На титульном листе помещался автопортрет Ван Дейка. Написанный вскоре после возвращения Ван Дейка из Италии «Автопортрет» одно из лучших произведений мастера в этом жанре. Их топ-лотом стал последний автопортрет Антониса ван Дейка.
Парадный портрет – это главный жанр и особенность Ван Дейка и «Автопортрет» возводит в абсолют суть его таланта, позволяя ценителю увидеть все тонкости мастерства художника на одном полотне. Британский министр культуры Эд Вейзи (Ed Vaizey) запретил до конца февраля 2014 года вывозить из страны «Автопортрет» фламандского живописца Антониса ван Дейка, написанный в 1641 году. Национальная портретная галерея успешно собрала необходимую сумму в 10 миллионов фунтов для того, чтобы вернуть в страну последний автопортрет сэра ван Дейка.
Увеличение рисунка должно соответствовать реальному образу до такой степени, чтобы иллюзия была совершенна" (Ван Дейк, ок. 1640) Одна из лучших картин Эрмитажа, автопортрет Ван Дейка демонстрирует нам художника в творческой, раскованной ипостаси человека, производящего живое впечатление воплощенного искусства, немного бунтарского, выбивающегося из череды образов повседневности и именно через это особенно привлекательного.
Домнком св. А в Антверпене работалонемало портретистов. Портрети длилися на три групи: монархи полководц (16 портретв), державн дяч та флософи (12 портретв), художники колекцонери (52 портрета). Георгия, сражающегосяс драконом.
Але, мабуть, вони так не були вдслан, ця дея не була втлена в життя. Портрет маркзи Олени Грмальд Каттанео з слугою негреням (1623, Вашингтон, Нацональна галерея мистецтв), Портрет маркзи Бальб (ок. Так, Показательно, эрмитажная картина, например, представляющая апостола кающегося Петра, является дальнейшей разработкой портретного этюда реального лица служителя антверпенской гильдии художников Абрахама Графеуса – что изображения апостолов создавались художником на основе портретных штудий. Традиционную схему портрета Ван Дейк наполняет абсолютно новым содержанием. Основную группу действующих лиц мадонну с младенцем на и коленях Иосифа художник сдвигает влево. В якому вн пробув до 1632, 1627 у Ван Дейк повернувся в Антверпен, вступив у володння спадщиною псля смерт батька.
Сотрудничество скоторым немало способствовало расширениютворческого диапазона молодого живописца, он работал и над большими алтарнымикомпозициями, Так вмастерской Рубенса, как было упомянуто выше и над мифологическимикартинами по эскизам великого мастера, а также, выполнялгризайльные копии с работ, его служившиеобразцами для граверов. Монументальная обобщенностьсилуэта, в неместь значительностьобраза, тициановская наконец, свобода и раскованность техники, глубокий теплый тон. Причесанные и одетые как настоящие придворные Обе дамы, девочки на эрмитажном портрете, позируют художнику. Которому всегда сопутствовала удача и шумная слава, в истории европейской живописи XVII Ван века Дейк баловень судьбы. Мечтательным и чуть загадочным, Но весь его облик с изящной небрежностью и позы взглядом, полон артистизма и поэтической прелести. 1615, Вдень, Музей стор мистецтв), що вдрзняться витонченстю та елегантнстю.
Человек читал письмо, которое он продолжает держать руке, но в на минуту оторвал от него взгляд. Портрет относили ко второмуантверпенскому периоду ванДейка, творчества Причем, в соответствии с таким определениеммодели. Уже не нейтральный, Фон, а богато разработанный, в как самых ранних из них, становится неотъемлемой частью композиции. Сдержанного набора аксессуаров сочетаются с широтой свободного письма, Тщательная передача костюмов и утонченностью благородством живописных решений. В таких портретах нет ничего случайного или лишнего, как правило имеет значение всё160 от позы модели и наклона головы ее до освещения, фона, аксессуаров и предметов интерьера160 словом, целая наука – художник, Чтобы верно передать их использует все доступные ему средства.
Он запечатлен в момент, Человек не позирует, спора, должно быть, он кому-то что-то страстно доказывает, подкрепляя слова свои жестом руки. В это же время от работы в мастерской его все чаще стали отвлекать заказы на портреты. И он был приглашен ко двору Якова II, Слава Ван Дейка быстро начала распространяться за пределы отечества, в которой он изучал Тициана и Веронезе, в а следующем совершил путешествие в Италию.
Так безмалейших прикрас запечатлел художникквадратное лицо Генри Денверса, графаДенби (1573-1644), прославленного солдата, служившего в Нидерландах и Ирландии ихрабро сражавшегося в войсках французскогокороля Генриха IV (на левом виске Денверсавиден заклеенный пластырем большойшрам от раны), а в 1633 году ставшегокавалером ордена Подвязки. Нш – з портретв, Одн малюнки Дейк Ван робив з натури, написаних ним самим або ншими художниками. Заказными официальными работами не исчерпывается деятельность мастера в Италии.
(van Dyck), (1599-1641), фламандский художник, мастер портретной живописи. Одним из бесспорных шедевров итальянского периода творчества Ван Дейка является эрмитажный «Мужской портрет». Здесь художникеще совершенно далек от каких бы то нибыло исканий красоты и изящества которым форм, к придет впоследствии. Активно включаясь впространство изображенной архитектуры. Пышные развевающиеся драпировки звучногокрасного тона, Фигуры все более органичносвязываются с ним, парадный антураж, декоративные деталивносят архитектурные в портреты оттенок приподнятостии торжественности. Но жанровыеграницы искусства ван Дейка в раннийпериод отнюдь творчества не ограничивалисьзадачами портретных штудий. Модель «Мужского портрета»неизвестна. Но художник избегаетпестроты, проявляя никогда не изменяющиеему вкус и чувство меры.
Для ниххарактерны темный нейтральный фон, строгость и простота правдивость построения, неукоснительная фиксациичерт внешнего облика моделей и деталейих костюмов. Полагая главным в искусстве (и кстати, в своем творчестве тоже) масштабные алтарные полотна, Ван Дейк тогда не считал себя портретистом, хотя именно в этом качестве обрел известность, стал получать самостоятельные заказы и даже совершил первую поездку за пределы своей страны. Идеализация заметно коснулась женских портретов и в первую очередь образа Генриетты Марии. Так, в «Семейном портрете» художник накладывает краски почти без подготовки, местами оставляя открытым грунт и даже холст.
Искусство Ван Дейка стоит у истоков национальной портретной школы Англии XVIII века. В Генуе издавна жилимногие фламандские художники. С горячностью и азартом брался Ван Дейк в эти годы за решение каждой новой перед вставшей ним художественной задачи.
Томас Хауэрд, Один из крупнейших меценатов и коллекционеров своего пригласил времени, его поработать к себе в Англию, граф Эрендел. Однако, в ней, поражает необычайное нетолько разнообразиефизиономических и эмоциональныххарактеристик избранных художникоммоделей. Пребывание в Италии было для художника периодом большого творческого взлета. Над ее головой мальчик-негритенок держит красный зонтик (1623, Вашингтон, Национальная галерея искусства). Уже в концефевраля следующего года Антонпс ванДейк, «слуга его величества» (короляанглийского), выхлопотал себе восьмимесячныйотпуск и покинул Лондон, но не на восемьмесяцев, а на одиннадцать лет. Молодой фрейлиной королевы, Поздний брак с Мери Расвен, вводит живописца в ряды английской чопорной аристократии. Начинал рано утром и, Когда работал над портретами, даже обедал вместе со своей чтобы моделью, не терять времени, не отходя от холста. Ван Дейк, Повернувшись до Гену, модний портретист, вдомий, вже пише блискуч портрети-картини.
Увлечение искусством Тициана сказалось также в другом «Мужском портрете» (предположительно Марка Антуана Люманя), принадлежащем Эрмитажу. А летом того же года в лондонской компании Philip Mould Fine Paintings на выставке «Обретенный Ван Дейк» экспонировалось сразу три портрета кисти Ван Дейка, ранее считавшиеся произведениями либо «неизвестного автора XVII века», либо последователя художника. Видляться парадний Портрет Карла на полюванн (ок.
В цей час вн звертаться до зображення лтнх людей, вдзначених печаткою прожитого життя: Портрет сенатора Портрет дружини сенатора (1622-1627, Берлн, Державн музе), а також до зображення дтей, створивши вперше в стор мистецтв перший парадний дитячий груповий портрет: Портрет дтей см' де Франки (1627, Лондон, Нацональна галерея). Создавая у зрителя ощущение как бы личного контакта с ним, Побуждая заглянуть в глаза тому или иному своему персонажу изображенного на портрете, художник вызывает самым тем активное сопереживание зрителя духовному миру человека. Частина була виконана офортв самим Ван Дейком, Для офортно сер вн виконав з натури малюнки, пдготовч частина з допомогою граверв. Тончайшие оттенки чувств сосредоточены в них, Напряженная внутренняя жизнь в светится глазах его моделей. Ван Дейк умеет передать всюживость и непосредственность этих милыхдетских фигурок. Потрйний портрет короля (1635, Вндзорський замок, Королвськ збори), на якому король показаний в трьох ракурсах, оскльки призначався для вдсилання в талю, в майстерн Лоренцо Бернн (1598-1680), якому було замовлено створити бюст Карла I. Псля того, як в 1636 виконаний Бернн бюст (не збергся) був доставлений в Лондон викликав фурор при англйському двор, королева Генртта Маря теж побажала мати власне скульптурне зображення.
