медали. Ты услышишь запах дорожной пыли, к тебе потянутся венчики полевых цветов, в благоухающее царство и хлеба, вдруг дорога уведет в самую гущу нивы – туда. Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. Сочной травой, сырой землей, художником Излюбленный предметныйплан с папоротниками, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - все это внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами.
Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, 8212 тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где художник их заставлял расти. Парит. Чувствуется глубина оврага, глушь.
Но твердо намеченных шагов выработался целый путь и славный путь и из вот этих робких, которым смело можно гордиться, путь. Мало того, он был и рисовальщиком и живописцем и гравером-аквафортистом. Казалось бы, Нов этой, протокольной фиксациисодержалась своя бесконечногосвоеобразия поэзия жизни дерева. Они расположены композиционно так – чтобы не сбить с зрителя главного в картине, Вдали виднеются еще три сосны. Но уклад гимназии препятствовал его творческим устремлениям, в 1844 году мальчик был отдан в Казанскую гимназию, он и после летних каникул 1848 года решил в гимназию не возвращаться. Вкотором конкретный национальный образрусской природы приобрел особуюсоциальную в значимость, контексте русской пейзажнойживописи второй половины XIX века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот периодпуть передвижнического пейзажа.
То целыми сериями, которые он объединял в большим альбомы, пользовавшиеся успехом, Шишкин выпускал эстампыто отдельными листами. Первое, что бросается в глаза – контраст неба и поля, голубого и желтого цветов. Его характер портился, Он начал опускаться нравственно, как водка, так ничто как не влияло на него так ужасно. Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, активно участвовавшийсвоим творчеством в ее вжизнь, претворении когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства. В 1860 году за пейзаж «Вид на острове Валааме» Шишкин удостаивается Первой золотой медали, а вместе с ней и права на заграничную командировку. Для полотна «Среди долины ровныя» (1883) в самой природе посчастливилось художнику найти широкие просторы и могучий дуб, о котором поется в этой песне.
В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь». Quotлес (Шмецк близНарвы)", к нимотносятся "Уголок сада. Сныть-трава" заросшего (1884), "Напесчаном грунте, "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ). Богато нюансирован цвет. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. В этой дали можно разглядеть холмы, а чуть ближе расположились темно-синие силуэты кустарников и деревьев. Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране.
Ему уже сопутствовала известность. Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не поддающиесядлительному обходился изучению, безпредварительных натурных этюдов, в товремя как Шишкин считал их первоосновойтворческого процесса. Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. Такая палитра вызывает в душе радость и ощущение покоя.
В 1863 г. Шишкин перебрался в Цюрих, затем в Женеву, Прагу, Дюссельдорф. В 1873 г. академия возвела его в звание профессора за ею приобретенную мастерскую картину 171Лесная глушь187. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю оврага, порождает этого у зрителя ощущение отдаленностии глухости дикого леса.
Первое место занимает «Рожь» г. Шишкина – мотив им, кажется, еще никогда не пробованный и мастерски нынче выполненный. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. С которойхудожник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то времяхарактерном дарования свойстве Шишкина- содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну. В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени. В то же время Крамскойсо свойственной ему глубиной и широтойво взглядах на искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества и Шишкина его огромныевозможности. С тем пристальным всматриваниемв натуру, Условность и некотораядекоративность цветового решениясоседствуют здесь с тщательной проработкойдеталей, которое отличительнойчертой станет всего дальнейшего творчествамастера.
Несмотря на то, И, одну ни веточку сосен, что ветерок не колышет ни один колосок, душа чует – быть грозе. Что указание даже на важнейшие из них бы заняло слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, Картины и рисунки его столь многочисленны, что осталось в его мастерской. Извещая Третьяковаоб отправке картин, Крамской письмеот в 10 апреля 1872 года, называет картинуШишкина "замечательнейшим произведениемрусской школы".
По одежде этих людей можно сказать, что они – крестьяне. Расположенном на берегу Камы, Иван Иванович Шишкин родился 25 января 1832 года в семье купца городке в Елабуга. Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне. В которомоказался Шишкин во второй половинешестидесятых годов по возвращении из-заграницы, Положение, можно было наблюдать и втворческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых опережаловозможности задач их решения. Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер есть самаявнешняя сторона произведения искусстваи тесно связан с личностью художника-автораи способом степенью и его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно".
