Написание собственного автопортрета было для Серова, в своем роде, личным экзаменом на мастерство.
В поисках образа Европы в композиции «Похищение Европы» (1910 ГТГ, ГРМ, МАГМА) он мечтал «оживить» древнюю скульптуру Коры, придав ей пластику реальной женщины. Симонович (1879, ГТГ) – будущей «Девушки, освещенной солнцем». На портрете работы Репина 1901 года (углем на холсте) мы замечаем складку между бровей, угрюмый, недоверчивый взгляд, слегка усталый, слегка сердитый, слегка жалобный и очень грустный. Внимание художника привлекали подчеркнуто простые, неброские виды русской природы.
Пластической выверенностью, Этот эскиз на холсте – по сути монументальный – рисунок потрясает своей выразительностью. Прежде всего очень и очень неоднозначным. В 1911-м он рисует К. С. Тогда была создана серия портретов близких ему по духу и интересам людей – С. С.
«Зимой» (1898, ГРМ), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие, «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей) – «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), были Там написаны лучшие его пейзажи. К лучшим произведениям мастера относится акварельный «Портрет С. М. Он также не мог оставаться в стороне от театра, Живя в подолгу Абрамцеве, страстно любимого С. И. На рубеже XIX-XX вв. Среди них и портрет учителя – И. Е. Несмотря на юный возраст, модель поражает своим прямым пристальным взглядом, очень тяжелым и не по годам серьезным. За что в итоге получила выговор от Серова: «Не пустить САМОГО Шаляпина.
Конец XVII и XVIII век». Каждая из работ 1911 года самоценна. gt Серов выколдовал некое "модерн-барокко"» Обращение Серова к личности Петра и к исторической теме в целом связано в том числе и с его сближением с художниками «Мир искусства», основными идеологами ретроспективизма. Бенуа как «древний ковровый подбор красок» Написанию занавеса предшествовала кропотливая подготовительная работа. Особенно ярко это проявляется в графических портретах последнего десятилетия.
Написанная в 1895 году, Картина, как ее увезли во Францию в начале ХХ века, впервые в возвращается Россию после того. Техника пастели, традиционно пограничная между живописью и рисунком, у Серова демонстрирует множество вариантов их сочетания: ранние его пейзажи – это скорее «живопись цветными мелками», а портреты Г. Л. Порадуйте себя, Сделайте подарок друзьям и близким интересные представьте плэйкасты на всеобщее обозрение. Чаще всего источником вдохновения для Серова служило имение семьи Дервизов – Домотканово. Мамонтова (1879, ГРМ), двоюродной сестры М. Я. Украшением выставки является впервые привезенный в Москву подлинный занавес к балету «Шехеразада» – единственный реализованный при жизни Серова проект, отражающий его стремление к монументальной форме.
Незадолго до смерти он заключил договор с И. Н. Здесь, как писал Д. В. С момента ее премьеры в 1863 году опера неоднократно на ставилась сценах крупнейших театров Санкт-Петербурга и Москвы. Как и всегда у Серова, Обращение к новой теме, стало поводом к над эксперименту формой и техникой исполнения.
Сарабьянов, «стиль модерн в его русском варианте достигает своих вершин. Очерченное жестким контуром обнаженное тело на монохромного фоне холста напоминало древний рельеф и одновременно было эпатирующе новым. На выставке представлено несколько изображений любимой модели Серова – Веры Калашниковой. Серов писал И. С. Привязанность к скупому северному пейзажу, умение увидеть и передать его особую выразительность художник перенес в свои исторические картины («Петр I», 1907, ГТГ «Петр I на работах», 1910-1911, ГТГ, ГРМ) и др.
Пришлось писать с 8 утра до 8 вечера (этак со мной еще не было). Чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, 1892 год после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, выполнив эскиз будущего полотна, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй Серов с Коровиным, выиграли в начале года конкурс по рекомендации в Репина апреле-мае Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, С. А. Толстой, получив за него 600 рублей летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых Александр Валентинович Серов (18921959) работая в Историческом музее над портретом царской семьи, Серов уговорил позировать директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь скажет, что более всего удалась на полотне такса конец года и первая половина следующего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи. Стремясь обрести «современную манеру» изображения древнего мифа, художник переходит от традиционной станковой картины к монументальной форме панно, созвучной и античным первоисточникам и художественным поискам эпохи модерна. Ранее переслав в Третьяковскую галерею рисунки письма и знаменитого родственника, Она умерла в 1955 году. Бакста (оба – первая половина 1900-х, ГРМ).
