(xxxix) Главными образами этой поэзии были рыцарь и «прекрасная дама», которые могли интерпретироваться в буквальном и метафорическом смыслах. Богоматерь в «Благовещении» относится к каноническому типу Мадонны Смирения (Умиления), для которого характерны крестообразно сложенные на груди руки и склоненное лицо. Придерживающей плащ на груди, Об этом жесте у Симоне Мадонны Мартини напоминает вялое движение кисти. Приземистые фигуры ливерпульского «Святого семейства» и антверпенского «Благовещения» контрастирует с удлиненными силуэтами «Благовещения» алтаря Сан Анзано и Строгановской «Мадонны Аннунциаты». 1319), Ассизи (1320-е), Авиньоне (с 1339/1340). (lxv) Икона – это «отображение, отделенное от своего первообраза некоторым важным различием, но позволяющее энергиям первообраза реально в нем присутствовать».
В главе о живописцах Средней Италии есть целый раздел о Симоне Мартини, (xvi) написанный образно и сжато. 1284, Сиена – 1344, Авиньон. Именно так Она представлена Мартини в антверпенском «Благовещении» алтаря Сан Анзано, в «Маэсте» 1315 г. в Палаццо Публико в Сиене. Такое оформление обложки могло появиться только в книгах более позднего происхождения. (xlvii) В качестве аналогов сходного украшения тыльной стороны картины можно привести работы Симоне Мартини «Скорбящий Иоанн» (Бирмингем, Институт Изящных Искусств) и «Святой Лука» из так называемого нью-йоркского алтаря. (xlviii) Подобные фальсификации на уровне материала были характерны для живописцев круга Симоне. Писанию, где в видении Иезекииля престол славы Господней подобен сапфиру. Словно отказывая в праве на традиционному существование искусству, Лонги считает главным и самодостаточным признаком искусства индивидуальность и новаторство. Вокруг неё в учёной среде до сих пор продолжаются споры.
Исследователь обрисовывает общественную и политическую ситуацию Италии, останавливает свое внимание на видных деятелях ее культуры, таких как Фома Аквинский, Бонавентура, Альбертино Муссато, Данте, Якопоне, Марсилий. (iv) После общекультурных экскурсов автор переходит к собственно искусствоведческой части работы, посвященной художникам Проторенессанса. Вот таким образом, чем больше приближена вещь к Божественному Первоначалу, тем прекраснее она. Богоматерь окружена светящимся фоном со всех сторон. Бросив все светские и церковно-административные занятия, Однако вскоре, он отказался от общения с людьми и стал жить отшельником в близ Сан-Леонардо-аль-Лаго Сиены. Мартин стал епископом и совершил ряд чудес. Однако вопрос о принадлежности этого произведения пока окончательно не решён.
Синий покров символизирует приснодевство Марии. Уже в первом эссе «Суждение о дученто» Лонги показывает свою непримиримую позицию к искусствоведам, увлеченным только проблемами атрибуции и датировки и говорит о необходимости эстетической оценки. Богатство и знатность расценивались как знак Божьей милости. И знакомством с миром западноевропейской готики, XIII в., рафинированным языком изобразительного искусства, ее утонченным спиритуализмом и рыцарской светской культурой.
Работа Роберто Лонги «От Чимабуэ до Моранди» (xvii) – это последовательность ярких и оригинальных эссе об изобразительном искусстве. Хотя небрежный жест Строгановской Марии ведет отдаленную перекличку с более движением энергичным Богоматери алтаря Сан Анзано, Различно положение руки с книгой у той и другой Мадонны. Служение прекрасной даме требовало возвышенности ума и аскетизма.
Эта же идея подчеркивается жестом руки Богоматери, запахивающей плащ. С одной стороны, свет фона «творит» реальность картины, с другой стороны, лик и руки Богоматери помещены в некое, хотя довольно абстрактное, но близкое к природному освещение. В которую вписывается композиция, Фигура но, треугольника, обладает не только устойчивостью и полнотой формы, в символическом понимании и полнотой содержания. Левая нога его коня стоит уже не на земле, а на обрамлении картины.
Эрмитаж). В первой части своей книги «История итальянского искусства» Дж. В картине тонко и психологически верно передана ситуация. В то время как весь корпус обращен в противоположную сторону, Мартини Мадонна повернула к Гавриилу только голову. Центральным образом сиенского искусства оказывается образ Мадонны.
Национальная пинакотека, Сиена. Каким образом нарушение традиционной формулы превращается в особое выразительное средство, Данилова действующее показывает, на подсознание зрителя. Мартина (1320-е, Ассизи, базилика Сан Франческо, нижняя церковь), Алтарь Сант Агостино, Благовещение (обе – ок. акад. В эпоху треченто с вместе примирением противоречия между материальным миром и духовным трансцендентальные живописные формулы соединяются с мирской образностью. Что сближало его с жизнью францисканцев, понималось Рыцарство как подвиг ради спасения, отличавшейся удивительными лишениями и экстазами.
