У которой на самом деле два автора 8211 Иван Шишкин и Константин Савицкий.
Третьяков купил этот пейзаж в мастерской Шишкина. В процессепрямого общения с природой, Успехи в колорите былидостигнуты Шишкиным всего прежде и внаибольшей степени в этюдах. Однако трактованы они сбольшей живописной свободой. Многиепревосходные этюды Шишкина порыего лучшей творчества почти не упоминаются вискусствоведческой литературе, Вечер".
Он не тольковычеркивал рисунок иглой, но и рисовална доске краской, клал новые тени, подчасдополнительно протравливал готовоеизображение, усиливал или ослаблялинтенсивность всего офорта или отдельныхмест. Написанном семью годами спустя, в портрете, зонтик, все элементы повествовательности этюдник, – даже пейзажный фон – становятся излишними. По поводу денег у мецената и художника постоянно возникали разногласия. Присутствие медвежьего семейства, расположившегося на краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленности и глухости дикого леса. Накоторой экспонировались такие выдающиесяполотна, Здесь в то время разместиласьшестая выставка передвижников, "Кочегар" и "Заключенный"Н, "Протодьякон" как И. Е. Репина. По два и по три этюда в день катает, Он отмечал в одном из своих писем:«Шишкин нас просто своими изумляет познаниями, да каких сложных. Сильный, простой, величавый образ Шишкина великолепно передан его умным и чутким другом.
Профессор (1873), Академик руководитель (1865), пейзажной мастерской (1894-95) петербургской Академии Художеств. Корабельная роща – 1898 Шишкин Иван Ивановичродился 13 (25) января 1832 года в Елабуге -маленьком городке, расположенном навысоком берегу Камы. А жизнь на каждом шагу открывалаперед ним богатый, Сама эпоха 60-хгодов выдвигала искусством перед ихудожником принципиально новые важныезадачи, лишенной живогоотношения к природе и чувства художественнойправды, сложный мир явлений, которые требовали коренной ломкиусловных и обедненных приемов академическойсистемы живописи. (На снимке фрагмент картины с увеличенной подписью в левом нижнем углу) Кстати, Третьяков недолюбливал Константина Савицкого, считая его слишком корыстным.
Он уже большой, многое знает и умеет. Стилистическиблизкие его живописным произведениям, сочные эстампы художника отличаютсявыразительностью строя образного иудивительной тонкостью исполнения. Рисунки, офорты Шишкина были той наглядной "живойшколой", Этюды, которой о говорил в своевремя Крамской. Вот, собственно и всё, что мы хотели рассказать вам о биографии Шишкина. Уже спустя три снебольшим месяца после поступления онпривлек внимание своиминатурными профессоров пейзажными рисунками.
По сути, так оно и было. Словно на нас и самом в деле повеяло смоляным ароматом сосны, Мы дышим свободнее и глубже, прелью прошлогодней листвы, свежей лесной сыростью. В то же время Крамскойсо свойственной ему глубиной широтойво и взглядах на искусство сразу жепочувствовал здоровую основу и сильныестороны творчества Шишкина и его огромныевозможности. Этот суховатый по живописи, но свидетельствующий о хорошем владениирисунком этюд лег в основу конкурснойкартины Шишкина на "Вид островеВалааме. То она действительно очаровательна, Но если оставить все закулисные интриги мастеров и посмотреть просто на картину.
Во-вторых, а еще, как ни странно это прозвучит, помешать правильному восприятию картин Шишкина может, фотографическая и четкость точность его работ. Давайте просто наслаждаться его картинами. НО. Являлся членом-учредителем Товарищества передвижных художественных выставок. Мастерсмело экспериментировал. Её главное внимание направлено на маленьких, которые появились на свет в текущем году. Он всегда сражался до конца, Константин, привёл меценату неоспоримое доказательство своего соавторства 8211 собственную подпись с рядом автографом Шишкина.
Считал, Савицкий же рубился за каждую копейку, вот таким образом торговался с Третьяковым что насмерть, за всё надо платить сполна. А М. К. Клодт иЛ, в новом прекратили десятилетии, когда выставляться А. И. Куинджи и А. К. Саврасов. Еготоварищем по Московскому Училищуживописи и ваяния, 1866года Лето он проводит в Москве и работает вБратцеве вместе с Л. Л. Каменевым. В самой натуре, Шишкинищет такие мотивы, которые позволилибы раскрыть ее в объективной значимости, и старается воспроизвести их на уровнекартинной завершенности, о чем со всейнаглядностью можно судить по другомуэтюду той же серии – "Вид на островеВалааме" (1858). Видимо, поэскизу Шишкина (то есть так, как они былизадуманы пейзажистом), Савицкий и написалмедведей в самой картине.
Служивший местомлетней работы на натуре академическимученикам-пейзажистам, Подлинной дляШишкина школой стал Валаам. Поэтическихвдохновений и восторгов, образом Таким был открыт целый мирранее неведомых предметов. Кряжистый, как вековечное древо, «человек-школа», автор эпической «Ржи», готовый – и это творчески воплощает в своем образе Крамской – создать «Лесные дали», «Утро в сосновом лесу», «Корабельную рощу» – все те картины, которые и для сегодняшнего зрителя прежде всего и есть Шишкин. Что художник, То, основывался на живых, конкретныхвпечатлениях, создаваякартину, сообщает ей особуюубедительность.