Шаляпина (1905, ГТГ) и в рисунке знаменитой афиши с изображением Анны Павловой в образе Сильфиды (1909, ГРМ), по поводу которой один из современников то ли с иронией, то ли всерьез заметил, что в Париже «портрет Павловой работы Серова вызвал больше откликов в печати, чем сама Павлова» Серов умел находить уникальную черту, позу, жест модели и намеренно подчеркивал, заострял их в портретах. Текучесть, «подвижная сущность» акварели раскрывает сам процесс создания портрета, отражает темп работы художника, обладающего способностью мгновенно схватывать облик и психологическое состояние модели. Они неизменно вдохновляли Серова на создание острохарактерных образов. Павловой (оба – ГТГ). Переосмысляя стилистику оформления и особенности образов героев оперы, На протяжении двух десятилетий вновь Серов и вновь обращался к изучению культуры Древнего Востока, ассирийского царя Олоферна, в частности, роль которого на разных сценах исполнял Ф. И. Микробиолог, Ее сын, лауреат Нобелевской Андре премии Мишель Львов передал портрет в музей дОрсэ в Париже.
Шаляпин нередко бывал в гостях у Валентина Александровича. Ростроповича) был исполнен в Париже в конце мая – начале июня 1911 года совместно с И. С. Бенуа (1908, ГРМ) – передан жизнерадостный нрав женщины.
В эскизах Серова И. Э. В карандашном рисунке особенно наглядно прослеживается путь мастера от натурной штудии к лаконичному изображению-знаку, выразительной краткости высказывания, тот поиск «идеальной линии», которому были подчинены последние годы жизни художника. 1890 год с конца предыдущего года давал уроки рисованию Володе фон Мекк (18771932) сыну В. К. фон Мекк в начале года по заказу С. И. Мамонтова был написан портрет А. Мазини в феврале родилась дочь Ольга с начала года вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице они получили заказ для церкви Космы и Дамиана в Костроме в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина написать картину «Христос на Гефсиманском озере (Хождение по водам)», затем в мастерской появился М. Врубель с подачи Репина В. Серов впервые участвовал в очередной, XVIII выставке ТПХВ с портретом отца и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры), летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком) осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был уже подписан с М. В. Нестеровым на конкурсе МОЛХ получил первую премию за портрет А. Мазини. Неустанному копированию работ старых мастеров выработалась у него мастерской в П. П, Привычка к внимательному изучению формы. Работу над которым оборвала смерть художника, Последнее произведение Серова, классицистический – портрет П. И.
Что одаренного ученика приняли Репина в Академию художеств раньше положенных 16 лет, Неудивительно. Репина (1901, ГРМ). Однако замысел не воплотился в жизнь, Первоначально Мамонтов хотел все опубликовать басни с картинками.
В поисках ключа к созданию нового образа Гиршман он поначалу ориентировался на стиль Энгра, но в процессе работы точка отсчета сменилась: «Уж теперь не Энгр, а, пожалуй, к самому Рафаэлю подбираемся». Светские портреты органично сочетают тонкий артистизм с не менее тонким даром художника-психолога и Но более официальные. Гиршман и О. К. Мамонтова (1898), Мариинского театра (1888 и 1907) и антрепризы С. П. Спустя много лет знаменитый уже мастер признался Чистякову: «Помню Вас как учителя и считаю Вас единственным (в России) истинным учителем вечных незыблемых законов формы, чему только и можно учить». «надо просто перейти на какой-то другой чтобы материк, отсюда добраться до его исторических картин lt – погрузиться в другую действительность, Как писал А. Эфрос.
