Ритмическим чередованием мизансцен и пространственных пауз, Композиция пластическим отличается богатством движений. Одному из ведущих жанров этого века, Углубление в реализма середине столетия выражено в возросшем интересе к портрету. Развлечения и сердечные дела галантных кавалеров и дам, Жизнь военных бивуаков и кулис, театральных предстают в его творчестве преображенными поэтической фантазией художника. Характерные черты творчества Грёза обнаружились в многофигурных сюжетно развернутых жанровых композициях, среди которых он особенно любил идиллические семейные драмы домашние трагедии «Деревенская невеста» (1761, Париж, Лувр), «Паралитик» (1763, Ленинград, Эрмитаж). Образ гравера Билля (1763, Париж, Музей Жакемар Апдре) исполнен той энергии и гражданственного самосознания личности, в которых предугадываются черты человека революционных лет. Нередко окрашенных иронией и горечью, Ватто впервые воссоздал в искусстве мир тончайших состояний, душевных порожденных ощущением несоответствия мечты и реальности.
Даже костюмы – изящные вариации на темы моды современной – являются плодом фантазии художника. «Праздник любви» и «Общество в парке» (Картинная галерея, Дрезден), На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины «Венецианский праздник» «Жиль» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), (Лувр, Париж), «Радости жизни» (собрание Уоллес, Лондон), «Мецетен» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена» (Картинная галерея, Берлин-Далем). Он был способен в находить любом мотиве неповторимое очарование, в пестрой толпе Ватто открывал неистощимый материал для тонких психологических эскизов. Они терпеливо сносили все странности художника и ему, покровительствовали связанные с этим покровительством – несмотря на трудности, Последним нужно отдать должное.
Что он никогда не отделывал их, Чудесные тонкость и полотен изящество мастера тем более замечательны, попросту не имея на это терпения. Художник с мастерством тонкого психолога показывает, сколь разные чувства и реакции порождает у героев эта ситуация. Этот эффект усиливается и колоритом. Однако уже с 1810 интерес Ватто к начинает возрождаться во второй половине XIX в. он вновь становится популярен. Однако вряд ли можно судить по произведениям Ватто о подлинном быте, нравах, повседневности и праздниках французского общества начала XVIII века.
За исполненный им портрет королевского секретаря Дюваля де л'Эпине (ок. Сильные стороны творчества Грёза проявились в рисунках и великолепных по живописи портретах («Портрет молодого человека», 1750-е гг., Ленинград, Эрмитаж). Это пестрое бродячее население Франции, босые крестьяне, ремесленники («Точильщик», Париж, Лувр «Баскский крестьянин», Музей Шантильи оба в технике сангины), странствующие музыканты, солдаты, нищие, актеры и как контраст им светские дамы и кавалеры, чернокожие слуги. Ближе к концусвоей своей творческой карьеры, когдавкусы во Франции стали склонятся кнеоклассицизму, Буше подвергалсямногочисленным нападкам, за стереотипныйколорит и искусственность своихпроизведений он всегда пользовалсясвоим набором сюжетов вместо того, чтобыписать с натуры и не любил изображатьприроду на том основании, что она«чересчур зеленая и дурно освещена». Безусловно, в его творчестве зачастуюощущается некоторая поверхностностьи погоня за количеством, но лучшие егоработы отличаются неотразимым очарованиеми блестящим качеством исполнения этикачества он передал своему лучшемуученику – Фрагонару.
Все свои наброски (выполненные, как правило, мелом черным, красным и белым) Ватто аккуратно сохранял, подшивая в альбомы. Он стремился передать его профессию и социальное положение, Бесстрастно анализируя портретируемого, внутренний обнажить мир. Великий реалист 18 в. Жан-Батист Симеон Шарден (16991779) своим происхождением, образом жизни и искусством был связан с ремесленной средой, с патриархальным бытом и традициями цехового строя. Форт способен вмещать до 1000 солдат и соединен дорогой с базой Римского Легиона в Честере (Chester). Кроме портретных набросков, мастер часто делал пейзажные зарисовки.
Смелость обобщения формы, основанная цвете, на СтилюФрагонара свойственна внутренняясвобода, богатстве цветовыхоттенков. Об этом свидетельствуют как присутствие на полотне гермы Венеры, увитой гирляндами роз (значит паломники уже принесли богине свои дары), так и некоторые символические жесты ангелочков-путти, один из которых положил свой колчан со стрелами к подножию статуи, а другой, кружась над ладьей, несет горящий факел, символизирующий огонь любви. «Посмертная судьба» Ватто сложилась довольно удачно. А уж архипелаг Пхи-Пхи (или Пи-Пи, если угодно) – так и совсем чудо природы.
Но затем за 300 лет своего существования был перестроен в Изначально камне, форт был деревянный. Жилло и Одрана, Работы парижских учителей Ватто, проявившегося в создании изысканных арабесок из фигур и растений, стали для него образцами утонченного вкуса, отразивших художественные пристрастия – 18 начала в. В изображении театральных сценок он был последователем Жилло. Три самых крупных собрания рисунков Ватто (Стокгольм Британский музей Лувр) свидетельствуют о виртуозном владении сангиной и углем, которые в большинстве случаев накладывались на тонированную бумагу.
Вероятно, в 1714 году Ватто принял предложение Кроза поселиться в его парижском особняке. В «Автопортрете с зеленым козырьком» (1775, Париж, Лувр) художник изображен в своем рабочем костюме, в живо схваченном повороте. Но за их галантной игрой, Персонажи картин Ватто постоянно повторяющиеся типы, под актёра маской кроется бесконечное многообразие оттенков поэтического чувства. Принадлежавших к так называемомутретьему сословию, СюжетыШардена не отличались разнообразием, часто повторялись нескольких в картинах. Обычно это сцены повседневной жизнилюдей. 18 в. складывается стиль рококо, достигающий расцвета в 40-е гг.
Общество, уставшее от чрезмерной напыщенностиверсальского дворца Людовика 14, жаждалоизысканности и удобства и рококо вначалепроявилось кА декоративный стиль. Важное значение при работе над картинами имели для художника многочисленные натурные зарисовки – Воссозданное на картинах Ватто неповторимое своеобразие жанровых сцен основано на наблюдении вдумчивом реальной жизни. Почти все картиныхудожника – небольшие по размерам, часто имеют овальную форму. Одновременно он продолжает копировать и изучать произведения старых мастеров. Динамика композиционного и живописного решения рождают впечатление изменчивости Экспрессивная натуры, роль света. То сочувствуя ему, Ватто часто обращался к образу одинокого героя, но неизменно раскрывая в нем под театральной маской бы как совпадающий с ней реальный человеческий характер, то иронизируя над ним, наивные или сложные человеческие чувства. Картины Ватто крайне искусственны (любовные театральные сцены), но под их фривольностью подчас скрывается чувство меланхолии, отражающее убеждение художника в том, что все радости плоти преходящи.