В канонических изображениях религиозной живописи более раннего периода отношения света и никогда тени не воспроизводили их природного взаимодействия. Спорят обо всем: начиная с того, принадлежит ли фреска кисти Симоне Мартини (Беллози, например, считает, что это работа Дуччо), кончая тем, в честь какого события она написана. Проведший последние годы жизни при папском дворе в Авиньоне, Мартини, поддерживавшим связи в высших слоях общества, оказал несомненное влияние на формирование самого рафинированного варианта готической 14 живописи века. Симоне был аристократическим художником, обслуживавшим и выражавшим своим искусством интересы анжуйской династии, папы и сиенского совета Девяти. XIV в., он входит в живописный декор зала Маппамондо, объединенный идеей государственного могущества Сиены. Этот же жест выражает смятение испуг. Так иконографические формулы в живописи дученто расцениваются исследователем негативно. худ. ), а из фресковых работ Мадонна под балдахином, окруженная святыми (в Палаццо-публико, в Сиенне), Портрет Гвидориччьо де'Фольяни верхом (там же), Св. После фрески «Маэста» Симоне по всей вероятности работает над фресками в капелле Сан Мартино в знаменитой церкви Сан Франческо в Ассизи, которые завершает в 1317 году. Симоне Мартини изобразил десять сцен из жизни св.
Для Нового Завета золото граничит с идеей очищения через страдание. Так, во фреске Джотто «Отречение от мира Франциска Ассизского» мантия, которой епископ накрывает св. / Рукой Симоне Сиена изобразила меня». Симоне Мартини был не другом, только Его репутация в родной Сиене была безукоризненной. Кроме того, заказавшего ему портрет своей возлюбленной Лауры, но и любимым художником Петрарки. Было бы несправедливо утверждать, Поскольку Симоне Мартини сильно отходит от византийского канона, хотя и такая гипотеза возможна, он что обращается к указанным геометрическим формам в композиции из сознательного желания подчеркнуть теологический смысл изображения. Который, Мария сидит на деревянном инкрустированном троне, подчеркивает образа реальность Богоматери, как и сложенная книга в ее левой руке. Которые произошли в культуре на пути на пути к гуманистическому мировоззрению Возрождения, Глава дученто о помогает лучше понять смысл тех перемен. Готический орнамент фона выгравирован железной иглой и выдавлен штемпелем.
Самодостаточная цельность и нерасчленимость блеска золота метафорически выражают телесную и духовную неущербность целомудрия. (lxviii) Золото встречается в описании Небесного Иерусалима, образом которого является Богородица: «город был чистое золото, подобен чистому стеклу» (Отк. Так, Симоне Мартини в своей картине «Мадонна Аннунциата» традиционно использует золотой фон иконографическую формулу «диалога», ритуальный жест, христианскую символику цвета и света, сознательно внося в эти системы довольно тонкие изменения, через которые он строит принципиально новый художественный образ. Готическое искусство обогащает живопись сиенскую возвышенным изяществом образов и психологизмом. Мартини, Симоне (Martini, Simone)Ок. Мадонна Милосердие (1308-1310гг. ) К первым работам относят также фреску с изображением Мадонны в Ораторио Сан-Лоренцо-ин-Понте в Сан-Джиминьяно, но от Мадонны Мартини осталась только голова. Рука с книгой бессильно опущена.
Эта часть диптиха хранится в Вашингтоне в Национальной галерее. Но воин Христов или воин Богоматери, Сам рыцарь мог восприниматься не просто как воин, есть то монах. Мартин был всадником, служившим в римской армии.
Вскоре его стены начали украшать фресками согласно архивному документу с марта 1314 г. Вероятно, первой фреской и была «Маэста» Симоне Мартини, законченная им в первоначальной редакции к июню 1315 г. Фреска явно написана под влиянием «Маэста» Дуччо. На ней, скорее всего изображена реальная местность с реальными крепостью и городом однако сам портрет Гвидориччо выпадает из пространства картины, существует как бы сам по себе и кажется эмблемой или печатью, поставленной на документ. Сюжеты христианской иконографии точные имеют аналоги в сюжетах годичного круга богослужений и связаны с церковными праздниками. 1324г.
Можно даже предположить, что Дева Мария находится просто на земле. XIV в. Искусство С. Мартини не имеет равных в Италии его эпохи по утонченной духовности и идеально-возвышенному строю. И в то же время есть некоторые робкие новации, в ней ещё различимо Дуччо влияние в трактовке типажей и поз персонажей. Окаймленное широким декоративным бордюром, в то же время все изображение, облик Девы Марии лишен строгости иконописной уподобляется великолепному ковру, а среди окружающих ее святых выделяются белолицые и розовощекие юноши и молодые женщины с задумчивым взглядом узких глаз. Приземистые фигуры ливерпульского «Святого семейства» и «Благовещения» антверпенского контрастирует с удлиненными силуэтами «Благовещения» алтаря Сан Анзано и Строгановской «Мадонны Аннунциаты».
Он берет золото, уже имеющее в себе свойство свечения и сотворенное Богом и воспроизводит нечто». (lxvi) Художники Возрождения постепенно отказываются от употребления золочения, так как «золото иррационально»: оно может сиять там, где тон должен быть приглушенным и меркнуть там, где по смыслу картины требуется свечение. (lxvii) Оно живет «самостоятельной световой жизнью», вот таким образом художник, желающий подчинить себе свет, должен изображать его желтой краской. Используя метод обобщения, Бернсон излагает свое понимание художественного своеобразия различных направлений итальянского искусства. (xv) Структура книги организуется главами, посвященными отдельным живописным школам: Венецианской, Флорентийской, школам Средней и Северной Италии. Что она не требует непосредственного в контакта силу своей нематериальности, Передача на расстоянии Божественной истины возможна потому.
Композиция фигуры вписывается в высокий треугольник. Приведения его в ангельское состояние, Служение духу одухотворения требовало тела, а живы только упование, когда в нем умерщвлены все земные вожделения и немощи, вера и милосердие. Работы разных лет И. Е.
