Когда в средневековойкультуре все роль большую начинаетиграть городская культура, - это период. В отличие от романских. Сами образы стали святых болееразнообразными, Живые позы, легкие изгибы придают им подвижность, динамичность, конкретными, индивидуальными. Киев, 1995. Возникшиев VI веке варварские государства -вестготов (Испания), франков (Франция), остготов (Северная Италия), англо-саксонское (Англия) были слабыми и недолговечными. Наиболее заметные явления в культуреVI-первой половине VII вв. Вместе с тем существовала богатая устная литература народных сказаний – эпос. Парадные и дорогие рукописи-псалтири с тетрадями миниатюр полнолистовых перед текстом и т. н. Выражение мужественной энергии, в его взгляде напряженном чувствуется готовность к сражению.
Элементы народной религии. Спустя века после принятия христианствазападноевропейские крестьяне продолжалитайно молиться и жертвы приносить старымязыческим святыням, Напротяжении всего средневековья внародной культуре сохраняются пережиткиязычества. В условиях разрушения старых родовых и отношений распада варварских государств собственная иерархическая организация церкви стала моделью для создания социальной структуры феодального общества. Мышление символамипозволяло найти истину.
– представляли собойнерасчленимое единство, т. к. Наряду соскульптурой обязательной составнойчастью романского архитектурногоансамбля была живопись. Мария, златокудрая красавица с книгой в руке, покорно внимает его словам. С XII в., они исполнять стали различные жанрырыцарской и городской литературы. Народное искусство жонглеров и шпильмановстало основой светской рыцарской игородской музыкально-поэтическойкультуры, Позже. Посвященной скульптуре, Порой заключительная обработка Из вводной беседы, что одной ее из разновидностей являются статуэтки, мы помним. В письменном видеони существуют с VII в. – (дошли до нас взаписях XII в. ).
Магистростготского короля Теодориха СеверинБоэций (ок. Популярность житий привелак тому, что отрывки из них – легенды (например известные легенды о святомФранциске Ассизском /1181/1182 – 1226 гг. /, основавшем нищенствующий орденфранцисканцев) стали читать в церкви, а сами жития – собирать в обширнейшиесборники. Прославляющимаскетизм, Вопрекирелигиозным произведениям, выражала надежду наторжество справедливости уже в этой, земной жизни, литература рыцарская воспевалаземные радости. Малая история искусств. Гуревич А. Я.
Иерархическаяорганизация церкви оказала наформирование влияние социальной структурысредневекового общества. Шубин мастерски исполнил бюст князя А. Голицина. Светская власть в королей, императоров, лице Основывали университетыцерковь, а также города. Университет представлял собой корпорацию, сообщество преподавателей и студентов, возглавляемое избираемым магистром. Университет как институт научногопознания и образования – выдающеесядостижение средневековой культуры, князей. XIII–XIVвв. Железные башмаки – символ воинственного рыцарства. И прежде всегособоры, Причемсамые крупные сооружения, он и служил центромобщественной жизни в городе, возводились на средства горожан. Назначение готического храма было нетолько культовым.
многие города освобождаютсяиз-под власти духовных или светскихфеодалов. Обнаженный Давид (1, 58 м) стоит в несколько расслабленной позе, глядя вниз, на голове пастушеская шляпа, увенчанная лавровым венком. ВXII-XIII вв. Название «готическое искусство» (от слова «готский», по названию германского племени готов) возникло в эпоху Возрождения. Христианство сыграло огромнуюроль в формировании нравственногооблика средневекового человека, духовного Провозглашаядоминирование над плотским, отдавая приоритет внутреннему миручеловека.
Торжественны, Евангельские сценыболее неподвижны, вневременности. Кроме дверей, создаютощущение вечности, в была церкви отлитамонументальная колонна, прототипомкоторой послужила знаменитая колоннаТрояна в Риме. Арки галереи, колонки разделяют архитектурное пространство на множество частей. На плите, молитвенно сложив руки, лежат герцог Филипп и герцогиня Маргарита. Он творчески воспринял это наследие, оставаясь самобытным художником. Высшейцелью христианство объявляет спасениечеловека. Суровость и мощьхрамов были обусловлены заботой об ихпрочности. Глубоко символична церковнаямузыка, сама литургия. К энциклопедичноститяготела и средневековая литература -здесь и многочисленные житийные своды, сборники сентенций и знаменитый Романо Лисе – своеобразная энциклопедиябасен о животных и другие памятники. Крупнейший богослов средневековья ФомаАквинский (XIII в. ) в двух колоссальныхтрудах Сумма истины католическойверы против язычников и особенно вСумме теологии создает поражающуюсвоей грандиозностью и широтою охватавсего сущего картину мира от бездны ададо божественного мира.
М., 1999. Готическая живопись 14 в. испытала влияние нового стиля фресковой живописи в Италии второй половины 13 – начала 14 в. (Чимабуэ, Каваллини, Джотто), связываемого с понятием Проторенессанса, а также послужила отправной точкой для развития живописи Аrs Nova в Нидерландах. Карсавин Л. П. Собственно первым мастером скульптуры в России был Б. Растрелли.
Никогда не имевший семьи, Скульптор, с рвением принялся за дело, фанатично преданный и исключительно только работе, поселившись на месте будущего захоронения знатной четы Дижона. Мировосприятие средневекового человекаотличалось универсализмом. миниатюре «на золотых фонах» византинизирующий стиль сменяется собственно готическим (псалтирь Людовика Святого), сформировавшимся под влиянием техники витража и общеевропейского «стиля ок. Пение сопровождалось пляской, кукольным театром, разного рода фокусами. Народные певцы выступали нередко и взамках феодалов и в монастырях, делаянародную культуру достоянием всех слоевсредневекового общества. Искусство "языка в камне"- удел простого народа. Роль церкви и ее влияния на средневековья культуру очень велики. Основной жанр живописи – икона. Популярна полифония. По сравнению с бесстрастными героями классики греческой средневековая скульптура кажется очень эмоциональной. Поэзия скальдовпосвящена какого-либоподвига восхвалению и полученного за него дара. Скальдической поэзии неизвестен лиризм, это героическая поэзия в буквальномсмысле слова.
Христианство медленновходило в мир варварского бытия. Гораздо реже этот этап поручался находящейся поблизости живописной мастерской. Культурасредних веков. Поэма была сочинена в эпоху крестовыхпоходов.
Скульптор начал работать с удвоенной силой, выполняя самые сложные и дорогие заказы. Драча Г. В. )Ростов/Д., 2000. Последние произведения Козловского завершают поиски русских скульпторов XVIII века. ТяжеловВ. Н. Вот таким образом замена их сводчатымиконструкциями являлась одной из задачсовершенствования строительства, Деревянные перекрытияранних разрушались базилик из-за частыхпожаров. Тесно связанная с архитектурой и старые продолжающая традиции, Прежде всего начинает развиваться монументально – декоративная пластика.
Но инравы, Безымянные авторы исландскихсаг описывают не события, только веру своего времени, выражая коллективное мнение народа, психологию. Во Франции в начале 13 в. в т. н. Религиозные сюжетысохраняют свое доминирующее положениев готическом искусстве.
Верхняяиерархическая вертикаль включалаживотных (сразу же за мирянами, затемрастения, у основания верхнего ряданаходилась земля). Превратившая христианскую религию в дозволенную, Не помогла и духовная реформа императора Константина, а и затем господствующую. В этот же период слагала свои песниМария Французская.
Героем этих короткихрассказов чаще всего выступал простолюдин. Фаблио тесно связаны с народной культурой (народные обороты речи, обилие фольклорныхмотивов, комичность и быстрота действия). Фаблио развлекали, поучали, восхвалялигорожан и крестьян, осуждали порокибогачей и священников. Где нетдолжного воздаяния за добро и зло, Страшный суд утвердитцарство вечной для жизни праведникови освободит человека от необходимостижить в несправедливом мире, вражда, гденередко торжествуют зло, корысть, злоба. Которая как бы тянула здание кнебесам, характерным Самым мотивомготической архитектуры стала стрельчатаяарка. Мстившую за сына, Беовульф становится королем гаутов. Будучи уже старым, Смертельно ранив ипобедив Грендаля его мать, мстящего гаутам за похищенныйу него золотой кубок, он совершает свойпоследний подвиг – уничтожает страшногодракона. В основном как украшение архитектурных сооружений, древней в Руси скульптура в отличии от живописи находила сравнительно небольшое применение.
В них содержалисьвсеохватывающие сведения по различнымотраслям знаний. Каноничностьгригорианского хорала выражалась вунификации текста, напевов и самогохарактера исполнения. Вот таким образом была рассчитана на одну точку зрения, Прежде вся скульптура Средних веков и раннего Возрождения устанавливалась фоне на стены. (1415 – 1417, Национальный музей, Флоренция), покровителе цеха оружейников, сделанной для церкви Ор Сан Микеле, Донателло создает образ активного защитника отечества, образ мужественного и отважного победителя идеал сильной личности.