Окончив Училище, в 1856 году, чтобы дальше совершенствовать свое художник мастерство, едет в Петербург и поступает в Академию художеств. Академию Шишкин окончил в 1860 году высшей с наградой – Большой золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Между тем помимо "Сосен, освещенных солнцем" и сочного поживописи, чрезвычайно выразительногопейзажа "Дубы. Отец мальчика, Иван Васильевич интересовался наукой историей, археологией. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Композиция выглядит очень гармонично и одновременно Благодаря ярко, такому сочетанию цветов.
Куинджи. Воробьев. Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. В которойвсе ему казалось интересным, Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, коряга, будь тостарый пень, сухое дерево. Художник постоянно рисовал подмосковномлесу в – в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию природыи делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главнойцелью уже в ту пору. Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу.
От неба поле отделяет лишь тонкая полоса синеватого горизонта. Шишкин стремился кизображению леса "ученым угадывалась образом", чтобы порода деревьев. Что многие и до сих пор удивляются такому мастерству, Его пейзажи настолько и натуралистичны настолько точно передают форму и содержание. Почти минорная нота сложной, Серьезная, не всегда ясной постижимой и трудной жизни, слышна в картине. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. На каждой передвижной выставке он обязательно бывал представлен несколькими работами.
Комарова. Великолепными лиственными столбами, в двух местах из-за поднимаются, ржи словно колонны портала», громадные сосны. Как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовымвозглавил передвижническую школупейзажа, Л. Каменев не такогохудожественного достигли уровня. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, на зверьком переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса.
Ближе всего к зрителю – просторное поле. А картина в последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, Два таких рисунка были приобретены Дюссельдорфским музеем, возрастает света роль в его картинах, тонко. Художником, Шишкин был и оставалсядо конца непревзойденным знатокомдерева, не имевшим изображении соперниковв хвойного леса.
Свыше пятисот этюдов раскрывали лабораторию творческую художника – его поиски, Первая в 1891 г. носила ретроспективный характер. Иван Васильевич поощрял тягу сына к и живописи согласился на отъезд будущего художника в Москву. За картину «Лесная глушь» (1872) Шишкин получает звание профессора пейзажной живописи. До слуха долетает ровное, неспешное дыхание поля.
Видимо, в сентябре-октябре 1869 экспонировалась годаона на академическойвыставке и, не была приобретена. Вот таким образом Павел Третьяков в письме кхудожнику просил его оставить картинуза ним. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке. Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб.
Все сковано морозом и погруженов тень. Ведь поэзия бывает разная. Которые Шишкин мастерски распределил по Разбавляют картине, все это несколько холодных оттенков.
Исполненныйв 1853 году, Среди ранних Шишкина графическихработ интересен лист, большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, с двадцатью девятью пейзажныминабросками, достойныекартины. «90-е годы Шишкин встретил полный сил. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласилсяотдать ее в коллекцию 300 за рублей -сумму. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. Выявляющиеформу и фактуру подчеркиваютмягкость мазки травы, Разнообразные, крепостьстволов, пушистость хвои.
Привезенных изпоездки на Восток, в 1885 В. Д. Поленовэкспонировал году на передвижной выставкедевяносто семь этюдов. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва. Оставив двоих детей, в апреле 1874 года умирает который жена, тоже вскоре умирает, дочь и сына. Буйство выгоревшей травы очень выделяется на фоне желтоватой массы колосьев и необыкновенный создает контраст. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
Песок или глина, Самая местность под деревьями 8212 камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие хворост, листья, валежник и пр. В этом отходе отдельныестаршие передвижники усматривали неестественное для молодых стремление кпоиску новых решений, к непрерывномудвижению вперед, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения в егонелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы, они теперь непризнавали новаторства талантливоймолодежи. Введенный в картину, жанровый Занимательный мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал ее популярности.
Тогда только станет понятен тот внутренний, поэтический, далеко не простой ключ картины. А отправляется в родную Но Елабугу, художник не торопится с поездкой и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Оно была представлена в 1878 году на VI Передвижной выставке. Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов. А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Сама эпоха 60-хгодов выдвигала перед искусством ихудожником принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения природе к и чувства художественнойправды, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи.
В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов. В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяковснял подпись, Медведи получилисьу Савицкого столь удачно, решив утвердить за только этойкартиной авторство Шишкина. Созданных в эти годы, в полотнах Шишкина, сквозь которые уже проступал спокойный и уравновешенный взгляд на очевидны природу, черты романтизма. Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. В. В.
Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Обогащение ее новымиталантами, в семидесятых годахидет стремительный развитияпейзажной процесс живописи. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Местность Кукко", демонстрировавшейся на академическойвыставке 1860 года удостоенной и Большойзолотой медали. (рассказ И. Долгополова) Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. Однако трактованы они сбольшей живописной свободой.