Перемены происходят также в восприятии времени. Святое семейство. 1320-1325, Кембридж, Музей Фицуильям), фресковый цикл История св. 1340-1341, Санкт-Петербург, Гос. Мартина, основываясь на«Золотой легенде»Иакова Ворагинского. (lxi) Фома Аквинский видит в гиацинтовом цвете созерцание вещей небесных. (lxii) Такое понимание символики синего цвета восходит к Св. Одежды красного цвета являются символом страдания и любви.
Закрыта, Мадонна словно замкнута сама в себе, как завета скиния или Святая Святых Иерусалимского храма, сохраняя непостижимую тайну. Божией Матери как первой мученице христианской подходит и это символическое значение золота. Сходство проявляется, прежде всего, в позе и облике Мадонны. Он изображён в профиль, его чертам мастер придал портретное сходство с оригиналом. Этот новый идеал красоты светское и начало еще более решительно утверждаются во фресковом цикле История св. Что высшая красота должна быть простой и единообразной в своей самотождественности, Василий Великий писал том, о она не должна члениться на части и уровни.
В этих произведениях отчетливо прослеживается французского влияние изобразительного искусства. Который знаменует жизнь Будущего века уже после страшного суда, Сама Она же как Вместилище Бога – образ Горнего Иерусалима. Треченто по сравнению с достижениями «эпохи Данте и Джотто» (конец XIII – первое десятилетие XIV в. ) (xxi) возвращается к некоторым принципам средневекового искусства. Пурпур – цвет царственного величия и духовности. Как бы охваченное по напряженной границе пластикой ниспадающей текучей линии, в обоих случаях изображение плоскостное. Гавриил диптиха менее динамичен по движению, чем Гавриил полиптиха.
Интересно, что треугольник, вписанный в четырехугольник, сожжет расцениваться как эмблема соединения божественного и человеческого, духовного и телесного. (lviii) Именно такое соединение происходит в момент сошествия Святого Духа на Приснодеву. Даниловой, объединенные под общим названием «Искусство Средних веков и Возрождения», (ix) раскрывают сложную систему взаимосвязей между искусством средневековья и Ренессанса. Дуччо наиболее выразительно передает исполненных экспрессивные, пышностью и изяществом в большей степени, Мартини влечет изображение торжественных действ, чем духовным напряжением – трагические сцены, Автор сравнивает Мартини с Дуччо и видит главное различие между ними в темах их произведений. Всё остальное было переписано в 1413 г. художником Ченни ди Франческо. Однако этот лик Мадонны имеет явное сходство с ликом «Мадонны с младенцем 583» из Сиенской пинакотеки. Посвященные готической культуре и искусству, в присутствуют книге разделы, что дает представить творчество Симоне Мартини, а также мировоззренческим и художественным проблемам треченто, на котором специально останавливается Дж. В восприятии Божественного откровения должно участвовать все тело, все существо.
Фреска датирована художником 1328 г. Благовещение. 1333 г. Флоренция, Галерея УффициДерево, темпера. В 1333 г. совместно с Липпо Мемми создает знаменитое«Благовещенье» (Флоренция, Уффици). Умер Симоне Мартине в 1344 г. (i) подробно освещает технику исполнения картины, раскрывает характер соотношения «итало-византийской» и готической манер в творении Симоне Мартини. Облаченного в парчовое одеяние, Фигуру ангела, подчеркивают вырисовывающиеся на фоне золотом крылья с павлиньими перьями и прихотливые складки декоративно извивающегося плаща. Итальянский художник.
Итальянский художник, Симоне Мартине, после Дуччьо, главный, мастер сиенской школы XIV ст., друг поэта Петрарки, родился в 1285 г. Согласно общему направлению означенной школы, стремился в своих к произведениях передаче идеальной красоты искренности чувства, нежной грации или благородного, спокойного величия, держась в отношении колорита ясных, гармоничных тонов и любя богатство аксессуаров и деликатность отделки. Кроме этих десяти сцен он написал ещё несколько изображений святых, а также портрет заказчика кардинала Сан Мартино аи Монти, преклонившего колена пред св. И. Е. В статье «О сюжетной и композиционной роль жеста в живописи Средних веков и Возрождения» (xi) автор прослеживает эволюцию понимания смысла жеста в изобразительном искусстве от ритуального жеста средневековья до психологического языка мимики и движения в живописи Ренессанса. Кондотьер отвоевал крепости у захвативших их пизанцев.
Мария обратилась к посланнику едва ли не спиной. Стал личным советником короля Манфреда, Этот святой изучал право в Болонском университете, затем вступил августинский в орден и был избран его генералом. Это граничит с употреблением для нижних слоев живописи (подмалевка) «вердетерры», которая обыкновенно проедает верхний слой краски.
Самое известное произведение Симоне Мартини – картина Благовещение (Флоренция, галерея Уффици), написанная в 1333 для капеллы Сиенского собора. Даже «тень» в складках одежды была отблеском Небесного света. 21: 18). Был дружен с Петраркой, выполнил для него миниатюру в кодексе со стихами Вергилия (Милан, Амброзианская библиотека) и портрет возлюбленной Петрарки Лауры (не сохранился). Наряду с Джотто, своим творческим антиподом, С. Мартини – крупнейший итальянский художник 1-й пол. В 1317 возведен в рыцарский сан королем Неаполя Робертом.