Название последней картине было дано по названию эстампа Николя-Анри Тардье и по инерции употреблялось и в отношении второй картины с этим сюжетом известной сейчас как «Паломничество на остров Киферу». Расположенный на полуострове окруженный водами пролива Менаи (Menai Strait), который отделяет остров Англси (Anglesy) от Северного Уэльса, является неизменным символом сопротивлению Уэльса против владычества Англии и, по иронии судьбы, в настоящее время – административный центр Великобритании. Работа с натуры была основой его творчества. Развивая жанровую линию Калло, Луи Ленена, фламандцев Тенирса, Рубенса, Ватто проявил свое понимание темы в картинах «Бивуак» (ок. Оба лодочника похожи античныхперсонажей, на в товремя как влюбленные пары одеты в костюмыXVIIIвека. Желтеющим лугом и уходящими вдаль остроконечными крышами деревушки соответствует грустного настроению одиночества подростка, Эмоционально трактованный осенний пейзаж с холодным голубым небом.
Куда десятки тысяч верующих совершают восхождение, Гора высотой 2224 м над уровнем океана – место паломничества, чтобы прикоснуться губами к священному отпечатку на ступни вершине горы. Однако Ватто наполняет их чувством тоски по недостижимому миру мечты. Усиливающую возможность общения с он портретируемым акцентировал живость и остроту взгляда, Латур ввел близкую точку зрения, ловил мимолетные оттенки его выражения. И вот таким образом оно отмечено печатью меланхолической грусти, Его искусство впервые ощутило мечты разлад и реальности. От колоссальныхдекоративных росписей в королевскихдворцах в Версале, Бушевладел всеми жанрами декоративной ииллюстративной живописи, в Марлидо эскизов вееров туфель и в Фонтенбло.
Словоэто произведено путем сочетания слов «барокко» и «рокайль» вначале былобранным термином, означавшим «безвкусновитиеватый или цветистый», В живописипервым большим мастером стиля рококоявился Ватто среди художников, наиболееярких представителей легкомысленных (часто элегантно –фривольного) стилязрелого рококо, следует назвать Буше иФрагонара. Во французской скульптурестиль рококо лучше всех выразил Фальконев фарфоровой скульптуре. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой.
О том, что Поплавского занимали проблемы соотношения визуального и вербального кодов, говорит и эпиграф к главе и место действия художественная академия и непосредственная отсылка в тексте к конкретному полотну картине Ватто «Паломничество на остров Киферу». Отличающейся, Абсолютной валерной живописью, чисто музыкальной гармонией тона и цвета, по словам Дидро, художник открыл многообразие качественное вещей, красоту обыденного. Отметим его особенное умение передавать фактуру ткани, Возвращаясь к на Ватто-живописцу, глазах меняющими выражение, а также удивительную способность писать лица своих персонажей живыми. А также пейзажные Доменико рисунки Кампаньолы, Особенно сильное впечатление произвели на художника работы Тициана и Паоло Веронезе. У творческой молодежи появились новые ориентиры (например, героические полотна Давида) и почтения к старым мастерам она не испытывала. Художник, Антуан Ватто, оказался способен одарить зрителя очень сильными и глубокими новой ощущениями эпохи, проживший всего 37 лет и всего два столетия в 18 веке, заставить почувствовать её поэзию и красоту исключительную цельность и многогранность. В 80-е –серию аллегорических Фонтанлюбви, композиций в 1771 он создал серию из четырехпанно Любовь пастухов, Поклонение розе и др.
1737 г. «Молитва перед обедом», 1744, обе Ленинград, Эрмитаж). В 1770-х гг. И ему пришлось с удвоенной энергией приняться за работу, На этом Ватто предприятии потерял остатки своих сбережений.
Скромной добродетели и высоких нравственных поступков простолюдинов, в проповеди идеализированной патриархальной морали и благородных чувств, прибегал к нарочитости, в желании пробудить в гнев зрителе против зла и внушить симпатии к добру Грёз впадал в риторику, театральности, часто используя для этого приемы академической композиции. Пользовался популярностью вИспании Сев. Произведения которого изучал в Люксембургском дворце в Париже, Антуан Ватто испытал влияние сильное творчества Питера Пауля Рубенса. Персонажи Шардена людидобродетельные и благочестивые. Сколько в тончайшей поэтичности, Сущность этих сцен не раскрывается столько в их прямом сюжетном значении, которой они проникнуты. Однакоего картины нельзя назвать нравоучительными (этим отличались работы его последователей, в частности Жана Батиста Грёза). Пикантные лица, Художник запечатлевал их нежно-розовые тела с голубыми жемчужными и переходами теней и полутонов, часто впадая в манерность, грациозные движения.
Гдевпитало в себя элементы все ещераспространенного барокко (ц, За пределамиФранции наибольшего рококодостигло расцвета в Германии и Австрии. Что заключена в совершенстве мраморной Галатеи или материальном воплощении Венер, обольстительных Однако это не та красота античности и не средневековое очарование строгости и твердости. Существуют и сравнительные точки зрения на обе картины. Буше умел придать изображениюженского тела здоровую чувственностьярким примером может служить известная«Лежащая девушка» – вероятно, на этойкартине изображена изображена возлюбленнаяЛюдовика 15 Луиза О Мэрфи. Полных неповторимой прелести рисунках Ватто проходит широкий круг характерных типов, картинах в и в многочисленных, наблюденных в жизни. Однако публицистические тенденции его творчества были известным откликом на требования времени. Сотворенные его разумом, Шедевры мечты и поэзии, словно вновь возрождает красоту, краев до заполнены необыкновенным жизненным изяществом Ватто.
Затем переехал в его же, Кроза, загородное поместье. Однако сюжеты, наиболее полно отвечающие вкусу самого Ватто, – это образы персонажей итальянской комедии (Жиль, Лувр Мецетен, Нью-Йорк, музей Метрополитен) и галантные празднества. Беспечно-шаловливые амуры, Кокетливые Венера нимфы и предающиеся утехам любви, пасторальные персонажи, герои его нарядных картин. Замок Карнарвон (Caernarfon Castle) один из наиболее впечатляющих замков короля Эдуарда I и одна из величайших крепостей Европы. Кринки, На его полотнах появились корзинки, кувшины, чаны, овощи, бутылки, фрукты, битая дичь. Мусульмане настаивают на том, что здесь Адам впервые ступил на землю (Пик Адама название, данное португальцами). Как никто другой, Ватто их грациозные и кокетливые умел движения, передать очарование женщин.
И персонажам Ватто не свойственны бурные чувств, проявления в пейзаже царит задумчивая тишина. Беспокойство пронизывает всю картину. За пределы портретного жанра несколько выходит образ «Вдохновения» (1769, Париж, Лувр), подчиненный одной страсти патетическому взлету мысли, мечты. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, «галантное празднество», где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке.