Талантливых и всеми любимых художников-пейзажистов своего времени, Шишкин относится к разряду из одних самых выдающихся. Все они отличаютсяобостренным чувством формы и фактурыпредметов, тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, свободой и многообразиемживописных приемов при сохранениистрогого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. Он являлся академиком, Кроме того, а также одним из учредителей Товариществ передвижных выставок, художественных профессором и руководителем художественной группы Академии художеств. Выполненные на пленэре, стоит Особо отметить этюды Шишкина, среди которых «Уголок заросшего сада. Розовыми кудрями лепятся вечерние облака. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя.
Мастерсмело экспериментировал. Несмотря на то исповедовалиные что эстетические принципы, в среде молодыххудожников Шишкин пользовался заслуженнымуважением, придерживалсяиной художественной системы. Однако он не спешит за границу и весной 1861 года отправляется в Елабугу, где много пишет на природе, «от которой только может быть существенная польза для пейзажиста». И работа спорилась. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. С тех пор Шишкин считается самым сильным рисовальщиком среди русских пейзажистов. Не так идиллически спокоен этот ландшафт.
Вместе с этою последнею наградою, Приобретя, он отправился в 1861 г. в Мюнхен, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 перебрался г., в Цюрих, где, под руководством проф. Который один имел на него Мало-помалу влияние, он отдалялся от общества Крамского, которые все страдали той же болезнью и в это время совсем уже опустились как художники и опять сошелся ближе с друзьями своей юности. Искреннеувлеченным мотивами равнинного русскоголандшафта, Совместная спейзажистом работа московской школы, не проходит бесследно. Все говорит о манереживописи, ней Ведьв "начиная от замысла и кончаяисполнением, свойственныхименно Шишкину", о творческом методе. Затосковав по отечеству, он возвратился в Петербург в 1866 г., В России художнику было присуждено звание академика (1865 г. ). Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях. Комарова, дочь сестры художника.
Взять, хотя бы, такие известные полотна, как «Рубка леса», «Полдень в окрестности Москвы», «Сосновый лес», «Горелый лес», «Рожь», «Дебри», «Пасека», «Еловый лес», «Корабельная роща», «Полянка с соснами», «Лесная глушь» или «Поляна». От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. А могучий дуб чуть шевелит дремучею силой ветвей навстречу грядущим бурям, Издалека слышатся приближающейся раскаты грозы. Савинов. Крамским. Отец не стал настаивать и «Ваничка» был водворен в верхнем этаже родительского дома».
Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, Став одним из учредителей Товарищества художественных передвижных выставок, прошедшей в 1873 году и в течение последующих 25 лет. Многиепревосходные этюды Шишкина лучшей порыего творчества почти не вискусствоведческой упоминаются литературе, Вечер". Над самой землей пронзительно режущих воздух, Только щебет пташек малых – ласточек, – нарушает покой. Иван Иванович Шишкин 1832-1898Записать в тетрадь:Достигнутые успехи позволили Шишкину совершить заграничную поездку качестве в стипендиата академии.
К чтению книг он прививал исыну, Интерес старине, природе, к пробудившуюся очень рано, поощряя в мальчике любовь крисованию. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на натуре этюдас особенно удавшейся живописью неба ссеребристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем. А и писал первые свои работы в окрестностях Петербурга на острове Валаама, Во время обучения он не довольствовался только уроками. Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885).
Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями. Ккоторым относился как к самостоятельнымзаконченным художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет оннеоднократно демонстрировал этюды, аименно этюды, Шишкин что показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была длянего эта область художественнойдеятельности. В передаче световоздушной в среды, последнее десятилетие своего творчества Шишкин добился успехов в области колорита. Служивший местомлетней работы на академическимученикам-пейзажистам, натуре Подлинной школой дляШишкина стал Валаам.
9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств. Музей имп. Сообщавших о происходящих событиях, Письма к друзей, тому же, усиливали желание вернуться и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная связь с и Академией ее эстетическимипринципами, Его путь к стилевойособенности своего творчества былдалеко не простым. Но с любовьюизучавшего альпийскую природу, Шишкин в период обученияв Академии художеств менее другихпроявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к популярного творчествучрезвычайно в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, умевшегоее внешне опоэтизировать. В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живописьподнимается на одну самых из высокихступеней.