на 21, 5 см. Манера художника в авиньонский период творчества была совсем иной, что удобно проследить на антверпенском «Благовещении» из так называемого полиптиха Орсини и ливерпульском «Святом семействе». И 46 лир и 8 сольдо между 20 октября и 12 декабря того же Этому года, же времени соответствуют две записи в расходных книгах сиенского казначейства выдача 34 лир и 12 сольди 7 июня 1315 г. В котором изображен момент, редкий Ливерпуль. Этоиконографическичрезвычайно сюжет, три дня искавший Иисуса, когдаИосиф, беседовавшего все эти три дня с богословами в храме, приводит его домой к матери. Мартина (в нижней црк.
Живописные образы Проторенессанса уже не отчуждены от времени, но пребывают в нем. Со времен пифагорейцев треугольник символизировал полноту мироздания. Не только отдавая дань традиции, Симоне Мартини использует золочение в своей картине, но учитывая художественные контрастного возможности сочетания сумрачно-синей одежды Девы Марии и яркого желтого свечения фона. Цель создания такой иллюзии – подчеркнуть мастерство художника, который силой своего искусства «творит» из одной субстанции абсолютно другую по собственному желанию.
(xlvi) Следует, однако, добавить, что слишком крупные ячейки орнамента диптиха не были характерны для реального книжного декора времен Симоне, хотя общее впечатление от тиснения все же будит ассоциацию с книжным переплетом. В эрмитажной картине Богоматерь сидит на подушке. С. Мартини оказал большое влияние на творчество ряда итальянских мастеров XIV в., а также на развитие западноевропейской живописи поздней готики. Основные произведения: алтарь Св. (lx) В «Благовещении» Симоне Мартини нарушены как диалогическая формула, так и закономерность ритуального жеста. Мартини уже несколько отходит от средневекового понимания света. Золото в иконе обозначает нетварный Свет. Мартина Турского в капелле нижней церкви св.
Начиная с того, в честь события какого она написана, кончая тем – принадлежит ли фреска кисти Симоне Мартини (Беллози, например, считает, что это работа Дуччо), Спорят обо всем. Превратившись из художника местного значения мастера в международного класса, Он сделал блестящую карьеру, обслуживавшего папский престол. Ярким и чистым цветам, Черты византинизма исследовательница видит в пристрастии сиенцев к богатой двухмерной орнаментации, пространственной организации изображения. Людовик, возлагающий венец на своего брата Роберта (в црк.
Обратная сторона доски с изображением архангела Гавриила напоминает потертую обложку для книги, что могло быть рассчитано на своеобразный художественный эффект: при раскрытии складня «кожа» как бы превращается в золото, поскольку зрителю открывается золоченая внутренность картины. Фреска С. Мартини Кондотьер Гвидориччо да Фольяно (1328, Сиена, палаццо Пубблико) – первый дошедший до нас монументальный портрет современника, выполненный в Италии XIV в. Вместе с фреской С. Мартини Маэста и батальными сценами, написанными во 2-й пол. Одеяние прямо держащегося в седле всадника и попона на лошади имеют одинаковый узор крупных из тёмно-синих ромбов на жёлтом фоне. Узор как бы объединяет всадника и мощное животное в одно существо. Это облачение Марии говорит о Ее высоком достоинстве как Божьей Матери и Царицы Небесной. Язык книги отличается динамичностью и экспрессивностью. Диптих был создан мастером по одной версии в 1339-1342 гг. Итак, золото является «иконой» света, а свет – «иконой» Бога. В отличие от Строгановской «Мадонны Аннунциаты», Богоматерь Сан Анзано целиком развернута к Архангелу, что придает ей бо769льшую статику по сравнению с изящным полуоборотом эрмитажной Мадонны.
Даниловой посвящена проблеме восприятия времени и пространства человеком Средневековья и Возрождения, (xii) что оказывается значительным для организации пространства и времени в живописи. Создается такое впечатление, что линии, организующие рисунок «сбегают» с вершины изображения к его основанию. Особенно подробно исследователь анализирует «Маэсту» Мартини 1315 г. и приходит к выводу о куртуазном характере эстетики художника.
«Свет не освещает уже существующие земные предметы, а творит их заново», (lv) поскольку свет воспринимается как «абсолютная метафора Бога». (lvi) Позднее художник делается «творцом» света, то есть стремится создать иллюзию освещения на своем полотне. монастыря св. Однако во фреске Мартини можно обнаружить творческое развитие идеи по нескольким направлениям. Автор не абсолютизирует светское звучание произведения, но указывает на его связь с этико-религиозным идеалом аристократических слоев общества того времени. (xix) Концепция, выдвинутая итальянским искусствоведом иллюстрируется в книге другими произведениями мастера, в которых живописный аристократизм проявился с особой силой. В сиенской живописи Дева Мария представала как знатная сеньора, облаченная в богатейшее одеяние. Схему «явления» с особо центральной значимой фигурой и предстоящими и схему «диалога» с двумя действующими лицами, вторая – идею передачи благодати, «однажды явленного человечеству», благовестие – вступающими в контакт без посредства центрального звена и обращенными друг ко другу. (lix) Первая формула выражает идею откровения, Данилова выделяет всего две композиционные формулы иконографии. Данилова выделяет всего две композиционные формулы иконографии: схему «явления» с центральной особо значимой фигурой и предстоящими и схему «диалога» с двумя действующими лицами, вступающими в контакт без посредства центрального звена и обращенными друг ко другу. (lix) Первая формула выражает идею откровения, «однажды явленного человечеству», вторая – идею передачи благодати, благовестие.