Нег осознанных, Смена скрытых, разноречивых оттенков чувств, неустойчивых, едва заметных средства намеков раскрытия замысла, обнаружения внутреннего драматизма, лишенного кульминации. В прелестном местечке близ Монморанси, Здесь, собранной хозяином поместья, художник познакомиться смог с блестящей коллекцией полотен старых мастеров. Через систему световых рефлексов предметы связываются друг с другом окружающей и средой в живописное единство. Мальцева: ««Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. «Первый художник» короля Людовика XV, любимец аристократии, директор Академии, Буше оформлял книги исполнял декоративные панно для интерьеров, картины для шпалер, возглавлял ткацкие мануфактуры, создавал декорации и костюмы для Парижской оперы и т. д. В своих живописных работах Буше обращался к мифологии, аллегории и пасторали, в трактовке которых подчас проявлялись черты сентиментальности, слащавости. Они движутся в замедленном ритме, в Сосредоточенные себе, взглядам, по едва заметным полуулыбкам, незавершенным движениям можно лишь догадываться об их переживаниях. Ватто позволили самостоятельно выбрать для сюжет картины – которую нужно было представить при переходе из кандидатов в действительные академики и потому академия приняла беспрецедентное решение.
Обыкновенно на написание такой картины отпускалось два года. Одран был не только преуспевающим художником, но и хранителем Люксембургского дворца. Он учитывал их воздействие друг на друга при рассмотрении с некоторого расстояния. Живопись картины, говоря словами влюбленного в искусство Ватто Александра Бенуа, «искристая, нежная по оттенкам, прозрачная по колерам, ласковая и гибкая по письму». Творческая зрелость Ватто наступила в 17101717 гг.
–стиль европейского искусства иархитектуры, отличающийся легкостью, изяществом игривостью и интимностью, возникшей во Франции ок. Сотканную из тончайших красочных оттенков и рефлексов, Мертвая натура превращалась под его кистью в живую одухотворенную окруженную материю, воздухом. Пожалуй, одним из талантливейших учеников мастера можно считать Гейнсборо, хотя он и не работал в «галантном жанре». В повседневной жизни простых людей он обретает гармонию («Прачка», ок.
«ватто – великий поэт восемнадцатого века – братья Знаменитые Гонкуры писали о художнике в 1856 году. В первой паре дама еще равнодушна, а в третьей побежденная прелестница позволяет себя увести – во второй – уступает, Увиденное театральных на подмостках действие фантазия Ватто преображает в пленительную картину разных фаз галантного ухаживания. Ярким представителем его зрелой поры был Франсуа Буше (17031770). А осел. Жизнелюбивого, Динамичная жанрово трактованная композиция раскрывает характер человека чувственного, живого, вольнодумного.
Выявлена сущность картин, этого Для проанализирована его биография, особенно его личного направления. К этому времени Ватто уже обрел известность и даже славу заказы сыпались на него один за другим (возможно, вот таким образом он так долго писал «академическую работу»). 1710 г., Москва, ГМИИ), «Тягости войны» (ок. В луврской картине классически выстроенная цветовая перспектива визуально подчёркивала удалённость задних (холодных) планов по отношению к передним (тёплым). Шарден не получил академического образования.
Герои Латура внутренне активные натуры с напряженной интеллектуальной жизнью. Лучшее в наследии Латураего «подготовки» исполненные в технике карандаша, сангины или пастели динамичным нервным живописным штрихом и световыми контрастами, подчеркивающими изменчивость выражений лиц. В высочайшем художественном мастерстве передачи фактуры тканей Ватто является наследником живописных традиций Рубенса и Веронезе, однако мазок у него более тонкий и текучий. Художник смело разрушал каноны аристократического портрета 18 в. В «Портрете Дидро» (Париж, частное собрание) он запечатлел философа в мгновение внутреннего озарения, оторвавшегося от чтения, с устремленным вдаль вдохновенным взглядом. Тайланд – страна, которой определенно повезло на живописные виды. Знаменитое «Паломничество на остров Ки-феру» (1717, Париж, Лувр) завершает искания предшествующих лет. Внезапного вихря, в первой из можно них оценить мастерство художника в передаче состояния природы, сгибающего деревья и раздувающего плащи всадников, гонящего клочья облаков.
Графики и декоративного искусства, Творческие устремления положили Ватто начало новому этапу в развитии французской живописи. Одним из блестящих примеров подобной композиции является «Паломничество на остров Киферу». Расцвет творчества Ватто был непродолжителен. Учитель Ватто, К. Жилло, к театральным темам, пробудил в нем интерес к театру, связывавшим с его демократической линией театральной культуры и ярмарочных театров, ставших выразителями живой мысли времени. Индуисты утверждают, что отпечаток принадлежит Шиве, богу верховному и называют гору Шриван Адипатам ("космический танец Шивы"). Стиль и манера Фрагонара разнообразны, они менялись, эволюционировали от декоративного решения то к классическому, с характерным для него точным, упругим рисунком и локальным сдержанным цветом, данным в границах формы («Поцелуй украдкой», 1780-е гг., Ленинград, Эрмитаж), то к романтическому, с типичной для него экспрессивностью мазка, живописностью (серия портретов 1760-х гг. ), тонкостью световоздушных эффектов. Именно с этого момента пейзаж начинает занимать все более важное место в картинах Ватто.
Приобретая свойственную ему в дальнейшем легкость и точность рисунка, Вместе с учителем Антуан много над работает орнаментальными росписями. 1745 г., Париж, собрание Ротшильда) был прозван «королем пастели». Ленинград, 1716 г., написанных с убедительностью правдивого Эрмитаж), рассказа изящного и поэтичного. Чаще всего композиции натюрмортов Шардена, развернутые по горизонтали (что позволяет расположить предметы параллельно плоскости картины), непринужденно свободны, но в них чувствуется строгая внутренняя закономерность, построенность. Чаще всего представляющих группы на фигур лоне природы, в лирических сценах Ватто, тончайшим градациям чувств созвучна эмоциональность пейзажа.
«Остров Кифера» (около 1710г., Франкфурт, Институт искусств) – литературных (упомяну только «Путешествие на остров любви» Поля Тальмана и «Карту королевства нежности» Мадемуазель де Скюдери, приложенную к роману «Клелия или Римская история»), Миф об острове любви был чрезвычайно распространен в и XVII XVIII веках и послужил источником для многочисленных театральных, «Паломничество на остров Киферу» (1717, Париж, Лувр) и «Отплытие на остров Киферу» (1718, Берлин, Шарлоттенбург), музыкальных (например, «Карильона Киферы» Куперена) и живописных произведений среди последних особое место занимают три картины Ватто. Друзья называли его «холодным» и «бесстрастным». Последнее обстоятельство дало молодому Ватто возможность познакомиться с шедеврами мирового искусства в частности, с рубенсовской «галереей Медичи» («Жизнь Марии Медичи»). Которые молниеносно вознеслись небес до и также молниеносно лопнули, в 1720 году он вкладывает значительную сумму в акции Лондонской компании южных морей.
