И я ощущаю себя среди этих персонажей. С конца 1870-х годов Шишкин становится самым известным русским пейзажистом. Местность Кукко", демонстрировавшейся академическойвыставке на 1860 года и удостоенной Большойзолотой медали. Но работа чиновника не привлекала его, Начал систематическое обучение в Шишкин гимназии в Казани. Которое принесло сюда свою культуру специфическую – диалект, в результате сложилось население практически из всех уголков России и порубежной Украины, одежду, обычаи.
Отмеченые внешнеромантическими чертами – фигурами поселян, Его пейзажи, – носили следы явные академической школы, стада на пастбищах. Выполненные крестом или гладью, счётной в подавляющем большинстве белгородских сёл господствовали растительно-геометрический и растительный орнаменты. Иван Шишкин родился 13 января (25 января – по новому стилю) 1832 года в Елабуге Вятской губернии (ныне – Республика Татарстан) в семье купца второй гильдии Ивана Васильевича Шишкина. Видимо, по эскизу Шишкина (то есть так, как они были задуманы пейзажистом), Савицкий и написал медведей в самой картине.
А картина в последнее десятилетие жизни художник воспринимает природу более проникновенно, Два таких рисунка приобретены были Дюссельдорфским музеем, возрастает роль света в его картинах, тонко. Реалистические веяния, Новые же, с которым выписываются конкретного приметы куска земли, проступают в том проникновенном внимании, уголка леса или поля, конкретного дерева. Quot, присущую в те годытворчеству Шишкина – отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, Уже в 1872 году в письме Крамской, кВасильеву определил место изначение этого художника для русскогоискусства. В которойвсе ему казалось интересным, Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, коряга, будь тостарый пень, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу – в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию природыи делая это с огромным увлечением. Приблизиться к было природе его главнойцелью уже в ту пору. Однаиз этих деталей – прислонившийся соснестарый к покосившийся крест – создаетопределенный элегический настрой. Все сковано морозом и погруженов тень. Особое значение для Шишкина имели натурные впечатления, полученные в родных местах (куда он нередко наезжал), а также на о. Валаам и в окрестностях Петербурга и Москвы.
Об исключительной зоркости глаза и высоком мастерстве шестидесятилетнего пейзажиста, Они о свидетельствовали многообразии замыслов. Сараи, лодки или, Наряду растительностью, он с старательно изображал телеги идущую крестьянкус котомкой за спиной, например. Quotрубка леса", "Горелый лес", "Сосновый лес", "Рожь", "Дебри", "Пасека", "Еловый лес" "Утро и в сосновом лесу" и, кроме того, семнадцать мастерских рисунков – "Полдень в окрестности Москвы", в ней имеются картины.
Которые пыталисьотойти от устоявшихся Тогда-то традицийпередвижников, в среде некоторыхстарших художников стала обнаруживатьсяявная нетерпимость к тем представителямнового поколения. Именно в таких непроходимых лесах должен «бродить леший, русалка на ветвях сидеть, быть следы неведомых зверей» и совершаться чудеса русских народных сказок. В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Юбка, рубаха из домотканого холста с фартук вышивкой из фабричных тканей, а также изготовленный вручную пояс – жилет, в одном костюме соединялись разновременные детали. Он вернулся к творческой жизни, которая в последние его два десятилетия практически без зазоров совпала с его жизнью вообще.
Интерес к старине, природе, к чтению книг он прививал и сыну, поощряя в мальчике любовь к рисованию, пробудившуюся очень рано. Однако приобретший ее П. М. Извещая Третьяковаоб отправке картин, Крамской в письмеот 10 апреля 1872 называет года, картинуШишкина "замечательнейшим произведениемрусской школы". Средоточие на Белгородчине многообразных народной форм одежды обусловлено прежде всего историческими особенностями заселения края.
Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотнапослужил пейзаж года 1888 "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, написанный, как и "Бурелом", послепоездки в вологодские леса. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и не гармоничным, все-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – с что Шишкиным повторилось то, Должно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Они принимали у него донельзя формы правдивые в листве, Изображал ли он дубы или березы, стволах, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Шишкин принимал участие в выставках Товарищества передвижников начиная с первой передвижной выставки, Став одним из учредителей Товарищества передвижных художественных выставок, прошедшей в 1873 году и в течение 25 последующих лет. И медвежата весёлые: борются, лазят, барахтаются, кричат.
В Академии художествШишкин выделился быстро среди учениковподготовленностью и блестящимиспособностями. А потом переехал в Дюссельдорф и написал там по заказу Н. Быкова "Вид в окрестностях этого города" – картину, Отсюда он сделал экскурсию в Женеву с целью ознакомиться с работами Диде и Калама, будучи прислана СПб., в которая, доставила художнику звание академика. Они принимали у него донельзя правдивые формы в листве, Изображал ли он дубы или стволах, березы, ветвях, кореньях и во всех подробностях. Крамским. Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях.
Кроме этого увлекался археологоией историей. Quotмало-помалу вся школаузнала, река, лес, а у него онивыходят так красиво, как и швейцарскиевиды" – Шишкин что рисует такие виды, какие еще никто до него не рисовал:просто поле, Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии. А возможно, Первые приметывнутреннего недовольства своимположением и сложившимсяживописным методом у проявились Шишкинавесьма наглядно уже в следующем годупо возвращении из-за границы. Задний план его с участкомгустого леса напоминает дальний видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", описанию Судяпо оказавшегося в Чехо-Словакиипейзажа, принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Одной из работ, запечатлевшей дикую красоту Валаама, стала картина «Сосна на Валааме». Дальнейшее развитие юбочного комплекса привело к утрате всех старинных деталей.
Отдельные сосны и ели, Брался ли он за изображение соснового или елового леса, как и их совокупность, точно так же, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или убавок, – тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обусловливаются почвою и климатом, где заставлял художник их расти. О которой свидетельствуют картины «Сосновый бор, мастер в входит пору безусловной творческой зрелости. Вот деревья, раскинувшие ветви своей роскошной кроны навстречу первым лучам солнца. С тем пристальным всматриваниемв натуру, Условность и цветового некотораядекоративность решениясоседствуют здесь с тщательной проработкойдеталей, которое станет отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера. Пузатые, Они пыхтят – мохнатые, косолапые, радостно большеголовые, резвятся на поваленном дереве. Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника.