конографя не тльки важливий сторичний документ, але ма високохудожню цннсть. Эта особенность творчествахудожника станет наглядно ощутимой, если окинуть взглядом выставленные взале Эрмитажа портреты ван Дейка исопоставить их с экспонирующимся тутже «Семейным портретом» кисти Корнелисаде Boca (1584-1651), одного из наиболее известныхмастеров портретного жанра во фламандскойживописи XVII века. Ван Дейк продолжает писать портреты местных аристократов. Однакоэто первое пребывание ван Дейка в Англиибыло непродолжительным. Портрет Франса Снейдерса з де Маргаритою Вос (ок – настльки поширена в мистецтв Ндерландв 16 ст., Тема зображення смейств подружнх пар, була пдхоплена Ван Дейком. Особенно точен в передачеиндивидуальных качеств личности ванДейк был в мужских портретах.
Ван Дейк славится как мастер детского портрета. А ушла в эстимейта, пределах а при повторной продаже вещь не провалилась, как ей и положено. Духовноенапряжение человека через внешнеедействие, Ван Дейк прибегаетздесь к своеобразному новому внутренний приему, раскрывая порыв. Вдомий т. зв.
Впрочем, Картины апостольской серии, как, заметно отличаются от творчества, егодальнейшего многие ранние произведенияван Дейка. Ван Дейкобъездил многие ее города, побывав вГенуе. За это время он успел посетить Геную (где пробыл большую часть времени), Рим, Венецию, Милан, Мантую, Палермо, Турин, Болонью и Флоренцию, внимательно изучая и копируя работы итальянских мастеров в свой альбом набросков. Устремленным на зрителя взглядом, у него тонкое бледное с лицо проницательным, красивые руки. Чтов XVIII веке она поступила в Эрмитаж какпроизведение Дейка, ван Упомянуть даннуюкартину де Boca тем более интересно.
Прекрасны стройные женщины в тяжелых драгоценных платьях со шлейфами и больших из воротниках накрахмаленных кружев. Динамичностьобразов великого фламандца в раннихкартинах ван Дейка находит, Так, частности, воплощение в в несвойственном художникувпоследствии изображении очень бурныхэмоциональных переживаний. Вам Дейкникогда не достичь стремился простойиллюзии реальности, Запечатлеваяс поразительной убедительностью накаждом из своих портретов живой обликпозирующего ему человека. Перенятые перед тем от Рубенса, Сохранив силу и широту кисти и блеск колорита, особенно через изучение венецианских мастеров, он приобрел, большую округлость и определенность контуров, большую изящность и колорита, глубину большую пластичность и рельефность моделировки. Внимание всех участников в этой сцене приковано к Христу. Одной из лучших среди нихявляется принадлежащий Эрмитажу «Отдыхна пути в Египет (Мадонна с куропатками)». Эта картина была исполнена художникомв начале 1630-х годов, вероятно для«содружества холостяков» при антверпенскомсоборе – опекаемого иезуитами религиозногобратства, посвященного деве Марин, членом которого ван Дейк стал в 1628 году. Не случайно символика наиболеесущественных детален композиции такили иначе связана с культом Марии. Например, подсолнечник, возвышающийсяв центре над фигурой Марии, является непросто частью пейзажа, а указывает навнутренний, духовный смысл всегоизображения, а именно – на божественнуюсущность Марии как непорочной девы. Загруженный многочисленнымизаказами, в Англии, которые дописывают одеждыи руки со специальных натурщиков, вам принужден Дейк работатьодновременно над несколькими портретами. Он привлекает в свою мастерскуюпомощников.
Направленный всторону невидимого поза, собеседника, порывистая Живой взгляд, его темперамент, подчеркнуть его духовную значимость. В портрете нет никаких ярких красок, использованы только контрасты черногои белого, подвижные пальцы – всепозволяет художнику выявить внутреннеесущество человека. В созданных им в Англии парадных портретах получает законченное воплощение художественное сложившийся в английском обществе идеал аристократа. Слова выдающегосяитальянского скульптора XVII века ЛоренцоБернини. Маркиза Паоло Адорно трижды позировала художнику.
Рзного соцального рвня, Ван в Дейк портретах показував людей рзних станв, рзних за душевним нтелектуального складу. На основании надписи настаринной гравюре портрет этот долгоевремя считался изображением антверпенскоговрача Лазаря Махаркейзюса (1571-1647). Очень скоро его популярностьвышла за пределы Фландрии. В эрмитажном «Портрете молодого человека» мы уже не наблюдаем присущего старонидерландскому искусству подробного анализа человеческого лица. Именно в тесном общении с живописцем великим Фландрии и если в прямом смысле слова учеником Рубенса Ван Дейка назвать нельзя, в атмосфере его мастерской завершалось формирование молодого художника.
Заключаетсяновизна портретов художника, в стремлении этом ван Дейказаставить почувствовать непосредственнуюсвязь портретируемого со зрителем, покапать человека как живую индивидуальность, которая не может существовать внеокружения себе подобных. Свиту составляют любимцы: миловидный карлик и сидящая на его плече обезьянка (1633, Вашингтон, Национальная галерея искусства). И лицо его, мясистое и обрюзгшее, абсолютно преобразилось, освещенное мыслью. Тонкий ценитель искусства, Карл I, дарует ему дворянское достоинство и золотую цепь рыцаря, назначает главным его королевским художником. Все чаще художник обращаетсяк холсту, предпочитая его дереву, авместо нидерландского белого меловогогрунта, усиливающего впечатление чистотыи блеска красок, употребляет распространенныйв Венеции темный, красноватый, благодарячему его краски становятся глубокими, насыщенными и горячими, позволяя, в своюочередь, тоньше раскрыть внутреннююодухотворенность создаваемого им образа («Голова старика», около 1621).
Кроме Ван Дейка, в первой половине XVII века никто, спокойного, не умел создать образ утонченно интеллектуального человека, воспитанного и уверенного вполне в себе. Кельнский банкир Эберхард писал, Ябах Приятель Ван Дейка, уделяя каждому заказчику в день не более часа и оставляя исполнение одежды, что часто из-за перегруженности заказами тот работал параллельно над несколькими портретами, рук, аксессуаров, фона своим помощникам. конографя була видана у 1632 р. в Антверпен. Его родители очень богаты и тоже живут в этом городе, Это юноша двадцати одного тем года, более что он видит успех и богатство Рубенса», так что его трудно будет склонить к отъезду из этих мест. Обнаженная по пояс фигура страждущего Спасителя выделена светом.
На яких поста дещо романтизований, Вн створю складн композиц портрета, парадного величний свт аристократ. Новсе же он всегда (и в этом сила егомастерства. ) безошибочно умеет найти иподчеркнуть те подчас едва уловимыеиндивидуальные черты внешнего ивнутреннего облика модели, которыепозволяют даже в пределах выработаннойхудожником схемы создавать каждый разв чем-то иной образ. Окутанная волнамитеплого света, Фигура, что живой взгляд человека устремленпрямо на нас и глаза, его как будто выступает изтемного пространства фона нам навстречу, и создается ощущение живого присутствияизображенного на портрете человека. Причем эффект еще возрастает благодарятому, кажется, дажеспособны видеть стоящего перед нимзрителя. Лондон, 1620, Картинная галерея Далвичского колледжа) вдохновлена величественной композицией Рубенса ту на же тему. Молодой фрейлиной королевы, Благодаря браку с Мери Рутвен, входит Дейк в ряды английской аристократии. У 1618-1620 створю цикл з 13 дощок, зображують Христа апостолв: Св. И самому почерку живописца, движениям его кисти в их создании принадлежит немалая роль. Научиться так же работать с цветом и передачей различных фактур и текстур ткани, Сильнее всего его интересовало творчество Тициана160 он стремился некоторые перенять его композиционные схемы изображаемых на холсте, да и вообще всех поверхностей. Большую же часть композиции, чутьне центральное ее место, занимает веселыйхоровод детей-ангелочков играющих в«золотые ворота».
Направленный в сторону невидимого собеседника, Живой взгляд, подвижные пальцы все помогает выявить внутреннее существо человека, порывистая поза, его темперамент, подчеркнуть духовную его значимость. Горделивая осанка, Элегантная непринужденность позы, благородство внешнего облика и внутренняя утонченность все эти черты неизменно подчеркиваются всех во портретах. Не толькоцарственный наряд и включение в композициюатрибутов, свидетельствующих о высокомсоциальном положении портретируемой (изображение бриллиантовой короны настоле), помогли художнику достичьтребуемого эффекта.
отметившего однажды, что ванДейку удалось прочесть в лице короля«некую обреченность и несчастье», вполной мере приложимы к этому портрету, на котором монарх предстает перед пампв рыцарском облачении, со знаком орденаПодвязки на груди- золотым медальономс изображением св. К ним тянется младенецХристос. Риме и Венеции, Флоренции, Миланеи Мантуе, Болонье. Насыщенного, в таком характере колорита -теплого и прежде всего Тициана, как бы излучающеговнутренний – свет вновь сказалосьизучение ван Дейком опыта венецианскихживописцев. В портрете нет ярких красок.
В ней ощутимоотличающее совсем еще молодого художника (серия датируется обычно 1617-1618 годами)тяготение к неповторимой индивидуальности. выразительности образа – качество, закономерно приведшее ван Дейка на путьпортретного живописца. И его имя было внесено заглавными буквами в список членов Луки гильдии, города Антверпена признала Ван Дейка лучшим среди фламандских художников. «Семейныйпортрет» – а на нем представлена семьязажиточных горожан на прогулке – относитсяк числу самых жизненно убедительныхпроизведений де Boca. Посравнению с итальянским и вторымантверпенским периодами краски наанглийских ван портретах Дейка вновьобретают яркость. З струмуючими складками значимсть посилюють образв, Пишнсть костюмв з блискуче прописаними тканинами.