Властными, энергичными движениями угля мастер выявляет особую скульптурную стать модели. На выставке представлены эскизы к постановке в Мариинском театре 1907 года (ГТГ, ГРМ). Серов участвовал в создании декораций для нескольких постановок: для Русской частной оперы С. И. В 1910-1911 годах мастер, чей талант был признан и в Европе (галерея Уффици заказала Серову автопортрет, а Париж рукоплескал его занавесу для балета «Шехеразада»), вместе с начинающими художниками работал в студиях Жюльена и Коларосси в Париже. «Он до страсти любил сцену и имел недюжинный актерский талант», – отмечал И. Э. Она также позировала художнику во время работы над портретом ГЛ.
Появление новых форм и жанров определялись самой жизнью, Изменение иерархии в видов изобразительного искусства. Хрупкой женственности Е. С. Театр был частью жизни Серова. Таков портрет К. Д. Затем в мастерской появился М. Врубель с подачи Репина В. Серов впервые участвовал в очередной, 1890 год с конца года предыдущего давал уроки рисованию Володе фон Мекк (18771932) сыну В. К. фон Мекк в начале года по заказу С. И. Мамонтова был написан портрет А. Мазини в феврале родилась дочь Ольга с начала года вместе с К. Коровиным работал в московской мастерской на Долгоруковской улице они получили заказ для церкви Космы и Дамиана в Костроме в приходе фабрики П. М. Третьякова и В. Д. Коншина написать картину «Христос на Гефсиманском озере =[[1]]» и получил лестный отзыв критика В. В. Стасова всю весну работал в Костроме (на картине Серов писал только фигуры), XVIII выставке ТПХВ с портретом отца, летом жил с женой и дочерью в Домотканово, переехав осенью в Москву в Малый Гнездниковский переулок (дом Крумбюгеля на углу со Шведским тупиком) осенью Серов выслал А. В. Прахову эскиз росписи «Рождества Христова» для Владимирского собора в Киеве, однако срок предоставления работы уже истёк и контракт был уже подписан с М. В. Нестеровым на конкурсе МОЛХ получил первую премию за портрет А. Мазини. Уже в акварельном эскизе (1906, ГТГ) проступает сложный замысел художника.
1885 год весной кратковременно был в Москве в мае в Мюнхене, где встретился со своим первым учителем рисования Кёппингом в конце августа-начале сентября, возвращаясь из-за границы, в Москве, написал портреты С. И. Мамонтова и певца его частной оперы, дАндраде в сентябре вместо занятий в Академии уехал в Одессу, чтобы встретиться с невестой и в имении Н. Д. Кузнецова весь октябрь писал этюд «Волы» и к концу году вернулся в Москву. Там были написаны лучшие его пейзажи: «Зимой» (1898, ГРМ), «Баба с лошадью» (1898, ГТГ), «Зимняя дорога в Домотканове» (1904, Рязанский художественный музей), «Стригуны на водопое» (1904, ГТГ) и другие. Врубелем Серов писал декорации для домашних постановок, сам участвовал в них. Что лучше всего ему удаются образы интимно-лирические, Кажется, где красочная импрессия, женские и детские либо образы людей свободный творчества, мазок отражают душевное состояние модели.
Серов широко использовал метод калькирования: нарисовав фигуру на полупрозрачной бумаге, накрывал рисунок другим полупрозрачным листом и, обведя наиболее удавшиеся контуры, продолжал рисовать уже на новой «подложке». Орловой (1911, ГРМ) – фиксация первого впечатления, которое трансформировалось в знаменитый парадный портрет княгини. Один из первых ее портретов – свободный рисунок гуашью на картоне (1904, ГТГ) – построен на выразительности изысканного силуэта и кажется идеальным воплощением стиля модерн. Орловой напоминают рисование цветом. Особенно много работать акварелью Серов начал в конце 1890-х-1900-е годы. Серова «Юдифь».
Однако сам художник был не окончательно удовлетворен результатом и вновь вернулся к работе с любимой моделью. Которые висели приколотые булавками к обоям. » Работы театра для выделены в отдельный раздел выставки, – Авт. Но и задал высокую планку технического мастерства для последующих Серов поколений, не только определил новое направление развития графического искусства в XX веке.