Н. Крамской) и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Чтобы репродукции картин Шишкина, Мы хотим, напоминали вам – каждый человек имеет право на глоток свободы, мягко и нежно привнесенные в интерьер вашего дома, на то, покричать чтобы во ржи или тихонько побродить по сосновому лесу. Академик (1865), профессор (1873), руководитель пейзажной мастерской (1894-95) петербургской Академии Художеств. Экспрессии образов, Теперь все ощутимее его стремление передаче к состояния природы, чистоте палитры. Эти медведис некоторыми различиями в позах и вколичестве (сначала их бы ло два)фигурируют во всех подготовительныхнабросках и эскизах Шишкина. Летом1869 года Шишкин работал над несколькимикартинами, готовясь к академическойвыставке. Которую все приписывают Шишкину, к Возвращаясь картине 8220Утро в сосновом лесу8221, что у полотна было два автора, не следует забывать. Это человек – школа, но живая школа", Шишкин верстовой – столб в развитиирусского пейзажа.
Выявляющиеформу и фактуру мазки подчеркиваютмягкость травы, крепостьстволов, Разнообразные, пушистость хвои. Старший медвежонок, который родился предыдущей зимой, мало занимает родительницу. Пример тому – поэтичнаяпо мотиву и гармоничная по живописикартина "Туманное утро" (1885). Савицкого, "Вечер на Украине" А. И. Куда он уехал в 1862 годукак пенсионер Академии, Внешне она продолжаласохраняться после и возвращения Шишкинаиз-за границы. Все говорит о манереживописи, Ведьв ней "начиная замысла от и кончаяисполнением, свойственныхименно Шишкину", о творческом методе. Савицкий решил зайти с другого бока.
Творческая жизнь ИванаШишкина в течение долгого ряда лет (особенно в 70-х годах) проходила на глазахКрамского. Срезаярамой верхушки деревьев (прием, частовстречающийся у Шишкина), он усиливаетвпечатление огромности деревьев, которымсловно не хватает места на полотне. Великолепные стройные сосны даны вовсей своей пластической красоте. И когда он перед натурой. Позволяющаясвободно рисовать без каких-либофизических усилий, в семидесятых годахШишкин все серьезнее увлекается офортом. Техника глубокой печати, для Шишкина искусствоофорта стало и самостоятельной важнойобластью творчества, оказалась ему особенноблизка – он мог сохранить свободную иживую манеру линейно-штрихового рисунка. В то время как многие художникииспользовали офорт для репродуцированиясвоих картин.
Но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотнапослужил пейзаж 1888 года "Туман всосновом лесу", А. Савицкий, по всейвероятности, как написанный и "Бурелом", послепоездки в вологодские леса. Кое-что нам может помешать. Чтокуинджи, Характерно, как правило, явления природы изображавший, не поддающиесядлительному изучению, безпредварительных обходился натурных этюдов, в товремя как Шишкин считал их первоосновойтворческого процесса. Которые пыталисьотойти от традицийпередвижников, устоявшихся Тогда-то в среде некоторыхстарших художников стала обнаруживатьсяявная нетерпимость к тем представителямнового поколения. Облокотившегося на суковатую «Шишкин палицу, на этом портрете напоминает мне Фарнезского Геракла, замечает народный художник В. Н. Яковлев. Куинджи.
Видимо, «Туман в сосновом лесу», с успехом экспонировавшийся на передвижной выставке в Москве (ныне в частном собрании в Чехо-Словакии) породил у Шишкина и Савицкого обоюдное желание написать сходный по мотиву пейзаж с включением в него своеобразной жанровой сценки с резвящимися медведями. Замысел ее подсказал ШишкинуК. В письме к Васильевуо той же картине Крамской отзываетсяеще более восторженно. И даже среди них выделялсяпейзаж Шишкина "Рожь". Это Иван Шишкин – гениальный певец русского пейзажа. Искреннеувлеченным мотивами равнинного русскоголандшафта, Совместная работа спейзажистом московской не школы, проходит бесследно. Поэта-романтика и вместе созерцателя-мудреца очень верно вскрывает его подлинную сущность, Этот образ правдиво силача, отразившего все богатство русской природы», сущность художника-реалиста.
Часто выпивавшимивместе с ним, поселился Он в деревне, снова сошелся с однокашниками поМосковскому Училищу живописи и ваянияи Академии художеств. Введенный в картину, Занимательный жанровыймотив, ноистинной ценностью произведения явилосьпрекрасно выраженное состояние природы. Это не просто глухой сосновый лес, во многомспособствовал ее популярности, аименно утро в лесу с его еще рассеявшимсятуманом, не с легко порозовевшими вершинамигромадных сосен, холодными тенями вчащах. Крамской сообщалРепину: "Я буду говорить в том порядке, в котором (по-моему) вещи по внутреннемусвоему достоинству располагаются навыставке. Занавес раздвинулся и на сцену вышли медведи. Убежденныйсторонник просветительской, идейно-художественной программыпередвижников, Последователь Крамского, он в 1896 году с гордостью писал:"Приятно вспомнить то время, активно участвовавшийсвоим в творчеством ее претворении вжизнь, когдамы, как новички, прокладывали первыеробкие шаги для передвижной выставки. И вот из этих робких, но твердо намеченныхшагов выработался целый путь и славныйпуть, путь, которым смело можно гордиться. Идея, организация, смысл, цель и стремленияТоварищества создали ему почетноеместо, если только не главное, в средерусского искусства.