Что молодому художнику доверили столь ответственную работу в зале сиенского правительства, Уже сам факт, свидетельствует о его известности и сложившейся к тому хорошей времени репутации. Знаменитый Зал совета в Палаццо Пубблико был отстроен между 1304 и 1310 гг. Принял христианство и отказался далее служить кесарю он стал служить Господу Богу, 344 в г. он пережил глубокое религиозное обращение. В «Благовещении» алтаря Сан Анзано движения Марии более сгармонированы, спокойны. Которому был посвящен этот Ансаний, алтарь, согласно надписи, справа же, сделанной в XIX в. изображена св. Где был посвящен в рыцари, о тридцати первых годах жизни художника нет никакой информации. Благодаря своей известности Симоне Мартини работал по заказам также в Неаполе и в Ассизи. Мартином.
Особенно блистательно удались художнику эффекты сграффито: мантия, волосы, крылья архангела Гавриила покрыты золочением, при этом прозрачный пигмент накладывается поверх золота с таким расчетом, чтобы металл просвечивал сквозь краску. (xlix) Разная насыщенность тона создает разную текстуру локонов, крыльев, облачения. Фреска, тем не менее, замечательная. Которая предшествовала Возрождению и получила название Проторенессанса, Мартини Симоне создавал свои произведения в эпоху треченто.
Входившие в т. н. Полиптих Орсини, Поздние алтарные композиции С. Мартини, отмечены более открытой и драматической эмоциональностью. Широта диапазона и тенденции светские творчества С. Мартини особенно полно сказались в его фресковых росписях. Чья лирика была исполнена религиозным восторгом, в аристократической гибеллинской Сиене пользовались популярностью поэты, провансальские облеченным в форму куртуазных символов. Поскольку именно через ее бескачественность передается невыразимое Божество, эта Но пустота значима. Диагональное движение этих линий по отношению к прямоугольному формату создает впечатление устремленности фигуры вверх, но, вместе с тем их «ниспадающая» траектория передает впечатление расслабленности, томности, прикованности к земле. Где сияющие на золотом фоне Последнее светло-красные, особенно проявляется в его многочисленных алтарных композициях, ярко-голубые, синие, сиреневые тона приобретают светоносность и драгоценность эмали, а безукоризненно отточенная линия – внутреннюю подвижность, одухотворенность и изысканную стилизованность. Вписывающийся в треугольник, в Мартини произведении силуэт фигуры, одновременно включен в четырехугольную систему формата картины.
Ансания в сиенском соборе. Он мог обозначать три космические зоны, то есть завершенность пространства (космоса) тело – ум – душу, то есть завершенность микрокосма (человека) жизнь – смерть – новую жизнь – завершенность времени. (lvii) Богоматерь – это тоже своего рода Символ полноты мироздания и времени. Треченто можно считать новой эпохой, в ходе которой формируется новое мировоззрение. В стенописи III в. в катакомбах Петра и Марцеллина в Риме Богоматерь изображена в белой тунике голубыми с клавами. Праздник – это остановка в человеческом времени, вечность, проникающая в конечность, вот таким образом в религиозной живописи средневековья времени не существует: картина делается окном в непреходящую реальность. (xxxii) Для гуманистического мировоззрения впервые приобретает ценность изменчивое настоящее. В нижней части картины оставлена надпись«Symon de Senis me pinxit sub a. d. В. Андреева связывает усложненную орнаментально-декоративную манеру сиенских живописцев со стилем византийских миниатюр. (xxxvi) В. Н. У Марии алтаря Сан Анзано более суровое выражение лица и более закрытый плащ, чем у Богоматери картины Эрмитажа. По обе стороны алтаря изображены фигуры святых: слева св.
(ii) В. Н. Такой вид красоты Василий Великий усматривал в звездах и в золоте. Однако этот лик Мадонны имеет явное сходство с ликом «Мадонны с младенцем 160583» из Сиенской пинакотеки. Обступивший со всех сторон стройный Марии, силуэт Свет, собранными, делает очертания фигуры более изящными. Ничто не указывает на то, что эта подушка – часть стула или кресла.
Переживание времени человеком средневековья заключалось в напряженном ожидании конца этого времени, то есть страшного суда и следующей за ним Вечности. (xxxi) Вечность как отсутствие времени протикала во все формы религиозной жизни. Где юный белокурый святой предстает скорее как герой рыцарского романа, Мартина, чем традиционной персонаж житийной литературы. Уффици, во Флоренции) и Мадонна с предстоящими святыми (в Сиенск.
Это сложный своего рода «полуколлаж». Однако готические тенденции нельзя треченто полностью отождествлять с эстетическими принципами более раннего периода. Сиена была тесно связана с Францией и на экономическом и Действительно, на культурном уровнях.
В «Благовещении» даже чувствуется стремление художника поместить фигуру вглубь картины. (lii) Хотелось бы отметить, что не все исследователи считают, что объемное построение кресла в антверпенском «Благовещении» помогает лучше прочувствовать живописное пространство. Мадонна с ангелами и святымиДеталь медальонов. пинакотека), Благовещение (ок. Ченнино Ченнини называл этот прием «самой прекрасной техникой» современного ему искусства. (xlv) Особый интерес представляет украшение обратной стороны диптиха. 1342.
Внимающей благой вести, Фигура Марии, одухотворенно, написана хотя воздушно, ее темно-синий плащ и выглядывающее из-под него карминно-красное платье контрастируют с ослепительным блеском всей сцены. Едва заметный переход от света к тени тонко моделирует форму. Автор отмечает влияние византийской миниатюры на творчество художников Сиенской школы. Итальянский город вел торговлю с Прижжем, Монпелье, Марселем.
