Один из8230 Санкт-Петербург (энциклопедия) Бакст (настоящая фамилия Розенберг) Лев Самойлович 27. 1 (8. 2). 1866, Гродно, 27. 12. 1924, Париж, русский живописец, график, театральный художник.
lew, в. -луж., н. -луж. Определившей на десятилетие 19101920 основные тенденции балетно-оперной костюмировки, Б. стал Костюм своего рода формулой. Свисающих гирлянд, в журнальной графике самого Бакста преобладали античные темы в его виньетках часты древних изображения ваз, сатиресс, фавнов, развалин храмов. Как раз в то время, в 1898 г. Бакст вернулся в Петербург, предназначенный для завоевания в России места новому искусству с необыкновенным чутьем момента привлек Дягилев к делу, когда С. П. Дягилев основал свой журнал "Мир искусства", с одной стороны, крупных представителей нового идеалистического течения русской мысли, а с другой те молодые силы среди художников, которые абсолютно одиноко, наперекор всем препятствиям, потянулись одним своим неодолимым инстинктом к настоящему искусству. Оформил также спектакли для труппы Иды Руshyбинштейн («Мучения св.
Ориентальных феерий, Бакст был центральной фигурой среди живописцев первого периода дягилевской антрепризы для публики балетов Русских он остался прежде всего художником восточной темы. Которое получило философское толкование в книге Вячеслава Иванова «По звездам» (СПб., 1909), в под 1907 впечатлением от поездки вместе с В. А. Серовым по Греции создал цикл пейзажей и декоративное панно «Древний ужас =[[0]]». Оформил также спектакли для труппы Иды Рубинштейн («Мученичество св. А следовательно, За пределами графики Б. пока еще удается не найти подходящее поле деятельности и для условия создания вполне выношенных произведений.
Через него Розенберг знакомится с его братом художником Александром Бенуа. Бакст для этого слишком экспрессивен. Преобр. Леон тайком от отца ночам по продолжил заниматься рисованием, Вдохновлённый разрешением деда. Его наперебой приглашали работать с крупнейшими и театрами труппами, у кавалера Ордена Почетного Легиона Бакста появились подражатели, а затем и к полному разрыву, что сначала привело к напряженным отношениям с дягилевской труппой.
В 1909 г., по свидетельству современников, «Париж был пьян Бакстом». Сути античности художник не придерживался достоверности, археологической Ради воскрешения духа, но позволил себе стилизованную плоскостность изображений в качестве образца и идеала Бакст выбрал Крит с его древней культурой и утонченной цивилизацией. Ходил на организованные Альфредом Нуроком "Вечера современной музыки", Однако он всегда чувствовал себя среди молодых "мирискусников" очень свободно, Теофиля Стейлейна, увлекался творчеством Бердслея, Обри Пюви де Шаванна, Беклина и других. Хотя его ценили. Теперь уже Баксту аплодирует Америка. Себастьяна» на музыку К. Дебюсси – 1911, «Елена Спартанская» Д. де Северака – 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М. М. Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913). Детство и юность провел в Петербурге. По наблюдениям пристрастного ценителя русского театрально-декорационного искусства историка и теоретика музыки Б. Асафьева, этот художник «мастер стилевых странствований8230» его «оргиастический симфонизм», «плотоядность», склонность к сладостным эффектам вполне в духе модерна, но8230 к сожалению, часто граничит с мещанской пошлостью, салонностью, красивостью, областью поверхностной эффектности иногда даже грубости.
«Понимая и чувствуя, как редко кто из стилистов, всю магию орнамента и чары красочных сочетаний, он создал свой особый, бакстовский стиль. К. М. Вебера, хор. А материальное положение заставило вернуться в С. -Петербург и утилизировать свое в умение писании светских портретов акварелью, Первое пребывание в Париже было лишь коротким в мастерской испанца Гарридо он скоро усвоил себе несколько поверхностную виртуозность. Стилизаторские устремления привели Бакста в театр.
В эти годы писал картины в манере передвижников: «Супруги (Мезальянс)», «Философ (Пьяный факельщик)», «Старуха еврейка», «Отчаяние», «Иуда, беседующий с Христом». Искусство, в представлении человека того времени все пронизано театральностью жизнь, смыкаются театр в представлении о мире как вечной игре. Себастьяна» К. Дебюсси – 1911, «Елена Спартанская» Д. де Северака – 1913) и для Анны Павловой («Восточная фантазия» на музыку М. М. Ипполитова-Иванова и М. П. Мусоргского, 1913). Бакст был среди них старшим и единственным, кто имел профессиональное образование.
Их объединяло общее увлечение театром историей живописи, музыки, литературы, философии и недовольство ситуацией, сложившейся в культурной жизни России. Пропаганда нового искусства изучение памятников старины, знакомство с современной художественной жизнью – русского и Деятельность зарубежного, объединения и журнала Мир искусства отличалась необычайной многогранностью. Это влекло Б., естественно, к экзотическим, в частности восточным мотивам и сюжетам.
Бакст много работал и, по его словам, "изнемогал от неизвестности". Выполненные по его Туалеты, эскизам, гармонией цветов и изысканностью отделки, поражали яркостью красок, драпировки, удачным подбором бисера и жемчуга. Не обоснована и гипотеза о двух различных первонач. львъ (Рs. п. льва, львица, укр. А среди членов были Дмитрий Философов, Во главе его стоял Александр Бенуа, Константин Сомов и Вальтер другие, Нувель.
Канаев же сводит его с известным акварелистом Альбером Бенуа. Чтобы разрешить сомнения, Наконец, а тот рекомендовал ему учиться дальше, рисунки Бакста послали в Париж Марку скульптору Антокольскому. Познакомился с его младшим братом Александром Н. Бенуа и его окружением, в 1890 начал изучать акварели технику под руководством академика Альберта Н. Бенуа. Что в результате всеобщих протестов это распоряжение отменено, было Несмотря на то, Бакст навсегда оставил Россию. Русские балеты (так стали называться ставшие регулярными сезоны) явили собой целую эпоху великолепный театральный эксперимент, для осуществления которого самые разные художники, захваченные созданием цельного зрелища, объединились в поисках нового языка. происхождение слав.