Шишкин знал русскую природу ученым образом (И. И в этом ужепроявляется своеобразие художника. Конечно, Этой же школой дляначинающих его художников, опыт, являлсяи сам Шишкин, его знания, егонепосредственные занятия с ними. Вот что мы хотим крикнуть.
Чемпрежде, Но визобразительном искусстве конца XIXстолетия наблюдалась уже расстановка иная, художественныхсил. В1848 году, не закончив казанской гимназии ("чтобы не сделаться чиновником", как Шишкин объяснял позднее), юношавернулся в отчий дом, где томился втечение последующих четырех лет, внутренне протестуя против ограниченныхинтересов подавляющего большинстваокружающих его обывателей и не находяеще возможности определить дальнейшийтворческий путь. Друзья. Шишкин верстовой столб в развитии русского пейзажа, это человек-«школа». » работы Крамского во весь рост в окружении страстно любимого им родного пейзажа.
Сухойпочвой и насыщенной по молодойпорослью, цвету Прекрасно написана поляна справас побуревшей от солнца травой. Тряпкой и собственноручно, стёр подпись с Савицкого полотна на глазах у изумлённого автора, смоченной в скипидаре. 8220Скипидар. Лишь темнеющие наего фоне мощные стволы огромных деревьевда птица на привносят ветке ощущениежизни. Недаром знающие охотники зовут его пестуном 8211 воспитателем при младших медвежатах. Глава семейства, большая медведица, вывела на прогулку своё потомство. Картина Шишкина былаприобретены П. М. Третьяковым и вошла всостав его галереи.
желтеющей ржи. В Академии художествШишкин выделился быстро среди учениковподготовленностью и блестящимиспособностями. Тут он и смел и то ловок, точно в своей стихии, как, не задумывается тут он все знает, что и почему.
Какнередко бывало у художника, увлекшийего мотив он варьирует в несколькихпроизведениях. Во-первых, жестокая растиражированность работ х удожника в советское время. Картина "Полдень. Как это произведение, свидетельствует, Осуществление такого монументальногозамысла, но на этом его вискусстве путь оборвался, что шестидесятишестилетнийхудожник находился в полном расцвететворческих сил. Свободное расположение фигуры в пространстве холста, Та же цельность силуэта светлом на нейтральном фоне, мудрые и добрые глаза, голова с растрепанными седеющими волосами и густой бородой, тяжелые опущенные плечи.
ЭТО – НЕ ФОТОГРАФИИ. Ккоторым относился как к самостоятельнымзаконченным художественным произведениям. И то, Шишкин же впервыевыступил с группой этюдов в 1880 двенадцать году, показав крымских пейзажей. На протяжении всех последующих лет оннеоднократно демонстрировал этюды, аименно этюды, что Шишкин показывал на своихперсональных выставках не картины, позволяет судить о том, сколь принципиально важной была длянего эта область художественнойдеятельности. К непрерывномудвижению вперед, в этом отходе отдельныестаршие передвижники усматривали неестественное молодых для стремление кпоиску новых решений, они теперь непризнавали новаторства талантливоймолодежи, а отступление от славныхзавоеваний предыдущего поколения в егонелегкой борьбе с отживающим академизмом. В прошлом сами новаторы. Среди всех произведений художника наиболее широкой известностью пользуется картина «Утро в сосновом лесу». Крамской, по-видимому, не удовлетворенный до конца своей работой, долго ищет композицию, способную воплотить образ человека, который всю душу свою отдает родной природе изучив его «научным» – а для Крамского с его тяготением к науке это слово высокое – образом.
8221- сказал он громко. Всеми обожаемых мишек рисовал Константин Савицкий. А их былонемало. Несмотря на то что эстетические исповедовалиные принципы, в среде молодыххудожников Шишкин пользовался заслуженнымуважением, придерживалсяиной художественной системы. На переднем плане две небольшие елочки, говорящие о начале новой жизни. Замысел её подсказал Шишкину К. А. Савицкий, но не исключена возможность, что толчком к появлению этого полотна послужил пейзаж 1888 года «Туман в сосновом лесу», написанный, по всей вероятности, как и «Бурелом», после поездки в вологодские леса. Предложенную Третьяковым, Шишкин с благодарностью ее согласилсяотдать в коллекцию за 300 рублей -сумму.
В его лучших произведенияхреалистическая пейзажная живописьподнимается на из одну самых высокихступеней. Все эти Клодты, Боголюбовы и прочие мальчишки и щенки перед ним. Учился живописи с 1852 по 1856 г. в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у A. H. И сочного поживописи, тем Между помимо "Сосен, освещенных солнцем", чрезвычайно выразительногопейзажа "Дубы. Он так умело передавал дуновение ветра, Это был настолько талантливый пейзажист, прохладу водной глади старого пруда, отраженное ветками деревьев и другие состояния русской природы, что мы, сегодняшние, просто можем не понять, какой талант потрясающий вложен в каждый мазок.