Мария упрекает сына (в раскрытой книге на её коленяхлатыньюнаписано:«Чадо, что ты сделал с нами. »), в то время как Иосиф лишь мягко его корит. «Темно-синие фоны ранних римских и византийских мозаик изображали не тьму, а свет, небо». Что она выполнена не только водяными красками, этой Особенностями фрески следует считать то. Мягкие, Унаследовав у Дуччо лучшие традиции сиенской школы – тонкую эмоциональность, острое чувство красоты цвета и просветленные линий интонации повествования, С. Мартини обогатил их более полно и органично воспринятыми элементами нового мировосприятия, формировавшегося в Италии с кон.
На левой створке складня было изображение архангела Гавриила. Которая не может быть завершенной и полной вне тела, Для душа него человека – та Божественная идея. Исследовательница много уделяет внимания византийской традиции в составе образной системы итальянского искусства XV в. В одной из статей она выявляет два основных типа иконографических формул на примерах русской иконописи, а затем находит те же самые композиционные схемы в картинах итальянских мастеров эпохи высокого Возрождения. (x) И. Е.
Впоследствии св. Фома отвергает положение Платона о том, что человек есть дух, пользующийся временной оболочкой. (xxviii) И материальное и духовное, согласно Фоме Аквинскому, должно находиться в гармоничном взаимодействии. Он создал изысканный орнаментальный и аристократический стиль и оказал сильное влияние на своего зятя Липпо Мемми, с которым они работали в Сиене. Мадонна Мартини эрмитажной облачена коллекции в «синий плащ на золотой подкладке с золотым узором из куфических букв по краям. В «Благовещении» используется вторая схема. (lxiii) Золотой фон картины не только выполняет эстетическую функцию, подчеркивая темный силуэт Девы Марии своим блеском, но несет важную смысловую нагрузку.
Дуализм мировосприятия почти уравнивал божественное и демоническое в начала их взаимном противодействии. Серия алтарных полиптихов Мадонна святыми со (1319, музей и галереи Каподимонте), музей Сан Маттео ок, Пиза. Характерной особенностью сиенских мастеров было соединение в их творчестве византийского канона с готической традицией. (xxxiv) Но «византийское наследие утрачивает в руках художников Сиены суровость, а готическое – рассудочность», (xxxv) что придает живописи этой школы особую утонченность и, вместе с тем, одухотворенность. Искусствовед Шаплей описывал его как тиснение на коже, хотя на самом деле рисунок вытиснен на гипсовом левкасе. Через два года художника не стало. Франциска в Ассизи.
44: 10). Однако такая проработка не направлена на создание иллюзии трехмерности. Крайняя манихейская (xxiv) точка зрения даже приписывала дьяволу способность творить. Ради которого она создавалась, Автор концентрирует свое внимание на форме вне ее смыслового наполнения он отнимает у живописи то значение, которое и приписывает ей содержание, новое по-сути, является ее формой. Лазарев в первом томе своего труда «Происхождение итальянского Возрождения» (iii) раскрывает истоки гуманистического мировоззрения, положившего начало искусству Ренессанса, на литературном, философско-религиозном историческом и эстетическом уровнях.
Красота, таким образом, являлась природным свойством любого иконографического изображения. Художественная галерея Уолкер. Синего и золотого в картине соответствуют цветовому традиционному решению образа Богоматери, Цветовое сочетание красного. Среди созданных им фресковых композиций – Мадонна во Славе (1315) и конный портрет Гвидориччо да Фольано (1328, оба – в палаццо Публико в Сиене), а также сцены из жизни св. Третьим произведением является не так давно (и далеко не единодушно) приписанная раннему периоду Симоне «Мадонна Милосердие» (Сиенская пинакотека). Лицо выполнено очень тщательно, в тенях просвечивает светло-зеленый санкирь.
Это богато выполненная картина с использованием золота, серебра и цветных камней. К. Арган прослеживает путь итальянского искусства от античности к раннему Возрождению через средние века. (xviii) Живопись, скульптура, архитектура, созданные на территории Италии, от древних времен до эпохи Проторенессанса, рассматриваются автором на фоне исторического, философского и общекультурного контекстов. Франциска, голубого цвета. Ритуальные жесты передачи и Божественного приема откровения – Для диалогической формы характерны строго определенные жесты действующих лиц. Под центральным сводом в венце херувимов изображен символ голубь Святого Духа, в верхней части картины.
Произведенных этим мастером в Авиньоне, Из многочисленных работ изображающие сцены из жизни Иоанна Крестителя и св, дошли до нас в испорченном очень виде лишь фрески в капелле тамошнего папского дворца. В сложной технике выполнена и сама живопись. Существует несколько точек зрения на происхождение изощренного изобразительного языка сиенцев. Согласно христианской традиции история святого Мартина имеет отношение к временам правления императора Юлиана.
MCCCXLII» «написано Симоне из Сиены в 1342 году». 1341, Авиньон), Дева Мария из Благовещения (ок. Темпера по дереву. К 1320-ым годам, вероятно, относится создание алтаря«Блаженного Агостино Новелло». Агостино Новелло был современником Симоне. В верхней части стены находится сравнительно узкая полоса росписи.
Кондотьер Гвидориччо да Фольяно 1328 В истории искусства она стала первым изображением конкретного исторического события с портретом современника. На троне или в высоком кресле, в традиционной иконографии Мадонна изображалась всегда на специальном возвышении. Это последнее из существующих сегодня произведений Симоне Мартини. Для иконографических традиционных жестов характерна открытость и разомкнутость: они как бы «двигают» пространство картины, порождая динамику трансцендентального обмена. Исследователи считают эти две картины единым художественным целым из-за сходства орнамента фона и совпадения размеров досок. (xliv) Размер каждой створки – 30, 5 см. «Благовещение» написано темперой на дереве с гипсовым грунтом. Что свои выводы о художественной значимости произведений дученто автор строит, Интересно, отталкиваясь от принципов эстетических современности.