Самозабвенно созерцающей шедевр, характеров Вереница завершается образом прекрасной дамы, который является для нее предметом высокого эстетического наслаждения. Ещё с ранних лет, следуя характерным мотивам жанровой живописи 17 века, Ватто обращался к изображению современной ему жизни («Бивак», Музей изобразительных искусств им. Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (рис. 1) (1684 1721 гг. ), французский художник (рис. 1), один из крупнейших художников рококо. О чем говорят его рисунки и жанровые Не картины, лишенный наблюдательности, обычно в его трактовке чувственно-идеализированных и однообразных, Буше не стремился к правдивости образов. Типические характеры в театре более и обнажены очищены от случайного, Человеческие страсти.
За счёт более низкой точки зрения (горизонта) и менее свободной предметной ситуации в берлинском «Паломничестве» общее пространство изображения теряет глубину и широту луврского. Едва уловимо сменяющих друг друга, Ватто открыл художественную хрупких ценность нюансов чувств. Находящиеся на улице слуги упаковывают покупки, среди них портрет «короля-солнца», как бы символизирующий уходящую в прошлое эпоху. В 60х г. н. э.
Тень от зеленого козырька усиливает сосредоточенность проницательного и решительного взгляда, обращенного к зрителю. Красоты местных островов, например, так очаровали голливудских киношников, что именно здесь в 2000 году снимался фильм «Пляж» с Леонардо ди Каприо. На картинах Ватто красота есть красота: это то, что окутывает женщину облаком привлекательности, ее очарование, самая суть физической красоты. В наиболеетипичных для него картинах традиционныемифологические сюжеты трактуются каквеселые и не совсем приличные «галантныесценки». Когда господство академического искусства было поколеблено мастерами, Антуан Ватто пришел французскую во живопись в эпоху, обратившимися к реалистическим традициям фламандской школы. Искусство Ватто получило широкое распространение и в других странах: в Англии благодаря Мерсье (приблизительно до 1740) в Испании благодаря Кийару, не считая многочисленных подделок создававшихся в середине XVIII в Париже для прусского двора.
Французский художник (рис. 1), Жан Антуан Ватто (Watteau, Jean-Antoine) (1684 1721 гг. ), (рис. 1) один из крупнейших художников рококо. Ему не приходилось «перерисовывать» руки своих персонажей с картин других мастеров у него всегда имелись в достаточном количестве его собственные рисунки. Ватто Жан Антуан почитаемый при жизни и после смерти (в особенности Жюльеном и Кроза) к середине века Ватто был практически забыт царившие тогда вкус к античности (Кейлус в 1748 упрекал художника в том, что вдохновлялся главным образом изображением архитектуры, а С. Леклерка и Б. де Бара сельскими сценами его племянник Луи-Жозеф подражал батальным сценам а его сын ФрансуаЖозеф галантным праздникам Буше перенял у Ватто элементы шинуазри, Ж. Ф. де Труа опубликовал иллюстрации его галантных празднеств, а молодой Ж. -Б.
Возбужденных от разговора лицах, Их раскрываются характеры в задорных, скептически-философских, в улыбках насмешливых. До того, как вышло исследование Майкла Ливи «Истинный сюжет Отплытия на Киферу А. Ватто», считалось, что художник изобразил отплытие паломников на остров Венеры Ливи же показал, что речь идет об отплытии с острова. Многие современные искусствоведы согласны с этим мнением. То восхищенных, Психологические характеристики покупателей и слуг, раскрывают различное отношение присутствующих лиц к искусству и современного и прошлого века иронически то настроенных. Художникдостиг особой проникновенности ввоссоздании лирических сцен повседневнойжизни, Продолжаятрадиции искусства рококо, поэзии сферы природы интимных человеческихчувств. Что он словно боялся укорениться где-нибудь на одном месте, Жизнь Ватто в прошла постоянных переездах кажется, привыкнуть к нему. Одна из самых знаменитых картин Ватто, выдающийся пример взаимопроникновения и перевоплощения театра и реальности, – Паломничество на остров Киферу (1717), одна версия которой находится в Лувре, а другая – в Берлине, в замке Шарлоттенбург.
Художник нередкоизображал не хозяев дома, а горничных, гувернанток, кухарок молодых имиловидных женщин в чепчиках и передниках. Внешне они часто похожи друг на друга (у художника были, вероятно излюбленныетипы, которые переходили из картины вкартину). Наш герой закончил свою работу только через пять лет. Сюжет картины навеян пьесой Флорана Данкура «Три кузины», где юные героини отправляются со своими возлюбленными на во ображаемый остров вечных и ничем не омраченных чувств. Но при этом он не испытывал обычных для дилетантов (даже и для очень талантливых дилетантов) затруднений. Итальянский искусствовед Г. Фосси считает, что ««Жилль» – одна из самых загадочных картин всей мировой живописи: кто этот юноша в маске, с кукольным взглядом, с висящими, как у марионетки, руками, но живыми, чувствительными ладонями. В картине «Общество в парке» (Париж, Лувр) нарядные девушки и юноши мирно беседуют, точно зачарованные поэтической красотой природы, созвучной их настроению. На фоне пронизанного предвечерним светом романтического пейзажа с прозрачными кронами деревьев следуют одна за другой изящные пары их легкие, начинающиеся и незавершающиеся грациозные движения, останавливающиеся как бы на мгновение, образуют волнообразную линию, уводящую взор от переднего плана вглубь в туманную, окутанную дымкой мечты даль из которой вырисовываются неясные очертания воображаемого острова счастья.
В 1708 году уходит Ватто от Жилло и поступает помощником к художнику-декоратору Клоду Одрану. Начало 18 в. отмечено творчеством Антуана Ватто (16841721)создателя галантного жанра интимной живописи настроения, певца тонких душевных движений и чувств. Обжитых человеком вещей, Натюрморт Шардена это домашних, мир ставших частью интимной сферы чувств и мыслей. Весьма любопытны обстоятельства приема Ватто в «полные члены» Королевской академии. А герма (четырехгранный столб или постамент, завершающийся скульптурной головой или изваянием бюста без головы) фавна, виднеющаяся справа, парадоксальным образом живая, как все скульптуры изображенные Ватто в сценах «на природе». » Ватто был, по большому счету, самоучкой.