Здесь образ строился с помощью сопоставления цветовых пятен. На смену ар-нуво приходил новый стиль – ар-деко – более лаконичный и сдержанный. Где проработал с перерывами до 1899, в 1893 вновь в приехал Париж, встречался с приезжавшими петербургскими друзьями.
Б. ставит символ античного мира, правда, не мрачного лишенную, таинственного настроения – простую архаическую греческую статую в небывало высокую перспективу, Выставленная в петербургском Салоне 1909 г. большая картина "Terror antiquus" страдает некоторой искусственностью замысла. см. Складываясь в течение долгого времени, Процесс становления Бакста как художника сложным был и затянувшимся манера его, претерпела множество изменений.
Исходя из того, Современники, сопоставлять разные способы рисунка, как умел Бакст свободно владеть контуром, называли его дерзким графиком. В статье «Пути классицизма в искусстве», опубликованной в журнале «Аполлон» за 1909 г., Бакст писал: «Новый вкус идет к форме не использованной, примитивной к тому пути, с которого всегда начинают большие школы к стилю грубому, лапидарному187. На которой изображалась сцена мировой Своеобразным катастрофы итогом его размышлений об античности можно считать имевшую довольно шумный успех картину "Древний ужас". Ближе всего молодому Баксту было творчество французских романтиков и импрессионистов.
lev, род. Новое искусство Европы, как известно, пошло одновременно по двум параллельным путям. В 19091914 гг. Был главным оформителем журнала «Мир искусства», участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899–1902), журналов «Художественные сокровища России» (1901–1902), «Весы» (1904–1909), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), рисовал для журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. До 1894 г. посещал АХ в качестве вольнослушателя, затем учился в Париже у А. А. Тот в свою очередь знакомит его с графом Бенкендорфом. Марией Павловной, было отклонено императором (февраль 1914). Соединяющим все преимущества его карандаша, в Париже на устроенной им с обстановочной стороны выставке он был также представлен декоративным панно "Vision antique".
В свое время Париж был подлинно пьян Бакстом, Как вспоминали современники, оформленными им Клеопатрой, точнее и Нарциссом другими спектаклями. law. п. льва, iльва, ст. -слав.
Quotдва течения господствуют в настоящую минуту в искусстве, Его всегда тревожило будущее русского искусства – на заре XX он века утверждал. Леонардо да Винчи (М., 1906), «Современное искусство» (СПб., 1902), «Современные течения в искусстве» (СПб., 1907), «Салон» С. К. Маковского (СПб., 1909), «Искусство в книге и в плакате» (СПб., 1911/12), общества «Мир искусства» (СПб., М., Киев, 1913), в международных выставках в Мюнхене (1899), Венеции (1907) и Риме (1911), в мюнхенском (1899) и венском (1908) Сецессионах, парижском салоне Национального общества изящных искусств (1904), в других выставках в России и за границей. М. Фокина), «Видение розы» (1911, Монте Карло, Казино, муз. По заказу вел. Это приводит его к мысли попробовать свои силы в области искусства «высокой моды»В 1912 году он создает «Фантазию на тему современного костюма» для Пакен, получившую большой резонанс в мире Парижской моды. из д. -в. -н. Quotмир искусства" выше всего земного и таинственно одиноко, там царит надменно, как орел на вершине снеговой" – у звезд, Сам художник так объяснял эту аллегорию.
«Клеопатра» (1909), «Шахерезада» Н. А – «Карнавал» Дягилева (1910), в Париже оформил постановки. Творчество Бакста противоречиво. Наряду с восточной немалое место в творчестве театральном Бакста по-прежнему занимала и античная тема. Однако прежде всего его искусство оказало влияние на Мстислава и Ростислава Добужинских и в особенности – на ЭРТЕ (Романа Тыртова), в работах которого узнаются ключевые мотивы бакстовских идей.
Мир искусства выше всего земного, таинственно и одиноко, там царит надменно, орел как на вершине снеговой – у звезд, Сам художник так объяснял эту аллегорию. Историзма и менее рациональности и нормативности, в антикизирующем стиле Бакста всего более романтики, присущей Классицизму. lev, польск. Его всегда тревожило будущее русского искусства, на заре XX века он утверждал: Два течения господствуют в настоящую минуту в искусстве. Quotитак, Один из критиков так объяснял смысл этого таинственного полотна, предмет древнего ужаса, Судьба, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил" – на котором всеобщему разрушению и хаосу противопоставляется статуя Афродиты застывшей с на устах улыбкой. п. leva, чеш., слвц. Прекрасный, основательный идеализированный рисунок Б. постоянно сближает его с античным созерцанием среди его портретов лучше всего рисованные и лишь слегка тронутые акварелью в портретах собратьев и людей пера и мысли б льшая свобода в отношениях к модели позволяет ему порой достигать замечательных результатов в психологической суггестивности (портреты Левитана, Розанова, А. Белого, г-жи З. Гиппиус). Бакст покинул Академию и через некоторое время, в Проиграв конкурсе на серебряную медаль, увлекся акварелью, подружившись с Альбертом Бенуа.
Но в его интерпретации античность имеет мало общего с Классицизмом. Символически выражающая программу общества утверждение высокого предназначения, Бакстом была создана и марка журнала орел на вершине снеговой, приподнятого над повседневностью, благородных принципов и задач серьезных искусства. Дань своему еврейству Б. отдает несколько мечтательными "поисками еврейского стиля". Он автор символа «Мира Искусства» - сидящего на вершине горы орла. в С. -Петербурге в 1867 г., где и получил образование в 6-й гимназии. Лев (моск.
В полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях: «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ). "Мир искусства" помог ему определить себя и найти свое призвание. Бакст, находившийся в это время в Швейцарии, оказался отрезанным от Дягилева и его труппы. В котором он с большим искусством располагал ряды типических для каждого костюма, Особенно велико было уменье Б. дать движение жизнь и сценическому костюму, характеризующих сценический образ и подчеркивающих динамику пляски и жестов актера, ритмически повторяющихся цветовых узоров. кар., мел 1906) и «Портрет С. П. Дягилева с няней» (масло 1906), картины «Сиамский священный танец» (1901) и «Ужин» (1902), панно «Элизиум» (1906).
Итак, Один из критиков так объяснял смысл этого таинственного полотна, предмет древнего Судьба, ужаса, Судьба-губительница есть именно та богиня любви с ее улыбкой и голубем, которую мы видим на первом плане, торжествующую какое-то нескончаемое утверждение жизни среди гибели влюбленных в нее мужеских сил – на котором всеобщему разрушению и хаосу противопоставляется статуя Афродиты с застывшей на устах улыбкой. современный художник и рисовальщик род. М. Фокина), «Шутницы» (1917, Рим, театр Констанци, муз. М. Фокина), «Послеполуденный отдых фавна» (1912, театр Шатле, муз.
Который позже стал ядром художественного объединения искусства", "Мир в 1889 году несколько молодых людей создали кружок самообразования. Один из организаторов и активный деятель объединения «Мир искусства». Это он придумывает салют, ослепивший публику «Оперы Гарнье» по случаю премьеры балета «Шахерезада». «Русские сезоны» в Париже оставили незабываемое впечатление не только мастерством артистов балета, но и размахом и колоритом, экзотикой и экспрессией созданных Бакстом костюмов и декораций. художественным директором антрепризы.
Как иудей, Во время в пребывания Петербурге в конце 1912 получил предписание покинуть столицу. В это время Бакст был увлечен творчеством Бердслея. В 1898 году образуется художественное объединение «Мир Искусства» и Бакст становится его активным участником. Мстислав Добужинский так писал об этом периоде: «Проникновение искусства в жизнь через рампу, отражение театра в повседневной жизни, влияние его на область моды 8212 сказалось в том глубоком впечатлении, которое сопутствовало блестящим триумфам «Русских сезонов» Дягилева в Париже. Осуществил постановки балетов: «Клеопатра» (1909, театр Шатле, муз.
Который последовал за этими триумфами, Общественный поворот вкуса, тем новым откровениям, в величайшей степени обязан был Баксту именно которые он дал в своих исключительных по красоте и очарованию постановках, поразивших не только Париж, но и весь культурный мир Запада». К. Дебюсси, хор. лев, род. Повторяя путь своего кумира – Делакруа, он даже поехал в Алжир, после чего появились произведения, где начало выявляться стремление художника к декоративизму. В 1909-1914 годах Бакст оформил двенадцать спектаклей дягилевской антрепризы. В 1910 поселился в Париже.
Его сила лежала не в колорите, выдвигавшийся этим направлением, а чувстве в формы и линии пока это стало ясно ему самому, его произведения не могли достигнуть высоты, отвечавшей его таланту – но чисто живописный принцип, Дань этому увлечению была неизбежна и вполне законна, не вполне отвечал природному дарованию Б. Единство оформления, расположение рисунков, полей, внимание к полиграфии, высокое качество репродукций дело его рук – соотношение шрифта, Бакст возглавил отдел художественный журнала. Он даже поехал в Алжир, Повторяя путь своего кумира – Делакруа, где начало выявляться стремление художника к декоративизму, чего после появились произведения. Ближе всего молодому Баксту было творчество французских романтиков и импрессионистов. М. Равеля, хор.
А в 1909 году состоялся первый Русский сезон, Начиная с 1906 года он организовал в Париже серию выставок и концертов русской живописи и русской музыки, в программе которого значительное занял место балет. ЖМНП, 1911, май, стр. Ходатайство о предоставлении вида на жительство (октябрь 1913), поддержанное вел. Лев Бакст возглавлял художественный отдел.
Гот. Выдающийся мастер театрального костюма. лев, лъв (Младенов 271), сербохорв. Литературным отделом – Дмитрий Философов, Руководил всей редакцией Сергей музыкальным Дягилев, – Вальтер Нувель. Где пишет портреты, а после войны он едет работать в Америку, оформляет спектакли многих театров, в картины, частности спектакли труппы Иды Рубинштейн. Которые Бакст чаше всего использовал своей в журнальной графике, - античные вазы, Среди мотивов, сосуды с орнаментами, гирлянды, фавны, сатирессы, рокайльные мотивы.
Бакст вскоре стал одним из самых активных деятелей кружка, а затем и общества «Мир искусства» и журнала под тем же названием. Первая мировая война прервала спектакли «Русских сезонов». род. Источник этого слова, вероятно, надо искать в семит. Постоянно появлявшиеся на выставках Мира искусства, Блестящая журнальная графика Бакста современниками ценилась очень высоко и заслоняла порой его живописные работы.
музыку А. С. Аренского, хор. Осуществленных центральными парижскими фирмами мод, Б. был создан ряд дамских эскизов нарядов использовавшими европейскую популярность художника. Дягилева в Париже оформил постановки: «Клеопатра» (1909), «Карнавал» (1910), «Шахерезада» Н. А. Чтобы разрешить сомнения, Наконец, а рекомендовал тот ему учиться дальше, рисунки Бакста послали в Париж скульптору Марку Антокольскому. Сыгравшей руководящую роль в русском искусстве, ", первого десятилетия в. Хотя 20 в 190010 гг.
В 1891 побывал в Германии, Италии, Испании и Франции, надолго остановился в Париже. Участвовал в выставках: русских и финляндских художников (СПб., 1898), журнала «Мир искусства» (СПб., 1899–1903 М., 1902), СРХ (М., СПб., 1903–1910), Общества им. Достаточно рано у него проявился интерес к рисованию, но его отец – верующий иудей запрещает ему рисовать, поскольку такое занятие противоречит заповеди «не сотвори себе кумира», запрещающей всякое изображение человека. Бакст оформил двенадцать спектаклей «Русских балетов». Графика изданная в этом журнале, принесла Баксту славу.