Людовик Тулузский (1317, Неаполь, Нац. Работал в Сиене, Неаполе (1317), Орвието (ок. В капелле Санта Мария новелла во Флоренции в одной аллегорической росписи Созерцательное облачено богословие в голубые и красные одежды. Для «Благовещения» Мартини эта семантика поддерживается орнаментом фона с многократным изображением крестоцвета – эмблемы страстей Господних. Однако вопрос о принадлежности этого произведения пока окончательно не решён.
1312, Орвието, музей Опера дель Дуомо ок. Что отличает его несколько от тяжеловесного в своей значимости архангела полиптиха Орсини, Архангел Гавриил диптиха чужд всякой взволнованности и осознания важности происходящего. Для средневекового человека Запада мир был исполнен противоречий. Маэста. Некоторые исследователи считают, что этот мотив испуга Марии в Благовещении был художественной находкой именно Симоне Мартини. (lxix) В антверпенском «Благовещении» смятение Девы Марии достигает своего высшего проявления. Алтарь блаженного Агостино Новелло.
А Дева Мария умалялась до прекрасной дамы, дама Прекрасная возвеличивалась как Божья Матерь. В живописи и мозаиках средневековья тени вообще не существовало. 1321), Пизе (ок.
Тело и одежда здесь выполнены рельефно при помощи довольно резкой светотени. Арган, неотделимым от цельного образа художественной эпохи. Особенность этого автора состоит в его чувстве исключительном индивидуальной манеры художника. Что центральное, Особенность такого композиционного построения в заключается том, ничем не занято, наиболее значимое с сакральной точки зрения место.
Лазарев говорит о влиянии на художников данной школы французской куртуазной культуры. (xxxvii) Дж. На коих крепится балдахин, Павел, Столбы, символически поддерживают апостолы Пётр и Иоанн Богослов, а также Иоанн Креститель. Небрежность жеста, томность позы, снисходительный поворот головы – все указывает на образ прекрасной дамы. Изобразительные приемы французской книжной могли миниатюры повлиять на рисунок вычурных остроконечных складок плаща Мадонны с изломанным золотым орнаментом. Иконографический диалог подразумевает развернутось полую принимающего благодать к небесному собеседнику. Арган упоминает о возможности знакомства отдельных мастеров с миниатюрой и резными изделиями слоновой кости из Франции, (xxxviii) которые могли оказать влияние на их произведения.
Таким образом говорит об отречении от мирского небесной ради мудрости, Синий и символом бесстрастия и отказа от земной суеты, вот таким образом этот цвет может быть и знаком целомудрия. Легкое движение головы долу тоже сохранено художником. Не в доказательстве их подлинности даже и не в детальном анализе их выразительных средств, Свою основную задачу автор видит не в датировке отдельных произведений, а в определении и обосновании художественных достоинств этих произведений. Юлитта.
Мастер сиенской школы. Симоне изобразил его в виде задумчивого монаха-учёного с книгой в руках, на ухо которому что-то шепчет ангел, а по сторонам написал четыре чуда, сотворенные им: «Чудо с ребенком, на которого напал волк», «Спасение мальчика, свалившегося с балкона», «Воскрешение младенца, выпавшего из люльки» и «Чудо с рыцарем, упавшим в пропасть». Если для позднего дученто были характерны поиски путей передачи средствами живописи объема человеческих фигур, а посредством «античной перспективы» – архитектурного пространства, (xxii) то Проторенессанс вновь начинает отдавать предпочтение плоскостным и более декоративным изображениям. (xxiii) Если в живописи дученто сквозь строгую форму византийского канона уже проступает насыщенное исторической действительностью содержание, то Проторенессанс возвращается к статике средневековой образности. Этот портрет явился прототипом будущих конных монументов.
Написанному апостолом Лукой, Каноны по преданию восходили к нерукотворному Спасителя образу на плате святой Вероники и к лику Приснодевы. Одна из статей книги И. Е. Иконографическая формула, через которую традиционно изображалось «Благовещение» нарушается художником, что создает определенный художественный эффект. Из уцелевших переносных картин этого художника особенно замечательны: Благовещение (в гал. Франциска, в Ассизи) и несколько фресок в Орвиетском соборе.
1: 7). Нельзя все же сказать, что в картине существует конкретный источник освещения. Уже в первой из его сохранившихся работ – грандиозной росписи Маэста (Величание Мадонны, 1315, Сиена, палаццо Пубблико) – С. Мартини вступает в полемику с одноименной работой Дуччо. Мартиндэйл отмечает несообразность величины кресла глубине картины, которая задана изображением Гавриила. (liii) Тяжеловесный трон Богоматери словно «вываливается» из общей гармонии объемов.
После победы при Монтеаперти в 1260 году, когда чудотворному образу Девы Марии были принесены в дар ключи города, Богоматерь стала покровительницей Сиены. (xl) Ее почитание совмещало в себе идеи неоплатонизма и идеалы средневекового культа прекрасной дамы. Чтобы придать фреске сияние, Симоне делал в штукатурке насечки и вставлял цветные стёклышки, также а использовал олово. Золотой фон может символизировать не только нетварный Свет, но красоту девства. Мертвенного, На фоне густо-синего неба и жёлто-бурого, словно кристаллического пейзажа с изображением крепостей Монтемасси и Сассофорте, голого, а также укреплённого сиенцев лагеря едет на коне кондотьер Гвидориччо де Фольяни. Слова псалма Давида о священной Невесте истолковываются в христианской традиции как пророчество о Богородице: «стала царица одесную тебе в офирском золоте» (Пс. Сведенные брови, Характерны резкая складка на лбу, готовой лицо, закрыть жест руки, напряженная поза. 1333, Флоренция, галерея Уффици), Полиптих Орсини (ок.