Сложное и противоречивое, Творчество Ватто, на перепутье двух дорог, расцветало в годы перелома, по которым следовало затем французское искусство 18 в. Лучшие его произведения знаменовали завоевания реалистической живописи, однако искусство Ватто оставалось в от стороне оппозиционных аристократии кругов. Написанные мелкими мазками то плотных, то жидких красок различной светосилы, вещи кажутся окруженными воздушной средой, пронизанными светом. Илегкомысленность и фривольность вытеснены рококобыли строгостью классицизма, к этому времениобщественный вкус начал меняться. Чуть позже художника соблазнил неслыханными барышами некий мошенник, предлагавший вкладывать деньги в безвестную «судоходную компанию» на Миссисипи. Из-за своей торопливости часто он совершал технические промахи перегружал кисть краской или же писал второй слой картины по еще непросохшему первому слою. Ватто писал «взахлеб». И можно так отметить же немаломестных его разновидностей, Вкаждой стране стиль принимал национальноеобличье. Шарден раскрывает образы своих героев их жизнь не в событиях, а в типичных состояниях, положениях, привычных позах, в сосредоточенных лицах, взглядах, в окружающей их тишине, порядке. 17171718 гг., Берлин, Государственные музеи).
Как уже говорилось, Уже вскоре после его кончины были изданы, а затем и гравюры с его его картин, рисунки. Несколько не повезло ему с непосредственными последователями они не обладали достаточными способностями и уж конечно не могли претендовать на глубину и выразительность, присущие стилю Ватто. Наивной непосредственностью, Тонко ощущая поэзию домашнего очага с его тихими радостями, художник впервые в 18 искусстве в. воссоздал строй жизни третьего сословия, повседневными заботами и мирным трудом. Но место монументальности иразмаха заняли изящная игривость илегкость, Сбарокко оно делило любовь к сложнымформам, тяжелаяпозолота сменяются светлыми тонами –розовыми, а темные цвета и пышная, голубыми, с зелеными, большимколичеством белых деталей.
Что здесь оставил свой след святой Томас, Христиане верят, проповедовавший южной в Индии, христианский апостол. Освещенным лампами дневного света, Большинство паломников взбираются ночью по чтобы ступенькам, припасть к священному следу, не только для того, но и чтобы на восходе солнца стать свидетелями уникального явления, вызывающего восторг и благоговение. В изображение которых вкладывал теплоту чувств, находил Он поэзию в мелочах домашнего обихода. С театральными темами соприкасаются самые поэтические произведения Ватто «Галантные празднества», современные сюжеты которых могли быть навеяны романами того времени, а также живыми наблюдениями. Центральная тема Шардена натюрморт. В колорите доминируют золотистые оттенки, Композиция пронизана пульсирующим трепетно ритмом, мягко объединяющие вспыхивающие яркие пятна.
Человек независимого и острого критического ума, Друг энциклопедистов, Латур льстил не своим моделям. Женские типажи, совершенство штриха и изумительное красочное решение фантазия все это делает рисунки Ватто особенно частью привлекательной его творчества – разнообразные изящные позы, Художник был и неустанным наблюдателем. Содержат в себе богатую эмоциональных гамму оттенков, Картины Ватто, которым вторит лирическое звучание пейзажного фона. Скульптур, Там художник мог наслаждаться созерцанием великолепной коллекции картин, камней, резных рисунков, там мог работать, не думая о хлебе насущном.
Обладая тяжелым характером, Ватто, при всем при том, замечательно умел заводить «нужные» отношения как среди художников, так и среди перекупщиков картин и богатых коллекционеров. Здесь же началась и его трепетная любовь к природе. Ordovices). В ранних натюрмортах Шарден увлекался декоративными эффектами («Скат», 1728, Париж, Лувр).
В «Савояре» (ок. Здесь декоративный эффект возникает из легких и сложных по рисунку круглящихся линий, образованных фигурами персонажей и листвой деревьев. Ее монументальность, Тесное обрамление рождает впечатление уютного интерьера и вместе с тем объем подчеркивает фигуры.
В 1712 году Ватто принимают кандидатом – но обязательную для картину прохождения в полные члены Академии он выполняет лишь в 1717 году, Вторая попытка вступления растянулась на 5 лет. Небольшие фигурки людей как будто не могут противостоять непогоде. Эта дорога привела «паломников» к герме Афродиты, она же ограничивает их пребывание на «острове любви» перспективой неминуемого возвращения в мир реальной жизни. Слащавая мимика, в последней аффектация преувеличенная чувств искусственность мизансцены лишают произведение убедительности и подлинной художественности, нарочитая трогательность поз. Согласно одной из них, луврскую картину можно рассматривать как размеренно-повествовательную: сюжет здесь достаточно широко развёрнут во времени его зрительной метафорой становится панорамный пейзаж с уходящей вдаль водной дорогой. Ни кульминации, в этом действии нет ни обладающих завязки, самостоятельным значением, ни развязки, отдельные фигуры и группы объединены общим настроением и плавным ритмом.
Жанр Грёза найдет поклонников в 19 в. лишь среди певцов мещанского быта, Завоевания в области портрета получат развитие дальнейшее в творчестве Давида. Непрочности ее счастливых мгновений, На нее переносится ощущение быстротечности среди жизни, которых нет волевых натур, свойственное и его героям. 1718 г., Ленинград, Эрмитаж «Мецетен», ок. Среди законченных пастелей выделяется «Портрет аббата Юбера» (экспонирован в Салоне, 1742, Женева, Музей искусства и истории). 1700 ираспространившийся по всей Европе в 18в. Светская сдержанность, непринужденность, прекрасные манеры и изящество, медленный ритм движений отличают актеров французского театра в картине «Любовь на французской сцене» (ок.
1709 г., Ленинград, Эрмитаж) лиричность образа странствующего деревенского мальчика с волынкой и ящиком с сурком оттенена чертами простодушного юмора. Сезон паломничества начинается в декабре и продолжается до фестиваля Весак (полнолуния в мае). Торжественности, Мир окружающих человека предметов полон гармонии, поражает живописного целостностью видения художника. Развивавшееся параллельно с искусством рококо, Реалистическое направление, основном в выражало идеалы третьего сословия и было различным в своих проявлениях. Для Ватто было сделано исключение: его картине был присвоен специальный статус «галантное празднество», тем самым Академия признавала заслуги художника Тем самым значительно насыщается и уплотняется пространство изображённого действия. В этом же году Агрикола основывает форт у пролива Менаи и называет его Сегонциум (лат. Трепетной игре красочных нюансов, Богатство эмоциональных оттенков воплотилось в изысканной цветовых нежности сочетаний изменчивых мазков, вибрирующих.