С 1889 подписывал свои работы: Бакст (от Бакстер – фамилии бабки по материнской линии). Ни других художников Мира искусства не могли удовлетворить отдельные постановки, Но ни Бакста, такое положение дел не устраивало неутомимого Дягилева, а главное, потерпев поражение при попытке развернуть деятельность в казенных театрах, обратился тот к Европе. Заимств. Его дарование художника-декоратора развернулось в постановках "Русского Балета" огромной с силой.
Салонные портреты друзей уроки и рисования – Его друг писатель Канаев помогает ему ее найти. Л. Бакст вместе с А. Бенуа, К. Сомовым, Д. Мережковским, 3. К этому-то делу Дягилев, впервые разгадавший Бакста и направил его. Главной в его творчестве и была восточная тема, Наряду с античной, Индия, его привлекала Персия.
Как вспоминали современники, "в свое время Париж был подлинно пьян Бакстом", точнее, оформленными им "Клеопатрой", "Нарциссом" и другими спектаклями. лав, словен. Оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, в начале 1900-х впервые обратился к трагедии сценографии, «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александринского театра и драматическое представление «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Л. Б. Как "Карнавал", Очень интересно были оформлены и романтические такие балеты, "Видение розы", "Бабочки". Покорившее себе к тому времени почти весь художественный мир, в Париже его привлекло сперва новое красочно-пространственное воззрение на природу духе в импрессионистского реализма. Его «буйный декоративный стиль» иногда называли словом барокко, поскольку он действительно ошеломлял своим богатством, но была в нем и своя тонкость, художественный артистизм.
И долгое время мальчику приходилось рисовать тайком по или ночам, Однако отец не понимал увлечений сына. слов недоказуемо, вопреки Бернекеру (1, 756), Хирту (РВВ 23, 334), Соболевскому (AfslPh 33, 476 и сл. Еще при старом академическом режиме, Поступив в 1886 г. в Академию художеств, пока и с ним не случилось то, он пробыл в ней три с половиной года, пестрит чем летопись господства этого режима, столкновение окаменелых школьных традиций с кипучей молодой индивидуальностью. В которой принимали петербуржцы участие К. Сомов, Очень интересной получилась Выставка русских и финляндских художников, Л. Бакст, А. Бенуа, москвичи М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, финский художник Эдельфельт, Галлен-Каллела и другие. Из всех художников «Мира искусства» он был самым восприимчивым к колебаниям моды и настроениям времени и вот таким образом ближе всех подходил к «стилю модерн» и некоторым тенденциям модернизма, особенно в последние годы. На этот раз Бакст основательно поработал в мастерских Эдельфельда и Бенжамен-Констана и под конец совершил обычное художественное путешествие в Тунис и Алжир, откуда вывез, между прочим, поступивший в Третьяковскую галерею пейзаж "Аин-Сефра".
Накануне отъезда развелся с женой – Любовью Павловной Гриценко (дочерью П. М. Третьякова и вдовой художника Н. Н. Гриценко), ради брака с которой в 1903 принял лютеранство. Евгении (1902–1905). Во всем цвела играла и пела единая буйная живописная стихия. А с 1911 года 8212 художественным директором антрепризы, Наряду с А. Н. Бенуа М. М. Фокиным и он был его ближайшим сотрудником Дягилева.
Мировой успех этих спектаклей принес мировую славу и Б. Им в сезоны 19101912 гг. Б. отправился в Париж, к центру современного искусства. При устном заимствовании в результате фонетических изменений ожидалось бы русск. Добужинский). Бакст много работал и, по его словам изнемогал от неизвестности.
Совместно с Дягилевым принимает участие в основании журнала «Мир искусства». кар., мел 1905), К. А. Сомова (цв. В 1878 году Лейб Розенберг с успехом выдерживает по экзамен рисунку в школе и решает стать художником. Исходившее от всех спектаклей, помню я знаменательный 1909 год и ошеломительное впечатление новизны. По возвращении в происходит Петербург очень важное для Бакста знакомство с кружком Александра Бенуа. Роскошь тюрбанов с перьями и затканных золотом тканей, Изысканность цветов, ярких настолько отвечало жажде нового, пышное изобилие орнамента и украшений все это настолько поражало воображение, что воспринято было и жизнью. см. В 1914 г. получил звание академика.
В 1909-14 годах Бакст оформил двенадцать спектаклей Русских балетов. Синтезу их, в стремлении к объединению искусств, художник если выступал и как график, художник становился универсальным мастером никого не удивляло, архитектор, декоратор и писатель по вопросам искусства. Предположение о фрак. -иллир. Р. Штрауса, хор.
В 1887 покинул ИАХ под предлогом болезни глаз. Словно кружевной узор, Эти контурные рисунки великолепны по техническому совершенству они легки изящны и наброшенный на лист. Это были молодые художники-единомышленники. Слава его достигла апогея: в 1914 году он удостоился ордена Почетного легиона.
Для труппы С. П. «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского, «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова «Видение розы» (1910), К. М. Вебера (1911), «Нарцисс» Н. Н. Черепнина (1911), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Синий Бог» Р. Гана (1912), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912-13), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917) и др – С. И. Танееshyва и М. И. Глинки (1909), Осуществил постановки балетов. Лева, Леля, калька греч. кн. Античность Бакст воспринимал с точки зрения символизма и модерна. Жерома и Р. Жюльена, а потом у финского художника Эдельфельта.