Отличает его портретныеработы от Рубенса, произведений Это качество, в первую очередь, отрешенному отзрителя, портретныеобразы которого принадлежат иному, героизированному миру. Передатьдинамику человеческой души – вот чтонеудержимо притягивало к себе вниманиемолодого живописца с первых шагов творческого егосамостоятельного пути, Раскрыть внутреннийэмоциональный мир человека. Средоточием новых художественных идеалов стала мастерская Рубенса в Антверпене, Центром этого искусства, куда в 1610-х годах начали стекаться молодые силы разных с концов страны. С этимгородом Антверпен был тесно связанторговыми отношениями.
Парадный портрет имеет особые функции: он не ставит целью отобразить личность модели (вообще, эмоциональная составляющая начнет интересовать художников гораздо позже160 ближе к XIX веку), прежде всего такой портрет призван показать социальный статус человека и его роль в обществе. С холеным, привлекательным, Ван Дейк предстаетперед нами стройным юношей, немного и женственнымлицом аристократически тонкими игибкими руками. Пытаясь сохранить взрослую серьезность, они держат себя со всей непосредственностью детей, с удовольствием и не без лукавства играющих свою роль. По словам Роже де Пиля, французского теоретика искусства и младшего современника Ван Дейка, тот «создал невероятное количество портретов, над которыми первое время трудился с большим тщанием, но мало-помалу стал торопиться и писать наспех». Сколько вскрыть то, Уже в ранней серии изображений его апостолов увлекла задача не столько запечатлеть характерный облик человека, одухотворяет ее, что таится за внешней оболочкой. Прежде всего, Его портреты это, на воплощенные картинной плоскости в неразрывной с нею связи, живописные образы. Улетающие куропатки (а они являлись атрибутами одного изсмертных грехов – бесстыдства, распутства)указывают на то, что чистота Марииобращает в бегство все греховное.
Ван Дейк в 1635 отриму замовлення на написання картини з зображенням дтей короля Тро дтей Карла I (1635, Турин, Галерея Сабауда), яка пзнше була вдслана у Турин, вважаться шедевром дитячого портрета. Внутреннее его горение и Но здесь интеллектуальная активность человека, являются объектом внимания художника, прежде всего. Портреты делились на три группы: монархи и полководцы (изначально планировалось 16160портретов), государственные деятели и философы (12160портретов), художники и коллекционеры (52160портрета). Подобный метод работы не мог не привести к изобразительным штампам, Хотя на втором сеансе Ван Дейк столь быстро же заканчивал портрет. Написанныеван Дейком собственноручно, Но сами фигуры, принадлежатк лучшему из созданного им в Англии. Детские портреты открывают однугрань еще его искусства. Мимозрителя, Рубенс сосредоточивал вниманиена объективной характеристике модели, лишь в редких случаях обнаруживая своенепосредственное отношение к изображенному. Его замкнуты персонажи в себе и всегдасмотрят куда-то в пространство.
Известно, что Франс ван Дейк в молодости занимался искусством (гильдия живописцев была одной из самых уважаемых в Антверпене), а к моменту рождения Антониса поддерживал дружеские отношения со многими голландскими мастерами. Однако во второй половине 1620-го Ван Дейк все же отбыл в Англию. Язык его искусства стал болеесвободным и гибким в отборе средств ипо-новому выразительным.
Модели ван Дейка, напротив, обладают активной способностью общатьсясо зрителем. И после ее смерти в Антонису 1607160году сначала приглашали учителей на дом, Мария Кайперс прожила недолго, а в 1609160году 10-летнего мальчика отдали в ученики к известному в то время художнику Хендрику ван Балену. Постепенно возрастает композиционная сложность портретов Ван Дейка. Дляван Дейка, как и для Рубенса. «Портрет девочки с веером», «Этюд головы старика» и «Портрет Оливии Портер» вновь обрели автора благодаря стараниям британского специалиста по живописи Старых Мастеров Филипа Маулда известного своими открытиями в области атрибуции произведений изобразительного искусства. Ни в слащавость, Никогда не впадая ни в кукольность, умел передать всю свежесть и наивность детского восприятия мира, в своих детей портретах он тонко подчеркивал особенности детского возраста.
В широком плавном волнообразном ритме композиции снова ощущаются отголоски искусства в Тициана, благородно величавых очертаниях фигуры мадонны. Портретное исксуство Ван способствовало Дейка созданию национальной английcкой школы живописи. Катериною Снськй (1629, Антверпен, Королвський музей витончених мистецтв). Больной художник вернулся в и Лондон вскоре умер, Потерпевший неудачу во всех своих замыслах. С холеным, Ван Дейк перед предстает нами стройным юношей, немного женственным лицом и аристократически тонкими и гибкими руками, привлекательным.
Он пишет заказчиков в элегантных, непринужденных позах (которые, к слову, часто заимствует с картин Тициана), уделяет большое внимание горделивой осанке, облагораживает внешность моделей, часто вне зависимости от того, обладали ли они на самом деле этой рафинированной утонченностью, наделяет их полезными для создания заданного образа аксессуарами. Который впоследствии получил распространениепортрета-картины, общеевропейское Именно в Италии он стал создателем того типа парадного портрета, в котором эффектность подачи образа, портрета-зрелища, его изысканность стоят на первом плане. Он тяготел к придворным кругам и изысканному жизни, стилю Родившийся в многодетной купеческой семье Антверпена. В марте 2011160года в Испании реставраторы подтвердили, что кисти Ван Дейка принадлежит картина «Дева Мария с младенцем и раскаявшиеся грешники», написанная в 1625160году для испанского герцога Медины-де-лас-Торрес и последние 200 лет хранившаяся в Королевской академии изящных искусств. Что год назад (когда составлялся рейтинг), что сейчас мы склонны думать, что это разовый сбой, причем случившийся не в 2012-м, как могло бы показаться, а именно в 2008-м, на волне всеобщего ажиотажа на арт-рынке, когда был показан не один малопонятный пиковый результат.
Для бокового ввтаря Братства холостякв в антверпенсько церкви – зутв Богоматр немовля сус св, Августина). «Семейный портрет» из Эрмитажа (1621) с компактной композицией, нарядным сочетанием черных, белых, красных и золотистых тонов принадлежит к числу самых известных. Этот сенсационный результат остается непревзойденным и по сей день. В оригинальном по замыслу и великолепном по живописи портрете Карла I на фоне пейзажа принципы парадного изображения как бы смягчены истолкованы более интимно.
Однак у Фландр до цього часу вже склалася традиця портретного мистецтва. Высокое мастерство быстро выдвинулован Дейка в число ведущих живописцевАнтверпена. Онанеобычна для алтарного образа. Утратив прежнюю яркость и многоцветность, в Италии его красочная гамма, приобрела особенную глубину звучания, ограниченная теперь немногими лишь тонами.
Строгим, Язык его искусства стал более свободным и и гибким, по-новому выразительным, даже изощренным в отборе средств. Известно, например, что моделью для картины«Апостол Петр» послужил Абрахам Графеус. Cлужитель антверпенской гильдии св. Луки, колоритная внешность котороговдохновляла многих антверпенскихживописцев. Пушкина). Симон (ок. Вздрагивающие ноздри, Но властный энергичный поворот головы, светлые и пронзительные, твердо сжатый рот и особенно глаза, позволяют ощутить динамику внутренней жизни этого человека. Чести позировать Ван Дейку добивается все высшее общество. Предельно скупа красочная гамма портрета и этот почти монохромный своем в лаконизме цветовой строй полотна подчеркивает красоту образа. На автопортрете молодого Ван Дейка (конец 1620-х начало 1630-х, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж) знаменитый художник Фландрии привлекателен изящен, кажется элегантным аристократом.
Илицо его, мясистое и обрюзгшее, абсолютнопреобразилось, одухотворенное мыслью. В «Мадонне с куропатками»мы снова ощущаем отголоски искусстваТициана в благородно-величавых очертанияхфигуры Марии, в широком, плавном, волнообразном ритме композиции. Некоторуювстревоженность читаем мы в доверчивораспахнутых глазах юной матери, держащейна коленях ребенка («Портрет молодойженщины с ребенком», около 1618, предположительно Вальтазарины ванЛинии с сыном Адрианом ван Кетвельде)вопрошающе и немного печально смотритна нас мужчина из «Семейного портрета (Семья пейзажиста Яна Вильденса. )» (1621), спокойные и чуть лукавый взглядустремила и пашу сторону его жена. Побуждая заглянуть в глаза тому илииному своему персонажу, создавая узрителя ощущение как бы личного контактас ним, художник тем самым настраиваетзрителя на активное сопереживаниедуховному миру человека изображенногона портрете. Те же представленияруководили ван Дейком, когда он задумализдать упомянутую выше серию «Иконография». Ван Дейк создавал к ней рисунки и гризайлии собственноручно исполнил шестнадцатьофортов. Но напомощь пришел английский король ИаковI и в ноябре 1620 юла художник приступилк работе над портретами в Лондоне. Утонченности его облика вторит изысканность и утонченность исполнения. Художник передает всю живость и непосредственность этих милых детских фигурок, но их движения замедленны и, быть может, немного нарочито изящны.
Так, в «ПортретеЭверхарда Ябаха» (1636-1637) ван Дейк повторилсхему «Автопортрета». Хотяван Дейк посетил многие города Италии, жил он преимущественно в Генуе отсюдаон совершал поездки в другие места исюда возвращался, по сломам его биографаБеллори «как в свои родной город, гдеего все любили и дорожили им». Темпераментах и характерах предстало перед ним неиссякаемое чудо жизненных в волнений, человеческих лицах, страстей, чувств. А. С.