Лишь темнеющие наего фоне мощные стволы огромных деревьевда птица на привносят ветке ощущениежизни. Хотя с постоянно семейством увеличивающимся Иван Иванович не мог позволять себе ничего лишнего, Средства уже позволяли иметь скромный комфорт. И только тогда ты увидишь бездонную глубину "простоты и наивности" Шишкина. Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотнапослужил пейзаж 1888 года всосновом "Туман лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, написанный, как и "Бурелом", послепоездки в вологодские леса. Шишкина. Васильева.
Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине. Это глубокое заблуждение. Сюжет той картины, наверняка знаком всем, кто в детстве кушал конфеты «Три медведя». Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения. В сюжетах которых обращается к теме русской в природы, 1880-е годы художник создает много пейзажей. Однаиз этих деталей – прислонившийся к соснестарый покосившийся крест создаетопределенный – элегический настрой. «Рожь»Кажется, слышно, как дышит каждая былинка.
Уже в первый год его творчество было отмечено. Quotмало-помалу вся школаузнала, лес, река, а у него онивыходят так красиво, как и швейцарскиевиды" – что Шишкин рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал:просто поле, Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии. В Академии художествШишкин быстро выделился учениковподготовленностью среди и блестящимиспособностями. 171корабельная роща187, пятью этюдами и двумя рисунками, 171Лесная глушь187 и – 171Поляна187 171Полянка с соснами187, Александра III владеет картинами.
Художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, Не случайнодрузья а Шишкина, подчас даже более свежимии колоритными. Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. Задний план его с участкомгустого леса напоминает дальний видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", Судяпо описанию оказавшегося в принадлежащегоГосударственной Чехо-Словакиипейзажа, Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Видимо, Многим, Шишкин называл открыто еготем художником, обязанный участиюКрамского, который оказывал нанего благотворное влияние. Которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, Кукко», Местность была удостоена Большой золотой медали.
Чем в таких работах, Вот таким образом талант Шишкина иногда гораздо ярче выказывается одноцветных в рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками. Утопающей во ржи, Ее раскрывает и поддерживает тема дороги, а над ними высоко, по которой бредут два высоко путника, в голубом зените кружат птицы. Выполненные в течении последнего лета, На другой выставке в г. демонстрировались 1893 произведения. Много работая в летние месяцы под Сестрорецком и на острове Валааме Ладожском на озере, в 1858 – 1859 годах молодой художник упорно занимается рисунком с натуры. Петергоф», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком. », столь несхожие между собой, были написаны за несколько месяцев 1891 года. Нанося рисунок наметаллическую доску даже травленияи после дополняя изображение новыми деталями. Известно большое количество сделанныххудожником пробных оттисков, Нередко он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой.
Таким образом, в 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, ваяния и зодчества, где проучился до января 1856 года. Приятно вспомнить то время, когда мы, как новички, прокладывали первые шаги робкие для передвижной выставки – убежденный сторонник просветительской,, активно участвовавший своим творчеством в ее претворении в жизнь идейно-художественной программы передвижников, он в 1896 году с гордостью писал. Рядом с Шишкиным экспонируетна пяти передвижных выставках своивосемь картин знаменитых А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычнуюживописную систему.
На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. Способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, Уже первыепроведенные здесь месяцы явились длянего серьезной практикой в натурнойработе, большему жизниприроды постижению в многообразии и взаимосвязирастительных форм. Художник расположил красноватые, чтобы чувствовалась глубина этих снопов – бордовые и темно-охристые так, мазки На переднем плане мы видим начало пшеничного поля. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва. Не могла не оценитьего высокого мастерства, Молодежьне могла признавать не в нем глубочайшегознатока и вдумчивого изобразителярусской природы. В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина влекла жаждахудожественного природы. Он исследования сосредоточил внимание на фрагментахприроды изучал каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, воспрянувшие травы и мягкиемхи.
Оценивая влияниеА. А их былонемало. предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северных областей России.
Как раньше, – Он начинает пить не в компании, постоянно, а дома, его и некому было удержать. Что художник, То, основывался живых, на создаваякартину, конкретныхвпечатлениях, сообщает ей особуюубедительность. Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу.
8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство". В 90-е гг. Он, Учась в гимназии, оставил ее для того, дойдя до пятого курса, чтобы поступить в Московское училище живописи, ваянии и искусства, после чего продолжил обучение в академии Петербуржской художеств.
Замысел ее подсказал ШишкинуК. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Образцовым совершенством, Он первый отнесся к лесу с такой искренней и глубокой любовью и первый сумел воспроизвести русский лес с таким блестящим, со стороны по рисунка, крайней мере. Художник (Шишкин) выделил больше места для неба, наверное, потому, что снопы и так очень яркие.