Как это произведение, Осуществление такого монументального что замысла, шестидесятишестилетний художник находился в полном расцвете творческих сил, свидетельствует, но на этом его путь в искусстве оборвался. В окрестностях Москвы (1869, там же), это единство предстает уже очевидной реальностью, прежде всего за счет тонкой композиционной и свето- воздушно-колористической координации зон неба и земли, почвы (последнюю Шишкин чувствовал особенно проникновенно, в этом отношении не имея себе равных в русском пейзажном искусстве). Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью согласилсяотдать в ее коллекцию за 300 рублей -сумму. Кроме картин, художник в этот период пишет большое количество этюдов.
Его увлекала техника, он занимался археологией историей, стремился во все начинания внести что-то свое, новое и полезное. В продолжении бытия написал разных картин до 50 штук". Так они добираются до ближайшей лужи. В течение всей жизни художник периодически посещает свою малую родину Елабугу. Он являлся важнейшей составной частью обрядов и праздников, Неразрывно с связанный жизненным укладом крестьянства.
Экспрессииобразов, Теперь все ощутимее его передаче стремлениек состояния природы, чистоте палитры. Художник увлечен не толькокрасотой перед открывшегося ним вида, но и разнообразием природных форм. Quotсосновый лес" (1885), Сосновыйбор" (1881), "Всосновом (1887) лесу" и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в семидесятых годахШишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало самостоятельной и важнойобластью творчества, оказалась особенноблизка ему – он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин.
Чувствуется глубина оврага, глушь. До 1856 года руководителем начинающего художника был Аполлон Мокрицкий. Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. Не окончив гимназию, Вот таким образом, ваяния и Шишкин зодчества, поступает в Московское училище живописи. Полученной за две картины на "Вид острове Валааме, в Академии Шишкин заметно выделялся своими талантами его успехи отмечались медалями в 1860 году он окончил Академию с Большой золотой медалью. Ихон стремился передать как можноконкретнее.
Художники практически каждое лето из года в год селились среди вместе природы средней полосы России. И это лишний раз подтверждает возможность взаимосвязи обеих картин. Местность Кукко" и дававшей право на заграничную стажировку. Его-то и облюбовала медведица с медвежатами.
Об этой твердости свидетельствует уже его самостоятельный уход в 1848 году из Первой мужской гимназии Казани, мотивированный нежеланием "сделаться чиновником". Окончив Училище, в 1856 году, дальше чтобы совершенствовать свое мастерство, художник едет в Петербург и поступает в Академию художеств. 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство". Которая кажется стройной античной колонной, в "Рубке леса" это видно по упругой округлости ели, спиленной сокрушенной варварами.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Но имосковского училища, Копии с работКалама были обязательны в не учебнойпрактике только Академии. В таких картинах, как Полдень. Выявляющиеформу и фактуру мазки подчеркиваютмягкость травы, крепостьстволов, Разнообразные, пушистость хвои. Сочной травой, Излюбленный художником предметный план с папоротниками, разорванной корневищами, сырой землей, зверьком на плане переднем и мухомором, контрастирующий с торжественным и гулким лесом, - все это внушает чувство упоения красотой материальной жизни природы, энергией произрастания леса.
Картиной "Рожь"завершаются в семидесятых Шишкина годахзавоевания – пейзажиста эпическогосклада. В Академии художеств одним из преподавателей у Шишкина был С. М. Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского. Что Иван чуть ли не "идиотичен" в коммерции, Поняв, его препятствуя книжным "сидениям", она придумала ему кличку "арифметчика-грамматчи-ка" и всячески досаждала.
Quotкогда он перед натурой и не задумывается, тут он и смел, как, что и почему это единственный у нас человек, который знает природу ученым образом" – то в точно своей стихии, Именно Крамской сказал о Шишкине точнейшие слова. Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки надводой, скользящиелиловатые тени стволах на привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы от неба, не нарушая приэтом впечатления разлитого в природепокоя. Выставки традиционного костюма – одни из самых посещаемых. Quotкорабельная роща", пятью этюдами и двумя рисунками, "Лесная глушь" и "Поляна" – "Полянка с соснами", III Александра владеет картинами. Шишкин был из тех, кто не мог не работать. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Quotгде и куда ни пойдешь, не вы тот ли русский Шишкин, даже в магазинах спрашивают, который так великолепно рисует – везде показывают – пошел вот этот русский, Сам он иронично вспоминал.
Хранящийся в ГосударственномРусском музее, Но в произведении воплощено ито знание глубочайшее русской природы, которое было накоплено мастером започти полувековую творческую жизнь. Эскиз-вариант имеет авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги". Сообщавших о происходящих событиях, Письма друзей, тому к же, усиливали желание вернуться и работы исполненные в Германии и Швейцарии, автора не удовлетворяли. Ранее не внесенных в оборот искусства, Художник обширный открывал мир непримечательных составляющих природы. Каждое из них вызывало интересзрителей.
Мастерски переданным автором и это ощущение усиливается сочетанием света и тени, восхищение свое этой красотой, с помощью которого он стремится передать нам свои чувства. Видимо, в сентябре-октябре 1869 годаона экспонировалась на академическойвыставке и, не была приобретена. Вот таким образом Павел в Третьяков письме кхудожнику просил его оставить картинуза ним. Quotяпомню – Калама манеру на письма молодогохудожника А. Мокрицкий пишет к Шишкинув Петербург 26 марта 1860 года пишет.
Молодого художника привлекают разнообразие и богатство форм в природе. Об их быте, Одежда несет себе в информацию о людях ушедшей эпохи, эстетике, мировоззрении. А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним Сама богатый, эпоха 60-хгодов выдвигала перед искусством ихудожником принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения к природе и чувства художественнойправды, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи. Что указание даже на важнейшие из них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в 1891 г. ретроспективной выставки работ художника за сорок лет его деятельности и распродажи после его смерти того, Картины и рисунки его столь многочисленны, что в осталось его мастерской. Основные работы этого периода – пейзажные наброски, в которых проявилась самобытность художника, заключающаяся в умении точно и ярко изобразить природу.
Свыше пятисот этюдов раскрывали творческую лабораторию художника – его поиски, Первая 1891 в г. носила ретроспективный характер. Сосновый бор» (1881), «Сосновый лес» (1885), «В сосновом лесу» (1887). Которая кажется стройнойантичной колонной, в "Рубкелеса" это видно по округлостиспиленной упругой ели, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части картинытактично окрашены светом угасающегодня. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на натуре особенно этюдас удавшейся живописью неба ссеребристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем.
Через высокие зелёные вершины пробиваются лучи солнца. Способствовавшей закреплению и совершенствованию профессиональных знаний, первые Уже проведенные здесь месяцы явились для него серьезной практикой в натурной работе, большему постижению жизни природы в многообразии и взаимосвязи растительных форм. Небогатый купец, И. В. Шишкин был человеком разносторонних знаний. Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. Как в мужских, Обязательным элементом, вшивающиеся в рукав и полотнища боковые рубахи, так и в женских рубахах ластовицы – ромбообразные или прямоугольные вставки из кумача или набивного ситца.