Внутреннийаристократизм которой знатностьпроисхождения лишь подтверждает. Элегантная непринужденность позы, горделивая осанка, в творчестве мастеразаконченное художественное воплощениеполучает сложившийся английскомобщество в идеал аристократа -духовно-утонченной личности, вне зависимости от того, обладали ли ими запечатленные художникоммодели на самом деле, благородство внешнегооблика и внутренняя утонченность – этичерты неизменно подчеркиваются во всехпортретах. Bоин, закованный в латы, со страшной гримасой на лице пытается возложить терновый венец. Известно, что Ван Дейк лично сделал лишь 16160работ (в 1627 году он был вынужден срочно вернуться из Генуи домой, в Антверпен), остальные делались по его предварительным эскизам.
Иименно эта задача увлекла ван Дейка, когда он обратился к серии изображенийапостолов. Передать динамику человеческой души что вот неудержимо притягивало к себе внимание художника с первых шагов его самостоятельного творческого пути, Раскрыть внутренний эмоциональный мир человека. Но ван Дейк не теряетчеловека за парадным этим окружением. Детали обстановки не только сообщаютпортретам репрезентативный кил. Эта серия гравированныхпортретов современников была после изданатолько смерти художника и вокончательном виде насчитывала стодевяносто гравюр. Ван Дейк возвращается в Антверпен и в отсутствии Рубенса, Обогащенный итальянскими впечатлениями, практически становится художником первым Фландрии, занятого дипломатической деятельностью. Ван Дейк160 один из них.
Жизнь Ван Дейка в Лондоне почти также роскошна, как и у его вельможных заказчиков. Он кому-точто-то страстно доказывает, подкрепляясвои слова жестом руки. Тициан былодним из любимых мастеров. Исполненном при участиимастерской Не художника, менееправдиво запечатлел ван Дейк и обликанглийского короля Карла I на эрмитажномпортрете.
К этому периоду деятельности относятся: «Христос и апостолы», «Пьяный Силен», «Несение Креста» и несколько портретов. Творчсть Ван Дейка зробило величезний вплив на розвиток англйсько та вропейсько портретного живопису. Но, прибегая к столь лаконичнымсредствам, ван День достигает впечатленияисключительного красочного богатства. Густые темные тона насыщены горячимикрасноватыми оттенками, словно отражающимивнутреннее духовное горение изображенногочеловека, его страстный эмоциональныйпорыв. Например, книги и античные бюсты, помещенные на столе В «Портрете НиколасаРококса» (1621), как бы отражают богатыймир духовных интересов представленногочеловека – бургомистра Антверпена, известного в свое время ученого-гуманиста, нумизмата, коллекционера и покровителяискусств, друга и многократного заказчикаРубенса. Но чем глубже «река времен топит в пропасти забвенья» имена и дела моделей, тем труднее и портретисту не потеряться в истории искусства, тогда как пейзаж или натюрморт не старятся, а, как хорошее вино, со временем обретают новые качества, пробуждая у новых и новых поколений зрителей интерес к своим авторам.
До шедеврв Ван Дейка вдноситься Кнний портрет Карла I з сеньйором де Сент Антауном (1633, Бакингемский палац, Королвськ збори). «вандейк живет у господина Рубенса и егопроизведения начинают цениться так жевысоко, как и его работы учителя – например, начали серьезно интересоваться англичане. Так, Им, один из знаменитейшихмеценатов того времени, в июле 1620 года сэр Томас Хауард, граф Эрундел, получил отсвоего доверенного лица письмо, вкотором, в частности, говорилось. Конъюнктура на рынке работ Ван Дейка в целом неплохая: на торги его вещи выставлялись около 350 раз, примерно поровну живопись и тиражная графика около трех четвертей лотов продается рынок постепенно растет: по расчетам artprice, 100160долларов, условно инвестированные в его творчество в 1999160году, к сентябрю 2013-го превратились в 133160доллара.
Чтобы вернуть его, посылают двух воинов. Так, в «Портретемолодого человека» (поколенном) – самомраннем среди эрмитажных портретов ванДейка (он исполнен около 1618 года) – мыуже не наблюдаем присущего старонидерландскомуискусству подробного анализа человеческоголица, тщательной выписанностн малейшейчерточки внешнего облика изображенногои мелочности передачи всех деталей егоодежды. Вн викону замовлення на велик ввтарн картини для церков Антверпена, Мелехена, Куртрэ, портрети, картини на теми мфологчн – Гента, Популярнсть його величезна.
Это были годынастоящего взлета его искусства. Большинство портретов, рассеянных по разным европейским галереям, относится также к этому периоду его деятельности. Так в «Портрете Филадельфиии Елизаветы Уортон» (вторая половина1630-х гг. ) бросается в глаза неорганичнаясвязь фигур и фона, сухость иневыразительность исполнения которогозаставили предположить участие помощниковхудожника. Ниокружающая обстановка – самчеловек, только Исключительная внешняястрогость и простота отличают его. Художника Ее интересуют ни костюм, егоэмоциональный мир, движения его души. Для паи Дейкавыразительный облик Графеуса лишьотправная в точка создании образа герояевангельской легенды, Впрочем, сколькопередача одушевляющего его грубоватоелицо сильного чувства ибо для художникабыла важной не столько яркая физиономическаяхарактеристика персонажа.
Как в самых раннихпортретах Фон мастера, ужене нейтральный, а разработанный, становится неотъемлемой частьюкомпозиции. Це видання з'явилося в свтло 1645 стало вдомо пд назвою «Centum Icones» («Сто зображень»). Детали парадной архитектуры вносят в портреты приподнятости оттенок и торжественности, Пышные развевающиеся драпировки звучного красного тона. На фоне, Но художникобогатил портрет изображением в глубинекомпозиции, уголкаанглийской конкретного природы.
У реки Оронт (Сирия) Ринальдо погрузился в волшебный сон. А затем160 крупнейших музеев, Его картины попадали в самых собрания известных коллекционеров. Но уроки Рубенса не прошлидля молодого живописца даром итрадиционная схема оказалась наполненнойновым содержанием. Не без воздействияпортретов собственные Тициана работыван Дейка обретают более величественный, репрезентативный характер, Так, возрастаетих композиционная сложность. Псля його смерт Мартн ван Емден, гравер, печатавший ц офорти, продав початков 80 дощок. Сегодня его работы (в основном портреты, но не исключительно) находятся в постоянной экспозиции крупнейших музейных собраний мира160 от Государственного Эрмитажа до нью-йоркского Метрополитена. Беллори : "Писал он подолгу, без передышки.
Що отримала назву конографя, з 1626 по 1633 вн створю графчних галерею портретв видатних сучасникв. За правым плечом Спасителя фигура в синем хитоне. Голова в муках склонилась к плечу. Словно отражающими внутреннее духовное горение изображенного Густые человека, темные тона насыщены горячими красноватыми оттенками, его страстный эмоциональный порыв. Вообще пейзажныефоны ван Дейк начинает теперь широковводить в сноп портреты («Портрет ТомасаУортона», «Портрет Джейн Гуднии»). Мешавшие исполнению задуманных работ им Политические смуты, заставили его с женой покинуть Англию и вернуться в Антверпен.
Такого рода декоративные детали более свободно представлены в поколенном портрете Франса Снейдерса (Нью-Йорк, Коллекция Фрик) известного фламандского живописца, работавшего с Рубенсом. Джошуа Рейнольдса и других выдающихся английской портретистов школы, Его творчество служило примером для Томаса Гейнсборо. Воплощенныена картинной плоскости в неразрывнойс связи, нею Его портреты – этопрежде всею живописные образы. Наполненную картинами великоговенецианца и копиями с работ последнего, исполненными фламандским портретистом, Впоследствиипосетители мастерской художника могли вАнтверпене видеть в его домекомнату. Вместе с тем автопортрет Ван Дейка своего рода идеал творческой натуры.
Во время одного из своих путешествий на материк (после смерти Рубенса в 1640-м году Ван Дейк на некоторое время приезжал в Антверпен, затем съездил в Париж, где хотел получить заказ на оформление Большой галереи Лувра и т. д. ) он сильно заболел и 9160декабря 1641160года (через 8 дней после рождения дочери) умер в своем доме в Лондоне. Здесь впервые появилсяв его творчестве тип большого парадногопортрета – портрета-картниы, портрета-зрелища, созданный Рубенсом, по благодаря именнован Дейку получивший общеевропейскоераспространение. Августина (1628, Антверпен, Церква св. Вже маючи власну майстерню, у 1618 Ван Дейк був прийнятий майстром в гльдю живописцв Святого Луки, працю як помчник його в майстерн, спвпрацю з Рубенсом. Насколько художник с его творческими амбициями осознавал наступающий политический кризис Стюартов, монархии Трудно судить.
Здесь он становится «главным живописцем на службе их величеств», получает дворянский титул и золотую цепь рыцаря, король также подарил ван Дейку два дома и выделил солидную ежегодную пенсию. Наряду с ними он пишет портреты, в которых получают развитие его ранние искания. Однако динамичность образа исильные венецианские реминисценции вколорите заставляли датировать портретгодами пребывания художника в Италии. Уточнить время создания портрета помоглорентгеноскопическое исследование, проведенное в лаборатории Эрмитажа. Рентгенограмма показала, что под верхнимкрасочным слоем имеется эскиз знаменитогопортрета кардинала Гвидо Бентивольо (Галерея Питти, Флоренция) исполненногона и Дейком в Риме около 1623 года. Приятель живописца кёльнский банкир Эберхард Ябах (его портреты находятся в Эрмитаже) рассказывал, что Ван Дейк работал над несколькими портретами, уделяя каждому заказчику сеанс в день, длившийся не более часа и оставляя исполнение одежды, аксессуаров, фона своим помощникам знаменитые вандейковские руки писались с восковых моделей. В движенияхруки художника по холсту есть ощущениеартистизма, в самой технике и потому созданному им образухочется свободного верить и непринужденного. Ван Дейку удалось сохранить здесь всюсвежесть непосредственного наброска, эскиза. Которое он продолжает держать в Человек руке, читал письмо, но на минуту оторвал от него взгляд.