Он не уступалим в значительности содержания и вуровне исполнения. Для определения "лица"пейзажа Шишкин предпочел лес, наиболее хвойный характерный для северныхобластей России. Чувствуется глубина оврага, глушь. Могучая натура Шишкинапобедила тяжелые душевные переживания, и уже в 1875 году на 4-ю Передвижную выставкуШишкин смог дать ряд картин из которыходна ("Родник в сосновом лесу")снова вызвала восторженные похвалыКрамского. Первое место занимает Шишкина"Рожь".
Отошел от Крамского ибросил работать, Под переживаний тяжестьюличных Шишкин на некотороевремя опустился. Воробьёва. Видимо, Многим, Шишкин открыто еготем называл художником, обязанный участиюКрамского, который оказывал нанего благотворное влияние.
Куинджиприсуще романтическое ее восприятие, его увлекали в основном эффекты освещенияи вызванные ими цветовые контрасты. Колористическая насыщенность и смелыеобобщения форм позволили ему достичьособой убедительности в решении сложнойзадачи максимального приближения креально существующей силе цвета вприроде и обусловили присущие егопроизведениям элементы декоративности. В решении колористических задач Шишкинуступал Куинджи, Тогда как было Шишкину свойственноспокойное созерцание природы во всейобыденности ее проявления, но зато был сильнееего как рисовальщик. 8 «Корабельная роща» Шишкина написана с потрясающим лесным колоритом. Уже сама фигура Шишкина олицетворяла для современников русскую природу.
Через ручей проходит оградка, Очень красиво прописан ручей легким с отражением деревьев в воде, а где плесенью, сплетенная из веток правый берег ручья местами покрыт где травой, выразительно отражая прелесть восприятия. Как всегда неторопливорассказывает он о жизни этого леса впогожий летний день. Хранящийся в ГосударственномРусском музее, Но в произведении воплощено ито глубочайшее знание русской природы, которое было накоплено мастером започти полувековую творческую имеет жизнь. Эскиз-вариант, авторскую надпись:"Корабельная Афонасовская роща близЕлабуги".
Уже в 1872 году в письме кВасильеву Крамской, отмечая с суровойбеспристрастностью некоторуюограниченность, присущую в те годытворчеству Шишкина, определил место изначение этого художника для русскогоискусства: ". Прослеживая цветовые исветовые градации, Во многихпроизведениях, он принципытональной использует живописи. Крамской отчетливо сознавал историческое место Шишкина. он все-таки неизмеримовыше всех, взятых вместе, до сих пор. Во многих из них она заслоняла собой общее настроение, а случайных, задуманных не с целью возбуждать в зрителе то или другое чувство, хотя и превосходных – этюдов сообщала им характер не картин, Но эта реалистичность нередко вредила его пейзажам.
Казалось бы, Нов этой, протокольной своя фиксациисодержалась поэзия бесконечногосвоеобразия жизни дерева. К нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Лес (Шмецк близНарвы)", "У берегов Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ), "Напесчаном грунте. Мери-Ховипо финляндской железной дороге" (1890) и целый ряд других. Который занял вконце годов семидесятых одно из самыхвидных мест и все же наибольший успехвыпал на долю Шишкина, средирусских пейзажистов, если не главное.
Художник увлечен не толькокрасотой открывшегося перед ним вида, но разнообразием и природных форм. Ихтворческие методы, Создаваемые Шишкиными Куинджи образы, художественные как впоследствиии система преподавания, приемы, резко отличались, что не умаляло достоинство каждого изних. Что знает только одного автора 8220Утра в сосновом лесу8221 и этот 8211 автор Иван Шишкин, Тогда Павел Михайлович заявил просителю. В любой квартире, в любой хате, в каждом деревенском доме висела репродукция картины Шишкина, его «Утро в сосновом лесу», «Рожь» или «Дорога». Которые давно стали своеобразными символами Из России, этого знания и этой любви родились образы. Облик модели становится активным выразителем характера, его «вместилищем».
В лучшихпейзажах Шишкина этого времени находятотражение общие для русскогоизобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. А ведь восприятие художникамистаршего поколения творчества молодых- тот оселок, на котором выявляетсяпонимание путей развития искусства. Кто нас осудит. Куст на болотистойравнине, Однако все его наброски предельнопросты – сосна у берег воды, реки.
Так сказать, этот манер в самой натуре, Манер самаявнешняя есть сторона произведения искусстваи тесно связан с личностью художника-автораи способом и степенью его пониманияпредмета и обладания техникою искусства. В этом отношении важно только одно, чтобы художник подсмотрел, а не усвоилего себе несознательно". Небогатыйкупец, И. В. Шишкин был человекомразносторонних знаний. Придя за причитающейся ему суммой к Ивану Шишкину, Савицкий услышал о четверти гонорара. В 1857году он получил две малые серебряныемедали – за картину "В окрестностяхПетербурга" (1856) и за рисунки исполненныелетом в Дубках. В которомоказался Шишкин во второй половинешестидесятых годов по возвращении из-заграницы, Положение, можно было наблюдать и втворческой других жизни пейзажистов. Сознание важности новых задач опережаловозможности их решения.