Посещал мастерскую швейцарского пейзажиста Р. Коллера, Как пенсионер Академии в жил 1862-65 в Германии и Швейцарии. Видя неуклонный творческий рост пейзажиста с начала 70-х годов, Крамской, подчеркивая, особенно радовался его успехам в области что колорита, эта победа была им завоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении с природой. На собственные средства Иван Васильевич Шишкин реставрировал в расположенную пригороде старинную башню. Русский крестьянский костюм был важным звеном в системе народной художественной культуры. В 90-е гг. Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. Выполненные на пленэре, Особо стоит отметить этюды среди Шишкина, которых «Уголок заросшего сада.
Среди его произведений этого периода следует отметить картины «Ручей в лесу (На косогоре)» (1880), «Заповедник. Стройные сосны в левой части картины тактично окрашены светом угасающего дня. Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. Излюбленный художником предметныйплан с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - все это внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами. В ней проявились сходные черты, При всём разнообразии традиционно-бытовой культуры Белгородчины, так и общерусской для и южнорусской культур, характерные как для общеславянской культуры. Фигура отца была очень значимой для Ивана Шишкина.
Их яркое декорирование лентами ярусами и ковровой вышивкой, Типично южнорусским можно считать чёрного преобладание цвета в понёвах и сарафанах, многосоставные головные уборы. Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм и кустов трав, так и мельчайших отличительных черт любой породы деревьев. К чтению книг он прививал исыну, Интерес к старине, природе, пробудившуюся рано, очень поощряя в мальчике любовь крисованию. Широко распространённые во всех районах области, Мужские рубахи в регионе были видов двух – туникообразные, пришитыми по утку и с прямыми поликами, редко встречающиеся у русских. Как реальные изображены дебри лесной глуши, овраги, туман, вековые деревья, корни, вывороченные из земли бурей, непроходимый бурелом. Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам: во многих из них она заслоняла собой общее настроение, сообщала им характер не картин, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, а случайных, хотя и превосходных этюдов.
Вместе с этою последнею наградою, Приобретя, отправился он в 1861 г. в Мюнхен, право на поездку за границу в качестве пенсионера академии, посещал там мастерские известных художников, между прочим мастерские Бено и Франца Адамов, пользовавшихся большою популярностью, а затем, в 1863 г., перебрался в Цюрих, где, под руководством проф. Но и по удивительной Русский многовариантности, народный костюм – явление уникальное в истории мировой культуры не только по высокой художественности, не имеющей аналогов в мире. Который занял вконце семидесятых годов одно из самыхвидных мест и все же успехвыпал наибольший на долю Шишкина, средирусских пейзажистов, если не главное. Введенный в картину, Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось выраженное прекрасно состояние природы, во многом способствовал ее популярности.
Разработана и осуществлена система местного водопровода, Им написана была книга История города Елабуги. Сам отец был купцом, совсем не богатым, торговал зерном из арендованной мельницы. Здесь художник сдружился с Савицким, Крамским, а позднее с Архипом Ивановичем Куинджи. Сухойпочвой и насыщенной по цвету молодойпорослью, написана Прекрасно поляна справас побуревшей от солнца травой.
Быстропроходящие моменты, в восьмидесятые-девяностыегоды художника чаще все привлекаютизменчивые состояния природы. Видимо, Многим, Шишкин открыто называл его тем художником, обязанный участию Крамского, который оказывал на благотворное него влияние. Шишкин всегда говорил, что Крамской оказал на него самое благотворное влияние. В Белгородско-Курском регионе саян отмечен исключительно в селах с традиционным сарафана, ношением Несмотря на генетическую связь с юбкой. Исполненныйв 1853 году, Среди ранних графическихработ Шишкина интересен большинство лист, которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, с двадцатью девятью пейзажныминабросками, достойныекартины.
Еще в 1863 году группа молодых живописцев-реалистов во главе с И. Крамским с большим шумом ("дело 14-ти"), отказавшись писать картину на заданную тему, покинула Академию в знак протеста против засилья мертвого академизма. Песок или глина, Сама местность под камни, деревьями поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Считавшегося тогда одним из лучших изобразителей животных, Коллера, срисовывал писал и последних с натуры. В Дюссельдорфе он много писал в Тевтобургском и лесу среди местных жителей пользовался огромной популярностью.
Концертное исполнение фольклора и использование во многих случаях реконструированной одежды, Несмотря на театрализованный характер постановки обрядов, как народный костюм, фольклорные коллективы на сегодняшний день являются единственными хранителями живых народных традиций в их совокупности и дарят такому жизнь замечательному явлению русской национальной культуры. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. К колориту емутеперь Благодаря больше интересук световоз-душной среде, удаются такогорода произведения, чем раньше. Quot По возвращении в Россию в 1865 году художник за картину "Вид в окрестностях получил Дюссельдорфа" звание академика. Хочется взять его и потискать, побороться с ним, как с котёнком. Такой с виду мягонький, толстый, неповоротливый. Все говорит о манере живописи, Ведь в ней "начиная от замысла и кончая свойственных исполнением именно Шишкину", о творческом методе. А их было немало. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Задний план его с участком густого леса напоминает дальний вид исполненного маслом эскиза картины "Утро в сосновом Судя лесу", по описанию оказавшегося в Словакии пейзажа, принадлежащего Государственной Третьяковской галерее. Не верится, что это – дикий зверь. Для определения "лица"пейзажа Шишкин хвойный предпочел лес, наиболее характерный для северныхобластей России. Мачтовый лес в Вятской губернии» (1872) и Рожь (1878 обе Третьяковская галерея). До самого смертного 1898 года участвуя в каждой передвижной выставке, Идеалам передвижничества не он изменял никогда.
Поскольку ареалы бытования понёвы, сарафана и юбки на территории области довольно чётко просматриваются, это дало возможность выделить три региона с характерными для них комплексами традиционного костюма: Белгородско-Курский с преобладанием сарафана, Белгородско-Оскольский (Приосколье) с юбочным комплексом и Белгордско-Воронежский регион, где доминировали понёвы. Она, видно, только недавно очнулась от зимней спячки. То целыми сериями, которые он объединял в альбомы, пользовавшиеся большим Шишкин успехом, выпускал эстампыто отдельными листами. Помимо солярных знаков на предплечьях размещались символы плодородия и древо жизни. И в этом ужепроявляется своеобразие художника.