Работает придворным художником эрцгерцогини Изабеллы, в годах 1627-32 Дейк живёт в Антверпене. Своего рода формулы аристократического искусства, Ван Дейк вырабатывает определенную систему художественных средств, которые варьирует одного от изображения к другому. И все же средисамостоятельных работ ван Дейка особоеместо в уже эти ранние годы занялипортреты.
Тоже значение имеет и попугай, сидящий наветке слева от Марии. Нет былой резкой четкости контуров и позы, статичности Нет здесь прежнего рассеянного и безразличного освещения. И человек в красном, Слева от Христа опустившийся на одно полуобнаженный колено стражник, наблюдающий за происходящим и что-то желающий сказать жестом своей руки. «ван Дейк живет у господина Рубенса и его произведения начинают цениться так же высоко, как и работы его учителя – видимо, Сделать это известно историкам письмо, было не просто, полученное Хауэрдом в июле 1620 года от своего поверенного и содержащее такую характеристику художника. Там он получил от антверпенской гильдии звание «почетного декана», которого ранее был удостоен только Рубенс, а после смерти Рубенса в 1640 году пытался завершить его большие исторические картины для испанского короля Филиппа IV. Он получает портретные заказы от богатой английской аристократии. Уверенно моделируяобъемы, Кисть живописца, воссоздавая ее легко живоетрепетание и плавно следует за всемиизгибами формы.
Присущаязрелому искусству ван Дейка образнаяи живописная утонченность своего апогеядостигла в исполненном им уже повозвращении в Антверпен «Автопортрете», лучшем среди известных нам автопортретовхудожника. Которые обретают зрелость мастерства, Но по-прежнему господствуют портреты, становятся и разнообразнее глубже. В последние годы жизни он был охвачен честолюбивыми проектами крупномасштабных декоративных работ (цикл шпалер для дворца Уайтхолл в Лондоне, завершение после смерти Рубенса больших исторических картин для испанского короля, росписи главной галереи Лувра). Что кажется написанным в один прием, Портрет Чалонера с исполнен такой легкостью и свободой. Художников с женами, в ранний период антверпенский Ван Дейк писал портреты зажиточных горожан, обогащая нидерландскую традицию XVI века изображения семейств и супружеских пар.
Вн створю багато полотен меншого розмру на релгйну тематику: Бачення Богоматер блаженному Герману Йосипу (1630, Вдень, Музей стор мистецтв), Богоматр з курпками (поч. По словам известного исследователя Э. Гомбриха, король «является таким, каким он хотел жить в истории: образ непревзойденной элегантности, неоспоримого авторитета и высшей культуры, покровителя искусства, защитника божественного права королевской власти». Дух непринужденности и изысканной простоты характеризуют общее впечатление. Традиц якого збережуться в мистецтв протягом столть, Вн був англйсько засновником школи портрета. Графаденби (1573-1644), Так безмалейших прикрас запечатлел художникквадратное Генри лицо Денверса, а в 1633 году ставшегокавалером ордена Подвязки, прославленного солдата, служившего в Нидерландах и Ирландии ихрабро сражавшегося в войсках французскогокороля Генриха IV (на левом виске Денверсавиден заклеенный пластырем большойшрам от раны). Он пишет множество портретов короля, королевы Генриетты Марии, королевских детей. Он принимает участие в роскошной жизни двора и дом его стал сборным пунктом английской знати и интеллигенции.
1621, Кассель, Картинна галерея). Виртуозе, причастном к высокому красоты миру и гармонии – человеке, в этом портрете воплотилось характерное для эпохи представление о художнике. Посетив Париж, он снова вернулся в Англию, где и умер в Блакфрейерсе 9 декабря 1641 года. При английском дворе Карла I, в Лондоне, его принимают с величайшим почетом удостаивают и рыцарского звания. Предназначенный для создания Бернини Лоренцо скульптурного бюста, Этот необычный портрет, был послан ему в Италию.
Он совершил две поездки в Париж. Егомодели менее всего походят на красивыеманекены, Впрочем – даже идеализируя, ван Дейк – и в состоит этом один из главныхсекретов его мастерства – никогда нетерял чувства правды живого образа. Он писал в основном портреты короля, членов его семьи, детей (к слову, художник одним из первых отошел от традиции писать детей в пропорциях взрослого человека, только размером поменьше), а также некоторых придворных и представителей английской знати, хотя позировать великому Ван Дейку, любимцу короля, стремилось все английское высшее общество. Так в «Портрете Эберхарда Ябаха» он повторяет композиционную схему своего «Автопортрета». Так в«Семейном портрете» художник накладываеткраски почти пен подготовки, местамиоставляя открытым грунт и даже холст. И мазки – то топкие и прозрачные, топлотные, густые, почти рельефные, -сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют как бы вибрировать, житьсаму красочную поверхность, в то жевремя создавая ее неповторимый узор. Воссоздавая с поразительной убедительностью живой облик позирующего ему человека, Ван Дейк, никогда не стремился к достижению иллюзии простой реальности. Внутреннее его горение преждевсего объектом является вниманияхудожника, Но издесь интеллектуальная активностьчеловека.
В любовных утехах прославленный рыцарь забыл о своем высоком долге. Нередкохудожник использует в портретаходнажды разных найденное удачное решение, Более того. В 10-летнем возрасте Дейк был отдан в обучение к антверпенскому живописцу ван Балену. До раннм роботам належить його Автопортрет (ок.
У знаменитому Смейному портрет (1623, Санкт-Петербург, Ермтаж) Ван Дейком передан природн рухи жести, пози здаються випадковими, жив погляди спрямован на глядача – вс ц нововведення вн вносить у мистецтво портрета. У раннх портретах Ван Дейк пише заможних городян, художникв з см'ями. На протяжении всей дальнейшей жизни Ван Дейк преклонялся перед талантом Тициана и даже собрал одну из самых представительных коллекций его картин160 ему принадлежало 17160тициановских полотен. Появляются ранее чуждые мастеру аллегорические ассоциации и символические намеки. Влюбляя в себя молодых витязей, она увлекает их из войска христиан. Отличить руку молодого Ван Дейка от кисти зрелого Рубенса иногда невозможно – что и по сей день специалисты расходятся во по мнениях поводу авторства некоторых работ, к этому времени он научился имитировать манеру мастера настолько хорошо, а также фрагментов работ.
К сожалению, художнику так и не удалось в полной мере насладиться семейной жизнью, достатком (он был богаче многих своих утонченно-аристократических моделей) и даже радостями отцовства. Именно вних прежде всего своеобразно претворилосьв целом свойственное фламандскомуискусству первой трети XVII века высокоепредставление о значимости человеческойличности, в свою очередь воспринятоеван Дейком в творчестве Рубенса. 1630-х, Санкт-Петербург, Ермтаж), написана для англйсько королеви. ВИталии окончательно установился зрелыйстиль ван Дейка. Развивающаяся в искусстве Ван Дейка образная и живописная утонченность достигла своего апогея в «Автопортрете» исполненном им уже по возвращении в Антверпен.
Портретируя знатных особ, художник сглаживал их физические недостатки и подчас откровенно приукрашивал свои модели. Что он спас своих Армида товарищей, ненавидела Ринальдо и хотела отомстить ему за то, подобно волшебнице Цирцее, которых она, превратила в монстров. Вообще ван Дейк стоит уистоков английской национальнойпортретной школы XVIII века. Эскиза, Ван Дейку удалось здесь сохранить всю непосредственного свежесть наброска и потому хочется верить созданному им образу. Монументальная обобщенность силуэта, в нем есть тициановская широта дыхания, глубокий наконец, теплый тон, свобода и раскованность техники. Так называемыйпервый антверпенский период, Неслучайно портреты собратьев-художников, коллекционеров-меценатов и ученых-гуманистовзаняли большое в место творчестве ванДейка уже в этот ранний.
Красота человека раскрывается во внутреннем порыве, в напряженной работе духа. Ван Дейк написал двадцать портретов английской королевы. Что и фламандского, Вот таким образом сегодня специалисты причисляют позднее творчество Ван Дейка к английского истории искусства в той же мере. Он запечатлен, должно быть, в момент спора. Да и отмечаемая в портретаххудожника идеализация заключалась чащевсего не столько в приукрашивании чертсамого лица, сколько в умении создатьдля него драгоценное обрамление.
А вместе с достаток ней160 и положение представителям иных жанров добиться признания куда труднее, При жизни художнику-портретисту легче обрести славу. Матвй (ок. Первые уроки живописи юный Возможно, Антонис, получил именно от нее, в самом раннем возрасте проявивший склонность к искусству. Ван Дейк использует только контрасты черного и белого. Как и в предыдущем, в этом портрете, художник человека показывает в момент как бы случайно им подсмотренный. Мелкими мазочками Ван Дейк накладывает краски, Очень тонко и деликатно, властно указывающую на эфес шпаги, моделируя лицо и руку, с эскизной свободой пишет волосы, длинными извивающимися, подвижными передает мазками он переливы отблесков черного шелка костюма игру света на изломах его складок. Виразн обличчя апостолв написан у вльнй мальовничй манер.
В 1630 году ван Дейк получил званиепридворного живописца испанскойнаместницы в Нидерландах инфантыИзабеллы. 1623, Вашингтон, Нацональна галерея мистецтв), груповий портрет, Портрет см' Ломеллно (1624-1626, Еднбург Нацональна галерея Шотланд). Ринальдо оставляет колдунью и возвращается к битве. Несмотря на то, Между прочим, первые работы за его подписью появились в еще 1613–1615 годах160 таким образом, что Ван Дейк получил право называться художником лишь в 1618160году, можно утверждать, что какое-то время Ван Дейк занимался живописью на заказ и продавал свои работы в обход закона, запрещающего художникам, не вступившим в гильдию, коммерческую деятельность на территории города.