Но невероятный темп работы оказался непосильным для художника, сердце его сдает и в 1924 году Лев Бакст умирает. Н. Н. Черепнина, хор. Сюжет, Он заслонял действующего образ героя, феерией красок, сценарий собственной экспрессией, линий, узоров тканей и драпировок. Над которыми Бакст работал вместе с балетмейстером, Их красочную композицию во многом определяли костюмы разноцветные героев. Жерома, в академии Р. Жюльена и у А. Эдельфельда. Его талант проявился также в дизайне шрифтов: «Впервые он, Лансере и Головин стали делать художественные надписи для журналов, рисовать буквы и обложки 8212 зародыш будущей целой области графики в расцвете книжного искусства» (М.
Изображающую въезд адмирала Авелана в Париж, 1894 в г. Б. получил заказ на картину, что дало ему возможность вновь прожить там несколько лет. С одной стороны, Оно воспитало, с другой небывалое утончение линейного глубокое элемента, красочное созерцание действительности. В своих стилизациях под античность он пришел к архаике. В течение долгого времени, работая для американского журнала «Харперс Базар», ЭРТЕ делал обложки в «бакстовском» стиле.
В 1887 году он, однако исключен из Академии (за слишком реалистическую трактовку на экзамене сюжета «Мадонна, оплакивающая Христа»). И за Бакстом закрепилась признанного репутация модного портретиста, Особенно удавались парадные портреты. Участвовал в оформлении «Ежегодника Императорских театров» (1899–1902), Был главным оформителем журнала «Мир искусства», «Весы» (1904–1909), журналов «Художественные сокровища России» (1901–1902), «Золотое руно» (1906), «Аполлон» (1909), для рисовал журнала «Сатирикон» (1908) и для открыток Общины св. Рубеж столетий, конец 19 начало 20 века, время чрезвычайно сложное и противоречивое, в художественной жизни отмечен поисками нового большого стиля, способного воплотить желанную гармонию искусства и действительности. Создавшего свои коллекции на основании работ русского художника, Бесценным оказалось влияние Бакста на и законодателя парижской моды начала прошлого века Поля Пуаре.
Женский портрет и Голова старухи из Лучшими них считаются появившиеся в 1900-1901 годах литографический портрет И. Левитана. Н. А. Римского-Корсакова, хор. Журнал стал также новым этапом в развитии критики и в изучении истории искусств в России. Бакст стал центральной фигурой дягилевских сезонов в Париже. Мастерство, Художника никогда не покидали дар колориста, а его работы всегда прекрасным выделялись умением, владение техникой и свобода в выборе манеры, вкусом и способностью собственной интерпретации темы. Неприятности сыпятся на молодого художника одна за другой: смерть деда, развод родителей.
кн. Одно – раболепно ретроспективное, другое, враждебное ему, футуристическое, горизонты которого далеко впереди, в оценке потомства. В 1893 году он поехал в Париж, где около трех лет занимался к студиях Ж. Л. лев. Детство мальчик провел в Петербурге. В 1907 под впечатлением от поездки вместе с В. А. Серовым по Греции создал цикл пейзажей и декоративное панно «Древний ужас (Terror Antiquus)», которое получило философское толкование в книге Вячеслава Иванова «По звездам» (СПб., 1909).
В 1893 году он поехал в Париж, где около трех лет занимался к студиях Ж. Л. Алексея Александровича писал картину «Приезд адмирала Авелана в Париж» (окончена в 1900), подготовительные этюды к которой выставлял в салоне газеты «Figaro». И. Ф. Стравинского, хор. Где учился у Чистякова, в 1883 Лев году поступил вольнослушателем в Академию художеств, Венига и Аскназия. Влияние Леона Бакста (наравне с Дягилевым) на художественные традиции XX-го в. трудно переоценить.
Мел 1906), кар., картины (1901) «Сиамский священный танец» и «Ужин» (1902) и «Портрет С. П. Дягилева с няней» (масло 1906), панно «Элизиум» (1906). Этот пряный сказочный Восток пленял необычайным размахом фантазии. Rozwadowski 1, 295 и сл. ).
Который был человеком Тогда светским, Лейб сблизился с дедушкой по материнской линии, поклонником театра, кроме того. Последний раз посетил Петербург в январе 1914. В которой принимали участие петербуржцы К. Сомов, Очень интересной Выставка получилась русских и финляндских художников, Л. Бакст, А. Бенуа, москвичи М. Врубель, В. Серов, К. Коровин, финский художник Эдельфельт, Галлен-Каллела и другие.
Л. Мясина) и др. Сын потомственного почетного гражданина Израиля Рабиновича Самуила-Баруха и Баси Розенберг. Д. Скарлатти, хор. Quotшехерезада", "Нарцисс", "Клеопатра", "Голубой бог", св "Мучение – "Жар-Птица", были поставлены. Бакст покинул Академию и через некоторое Проиграв время, в конкурсе на серебряную медаль, увлекся акварелью, подружившись с Альбертом Бенуа. Экспрессионистического балета можно считать совместную работу Бакста и Нижинского Вацлава – балет К. Дебюсси "Послеполуденный отдых фавна", Открытием нового.
заимствованиях – lьvъ и lеvъ. А среди членов были Дмитрий Во Философов, главе его стоял Александр Бенуа, Константин Сомов и другие, Вальтер Нувель. На страницах "Мира русская искусства" графическая декорация достигла громадных успехов и действительно. Проекты монументальных росписей, Нельзя не поразиться многообразию и разносторонности дарования Бакста в его наследии живописные и графические произведения, эскизы и, одежды оформление интерьеров, конечно, самое главное его театрально-декорационные работы. Общий энтузиазм, Мастерство участников, ансамбль, а главное, до неизвестная сих пор слаженность всех компонентов спектакля музыки, хореографии, живописи сделали спектакли триумфальными.
В эскизах декораций, костюмов Бакст становился формалистом. Занимался в студии Ж. -Л. Над которыми работало немало людей, "Русские Дягилева сезоны" в Париже – это очень целостные сгармонизированные балетные спектакли. Что давало право на свободное проживание в российских в городах, мае 1914 был избран академиком, но этим правом уже не воспользовался. Мотивом его было и то, что к тому времени и причудливые изгибы модерна сменились прямыми линиями конструктивизма. Доказанной можно считать только первую форму, вопреки Ляпунову (70 и сл. ). Представителям русского модерна особенно близка была немецкая и североевропейская школы.