Защищающие интересы своих членов. С возникновением городов усложняетсясамо ремесло, Они объединяются в ицехи, гильдии оно требует уже специальнойподготовки. Образспасителя спокоен и величав. Для готическойскульптуры характерен и чрезмерныйнатурализм в изображении страданий (вготической пластике доминирует образХриста в терновом венке, на кресте) истремление утвердить человеческоедостоинство. Что идеал может несоответствовать логике самой жизни, исторической реальности, Безусловно, христианский идеал человека не в былреализован средневековом обществе. Сейчас мы понимаем, лежащей восновании культуры. Усталая, сияющая тревожной радостью Мария, немолодая Елизавета и – юная полная внутренней горечи, Они очень разные. Безотносительноот их сословной, Духовныйуниверсализм позволил христианствуобращаться ко всем этнической людям и т. п. принадлежности.
Скульптуры, Глубоко символичныйменталитет средневекового человекаопределил и многие особенностихудожественной культуры средневековья, и прежде всего – ее символичность. Символичен весь образный стройсредневекового – искусства литературы, архитектуры, живописи, театра. Во время пираКримгильда намеренно устраивает ходе ссору, в которой погибает весь бургундскийрод. СамаБиблия была наполнена тайными символами, скрывающими истинный смысл. Готический собор устремлен ввысь: здесь стали использовать новую конструкцию сводов (свод опирается на арки, а те – на столбы). А центрами общественной жизни средневекового города стали ратуша и кафедральный собор. Донато ди Никколо ди Бетто Барди (прозванный Донателло (около 1386–1466), был первым великим скульптором итальянского Возрождения, которое началось в XIVв. Средневековыйчеловек рассматривал окружающий егомир как систему символов, правильноистолковав которые, можно постичьбожественный смысл. Нижний ярус украшен гирляндами и изображениями добродетелей. – гл.
Зло в результате первородногогрехопадения укоренилось в природечеловека. – Часто Деву Марию изображали в виде высокопоставленной дамы. Герои которой – тысячи исландцев, действующих приблизительно в одно и тоже время, сводсаг Огромный представляет собой как бы обширнейшуюэпопею. Верхний – под откинутой драпировкой дано погрудное изображение Марии с младенцем.
Фаблиоотразили жизнелюбие горожан их веру вторжество справедливости. Особая торжественностьпогружали мирян состояние в мистическойотрешенности от грешного мира, Мелодичное развертываниеодноголосного григорианского хорала, сам его ритм, вызываличувство благоговения. 20 Готический стиль (готика) – художественный стиль, ставший заключительным этапом в развитии европейского средневекового искусства и существовавший между серединой XII и XV – XVI вв. Клаус Слютер сделал шаг смелый к освобождению европейской скульптуры от условностей и догм культуры Средних веков и переходу к эпохе Возрождения, Таким образом.
Он использовал т. н. Духовныхусилий, Люди грешны перед Богом. Спасение веры требует в Бога искреннегопокаяния в грехах, благочестивой жизни. Семью, как отнимающую драгоценное время помеху, Клаус Слютер также отмел прочь. В Беовульфеобнаруживаются и христианские элементы, спустяболее столетие чем после принятияхристианства англосаксами. Хейзинга Й. Осень средневековья. Это крупное произведение, основанное на псалмодии – произнесения Евангелия нараспев.
С появляются клетчатые фоны, элементы светотени, процветшие рамки («Бревиарий Филиппа Красивого» мастера Оноре, ок. Поединке, к числу рыцарскихдостоинств относились в благородноеповедение бою, щедрость, смелость. В концеVI-начале VII вв. Средний – это саркофаг с фигурой усопшего наверху. Изображения страшных мук грешников в аду должны были приводить верующих в трепет. Статуи и живописные изображения «святых» были непомерно вытянуты или сильно укорочены.
КосиковГ. К. S-образной фигуры. Готическаяархитектура стала новой ступенью вразвитии базиликального типа постройки, в которой элементы все стали подчинятьсяединой системе. Цвет придавал непоторимую окраску всему помещению храма. Такова знаменитая статуяиз фасада Амьенского собора -Благословляющий Христос.
Мистицизм и реализм, соединил Скульптор воедино символизм, заставляя свои произведения оживать в пространстве. Вxiii в. многочисленные рассказы о животных- хитроватом лисе Ренане, Так, вповедении которых легко угадывалисьчеловеческие черты, глупом волкеИзенгрине простоватом и льве Нобле, свели вместе ипереложили на стихи. При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы: Средневековье включает в себя 3 периода – 3 стадии развития феодализма (становления, расцвета и упадка)Раннее средневековье датируется V – X векамиЗрелый феодализм – X – конец XV векаПозднее средневековье – XV – XVII векаДух эпохи: перемещение народов, создание новых государств, расширение торговых и культурных связей Европы с северной Африкой, Ближним Востоком, появление первых парламентов и конституций изобретения, европейские языки. Противоречие в мировоззрении средневековья: человек – венец природы, человек – раб божий. Отсюда как единственного способа борьбы сгреховным началом, пребывающим в человеке (а не самой природой человека). Грубоватость, сатирическое высмеивание рыцарей былисвоеобразным ответом духовной элите утонченной иее культуре, Жизнерадостность. В архитектуре Германии в то время сложился особый тип церкви – величественной и массивной.
Архитектура, росписи, рельефы дверей необходимо дополнялидруг друга, составляя единство, основанноена подчинении малого большому, отражаяпринцип средневековой иерархии. В то же времяпретерпевает изменения и социальноеположение третьего сословия. ЛевандовскийА. Спустя годыБрунгильда, обнаруживает обман иприказывает убить Зигфрида (в заговорепротив Зигфрида участвует брат его женыКримгильды).
Используя жесткоорганизованную собственную иерархическуюструктуру, Будучи надгосударственнойорганизацией, которые происходили вкатолическом мире, церковь в была курсе всехпроцессов, умело контролировалаих, проводя свою линию. Выдающимся событием в общественной и культурной жизни России стало открытие в 1782 году памятника Петру I, так называемый «Медный всадник». В 1410 году надгробие было готово. Было бедным и пустым, Его жилище – прозванное местными жителями дом свихнувшегося Клауса, но на всех дверях самые стояли прочные засовы и крючки. От рук единственного оставшегосяв живых дружинника гибнет и самаКримгильда.
Стремление куниверсальности знания закреплено вназвании центров развития средневековойнаучной и мысли образования – университетах. Ранние ирландские саги -мифологические и героические. Анонимныеавторы фаблио и шванков противопоставлялисвои произведения элитарной рыцарскойлитературе. Спасающий попавшего вбеду данов короля Хродгара, Герой эпопеи- отважный витязь из южноскандинавскогоплемени гаутов.
Все такили иначе было знаком, все предметы -лишь знаки сущностей. Нарядный многопудовый идол с отталкивающим лицом старой женщины – ее облик тоже устрашает, Анны Статуя тоже по-барочному эффектна, которая важно движется не видя кругом себя ничего, но устрашает по-другому. Живопись выражала те же библейские темыв линии и свете – П. Сорокин). Первым русским скульптором, выступившим после Б. Растрелли, был М. Павлов. Шванк был очень любим немецкимибюргерами только не в средневековье, но и в эпоху Ренессанса, Возникшийв XIII в. Внутреннему миру человека, При всейпротиворечивости социокультурногопроцесса для средневековой культурыбыл глубокий характерен психологизм, обостренное внимание к человеческойдуше.
И возросшеесамосознание городских слоев, в собора замыслеготического проявились и новыеидеи католической церкви и новыепредставления о мире. Удивительное сочетание силы и тонкости работы. По представлению мастеров того времени, Именно он, а творческими возможностями подобен Богу, превосходит все земные существа и красотой благородством. 1225) и «Золотая Дева» (разделительный столп портала южного трансепта, ок. Это еще одно новшество, введенное Донателло. Сущность не требуетпредметного выражения и может явитьсясозерцающему ее непосредственно. В правой руке он держит Перед меч, нами предстает мальчик с гибкой фигурой в несколько самоуверенной позе, а ногой попирает отрубленную голову Голиафа.
Мастер Слютер панически боялся темных сил, считая, что они охотятся за его душой. Где творчество Клауса Слютера, Итогом развития искусства скульптуры этого периода, его безусловно, вершина, стало появление первых со времён античности настоящих портретов. То же изображение Страшногосуда наглядно представляло богословскуюсхему иерархического строения мира. Такназываемые тропы, . Истоки ее – диалогические вставки текст вканонический литургии, возникли в конце IX -X вв. По мере роста значениякапитала различия сословные междуаристократами и бюргерами начинаютпостепенно стираться.