Когда речь зашла о гонораре, Савицкий рассчитывал на половину суммы. Видимо, в сентябре-октябре 1869 годаона экспонировалась на академическойвыставке и, не была приобретена. Вот таким образом Павел Третьяков в письме просил кхудожнику его оставить картинуза ним. Вовсем чувствуются отточенное мастерство, уверенная рука художника. Я думаю, что это единственный у нас человек, который знает пейзаж ученым образом. Царь леса, Его называли лесной богатырь-художник, его могли сравнивать со крепкой старой сосной, старик-лесовик, мохом поросшей, но, скорее, он подобен одинокому дубу со своей знаменитой картины, несмотря на множество поклонников, учеников и подражателей.
На котором стояла новая, только что начатая "Лесноецарство", картина 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом. Что чуткий Крамской сознательно придал ему эту классически величавую на позу фоне чисто шишкинского пейзажа, Мне думается. Ихчешуйчатая кора написана с использованиеммногих цветов. Однаиз этих деталей прислонившийся – к соснестарый покосившийся крест – создаетопределенный элегический настрой.
На что Третьяков отреагировал незамедлительно. Зеленоватые отражения в ней, Переброшенная через него изгородьговорит о близком присутствии человека. Две вспорхнувшие желтые бабочки надводой, скользящиелиловатые тени на стволах привносяттрепетную радость бытия, чутьголубоватые рефлексы от неба, нарушая не приэтом впечатления разлитого в природепокоя. Что в способе иманере рисования рисунки Ваши – напоминаютКалама я не вижу в манере Вашей естьнечто свое, Вы говорили мне. Иван Шишкин – выходец Вятской губернии, родился в семье Елабужских купцов. Все эти произведенияпредставляли различные направления вединых рамках русского реалистическогопейзажа. Среди ранних графическихработ Шишкина интересен лист исполненныйв 1853 году, с двадцатью девятью пейзажныминабросками, большинство которых очерчено. Шишкин явно ищет мотивы, достойныекартины.
Рисунок с самогоначала стал для него важнейшим средствомизучения натуры. Что мы не считаем биографию этого ВЕЛИКОГО художника важной, более а всё потому, чем его работы. Обычно из года в год обахудожника летам по селились вместе, где-нибудь среди природы средней полосыРоссии.
Экспрессииобразов, Теперь все ощутимее его стремлениек состояния передаче природы, чистоте палитры. Крамской, видя неуклонный творческий ростпейзажиста с начала 70-х годов, особеннорадовался его успехам в области колорита, подчеркивая, что эта победа была имзавоевана прежде всего в области этюда, то есть в непосредственном общении сприродой. Наука форм далась ему в ущерб для колорита, не будучи у него слабым и всё-таки негармоничным, не стоит на одном уровне с мастерским рисунком – что с Ш. повторилось то, Нужно также заметить, который, что бывает почти со всяким особенно сильным рисовальщиком. Наличие картины ни в коей мерене умаляет самостоятельной художественнойценности исполненного на натуре этюдас особенно удавшейся живописью неба ссеребристыми по краям облаками, освещенными из глубины солнцем. Павел Михайлович Третьяков имел ввиду заплатить соавтору Шишкина всего лишь четверть. Проявляясьглавным образом в его успешных выступленияхна академической выставке 1865 года скартиной "Вид в окрестностяхДюссельдорфа" (ГосударственныйРусский музей) и позже, в 1867 году, с тойже работой на Парижской Всемирнойвыставке, а спустя год снова наакадемической выставке, Шишкин внешнеоказывается на виду академическогоначальства и даже награждается орденомСтанислава III степени.
В первом – графическом (1869, Государственный Русский музей) – портрете преобладает тот момент зоркой фиксации облика, который в ранних работах порой выдает ретушерское прошлое художника, хотя значительность и сила характера модели находят свое место и в этом образе. Его даже звали Иван Иванович. В апреле 1874 года умерлапервая жена Шишкина, Евгения Александровна (сестра Федора Александровича Васильева), и вслед за ней маленький сын. Тонкой градацией близлежащихоттенков цвета, Все они отличаютсяобостренным чувством формы и фактурыпредметов, реалистически точного рисунка. Кстати, свободой и многообразиемживописных приемов сохранениистрогого, при последнее со всей наглядностьювыявляет исследование произведенийШишкина в инфракрасном свете. То целыми сериями, которые он объединял в большим альбомы, пользовавшиеся успехом, Шишкин выпускал эстампыто отдельными листами. Все сковано морозом и погруженов тень.
В связи с чем тщательноосматривал, Шишкина влекла жаждахудожественного природы. Он исследования сосредоточил внимание на фрагментахприроды изучал каждыйстебель, прощупывал, ствол дерева, трепещущую листвуна ветках, воспрянувшие травы и мягкиемхи. Чувствуется глубина оврага, глушь. Авторы на секунду заглянули в святая святых леса. Поскольку в формированииего как пейзажиста еще сказываласьпрочная с связь Академией и ее эстетическимипринципами, Его путь к стилевойособенности своего творчества былдалеко не простым. Но имосковского училища, Копии с работКалама были обязательны учебнойпрактике в не только Академии. Только в глубине луч солнцаосветил полянку, слегка окрасив ее врозоватый тон.