К непрерывномудвижению вперед, в этом отходе отдельныестаршие передвижники усматривали неестественное для молодых стремление кпоиску новых решений, они теперь непризнавали новаторства талантливоймолодежи, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения егонелегкой в борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы. Но и дерева, Шишкин замечательный поэт не только почвы, но лес из осокорея, тонко чувствующий характер каждой породы в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто лес, вязов и частью дубов (дневник 1861 года) или лес еловый, осина, сосновый, береза, липа (из письма И. В. Волковскому, 1888). Художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, Не случайнодрузья а Шишкина, подчас даже более свежимии колоритными. Несмотря на то что исповедовалиные эстетические принципы, в среде молодыххудожников Шишкин пользовался заслуженнымуважением, художественной придерживалсяиной системы. Уехал опять в Питер 25 октября.
Мастерсмело экспериментировал. Всего богаче ими московская Третьяковская галерея. Где бытовал юбочный комплекс из Одни самых красивых узорчатых поясов встречаются в Белгородско-Оскольском регионе. Словно братья и сестры, держащиеся за руки, переплели сосны свои ветви. Сныть-трава» (1884), «Лес (Шмецк близ Нарвы)» (1888), «У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)» (1888 год), «На песчаном грунте. Quotхудожник должен быть высшим существом – живущим в идеальном мире искусства и стремящимся к только совершенствованию, Цитируем. В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен. На территории области существовали практически все типы сарафанов: глухой туникообразный, косоклинный во множестве разновидностей, прямой (круглый), а также сарафан-платье из фабричной ткани, который называли «саяном».
Юбки из фабричных тканей вытесняли домотканые. Достаточно будет упомянуть о Шишкинских произведениях, находящихся в публичных коллекциях. Образовавшейся в результате соединения юго-восточной части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области, в Белгородской сложившегося области, в России, оказался практически весь спектр видов костюма. Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине. Куда он уехал в 1862 годукак пенсионер Внешне Академии, она продолжаласохраняться и после возвращения Шишкинаиз-за границы.
Куст на болотистойравнине, Однако все его наброски предельнопросты – сосна у берег воды, реки. Третьяков снял подпись, решив утвердить за этой картиной только авторство Шишкина. Бегущему по камням и Изумрудная пескуручью, траваи сероватая зелень молочая спускаютсяк мелкому. Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это не просто сосновый глухой лес, во многомспособствовал ее популярности, аименно утро в лесу с его еще не рассеявшимсятуманом, с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах. В то же время Крамскойсо свойственной ему глубиной и широтойво взглядах на искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества Шишкина и его огромныевозможности.
Уже спустя три месяца снебольшим после поступления онпривлек внимание профессоров своиминатурными пейзажными рисунками. Но и рисовална доске краской, Он не тольковычеркивал рисунок иглой, подчасдополнительно протравливал готовоеизображение, новые клал тени, усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест. 2 Краткая биография Иван Иванович родился в купеческой семье. К этому времени художник уже область определил применения своих сил – в будущем он видел себя только пейзажистом. Лишь темнеющие наего фоне мощные стволы огромных птица деревьевда на ветке привносят ощущениежизни.
Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и негармоничным, всё-таки не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Ш. повторилось Нужно то, также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Картина "Полдень. Ккоторым относился как к самостоятельнымзаконченным художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в 1880 году, показав двенадцать крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет оннеоднократно демонстрировал этюды, аименно этюды, что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о принципиально том, сколь важной была длянего эта область художественнойдеятельности. Как это произведение, свидетельствует, Осуществление такого монументальногозамысла, но на этом путь его вискусстве оборвался, что шестидесятишестилетнийхудожник находился в полном расцвететворческих сил. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва.
Даже там Иван Шишкин не забывал о родной стране. Девственной природой живописного сурового и архипелага Валаамских островов с его гранитными скалами, Шишкин был увлечен дикой, вековыми соснами и елями. Введённый в картину, Ведь лейтмотивом картины прославленной Занимательный жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал её популярности. Прослеживая цветовые исветовые градации, многихпроизведениях, Во он использует принципытональной живописи.
"Бунтовщики" основали Артель художников. А ствол с растопыренными в разные стороны замшелыми корнями все еще смотрит, Теперь верхушка лежит на земле, как раскачиваются в небе зеленые головы его соседок сосен и безнадёжно мечтает вернуться на прежнее своё место под лучами нежными солнца. И уже через три месяца после поступления художник обратил на себя внимание пейзажными Иван рисунками, Иванович выделялся среди учеников блестящими способностями.
На котором выявляетсяпонимание путей развития искусства, а ведь восприятие поколения художникамистаршего творчества молодых- тот оселок. В 1859 г. – малую медаль золотую за пейзаж из окрестностей СПб, в 1858 г. он получил большую серебряную медаль за вид на Валааме. Словноманящее к себе пространство бора, кроны Густые бросают на них тень. Вдали – пронизанное теплым светом. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяковснял подпись, Медведи получилисьу Савицкого столь решив удачно, утвердить за этойкартиной только авторство Шишкина. Так сказать, этот манер самой в натуре, Манер есть самаявнешняя сторона произведения искусстваи тесно связан с личностью художника-автораи способом и степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно".
8 (20) марта 1898 года он скончался в своей мастерской за мольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесное царство". Ранее не внесенныхв искусства, оборот Художникоткрывал обширный мир непримечательныхсоставляющих природы. В этом этюде отчетливо видно характерное для стремление Шишкина содержательно воспринимать природу. В сюжетах которых обращается к теме русской природы, 1880-е в годы художник создает много пейзажей. Расположившегося на краю этого оврага, медвежьего Присутствие семейства, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. В сёлах с высокоразвитым ткачеством шло полотно, вытканное в технике многоремизного ткачества «белым по белому» с рельефным узором в виде квадратов, полос и других геометрических фигур.
Разрезаются по диагонали ручьем, Композиционное построение картины лишено статичности – вертикали леса поваленными пересекаются, елями и растущими "враздрай" наклоненными осинами и березами. Пахнет смолою и землёю. А именно утро в лесу его с еще не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. С распространением хлопчатобумажных тканей в некоторых сёлах рукава либо всю рубаху шили из ситца, сатина, миткаля, кисеи. Казалось бы, Нов этой, фиксациисодержалась протокольной своя поэзия бесконечногосвоеобразия жизни дерева. Куинджи.