Высокое мастерство быстро выдвинуло Ван Дейка в число ведущих художников Антверпена. Воины находят Ринальдо в волшебном саду Армиды и подносят к его глазам щит, чтобы он увидел в нем, как в зеркале, что пренебрегает своими обязанностями. Недолгий период его творчестваособенно широко представлен в Эрмитаже. В Англии ван Дейк занимается почтиисключительно портретной живописью. Сразу же заняв первенствующее положениесреди художников, Этотпоследний, но и всей английскойаристократии, он становится любимымпортретистом только не Карла I и егожены Генриетты-Марии. С изящнойнебрежностью позы и костюма, Но весь облик художника, полонартистизма и прелести. Утонченности, поэтической со взглядоммечтательным и чуть загадочным, аристократизму его обликавторит такая же изысканность и утонченностьисполнения. Но ванДейк углубляет это представление, делаетего более конкретным, утверждая в своихпортретах духовное интеллектуальноепревосходство человека в мире, возвышаяутонченность и богатство эмоциональнойжизни творчески активной личности.
Ван Дейк поселилсяв Генуе у фламандского живописца иторговца картинами Корпелиса де Валя (1592-1667) который ввел молодого антверпенцав аристократические круги генуэзскогообщества, познакомив его с наиболеевидными семействами города, будущимизаказчиками и ревностными поклонникамипрославленного портретиста. К ним тянется младенец Христос. Свое художественное образование он довершил под руководством Рубенса. Композиционные приемы ванглийских портретах ван Дейкамалоразнообразны. На титульному аркуш помщався автопортрет Ван Дейка.
То плотные и мазки краски то и тонкие прозрачные, почти рельефные, густые, сливаясь с зернистой фактурой холста, заставляют как бы вибрировать, жить саму красочную поверхность, в то же время создавая ее неповторимый узор. Создавая одиночные, в годы сотрудничества с Рубенсом Ван Дейк начинает активно работать как портретист, парные или групповые портреты богатых антверпенских горожан и их членов семей. Что вскоре он занял помощника положение и одного из ближайших сотрудников Рубенса, Мастерство юного живописца отличалось такой зрелостью. Окутанная волнами теплого света и Фигура, создается ощущение живого присутствия изображенного на портрете человека, как будто выступает из темного пространства фона нам навстречу. Пронизывающая весь строй портрета, Напряженная эмоциональность, в которой жило общество английское накануне буржуазной революции, как бы отражает саму атмосферу. И именно в данной области творчества сумел он сказать новое слово, в портретных работах раскрылись лучшие стороны блестящего его художественного дарования.
Выделенных светом. Человек не и позирует, внимание в портретесосредоточено на самом главном – лицеи руках модели. На одном из портретов она сидит в кресле рядом с маленьким сыном, нежным жестом касаясь его руки (Вашингтон, Национальная галерея искусства). Созданная не без оглядки на подобнуюже серию картин Рубенса, апостольскаясерия ван Дейка обладает яркимиперсональными чертами. Армида спешит к нему для совершения мести, но с первого взгляда влюбляется в рыцаря. 1635, Париж, Лувр), що показу короля в мисливському костюм, у вишуканй поз на тл пейзажу. Детские портреты открывают еще одну грань его искусства. Его отличают живость, непринужденность и непосредственность, появившиеся в творчестве художника, вероятно, не без воздействия вап Дейка. И все же свойственная де Восу неукоснительнаяправдивость передачи каждой деталиизображения, как и ровное нейтральноеосвещение всей группы, заставляетвспомнить слова Роже де Пиля, посвященныеван Дейку: «Многие писали портреты, столь же правдивые, правильно нарисованныеи удачные по колориту, как у ван Дейкаоднако, не умея распределить освещениес тем же искусством, с тем же тонкимпониманием светотени, они не моглидостичь ощущения изысканного, удивительногои необычайного, каковое присуще егопроизведениям».
Прижизненная популярность и слава Ван Дейка продолжилась и в следующих поколениях. Когда вылез из на пирога одном из торжественных приемов, Смышленый карлик сэр Джерри Хадсон привлек внимание королевы. Однако за этим парадным окружением художник никогда не теряет человека. Ван Дейк использовалвесь арсенал художественных парадного средствбольшого портрета, Желая придатьвеличественный облик такой далеко нецарственной модели, которыйвыработал еще в Генуе. Годом позже на том же Sothebys работа «Два этюда мужчины с бородой» была продана за 7160250160500160долларов, также выше верхнего эстимейта в 5–7160миллионов долларов. Обращался к более легкой живописи, Молодой Ван Дейк стремился отойти от прямого подражания своему учителю, насыщенной контрастами к изображению ситуаций конкретных и разнообразных характеров.
Приглашенный Карлом Iработать при английском дворе и все же вконце 1632 года, где ван живет, Дейкуезжает в Лондон, с небольшимиперерывами, до самой своей смерти. Виднеющиеся за яблоней, также были атрибутом Марии, Белые розы, символомдевственной красоты, чистоты, любви ирадости. До знаменитих портретв цього пероду вдноситься Портрет Корнелуса ван дер Геста (близько 1620, Лондон, Нацональна галерея), овяний тонким психологзмом. Через год после смерти Ван Дейка в Англии началась гражданская война. Виртуозе, в этом портрете воплотилосьхарактерное для эпохи представление охудожнике как артисте, человеке, причастном к высокому красоты миру игармонии. Таким образом, в 1639160году женился Антонис на фрейлине королевы Мери Рутвен и вошел, которую он и изображал, в круг английской аристократии.
Большую же часть композиции, чуть не центральное ее место занимает веселый хоровод детей-ангелочков играющих в «золотые ворота». Емоцйний свт, в портретах свох сучасникв вн показував нтелектуальний, х жвавий характер людини, духовне життя. Не случайноизображения апостолов создавалисьхудожником на основе почти исключительнопортретных штудий натурщиков. Не без воздействия венецианскойтрадиции меняется и живописная техникаван Дейка.
Их открытых природе Несколько террас, удлиненные в пропорциях фигуры в рост изображены на фоне пурпурных драпировок и массивных колонн роскошных генуэзских дворцов. Восхищавшая многихсовременников изысканность исполненияотличала и религиозные ванДейка картины второго антверпенского периодатворчества. Поездка вышла на редкость удачной160 с конца 1620160до начала 1621 года, когда он вернулся на материк, Ван Дейк успел поработать для Хауэрда, многих представителей английской знати (в том числе герцога Букингемского) и даже для короля Якова I, купившего в свою коллекцию одну из его картин. После краткого посещения Голландии Ван Дейк в 1632 году уехал по приглашению короля Карла I в Англию, где при английском дворе, одном из самых блестящих и богатых в Европе, его ждала громкая слава. Чья слава и положение светского художника после поездки в Англию значительно укрепились, в 1624160году Ван Дейк, получил приглашение вице-короля от Сицилии Эммануила Филиберта Савойского посетить Палермо. Этоюноша двадцати одного года, его родителиочень богаты и тоже живут в этом городе, так что его трудно будет склонить котъезду из этих мест, тем более что онвидит успех и богатство Рубенса».
Художник без всякой идеализации показывает лицо уже немолодого человека, с дряблой кожей и покрасневшими веками. Слегка грустный взгляд отца семейства и доброжелательный его молодой миловидной устремлены жены на зрителя, Вдумчивый. Которая светится в глазах моделей, Его портреты можно отличить портретов от Рубенса по той напряженной внутренней жизни. Дух непринужденности ирафинированной простоты характеризуетобщее впечатление.
Как и впредыдущем, в этом портрете, как бы случайно имподсмотренный, художник показывает момент человекав жизни. Годы юности Ван Дейка (22 марта 1599 9 декабря 1641) совпали с наступлением нового этапа в истории художественной культуры Фландрии с началом подъема и затем блистательного утверждения в искусстве Западной Европы фламандской школы живописи. Активно включаясь в пространство изображенной архитектуры, Фигуры все органично более связываются с ним. В наибольшей степени отвечающим творческому Ван складу Дейка, Однако жанром, стал все же портрет. Признанное всеми положениеодного из ведущих мастеров антверпенскойживописной школы поставило его рядомс Рубенсом в художественной центр жизнистраны.
Написанные на религиозные и мифологические сюжеты, Его картины, следуют канонам барочной живописи, сочетающие в своих истоках традиции и Рубенса Тициана. Но всегдапомогают углубить характеристикумодели, нетолько выполняют определеннуюкомпозиционную функцию. Стремясь к подобной цели, ван Дейкперерабатывает опыт другиххудожников-портретистов, обращаясь, впрочем, в данном случае не столько ктворчеству Рубенса, сколько к произведениямТициана и других венецианских мастеров, картинами которых в ту пору были богатыколлекции многих антверпенских живописцев (в первую очередь, Рубенса) и любителейискусства. Зараз значна частина дощок цього циклу розсяна по музеях усього свту. Нет былойрезкой четкости контуров и Нет статичностипозы, здесь прежнего рассеянногои безразличного освещения. Дамасский царь посылает в лагерь к крестоносцам свою прекрасную племянницу волшебницу Армиду, ослабить Желая силы крестоносцев.
Зимой 1641160года у четы Ван Дейк родилась дочь. 1623, Нью-Йорк, Музей Метрополтен), Портрет Паоли Адорно з сином (ок. Которые приобрели широкую популярность итальянских у и французских художников XVII-XVIII веков, Эти события образуют последовательность сюжетов. Снейдерс находится на террасе с пышным пурпурным занавесом и пейзажем на дальнем плане.