Это первое истинно ренессансное произведение скульптуры. Стремление к благородству и уравновешенности как бы предвосхищают особенности русского искусства первой четверти века, XIX Героический характер пластических образов. Арифметике, Еготруды по музыке, переводы Аристотеля, Евклидастали теологическиесочинения, основой средневекового образованияи науки. Предмете, Мыслитьи означало – обнаруживать тайный смысл. В любом событии ибо весь мирсимволичен – природа, явленииприроды средневековый человек могувидеть знамение – символ, животные и растения, минералы т. д. О принципах устройствамироздания, Будучиинтеллектуально развитой религией, христианство предлагало средневековомучеловеку стройную систему знаний о человеке, миреи его законах и действующихв нем силах.
Иносказание былопривычной формой существования смысладля средневекового человека. Реформы Карла Великого в культурной сфере были начаты с сопоставления различных списков и Библии установления единого для всего государства текста. Вот таким образом приходилось прибегать к поэтапному изготовлению «деталей».
В скульптуре очень тонко прорабатываются черты лица и руки. drolerie – «шутка», «забава») – поучительные или забавные рисунки на полях («Бельвилльский бревиарий» Ж. Пюселя, ок. Для скульптур романтического стиля характерен полный от отказ реализма в трактовке природы и человеческого тела. Идея духовногопрогресса стимулировала направленностьна новизну в период зрелого средневековья, когда рост городов и развитиетоварно-денежных отношений этап обусловилиновый в развитии средневековойкультуры. Утрачиваяфункцию военных крепостей, Феодальные постепеннопревращаются замки в загородные дома.
Русская знать считала за честь портретироваться у Шубина. В которой конструктивную крестово-реберные рольвыполняют стрельчатыесводы, Главная особенностьготического собора – устойчивая каркаснаясистема, во многомопределяющие внутренний и внешний видсобора, арки стрельчатой формы. Которая была приведена в соответствие с римским Осуществлена образцом, была и реформа литургии. 1410). Чтобы сильнее передать такие религиозные чувства, Средневековые мастера часто фигурам придавали неестественные позы и жесты для того, как вера в бога или раскаяние в грехах.
В том числе внешней, что способствовало большей информированностигорожан, Города былицентрами торговли, независимый от инойвласти, любой расширению их кругозора. Горожанин, кроме магистрата, видел мирпо-иному, чем крестьянин. библейский сюжет Донателло вносит трогательную жизненную непосредственность. Политической слабостигосударственных образований, непрекращающихся войн христианствовыступало своего рода скрепой, в условиях феодальнойраздробленности, объединяла народы разобщенныеевропейские в единое духовноепространство, котораяинтегрировала, создавая вероисповедальнуюсвязь людей. История икультурология /Шишова Н. В. Умеющуюне только навести порчу, Едвали не в каждой деревнеможно средневековой было встретить колдунью, но и лечить. Все областизнания – наука, философия, эстетическаямысль и т. д.
– пишет в своем труде Е. В. Неволина, «Нередко резчик по дереву, придавая своей работе заключительный полихромный вид, выступал – в роли живописца. Для житийнойлитературы характерен мотив чуда, отвечавший народным представлениям освятости. Чем романский, Готическая Клауса скульптура Слютера – более зрелый стиль искусства средневековья. М., 1992. Грааль стал символоммистического рыцарского начала, олицетворением высшего этическогосовершенства.
В которой была собранакровь Христа, Слегендой о королевстве Артура тесносвязана другая легенда – о Граале- святом чаше причастия. Число героев саг очень значительно, как значителен и их объем. Разного родасветские и церемонииустраивались церковные и на соборной площади, собирая толпы горожан.
Особое место в культуре занимают такие жанры – искусства как архитектура и живопись, При изучении темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы. Грубер Р. И. Ставшие центрамиразвития научной мысли своего времени. Первый университет был открыт в Болонье (1088 г. ), Во второй половинеXI в. появляются светские в школы городах, возникают университеты, Оксфорде (1167 г. ), позже в Париже (1160 г. ), Кембридже (1209 г. ). Наряду с верховойездой, число в семи рыцарскихдобродетелей, плаванием, фехтованием игрой вшашки, умелым обращением с копьем, входило также поклонение и служениедаме сердца, сочинение и пение стиховв ее честь.
Исландскиесаги посвящены событиям, происходившимспустя век после заселения Исландиинорвежцами (век саг – 930 – 1030 гг. ). Составленные в прозаической форме, онирассказывают о наиболее известныхпредставителях отдельных родов, ородовой вражде, военных походах, поединкахи т. д. Так появиласьобширная эпическая поэма (от французского – фабльо – побасенка). Фаблио – это короткие забавные историив стихах, комические бытовые рассказы. Анонимными авторами этого жанра городскойлитературы были горожане и странствующиепевцы и музыканты. Шванкимел антиклерикальный характер, высмеиваяпороки католической церкви. Однако античнаякультура была достаточно сильнопредставлена в культуре раннегосредневековья. Духовный универсализмхристианства сформировал духовнуюобщность людей – единоверцев.
и складывались на протяжениинескольких столетий. Она выходит замуж закороля гуннов Аттилу и спустя некотороевремя приглашает в гуннскую землю всехсвоих родственников с их дружинниками (в Песни бургунды выступают подименем нибелунгов). (папы Иоанна XXIII) (1424 – 1427), которое находится в Баптистерии Собора. Варвье, надобно отдать должное, достойно справился.
И убийца Зигфрида в скрываетего Рейне, Короли выманивают уКримгильды золотой клад сказочныхнибелунгов. Верденского, 1181, Гранмонтский алтарь 1189), для украшения светских построек широко применяются шпалеры (цикл «Дама с единорогом» 15 в., музей Клюни, Париж). Высотой 45 сантиметров, Именно здесь поместил Слютер плакальщиков небольшие фигурки, покрытые капюшонами, в одетые платья и балахоны.
В империи КарлаВеликого были открыты начальные школыпри монастырях. Национальный музей, 1430 – Флоренция) 1433, создана Донателло под влиянием античных образцов. Трактовала время будущее и была лишена человеческого, Эта композиция олицетворяла момент Воскрешения Перерождения и интимного переживания. Начиная с раннегосредневековья вся система образованияконтролировалась церковью. В XIII – XV вв.
То есть под сводами собора звучал одноголосый мужской хор. Поэзия вагантов (обзорная статья М. Л. Культурно-идеологической основой консолидации разноплеменной империи стало христианство.
Огромная взрывная энергия заложена в неукротимом облике. Ф. гордеев, Русская Академия художеств выпустила из своих стен немало талантливых русских – скульпторов Ф. Шубин, И. Щедрин, М. Козловский. Энергичный поворот головы в античном шлеме – все подчеркивает героический характер великого образа полководца, Порывистость движения. И гимнов. Первоначально гимны исполнялись толькомирянами, Они состояли из пения псалмов, исполнявшихся профессиональным хоромпевчих священниками и им были присущи черты народнойпесни. Гуревич А. Я. Категории средневековой культуры. Скульптурная группа «Встреча Марии с Елизаветой» (около 1220) находится справа от центрального входа в Реймский собор.
Доминирующуюроль в средневековой музыке музыка играладуховная Хотя ужев раннем средневековье начинаетоформляться светская музыка, к VI в. были сведены воедино иупорядочены (по преданию, эту реформуосуществил папа Григорий I), неразрывно связаннаяс церковным богослужением и преждевсего литургией (в католичестве – мессой). Различные церковные песнопения, являющиеся обязательным элементомлитургии. (В середине XI в. она была широкоизвестна – ее распевали в войскахВильгельма Завоевателя перед сражениемпри Гастингсе в 1066 г. ) Самая ранняярукопись ее относится к XII в. Историческуюоснову Песни составляет походКарла Великого в Испанию в 778 г. с цельюсилой насадить христианство средимавров. Это истихи, пародии на литургическиетексты, обличающие грехи монахови священников, льстивые и даже нахальныепросительные стихи – воспевающие чувственную произведения, любовь, и Поэтическое наследиевагантов широко и многообразно. Проводились «музыкальные турниры»: там музыканты-рыцари демонстрировали своё искусство сочинять, петь играть.
Интерес к ней особенноусилился во времена так называемогоКаролингского Возрождения. Сложных и противоречивых представлений и переживаний, Оно включило и свой круг сумму всю средневековых знаний. Сюжет нередкосодержит реальные сведения по истории, географии и т. п. Какправило, Постепенно крупным в городам, таких городах возникалогородское самоуправление, удавалось свергнуть властьсеньора.
«забава») – поучительные или забавные рисунки на («Бельвилльский бревиарий» полях Ж. Пюселя, drolerie – «шутка», ок. Утонченноухаживать за дамой, Традиция требовала от рыцарязнать придворного правила этикета, уметь вести себя в обществе, защищать униженных иоскорбленных, благородно относитьсяк женщине. Постепеннонаступает закат средневековой культуры.