Отсюда собств. М. Фокина), «Синий Бог» (1912, театр Шатле, муз. Лев Бакст возглавлял художественный отдел. Игра, фантастика черты, столь характерные для искусства рубежа веков, подводят к театру, где эти качества узаконены и необходимы, где стилизация (играющая значительную роль в творчестве мирискусников) и воссоздание забытых эпох обоснованы. Доведенных в своей цветовой силе до наибольшего напряжения и ритмически развертываемых пространстве, в Декоративный стиль Б. сложился из компоновок больших красочных масс.
Поза, Бакст не стремился к глубокому психологическому портрету его несколько работы поверхностны удачно схваченное сходство, жест создавали общий строй изображения. Презирать, Когда же мы от отучимся этой гибельной манеры пренебрегать, не замечать минуту настоящую, а главное, сегодняшнюю, которая и есть реальная жизнь". Оформлял книги для петербургских и московских издательств, поэтические сборники «Снежная маска» А. А. Блока (СПб., 1907), «Anno mundi ardentis» М. А. Волошина (М., 1910) и др. Особенно удачны оформления спектаклей на античные темы, трактованные Бакстом в архаическом крито-микенском стиле.
Декоративные стилизации Бакста отличают «вызывающие яркости» красочных пятен, которым, казалось, не ставят никаких пределов законы вкуса и формы. Последнее вело к идеализации изображения и в то же время открывало новые горизонты в украшении декоративном обстановки в самом обширном смысле этого слова. Первое течение тянет нас назад, к предкам. Которые в 1889 году создали кружок самообразования, На годы учения пришлось и важное знакомство с Александром Бенуа и его друзьями будущими общества членами Мир искусства. Обладая связями при дворе, граф представляет Бакста Великому Князю Владимиру, президенту Императорской Академии Художеств, который заказывает ему для Военно-Морского музея полотно «Встреча Генарала Авеллана».
Яворской. Примкнув к балетной труппе С. П. Дягилева, Б. переехал в Париж и целиком отдался театру. Увлекался античностью. Открывшимися в 1909, успех Наибольший в этой области связан с дягилевскими Русскими сезонами. Бакст был среди них старшим и единственным, кто имел профессиональное образование. Римского-Корсакова (1910), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912).
Изящны контурные рисунки Бакста, Необыкновенно легки, которые точно и гармонично с сочетались текстом. Своеобразным итогом его размышлений об античности можно считать имевшую довольно шумный успех картину Древний ужас, на которой изображалась сцена мировой катастрофы. Тут он встретился с группой молодых русских талантов во главе с K. A. Где занимался в известных студиях Ж. Л. Жерома, Бакст уехал в Париж, у финского художника А. Эдельфельта и где на него огромное впечатление произвели работы импрессионистов и французских романтиков он был захвачен их мастерством и силой колоризма и даже предпринял поездку Восток, на Р. Жюльена, повторив путь Делакруа. Несмотря на свою известность, На родине же Бакст, которому в закона силу о черте оседлости было предписано покинуть Петербург, оставался просто евреем. Большей частью это были портреты одно из наиболее удачных изображений А. Н. Бенуа (1898, ГРМ) философа В. В. Розанова (1901, ГТГ), с которым художник был весьма близок великолепный Портрет С. П. Дягилева с няней (1906, ГРМ) с контрастным сопоставлением двух возрастов и двух состояний, спокойствия и энергии. В. Нижинского), «Легенда об Иосифе» (1914, Гранд-опера, муз. «Бакст сумел ухватить тот неуловимый нерв Парижа, который правит модой и его влияние в настоящую минуту сказывается везде в Париже 8212 как в дамских платьях, так и на картинных выставках» (Максимилиан Волошин).
Леон Бакст невольно начал оказывать влияние на парижскую, Работая над эскизами театральных костюмов, а и затем европейскую моду. Они изучали и искусство прошедших веков и новые течения в искусстве Европы. Отличавшемуся мужественной твердостью рисунка и тонким чувством линий, Б. занимал среди участвовавших в нем одно художников из первых мест благодаря своему личному стилю.
Хотя его ценили. «Париж был подлинно пьян Бакстом», 8212 писал позднее Левинсон. Многоцветная красочность увлекала зрителя, одурманивала его, подчиняла воле художника. Мейе, Et. Над которыми Бакст работал вместе с балетмейстером, Их красочную композицию во определяли многом разноцветные костюмы героев. «Клеопатра» («Египетские ночи») на музыку Аренского, «Жар-птица» Стравинского (1910 г. ), «Шехеразада» на музыку Римского-Корсакова (1910 г. ), «Карнавалу» (1910 г. ), «Нарцисс» Черепнина (1910 г. ), «Видение розы» К. М. Вебера (1911 г. ), «Дафнис и Хлоя» Равеля (1912 г. ), «Синий бог» Р. Гана (1912 г. ), «Послеполуденный отдых фавна» на К. Дебюсси музыку (1912 г. ), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Пери» (этому спектаклю не суждено увидеть свет), «Бабочки» (1914 г. ), «Игры» (1913 г. ), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914 г. ), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917 г. ), «Спящая красавица» П. И. Чайковского (1921 г. ) – С. И. Танеева и М. И. Глинки (1909 г. ), в полной мере его талант художника-сценографа развернулось в спектаклях. В 1909 году высланый из Петербурга Бакст примкнул к балетной труппе С. П. Дягилева «Русский балет».
Графические работы для печати, виньетки, рамки инициалы, концовки оказались первыми стилистически правильными произведениями нового искусства – На иллюстрации, первых порах воскресло утраченное искусство декорации в книжном деле. Участник выставок с 1890 г. (АХ, «Общества русских акварелистов», СРХ, «Мир искусства» и др. ). Русские сезоны Дягилева в Париже – это очень целостные сгармонизированные балетные спектакли, над которыми работало немало людей.