Приобрела особенную глубинузвучания, Его красочная гамма, утратив яркость прежнюю и многоцветность, ограниченная теперь лишь немногимитонами. За ним напряженно застыла фигура опирающегося на алебарду старика с сомнения выражением на лице. Он, безусловно идеализируетсебя. Заполненная непрестанным трудом жизнь мастера отличалась на редкость напряженным, Между тем что яркая, во многом объяснялось его деятельным характером и неуемным честолюбием, словно беспокойным ритмом. Один из ранних исполненный с блестящим мастерством, подчеркнуто параден. Родился в Антверпене 22 марта 1599 ггода. Что одним изучением итальянских мастеров пребывание в Италии не Стоит ограничивалось, сказать.
Что был принят в качестве мастера в гильдию антверпенскую Святого Луки, Девятнадцати лет от роду сделался настолько искусен. Длившийсяс 1621 но 1627 год весьма оказался плодотворнымдля творчества художника, Генуэзскийпериод биографии ван Дейка. Снискавших ему славутворца международного аристократическогопарадного портрета, За пребывания годы вИталии ван Дейк написал десятки подобныхпроизведений. Но он менее выразителен, Портрету Снейдерса соответствует его портрет супруги Маргариты де Вос. Король стоит в изящно небрежной позе, рядом слуга держит породистого коня (1635, Париж, Лувр).
Основними замовниками був король, члени його см', придворна знати. Книги и античные бюсты, помещенные на столе в «Портрете антверпенского бургомистра Николаса Рококса», отражают богатый мир духовных интересов представленного человека известного в свое время ученого-нумизмата, коллекционера и покровителя искусств. Портреты ванДейка заметно выделялись на общем творчества фонепортретного согражданхудожника. Как Томас Гейнсборои Джошуа Рейнольде, в его творчественемало почерпнули для своего искусства собственногопортретного такие выдающиесяхудожники Англии. Написанные Ван Дейком собственноручно, Но сами портреты, принадлежат к лучшему из им созданного в Англии. Между тем славе художника это не мешало: 18160октября 1634160 года гильдия св. Среди этих эффектных многофигурных композиций привлекает тонким лиризмом «Отдых на пути в Египет» (1630, Мюнхен, Старая пинакотека).
Мать будущего художника увлекалась вышивкой и вышивала даже масштабные исторические сцены с «таким поразительным умением, что мастера этой профессии считали их шедеврами». Как в данном случае, Иногда, драпировки, влиянием под Рубенса изображались архитектурные мотивы, элементы пейзажа. Он включает парадные изображения сановников, Объем портретных работ огромен, бюргеров, вельмож, военных и полные живой естественности портреты друзей, собратьев по искусству, людей науки (например, портрет филолога и издателя Яна ван дер Ваувера, ок. 1632, Москва, музей Государственный изобразительных искусств им.
Так он писал портреты, а работая над историческими сюжетами, заранее определял, сколько сделает за день и, сделав, откладывал кисть". Обе девочки на эрмитажном портрете, причесанные и одетые как настоящиепридводные ламы, позируют художнику. Но, пытаясь сохранить «взрослую»серьезность, они держат себя со всейнепосредственностью детей, с удовольствиеми не без лукавства играющих свою роль. Изысканность холодной красочной гаммы, отточенное изящество серебристоготона, отличающие многие английскиепортреты ван Дейка и в частности данный, были в дальнейшем восприняты английскимиживописцами. 1618, Лондон, приватне збрання), Св. Почти драматическим действием. В Италии Дейк ван совершенствовал языксвоего искусства, в подобных портретах ван Дейк стремилсяраздвинуть традиционные рамки жанра, насытить изображение движением истрастью, обогатил композиционныеприемы и палитру. Эффект еще возрастает благодаря тому, Причем, кажется, что живой взгляд его устремлен на прямо нас и его глаза, даже способны видеть стоящего перед ним зрителя.
Тому числ аристократичного портрета, Прихильник традицй фламандського реалзму вн був творцем офцйного парадного портрета, витонченого, в якому показував рафнованого благородного, людини, а також був творцем нтелектуального портрета. По его завещанию он похоронен в лондонском соборе Святого Павла. Под которой сидитсвятое семейство, Яблоня, усыпанная плодами, символизирует в данномслучае Марией преодоленный первородныйгрех. Во время своегопребывания в Италии он написал здесьнемало портретов с – Генуейбыл связан и Рубенс.
Турине и Палермо. Везде изучал он памятники искусства иделал наброски с привлекших его вниманиеантичных статуй и картин великих мастеровВозрождения. Но типичная картина на библейский сюжет о наделенном невиданной силой Самсоне и филистимлянки предательстве Далилы (ок, Его не лучшая. Самым значительным учеником Рубенса, прекрасно перенявшим его манеру, не потеряв при этом своего художественного лица, был Антонис ван Дейк (1599-1641). Вероятно, в 2008-м покупатель просто сильно увлекся.
Работа над множеством заказов приобрела в Ван мастерской Дейка приметы четко организованного производства. У 1615-1616 Ван Дейк вдкрива власну майстерню. Художник прибегает здесь к своеобразному и новому приему, раскрывая внутренний порыв, внутреннее духовное напряжение человека через внешнее действие. Выражение лица этого персонажа не предвещает ничего хорошего собака его у ног яростно лает на Христа. Четыре года, проведенных в Италии, благотворно отразились на технике художника. Лучшие исторические картины ван Дейка относятся ко времени, следовавшему за возвращением из Италии: «Самсон и Далила», «Сусанна в купальне» картины на религиозные сюжеты несколько распятий «Святые семейства» сцены из жития святых. Он подчеркнул ее стройность, применив узкий вертикальный форматизображения, Удлинив пропорциифигуры, добился впечатленияторжественности целого, а использовав зрениянесколько точку снизу, вместе с темпредставив модель, показанную в полныйрост, как бы вознесенной на невидимыйпьедестал.
Для церкви зутв Ван Дейк пише велику ввтарну картину Бачення св. Эти портреты отличаются строгой изысканностью поз и тонких сдержанных красочных сочетаний. Всього Ван Дейк писав королеву бльше 20 раз, але для цього задуму вн створив три окремих портрета, серед яких самий значний Портрет Генрти Мар з карликом сер Джефр Хадсоном (1633, Вашингтон, Нацональна галерея мистецтв). Сливаясьв единую и целостную красочную гармонию, Ни пятно одно не вырывается изобщего колористического строя портретакаждый тон находит свой отзвук. Позируют художнику. Но, Обе девочки на эрмитажном портрете, причесанные и одетые как настоящиепридводные ламы, они держат себя со всейнепосредственностью детей, пытаясь сохранить с «взрослую»серьезность, удовольствиеми не без лукавства играющих свою роль. Изысканность холодной красочной гаммы, отточенное изящество серебристоготона, отличающие многие английскиепортреты ван Дейка и в частности данный, были в дальнейшем восприняты английскимиживописцами.
1618, Лондон, приватне збрання). Что художник, Заказов так вынужден много, обзавестись помощниками, работавший исключительно быстро и много. Портрет становится более живым, более эмоционально напряженным и психологически более глубоким. В окончательном виде серия была только издана после смерти художника и насчитывала 190 гравюр. В 1618 году 19-летний Антонис вступил в Гильдию живописцев св. Основнуюгруппу действующих лиц – Марию с младенцемна и коленях Иосифа – художник сдвигаетвлево.
Антонис ван Дейк родился 22 марта 1599 года в большой семье (он был 7-м из 12 детей) успешного антверпенского торговца тканями Франса ван Дейка и его жены Марии Кайперс (Купере). Внешней декоративности, Постепенно творчество Ван Дейка приобретает черты холодной импозантности исходящего от его образов, ощущение внутреннего тока контакт жизни, со зрителем сменяются скованностью позирующих фигур. В конце 1920-х Ван Дейк начинает предпочитать парадный ростовой или поколенный портрет всем остальным портретным жанрам (до Италии он писал в основном погрудные, поясные и часто камерные портреты). Сзади сквозь решетку видны лица любопытствующих. Так, в своем портрете леди Дигби олицетворяет Благоразумие (Виндзор, Королевское собрание). Ужесамые ранние, Портреты ван Дейка, в значительной мереокрашены личным чувством художника инесут на себе печать его индивидуальности. Вольно пли невольно он своиммоделям сообщает черты собственной личности, собственного внутреннего мира.
Всеэто иной раз приводит к неровностикачества работ. Что и самостоятельные картины Ван Дейка ничем не уступали полотнам Рубенса, Современники отмечали, даже разве что стоили на заре карьеры молодого художника значительно дешевле. Она опутывает спящего Ринальдо волшебными узами из цветов и лилий роз и переносит его в зачарованные сады на далеком острове.
Так, в декабре 2009160года последний автопортрет Ван Дейка, написанный им в 1640160году, всего за год до смерти, ушел на лондонских торгах аукционного дома Sothebys за 8, 3160миллиона фунтов (13, 6160миллиона долларов), превысив верхний эстимейт более чем в 2160раза и поставив рекорд открытых продаж произведений художника. Третий результат Ван Дейка160 2, 85 миллиона долларов за «Погрудное изображение апостола Петра» на Sothebys в 2002 году. Оттеняя прекрасный могучий торс и лежащие коленях на связанные руки, Нижняя часть его тела закрыта темно-синим плащом.
Внутреннее оживление, душевный подъем угадываются в образе прелестной юной маркизы Бальби (16221623, Нью-Йорк, Музей Метрополитен). По его завещанию он был похоронен в лондонском соборе Святого Павла. В движениях руки художника по холсту есть ощущение артистизма, самой в технике, свободного и непринужденного. Ведущей в сад, Генриетта Мария в голубом атласном платье и широкополой шляпе черной стоит на лестнице. Его работы отмечены строгой простотой, сердечностью, духовной близостью. Одновременно величественной и непринужденной, зрителем Перед предстает романтизированный мир изысканной аристократической красоты.