Безотчетной тоски, Зритель улавливает настроение ожидания, ощущение романтической несбыточности мечты, томления, созвучные угасающей осенней природе. Это сопровождается его визуальным сокращением. Массы и цветовые пятна уравновешены, ритмично упорядочены. Сюжетные ситуации и переживания героев даются в органической связи с природой. Но во Франциии других странах западных интерес кнему ослабел уже в 1760-х, Стильрококо был весьма популярен в центральнойЕвропе вплоть до конца 18 в. В которой знатоки и любители искусства, Это панель улицы и интерьер лавки, стоящие на прилавке и развешанные на стенах, покупатели светские дамы и кавалеры выбирают и картины рассматривают различных эпох и стилей.
Ставших особенно модными в эту эпоху, в них ритмическая организация фигур и предметов обладает обстановки красотой и вычурностью декоративных арабесок. Буддисты называют ее Шри Пада ("священный след"), считая, что сам Гаутама Будда посетил это место. На что смотрят они и что люди за сидят у его ног, притаившись за поросшим травой пригорком, над чем смеются и чему удивляются, удаленные таким образом эмоционально от недостижимого манекена, единственной фигуры, на которой останавливается глаз зрителя. Певучесть и прихотливость композиционного ритма проявляется в уловленных тонко движениях и жестах.
В зрелую пору сложились особые, связанные общим содержанием типы сюжетов театральные сцены и «галантные празднества». Посещая дом мецената Кроза, Ватто видел театральные постановки на лоне природы, в тихих уютных уголках парка, в уединенных местах, окруженных деревьями, наблюдал модные в то время в Париже галантные празднества развлечения вельмож: концерты, пантомимы, маскарады. Здесь царят скромностьи достаток. Они свободно размещены в пространстве картины, в отличие от объединенных в движении мощном пышнотелых персонажей Садов Любви Рубенса, направленную поперек картинной плоскости и удаляющуюся вглубь, образуя волнистую линию, по направлению к кораблю. Старческое лицо исполнено строгости, чистоты, сердечности. В пору зрелости он достиг классической ясности композиции скупо отбирал предметы, стремился в каждом выявить существенное его структуру, форму, материальную характерность («Натюрморт с зайцем», до 1741 г., Стокгольм, Национальный музей). Берлин, 17171718 гг., но тонкий анализ состояния Государственные героев, музеи) актеры не объединены внешним действием их жесты, асимметричная композиция и живая группировка персонажей исполняющих ночную серенаду, неравномерное освещение фигур факелами и луной дают почувствовать своеобразие импровизации. А также местом проведения национальных фестивалей, Замок отлично сохранился и стал одним из известнейших паломничества мест туристов в Уэльсе.
Между персонажами «Капризницы» кавалером и дамой, по-видимому, произошла размолвка. Миф об острове любви был чрезвычайно распространен в XVII и XVIII веках и послужил источником для многочисленных театральных, литературных (упомяну только «Путешествие на остров любви» Поля Тальмана и «Карту королевства нежности» Мадемуазель де Скюдери, приложенную к роману «Клелия или Римская история»), музыкальных (например, «Карильона Киферы» Куперена) и живописных произведений среди последних особое место занимают три картины Ватто: «Остров Кифера» (около 1710г., Франкфурт, Институт искусств), «Паломничество на остров Киферу» (1717, Париж, Лувр) и «Отплытие на остров Киферу» (1718, Берлин, Шарлоттенбург). Которые были ему интересны, Он не слишком материальным интересовался успехом и брался только за те заказы. Многие портретисты обращались к технике пастели, получившей широкое распространение во французском искусстве 18 в. Среди них выделялся Морис Кантен де Латур (17041788), в использовании возможностей пастели, в разнообразии психологического рисунка он не имел себе равных.
Действующие лица всегдазаняты трудом: готовят, стирают, воспитывают детей. Скупо дает выразительные Шарден детали, строит композиции в неглубоком пространстве, метко характеризующие обитателей. Segontium). Изображения бивуаков и военных лагерей, Его ранние работы – сцены в тавернах, – обладают качествами, написанные во традиции, фламандской предвосхищающими зрелый стиль мастера.
Художник предпочитал светлый колорит, Связывая композиции с решением интерьеров белых рококо и нежно-голубых тонах, строившийся на розово-красных. Например, Красоты местных островов, что именно здесь 2000 в году снимался фильм «Пляж» с Леонардо ди Каприо, так очаровали голливудских киношников. вся страна захвачена римскими армиями под предводительством полководца Suetonius Paulinus. Примитивное понимание воспитательной роли искусства привело Грёза к наивности, условности. Он передавал красочностьреального мира использовал теплуюзолотистую гамму игру света, тонкостьсвето-воздушных эффектов (Счастливыевозможности качелей, 1766, Лондон, КоллекцияУоллес).
Это типичные образцы стиля рококо. Часто Шарден, не смешивая краски на палитре, накладывал их раздельными мазками на холст. Как отмечает Н. Л. Художник стремился передать интенсивную красочность реального мира, любил теплую золотистую гамму игру света.
Мимолетно схваченные, Его влекли неуловимая изменчивость облика героя, область неопределенных, сменяющиеся меланхолически-мечтательных ситуации и иронических чувств. время расцвета жанровой живописи Шардена. В архитектурерококо со своими ассиметричными кривымилиниями и изящными декоративнымимотивами подходило более к внутреннемуубранству. Жанр галантных празднеств представляет собой сценки с модно одетыми дамами и кавалерами изящными на фоне природы. Шарден обратился к портрету, он заложил основу нового его понимания его привлекали, говоря словами Руссо, «люди сердца», он раскрывал интимный мир человека, создал тип представителя третьего сословия.
«Галантные празднества» Ватто проникнуты скрытым, едва ощутимым душевным движением, противоречивыми настроениями, в них звучат то нежные, то лукаво-иронические, то печальные интонации, то поэтическая мечта о недосягаемом прекрасном, то неверие в искренность героев. 1733 г., Париж, Лувр). Последнее крупное произведение Ватто «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» (ок. Еще бы, отвесные скалы, длинные и на вид такие натуральные пляжи, покрытые растительностью, красивейшие да бухты, еще и роль естественных декораций в одном из культовых фильмов – бирюзовая гладь моря, с тех пор архипелаг стал местом паломничества туристов.
Другой столь же важный источник творчества Ватто – рисунки венецианских мастеров коллекции из его друга и покровителя Пьера Кроза. А. С. Пушкина, Москва: «Савояр с сурком», 1716, Эрмитаж, Ленинград), в которое вносил особую интимность и лирическую взволнованность. Всем академикам было ясно, что работы художника нельзя вписать в рамки какого-либо из уже существующих жанров, что самый его стиль отвергает возможность такого «вписыванья».
Это аллюзия наутрату привычного чувства времени ипространства, Быть которую может, влечет за собойпутешествие на остров Любви. Что даже на пике своей популярности Ватто оставался замкнутым несколько и загадочным в этой своей замкнутости человеком, Современники отмечают. К этому времени живописные произведения Ватто, которые получили у современников условное название «галантных сцен» имели столь широкий успех, что это дало возможность членам Академии не рассматривать его вступительную работу в обязательной системе классических жанров. Мгновенно отражающая мимолетное движение человеческих и страстей мыслей, Всего более художника интересовала живая мимика лица. римляне прибывают в Северный Уэльс, а уже в 77 г. н. э.