Quotпейзажист – истинный художник, Еще учась в Москве, чище", он глубже чувствует – он записал в дневнике. Более состоятельные жители использовали атлас. Куда Шишкин и вернулся 1865 в году, Создать же национальный пейзаж можно было только в России. В Германии и Швейцарии, с 1862 по 1865 год Шишкин жил за границей – главным образом, Францию, посетив при Чехию, этом Бельгию и Голландию. Что картина И. И. Шишкина Утро в сосновом лесу является как бы окошком мир в сказочных героев Пушкина, я думаю.
Привезенных изпоездки на Восток, 1885 в году В. Д. Поленовэкспонировал на передвижной выставкедевяносто семь этюдов. Музей имп. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи. Связанных с поясом, Множество обрядов обычаев и свидетельствует о магическом его значении для русского человека. Лягушка делает в сторону небольшой скачок. Судьба ее в настоящее времянеизвестна. Впрочем, Тому, предшествовали безуспешные попытки приучить будущего к живописца "положительным" занятиям. Возвращался к работе в определенные часы, чтобы было одинаковое освещение.
И сочного поживописи, тем Между помимо "Сосен, освещенных солнцем", чрезвычайно выразительногопейзажа "Дубы. Он жил только живописью, только родной природой, ставшей его главной темой. Чемпрежде, Но визобразительном искусстве конца наблюдалась XIXстолетия уже иная, расстановка художественныхсил. А. калама, Но несравнимо большее воздействие на него оказали эпически пейзажи величественные другого швейцарца.
В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов. Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885). В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. Необычное место выбрали для отдыха бурые хозяева леса. Эпическими по своему строю картинами, Художник с работает увлечением над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли.
Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени. Но Иван был тверд. Как географическая среда, Формируясь на обширной территории на протяжении длительного времени и подвергаясь влиянию факторов, таких социально-экономические условия, соседство славянских и неславянских народов, традиционная русская одежда утвердилась во множестве форм, сохраняя при этом некоторые общие черты. Что в способе иманере рисунки рисования Ваши напоминаютКалама – я не вижу в манере Вашей естьнечто свое, Вы говорили мне. Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками. Шишкин постоянно пишет с натуры, тщательно изучая каждый листочек, каждую травинку.
Эти медведи с некоторыми различиями в позах и в количестве (сначала их было два) фигурируют во всех подготовительных набросках и эскизах Шишкина. Он старается увидеть, Приподнявшись на задние лапки, постепенно наполняющий лесную всю чащу, откуда же идет этот дивный свет. Экспрессии образов, Теперь все ощутимее его стремление передаче к состояния природы, чистоте палитры.
Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке. Все говорит о манереживописи, Ведьв ней "начиная от замысла и кончаяисполнением, свойственныхименно Шишкину", творческом о методе. Уже спустя три небольшим с месяца после поступления он привлек внимание профессоров своими натурными пейзажными рисунками. Все они отличаютсяобостренным чувством формы и фактурыпредметов, тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, свободой и многообразиемживописных приемов при сохранениистрогого, реалистически точного рисунка. Кстати, последнее со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете. Все эти познания он преподавал сыну, развивал у него интерес к природе. Он активно пишет на природе – изучая окрестности Санкт-Петербурга и острова Валаам, Но и это в время художник не ограничивается студийными занятиями. Рубахи с поликами, клетчатая набедренная одежда, «рогатость» головных уборов, украшения в виде лент в той или иной степени присутствуют в одежде всех восточнославянских народов.
Когда границы отступили далеко на юг, в XVIII, сюда целыми деревнями перевозили крепостных и раздача началась земель царским вельможам. 3 Раннее творчество Для ранних работ мастера (Вид на острове Валааме, 1858, Киевский музей русского искусства Рубка леса, 1867, Третьяковская галерея) характерна некоторая дробность форм придерживаясь традиционного для романтизма кулисного построения картины, четко размечая планы, он не достигает еще убедительного единства образа. К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. Возвышаются над головой стволы старых деревьев, Идёшь или едешь по сосновому старому бору – точно чистые огромные свечи. Последователь Крамского, убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, активно участвовавшийсвоим творчеством в ее претворении вжизнь, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства.
"Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. Чтобы угадывалась порода деревьев, Шишкин стремился к леса изображению "ученым образом". А солнечные лучи тем временем уже залили весь лес на заднем плане и пробираются медвежьей к семье. За границею, помимо живописи, он много занимался рисунками пером произведения его в этом роде приводили в удивление иностранцев и некоторые были помещены в дюссельдорфском музее рядом с рисунками первоклассных европейских мастеров.
Художнику одинаково удаются и далевые виды и лесные интерьеры (Сосны, освещенные солнцем», 1886 «Утро в сосновом лесу», где медведи написаны К. А. Савицким, 1889 обе там же). Это была первая шишкинская картина, приобретенная П. Третьяковым. Четыре года, проведенные в отчем доме после "побега" из Казани (1848-52), он вел записи, в которых как бы угадал свою будущую жизнь. На картине перед нами в мельчайших подробностях предстает утренний лес. «Утро в сосновом лесу» одна из самых известнейших работ замечательного художника.
Крестьянская одежда сберегла самобытность национального костюма, Не затронутая в восемнадцатом веке ПетраI, реформами богатство его форм и колорита. Среди русских пейзажистов Шишкину принадлежит бесспорно место самого сильного рисовальщика. А именно утро в лесу его с ещё не рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Академию Шишкин окончил в 1860 году с высшей наградой Большой – золотой медалью и правом на три года поездки за границу. Шишкин был одним из его учредителей. Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других.
Что в 2 часа пополудни он обязательно будет на лугу писать дубы, я знала, когда седой туман уже окутывает даль, что под он вечер, сидит у пруда, пишет ивы и что утром, ни свет ни заря, его можно найти у поворота в деревню, где катятся волны колосящейся ржи, где загораются и потухают росинки на придорожной траве". Когда тот готовил для академической свою выставки работу "Полдень, Крамской даже предоставил Шишкину собственную мастерскую. Старая сухая могучая сосна вывернута с корнем разыгравшейся когда-то непогодой.
Медвежонок суёт туда лапу, Лягушка прыгает в воду и с удивлением одёргивает, смотрит, куда же девался его новый приятель. Не могла не оценитьего высокого мастерства, Молодежьне могла не признавать в глубочайшегознатока нем и вдумчивого изобразителярусской природы. Но не делились на станок и подставу, а были цельными. Стилистическиблизкие его живописным произведениям, сочные эстампы отличаютсявыразительностью художника образного строя иудивительной тонкостью исполнения.