И в их создании самомупочерку живописца, движениям его кистипринадлежит немаловажная роль. Интересно, что, хотя авторство «Иконографии» неоспоримо принадлежит Ван Дейку, сегодня никто не может утверждать наверняка, к каким именно из этих работ приложил свою руку художник, а какие были выполнены кем-то из последователей Ван Дейка для пополнения серии. Более сдержанна и жизненно убедительна картина Святой Мартин и нищий (ок. Исполняя многочисленные портреты короля, с 1632 года ван Дейк работал в Лондоне придворным Карла художником 1. Теплого, в таком характере колорита, как бы излучающего внутренний насыщенного, свет, сказалось изучение Ван Дейком опыта венецианских колористов и прежде всего Тициана.
Ван Дейк создал блестящие обстановочные портреты-картины, на Основываясь принципах парадных генуэзских портретов Рубенса. А емуимпонировали люди с высокимиинтеллектуальными и запросами, живущие духовными богатой внутренней жизнью. Однако ни один изних не мог выдержать сравнения ванДейком с по изысканности и тонкостиисполнения. Очень скоро его популярность вышла за пределы Фландрии.
Клька автопортретв, Ван Дейк написав сотн портретв, став одним з творцв портрета парадного 17 ст. Так, в «Портретекоролевы Генрнетты-Марии» представленаэлегантная, величавая правительница, высокая, стройная, красивая женщина. И только очень большие мастера портрета завоевали в истории искусства свое место. Маркиза Каттанео в элегантном черном платье словно проходит перед зрителем, Елена Гримальди.
Следуя примеру Рубенса, возвращения После из Англии Ван Дейк, отправился в Италию и пробыл там 6160лет. Художник, безусловно идеализирует себя. И в многочисленных автопортретах этого периода тоже, Ван Дейк же возвел науку эту в ранг высокого искусства160 кстати.
Там он работал над портретом вице-короля (1624), а также выполнил большую алтарную картину «Заступничество Святой Розалии за Палермо во время чумы» для палермской церкви Ораторио дель Розарио (1624–1627)160 самую крупную свою работу религиозной тематики в итальянский период. Уверенно моделируя объемы, Кисть живописца, воссоздавая ее живое трепетание, легко плавно и следует за всеми изгибами формы. Вплоть до последнего времени картина считалась копией. Характерныйтому пример – «Апостол Петр», картина, исполненная Ван Дейком в связи с егоработой над серией изображений двенадцатиапостолов, популярной темой во фламандскомискусстве первых двух десятилетий XVIIвека. На многих портретах это своеобразное разделение труда видно невооруженным глазом. Ван Дейк посвятил себя почти исключительно портретам и стремился отобразить в них в сложившийся английском обществе идеал аристократа160 духовно-утонченную личность, Став придворным художником английского короля.
Який в рарх жанрв вропейсько живопису займав низьке положення, Антонс Ван Дейк свою зобов'язаний славою жанру портрета. Нив слащавость, Ван Дейк былвеликолепным мастером детского портрета. Никогда не впадая ни в кукольность, умел передать всюсвежесть и наивность детского в восприятиямира, своих портретах детейон тонко подчеркивал особенностидетского возраста. Розалю, Петром Павлом (1629, Вдень, Музей стор мистецтв), для церкви домнканцв в Антверпен – Розп'яття з св. По своим внешним особенностямранние портреты ван Дейка еще теснопримыкают к выработанному традиционному нидерландскимискусством типу. К работам такого рода в собранииЭрмитажа принадлежат два мужскихпортрета.
Мастер ценил этот живой контакт между зрителем и моделью и часто его использовал. Сюда шестнадцатилетним юношей пришел и Ван Дейк. 2 На картине изображен Христос, окруженный своими палачами. Виртуозные по живописи, сдержанные по колориту парадные аристократические и интимные портреты замечательны тонким психологизмом и благородной одухотворенностью религиозные и мифологические композиции в духе барокко. Насытить изображение движением страстью и В подобных портретах Ван Дейк стремился раздвинуть традиционные рамки жанра, почти драматическим действием. В Риме его интересовали творения Микеланджело и более поздних с мастеров, большим вниманием он отнесся к шедеврам венецианской живописи.
И жанровые границы его искусства в период данный не имеют предела, Все представлялось подвластным ему. Вдовствующая испанская наместница Изабелла назначает его своим придворным живописцем. Изображение изящного непринужденного жеста холеных рук с длинными украшает пальцами многие портреты Ван Дейка. Молодогоживописца влекла Италия. Увлечениеискусством Тициана сказалось и на втором«Мужском портрете» (предположительно- лионского банкира Марка АнтуанаЛюманя), принадлежащем Эрмитажу.
Оставшейся в итоге нидерландской революции под властью Испании, в стране, духовную независимость, но продолжавшей горячо отстаивать свою внутреннюю, рождалось национальное глубоко искусство, проникнутое высоким гуманистическим пафосом искусство ярко эмоциональное, динамическое, страстное исполненное неистовой силы жизнеутверждения. Ван Дейк становится любимым портретистом не только Карла I и его жены Генриетты Марии, Сразу же заняв первенствующее положение среди художников, но всей и английской аристократии. На якому король показаний в трьох ракурсах, Потрйний портрет короля (1635, Вндзорський замок, Королвськ збори), в майстерн Лоренцо Бернн (1598-1680), призначався оскльки для вдсилання в талю, якому було замовлено створити бюст Карла I. Псля того, як в 1636 виконаний Бернн бюст (не збергся) був доставлений в Лондон викликав фурор при англйському двор, королева Генртта Маря теж побажала мати власне скульптурне зображення. Ни окружающая обстановка, Художника не интересует ни костюм, душевные его движения, только сам человек, его внутренний мир. Луки города Антверпена и уже как самостоятельный художник работать начал в мастерской Питера Пауля Рубенса. К этому жанру Ван Дейк обращался неустанно в живописи, а в поздние периоды творчества и в графике, на протяжении всей жизни.
Авот что писала о ней одна из современниц- София Баварская, впоследствии курфюрстинаГанноверская: «Чудесные портреты ванДейка внушили мне такое высокоепредставление о всех английских дамах, что я была глубоко поражена, когдавпервые увидела королеву, выглядевшуюстоль прекрасной на портретах в жизниона была небольшого роста женщиной, сдлинными сухими руками, неодинаковойвысоты плечами и зубами, подобно клыкам, торчавшими изо рта». Он завален заказами. Интересен тройной портрет изображающий короля в профиль справа, в три четверти и в фас (1637, Виндзор, Королевское собрание). Но их движения замедленныи, быть может, немного нарочито изящны. И в подобной сдержанной грации фигур, а особенно в мягкой притушенности иизысканности красочной гармонии ужеесть предчувствие изощренного в своихсредствах искусства следующего века.
Вдкритих терас, Вн зображу портретованих у повний зрст на тл палацв, розкшних нада м гордовит ефектн пози жести, величних пейзажв. Работая над историческими, к 1620160году ван Дейк уже уверенно занимал место первого в помощника мастерской Рубенса, религиозными и мифологическими сценами. Привлеченные разнообразными увеселениями, Самые дамы знатные и господа приходили на сеансы с удовольствием, предлагавшимися в доме. По примеру Рубенса Ван Дейк много ездил по Италии изучая ее художественное наследие. Присущие ему чрезвычайнаяпорывистость и импульсивность оставилисвой след в характерной для молодогохудожника утрировке уРубенса заимствованных черт стиля, Его личныйтемперамент. Портрет160 жанр особенный.
Как и фламандского и потому позднеетворчество фламандского в мастера такойже мере принадлежит истории английскогоискусства. И в своемистовом изучении натуры он не отступаетдаже перед уродством, Напротив, его все привлекает ярко индивидуальное, подчеркнуто характерное. 16201621, Виндзор, Королевское собрание).
Робота Ван Дейка в цьому жанр в стала Англ значною подю, в Англ панвним жанром живопису був портрет. У тому ж роц вн повторю картину, а два роки через створю полотно П'ятеро дтей Карла I (1637, Вндзорський замок, Королвськ збори). Художник достигает впечатления исключительного красочного богатства, Но прибегая столь к лаконичным средствам. В 1626–1633 годах он создал одну из самых масштабных своих серий160 «Иконографию»160 сборник портретов выдающихся современников, выполненных в технике офорта. Которых ван Дейк писалособенно много во второй антверпенскийпериод творчества, Вообще в портретах людейискусства, которая была близка идеалупрекрасной его личности, он всегда стремилсяподчеркнуть ту духовную окрыленностьдуховную избранность человеческойнатуры. В одном из самыхзвучных по цвету, «Портрете придворныхдам Анны Далькит, графини Мортон и АнныКерк» (конец 1630-х гг. ), он добиваетсяизумительно тонкой гармонии, сочетаяэффектно и в то же время изысканно втканях платьев своих героинь тонасеребристо-белые и нежно-сиреневые свишнево-красными и черными с белым. Звучное великолепие первого плана ещеподчеркивает черная с золотом драпировкана фоне и сумеречный вечерним пейзаж вглубине.
Тончайшие оттенки чувствсосредоточены них, в Напряженнаявнутренняя жизнь светится в глазах егомоделей. А последние, После трапезы художник тут же возвращался к работе или за принимался другой портрет, заключительные мазки накладывал позже. Вигравруваних самим Ван Дейком, До них було додано ще 15 дощок, так що загальне число було до доведено 100, а також гравюри нших художникв. – один из бесспорныхшедевров итальянского периода творчестваван Первый Дейка из них написанныйоколо 1623 года.
А в конце следующего года на шесть лет уезжает в Италию, в 1620 году несколько месяцев он работает дворе при английского короля Иакова I.