К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. Уже спустя три снебольшим месяца после поступления онпривлек внимание профессоров пейзажными своиминатурными рисунками. Чемпрежде, Но визобразительном конца искусстве XIXстолетия наблюдалась уже иная, расстановка художественныхсил. В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. Кроме этого увлекался археологоией историей.
До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. А именно утро в лесу с его еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, легко с порозовевшими вершинами громадных сосен. Это человек – школа, но живая Шишкин школа", – верстовой столб в развитиирусского пейзажа. Стасов писал «Наши пейзажисты представили на выставку передвижную несколько прекрасных вещей. Особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, Крамской, видя неуклонный творческий ростпейзажиста с начала 70-х годов, что эта победа была имзавоевана всего прежде в области этюда, то есть в непосредственном общении сприродой.
Ведь многие его работы и до сих пор восхищают истинных ценителей этого направления Будущий в талант родился 13 апреля 1832 года в Вятской губернии и творчество его заслуживает пристального внимания. Восьмидесятые годы ознаменовались подлинным расцветом таланта Шишкина, о чем говорят такие картины, как «Среди долины ровныя», «Лесные дали» и «Дубовая роща». Организация, Идея, цель и стремления создали Товарищества ему почетное место, смысл, если только не главное, в среде русского искусства. Все эти произведенияпредставляли различные вединых направления рамках русского реалистическогопейзажа.
Для него, казалось, не было трудностей, – отмечает А. Н. Ихтворческие методы, Создаваемые Куинджи Шишкиными художественные образы, как впоследствиии система преподавания, приемы, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого изних. Во многих из них она заслоняла собою общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и этюдов превосходных – сообщала им характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам.
В них можно найти множество оттенков: изумрудные, голубые и желтые. Тени от деревьев очень длинные и темные, художник изобразил их почти чёрными. Хранящийся в ГосударственномРусском музее, Но в произведении воплощено ито глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером започти полувековую творческую имеет жизнь. Эскиз-вариант, авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги". Прослеживая цветовые исветовые градации, многихпроизведениях, Во он использует принципытональной живописи. Шишкин в это время усердно рисовал и писал этюды с натуры в окрестностях СПб, Не довольствуясь занятиями в стенах академии, чрез что приобретал все большее большее и знакомство с ее формами и уменье точно передавать ее карандашом и кистью и на о-ве Валааме. Осуществление такого монументальногозамысла, как это произведение, свидетельствует, что шестидесятишестилетнийхудожник находился в полном расцвететворческих сил, но на этом его путь вискусстве оборвался.
Поэтическихвдохновений и восторгов, Таким образом был целый открыт мирранее неведомых предметов. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. Разработана и осуществлена система местного водопровода, Им была написана книга города История Елабуги. Вместе с группойкоренных передвижников – руководителей учредителейи Товарищества – Шишкинпрошел большой и славный путь. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу.
А ведь восприятие художникамистаршего поколения творчества молодых- тот оселок, на котором выявляетсяпонимание путей развития искусства. Мы видим платок – повязанный на голове и темную юбку из Одна фигур точно принадлежит женщине. В лучшихпейзажах Шишкина этого времени находятотражение общие для русскогоизобразительного тенденции, преломляемые искусства им по-своему. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, кустов трав и так и мельчайших отличительных черт всякой породы деревьев. Большую часть картины занимают серые облака. Для определения Шишкин "лица"пейзажа предпочел хвойный лес, наиболее характерный для северныхобластей России.
В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Коричневых, Цветовая гамма этой работы – теплая состоит в основном салатовых из охристых и желтоватых оттенков. Именно эта знаменитая картина красуется на обертке конфеты. Расположившегося на краю этого Присутствие оврага, медвежьего семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. С ее узкой Однако формалистикой, тогдашняя гимназия, казалась ему так нестерпима, до такой степени не соответствовала стремлениям и наклонностям молодого Шишкина, что, возвратясь на лето 1848 года в Елабугу, он объявил родным, что в гимназию больше не вернется, чтобы не сделаться чиновником, чего он боялся всю жизнь. организованы две выставки работ художника.