Грабаря, – лучший из овалов, реминисценций живописи XVIII века. Занавес (фонд М. Л. gt тот род шутливости, который был ей присущ». Щербатовой (1911, ГТГ). Прием калькирования для максимально поиска выразительной пластической формулы художник использовал при изображении животных для иллюстраций к басням И. А. Что художник должен уметь работать всем на свете, Грабарь особенно подчеркивал: «Серов считал исходя из того, чем только возможно работать, что и сама натура бесконечно разнообразна и неповторима, да и настроение, чувство художника неодинаково вчера сегодня: и сегодня хочется сделать так, а завтра по-другому.
В 1909-1910 годах он создает удивительные по своей графической чистоте рисунки балерин «Русских сезонов» – Т. П. Чехова, по признанию современников, является портрет 1902 года (ГЛМ), написанный Серовым за несколько кратких сеансов. Шаляпин был дружен с семьей Серовых. Первой масштабной работой Серова для театра становится оформление постановки оперы А. Н. (1905), сделанном углем на холсте, знаменитый бас предстает именно как артист, знающий, что такое успех, знающий себе цену. Каким же вырисовывается образ Серова исходя из этих работ. Мария Симонович не смогла вернуться в Россию, какие уж возвращения после революции.
На выставке представлены эскизы монументальных росписей, созданные по заказу издательств, графические «картины по русской истории», декорации для театра, знаменитая афиша для «Русских балетов Сергея Дягилева». Серов писал, что портрет «должен быть не хуже Орловой – такова воля заказчиков», – говорил он. Кнебелем на публикацию отобранных им басен самим под названием «Двенадцать рисунков В. Серова на басни И. А. Грабарь отмечал «то стремление к упрощенности линий и форм, которое характерно для последнего года серовских исканий».
Распространенное среди современников, Однако об мнение их карикатурности, скорее преувеличено. В 1906-м Серов приступил к работе над портретом ГЛ. Мастер не нарушал границ жанра, предельно утрируя характеристику лишь в шаржах. Работа над ними была начата по приглашению А. И. Что он исчерпывается в серовском совершенстве» », Можно даже сказать, но уже в более старшем возрасте, 8211 двоюродной художника сестры Марии Симонович, замужней женщиной, у которой теперь фамилия Львова. Самый строгий свой критик, Серов, Однако не был удовлетворен рисунком и пытался его уничтожить.
Кутепова «Царская и императорская охота на Руси. Видимо, Как-то прислуга даже не впустила его, что в приличное семейство с детьми негоже не являться совсем трезвым, решив. В 1900 мастер пишет портрет Николая II, официальный и в то же время по-своему «домашний» – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова. Грабарем к лучшим произведениям Серова. Симонович-Ефимовой. Акварелью, Вот таким образом он работал маслом, темперой, гуашью, пастелью, цветными твердыми карандашами, рекомендуя то же и своим ученикам» в репинской манере свободной с мягкими растушевками выполнены портреты матери («В. С.
Но и оценить умение художника использовать особенности каждой из разнообразных графических техник, позволяет Экспозиция не только проследить общую эволюцию стиля Серова. Портрет Е. П. Шаляпин. По их мотивам Серов создал несколько вариантов эскизов (1910-1911 ГТГ, ГРМ, ГЦТМ), часть из которых представлена на выставке. Это развитие издательского дела, бурное строительство частных и общественных рекламы зданий, – театра, Рубеж XIX-XX веков стал временем промышленного подъема в России и связанных с ним перемен в мире искусства.
Где в 1897-м он возглавил мастерскую, Создание целой серии исполненных натурщиц акварелью граничит с преподаванием художника в МУЖВЗ. Вы автоматически соглашаетесь с к графическим техникам обусловлен не только индивидуальным дарованием, Добавляя анонс, к стилю модерн, но и чуткостью к главным тенденциям эпохи, тяготеющему к языка, условности декоративной плоскости, выразительности линии и силуэта. Как в фокусе, в нем, намеченные в экспозиции, соединились основные драматургические линии, – крупная форма и минимализм графического арабеска, декоративное панно и театральная афиша, обнаженная идеальная модель и выразительный характерный портрет. Поленовым и М. А. Строгий А. Н.
Что сталось с этими чудесными рисунками Местонахождение серовских карикатур неизвестно. Боткина, Л. С. Именно Серов первым ввел рисование с обнаженной женской модели. В пастельном портрете жены художника А. Н. Где можно было почерпнуть сведения об искусстве Востока, Серов посещал все доступные ему особенно собрания, его интересовали персидские миниатюры.