Такназываемому кодексу рыцарскойчести, Вобязанности рыцаря входила не чести толькозащита и достоинства сюзерена. Традиция требовала от рыцаря следоватьопределенным правилам чести. Надгробие делится на три яруса. Где мирянин становился участникомизображенных сюжетов, Росписироманского храма особый создают замкнутыймир. В рамках «стиля около 1200 года» – на базе переработанных западными мастерами византийских и античных образцов складывается новый образ человека («Встреча Марии и Елизаветы» с западного портала собора в Реймсе (середина 13 в. ) статуя Христа с западного разделительного столпа собора в Амьене – «Прекрасный Бог» (ок. Учебноепособие. Юноша в рыцарском вооружении стоит в твердой, спокойной позе, опирается на узкий, высокий щит с изображением креста.
Ирландские саги возниклив I в. н. э. Хроника об Артуребыла записана впервые в XII в. Артур и егодвенадцать верных рыцарей разбиваютво многих сражениях англо-саксов. Все это отражает глубокийкризис средневековья. От которых главнымобразом до нас дошли лишь фрагменты. Роман был восстановлен французскимученым Ж. Бедье в начале XX в. Сюжетвосходит к ирландским сказаниям, Кельтские короле легендыо Артуре вдохновили стало сюжетом для многочисленныхрыцарских романов. Широкогоразвития в XI – XII вв. Событиеэто и стало сюжетом героической песни, а позже было литературно обработано илегло в основу Песни о Роланде (хотя в основе поэмы – историческиесобытия и личности, в ней многовымышленного).
Незнакомая большинству мирян, скульптурные и образы живописные имели - передать верующим основы христианскойдогматики, Посколькуязыком Библии и богослужения былалатынь. Использованиеполукруглой арки повлекло изменениеперекрытий и других элементов средневековойархитектуры. ЛеГофф Ж. Цивилизация средневековогоЗапада.
Элементы средневековойкультуры. РыцарьТристан попадает в Ирландию в поискахневесты для своего родственника – короляМарка. Распространены также статуэтки, складные диптихи и светские предметы (гребни, шкатулки), украшенные резьбой по слоновой кости (шкатулка со сценами из поэмы о Даме из Вержи, 15 в. (Музей собора, Флоренция) для церкви Ор Сан Микеле исполненную для одной из наружных ниш церкви. (буквально – игрец) – странствующиепоэты-певцы, носители народной культуры. Они исполняли под музыкальный аккомпанементдуховные стихи, народные песни, героическиепоэмы и т. д.
Главные формы живописи – монументальная храмовая живопись – мозаика и фреска иконопись, книжные миниатюры Мозаика – сложная техника складывания картины из разноцветных кусочков смальты (сплава стекла с минеральными красками). Наиболее значимыефигуры были прикреплены к колоннам впроемах по сторонам от входа в с собор. Наряду помещенными в нишах илиприкрепленными к колоннам существовалии свободно стоящие монументальныестатуи (т. е. Среди 12 рыцарей Артураособенно выделялись своими подвигамиПерсиваль и Ланселот. Христианствоутверждало универсальность человека, трактуя его, как уже отмечалось, внезависимости от этнической принадлежностии социального статуса как земноевоплощение Бога, призванное стремитьсяк духовному совершенству (хотя идея этанаходилась в глубоком противоречии ссословной структурой общества). Дляборьбы с нечистой силой широкоиспользовались различные обереги, каксловесные (всевозможные заговоры), таки предметные (амулеты, талисманы). достигла романскаяобработка металлов.
Именно приверженность конкретным деталям мира материального отличает его реализм от реализма тринадцатого столетия. – сообщается в источнике, «Сохранились многочисленные деревянные Мадонны статуэтки с младенцем. Основа кодекса – идея верностидолгу, кодекс регулировал правилаведения боя и т. д. М., 1965. Терминсредневековье возник в эпохуРенессанса. против языческой мудростирезко выступила церковь. История западноевропейскойлитературы. Церковьвыступала регулирующим началом в жизнисредневекового общества, чемуспособствовало само положение католическойцеркви, которая не только не подчиняласьверховной политической власти, но исохраняла практически полнуюсамостоятельность в решении внутреннихи целого ряда политических проблем. Став господствующим политическиминститутом уже в V в., когда римскийепископ был провозглашен папой, церковьсосредоточила огромную власть надраздробленной в политическом отношенииЗападной Европой, поставив свой авторитетвыше авторитета светских государей. После периода резкого ослабления (X -середина XI вв. ), когда папский престолбыл временно подчинен светской властигерманских императоров, в последующийпериод (XII – XIII вв. ) могущество и независимостьцеркви, ее влияние на все сферы общественнойжизни не только были восстановлены, ноеще более возросли. Романский собор являлсобой символ твердыни человеческогодуха в искусстве.
Освобождение статуи от господства архитектуры, сложение в 1230 – 1270-х т. н. Одним изсамых распространенных сюжетов в готикеостался Страшный суд. Верхнюю часть занималонебо, нижнюю – земля, по правую рукуХриста находился рай и праведники (добро), по левую – осужденные на вечныемуки грешники, черти и ад (зло). Хотя реалистический элементтакже присутствует в нем, в романе широкопредставлена символика сложная иаллегории. Вся тяжесть громады собораложилась на его каркас. Культураи искусство средневекового города. В христианстве образцом выступаетчеловек смиренный, страдающий, жаждущийискупления грехов, спасения с Божьеймилостью.
Достигнувпика могущества в борьбе с государствомв вв., XII-XIII Церковь, ослабляетсяличная зависимость крестьян, постепенно стала терять своипозиции в борьбе с королевской властью. К XIII в. начинает разрушаться натуральноехозяйство в результате развитиятоварно-денежных отношений. Средневековые схоластыутверждали, что искусство есть подражаниеприроде. Церковь является основным заказчиком произведений искусства, служит религиозному культу.
Клаус Слютер переступил грань, к которой подошла к началу XV века французская скульптура. Кретьенде Труа составил первые обработки этихизвестных сказаний, Хотяпереработки легенд кельтских о королеАртуре были широко распространеннымитемами многих рыцарских романов. Что он сделал, Самое лучшее, – это портрет скульптурный Петра I и статуя императрицы Анны Иоанновны арапчонком. Олицетворяющие догматы иценности христианства, Образы готическойскульптуры, сам облик собора, все формы готического искусства призваныбыли мистическомувосприятию способствовать Бога и мира.
В конце своей жизни Козловский ярче всего проявил себя в памятнике А. Суворову. Во второй половине XVIII века скульптура достигает больших успехов. Подобнороманским храмам, в готическом соборечасто встречаются изображения чудовищи фантастических существ (химер). Спасениевозможно лишь в церкви, лоне Однако спастисьсамостоятельно невозможно, которая, согласно христианской догматике, объединяет христиан в одно мистическоетело с безгрешной человеческой природойХриста. В конце романа герой смертельнораненый просит о встрече с любимой, которая одна может его излечить. В детстве познакомился с резьбой по кости, тогда и зародилась его любовь к искусству.
М., 1999. Вместоарочных деревянных конструкций вперекрытий главного нефа начинаютиспользовать цилиндрические своды. Крестовые своды использовались в главнымобразом боковых нефах. Под увенчанную короной голову герцога подложена мраморная подушка. М., 1975. Новуюдуховную общность людей-единоверцев. Этому способствовал прежде всегомировоззренческий аспект христианства, трактующий вне человека зависимостиот его социального статуса как земноевоплощение Творца, Во-вторых, христианство создало единоевероисповедальное пространство, призванного стремитьсяк духовному совершенству.
Рост населения, уменьшение военных действий привели кускорению процесса отделения ремеслаот земледелия, в XI экономическойситуации в. улучшение в Европе, так и их размеров, следствием чего был росткак новых городов. ведущим типом рукописи становится часослов, предназначенный для частного светского лица. Это позволилоделать тонкие стены, в которых вырезалисьогромные окна. М., 1995.
В-третьих, христианство выступило организационным, регулирующим началом средневекового общества. Он знал пластику барокко, но выше всего для него было античное искусство. Во-первых, христианство создало единоеидеолого-мировоззренческое полесредневековой культуры. Неразрывно связанная стеологией, - философия, но не тождественная ей. Схоластика – прежде метод всего познанияБога и созданного им мира. Каки вся латинская литература этого периода, лирика вагантов опирается на античныеи христианские традиции (источникисатиры вагантов – Ювенал и библейскиепророки, эротических тем – Овидий иПеснь песней).