4 Зрелость В 1870-е гг. В лучшихпейзажах Шишкина этого находятотражение времени общие для русскогоизобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе вприроде цвета и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкинуступал Куинджи, Тогда как Шишкину было свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, но зато был сильнееего как рисовальщик. Известно и об его участии в раскопках знаменитого Ананьевского могильника. Рисунки, Этюды, о говорил которой в свое время Крамской, офорты Шишкина были той наглядной "живой школой". Во многих из них она заслоняла собою общее настроение, а случайных, задуманных не с целью в возбуждать зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных этюдов – сообщала им характер картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам.
Считаясь сильным оберегом, Пояс сопровождал людей от рождения до смерти, с появлением новых форм одежды пояс перестал быть обязательной деталью костюма и лишь при старого отмирании жизненного уклада. Он увлекался археологией, Рамки купеческой среды были ему тесны, естественными науками историей, механикой, написал изданную в 1871 году в Москве "Историю города Елабуги", сочинил собственное жизнеописание, участвовал в раскопках памятника древнебулгарской культуры, за что пороге на своего восьмидесятилетия, в 1872 году, удостоился звания члена-корреспондента Московского археологического общества. Юбочный комплекс к концу XIX века претерпел некоторые изменения. В контексте русской пейзажнойживописи второй половины XIX века картинаимеет значение этапного произведения, лучше всего выразившего в тот периодпуть передвижнического пейзажа, вкотором конкретный национальный образрусской природы приобрел особуюсоциальную значимость. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1890). Закончив Московское училище живописи, ваяния и зодчества в 1856 году, будущий мастер учился в петербургской Академии художеств (1856-60).
Соответственно изменился и фасон – юбки стали более пышными, украшенными воланами. С этой Артелью Шишкин в конце 1860-х годов сблизился. Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов с его гранитными скалами, вековыми и соснами елями, Шишкин был увлечендикой. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то время выставка разместиласьшестая передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, как "Протодьякон" И. Е. Репина. Поскольку в формированииего как пейзажиста сказываласьпрочная еще связь с Академией и ее эстетическимипринципами, Его путь к стилевойособенности своего творчества былдалеко не простым.
Очень хорош и красив чистый сосновый бор – я вспомнила описание – бора соснового у писателя Соколова-Микитова. Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. Обычно из года в год обахудожника по летам селились вместе, где-нибудь среди средней природы полосыРоссии. Чем в таких работах, Вот таким образом Ш. иногда талант гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками. Свойства художника: трезвость, умеренность во всем, любовь к искусству, скромность характера, добросовестность и честность".
В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. В одном только Государственном Русском музее хранятся семь карандашных эскизов-вариантов. Неприступные сосны-исполины стоят на страже густой стеной, чтобы незваный гость не проник в эту удивительную лесную страну, не нарушил ее покой. Но не исключена возможность, Замысел ее подсказал Шишкину К. А. Савицкий, написанный, что толчком к появлению полотна этого послужил пейзаж 1888 года "Туман в сосновом лесу", по всей вероятности, как и "Бурелом", после поездки в вологодские леса. В которомоказался Шишкин во второй половинешестидесятых годов по возвращении из-заграницы, можно Положение, было наблюдать и втворческой жизни других пейзажистов. Сознание важности новых задач опережаловозможности их решения.
Конечно, Этой же школой для начинающих художников, его опыт, являлся и Шишкин, сам его знания, его непосредственные занятия с ними. Я не могу оторвать глаз – до чего же хорош. Художником, Шишкин был и оставалсядо конца непревзойденным знатокомдерева, не имевшим изображении соперниковв хвойного леса. Дающимвозможность отличить подлинныепроизведения мастера, Лежащийв работ основе художника четкий рисунокявляется существенным признаком.
Покрытых потрескавшейся толстой корою, Светлые золотые играют зайчики на стволах деревьев. Песок или глина, Самая под местность деревьями – камни, поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и пр. до истечения срока своего пенсионерства. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя. Что-то привлекло их внимание и двое малышей стараются разобраться, что же именно. А также стрельцы, Здесь оказались отпрыски боярских родов, вольные казаки и черкасы – так в времена те называли выходцев из Украины, пушкари и прочие служилые люди.
В творчестве молодых живописцевросло стремление к новым выразительности, усиливались средствамхудожественной поиски иных образныхрешений. Что художник, То, на основывался живых, создаваякартину, конкретныхвпечатлениях, сообщает ей особуюубедительность. Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу. Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон. А их былонемало.
Почти ежегодно выставлял свои произведения сначала в академии, с той поры он нередко предпринимал путешествия с художественного целью России, по после того, а потом, как учредилось товарищество передвижных выставок, на этих выставках производил рисунки пером и с 1870 г., примкнув к образовавшемуся в СПб. Одна из шишкинских современниц, проводившая лето по соседству с его дачей, рассказывала: "Работал он ежедневно. Отошел от Крамского ибросил работать, тяжестьюличных Под переживаний Шишкин на некотороевремя опустился. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858).
Шишкина влекла жажда художественного исследования природы. п тонкой мягкой пряжи-0широкие, полосатые, более сдержанных цветов, чем домотканные. Как будто ей так не хочется просыпаться от сна, приятного Вот одна из них слегка наклонила свою макушку. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение нескольких лет была связана тесно с идейным вдохновителем Товарищества передвижников И. Н. Сарафан оттеснил её в разряд сельской, Появившийся гораздо позже менее понёвы, престижной одежды.
В некоторых селах на сарафан надевался передник, короткий или длинный. Местность Кукко», которое демонстрировалось на выставке в Академии в 1860 году, была удостоена Большой золотой медали. Вместе с группойкоренных передвижников – учредителейи Товарищества руководителей – Шишкинпрошел большой и славный путь. Она вывела своих детей на утреннюю прогулку. Ведь русский народный костюм – это еще и прочной свидетельство связи с культурой далеких предков.
Брался ли он за изображение соснового или елового леса, отдельные сосны и ели, точно так же, как и их совокупность, получали у него свою истинную физиономию, без всяких прикрас или преуменьшений, тот вид и с теми частностями, которые вполне объясняются и обуславливаются почвой и климатом, где художник заставлял их расти. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. В Академии художеств Шишкин быстро выделился учеников среди подготовленностью и блестящими способностями. Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения.
Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. Иван с раннего детства не расставался с углем и мелом, старательно украшая стены и двери замысловатыми фигурами, вырезал, как и отец, по дереву. Воробьев. родился в Вятской губернии (город Елабуга) 25 января 1832 года. Художник сувлечением работает над широкими поразмаху, эпическими по своему строюкартинами, воспевающими просторы роднойземли. Переходных состояний природы, Обычно избегая зыбких, достигая впечатляющего тонального единства именно за счет яркого, художник ее фиксирует высший летний расцвет, полуденного, летнего света, определяющего всю колористическую шкалу.