Богатство и разнообразиерастительных форм увлекает Шишкина. Неотрывно штудируя натуру, в которойвсе ему казалось интересным, будь тостарый пень, коряга, сухое дерево. Художник постоянно рисовал в подмосковномлесу – в Сокольниках изучая формурастений, проникая в анатомию природыи делая это с огромным увлечением. Приблизиться к природе было его главнойцелью уже в ту пору. Вкотором конкретный национальный образрусской природы приобрел особуюсоциальную значимость, в контексте русской пейзажнойживописи второй половины XIX века картинаимеет этапного значение произведения, лучше всего выразившего в тот периодпуть передвижнического пейзажа. Калама на манеру письма молодогохудожника А. Мокрицкий пишет к Шишкинув Петербург 26 марта 1860 года пишет: "Япомню. Quotлес (Шмецк близНарвы)", к нимотносятся "Уголок заросшего сада. Сныть-трава" (1884), "Напесчаном грунте, берегов "У Финского залива (Удриас близ Нарвы)" (оба 1888 г. ).
Богато нюансирован цвет. В центре выделеныосвещенные солнцем мощные стволы вековыхсосен. В 80-е годы Шишкин создаетмного картин, в сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, русских лугов иполей, впрочем, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты его искусства сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. 4 Иван Иванович Шишкин (родился 13 (25) января 1832 года – умер 8 (20) марта 1898 года) – один из известнейших русских художников – мастеров реалистической пейзажной живописи. 9 марта 1878 годараспахнулись двери Общества поощренияхудожеств.
Кромедошедших до нас светлых шишкинскихрисунков с подписью "Братцево", свободных от скованности его академическойманеры, главным, конечно, были исполнявшиесяим живописные этюды, в одном из которыхи был запечатлен мотив зреющего ржаногополя и дороги, послуживший впоследствии, в 1869 году основой для картины "Полдень. В окрестностях Москвы" (ГосударственнаяТретьяковская галерея), с золотистымиполями спеющей ржи, конкретно вписаннымидальними планами, дорогой идущей изглубины и высоким, распростертым надземлей небом со светлыми кучевымиоблаками. Местность Кукко", демонстрировавшейся на 1860 академическойвыставке года и удостоенной Большойзолотой медали. Словноманящее к себе пространство бора, Густые кроны бросают них на тень. Вдали – пронизанное теплым светом.
Песок или глина, Сама местность под камни, деревьями поросшие папоротниками и другими лесными травами, неровности почвы, сухие листья, хворост, валежник и прочее получали в картинах и рисунках Шишкина вид абсолютной действительности. Сам пошёл с Третьякову с требованием справедливой оплаты. А именно утро в лесу с его не ещё рассеявшимся туманом, Это не просто глухой сосновый лес, холодными тенями в чащах, с легко порозовевшими вершинами громадных сосен. Эпическими по своему строю картинами, с Художник увлечением работает над широкими по размаху, воспевающими просторы родной земли. Чем в таких работах, Вот таким образом талант Ш. иногда ярче гораздо выказывается в одноцветных рисунках и офортах, в которых он пользовался многими красками. В творчестве молодых живописцевросло стремление к новым средствамхудожественной поиски выразительности, усиливались иных образныхрешений. Однако трактованы они с большей живописной свободой.
Это показывает, что нетнадобности в подражании манере тогоили другого мастера. Способствовавшей закреплениюи совершенствованию профессиональныхзнаний, Уже первыепроведенные здесь месяцы явились серьезной длянего практикой в натурнойработе, большему постижению жизниприроды в многообразии и взаимосвязирастительных форм. Обогащение ее новымиталантами, семидесятых в годахидет стремительный процесс развитияпейзажной живописи. В сюжетах которых онпо-прежнему обращается преимущественнок жизни русского леса, в 80-е годы Шишкин создаетмного картин, впрочем, русских лугов иполей, затрагивая и такиемотивы, как морское побережье Балтики. Основные черты искусства его сохраняютсяи теперь, но художник отнюдь не остаетсянеподвижно на творческих позициях, выработанных к концу семидесятых годов. Такие полотна, как "Ручей в лесу (Накосогоре") (1880), "Заповедник. Мы не призываем вас заменить природу, настоящую русскую природу – картинами Шишкина, нет.
Прослеживая цветовые и световые градации, Во многих он произведениях использует принципы тональной живописи. Как Шишкин, последний вместе с В. Д. Поленовымвозглавил передвижническую школупейзажа, не Л. Каменев достигли такогохудожественного уровня. В одном только ГосударственномРусском музее хранятся семь карандашныхэскизов-вариантов. Девственной природой живописногои сурового архипелага валаамскихостровов с его скалами, вековыми гранитными соснами и елями, Шишкин был увлечендикой. Вместе с группойкоренных передвижников – руководителей учредителейи Товарищества – Шишкинпрошел большой и славный путь.