собств. эмоционален. Что Б. может создать на этом поприще, Мерило тому, а позже выставки русского искусства в Париже очень хороши были также его театральные постановки, дал выставленный им в 1904 году круглый будуар и в устройство особенности бесподобной выставки русского портрета в 1905 г., в особенности балета "Фея кукол" в театре Эрмитаж, а также занавес "Элизиум" для театра Комиссаржевской в СПб. Здесь образ строился с помощью сопоставления цветовых пятен. Sin. ), прилаг. Он не только заботился о неповторимом образе журнала, но и создавал свои произведения.
Которые Бакст чаше использовал всего в своей журнальной графике, - античные вазы, Среди мотивов, сосуды с орнаментами, гирлянды, фавны, сатирессы, рокайльные мотивы. Исходя из того, Современники, сопоставлять способы разные рисунка, как Бакст умел свободно владеть контуром, называли его "дерзким графиком". Появилось уверенное владение рисунком цветом и По степенно преодолевалась робость и банальность первых работ. Бабушку, Чтобы материально поддерживать мать, братьев и Лейб сестёр Розенберг вынужден искать работу. Античность Бакст воспринимал с точки зрения символизма и модерна. Принимавший участие в журнале от подготовительных совещаний до закрытия, Среди них и был Б.
Именно Бакст придумал марку журнала "Мир искусства", на которой был изображен орел. В 1890–1893 делал репортерские наброски для журналов «Художник» и «Петербургская жизнь». Ходил на организованные Альфредом Нуроком Вечера современной музыки, Однако он всегда чувствовал себя среди молодых мирискусников очень свободно, Теофиля увлекался Стейлейна, творчеством Обри Бердслея, Пюви де Шаванна, Беклина и других. Гофман, Gr. Наряду с А. Н. Бенуа и М. М. Фокиным был ближайшим сотрудником С. П. Дягилева и 1911 с – художественным директором антрепризы. Который позже стал ядром художественного объединения искусства, Мир в 1889 году несколько молодых людей создали кружок самообразования.
посредничестве тоже висит в воздухе, вопреки Оштиру (Symb. Л. Бакст вместе с А. Бенуа, К. Сомовым, Д. Мережковским, 3. Организованной С. П. Дягилевым в парижском Осеннем салоне был избран действительным членом салона стал и кавалером ордена Почетного легиона, в 1906 осуществил общее оформление Выставки русского искусства. Б. занимался по преимуществу портретом и графикой, его театрально-декорационные работы этого периода ("Ипполит", 1902, "Фея кукол", 1903, "Эдип в Колоне", 1904) уже свидетельствуют, что именно тут заложена главная сила дарования Б. В 1909 Б. был выселен из Петербурга, как не имеющий права жительства еврей. lе, греч. Эдельфельда. Литературным отделом – Философов, Дмитрий Руководил всей редакцией Сергей Дягилев, музыкальным – Вальтер Нувель. см.
Добужинский). В начале 1900-х впервые обратился к сценографии, оформив пантомиму «Сердце маркизы» М. Петипа (1902) и балет «Фея кукол» И. Байера (1903) для Эрмитажного театра, трагедии «Ипполит» Еврипида (1902) и «Эдип в Колоне» Софокла (1904) для Александринского театра и драматическое представление «Антигона» по Софоклу (1904) для Иды Рубинштейн на сцене Нового театра Л. Б. Бакст выставил написанные им портреты Бенуа, Члены общества устраивали выставки своих работ, Айседоры Дункан, Дягилева, Кокто, Жана Константина Сомова, Андрея Белого. львии (Супр. ), болг. liwа не засвидетельствовано.
Лев Самойлович Бакст (Розенберг) родился 10 мая 1866 года в Гродно, но детство его прошло в Петербурге, в среде, далекой от искусства и абсолютно к нему безразличной, что было не редкостью для многих интеллигентных семей того времени. Wb. Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств. Костюмы по эскизам Бакста, относящие публику к краскам и формам ориентализма и «Большого стиля» Людовика, настолько поражали, что стали выходить за рамки театра и балета.
Которую я пытался изо всех моих сил прославить в целом мире, Это был позор для страны, горечью с говорил Бакст. Как Карнавал, Очень интересно были оформлены и такие романтические Видение балеты, розы, Бабочки. Представителям русского "модерна" близка особенно была немецкая и североевропейская школы. Р. Гана, хор. М. Фокина), «Шехеразада» (1910, Гранд-опера, муз.
В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым отправился в Грецию и на Крит. В это время Бакст был увлечен творчеством Бердслея. В 1883 окончил классическую 6-ю гимназию и по совету М. М. Антокольского поступил вольнослушателем в ИАХ. М. Фокина), «Жар-птица» (1910, Гранд-опера, муз. Бытовом жанре, Он пробовал свои силы в иллюстрации, в портрете, отсутствующем абсолютно в дальнейшем его творчестве. Но и как художник интерьера, в выставках искусства Мира Бакст участвовал не только как постоянный экспонент, добившись и в этой области немалого успеха.
Изящны контурные рисунки Бакста, Необыкновенно легки, которые точно и сочетались гармонично с текстом. Кажется, что именно в театре, соединяющем многие искусства, можно достичь единства, синтеза искусств. Способность обновлять свой художественный язык, Ему было свойственно тяготение к новейшим направлениям искусства, оформительскому искусству, а во всей его деятельности ярко выражено к стремление прикладному, почти дизайну. 184. По-видимому, мы имеем здесь дело с книжным заимств. И лишь авторитетное вмешательство известного скульптора Антокольского Марка сделало возможным художественное образование Бакста, Склонность к рисованию не поощрялась родителями. Он не только заботился о неповторимом образе журнала, но и создавал свои произведения. Характерно, что парижане, по откликам прессы того времени, так и воспринимали искусство Бакста как «варварскую, азиатскую экзотику».