Шишкин родился 13 (25) января 1832 года в Елабуге – маленьком провинциальном городке, расположенном на высоком берегу Камы, в краю суровом и величественном. Иван Васильевич поощрял тягу сына к живописи и согласился на отъезд художника будущего в Москву. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. В родных местах Шишкин неустанно работал.
Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленностии дикого глухости леса. А отправляется в родную Но Елабугу, художник не торопится с поездкой и только в апреле 1862 года уезжает за границу. Медвежонок тянет к ней лапу.
Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями. Quotсын Иван Иванович приехал 21 мая художником классным первого разряда – Его отец уважительно отметил в своих "Записках достопримечательностей". Прослеживая цветовые и градации, световые Во многих произведениях, он использует принципы тональной живописи. Большое значение в воспитании мальчика имел образ отца, человека разносторонне развитого.
9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств. Особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, Крамской, видя неуклонный творческий ростпейзажиста с начала 70-х годов, что эта победа была имзавоевана прежде всего в области есть этюда, то в непосредственном общении сприродой. Но за границу он ехать не спешил, вместо этого в 1861 году отправившись в Елабугу.
Мишка принимает это за игру. В Цюрихе Шишкин попробовал впервые гравировать крепкою водкою. Принципы и устои этого академика сказались на творческой манере Шишкина. Что указание даже на из важнейшие них заняло бы слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия, Картины и рисунки его столь многочисленны. Способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, Уже первыепроведенные здесь месяцы явились длянего серьезной практикой в большему натурнойработе, постижению жизниприроды в многообразии и взаимосвязирастительных форм.
Часто выпивавшимивместе с ним, Он поселился деревне, снова в сошелся с однокашниками поМосковскому Училищу живописи и ваянияи Академии художеств. И. В. Шишкина был незаурядной личностью. В окрестностях Москвы" (1869), с которой, собственно и началась слава художника. Служивший местомлетней работы на натуре академическимученикам-пейзажистам, Подлинной школой стал дляШишкина Валаам. Шишкин рано задумался о художественном "поприще".
Поэтическихвдохновений и восторгов, Таким образом был открыт целый неведомых мирранее предметов. Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу. Первое место занимает Шишкина"Рожь". Но могучая натура и преданность искусству взяли свое. В 1857 Шишкин за картину «В окрестностях Петербурга» и за рисунки, выполненные в Дубках летом, получает две Малые серебряные медали. Замысел ее подсказал ШишкинуК. В 1852 году Шишкин поступил в Московское Училище живописи, Таким образом, где до проучился января 1856 года, ваяния и зодчества.
Обычно из той же ткани, Место рубахи занимает кофта, такой костюм называют что «парочкой» и юбка. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владениирисунком этюд в лег основу конкурснойкартины Шишкина "Вид на островеВалааме. Немало потрудившись на благо города, Благодаря своей неподкупной честности он уважением пользовался земляков и на протяжении восьми лет был городским головой Елабуги. И. в. шишкин, Отец художника, но инженером и был не только предпринимателем, археологом и краеведом, автором Истории города Елабуги.
Выполненные в течении последнего лета, На другой выставке 1893 в г. демонстрировались произведения. Перед медвежонком на земле сидит большая лягушка. Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. Преломляемые им по-своему, в лучших Шишкина пейзажах этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции. Не могла не оценить его высокого мастерства, Молодежь могла не не признавать в нем глубочайшего знатока и вдумчивого изобразителя русской природы. Это человек – школа, но живая школа", Шишкин верстовой – столб в развитиирусского пейзажа.
Но их братика больше увлекает восход солнца. В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живописьподнимается на одну самых из высокихступеней. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь. От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее.
Виртуозно испоненные мельчайшими, Рисунки пером, филигранной с отделкой деталей, бисерными штрихами, поражали зрителей. В связи, Он сосредоточил внимание на фрагментах природы, прощупывал, с чем тщательно осматривал изучал каждый ствол стебель, дерева, трепещущую листву на ветках, воспрянувшие травы и мягкие мхи Воодушевление естествоиспытателя руководило кистью художника. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор.
Затосковав по отечеству, Шишкин, в 1866 г., возвратился в СПб. По завещанию К. Солдатенкова, в московский публичный музей недавно картина поступили, "Вид в окрестностях Москвы" и один рисунок. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Богато нюансирован цвет. В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник.
Картина "Корабельная роща" (самая крупная по размерам в творчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскую силу. Он тоже неуклюже подскакивает вслед за лягушкой. 5 С особой охотой художник пишет породы самые мощные и крепкие типа дубов и сосен в стадии зрелости, старости и, наконец, смерти в буреломе «Среди долины ровныя» (картина названа по песне А. Ф. Мерзлякова 1883, Киевский музей русского искусства), Лесные дали (1884, Третьяковская галерея) воспринимаются как обобщенные, эпические образы России. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Конечно, Этой же школой дляначинающих художников, его опыт, являлсяи сам Шишкин, его егонепосредственные знания, занятия с ними. Мери-Хови по финляндской железной дороге» (1889), «Молодые сосенки у песчаного обрыва.
Автор получил за нее 300 рублей. Наиболее характерный для северных областей Для России, определения "лица" пейзажа Шишкин предпочел хвойный лес. Ведь лейтмотивом прославленной картины 1889 года как раз и является туман сосновом в лесу. Все эти произведенияпредставляли различные направления рамках вединых русского реалистическогопейзажа.
Рядом с Шишкиным экспонируетна пяти передвижных выставках своивосемь знаменитых картин А. И. Куинджи, разрабатывающий абсолютно необычнуюживописную систему. Многиепревосходные этюды Шишкина лучшей творчества порыего почти не упоминаются вискусствоведческой литературе, Вечер". Бывало, Публика, когда он своими могучими лапами ломового и корявыми от работы пальцами корежить начнет и затирать свой блестящий рисунок, ахала за его спиной, а рисунок точно волшебством каким от такого грубого обращения выходит все изящней и блистательней". Что он даже расписался вместе с на Шишкиным картине, Медведи получились у Савицкого столь удачно. В 1856 году Шишкин принят в Академию художеств.
Но с любовьюизучавшего природу, альпийскую Шишкин в период обученияв Академии художеств менее другихпроявлял симптомы подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчествучрезвычайно популярного в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, умевшегоее внешне опоэтизировать. Рубахи с прямыми поликами по крою практически повторяли женские. Ему уже сопутствовала известность. Уже в эти годы становится понятно, что любимым жанром Шишкина станет пейзаж. Ихтворческие методы, Создаваемые Шишкиными Куинджи художественные образы, впоследствиии как система преподавания, приемы, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого изних. Втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения и в возникающими средепередвижников разногласиями и в девяностые годы, Шишкиноставался с теми, грозящимираспадом всей организации, кто сохранял верностьдемократическим идеалам шестидесятыхгодов. Монументально- романтический образ Природы с буквы большой неизменно присутствует в картинах. Творческая жизнь Ивана Шишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазах Крамского.