(xli) Картина представляет собой правое крыло диптиха «Благовещение». Особая устойчивость посадки подчеркивается Богоматери ее необычно низким положением в картине. Третьим произведением является не так давно (и далеко не единодушно) приписанная раннему периоду Симоне «Мадонна Милосердие» (Сиенская пинакотека). Все это указывает на то, что понимание света художником двойственно. Они даже в какой-то мере отрываются от графического и мало проработанного с точки зрения светотени пятна плаща – Лицо и Мадонны руки эрмитажной картины нельзя назвать решенными плоскостно.
Согласно другой точке зрения, картина была создана в 30-е годы сразу же после «Благовещения» алтаря Сан Анзано. (li) В пользу этого говорит образная близость этих двух произведений. Сан-Лоренцо, в Неаполе), Эпизоды из жития св. Отсюда его понимание прекрасного как созвучие божественной идеи вещи и ее природного воплощения. (xxix) В эстетике средневековья прекрасное мыслилось иначе – оно было неотделимо от понятия првообраза. К так называемому «второму сиенскому периоду» в творчестве Симоне Мартини относят и знаменитую фреску с конным портретом Гвидориччо да Фольяно. Куда он приезжает, его Это последняя известная работа перед отъездом в Авиньон, в 1336Этот наиболее известный шедевр Симоне Мартини был исполнен для алтаря св, судя по всему. В изображении Мадонны, благодаря нарушениям канона, проникают отголоски куртуазности.
(xxv) Человек оказывался ареной борьбы добродетели и греха, которые ассоциировались с душой и телом. Так и первые признаки гуманистического взгляда мир, на в Проторенессансе присутствует как наследие средних веков, который достигает своего полного развития в работах мастеров Высокого Возрождения. Умоляющего прекрасную даму об очередной милости, роскошное Его одеяние и независимый вид делает его похожим на настойчивого рыцаря. Выведенный на золотом фоне текст, как бы выходящий из уст ангела, представляет собой первые слова «благой вести».
И культ его начал распространяться помимо воли и властей, желания в 1309 г. отшельник Агостино умер. Светотень на руках, лице, складках одежды моделирована слабо. Через это движение она как бы отстраняется, отгораживается от внешнего мира. Симоне Мартини в своей картине «Мадонна Аннунциата» традиционно использует золотой фон, Так, ритуальный жест иконографическую формулу «диалога», христианскую символику цвета и света, сознательно внося в эти системы тонкие довольно изменения, через которые он строит принципиально новый художественный образ. Триумф Мадонны трактован художником как небесное видение, сияющее на темно-синем фоне светлыми, легкими оттенками голубых, розовых, золотистых тонов. Которая воспринималась как предызбранность во в всем, этом отразился этико-религиозный взгляд треченто на природу святости, начиная от общественного положения и кончая личным спасением.
В котором реальность тесно переплелась с вымыслом, запечатлела Фреска на века его подвиги и суровый дух времени. во время его пребывания в Авиньоне при папском дворе. (l) На это указывает иконография «Благовещения», хотя сама доска отличается от своих структурных аналогов того же времени. Маршала. 1312-1325, Бостон, Музей И. Гарднер ок.
Отстраненность от мира, Для живописной эстетики средневековья была установка характерна на статику, устремленность в вечность. «Средневековый художник не творит света из ничего. 1328, Сиена, Нац.
Отдельные композиции в музеях Антверпена, 1333, Парижа), Берлина, росписи церкви фасада Нотр Дам де Дом (ок. Чье добровольное согласие на послушание Богу кладет начало новозаветному времени еще в состоянии подотчетности Закону Моисея, Мария Дева – эта та Новая Ева. «1315 год совершил свой поворот/ раскрыла Делия прекрасные цветы/ и Юнона воскликнула я возвращаюсь – в нижней части сохранилась длинная надпись. На так как Бог не раскрывает Себя в полноте ни в своих творениях, ни в Своих подобиях (художественных образах, созданных человеком), то всякое изображение Бога или чего-либо божественного «представляет из себя иносказание». (xxx) Иносказание о Божественном в средневековой культуре было подчинено строгим канонам.
На золотом фоне туники выштампован мелкий узор, который сверху покрывает красный лак». (liv) Голову окружает нимб с вытисненным на нем венком из роз. В отличие от Дуччо, Симоне работал по преимуществу в технике фрески. Простота и неделимость – свойства света, который, понимаемый как «икона» (иносказательное подобие) Бога, в свою очередь, выражается в живописи через свое собственное иносказательное подобие – золото. (lxiv) В писаниях Псевдо-Дионисия Ареопагита есть теологическое объяснение подобным взаимоотношениям Нетварного и тварного: «вещи явленные суть воистину иконы вещей незримых». Приснодева из миниатюры «Поклонение волхвов» менология императора Василия II XI века одета в темно-синюю тунику. Не случайны такие определения Богородицы как «златоблистательная опочивальня Слова», «ковчег, позлащенный Духом».
Сохраняя канонические нормы построения изображения, содержанием, чуждым средневековой форме – художник наполнял его новым, в изобразительном переход искусстве к гуманистическому мировоззрению в эпоху треченто носил двойственный характер.