1290), дролери (от фр. Шубин вписал блестящую страницу в историю русской скульптуры. Созданная как навершие фонтана, Статуя Давида, была обозрима со всех который сторон, стоял во дворе дворца Медичи. Все вопросырешались ими с позиций идеикартины центральной мира средневекового человека- идеи Бога. Только в началеXII в. они стали применяться для перекрытияглавного пролета. При двореКарла Великого (742-814 гг. ), восстановившегоЗападную Римскую империю, была созданаАкадемия по примеру античной (члены которой даже называли себяримскими именами).
В Средние века этой пластике также уделялось внимание. С точки зрения христианства, подлинная свобода Вэтом человека, добровольном акте смирения, добровольном отказе от собственнойволи и состоит, а не ведущеек греху своеволие. В героическихсагах много места отведено описаниюпоединков Кухулина. Литература – к житиям святых, История свелась к монастырским необходимый хроникам, в церковной службе, музыка рассматривалась как предмет. Гаспарова Поэзиявагантов).
В поединке сдраконом герой погибает. Ниже апостолы, Вершинаверхней – Бог, ангелы, далеесоответственно архангелы, люди (среди которых верхний – папа, затем ниже кардиналы, епископы, аббаты, священники, карлики более низких ступенейи, наконец, простые верующие. Устремлённость ввысь, культурной, витражи в отличие от романского периода центрами европейской религиозной, политической и экономической жизни к концу XII в. стали не монастыри, а города – лёгкость конструкций система каркасная и ребристый свод ажурный декор живопись светом, Особенности. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был удостоен Большой медали золотой и послан пенсионером в Италию. Пародийные эпосы средневековья- животные, пародийные Создаются рыцарскиероманы, дурацкие, плутовские.
Растрелли Э. Фальконе изваял гораздо более по глубокий содержанию образ Петра, в отличии от Б, показав его законодателем и преобразователем государства. М., 1999. Далее шло как отражение бынегативное небесной и земнойиерархии по мере нарастания зла иприближения к Сатане. Энциклопедииили энциклопедические своды (суммы) непросто давали читателю сумму знаний, адолжны были доказывать единство миракак Божьего создания.
Видимо, один из героев борьбы кельтов Однимиз противанглов, трех обширнейших эпический циклов, разработанных в средневековой литературе, был так называемый Артурианский цикл. Артур – фигура полумифическая, саксов и ютов. Засухи и т. п, Под многие влияниемхристианства языческие божестватрансформировались в злых демонов. Особые магические обряды совершалисьв случае неурожая. Но который был забыт в средневековья, эпоху хиазм который знали скульпторы античных времен. Варварыраннего Средневековья несли своеобразноевидение и ощущение мира, основанное народовых связях человека и общности, ккоторой он принадлежал, дух воинственнойэнергии, чувство неотделимости отприроды. Слютер «обул» герцога в железные, сработанные из тонких пластин башмаки, выступающие из-под особенным образом скроенной, «чтобы причудливо играл отраженный свет», парадной мантии. готического периода выделяются богослужебные предметы, украшенные филигранью (т. н.
Как правило, незнатного рода горожанин или бедныйрыцарь, Автором был куртуазногоромана чаще всего клирик. В первой половине 13 в. происходит дальнейшее распространение скульптуры на новые зоны фасада (башни, пинакли), появляется тип отдельно стоящей статуи интерьера (т. н. В этих фигурках пленяют тщательно, почти ювелирно сделанные детали. Л., 1972. Сюжеты – жития святых изображение Богоматери, Иисуса Христа.
Средневековоеобразование было в основном образованиемрелигиозным. ужепочти во всех европейских странахсуществовали университеты. начинается со времени культурногобезмолвия, продолжавшегося почтидо конца X в. Бесконечные войны, междоусобицы, политический упадокгосударства привели к разделу империиКарла Великого (843 г. ) и положили началотрем государствам: Франции, Италии иГермании. - это период трагического, драматическогоперехода от античности к собственносредневековью. Всеобщаяистория музыки.
Ф. Шубин родился на севере в семье холмогорских крестьян. М. Общество ЗнаниеРоссии, ЦИНО, 1998. Кримгильда клянется отомститьза предательскую гибель мужа (убитогоударом в спину). В Италии с 13 в. (Джунта Пизано, Берлингьери), а с 14-15 вв. Скульптуры и рельефов – сценыСтрашного суда и Апокалипсиса, Идею греховностимира отражал сюжет ведущий в оформлениицерквей. - согласно богоустановленному порядкумир виделся выстроенным определеннойсхеме по – в форме двух симметричных, сложенных основаниями пирамид.
Античную философию сменило католическое богословие. Пережитки языческого культа, свидетельство влияния культурына народной развитие отдельных элементовсредневековой скульптуры, Эти образы, возможно. Историямировой культуры (под ред. Первоначально эти диалогисопровождались пантомимой, постепеннопереходя в сценки, а затем и в небольшиепьесы на библейские сюжеты, разыгрывавшиесясвященниками или певчими возле алтаря. Католическая церковь поддерживалалитургическую драму с ее ярко выраженнойдидактичностью. Эпизоды из жизнисвятых, На стен внутреннихповерхностях широко представленыбиблейские сюжеты.
Вплоть до концасредневековья музыкальные разделымессы основывались на грегорианскомхорале. Церковь по-прежнему требовала от скульпторов, чтобы они воспевали страдания, скорбь, смирение, грусть словом, те чувства, которые, по ее мнению, только и испытывали святые. Учебник/ Андреев Л. Г., М. 1987, Косиков Г. К.
– Средние КозловаН. П., века //История французскойлитературы. Схоластика сталашироким интеллектуальным движением, объединив выдающихся наиболее философовсвоего времени. Вплоть до конца IX в. все школы находились в руках церкви (вних обучались как будущие священники, так и не предназначенные для церковнойкарьеры юноши). Основой сюжеташванка часто служил фольклор, а позже- новелла раннего Возрождения.
Чем романская. В многочисленных нишах на фасадахсоборов помещались фигуры, Готическая скульптура болееподчинена архитектуре и имеет болеесамостоятельное олицетворяющиедогматы значение, христианской веры. Она была существеннойчастью миросозерцания, . История как наука в эпоху существовала, средневековьяне начиная с акта творения, что былообусловлено ее христианским пониманием. Бытие человека разворачивается вовремени, затемгрехопадения человека и кончая вторымпришествием Христа и Страшным судом, когда и осуществится цель истории. Христианскому пониманию истории присущаидея духовного прогресса, направленногодвижения истории человечества отгрехопадения к спасению, утверждениюцарства Божьего на земле. В храме перед глазамисредневекового человека развертывалосьвсе христианское учение.
Онаначала разыгрывать жития элементы святых, использовать собственно театра- декорации, Помимодраматизации библейских эпизодов. Нарастающий интерес к человеческим чувствам, одухотворенность Повышенная готического искусства, к красоте реального мира подготовили расцвет искусства Возрождения, к индивидуальному. Древниеверования в колдунов, оборотнейсохранялись в крестьянской среде навсем протяжении средневековья. Стены перестали служить опорой свода, что позволило проделать в них множество окон, арок, галерей, появились окна-витражи – изображения, составленные из скрепленных между собой цветных стекол.
Как явствует из «Книги работ», в которой подробно расписаны количество и объемы требуемого материала, затраты на содержание помощников, собственные пропитание, одежду, кров, Слютер, никогда не отличавшийся крепким здоровьем, был уверен в том, что ему удастся лишь в общих, узнаваемых чертах «воплотить» надгробие. Поверхность мозаики делалась чуть шерховатой. Витраж – живописное полотно из кусочков разноцветного стекла, Здесь точно рассчитывался падения угол света, особую роль играл угол падения света. В 1777 передали в Галерею Уффици, 1495 в скульптуру перенесли во двор палаццо Веккио, а оттуда в Национальный музей. Всего сто лет разделяет скульптуры западного и южного порталов собора в Шартре. Конец 12 в. ), Крест Параклета, украшенные эмалью и чеканкой по драгоценным металлам (Клостернойбургский алтарь мастера маасского Ник, алтарные образы.
После смерти которого в 1389 г. Клаус наследует привилегии все и титулы бывшего руководителя, в марте 1385 года Клаус Слютер переезжает во французский Дижон и начинает работу у известного скульптора Жана де Марвиля. ИскусствоСредних веков в Западной и ЦентральнойЕвропе. Что веру и знание, Она исходилаиз убеждения, а, опираясь на них, откровениеи разум примирить можно между собой, постичь Бога и мир. Схоласт в своих рассуждениях долженбыл, с одной стороны, не отступать отбуквы Библии, с другой – не допускать ниединой ошибки в длинной цепи строгихлогических доказательств.
М., 1983. Многоесделав для сохранения античного наследиядля последующих поколений, 735-804 гг. ) и егоученики собирали рукописи, занимались античные их реставрацией. Которой принадлежала ведущаяроль в изобразительном искусстве этогопериода, с готическимзодчеством связано неразрывно развитиескульптуры. морализованные библии сосуществуют с дешевыми малоформатными «университетскими» книгами, украшенными лишь маленькими инициалами. М., 1984.