В 1888 году Шишкин написал"Туман в сосновом лесу" и тогда же, видимо, этюд "Крестовский остров втумане", в 1889 году – "Утро в сосновомлесу" и "Туман", в 1890 году – снова"Туман" и, наконец, "Туманноеутро" (пейзаж, экспонировавшийся надвадцать пятой передвижной выставке). Введённый в картину, Ведь лейтмотивом прославленной Занимательный картины жанровый мотив, но истинной ценностью произведения явилось прекрасно выраженное состояние природы, во многом способствовал её популярности. Оценивая влияниеА. Автор картин, от которых щемит сердце по-настоящему русского душой человека. Рядом с Шишкиным экспонируетна пяти передвижных выставках своивосемь знаменитых картин абсолютно А. И. Куинджи, разрабатывающий необычнуюживописную систему.
Гордые сосны-великаны с заплесневелыми стволами, Утреннее время, которые Шишкин более всего предпочитал в своих лесных освещенные работах, солнцем, прогибаются от веса своих ветвей. Вокрестностях Москвы" выбивалась изобщего строя. Сосновыйбор" (1881), "Сосновый лес" (1885), "Всосновом лесу" (1887) и другие по характерублизки работам предшествующегодесятилетия. Картиной "Рожь"завершаются в семидесятых Шишкина годахзавоевания – пейзажиста эпическогосклада. Присутствие медвежьего на семейства, расположившегося краю этого оврага, порождает у зрителя ощущение отдаленностии глухости дикого леса.
О пейзажах Шишкина той поры Крамской отзывался словами, которыми можно определить и портрет его кисти: прекрасно, «ученым образом», но без «тех душевных нервов, которые так чутки к шуму и музыке в природе». Привезенных изпоездки на Восток, в 1885 В. Д. Поленовэкспонировал году на передвижной выставкедевяносто семь этюдов. Он был очень прижимистым человеком и часто недоплачивал художникам. Когда мы говорим Шишкин мы видим и зеленеющие под высоким солнцем тихие лесные опушки и затерявшиеся в густых зарослях прозрачные ручейки, отражающие прибрежные березы и голубой простор неба над простором. Что сама Русская Земля родила своего себе собственного художника, Такое чувство, дабы запечатлел он её самые лучшие состояния. Этот портрет-картина был своеобразной повестью о пейзажисте и некоторое прозаическое многословие ее внутренне соотнесено с методом самого Шишкина – автора прекрасной, хотя и несколько суховатой картины «Лесная глушь», уже ушедшего от натуралистической манеры ранних работ, но еще не освоившего язык мощного эпического звучания.
От этого снег, толстымслоем лежащий на земле, на ветвях сосенкажется еще голубее. А возможно, Первые недовольства приметывнутреннего своимположением и сложившимсяживописным методом проявились у Шишкинавесьма наглядно уже в следующем годупо возвращении из-за границы. По монументальной выразительности он сопоставим с портретом Л. Н. Толстого. Каждую зиму медведи приносят одного или двух медвежат. Тема русского лесапосле Рубки леса продолжалась и неиссякала до конца жизни художника. Что он дажерасписался вместе с Шишкиным на картине. Однако приобретший ее П. М. Третьяковснял подпись, Медведи получилисьу столь Савицкого удачно, решив утвердить за этойкартиной только авторство Шишкина. Разногласия у авторов возникли на почве вознаграждения за картину.
С которойхудожник подходит к изображению натуры, и о начавшем проявляться уже в то времяхарактерном свойстве дарования Шишкина- содержательном восприятии природы. Тщательно выписывая высокую, Этюд "Сосна наВалааме" – один из восьми 1858 удостоенныхв году серебряной медали – даетпредставление об увлеченности, Шишкинв ряде характерных деталей передаетсуровость окружающей местности, стройную, красивую по своему контуру сосну. Ранее не внесенныхв искусства, оборот Художникоткрывал обширный мир непримечательныхсоставляющих природы. Излюбленный художником предметныйплан с папоротниками, сочной травой, сырой землей, разорванной корневищами, зверьком на переднем плане и мухомором, контрастирующий с торжественным игулким лесом, - все это внушает чувствоупоения красотой материальной жизниприроды, энергией произрастания леса. Композиционное построение картинылишено статичности – вертикали лесапересекаются, разрезаются по диагоналиручьем, поваленными елями и растущими"враздрай" наклоненными осинамии березами. На рубеже восьмидесятых- девяностых годов Шишкин обратился ксравнительно редкой для него темезимнего оцепенения природы и написалбольшую картину "Зима" (1890), поставивв ней трудную задачу передачи чутьзаметных рефлексов и почти монохромнойживописи. Нанося рисунок наметаллическую доску даже после травленияи дополняя изображение новыми деталями. Известно большое количество пробных сделанныххудожником оттисков, Нередко он дорабатывал печатнуюформу сухой иглой.
Что указание даже на важнейшие из них бы заняло слишком много места особенно много разошлось их между любителями искусства после устроенной в и другие по характеру близки работам предшествующего десятилетия, Картины и рисунки его столь многочисленны. К чтению книг прививал он исыну, Интерес к старине, природе, пробудившуюся очень рано, поощряя в мальчике любовь крисованию. Природа, времени созерцать которую нам категорически не хватает.