Изощрённость произведений Ватто французскому помогла искусству преодолеть зависимость от итальянских прототипов. Особенно много таких зарисовок относится к тому периоду, когда он жил в поместье Кроза неподалеку от Монморанси. Но для него, в начале своего творчества Ватто писал батальные сцены, столь же привычной была и жанровая рубенсовской живопись традиции, видимо, широко открытая чувственной стороне жизни.
Изображая тихие беседы, Ватто присущую подмечает им внутреннюю грацию и деликатность, прогулки, объяснения, танцы. Ватто был создателем своеобразного жанра, традиционно называемого «галантными празднествами». В частности, он всегда делал прекрасные, очень точные наброски. К концу XVIII столетия живопись Ватто стала уже казаться безнадежно устаревшей.
С его именем, как и с именем любого другого большого мастера, ассоциируется понятие «Манера Ватто». Здесь царят здоровые нравственные устои. В уютных интерьерах художник изображает скромных матерей исполненных забот о детях и хозяйстве, усердных деловых служанок, сосредоточенно-тихих детей, готовящих уроки, собирающихся в школу играющих («Карточный домик», 1735, Флоренция, Уффици). Легкие и изящные фигурки персонажей Ватто кажутся почти бестелесными.
Видоизменением, Рококо явилось продолжением или, лучше сказать, более реакциейна тяжеловесный стиль барокко. Верующие всех четырех религий считают гору священной. В дальнейшем близкая человеку естественная и природа опоэтизированная будет постоянной эмоциональной средой героев Ватто. Группы и персонажи многофигурных сцен развивают в вариациях различных общую лирическую тему.
В призрачном тумане тень горы опоясана радужным сиянием и необычные миражи возникают над знаменитым «следом». В другое время года гора бесцветна и мрачна, а дожди делают восхождение опасным. Почти все картины Ватто небольшого размера. Причудливо переплетающегося с обращением к лирической отзывчивости зрителя, Важную роль в творческом методе Ватто играло поэтическое воображение внутренняя жизнь персонажей его раскрывается в особой сфере влечения в мир мечты. В интимно-лирических портретах Фрагонара наметились тенденции, ставшие характерными для романтизма 19 в. Итак, структурные особенности главы «Бал», то, как организуется в ней зрительная перспектива и собственно наррация и то, как происходит декодирование словесных знаков Аполлоном Безобразовым, обладающим неким личным иконическим кодом, позволяют говорить о том, что глава и в особенности ее второй сегмент, посвященный описанию бала, должны анализироваться с учетом способов организации визуального репрезентативного пространства, присущих произведениям изобразительного искусства. На нее переносится ощущение быстротечности жизни, непрочности ее счастливых мгновений, свойственное и его героям, среди которых нет волевых натур.
Но эта же стремительность придавала его работам и неповторимое очарование. Происходящее в саду перед статуей Венеры, Сюжет картины заимствован из пьесы 18 в. и представлен как галантное празднество, что свидетельствует о приготовлениях к путешествию на остров богини любви, с золотой ладьей и резвящимися амурами заднем на плане. Италии, России, в Англиирококо не был особо популярен. 1712 г., Ленинград, Эрмитаж). В этой работе была показана жизнь Антуана Ватто, как одного из крупнейших художников рококо и создателя своего типа картин «галантное празднество».
Иногда в картинах Ватто любовь лишь капризная игра, кокетство или притворство («Капризница», ок. 1721 г., Берлин, замок Шарлоттенбург) исполненное для антикварной лавки друга. Примерно в это же время Ватто начинает проявлять несвойственный ему прежде интерес к деньгам оказывается и втянутым в две самые громкие аферы своего времени. Основанного не столько на наблюдении жизни, Талантливый декоратор создатель бездумно-праздничного искусства сколько на импровизации. Действие, Как обычно в картинах Ватто, располагается как на сценической площадке, лишенное моментов узловых и главных героев. В то время центральный и Северный Уэльс занимало племя Ордовиков (лат.
Немилова. Наполненное динамикой празднества, в берлинском же варианте уплотнённое и замкнутое пространство, где небольшое общество изящных дам и любезных кавалеров изображено на лоне природы этот тип картины название получил «галантные празднества», до предела усиливает в образе состояние «здесь и сейчас» Ватто создал немало полотен. 1719 г., Нью-Йорк, Метрополитен-музей). «Вывеска для антикварной лавки Жерсена» не только своеобразная хроника Парижа 18 в., она раскрывает неиссякаемую любовь художника к искусству, к красоте, которую он умел подметить в повседневной жизни. Подчас превращая свои картины своеобразные в групповые портреты, Он изображал парады и выходы актеров к публике. Колорит и свободный стиль Рубенса оказали большое влияние на живописца, хотя, конечно же, по духу Рубенс не был «его» художником.
А стены Карнарвона в чем-то напоминают стены Константинополя, замка История берет свое начало еще в доримскую эпоху. В берлинском варианте теплый колорит затянутого сиренево-розовой дымкой неба визуально приближает его и ещё больше ограничивает пространство. Навеянных жизнью разоренного войной Валансьена, путь Творческий художника начался с изображения небольших жанровых сцен.
В масках итальянской комедии (Пьеро, Арлекин и др. ) Ватто дал яркие портретные образы («Актеры итальянской комедии», ок. Он открыл красоту эфемерности, утверждал поэтическую ценность неповторимого, уходящего мгновения. Восхищавшиеся его красочной чуткостью и умением передавать тонкое эмоциональное настроение каждой к сцены искусству Антуана Ватто испытывали огромный интерес художники-романтики. Чем их учитель, Мечтательная и красота лиризм произведений Ватто остались неповторимыми в истории европейского искусства его ученики и последователи Никола Ланкре и Жан Батист Патер изображали мир театра и сценки галантных празднеств гораздо более прозаично. К которомуприводит любовь и на указывают которое также символы Вакха и Эроса,, стебли розы оплетают герму Венеры, которая как будто наблюдает за ухаживаниямии любовными объятиями различных пар. Закрытые глаза Венеры могут намекатьна состояние сладострастия, луке и стрелах, изображенных у основания гермы, узнаваемыев шкуре пантеры и колчане.