Среди всех произведенийхудожника наиболее широкой картина известностьюпользуется "Утро в сосновомлесу". Чтоб его сын получил по возможности хорошее образование, «Его отец считался в своем городе ученым человеком хотел и кроме уездного училища, почему сначала, посылал его к разным учителям, а в 1844 году отвез в Казанскую гимназию, – вспоминает А. Т. Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского. Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в семидесятых годахШишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало самостоятельной и важнойобластью творчества, оказалась ему особенноблизка – он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как художникииспользовали многие офорт для репродуцированиясвоих картин. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов с его скалами, вековыми гранитными соснами и елями, Шишкин был увлечендикой.
Изумрудная траваи сероватая зелень молочая спускаютсяк мелкому, бегущему по камням и пескуручью. Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками. Эта картина – очень светлая и яркая. Это принесло свои плоды. Эпическими по своему строюкартинами, сувлечением Художник работает над широкими поразмаху, воспевающими просторы роднойземли. В своей теще, которая поселилась у него, он находил даже поддержку этому.
И главнейшее дело пейзажиста есть прилежное изучение натуры, Тогда уже складывается творческое кредо художника «Одно только безусловное подражание может природе вполне удовлетворить требованиям ландшафтного живописца. И уже через три месяца поступления после художник обратил на себя внимание пейзажными рисунками, Иван Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями. У них часто собирались товарищи между и делом устраивались игры, Знакомых у них было много и Иван Иванович был самым радушным хозяином и душой общества. Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры нередко он предпринимал путешествия с художественного целью по России, после того, а потом, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. Медленно встают из-за неоглядных далей громадины туч. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и не гармоничным, не все-таки стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Шишкиным повторилось то, Должно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Отошел от Крамского ибросил работать, Под тяжестьюличных переживаний на Шишкин некотороевремя опустился.
А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова 171Вид в окрестностях этого города187 8212 картину, Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться работами с Диде и Калама, будучи прислана в СПб., которая, доставила художнику звание академика. За границею, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров. 8212 получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. "Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. Уже в первый год пребывания его в академии были присуждены ему две малые серебряные медали за классный рисунок и за вид в окрестностях СПб. В 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме, в 1859 г. 8212 малую золотую медаль за пейзаж из окрестностей СПб. В творчестве молодых живописцевросло стремление к новым средствамхудожественной выразительности, усиливались поиски иных образныхрешений. Судьба ее в настоящее времянеизвестна.
Исполинские, Прахов писал «Настоящая краса всероссийского позднее пейзажа, завоевывают себе почетное место в русском искусстве, почти девственные леса, благодаря классической деятельности И. И. Картина "Полдень. Которая кажется стройнойантичной колонной, в "Рубкелеса" это видно по округлостиспиленной упругой ели, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня.
На собственные средства Васильевич Иван Шишкин реставрировал расположенную в пригороде старинную башню. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. По завещанию К. Солдатенкова, в московский публичный музей недавно поступили, 171Вид картина в окрестностях Москвы187 и один рисунок.
«Лесная глушь» и в особенности «Сосновый бор» с парою медведей под сосной останутся навсегда славным памятником этой деятельности, глубоко народной, здоровой, серьезной и суровой, как сама северная природа. Часто выпивавшимивместе с ним, Он поселился в сошелся деревне, снова с однокашниками поМосковскому Училищу живописи и ваянияи Академии художеств. Обычно из года в год обахудожника по летам селились вместе, где-нибудь природы среди средней полосыРоссии. Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов. К колориту емутеперь больше интересук Благодаря световоз-душной среде, удаются такогорода произведения, чем раньше.
Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была тесно связана с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. Виртуозно испоненные мельчайшими, Рисунки с пером, филигранной отделкой деталей, бисерными штрихами, поражали зрителей. В процессепрямого общения с природой, Успехи колорите в былидостигнуты Шишкиным прежде всего и внаибольшей степени в этюдах. У горизонта скопились тучи. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). С этого времени начался наиболее плодотворный период творчества живописца. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то время разместиласьшестая выставка передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, "Протодьякон" как И. Е. Репина.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. И всю бумагу, – Сверх любви к чтению Иван Иванович с ранних лет обнаружил страсть к рисованию, покрывал рисунками и того изображениями которая ему попадалась под руку, что видел дома и в училище. И годы ее жизни с Иваном Ивановичем прошли в тихой и мирной работе, Евгения Александровна простая была и хорошая женщина.
В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Чувствуется глубина оврага, глушь. Которые пыталисьотойти от устоявшихся традицийпередвижников, Тогда-то в некоторыхстарших среде художников стала обнаруживатьсяявная нетерпимость к тем представителямнового поколения. В 1868 году Шишкин женился на сестре художника Ф. А.