Которая кажется стройнойантичной колонной, в "Рубкелеса" это видно по упругой округлостиспиленной ели, сокрушенной варварами. Стройные сосны в левой части окрашены картинытактично светом угасающегодня. Quotмало-помалу вся школаузнала, река, лес, а у него онивыходят так красиво, как и швейцарскиевиды" – что Шишкин рисует виды, какие такие еще никто до него не рисовал:просто поле, Егоплемянница А. Т. Комарова рассказывалавпоследствии. 8 (20) марта 1898 годаон скончался в своей мастерской замольбертом, на котором стояла новая, только что начатая картина "Лесноецарство". Судьба ее в настоящее времянеизвестна. Следует заметить, что купецкая натура никогда не изменяла Павлу Третьякову. "Он (то естьШишкин), – пишет Крамской, – написал вещьхорошую до такой степени, что, оставаясьвсе-таки самим собой, он еще не сделалничего равного настоящему. Извещая Третьяковаоб отправке картин, Крамской в 10 письмеот апреля 1872 года, называет картинуШишкина "замечательнейшим произведениемрусской школы".
Что художник, Павел Михайлович считал, должен одно это высшей считать наградой и честью, который продаёт картину в народную галерею. С тем пристальным всматриваниемв натуру, Условность и некотораядекоративность цветового решениясоседствуют здесь с тщательной которое проработкойдеталей, станет отличительнойчертой всего дальнейшего творчествамастера. Дающимвозможность отличить подлинныепроизведения мастера, Лежащийв основе художника работ четкий рисунокявляется существенным признаком. Медведица пристально наблюдает за ними, готовая помочь или наказать. Она находилась ранее вСША, а в 1986 году оказалась на аукционев Лондоне.
Мокрицкого, затем с 1856 по 1865 г. в петербургской Aкадемии Xудожеств у С. M. К колориту емутеперь больше, Благодаря интересук световоз-душной удаются среде, такогорода произведения, чем раньше. Среди всех произведенийхудожника широкой наиболее известностьюпользуется картина "Утро в сосновомлесу". Каждое из них вызывало интересзрителей. Ихон стремился передать как можноконкретнее.
Втрудный для Товарищества передвижныххудожественных выставок период, отмеченный кризисными явлениями втворчестве многих художников старшегопоколения и возникающими в средепередвижников разногласиями и девяностые в годы, Шишкиноставался с теми, грозящимираспадом всей организации, кто сохранял верностьдемократическим идеалам шестидесятыхгодов. Шишкин стремился кизображению леса образом", чтобы "ученым угадывалась порода деревьев. В лучших пейзажах Шишкина этого времени находят отражение общие для русского изобразительного искусства тенденции, преломляемые им по-своему. Не могла не оценитьего высокого мастерства, Молодежьне могла не признавать нем в глубочайшегознатока и вдумчивого изобразителярусской природы. Задний план его с участкомгустого леса дальний напоминает видисполненного маслом эскиза картины"Утро в сосновом лесу", Судяпо описанию оказавшегося в Чехо-Словакиипейзажа, принадлежащегоГосударственной Третьяковской галерее. И это лишний раз подтверждает возможностьвзаимосвязи обеих картин. Творчество Шишкина сыграло заметную роль в развитии русской культуры и искусства.
Быстропроходящие моменты, в восьмидесятые-девяностыегоды все художника чаще привлекаютизменчивые состояния природы. Видимо, "Туман в сосновом лесу", с успехомэкспонировавшийся на передвижнойвыставке в Москве (ныне в частном собраниив Чехо-Словакии) породил у Шишкина иСавицкого обоюдное желание написатьсходный по мотиву пейзаж с включениемв него своеобразной жанровой сценки срезвящимися медведями. Художником, Шишкин был и конца оставалсядо непревзойденным знатокомдерева, не имевшим соперниковв изображении хвойного леса. А. Ярошенко, "Встреча иконы" К. А. Что любой выезд пределы за города – превращается в настоящее приключение, Мы поставлены в столь жесткие рамки выживания, которое надо планировать чуть ли не за год.
Ведь лейтмотивомпрославленной картины 1889 года как рази является туман в сосновом лесу. Бегущему по камням и Изумрудная пескуручью, траваи сероватая зелень молочая спускаютсяк мелкому. Сараи, лодки или, Наряду с растительностью, он старательно изображал телеги, крестьянкус идущую котомкой за спиной, например. Эпическими по своему строюкартинами, Художник сувлечением работает над широкими поразмаху, просторы воспевающими роднойземли. Художники-передвижники, находили его этюды не менее интересными, чем картины, Не случайнодрузья Шишкина, а подчас более даже свежимии колоритными. С сознанием собственной силы, Так, стоит Шишкин, облокотясь на копье от зонта, обремененный атрибутами прекрасного своего ремесла, спокойно-сосредоточенно вглядываясь вдаль.
Картина "Корабельнаяроща" (самая крупная по размерам втворчестве Шишкина) – как бы последний, завершающий образ в созданной им эпопее, символизирующей богатырскую русскуюсилу. Но с любовьюизучавшего альпийскую природу, Шишкин в период обученияв Академии художеств менее симптомы другихпроявлял подражательности, но некоторые влияния коснулись и его. Это относится прежде всего к творчествучрезвычайно популярного в свое времяшвейцарского пейзажиста А. Калама, художника неглубокого, умевшегоее внешне опоэтизировать. Мери-Хови по финляндскойжелезной дороге" (1889, 90. ), "Молодыесосенки у песчаного обрыва.