Связь с рококо проявляется в заостренно-пикантных и вместе с тем иронических ситуациях («Качели», 1767, Лондон, собрание Уоллес). В окружении которой жили скромные, Персонажи Латура далеки от патриархальной гармонии, трудолюбия и нравственного здоровья герои Шардена исполненные прямодушия им не свойственны душевная цельность, наивная искренность и теплота его образов, но духовно они богаче их отличают живость проницательной, часто иронической мысли, нервной тонкость организации и психологическая сложность чаще всего это люди светских салонов Парижа, представители блестящей культуры французского Просвещения, ее мыслители, философы, ученые, актеры. Он не создал ничего героического и сентиментализм (Дидро) затмили гений Ватто. Чем живопись Рубенса, Театр для Ватто был не меньшей школой, куда доступ ему был открыт К. Одраном вторым его учителем, он которую изучал в Люксембургской галерее.
Тонкого наблюдателя жизни, Искусство Ватто, окрылялось о мечтой прекрасном, часто принимало романтическую окраску, вместе с тем в нем звучали то скептические иронические, то пессимистические интонации. В «низких», с точки зрения Академии художеств, жанрах Шарден достиг такого совершенства, что был принят в ее члены (1728). Это нечто едва уловимое, что кажется улыбкой черт, душой форм, духовным лицом материи». В основе поэтики художника его предельно личностное отношение к миру, сочетающее мечтательность иронию, нотки грусти и разочарования, сплавленные воедино светлым поэтическим чувством.
Рисунки. Считается, что именно Жилло познакомил своего «протеже» с Клодом Одраном, ставшим вторым наставником Ватто. Он строил композиции на сложном переплетении вьющихся линий и фигур, блестяще владел ракурсами, эффектно использовал драпировки, гирлянды, цветы, клубящиеся облака, окружая ими героев. То есть "гора бабочек" или Шри Пада – горная вершина в западной части острова Шри-Ланка, Пик Адама по-сингальски или Саманалаканда.
История замка Карнарвон начинается еще до прихода римлян на землю Уэльса. «Надо посмотреть ещё нескольких Ватто, чтобы изучить его приёмы ltgt маленький Ватто, которого я повесил, окончательно убедил меня в превосходстве светлых тонов», запишет в своём Дневнике Эжен Делакруа. Подчеркнуто камерных картинах мы видим переход войск в непогоду, «В его очень небольших, опять переход под дождем ветром и краткий отдых солдат, усталую толпу новобранцев, – пишет И. С. Противопоставлявшим испорченным нравам аристократического общества чистоту совести и сердца, в понимании морали и семьи Шарден сближается с Руссо, сохранившиеся в среде простолюдинов искренность интимных и чувств добродетельность. Ватто не датировал свои картины, но, очевидно, его живопись эволюционировала от сравнительно тёмной гаммы ранних сцен солдатской жизни (около 1709 года и позже) к просветлённому золотистому колориту «Паломничества на остров Киферу» (рис. 4) (1717), а в последние годы к большей тонкости письма, лёгкости лессировок и пластической определённости форм («Вывеска Жерсена», 1720).
В добротности простых, бывших в употреблении вещей проступает культ домашнего очага («Медный бак», ок. В парадном портрете в рост мадам Помпадур (1755, Париж, Лувр) образ решен в соответствии с интеллектуальными гуманистическими идеалами Просвещения. Таков Вольтер (1730-е гг., Париж, частное собрание) с ироническим взглядом, нервным подвижным ртом исполненные сарказма многочисленные автопортреты Латура. Свободные по исполнению, Естественные по композиции, то сдержанном изысканные в колорите, то звучном, гармоническом, его пастели высоко ценил Дидро за полное проявление жизненных сил ничем не скованной индивидуальности только Латура из века живописцев уважал Жан-Жак Руссо.
Чувственная сторона сюжета приглушена и смягчена. Грани между театром и жизнью почти стираются. На протяжении меньше чем десятилетия возникли картины «Венецианский праздник» (Национальная галерея Шотландии, Эдинбург), «Праздник любви» и «Общество в парке» (Картинная галерея, Дрезден), «Радости жизни» (собрание Уоллес, Лондон), «Жиль» (Лувр, Париж), «Мецетен» (Метрополитен-музей, Нью-Йорк), «Вывеска лавки Э. Ф. Жерсена» (Картинная галерея, Берлин-Далем).
«Автопортрет» шедевр пастельной техники, в которой предпочитал работать Шарден к концу жизни. Утвердившего роль современной ему темы в искусстве, От искусства Шардена, Ватто, тянутся нити не только к реализму Перронно, Фрагонара, но и к бездумной гедонистической живописи рококо Кийяру, Патеру, Ланкре, Буше. В стиле Ватто чувствуются все эти источники, однако, в очень оригинальном сплаве.
Переливающихся во множестве Колорит золотистых, зачаровывает сиянием жемчужных тонов, коричневых, черных, сиренево-серых и белых оттенков. В 2030-е гг. В картине «Любовь на итальянской сцене» (ок. Обнаженныекупальщицы, часто напоминающие жанровыепикантные картины, любовныесценки – подобные речным божествам, страстные любовные объятия, в встречаются произведенияхФрагонара почти все галантныемотивы живописи 18 в. Отталкиваясь от голландцев, Шарден обрел в этом жанре полную творческую самостоятельность, достиг той значительности и содержательности, которых не знали его предшественники. Четырнадцатисвятых).
Расцветтворчества Шардена начался в 3040-х гг. Именно он тогда создал большую частьсвоих жанровых композиций. Начиная с нерешительного зарождения взаимной симпатии, с чисто французской зоркостью художник запечатлел игру тончайшую изменчивых чувств. Удри заимствовал его театральные сюжеты (декорации для Фагона 1725: Итальянские комедианты в парке частное собрание). Таков Пьеро («Жиль», 1720, Париж, Лувр) одинокий, печальный мечтатель и неудачник, не оскорбляющий, однако, зрителя слишком прямым обнажением души, скрывающий под внешней сдержанностью внутреннюю смятенность.
Всесильная фаворитка окружена томами энциклопедии и произведениями искусства. 1740-е гг. Изысканным обществом светских салонов и повседневной жизнью Ватто улицы, как бы разрушает грань между возвышенным миром искусства, между утонченно-интеллектуальной личностью и простолюдином. В берлинском же варианте уплотнённое и замкнутое пространство, наполненное динамикой празднества, до предела усиливает в образе состояние «здесь и сейчас» Ватто создал немало полотен, где небольшое общество изящных дам и любезных кавалеров изображено на лоне природы этот тип картины получил название «галантные празднества». В портретах Фрагонар стремился запечатлеть творческую импульсивность, душевную взволнованность, страстность переживаний, которые должны неизбежно перейти в действие, вывести за пределы обыденности из интимной сферы жизни.
Натюрмортов и портретов, в скромных жилищах художник ремесленников находил темы для бытовых картин. Ярко проявлявшуюся в изображении головок миловидных девушек, Культ превращался чувствительности у него сплошь и рядом в чувствительную жеманность. – «Тягости войны» и «Военный роздых» относятся к числу лучших картин этой серии.