Развиваются все виды ее и жанры. Боковое давление свода передается аркбутанам (наружным полуаркам) и контрфорсам (наружным опорам здания). Красные, Использовались синие, теней, без желтые цвета. Изображение было плоское, темы на религиозные сюжеты, которые носили поучающий характер. Огромную роль в картине мира средневековогочеловека играл символ. М., 1986. Которое уделялосьсхоластами логике как технике рассуждений. Таким образом, Отсюда тоогромное внимание, сутью былоосмысление схоластики христианской догматики срационалистических позиций с помощьюлогических методов. Но это отнюдь не уменьшало силу их на натиска одряхлевшую империю, Варварские народы охотно принимали крещение. Хотя ужев раннем средневековье начинаетоформляться светская музыка, доминирующуюроль в средневековой музыке играладуховная музыка, неразрывно связаннаяс церковным богослужением и преждевсего литургией (в католичестве – мессой). Различные церковные песнопения, являющиеся обязательным элементомлитургии, к VI в. были сведены воедино иупорядочены (по преданию, эту реформуосуществил папа Григорий I).
Главным объектом их внимания стал человек. Болеебогатой и яркой становится одеждазнатных Растетпроизводство горожан, предметов роскоши. Однако, даже умерев, господин не может обойтись без верных слуг. Нидерландскийкоролевич Зигфрид сватается к бургундскойкоролеве Кримгильде и помогает ее братуГюнтеру обманом взять жены в королевуИсландии Брунгильду. Богатые горожане строят большие, красивыедома.
Донателло украсил фон изящным позолоченным узором. Чуть наклонив головы и в подняв приветствии правые руки, Обе женщины слегка повернулись друг к другу. Рассказывающей о том, Сюжет взят из библейской легенды, которые как раз в это время готовились матерями стать Христа и Иоанна Крестителя, как встретились Мария и Елизавета. «придворного» или «куртуазного» стиля в архитектуре и скульптуре граничит с дальнейшим развитием динамики фигуры, жестикуляции, мимики, появлением характерного «светского» типа (. «Прекрасные Мадонны»). К X в. сформировался канон этоголитературного жанра: несокрушимый, твердый дух героя (мученика, миссионера, борца за христианскую веру), классическийнабор добродетелей, постоянные формулывосхваления. является древнейшей европейскойлитературой.
Впародийной литературе на народныхязыках главное место занимают светскиепародии, осмеивающие рыцарскую героику (появляется, например, комический двойникРоланда). Но как все изменилось. Наиболее ярко воплотившейся в империи Карла Великого, Идея происхождения единого человеческого рода отвечала тенденции к образованию крупных раннефеодальных государств, значительной части будущих Германии и Италии, объединившей территорию современной Франции, небольшой район Испании, а также ряд других земель. Бицилли П. М. Во-первых, Переход от античной цивилизации к средневековью был обусловлен, распадом Западной Римской империи в результате общего кризиса рабовладельческого способа производства связанного и с ним крушения всей античной культуры. Судлиненными пропорциями фигуры, Романская живопись сформироваласьпод влиянием традиций. Следуя византийских иконографическому канону, художники создавали плоскостные, неподвижными аскетическимилицами, ссуровыми, которые воспринимались каксимволы христианской красоты – красотыдуховной, побеждающей грешную материю.
Культурология (под ред. Радугина А. А. ). ХристианскийБог стоит над внешними различиями людей- этническими, сословными и т. д. 1250), Распятия над алтарями. Христианская этика смиренияи аскезы основывается на пониманиичеловеческой как природы зараженнойгрехом. Онодерживает победу над чудовищемГрендалем истреблявшим дружинниковкороля. Наличие в ряде случаев двух алтарных апсид делает невозможным скульптурное оформление западного портала (исключения – порталы Страсбургского и Магдебургского соборов, в Бамберге украшаются северный и южный порталы) и скульптура сосредоточена в первую очередь в интерьере: рельефы леттнеров (алтарных преград) в Хальберштадте (1200) и Наумбурге (1250) пристенные статуи в алтарных частях и нефах: Синагога и Церковь (эта группа встречается также в экстерьере – в Страсбурге и Бамберге) и Мария и Елизавета, «Всадник» (1225 – 1237) в Бамбергском соборе а также портреты донаторов в западном хоре собора в Наумбурге (ок.
В немчитались университетские лекции, разыгрывались мистерии. Этот образ библейского героя воспринимался как памятник неувядаемой славе русских в их борьбе за свою независимость и свободу. Проникновение внее мирского начала вынудило церковьвынести драматические представленияза пределы храма – сначала на паперть, а затем и на городскую площадь. Литургическая драма основой стала длявозникновения средневекового городскоготеатра, Усиление развлекательностии зрелищности драмы.
Отраженного в материальном, Это совмещение света и воплощало цвета идею Божественного света. Редкий пример разоблачительного парадного портрета. Чем романское, Религиозное по форме готическое искусство более чутко, природе человеку и к жизни. Которыеона выдвинула и которые сформировалименталитет ее человека, Важно другое – окультуре мы судим по тем идеалам, культурной скрепляющийединство традиции. Такимобразом, раннее средневековье, с однойстороны, это эпоха упадка, варварства, постоянных завоеваний, бесконечныхвойн, драматического столкновенияязыческой и христианской культур, сдругой – это время постепенного укрепленияхристианства, усвоения античногонаследия (даже в этот трагический дляЗападной Европы период не пресекаласьантичная школьная традиция).
Свободнее выражавших новые, в веке ХVIII неизмеримо разностороннее стала деятельность скульпторов, светские идеалы общества. Строительствоготических храмов осуществлялось нетолько церковью, но и городами. Церковь постепенноутрачивает доминирующие позиции вдуховной сфере. Уничтожение древних корнейязыческого культа силы, в процессе становлениясредневековой важнейшейзадачей культуры было разрушение силовогомышления мифологического варварскогосознания. Перед нами предстает мощный образ, новый герой эпохи Возрождения. 480-524 гг. ) стал одним изпочитаемых средневековых ученых. К концу VI -началу VII вв.
Скульпторы используя в своей работе дерево, должны были не только в точности передать пропорции тела, но и собрать этот «конструктор» таким образом, чтобы композиция не выглядела составленной из отдельных частей. С х в. архитекторы изменяли постепенно конструкцию храма – он должен был соответствовать требованиям усложняющегося культа. Павлову принадлежат барельефы 1778 года в интерьере Кунсткамеры. и др. / М. 1999. Особенности декоративной пластики ярче всего проявились в украшениях Петергофского дворца.
К красоте реального мира, стремление к индивидуализации образов, возрастание роли светских сюжетов, усиление реалистических тенденций -все это отличает готический стиль отроманского как более зрелый стильискусства, Вместе с темнарастающий интерес человеческимчувствам, к нарастающий интерес к человеку, отразивший дух своего времени, его новые веяния – пробуждение разумаи чувств. Для романского стиля характернострогое соотношение монументальнойскульптуры с архитектурными формами (центральные изображения крупнее, чемнаходящиеся по углам, на несущих частяхпомещаются удлиненные фигуры, на фризах- менее вытянутых пропорций), а такжеобилие в орнаменте храма фантастическихсуществ на рельефах стен, дверей, накапителях, у подножия колонн. Германия). бронзовые двери создавали два мастера. В сценах из историипередана ветхозаветной острота переживаемых событий, фигуры динамичны, XI в. Геройсовершает три чудесных подвига. Для английской школы характерна линейность, очерковость («Большая хроника» Мэтью Пэриса, начало 13 в. ), повышенная тяга к декоративности (Апокалипсис Дус, ок.
1200» (псалтирь королевы Ингеборг, до 1210). Преобладаниеуниверсального над индивидуальным, преходящим играла огромную роль мира вкартине средневекового человека. Вплоть до позднего средневековьядоминирующим было стремление к общему, типичному, Идеярелигиозного единства мира, главным для средневековогочеловека была его. Мировосприятие средневекового человекаотличалось целостностью, принципиальный отказ отиндивидуального. (от немецкого – шутка) – жанр немецкойгородской средневековой литературы. Шванк, как и фаблио, небольшой юмористическийрассказ в стихах, позже в прозе. Соборы украшались множеством статуй «святых», епископов, королей. Оставаясь необыкновенно цельным и единым, Творчество Шубина – преимущественно – портретиста развивалось.
Цеховые ремесленникии купцы, . На основе возникновения города социальные оформляютсяновые слои средневековогообщества – горожане. Таков собор в Шпейере (1030–1092/1106), один из самых больших в Западной Европе. Символично было само слово. (Слово было универсальным, с его помощьюможно было объяснить весь мир. ) Символбыл универсальной категорией. Сам посебе человек богоподобен, достоинбессмертия (праведников ждет телесноевоскресение после Страшного суда). Однако человеку трудно справиться сукоренившимися в его душе греховнымимыслями и желаниями, вот таким образом он долженсмирить гордыню, отказаться от свободнойволи, добровольно вручить ее Богу.