Словно изображенный находится на сцене, Художник избрал точку снизу зрения вверх, слегка возвышаясь над зрителем. Эти рисунки заполняли целую стену той боковой комнаты во двор (в великолепной квартире Сережи в доме 11 по Фонтанке), которая служила "редакцией" в тесном смысле и куда посторонние не допускались. Увезла ее сама модель, которая вышла замуж во Франции. Чистякова. Настоящий успех принесли Серову иллюстрации на исторические темы. Крылова». Эскизы отличает единая приглушенная цветовая гамма, поэтично охарактеризованная А. Н.
Мамонтова в 1895 году. Мамонтовым. Немножко суховато, но не неблагородно, в отличие от бакстовской сладкой роскоши». В 1899-м он был привлечен к изданию Н. И.
Дягилевым, стоял у истоков этого грандиозного предприятия. Бенуа писал о шуточных зарисовках, созданных Серовым во время встреч «мирискусников» : «Какие чудесные, необычайно меткие карикатуры нарисовал он на всех нас. Исполненный маслом, но по сути рисунок, портрет Иды Рубинштейн не случайно является финалом всей выставки. Черты этой натурщицы проступают в облике Европы в композиции «Похищение Европы» (1910).
Не чувствуя в себе способностей к Поначалу преподаванию, Серов долго отказывался от этой должности. Олив (1909, ГРМ), по признанию И. Э. Выразительный образ экстравагантной О. К. Тот же прием использован и в монументальном портрете Ф. И. 1888 год в начале года окончил портрет М. Ф. Якунчиковой летом жил у Дервиза в Домотканово, где была написана «Девушка, освещённая солнцем» и ряд пейзажей в августе в Абрамцеве, в октябре путешествовал в Киев и Одессу, где договорился со своей невестой о венчании в январе следующего года в декабре в Санкт-Петербурге: написал портрет композитора Бларамберга и начал писать портрет отца выставленный на конкурс МОЛХ «Портрет В. М» («Девочка с персиками») в декабре был удостоен единственной премии в номинации портрет в сумме 200 рублей в самом конце года в Санкт-Петербург приехала его невеста, Ольга Фёдоровна Трубникова.
Серов неизменно превращал непритязательный мотив настоящее в пиршество для глаз, Мастерски передавая тончайшие градации оттенков серого и коричневого. Кстати, он исполнял партию Олоферна в опере «Юдифь» композитора Александра Серова, отца художника. Тесная связь художника с театром отразилась в создании тонких психологических портретов людей артистической среды. Крылова – одного из самых знаменитых циклов Серова. Гиршман в интерьере ее будуара.
Даже мрачноватый человек, На одних портретах нами перед предстает серьезный, недоверчивый, строгий, упрямый. В 1910 году Серов получил заказ на роспись столовой особняка Носовых на сюжеты «Метаморфоз» Овидия, который позволил бы художнику реализовать свои идеи. Если кому-то в этом плане и уступая, Серов едва становится ли не первым портретистом России, то лишь одному Репину.
Станиславского (ГТГ), друга детства, когда-то они вместе выступали на сцене в доме Мамонтовых. Однако его приход открыл новую эпоху в истории училища. Одним из самых достоверных образов А. П. Вместе с В. Д.
Бальмонта (1905, ГТГ), сотканный из угольно-черных динамичных штрихов, которые подчеркивают нервическую натуру эпатирующего публику поэта. Заказ послужил поводом для создания не только иллюстраций, но и выдающихся станковых произведений: «Петр II и цесаревна Елизавета Петровна на псовой охоте» (1900), «Екатерина II на соколиной охоте» (1902), «Петр I на псовой охоте» (1902, все три – ГРМ). Строгий, почти монохромный портрет греющейся у печки С. В.