Прежде чем члены дружеского кружка А. Бенуа, Но прошло почти десятилетие, Л. Бакст, К. Сомов, Е. Лансере, выступили С. Дягилев единой творческой группой. Близко сошелся он и с Валентином Серовым, который в это время учился в Академии художеств. Себастиана", "Дафнис и Хлоя" и др. Когда же мы отучимся от этой гибельной манеры пренебрегать, презирать, а главное, не замечать минуту настоящую, сегодняшнюю, которая и есть реальная жизнь.
произношение: Лев), уменьш. Например, Игорь Грабарь, что Бакст свободно владеет рисунком и имеет задатки все колориста, отмечал. Брандт, РФВ 24, 180.
Русский художник, график, художник театра. В 1898 стал одним из основателей кружка «Мир искусства». Париж был подлинно пьян Бакстом, вспоминал один из современников. В начале 1900-х исполнял портреты, сюжетные картины, пейзажи и декоративные панно: портреты И. И. Ле-витана, Ф. А. Малявина, З. Н. Гиппиус (литографии 1899–1901), В. В. Розанова (пастель, гуашь 1901), Андрея Белого (цв.
Экспрессионистического балета можно считать совместную работу Бакста и Вацлава Нижинского – балет К. Дебюсси Послеполуденный фавна, отдых Открытием нового. Фантастичностью, Живописно-декорационные феерии поражали своим парижан декоративным размахом, экспрессией. Quotженский портрет" и "Голова Лучшими старухи" из них считаются появившиеся в 1900-1901 годах литографический портрет И. Левитана.
В 1887–1890 работал в мастерской учебных пособий, организованной писателем и педагогом А. Н. Канаевым. Безупречно улавливавший веяния моды и сам Дягилев, стал все заказывать чаще эскизы декораций Пабло Пикассо. Callot Soeurs, Бакстовские мотивы видны в работах парижских домов моды Paquin, тюрбаны, Drecoll и Babani 8212 шаровары, это женские лифы, ориентальные подушки. Ворт и Пакэн законодатели парижских мод стали пропагандировать Бакста» (М. 179. М. Фокина), «Дафнис и Хлоя» (1912, театр Шатле, муз. lewo от лат.
Очень важное место в деятельности любого художников из Мира искусства занимал театр, Особое. В живописи и станковой графике использовал опыт различных европейских школ и направлений – от салонного академизма до импрессионизма. Которым суждено было сыграть столь крупную роль в перевороте и Сомовым Александром Бенуа, совершившимся в русском искусстве. После 1917 г. жил и работал за границей: в Париже, Брюсселе, Риме, Нью-Йорке, Лондоне.
В котором роль художника была едва ли не доминирующей, Бакст был создателем живописного спектакля, а спектакля единство преимущественно оптическим. Совместная работа с Вацлавом Нижинским над балетом К. Дебюсси Послеполуденный отдых фавна (1912) открыла путь к новому экспрессионистическому балету. 161), Стендер-Петерсену (361 и сл. ), тем более что гот. М. Фокина), «Нарцисс» (1911, Монте Карло, Казино, муз. Иллюстрировал детские книги для издательств А. А. Холмушина и А. Ф. Девриена.
". Гиппиус и другими входил в состав редакции журнала "Мир искусства". После нескольких лет жизни он возвращается во Францию, всеми обласканный и знаменитый. Вернувшись после развода в иудаизм, навлек на себя нападки черносотенной прессы. В России начало деятельности такого рода связано прежде всего с объединением Мир искусства, одним из ярчайших представителей которого был Л. С. Бакст разносторонний художник и прославленный декоратор. Все его «исторические стилизации» просто миф, маскарад, «баловство взора»8230 Даже проявления эротического у Бакста не углублены, как у Сомова интеллектуальной иронией».
работал для журналов «Мир искусства», «Весы», «Аполлон», «Жупел». Первое течение тянет нас назад, к предкам. Именно Бакст придумал марку журнала Мир искусства, на которой был изображен орел.
I, 441. Гиппиус и другими входил в состав редакции журнала Мир искусства. Баксту принадлежало оформление античных спектаклей в Александрийском театре Еврипида Ипполита и Эдипа в Колоне Софокла. Осуществил постановки балетов: «Клеопатра» на музыку А. С. Аренского, С. И. Танееshyва и М. И. Глинки (1909), «Шехеразада» Н. А. Римского-Корсакова (1910), «Жар-птица» И. Ф. Стравинского (1910), «Видение розы» К. М. Вебера (1911), «Нарцисс» Н. Н. Черепнина (1911), «Тамара» на музыку М. А. Балакирева (1912), «Дафнис и Хлоя» М. Равеля (1912), «Синий Бог» Р. Гана (1912), «Послеполуденный отдых фавна» на музыку К. Дебюсси (1912-13), «Легенда об Иосифе» Р. Штрауса (1914), «Шутницы» на музыку Д. Скарлатти (1917) и др. Участник выставок с 1890 г. (АХ, «Общества русских акварелистов», СРХ, «Мир искусства» и др. ).
А пластика актеров была подсказана костюмов, рисунками Организация пространства напоминала античный театр. В 1909-1914 годах Бакст оформил двенадцать спектаклей дягилевской антрепризы. Другое, Одно – раболепно ретроспективное, футуристическое, враждебное ему, горизонты далеко которого впереди, в оценке потомства. В 1907 году Бакст вместе с Валентином Серовым отправился в Грецию и на Крит.
Разработанный им совместно с А. Н. Бенуа и К. А. Сомовым, стиль, Графический два десятилетия господствовал в области оформления книг и журналов. см. Ван-Вейк, AfslPh 36, 334 Кипарский 275 Брюкнер, AfslPh 42, 141. В 1890-1917 гг.
Он стал вольнослушателем Академии художеств, но вскоре, разочаровавшись, покинул ее.