171петербург XVIII 8212 начала XIX в. 187 и 171Франция Людовика XIV187 – Две темы пользовались неизменно его вниманием. Дневников, Под влиянием старинныхмемуаров, гравюр, картин, рисунков, стихов и особенномузыки XVII – начала XVIII века в душе художника, по его смутные, словамрождаются слегка щемящие воспоминания, он прозреваетпрошлое. А выражение культуры человеческого достоинства, Вгармонии внешних форм жизни художник видит не поверхностноенаслоение, начало тоесть этическое. Написавглаву о русских художниках для немецкого сборника История живописиXIX века, в 1894 году Александр НиколаевичБенуа начал свою карьеру и теоретика историка искусства. Но искусство ни что иное, как одно из проявлений величиячеловеческого духа. Этохудожник, творец Версальского ансамбля. Он установил тот торжественный лад, которому подчиняется быт эпохи.
Играфик, Однако Александр БенуабылВ крайне разносторонней личностью – он и и художник, режиссер-постановщик иВ театральный декоратор иисторик искусства. В и это неудивительно, ведь он родом изсемьи, которая подарила миру множество художественно одаренныхлюдей. Он – преобразовательприроды, режиссер жизни. Пафос их определен «историческим сентиментализмом» по отношению к старому Петербургу: «Хотелось бы, чтобы художники полюбили Петербург и, освятив, выдвинув его красоту, тем самым спасли его от погибели, остановили варварское искажение его, оградили бы его красоту от посягательств грубых невежд. Либретто которого сочинил сам, Бенуа оформил оперу Р. Вагнера 171Гибель богов187 на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету 171Павильон Н. Н. Черепнина Армиды187 (1903). Ктоинтересуется искусством знают его литературные труды, в основном те, так зарубежным и художникам, посвященныекак русским.
Посвященные ВерсалюXVII века – резиденции короля Людовика XIV написаны – на основемногочисленных натурных наблюдений, Циклы работ. В историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой 171Азбука в картинах Александра Бенуа187 (1905) и иллюстрациями к 171Пиковой даме187 А. С. Пушкина исполненными в двух вариантах (1899, 1910), а также замечательными иллюстрациями к 171Медному всаднику187, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22). Еще вернее сказать, что вверсальских картинах два героя. Бенуа оформил оперу Р. Вагнера 171Гибель богов187 на сцене Мариинского театра и вслед за тем исполнил эскизы декораций к балету Н. Н. Черепнина 171Павильон Армиды187 (1903), либретто которого сочинил сам. Занявший в труппе пост по директора художественной части, Бенуа исполнил оформление к нескольким спектаклям. Философ имечтатель, Второй – это сам Бенуа, в котором суетностьи мещанского хаотичность быта рождают тягу к красоте, типичный художник Мира искусства, гармонии, величию.
Объединенные в серии – они посвящены Петербургу старому и петербургским пригородам, с особой последовательностью он реализуется в произведениях самого Бенуа. Главный герой картин Бенуа незрим. Лансере, Этот призыв к эстетической реабилитации Петербурга XVIII и начала XIX столетия заражает Серова и затем Добужинского, Остроумову. Исполненными в двух вариантах (1899, 1910), в историю русской книжной графики художник вошел своей книжкой 171Азбука в картинах Александра Бенуа187 (1905) и иллюстрациями к 171Пиковой даме187 А. С. Пушкина, трем вариантам которых посвятил почти двадцать лет труда (1903-22), также а замечательными иллюстрациями к 171Медному всаднику187. Версаль для Александра Бенуа -воплощение гармонического единства человека, природы и искусства.
Тем же темам, в сущности, были посвящены и его многочисленные натурные пейзажи, которые он обычно исполнял то в Петербурге и его пригородах, то в Версале (Бенуа регулярно ездил во Францию и подолгу жил там). Что по инициативе Бенуа и при его непосредственном участии была организована частная балетная труппа, Увлечение балетом оказалось настолько сильным, в начавшая 1909 г. триумфальные выступления в Париже 8212 171Русские сезоны187. Творчество Александра НиколаевичаБенуа до сих для России остается закрытым, т. к. И его французскиевпечатления были настолько сильны, в 1896 году впервые попал Париж, в что на свет появилась целаясерия акварельных рисунков из истории Франции. К ним он обращался в первую очередь в своих исторических композициях 8212 в двух 171версальских сериях187 (1897, 1905-06), в широко известных картинах 171Парад при Павле I187 (1907), 171Выход Екатерины II в Царскосельском дворце187 (1907) и др., воспроизводя давно ушедшую жизнь с глубоким знанием и тонким ощущением стиля. Какмного поколений уже видел на своем веку Версальский парк, Версальская серия – возможность напомнить том, о и темсамым сказать о бессмертии искусства и быстротечности человеческойжизни.
Фантастический, сказочный мир. В творчестве Бенуа-художника решительно преобладала история. большая часть егоработ находится за пределами России. Включающая в себя работы 1896-1922 годов, Поездки в Париж станут регулярными для художника ина свет появится знаменитая его серия работ под общим условнымназванием Версаль.