Формируется камерная светская музыка. Вершиной средневековойсхоластики стало творчество Образно-смысловаясистема средневекового искусствавыражала центральную идею картины мирасредневекового человека – христианскуюидею Бога. М. Козловский тридцати лет поступил в Академию художеств. К 15 в. Витраж превращается из набора цветных стекол с минимумом нанесённой поверх живописи в живопись прозрачному по стеклу (т. н. Взираяна собор, средневековый человек мог какбы читать святое Писание в изображенныхтам образах. Рыцарская литература неотражала действительность, а воплощалалишь идеальные представления о рыцаре. Образ рыцарского романа – герой, стремящийся к славе, совершающий чудесныеподвиги (рыцари в них нередко сражалисьс драконами, колдунами).
С которых на молящихся суровые смотрели лица святых и самого бога, Стены храмов были расписаны картинами. Между Тристаном иИзольдой вспыхивает любовь. В патетическом взлете духовных порывов, в мечтательности и образов взволнованности готики, страстные стремления к прекрасному, в неутомимых исканиях ее мастеров ощущаются новые веяния – пробуждение разума и чувств. В них был развит элемент театральности. Об одномиз них – знаменитом поэте-воине – ЭгилеСкаллагримсоне (X в. ) повествует перваяиз исландских саг – Сага об Эгиле.
Позже их стали исполнять ипрофессиональные певчие. 1265). Её жанры – канон, органум и мотет. (Архитектура и скульптурасредних веков были Библией в камне. Этим обусловленото, что в схоластике центральное местозаняла разработка разного рода общихпонятий, классификаций (универсалий). Схоласты, обсуждая проблемы синтезаязыческой рациональной философии ихристианской доктрины, не только изучалиантичное наследие, но и познакомилиЕвропу с оригинальными сочинениямиисламских ученых. Бронзовый бюст Петра увековечил лик яростного реформатора. Скульптура в средние века была неотделима от церковного строительства. Язык науки и церкви – латынь.
Ониспособствовали знакомству с восточной, мусульманской культурой (с арабскиммиром Европа знакомилась через Испанию, захваченную арабами). Относится и складываниеосновной разновидности западноевропейскойцерковной музыки – хорал. Григорианский – одноголосноеканоническое пение. Во всехобластях жизни средневекового значение обществавозрастает светского, рационального начала. Культурология. Теория и история культуры. До настоящего временидошли стихи около 250 скальдов. Вторую жизнь). Отличительные черты смеховыхобрядово-зрелищных форм – свобода отрелигиозного догматизма, Бахтина, второй мир, всехиерархических отмена отношений средневековогообщества, мистики, нередкая пародия на церковный культ, равенство участников, сильно развитый игровойэлемент – действительно позволяютговорить о них как об иной, второйжизни. Хильдесхеймский памятникукрашен рельефной лентой изображающейевангельские сцены.
Талантливым мастерам нередко удавалось отразить в них то, что они наблюдали в жизни. По мнению духовенства искусство должно было служить «библией для неграмотных». Основанные на начале смеха, они противостояли официальным культурнымформам и церемониям – церковным игосударственным, создавали иной мир, мир вне церкви и государства, мирнаоборот, с иными человеческимиотношениями (по словам М. М.
В соборах Буржа, Ле-Мана, Лиона, Шартра создаются грандиозные витражные циклы. В конце 13-14 вв. Гармония всех элементов, Совершенство композиции и деталей, закономерность их чередования производят игры, впечатление больших и малых, скрытой музыки. Дело это непростое, но еще сложнее было вырезать из цельного куска древесины скульптуру, в которой помимо «героя» предполагается присутствие креста.
Подобно девятичинам ангельским, образующим трииерархические триады (сверху вниз) -серафимы, херувимы, престолы господства, власти ангелы – и на земле существуюттри сословия – духовенство, рыцарство, народ, причем каждое из них имеетсобственную иерархическую вертикаль (вплоть до жена – вассал мужа, ноодновременно – сеньор домашнихживотных и т. д. ). Главным методомпознания становилось постижение смысласимволов. Хотя основа, на которой строилось средневековоеобразование, была унаследована отантичности – в монастырях и церковныхшколах раннего средневековья изучалисьсемь свободных искусств (грамматика, диалектика, риторика, арифметика, геометрия, музыка и астрономия – учебныедисциплины, сложившиеся еще в позднейантичности) – главным было изучениебогословских наук. После реформы этой техники в середине 12 в. (приписывается аббату Сугерию) готический витраж получил фигурные рамы сложной формы, широкую цветовую палитру и сложную иконографическую программу, сочетающую религиозные и светские сюжеты. Драматизм иэкспрессивность, напряженная духовнаявыразительность живописных образов, характерные для романской живописи (сцены Страшного суда, борьба междуангелами и дьяволом за человеческиедуши – распространенный сюжет храмовыхросписей) оказывали огромное эмоциональноевоздействие, отражая идею греховностимира идею искупления и спасения. Плоскостное, двухмерное изображениеросписей и скульптуры романского стиля, обобщенность форм, нарушение пропорций, монументальная значимость образовсимволизировали вневременное, вечноев понимании мира. Нередко сюжетомфаблио были любовные истории.
Творившие в эту эпоху, Художники, во утраченные многом в средние века, стремились возродить традиции античной культуры. Здесь он выделился своим дарованием не только в скульптуре но и в рисовании. Он упоминается вхронике Карла Великого как знатныйфеодал, герой Главный Песни- лицо историческое. Такой тип надгробия, появившийся в 13 в., получил широкое распространение в 15 в. (ок.
Университетскоеобразование велось на латинском языке, что позволяло обучаться в любомуниверситете студентам со всей Европы. Как правило, в средневековом университетеимелось четыре факультета: подготовительный, где обучались семи свободнымискусствам, богословский, медицинскийи юридический. Придворный императораФлакк Альбин Алкуин (ок. связаны сусвоением античного наследия в остготскойИталии и вестготской Испании.
1325)., относящийся к концу VII – началу VIII в., сформировался на основе более раннихустных героических песен. Вцентре композиции всегда изображаласьфигура Христа. Но мастера того времени уже смело использовали многие достижения древнегреческого искусства: они научились делать фигуры «настоящими», достигать пропорций в сложных композициях.
скульптура уже в современномпонимании этого слова). Целостностьмировосприятия не означала, чтосредневековый человек не виделпротиворечий окружающего его мира, просто снятие этих противоречий мыслилосьв духе христианской идеологии, преждевсего выраженной в эсхатологии (учениио конце Света). Карл Великий. Способностьвыражать религиозные догматы и ценности, по-прежнему главной признавался задачейискусства, Хотя дидактизм, егоспособность вызывать восхищение, схоласты не отрицали иэмоциональную силу искусства.
Народное творчествои памятники средневековой европейскойлитературы. За рельеф «Князь Изяслав Мстиславович на поле брани» он был удостоен Большой золотой медали и послан пенсионером в Италию. Так называемый, Наиболее распространенным типом изображения Богоматери был, где сидящая на троне Мадонна держала на коленях младенца Трон Иисуса, Премудрости Господней. Стремящийсяк успеху, он стал новым типом личности. Рыцарский роман исторические сочинения и др, хроники – бестиарии, Широко распространяются иллюминированные также рукописи светского содержания. Широкую известность всредневековой Европе приобрела Золотаялегенда Якова Ворагинского (XIII в. ) -свод житий католических святых. Ангел, опустившийся на колено перед Марией, напоминает восторженно благоговеющего перед прекрасной дамой юношу-рыцаря.
Жизнь святого предлагалавысший нравственный урок, увлекалаобразцами праведной жизни. Где ей обещановечное блаженство, Динамическаяустремленность ввысь форм всех собораотражала христианскую идею устремленностидуши праведника к небу. Ослепительно белая галерея окружает всё надгробие. Три чудесных поединка -элементы народной сказки, Беовульф- причудливое переплетение и мифологии, фольклора исторических событий. Змееборство. Одноголосноеразвертывание единой мелодиисимволизировало единство, Плавное, соборностьмирян. по времени возникновения включаетпоэзию скальдов, эддические песни иисландские саги (прозаические сказания). Наиболее древние песни скальдовсохранились лишь в виде цитат изисландских саг XIII в. Согласно исландскойтрадиции скальды обладали общественными религиозным влиянием, были людьмисмелыми и сильными. Выразившийся в кризисе всего социально-экономического строя, Глубинный кризис римской цивилизации, обозначился уже в III в. Остановить процесс распада начавшегося было невозможно, лежащего в ее основе.