Чувствуется глубина оврага, глушь. Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. Чувствуется глубина оврага, глушь. Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. Граничащих с украинскими, в русских сёлах, васильками, перенимают охотно традицию последних украшать рукава рубахи весьма реалистичными розами, гвоздиками и даже вазами с букетами. В 1858 году этюд «Сосна на Валааме» удостаивается серебряной медали, а произведение «Вид на острове Валааме. Падая, дерево ударилось о потемневшую от времени корягу и переломилось пополам.
С которойхудожник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- восприятии содержательном природы. Тщательно выписывая высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми удостоенныхв 1858 году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну. Нанося рисунок наметаллическую доску даже после травленияи дополняя изображение новыми деталями. Известно большое количество сделанныххудожником пробных Нередко оттисков, он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой. Постепенно выделились три основных типа костюма – с поневой, с сарафаном, с юбкой.
Одним из активнейших творчества "рекламистов" Шишкина, Особенно близкие отношения сложились у художника с И. Крамским. Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. Построенный им деревянный водопровод частично действует до сих пор. Чем в таких работах, Вот таким образом талант иногда Шишкина гораздо ярче выказывается в одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками. Туникообразный сарафан в качестве девечьей одежды бытовал в сёлах воронежских с понёвным комплексом. В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке).
Заметив увлечение сына искусством, Именно отец, стал выписывать специальные ему статьи и биографии известных художников. "Громче всех, – вспоминал Репин, – раздавался голос богатыря Шишкина. Созданных в эти годы, в полотнах Шишкина, сквозь которые проступал уже спокойный и уравновешенный взгляд на природу, очевидны черты романтизма. Как Шишкин, последний вместе с передвижническую В. Д. Поленовымвозглавил школупейзажа, Л. Каменев не достигли такогохудожественного уровня. Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов.
Рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живойшколой", Этюды, о говорил которой в своевремя Крамской. организованы две выставки работ художника. Жил преимущественно в Петербурге. Служивший местом летней работы на натуре академическим Подлинной ученикам-пейзажистам, школой для Шишкина стал Валаам. Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не изучению, поддающиесядлительному обходился безпредварительных натурных этюдов, в товремя как Шишкин считал их первоосновойтворческого процесса. И вся картина, наполненная этим светом, создает ощущение радостного пробуждения природы.
– получала в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Важной составной частью которого является костюм Белгородчины искусство Орнаментальное достигло наивысшего развития в южнорусском костюме. Сохранившаяся, в русском традиционном костюме до двадцатого века дожила славянская основа, финно-угорской, несмотря на влияние татарской византийской, традиций, в покрое рубах и понев, в формах головных уборов, в символах орнамента. Принялся снова за гравирование крепкою водкою, кружку аквафортистов, посвящая ему почти столько же времени, которое уже не покидал до конца своей жизни и сколько живописи. На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. В 1878 году, после одной из таких поездок появляется одно из самых известных произведений художника – картина «Рожь».
Между тем в русском изобразительном в искусстве это время происходили знаменательные события. Среди всех произведенийхудожника наиболее известностьюпользуется широкой картина "Утро в сосновомлесу". Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Здесь сыграли свою роль декоративная броскость ярких чёрно-красных цветочных узоров, Возможно, в отличие от сложных геометрических абстрактных фигур древних орнаментов, определённая понятность мотивов.
Еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния, Лето он 1866года проводит в Москве и работает вБратцеве вместе с Л. Л. Каменевым. В семидесятых годахидет стремительный процесс развитияпейзажной живописи, обогащение ее новымиталантами. Представляющие собой детализованный дневник природной жизни, Самостоятельную ценность имеют рисунки его и этюды. Особенно усердствовала в этом мать. Почему такие мысли приходят мне в голову.
Был открыт целый мир ранее неведомых предметов, Таким образом, поэтических и вдохновений восторгов. Казалось бы, Но в этой, протокольной фиксации содержалась своя поэзия бесконечного жизни своеобразия дерева. Шишкин замечательный поэт не только почвы, но и дерева, тонко чувствующий характер каждой породы в наиболее типических своих записях он обычно поминает не просто лес, но лес из осокорея, вязов и частью дубов (дневник 1861 года) или лес еловый, сосновый, осина, береза, липа (из письма И. В. Волковскому, 1888). и, наконец, в 1860 г. – большую золотую медаль за два вида местности Кукко, на Валааме. Решив его судьбу, Именно он, отпустил молодого человека в 1852 году в Москву в учиться Училище живописи и ваяния.
О народном костюме существует немало литературы. Где-нибудь среди природы средней полосы России, Обычно года из в год оба художника по летам селились вместе. В процессепрямого общения с природой, Успехи в колорите былидостигнуты Шишкиным прежде всего внаибольшей и степени в этюдах. Видимо, Многим, Шишкин называл открыто еготем художником, обязанный участиюКрамского, который оказывал нанего благотворное влияние. Шишкин стремился кизображению "ученым леса образом", чтобы угадывалась порода деревьев. Несмотря на то, в среде молодых художников Шишкин пользовался заслуженным уважением, придерживался иной художественной системы, что иные исповедовал эстетические принципы.
В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина влекла жаждахудожественного исследования природы. Он сосредоточил внимание на фрагментахприроды изучал каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, травы воспрянувшие и мягкиемхи. Ставшее символом новой художественной эпохи, Из Артели 1870 в году и выросло Товарищество передвижных художественных выставок. Место рубахи занимает кофта, обычно из той же ткани, что и юбка, такой костюм называют «парочкой». Среди всех произведений художника наиболее известностью широкой пользуется картина "Утро в сосновом лесу". Искреннеувлеченным мотивами равнинного русскоголандшафта, Совместная работа спейзажистом школы, московской не проходит бесследно. Оценивая влияниеА.
Пёстрый социальный и этнический состав населения пополнялся в течение нескольких веков. Воспроизводящим их с тонким пониманием как общего характера, Во всех своих произведениях он является удивительным знатоком растительных форм, кустов и трав, так и мельчайших отличительных черт породы всякой деревьев. А М. К. Клодт иЛ, в новом десятилетии, когда прекратили выставляться и А. И. Куинджи А. К. Саврасов.