Гиршман сохранил фрагменты и втайне от автора отдал на реставрацию. «. я в две недели должен был написать свой персидский занавес – который написал и Остроухову. 1892 год после крушения 17 октября 1888 года императорского поезда харьковское дворянство, чтобы увековечить чудесное спасение императорской семьи, решило построить на месте трагедии (станции Борки) церковь и объявило конкурс на создание картины Александра III с семьёй Серов с Коровиным, выполнив эскиз будущего полотна, выиграли в начале года конкурс по рекомендации Репина в апреле-мае Серов написал портрет жены Л. Н. Толстого, С. А. Толстой, получив за него 600 рублей летом родился старший сын О. Ф. и В. А. Серовых Александр Валентинович Серов (18921959) работая в Историческом музее над портретом царской семьи, Серов уговорил позировать директора известного историка И. Е. Забелина, кроме того был написан заказной портрет О. Ф. Тамара (урождённой Якунчиковой), о котором позже И. Э. Грабарь скажет, что более всего удалась на полотне такса конец года и первая половина следующего прошла в неоднократных сеансах позирования членов царской семьи. Серова», 1880, ГТГ), хозяина Абрамцево С. И. Дягилева (1909).
Карсавиной и А. П. В стремлении к максимальному обобщению формы художник пришел к графическому минимализму: «Хочу добиться, чтобы в рисунке было как можно меньше карандаша. ». Многоплановость композиции и игра с отражением в зеркале отсылают зрителя к знаменитым «Менинам» Веласкеса.
Работа с ней нередко помогала художнику найти нужное художественное решение в лучших его произведениях. Ефимовым и Н. Я. Карзинкиной (1905, БГХМ) вторит мягкий пастельный штрих, а декоративную красоту изображения подчеркивает пустое пространство листа. Грабарь.
Живописный портрет 1907 года (ГТГ) был причислен И. Э. Бенуа – А. К. Помогая найти постановку Гиршман, фигуры, поворот головы – Серов старался по возможности освободить заказчицу портрета от утомительного позирования. Марии Яковлевны Симонович, Саввы Ивановича Мамонтова, Татьяны Анатольевны Мамонтовой и учителя, Ильи Ефимовича Репина с осени живёт с Репиным в Санкт-Петербурге познакомился О. Ф. Трубниковой с – Сашей и Надей, Это ж надо додуматься. » 1879 год в начале апреля мать Валентина Серова с двумя младшими детьми, оставив старшего сына в Москве, уехала в имение Сябринцы Новгородской губернии, где жила семья тётки по линии матери, Софьи Семёновны Колль был отчислен за неуспеваемость летом с Репиным жил в Абрамцеве, участвовал в домашних спектаклях семьи С. И. Мамонтова появились первые известные карандашные портреты Валентина Серова. Таким мы видим художника на его карандашном автопортрете 1879 года.
Разрабатывая эту тему, Серов как бы преодолевал сопротивление материала: испробовав масло, темперу, акварель, он обратился к технике иконописи, написав «Кору» (1910, частное собрание) на иконной доске яичными красками. И. Э. В конце года в возрасте 9 лет от скарлатины скончался его сводный брат Александр Немчинов, живший у Симоновичей. Целью его было оттачивание собственного рисовального стиля, доведение до совершенства лаконичной «серовской» линии.
Серову удалось воплотить в них суровую монументальность древней цивилизации, Судя по отзывам восторженным современников. Лукомской» (1900, ГТГ), где сложная психологическая характеристика модели словно предрекает трагическую судьбу изображенной. Александр Николаевич вспоминал: «Серов очень ценил в моей жене ее "веселость" lt. В. О. Что и встреча Одиссея с Навзикаей происходит под жемчужно-серым небом холодным Финского залива, Парадоксально.
Официальный и в то же время «домашний» по-своему – император изображен в простой тужурке Преображенского полка эту картину (уничтоженную в 1917, но сохранившуюся в авторской реплике того же года) зачастую считают лучшим портретом последнего Романова, в 1900 мастер пишет портрет Николая II. Тем не менее Серов продолжал создавать рисунки вплоть до 1911 года. Олсуфьевой (1911, ГМИИ) соответствует аскетичной натуре этой удивительной женщины – фрейлины императрицы и. художника-реставратора. В 1911 году Серов создал знаменитый овальный портрет Генриетты Леопольдовны, в котором он опять прибегает к эффекту «пластического цитирования» или, точнее, своеобразного творческого диалога со «старыми мастерами». Серов был близок к кругу зачинателей «Русских сезонов» во главе с С. П. Еще более Серова с мирискусниками объединял интерес к театру.