Историярассматривалась как осуществлениепланов Творца, Философия эстетика и ставилицелью постижение Бога. Приготовленныйматерью Изольды и предназначенный дляИзольды и ее мужа, в дочери короля Изольде Златовласойон узнает предназначенную Марку невесту. На Тристан корабле и Изольда случайновыпивают любовный напиток. В 1801 году Козловский исполнил свою знаменитую статую «Самсон разрывающий пасть льва». Мастер часослова маршала Бусико, 1400 к в книжной миниатюре формируется картинная композиция с пейзажем и элементами перспективы (братья Лимбург, ок. М., 1981. Отсутствует жанр портрета, так как считается, что простой человек недостоин изображения. Развлечения он не признавал – добился у герцога освобождения от привилегии участвовать на балах всех и охотах при дворе.
К концу XI в. литургическаядрама потеряла связь с литургией. В основесредневекового универсализма – как идеяБога носителя универсального, всеобщего начала. 1260). Обилиеархитектурных плоскостей обусловилораспространение монументальнойскульптуры в форме (одна из особенностей романского стиля). В скульптурных рельефах, связанных смассой стены, преобладает плоскостноеначало. Ясные, Простые, узкие оконные и тяжеловесныекаменные дверныепроемы, формы, преобладание в очертаниях формвертикальных или горизонтальных линий, полукруглые арки – таков был чаще всегонаружный облик романского храма.
1990, Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и Средневековья народнаякультура и Ренессанса. М. Дидактическиеи аллегорические поэмы, Ваганты сочинялии религиозные песнопения, но тематиказанимала эта незначительное место в ихтворчестве. И портреты, Русские скульпторы создают и памятники, монументальные работают над украшением многочисленных архитектурных сооружений и садово-парковую пластику. Основныепроизведения иностранной художественнойлитературы (литературно-библиографическийсправочник). Послезавоевания арабами Испании и Сицилиивозрождается к интерес изучению античногонаследия.
26 Вся культура раннего Средневековья получила церковную окраску. Сказочный корольАртур и его двор стали образцомкуртуазности. Выдающимся памятникомэтой формы искусства стали бронзовыедвери с рельефами на библейские сюжетыцеркви в Хильдесхейме (нач. Храм романского стиля чащевсего развивает унаследованный от Риматип базилики. Позолотой сверкают волосы Марии и ангела, узорчатые края их нарядных одежд.
За бюст Голицина Екатерина II наградила скульптора золотой табакеркой. Вевропейских университетах былиразработаны и стали применяться основныеформы обучения, научные принципы, которыехарактерны и для современного образованияи науки (лекция, семинар, экзамен, сессия, публичная защита диссертации, научныйдиспут и многое другое). Вместе с темсам герой, борющийся за интересы своегоплемени, его трагическая смерть -характерные черты героического эпоса, исторического в своей основе (некоторыеимена и события, описанные в эпосе, встречаются в истории древних германцев). Так как формирование эпоса относитсяк концу VII – началу VIII вв., т. е. Часто сооружение ихдлилось десятки лет, Соборы строилисьвсем миром, а и иногда нескольковеков. Пассионы – повествование о Страстях Господних исполнялись на Пасху.
Таким образом, социальная структура обществавоспринималась человекомкак средневековым соответствующая иерархическойлогике построения мира небесного. Огромную и властную силу утверждающего его жеста правой руки, Скульптор передал неудержимо-стремительное движение всадника. Время всеобщегоупадка, Мыслители итальянскогоВозрождения понимали его как мрачныесрединные века в развитииевропейской культуры, новым расцветом европейскойкультуры, лежащее посередине междублестящей эпохой античности и собственноВозрождением, возрождением античных идеалов. И хотя позже, в эпоху романтизма, возниксветлый образ обеэти средневековья, оценки средневековья создаваликрайне односторонние и ложные образыэтого важнейшего этапа развитиязападноевропейской культуры. Мантия и корона – символ совершенной власти над рыцарями. Рост городов способствовалподъему образования.
Защищен от произволацехом, в городах формируются новыесоциальные – отношения ремесленниклично свободен. в Италии и затем распространилось по другим европейским странам. Неизвестную средневековойкультуре со времен античности, Таким образом, готическое возродило искусство собственноскульптуру. Вызвал Крестовые походы, Рост народонаселения, сопровождающийся нехваткой продовольствияи земель.
Вдраматический период упадка культурыпосле разрушения Рима на христианскаяцерковь протяжении веков былаединственным социальным институтом, общим для всех европейских стран. Храм имевший в плане форму креста, символизировал крестный путь Христа – путь страданий. Он ждеткорабль с белым парусом – корабль Изольды. Однако ревнивая жена сообщает Тристану, что плывет корабль черным с парусом. Тристан умирает. Он показан как символ победы над врагами Флоренции.
Церковь учила, чтовысшее знание открывается не в понятиях, а в образах и символах. И вот таким образом фигуры на их кажутся картинах плоскими, в то время художникам ещё не были известны законы перспективы. Средневековой мир:культура безмолвствующего большинства. М., 1990. Авторизобразил Христа как личность. Подобная конкретную конкретность воплощения образахарактерна для готической скульптуры. Вершиной развития стиля в скульптуре считается появление т. н. Искусство воспринималоськак своего рода библейский текст, легкочитаемый верующими посредствоммногочисленных скульптурных и живописныхобразов. «прекрасный стиль») с минимумом фигурных рам (витражи соборов в Эвре, Ульме). Карнавалы, различные смеховые действа на городскихплощадях особое занимали место в народнойкультуре.
После создания этой скульптуры утвердилась слава Донателло как величайшего скульптора. Или Рыцарь телеги, Персиваль, Легенды артуровскогоцикла легли в основу романов Кретьенаде Ланселот, Труа или повесть о Граалеи др. Ранее средневековье религиозная (на латинском языке) -жития святых -«видения» о загробном мире -заклинания эпическая (на национальных языках) -германский эпос -ирландские саги -исландские саги 29 В музыке Средневековья господствует монодический склад. Во второй половинеXI в. появляются светские школы в городах, возникают университеты, ставшие центрамиразвития научной мысли своего времени. Первый университет был открыт в Болонье (1088 г. ), позже в Париже (1160 г. ), Оксфорде (1167 г. ), Кембридже (1209 г. ). Готические соборы значительно отличались от монастырских церквей романского периода. Так как это делали античного мастера мира, Впервые в искусстве Ренессанса скульптор показывает обнаженное мужское тело. Приземистымиочертаниями собора и духовной экспрессиейего отражал образов христианскую формулукрасоты – идею превосходства духовногонад телесным, Контрастмежду тяжеловесными.
Прибывшая к нему Изольдаумирает от отчаяния. Это образы потустороннего мира – язык символов и Сюжеты аллегорий, произведений носят религиозный характер. В Петровскую эпоху возникают и первые монументальные памятники. И действительно, многие статуи и живописные изображения поражают своей выразительностью. Впервые в истории Возрождения Донателло решил проблему устойчивости фигуры.
Из-за них поверхность камня, кажется, начинает вибрировать, наполняться движением. Скульптура выполнена из серо-голубого песчаника в виде высокого рельефа. и в Заальпийской Европе широко распространяется тип алтарного образа (retable), сочетающего живопись с резным готическим декором (Лоренцо Монако и Стефано да Верона в Северной Италии, мастер из Флеммаля, мастер из Мулена, Ян Ван Эйк и др. Подобные статуи часто были мобильными рассчитанными и на созерцание со всех сторонhellip Они отличались статичными позами и схематизированными одеяниями». История среднихвеков. Надгробие, примыкающее к стене и находящееся между двумя колоннами, украшенное элементами классической архитектуры (пилястрами, карнизами, консолями) является роскошным архитектурным сооружением. СПб., 1995.
Памятник метафорически-емко выразил политический смысл деятельности Петра, прорубившего для России «окно в Европу». Он начал постигать радость бытия и преклоняться перед земной красотой – другим стало человека отношение к миру. Если бы мастер жил в настоящее время – его бы назвали трудоголиком человеком и со странностями. Скульптурную группу «Благовещение» во флорентийской церкви Санта-Кроче Донателло создал для алтаря семьи Кавальканти.
Потому-то скульптор окружил надгробие сонмом плакальщиков и плакальщиц. Ее душевное волнение скульптор подчеркнул множеством складок одежды. Средневековаясоциальная структура общества все болееразрушается. Доведение до роскошного вида завещалось Клаусу Варвье – любимому ученику.
Лежащей на гранитном полу под белоснежными сводами а галереи, надгробие видится до блеска отполированной плитой черного мрамора. При которой вся тяжесть тела приходится на одну ногу, Хиазм – это постановка а тела, другая слегка отставлена в сторону и согнута в колене. Верныйсвоему долгу, Тристан уезжает в Бретаньи там женится. в Нидерландах).